Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Житие сергия радонежского краткая биография. Где у россии сердце, или как рассказать детям про сергия радонежского. Основные вехи жизни

(в мире Варфоломей) - святой, преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в Северной Руси. Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своем поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 г. (по другим - в 1319 г.). Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию. Около 1330 г. родители Сергия, доведенные до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 верст от Москвы). После их смерти Сергий отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где иночествовал его старший брат, Стефан. Стремясь к "строжайшему монашеству", к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, посреди глухого Радонежского бора, где и построил (ок. 1335 г.) небольшую деревянную церковь во имя св. Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя св. Троицы.

Вскоре Стефан покинул его; оставшись один, Сергий принял в 1337 г. иночество. Года через два или три к нему стали стекаться иноки; образовалась обитель, и Сергий был ее вторым игуменом (первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354 г.), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей свое имущество. Сначала терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава Сергия дошла даже до Царьграда: патриарх константинопольский Филофей прислал ему с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввел в монастыри общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но Сергий решительно отказался. По словам одного современника, Сергий "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (напр., ростовского князя - в 1356 г., нижегородского - в 1365 г., рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича . Отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение.

П. Рыженко. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

Благословляя его, Сергий предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю (см.). Приблизившись к Дону, Дмитрий Иоаннович колебался, переходить ли ему реку или нет, и только по получении от Сергия ободрительной грамоты, увещевавшей его как можно скорее напасть на татар, приступил к решительным действиям.

Ю. Понтюхин. Сергий Радонежский благословляет Дмитрия Донского на Куликовскую битву

После Куликовской битвы великий князь стал относиться еще с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 г. скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну. В 1392 г., 25 сентября, Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 г. он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал еще несколько обителей (Благовещенскую на Киржаче, Борисоглебскую близ Ростова, Георгиевскую, Высотскую, Галутвинскую и др.), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси.

См. "Преп. Сергий Радонежский. По поводу 500-летия со времени его блаженной кончины" ("Христианское чтение", 1892, № 9 - 10); "Жизнь и труды преп. Сергия Радонежского" ("Странник". 1892, № 9); А. Г-в, "О значении преп. Сергия Радонежского в истории русского монашества" ("Чтения в Обществе любителей духовного просвещения", 1892, № 9); E. Голубинский, "Преп. Сергий Радонежский и созданная им Лавра" (Сергиевский Посад, 1892); "Жизнь и чудеса преп. Сергия Радонежского" (М., 1897, 5-е изд.); В. Эйнгорн, "О значении преп. Сергия Радонежского и основанной им обители в русской истории" (М., 1899, 2-е изд.).

3 мая 1314 года у Кирилла и Марии в Ростовской области появился на свет сын. Первое чудо произошло до рождения мальчика. В один из дней Мария, будучи беременной, пошла в храм. Во время богослужения, малыш, находящийся в животе матери три раза закричал. Через сорок дней после рождения, его окрестили и назвали Варфоломеем. Мать с отцом поведали священнослужителю о крике сына из утробы. На что духовник ответил, что отрок в будущем станет служить Святой Троице.

Когда мальчик вырос, он стал учиться грамоте, но обучение ему давалось с трудом. В один из дней Варфоломей повстречал священника и поведал духовнику о трудностях с обучением и попросил его помощи. Священник дал ему кусок просфоры и сказал, что теперь Варфоломей будет читать хорошо. Священник пошёл в храм и стал молиться, а Варфоломею сказал читать песнопение. Чудом он стал читать на много лучше, чем раньше. Спустя время Варфоломей стал поститься и читать молитвы.

Спустя некоторое время семья Варфоломея переехала в город Радонеж. Отрок изъявил желание стать монахом, но родители попросили его, чтобы он дождался, когда они умрут. Кирилл и Мария ушли в монастыри и там умерли. Наследство, доставшееся от отца, Варфоломей передал младшему брату Петру, а старший брат Стефан ушел в монахи. Варфоломей принял решение уйти в лес и построить там церковь и позвал с собой своего брата Стефана. Они нашли в чаще безлюдное место, возвели не большую хижину и построили там храм, который был освящен митрополитом Киевским во имя Святой Троицы. Игумен Митрофан постриг Варфоломея в монахи и назвал его Сергием. В это время ему было около 20 лет.

Однажды во время молитвы произошло чудо, стены в церкви разошлись, и в нее ступил сам сатана, он велел Сергию покинуть храм и пугал его. Но Сергий изгнал его своей молитвой. Спустя время другие монахи поселились рядом с Сергием. Каждый возвел хижину. Когда монахов стало 12, вокруг хижин построили ограду. Когда игумен Митрофан скончался Сергий с монахами пошёл к епископу, за новым наставником. Епископ наказал самому Сергию быть игуменом. Сергий дал свое согласие.

Первое время к церкви не было хорошей дороги. Спустя время люди стали строить свои дома по близости, которые разрослись в села. Монахи проявляли недовольство, что рядом нет воды. Святой Сергий долго молился и вблизи появился источник, вода которого исцеляла. Возле реки Волги проживал сановник, которого мучил бес. Преподобный Сергий прогнал дьявола. С того времени большое количество мирян стали посещать святого. Перед битвой с ордынским князем Мамаем, князь Дмитрий попросил благословения у Сергия и победил. Впоследствии в честь этого был возведен Успенский монастырь.

Свою кончину святой Сергий предсказал за 6 месяцев и передал игуменство ученику Никону. Сергий Радонежский отошел в мир иной 25 сентября 1392 года, прожив 78 лет. Сергий хотел, чтобы его похоронили за пределами церкви, рядом с остальными монахами. Но митрополит Киприан дал свое благословение, чтобы Сергия положили с правой стороны в церкви. Огромное количество людей в день похорон пришло попрощаться со святым Сергием Радонежским.

Биография и житие Сергия Радонежского кратко для детей 2, 4 класса

Родители Сергия, Кирилл и Мария, были людьми благочестивыми. Жили они в Твери. Там и был рожден будущий святой, приблизительно в 1314 году, во время правления князя Дмитрия. Митрополитом русской земли был Петр.

Мария, нося ребенка в утробе, вела праведный образ жизни. Она строго соблюдала все посты и молилась. Еще тогда она решила, что если на свет появится мальчик, то посвятит его службе господней. И, как предзнаменование будущего ребенка, произошло, однажды, чудо в храме во время молитвы Марии. Ребенок трижды прокричал из чрева матери. Священником было это истолковано так, что он вырастет служителем Святой Троицы.

После рождения, на сороковой день от роду, младенец был крещен. Имя дали ему Варфоломей. Были у него и еще два брата – Петр и Стефан.

Мальчик рос. Пришло ему время обучаться грамоте. Братьям его эта наука давалась легко, а Варфоломею с большим трудом. Он очень сильно переживал из-за этого.

Однажды, по просьбе отца, отправился Варфоломей на поиски лошадей. И по дороге встретил мальчик в поле святого старца. Рассказал он ему о своих трудностях в обучении и попросил помолиться за него. В ответ на это старец дал юнцу кусочек просфоры и сказал, что будет знать он отныне грамоту очень хорошо.

Варфоломей пригласил старца в дом к своим родителям. Он не отказался. А мальчику с тех пор все науки стали легко даваться.

Прошло несколько лет и Варфоломей стал строго соблюдать все посты и читать молитвы, готовя себя к службе Всевышнему. Перечитал он не мало книг святых.

Вскоре, он вместе со всей семьей переселился в земли Ростовские, в Радонеж. Переезд был связан с бесчинствами в Твери московского воеводы. Поселилось семейство подле местной церкви.

Братья Варфоломея нашли себе жен. А он стремился к богослужению. Попросил он отца с матерью благословить его на это. На что родители попросили его дождаться, покуда они закончат свой земной путь, а после уже и посвящать себя Господу.

Через какое-то время ушли они в монастыри. И там настигла их смерть. К этому времени, у Стефана умерла жена и он тоже нашел себе приют в монастырской келье. Наследство родителей отдал Варфоломей все другому своему брату – Петру.

Позвал он Стефана на поиски подходящего места для строения обители. И выстроили они с ним на пустыре небольшую церквушку, освятив ее во имя Святой Троицы. Через какое-то время брат покинул Варфоломея. Тяжелой оказалась для него жизнь на лоне природы. Ушел он в московский монастырь. Там стал он игуменом.

А Варфоломей попросил старца Митрофана постричь его в монахи. При постриге и принял он имя Сергий. Был он на то время чуть старше 20 лет.

И стал жить он в своей хижинке, усердно молясь. Искушали его бесы всячески, но Сергий был стоек. Не поддался на их соблазны, а изгонял их. Как-то раз посетил его сам сатана, но святой и его изгнал.

Навещали иногда Сергия монахи. А со временем, некоторые стали и селиться там вместе с ним. Церквушка стала расстраиваться.

После смерти игумена, по настоянию епископа Афанасия, Сергий принял этот святой сан.

Творил святой много чудес разных. По молитве Сергия возник родник неподалеку от основанной им церкви. Мог он и больного исцелить, и умершего воскресить. И стали приходить к нему за помощью люди страждущие.

Однажды, было Сергию видение, что будет его церковь приютом для нищих и странников и будет полна она народа.

Вернулся в церковь и брат Стефан. Но, как-то раз, Сергий, обидевшись на него, покинул обитель. Построили он себе келью на реке Киржач. Но пришли туда к нему иноки из церкви Святой Троицы.

Через какое-то время святой вернулся назад, оставив в новой обители игуменом одного из своих учеников.

Продолжил жизнь свою там Сергий. Продолжал творить он чудеса, исцелять больных. Приходили к нему за советами и благословением. Сам великий князь московский Дмитрий посетил святого, прежде чем пойти на битву с Ордой, произошедшей на Куликовом поле. Получив на нее благословение Сергия, князь спокойно повел свое войско в бой.

Сергий не только молился и исцелял людей. Много он работал на благо своего монастыря. Постепенно, стала его обитель и приютом для страждущих, что было ему предсказано в видении.

25 сентября 1392 года Сергий Радонежский скончался. Оставил он после себя игуменом ученика своего Никона. Сергий положил начало пустынной монашеской жизни.

Биография Сергия Радонежского

Сергий Радонежский родился в селе Варницы недалеко от Ростова 3 мая 1319 года, Его называют - Варфоломей. Кирилл и Мария, родители будущего святого, принадлежали к боярам. Кроме Варфоломея у них родились еще двое мальчиков Петр и Стефан.

По легенде Мария пошла в церковь и во время исполнения молитвы ее ребенок из чрева издает громкий крик. Будучи во младенческом возрасте он удивляет всех, тем что в среду и пятницу не пьет молоко матери, а если Мария в другие дни кушала мясо, то он также не употреблял в этот день молоко от ее груди. И матери Варфоломея впоследствии пришлось не употреблять мясную пищу.

В семилетнем возрасте вместе с братьями его отправляют на учебу, но грамота ему тяжело дается. Варфоломей очень желал научиться писать и читать. После его непрестанных молитв об даровании ему понимания грамоты, он встречает старца, которого просит помочь в его беде. Старец благославляет отрока и говорит, что отныне ты будешь все разуметь, даже лучше чем твои братья. И с этого дня Варфоломей удивительным способом стал понимать грамоту.

Мальчику были интересны книги о жизни святых. Прочтя их Варфоломею приходит вдохновение в установленные дни держать строжайший пост с отказом от пищи, а в оставшиеся дни употреблять в пищу исключительно хлеб и воду, а также все ночи посвящает усердной молитве.

В 1328 года Варфоломей с семьей переезжает в Радонеж. И в возрасте 12 лет он решает принять обет монашества, но родители ставят условие, что это произойдет только после того как они умрут, так как Петр и Стефан обзавелись семьями, а он остается их оставшейся опорой. Этого ждать долго не пришлось Кирилл и Мария умерают, а перед кончиной, по традиции, принимают постриг в иноки и схимничество.

После их смерти Варфоломей направляется в Хотьково-Покровский монастырь, где брат Стефан, после кончины своей жены принял постриг. Желая осуществить строжайший монашеский подвиг, братья у реки Кончуры основывают обитель. И Варфоломей прямо в Радонежском бору возводит церквушку в честь Святой Троицы. Его брат не смог выдержать строжайшей отшельнической дисциплины и уходит.

В 1337 году Варфоломей получает посвящение в монахи от игумена отца Митрофана и нарекается в честь великомученика Сергия. Прошло время и к нему начали приезжать другие монахи и иноки, образовывая обитель в последствии ставшей Троице-Сергеевой Лаврой. Община росла - и вокруг нее начали обосновываться труженики и крестьяне.

Отец Сергий отличался особой любовью к труду и возвел своими руками некоторые кельи, а также выполнял всю хозяйственную работу в обители. Труд он соединял с непрестанною молитвою и постом. Монахи часто удивлялись, как их преподобный все время тяжело работает и постится, но здоровье не ухудшается, а на оборот.

В 1354 годы преподнобного Сергия возводят в сан иегумена. Слава о нем распространяется и Филофей, будучи патриархом, передает ему некоторые дары с пожеланием дальнейших духовных подвигов. По патриаршему наставлению в монастыре вводится общинно-жительный строй. Он предполагал равенство в имуществе, носить такую же одежду и обувь как у всех, питаться из общего котла и повиноваться иегумену и признанным старцам.

Кроме Троицко - Сергиевой обители преподобный основывает и другие монастыри, где вводит общинно-жительный устав. Вот некоторые из них:

  • Высоцкий монастырь в Серпухове
  • Благовещенский монастырь в городе Кержач
  • Георгиевский монастырь, расположенный на реке Клязьме
  • Старо-Голутвин близ Коломны

А последователи Сергия преподобного основывают в дальнейшем приблизительно 40 монастырей на родной земле.

Сергий Радонежский приобрел и славу миротворца, что имело важное значение в Куликовской битве. Дмитрий Донской перед баталиями получает благословение старца. Сергий предрекает небывалый разгром войска татар. И нарушая принятые каноны, напрявляет вместе с князем двух иноков. И в святой день рождества Богородицы русское войско побеждает.

На протяжении всего своего жизненного пути преподобный Сергий видел различные мистические видения.

И близко к своей смерти он передает иегуменство и наставления близкому ученику Никону и отрекается от земного. Скончался святой Сергий Радонежский осенью 1392 года.

4 класс для детей

Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

Другие биографии:

  • Юлий Ким

    Юлий родился в 1936 году. Свою фамилию он получил от папы, который по национальности являлся корейцем и работал переводчиком с корейского на русский. Мама Юлия была русской и работала учителем русского языка в русской школе.

  • Успенский Эдуард

    Успенский известен в узких кругах, как писатель культовых детских произведений. Его рассказы будоражат сердца взрослых, и заставляют улыбаться детей. В творческий мир, он ворвался за счет таких произведений как Крокодил Гена и Чебурашка, Дядя Федор

  • Клод Моне

    Оскар Клод Моне - французский художник, основатель импрессионизма. Им написано более 25 картин. Наиболее известные: Впечатление. Восходящее солнце, Водяные лилии, Руанский собор и портрет Камиллы Донсье.

  • Елена Исинбаева

    Елена Гаджиевна Исинбаева появилась на свет 3 июня 1982 года. Маленькой девочкой посещала спортивную секцию по спортивной гимнастике. Одновременно с физкультурной школой получает образование в лицее с техническим уклоном

  • Владимир Иванович Даль

    Владимир Иванович Даль является великим выдающимся русским писателем и врачом. Огромным достижением этого человека является создание толкового словаря нашего великого русского языка.

Преподобный Сергий Радонежский - святой земли русской

Личность преподобного Сергия Радонежского, с одной стороны, давно является изученной и широко известной. Но, с другой стороны, с нею связан целый ряд вопросов. Например, что же такого сделал этот святой, если он уже при жизни был почитаем, а позднейшие поколения присвоили ему высокое звание «игумена всея Руси»? Отличен ли монашеский путь Сергия от подвига ранних иноков, и если да, то в чем именно его уникальность? И, наконец, какое влияние оказал преподобный угодник Божий на культуру Северо-востока Руси?

С детства нам известна история о том, как отрок Варфоломей испытывал трудности в освоении грамоты и однажды, убежав в поле от насмешек братьев и огорчения, взмолился о помощи. Явился ему Ангел Господень в виде старца-инока и дал мальчику в утешение частицу просфоры. Вкусив ее, отрок чудесным образом стал понимать Священное Писание и вскоре оказался лучшим учеником. Сбылось и предсказание старца родителям Варфоломея, благочестивым Кириллу и Марии: «Велик будет ваш сын пред Богом и людьми».

Родился молитвенник земли Русской в 1314 году в селе Варницы* под Ростовом Великим, в усадьбе бояр Кирилла и Марии. В Ростове Варфоломей с братьями жил до 14 лет, затем семья переселилась в Радонеж. После кончины родителей, в пустынном месте на горе Маковец недалеко от Радонежа, братья срубили себе келью. Приняв в 23 года монашеский постриг с именем Сергий, будущий святой основал обитель Живоначальной Троицы. Так начиналась известная теперь всему миру Троице-Сергиева Лавра, ставшая духовным центром Московской Руси. Сергий там подвизался сначала с братом Стефаном, а затем один. В обитель стали собираться иноки, а сам Преподобный нес тяжкие телесные труды и молитвенный подвиг. Он строил кельи, носил воду, рубил дрова, шил одежду и готовил пищу для братии. Видя такое смирение и трудолюбие, монахи попросили Преподобного Сергия стать игуменом монастыря.


Еще при жизни удостоившись дара чудотворений, игумен Радонежский воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал сына умершим.

Слух о молодом подвижнике, живущем в радонежских лесах, быстро распространился по Руси, и к нему начали приводить больных из самых отдаленных мест.

Русская земля в то время страдала от монгольского ига. Великий князь Димитрий Донской, собрав войско, пришел к святому Сергию за благословением на сражение.


В помощь князю Преподобный благословил иноков обители: Андрея (Ослябю) и Александра (Пересвета), и предсказал князю победу. 21 сентября 1380 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины разбили врага на Куликовом поле.

Однажды ночью святой молился перед иконой Пречистой и вдруг почувствовал, что его ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова.

От яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Богородица прикоснулась к нему рукой и обещала покровительствовать святой обители его. Достигнув глубокой старости, за полгода прозрев свою кончину, Преподобный преставился к Богу 8 октября 1392 года и вскоре стал почитаться троицкими монахами как святой.
Мощи Преподобного Сергия были обретены 18 июля 1422 года при преподобном игумене Никоне (ум. 1426).

В 1408 г., когда Москва и ее окрестности подверглись нашествию татарских орд Едигея, Троицкая обитель была опустошена и сожжена, иноки во главе с игуменом Никоном укрылись в лесах, сохранив иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью Преподобного Сергия. В ночном видении накануне татарского набега Преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих испытаниях и предрек в утешение, что искушение будет непродолжительно и святая обитель, восстав из пепла, процветет и еще более возрастет. Митрополит Филарет писал об этом в "Житии Преподобного Сергия": "По подобию того, как подобало пострадать Христу, и чрез крест и смерть войти в славу воскресения, так и всему, что Христом благословляется на долготу дней и славу, подобно испытать свой крест и свою смерть". Пройдя через огненное очищение, воскресла в долготу дней обитель Живоначальной Троицы, восстал и сам Преподобный Сергий, чтобы уже навеки своими святыми мощами пребывать в ней. Пред началом строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного в сентябре 1412 года, Преподобный явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумену и братии: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?" И вот при строительстве собора, когда рыли рвы для фундамента, открыты и изнесены были нетленные мощи Преподобного, и все увидели, что не только тело, но и одежды на нем были невредимы, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Димитриевича (ум. 1425), святые мощи были изнесены из земли и временно поставлены в деревянной Троицкой церкви (на том месте находится теперь церковь Сошествия Святого Духа). При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора они были перенесены в него, где и пребывают доныне.

С тех пор память святого празднуется 18 июля и 8 октября.

Вот уже 620 лет русские люди обращаются с молитвой к Радонежскому чудотворцу. Теплятся лампады Троице-Сергиевой Лавры, чтутся заветы Преподобного, множество молящихся приходят на по клон к его раке. В прежние времена побывать у Троицы (в городе Сергиеве Посаде) считалось святой обязанностью каждого.

В 1859 году, возвращаясь из сибирской ссылки, Ф.М. Достоевский сделал крюк, что бы взглянуть на Лавру, памятную ему с детства. В богоборческое лихолетье, в 1919 году, вся монастырская братия была арестована, а Троицкий собор опечатан, затем декретом Совнаркома «Бывшая лавра» была превращена в музей. В трапезной был устроен тир, в кельях – столовая и клуб. После Великой Отечественной войны Троице-Сергиева Лавра была возрождена и много лет оставалась одним из восемнадцати действовавших в СССР монастырей. Главный храм Лавры - Троицкий, где покоятся мощи Преподобного, - расписывали выдающиеся иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Для иконостаса собора была написана знаменитая «Троица»**.

В ризнице Троице-Сергиевой Лавры есть шитое шелками изображение святого Сергия (XV век), которое нельзя видеть без волнения. Это покров на раку Преподобного, подаренный Лавре великим князем Василием, сыном Димитрия Донского... В этом изображении - глубина скорби о земле Русской, истерзанной татарами. С какой любовью вышита эта ткань русской женщиной, возможно, знавшей Преподобного!

Традиционно святого пишут по пояс или в полный рост, в монашеском облачении, в левой руке Преподобного - свиток, правой он благословляет нас.

Образ Игумена земли Русской, за свою подвижническую жизнь удостоившегося посещения Богородицы, строг и возвышен. «Святитель, сед, риза крестчатая, налево иноки клобуках и мантиях, ризы чернель, исподы вохра, главы и крыши золотые, крест белый», - говорится о Преподобном в «Лицевых святцах» XVII века.

«Как незаметно и кротко все в нем!.. О, если бы его увидеть, слышать! Думается, он ничем бы сразу и не поразил. Не громкий голос, тихие движения, лицо покойное, святого плотника великорусского. Та кой он даже на иконе - образ невидного и обаятельного в задушевности своей пейзажа русского, русской души», - замечал русский писатель Б.К. Зайцев.

Земной путь и посмертные чудеса Сергия Радонежского, совершавшиеся у его гробницы, о которых рассказывают нам летописи и предания, отражены в иконах с житийными клеймами. На протяжении столетий и до сего дня.

Преподобный является покровителем Российской державы.
На родине Преподобного, в селе Варницы, еще в XIV веке был основан Троице-Сергиев монастырь. Но в 30-х годах ХХ века он был стерт с лица земли атеистами, и на его месте вплоть до 90-х годов прошлого века была мусорная свалка.

А небольшую чудотворную икону Сергия Радонежского из разграбленного монастыря удалось спасти жителям Варниц, и она передавалась из поколения в поколение, сохраняемая то в погребе, завернутая в тряпицу, то в колодце при обыске местных крестьян. Когда в 1995 году монастырь взяла под свою опеку Троице-Сергиева Лавра и он стал восстанавливаться, эта икона, в почти не поддающемся реставрации виде, была принесена каким-то человеком к памятному кресту, установленном братией обители на месте, где отроку Варфоломею явился Ангел.


У креста был отслужен молебен, и с этого часа возрождение монастыря, претерпевающее всякие препоны: нехватку рабочих рук, строительных материалов, продовольствия, - вдруг пошло на диво успешно.
Ныне Варницкий Троице-Сергиев монастырь - один из самых значительных в Ростовской области, в 2004 году здесь была устроена православная гимназия-пансион, где в старших классах обучаются юноши со всей России. И вновь Преподобный, через свой спасенный чудотворный образ, помогает ребятам в учебе и дарует мужество в духовной брани.

Каждый образованный человек в нашей стране, хоть немного интересующийся историей, знает имя — Сергий Радонежский. Биография и его жизненный путь говорят о том, что это был выдающийся духовный деятель 14 века. Он очень многое сделал не только для русской церкви, но и для всей русской культуры того времени. Его вклад в историю невозможно переоценить.

Историю Руси 14 века проходят по учебникам для 4 класса, и многое к окончанию школы забывается. Поэтому кратко напомним основные вехи жизни преподобного Сергия.

Ранние годы

Основным источником о жизни русского святого является житие, написанное его учеником, Епифанием Премудрым. В своем сочинении Епифаний приводит много интересных фактов и подробностей из жизни Сергия. Но вот на вопрос о точной дате рождения дается весьма уклончивый ответ.

Сообщается, что на свет будущий подвижник появился во времена правления византийского царя Андроника. И более никаких точных дат не приводится.

Светские историки и церковные деятели не пришли к единому мнению по поводу даты рождения. В современном житии преподобного дается дата 3 мая 1314 года. Историки считают датой либо 1314 год, либо 1322.

Кстати, «Житие» вообще не приводит никаких дат, что создало много проблем для историков. Впрочем, в церковной литературе обычно дат и не бывает, а среди исторических источников, за такое долгое число лет, потеряться может многое.

Родился Сергий в знатной и богатой боярской семье недалеко от города Ростова. Точное место неизвестно, но предполагают село Варницы. Отца ребенка звали Кирилл, а мать – Марией. При крещении сына назвали Варфоломеем. В семье были еще двое братьев, старший Стефан и младший Петр.

В годы жизни Варфоломея в Ростовском княжестве, это был один из тогдашних центров духовной и культурной жизни. Ростовское княжество 14 века соперничало по могуществу с Великим Новгородом. В нем были школы и библиотеки, что для Руси того времени считалось почти роскошью.

В то время самым передовым культурным языком считался греческий. Греческому обучали и в ростовских школах. Ученик Сергия Епифаний этот язык знал, скорее всего и его наставник тоже. Хотя прямых свидетельств и нет. Но по меркам того времени Сергий был одним из образованнейших людей. Так что не выучить греческий он не мог.

С семилетнего возраста, как и положено, Варфоломей пошел в школу. Но, как ни удивительно, учиться ему было тяжело. Грамота ребенку никак не давалась. И это при том, что оба его брата быстро научились читать и писать.

Варфоломея ругали и наставники, и родители. Но ничего не помогало. И тут случилось чудо. Так это событие описывает «Житие». Однажды маленький Варфоломей встретил таинственного чернеца, который молился под дубом. Ему мальчик и поведал о своей неспособности научиться грамоте и попросил помолиться за него.

Старец помолился вместе с ним, дал кусок просфоры и предрек, что мальчик будет знать грамоту лучше всех. Так впоследствии и вышло. Мальчик пригласил чудесного старца в гости и тот рассказал его родителям, что его сын отмечен свыше. И у него будет жизнь, отмеченная великими подвигами.

Легенда о встрече с таинственным старцем легла в основу знаменитой картины «Видение отроку Варфоломею».

Когда Варфоломей уже подрос, семья его сильно обеднела. Время в тот век было на Руси неспокойное: постоянные войны, набеги и распри между князьями подрывали мир и благополучие страны. Но самым главным фактором стал захват власти Иваном Калитой. Ростовское княжество начало терять свое могущество и влияние. Центр силы смещался в княжество Московское. Ростовская знать теряла свои богатства и влияние. Так и отец Варфоломея почти разорился. К тому же в эти годы в Ростовском княжестве царил неурожай, который привел к голоду и массовому обнищанию. В результате было принято решение переехать.

Но историки указывают и другую причину – семья Варфоломея не уехала по собственной воле, а ее выселили в Радонеж. Ныне это Московская область. Так или иначе, но когда Варфоломею было лет 12, семья переехала. К этому времени он, видимо, уже отучился в ростовской школе и овладел полным курсом тогдашних знаний.

Основание монастыря

Еще будучи совсем юным, Варфоломей усердно молился и часто постился. Он решил стать монахом. Родители его, к тому времени уже пожилые, не были против в принципе. Но поставили условие: уйти в монахи только после их кончины. К этому времени оба брата уже жили отдельно, только Варфоломей оставался помощником и опорой родителям.

По обычаю того времени, его родители, когда совсем состарились, постриглись в монахи. И вскоре умерли. После их кончины Варфоломей направился в Хотьково, в Покровский монастырь. Там жил его старший брат, принявший монашеский постриг. Варфоломей предложил брату основать собственную пустынь строгого монашеского стиля. Что они и сделали. В глухом месте радонежского леса они построили келью. А затем на этом же месте и деревянную церковь. Церковь освятили во имя Троицы.

Но брату Варфоломея пустынная жизнь показалась слишком тяжелой и суровой. Он покинул пустынь и перебрался в Москву. А Варфоломей остался один. Он принял постриг от местного игумена Митрофана под именем Сергий.

Вскоре вокруг Сергия начинает образовываться маленькая монашеская община. Примерно в 1342 году основана обитель, впоследствии ставшая знаменитой Троице-Сергиевой Лаврой.

Куликовская битва

Авторитет Сергия, как духовного наставника, был так велик, что к его совету часто прибегали не только духовенство, но и князья. Сергий умел нужным словом наладить взаимопонимание даже среди врагов. Свои миротворческие таланты Сергий часто использовал, когда старался примирить враждующих князей. И это ему с успехом удавалось! Он сумел сплотить князей вокруг московского князя. Что было большой победой в такое время, когда усобицы на Руси почти не прекращались.

Благодаря миротворческой деятельности Сергия, практически все князья признавали московского правителя главным на Руси. Такое сплочение рядов было очень важным накануне битвы с Мамаем. И во многом предопределило победу русских войск.

Сергий не только благословил князя Дмитрия, прозванного впоследствии Донским, на битву. Но и отправил двух своих иноков, Пересвета и Ослябю на войну . Хотя по уставу монахам запрещалось брать в руки оружие, но в миру они были опытными воинами. И их опыт очень пригодился в битве.

После победы русских войск авторитет Сергия стал еще выше. Никаких письменных документов, написанных Сергием, до наших дней не дошло. Но он своим примером показывал, как нужно жить. Умер Сергий в своей обители 8 октября 1392 года.

Его вклад в духовную жизнь оценили не только деятели церкви, но и историки последующих поколений. Так Ключевский и Карамзин считали, что Сергий своим примером воспитывал нравственность у народа. Благодаря чему сплотил Русь, помог преодолеть раздробленность и страх перед завоевателями.

Для детей и школьников выложим видео с основными фактами биографии преподобного Сергия.


Н.К. Рерих. Святой Сергий Радонежский

Это было давным-давно, в XIV веке.Тогда еще на свете не было ни тебя, ни твоих родителей, ни их родителей, ни даже их бабушек и дедушек - все они родились позже, намного позже. И вот в те давние времена в одном селе, недалеко от города Ростова Великого, в прекрасный майский день под пение птиц за окном родился мальчик Варфоломей. У него было два брата - Степан и Петя. Все трое были хорошими и послушными сыновьями боярина Кирилла и жены его Марии. А Варфоломей был лучше всех: скромный, тихий и услужливый, старался всем помочь в чем-нибудь.

Да вот беда: не дается мальчику учеба в школе. Память хорошая, а буквы запомнить не может. Учитель его наказывал, ребята над ним посмеивались, а наш Варфоломейка
горевал и горько плакал.

Матушка, тятенька, - говорил он, - заберите меня из школы. Лучше я по дому работать буду. Все равно у меня ничего не получается!

Но родители хоть и жалели сына, но из школы не забирали. Что было делать?Оставалось одно: молиться, просить Бога о помощи.

М. Нестеров. Видение отроку Варфоломею

И вот однажды летом, когда Варфоломей пас коней в лесу, он вдруг увидел на поляне старенького монаха с длинной белой бородой. Он ласково подозвал к себе мальчика,
и Варфоломей, сам не зная почему, рассказал старцу о своей беде. А потом позвал:

Пойдем к нам, дедушка, отдохнете и пообедаете, тятя с матушкой рады будут.

После обеда старец велел Варфоломею взять книгу и читать.

Теперь умеешь. Читай!

Варфоломей и сам не понимал, как это у него выходит, но он... читал! И скоро стал лучшим учеником в школе.



Михаил Нестеров. Христос, благословляющий отрока Варфоломея

Шли годы. Семья переселилась поближе к Москве, в село Радонеж. Когда родители умерли, Варфоломей вместе со старшим братом Степаном удалились в леса, чтобы жить там уединенно, по-монашески. Они нашли среди лесов большой, поросший густым лесом холм Маковец, срубили себе избушку и рядом маленькую церквушку. Назвали церковь Троицкой - в честь Троицы, то есть Бога нашего, христианского. Из этой маленькой деревянной церковки и вырастет со временем знаменитый монастырь - Троице-Сергиева лавра.



Михаил Нестеров. Отрок Варфоломей. 1889 г

Трудно было братьям жить в дремучем лесу - страшно и голодно. Кругом рыщут дикие звери, волки воют, зимой снега до самой крыши заметают избушку. Брат Степан не вынес трудной голодной жизни в лесу. Он простился с Варфоломеем и ушел в Москву, в большой теплый монастырь. Варфоломей остался один-одинешенек. Только изредка летом (зимой-то не пройти!) брат Петр пробирался к нему через лесные чащобы с большими котомками хлеба. Варфоломей сушил этот хлеб, а потом всю зиму питался размоченными сухарями.


Нестеров Михаил - Юность преподобного Сергия Радонежского. 1892-1897

Долго ли, коротко ли, появился у нашего отшельника товарищ. Однажды вышел он из избушки и видит: ходит вокруг нее большой медведь. Доброта у Варфоломея была сильнее страха. Вынес из избушки хлеб и положил на пенек. Медведь съел хлеб и ушел. Но с тех пор повадился приходить за угощением. И Варфоломей всегда по-братски делился со своим косолапым другом. Иногда, правда, и сухарей не было, и тогда оба друга оставались голодными. Зверь тяжело вздыхал, но не обижался. Он будто все понимал. Ведь когда хлеба оставалось так мало, что и делить-то нечего, тогда последний кусок шел Мишке. Монах может и потерпеть, а Миша монахом не был.


Преподобный Сергий Радонежский. Явление Пресвятой Богородицы

Прошло время. Варфоломею минуло 23 года. Он выдержал все трудности и теперь точно знал, что сможет быть монахом. Он попросил знакомого игумена, то есть начальника соседнего монастыря, постричь его в монахи. Это значит - посвятить свою жизнь Богу, молиться за Русь-матушку и за всех русских людей.

Начиная новую жизнь, не похожую на жизнь остальных людей, постриженник и имя получает новое. Так Варфоломей стал Сергием. С этим именем он потом и вошел в историю как великий русский святой - Сергий из Радонежа. Сергии Радонежский.

Постепенно монах Сергий так привык и полюбил свое одинокое житье в лесу, что, когда к нему потянулись, прознав о нем люди, это даже огорчало его.



Николай Рерих. Сергий - строитель. 1925

Собралось двенадцать человек. И стали они жить по-братски. Братья построили себе двенадцать таких же? как у Сергия, домиков-келий, поставили большой забор вокруг для защиты от зверей - вот и получился монастырь. А какой монастырь без игумена? Стали братья Сергия просить стать их игуменом. Не хотел Сергий становиться начальником монастыря, не для того он уходил когда-то в глушь, но что делать? Согласился. Монаху не положено быть упрямым.

Пришел как-то в монастырь один богомольный крестьянин, чтобы посмотреть на знаменитого Сергия, игумена монастыря. Идет он по монастырю, ишет игумена и видит: в огороде какой-то бедно одетый монашек усердно трудится - копает грядку.


М. Нестеров. Труды преподобного Сергия
большой размер

- Скажи, отец, где мне найти игумена монастыря Сергия?

Монашек ничего не ответил, вышел к гостю, поклонился и говорит:

Ты, добрый человек, чай, устал с дороги и проголодался. Пойдем, я тебя накормлю.

Тот пошел за монахом, но сам дорогой все высматривал, не появится ли откуда сам игумен Сергий. Тут послышался конский топот. Это князь с боярами пожаловал в монастырь, как часто это делал. Спрыгнул князь с коня и склонился пред Сергием. Вот тут-то крестьянин и догадался, что этот бедный, смиренный монах и есть сам Сергий. Он бросился к его ногам:

Виноват, батюшка, не признал!

Сергий ласково поднял его, обнял и успокоил.

Вот такой был Сергий: став игуменом, оставался тихим, кротким, работящим. И одежонка на нем была прежняя: старенькая, вся в заплатах. Он себя не выделял и между людьми не делал разницы. И простого крестьянина, и знатного князя привечал и любил одинаково. А за это и его все любили и почитали.


Преподобный Сергий Радонежский

Многие годы Русь жила под гнетом монголо-татар. Они жгли города и села, грабили и убивали людей. Русские княжества обязаны были платить татарским ханам дань - отдавать им золото, меха и другие наши богатства.

Помните басню Крылова про лебедя, рака и щуку: когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет? Вот и в князьях русских не было тогда согласия. Они часто воевали друг с другом! А потому и становились каждый по отдельности легкой добычей для завоевателей.


С. Чикунчиков. Воскрешение отрока Сергием Радонежским

В это тяжелое время Сергий помогал князьям помириться между собой и, признав над собой власть московского князя, объединиться вокруг московской земли. А когда кроткими уговорами не удавалось делу помочь, он мог и твердость проявить. Приказал, например, в Нижнем Новгороде закрыть все храмы за непокорство. Что было делать нижегородскому князю Борису? Как жить без богослужения? Пришлось покориться воле святого - к вящей пользе для Руси-матушки.

Московский князь Димитрий решил освободить Русь от татарского ига - дать решительный бой врагу на поле Куликовом. Он приехал к Сергию просить его благословения на бой с татарами. Ведь бой предстоял страшный - татарский предводитель Мамай собрал огромное войско и хвастался:

Я разорю землю Русскую, погублю всех князей российских, и не будет Руси. Все заговорят тут по-татарски!


С. Ефошкин. Преподобный Сергий. По Руси

Со слезами говорил князь Димитрий Сергию:

Старче Божий, силен Мамай, а у нас войска мало. Что делать?

Сергий отслужил в церкви большую службу, окропил святой водой князя и его дружину, а потом сказал:

Пойди, господине, на врагов поганых с Богом, и Господь тебе поможет.




Алексей Кившенко. Преподобный Сергий благословляет Дмитрия Донского

А еще Сергий дал князю двух своих монахов-силачей, бывших воинов - Пересвета и Ослябю.

Димитрий встретился с войском Мамая на берегу Дона. (За эту победную битву у Дона он и будет потом прозван на веки вечные Димитрием Донским). Когда увидел князь, какое огромное войско у татар, он сначала, честно сказать, растерялся. Но тут к нему прибыл гонец от Сергия. Тот снова укрепил его дух словами, которые привез гонец:

Иди смело, князь, Бог тебе поможет!

Тогда дал клич великий князь Димитрий во все княжества русские. Опустела Святая Русь, и мужчины, и юноши - все пошли на пале Куликово.

И приказал тогда Димитрий своему войску переправиться на правый берег Дона, а мосты разрушить, чтобы пути для отступления не было. Или умрем, или победим!



Сергей Ефошкин. Перед битвой. Воин-схимонах Александр Пересвет

Вот подошло войско татарское, и было оно в четыре раза больше русского. Вышел вперед татарский богатырь Челубей. Был он так велик ростом, что если бы опустил
ноги с коня своего, то конь проскочил бы у него между ног.

Татары и говорят:

Кто хочет сразиться с нашим великаном?

Все молчат: страшно! И вышел тогда богатырь-монах Пересвет, посланный Сергием. Он был в монашеской одежде, а в руках держал тяжелое копье. С ним и ринулся на врага. Удар был страшный, и оба богатыря упали замертво.

И началась страшная, жестокая битва. Погибло великое множество воинов. И даже конь под князем Димитрием пал в бою. Но Русь одолела-таки врага.


М. Авилов. Поединок на Куликовом поле
большой размер

Слава о Сергии Радонежском разнеслась по всей Руси. На холме Маковец разрастался и хорошел созданный Сергием Троицкий монастырь. Стали называть его Троице-Сергиевым, а потом еще и лаврой, то есть очень большим и важным монастырем.


Н. Пучков. Свято-Троице-Сергиева лавра

В монастыре жил монах-иконописец Андрей Рублев. Воспитанный Святым Сергием, он стал самым лучшим и самым известным художником, пишущим иконы. Он и написал
знаменитую на весь мир икону «Троица", которой посвящен монастырь. Сам Андрей говорил, что он написал свою икону так, чтобы люди, глядя на единство Святой Троицы, побеждали в себе злобу и ненависть, разделяющие людей. И, правда, когда смотришь на икону, тишина и мир входят в душу.



А. Рублев. Троица

Посмотри: три ангела склонились друг к другу. На иконе - сама мечта людей о безмятежном согласии, о дружеском понимании, о единстве. Перед ангелами - стол, на столе - чаша с жертвой. Центральный ангел благословляет чашу.

Как можно изобразить Самого Бога? Да еще показать, что он един в трех лицах, неразделимых, как неразделимы цвета радуги? Вот и получается, что Бога можно показать только в образе этих трех ангелов, которые равны между собой и едины, как равны между собой Отец, Сын и Дух Святой - три лица Бога-Троицы.

Ну а поскольку Андрей Рублев был еще и очень хорошим монахом, вел святую жизнь, то все иконы у него выходили чудотворными. Это значит, молясь перед этой иконой, можно выпросить у Бога чудо. Только просить надо о чем-то добром, хорошем.



И. Глазунов. Сергий Радонежский и Андрей Рублев

Вот и закончился наш рассказ о великом русском святом - преподобном Сергии Радонежском. Вырастешь - узнаешь о нем много другого, важного и интересного. А пока откроем тебе секрет: Святой Сергий - покровитель школьников. Ему молятся об успехах в учебе, и он помогает. Догадываешься почему?

Урок посвящен книге Наталии Владимировны Скоробогатько из серии Рассказы по истории «История о великом святом. Сергий Радонежский».



Икона «Преподобный Сергий Радонежский»