Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Епископ Григорий (Лурье). Что такое церковная иерархия. Судьба православной церкви на Украине может решиться во вторник — Российская газета

День памяти:
20.08/2.09 – день мученической кончины (1937 г.)

Епископ Григорий (Козырев Сергей Алексеевич) родился 13 сентября 1882 года в селе Пожарье Весьегонского уезда Тверской губернии.
Выходец из старинного рода священнослужителей. Отец – сельский священник.
Его родные младшие браться Иван (1885 г.р.) и Василий (1889 г.р.) были священниками. В 1934 году они вместе были арестованы. В 1937 году оба расстреляны. На Юбилейном Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года священники Иоанн и Василий Козыревы причислены к лику святых.

В 1902 году Сергей Алексеевич окончил Тверскую Духовную семинарию.

В 1910 году поступил в Московскую Духовную академию.
В 1914 году окончил ее со степенью кандидата Богословия за сочинение на тему "О духовных свойствах Божиих".

До 1916 года – преподаватель Владимирской Духовной семинарии.

В 1917 году принял монашеский постриг, был рукоположен во иеродиакона.
5 мая 1917 года рукоположен во иеромонаха.

С 1919 года находился в составе братии Введенской Островской пустыни, одновременно был священником в селе Кубаново Покровского уезда Владимирской губернии.

В 1924 году арестован.
Содержался в Бутырской тюрьме.
"Чекисты усмотрели его вину в том, что он "систематически преподавал на дому религиозные вероучения несовершеннолетним, поминал за Богослужением Антония Храповицкого, действовавшего с зарубежной белогвардейщиной против советской власти, был приверженцем Патриарха Тихона".
Была за ним еще одна вина, может, с точки зрения чекистов, самая главная, хотя они старались ее не афишировать. В обзорной справке по "делу" за 1923 г. значится: "отказался работать секретным сотрудником ОГПУ, заявив, что это несовместно с его религиозным саном. Имеется материал о привлечении его для работы в ОГПУ, затем об увольнении".
За все эти "преступления" епископ Григорий был осужден к 2-м годам лагерей.

12 апреля 1925 года подписал акт о передаче высшей церковной власти митрополиту Крутицкому Петру (Полянскому).

В 1925-26 годах отбывал срок в Соловецких лагерях.
В июле 1926 года принимал участие в составлении "Соловецкого послания" (обращения к правительству СССР православных епископов из Соловецких островов).

В 1926-27 годах – епископ Вольский, викарий Саратовской епархии.
Был знатоком церковного пения, заботился об уставном характере и красоте Богослужений, участвовал в диспутах с атеистами.

С 27 сентября 1927 года – епископ Суздальский, викарий Владимирской епархии.
Негативно отнесся к Декларации митрополита Сергия (Страгородского)
Принадлежал к братству Даниловских епископов-исповедников.

14 июня 1929 года был назначен епископом Новоторжским, викарием Тверской епархии.
В конце 1929 года назначен епископом Бежецким.
В 1929-37 годах – епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии.
Стремился оживить церковную жизнь в Бежецке. Некоторое время служил вместе со своими братьями.

В 1936 году отсидел одну неделю "за антисоветскую агитацию".
В начале 1937 года Калининский облисполком отстранил его от управления Бежецкой епархией и запретил заниматься церковной службой в пределах области.
Был выслан в Барнаул.

В 1937 году – епископ Барнаульский и Бийский.

26 июля 1937 года арестован.
22 августа тройкой при УНКВД по Запсибкраю осужден по статьям 58-2, 58-11 УК РСФСР по групповому "делу епископа Григория (Козырева), священников Барнаульской епархии и др. Барнаул. 1937 г.".
Приговор: высшая мера наказания – расстрел.

Литература:
1. Православная энциклопедия. Т. 12. М., 2006. С. 574-575.
2. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994. С.417, 970.
3. Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 2. С. 368-369.
4. Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С. 135.
5. Польский М., протопресв. Новые мученики Российские. М., 1994. Репр. воспр. изд. 1949-1957 гг. (Джорданвилль). Ч. 1. С. 168.
6. Регельсон Л. Трагедия Русской церкви, 1917-1945/ Послесл. прот. Иоанна Мейендорфа. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. С. 533, 535, 541, 543, 547, 556, 581.
7. Сергия, инокиня Свято-Успенского Александровского женского монастыря. За Христа пострадавшие в земле Владимирской. Краткий биографический справочник. Машинопись. С. 46.
8. За Христа пострадавшие в земле Владимирской: Синодик и биографический справочник. Свято-Успенский епархиальный женский монастырь. Александров, 2000. С. 33-34.
9. База данных о жертвах политического террора в СССР. Компакт-диск. 3-е изд. НИПЦ "Мемориал". М.: Звенья, 2004.
10. Жертвы политических репрессий в Алтайском крае. Т. 1-5. Барнаул. 1998-2002.
11. Гришаев В.Ф. Невинно убиенные. К истории сталинских репрессий православного духовенства на Алтае. Барнаул, 2004. 240 с. С. 27.
12. http://pstbi.ru

Документы:
ГА РФ. Ф.6343. Оп.1. Д.263. Том_Лист Л.78.

Биография:

одился 26 декабря 1974 г. в г. Любиме Ярославской обл. Крещен в младенчестве. С детства прислуживал в алтаре и пел на клиросе Спасо-Введенского храма г. Любима.

В 1992 г. по окончании средней школы поступил на физический факультет Ярославского государственного университета им. Демидова. Учебу в университете совмещал с исполнением обязанностей псаломщика Крестобогородского храма г. Ярославля.

По окончании учебы в университете в 1997 г. поступил в Московскую духовную семинарию. По завершении обучения в семинарии в 2000 г. поступил в Московскую духовную академию, которую закончил в июне 2004 г. со степенью кандидата богословия за сочинение «Послание к Колосянам святого апостола Павла в русской библеистике». Учебным комитетом Русской Православной Церкви направлен в Пермскую епархию и назначен преподавателем Пермского духовного училища.

23 ноября 2004 г. назначен ключарем Свято-Троицкого кафедрального собора г. Перми. В 2004-2007 гг. - заведующий канцелярией Пермского епархиального управления. 1 ноября 2006 г. назначен настоятелем храма свт. Митрофана Воронежского г. Перми. 28 апреля 2007 г. назначен проректором по учебной работе Пермского духовного училища.

Участник Поместного Собора Русской Православной Церкви 2009 г.

3 мая 2009 г. пострижен в монашество с именем Григорий в честь святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского.

В марте 2010 г. освобожден от послушаний в Пермской епархии, почислен в заштат и отбыл в Москву для несения церковного послушания в новообразованном Синодальном отделе по тюремному служению.

Решением Священного Синода от 26 июля 2010 г. (журнал № 83) назначен заместителем председателя Синодального отдела по тюремному служению.

В 2011 г. окончил двухгодичные курсы повышения квалификации Общецерковной аспирантуры и докторантуры (кафедра Церковного управления).

Решением Священного Синода от 5 октября 2011 г. (журнал № 125) освобожден от должности заместителя председателя Синодального отдела по тюремному служению и направлен в распоряжение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 20 декабря 2011 г. назначен помощником руководителя Административного секретариата Московской Патриархии.

Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 10 мая 2012 г. назначен штатным священником храма Живоначальной Троицы Патриаршего подворья в Останкино г. Москвы.

Решением Священного Синода от 25-26 декабря 2013 г. (журнал № 136) избран епископом Троицким и Южноуральским.

9 января 2014 г. в домовом храме Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве, возведен в сан архимандрита.

Наречен во епископа 24 января 2014 г. в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 16 марта за Литургией в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Взирая на его непосильные каждодневные труды, можно было видеть его твердую надежду, веру в великое будущее нашей Святой Церкви. И когда во многих эта вера ослабевала, своими титаническими усилиями и личным примером этот великий архипастырь окрылял людей».

Этот человек внес огромный вклад в развитие нашей Православной Церкви, его светлое имя прочно вписано в церковную историю.

Множество воспоминаний, связанных с владыкой Никодимом, встают в моей памяти, множество ярких картин сменяют друг друга перед моим мысленным взором. С неизменной теплотой вспоминаю я почившего архипастыря: он был открыт для всех, всех вмещало его любящее сердце и окрыляла его теплая молитва к Богу.

Несмотря на то, что я не был в числе людей, наиболее близких владыке, непосредственно знавших его, разделявших с ним тяготы церковного служения, владыка Никодим сыграл определяющую роль в моей жизни. Господь судил так, что важнейшие жизненные этапы для меня были связаны с именем этого великого архипастыря: в 1973 году им был совершен мой монашеский постриг, а затем еще дважды он возлагал на меня свою святительскую десницу при посвящении в диаконский и иерейский сан. Первая моя встреча с владыкой Никодимом состоялась в 1969 году, когда я поступил в Ленинградскую Духовную семинарию.

Сильнейшее впечатление, я бы сказал, даже потрясение от этой встречи я до сих пор расцениваю как чудодейственное. Величие личности, растворенное мягкостью характера, простота в общении и проницательность ума, наконец, огромное личное обаяние владыки поразили меня. Должен заметить, что владыка митрополит Никодим оказался первым из архиереев, которого я встретил в своей жизни. Родившись в далекой Вятской глубинке, где не было благоустроенных дорог и транспорта, а до ближайшего действующего храма было около семидесяти километров, я не имел возможности видеть архипастырей Церкви - тем сильнее и ярче запечатлелся в моем сердце светлый образ незабвенного владыки Никодима. Встреча с владыкой оказалась каким-то совершенно новым, чудесным для меня событием.

Обучаясь в Ленинградской семинарии, я неоднократно замечал, как владыка Никодим интересуется успехами студентов; он помнил всех нас, знал наклонности и возможности людей и старался выявить способных для несения того или иного церковного служения.

Мне вспоминается случай, как однажды после окончания учебного года в семинарии я долго не мог уехать на каникулы. Однако события сложились промыслительно: совершенно случайно я попался на глаза владыке, который, как всегда, спешил - он торопился на московский поезд. Взяв меня за пуговицу кителя, он сказал: «Ты подожди меня недельку, я вернусь, и у нас будет разговор. А чтобы тебе было на что жить, вот тебе деньги», - и он положил в нагрудный карман моего кителя сторублевую бумажку.

Вернувшись в Ленинград через неделю, владыка призвал меня и благословил на лето проходить послушание чтеца в Троицком соборе Александро-Невской Лавры. Это послушание явилось для меня превосходнейшей школой, о которой я с благодарностью вспоминаю до сих пор.

С доброй улыбкой вспоминается мне мой монашеский постриг, совершенный рукою незабвенного архипастыря. Сразу после пострига поздно вечером по неотложным делам владыка Никодим отбыл в Москву, и, как удалось выяснить, он намеревался пробыть в столице не менее недели.

Я находился в это время в академическом храме. Непривычный клобук был для меня тесноват, и уже на второй день уши болели так, что казалось - вот-вот из них брызнет кровь. Из-за этой «ушной болезни» ни в одну из ночей я ни к чему не мог приклонить головы.

Когда же, наконец, владыка приехал в Ленинград, он первым делом послал за мной. В Крестовом храме, прочтя молитву на снятие клобука, он сказал мне: «Ты меня прости. Я в Москве совершенно забыл про тебя. Но хорошо хоть вернулся через трое суток, а не через неделю, как намеревался».

С большой теплотой вспоминаю я сегодня те счастливые минуты, когда мне доводилось служить в присутствии Высокопреосвященнейшего владыки. Несколько раз в свою череду мне посчастливилось совершить Божественную литургию в Крестовой церкви митрополичьих покоев в здании Ленинградской Духовной Академии, за которой владыка молился и неопустительно причащался. После окончания службы он имел обычай приглашать служившего иеромонаха к себе на завтрак. Непостижимо, что груз важнейшего архипастырского служения и забот не мешал владыке находить время на общение с рядовыми служителями Церкви. Удивительная проницательность и внимательность к собеседнику, с которой этот замечательный архипастырь вел общение, навсегда запечатлелись в моей памяти.

Владыка обладал необычной памятью - он помнил всех, с кем ему доводилось работать или служить, и за всех молился. А как пламенно он молился, как торжественны были богослужения, совершаемые им! Скольких Патриархов и архипастырей Поместных Православных Церквей, не говоря уже о целых сонмах архиереев нашей Святой Церкви, видели мы, учащиеся Ленинградских Духовных школ, за его богослужениями!

Не забыть, как любил Высокопреосвященнейший владыка праздники ставшего родным для нас храма Академии, посвященного памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Дважды в год Святая Церковь чтит этого великого святого, и практически всегда наш архипастырь участвовал в этом празднике, совершая торжественные богослужения.

Не забыть, как общался владыка с воспитанниками и студентами Ленинградской семинарии и Академии, как внимателен был к нуждам дорогих его сердцу Духовных школ, как для каждого из нас были открыты двери его кабинета, хотя и дожидаться иной раз приходилось весьма долго, так как прием он вел до глубокой ночи.

Владыка был внимателен к нуждам своих соратников по церковному служению, феноменальная память и удивительный дар организатора помогали ему точно выявлять людей для несения ответственных церковных послушаний.

Не говоря о том, что многие архипастыри нашей Святой Церкви обязаны своим избранием владыке Никодиму, он и среди студентов постоянно искал, выявлял, а затем и продвигал кандидатов на различные виды служения Церкви.

Работа с людьми, воспитание кадров, межличностное общение было родной стихией приснопамятного архипастыря. Имея к этому несомненную природную способность, подкрепленную большим личным обаянием, владыка развил в себе дар прекрасного собеседника. Проницательность ума и большой такт неизменно сопутствовали ему, однако прежде всего в беседе его отличала простота общения. Особенно меня поразило это качество владыки, когда мне довелось сопутствовать ему в его поездке на Валаам. Помню, тогда это небольшое путешествие на теплоходе разделил с нами отец Авель, в настоящее время наместник Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии, вернувшийся тогда со Святой Горы Афон, где он нес нелегкое послушание настоятеля Русского Пантелеимонова монастыря.

Владыка Никодим в эту поездку был не совсем здоров, после очередного инфаркта он как-то по особенному был предрасположен к созерцанию окружающих красот, к неспешной задушевной беседе, к заветным размышлениям о тех трудных испытаниях, через которые пришлось пройти нашей Святой Церкви в XX веке.

Особенно запомнилась мне встреча и беседа с владыкой Никодимом летом 1975 года после возвращения студенческой делегации, в числе которой был и я, из Финляндии: перед самым подписанием в Хельсинки «Заключительного Акта по безопасности и сотрудничеству в Европе» несколько студентов Ленинградской Духовной Академии были направлены в Финляндию. По прибытии на Родину мы были приглашены к владыке и он, лежа в постели после очередного тяжелого сердечного приступа, с интересом расспрашивал нас о наших впечатлениях от этой поездки, делился собственными наблюдениями и переживаниями.

Очень яркими были встречи с владыкой в актовом зале Ленинградской Духовной Академии, которые он часто проводил после своего возвращения из очередной зарубежной поездки. Удивительно непринужденно общался он со своими слушателями. Его рассказы были доходчивы, давали массу необычной и полезной информации. В них было и много наблюдений чисто этнографического характера, подчас исполненных неподражаемого юмора. Весь актовый зал буквально сотрясался от взрывов дружного смеха, причем сам владыка Никодим смеялся заразительнее всех.

Глубина проникновения в специфику жизни различных народов, острота деталей в рассказах Владыки выдавали в нем четкость мышления и пытливость ума. Два этих прекрасных качества помогли владыке получить прекрасное энциклопедическое образование, во главу которого была поставлена, конечно, богословская наука.

Познания приснопамятного архипастыря в этой области были феноменальны. Так, однажды во время защиты докторской диссертации на Ученом совете Академии, как это часто случается, из-за какого-то неясного вопроса разгорелся нешуточный спор. И вот, процитировав наизусть на древнееврейском языке применительно к данному случаю большой фрагмент текста из Ветхого Завета, владыка сразу поставил точку в дискуссии. Некоторые из преподавателей рассказывали позднее, как буквально потряс всех участников заседания этот удивительный эпизод.

Глубокая образованность и простота, любовь к богослужению и исключительное трудолюбие отличали незабвенного владыку. В заботах и молитве проходила жизнь почившего митрополита. Взирая на его непосильные каждодневные труды, можно было видеть его твердую надежду, веру в великое будущее нашей Святой Церкви. И когда во многих эта вера ослабевала, своими титаническими усилиями и личным примером этот великий архипастырь окрылял людей. Было видно, что в нем эта вера живет и он знает, ради чего нельзя опускать рук и нужно продолжать самоотверженно работать.

ГРИГОРИЙ,
Архиепископ Можайский, викарий Московской Епархии
1997 год


Страница сгенерирована за 0.07 секунд!

Архиепи́скоп Григо́рий (англ. Archbishop Gregory , в миру Гео́ргий Серге́евич Афо́нский ; 17 апреля , Киев - 15 апреля , Джексон , штат Нью-Джерси , США) - епископ Православной Церкви в Америке , архиепископ Ситкинский и Аляскинский .

Биография

Родился 17 апреля 1925 года в Киеве в семье протоиерея Сергея и матушки Веры Афонских. Кроме него в семье было пятеро детей .

В 1937 году был расстелян дед Геогрия по материнской линии - священник Михаил Едлинский .

В 1942 году был насильственно вывезен немецкими войсками на работы в Германию .

Окончил реальную гимназию в Вендлинге (Австрия) со степенью бакалавра в 1949 году, после чего, в том же году переехал в США, где жил у своего дяди, духовного композитора и дирижёра Николая Афонского . Около 15 лет служил регентом и псаломщиком в приходах Американской Митрополии в штатах Нью-Джерси и Коннектикут .

Возведён в сан протоиерея. В ноябре 1971 года был перемещён в Никольский храм в Портленде , штат Орегон , и вскоре после назначения принял монашеский постриг в Свято-Тихоновском монастыре в Южном Ханаане, штат Пеннсильвания с именем Григорий в честь святого Григория Богослова и вскоре вошведен в сан архимандрита .

В марте 1973 года был избран епископом Ситкинским и Аляскинским . После этого он был пострижен в монашество в Свято-Тихоновском монастыре с именем Григорий в честь Григория Богослова .

Архиерейская хиротония последовала в Архангело-Михаиловском соборе в Ситке 13 мая 1973 года. Чин хиротонии совершили митрополит Ириней (Бекиш) , архиепископ Киприан (Борисевич) , епископ Феодосий (Лазор) . Им сослужило духовенство епархии. Это было первая хиротония, совершённая на Аляске. Служба транслировалась по радио штата.

Владыка Григорий способстовал устроению Свято-Германовской пастырской школы в Кенае , Аляска. Под его попечительством произошло её перемещение в Кадьяк , и преобразование её в духовную семинарию. Епископ Григорий был в ней профессором догматического богословия и канонического права.

Благодаря владыке многие приходы епархии были возрождены. Он с удовольствием принимал участие в ежегодных сборах и снискал глубокую любовь паствы, особенно коренных обитателей Аляски.

Автор ряда книг на русском и английском языках, владыка Григорий был любителем и исследователем церковной истории Северной Америки. Он служил модератором Исторического и Архивного отдела Православной Церкви в Америке и председателем церковной Канонизационной комиссии.

23 марта 1995 года Священный Синод Православной Церкви в Америке возвел его в сан архиепископа .

20 июля того же года ушел на покой из-за ухудшения здоровья. С этого времени он проживал в городе Джексон (штат Нью-Джерси, США).

После падения коммунизма архиепископ Григорий воссоединился со своим братом после разлуки длиной в полвека, когда его брат посетил его в США. Позднее, владыка сам посетил Россию и Украину .

Ранним утром 6 сентября 1998 года, во время частного визита друзьям на Стейтен-Айленде , Нью-Йорк, перенёс сердечный приступ. После этого он был доставлен в больницу, однако 7 сентября, он перенёс второй сердечный приступ, а 8 сентября - третий . 10 сентября того же года в больнице святого Винсента ему была сделана операция .

Скончался вечером 15 апреля 2008 года у себя дома в Джексоне за три дня до своего восемьдесят третьего дня рождения. На следующий день была отслужена панихида в Ситке епископом

Дата рождения: 1 января 1942 г. Страна: Россия Биография:

Родился 1 января 1942 г. в деревне Козлы Куменского района Кировской области в крестьянской семье.

В 1960 г., окончив среднюю школу, поступил на историко-филологический факультет Кировского государственного педагогического института. Спустя год перешел на заочное отделение этого института и одновременно преподавал русский язык и литературу в восьмилетней школе с. Верхняя Быстрица Куменского района.

С 1963 г. работал инспектором Кировской государственной контрольной лаборатории. В 1966 г. призван в ряды Вооруженных сил.

В 1969 г. поступил в Ленинградскую духовную семинарию, затем — в , которую окончил в 1975 г. со степенью кандидата богословия за работу «Антропогенезис I и II глав Книги Бытия в толкованиях святых отцов и христианских богословов».

В 1976 г. возведен в сан игумена.

В 1977 г. назначен секретарем Московского епархиального управления.

В 1978 г. возведен в сан архимандрита.

В 1981 г. назначен настоятелем Успенского храма в Москве.

Как священник имел все награды, включая второй крест с украшениями и Патриарший крест.

Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 10 сентября 1987 г. определен быть епископом Можайским, викарием Московской епархии.

Наречен во епископа 12 сентября 1987 г. в Белом зале Московской Патриархии. Хиротонисан 13 сентября, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, за Божественной литургией в в Москве.

Ко Господу 25 февраля 2018 г. Отпевание 27 февраля в Успенском храме Новодевичьего монастыря в Москве. Погребен владыка за алтарем собора Рождества Богородицы в Бобреневом монастыре (Московская область).

Образование:

Ленинградская духовная семинария.

1975 г. — Ленинградская духовная академия (кандидат богословия).

Научные труды, публикации:

Антропогенезис I и II глав Книги Бытия в толкованиях святых отцов и христианских богословов (кандидатская диссертация).

Награды:

Церковные:

  • 1980 г. — орден прп. Сергия Радонежского III ст.;
  • 1983 г. — орден св. равноап. кн. Владимира III ст.;
  • 2002 г. — орден св. равноап. кн. Владимира II ст.;
  • 2007 г. — орден свт. Алексия Московского II ст.;
  • 2007 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.;
  • 2012 г. — прп. Сергия Радонежского I ст.;
  • 2017 г. — прп. Серафима Саровского I ст.

Светские:

  • 1988 г. — золотая медаль Советского фонда мира;
  • 1995 г. — медаль «50 лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»;
  • 1997 г. — медаль «В память 850-летия Москвы»;
  • 2000 г. — государственный орден Почета;
  • 2007 г. — знак отличия «За заслуги перед Московской областью»;
  • 2007 г. — государственный Дружбы.