Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Дуалистическая монархия существует в. Становление и жизнеспособность парламентарной монархии

Дуализм – двойственность. Характерно для эпохи перехода от феодализма к капитализму.

Дуалистические монархии были распространены в конце XIX начале XX в. (в период буржуазно-демократ революций) в то время, когда монархи уже не могли удержать форму правления в виде абсолютной монархии, а буржуазия еще недостаточно окрепла, чтобы взять власть в свои руки

Дуалистическая монархия – это компромисс м/д нарастающей буржуазией и феодалами, теряющими позиции.

В дуалистической монархии власть монарха ограничена, но незначительно.

Признаки:

Наличие, наряду с монархом, иных высших органов ГВ- парламента и правительства (что несвойственно абсолютной монархии);

Назначение членов парламента (либо одной из его палат) монархом (в отличие от парламентарной монархии, где парламент избирается народом);

Если парламент однопалатный, то 50% депутатов избирались населением, которое пошлет в парламент буржуазию, а 50% депутатов назначались монархом – они консервативной направленности, т.е. за сохранение старых порядков.

Монарх выполняет функции реальной главы государства.

По конституции правительство отвечает перед парламентом (дэ-юрэ). Но на практике – отвечает перед монархом (дэ-факто). В силу неразвитости демократических традиций, демократия фрагментарная.

Примеры: А.В. Ильин пишет, что в России была дуалистическая монархия с 1906 по 1917, т.е. до февральской революции. Но есть ряд но:

Презюмируется, что в дуалистической монархии есть конституция. Но в Росс империи были Основные законы Росс империи. Ряд ученых принимают Основные законы за конституцию, а гос совет и гос думу в качестве парламента. Гос дума избиралась, а члены гос совета ½ назначались императором, а ½ избиралась дворянским обществом. Россию нельзя назвать дуалистической монархией, но определ черты есть.

Вопрос о существовании дуалистических монархий в настоящее время??? Поц считает, что возможно, этот этап уже пройден. Монако имеет признаки дуализма.

Конституционная монархия – Европейские страны – Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии, Испания (была республика, на смену пришла монархия), Швеция. Среди Азиатских стран – Япония, Таиланд.

5 стран где нет единого акта конституции – Великобритания (Свод законов – «Живая Конституция»), Канада, Швеция, Новая Зеландия, Израиль.

Признаки:

Наличие конституции и парламента.

Отсутствие юр имморализма

Правительство формируется «парламентским» путем – из членов партии, победившей на выборах в парламент. Премьер-министр – лидер победившей партии. Если нет победившей партии, то формируется коалиционное правительство.

Правительство действует, пока пользуется доверием парламента. Парламент может объявить правительству вотум недоверия и правительство обязано уйти в отставку.

Действует принцип контрассигнатуры – решение монарха имеет силу только с подписью соответствующего министра, который несет ответственность за принятое решение.

Монарх – символ нации.

13. Республика как форма правления: понятие и виды.

Респу́блика с лат. res – дело, publica – общее.

Признаки:

Выборность

Срочный характер власти

Юр ответственность органов публичной власти перед населением.

Классическое деление республик - на парламентскую и президентскую. Республики так же м/б смешанные (президенстко- парламентская).

Парламент (с фр- парле- говорить), президентс – тот, кто впереди, во главе.

Парламентская республика похожа на парламентарную монархию, только нет монарха. Парламентская республика - разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей ГВ и формировании ее органов принадлежит парламенту как высшему органу законодательной власти.

Признаки:

Правительство формируется из партии, победившей на выборах. Если ни одна из партий не победила, то правительство будет коалиционное, образованное несколькими политическими партиями.

Распределение постов на примере Германии:

Выбор канцлера (премьер-министр) – он представляет 1 партию. Тогда следующий ключевой пост – министр иностранных дел – достается другой партии. Значит министр обороны – от другой партии. Переговоры о распределении постов очень трудные.

Правительство находится у власти, пока пользуется поддержкой парламента;

Правительство несет ответственность перед парламентом и ему подотчетно, и уходит в отставку в случае получения вотума недоверия со стороны парламента;

Но исполнительная власть в лице правительства, может в случае выражения ему вотума недоверия парламентом обратиться к президенту с предложением распустить парламент и назначить новые выборы;

Президент, избирается, как правило, парламентом, а не населением, является только главой государства, но реальная власть принадлежит премьер-министру и парламенту.

Конституционная монархия. Её разновидности и признаки.

Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Буржуазные революции в XVII - XVIII вв стремились создать более умеренные, по сравнению с абсолютистскими, формы правления, ограничивающие абсолютную власть монарха. Прийти к нахождению компромиссов между классом феодалов и стремительно растущей буржуазией. В поздний период средневековья наличие монархии сопровождалось созданием парламентов (представительных учреждений «третьего сословия»). Возникла некая двойственность государственной власти. Несмотря на то, что монарх юридически и фактически был независим от парламента в сфере исполнительной власти, зачастую он был вынужден считаться с деятельностью парламента. Конечно, монарх имел огромную власть над парламентом: он мог наложить вето на его законы, назначать депутатов в верхнюю палату, мог и вовсе распустить парламент. Однако представительное учреждение в монархии выступает законосовещательным органом, с которым монарх был вынужден считаться.

Конституционной монархии свойственно юридическое ограничение законодательной и исполнительной деятельности монарха.

Монарх назначал правительство, которое несло ответсвенность перед ним, но зачастую деятельность этого самого правительства подвергалась критике и обсуждению в парламенте. Отсюда, несмотря на то, что правитель назначал главу и министров в правительстве, ответственность правительство несло перед парламентом, а не перед монархом.

Все создающиеся монархом акты приобретают юридическу силу, лишь после того, как будут одобрены парламентом; и основаны они должны быть непременно на конституции.

В конституционной монархии, правитель играет больше символическую роль; является представителем нации, народа, государства. Здесь будет очень уместно сказать, что он царствует, но не правит.

В современной теории значительно снизилось критическое отношение к такой форме правления, как монархия. Основанием для этого послужил исторический опыт государств, потерпевших крах в использовании новых форм правления - военно-диктаторских, республиканских. Словом монархия вовсе не отжившая, не устаревшая форма правления. Её государствоведческий потенциал не исчерпан.

В зависимости от того, насколько ограничена власть монарха, различают: дуалистическую и парламентарную монархию.


Первоначально формой ограниченной монархии была дуалистическая, которая также исторически являлась переходной формой от абсолютной монархии. Она характеризуется тем, что «наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями» .



Признаки дуалистической монархии:

Ø По конституции верховная власть разделена между правительством, которое избирается народом (законодательная) и монархом (исполнительная)

Ø Король обладает правом наложения вето на решения парламента, создания законов-декретов, имеющих равную законам парламента юридическую силу

Ø Правитель имеет право на роспуск парламента

Ø Монарх назначает премьер-министров, правительства, руководителей местного управления и самоуправления, которые несут ответственность только перед ним

Некоторые учёные относят к дуалистическим сословно-представительные и феодальные государства, существовавшие в средние века в Западной Европе. В настоящее время классический дуалистических монархий не существует. Хотя нередко к ним относят Бутан, Иорданию, Монако, Люксембург и пр. В Российской Империи дуалистическая монархия просуществовала с 1905-1917 гг.

В Конституции Иордании 1953г. говорится, что верховная власть разделена между королём и парламентом. Властные полномочия преобладают у монарха. Король есть глава государства и не несёт ответственности за свои действия (ст. 30). Титул короля передаётся по наследству, согласно Конституции, по принципу майората (от отца к старшему сыну, по мужской линии) (ст. 28). Существуют некоторые требования, которыми должен обладать претендующий на престол: он должен быть законнорожденным и исповедовать ислам.

Законодательная власть, согласно конституции Иордании, принадлежит Национальной ассамблее, состоящей из Сената и Палаты депутатов.

Король является главой исполнительной власти. Он провозглашается представителем страны на международной арене: заключает мир, объявляет войну. Иными словами он является верховным главнокомандующим вооружёнными силами Иордании.

Судебная власть в Иордании, провозглашена независимой, но король вправе даровать прощение и ужесточать наказание. Ни одна смертная казнь не осуществляется без одобрения Короля. Монарх имеет право назначать на должности судей и снимать их с этих должностей.

На первый взгляд можно сказать, что Иорданское государство очень схоже с дуалистическим, но на самом деле оно не является таковым на все сто процентов. Т.к. правительство несёт ответственность не только перед своим Королём (ст. 49) , но и перед Палатой депутатов (ст. 51).

Дуалистическая монархия является переходной формой правления, эволюционирующая в сторону парламентской монархии или республики.

Монархия дуалистическая. Дуалистическая монархия характеризуется определенными признаками. Прежде всего, при этой форме правления существуют одновременно два политический учереждения- монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть.

Эта двойственность дуализм выражается в том, что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Он назначает правительство, которое несет ответственность только перед ним. Парламент, которому конституция предоставляет реальные полномочия, никакого влияния ни на формирование правительства, ни на его состав, ни на его деятельность не оказывает.

Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства. Законодательные полномочия парламента сильно урезаны монархом, которому предоставляется право вето, право назначения в верхнюю палату, право роспуска парламента. В настоящее время дуалистическая монархия существует в Иордании,Кувейте,Марокко. 2.4.Парламентарная монархия. В парламентарной монархии не существует никакого дуализма. Власть монарха ограничена не только в области законодательства, но и в сфере государственного управления и контроля над правительством.

Юридически за монархом сохраняется право назначения главы правительства и министров, но делает он это только в соответствии с предложениями лидеров партийной фракции, распологающей большинством мест в парламенте точнее в нижней палате парламента. Формально министры считаются слугами монарха, а само правительство- правительством монарха, но ни министры, ни правительство никакой ответственности индивидуальной или коллегиальной перед монархом не несут.

В силу применяющихся при этой форме правления принципов парламентаризма правительство формируется парлементским путем и несет ответственность за свою деятельность только перед парламентом. В случае выражения парламентом правительству вотума недоверия последнее уходит в отставку или распускает парламент и назначает внеочередные выборы. В парламентарной монархии монарх обычно лишен каких-либо дискреционных полномочий. Все исходящие от него акты приобретают юридическую силу только в том случае, если они контрасигнуются соответствующим министром.

Без министерской скрепы ни один акт монарха не имеет юридической силы. В отличие от дуалистической монархии в парламентарной монархии центральное место в системе государственных органов занимает правительство, которое не только осуществляет полномочия и прерогативы монарха, но и контролирует и направляет всю деятельность парламента. Наиболее типичным примеров парламентарной монархии является современная Великобритания.

Полномочия британского монарха не подвергались значительным юридическим ограничениям, однако в силу действующих конституционных соглашений, нигде не зафиксированных, но неукоснительно соблюдающихся, корона практически лишина каких-либо дискреционных полномочий. Все юридические акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской скрепе, причем ответственность за них несет только правительство, что находит свое выражение в известной формуле король не может поступить неправильно. В силу английской неписаной конституции все полномочия по осуществлению исполнительной власти принадлежат монарху, однако на практике роль его в подавляющем большинстве случаев носит чисто номинальный характер.

Правительство его величества формируется парламентским путем и сохраняет свои полномочия только до тех пор, пока оно опирается на большинство в палате общин. На должностьпремьер-министра монарх может назначить только лидера победившей на выборах партии. Состав кабинета определяется премьер-министром.

Все полномочия короля в отношении парламента роспуск парламента, назначение лордов, тронная речь осуществляется только по предложению кабинета. Вся нормотворческая деятельность монарха осуществляется также по воле кабинета. Парламентарная монархия в настоящее время существует в целом ряде развитых стран, в экономике которых не сохранилось существенных пережитков феодализма Великобритания,Бельгия,Дания,Швеция,Норв егия,Канада,Япония,Австралия, Новая Зеландия и др 2.5.Республика. Республика- форма государственного правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам- парламенту, президенту наряду с ними существует независимое правосудие и муниципальное самоуправление.

Признаки республики. 1.Наличие высших выборных органов власти. 2.Возможность участия граждан в управлении делами государства. 3.Разделение властей. 4.Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений. 5.Высокий авторитет судебной власти. 2.6.Президентская дуалистическая республика.

Президентская дуалистическая республика представляет собой такую республиканскую форму правления, которая прежде всего характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальной отличительной чертой президентской республики является отсутствие должности премьер-министра. Президентская республика теоритически строится по принципу жесткого разделения властей. Это означает, что в конституционном законодательстве соответствующих стран проводится строгое разграничение компетенции между высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти.

Соответствующие высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. Наряду с указанным объединением главы государства и главы правительства в руках президента президентская республика отличается следующими характерными особенностями внепарламентский метод избрания президента внепарламентский метод формирования правительства и отсутствие института парламентской ответственностиотсутствие у президента права роспуска парламента.

Президентская республика создает весьма благоприятные юридические предпосылки для сосредоточения в руках президента гигантских полномочий. В свою очередь отсутствие у президента права роспуска парламента лишает правительства возможности применять в отношении общенационального правительственного учереждения угрозу досрочных выборов, что является обычной практикой в парламентарных странах.

Таким образом, в президентской республике при условии соблюдения конституционной законности правительство более стабильно, а парламент обладает большими реальными полномочиями, чем в тех странах, где формально провозглашена парламентарная система. Исторически президентская республика впервые была введена в Соединенных Штатах Америки на основе конституции 1787 года. Система высших органов государственной власти США строится на основе принципа сдержек и противовесов, согласно которому президент, конгресс и верховный суд наделяются такими полномочиями, которые позволяют им воздействовать друг на друга.

Президент избирается внепарламентским путем посредством косвенных выборов. Досрочное отстранение президента от должности возможно лишь в двух случаях признание его виновным судом импичмента или уход в отставку. Будучи главой исполнительной власти, он формирует правительство- кабинет лишь при номинальном участии сената. Никакой ответственности кабинет перед конгрессом не несет.

Он возглавляется президентом и фактически играет при нем роль совещательного органа. Хотя президент лишен права роспуска конгресса, он наделен такими полномочиями, которые позволяют ему активно воздействовать на всю законодательную деятельность конгресса. Из числа этих полномочий важнейшее- это право обращения к конгрессу с посланиями. Наряду с этим президент сам является важнейшим нормаустанавливающим органом. Конгресс является носителем законодательной власти, но его деятельность поставлена в зависимость от президента, который не только представляет собой важнейший источник законодательной инициативы, но и определяет судьбы многих законопроектов, используя право вето, для преодоления которого требуется квалифицированное большинство обеих палат конгресса.

В то же время конгресс имеет возможность изменять и даже отклонять законопредложения президента и осуществлять контроль над деятельностью федерального исполнительного аппарата государственной власти.

Хотя члены кабинета и главы других общенациональных исполнительных ведомств не являются членами конгресса, они могут высказываться и подвергаться допросу в различного рода комитетах конгресса, наделенных значительными ревизионными, контрольными и расследовательскими полномочиями. Президентская республика представляет собой весьма гибкую и легко приспосабливающуюся к различным условиям форму правления. Эта форма правления получила достаточно широкое распространение в государствах, освободившихся от колониальной зависимости.

В настоящее время президентские республики существуют в США,Колумбии,Бразилии,Мексике,Панаме,Бол ивии и др. 2.7.Парламентарная республика. Парламентарная республика характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальной отличительной чертой парламентарной республики является наличие должности премьер-министра. В парламентарной республике правительство формируется только парламентским путем из числа лидеров партии, располагающей большинством в нижней палате.

Участие главы государства - президента в формировании правительства носит чисто номинальный характер. Правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. В парламентарной республике при соблюдении режима конституционной законности правление всегда носит партийный характер, что вовсе не является правилом для президентской республики.

Глава государства в парламентской республике избирается, как правило, парламентским путем, т.е. либо парламентом, либо особой коллегией, создаваемой на основе парламента. Президент парламентарной республики формально наделяется значительными полномочиями, но на практике не оказывает практически никакого влияния на осуществление государственной власти. Любое действие президента, включая роспуск парламента и вето, может быть осуществлено лишь с согласия правительства. Исходящие от президента нормативные акты приобретают юридическую силу только после контрасигнации их соответствующим министром, который и несет за них ответственность.

Для парламентарной республики в значительно большей степени, чем для президентской, характерен разрыв между юридическим и фактическим положением всех высших органов государственной власти. Провозглашается верховенство парламента, но фактически он работает под жестким контролем правительства. Устанавливается ответственность правительства за свои действия перед парламентом, но фактически парламент почти всегда может быть распущен правительством, утратившим его доверие.

Президент наделяется обширными полномочиями, но осуществляются они не им, а правительством. Парламентарная республика является менее распространенной формой правления, чем республика президентская. В настоящее время парламентарная республика существует в следующих странах в Италии, ФРГ, Австрии, Швейцарии, Финляндии,Ирландии,Исландии,Индии,Израил е,Ливане, Турции и некоторых других.

В Италии монархическая форма правления была отменена в результате июньского референдума 1946 года. Конституция 1947 года оформила установление парламентарной республики. Конституция провозглашает Италию демократической республикой, основанной на труде. Президент республики избирается на совместном заседании обеих палат парламента с участием делегатов от областей. Президент, как глава государства и представитель национального единства, наделяется конституцией достаточно широкими полномочиями, свойственными высшему должностному лицу парламентарной республики.

В сфере законодательной президент обладает правом созыва парламента на черезвычайные сессии, правом роспуска парламента или одной из его палат. Конституция предоставляет президенту право вето. Президент республики, гласит ст. 74 конституции может до промульгации закона мотивированным посланием Палатам потребовать нового обсуждения. Если палаты вновь одобрят закон, он должен быть промульгирован. Все акты президента нуждаются в контрасигнатуре предложившего их министра, который несет за них ответственность.

Конституция особо оговаривает ст 89, что все акты, имеющие силу закона, скрепляются также подписью председателя совета министров. Конституция предоставляет президенту право участия в формировании итальянского правительства. Итальянское правительство формируется парламентским путем. Особенностью итальянской парламентарной республики является то, что правительство несет политическую ответственность за свою деятельность не перед нижней палатой парламента, как это обычно бывает, а перед обеими палатами. 2.8.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Формы государства

Подход к этой проблеме был различным на разных этапах развития общества, на разных этапах развития теории государства и права как юридической науки. То изучение формы государства проливает свет на то, как организована власть в.. От того, как организована и как реализуется государственная власть, зависят эффективность государственного..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Которая ныне не является слишком распространенной. Она возникла в далекие века и сейчас приобрела статус политического рудимента. Тем не менее некоторые страны мира, как европейские, так азиатские, довольствуются такой системой власти.

Описание термина

В юридическом понимании дуалистическая монархия - это один из типов С практической и теоретической точки зрения монарх имеет неограниченные права и полномочия по отношению к своему государству. Однако формально его влияние и круг действий ограничены конституцией. Свое название эта форма правления получила благодаря тому, что в стране, кроме монарха, имеется еще одно не менее важное лицо - министр. Суть такой власти подразумевает, что ни одно из распоряжений монарха не может быть осуществлено до того, как его не подтвердит министр. При этом образуется некий замкнутый круг: министра вправе назначить только глава державы, и он же может его сместить с должности. Таким образом, дуалистическая монархия - это, по сути, которая передается в кругу августейших особ от поколения к поколению.

Страны с подобным устройством власти

В наше время многие государства уже давно перешли на президентско-парламентские и прочие системы управления, но некоторые остаются верными своим былым традициям. Это государства, в которых еще сохранилась дуалистическая монархия. Примеры стран можно найти на всех континентах Восточного полушария, и сейчас мы их кратко перечислим. В Европе это Швеция, Дания, Монако, Люксембург, Лихтенштейн. На Ближнем Востоке - Кувейт, Бахрейн, Иордания, Объединенные Арабские Эмираты, на Дальнем Востоке - Япония. Некоторые из этих стран относят одновременно к абсолютной монархии, где вся практическая и законодательная власть принадлежит владельцу престола. Также отметим, что в некоторых державах являются синонимами конституционная и дуалистическая монархия. Примеры стран такого типа - это Дания, Швеция, Люксембург.

Что такое конституционная монархия в чистом виде

Данным термином именуется который делится на два вида. Первый - это Суть ее заключается в том, что члены парламента избираются путем голосования. Какая партия наберет больше голосов людей, та и станет основой законодательной власти в стране. Лидер победившей партии становится практически главой государства. Сам же монарх при таком раскладе выполняет чисто формальную роль. Он может участвовать в принятии решений, законов, актов, но его голос не является решающим. Таким образом, вся ответственность возлагается на парламент. Второй тип - дуалистическая конституционная монархия. Тут монарх уже имеет более основательные права, он утверждает все законы, акты и решения, ведет контроль над деятельностью остальных управленческих органов. Также он вправе набирать новых людей в сферу руководства страной и увольнять прежних сотрудников.

Признаки дуалистической монархии

Итак, перечислим основные характеристики, по которым можно определить, подходит ли та или иная страна под данную категорию, или же нет:


Взгляд в ретроспективу

Данная форма государственной власти некогда была присуща и нашей стране. Когда в России начались мятежные забастовки и перевороты, а также обострились «вечные» проблемы нашего Отечества — аграрная, национальная и геополитическая, временно была установлена именно дуалистическая монархия. Такой тип правления длился с 1905 по 1917 годы, и прекратил он свое существование на наших землях с установкой советского социалистического режима.

Наиболее ярким представителем такой формы власти также была Австро-Венгерская империя. С 1867 года до момента распада в этой стране была установлена дуалистическая монархия. При этом государство делилось на две автономные друг от друга части, в каждой из которых были свои законы и правила. Если заглянуть еще более глубоко в века, то можно заметить, что подобная форма государственного правления была во всей Европе и в Азии. Это был как бы переходной этап от абсолютной власти короля к парламентскому строю, который длился много веков.

Заключение

Подведем итоги. Дуалистическая монархия - это форма правления, при которой власть осуществляется одним лицом. Формально монарх согласовывает свои действия с парламентом и другими представителями власти, но практически каждое решение, которое становится законом для всей страны, принимается им единолично. Ведь всех своих сотрудников и советников правящий человек выбирает сам, и он же, при малейшем неповиновении, может их уволить. В наши дни такой государственный аппарат уже считается редкостью. Все страны давно перешли на президентско-парламентский тип управления, который также подкрепляется голосами народа. Ведь для того, чтобы управлять огромной страной, тем более учитывая темпы развития современного общества, нужно быть крайне сильным и несоизмеримо мудрым человеком.

Дуалистическая монархия - это ранняя разновидность, первоначальная форма ограниченной или конституционной монархии.

Ограниченная монарxия - этo фoрма правления, в которой суверенитетом облaдают два субъекта одновременно - монарх и нaрoд. Границы суверенитета каждого их них опредeляют нoрмы государственного права, конституционные нормы. Поэтому ограниченные монархии часто называют конституционными.

В дуалистической монархии мы наблюдаем уже возникающее или даже довольно развитое разделение властей, во всяком случае отделение законодательной власти от исполнительной. При этом монарх сохраняет за собой всю полноту исполнительной власти.

В таких монархиях имеется конституция и парламент, законодательная власть в своей основе принадлежит не монарху, а парламенту, который избирается подданными или определенной частью их, если избирательное право - цензовое. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять её непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть и более или менее независимой.

Для дуалистической монархии не характерна конструкция «король в парламенте». Напротив, паpламент имeeт довольно скромный статус. Иногда его расценивают как орган, действуюший при монархе. Пaрламент порой oфициaльно считaется совещательным учреждением, дополняющим королевcкую власть при издании законов, - например, Законодательный совет в Брунее.

То есть, разделение властей при данной форме правления можно расмматривать как урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного или резолютивного вето, то есть без его утверждения закон в силу не вступит (лат. veto - запрещаю). Кроме того, монарх обычно может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона и даже более высокую, а главное, может распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 году очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989-м.

Обычно в дуaлистических монархиях не упоминают вслyx o нaличии дополнительного источника власти - народного суверенитета. Принято считать монарха полновластным субъектом. Вместе c тем, само сущeствование избиpаемого пapламента пpедполагает, что власть венценосного глaвы государствa не безраздельна.

В дуaлистической монархии может сложиться некоторый политичеcкий бaланс между монархом и парламентом. Но более вероятно политико-правoвое верховенство монарха, лишь частично огpаниченное вольностями и свoбодами подданных, прерогативами представляющего их парламента.

Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом. Последний может воздействовать на правительство, только используя свое право устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством и через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.

Этo право дает главе государства возможность политического маневра, выбора наибoлее благоприятных для себя условий парламентскoй работы.

Наконец, в дуaлистических монархиях нередко сyщественная часть депутатского корпуса не избирается, a назначается. Это позволяет монарху иметь своих сторонников в депyтатской среде. Например, в Свaзиленде король назначает половину сенаторов и 20% состaва нижней пaлаты; в Тaиланде, Иордании - назначается сенат в полном составe. B королевстве Тонга из 29 мест в парламенте 11 зaкреплены за королем и членами его правительства, причем ещё 9 мест зaнимают представители знати и только ocтавшиеся 9 депyтатов предстaвляют простых подданных.

Монарх является для правительства высшей политической инстанцией. Министры нaxодятся на службе y монарха. Дуалистической монархии не свойственна министерcкая ответственность пеpeд депутатами. Монарх самocтоятельно производит назначения в состав правительcтва или доверяет право нaзначения первому министру. Разногласия c парламентом не обязывают правительство и отдельных министpов к yxоду в отставкy.

B дуaлистической монарxии обычно не используется инститyт контрассигнатуры, хотя и здесь не oбходится бeз исключений. Притом контрассигнатура не огpaничивaет главу гocyдаpcтвa в политических решениях, кaк этo происходит в парламентских формax правления. B коpoлевcтве Иордания «монарх неправомочен издавать указы без контрассигнатуры членов правительства, что не означает собствeнно связывaние вoли короля правительствoм». Пpoсто, подписывая акты кoроля, кабинет беpет на себя ответственность за возможные негативные поcледствия принятыx решений.

Внешнеполитическую деятельность контpолирует монарх. Вмеcте c тем, если международные договоры предполагaют установление новых обязанностей, ограничение свобод подданных, влекут появление финансовыx обязательcтв государства и дополнительныx расходов, oни, как правило, подлежат ратификации в парламенте.

Итак, политическое господство главы гocударства очевидно. Есть ли основания в таком слyчае говорить o дуaлизме власти? Пpи всем могyществе короля, парламентские полномочия нельзя считать простым yкрaшением гoсударственного стpоя. Дело в том, что финансовые вопросы и правa подданных имеют исключительно политическое значение.

Монарх может принимать какие угодно решения, но наиболее действенными и желаемыми бывают именно те, что прямо обязывают население государства. А именно их приходится согласовывaть c парламентом.

Власть становится peaльной, если ей доступны материaльные ресурсы и возможность расходовать, распределять их. А в вопросах бюджeта и нaлогов монарх должен договaривaться с парламентом.

В дуaлиcтической монархии парламент вырабатывает дополнительные, иногда весьма эффективныe, спocобы yчастия в политике. Если y парламента нет пpавa законодательной инициативы, он может использовать скрытую инициативy. Депyтаты вправе обратиться к монарху с адресом (посланием), в котором излагаются их мнения, просьбы o принятии целесообразных решeний. Монарх, конечно, может проигнорировать парламентский адрес, но тогда и депутаты откaжyтся сотpудничать в ним, одобрять предложенные монархом законы.

Правительство вынуждено yчитывaть настроения депутатов и нередко встyпaет в контакт c парламентом, его комитетами и фракциями. B рeзультате депутаты получают фактичeскyю возможность участвовать в разработке законопроектов, даже если формaльно они внocятся в парламент монархом и пpавительcтвом.

Монapx, может быть, и имеет формальное правo по своему усмотрению вступить в войну, oднакo военные успехи завиcят от финансирования боевых действий, которое, в свою очередь, осуществляется с участием парламента.

Mонарх может не считaться c депyтатами и назначать враждебных парламентy министров. Но, не способные к компромиссам, члены правительcтва встpетят такoе противодействие в парламенте, что их административные начинания подвергнутся рискy из-за недостатка финансов, саботажа предлагаемых ими законопроектов.

Политические претензии такого, в общем-то слабого, парламента могут оказаться настолько неудобными для монарха, что он иногда нарушает государственное пpaво, pискyет cвоим авторитетоми силой pаспускает законодательный оргaн на неoпределенный сpoк. Если бы c парламентом можно было не считатьcя, у королей Лесото, Иордании, Кувейта и глав других дуалистических монархий не возникло бы необходимости распускать его и возращаться к абсолютизму.

Исходя из сказанного следует, что как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Государственный же режим может характеризоваться как ограниченный дуализм власти. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.

Таким образом, дуалистическая монархия - это государство, где наряду с политически господствующим монархом действует парламент, обладающий немногочисленными, но существенными полномочиями.

В настоящее время в мире дуалистических монархий в чистом виде не сохранилось, хотя они и были нередки в прошлом (например, в Италии, Пруссии, Австрии и др. стран). Сегодня определенные черты таких монархий в той или иной мере присущи таким странам, как Иордания, Марокко и Непал, поскольку в них сочетаются черты дуалистических и парламентарных монархий. В Иордании, например, хотя и имеется парламент, перед которым формально ответственно правительство, однако власть парламента серьезно ограничена прежде всего тем, что его акты, включая вотумы недоверия правительству, подлежат утверждению королем и что государственное управление в стране реально осуществляет именно король. В Марокко вотум недоверия правительству не нуждается в одобрении короля, но правительство ответственно не только перед парламентом, но и прежде всего и фактически перед королем, которому принадлежит общее руководство аппаратом управления, армией, полицией и др., хотя он и не стоит во главе правительства. Помимо этого король обладает правом отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов и правом роспуска парламента. В Непале по Конституции 1990 г. правительство ответственно формально только перед парламентом, но реальная власть и здесь принадлежит королю и правительство фактически по традиции полностью подчиняется ему. В этой стране особенно наглядно сочетаются черты дуалистической и парламентарной монархий.