Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Творческая работа по рассказу любовь к жизни. Джек Лондон "Любовь к жизни": описание, герой, анализ произведения. Последнее желание - жить

История создания рассказа

Рассказ «Любовь к жизни» был написан американским писателем Джеком Лондоном в 1905 году, издан в сборнике рассказов о приключениях золотоискателей в 1907 году. Представляется возможным, что рассказ имеет долю автобиографичности, по крайней мере, имеет под собой реальную основу, так как писатель приобрел немалый жизненный и писательский опыт, плавая матросом на шхунах и принимая участие в покорении Севера в дни «золотой лихорадки». Жизнь обеспечила ему массу впечатлений, которые он выразил в своих произведениях.

Добавляет подлинной реальности и то, с какой географической детализацией автор изображает путь своего героя - от Большого Медвежьего озера до устья реки Коппермайн, впадающей в Северный Ледовитый океан.

Сюжет, герои, идея рассказа

Конец 19 века ознаменовался целой цепочкой «золотых лихорадок» - люди в поисках золота массово исследовали Калифорнию, Клондайк, Аляску. Типичная картина представлена и в рассказе «Любовь к жизни». Два друга, путешествующих в поисках золота (и добывших приличное количество), не рассчитали сил на обратную дорогу. Нет провизии, нет патронов, нет элементарных психических и физических ресурсов - все действия совершаются автоматически, словно в тумане. Герой, переходя через ручей, оступается и повреждает ногу. Товарищ по имени Билл без малейших раздумий бросает его и уходит, даже не обернувшись.

Главный герой остается бороться. Добыть животную пищу он не может, рыба из маленького озерка ускользает, несмотря на то, что он ручную вычерпывает из водоема всю воду. Золото пришлось бросить из-за его веса. Судьба Билла оказалась печальной - безымянный герой набрел на кучу розовых костей, лохмотья одежды и мешочек с золотом.

Кульминацией рассказа становится встреча с волком, слишком больным и слабым, чтобы напасть на человека, но явно рассчитывающим полакомиться трупом человека, когда тот умрет от истощения и изнеможения. Герой и волк сторожат друг друга, ведь он в равных условиях и в каждом из них говорит инстинкт выживания - слепая и самая сильная в мире любовь к жизни.

Главный герой притворяется мертвым, ожидая нападения волка, и когда тот нападает, человек даже не душит его - он придавливает его своим весом и прогрызает волку шею.

У самого моря команда китобойного судна замечает на берегу нелепое копошащееся существо, ползущее к кромке воды. Героя принимают на корабль и вскоре замечают его странность - он не ест хлеб, подаваемый к обеду, а прячет его под матрас. Такое помешательство развилось из-за длительного неутолимого голода, который ему пришлось испытать. Впрочем, вскоре это прошло.

Рассказ построен на противопоставлении вначале Билла и безымянного героя, затем - безымянного героя и волка. Причем Билл в этом сравнении проигрывает, так как сравнивается с учетом моральных критериев и терпит поражение, а волк остается с героем на равных, так как природа не знает жалости, как и человек, доведенный до последней черты.

Главной идеей рассказа является мысль о том, что борьба человека с природой за право существования беспощадна, несмотря на то, что человек вооружен еще и разумом. В критических ситуациях нас ведет инстинкт или любовь к жизни, и практика показывает, что выживает сильнейший. Природа не ведает жалости и снисхождения к слабому, уравнивая в правах хищников и травоядных. С точки зрения природного выживания Билл считал себя правым, избавляясь от балласта в виде раненого приятеля. Но важнее оставаться человеком до конца.

Наткнувшись в тундре на останки своего погибшего товарища, он не злорадствует и берет себе его золота. Он не бросается на останки из чувства голода (хотя накануне мы видим, как он поедал живых птенцов), и это становится последним, крайним проявлением человеческого достоинства.

Джон Гриффит Чейни (более известный миру как Джек Лондон) написал довольно много за свою не очень длинную жизнь. Темы всех его произведений очень схожи: он писал о жизни и о любви к ней.

В данной статье речь пойдет об известном рассказе великого писателя Джека Лондона - "Любовь к жизни". Краткое содержание произведения, информацию об истории его написания, а также о темах, раскрытых в нем, вы сможете найти в статье.

Биография писателя

Родился Джон Гриффит в городе Сан-Франциско, в 1876 году. Фамилию, о которой теперь знает весь мир, он получил благодаря своей матери, которая вышла замуж за фермера Джона Лондона, когда маленькому Джону еще не было и года.

Жизнь молодого Джона была непростой: еще в школьные годы он начал работать, распространяя утренние газеты. А в возрасте 14 лет устроился на консервную фабрику. Поработав немного там, Джек Лондон вскоре уходит в море и становится ловцом устриц. Известно, что в это время писатель сильно злоупотреблял алкоголем, а его сотрудники считали, что с таким образом жизни он долго не протянет.

Судьбоносное плавание

В 1893 году в жизни Чейни произошло знаковое событие, благодаря которому весь мир теперь знает о таком писателе, как Джек Лондон. Любовь к жизни и к всевозможным романтическим авантюрам привела его на шхуну, которая должна была отправиться в на ловлю морских котиков. Это плавание очень впечатлило Лондона и, по сути, стало толчком к развитию его творчества, в основе которого была именно морская тематика. Написанный им тогда очерк "Тайфун у берегов Японии" не только принес Лондону первую премию, но и стал стартом его литературной карьеры.

Далее последовали другие рассказы, новеллы, романы и повести, которые и превратили обычного матроса в великого прозаика. Около двух десятков романов и повестей, свыше 200 рассказов - таков результат писательской деятельности Джека Лондона.

В последние годы своей недолгой жизни Джек Лондон страдал от почечной болезни. Однажды вечером, чтобы спастись от сильного приступа боли, Джон принял слишком большую дозу снотворного. Так умер великий писатель Джек Лондон, любовь к жизни которого была безграничной. Случилось это 22 ноября 1916 года.

"Любовь к жизни"

Это произведение было написано Лондоном в 1905 году. Рассказ совсем небольшой, всего на десять страниц, и прочитать его можно очень быстро. Благодаря своим путешествиям Джек Лондон хорошо разбирался в географии. Во всех его произведениях можно встретить увлекательные и подробные географические описания. В частности, в данном рассказе главный герой проделывает длинное путешествие от Большого до места впадения канадской речки Коппермайн в

Рассказ "Любовь к жизни" положительно оценен многими критиками и известными личностями. Так, вождь мирового пролетариата Владимир Ленин любил данное произведение, называя его "очень сильной вещью". Известно, что Надежда Крупская читала Ленину именно этот рассказ за два дня до его смерти.

"Любовь к жизни": краткое содержание

Стоит еще раз напомнить, что рассказ сам по себе невелик, поэтому, возможно, более целесообразно будет прочитать непосредственно его и уже не тратить время на прочтение его краткого содержания. Тем не менее предлагаем вам ознакомиться и с пересказом произведения "Любовь к жизни".

Предательство товарища и борьба с голодом

Главный герой остается один и продолжает путь дальше. С каждым километром пройденного пути он все больше думал о еде. По дороге он встречал оленей, но у него не было патронов, чтобы убить хотя бы одного из них. Как-то раз он чуть не поймал куропатку, но та вырвалась из его рук в последний момент. Казалось, у него не оставалось шансов выжить, но что-то толкало его идти дальше. Это как раз и была та самая любовь к жизни. Краткое помутнение рассудка снова сменялось жгучим желанием выжить, и находились новые силы.

Герой рассказа питается всем, что попадается ему по пути: ягоды, луковицы растений... Вскоре у него осталось только одно желание - есть! И оно затмевало собой все остальные мысли в голове.

А однажды он встретил на пути медведя. Собрав свои последние силы, он поднялся на ноги, достал нож и посмотрел медведю прямо в глаза. К большому удивлению, животное не тронуло человека.

Противостояние с волком

Самые поразительные страницы рассказа начинаются с того момента, когда главный герой встречает волка - такого же слабого и измученного, как и он сам. Противостояние между человеком и волком длится достаточно долго. Ни у того, ни у другого уже не было сил напасть на противника. И волк просто полз рядом, ожидая, когда путник умрет, и можно будет его съесть. Но главный герой не сдается, к тому же ему было противно думать о том, что его тело может съесть это мерзкое, почти уже мертвое животное.

В итоге главный герой притворился мертвым и ждал, пока животное к нему приблизится. Когда это случилось, он придавил волка тяжестью своего тела. У него не было сил задушить волка, и он прижался зубами к его шее. Самый жуткий и невообразимый эпизод рассказа - тот, когда человек зубами убивает волка, выпивая его кровь, чтобы выжить.

В конце концов герой выходит к морю, где его замечают моряки на китобойном судне. Причем они не были уверены, что это человек. Так сильно его потрепала и вымотала борьба за жизнь.

Главные герои рассказа

Борьба за существование, выживание - именно это лежит в основе рассказа "Любовь к жизни", герои которого до последнего борются за эту самую жизнь. Да, именно герои. Ведь волк точно так же вел эту борьбу, как и человек.

В произведении мы видим два человеческих персонажа: это главный герой (имя которого не упоминается автором) и Билл - его напарник. Последний решил бросить товарища в беде, однако он не распрощался с мешочком своего золота. Дальнейшая судьба Билла нам не известна. А вот главный герой, наоборот, очень быстро понимает, что золото его не спасет и легко с ним расстается.

Видимо, совсем не случайно Джек Лондон оставляет своего главного героя без имени, ведь это совсем неважно в данном контексте. Он остается один на один со своим голодом и с близкой смертью, ведя борьбу за жизнь.

Главная идея произведения

По сути, главная идея произведения заключена в его названии - это любовь к жизни. Содержание рассказа помогает нам более детально разобраться в данном вопросе.

Если говорить более конкретно, то основная идея этого рассказа - борьба человека с природой за право своего существования. И ему, благодаря мужеству и упорству (и, возможно, как раз потому, что он - человек), удается выйти победителем из этой схватки. Таким образом, именно силу и превосходство Человека над Природой пытается здесь показать Джек Лондон.

А если копнуть еще глубже, то можно смело предположить, что писатель в своем очередном произведении ищет ответ на извечный вопрос: "А в чем же смысл жизни?" Эта философская проблема красной нитью проходит через все его творчество.

Главный герой рассказа, преодолев страх и голод, забыв о травме, уверенно вступил в бой за свою собственную жизнь с суровой и бескомпромиссной природой. И одержал победу. Это не может не вызвать уважения к герою произведения и к человеку в целом. Несмотря ни на что, ему удалось выжить. Таким образом, Джек Лондон пытался показать своему читателю, что человек способен преодолеть самые страшные испытания для того, чтобы выжить, и что жизнь стоит того, чтобы вот так за нее бороться.

Одним из самых известных произведений в мировой литературе ХХ века является рассказ Джона Гриффита Лондона "Любовь к жизни". Краткое содержание, разумеется, позволит вам составить общее представление о нем. Однако, чтобы лучше прочувствовать, осознать эту историю, лучше прочитать произведение в оригинале.

Рассказ Джека Лондона «Любовь к жизни» произвел на меня сильное впечатление. От первой до последней строчки находишься в напряжении, следишь за судьбой героя, затаив дыхание. Переживаешь и веришь, что он останется жив.

В начале рассказа перед нами два товарища, скитающихся по Аляске в поисках золота. Они измучены, голодны, двигают-ся из последних сил. Кажется очевидным, что выжить в таких трудных условиях можно, если есть взаимоподдержка, взаимо-выручка. Но Билл оказывается плохим другом: он бросает товарища после того, как тот подвернул ногу, переходя каме-нистый ручей. Когда главный герой остался один среди без-людной пустыни, с травмированной ногой, его охватило отчая-ние. Но он не мог поверить, что Билл окончательно бросил его, ведь он никогда не поступил бы так с Биллом. Он решил, что Билл ждет его возле тайника, где они спрятали совместно до-бытое золото, запасы еды, патроны. И эта надежда помогает ему идти, превозмогая страшную боль в ноге, голод, холод и страх Одиночества.

Но каково же было разочарование героя, когда он уви-дел, что тайник пуст. Билл предал его второй раз, забрав все припасы и обрекая его на верную смерть. И тогда чело-век решил, что дойдет во что бы то ни стало, что выживет, несмотря на предательство Билла. Герой собирает в кулак всю волю и мужество и борется за свою жизнь. Он пытает-ся голыми руками ловить куропаток, ест корни растений, защищается от голодных волков и ползет, ползет, ползет, когда уже не может идти, обдирая до крови колени. По пути он находит тело Билла, которого загрызли волки. Пре-дательство не помогло тому спастись. Рядом лежит мешо-чек с золотом, которое жадный Билл не бросил до последне-го момента.

А главный герой даже не думает забрать золото. Оно те-перь не имеет для него никакого значения. Человек понимает, что дороже всего жизнь. Материал с сайта

А путь его становится все труднее и опаснее. У него появ-ляется спутник — голодный и больной волк. Начинается вол-нующий поединок между измученным и ослабевшим челове-ком и волком. Каждый из них понимает, что выживет только в том случае, если убьет другого. Теперь человек все время начеку, он лишен отдыха и сна. Волк караулит его. Стоит че-ловеку на минуту уснуть, он чувствует на себе волчьи зубы. Но герой выходит победителем из этого испытания и в конце кон-цов добирается до людей.

Я очень переживала, когда читала, как человек из послед-них сил несколько дней ползет к кораблю. Мне казалось, что люди не заметят его. Но все закончилось благополучно. Герой был спасен.

Я думаю, что выжить человеку помогли его мужество, упор-ство, огромная сила воли и любовь к жизни. Этот рассказ по-могает понять, что даже в самой опасной ситуации нельзя от-чаиваться, а нужно верить в хорошее, собраться с силами и бороться за жизнь.

Тип урока: комбинированный с использованием ИКТ.

Методические приёмы: аналитическая беседа, выразительное чтение, просмотр слайдов, методы критического мышления (составление кластера, чтение с остановками), метод интеллект-карты.

Предложенный урок – это второй урок по Джеку Лондону. На первом была изучена биография писателя, его жизненный и творческий путь, история создания рассказов. На дом дается распечатка рассказа "Любовь к жизни" без названия и концовки.

Главный акцент на уроке делается на такие понятия, как жизнь и смерть, предательство и дружба, относительность материальных ценностей.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: Что такое любовь к жизни? (По рассказу Джека Лондона «_»). Цель: на примере рассказа Д.Лондона понять, что человек всегда должен оставаться человеком и продолжать бороться за жизнь до последнего. Что такое любовь к жизни?

Экстремальная ситуация: (от.лат. extremus «крайний ») – ситуация, крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

переживает побеждает страх ч то Билл бросит его о статься без огня б оялся умереть насильственной смертью п редательство друга голод ф изическая боль одиночество Герой рассказа

Задание №1: Продолжить рассказ о Билле. Работа в группах:

осознаёт переживает побеждает страх ч то Билл бросит его о статься без огня б оялся умереть насильственной смертью ж изнь важнее золота п редательство друга голод ф изическая боль одиночество Герой рассказа

Задание №1: Продолжите рассказ о Билле. Задание №2: Продолжите рассказ о поединке героя и волка. Работа в группах:

осознаёт переживает обладает побеждает страх ч то Билл бросит его о статься без огня б оялся умереть насильственной смертью ж изнь важнее золота п редательство друга с ила духа терпение расчетливость выносливость голод ф изическая боль одиночество Герой рассказа

Сила духа – внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

осознаёт переживает обладает побеждает страх ч то Билл бросит его о статься без огня б оялся умереть насильственной смертью ж изнь важнее золота п редательство друга с ила духа терпение расчетливость выносливость голод ф изическая боль одиночество Вывод: любовь к жизни помогает герою выжить. Герой рассказа с тремление выжить ж елание жить л юбовь к жизни Герой рассказа

Задание №1: Продолжите рассказ о Билле. Задание №2: Продолжите рассказ о поединке героя и волка. Задание №3: Как называется рассказ Джека Лондона? Работа в группах: стремление выжить желание жить любовь к жизни

Тема: Что такое любовь к жизни? (По рассказу Джека Лондона «_»). Цель: на примере рассказа Д.Лондона понять, что человек всегда должен оставаться человеком и продолжать бороться за жизнь до последнего. Тема: Что такое любовь к жизни? (По рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»).

Вывод: Автор выступает за дружбу и взаимопомощь. Он осуждает корысть и эгоизм. По убеждению автора, трус подвергается большей опасности, чем смелый человек. Вывод: Джек Лондон в своем произведении говорит нам, что человек способен на многое, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни, и что главный герой сохранил самое ценное - это жизнь. Сила духа человека не знает границ. Если он захочет, он победит смерть. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Самое дорогое у человека – это жизнь.

Тема: Что такое любовь к жизни? (По рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»). Цель: на примере рассказа Д.Лондона понять, что человек всегда должен оставаться человеком и продолжать бороться за жизнь до последнего. Что такое любовь к жизни? Это вера в могущество человека, в его силу духа, в желание жить, вера в товарищество и дружбу.

Задание №1: Продолжите рассказ о Билле. Задание №2: Продолжите рассказ о поединке героя и волка. Задание №4: Составьте план к сочинению - рассуждению на тему: Что такое любовь к жизни? Задание №3: Как называется рассказ Джека Лондона? Работа в группах:

Сочинение – рассуждение План I. Тезис (основная мысль). II . Аргументы (доказательства): 1. 2. 3. III . Вывод.

Тема: Что такое любовь к жизни? Ф.И.________________ Основная мысль – Доказательства – Примеры – Вывод - План

Домашнее задание: составить свой план к сочинению-рассуждению на тему: Что такое любовь к жизни?

Предварительный просмотр:

Тема: Что такое любовь к жизни? (По рассказу Джека Лондона «Любовь к жизни»). Цель: на примере рассказа Д.Лондона понять, что человек всегда должен оставаться человеком и продолжать бороться за жизнь до последнего.

  1. Вступительное слово учителя.

Рассказ, который вы прочитали дома, конечно, имеет название. Мало того, вам дан был рассказ без его концовки. И сегодня на уроке, анализируя прочитанное и дочитав рассказ до конца, мы с вами должны самостоятельно прийти к названию рассказа.

  1. Тема урока «Что такое любовь к жизни?». Как вы понимаете тему урока? О чем пойдет речь на уроке?
  2. Какова цель нашего урока?
  3. А вот в вашем понятии, что такое любовь к жизни? (после ответов детей) - На этот вопрос мы с вами постараемся ответить и в конце урока.
  1. Беседа по рассказу.
  1. Почему нет описаний внешности, характера главного героя, нет даже его имени?

Здесь показано, как может поступать человек в экстремальной ситуации.

  1. Что такое экстремальная ситуация?

- (от.лат. extremus « крайний») Экстремальная ситуация – ситуация, крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

  1. Что переживает главный герой рассказа? - Предательство друга, голод, физическую боль.
  2. Какое душевное качество может привести героя к смерти? - Страх.
  3. Чего боялся герой? Приведите примеры из текста. – 1) страх одиночества; 2) страх, что Билл его бросит; 3) страх остаться без огня; 4) боялся умереть насильственной смертью.
  4. Удаётся ли ему победить свои страхи?
  5. Чтобы остаться жить, на какие жертвы пошёл человек? – Выбросил золото.
  6. Почему Билл бросил товарища? - Билл оставляет своего товарища, испугавшись, что тот будет для него обузой, рассчитывая, что в одиночку легче спасти жизнь.
  7. Как вы думаете, дошел ли Билл до своей цели? Работа в группах: продолжить рассказ о Билле. Прочитать о смерти Билла в рассказе Джека Лондона.
  8. Почему погиб Билл? - Был жадным и трусливым.
  1. Перечитаем последние строчки «Он отвернулся…». Почему так размышляет герой? – Он выжил благодаря тому, что смог победить в себе страх и жадность.
  2. Почему герой не взял золото Билла? – Он понял, что жизнь важнее золота.
  3. Человек пытается выжить. А только ли человек? Кто еще пытается выжить в этом суровом крае? Найдите описание волка (стр.297).
  4. Автор показывает человека и зверя (волка) в борьбе за жизнь рядом: кто кого. Что символизирует волк? - Это символ смерти , которая тащится вслед за жизнью, по всем признакам человек должен погибнуть, умереть. Тут-то она, смерть, его и возьмет. Но посмотрите, недаром смерть дана в облике больного волка: жизнь сильнее смерти.
  5. Как вы думаете, кто победит? Работа в группах: продолжите рассказ о поединке человека и зверя.
  1. Мы видим, что человек и волк больны, слабы, но всё же человек одерживает победу. Что помогло человеку одержать победу над животным? - Сила духа, терпение, расчетливость, выносливость.
  2. А что такое сила духа?
    - Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

Учитель дочитывает рассказ до конца (стр.302 – 303)

  1. Герой выжил. Он выжил благодаря силе духа, терпению, выносливости. А какое чувство помогло человеку победить страх смерти, пережить предательство друга, осознать, что жизнь важнее денег? – Стремление выжить, желание жить, любовь к жизни.
  2. Перед вами тема рассказа, а название, как вы знаете, всегда отражает тему. Работа в группах: Как называется рассказ Джека Лондона?
  3. Почему рассказ Джека Лондона называется «Любовь к жизни»?

Вывод: Джек Лондон в своём произведении говорит нам, что человек способен на многое, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни, и что главный герой сохранил самое ценное – это жизнь. Сила духа человека не знает границ. Если он захочет, он победит смерть. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Самое дорогое у человека – это жизнь.

  1. Давайте попробуем ответить ещё раз: Что такое любовь к жизни с точки зрения Джека Лондона. Работа в группах. - Это вера в могущество человека, в его силу духа, желание жить, в товарищество и дружбу.
  1. Подготовка к сочинению. Работа в группах: составление плана к сочинению-рассуждению. (Метод интеллект-карты).
  1. Тема сочинения: Что такое любовь к жизни?
  2. Тезис. (Основная мысль)
  3. Аргументы (Доказательство). Факты (Примеры)
  4. Вывод.
  1. Домашнее задание: составить самостоятельно план к сочинению по методу интеллект – карты.

Экстремальная ситуация

Экстремальная ситуация - (от.лат. extremus « крайний») – ситуация, крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

Экстремальная ситуация - (от.лат. extremus « крайний») – ситуация, крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

Экстремальная ситуация - (от.лат. extremus « крайний») – ситуация, крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

Экстремальная ситуация - (от.лат. extremus « крайний») – ситуация, крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

Экстремальная ситуация - (от.лат. extremus « крайний») – ситуация, крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

Экстремальная ситуация - (от.лат. extremus « крайний») – ситуация, крайне напряжённая, опасная, требующая от человека наивысшего подъёма душевных и физических сил.

Сила духа

Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

Сила духа - внутренний огонь, который возвышает человека до благородства, самоотверженных и мужественных поступков.

Вывод: Джек Лондон в своем произведении говорит нам, что человек способен на многое, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни, и что главный герой сохранил самое ценное - это жизнь. Сила духа человека не знает границ. Если он захочет, он победит смерть. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Самое дорогое у человека – это жизнь.

Вывод: Джек Лондон в своем произведении говорит нам, что человек способен на многое, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни, и что главный герой сохранил самое ценное - это жизнь. Сила духа человека не знает границ. Если он захочет, он победит смерть. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Самое дорогое у человека – это жизнь.

Вывод: Джек Лондон в своем произведении говорит нам, что человек способен на многое, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни, и что главный герой сохранил самое ценное - это жизнь. Сила духа человека не знает границ. Если он захочет, он победит смерть. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Самое дорогое у человека – это жизнь.

Вывод: Джек Лондон в своем произведении говорит нам, что человек способен на многое, что никакое золото не стоит цены человеческой жизни, и что главный герой сохранил самое ценное - это жизнь. Сила духа человека не знает границ. Если он захочет, он победит смерть. Любовь к жизни сильнее жажды денег, сильнее болезни, одиночества, страха. Самое дорогое у человека – это жизнь.

Предварительный просмотр:

Джек Лондон.

Прихрамывая, они спустились к речке, и один раз тот, что шел впереди, зашатался, споткнувшись посреди каменной россыпи. Оба устали и выбились из сил, и лица их выражали терпеливую покорность - след долгих лишений. Плечи им оттягивали тяжелые тюки, стянутые ремнями. Каждый из них нес ружье. Оба шли сгорбившись, низко нагнув голову и не поднимая глаз.

Хорошо бы иметь хоть два патрона из тех, что лежат у нас в тайнике,- сказал один.

Второй тоже вошел в речку вслед за первым. Они не разулись, хотя вода была холодная, как лед, - такая холодная, что ноги у них и даже пальцы на ногах онемели от холода. Местами вода захлестывала колени, и оба они пошатывались, теряя опору.

Второй путник поскользнулся на гладком валуне и чуть не упал, но удержался на ногах, громко вскрикнув от боли. Должно быть, у него закружилась голова, - он пошатнулся и замахал свободной рукой, словно хватаясь за воздух. Справившись с собой, он шагнул вперед, но снова пошатнулся и чуть не упал. Тогда он остановился и посмотрел на своего спутника: тот все так же шел впереди, даже не оглядываясь.

Целую минуту он стоял неподвижно, словно раздумывая, потом крикнул:

Слушай, Билл, я вывихнул ногу!

Билл уже выбрался на другой берег и плелся дальше. Тот, что стоял посреди речки, не сводил с него глаз. Губы у него так сильно дрожали, что шевелились жесткие рыжие усы над ними. Он облизнул сухие губы кончиком языка.

Билл! - крикнул он.

Это была отчаянная мольба человека, попавшего в беду, но Билл не повернул головы. Его товарищ долго следил, как он неуклюжей походкой, прихрамывая и спотыкаясь, взбирается по отлогому склону к волнистой линии горизонта, образованной гребнем невысокого холма. Следил до тех пор, пока Билл не скрылся из виду, перевалив за гребень. Тогда он отвернулся и медленно обвел взглядом тот круг вселенной, в котором он остался один после ухода Билла.

Над самым горизонтом тускло светило солнце, едва видное сквозь мглу и густой туман, который лежал плотной пеленой, без видимых границ и очертаний. Опираясь на одну ногу всей своей тяжестью, путник достал часы. Было уже четыре. Последние недели две он сбился со счета; так как стоял конец июля и начало августа, то он знал, что солнце должно находиться на северо-западе. Он взглянул на юг, соображая, что где-то там, за этими мрачными холмами, лежит Большое Медвежье озеро и что в том же направлении проходит по канадской равнине страшный путь Полярного круга. Речка, посреди которой он стоял, была притоком реки Коппермайн, а Коппермайн течет также на север и впадает в залив Коронации, в Северный Ледовитый океан. Сам он никогда не бывал там, но видел эти места на карте Компании Гудзонова залива.

Он снова окинул взглядом тот круг вселенной, в котором остался теперь один. Картина была невеселая. Низкие холмы замыкали горизонт однообразной волнистой линией. Ни деревьев, ни кустов, ни травы, - ничего, кроме беспредельной и страшной пустыни, - и в его глазах появилось выражение страха.

Билл! - прошептал он и повторил опять: - Билл!

Он присел на корточки посреди мутного ручья, словно бескрайняя пустыня подавляла его своей несокрушимой силой, угнетала своим страшным спокойствием. Он задрожал, словно в лихорадке, и его ружье с плеском упало в воду. Это заставило его опомниться. Он пересилил свой страх, собрался с духом и, опустив руку в воду, нашарил ружье, потом передвинул тюк ближе к левому плечу, чтобы тяжесть меньше давила на больную ногу, и медленно и осторожно пошел к берегу, морщась от боли.

Он шел не останавливаясь. Не обращая внимания на боль, с отчаянной решимостью, он торопливо взбирался на вершину холма, за гребнем которого скрылся Билл, - и сам он казался еще более смешным и неуклюжим, чем хромой, едва ковылявший Билл. Но с гребня он увидел, что в неглубокой долине никого нет! На него снова напал страх, и, снова поборов его, он передвинул тюк еще дальше к левому плечу и, хромая, стал спускаться вниз.

Дно долины было болотистое, вода пропитывала густой мох, словно губку. На каждом шагу она брызгала из-под ног, и подошва с хлюпаньем отрывалась от влажного мха. Стараясь идти по следам Билла, путник перебирался от озерка к озерку, по камням, торчавшим во мху, как островки.

Оставшись один, он не сбился с пути. Он знал, что еще немного - и он подойдет к тому месту, где сухие пихты и ели, низенькие и чахлые, окружают маленькое озеро Титчинничили, что на местном языке означает: "Страна Маленьких Палок". А в озеро впадает ручей, и вода в нем не мутная. По берегам ручья растет камыш - это он хорошо помнил, - но деревьев там нет, и он пойдет вверх по ручью до самого водораздела. От водораздела начинается другой ручей, текущий на запад; он спустится по нему до реки Диз и там найдет свой тайник под перевернутым челноком, заваленным камнями. В тайнике спрятаны патроны, крючки и лески для удочек и маленькая сеть - все нужное для того, чтобы добывать себе пропитание. А еще там есть мука - правда, немного, и кусок грудинки, и бобы.

Билл подождет его там, и они вдвоем спустятся по реке Диз до Большого Медвежьего озера, а потом переправятся через озеро и пойдут на юг, все на юг, - а зима будет догонять их, и быстрину в реке затянет льдом, и дни станут холодней, - на юг, к какой-нибудь фактории Гудзонова залива, где растут высокие, мощные деревья и где сколько хочешь еды.

Вот о чем думал путник с трудом пробираясь вперед. Но как ни трудно было ему идти, еще труднее было уверить себя в том, что Билл его не бросил, что Билл, конечно, ждет его у тайника. Он должен был так думать, иначе не имело никакого смысла бороться дальше, - оставалось только лечь на землю и умереть. И пока тусклый диск солнца медленно скрывался на северо-западе, он успел рассчитать - и не один раз - каждый шаг того пути, который предстоит проделать им с Биллом, уходя на юг от наступающей зимы. Он снова и снова перебирал мысленно запасы пищи в своем тайнике и запасы на складе Компании Гудзонова залива. Он ничего не ел уже два дня, но еще дольше он не ел досыта. То и дело он нагибался, срывал бледные болотные ягоды, клал их в рот, жевал и проглатывал. Ягоды были водянистые и быстро таяли во рту, - оставалось только горькое жесткое семя. Он знал, что ими не насытишься, но все-таки терпеливо жевал, потому что надежда не хочет считаться с опытом.

В девять часов он ушиб большой палец ноги о камень, пошатнулся и упал от слабости и утомления. Довольно долго он лежал на боку не шевелясь; потом высвободился из ремней, неловко приподнялся и сел. Еще не стемнело, и в сумеречном свете он стал шарить среди камней, собирая клочки сухого мха. Набрав целую охапку, он развел костер - тлеющий, дымный костер - и поставил на него котелок с водой.

Он распаковал тюк и прежде всего сосчитал, сколько у него спичек. Их было шестьдесят семь. Чтобы не ошибиться, он пересчитывал три раза. Он разделил их на три кучки и каждую завернул в пергамент; один сверток он положил в пустой кисет, другой - за подкладку изношенной шапки, а третий - за пазуху. Когда он проделал все это, ему вдруг стало страшно; он развернул все три свертка и снова пересчитал. Спичек было по-прежнему шестьдесят семь.

Он просушил мокрую обувь у костра. От мокасин остались одни лохмотья, сшитые из одеяла носки прохудились насквозь, и ноги у него были стерты до крови. Лодыжка сильно болела, и он осмотрел ее: она распухла, стала почти такой же толстой, как колено. Он оторвал длинную полосу от одного одеяла и крепко-накрепко перевязал лодыжку, оторвал еще несколько полос и обмотал ими ноги, заменив этим носки и мокасины, потом выпил кипятку, завел часы и лег, укрывшись одеялом.

Он спал как убитый. К полуночи стемнело, но ненадолго. Солнце взошло на северо-востоке - вернее, в той стороне начало светать, потому что солнце скрывалось за серыми тучами. В шесть часов он проснулся, лежа на спине. Он посмотрел на серое небо и почувствовал, что голоден. Повернувшись и приподнявшись на локте, он услышал громкое фырканье и увидел большого оленя, который настороженно и с

любопытством смотрел на него. Олень стоял от него шагах в пятидесяти, не больше, и ему сразу представился запас и вкус оленины, шипящей на сковородке. Он невольно схватил незаряженное ружье, прицелился и нажал курок. Олень всхрапнул и бросился прочь, стуча копытами по камням. Он выругался, отшвырнул ружье и со стоном попытался встать на ноги. Это удалось ему с большим трудом и нескоро. Суставы у него словно заржавели, и согнуться или разогнуться стоило каждый раз большого усилия воли. Когда он, наконец, поднялся на ноги, ему понадобилась еще целая минута, чтобы выпрямиться и стоять прямо, как полагается человеку.

Он взобрался на небольшой холмик и осмотрелся кругом. Ни деревьев, ни кустов - ничего, кроме серого моря мхов, где лишь изредка виднелись серые валуны, серые озерки и серые ручьи. Небо тоже было серое. Ни солнечного луча, ни проблеска солнца! Он потерял представление, где находится север, и забыл, с какой стороны он пришел вчера вечером. Но он не сбился с пути. Это он знал. Скоро он придет в Страну Маленьких Палок. Он знал, что она где-то налево, недалеко отсюда - быть может, за следующим пологим холмом.

Он вернулся, чтобы увязать свой тюк по-дорожному; проверил, целы ли его три свертка со спичками, но не стал их пересчитывать. Однако он остановился в раздумье над плоским, туго набитым мешочком из оленьей кожи. Мешочек был невелик, он мог поместиться между ладонями, но весил пятнадцать фунтов - столько же, сколько все остальное, - и это его тревожило. Наконец, он отложил мешочек в сторону и стал свертывать тюк; потом взглянул на мешочек, быстро схватил его и вызывающе оглянулся по сторонам, словно пустыня хотела отнять у него золото. И когда он поднялся на ноги и поплелся дальше, мешочек лежал в тюке у него за спиной.

Он свернул налево и пошел, время от времени останавливаясь и срывая болотные ягоды. Нога у него одеревенела, он стал хромать сильнее, но эта боль ничего не значила по сравнению с болью в желудке. Голод мучил его невыносимо. Боль все грызла и грызла его, и он уже не понимал, в какую сторону надо идти, чтобы добраться до страны Маленьких Палок. Ягоды не утоляли грызущей боли, от них только щипало язык и небо.

Когда он дошел до небольшой ложбины, навстречу ему с камней и кочек поднялись белые куропатки, шелестя крыльями и крича: «Кр – кр - кр...». Он бросил в них камнем, но промахнулся. Потом, положив тюк на землю, стал подкрадываться к ним ползком, как кошка подкрадывается к воробьям. Штаны у него порвались об острые камни, от колен тянулся кровавый след, но он не чувствовал этой боли, - голод заглушал его. Он полз по мокрому мху; одежда его намокла, тело зябло, но он не замечал ничего, так сильно терзал его голод. А белые куропатки все вспархивали вокруг него, и наконец, это "кр - кр" стало казаться ему насмешкой; он выругал куропаток и начал громко передразнивать их крик.

Один раз он чуть не наткнулся на куропатку, которая, должно быть, спала. Он не видел ее, пока она не вспорхнула ему прямо в лицо из своего убежища среди камней. Как ни быстро вспорхнула куропатка, он успел схватить ее таким же быстрым движением - и в руке у него осталось три хвостовых пера. Глядя, как улетает куропатка, он чувствовал к ней такую ненависть, будто она причинила ему страшное зло. Потом он вернулся к своему тюку и взвалил его на спину.

К середине дня он дошел до болота, где дичи было больше. Словно дразня его, мимо прошло стадо оленей, голов в двадцать, - так близко, что их можно было подстрелить из ружья. Его охватило дикое желание бежать за ними, он был уверен, что догонит стадо. Навстречу ему попалась черно-бурая лисица с куропаткой в зубах. Он закричал. Крик был страшен, но лисица, отскочив в испуге, все же не выпустила добычи.

Вечером он шел по берегу мутного от извести ручья, поросшего редким камышом. Крепко ухватившись за стебель камыша у самого корня, он выдернул что-то вроде луковицы, не крупнее обойного гвоздя. Луковица оказалась мягкая и аппетитно хрустела на зубах. Но волокна были жесткие, такие же водянистые, как ягоды, и не насыщали. Он сбросил свою поклажу и на четвереньках пополз в камыши, хрустя и чавкая, словно жвачное животное.

Он очень устал, и его часто тянуло лечь на землю и уснуть; но желание дойти до Страны Маленьких Палок, а еще больше голод не давали ему покоя. Он искал лягушек в озерах, копал руками землю в надежде найти червей, хотя знал, что так далеко на Севере не бывает ни червей, ни лягушек.

Он заглядывал в каждую лужу и наконец с наступлением сумерек увидел в такой луже одну-единственную рыбку величиной с пескаря. Он опустил в воду правую руку по самое плечо, но рыба от него ускользнула. Тогда он стал ловить ее обеими руками и поднял всю муть со дна. От волнения он оступился, упал в воду и вымок до пояса. Он так замутил воду, что рыбку нельзя было разглядеть, и ему пришлось дожидаться, пока муть осядет на дно.

Он опять принялся за ловлю и ловил, пока вода опять не замутилась. Больше ждать он не мог. Отвязав жестяное ведерко, он начал вычерпывать воду. Сначала он вычерпывал с яростью, весь облился и выплескивал воду так близко от лужи, что она стекала обратно. Потом стал черпать осторожнее, стараясь быть спокойным, хотя сердце у него сильно билось и руки дрожали. Через полчаса в луже почти не осталось воды. Со дна уже ничего нельзя было зачерпнуть. Но рыба исчезла. Он увидел незаметную расщелину среди камней, через которую рыбка проскользнула в соседнюю лужу, такую большую, что ее нельзя было вычерпать и за сутки. Если б он заметил эту щель раньше, он с самого начала заложил бы ее камнем, и рыба досталась бы ему.

В отчаянии он опустился на мокрую землю и заплакал. Сначала он плакал тихо, потом стал громко рыдать, будя безжалостную пустыню, которая окружала его; и долго еще плакал без слез, сотрясаясь от рыданий.

Он развел костер и согрелся, выпив много кипятку, потом устроил себе ночлег на каменистом выступе, так же как и в прошлую ночь. Перед сном он проверил, не намокли ли спички, и завел часы. Одеяла были сырые и холодные на ощупь. Вся нога горела от боли, как в огне. Но он чувствовал только голод, и ночью ему снились пиры, званые обеды и столы, заставленные едой.

Он проснулся озябший и больной. Солнца не было. Серые краски земли и неба стали темней и глубже. Дул резкий ветер, и первый снегопад выбелил холмы. Воздух словно сгустился и побелел, пока он разводил костер и кипятил воду. Это повалил мокрый снег большими влажными хлопьями. Сначала они таяли, едва коснувшись земли, но снег валил все гуще и гуще, застилая землю, и наконец весь собранный им мох отсырел, и костер погас.

Это было ему сигналом снова взвалить тюк на спину и брести вперед, неизвестно куда. Он уже не думал ни о Стране Маленьких Палок, ни о Билле, ни о тайнике у реки Диз. Им владело только одно желание: есть! Он помешался от голода. Ему было все равно, куда идти, лишь бы идти по ровному месту. Под мокрым снегом он ощупью искал водянистые ягоды, выдергивал стебли камыша с корнями. Но все это было пресно и не насыщало. Дальше ему попалась какая-то кислая на вкус травка, и он съел, сколько нашел, но этого было очень мало, потому что травка стлалась по земле и ее нелегко было найти под снегом.

В ту ночь у него не было ни костра, ни горячей воды, и он залез под одеяло и уснул тревожным от голода сном. Снег превратился в холодный дождь. Он то и дело просыпался, чувствуя, что дождь мочит ему лицо. Наступил день - серый день без солнца. Дождь перестал. Теперь чувство голода у путника притупилось. Осталась тупая, ноющая боль в желудке, но это его не очень мучило. Мысли у него прояснились, и он опять думал о Стране Маленьких Палок и о своем тайнике у реки Дез.

Он разорвал остаток одного одеяла на полосы и обмотал стертые до крови ноги, потом перевязал больную ногу и приготовился к дневному переходу. Когда дело дошло до тюка, он долго глядел на мешочек из оленьей кожи, но в конце концов захватил и его.

Дождь растопил снег, и только верхушки холмов оставались белыми. Проглянуло солнце, и путнику удалось определить страны света, хотя теперь он знал, что сбился с пути. Должно быть, блуждая в эти последние дни, он отклонился слишком далеко влево. Теперь он свернул вправо, чтобы выйти на правильный путь.

Муки голода уже притупились, но он чувствовал, что ослаб. Ему приходилось часто останавливаться и отдыхать, собирая болотные ягоды и луковицы камыша. Язык у него распух, стал сухим, словно ершистым, и во рту был горький вкус. А больше всего его донимало сердце. После нескольких минут пути оно начинало безжалостно стучать, а потом словно подскакивало и мучительно трепетало, доводя его до удушья и головокружения, чуть не до обморока.

Около полудня он увидел двух пескарей в большой луже. Вычерпать воду было немыслимо, но теперь он стал спокойнее и ухитрился поймать их жестяным ведерком. Они были с мизинец длиной, не больше, но ему не особенно хотелось есть. Боль в желудке все слабела, становилась все менее острой, как будто желудок дремал. Он съел рыбок сырыми, старательно их разжевывая, и это было чисто рассудочным действием. Есть ему не хотелось, но он знал, что это нужно, чтобы остаться в живых.

Вечером он поймал еще трех пескарей, двух съел, а третьего оставил на завтрак. Солнце высушило изредка попадавшиеся клочки мха, и он согрелся, вскипятив себе воды. В этот день он прошел не более десяти миль, а на следующий, двигаясь только когда позволяло сердце, не больше пяти. Но боли в желудке уже не беспокоили его; желудок словно уснул. Местность была ему теперь незнакома, олени попадались все чаще и волки тоже. Очень часто их вой доносился до него из пустынной дали, а один раз он видел трех волков, которые, крадучись, перебегали дорогу.

Еще одна ночь, и наутро, образумившись наконец, он развязал ремешок, стягивающий кожаный мешочек. Из него желтой струйкой посыпался крупный золотой песок и самородки. Он разделил золото пополам, одну половину спрятал на видном издалека выступе скалы, завернув в кусок одеяла, а другую всыпал обратно в мешок. Свое последнее одеяло он тоже пустил на обмотки для ног. Но ружье он все еще не бросал, потому что в тайнике у реки Диз лежали патроны.

…Опять туман. Половину одеяла он израсходовал на обмотки. Следы Билла ему не удалось найти, но теперь это было неважно. Голод упорно гнал его вперед. Но что, если... Билл тоже заблудился? К полудню он совсем выбился из сил. Он опять разделил золото, на этот раз просто высыпав половину на землю. К вечеру он выбросил и другую половину, оставив себе только обрывок одеяла, жестяное ведерко и ружье.

Его начали мучить навязчивые мысли. Почему-то он был уверен, что у него остался один патрон, - ружье заряжено, он просто этого не заметил. И в то же время он знал, что в магазине нет патрона. Эта мысль неотвязно преследовала его. Он боролся с ней часами, потом осмотрел магазин и убедился, что никакого патрона в нем нет. Разочарование было так сильно, словно он и в самом деле ожидал найти там патрон.

Прошло около получаса, потом навязчивая мысль вернулась к нему снова. Он боролся с ней и не мог побороть и, чтобы хоть чем-нибудь помочь себе, опять осмотрел ружье. По временам рассудок его мутился, и он продолжал брести дальше бессознательно, как автомат; странные мысли и нелепые представления точили его мозг, как черви. Но он быстро приходил в сознание, - муки голода постоянно возвращали его к действительности. Однажды его привело в себя зрелище, от которого он тут же едва не упал без чувств. Он покачнулся и зашатался, как пьяный, стараясь удержаться на ногах. Перед ним стояла лошадь. Лошадь! Он не верил своим глазам. Их заволакивал густой туман, пронизанный яркими точками света. Он стал яростно тереть глаза и, когда зрение прояснилось, увидел перед собой не лошадь, а большого бурого медведя. Зверь разглядывал его с недружелюбным любопытством. Он уже вскинул было ружье, но быстро опомнился. Опустив ружье, он вытащил охотничий нож из шитых бисером ножен. Перед ним было мясо и - жизнь. Он провел большим пальцем по лезвию ножа. Лезвие было острое, и кончик тоже острый. Сейчас он бросится на медведя и убьет его. Но сердце заколотилось, словно предостерегая: тук, тук, тук - потом бешено подскочило кверху и дробно затрепетало; лоб сдавило, словно железным обручем, и в глазах потемнело.

Отчаянную храбрость смыло волной страха. Он так слаб - что будет, если медведь нападет на него? Он выпрямился во весь рост как можно внушительнее, выхватил нож и посмотрел медведю прямо в глаза. Зверь неуклюже шагнул вперед, поднялся на дыбы и зарычал. Если бы человек бросился бежать, медведь погнался бы за ним. Но человек не двинулся с места, осмелев от страха; он тоже зарычал, свирепо, как дикий зверь, выражая этим страх, который неразрывно связан с жизнью и тесно сплетается с ее самыми глубокими корнями.

Медведь отступил в сторону, угрожающе рыча, в испуге перед этим таинственным существом, которое стояло прямо и не боялось его. Но человек все не двигался. Он стоял как вкопанный, пока опасность не миновала, а потом, весь дрожа, повалился на мокрый мох.

Собравшись с силами, он пошел дальше, терзаясь новым страхом. Это был уже не страх голодной смерти: теперь он боялся умереть насильственной смертью, прежде чем последнее стремление сохранить жизнь заглохнет в нем от голода. Кругом были волки. Со всех сторон в этой пустыне доносился их вой, и самый воздух вокруг дышал угрозой так неотступно, что он невольно поднял руки, отстраняя эту угрозу, словно полотнище колеблемой ветром палатки.

Волки по двое и по трое то и дело перебегали ему дорогу. Но они не подходили близко. Их было не так много; кроме того, они привыкли охотиться за оленями, которые не сопротивлялись им, а это странное животное ходило на двух ногах, и должно быть, царапалось и кусалось.

К вечеру он набрел на кости, разбросанные там, где волки настигли свою добычу. Час тому назад это был живой олененок, он резво бегал и мычал. Человек смотрел на кости, дочиста обглоданные, блестящие и розовые, оттого что в их клетках еще не угасла жизнь. Может быть, к концу дня и от него останется не больше? Ведь такова жизнь, суетная и скоропреходящая. Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть - уснуть. Смерть - это значит конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?

Но он недолго рассуждал. Вскоре он уже сидел на корточках, держа кость в зубах и высасывая из нее последние частицы жизни, которые еще окрашивали ее в розовый цвет. Сладкий вкус мяса, еле слышный, неуловимый, как воспоминание, доводил его до бешенства. Он стиснул зубы крепче и стал грызть. Иногда ломалась кость, иногда его зубы. Потом он стал дробить кости камнем, размалывая их в кашу, и глотать с жадностью. Второпях он попадал себе по пальцам, и все-таки, несмотря на спешку, находил время удивляться, почему он не чувствует боли от ударов.

Наступили страшные дни дождей и снега. Он уже не помнил, когда останавливался на ночь и когда снова пускался в путь. Шел, не разбирая времени, и ночью и днем, отдыхал там, где падал, и тащился вперед, когда угасавшая в нем жизнь вспыхивала и разгоралась ярче. Он больше не боролся, как борются люди. Это сама жизнь в нем не хотела гибнуть и гнала его вперед. Он не страдал больше. Нервы его притупились, словно оцепенели, в мозгу теснились странные видения, радужные сны.

Он, не переставая, сосал и жевал раздробленные кости, которые подобрал до последней крошки и унес с собой. Больше он уже не поднимался на холмы, не пересекал водоразделов, а брел по отлогому берегу большой реки, которая текла по широкой долине. Перед его глазами были только видения. Его душа и тело шли рядом и все же порознь - такой тонкой стала нить, связывающая их.

Он пришел в сознание однажды утром, лежа на плоском камне. Ярко светило и пригревало солнце. Издали ему слышно было мычание оленят. Он смутно помнил дождь, ветер и снег, но сколько времени его преследовала непогода - два дня или две недели, - он не знал.

Долгое время он лежал неподвижно, и щедрое солнце лило на него свои лучи, напитывая теплом его жалкое тело. "Хороший день", - подумал он. Быть может, ему удастся определить направление по солнцу. Сделав мучительное усилие, он повернулся на бок. Там, внизу, текла широкая, медлительная река. Она была ему незнакома, и это его удивило. Он медленно следил за ее течением, смотрел, как она вьется среди голых, угрюмых холмов, еще более угрюмых и низких, чем те, которые он видел до сих пор. Медленно, равнодушно, без всякого интереса он проследил за течением незнакомой реки почти до самого горизонта и увидел, что она вливается в светлое блистающее море. И все же это его не взволновало. "Очень странно, - подумал он, - это или мираж, или видение, плод расстроенного воображения". Он еще более убедился в этом, когда увидел корабль, стоявший на якоре посреди блистающего моря. Он закрыл глаза на секунду и снова открыл их. Странно, что видение не исчезает! А впрочем, нет ничего странного. Он знал, что в

сердце этой бесплодной земли нет ни моря, ни кораблей, так же как нет патронов в его незаряженном ружье.

Он услышал за своей спиной какое-то сопение - не то вздох, не то кашель. Очень медленно, преодолевая крайнюю слабость и оцепенение, он повернулся на другой бок. Поблизости он ничего не увидел и стал терпеливо ждать. Опять послышались сопение и кашель, и между двумя островерхими камнями, не больше чем шагах в двадцати от себя, он увидел серую голову волка. Уши не торчали кверху, как это ему приходилось видеть у других волков, глаза помутнели и налились кровью, голова бессильно понурилась. Волк, верно, был болен: он все время чихал и кашлял.

"Вот это по крайней мере не кажется, - подумал он и опять повернулся на другой бок, чтобы увидеть настоящий мир, не застланный теперь дымкой видений. Но море все так же сверкало в отдалении, и корабль был ясно виден. Быть может, это все-таки настоящее? Он закрыл глаза и стал думать - и в конце концов понял, в чем дело. Он шел на северо-восток, удаляясь от реки Диз, и попал в долину реки Коппермайн. Эта широкая, медлительная река и была Коппермайн. Это блистающее море - Ледовитый океан. Этот корабль - китобойное судно, заплывшее далеко к востоку от устья реки Маккензи, оно стоит на якоре в заливе Коронации. Он вспомнил карту Компании Гудзонова залива, которую видел когда-то, и все стало ясно и понятно.

Он сел и начал думать о самых неотложных делах. Обмотки из одеяла совсем износились, и ноги у него были содраны до живого мяса. Последнее одеяло было израсходовано. Ружье и нож он потерял. Шапка тоже пропала, но спички в кисете за пазухой, завернутые в пергамент, остались целы и не отсырели. Он посмотрел на часы. Они все еще шли и показывали одиннадцать часов. Должно быть, он не забывал заводить их.

Он был спокоен и в полном сознании. Несмотря на страшную слабость, он не чувствовал никакой боли. Есть ему не хотелось. Мысль о еде была даже неприятна ему, и все, что он ни делал, делалось им по велению рассудка. Он оторвал штанины до колен и обвязал ими ступни. Ведерко он почему-то не бросил: надо будет выпить кипятку, прежде чем начать путь к кораблю - очень тяжелый, как он предвидел.

Все его движения были медленны. Он дрожал, как в параличе. Он хотел набрать сухого мха, но не смог подняться на ноги. Несколько раз он пробовал встать и в конце концов пополз на четвереньках. Один раз он подполз очень близко к больному волку. Зверь неохотно посторонился и облизнул морду, насилу двигая языком. Человек заметил, что язык был не здорового, красного цвета, а желтовато-бурый, покрытый полузасохшей слизью.

Выпив кипятку, он почувствовал, что может подняться на ноги и даже идти, хотя силы его были почти на исходе. Ему приходилось отдыхать чуть не каждую минуту. Он шел слабыми, неверными шагами, и такими же слабыми, неверными шагами тащился за ним волк. И в эту ночь, когда блистающее море скрылось во тьме, человек понял, что приблизился к нему не больше чем на четыре мили.

Ночью он все время слышал кашель больного волка, а иногда крики оленят. Вокруг была жизнь, но жизнь, полная сил и здоровья, а он понимал, что больной волк тащится по следам больного человека в надежде, что этот человек умрет первым. Утром, открыв глаза, он увидел, что волк смотрит на него тоскливо и жадно. Зверь, похожий на заморенную унылую собаку, стоял, понурив голову и поджав хвост. Он дрожал на холодном ветру и угрюмо оскалил зубы, когда человек заговорил с ним голосом, упавшим до хриплого шепота. Основная мысль –

Доказательства –

Примеры –

Вывод -

Рассказ «Любовь к жизни» был написан Джеком Лондоном в 1905 году. В нём автор показал силу человеческого духа, не отступающего ни перед чем на пути к жизни. Главный герой произведения – неизвестный мужчина (мы не знаем ни его имени, ни рода занятий, ни даже возраста), бредущий через пустынные канадские земли в сторону Гудзонова залива. Брошенный своим другом Биллом посредине реки, сразу же, как только он подворачивает ногу и превращается в обузу, измученный длительным голоданием человек остаётся один на один с окружающим миром – пока ещё не враждебным, но и не сильно помогающим в преодолении тяжёлых дорожных миль.

Основная задача героя – дойти до тайника с патронами, рыболовными снастями и небольшим запасом еды, чтобы получить возможность выйти к местности с большим количеством пищи, осложняется предательством друга, травмой ноги и физическим истощением. Выживание в условиях дикой природы требует от человека реализации всех его внутренних (физиологических и моральных) сил, составляющих основу любой личности и не имеющих особого отношения к социальному статусу их носителя.

Главный герой «Любви к жизни» может быть и бандитом (вором, разбойником, убийцей), и обычным искателем приключений. Единственное, что связывает его с миром людей, - весящий, как вся его поклажа, мешочек с золотом. Автор не рассказывает о том, как оно было добыто (праведно или нет), но на протяжении всего повествования показывает внутреннюю борьбу между стремлением героя к жизни и его нежеланием входить в эту жизнь нищим. Путник несколько раз порывается расстаться с золотом, понимая, что оно является дополнительным препятствием на его пути к жизни, но только сильная слабость заставляет его принять это решение.

Первая попытка оставить мешочек совершается героем сразу же, как только он оказывается один: пересчитывая три раза спички и раскладывая их по трём разным местам, путник уже видит в них невероятное сокровище, но ещё не понимает этого, а потому тащит с собой тяжёлое золото. Вторая попытка расстаться с деньгами происходит на фоне сильного голода, доводящего героя до полуобморочного состояния, когда он решает спрятать половину своих сокровищ в приметный скальный выступ. Третья (окончательная) попытка сбросить с себя опасный для жизни груз осуществляется в момент наивысшего отчаяния (путник видит следы предавшего его друга) и полного притупления каких бы то ни было чувств, кроме голода (герой съедает живьём только что вылупившихся птенцов куропатки, а затем проводит половину дня в безрезультатной погоне за их подшибленной матерью). На этом этапе пути мужчина уже ничего не жалеет и не прячет (у него нет на это сил): он выкидывает золото на землю и идёт дальше.

Безлюдная земля не даёт путнику возможности попросить помощи у людей, отсутствие патронов – охотиться, отсутствие рыболовных снастей – удить рыбу. Сильная физическая измождённость лишает ловкости (герой не может поймать не таких уж и подвижных куропаток), внутренней (персонаж не способен сразиться с вышедшим ему навстречу медведем) и внешней силы (слабого человека не боится ни лиса, несущая в зубах пойманную добычу, ни больной волк, для которого здоровый человек представляет смертельную опасность). Единственная возможность насытиться – болотные ягоды и луковицы камышей – не дают и сотой доли того, что нужно человеку для поддержания сил. Голод сводит героя с ума – вкладывает в его голову мысли о несуществующем патроне, лишает страха перед насильственной смертью. В каждом живом существе путник видит еду. Последняя же становится для него единственной возможностью поддерживать в себе жизнь.

Первое время главный герой питает себя надеждами – на новую встречу с Биллом, который ждёт его у тайника с патронами и провизией, на поход в Страну Маленьких Палок, откуда можно добраться до местности, изобилующей высокими деревьями и многочисленной живностью. Затем у путника не остаётся ничего, кроме естественного желания насытиться. Пытаясь решить проблему голода, герой не останавливается ни перед чем: он день за днём ест попадающуюся ему на пути растительную пищу, ищет в болоте лягушек, в земле – дождевых червей, тратит огромное количество времени на ловлю маленьких пескарей и ест живьём всё, что попадает ему в руки, - рыбу, птенцов, остатки мяса на костях загрызенного волками ягнёнка и даже сами кости. Единственное, на что мужчина не решается, - это съесть останки друга, на которые он натыкается в самый трагический момент своей жизни.

Корабль на горизонте и больной волк в качестве спутника-стража становятся последней, определяющей битвой в борьбе за существование: герой собирается с последними силами, притворяется мёртвым и душит волка, чья тёплая кровь насыщает его до такой степени, что он может пусть не идти, но хотя бы ползти в сторону корабля. Превратившийся в большого толстого червяка (таким видят персонажа учёные с китобойного судна «Бедфорд») человек, попав в естественную для него среду обитания, ещё долго не может прийти в себя: он жадно поглощает пищу на всём пути до Сан-Франциско, с ненавистью смотрит на то, как едят другие люди, и постоянно выпрашивает у матросов сухари, чтобы набить ими свою койку.

Любовь к жизни показана в рассказе через простые (собирательство, охота, экономия сил, разжигание костра, бинтовка ног, несгибаемость человеческого духа в борьбе с голодом, холодом и собственной немощью) и страшные (травмы, боль, сон под дождём, потеря ориентации в пространстве, трата огромного количества сил на добычу постоянно ускользающей пищи, поглощение человеком живых существ) вещи. В начале произведения главный герой – человек, имеющий друга и золото; в конце – всего лишь беспомощный червяк, отчаянно борющийся за свою жизнь, но всё ещё сохраняющий в себе остатки человеческого достоинства, проявляющиеся в нежелании есть кости погибшего друга.