Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Теории мотивации потребителей З. Фрейда, А. Маслоу, Ф. Герцберга. Проблема мотивации в психоанализе

Г. Мюррей, представитель психоаналитической школы, разделяет потребности на висцерогенные и психогенные. Первые - это потребности, связанные с органической стороной жизни субъекта (например, потребность в кислороде, воде и т. д.). Вторые - это потребности, не обнаруживающие очевидной связи с системами организма (например, потребность в уважении, понимании и т. д.).

Потребности могут приобретать разную форму. Если А. Маслоу создал иерархию потребностей, разделив все имеющиеся у человека потребности на пять групп, то согласно классификации Г. Мюррея, их гораздо больше. Г. Мюррей выделяет более двадцати потребностей, среди которых есть достаточно интересные: потребность преодоления поражения; потребность избегания наказания; потребность порядка - стремление к аккуратности, точности, красоте; социофилия - забвение собственных интересов во имя группы и др. По степени активности субъекта, вовлеченного в мотивационный процесс, Г. Мюррей разделяет проактивные и реактивные потребности. Проективные потребности преимущественно детерминированы внутренним состоянием субъекта (сон после тяжелой работы), а реактивные активируются вследствие определенных событий во внешней среде (засыпание в затемненной комнате в полной тишине). Очевидно, что одна и та же потребность может быть реализована и как проактивная, и как реактивная. В связи с этим Г. Мюррей проводит типологию людей на проакторов (люди, которые обычно активно ищут условия для удовлетворения своих потребностей) и реакторов (тех, кто пассивно реагирует на действующие помимо их воли стимулы среды).

В психоаналитической традиции существует также ряд классификаций потребностей, базирующихся на представлении о диалектической борьбе разнонаправленных побуждений, динамика которых создает внутренне противоречивую картину жизни человека.

Зигмунд Фрейд, основатель психоанализа, постулировал в качестве базисных потребностей влечение к жизни и экспансии (либидо) и влечение к смерти и исчезновению (мортидо). Протекание психической активности представлялось ему непрекращающейся борьбой этих начал: смерти и жизни, любви и ненависти. Представители неофрейдизма заменили эти побуждения другими парами. Так, ученик, а впоследствии и оппонент Фрейда, А. Адлер, считал, что основным принципом мотивации человека является стремление к совершенству во имя преодоления своей неполноценности и беспомощности. Таким образом, основной потребностью он полагал стремление человека к власти, могуществу, превосходству, стремление к принадлежности и общности. К. Хорни (1950) исходила из аналогичного адлеровскому тезиса о беспомощности человека, но основной потребностью считала поиск безопасности в потенциально враждебном и опасном мире. Она акцентировала внимание на особых «невротических» потребностях, которые не присущи здоровому человеку. К. Хорни выделяет десять невротических потребностей, формирование которых обусловлено чувством изоляции ребенка при встрече с миром:
1) в любви и одобрении (человек живет ради хорошего мнения о себе);
2) опекуне;
3) ограничении жизненных целей;
4) силе (проявляется в презрении к слабым);
5) эксплуатации других;
6) собственной значимости;
7) том, чтобы быть объектом восхищения;
8) достижениях (гонка за успехом);
9) независимости;
10) совершенстве и безупречности.

Февраля 23, 2014

Зигмунд Фрейд родился 6 мая 1856 года в еврейской семье в чешском городке Пршиборе, по-немецки называвшимся Фрайбергом и входящим в состав Австро-Венгрии. В 1873 году Зигмунд Фрейд поступил в Венский университет и решил заняться физиологией и психологией. Зигмунд Фрейд был многогранным человеком, проявлял интерес к литературе, истории, философии и социологии. Занимаясь лечением душевнобольных, Зигмунд Фрейд внимательно исследовал секреты человеческой психики, пытаясь понять формирование личности .

Ученый сформулировал такие понятия как "бессознательное", "Оно" и "Сверх-Я", которые до него не применялись в психиатрии. Таким образом, Зигмунд Фрейд заложил основы психоанализа.

До 1920 года Зигмунд Фрейд допускал, что человеческая психика включает в себя бессознательное и сознание. При этом он считал, что на первом месте стоит бессознательное, и только потом - сознание. То есть, бессознательное - это "просторная передняя", по сравнению с которой сознание оказывается маленькой "задней комнатой".

Бессознательное – это, в первую очередь, половые инстинкты, являющиеся частью биологической системы организма. Они всегда заставляют человека беспокоиться и потому нуждаются в разрядке, ослаблению напряжения. С точки зрения функциональности, бессознательное наполнено активно действующими чувствами и эмоциями, а сознание остается только "надзирателем", сдерживающим их активность.

Таким образом, индивид, приспосабливаясь к жизни, прислушивается к сознанию лишь отчасти. Оно только подавляет и вытесняет в бессознательное возникшие инстинкты.

В 1920-26 годах Зигмунд Фрейд кардинально изменил свою теорию. На этот раз он выделил в психической структуре три элемента - "Я" (Эго), "Оно" (Ид) и "Сверх-Я" (Супер-Эго). Между ними складываются сложные отношения с точки зрения динамики, энергетики и, соответственно, структуры.

Самым древним из них является "Оно", содержащее все наследственное, врожденное – прежде всего, инстинкты. Возникает "Оно" в самом человеческом теле и именно здесь свое первое психическое выражение. "Оно" - эквивалент "бессознательного" в ранней классификации, основа, из которой выстраивается личность человека. Зигмунд Фрейд выделил три основных группы мотивов, которые складываются из базовых потребностей человека: Они являются основными элементами "Оно" .

"Я" - элемент психики, выполняющий функцию контроля , являющийся посредником между человеком и внешним миром, защищающим от неблагоприятных воздействий. Основное предназначение "Я" управлять инстинктами. По Зигмунду Фрейду, "Я" стремится к удовольствию и пытается избегать состояния неудовольствия. Предвиденный и ожидаемый рост уровня неудовольствия сопровождается состоянием тревоги".

"Сверх-Я" - специфический элемент, своеобразный "осадок" по периметру Эго. Он следует родительскому влиянию, но при этом подвергается влиянию социальной среды (семьи, школы, социума). Например, ребенок как "зеркало своих родителей" воспринимает социальные идеалы, определяемые ими ценности и нормы морали. Таким образом, "Сверх-Я" образует "третью силу, которую "Я" не может игнорировать". Именно поэтому "Сверх-Я" отличается от "Я" и даже может ему противоречить.

(Freud, "Das Ich und Das Es", 1956, 2008):

Согласно теории мотивации Зигмунда Фрейда, на мотивацию человека оказывают влияние две противоречивые группы факторов, и поэтому поведение человека всегда противоречиво.

Первая группа факторов:

  • Эго (Я) - сознательное человека;
  • Оно - бессознательное человека.
Вторая группа факторов:
  • Драйвы - стимулы, позывы;
  • Табу - запрет на прямое выражение драйвов.

Итак, Зигмунд Фрейд считал, что человек - это очень сложный механизм психологии, которым двигает бессознательное.

Именно с теории мотивации Зигмунда Фрейда пошли все остальные теории мотивации.
Самой главной особенностью теории мотивации Зигмунда Фрейда является полное отрицание мотивов доброты, добродетели, любви и милосердия, рассматривая их как проявление внутреннего подсознательного эгоизма.

Таким образом, Зигмунд Фрейд, а также Карл Халл вывели психологию из рамок христианской этики, сделав ее единой комплексной наукой. Их теории являются в полной мере научными теориями мотивации человека.

Критики теории Зигмунда Фрейда очень много. В первую очередь критикуется то, что он слишком много внимания уделял различным драйвам, либидо, а также конечно критиковалось его отношение к религии, мотивам доброты, милосердия и прочим мотивам.

Фрейд считал, что люди в основном не осознают тех реальных психологических сил, которые формируют их поведение, что человек растет, подавляя при этом в себе множество влечений. Эти влечения никогда полностью не исчезают и никогда не находятся под полным контролем. Они проявляются в сновидениях, оговорках, невротическом поведении, навязчивых состояниях и, в конце концов, в психозах, при которых человеческое "эго" оказывается не в состоянии сбалансировать мощные импульсы собственного "ид" с гнетом "Супер-эго".

Таким образом, человек не отдает себе полного отчета в истоках собственной мотивации. Если Лена захочется купить дорогую фотокамеру, она может описать свой мотив в виде желания удовлетворить свое хобби или потребности карьеры. Если заглянуть глубже, может оказаться, что покупкой такой камеры она хочет произвести впечатление на окружающих своими творческими способностями. А если заглянуть еще глубже, она, возможно, покупает камеру, чтобы вновь почувствовать себя молодой и независимой.

При изучении камеры Лена будет реагировать не только на ее эксплуатационные свойства, но и на прочие мелкие раздражители. Форма камеры, ее размеры, вес, материал, из которого она сделана, цвет, футляр - все это вызывает определенные эмоции. Камера, производящая впечатление прочности и надежности, может возбудить у Лены желание быть независимой, с которым она либо справится, либо постарается избежать его. При разработке конструкции камеры производитель должен представлять себе влияние ее внешнего вида и фактуры на возбуждение y потребителя эмоций, которые в состоянии либо способствовать, либо препятствовать совершению покупки.

Исследователи мотивации сделали ряд интересных, а подчас и странных заключений относительно того, что может влиять на сознание потребителя при совершении им тех или иных покупок. Так, они считают, что:

    Потребители противятся покупке чернослива, потому что он сморщенный и по своему виду напоминает стариков.

    Мужчины курят сигары в качестве взрослой альтернативы сосанию пальца. Им нравятся сигары с сильным запахом, подчеркивающим их мужское начало.

    Женщины предпочитают растительный комбижир животным жирам, которые пробуждают у них чувство вины перед забитыми животными.

Женщина очень серьезно подходит к процессу выпечки кексов, потому что для нее он подсознательно ассоциируется с процессом родов. Ей не нравятся легкие в употреблении смеси для кексов, поскольку легкая жизнь пробуждает чувство вины.

  • Теория мотивации Маслоу:

Авраам Маслоу попытался объяснить, почему в разное время людьми движут разные потребности. Почему один человек тратит массу времени и энергии на самосохранение, а другой - на завоевание уважения окружающих? Ученый считает, что человеческие потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее необходимых. Разработанная Маслоу иерархия представлена на рис. 4. По степени значимости потребности располагаются в следующем порядке: физиологические потребности, потребности самосохранения, социальные потребности, потребности в уважении и потребности в самоутверждении. Человек будет стремиться удовлетворить в первую очередь самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить какую-то важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности.

Рисунок 4.

Иерархия потребностей Маслоу.

Например, голодающего человека не интересуют ни события, происходящие в мире искусств, ни то, как на него смотрят и в какой мере уважают окружающие, ни то, чистым ли воздухом он дышит. Но по мере удовлетворения очередной наиболее важной потребности на первый план выходит следующая за ней.

Какой свет проливает теория Маслоу на заинтересованность Петровой Лены в приобретении фотокамеры? Можно догадаться, что Лена уже удовлетворила свои физиологические потребности, потребности самосохранения и социальные потребности, которые не мотивируют ее интереса к камерам. А заинтересованность в фотокамере может проистекать либо из сильной потребности в уважении со стороны других, либо из потребности в самоутверждении. Лене хочется реализовать свой творческий потенциал и выразить себя через занятия фотографией.

Одним из центральных положений его теории является убеждение, что любое поведение человека хотя бы частично обусловлено бессознательными импульсами. Основой мотивации поведения, по мнению Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты - физические потребности организма.

Основными инстинктами, по мнению Фрейда, являются инстинкты жизни и смерти. Инстинкт жизни может принимать две основные формы: воспроизведения себе подобных (половая потребность) и поддержания жизни индивида (обычные физиологические потребности). Следует, однако, отметить, что инстинкт жизни первого типа (половая потребность) играет в концепции Фрейда особенно важную роль. Инстинкт смерти является противоположностью инстинкта жизни и выражается в таких, например, формах поведения, как агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничижение

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" - это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. "Я" - сознание, а "Сверх-Я" представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. "Оно" действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. "Я" ориентируется на принцип реальности, а "Сверх-Я" руководствуется идеальными представлениями - принятыми в обществе нормами морали и ценностями.
"Оно" является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта "Я" - это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. "Сверх-Я" - это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятия им норм и ценностей общественной морали.

Теория мотивации А. Маслоу. Структура, классификация.

Широко известная и широко признаваемая концепция иерархии потребностей, разработанная Маслоу, включает в себя следующие основные идеи и предпосылки.
- Люди постоянно ощущают какие-то потребности.
- Люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы.
- Группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу.
- Потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности не мотивируют людей.

Если одна потребность удовлетворяется, то на ее место выходит другая неудовлетворенная потребность.
- Обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии.
- Потребности, находящиеся ближе к основанию "пирамиды", требуют первостепенного удовлетворения.
- Потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как в общем удовлетворены потребности более низкого уровня.
- Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, нежели потребности нижнего уровня.



Абрахам Маслоу, считал, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потребности человека, которые можно разделить на пять групп:

* физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;

* потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;

* социальные потребности - необходимость в социальном окружении, в общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;

* потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;

* потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

Первые две группы потребностей первичные, а следующие три - вторичные.

Согласно теории А. Маслоу все эти потребности можно рас положить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные. Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.



Теория иерархического построения потребностей Маслоу не дает ответа на вопрос, какова природа тех или иных потребностей. Основная задача этой теории, состоит в стремлении показать, как те или иные потребности могут воздействовать на мотивацию человека к деятельности и как, зная об определенной динамике действия потребностей на мотивацию человека, воздействовать на человека.

Индивидуальные и общественные потребности. Общество состоит из индивидов, имеющих свои биологические особенности - состояние здоровья, особенности физиологических процессов в организме, различия в строении и функционировании нервной системы, которые определяют природные задатки человека. На основе природных задатков формируются способности, которые человек реализует в своей жизни. На формирование потребностей личности влияют как ее природные индивидуальные черты, так и воздействие социальной среды.

В человеческих сообществах всегда существовали различия между потребностями индивидов, групп людей и общества в целом. Для регуляции отношений между обществом и индивидом были выработаны особые механизмы - это в первую очередь мораль и право. Механизм взаимосвязи индивидуальных и общественных потребностей отражают следующие закономерности.

В простейшем случае общественные потребности представляют собой просто сумму потребностей индивидуальных. Их легко оценить количественно путем простого сложения. Так, если одной семье требуется одна квартира, то для расселения тысячи семей потребуется тысяча квартир.

В более сложных случаях общественные потребности выходят за пределы индивидуальных и не сводятся к их сумме. Эту закономерность понимали создатели договорной теории государства. Томас Гоббс считал, что государство необходимо гражданам, так как удовлетворяет потребности, существующие у всего народа в целом - в управлении обществом, обороне, поддержании общественного порядка и т. п. Ряд услуг вообще носит чисто общественный характер и не может быть индивидуализирован, направлен только на одного отдельного человека. Это деятельность средств массовой информации, общественных организаций, системы образования и здравоохранения, общественного транспорта, армии и органов правопорядка. Все они удовлетворяют общественные потребности. Таким образом, общество в целом, группы и объединения людей приобретают потребности особого рода, которые невозможно до конца, без остатка разложить на индивидуальные потребности. В то же время, удовлетворяя общественные потребности, мы удовлетворяем и индивидуальные потребности людей, входящих в данную социальную общность. Не существует какого-то «человека вообще», являющегося монопольным носителем общественных потребностей.

Различие между общественными и индивидуальными потребностями проявляется в различии механизмов их осознания. Общество или социальные группы дольше и сложнее осознают свои потребности, чем отдельные личности. Часто общественная потребность осознается сначала небольшой группой людей или государственной структурой, которые привлекают к ней всеобщее внимание и предпринимают усилия по ее широкому осознанию и удовлетворению.

Нам представляется, что одни и те же потребности могут иметь разное значение для общества в целом, различных групп людей и для отдельного индивида. Так, потребность в деторождении и воспитании детей является насущной для общества в целом - понятно, что без ее удовлетворения оно перестанет существовать. В то же время для отдельного человека эта потребность не считается насущной - даже полный отказ от семейных и сексуальных отношений вполне совместим с жизнью, и является обязательным требованием для монахов различных церковных конфессий. Потребность в труде - тоже насущная для общества, но всегда существовали индивиды, которые трудовой деятельностью не занимались и потребности в ней, вероятно, не испытывали. Подобные различия значимости одной и той же потребности для общества и для индивида связаны, в частности, с тем, что отдельные индивиды выполняют в социальной системе неодинаковые функции.

3. Наконец, общественные потребности рассматривают как потребности большинства индивидов. В этом смысле потребности людей, не входящих в данное большинство, являются антиобщественными. Так, можно сказать, что система ценностей, выраженная в заповедях Ветхого Завета, и соответствующих ей потребностей является общественной. Для противодействия людям, препятствующим их удовлетворению (совершающим, как говорят, «антиобщественные» поступки), возникли механизмы морального и правового принуждения.

Среди известных ученых XX в. особое место принадлежит Зигмунду Фрейду. Ведь именно его работы осветили основы вопрос построения внутреннего мира личности, ее стремлений и переживаний, конфликтов между ее желаниями и чувством долга, причин душевных надломов, иллюзорных представлений человека о самом себе и окружающих. Главный его труд "Толкование сновидений" вышла в 1899

Известно, что главным регулятором человеческого поведения является сознание. По Фрейду, сознание представляет собой айсберг, и то, что мы можем увидеть, является лишь незначительной его частью; за покровом сознания скрыт глубинный "пласт», не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, влечений, желаний. Фрейд столкнулся с тем, что эти неусви-домлени переживания и мотивы могут серьезно усложнять жизнь и

быть причиной нервно-психических проблем. Именно это направило его к поискам путей избавления от конфликтов между тем, что говорит сознание людей, и таинственными, "слепыми", бессознательными стремлениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом. Его методология познания общественных явлений требовала раскрытия бессознательных механизмов, лежащих в ее основе.

Психодинамическая природа обусловлена постоянными конфликтами разных уровней сознания (сознательного и бессознательного), ее структурных компонентов психики.

Сознание человека, по Фрейду, состоит из трех основных компонентов.

1. Собственно сознание - то есть то, что человек осознает на данный момент времени (что я сейчас вижу, им, читаю).

2. предсознание - то есть то, что человек может вспомнить в течение некоторого промежутка времени (что я видел, хотел бы съесть, читал т.п.).

3. Подсознание.

Фрейд рассматривал организацию психической жизни в виде модели, которая имела своими компонентами психические инстанции:

1. "Ид" (Оно) - наиболее примитивная инстанция, которая охватывает все врожденное, генетически первичное, подчиненное принципу удовольствия, и такое, что ничего не знает ни о реальности, ни об обществе. Она изначально иррациональна и аморальна; предусмотрена генетически; ее требованиям должен соответствовать инстанция "эго" (Я).

2. "Эго" (Я) - следует принципу реальности, что производит ряд механизмов, которые позволяют адаптироваться к среде, справляться с его требованиями. Я - понятие, обозначающее субъект преднамеренных действий, в которых личность отдает себе отчет и за которые она несет ответственность. Я - продукт индивидуального опыта.

"Эго" - посредник между стимулами, которые идут как из внешней среды, так и из глубин организма, с одной стороны, а также соответствующими подвижными реакциями - с другой. В функции "эго" принадлежат самосохранения организма, отражение опыта внешних воздействий в памяти, предотвращение угрожающим воздействиям, контроль над требованиями инстинктов (исходящих из "ид").

3. "Супер-эго" (сверх-Я) - является источником моральных и религиозных чувств, которое контролирует и наказывает. "Супер-эго" - продукт влияний, исходящих от других людей. Оно возникает в раннем детстве и остается почти неизменным в последующие годы. Сверх-Я образуется благодаря механизму идентификации ребенка с отцом, который является для него моделью.

Если "эго" примет решение или совершит действие в пользу "ид", но вопреки "супер-эго", тогда "ид" почувствует наказание в виде эфоров совести, чувства вины. Поскольку сверх-Я берет энергию от "ид", сверх-Я часто действует жестоко. От напряжений, которые испытывает под влиянием различных сил, его спасается с помощью специальных "защитных механизмов" - вытеснения, рационализации, регрессии, сублимации и т.

Вытеснение - значит не произвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию. Перемещаясь в область бессознательного, они продолжают мотивировать поведение, оказывают на него давление, переживаются в виде чувства тревожности.

Регрессия - спуск на примитивный уровень поведения или мышления.

Сублимация - единственный положительный защитный механизм, посредством которого запретная сексуальная энергия, перемещаясь на несексуальные объекты, разряжается в виде деятельности, приемлемой для индивида и общества. Разновидностью сублимации является творчество.

Учение Фрейда стало известным благодаря тому, что проникло в тайны бессознательного. Он открыл сложные, конфликтные отношения между сознанием и неосознаваемыми психическими процессами, происходящими вне поверхности сознания, по которой скользит взгляд субъекта во время самонаблюдения. Сам человек не имеет перед собой прозрачной, ясной картины сложного механизма собственного внутреннего мира со всеми его течениями, бурями, взрывами. Здесь на помощь призван прийти психоанализ с его методом "свободных ассоциаций". Согласно биологического стиля мышления Фрейд выделил два инстинкта, движущие поведение:

1. Инстинкт самосохранения.

2. Сексуальный инстинкт, который обеспечивает хранения не индивида, а всего вида (либидо).

Бессознательное трактуется как сфера, насыщенная энергией слепого инстинкта, либидо, что не знает ничего, кроме принципа удовольствия, которое человек испытывает, когда эта энергия разряжается. Исследуя свои собственные сновидения, 3. Фрейд пришел к выводу, что "сценарий" сновидений, не что иное, как код тайных желаний, удовлетворяется в образах-символах этой формы ночной жизни.

Идея заключается в том, что на нашу повседневную жизнь влияют никак осознанные мотивы ("Психопатология обыденной жизни", 1901 г.). Различные ошибочные действия, забывание имен, описки обычно принято считать случайностями. Фрейд определил, что в них проявляются скрытые мотивы, потому что ничего случайного в психических реакциях человека нет - все причинно обусловлено. В другой работе ("Гостроум и отношение к бессознательному", 1905) он интерпретирует шутки и каламбуры как разрядку напряжения, созданной ограничениями, которые накладывают на сознание индивида различные социальные нормы.

Значительное внимание Фрейд уделял выявлению подвижных сил, которые изнутри дают направленность человеческого развития. Такими подвижными силами в психоаналитическом учении признаются поезда, влечение человека. На раскрытие их природы направлялись основные усилия.

3. Фрейд считал, что "поезда, а не внешние раздражители являются настоящими двигателями прогресса" и, что "раздражение поездов получаются не из внешнего мира, а изнутри организма" .

Независимо от того, с чем имеет дело человек, или с внешней действительностью, или с какими-то продуктами деятельности, например мышления (фантазии, мечты, иллюзии), - все это может восприниматься им как психическая реальность. Поэтому он высказывал мнение о том, чтобы "не делать различия между фантазией и действительностью» .

Специфика заключается в том, что во внимание принимается только психологическое значение внешнего мира. Другая особенность - основным объектом исследований в 3. Фрейда становится специфическая форма реальности. Изучается не просто внутренний мир человека, а та сфера психического, в рамках которой происходят существенные и значимые для человеческой жизнедеятельности процессы и изменения, которые вызывают влияние на организацию всего человеческого бытия.

3. Фрейд не только рассматривал взаимоотношения между двумя сферами человеческой психики, то есть сознательным и бессознательным, но и стремился раскрыть содержательные характеристики найнесвидомого психического, выявить те глубинные процессы, которые происходят по ту сторону сознания; привлечь внимание сознания к необходимому душевного движения, и тем самым решать внутренние конфликты.