Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Знаки, предупреждающие о радиационной и пожарной опасности. Какой знак опасности что обозначает?  Предупредительные знаки опасности

На всех автодорогах и трассах России присутствуют специальные обозначения. В обязанности водителя входит знание и соблюдение всех запрещающих, предписывающих и предупреждающих знаков. В пособиях по ПДД достаточно подробно расписывается их значение, но здесь речь пойдёт преимущественно о знаках, предупреждающих об опасности. Их соблюдение предостерегает автомобилистов от угрозы, которая ожидает их на дороге.

Назначение предупреждающих дорожных знаков – оповещение водителей об угрозе безопасности, возникающей на проезжей части. Обычно устанавливаются на определённом расстоянии от опасного места, но иногда знак стоит уже на месте въезда на небезопасный участок.

Для знаков предупреждения законом установлена особая форма – белый треугольник в красном обрамлении. Если знак временный – то фон будет жёлтым. Изображение опасности располагается в виде символа в центре. Такой вид используется только для этого типа знаков и нигде больше. Они не несут в себе запрет на совершение каких-либо действий автомобилистом, но предупреждают его о возможной непредвиденной им ситуации на трассе.

Основное правило установки таких предупреждений – конкретное расстояние до опасности:

  • если это населённый пункт – 50-100 метров, чтобы водитель успел понизить скорость либо остановиться;
  • за пределами населённого пункта – 150-300 метров, что обусловлено высокой скоростью передвижения вне города.

Для примера можно взять знак, информирующий о неровной дороге (1.16). Он устанавливается заранее, чтобы предупредить автомобилистов о наличии на проезжей части каких-либо неровностей, ям, выбоин. Видя этот знак, водитель снижает скорость и управляет автомобилем более внимательно во избежание аварийной ситуации или повреждения машины.

Часто знаки предупреждения устанавливаются повторно через некоторое расстояние, для лучшего информирования владельцев автотранспорта о ближайшей опасности.

Особенности предупредительных знаков:

  • не несут запрета на определённые действия;
  • невозможно нарушить их требования;
  • нельзя получить штраф в случае неисполнения.

Даже если за несоблюдение предупреждающих знаков не полагается наказание, желательно их не игнорировать. Дело в том, что небезопасный участок регулируется правилами, и за нарушения на нём, возможно, наложение штрафов.

Выше уже говорилось о правилах соблюдения расстояния при установке. Оно строго определено законодательством, но при этом, если имеются таблички, указывающие расстояние до объекта (8.1.1), тогда расстояние установки треугольных знаков может быть изменено.

Изменение параметров расстояния возможно и зависит от таких обстоятельств:

  • установленная скорость движения;
  • условия видимости на дорожном участке;
  • имеющиеся технические ресурсы.

Установка осуществляется при помощи организаций, предоставляющих услуги по монтажу и обслуживанию специализированных конструкций, предназначенных для обеспечения безопасности дорожного движения.

Монтаж знаков проводится специалистами в соответствии с установленным ГОСТом. Стойки бетонируются в асфальтовую или грунтовую поверхность. Установка временных знаков производится на переносных железных конструкциях. Дополнительно стойки должны быть оснащены усилителями для увеличения стойкости в любых погодных условиях.

Такие виды работ проводятся только по согласованию и с разрешения администрации и органов ГИБДД. Предупреждающие знаки устанавливают на автострадах, трассах и дорогах с больших потоком движения, на улицах населённых пунктов.

Качественно и правильно установленные указатели гарантируют повышение безопасности и снижение количества возникающих аварийных ситуаций.

Знаки, призванные оповещать автолюбителей об опасностях прописаны в ПДД и в Постановлении Правительства РФ № 1090 от 23 октября 1993 года. Нумеруются они согласно ГОСТу Р 52290-2004. Рассмотрим подробнее объяснения предупреждающих знаков дорожного движения и картинки с пояснениями, актуальными на 2018 год.

Подробное описание:

  1. «Железнодорожный переезд со шлагбаумом» и «Железнодорожный переезд без шлагбаума» – знаки, говорящие о том, что неподалёку находится переезд для железнодорожного транспорта, который регулируется особенными правилами (раздел 15 ПДД). Различие двух треугольников только в наличии и отсутствии шлагбаума. Если ограждения нет, то нужно проявить большую бдительность во время движения. Устанавливаются на расстоянии до 50 метров от рельсов и часто дублируются.
  2. «Пересечение с трамвайной линией» – говорит о приближении к трамвайным путям, пересекающим дорогу в районе перекрёстка с ухудшенной видимостью либо вне перекрёстка. Важно знать, что двигаясь вне перекрёстка, водитель уступает дорогу трамваю.
  3. «Пересечение равнозначных дорог» – предупреждает об отсутствии главной и второстепенной дороги вблизи перекрёстка. Проезд этого участка определяется помехой справа – автомобилист, у которого с правой стороны движется транспортное средство, обязан ему уступить.
  4. «Пересечение с круговым движением» – указывает на приближение к . Движение производится в направлении против часовой стрелки. Пересекать его следует осторожно, соблюдая очерёдность передвижения и ориентируясь на приоритетные знаки.
  5. «Светофорное регулирование» – говорит о том, что вы приближаетесь к светофору, установленному на месте пешеходного перехода, зауженной дороги или перекрёстка. Обычно установлен на въезде в населённый пункт на первом переходе либо перекрёстке.
  6. «Разводной мост» и «Выезд на набережную» – по своей функции эти знаки являются аналогичными. Устанавливаются в месте приближения к мостам и набережным. Предупреждают автомобилистов о том, что на этих местах не стоит превышать скорость и совершать крутые манёвры. Дублируются на расстоянии 50 метров до объектов.
  7. «Опасный поворот» – указывает на приближение к участку с крутым поворотом, а также с ограничением видимости. Один знак указывает на правый поворот, другой – на левый. Автомобилисту нужно понизить скорость на пересечении поворота.
  8. «Опасные повороты» – говорит о нескольких опасных поворотах, идущих друг за другом. С направлением соответственно направо либо налево. Зачастую установка обозначений сопровождается специальной табличкой 8.2.1 «Зона действия», определяющей продолжительность такого пути.
  9. » и «Крутой подъём» – информация об осложнённых спусках и подъёмах. Когда эти участки идут последовательно, знаки разрешено ставить сразу перед ними. Важное условие для водителей – при возникновении препятствия на пути, поднимающийся водитель обладает преимуществом, в то время как спускающийся уступает ему дорогу.
  10. «Скользкая дорога» – указывает на приближение к довольно небезопасному участку, где степень сцепления шин с дорожным покрытием очень мала и требует снижения скорости. Не соблюдая предписание, водитель имеет все шансы сорваться как зимой, так и в летнее время.
  11. «Неровная дорога» – свидетельствует о том, что автомобилист приближается к повреждённому дорожному полотну. Чтобы не потерять управление или не повредить машину лучше снизить скорость. Такое обозначение характеризует места, которые образовались вследствие проведения дорожного ремонта либо износа дороги.
  12. «Искусственная неровность» – означает, что автомобилисту на пути встретится «лежачий полицейский», чтобы не повредить стойки машины, важно снизить скорость. Такие препятствия встречаются в местах большого скопления людей и высокой активности пешеходов, например, возле школ или детских садов.
  13. «Выброс гравия» – говорит о близости дороги с возможным вылетом гравия или щебня из-под колёс. Следует внимательно передвигаться по такой области, чтобы не допустить повреждения стёкол и внешнего покрытия автотранспорта. Иногда камень, попавший в лобовое стекло, даже может привести к аварийной ситуации.
  14. «Опасная обочина» – говорит о наличии разрушенной или неустойчивой обочины и предупреждает, что выезд на неё может быть опасен. Не заасфальтированные обочины всегда небезопасны при повышенной влажности.
  15. «Сужение дороги» – эта троица, предупреждает, что дорога будет постепенно сужаться. Знаки различаются указанием на узкую часть – слева, справа либо с обеих сторон сразу. Обычно их монтируют перед тоннелями или мостами, когда возможность совершения манёвра отсутствует из-за того, что нет обочины. Также они применяются при ремонтно-восстановительных работах.
  16. «Двустороннее движение» – применяется лишь при , предупреждает, что необходимо перестроиться на двустороннее через некоторое расстояние. Нужно быть внимательным, чтобы не упустить момент и не оказаться на «встречке».
  17. «Пешеходный переход» – говорит о наличии вблизи пешеходного перехода (нерегулируемого) и рекомендует заранее понизить скорость, не прибегая к экстренному торможению непосредственно перед «зеброй». Для слабовидящих людей знак дополняется табличкой с изображением тёмных очков (8.15), которая проинформирует водителя о возможном появлении на переходе слепых пешеходов.
  18. «Дети» – довольно понятное предупреждение, встречается в районах большого скопления детей. Он обязательно дублируется и не зависит от присутствия пешеходного перехода.
  19. «Пересечение с велосипедной дорожкой» – в случае пересечения дорожки для велосипедистов проезжей частью (не в области перекрёстка), устанавливается соответствующий знак. Здесь дорогу автотранспорту, по правилам, уступает велосипедист. Но будьте внимательны: не каждый владелец велосипеда в курсе своих дорожных обязанностей.
  20. «Дорожные работы» – ремонт, восстановление проезжей части, всегда должны сопровождаться спецзнаками. Дублирование производится до 50 метров от небезопасного места, а при ухудшенной видимости или проведении работ в населённых пунктах – сразу возле участка. Если ремонт кратковременный, то разрешена установка предупреждения до 10-15 метров от места осуществления работ.
  21. «Перегон скота» и «Дикие животные» – указывают часть, граничащую с фермами, перегонами скота, заповедниками и так далее. Знаки требуют усиления внимания, ведь животные могут резко и неожиданно появиться на пути.
  22. «Падение камней» – указывает на возможность таких серьёзных опасностей, как снежные лавины, каменные обвалы и прочие природные происшествия. Устанавливают его там, где отсутствуют специальные защитные сооружения.
  23. «Боковой ветер» – сильнейший ветер, возникающий резко, довольно опасен для автомобилистов. Сильные порывы способны сместить направление движения автомобиля, что неизбежно приведёт к аварии. Завидя такой знак нужно быть готовым к смене траектории и заранее понизить скорость.
  24. «Низколетящие самолёты» – как известно, низколетящие самолёты издают пронзительный и громкий звук. Чтобы водители были предупреждены о такой обстановке и не напугались, обычно знак ставится неподалёку от аэропортов и аэродромов.
  25. «Тоннель» – в некоторых тоннелях отсутствует освещённость и этот фактор может повлечь потерю ориентации водителя в пространстве. Также знак размещается при подъезде к тоннелям, с ограниченной видимостью.
  26. «Затор» – в настоящее время, когда дороги переполнены автомобилями, заторы и пробки довольно распространённое явление. Знак, говорящий о заторах, помогает водителям вовремя заметить пробку и свернуть в подходящем месте для её объезда. В настоящее время существуют знаки, выполненные на специальных мониторах. На них картинка, характеризующая затор, возникает по необходимости и периодически меняется.
  27. «Прочие опасности» – существуют такие опасности, для которых не отведено предупреждающих знаков либо этих опасностей собрано в одном месте довольно много. Например, вы движетесь по неровной дороге, неподалёку от хозяйственных ферм, при этом возможен сход снежной лавины и присутствует крутой подъём, а также дорога скользкая и есть сильнейший боковой ветер. Единственным правильным выбором будет поставить предупреждающий знак, указывающий на прочие опасности.

Кроме стандартных треугольных знаков, имеются предупредительные дорожные обозначения другой формы. Требования по установке немного отличаются от треугольников.

Иные знаки предупреждения:

  1. «Приближение к железнодорожному переезду» – одноимённый набор из шести знаков. Их целью является улучшение информирования автомобилистов о предстоящем ЖД переезде за пределами населённых пунктов, имеют прямоугольную форму. Одна красная полоска на белом фоне означает расстояние (от 50 до 100 метров). Следовательно, три полосы означают удаление от путей на 150-300 м, две полосы – 100-200, а одна – 50-100. Установка «трёхполосных» и «однополосных» прямоугольников происходит на единой траектории с основными предупреждающими знаками.
  2. «Однопутная железная дорога» и «Многопутная железная дорога» – говорит о приближении к ЖД переезду без шлагбаума. Так как этот участок является довольно опасным, ему отведено особое внимание в ПДД. Устанавливаются они преимущественно перед ЖД рельсами, не оснащёнными шлагбаумом и обозначают количество путей: один или два и больше.
  3. «Направление поворота» – удлинённые прямоугольники с изображением белых стрелок на красном фоне. Устанавливаются в самих местах поворота и являются управляющими для водителей при крутых поворотах. Предупреждают автомобилиста о вынужденной смене траектории движения. Существуют три вида знаков – стрелки, направленные налево, направо и в обе стороны. Последний означает разветвлённую дорогу либо перекрёсток Т-образной формы. Установка предупреждения производится прямо на небезопасном участке, потому что позволяют его размеры.

Это все виды дорожных знаков предупреждение, которые должен знать любой человек, садящийся за руль автомобиля.

Иные знаки безопасности

Помимо знаков на дорогах, существуют и другие предупреждения. Они также выполнены в треугольной форме, но имеют ярко-жёлтый цвет и чёрное обрамление.

Где ещё используются предупредительные знаки:

  • При маркировке электрических щитков.
  • На опасном и вредном производстве.
  • Для обозначения газопроводной линии на трассе.

Знак с изображением молнии либо черепа, наклеенные на электрический щиток, все знают с самого детства. Он располагается в местах опасности воздействия электрического тока. На производстве размещаются знаки безопасности в целях защиты и предупреждения персонала от опасных действий, которые могут вызвать травму и повлиять на создание аварийной ситуации. Являются фактором, повышающим уровень охраны труда, и помогают исключить травматизм на производстве.

Знаки безопасности оформляются ярким кислотно-жёлтым цветом с красочным изображением возможной опасности.

Знак с обозначением газопровода устанавливается параллельно идущей трассе. Также применяются во время обустройства объектов газопровода. Цель этих знаков – предупредить и указать на прохождение линии газопровода, в ситуациях, когда требуется проведение ремонтных и иных работ на территории. К тому же они определяют размеры охраняемой территории и глубину, на которую заложена труба от земли.

Знак безопасности - цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и (или) поясняющих надписей.

Знаки безопасности могут быть основными, дополнительными, комбинированными и групповыми. Основные знаки безопасности делятся на группы.

Предупреждающие знаки

Предупреждающие знаки, как и запрещающие знаки, следует применять для привлечения внимания людей, находящихся на производственных, общественных объектах и в иных местах, к опасности, опасной ситуации, предостережения в целях избежания опасности, сообщения о возможном исходе в случае пренебрежения опасностью, предписания или требования определенных действий, а также для сообщения необходимой информации.

Цветографическое изображение Смысл

форма – треугольник;

сигнальный цвет – желтый;

смысловое значение - предупреждение о возможной опасности. Осторожность. Внимание.

Смысловое значение: пожароопасно. Легковоспламеняющиеся вещества.

Используется для привлечения внимания к помещениям с легковоспламеняющимися веществами. На входных дверях, дверцах шкафов, емкостях и т.д.

Смысловое значение: взрывоопасно.

Используется для привлечения внимания к взрывоопасным веществам, а также к помещениям и участкам. На входных дверях, стенах помещений, дверцах шкафов и т.д.

Смысловое значение: опасно.

Используется в местах хранения, выделения, производства и применения ядовитых веществ.

Смысловое значение: опасно. Едкие и коррозионные вещества.

Используется в местах хранения, выделения, производства и применения едких и коррозионных веществ.

Смысловое значение: опасно. Радиоактивные вещества или ионизирующее излучение.

Используется на дверях помещений, дверцах шкафов и в других местах, где находятся и применяются радиоактивные вещества или имеется ионизирующее излучение.

Смысловое значение: опасно. Возможно падение груза.

Используется вблизи опасных зон, где размещается подъемно-транспортное оборудование, на строительных площадках, участках, в цехах, мастерских и т.п.

Смысловое значение: внимание. Автопогрузчик

Используется в помещениях и участках, где проводятся погрузочно-разгрузочные работы.

Смысловое значение: опасность поражения электрическим током.

Используется на опорах линий электропередачи, электрооборудовании и приборах, дверцах силовых щитков, на электротехнических панелях и шкафах, а также на ограждениях токоведущих частей оборудования, механизмов, приборов.

Смысловое значение: внимание. Опасность (прочие опасности).

Используется для привлечения внимания к прочим видам опасности, не обозначенной настоящим стандартом. Знак используется вместе с дополнительным знаком безопасности и с поясняющей надписью.

Смысловое значение: опасно. Лазерное излучение.

Используется на дверях помещений, оборудовании, приборах и в других местах, где имеется лазерное излучение.

Смысловое значение: пожароопасно. Окислитель.

Используется на дверях помещений, дверцах шкафов для привлечения внимания на наличие окислителя.

Смысловое значение: внимание. Электромагнитное поле.

Используется на дверях помещений, оборудовании, приборах и в других местах, где действуют электромагнитные поля.

Смысловое значение: внимание. Магнитное поле.

Используется на дверях помещений, оборудовании, приборах и в других местах, где действуют магнитные поля.

Смысловое значение: осторожно. Малозаметное препятствие.

Используется в местах, где имеются малозаметные препятствия, о которые можно споткнуться.

Смысловое значение: осторожно. Возможность падения с высоты.

Используется перед входом на опасные участки и в местах, где возможно падение с высоты.

Смысловое значение: осторожно. Биологическая опасность (Инфекционные вещества).

Используется в местах хранения, производства или применения вредных для здоровья биологических веществ.

Смысловое значение: осторожно. Холод.

Используется на дверцах холодильников и морозильных камер, компрессорных агрегатах и других холодильных аппаратах.

Смысловое значение: осторожно. Вредные для здоровья аллергические (раздражающие) вещества.

Используется в местах хранения, производства или применения вредных для здоровья аллергических (раздражающих) веществ.

Смысловое значение: газовый баллон.

Используется на газовых баллонах, складах и участках хранения и применения сжатых или сжиженных газов. Цвет баллона: черный или белый

Смысловое значение: осторожно. Аккумуляторные батареи.

Используется в помещениях и на участках изготовления, хранения и применения аккумуляторных батарей.

Смысловое значение: осторожно. Режущие валы.

Используется на участках работ и оборудовании, имеющем незащищенные режущие валы, например на деревообрабатывающем, дорожном или сельскохозяйственном оборудовании.

Смысловое значение: внимание. Опасность зажима.

Используется на дверцах турникетов и шлагбаумах.

Смысловое значение: осторожно. Возможно опрокидывание.

Используется на дорогах, рампах, складах, участках, где возможно опрокидывание внутризаводского транспорта.

Смысловое значение: внимание. Автоматическое включение (запуск) оборудования.

Используется на рабочих местах, оборудовании или отдельных узлах оборудования с автоматическим включением.

Смысловое значение: осторожно. Горячая поверхность.

Используется на рабочих местах и оборудовании, имеющем нагретые поверхности.

Смысловое значение: осторожно. Возможно травмирование рук.

Используется на оборудовании, узлах оборудования, крышках и дверцах, где возможно получить травму рук.

Смысловое значение: осторожно. Скользко.

Используется на территории и участках, где имеются скользкие места.

Смысловое значение: осторожно. Возможно затягивание между вращающимися элементами.

Используется на рабочих местах и оборудовании, имеющем вращающиеся элементы, например, на валковых мельницах.

Смысловое значение: осторожно. Сужение проезда (прохода).

Используется на территориях, участках, в цехах и складах, где имеются сужения прохода (проезда) или присутствуют выступающие конструкции, затрудняющие проход (проезд).

Текст подготовлен, по материалам Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Система стандартов безопасности труда. Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 19 сентября 2001 г. № 387-ст), с изменениями и дополнениями от 23 июля 2009 г., методистами по ОБЖ: Антоновым Н.В., Бычковым В.А., Герасимовой С.И., Труховым П.В.

Наиболее распространённые символы опасности

Наименование Символ Юникод Изображение
Яд U+2620
Знак опасности U+2621
Радиация U+2622
Ионизирующее излучение ? ?
Радиоизлучение ? ?
Биологическая опасность U+2623
Опасность ! U+26A0
Высокое напряжение U+26A1
Магнитное поле ? ?
Лазерное излучение ? ?
Оптическое излучение ? ?
Цунами ? ?

Знак радиоактивности

Международный знак радиации впервые появился в 1946 году в радиационной лаборатории университета Калифорнии в Беркли . В то время знак был пурпурным на синем фоне . Современная версия - чёрный знак на жёлтом фоне. Пропорции рисунка - центральный круг радиусом R , лепестки внутренним радиусом 1,5·R и внешним 5·R , лепестки отстоят друг от друга на 60°.

Японский знак биологической опасности

Чарльз Балдвин , инженер по окружающей среде, принимавший участие в разработке знака сказал:

Все части Знака биологической опасности могут быть нарисованы с помощью циркуля и/или линейки. Основной контур символа - простой трилистник, который составляют три равным образом пересекающиеся окружности, как в тройной диаграмме Венна, где пересекающиеся части стёрты. Диаметр пересекающейся части равен половине радиуса этих трех окружностей. Потом в первоначальные окружности вписывают три внутренних окружности размером в 2/3 радиуса первоначальных окружностей так, чтобы они слегка касались внешней стороны трёх пересекающихся окружностей. Маленький кружок в центре имеет диаметр, равный половине радиуса трех внутренних окружностей, его дуги стерты в положении 90, 210, 330 градусов. Дуги внутренних окружностей и маленький кружок соединены линиями. И, наконец, кольцо под ним находится на расстоянии периметра равностороннего треугольника, образованного центрами трёх пересекающихся окружностей. Чертится наружная окружность кольца и замыкается дугами из центров внутренних окружностей с более коротким радиусом внутренних окружностей

Впервые знак биологической опасности (англ. biohazard - сокр. от biological hazard) появился в 1966. Он был разработан химической компанией Dow Chemical для размещения на своих продуктах.

В то время существовало огромное количество различных предупредительных символов, но не было никакой стандартизации. Поэтому компания Dow решила разработать свой символ, предупреждающий о биологической опасности. В его разработку был вовлечен не один отдел компании. Требования были просты - нужен уникальный простой, но запоминающееся. С этой целью было проведено общественное исследование, в результате которого был выбран самый запоминающийся символ. Им оказался данный трехсторонний символ ярко-оранжевого цвета, так как именно этот цвет, как показали различные исследования, лучше всего виден при любых условиях.

После этого символ был представлен научному сообществу, и был одобрен всеми необходимыми инстанциями. Сегодня этот знак «биологическая опасность» можно встретить в лабораториях по всему миру. Символ часто можно увидеть в компьютерных играх. Также данный символ был использован в своей символике американской рэп-кор группой Biohazard.

Предупреждающий знак

На предупреждающих знаках, как правило, используется восклицательный знак, чтобы предупредить, привлечь внимание к опасности или неожиданностям.

Химическая опасность

Знак химической опасности - это пиктограмма, используемая на контейнерах с опасными химическими веществами для индикации специфических рисков и необходимых мер предосторожности. Ниже показаны различные системы обозначений.

Национальная ассоциация защиты от пожаров в США имеет стандарт знака в виде ромба с четырьмя разноцветными секциями и числами в них, обозначающих степень угрозы (от 0 до 4; 0 - нет риска, 4 - максимальный риск). Красная секция показывает возгораемость, голубая - риски для здоровья, жёлтая - взрывоопасность, белая - специальная информация. Такое обозначение используется преимущественно в США.

В Европе используется другой стандарт. Подвижной состав перевозящий опасный груз помечается оранжевым знаком, на котором нижнее число означает перевозимое вещество, верхнее - опасность, которую оно может представлять.


Европейские знаки опасности

Символы опасности в РФ

В Российской Федерации существует ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная», устанавливающий назначение, правила применения, виды и исполнения, цветографическое изображение, размеры, технические требования и характеристики, методы испытаний знаков безопасности, в том числе и содержащих символы опасности. В соответствии с этим ГОСТ знаки безопасности - цветографическое изображение определенной геометрической формы с использованием сигнальных и контрастных цветов, графических символов и (или) поясняющих надписей, предназначенное для предупреждения людей о непосредственной или возможной опасности, запрещения, предписания или разрешения определенных действий, а также для информации о расположении объектов и средств, использование которых исключает или снижает воздействие опасных и (или) вредных факторов. Знаки безопасности стандартизированны и приведены также в ранее действовавшем ГОСТ Р 12.4.026 ССБТ «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная»

Виды знаков безопасности

1. Запрещающий - круг красного цвета с белым полем внутри, перечеркнутым наклонной полосой красного цвета;

2. Предупреждающий - равносторонний треугольник со скругленными углами желтого цвета, обращенный вершиной вверх, с каймой черного цвета;

3. Предписывающие - квадрат зеленого цвета с белой каймой и белым полем квадратной формы;

4. Указательный - синий прямоугольник, окантованный белой каймой по контуру с белым квадратиком внутри.

Внутри знака размещаются выполненные в черном цвете символические изображения, конкретизирующие содержание знака. При необходимости для уточнения или усиления действия знака применяются дополнительные таблички с поясняющими надписями.

Зона действия знаков, размещенных у входа (въезда) на производственный объект , распространяется на весь объект.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Safety symbols collection for hazard alerts A symbol library which offers various signs in the GIF and EPS formats. Licensed for free use only for writing technical documents.
  • free signage Library of signs in PDF format. Licensed to print and use in domestic and commercial premises.

Для того, чтобы наиболее эффективным способом предупредить людей об опасности, исходящей от различных материалов или объектов, были разработаны предупреждающие знаки и символы опасности.

Общеизвестны следующие знаки:


В разных странах приняты различные способы наглядного информирования

Российская Федерация

В России для веществ, которые могут представлять опасность для человека или окружающей среды (токсичных, инфекционных, радиоактивных, взрывчатых, пожароопасных и др.) введены классы опасности. Для каждого класса разработаны меры предосторожности при работе, транспортировке, хранении, при ликвидации несчастных случаев (возгорании, утечке), при оказании помощи пострадавшим.

Химические реактивы и материалы, относящиеся к I классу, представляет наибольшую опасность, IV класс — наименьшую. Для каждого класса определены параметры, оценивающие потенциальный вред, который может быть причинен веществом. Это такие показатели, как, например, предельно допустимая концентрация в воздухе в рабочей зоне, средняя смертельная доза при проглатывании или при вдыхании и т. д. Параметр, имеющий наихудший показатель, определяет класс опасности. В зависимости от этих показателй разрабатываются инструкции по технике безопасности работы с этим веществом.

Пример некоторых веществ, относящихся с различным классам опасности:
I класс опасности: гидразин , озон, ртуть, стрихнин, фтороводород.
II опасности: метанол, мышьяк, серная кислота, сероводород, сурьма , формальдегид, хлороформ, хлор, фтор, барий, свинец, кадмий.
III класс. Вещества, представляющие умеренную опасность: силикагель , бензин, азотная и соляная кислота, соединения алюминия, меди, марганца, никеля.
IV класс. Вещества, почти не представляющие опасности: алюминий, этанол, аммиак , керосин, соединения железа.

Кроме этого в России разработан ГОСТ Р 12.4.026-2001, регламентирующий знаки безопасности. Они подразделяются на:
— запрещающие;
— предупреждающие;
— предписывающие;
— указательные.

Запрещающие знаки изображаются черным на белом фоне в красном круге, перечеркнутым косой красной же чертой.
Предупреждающие знаки — черные, на желтом фоне в черном треугольнике, расположенным вершиной вверх.
Предписывающие знаки белые на темно-синем фоне, в круге.
Указательные знаки белые на синем фоне, в квадрате.

Есть еще знаки пожарной безопасности, эвакуационные, медицинские и некоторые другие, используемые редко.

Наиболее часто встречающиеся российские знаки безопасности:

Европейские страны

В Европе общеупотребительные знаки безопасности — квадратные, с графикой черным цветом на оранжевом фоне.

В Европе и в России транспортные средства, перевозящие опасные материалы и вещества, для специалистов маркируются знаком в виде цветного ромба (красного, желтого, оранжевого или белого цвета) и информационной табличкой в виде оранжевого четырехугольника с двумя цифрами, обозначающими код угрозы, которую это вещество представляет (верхнее число), и код перевозимого вещества согласно кодировке ООН (нижнее число), например, означает, что товар огнеопасен; код угрозы «33» на табличке расшифровывается, как легковоспламеняющаяся жидкость, легковоспламеняющийся газ, кодировка ООН — перевозится бензин.

Некоторые европейские знаки безопасности для транспортных средств:

Примеры кодов опасности:
0 — нет угрозы;
1 — взрывчатое вещество;
2 — возможно выделение газов;
3 — легковоспламеняющаяся жидкость, легковоспламеняющийся газ;
4 — легковоспламеняемое твердое вещество;
5 — вещество, способствующее горению
6 — токсичные вещества;
7 — радиоактивные вещество;
8 — коррозионноопасное вещество.

США

В Соединенных Штатах Америки компанией NFPA разработана стандартная маркировка химически опасных материалов. В компактной и наглядной форме знак помогает специалистам, работающим с опасными материалами, и специалистам служб спасения быстро определить, какие меры предосторожности нужно предпринять и как действовать в чрезвычайной ситуации.

Американский знак химической опасности представляет собой пиктограмму в виде ромба с четырьмя разными цветовыми полями-маркерами и кодами степени опасности.

Красное поле показывает степень пожароопасности материала (объекта).
Синее поле — опасность для здоровья человека.
Желтое поле — степень взрывоопасности.
В каждом поле стоит число от 0 до 4, указывающее степень опасности. 0 — опасность нулевая, 4 — опасность максимального уровня.
На белом поле указываются символы специального назначения, например, "OXY" — обозначение сильного окислителя. Кроме этого, иногда разрешено использовать нестандартные символы, такие как "BIO" — биологическая опасность, "ACID" — сильная кислота.

Дорожные знаки и их обозначения, казалось бы, очень избитая тема. Но мы попробуем снова поднять ее. И вот для чего! Многочисленные статьи и комментарии по этой проблематике грешат парой недостатков: они либо излишне кратки, либо чересчур пространны. Мы же попытаемся сделать их рассмотрение наиболее оптимальным, а значит, — эффективным для рядовых водителей.

Знаки дорожного движения, предупреждающие водителя о возможных опасностях

Итак, наша работа будет направлена на достижение практического, прикладного эффекта от знания ПДД. Пусть каждый знает только крайне необходимое из темы « ».

Предупреждающие знаки дорожного движения

Предупреждающие знаки служат одной благой цели – известить водителя о том, что он приближается к какому-то опасному участку дороги. В редчайших случаях знаки проинформируют, что водитель уже въезжает на такой участок. Характер опасности изображается в поле самого знака в виде определенного символа.

Предупреждающие дорожные знаки предстают перед нами в основном в треугольной форме. Заметьте, что именно таких (чем-то похожих на них) знаков больше не существует.

И еще один момент. Предупреждающие знаки – это самые благородные средства регулирования дорожного движения . Они ничего не запрещают водителю, но извещают его о некой нестандартной ситуации на дороге.

Предупредительный характер данных дорожных знаков обусловил главное правило их установки. Все предупреждающие знаки треугольной формы должны устанавливаться на некотором расстоянии до соответствующего опасного участка дороги:

  • в населенном пункте — за 50-100 метров до его начала;
  • вне населенного пункта – за 150-300 метров.

Рассмотрим конкретный пример со знаком «Неровная дорога» (1.16). Предварительность его установки (как и любого предупреждающего знака) обусловлена необходимостью заранее предупредить о том, что скоро на проезжей части появятся неровности (ямы, выбоины и прочие дефекты).

Что должен понимать водитель, видя такой знак? Впереди – опасный участок, и поэтому рекомендуется снизить скорость и проявить максимальную внимательность и собранность, чтобы избежать аварии или поломки машины на ухабах и выбоинах дороги.

Естественно, что информировать о возможных опасностях надо ЗАРАНЕЕ , поэтому-то предупреждающие дорожные знаки треугольной формы устанавливаются предварительно – на указанных ранее расстояниях.

В населенном пункте водителю будет достаточно 50-100 метров для снижения скорости вплоть до остановки (если это необходимо). А вот вне населенного пункта, где скорость движения значительно выше, это расстояние увеличено в 3 раза – до 150-300 метров. Этого будет достаточно для того, чтобы совершить штатное снижение скорости.

Важный момент! Вполне нормальной практикой является повторная установка предупреждающих дорожных знаков для усиления информированности водителей об опасности.

Таким образом, понять треугольные предупреждающие знаки несложно. Их миссия – это заранее проинформировать водителя об опасной ситуации на дороге.

Треугольные предупреждающие дорожные знаки

«Железнодорожный переезд со шлагбаумом» (1.1) и «Железнодорожный переезд без шлагбаума» (1.2)

Назначение этой пары – предупредить водителя о приближении к весьма проблемному участку дороги, на котором действуют свои специфические правила движения (дополнительно описанные в 15 разделе ПДД).

Отличие этих знаков только в том, что первый переезд будет оснащен шлагбаумом, а второй — нет. Именно во втором случае водителю необходимо проявить максимум внимания.

Оба знака вне населенного пункта должны повторяться на расстоянии не ближе 50 метров до переезда.

Повторная установка данных знаков обусловлена опасностью движения по железнодорожному переезду. Поэтому еще одно предупреждение будет отнюдь не лишним.

«Пересечение с трамвайной линией» (1.5)

Данный знак информирует водителя о приближении к участку дороги с трамвайными путями, которые пересекают проезжую часть вне перекрестка или же на перекрестке с плохой видимостью.

Водитель должен помнить, что при движении по данному знаку вне перекрестка он будет обязан уступить дорогу трамваю.

«Пересечение равнозначных дорог» (1.6)

Знак обозначает приближение к перекрестку, на котором нет ни главной, ни второстепенной дороги.

Очередность проезда такого перекрестка определяется универсальным правилом «правой руки»: водитель, имеющий помеху справа (в лице аналогичного транспортного средства), будет обязан уступить ему – «помехе справа» — дорогу.

«Пересечение с круговым движением» (1.7)

Указанный знак известит водителей о том, что они приближаются к особому перекрестку – перекрестку, на котором организовано круговое движение (против часовой стрелки).

Особая сложность при проезде по нему – это очередность следования транспортных средств. Водитель должен внимательно наблюдать за знаками приоритета, регулирующими преимущество в движении.

«Светофорное регулирование» (1.8)

Знак указывает на приближение к месту установки классического светофора на перекрестке, пешеходном переходе или узком участке дороги.

В населенном пункте, как правило, этот знак устанавливают на первом (после въезда в населенный пункт) перекрестке или пешеходном переходе.

«Разводной мост» (1.9) и «Выезд на набережную» (1.10)

Данные «родственные» знаки устанавливаются в местах приближения к соответствующим объектам. Их цель – обезопасить водителей от необдуманных действий – опасных маневров и превышения скорости.

Вне населенного пункта оба знака должны обязательно повторяться на расстоянии не ближе 50 метров до разводного моста и выезда на набережную. Это делается для того, чтобы усилить информированность водителей.

«Опасный поворот» (1.11.1) и (1.11.2)

Одноименные знаки информируют водителя о том, что он приближается к крутому повороту с ограниченной видимостью, где особо опасны последствия возникновения центробежной силы. Знаки отличаются друг от друга лишь направлением движения – налево или направо.

«Опасные повороты» (1.12.1) и (1.12.2)

Еще одна пара «родственных знаков» предупредит водителя о том, что через определенное расстояние на его пути будут несколько опасных поворотов подряд. Отличие знаков друг от друга заключается лишь в направлении первого поворота – направо или налево.

Очень часто знаки устанавливают совместно с табличкой «Зона действия» (8.2.1), которая укажет на протяженность серии опасных поворотов.

«Крутой спуск» (1.13) и «Крутой подъем» (1.14)

Знаки обозначают спуски и подъемы, которые будут представлять сложности для водителя при их преодолении. Если такие участки следуют один за другим, то знаки допускается устанавливать не предварительно, а непосредственно перед участком.

Есть еще один (очень важный! ) момент, связанный с данными знаками. Если в зоне действия этих знаков на проезжей части возникает препятствие, то водитель, двигающийся на подъем, пользуется преимуществом . А тот, кто двигается на спуск, обязан уступить дорогу.

Это очень «опасное» правило. Пользоваться им следует особо осторожно, ибо мало кто из водителей помнит об именно таком принципе приоритета.

«Скользкая дорога» (1.15)

Очень простой и информативный знак: водителю указывается на то, что он приближается к весьма опасному участку дороги с малым коэффициентом сцепления колес (шин) с дорогой. Знак благородно предупреждает водителя о необходимости снизить скорость, чтобы не сорваться в занос.

Не следует думать, что знак «Скользкая дорога» — исключительно «зимний» знак. Есть и летние дороги, с которых можно «слететь».

«Неровная дорога» (1.16)

Весьма простой и информативный знак, который предупреждает водителя о его приближении к участку дороги с поврежденной проезжей частью (выбоинами, буграми, неровностями). Знак как бы предлагает водителю снизить скорость, чтобы не потерять управление на дороге с проблемным покрытием и, как минимум, не разбить подвеску автомобиля.

Участок неровного дорожного покрытия, обозначенный данным знаком, образовался в результате естественного износа или ремонтных работ. Этим он отличается от следующего знака – «Искусственная неровность».

«Искусственная неровность» (1.17)

Рассматриваемый знак обозначает приближение к «лежачему полицейскому» и предупреждает водителя о необходимости снизить скорость, дабы не повредить днище автомобиля.

Важно помнить, что таким препятствием обозначаются участки дорог, по которым осуществляется активное движение пешеходов в местах расположения важных социальных объектов (школ, детсадов, больниц и т.д.).

«Выброс гравия» (1.18)

Указанный знак информирует водителей о приближении к весьма опасному месту, где возможен выброс из-под колес автомобиля щебня или гравия.

Водителю следует проявлять внимательность и постараться не приближаться к впереди двигающимся транспортным средствам из-за опасности повреждения лобового стекла и . А летящий в стекло камень при движении на высоких скоростях, вообще, может стать причиной ДТП.

«Опасная обочина» (1.19)

Данный предупреждающий знак используется для информирования о нестабильной или разрушенной обочине, выезд на которую опасен для водителя.

В принципе, любая обочина с отсутствием твердого покрытия становится опасной в условиях влажной погоды. Водителю надо помнить об этом, даже если и знак «Опасная обочина» отсутствует.

«Сужение дороги» (1.20.1, 1.20.2, 1.20.3)

Семейство знаков «Сужение дороги» предназначено для предупреждения водителей о том, что через определенное расстояние на пути их следования проезжая часть будет сужаться – справа, слева или с обеих сторон одновременно.

Очень часто данные знаки устанавливаются перед мостами, эстакадами, тоннелями, где практически пропадает реальная возможность маневра из-за фактического отсутствия обочины. Часты случаи применения знаков и в условиях проведения дорожно-ремонтных работ.

«Двустороннее движение» (1.21)

Данный знак устанавливается только на дороге с односторонним движением. Его цель – предупредить водителей о приближении к участку дороги, на котором начнется классическое двустороннее движение.

Водитель должен проявить максимум внимания, чтобы через определенное расстояние не оказаться на полосе, предназначенной для встречного движения.

«Пешеходный переход» (1.22)

Знак обозначает приближение к нерегулируемому пешеходному переходу и рекомендует водителю проявить благоразумие и заранее снизить скорость. Ведь, скорее всего, ему придется это делать, но уже перед переходом и уже экстренно.

Водители совершают одну досадную ошибку: они считают место установки данного знака началом пешеходного перехода. Хотя до него еще 50-100 метров в населенном пункте и 150-300 метров вне такового.

«Дети» (1.23)

Совсем не сложно догадаться, что данный предупреждающий знак выставляется в местах частого появления детей на проезжей части. Причем, независимо от наличия или отсутствия пешеходного перехода.

Правила требуют обязательной повторной установки знака как в населенном пункте (не далее 50 метров от такого места на проезжей части), так и вне населенного пункта (не ближе 50 метров до места возможного появления детей).

«Пересечение с велосипедной дорожкой» (1.24)

Когда велосипедная дорожка пересекает проезжую часть вне перекрестка, тогда и устанавливается данный знак, обозначающий это самое пересечение.

Важно помнить, что на таком пересечении именно велосипедист обязан уступить дорогу механическим транспортным средствам, двигающимся по проезжей части. Однако водителю следует быть особенно осторожным и предупредительным: велосипедист вряд ли знает о своей обязанности предоставить преимущество «механике».

«Дорожные работы» (1.25)

Проведение дорожных (ремонтных и пр.) работ на проезжей части сопровождается обязательной установкой специального знака – «Дорожные работы».

Данный знак обязательно должен выставляться повторно:

  • вне населенного пункта не ближе 50 метров до места проведения работ, а при плохой видимости и непосредственно перед таким местом;
  • в населенном пункте – непосредственно перед участком, на котором осуществляются работы.

При кратковременных работах допускается установка знака на расстоянии от 10 до 15 метров до места проведения работ.

«Перегон скота» (1.26) и «Дикие животные» (1.27)

«Родственные» знаки извещают водителей о том, что они приближаются к участку дороги, граничащему со скотными фермами, перегонами скота через проезжую часть, заповедниками, охотничьими хозяйствами и пр. На таких участках могут внезапно появиться животные – дикие и домашние.

От водителя требуется проявить внимание и осторожность, чтобы не совершить наезд на переходящих дорогу животных.

«Падение камней» (1.28)

Этот благородный знак предупреждает водителя об опасности схода оползней, селевых потоков, снежных лавин, камнепадов, обвалов и т.п.

Данный знак устанавливают на участках, которые не защищены специальными инженерными сооружениями, способными предотвратить негативные последствия природных катаклизмов.

«Боковой ветер» (1.29)

Внезапно возникший сильный боковой ветер бывает очень опасным для водителя. Автомобиль «получает удар» в корпус и может сменить траекторию движения независимо от воли и желания своего водителя. А это – прямой путь к ДТП.

Знак «Боковой ветер» призван предупредить водителя о выезде на такой участок, чтобы он успел предпринять необходимые меры для предотвращения несчастья – снизить скорость и быть готовым к возможному смещению траектории.

«Низколетящие самолеты» (1.30)

Звук низколетящих самолетов способен напугать даже опытных водителей. Для того чтобы это исключить (или же свести к минимуму), на дороге выставляется специальный знак – «Низколетящие самолеты».

Указанный знак устанавливается перед участками дорог, которые располагаются вблизи аэродромов.

«Тоннель» (1.31)

Резкая смена освещенности для водителя является сильным раздражающим фактором, который несет в себе потенциальную опасность потери ориентации в пространстве. Такая ситуация возможна при въезде в тоннель, в котором отсутствует специальное (искусственное) освещение.

Кроме того, данный знак может обозначать подъезд к освещенным тоннелям с ограниченной видимостью.

«Затор» (1.32)

Пробки и заторы – бич современных мегаполисов с огромным количеством транспортных средств. Поэтому предупреждение о стоящих в пробке транспортных средствах – это одно из средств не усугубить ситуацию на дороге.

Предупрежденные знаком водители будут иметь возможность на ближайшем перекрестке свернуть и объехать затор по другому маршруту.

Современные знаки «Затор» выполняются в виде специальных мониторов с изменяемым изображением, которое появляется на экране при необходимости.

«Прочие опасности» (1.33)

Иногда водителя на дороге поджидают опасности, которые невозможно описать имеющимися предупреждающими знаками. Или таких опасностей очень много. Например, дорога проходит мимо лесных массивов с дикими животными, но на ней проводятся ремонтные работы в условиях опасного поворота и крутого спуска. Причем полотно дороги очень скользкое, и присутствует опасная обочина. И все это – в условиях сильного бокового ветра.

В таких случаях целесообразно выставить специальный знак – «Прочие опасности». Он как бы говорит водителю: «Мы Вас предупредили!».

Таким образом, предупреждающие знаки треугольной формы – очень информативны. Правило их установки едино: они выставляются, информируя о соответствующей опасности, за 50-100 метров в населенном пункте и за 150-300 метров вне населенного пункта. Именно в этом случае они будут выполнять свою главную миссию – предупреждение о нештатной ситуации на дороге.

Пусть водитель не смущается, если на некоторых треугольных знаках вместо белого фона будет желтый. Это говорит лишь о временном характере данных знаков (например, на период проведения ремонтных работ).

Предупреждающие дорожные знаки, отличные от треугольной формы

Помимо знаков треугольной формы, существуют и иные предупреждающие дорожные знаки. Правила их установки несколько отличаются от треугольных «собратьев».

«Приближение к железнодорожному переезду» (1.4.1-1.4.6)

Большое «семейство» одноименных знаков служит для достижения еще большей информированности водителя о приближении к ж/д переезду при движении вне населенного пункта. Такое предупреждение не помешает никогда и не будет лишним.

Знаки устанавливают по следующему правилу: каждая красная полоска «отвечает» за 50-100 метров. Это означает, что установленные справа (а при необходимости и слева) от дороги «трехполосные» знаки удалены от переезда на 150-300; «двухполосные» — на 100-200, а «однополосные» — 50-100 метров. «Трехполосные» и «однополосные» устанавливаются на одной опоре с треугольными знаками 1.1 или 1.2 – основными и повторными.

«Однопутная железная дорога» (1.3.1) и «Многопутная железная дорога» (1.3.2)

Еще одна пара знаков, предупреждающих водителя о железнодорожном переезде без шлагбаума. Как видно, в ПДД особое место уделяется проезду именно таких участков дороги.

Своеобразие этой пары знаков заключается в том, что они устанавливаются непосредственно перед ж/д переездом без шлагбаума. Почему? Да потому, что на положенном расстоянии уже выставлялись предупреждающие знаки – «Железнодорожный переезд без шлагбаума» (1.2).

Отличие двух знаков друг от друга состоит лишь в количестве ж/д путей на переезде: в первом случае он только один, а во втором – два и более.

«Направление поворота» (1.34.1) и (1.34.2)

Крутые повороты опасны не только из-за ограниченной видимости или увеличения центробежной силы при их проезде, но и затрудненностью в определении направления дальнейшего движения. Помочь водителю сориентироваться в таких условиях помогут знаки, указывающие на направление поворота.

Огромные знаки устанавливаются не заранее (как большинство предупреждающих знаков), а непосредственно в местах поворота. Их цель – стать путеводной нитью для водителя на крутом повороте.

«Направление поворота» (1.34.3)

Место установки данного предупреждающего знака – это разветвления дорог или Т-образный перекресток. Данный знак обозначает участок дороги, на котором прежнее – прямолинейное – движение прекращается, и водитель вынужденно должен будет менять траекторию.

Указанный знак, как и два предшествующих знака, устанавливается непосредственно на опасном участке. Это возможно благодаря его крупным размерам.

Подведем общий итог. Предупреждающие знаки придуманы для того, чтобы информировать водителя о приближении к опасному участку дороги (реже – о начале движения по такому участку).

В принципе, в «чистом виде» предупреждающие знаки ничего не регламентируют – не запрещают и не разрешают водителю . Их цель благая – известить о грядущей опасности.

Многие водители спрашивают как — приводим несколько вариантов.


Как быстро избавиться от царапин на кузове авто


Выбор полезных принадлежностей для автовладельцев


Товары для авто сравнить по цене и качеству >>>