Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Пантеон богов древнего рима. Богини древней греции и рима

– богиня утренней зари. Древние греки именовали Аврору румяной зарей, розоперстой богиней Эос. Аврора была дочерью титана Гиппериона и Тейи. По другой версии Солнца – Гелиоса и Луны – Селены).

Артемида – дочь Зевса и Леты, сестра Аполлона, между женскими божествами то же, что и ее брат между мужскими. Она дает свет и жизнь, она богиня родов и богиня-кормилица; сопровождаемая лесными нимфами, охотится по лесам и горам, охраняет стада и дичь. Она никогда не подчинялась силе любви, и, как Аполлон, не знает уз брака. В римской мифологии – Диана.

Афина – дочь Зевса, не имевшая матери. Гефест рассек секирою голову Зевса, и из головы выскочила Афина в полном вооружении. Она является олицетворением благоразумия Зевса. Афина – богиня ума, войны, наук и искусств. В римской мифологии – Минерва.

Афродита – дочь Зевса и Дианы, называется так потому, что произошла будто бы из морской пены. Она – богиня красоты, счастливой любви и брака, превосходящая всех богинь прелестью и изяществом. В римской мифологии – Венера.

Венера – в римской мифологии богиня садов, красоты и любви, отождествлялась с матерью Энея Афродитой. Венера была не только богиней красоты и любви, но и покровительницей потомков Энея и всех римлян.

Геката – богиня ночи, властительница мрака. Геката властвовала над всеми привидениями и чудовищами, ночными видениями и чародейством. Родилась она в результате брачного союза титана Перса и Астерии.

Грации – в римской мифологии благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. В древнегреческой мифологии – Хариты.

Диана – в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны. Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей.

Ирида – олицетворение радуги, соединяющей небо с землей, посланница богов, посредница в их сношениях между собою и с людьми. Это вестница Зевса и Геры и служительница последней.

Кибела – дочь Урана и Геи, супруга Кроноса, считалась великой матерью богов. Она является олицетворением упорядочивающего стихийные природные силы начала.

Минерва – в римской мифологии богиня мудрости, искусства, войны и городов, покровительница ремесленников.

Мнемозина – в греческом мифотворчестве богиня памяти, дочь Урана и Геи, титанида. Мать муз, которых она родила от Зевса. По числу девяти ночей, которые Мнемозина подарила Зевсу, и муз было девять.

Мойры – Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая") и Атропос ("неотвратимая"), дочери Никты. Мойры являются богинями судьбы, естественной необходимости, вечных и непреложных мировых законов.

Музы – богини и покровительницы искусств и наук. Музы считались дочерьми Зевса и богини памяти Мнемосины.

Немезида – богиня мщения. В обязанности богини входило наказание за преступления, наблюдение за честным и равным распределением благ среди смертных. Немезида была рождена Никтой в наказание Кроносу.

Персефона – дочь Зевса и Деметры, или Цецеры, супруга Плутона, или Аида, грозная повелительница теней, властвующая над душами умерших и над чудовищами преисподней, внимающая вместе с Аидом проклятиям людей и исполняющая их. В римской мифологии – Прозерпина.

Рея – в античном мифотворчестве греческая богиня, одна из титанид, дочь Урана и Геи, супруга Кроноса. Культ Реи считался одним из весьма древних, но был мало распространен собственно в Греции.

Тефида – одно из древнейших божеств, титанида, дочь Геи и Урана, сестра и супруга Океана, мать потоков, рек и трех тысяч океанид, считалась богиней, дающей жизнь всему существующему.

Фемида – богиня правосудия. Греки называли богиню также Темида, Темис. Фемида была дочерью бога неба Урана и Геи. Ее дочерьми были богини судьбы – мойры.

Хариты – дочери Зевса и океаниды Эвриномы, воплощали радостное, доброе и вечно молодое начало. Звали этих прекрасных богинь Аглая ("сияющая"), Евфросина ("благомыслящая"), Талия ("цветущая"), Клета ("желанная") и Пейто ("убеждение").

Эвмениды – милостивые, благожелательные богини – одно из названий женских божеств, наиболее известных под именем эриний, у римлян фурий, что значит гневные, яростные, богини-мстительницы.

Эринии – дочери Земли и Мрака, страшные богини проклятия, мести и кары, восстававшие против преступников и карающие их только ради восстановления нравственного порядка в мире, преимущественно же выступают они мстительницами за нарушение освященных природою семейных прав. В римской мифологии – Фурии.

На сайте Энциклопедия мифологии древнего мира размещено более 150 статей о богинях античности, которые можно найти в нашем мифологическом словаре.

Самые древние верования людей сводились к наделению душой природных явлений и к культу предков. С течением времени и развитием цивилизаций из огромного множества неясных мифических божеств определяются более яркие образы: Марса - бога войны, Януса - бога начала и конца, Юпитера - бога света дня, Грозы, насылающего на земли людей страшные ливни, и других. На культуру и верования древних людей всегда большое влияние оказывала культура их ближайших соседей. Так, у этрусков римлянами была позаимствована богиня искусств Минерва. Также на культурную жизнь Рима в свою очередь оказала значительное влияние более Греции. Сегодня неоспорим тот факт, что значительное влияние на развитие древнеримского общества в целом оказала римская мифология, боги которой в большинстве своем были позаимствованы у греков.

Мифология древних государств сегодня представляет большой интересе для исследователей истории канувших в былое цивилизаций, собирающих артефакты их культуры по крупицам на протяжении многих сотен лет. Благодаря их стараниям имеет представление о том, чем жили люди задолго до появления его предков, во что они веровали и в чем заключался смысл их жизни.

Древнейшая римская мифология была построена на вере в существование жизни после смерти. Римляне тех времен поклонялись душам своих предков. В основе этого поклонения лежал страх перед сверхъестественными силами, которыми, по мнению римлян, обладали эти души. Первые римские боги отождествлялись с природой, могли повелевать ею, вызывать дождь или насылать на поселения небывалую засуху. Чтобы не остаться без урожаев, жители Древнего Рима пытались всячески задобрить этих богов. Им поклонялись и приносили жертвы.

Греческие и римские боги: различия

Согласно некоторым источникам, Древний Рим на протяжении столетий не имел собственной мифологии. В то же время в соседней Греции культурная и религиозная жизнь людей процветала. Многие современные исследователи, увлекающиеся историей склонны считать, что большинство мифов было позаимствовано ею ранее у более развитых в культурном смысле греков, а римские боги - это боги, наделенные теми же силами и чертами, что и греческие. Единственное их отличие заключается в именах. Так, в римской мифологии - Венера - является точной копией греческой Афродиты. Покровитель древнеримских искусств - Феб - как никто иной походит на греческого Аполлона и т.д.

Первоначально римские боги не имели ни генеалогии, ни даже места своего обитания - Олимпа, и изображались в виде определенных символов: Юпитер имел вид камня, Марс - вид копья, Веста - вид языков пламени. Согласно преданиям, первые боги Рима не оставляли после себя потомства и после завершения всех начатых дел не умирали, а уходили в никуда. Греческие же боги были весьма плодовиты и бессмертны.

Слияние культуры и мифологии Рима и Греции происходит примерно на рубеже четвертого-третьего веков до н.э. Основные религиозные воззрения греков и часть их мифологии воцарились в Риме после того, как в столицу империи был доставлен сборник изречений греческого оракула, предсказавший впоследствии эпидемию чумы 293 года до н.э.

Римские боги более нравственны. Согласно представлениям древних римлян, опекая человеческую жизнь, они являлись защитниками справедливости на Земле, права собственности и многих других прав, которыми должен обладать свободный человек. Нравственное влияние религии особенно велико в период процветания римского гражданского общества (2-4 в.в. н.э.). Жители Древнего Рима были очень набожны. Хвалу этой набожности мы до сих пор можем встретить на страницах произведений римских и греческих писателей тех времен. Внешнее благочестие римлян доказывает их уважение к обычаям, на котором и основывалась главная добродетель римского народа - патриотизм.

Марс, лат., греч. Арес - римский бог войны и покровитель римской мощи, сын Юпитера и Юноны.

В отличие от , который был у греков богом неистовой войны и не пользовался особым почетом, Марс был одним из самых почитаемых римских богов, выше его стоял только Юпитер. Согласно римским мифам, Марс был отцом Ромула и Рема, основателей Рима. Поэтому римляне считали себя его потомками и верили, что Марс любит их больше всех других народов и обеспечивает им победы в войнах. В архаичные времена Марс почитали также как бога урожая, полей, лесов и весны. Об этом свидетельствует ряд сохранившихся молитв земледельцев и название первого месяца весны (март).

Супругой Марса была богиня Нерия (Нерио), о которой известно только, что Марсу пришлось похитить ее. Но Ромула и Рема родила ему весталка Рея Сильвия, дочь латинского царя Нумитора. В битвах Марса постоянно сопровождали Паллор и Павор, «Бледность» и «Ужас», соответствовавшие спутникам Ареса и Фобосу. В качестве своего праотца римляне называли его именем Марс Патер или Марспитер, в качестве бога войны, дарующего победу, он назывался Марс Виктор. Свою благосклонность к Риму Марс проявил уже в древнейшие времена, сбросив с неба собственный щит, чтобы он охранял город. По приказу царя Нумы Помпилия впоследствии было изготовлено одиннадцать точно таких же щитов, чтобы злоумышленник, который вздумал бы похитить щит Марса, не сумел опознать его. Весь год эти щиты хранились в святилище Марса на Форуме. Только 1 марта, в день рождения бога, его жрецы (салии) носили их по городу в торжественной процессии, под пляски и пение. Священными животными Марса были волк, дятел, символом - копье.


«Марс и Рея Сильвия», Рубенс

Римляне почитали Марса специальными празднествами. Кроме процессий салиев это были, в частности, конские состязания (еквирии), проходившие ежегодно 27 февраля и 14 марта. Однако самым важным празднеством была так называемая «суоветаврилия», проходившая раз в пять лет по окончании очередной переписи римского населения (ценза). Она заключалась в том, что вокруг римлян, собравшихся на Марсовом поле и построившихся в боевом порядке, трижды проводили свинью, овцу и быка, которых затем приносили в жертву Марсу. Этой жертвой римский народ очищал себя от всех грехов и обеспечивал себе помощь и защиту Марса на будущее.

Кроме Марса римляне знали и чтили других богов войны: в древнейшие времена это прежде всего был , которого впоследствии отождествили с основателем Рима Ромулом; почитали они и богиню войны . Позже под греческим влиянием они перенесли на свою богиню Минерву некоторые свойства , и в результате она тоже стала богиней войны. Однако культ Марса как бога войны решительно преобладал до самого падения античного Рима.


«Битва Марса и Минервы», Жак Луи Давид

В честь Марса римляне возвели в своем городе несколько храмов и святилищ. Древнейший из них стоял на Марсовом поле (на левом берегу Тибра), где проходили военные учения, цензорские смотры и народные собрания, на которых в давние времена решался вопрос об объявлении войны. Очень древним считалось и святилище Марса на Форуме. Отправляясь на войну, каждый полководец приходил в святилище, потрясал щитами Марса, просил у бога помощи и обещал ему часть военной добычи. Самый великолепный храм был посвящен императором Августом Марсу Мстителю (Марс Ультор) в память о возмездии, постигшем убийц его приемного отца, Юлия Цезаря. Храм был освящен во 2 г. н. з. на новом форуме Августа, от него сохранились несколько поврежденных колонн и основание храмовой статуи. Марсово поле в Риме исчезло в результате застройки уже во времена империи. В конце 1 в. н. э. император Домициан велел построить на его месте стадион, контуры которого соответствуют нынешней римской площади Навона. (Столетия спустя новые Марсовы поля возникли в Париже, Петербурге и в других городах - даже в Детройте).


«Венера, Марс и грации», Жак Луи Давид

Марс давно уже умер вместе с остальными античными богами, но, к сожалению, человечество приносит ему все новые и новые жертвы: Марс - самый известный и все еще живой символ войны. Уже в древнейшие времена Марс перешел из мифологии в астрономию как «кровавая планета». В 1877 г. американский астроном А. Холл открыл два спутника планеты Марс, Деймос и Фобос, существование которых предвидел Свифт за 150 лет до этого открытия. Сохранилось множество античных статуй и изображений Марса, а в новое время их было создано еще больше (см. статью «Apec»).

В ряде городов место военных смотров называли Марсовым полем:

«Люблю воинственную живость
Потешных Марсовых полей…»
- А. С. Пушкин, «Медный всадник».

Главными богами в Древней Элладе признавалось те, что относились к младшему поколению небожителей. Некогда оно отняло власть над миром у старшего поколения, олицетворявшего основные вселенские силы и стихии (см. об этом в статье Происхождение богов Древней Греции). Богов старшего поколения обычно именуют титанами . Победив титанов, младшие боги во главе с Зевсом поселились на горе Олимпе. Древние греки чтили 12 олимпийских богов . В их список обычно включались Зевс, Гера, Афина, Гефест, Аполлон, Артемида, Посейдон, Арес, Афродита, Деметра, Гермес, Гестия. К богам-олимпийцам близок и Аид, но он живёт не на Олимпе, а в своём подземном царстве.

Боги Древней Греции. Видеофильм

Бог Посейдон (Нептун). Античная статуя II в. по Р. Х.

Олимпийская богиня Артемида. Статуя в Лувре

Статуя Афины Девы в Парфеноне. Древнегреческий скульптор Фидий

Венера (Афродита) Милосская. Статуя ок. 130-100 до Р. Х.

Эрот Земной и Небесный. Художник Дж. Бальоне, 1602

Гименей – спутник Афродиты, бога брака. По его имени и свадебные гимны назывались в Древней Греции гименеями .

– дочь Деметры, похищенная богом Аидом. Безутешная мать после долгих поисков нашла Персефону в подземном царстве . Аид, сделавший её своей женой, согласился, чтобы она часть года проводила на земле с матерью, а другую – с ним в недрах земли. Персефона была олицетворением зерна, которое, будучи «мёртвым» посеяно в землю, потом «оживает» и выходит из неё на свет.

Похищение Персефоны. Античный кувшин, ок. 330-320 до Р. Х.

Амфитрита – жена Посейдона, одна из Нереид

Протей – одно из морских божеств греков. Сын Посейдона, обладавший даром предсказывать будущее и менять свой облик

Тритон – сын Посейдона и Амфитриты, вестник морских глубин, трубящий в раковину. По внешнему виду – смесь человека, коня и рыбы. Близок к восточному богу Дагону.

Эйрена – богиня мира, стоящая у трона Зевса на Олимпе. В Древнем Риме - богиня Пакс.

Ника – богиня победы. Постоянная спутница Зевса. В римской мифологии – Виктория

Дике – в Древней Греции – олицетворение божественной правды, богиня, враждебная обману

Тюхе – богиня удачи и счастливого случая. У римлян – Фортуна

Морфей – древнегреческий бог сновидений, сын бога сна Гипноса

Плутос – бог богатства

Фобос («Страх») – сын и спутник Ареса

Деймос («Ужас») – сын и спутник Ареса

Энио – у древних греков – богиня неистовой войны, которая вызывает в бойцах ярость и вносит смятение в битву. В Древнем Риме – Беллона

Титаны

Титаны – второе поколение богов Древней Греции, порождённое природными стихиями. Первыми титанами были шесть сыновей и шесть дочерей, произошедших от связи Геи-Земли с Ураном-Небом. Шесть сыновей: Крон (Время. у римлян - Сатурн), Океан (отец всех рек), Гиперион , Кей , Крий , Япет . Шесть дочерей: Тефида (Вода), Тейя (Блеск), Рея (Мать-Гора?), Фемида (Справедливость), Мнемосина (Память), Феба .

Уран и Гея. Древнеримская мозаика 200-250 по Р. Х.

Кроме титанов Гея родила от брака с Ураном циклопов и гекатонхейров .

Циклопы – три великана с большим, круглым, огненным глазом посредине лба. В глубокой древности – олицетворения туч, из которых сверкает молния

Гекатонхейры – «сторукие» великаны, против ужасной силы которых ничто не может устоять. Воплощения страшных землетрясений и потопов.

Циклопы и гекатонхейры были так сильны, что сам Уран пришёл в ужас от их мощи. Он связал их и бросил вглубь земли, где они и теперь неистовствуют, вызывая извержения вулканов и землетрясения. Пребывание этих великанов во чреве земли стало причинять ей страшные страдания. Гея подговорила своего младшего сына, Крона , отомстить отцу, Урану, оскопив его .

Крон сделал это серпом. От пролившихся при этом капель крови Урана Гея зачала и родила трёх Эриний – богинь мщения со змеями на голове вместо волос. Имена Эринний – Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная). Из той части семени и крови оскоплённого Урана, что упала не на землю, а в море, родилась богиня любви Афродита.

Ночь-Нюкта в гневе на беззаконие Крона родила ужасных существ и божеств Таната (Смерть), Эриду (Раздор), Апату (Обман), богинь насильственной смерти Кер , Гипнос (Сон-Кошмар), Немесиду (Отмщение), Гераса (Старость), Харона (перевозчика умерших в подземное царство).

Власть над миром перешла теперь от Урана к титанам. Они поделили вселенную между собой. Крон вместо отца стал верховным богом. Океан получил власть над огромной рекой, которая по представлениям древних греков, течёт вокруг всей земли. Четверо других братьев Крона воцарились в четырёх сторонах света: Гиперион – на Востоке, Крий – на юге, Япет – на Западе, Кей – на Севере.

Четверо из шести старших титанов женились на своих сёстрах. От них пошло младшее поколение титанов и божеств стихий. От брака Океана с его сестрой Тефидой (Водой) были рождены все земные реки и водяные нимфы-Океаниды. Титан Гиперион – («высокоходящий») взял в жёны свою сестру Тейю (Блеск). От них родились Гелиос (Солнце), Селена (Луна) и Эос (Заря). От Эос родились звёзды и четыре бога ветров: Борей (северный ветер), Нот (южный ветер), Зефир (западный ветер) и Эвр (восточный ветер). Титаны Кей (Небесная Ось?) и Феба родили Лето (Ночную тишину, мать Аполлона и Артемиды) и Астерию (Звездный свет). Сам Крон женился на Рее (Мать-Гора, олицетворение производительной силы гор и лесов). Их дети – олимпийские боги Гестия, Деметра, Гера, Аид, Посейдон, Зевс.

Титан Крий женился на дочери Понта Эврибии, а титан Япет – на океаниде Климене, которая родила от него титанов Атланта (он держит на своих плечах небо), надменного Менетия, хитроумного Прометея («мыслящий прежде, предвидящий») и слабоумного Эпиметея («думающий после»).

От этих титанов произошли другие:

Геспер – бог вечера и вечерней звезды. Его дочери от ночи-Нюкты – нимфы Геспериды , которые охраняют на западном краю земли сад с золотыми яблоками, некогда подаренный Геей-Землёй богине Гере при её бракосочетании с Зевсом

Оры – богини частей дня, времён года и периодов человеческой жизни.

Хариты – богини изящества, веселья и радости жизни. Их три – Аглая («Ликование»), Ефросина («Радость») и Талия («Изобилие»). У ряда греческих писателей хариты носят иные имена. В Древнем Риме им соответствовали грации

Мифы и Легенды * Боги Древней Греции и Рима

Боги Древней Греции и Рима


Википедия

Олимпийские боги (олимпийцы) в древнегреческой мифологии — боги третьего поколения (после изначальных богов и титанов — богов первого и второго поколений), высшие существа, обитавшие на горе Олимп.

Традиционно в число олимпийских входило двенадцать богов. Списки олимпийцев не всегда совпадают.

В число олимпийцев входили дети Кроноса и Реи:

* Зевс — верховный бог, бог молнии и грозы.
* Гера — покровительница брака.
* Деметра — богиня плодородия и земледелия.
* Гестия — богиня домашнего очага
* Посейдон — бог морской стихии.
* Аид — бог, владыка царства мёртвых.

А также их потомки:

* Гефест - бог огня и кузнечного ремесла.
* Гермес - бог торговли, хитрости, скорости и воровства.
* Арес - бог войны.
* Афродита - богиня красоты и любви.
* Афина - богиня справедливой войны.
* Аполлон - охранитель стад, света, наук и искусств. Также бог - врачеватель и покровитель оракулов.
* Артемида - богиня охоты, плодородия, покровительница всего живого на Земле.
* Дионис - бог виноделия, производительных сил природы.

Римские варианты

В число олимпийцев входили дети Сатурна и Кибелы:

* Юпитер,
* Юнона,
* Церера,
* Веста,
* Нептун,
* Плутон

А также их потомки:

* Вулкан,
* Меркурий,
* Марс,
* Венера,
* Минерва,
* Феб,
* Диана,
* Бахус

Источники

Древнейшее состояние греческой мифологии известно из табличек Эгейской культуры, записанных Линейным письмом Б. Для этого периода характерна немногочисленность богов, многие из них именуются иносказательно, у ряда имён имеются женские аналоги (например, di-wi-o-jo — Diwijos, Зевс и женский аналог di-wi-o-ja). Уже в крито-микенский период известны Зевс, Афина, Дионис и ряд других, хотя их иерархия могла отличаться от позднейшей.

Мифология «тёмных веков» (между упадком крито-микенской цивилизации и возникновением античной греческой цивилизации) известна только по позднейшим источникам.

Различные сюжеты древнегреческих мифов постоянно фигурируют в произведениях древнегреческих писателей; накануне эпохи эллинизма возникает традиция создавать на их основе собственные аллегорические мифы. В греческой драматургии обыгрываются и развиваются многие мифологические сюжеты. Крупнейшими источниками являются:

* «Илиада» и «Одиссея» Гомера
* «Теогония» Гесиода
* «Библиотека» Псевдо-Аполлодора
* «Мифы» Гая Юлия Гигина
* «Метаморфозы» Овидия
* «Деяния Диониса» - Нонна

Некоторые древнегреческие авторы пытались объяснить мифы с рационалистических позиций. Эвгемер писал о богах как о людях, чьи поступки были обожествлены. Палефат в сочинении «О невероятном», анализируя события, описанные в мифах, предполагал их результатами недопонимания или досочинения деталей.

Происхождение

Древнейшие боги греческого пантеона тесно связаны с общеиндоевропейской системой религиозных верований, имеются параллели и в именах — так, индийский Варуна соответствует греческому Урану, и т. д.

Дальнейшее развитие мифологии шло по нескольким направлениям:

* присоединение к греческому пантеону некоторых божеств соседних или завоёванных народов
* обожествление некоторых героев; героические мифы начинают тесно сливаться с мифологией

Известный румыно-американский исследователь истории религии Мирча Элиаде дает следующую периодизацию древнегреческой религии:

* 30 — 15 вв. до н. э. — крито-минойская религия.
* 15 — 11 вв. до н. э. — архаическая древнегреческая религия.
* 11 — 6 вв. до н. э. — олимпийская религия.
* 6 — 4 вв. до н. э. — философско-орфическая религия (Орфей, Пифагор, Платон).
* 3 — 1 вв. до н. э. — религия эллинистической эпохи.

Зевс, согласно легенде, родился на Крите, а Минос, по которому названа крито-минойская цивилизация, считался его сыном. Однако, та мифология, которую мы знаем, и которую потом переняли римляне, органически связана с греческой народностью. О возникновении этой народности можно говорить с приходом первой волны ахейских племен в начале II тыс. до н. э. В 1850 году до н. э. уже были построены Афины, названные по имени богини Афины. Если принять эти соображения, то религия древних греков возникла где-то в районе 2000 года до н. э.

Религиозные представления древних греков

Основная статья: Древнегреческая религия

Олимп (Майков Николай Аполлонович)

Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.
Мы знаем разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ — «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах — Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение — даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики. Разнообразие религиозных представлений находило себе выражение и в разнообразии культов, внешняя обстановка которых теперь всё более уясняется благодаря археологическим раскопкам и находкам. Мы узнаём, какие где почитались боги или герои, и где какой почитался преимущественно (например, Зевс — в Додоне и Олимпии, Аполлон — в Дельфах и на Делосе, Афина — в Афинах, Гера на Самосе, Асклепий — в Эпидавре); знаем чтимые всеми (или многими) эллинами святыни вроде дельфийского или додонского оракула или святыни делосской; знаем крупные и мелкие амфиктионии (культовые сообщества).
Можно различить культы государственные и частные. Всепоглощающее значение государства сказалось и в религиозной сфере. Античный мир, вообще говоря, не знал ни внутренней церкви как царства не от мира сего, ни церкви как государства в государстве: «церковь» и «государство» были в нём понятиями, поглощающими или обусловливающими друг друга, и, например, жрец был тот же государственный магистрат.
Это правило не везде, однако, могло быть проведено с безусловной последовательностью; практика вызывала частные отклонения, создавала те или иные комбинации. Если известное божество считалось главным божеством известного государства, то государство признавало иногда (как в Афинах) вместе с тем и некоторые другие культы; наряду с этими общегосударственными культами существовали и отдельные культы государственных делений (например, афинских демов), и культы частноправового значения (например, домашние или семейные), а также культы частных обществ или лиц.
Поскольку преобладал государственный принцип (восторжествовавший не везде одновременно и равномерно), всякий гражданин был обязан кроме своих частноправовых божеств почитать богов своей «гражданской общины» (изменения принесла эллинистическая эпоха, вообще способствовавшая процессу нивелирования). Это почитание выражалось чисто внешним образом — посильным участием в известных обрядах и празднествах, совершаемых от имени государства (или государственного деления), — участием, к которому приглашалось в иных случаях и негражданское население общины; и гражданам, и не гражданам предоставлялось, как кто мог, хотел и умел, искать удовлетворения своим религиозным потребностям. Надо думать, что и вообще почитание богов было внешним; внутреннее религиозное сознание было наивным, и в народной массе суеверие не уменьшалось, а росло (особенно в более позднее время, когда оно нашло себе пищу, шедшую с Востока); зато в образованном обществе рано началось просветительное движение, сначала робкое, потом все более энергичное, одним концом своим (отрицательным) задевшее и массу; религиозность мало слабела в общем (а иногда даже — хотя и болезненно — возвышалась), но религия, то есть старые представления и культы, постепенно — особенно по мере распространения христианства — теряла и свой смысл, и своё содержание. Приблизительно такова, в общем, внутренняя и внешняя история греческой религии за время, доступное более глубокому изучению.
В туманной области первоначальной, исконной греческой религии научная работа наметила лишь некоторые общие моменты, хотя они и ставятся обыкновенно с излишней резкостью и крайностью. Уже древняя философия завещала троякое аллегорическое объяснение мифов: психологическое (или этическое), историко-политическое (не совсем верно называемое евгемерическим) и физикальное; возникновение же религии она объясняла из индивидуального момента. Сюда примкнула и узкотеологическая точка зрения, и в сущности на этом же основании была построена «Символика» Крейцера («Symbolik und Mythologie der alt. Volker, bes. der Griechen», нем. Kreuzer, 1836), как и многие другие системы и теории, игнорировавшие момент эволюции.
Постепенно, однако, приходили к сознанию, что древнегреческая религия имела своё сложное историческое происхождение, что смысл мифов следует искать не позади их, а в них самих. Первоначально древнегреческую религию рассматривали только в ней самой, опасаясь заходить по ту сторону Гомера и вообще за пределы чисто эллинской культуры (этого принципа доселе держится «кенигсбергская» школа): отсюда локалистическое толкование мифов — с физикальной (например, Форкхаммера, Peter Wilhelm Forchhammer) или только с исторической точки зрения (например, Карла Мюллера, нем. К. О. Muller).
Одни обратили главное внимание на идеальное содержание греческой мифологии, сводя его к явлениям местной природы, другие — на реальное, усматривая в сложности древнегреческого политеизма следы местных (племенных и т. п.) особенностей. Со временем пришлось так или иначе признать и исконное значение восточных элементов в греческой религии. Сравнительное языкознание вызвало «сравнительную индоевропейскую мифологию». Это доселе преобладающее в науке направление было плодотворно уже в том отношении, что ясно показало необходимость сравнительного изучения древнегреческой религии и сопоставило обширный материал для этого изучения; но — не говоря уже о крайней прямолинейности методических приёмов и крайней поспешности суждений — оно занималось не столько исследованием греческой религии при помощи сравнительного метода, сколько изысканием её основных моментов, восходящих к поре общеарийского единства (причём лингвистическое понятие индоевропейских народов слишком уж резко отождествлялось с этническим). Что касается до основного содержания мифов («болезни языка», по К. Мюллеру), то оно слишком исключительно сводилось к явлениям природы — преимущественно к солнцу, или луне, или к грозам.
Более молодая школа сравнительной мифологии считает небесные божества результатом дальнейшего, искусственного развития первоначальной «народной» мифологии, знавшей лишь демонов (фольклоризм, анимизм).
В греческой мифологии нельзя не признать и более поздние наслоения, особенно во всей внешней форме мифов (как они дошли до нас), хотя их не всегда можно определить исторически, как не всегда можно выделить чисто религиозную часть мифов. Под этой оболочкой кроются и общеарийские элементы, но их часто столько же трудно выделить от специально греческих, как и вообще определить начало чисто греческой культуры. Не менее трудно сколько-нибудь точно выяснить основное содержание разных эллинских мифов, несомненно крайне сложное. Природа с её свойствами и явлениями играла тут большую роль, но, может быть, преимущественно служебную; наряду с этими естественноисторическими моментами следует признавать и моменты историко-этические (так как боги вообще жили не иначе и не лучше, чем люди).
Не без влияния осталось местное и культурное расчленение эллинского мира; несомненно также присутствие восточных элементов в греческой религии. Слишком сложной и слишком трудной задачей было бы объяснить исторически, хоть в самых общих чертах, как постепенно уживались между собой все эти моменты; но кое-каких знаний и в этой области можно достигнуть, исходя особенно из переживаний, сохранившихся и во внутреннем содержании, и во внешней обстановке культов, и считаясь притом по возможности со всей древнейшей исторической жизнью эллинов (путь в этом направлении указал особенно Куртинс в своих «Studien z. Gesch. d. griech. Olymps», в «Sitzb. d. Berl. Akad.», нем. E. Curtins, 1890). Знаменательно, например, отношение в греческой религии великих богов к божествам мелким, народным, и надземного мира богов к подземному; характеристично почитание усопших, выразившееся и в культе героев; любопытно мистическое содержание греческой религии.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Списки богов, мифологических существ и героев

Списки богов и генеалогия отличаются у разных античных авторов. Представленные ниже списки компилятивны.

Первое поколение богов

Сначала существовал Хаос. Боги, появившиеся из Хаоса — Гея (Земля), Никта/Нюкта (Ночь), Тартар (Бездна), Эреб (Мрак), Эрос (Любовь); боги, появившиеся от Геи — Уран (Небо) и Понт (внутреннее Море).

Второе поколение богов

Дети Геи (отцы — Уран, Понт и Тартар) — Кето (владычица морских чудовищ), Нерей (спокойное море), Тавмант (морские чудеса), Форкий (страж моря), Эврибия (морская сила), титаны и титаниды. Дети Никты и Эреба — Гемера (День), Гипнос (Сон), Керы (Несчастья), Мойры (Судьба), Мом (Злословие и Глупость), Немезида (Возмездие), Танатос (Смерть), Эрида (Раздор), Эринии (Мщение), Эфир (Воздух); Ата (Обман).

Титаны

Титаны: Океан, Гиперион, Иапет, Кей, Криос, Кронос.
Титаниды: Тефида, Мнемозина, Рея, Тейя, Феба, Фемида.

Младшее поколение титанов (Дети титанов)

* Астерия
* Лето
* Астрей
* Перс
* Паллант
* Гелиос (персонификация солнца)
* Селена (персонификация луны)
* Эос (персонификация утренней зари)
* Атлант
* Менетий
* Прометей
* Эпиметей

Олимпийцы

Совет богов (Рубенс)

Состав пантеона менялся на протяжении веков, поэтому богов больше, чем 12.

* Аид — главный бог. Брат Зевса, рим. Плутон, Гадес, Орк, Дит. Владыка подземного царства мёртвых. Атрибуты: трёхглавый пёс Цербер (Кербер), вилы (двузубец). Жена — Персефона (Прозерпина).
* Аполлон — греч. Феб. Бог солнца, света и правды, покровитель искусств, наук и врачевания, бог — прорицатель. Атрибуты: лавровый венок, лук со стрелами.
* Арес — рим. Марс. Бог кровожадной, несправедливой войны. Атрибуты: шлем, меч, щит. Любовник или муж Афродиты.
* Артемида — рим. Диана. Богиня луны и охоты, покровительница рожениц. Богиня-девственница. Атрибуты: колчан со стрелами, лань.
* Афина — греч. Паллада; рим. Минерва. Богиня мудрости, справедливой войны, покровительница городов Афины, ремесел, наук. Атрибуты: сова, змея. Одета как воин. На груди эмблема в виде головы Медузы Горгоны. Родилась из головы Зевса. Богиня-девственница.
* Афродита — рим. Киприда; рим. Венера. Богиня любви и красоты. Атрибуты: пояс, яблоко, зеркало, голубь, роза.
* Гера — рим. Юнона. Покровительница семьи и брака, супруга Зевса. Атрибуты: полотно ткани, диадема, шар.
* Гермес — рим. Меркурий. бог торговли, красноречия, проводник душ умерших в царство мертвых, посланник Зевса, покровитель купцов, ремесленников, пастухов, путешественников и воров. Атрибуты: крылатые сандалии, шлем-невидимка с крылышками, кадуцей (посох в виде двух переплетенных змей).
* Гестия — рим. Веста. богиня домашнего очага. Атрибуты: факел. Богиня — девственница.
* Гефест — рим. Вулкан. бог кузнечного дела, покровитель всех ремесленников и огня. Хром. Жена — Афродита. Атрибуты: клещи, кузнечные меха, пилос (шапочка мастерового).
* Деметра — рим. Церера. богиня земледелия и плодородия. Атрибуты: посох в виде стебля.
* Дионис — греч. Вакх; рим. Бахус. бог виноградарства и виноделия, земледелия. Покровитель театра. Атрибуты: венок из виноградной лозы, чаша с вином.
* Зевс — главный бог. Рим. Юпитер. бог неба и грома, глава древнегреческого Пантеона. Атрибуты: однозубец, орел, молния.
* Посейдон — главный бог. Рим. Нептун. владыка морей. Атрибуты: трезубец, дельфин, колесница, жена — Амфитрита.

Боги и божества водной стихии

* Амфитрита — богиня моря, супруга Посейдона
* Посейдон — бог моря
* Тритоны — свита Посейдона и Амфитриты
* Тритон — водный бог, вестник глубин, старший сын и полководец Посейдона
* Протей — водный бог, вестник глубин, сын Посейдона
* Рода — богиня воды, дочь Посейдона
* Лимнады — нимфы озёр и болот
* Наяды — нимфы родников, источников и рек
* Нереиды — морские нимфы, сестры Амфитриаты
* Океан — персонификация мифологической мировой реки, омывающей Ойкумену
* Речные боги — боги рек, сыновья Океана и Тефиды
* Тефида — титанида, жена Океана, мать океанид и рек
* Океаниды — дочери Океана
* Понт — бог внутреннего моря и воды (сын Земли и Неба, либо сын Земли без отца)
* Эврибия — воплощение морской стихии
* Тавмант — подводный великан, бог морских чудес
* Нерей — божество мирного моря
* Форкис — страж бурного моря
* Кето — богиня морской пучины и морских чудовищ, обитающих в глубинах морей

Боги и божества воздушной стихии

* Уран — олицетворение Неба
* Эфир — воплощение атмосферы; бог-олицетворение воздуха и света
* Зевс — бог-повелитель небес, бог грома

Основная статья: Ветры в древнегреческой мифологии

* Эол — полубог, повелитель ветров
* Борей — олицетворение северного бурного ветра
* Зефир — западный сильный ветер, считался также вестником богов, (у римлян стал олицетворять ласкающий, лёгкий ветер)
* Нот — южный ветер
* Эвр — восточный ветер
* Аура — персонификация лёгкого ветра, воздуха
* Небула — нимфа облаков

Боги смерти и подземного мира

* Аид — бог подземного царства мёртвых
* Персефона — супруга Аида, богиня плодородия и царства мёртвых, дочь Деметры
* Минос — судья царства умерших
* Радамант — судья царства умерших
* Геката — богиня мрака, ночных видений, чародейств, всех чудовищ и привидений
* Керы — демоны-женщины смерти
* Танатос — воплощение Смерти
* Гипнос — бог забвения и сна, брат-близнец Танатоса
* Онир — божество вещих и лживых сновидений
* Эринии — богини мести
* Мелиноя — богиня искупительных пожертвований для умерших людей, богиня преображения и перевоплощения; повелительница темноты и привидений, которые, при смерти, находясь в состоянии жуткого гнева или ужаса, не смогли попасть в царство Аида, и обречены вечно скитаться по миру, среди смертных (дочь Аида и Персефоны)

Музы

* Каллиопа — муза эпической поэзии
* Клио — муза истории в древнегреческой мифологии
* Эрато — муза любовной поэзии
* Эвтерпа — муза лирической поэзии и музыки
* Мельпомена — муза трагедии
* Полигимния — муза торжественных гимнов
* Терпсихора — муза танца
* Талия — муза комедии и лёгкой поэзии
* Урания — муза астрономии

Киклопы

(часто «циклопы» — в латинской транскрипции)

* Арг — «молния»
* Бронт — «гром»
* Стероп — «блеск»

Гекатонхейры

* Бриарей — сила
* Гиес — пашня
* Котт — гнев

Гиганты

(некоторые из примерно 150)

* Агрий
* Алкионей
* Гратион
* Клитий
* Мимант
* Паллант
* Полибот
* Порфирион
* Тоон
* Эврит
* Энкелад
* Эфиальт

Другие боги

* Ника — богиня победы
* Селена — богиня луны
* Эрос — бог любви
* Гименей — бог брака
* Ирида — богиня радуги
* Ата — богиня заблуждения, помрачения ума
* Апата — богиня обмана
* Адрастея — богиня справедливости
* Фобос — божество страха, сын Ареса
* Деймос — бог ужаса, родной брат Фобоса
* Энио — богиня яростной и неистовой войны
* Асклепий — бог врачевания
* Морфей — бог сновидений (поэтическое божество, сын Гипноса)
* Гимерот — бог плотской любви и любовного наслаждения
* Ананке — божество-воплощение неотвратимости, необходимости
* Алоэй — древнее божество обмолоченного зерна

Неперсонифицированные боги

Неперсонифицированные боги — боги-«множества» по М. Гаспарову.

* Сатиры
* Нимфы
* Оры — три богини времён года и природного порядка