Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Рекомендация: Обобщение. Обобщение и ограничение понятий

Обобщение (англ. generalization) - одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненный в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения. Наряду с этим человеку присущи 2 типа опосредствованного О., в процессе которого особую роль играют сравнения, анализ и синтез, включающие применение средств языка.

В основе 1-го типа опосредствованного О. лежит действие сравнения. Сравнивая с определенной т. зр. предметы некоторой группы, человек находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, которые могут стать содержанием понятия об этой группе или классе предметов. Такие О. и понятия называются эмпирическими. Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяют человеку в сокращенном, сжатом виде охватывать чувственное многообразие предметов, сводить их в определенные классы, а затем оперировать понятиями без непосредственного обращения к отдельным предметам (см . Абстракция). Один и тот же реальный предмет м. б. включен как в узкие, так и широкие по объему классы. Это позволяет наметить шкалу общности признаков (по принципу родо-видовых отношений). Функция эмпирического О. состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. С помощью классификационных схем каждый новый предмет можно опознать как относящийся к определенной группе. Эмпирическое обобщение характерно для начальных этапов познания. (В логике такие О. называют «индуктивными». - Прим. ред.)

2-й тип опосредствованного О. осуществляется путем анализа эмпирических данных о к.-л. объекте с целью выделения существенных внутренних связей, определяющих этот объект как целостную систему. Такое О. и соответствующее ему понятие называется теоретическим. Это понятие первоначально фиксирует внутренние связи абстрактно, лишь как генетически исходный пункт целостной системы. Затем, оперируя теоретическим понятием, человек соотносит в единое целое частные особенности объекта. Знание о нем становится все более детализированным и полным, конкретным. При таком восхождении от абстрактного к конкретному происходит мысленное воспроизведение объекта. Этот тип О. соответствует развитому состоянию науки, ее теоретическому этапу.

В детской и педагогической психологии принято считать, что способность к эмпирическим О. начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается в младшем школьном возрасте. обобщение теоретического характера типично для подросткового возраста и особенно для юношеского возраста. Существует также т. зр., согласно которой указанные выше возрастные этапы и соответствующие им познавательные возможности м. б. значительно сдвинуты в сторону более раннего возраста.

Словарь практического психолога. С.Ю. Головин

Обобщение - продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира. Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. обобщение также выступает как средство мыслительной деятельности. На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий - приемов деятельности познавательной и знаков.

Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (объединения синкретические). Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Особенно сложно обобщение , в коем четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некую систему понятий. Обобщения комплексные, как и синкретические, представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности.

При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное).

Научное исследование всегда ориентировано на поиск законо­мерности, а закономерности устанавливаются как итог обобщений на материале наблюдений, экспериментов, некоторого множества теоре­тических результатов и других данных. Обобщение представляет со­бой один из эффективных способов расширения и развития научного знания.

Обобщение (лат. - генерализация) - способ выделения общих свойств, связей и закономерностей некоторой предметной области путем перехода на более высокий уровень абстракции u определения соответствующих понятий.

В обобщение включаются все общенаучные методы и процедуры исследования - абстрагирование, определение, анализ, синтез, индук­ция, дедукция, классификация, аналогия, моделирование и др., играя ту или иную доминирующую роль на определенных уровнях и этапах обобщения. В зависимости от задач и уровня исследования выделяют эмпирические и теоретические обобщения.

Эмпирические обобщения следуют в несколько индуктивных эта­пов. На первом этапе обобщения по данным опыта (фактам) выявля­ются существенные признаки групп явлений или объектов, по которым определяют и вводят главные Эмпирические понятия, или эмпириче­ские объекты. Если реальным объектам присуще бесконечное число свойств, то эмпирические объекты, хотя и сопоставляются с реальны­ми предметами опыта, наделяются жестко фиксированным, ограни­ченным числом признаков, становятся абстрактными объектами. Эмпирические понятия (эмпирические объекты) - это абстракции, выде­ляющие в действительности некоторый обобщенный набор сущест­венных свойств и отношений изучаемых предметов. Примерами эмпи­рических понятий могут быть такие, как «проводник с током», «хими­ческий элемент с атомным весом», «организм (особь)», «вид» и др.

Эмпирические понятия могут быть качественными, выражаться вербально, но и иметь количественную оценку, становиться не только наблюдаемыми, но и измеряемыми. Так, например, в физике группа газовых явлений - одни эмпирические понятия (давление, температу­ра, объем), а явления прохождения электрического тока в проводнике - другие (сила тока, напряжение, сопротивление), которые можно за­фиксировать приборами и измерить.

По принятым эмпирическим понятиям данные опыта (факты) делятся и распределяются по существенным признакам на качествен­но отграниченные группы (классы, подклассы). Поэтому можно счи­тать, что полученные научные (естественные) классификации, так­сономии, типологии, систематики являются следующим этапом эм­пирического обобщения. Такие обобщения являются базой для мно­гих эмпирических наук.

Между классификационными группами, обозначенными эмпи­рическими понятиями, устанавливаются различные связи и отноше­ния. Простейшим обобщением этих отношений являются эмпириче­ские регулярности, которые выражаются в табличной форме, функ­циональной зависимости, построенных эмпирических кривых по точ­кам, эмпирических формулах и т.д., иногда именуемые эмпирическими моделями. Предел эмпирического обобщения - это эмпирический закон, устанавливающий постоянно повторяющиеся связи эмпириче­ских понятий или эмпирических объектов. Например: закон Г. Ома, устанавливающий взаимосвязь тока, напряжения и сопротивления; периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева; биоге­нетический закон Э. Геккеля, отражающий взаимосвязь индивидуаль­ного развития особи и эволюционного развития вида; и др.


В отличие от индуктивной направленности стадии эмпирическо­го обобщения теоретическое обобщение носит дедуктивный характер. В связи с тем, что на теоретическом уровне исследования отсутствует прямой контакт с исследуемым материальным объектом, возникает естественный вопрос об источнике исходных теоретических принци­пов и категорий, высшим обобщением которых является научная тео­рия. для поиска ответа на поставленный вопрос целесообразно обра­тить внимание на промежуточную форму теоретико-эмпирического обобщения научного знания - научную картину мира.

Научная картина мира (НКМ) - это исторически обусловленная обобщенная система образно-модельных представлений о мире и его фрагментах, выработанная научно-философским познанием на дан­ный период времени и выраженная в общенаучных и частно-научных понятиях, принципах, законах и гипотезах. Теоретика в первую оче­редь интересует не общенаучная, а частно-научная или дисциплинар­но-отраслевая картина мира (ЧНКМ). На базе основных, частных и комплексных форм движения материи выделяют физическую, химиче­скую, биологическую, социальную, астрономическую, геологическую, географическую и технологическую· нкм. В зависимости от уровня развития той или иной отрасли наук степень обобщения ЧНКМ раз­личается. Однако в любом случае конкретные результаты такого обобщения, как правило, следует пока искать в продуктах философии науки или общей теории науки.

Обращение к теоретическому познанию предполагает построение гипотез, абстрактных понятий, моделей и теорий. Высшая форма обобщения научного знания - это теория, в которой разнообразные факты и явления окружающего мира находят отражение в обобщаю­щем понятии закона. Модели теории часто выступают как результаты обобщения отдельных эмпирических моделей. Однако процедура обобщения в этом случае уже не сводится к простой систематизации эмпирической зависимости. Эти зависимости учитываются косвен­ным путем в процессе разработки обобщающих теоретических гипотез. Обобщение посредством выдвижения теоретических гипотез является одним из основных путей развития теоретического знания. При этом объектом обобщения могут выступать не только эмпириче­ские зависимости, но и сами теории.

Выразительным примером теоретического обобщения может служить история создания теории гравитации Ньютона. Анализируя законы Кеплера, описывающие движение планет вокруг Солнца, Ньютон предположил, что именно Солнцеявляется источником дви­жения. В отличие от предшественников Ньютон был первым, кто абсолютно ясно понимал, что именно нужно искать для объяснения движения планет - искать нужно было силы и только силы» (Гри­горьев В.И., Мякишев Г.Я. Силы в природе. - М., 1969. - С.32).

Из третьего закона Кеплера можно было вывести более конкрет­ную догадку о величине силы, действующей на планету со стороны Солнца. Сравнивая движение двух планет, он пришел к заключению, что эта сила обратно пропорциональна квадратам их относительных расстояний. Основываясь на этом, Ньютон выдвинул гипотезу о су­ществовании гравитационной силы между Солнцем и планетой, кото­рая направлена от Солнца к планете и величина которой обратно про­порциональна квадрату расстояния между ними. Но есть еще Луна и Луны, обращающиеся вокруг Юпитера, поэтому можно считать, что гравитационные силы всеобщи, все притягивается ко всему:

Таким образом, гипотеза, в дальнейшем подтвержденная экспе­риментом, была обобщена в теорию гравитации, где факты нашли от­ражение в обобщающем понятии закона всемирного тяготения. При этом фундаментальное понятие силы (Р) становится синонимом «взаимодействия», что в дальнейшем позволило говорить не только о силах тяготения, но и электромагнитных силах, ядерных силах и сла­бых взаимодействиях. Далее теория гравитации Ньютона была обоб­щена Эйнштейном в общую теорию относительности, где силы тяго­тения действуют не мгновенно, а со скоростью, не превышающей скорость света.

Наконец, важной формой обобщения является выработка абст­рактно теоретических понятий или конструктов, из которых выстраи­ваются модели теории. Здесь путем абстрагирования и идеализации идут от одного абстрактного понятия к другому, более общему поня­тию. Предел обобщения - это фундаментальное понятие данной науки или категория (например: точка, материальная точка, абсолютно твердое тело, магнитное поле, электромагнитная волна, химический элемент, идеальный газ, ген, биологическая популяция, стоимость, социальная группа, производительные силы, производственные от

ношения, базис, надстройка и т.д.).

Многие вещи в реальной жизни обладают общими. Например, и кошки, и собаки - животные. У объектов также могут быть общие свойства, которые можно выделить с помощью обобщения между их классами. Выделение общих свойств в отдельные классы упростит процесс изменения системы и управление ею в будущем.

Обобщение подразумевает, что один класс наследует свойство другого класса. Наследующий класс называется потомком. Класс, свойства которого наследуют, называется предком. Наследование означает, что определение предка, включая все его свойства (атрибуты, отношения или операции его объектов) также верно и для объектов потомка. Графически обобщение изображается в виде стрелки, направленной от потомка к предку.

Обобщение можно выполнять в несколько стадий, что позволяет моделировать сложные многоуровневые иерархии наследования. Общие свойства располагаются в верхних уровнях иерархии, а специальные - в нижних. Другими словами, с помощью обобщения можно моделировать концепции более общего характера.

В системе по переработке отходов все классы (Консервная банка, Бутылка и Ящик) описывают разные типы отходов. Они обладают двумя общими свойствами - высотой и массой. С помощью атрибутов и операций эти свойства можно оформить в виде отдельного класса Отходы. Классы Консервная банка, Бутылка и Ящик унаследуют свойства этого класса.

Классы Консервная банка, Бутылка и Ящик обладают общими свойствами - высотой и массой. Каждый из этих классов представляет собой частный случай общей концепции Отходы.

Множественное наследование

Класс может наследовать из нескольких других классов путем множественного наследования. Однако обычно у класса бывает только один предок.

При использовании множественного наследования будьте готовы к следующим потенциальным проблемам:

  • Если класс наследует свойства нескольких классов, проверьте имена отношений, операций и атрибутов предков. Если некоторые предки названы одинаковым именем, необходимо дать дополнительное описание в классе-потомке, например, указав имя для определения источника наследования.
  • Если используется повторяющееся наследование, один и тот же предок наследуется потомком более одного раза. В этом случае иерархия наследования будет иметь форму ромба, как показано на следующем рисунке.

Множественное и повторяющееся наследование. Класс Окно с полосой прокрутки и вложенным окном наследует свойства класса Окно более чем один раз.

Здесь может возникнуть вопрос "Сколько копий атрибутов класса Окно добавлено в класс Окно с полосой прокрутки и вложенным окном?". При использовании повторяющегося наследования необходимо иметь четкое определение его семантики. В большинстве случаев семантика определяется языком программирования, который поддерживает повторяющееся наследование.

Обычно правила языков программирования, касающиеся множественного наследования, очень сложны, и для правильного использования этих правил необходимо их очень хорошо понимать. Поэтому множественное наследование рекомендуется применять только при необходимости и с большой внимательностью.

Абстрактные и конкретные классы

Класс, не имеющий экземпляров, и существующий только для наследования другими классами, называется абстрактным классом. Классы, имеющие экземпляры, называются конкретными классами. Обратите внимание, что действующий абстрактный класс должен иметь по крайней мере одного потомка.

Сайт Палитра в системе управления складом товаров служит абстрактным сущностным классом, который обладает свойствами, общими для различный типов сайтов Палитра. Свойства этого класса наследуются конкретными классами (Приемный пункт, Оборудование и Помещение), каждый из которых представляет собой сайт Палитра. Все эти объекты обладают общим свойством - содержат одну или несколько палитр.

Класс-предок, в данном случае сайт Палитра, является абстрактным и не имеет собственных экземпляров.

Использование

Поскольку каждый стереотип классов имеет свое назначение, наследование между классами разных стереотипов не имеет смысла. Например, если пограничный класс унаследует свойства сущностного класса, то превратится в некий гибрид. Поэтому обобщение применяется только между классами одного стереотипа.

Обобщение позволяет установить два вида отношений между классами:

  • Отношение подтипов - потомок является подтипом предка. Отношение подтипов означает, что потомок наследует структуру и поведение предка и является его типом. То есть, потомок - это подтип, который может полностью заменить предка в любой ситуации.
  • Отношение подклассов - потомок является подклассом (не подтипом) предка. Отношение подклассов означает, что потомок наследует структуру и поведение предка и не является типом предка.

Для создания таких отношений нужно выделить свойства, общие для нескольких классов, поместить их в отдельные классы и установить наследование от этих новых классов. Другой способ - создать новые классы, конкретизируя свойства более общих классов, и установить наследование, чтобы новые классы наследовали свойства более общих классов.

Если эти два варианта совпадают, будет нетрудно правильно установить наследование между классами. Однако в некоторых случаях эти варианты не совпадают. Тогда нужно очень тщательно следить, чтобы структура наследования оставалась ясной и четкой. По крайней мере нужно знать назначение каждого экземпляра наследования в модели.

Наследование и поддержка полиморфизма

Отношение подтипов означает, что потомок является подтипом, который может полностью заменить всех своих предков в любой ситуации. Отношение подтипов - это частный случай полиморфизма. Оно является важным свойством, позволяющим создавать все клиенты (объекты, которые используют предка) без учета потенциальных потомков этого предка. В результате объекты-клиенты становятся более общими и пригодными для повторного использования. Когда клиент использует действительный объект, он будет работать определенным образом, и объект будет всегда выполнять свою задачу. При наличии отношения подтипов система всегда позволяет вносить изменения в набор подтипов.

В системе управления складом товаров класс Интерфейс Оборудование определяет базовый набор функций для связи со всеми типами транспортного оборудования, например, кранами и грузовиками. Этот класс определяет, помимо прочего, операцию executeTransport.

Классы Интерфейс Грузовик и Интерфейс Кран наследуют свойства класса Интерфейс Оборудование. Таким образом, объекты обоих классов будут отвечать на сообщение executeTransport. Эти объекты могут в любое время заменить Интерфейс Оборудование и будут при этом обладать его поведением. Другие объекты (клиенты) могут послать сообщение в объект Интерфейс Оборудование, не обладая информацией, откуда придет ответ - от Интерфейса Грузовик или от Интерфейса Кран.

Класс Интерфейс Оборудование может быть абстрактным, то есть может не иметь собственные экземпляры. В этом случае он может только определять сигнатуру операции executeTransport, а классы-потомки будут ее реализовывать.

В некоторых объектно-ориентированных языках программирования, например, в C++, иерархия классов используется как иерархия типов, вынуждая создавать подтипы в модели проектирования с помощью наследования. В других языках, например, в Smalltalk-80, при компиляции не используется контроль типов. Если объекты не могут ответить на полученное сообщение, они выдают сообщение об ошибке.

Однако обобщение можно использовать для установления отношений подтипов и в языках без контроля типов. В некоторых случаях обобщение нужно использовать независимо от того, поддерживает ли его язык программирования. Это делается для упрощения модели объекта и исходного кода и удобства их обслуживания. В целом, решение о том, применять ли наследование, в большой степени зависит от специфики языка программирования.

Наследование для поддержки повторного использования реализации

Отношение подклассов составляет основу концепции повторного использования при обобщении. При создании подклассов необходимо определить, какие части реализации будут повторно использоваться наследуемыми свойствами, определенными в других классах. Отношения подклассов экономят усилия и позволяют повторно использовать код при реализации классов.

В библиотеке классов Smalltalk-80 класс Dictionary наследует свойства класса Set.

Причина этого обобщения в том, что класс Dictionary может повторно использовать некоторые общие методы и способы хранения из реализации класса Set. Хотя класс Dictionary можно рассматривать как класс Set (содержащий пары ключ-значение), Dictionary не является подтипом Set, потому что в Dictionary нельзя добавлять объекты любых типов, а только пары ключ-значение. Объекты, использующие Dictionary, не обладают информацией, что этот класс является классом Set.

Создание подклассов часто приводит к возникновению непоследовательности наследования в иерархиях, из-за чего структуру наследования трудно понять и использовать. Поэтому наследование только в целях повторного использования следует применять тогда, когда в инструкциях по работе с языком программирования не указаны другие способы. Работа с повторным использованием такого типа достаточно сложна. Любые изменения класса Set могут повлечь значительные изменения всех классов, наследующих его свойства. Учтите это и устанавливайте наследование только от стабильных классов. Наследование фактически остановит реализацию класса Set, потому что для его изменения придется приложить слишком много усилий.

Наследование в языках программирования

Использование отношений обобщения при проектировании сильно зависит от семантики и соответствующих рекомендаций языка программирования. Объектно-ориентированные языки поддерживают наследование между классами, а остальные языки - нет. При работе с моделью проекта необходимо учитывать характеристики языка программирования. Если язык не поддерживает наследование или множественное наследование, необходимо смоделировать наследование при реализации. В таком случае это лучше сделать в модели проекта и не использовать обобщение для описания структур наследования. Моделирование структур наследования с помощью обобщения, а затем моделирование наследования при реализации может разрушить проект.

Если язык не поддерживает наследование или множественное наследование, необходимо смоделировать наследование при реализации. В таком случае это лучше сделать в модели проекта и не использовать обобщение для описания структур наследования. Моделирование структур наследования с помощью обобщения, а затем моделирование наследования в реализации может разрушить проект.

Во время моделирования возможно потребуется изменить свойства интерфейсов и других объектов. Наследование рекомендуется моделировать одним из следующих способов:

  1. Направляя сообщения от потомка к предку.
  2. Копируя код предка в каждом потомке. В этом случае класс предка не создается.

В этом примере потомки направляют сообщения своему предку через ссылки, которые являются экземплярами ассоциаций.

Поведение, общее для объектов Консервная банка, Бутылка и Ящик, оформляется в отдельный класс. Объекты с таким же поведением при необходимости его выполнения посылают сообщение в объект Отходы.

Обобщение Процесс, посредством которого определенный опыт становится репрезентацией целого класса опыта; один из трех процессов моделирования в .

Краткий толковый психолого-психиатрический словарь . Под ред. igisheva . 2008 .

Обобщение

Продукт мыслительной деятельности, в котором представлены отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Виды О. соответствуют видам мышления. Наиболее изучены О. в форме значений слов. О. выступает также в качестве средства мыслительной деятельности. Простейшие О. заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (синкретические объединения). Более сложным является комплексное О., при котором группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Наиболее сложно такое О., при котором четко дифференциуются видовые и родовые признаки, объект включается в некоторую систему понятий.


Краткий психологический словарь. - Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС» . Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский . 1998 .

Обобщение

Продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. Процесс познавательный, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств внешнего мира. Простейшие виды обобщения реализуются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. Виды его соответствуют видам мышления. Наиболее изучены обобщения в форме значений слов. Обобщение также выступает как средство мыслительной деятельности. На уровне человеческого мышления, обобщение опосредуется применением общественно выработанных орудий - приемов деятельности познавательной и знаков.

Простейшие обобщения заключаются в объединении, группировании объектов на основе отдельного, случайного признака (объединения синкретические). Сложнее обобщение комплексное, когда группа объектов объединяется в единое целое по разным основаниям. Особенно сложно обобщение, в коем четко дифференцируются видовые и родовые признаки, объект включается в некую систему понятий. Обобщения комплексные, как и синкретические, представлены на любом уровне сложности интеллектуальной деятельности.

При исследовании формирования новых обобщений в психологии применяется методика образования понятий искусственных, когда анализируются типичные для конкретного человека способы группирования объектов (синкретическое, комплексное, собственно понятийное).

Одно и то же обобщение можно сформировать в результате различной организации исследовательских действий, - например, обобщение, построенное на базе минимально необходимых данных, и оно же на базе избыточных данных. Субъективно новое обобщение () индивида бывает различным по происхождению: полученным в общении с другими людьми или выработанным самостоятельно. Во втором случае это обобщение может отсутствовать в общественном опыте.

При исследовании обобщений в психологии применяются методики определения понятий, их сравнения и классификации. Широко распространены исследования по целенаправленному управлению процессом усвоения обобщений. С одним словом связано обычно несколько обобщений; использование одного из них зависит от контекста ситуации, высказывания, от мотивов и целей субъекта деятельности речевой. Формирование обобщений, обогащающих общественный опыт, есть вклад и в историческое развитие мышления.


Словарь практического психолога. - М.: АСТ, Харвест . С. Ю. Головин . 1998 .

Специфика.

Приводит к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. На уровне человеческого мышления обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий - приемов познавательной деятельности и знаков.


Психологический словарь . И.М. Кондаков . 2000 .

ОБОБЩЕНИЕ

(англ. generalization ) - одна из основных характеристик познавательных процессов, состоящая в выделении и фиксации относительно устойчивых, инвариантных свойств предметов и их отношений. Простейший вид О., выполненный в плане непосредственного восприятия, позволяет человеку отображать свойства и отношения предметов независимо от частных и случайных условий их наблюдения . Наряду с этим человеку присущи 2 типа опосредствованного О., в процессе которого особую роль играют сравнения, и , включающие применение средств языка .

В основе 1-го типа опосредствованного О. лежит действие сравнения . Сравнивая с определенной т. зр. предметы некоторой группы, человек находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, которые могут стать содержанием понятия об этой группе или классе предметов. Такие О. и понятия называются эмпирическими . Отделение общих свойств от частных и обозначение их словом позволяют человеку в сокращенном, сжатом виде охватывать чувственное многообразие предметов, сводить их в определенные классы, а затем оперировать понятиями без непосредственного обращения к отдельным предметам (см. ). Один и тот же реальный предмет м. б. включен как в узкие, так и широкие по объему классы. Это позволяет наметить шкалу общности признаков (по принципу родо-видовых отношений). Функция эмпирического О. состоит в упорядочении многообразия предметов, в их классификации. С помощью классификационных схем каждый новый предмет можно опознать как относящийся к определенной группе. Эмпирическое О. характерно для начальных этапов познания. (В логике такие О. называют «индуктивными». - Прим . ред .)

2-й опосредствованного О. осуществляется путем анализа эмпирических данных о к.-л. объекте с целью выделения существенных внутренних связей, определяющих этот объект как целостную систему. Такое О. и соответствующее ему понятие называется теоретическим . Это понятие первоначально фиксирует внутренние связи абстрактно, лишь как генетически исходный пункт целостной системы. Затем, оперируя теоретическим понятием, человек соотносит в единое целое частные особенности объекта. Знание о нем становится все более детализированным и полным, конкретным. При таком восхождении от абстрактного к конкретному происходит мысленное воспроизведение объекта. Этот тип О. соответствует развитому состоянию науки, ее теоретическому этапу.

В детской и педагогической психологии принято считать, что способность к эмпирическим О. начинает складываться в дошкольном возрасте и особенно интенсивно развивается в младшем школьном возрасте . О. теоретического характера типично для подросткового возраста и особенно для юношеского возраста . Существует также т. зр., согласно которой указанные выше возрастные этапы и соответствующие им познавательные возможности м. б. значительно сдвинуты в сторону более раннего возраста.


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Синонимы :

Антонимы :

Смотреть что такое "обобщение" в других словарях:

    Обобщение - понятий логическая операция, посредством которой в результате исключения видового признака получается понятие более широкого объема. Например, доверенность документ деловая бумага. Обобщение, форма приращения знания путём мысленного перехода от… … Википедия

    ОБОБЩЕНИЕ - (лат. generalisatio), мысленный переход: 1) от отд. фактов, событий к отождествлению их в мыслях (индуктивное обобщение); 2) от одной мысли к другой более общей (логич. О.). Эти переходы осуществляются на основе особого рода правил. Так,… … Философская энциклопедия

    обобщение - абстракция, синтез, синтезирование; вывод, подытоживание, стилизация, универсализация, резюмирование, итог, суммирование, генерализация, резюме Словарь русских синонимов. обобщение 1. итог, резюме 2. синтез Словарь синонимов русского языка.… … Словарь синонимов

    обобщение - ОБОБЩЕНИЕ (англ. generalization; от лат. genero производить, порождать). 1. В логике операция порождения экзистенциальных и универсальных суждений; в дедуктивной логике на основе постулированных правил вывода для кванторов общности и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Обобщение - познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия, проявляясь как константность восприятия. На уровне человеческого… … Психологический словарь

    обобщение - ОБОБЩЕНИЕ, итог, резюме ОБОБЩЕННЫЙ, общий, книжн. суммарный ОБОБЩАТЬ/ОБОБЩИТЬ, подытоживать/ подытожить, несов. и сов. резюмировать, несов. и сов. суммировать ОБОБЩЕННО, книжн. суммарно … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

    ОБОБЩЕНИЕ - переход на более высокую ступень абстракции путем выявления общих признаков (свойств, отношений, тенденций развития и т. п.) предметов рассматриваемой области; влечет за собой появление новых научных понятий, законов, теорий … Большой Энциклопедический словарь

    ОБОБЩЕНИЕ - ОБОБЩЕНИЕ, обобщения, ср. (книжн.). 1. только ед. Действие по гл. обобщить обобщать. «…Не кто иной, как Ленин, взялся за выполнение серьезнейшей задачи обобщения по материалистической философии наиболее важного из того, что дано наукой за период… … Толковый словарь Ушакова

    ОБОБЩЕНИЕ - ОБОБЩЕНИЕ, я, ср. 1. см. обобщить. 2. Общий вывод. Широкие обобщения. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    ОБОБЩЕНИЕ - см. ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ. «ОБОБЩЕННЫЙ ДРУГОЙ» англ. generalized other ; нем. verallgemeinerter Anderer . ПоДж. Г. Миду возникающее в процессе социализации представление индивида об абстрактном другом; включает совокупность ожиданий, установок, ценносте … Энциклопедия социологии

Книги

  • Обобщение способа Jacobi интегрирования полных систем линейных однородных уравнений. Обобщение соответствующих исследований Clebsch`a , Г.В. Пфейффер. Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1931 года (издательство`Известия академии наук СССР`). В…

Обобщение - это переход от менее общего к более общему. Это такое слово или словосочетание, которое называет сразу несколько предметов, понятий, явлений, обобщая их.

Например, что такое роза, гвоздика, ромашка? Это цветы. Слово "цветы" и будет обобщением.

Ещё примеры. Примеры простые и примеры посложнее.

  • Красный, оранжевый, зелёный - цвета . Слово "цвета" - обобщение
  • Стул, стол, шкаф - мебель . Слово "мебель" - обобщение
  • Дождь, снег, гроза - явления природы . Словосочетание "явления природы" - обобщение
  • Зима, весна, осень, лето - времена года . Словосочетание "времена года" - обобщение
  • Шапка, шарф, свитер - одежда . Слово "одежда" - обобщение.
  • Имя существительное, имя прилагательное, глагол - части речи . Словосочетание "части речи" - обобщение
  • Школьные предметы : история, математика, литература. Словосочетание "школьные предметы" - обобщение
  • Геометрические фигуры : круг, квадрат, треугольник. Словосочетание "геометрические фигуры" - обобщение
  • Поля, рощи, тропинки и дорожки - всё освещено солнцем. Слово "всё" - обобщение
  • На листве деревьев, на густой траве, на лепестках цветов - всюду блестели капли дождя. Слово "всюду" - обобщение
  • Ничто не укрылось от моего взгляда: ни убранство комнаты, ни портреты на стенах, ни изысканный костюм хозяйки. Обобщающее слово "ничто".

    Теперь, наверное, что такое обобщение стало всем понятно, просто и легко.
    Посмотрите ещё раз на приведённые выше примеры. Вы заметили, что менее общие слова являются однородными членами предложения и разделяются запятыми? Заметили, что если однородные слова стоят перед обобщающим словом, то перед обобщением всегда стоит тире? А если однородные слова стоят после обобщающего слова, то после обобщения ставится двоеточие? Если заметили, то хорошо. Если не заметили, то обратите внимание.


Как записывать обобщающие слова

  • Если обобщающее слово стоит после ряда однородных членов предложения, то перед обобщающим словом всегда ставится тире "-"
  • Если обобщающее слово перед рядом однородных членов предложения, то после обобщения ставится двоеточие ":"

    Напомним, что однородные члены предложения - это слова, которые относятся к одной и той же части речи, отвечают на один и тот же вопрос, произносятся с интонацией перечисления, на письме разделяются запятой.

    Можно сделать обобщения и без перечисления слов с менее общим смыслом, как в примерах выше. Если этого требует задание, например, по биологии, математике и т.д.


Обобщающие цепочки

Например, роза - цветок - растение - флора - живая природа.
Разберём цепочку обобщений.

Роза - начальное слово менее общее по смыслу, чем цветок. Слово "цветок" в этом случае - обобщение.

Далее: цветок - растение . Тут цветок становится менее общим по смыслу, чем растение. Ведь растения включают в себя не только цветы, но и кустарники, деревья, травы и т.д. Значит слово "растение" - обобщение.

Следующая пара в нашей цепочке: растение - флора . Здесь слово "растение" будет менее общее по смыслу, чем слово "флора". Ведь флора - это вообще весь растительный мир, включая, к примеру и грибы, которые, как известно растениями не являются. Флора - обобщающее слово.

Приведём ещё примеры таких обобщающих цепочек.

  • Равносторонний треугольник - треугольник - геометрическая фигура
  • Чайная ложка - ложка - столовый прибор - предмет сервировки - предмет домашнего обихода - предмет быта
  • Чёрный хлеб - хлеб - мучное изделие - продукт питания
  • Осенняя куртка - куртка - верхняя одежда - одежда - текстиль