Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Что находится в гробе господнем. Реликвии и евлогии. Русские паломники у Г. Г

Как гласит Священное писание, Храм Гроба Господня в был построен на месте распятия Иисуса. Именно здесь, по преданию, он был погребен, а затем воскрес чудесным образом. Это место - одно из самых главных для христиан всего мира.

История храма Гроба Господня очень древняя. Самая первая церковь здесь была построена матерью императора Константина по имени Елена, которая приняла христианство, будучи уже в преклонном возрасте. Там, где сегодня находится знаменитый храм Гроба Господня, существовал в те времена храм одной из языческих богинь – Венеры. Войдя в его подземелье, Елена первой обнаружила вход в ту пещеру, в которой находились Гроб Господень и крест - распятие Спасителя.


На протяжении веков храм Воскресения Христова не один раз разрушался и подвергался перестройкам, а также переходил в ведение то мусульманских, то христианских правителей. В 1810 году церковь была восстановлена после ужасного пожара.

Ныне храм Гроба Господня в Иерусалиме имеет три части: это храм Воскресения, храм на Голгофе и часовня Гроба Господня. Данная территория разделена между армянской, сирийской, греко-православной, коптской, эфиопской и, конечно, римско-католической конфессиями по соглашению 1852 года. Каждая из этих конфессий молится в храме в строго определенное именно для нее время. Для предотвращения конфликтов ключи от здания храма еще с XII века хранятся в семье мусульман, где они передаются по наследству старшему из сыновей. Любые изменения в храме Гроба Господня могут быть сделаны только при общем согласии представителей всех конфессий.


Экскурсия в храм Гроба Господня

Все местные экскурсии начинаются у центрального арочного входа, рядом с которым на мраморном полу лежит так называемый Камень миропомазания. На нем Никодим и Иосиф смазывали тело Иисуса маслами перед погребением. Сразу за Камнем начинается храм Воскресения. Слева же от камня расположилась центральная часть храма - Ротонда - круглое помещение с колоннами и куполом. В отверстие этого купола храма Гроба Господня проникает свет солнца, а накануне Пасхи - Благодатный Огонь. На куполе изображены 12 лучей, символизирующих 12 апостолов, а деление каждого из лучей на три части является символом триединого Бога.


В Ротонде расположена Кувуклия храма Гроба Господня. Эта часовня из мрамора делится на две части: первая – это Гроб Господень, а вторая – так называемый придел Ангела. Через окошки последнего передается Благодатный Огонь, сходящий ко всем прихожанам накануне Святой Пасхи.


Непосредственно Гроб Господень является маленькой пещерой, в которой с трудом помещается 3-4 человека. По преданию, на этом погребальном ложе и покоилось тело Христа. На стенах Гроба Господня висят католические и армянские иконы, изображающие воскресение Христа Спасителя и Деву Марию с младенцем на руках.


Еще одна святыня храма Воскресения Христова - это, конечно, Голгофа. Здесь стояли три креста. Места двух из них, на которых были казнены разбойники, обведены черными кругами, а место третьего креста, на котором казнили самого Христа – серебряным кругом. Вершина Голгофы разделена на католическую и православную части, в каждой из которых происходят церковные службы. На современную Голгофу ведет древняя лестница.


В центре третьей части храма, которая именуется храмом Воскресения, стоит каменная ваза, символизируя «пуп земли». Именно в этом месте Бог создал Адама. Считается, что в подземелье храма Воскресения царица Елена и увидела крест. Иконы, находящиеся в Храме Воскресения, повествуют о распятии и воскресении Христа.


Купола иерусалимского храма украшены мозаикой с изображениями Божьей Матери, Христа Спасителя, Архангелов Михаила и Гавриила, Иоанна Крестителя, серафимов и херувимов.


Храм Гроба Господня в Израиле сегодня - это святой центр христианской религии, к которому ежегодно совершают паломничество многочисленные верующие со всего мира.


Храм Гроба Господня в Иерусалиме, под его куполами шесть христианских конфессий оберегают святые места, где Иисус был распят, а затем воскрес.

Армянская, сирийская, греко-православная, католическая, коптская и эфиопская церкви разделили между собой приделы Храма и часы молитв. Кувуклия, место ежегодного схождения Благодатного Огня, находится в совместном использовании. Православные, армяне и католики поочередно служат литургию на Гробе Господнем.

Итак, Вы на площади перед Храмом.

Позади у Вас окажется Гефсиманское подворье (метох) и минарет мечети Омара.

Справа от входа в Храм Гроба Господня находится Капелла франков. Когда-то давно это был отдельный вход на Голгофу.

Под ней Вы увидите неприметную дверь в часовню Марии Египетской.

Правее дверь в армянскую капеллу апостола Иоанна.

Храм Гроба Господня на видео

Храм включает в себя три основные части: часовню Гроба Господня, Храм Воскресения и Храм на Голгофе.

Во избежание раздоров между конфессиями, по традиции, ключи от Храма Гроба Господня хранятся в мусульманской семье, а право пользоваться этими ключами – закрывать и открывать Храм имеет право только один человек, представитель другой мусульманской семьи. Это право передается в семьях по наследству из поколения в поколение уже девять веков.

Нужно сказать, что борьба между конфессиями за влияние и контроль над христианскими святынями Иерусалима и в частности находящимися в Храме Гроба Господня в Израиле продолжались веками. Дело не ограничивалось доносами и упреками, но иногда доходило и до драки между монахами.

Во времена османского владычества чтобы не допустить кровопролития и даже разрушения храма правительству и паше лично приходилось постоянно вмешиваться и регулировать отношения между конфессиями. Известны указы паши от 1604, 1637, 1757 и 1852 годов. Последние два указа представляют собой свод правил и разделения прав и имеют название Статус-кво Святой Земли. Эти правила соблюдаются до сих пор.

О разногласиях между конфессиями Вы сразу вспомните, как только подойдете к Храму Гроба Господня. Об этом красноречиво напоминает лестница, стоящая на фасаде второго этажа и прислоненная к правому окну.

О том что она стоит там давно свидетельствует гравюра Эдварда Файндена от 1834 года. В том же месте она находится и по сей день. Сегодня эта обычная лестница – символ соблюдения Статус-кво – ничто в Храме не может быть изменено, передвинуто или отремонтировано без согласия всех шести конфессий.

Как же она попала туда и для какой цели использовалась? Скорее всего по ней пробирались в Храм монахи не желавшие платить находящимся внутри у входа турецким стражникам. На схеме Храма Гроба Господня это место обозначено №4 – диван турецкой гвардии стоящий слева от входа.

Второе напоминание о распри между конфессиями Вы так же увидите не успев войти. Это Колонна Святого Огня находящуюся слева от входа в Храм. По преданию в 1579 году армяне подкупили османов и те заперли Храм на Пасху, в Великую Субботу 6-го апреля.

Православные стояли в растерянности у запертого входа когда налетела туча и из нее ударила молния в эту колонну. Благодатный Огонь сошел и в этот раз.

Увидев горящую колонну, один из потрясенных турецких стражников стоявших сверху, спрыгнул вниз к христианам с криками, прославляющими христианскую веру. Ступни его ног после прыжка вошли в мраморную плиту как в воск. Его следы перед входом в Храм Гроба Господня в Иерусалиме можно увидеть и сегодня.

Первая церковь на месте распятия Христа была построена св. царицей Еленой. Затем Храм неоднократно подвергался разрушениям и восстанавливался в виде стоящих отдельно часовен. Под одной крышей места казни и воскрешения Христа Храм объединил в 1147 году.

Пережил землетрясение в 1545 году и пожар в 1808 году.

План - схема Храма Гроба Господня

1 Площадь перед Храмом. 2 Место, где пресвятая Дева и св. Иоанн стояли во время распятия. 3 Дверь входа в церковь. 4 Диван турецкой гвардии. 5 Место, где стояли три Марии. 6 Гробница Иосифа Арифамейского. 7 Коптская часовня. 8 Гробница Спасителя. 9 Придел Ангела. 10 Алтарь явления Пресвятой Богородицы. 11 Место, где стояла Мария Магдалина. 12 Место, где Христос явился Марии Магдалине. 13 Пещера, где Иисус ожидал казни. 14 Часовня Лонгина. 15 Придел Деления Риз. 16 Часовня святой Елены. 17 Пещера обретения Креста. 18 Место, где молилась святая Елена. 19 Пуп Земли. 20 Камень Миропомазания. 21 Вход в капеллу Адама. 22 Место, где стоял крест. 23 Голгофа. 24 Алтарь Stabat Mater, место, где стояла Богоматерь при распятии. 25 Место, где Иисус был пригвожден к Кресту.

Как уже упоминалась в статье о Виа Долороса, последние пять остановок Крестного пути Иисуса находятся под сводами Храма.

Десятая остановка отмечена часовней Разоблачения, придел Деления Риз. Стражники, приведя Иисуса, бросая жребий, делят между собой его одежду. В часовне ведет службу армянская церковь.

Одиннадцатая остановка . Здесь Иисуса пригвоздили к кресту. На этом месте алтарь, над ним изображено происходившее тут. На плане №25 .

Двенадцатая остановка. Смерть Иисуса на кресте. Серебряный диск под алтарем обозначает место, где стоял крест и где умер Иисус.

Голгофа

На Голгофе Вы увидите католический и православный придел, под алтарем которого есть отверстие в земле. Тут стоял крест. Через отверстие, обозначенное серебряным кругом можно ладонью прикоснуться к Голгофе.

Два черных круга это места, где стояли кресты разбойников, казненных вместе с Иисусом.

К горе Голгофа (№23 ) ведут ступени справа после входа в Храм Гроба Господня.

По приданию под этой горой был похоронен Адам , тот самый прародитель рода человеческого, потерявший бессмертие и изгнанный из Рая из-за грехопадения и передавший греховность потомкам, то есть всему человеческому роду.

Гора Голгофа получила название от арамейского Гальголет - гора Череп.

На некоторых иконах изображен распятый на кресте Иисус, а под крестом череп Адама.

Как известно Иисус был распят в пятницу и в тот же день умер. Чтобы убедиться, что Христос мертв, Лонгин протыкает его тело копьем. В этот миг начинается землетрясение и Голгофа раскалывается. Начавшийся дождь смывает кровь с тела распятого и эта кровь вместе с водой через расщелину устремляется в глубь норы. Кровь Иисуса омывает череп Адама, смывая первозданные грехи со всего человечества.

Прямо под горой Голгофа, под тем местом, где стоял крест, находится капелла Адама (№21 на схеме). Расщелина, образовавшаяся при землетрясении и через которую вместе с дождевой водой просочилась кровь Иисуса и омыла череп Адама, сохранилась. Вы увидите ее на стене закрытую стеклом. В находящейся рядом греко – православной церкви хранится часть креста, на котором в муках умер Иисус.

В часовне Адама трещина в скале, возникшая при землетрясении, закрыта стеклом.

Лонгин, римский солдат, ударивший распятого Иисуса копьем под ребро, впоследствии проповедовал учение Христа и был убит по приказу Пилата. Придел святого Лонгина обозначен на плане №14 .

Тринадцатая остановка обозначена латинским алтарем. Снятие с креста.

Алтарь Стояния Богоматери при распятии Иисуса находится на Голгофе, между католическим и православным престолами.

Это место обозначенно на карте – схеме №24 – над статуей скорбящей Девы Марии написано «Stabat Mater dolorosa» - стояла Мать скорбящая.

"... и Тебе Самой оружие пройдет душу..." Из пророчества Семеона Богоприимца (Лук.2.35)

Камень миропомазания

Здесь Иосиф и Никодим сняли тело с креста, положили на Камень Миропомазания (№20 ) , помазали его смирной и алоэ, завернули в плащаницу.

Иосиф Аримафейский упоминается всеми четырьмя Евангелистами. Они упоминают его как богатого, но доброго человека, принявшего веру Иисуса и после казни упросившего Пилата отдать ему тело Христа.

Гробница Иосифа Арифомейского

Место захоронения Иосифа Аримафейского (№6 на плане Храма) расположено в западной части Храма. Вход в часовню находится напротив придела коптов, с обратной стороны от входа в Кувуклию. В небольшом помещении находится алтарь, сильно пострадавший во время пожара в Храме Гроба Господня в 1808 году. Справа от алтаря есть вход в маленькую пещеру. Это и есть место погребения Иосифа Аримафейского и Никодима.

Четырнадцатая остановка . Положение во гроб. На этом месте Иосиф Аримафейский положил тело Иисуса в принадлежащий ему новый, высеченный в скале гроб, а ко входу привалил камень.

Кувуклия в Храме Гроба Господня

Над Гробом Господним стоит Кувуклия , мраморная часовня, в которой в Великую Субботу возжигается Благодатный Огонь. Она состоит из двух частей – придела Ангела(№9 на плане) и пещеры Гроба Господня (№8 ).

Гроб Господень подвергался воздействию землетрясения и пожара. Поэтому Кувуклия усилена снаружи металлической конструкцией.

Резная сень с изображениями Апостолов над входом в Кувуклию, к концу прошлого века требовала реставрации. За работу взялись греческие мастера, но им не удалось детально воспроизвести оригинал. После чего сень была изготовлена в 2005 году русскими художниками в Ростове.

Коптский придел (№7 ) не случайно находится с обратной стороны Кувуклии, где от Гроба Господня его отделяет лишь стена. Считается, что после реконструкции Кувуклии, она именно в этой части уменьшилась в размерах и теперь придел коптов находится именно там, где находилась глава Иисуса после погребения.

Обретение Креста

В Храме Гроба Господня в приделе Обретения Креста (№17 на плане) установлена мраморная плита обозначающая место, где был найден крест.

Как гласит предание, крест, на котором распяли Христа, был найден св. царицей Еленой в 326-м году. Поиски привели ее на Голгофу, где неподалеку была обычная свалка. Здесь царица сидела и бросала в свалку монеты, чтобы усилить рвение работников к раскопкам. На этом месте были найдены три креста с гвоздями и деревянная табличка с надписью INRI (Иисус Назарянин Царь Иудейский). Как известно на двух из трех крестов были распяты разбойники. Желая узнать, какой именно крест принадлежал Иисусу, стали их поочередно прикладывать к умершему человеку. При прикосновении креста, на котором был распят Иисус, человек ожил.

Царица Елена, мать римского императора Константина, сделала очень много для развития христианства. Она организовала раскопки, в результате которых были обретены Животворящий Крест и Гроб Господень. Она построила Храм Гроба Господня в Иерусалиме, где сходит Благодатный Огонь, Храм Рождества Христова в Вифлееме, храм на Елеонской горе, где Иисус вознесся на Небо. Царицу Елену причислили к лику святых как равноапостольную.

В Храме Гроба Господня есть придел святой Елены. (№16 )

Храм Воскресения Христова – одна из трех важнейших частей Храма Гроба Господня.

Пуп Земли

В центре его, прямо напротив входа в Кувуклию, стоит скромная каменная ваза, называемая « Пуп Земли

Каждый турист и паломник, попавший в Иерусалим, старается посетить храм Воскресения, более известный под названием . Ведь именно на месте, где располагается храм, совершились события, изменившие ход истории человечества: казнь, погребение и воскресение Иисуса Христа.

Храм представляет собой огромный архитектурный комплекс, состоящий из нескольких десятков строений.

Основные и наиболее почитаемые из них - алтари на Голгофе и Кувуклия, куда в день православной Пасхи каждый год сходит благодатный огонь.

Слово «кувуклия» в переводе с греческого обозначает «ложница, покой, царская опочивальня». По сути, Кувуклия - это купольная часовня. Она находится в центре ротонды величественного храма Воскресения. Размеры часовни невелики: шесть на восемь метров. В ней две комнаты: Святой Гроб - крохотная погребальная камера (2 × 2 метра), практически половину которой занимает каменное ложе (аркосалий), и проходная комната - придел Ангела (3,4 × 4 метра). Последний назван так потому, что именно здесь, по свидетельству Евангелия, жены-мироносицы, явившиеся для ритуального умащения тела распятого Христа, застали сидящего ангела, который возвестил о воскресении Спасителя: «не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф. 28: 2–6). Попасть в погребальную камеру можно лишь через придел Ангела.

История Кувуклии

В период Второго Храма (516 г. до н. э. - 70 г. н. э.) близ Голгофы возникли каменоломни. Со временем богатые горожане стали приобретать участки каменоломен под гробницы. Одним из владельцев такой гробницы был Иосиф Аримафейский - тайный ученик Христа. В принадлежавшую ему пещеру и принесли тело распятого Господа, а затем положили его по еврейскому обычаю: головой на запад, ногами на восток.

В 325–335 гг. по приказу римского императора Константина Великого и его матери, царицы Елены, над местом погребения Христа был построен храм Гроба Господня. В 614 году здание было разрушено в ходе завоевательного похода персидского царя Хосрова II Парвиза. Иерусалимский патриарх Модест восстановил святыню. Однако в 1009 году обновленный Модестом храм был вторично разрушен - на этот раз арабами. Отстроить часовню на месте захоронения Спасителя удалось лишь через 30 с лишним лет византийскому правителю Константину Мономаху. По свидетельству паломников, сооружение не было закончено и находилось в довольно плачевном состоянии. В XII веке его привели в более-менее надлежащий вид крестоносцы.

В 1555 году храм Гроба Господня вместе с Кувуклией был перестроен под руководством члена францисканского ордена Бонифация Рагузского. Новое здание простояло 250 лет. В 1808 году ротонду вокруг часовни и частично придел Голгофы уничтожил страшный пожар. Через два года после бедствия Кувуклия была отстроена заново по проекту греческого зодчего Николая Комина (1770–1821) из города Митилини.

С тех пор Кувуклия сохранилась до наших дней в практически нетронутом виде. Только пострадала при землетрясении 1927 года, после чего ее укрепили снаружи металлическими стяжками и балками.

Убранство Кувуклии

Главная святыня часовни - ложе Гроба Господня, или, по-старославянски, святая лавица. Ложе закрыто беломраморными плитами, чтобы уберечь его от попыток ревностных паломников отколоть частицу реликвии. На верхней плите хорошо заметна поперечная трещина, о происхождении которой рассказывают разные легенды. Согласно одной из них, трещина появилась во времена арабских завоеваний, когда мусульмане пытались взять плиту для украшения мечети.

Ложе служит алтарем. Ежедневно на нем совершают три литургии: по православному, католическому и армянскому обрядам.

Над святой лавицей подвешены 43 серебряные лампады, принадлежащие разным христианским конфессиям (по 13 - православным, католикам и армянам и 4 - коптам).

Вокруг ложа проходит небольшой мраморный карниз, уставленный свечами и сосудами с живыми цветами. На стенах над карнизом располагаются иконы. Напротив входа в погребальную камеру висит православная икона Божией Матери.

По периметру комнаты высечена греческая надпись. Это тропарь святого Иоанна Дамаскина, читаемый на Пасху: «Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения».

Главная реликвия придела Ангела - мраморный аналой, заключающий в себе частицу камня, который заграждал вход в погребальную пещеру Спасителя. Из Евангелия от Матфея известно, что ангел отвалил этот камень от входа в пещеру и сидел на нем. Так, сидящим, его и застали жены-мироносицы.

Низкий проход из придела Ангела в погребальную камеру украшает мраморный барельеф тонкой работы с фигурами Христа, жен-мироносиц, ликом ангела и растительными мотивами. На барельефе высечена надпись по-гречески: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Еще одна важная деталь придела Ангела - овальные отверстия в северной и южной стенах. Именно через них главы христианских конфессий в Великую Субботу передают прихожанам храма Гроба Господня благодатный огонь: греческий патриарх - через северное отверстие, армянский архиерей - через южное.

Внутри и снаружи Кувуклия отделана желто-розовым и белым мрамором. Над входом в часовню находятся лампады и резная серебряная сень с изображением святого Воскресения и двенадцати апостолов.

В пятницу 9 ноября начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В ночь с субботы на воскресенье он совершит Божественную литургию в Храме Гроба Господня.

Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме – это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства – Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.

Портал “Православие и мир” предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям – вместе с фотографом .

Вход в Храм Гроба Господня. Ночь.

Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.

Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.

Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой – у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.

Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.

В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cв. Елены с 13 ступенями.

Справа виден вход вниз… Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.

В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем – 8 лампад (4 – греческие, 2 – армянские, 1 – латинская, 1 – коптская).

На фото коптский монах затепляет лампаду.

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Двор храма Гроба Господня.

Служители храма Гроба Господня, охранники.

Фасад храма Гроба Господня со стороны входа (южная сторона) – типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).

Очередь в кувуклию.

Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня).

Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г. (первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православного и католического) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве). Греческая перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» – «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс. лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его восточной части (троны Патриарха Иерусалимского у южного столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного). Над иконостасом – галерея с тремя выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж. входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

Кувуклия

Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах.

Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в три ряда – по числу основных исповеданий. В северной и южной стене – овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное – для армян, северное – для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Пещера храма Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения – от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20. 12). По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 г. ниша Св. ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без копт. часовни, восстановленной тридцатью годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али.

Гроб Господень — это главная святыня христианского мира. Находится в храме Гроба Господня в Старом Городе Иерусалима в Израиле.

Гроб Господень

Гроб Господень — это типичная еврейская гробница периода Второго Храма, высеченная в природной скале. Погребальное Ложе, на которой лежало тело Христа, сильно пострадало от времени и паломников и в 1555 году его накрыли мраморной плитой, которая сохранилась до сегодняшнего дня.

— это небольшая купольная часовня жёлто-розового мрамора в центре Ротонды Храма Воскресения Христова.

Внутри Кувуклии находится Гроб Господень и придел Ангела. Вход в Кувуклию имеет деревянные двустворчатые дверки с сделан с востока. Снаружи с запада к Кувуклии пристроен придел коптов.

Первая Кувуклия была построена в 325—335 годах при императоре Константине Великом и впоследствии была полностью разрушена мусульманами в 1009 году.

Вторая Кувуклия построена в 1042—1048 годах византийским императором Константином Мономахом, позже в XII веке её перестроили крестоносцы.

В 1555 году Кувуклию обновил и перестрой францисканец Бонифаций Рагузский и в таком виде она просуществовала до 1808 года, после чего полностью сгорела.

Нынешняя Кувуклия построена в 1809—1810 годах по проекту греческого архитектора Николая Комина из Митилини.

В 1927 году она сильно пострадала при землетрясении и была укреплена снаружи с боков стальными балками и стяжками.

Коптский придел

Коптский придел (или Голова Могилы) — небольшая часовня, которая пристроена к Кувуклии с запада, с той стороны, куда была обращена голова Христа. В настоящее время этот придел является единственным коптским владением в храме, здесь постоянно дежурит коптсий монах.

Придел Ангела

Придел Ангела — небольшое помещение внутри Кувуклии с востока. Согласно Евангелию, здесь, на камне, который отошёл от двери Гроба, сидел Ангел, который возвестил жёнам-мироносицам Воскресение Христа:

«И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нём; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; устрашившись его, стерегущие пришли в трепет и стали, как мертвые; Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф. 28:2-6).

Богослужения на Святом Гробе Господня

Гроб Господень является главным алтарём Храма Воскресения Христова. Здесь проходят регулярные христианские службы с 335 года и продолжаются по настоящее время.

Службы проходят ежедневно:

  • православные с 11 вечера до 3 часов утра,
  • армянские с 3 до 6 часов утра,
  • католические с 6 до 9 часов утра.

Посещение Гроба Господня

Посетить Гроб Господень возможно в те часы, когда храм открыт и непосредственно в Кувуклии не совершается какая-либо служба. Как правило, к Гробу выстраивается большая очередь из паломников.