Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Где произошло успение пресвятой богородицы. Что означает успение божией матери. Народные традиции празднования Успения

В этой статье мы расскажем о Празднике Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Что значит слово « Успение»

« Успение» - это устаревшее слово. Впереводе насовременный русский язык значит « смерть, кончина» .

Что такое Успение Богородицы

Полное название праздника- Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы иПриснодевы Марии. Это один издвунадесятых православных праздников. Двунадесятые праздники догматически тесно связаны ссобытиями земной жизни Господа Иисуса Христа иБогородицы иделятся наГосподские (посвященные Господу Иисусу Христу) иБогородичные (посвященные Божией Матери). Успение- Богородичный праздник.

Праздник, который отмечается вРусской Православной Церкви 28 августа поновому стилю (15 августа постарому стилю), установлен впамять осмерти Божией Матери. Кнему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, построгости сравнимый сВеликим постом. Интересно, что Успение- последний двунадесятый праздник православного церковного года (заканчивающегося 13 сентября поновому стилю).

Когда празднуется Успение Богородицы

Праздник Успения Пресвятой Богородицы отмечается 28 августа поновому стилю. Унего есть 1 день предпразднства и9 дней попразднства. Предпразднство- один или несколько дней перед большим праздником, вбогослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство- такиеже дни после праздника.

Что можно есть наУспение Богородицы

28 августа, впраздник Успения Божией Матери, если онвыпадает насреду или пятницу, можно вкушать рыбу. Втаком случае разговение переносится наследующий день. Авот если Успение выпадает надругие дни недели, топоста нет. В2016 году праздник Успения- непостный день.

События Успения Богородицы

Все, что мызнаем осмерти Матери Господа Иисуса Христа, почерпнуто изцерковного Предания. Вканонических текстах мынепрочитаем ничего отом, как ипри каких обстоятельствах Богородица отошла коГосподу ибыла погребена. Предание- один изисточников нашего вероучения, вместе соСвященным Писанием.

ИзНового Завета мыузнаем, что Спаситель, распятый накресте, попросил своего ближайшего ученика- апостола Иоанна Богослова- заботиться оМарии: Увидев матерь иученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! Се, сын твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! Исэтого времени ученик сей взял Еексебе (Ин19:26– 27). После распятия Христова Богородица вместе сучениками своего Сына пребывала вмолитве ипосте. Вдень Сошествия Святого Духа наапостолов (Пятидесятницу) она тоже получила дар Святого Духа.

Вписьменных памятниках начиная сIVвека мынаходим упоминания отом, как дальше жила Божия Матерь. Большинство авторов пишут, что она была телесно восхищена (тоесть взята) сземли нанебо. Произошло это так. Затри дня досмерти Богородице явился Архангел Гавриил ивозвестил опредстоящем Успении. Втовремя она пребывала вИерусалиме. Все случилось именно так, как сказал Архангел. После смерти Пречистой Девы апостолы погребли еетело вГефсимании, тамже, где покоились родители Богородицы иеесупруг- праведный Иосиф. Нацеремонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. Натретий день после погребения Фома захотел увидеть еегроб. Гроб открыли, нотела Богородицы внем уже небыло- лишь ееплащаница.

История празднования Успения Богородицы

Достоверные сведения обистории праздника Успения начинаются лишь сконца VIвека. Большинство церковных историков полагают, что праздник установили при византийском императоре Маврикии, который правил в592– 602 годы. Скорее всего, доэтого времени Успение было вКонстантинополе поместным, тоесть необщецерковным праздником.

Икона Успения Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIIIв., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Традиционно иконописцы изображают Богородицу вцентре образа- она лежит насмертном одре, посторонам отнее- плачущие апостолы. Чуть позади ложа стоит Спаситель сдушой Богоматери, изображаемой ввиде спеленутого младенца.

ВXIвеке распространился расширенный вариант иконографии Успения, так называемый « облачный тип» . Мыможем увидеть его, например, нафреске изцеркви Святой Софии вОхриде вМакедонии. Вверхней части такой композиции изображаются апостолы, летящие ксмертному одру Богоматери наоблаках. Самый древний пример « облачного Успения» наРуси- это икона начала XIII века, которая происходит изновгородского Десятинного монастыря. Вверхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба сзолотыми звездами ифигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Сейчас этот образ хранится вТретьяковской галерее.

Часто уложа Богородицы иконописцы изображают одну или несколько горящих свечей, которые символизируют молитву Богу.

Богослужение Успения

Упраздника Успения есть один день предпразднства и9 дней попразднства. Предпразднство- один или несколько дней перед большим праздником, вбогослужения которого уже входят молитвословия, посвященные наступающему празднуемому событию. Соответственно, попразднство- такиеже дни после праздника.

Отдание праздника совершается 5 сентября поновому стилю. Апредшествует Успению Божией Матери двухнедельный Успенский пост. Ондлится с14 по27 августа.

Существует особая Служба погребению Богоматери. Еесовершают поподобию службы Утрени Великой Субботы; вовремя нее читают 17-ю кафизму- « Блаженни непорочнии» . Внастоящее время Чин погребения Богоматери можно увидеть вомногих кафедральных иприходских храмах навторой или третий день праздника. Богослужение начинается совсенощного бдения. Навеликом славословии духовенство храма выходит клежащей посреди храма плащанице сизображением Богоматери; кадит ей, апотом обносит еевокруг храма. После этого всех молящихся помазывают елеем (освященным маслом). Инаконец читаются ектении (ряд молитвенных прошений) иотпуст (благословение молящихся навыход изхрама поокончании богослужения).

Стихиры Успения вVвеке написал Константинопольский патриарх Анатолий. АвVIII веке Косма Маюмский иИоанн Дамаскин написали два канона этого праздника.

Молитвы Успения Богородицы

Тропарь Успения Богородицы

Врождестве девство сохранила еси, воуспении мира неоставила еси, Богородице, преставилася еси кживоту, Мати сущи Живота, имолитвами Твоими избавляеши отсмерти души наша.

Перевод:

При рождении Христа Ты, Богородица, сохранила девство ипопреставлении неоставила мира; Тыперешла квечной жизни, Мати Жизни, имолитвами Твоими избавляешь отсмерти души наши.

Кондак Успения Богородицы

Вмолитвах Неусыпающую Богородицу ивпредстательствах непреложное упование/гроб иумерщвление неудержаста: якоже боЖивота Матерь кживоту престави воутробу Вселивыйся приснодевственную.

Перевод:

Богородицу, вмолениях неустанную ивходатайствах надежду неизменную, гроб иомертвение неудержали, ибо кжизни перенёс Её, как Матерь Жизни, Вселившийся вЕеутробу вечнодевственную.

Величание Успения Богородицы

Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, ивсеславное славим успение Твое.

Перевод:

Величаем Тебя, Пренепорочная Матерь Христа Бога нашего, ивсеславное славим Успение Твое.

Митрополит Антоний Сурожский. Проповедь наУспение Божией Матери (28 августа 1981 года):

«Мыпразднуем сегодня престольный праздник наш; мывсе стоим перед единым иединственным Престолом, который существует: престол, накотором восседает Бог наш; но, как сказано вСвященном Писании, Бог восвятых почивает: нетолько всвятых местах, новсердце ивуме очищенных подвигом иблагодатью, вжизни ивсамой плоти святых.

Исегодня мыпразднуем день Успения Святейшей всех святых- Божией Матери. Она уснула сном земли; нокак Она была живой досамых глубин Своего естества, так иосталась Она живой: живой душою, вознесшейся кпрестолу Божию, живой ивоскресшим телом Своим, которым Она предстоит теперь имолится онас. Поистине Она является престолом благодати; вНее вселился Живой Бог, вутробе ЕеОнбыл, как напрестоле славы Своей. Искакой благодарностью, скаким изумлением мыдумаем оНей: Источник жизни, Живоносный Источник, как называет ЕеЦерковь, прославляя Ееводной изикон,- Живоносный Источник, Богородица, кончает Свою земную жизнь, окруженная трепетною любовью всех.

Ночтоже Она оставляет нам? Одну только заповедь иодин дивный пример. Заповедь- теслова, которые Она сказала слугам вКане Галилейской: Чтобы нисказал Христос- тоисполните… Иони исполнили; иводы омовения стали добрым вином Царства Божия. Эту заповедь Она оставляет каждому изнас: пойми, каждый изнас, слово Христово, вслушайся внего инебудь только слушателем, ноисполни его, итогда все земное станет небесным, вечным, преображенным ипрославленным…

ИОна оставила нам пример: оНей говорится вЕвангелии, что каждое слово оХристе и, конечно, каждое слово Христово Она складывала вСвое сердце как сокровище, как самое драгоценное, что уНее было…

Станем имыучиться так слушать, как слушают всей любовью ивсем благоговением, вслушиваться вкаждое слово Спасителя. ВЕвангелии много сказано; носердце каждого изнас отзывается тонаодно, тонадругое; иначто отозвалось мое или твое сердце- это слово, сказанное Спасителем Христом тебе имне лично… Иэто слово нам надо сохранить как путь жизни, как точку соприкосновения между нами иБогом, как признак нашего родства иблизости сНим.

Иесли так будем жить, так слушать, так складывать всердце своем слово Христово, как сеют семя вовспаханную землю, тогда инад нами исполнится то, что Елизавета сказала Божией Матери, когда Она кней пришла: Блаженна веровавшая, ибо исполнится все, сказанное Тебе отГоспода… Дабудет это иснами; дабудет Матерь Божия нашим примером; воспримем Ееединственную заповедь, итолько тогда прославление Еенами вэтом святом храме, который Ейдан вжилище, будет истинным, потому что мыпоклонимся тогда Богу вНей ичерез Нее идухом иистиной. Аминь.»

Успенский собор Московского Кремля

ВУспенском соборе вКремле напротяжении шести веков возводили всан епископов, митрополитов ипатриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами ивчесть побед.

Первое каменное здание собора заложили в1326 году. Это сделали лично первый Московский митрополит Петр икнязь Иван Калита. Вконце XVвека великий князь Иван III Васильевич повелел перестроить собор, в1479-ом над этим проектом работал итальянский архитектор Аристотель Фиораванти.

Современный облик собора определился ксередине XVII века. Именно тогда были созданы сохранившиеся донаших дней росписи ииконостас. Перед иконостасом стоят моленные места царя, царицы ипатриарха. Также вXIV- XVII веках Успенский собор вКремле был усыпальницей митрополитов ипатриархов Русской Православной Церкви.

После революции 1917 года храм стал музеем. Богослужения внем вновь начали проводить в1990г.

Успенский собор воВладимире

Успенский собор воВладимире построили в1158– 1160 годах поповелению владимирского князя Андрея Боголюбского. Первоначально собор возвели избелого тесаного камня, онбыл одноглавым стремя небольшими притворами ибашнями узападных углов.

В1185– 1189 годах при князе Всеволоде Большое Гнездо притворы ибашни разобрали изаменили навысокие галереи. Собор перестроили- вчастности, онстал пятиглавым.

Живопись собора сохранилась донаших дней лишь фрагментарно. Кросписи 1161 относятся фигуры пророков между колонками всеверной галерее, кросписи 1189- фигуры Артемия иАвраамия вюго-западном углу древней части собора.

В1408 году Успенский собор воВладимире расписали преподобный Андрей Рублев иДаниил Черный. Сохранились отдельные изображения большой композиции « Страшного суда» , занимавшей всю западную часть храма, иеще несколько фресок. Именно для иконостаса этого собора иконописцы создали грандиозный деисусный чин ииконы праздничного ряда, которые сейчас хранятся вТретьяковской галерее вМоскве.

Народные традиции празднования Успения

Православный праздник Успения Пресвятой Богородицы совпадал повремени сжатвой. Вэту пору года русские крестьяне были заняты науборке урожая. Именно поэтому внародном сознании нацерковные традиции Успения наложились земледельческие обычаи.

Увосточных славян кУспению приурочивали так называемые « Обжинки» . Обжинки- праздник жатвы хлебов. Кроме того, этот день называли « Госпожинки» , « Госпожи» , « Госпожин день» - вэтих словах нашло отражение почитание Богородицы, ккоторой верующие обращаются как кГоспоже, Владычице.

Наследующий после Успения день- 29 августа- отмечали « Ореховый (или Хлебный) Спас» . Его назвали так вчесть традиции собирать вэто время лета орехи. Кконцу августа начинали также собирать грибы, делали овощные иплодовые заготовки назиму. Старались засеять озимые: « Озимь сей затри дня доУспенья итри- после» .

« Ореховый, или Хлебный, Спас»

« Ореховый, или Хлебный, Спас» - так простой русский народ называл праздник Перенесения изЕдессы вКонстантинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который отмечается 29 августа (поновому стилю). Этот праздник приходился напервый день после окончания Успенского поста, тоесть наследующий день после Успения Пресвятой Богородицы.

« Ореховый (или Хлебный) Спас» назвали так вчесть традиции собирать вэто время лета орехи изавершать жатву хлебов.

Проповедь наУспение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы иПриснодевы Марии. Святитель Феофан Затворник:

«После крестной смерти Иисуса Христа Пречистая Его Матерь около пятнадцати лет жила вИерусалиме, вдоме святого апостола Иоанна Богослова, которому поручил ЕеСам Господь сокреста. Вот приблизилось время переселиться ейвнебесную обитель Сына Своего. Когда Матерь Божия молилась нагоре Елеонской, Ей,- рассказывает предание,- явился Архангел Гавриил, принесший финиковую ветвь, иизвестил оЕекончине через три дня.

Пречистая несказанно обрадовалась, услышав такое известие, иначала готовиться. Кодню Еепреставления, поповелению Божию, чудесно явились вИерусалим, кроме апостола Фомы, все апостолы, рассеянные для проповеди повсему миру. Они были свидетелями Еемирной, тихой, святой иблаженной кончины. Сам Господь Иисус Христос, вославе небесной, окруженный бесчисленным множеством Ангелов иправедных духов, явился принять душу Пречистой Матери Своей исославой вознес Еенанебо.

Так окончила земную жизнь Свою Пресвятая Дева Мария! Свозжженными светильниками ипением псалмов апостолы понесли тело Богоматери вГефсиманию, где погребены были Ееродители иИосиф. Неверующие первосвященники икнижники, пораженные величием погребального шествия иозлобленные почестями, воздаваемыми Богоматери, послали слуг ивоинов, чтобы разогнать провожавших исжечь самое тело Богоматери.

Возбужденный народ ивоины сяростью устремились нахристиан, нобыли поражены слепотой. Вэто время проходил мимо иудейский священник Афоний, который бросился когробу снамерением повергнуть его наземлю; ноедва коснулся онруками одра, как Ангел отсек ему обе руки: отрубленные части ихповисли уодра, асам Афоний упал наземлю скриком.

Апостол Петр остановил шествие исказал Афонию: « Убедись, что Христос истинный Бог» . Афоний тутже исповедал Христа истинным Мессией. Апостол Петр велел Афонию сусердной молитвой обратиться кБогоматери иприложить останки рук кчастям, повисшим уодра. Поисполнении этого руки срослись иизлечились, анаместе отсечения остались лишь знаки. Ослепшийже народ ивоины сраскаянием прикоснулись кодру иполучили зрение нетолько телесное, ноидушевное, ивсе сблагоговением присоединились кшествию.

Натретий день после погребения Божией Матери прибыл отсутствовавший, поволе Божией, апостол Фома, ипожелал видеть Еегроб. Поего желанию гроб был открыт, новнем ненашли тела Богоматери. Вечером тогоже дня, вовремя трапезы своей, апостолы увидели ввоздухе Пресвятую Деву нанебесах, живую, сомножеством Ангелов. Стоящая инеизреченной славой осияваемая Богоматерь сказала апостолам: « Радуйтесь! Явсегда свами» ; апостолы воскликнули: « Пресвятая Богородица, помогай нам» . Это явление Богоматери совершенно убедило апостолов, ачерез них ивсю Церковь вЕевоскресении. Вподражание Пресвятой Деве Марии, часто посещавшей места, которые Сын ЕеиБог освятил стопами пречистых ног Своих, возник обычай между христианами- посещать святые места.»

Успение Пресвятой Богородицы – это великий двунадесятый непереходящий праздник.
Праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии христиане празднуют с IV века, он отмечается . Установлен в память ее преставления (вознесения). Перед праздником Успения христиане постятся, Успенский пост проходит с 1 по 15 августа – по старому стилю и соответственно с 14 по – по новому стилю.

В праздник Успения Пресвятой Богородицы Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери - событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.
О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Спасителя мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.
Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.
Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь - символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.
В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.
Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.
От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа.
Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.
Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение. Как говорит святитель Филарет Московский, полное и совершенное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери было восхищено на небо.
Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа - Богу, «Иже даде его», не коснулась Благодатной Заступницы нашей. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, - воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, - в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной.
В V веке на месте погребения был возведен храм. Существует предание, что ранее св. равноапостольной Еленой здесь была построена базилика. В 614 г. храм был разрушен, однако гробница Богоматери сохранилась. Именно сюда по традиции перед праздником Успения из Малой Гефсимании близ храма Гроба Господня крестным ходом православные несут Плащаницу Пресвятой Богородицы по тому же пути, каким некогда апостолы несли на погребение тело Божией Матери.
Гефсимании (священном месте, где произошло событие Успения) чин Погребения служится 14 августа по старому стилю, накануне Успения, но подготовка к нему начинается задолго до этого.

В народе праздник Рождества Богородицы называют Пречистая вторая, а праздник Успения называют Пречистая первая, эти названия происходят от перевода с церковно-славянского языка выражения Святая Дева, что в переводе означает – Пречистая.
Сохранились пословицы, которые непременно раньше помогали крестьянину как в поле, так и в быту: «До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять», «До Успенья пахать – лишнюю копну нажать», «С Успенья солнце засыпается», «На Успенье огурцы солить, на Сергия капусту рубить», «Озимь сей за три дня до Успенья и три после Успенья», "До Успенья пахать - лишнюю копну нажать", "Пречистая Матерь засевает, а Покров собирает".

15 (28) августа начиналось "молодое бабье лето", продолжавшееся до дня Ивана Постного (29 августа / 8 сентября). Успение было последним днем отлета ласточек; а также, по народным представлениям, с Успеньева дня у лягушек зарастает рот и они престают квакать.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
16.03.2019 -
17.03.2019 -
18.03.2019 -

Православные праздники:
| | | | | | | | | | |

День Успения Пресвятой Богородицы - важное событие из пребывания Матери Божьей на земле, которого нет в Святом Писании. Это явление подробно описано Преданиями Святых.

Праздник Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии отмечается 28 августа, как память о чудесном восхождении Матери Божьей на Небеса для встречи с Сыном, Отцом и Духом Святым.

Исторические сведения о чудесном дне

Неверующим людям не понятна радость верующих, отмечающих этот праздник. «Успение» означает как смерть, так и сон. Для последователей Иисуса смерть является первым шагом для встречи с Христом. Евангелие от Иоанна говорит от имени Иисуса, что верующим в Него будет дарована жизнь вечная.

28 августа в день Успения Пресвятой Богородицы православный мир вспоминает чудные события из жизни Святой Девы, предшествовавшие ее уходу из жизни и после него.

Иисус, пребывая на кресте в страшных мучениях, не забывал о Своей Матери. По Его просьбе дальнейшую заботу о Матери Божьей взял на себя апостол Иоанн. В доме его родителей Дева прожила до встречи с архангелом Гавриилом. Божий посланник возвестил Богородице радостную для Нее весть, что через 3 дня Ее жизнь на земле подойдет к концу.

За это время Пресвятая Дева прибрала в светлице и высказала перед Богом только одно пожелание - увидеть перед уходом оставшихся на земле апостолов, разбросанных по всей земле.

Чудным образом, силой Духа Святого верные ученики Иисуса собрались у постели ожидавшей своей кончины Богородицы. Сам Спаситель появился около ложа Богоматери, и принял ее душу, обняв, как младенца Своими руками.

Перед уходом в Небеса Пречистая Дева с огромным смирением и верой попросила Сына даровать благословение всем людям, почитающим ее, как Богородицу.

Как только душа ее оказалась в руках Сына, пение ангелов наполнило светлицу. Гроб с телом усопшей Богородицы отнесли в Гефсиманский сад для захоронения в пещере.

Апостол Фома не успел проститься с Пресвятой Матерью, он прибыл уже после ее захоронения через три дня. Все это время апостолы молились у Святой могилы.

По великой просьбе Фомы апостолы отодвинули камень пещеры, чтобы дать верному ученику Иисуса проститься с Его Матерью. Великое удивление и радость ожидала апостолов - гроб оказался пустым. Пресвятая Богородица вознесена была ангелами на небо

День ухода в Небеса Богородицы стал ярким доказательством, что верных поклонников в духе и истине, ждет Царство Небесное, а перед иконой, посвященной этому дню, ежедневно молятся тысячи верующих.

Успение Пресвятой Богородицы

Молитвы Богородице

В акафисте Успению Пресвятой Богородице вспоминается о последних днях Богоматери и Ее чудном вознесении.

Читая молитву Пречистой Богородице, которую можно произносить не только на Успение Богоматери 28 августа, а и при всяком прошении, православные верующие просят:

  • помочь пройти достойно пост;
  • наставить молодежь;
  • уберечь девиц в чистоте до свадьбы;
  • матерям дать мудрость быть тихими и ласковыми;
  • избавление пленникам;
  • обеспечение вдовым;
  • путешествующих сохранить в дороге.

Читайте о Богородице:

В чем смысл праздника

Светскому пониманию не дано понять радости православных в день смерти Девы Божьей. Два противоположных понятия - радость и смерть соединить воедино доступно, приняв за истину слова апостола Павла, что смерть - временный сон, пока душа не воскреснет.

Важно! Празднование Успения Пречистой Девы Марии - ода жизни вечной, когда по слову Бога умершие в вере люди насладятся вечностью, где не будет горя и слез.

О других Богородичных праздниках:

На Успение люди радуются и благодарят Иисуса Христа, Матерь Божью за великую милость войти в Царство Божье.

Чем Святая Дева заслужила поклонение людей

Земную жизнь Божией Матери нельзя назвать обычной с самого начала. Еще с младенчества маленькой Марии была уготована миссия стать великой личностью в истории человечества - даровать земную жизнь Богу Сыну.

Икона Пресвятой Богородицы

Детские годы

Родителями Девы были люди набожные. Род отца Иоакима брал свое начало от царского рода Давида, родословная матери Анны начиналась с первосвященника Аарона.

Будучи совсем крохой трех лет, Мария пришла с родителями в храм , и была введена в ту часть Иерусалимского храма, допуск в которую был строго ограничен даже для священнослужителей. Родители еще до рождения девочки посвятили Ее Богу.

Святая Святых являлась хранилищем ковчега Господнего, в котором под строжайшим контролем хранились:

  • каменные плиты с высеченными на них 10 заповедями, данными пророку Моисею Богом на горе;
  • манна небесная, падающая с небо во время выхода еврейского народа из Египта;
  • Ааронов жезл, расцветший при решении спора среди священнослужителей.

Даже первосвященник, входящий в Святая Святых обязан был пройти обряд очищения, а маленькую девочку ввели туда без соблюдения традиций, ибо она не нуждалась в очищении по Своей святости.

Жизнь девочки при храме проходила наполненная молитвой, трудом и рукоделием. Она пряла лен и шерсть, вышивала лентами из шелка. Ее любимым занятием был пошив священнической одежды. Мечта юной искусницы заключалась в одном - служить Богу.

За 11 лет пребывания в храме Мария превратилась в благочестивую, покорную Богу девушку, давшей обет остаться девственной и принадлежать только Богу.

Время девичества

По храмовым законам, девицам старше определенного возраста не разрешалось жить при храме, они обязаны были выйти замуж.

Чтобы не нарушать закон и уважить обет, данный Девой Богу, первосвященником Захарией был придуман особый план. Девушку обручили с Иосифом, старцем в возрасте 80 лет.

Родословная плотника Иосифа начиналась с рода царя Давида. В его семье строго соблюдали все еврейские традиции и законы. Особенно чтилось Святое Писание.

Иосиф обладал особыми качествами характера, такими как:

  • скромность;
  • искренность;
  • решительность;
  • благородство;
  • миролюбивость;
  • честность.

Богобоязненность Иосифа стала главным показателем при выборе в мужья Святой Деве, ибо Господь увидел сердце плотника и доверил ему девочку. Иосиф знал об обете Марии и обещал его уважать и поддерживать.

От первого брака у плотника было шестеро детей, 4 сына и 2 дочери. Младшая дочь Иосифа проживала с ним и Марией. Обе девушки стали близки, как сестры.

По слову архангела Гавриила Дева Мария получила весть о рождении Иисуса, а Иосиф был осведомлен о том, что в чреве Девы ребенок от Духа Святого.

Земная жизнь Богородицы

Родившийся в Вифлееме Иисус, которому Богоматерь подарила частичку своей плоти, нуждался в уходе, его обеспечивала благочестивая Дева.

Матери Божьей была дарована честь стать свидетельницей первого чуда, сотворенного Иисусом на земле. По просьбе Пречистой Девы Ее Сын превратил воду в вино на свадебном пиру, тем самым уберег семью жениха от позора.

Зная Божественную силу Сына, Богородица до сей поры никогда ни о чем не просила Его, пребывая все время в послушании и благоговении. Однако, сложившаяся ситуация заставила Матерь Божью просить сына за бедных. Иисус, видя Ее искреннее отношение к людям, дарует милосердие.

Во всех путешествиях и страданиях Мать пребывала с Иисусом, разделяя с Ним опасности, преследования, скитания, но основная боль ждала Марию впереди.

Стоя у ног распятого Сына, она слышала глумливые крики и видела все издевательства над Его телом, но все перенесла в молчании, веря в обетования Бога. После распятия Иисуса Богородица перенесла свою заботу на апостолов, став для них Матерью.

Говорят, что основными одеждами Святой Марии были скромность и простота. Все, кто видел Матерь Божью, восхищались ее любовью к людям и красотой. Тихая, скромная Богородица и поныне остается образцом чистоты и благородства души. Всегда благожелательная, готовая прийти на помощь, почитающая старших, Матерь Иисуса, прожившая на земле около 72 лет, оставила всем женщинам земли яркий пример наследования.

Явление Архангела Богородице

Что запрещено делать на Успение

С одиннадцатого века Русская Церковь определила день ухода из земной жизни Матери Божией как радостный день, поэтому грустные мысли, тоска не должны посещать умы православных.

Важно! Этот день под запретом для ругани, проявления злобы, начинания ссоры, сквернословия.

Склоки на протяжении этого дня могут принести скандалы в семью на целый год.

Истинно верующие люди, соблюдая вторую заповедь Христа о любви к ближнему своему, должны научиться жить, благодаря Бога с радостью, на протяжении всей жизни.

Очиститься от греха, оставить все обиды, непрощение, прийти с радостью и прощением к этому празднику помогает Успенский пост, который отмечают 14 - 27 августа.

Народные поверья

По народным поверьям, землю называют матушкой. На Успенье нельзя было топтать землю босыми ногами.

Так же запрещается «колоть» ее острыми предметами. За неуважение к земле люди боялись остаться без урожая на следующий год.

Хождение по росе грозило многими хворями.

Ныне считается, что неудобная обувь, обутая на праздник, может принести проблемы на целый год.

Разношенная, не совсем новая обувь на этом праздновании - признак не бедности, а ожидание комфорта до следующего святого праздника.

Хозяйки стараются заранее подготовиться к празднику, чтобы потом ничего не резать, даже хлебные изделия ломают руками.

Следует помнить, что православная церковь негативно относится к приметам и суевериям, поэтому не стоит уделять им большого значения.

Что необходимо сделать в этот день

Отмечается радостное событие посещением церкви, присутствием на торжественном богослужении.

Перед началом службы необходимо поставить свечу, молясь, благословить всех родственников и близких людей.

Это очень важный день, когда Матерь Божья по-особенному слышит молитвы о детях. Посещая церковь, следует просить:

  • здоровья малышам;
  • хорошей доли неженатым детям;
  • чтобы не отступили от веры;
  • о помощи пройти мирские соблазны.
Совет! При выходе из церкви принято раздавать милостыню нуждающимся, просящим не только около храма, но и рядом живущим. Радость на этом празднике должна быть у всех, особенно у тех, кто финансово не защищен.

Памятный день небесного ухода Богоматери дарит счастливую семейную жизнь тем парам, которые проведут сватание на протяжении праздника.

Хозяйкам не запрещено делать заготовки, особенно солить огурцы, помидоры, собирать оставшиеся на огороде овощи.

Это время благоприятно для лесных походов, чтобы собирать грибы, калину, также снимают урожай груш и яблок.

Какие приметы важны для следующего года

Погодные приметы этого дня принято передавать по поколениям.

  • Старые люди говорят, что с Успения солнышко готовится спать.
  • Тепло этого дня прогнозирует холодную осень.
  • Дождик станет вестником сухих осенних дней.
  • Теплую осень предскажет радуга, появившаяся на небе 28 августа.
  • Обилие паутины предвещает морозную, малоснежную зиму.
  • 28 августа празднуется не день смерти, а великое обетование иметь жизнь вечную.

Посмотрите видео о празднике Успения Богородицы

Успение Пресвятой Богородицы - это один из двенадцати главных праздников в Русской православной церкви. Он установлен в память о кончине Божией Матери. К нему христиан ведет двухнедельный Успенский пост, который по строгости можно сравнить с Великим постом. Рассказываем об истории праздника.

Дата празднования

Праздник Успения Пресвятой Богородицы православные христиане отмечают каждый год в одно и то же время — 28 августа (новый стиль). А католики — 15 августа, по старому стилю.

История и смысл

После Вознесения Господня Матерь Божия осталась на попечении апостола Иоанна Богослова, которому Иисус Христос завещал заботиться о Ней, как о родной матери.

Для ближайших учеников Иисуса Христа и всех верующих Она была утешением и назиданием. Апостолы записывали все, что Матерь Божия рассказывала о Своей жизни и о жизни Своего сына.

Однажды, когда Пресвятая Мария молилась на Елеонской горе, явился Ей архангел Гавриил с райской финиковой ветвью в руках и принес весть, что через три дня окончится Ее земная жизнь и Господь возьмет Ее к Себе. Матерь Божия обрадовалась этой вести: Она поняла, что сможет встретиться с сыном.

После кончины Матери Божьей апостолы погребли Ее тело в Гефсимании. На церемонии присутствовали все, кроме апостола Фомы. На третий день, когда Фома прибыл к Елеонской горе, он пожелал увидеть Ее гроб. Его открыли, но тела Богородицы в нем уже не было, там лежала только плащаница.

В этот же вечер Матерь Божия явилась апостолам в окружении ангелов и сказала: "Радуйтесь! Я всегда с вами во все дни и всегда буду вашею молитвенницею перед Богом".

Название праздника

Полное название праздника — Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

"Успение" — это устаревшее слово. В переводе на современный язык значит "смерть".

Традиции и приметы праздника

В этот день в православных храмах проходят праздничные литургии. Верующие несут цветы к иконе с изображением Богородицы и прикладываются к ней.

Успение Пресвятой Богородицы ознаменовывает окончание летней уборки урожая. В этот день принято ходить в храм и святить хлеб. При этом ни в коем случае нельзя ронять на пол даже крошку освященного хлеба.

Раньше незамужние девушки с нетерпением ждали праздника, так как именно с этого дня было принято начинать помолвки, чтобы осенью сыграть свадьбу. Говорили, к кому не посватаются, тот всю зиму в девках просидит.

Считается, что 28 августа начинается раннее бабье лето. Согласно примете, какая погода стоит на Успение, такая ждет нас и осенью. Также, если в этот день — хорошая погода, то зима будет теплая, а следующий год — урожайным.

Алена Филиппова

Успение Пресвятой Богородицы – большой праздник в православии. Посвящен он представлению (гибели) Матери Божьей и ее вознесению на небеса. Каждый год 28 августа православные верующие идут в церковь, чтобы прикоснуться к истокам. Почему не нужно скорбеть? Потому что смерть – это лишь переход в иной мир. Душа умершего, который вел праведный образ жизни, возносится в Царствие небесное для вечной жизни в счастье и покое.

Так и Дева Мария, закончив свой земной путь и выполнив свое предначертание, отдала свою душу Отцу небесному, Иисусу. На иконах успения пресвятой, посвященных этому событию, можно видеть ангелов и архангелов рядом со смертным одром Богоматери и в центре – Ее Сына с малышом на руках. Младенец символизирует душу умершей Девы Марии. После смерти происходит перерождение для вечной жизни. Поэтому праздник радостный и светлый. Он означает победу жизни над смертью.

Пречистая дева встретила архангела Гавриила по пути на Элеонскую гору, где она часто молилась. Он держал в руке пальмовую ветвь. Как мы знаем, с этим растением посланцы божьи приносили верующим благие вести. В этот раз Весть была о скорой кончине. Богоматерь узнала, что через 3 дня ей предстоит вознестись на небо и встретиться с Сыном своим. Иисус вознесет ее в Царствие Небесное, где мать будет жить вечно.

Вернувшись домой, Дева Мария рассказала о судьбоносной встрече. Затем она написала завещание, в котором указала, что хочет быть похоронена в Гефсимании около своих родителей. Также по завещанию ее ризы отходили бедным прислужницам, которые помогали Деве Марии честно и усердно долгие годы.

Согласно старому стилю, пятнадцатого августа должно было случиться успение богородицы. История праздника гласит, что в эту пору зажгли свечи в храме, где на украшенном цветами одре лежала Богоматерь. В один миг пространство залилось светом и в нем явились все небесные силы вместе с Господом.

Дева Мария возрадовалась, а Иисус обнял ее, произнеся слова одобрения. Тогда Он принял ее душу.

Тело Девы Марии поместили в гробницу, вход в которую завалили огромным камнем. Но через 3 дня апостол Фома стал просить и умолять дать ему возможность проститься с Пречистой. Тогда другие апостолы отодвинули камень и вошли с Фомой в пещеру. На лицах всех пришедших застыло величайшее изумление: на одре лежали лишь ризы, а самой Марии не было. В пещере витал приятный травяной аромат.

Что означает успение божией матери

Издавна праздник успения отмечают в храмах утренними службами, на которые православные приносят семена злаковых культур для освещения. Случалось это после ночных служб, как только всходило солнце.

Народ именовал Богородицу Пречистой, Госпожией. По этой причине праздник успения богородицы носит названия:

  • Госпожин день (Госпожинок);
  • Первая Пречистая;
  • Пасха Богородицы.

В этот день мы, верующие обрели свою заступницу на небесах. В горе и в печали, в страданиях и скорби, молимся мы иконам Богородицы с просьбами о помиловании, прощении, спасении. Просим о здоровье и исцелении. И она помогает всем страждущим, ходатайствует перед Господом о прощении и помощи заблудшим детям Его.

Икона Успение Пресвятой Богородицы чудотворная. Это наиболее сильный образ, у которого молятся о здоровье и помощи. Эта икона наделена властью помощи достойно пройти земной путь и не боятся смерти.

Успение богородицы – 28 августа

В преддверии праздника многие сомневаются, какого числа успение пресвятой богородицы. Ответ прост – 28 августа каждый год неизменно. Именно в это день заканчивается Успенский пост (продолжался с 14 по 28 августа).

В старые времена эту дату праздновали восемнадцатого января. Но император Маврикий приурочил успение богородицы к Дню Победы над персами и перенес дату на 28 августа.

Весь день верующие молятся и радуются. Нет места печали и грусти. Ведь этот день еще раз напоминает о возможности о вечной жизни. Этот день дает еще одну надежду на спасение. Творец вознаграждает праведное поведение. Все мы – дети его. И всем нам уготована вечная жизнь. Нужно лишь прийти к Нему, принять Его, полюбить Его.

земной наш путь – лишь этап перед жизнью вечной. Нужно пройти его достойно, с любовью и верой. Это путь учения, страданий и радости. Добрые поступки и чистые помыслы влияют на вечную жизнь. Она будет у тех, кто раскается в своих грехах и придет ко Христу. Он возьмет в Царствие небесное детей своих.

По Библии, смерть – результат грехопадения первых людей. Непослушание, проявленное Адамом и Евой, привело к их изгнанию из рая, где Господь поселил их навечно. Теперь же людям был уготован земной путь в страданиях, чтобы раскаяться и очиститься для вечной жизни.

Что значит «успение»? Это смерть. Но ее можно победить, открыв свои сердца добру, милосердию и вере. И пример тому – Воскрешение Христа и Успение Богородицы.

Приметы и традиции на день успения

  • Этот праздник проводят в семье. Помогают мамам, родителям. Благодарят их за заботу, молятся иконе успения пресвятой богородицы.
  • Нельзя обувать обновки, чтобы весь год не чувствовать дискомфорт.
  • Нельзя сквернословить и быть в плохом настроении.
  • Запрещено ходить босиком и протыкать землю острыми предметами, чтобы не привлечь неурожай.
  • Поврежденная в этот день нога сулит неудачи и препоны.
  • Хотя церковь однозначно относится к приверженности верующих к обрядам и суевериям. Нельзя верить в нелепые поверья. Есть одна вера: в Господа нашего.
  • Дождливый день успения – к сухой осени.
  • Нужно собирать фрукты и овощи нового урожая, делать заготовки на зиму. Особенно хорош будет засол огурцов.
  • Все готовят праздничные блюда для семейной трапезы в честь праздника успения. Пекут хлеб из муки нового урожая. Кусочек испеченного в праздник успения каравая помещают рядом с образами и хранят весь год. Такой хлеб имеет целительную силу.
  • Подают милостыню и помогают неимущим, заканчивают начатые дела.
  • Юноши, решившие жениться, идут в сваты.

Поздравляем всех верующих с этим светлым праздником и желаем мира, добра и света в душе и в жизни. Любите и будьте любимы. Живите в гармонии и счастье.

(Visited 6 446 times, 1 visits today)