Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Освещение портрета. Прямое освещение снизу. Неудачная подсветка волос

Одной из самых распространенных схем освещения является так называемая схема «свет Рембрандта». Знаменитый голландский живописец Рембрандт Ван Рейн в подавляющем большинстве портретов использовал свет, который на тёмной стороне лица создавал под глазом тень в виде треугольника.

Rembrandt Harmenszoon van Rijn

Высокий контраст между светом и тенью является ключом к передаче объёма. Художник по праву считается мастером работы со светом и тенью, поэтому его методы были скопированы для работы с портретной фотографией.

Схема Рембрандт-освещения

Для данного вида освещения достаточно одного источника света. Свет устанавливается под углом 45° к модели. Расстояние примерно 1,5 метра. От камеры до источника света должно быть примерно 2 метра. Тени подсвечиваются отражателем, который устанавливается с противоположной стороны от света и поворачивается на 45°. На фон желательно не направлять прямые лучи, поэтому перед источником света устанавливается тёмный занавес.

схема света по Рембрандту

Самая распространённая ошибка при использовании рембрандтовской схемы света является освещение глаза со светлой стороны. Он не должен быть полностью заполнен светом. Решением является поднятие источника света повыше.

Неправильное Рембрандт-освещение

Если внести коррективы правильно, получится отличная схема по Рембрандту, когда свет, касается век, образует световой треугольник, но не шире глаза и не длиннее носа. Этот треугольник так и называют - треугольник Рембрандта .

Правильный эффект треугольника Рембрандта

Эффект

Рассмотренную выше схему света лучше использовать для портретов полных или круглолицых людей. Когда половина лица скрывается в тени, происходит визуальное вытягивание лица, что на снимке позволит человеку выглядеть более худым. Для людей с худощавым лицом такой свет не пойдёт на пользу. Лицо будет выглядеть слишком вытянутым.

Считается, что Рембрандт-освещение лучше применимо для мужских портретов, но женщинам оно тоже подходит. Используя различные модификаторы можно добиться большей жесткости или мягкости, что позволяет не меняя схему и положение источников света добиться кардинально отличающегося света от первоначального.

Если взять софтбокс и отражателем заполнить тени, то получится очень светлый и мягкий портрет.

Варьируя позу модели можно добиться различного эффекта. Тенью можно подчеркивать не только лицо, но и линию тали.

Первым делом нужно выяснить, чего вы хотите достичь в своем снимке. Это важно, потому что только так вы сможете определить, какие методы необходимо использовать для того, чтобы получить задуманные кадры. Попробуйте собрать несколько примеров изображений, которым вы хотели бы подражать. А затем уделите некоторое время на их рассмотрение и изучите характер освещения.

Обратите внимание естественный это свет или студийный. Если второе, то в каком количестве и под каким углом по отношению к объекту его использовали? Такой анализ поможет вам определить то, что необходимо для вашей собственной работы и даст гораздо больше шансов на получение желаемого результата.


Естественный свет

Использование дневного света может быть очень хорошим вариантом для достижения более тонкого, четкого и естественного вида ваших портретов. Многие профессиональные фотографы любят использовать свет из окна для портретной съемки. Прибегая к этому методу, вы можете контролировать количество света с помощью жалюзи или шторы, а также изменять дальность и угол наклона в зависимости от конфигурации окна.

При работе на открытом воздухе, вы должны быть внимательны, чтобы правильно выбрать время суток для съемки. Предпочтительно избегать периодов, когда солнце находится высоко в небе. Тогда свет работает слишком ярко и резко. Лучше выберите время с утра пораньше или поздно вечером, когда свет утратит яркость и станет теплее. Это позволит вам избежать чрезмерного воздействия и сильных контрастов.

В случае необходимости, при работе с естественным светом можно использовать отражатель прямого света. Это позволит вам избежать тени на лице, так как вы можете направлять на него свет, отраженный из угла.


Студийный свет

Использование студийного освещения не должно быть сложной наукой. Для некоторых фотографов, которые всегда снимали при дневном свете, это может показаться сложной перспективой. Но следует отметить, что использование студийных установок для освещения дает очень много преимуществ. Поэтому желательно уделить некоторое время на ознакомление с премудростями искусственного света. Оно того стоит.

Основным преимуществом студийного освещения является то, что вы можете управлять светом, его силой и углом, под которым он направлен к вашему объекту. Это открывает море творческих возможностей, которые не доступны при использовании естественного света.

Для начала, можно взять один источник постоянного искусственного света. Поэкспериментируйте с его размещением по отношению к объекту съемки и посмотрите, как это повлияет на ваши снимки. Вы все равно сможете добиться довольно естественно выглядящих кадров, так как у вас всего один источник света, так же как и при солнечном свете. Только теперь у вас больше контроля и в этом очевидное преимущество.


Углы света

Как только ваш объекты успешно расположится, вы можете перейти к использованию передвижного света для того, чтобы получить желаемое освещение. Переносите его вокруг. Таким образом, вы активно управляете углом и количеством света проливаемого на объект.

Вы обнаружите, что, казалось бы, незначительные перемены приводят к существенным изменениям в снимке. Поэтому не начинайте с резких передвижений. Просто экспериментируйте, настраивая свет и делая пробные снимки. При этом объект съемки остается статичен. Двигается лишь освещение.


Несколько источников искусственного света

Как только вы почувствуете, что можете управлять одной студийной установкой, задумайтесь об использовании несколько более сложного набора, в который входят две лампы или еще больше. Здесь действительно много возможностей для расположения огней и все зависит от вашего воображения и от того, чего вы хотите достичь.


Тона

При портретной съемке, вы стремитесь к тому, чтобы изобразить объект в лучшем виде. Это означает, что вы стремитесь объединить основные черты и характер человека в одном кадре, что требует много навыков и, возможно, немного удачи.

Тем не менее, чтобы помочь себе, убедитесь, что вы не используете слишком много света, избыток которого делает лицо плоским. Важно иметь различные тона, продиктованные особенностями лица. Из-за переизбытка света вполне может исчезнуть характерная черта, и вы потеряете естественный интерес и глубину кадра.


Хорошие и плохие тени

При использовании мощных источников света легко может возникнуть отбрасывание теней на стенах и потолках. Это не всегда плохо. Вы можете делать это намеренно, чтобы использовать в кадре. Но они также могут добавлять излишнюю мрачность и угрюмость вашему снимку. Как правило, если вы не планируете тени, то их случайное появление будет не лучшим образом работать в кадре. Поэтому просто убедитесь в том, что вы их не создаете.


Ракурс камеры

После того как ваш объект занял выгодное положение, даже если смотреть на него действительно приятно, важно, чтобы вы не зацикливались на достигнутом. Изменяя угол освещения, не забудьте об использовании также различных ракурсов. Некоторые фотографы предпочитают использовать штатив, что абсолютно нормально, но если вы используете студийный свет, то имеете доступ к достаточно сильному освещению для того, чтобы снимать с рук. Съемка сверху, снизу, сбоку или над головой – все это будет изображать объект совершенно по-другому. Так что не бойтесь бродить вокруг него, чтобы выяснить, какие ракурсы лучше подходят для конкретной фотосессии.


Контакт с глазами

Одно из золотых правил портретной фотографии состоит в том, чтобы убедиться, что у вас есть контакт глазами или, по крайней мере, с одним глазом субъекта. Конечно, случаются очень удачные исключения из правил, но это скорее везение. А для того, чтобы создать сильную связь зрителя с объектом, вы должны убедиться, что в кадре виден хотя бы один глаз фотографируемого.

При съемке портрета в помещении или на натуре используют различные виды света: рисующий и заполняющий, а также моделирующий, контровой и фоновый. Изобразительные возможности расширяются, если применяют дополнительные осветительные приборы или светоотражатели. Используя эти виды света, создают тональный или светотеневой рисунок, с помощью которых выявляют не только характерные черты лица, но и цветовые сочетания.

Задачи портретного освещения можно определить следующим образом. Во-первых, оно должно выявлять цветные оттенки и цветовые контрасты. Во-вторых, создавать единый колорит с использованием светлой или темной тональности. В-третьих, цветовые сочетания в светах и тенях должны подчеркивать объемную форму лица.

При подготовке к портретной съемке прежде всего необходимо выбрать направление рисующего света. При съемке в помещениях с естественным освещением фотографируемого человека приходится усаживать так, чтобы найти соответствующее его положение по отношению к окну. В этом случае получается наиболее выразительный светотеневой рисунок.

При съемке в помещении с электрическим освещением, наоборот, меняют расположение источника света и фотоаппарата. Таким образом, на первом этапе съемочного процесса должно быть найдено как положение фотографируемого человека, так и направление съемки по отношению к рисующему свету. После этого уточняют позу, поворот корпуса и наклон головы. Одновременно выбирают точку съемки и определяют тем самым масштаб изображения и ракурс.

При поиске наилучшей композиции портрета приходится учитывать множество других факторов, в том числе возможность дополнительной подсветки теней, размещение предметов на фоне и их освещение.

Элементы освещения. Портретное освещение характеризуется: ключевой яркостью изображения, светотеневыми и цветотеневыми контрастами, а также резкостью границы теней, определяющей пластичность освещения.

Ключевая яркость - это наибольшая яркость какой- либо части лица. Ключевую яркость используют в некоторых случаях для выбора оптимальной экспозиции.

Светотеневой контраст определяется отношением яркости наиболее освещенного участка лица к яркости затененного участка, т. е. отношением ключевой яркости к минимальной яркости лица.

При съемке светотеневой контраст оценивают зрительно, и на основе этой оценки регулируют интенсивность рисующего света по сравнению с заполняющим, а также интенсивность моделирующего света по сравнению с рисующим.

Цветотеневой контраст - это разница цветов на яркоосвещенных и на затененных участках лица, определяемая цветностью освещения этих участков. Соотношение цветности в светах и тенях регулируют с помощью цветной подсветки теней, а также применением зонально окрашенных сеток или светофильтров, устанавливаемых перед источником рисующего света. Наибольший цветовой контраст достигается в том случае, если источники света создают в тенях и светах оттенки дополнительных цветов. Например, если в осветительном приборе, создающем заполняющий свет, установлены лампы накаливания, а рисующий свет создается электронным импульсным источником, то света получаются с голубоватым оттенком, а тени - красно-коричневыми.

Пластичность освещения помогает выявить объемные формы лица фотографируемого человека. Пластичность освещения усиливается при увеличении протяженности светотеневых переходов и снижении резкости границы тени. Протяженность светотени меняется в зависимости от расположения источника света и площади светящейся поверхности. Чем ближе находится источник света к фотографируемому человеку, тем больше разница в освещении разноудаленных участков лица и тем больше протяженность светотеневых переходов.

Резкость границы светотени с увеличением площади светящейся поверхности уменьшается. Если границы теней на лице от носа, надбровных дуг и подбородка получаются не резкими, портрет выглядит более объемным, пластичным. Резкая граница светотени, например от носа, выглядит неестественно, поэтому ее следует по возможности избегать. Чтобы создать большую по площади светящуюся поверхность, перед осветительными приборами устанавливают светорассеивающие сетки или используют рефлекторы большого размера.

Тональное и светотеневое освещение. Когда рисующий свет направлен по линии съемки от фотоаппарата, освещение называют тональным. Если же источник света смещен относительно линии съемки, образуется светотеневое освещение. Изменение направления освещения влияет не только на контраст и световую тональность снимка, но и на его колорит.

При тональном освещении изображение получается в светлой тональности (ил. 45,а). При этом колорит определяется локальными цветами, т. е. окраской изображаемых предметов.

При светотеневом освещении, когда источник света удален от линии съемки (ил. 45,6), снимок получается в более темной тональности, при боковом и верхнем освещении (ил. 45,в и г) - в еще более темной тональности.

При тональном освещении световой рисунок, контраст контуров регулируют удалением или приближением источника света к лицу фотографируемого человека.

На ил. 46,а показано, что при расположении источника света около фотоаппарата тональный переход получается достаточно протяженным. С удалением источника от лица протяженность светотонального перехода уменьшается, освещение становится более плоским (ил. 46, 6). Если же источник расположен близко к лицу, разница в освещенности близких и удаленных участков, наоборот, возрастает и соответственно увеличивается тональный контраст контуров (ил. 44,в).

Цветовые соотношения на лице лучше выявляются при переднем освещении. В то же время для передачи объемности, пластичности формы лица предпочтительнее передне-боковое, нормальное освещение с применением источников с большой площадью светящейся поверхности.

При портретных съемках наиболее часто применяют светотеневое передне-боковое освещение. Причем наиболее выразительным считается нормальное портретное освещение. Оно достигается, когда рисующий свет падает спереди и сверху под углом 45° к направлению съемки (ил. 45,6). Если лицо человека обращено по направлению к источнику света, то получают портрет в более светлых тонах. Если же лицо обращено в противоположную сторону, то одна сторона его получается более темной и весь портрет в более темной тональности.

Контраст светотени меняется от уровня подсветки и площади светящейся поверхности источника рисующего света.

Чем больше площадь светящейся поверхности, тем меньше контраст светотени (ил. 47, а, 6, в) и больше протяженность светотени (см. ил. 28).

Портреты, выполненные при светотеневом освещении, различают не только по контрасту, но и по цветотеневым соотношениям.

Различают два типа цветотеневого освещения, обусловленного цветностью рисующего света и цветностью подсветки. Если рисующий свет сине-голубой, то и цвет лица получается холодным, с бледно-голубыми оттенками, а тени - теплыми, с красно-коричневыми оттенками (см. ил. 28). Если рисующий свет желтый, как прямой солнечный свет, то и цвета получаются теплыми, с желтым оттенком, а тени-холодными, как при освещении рассеянным синим светом небосвода.

Цветность освещения влияет не только на цветотеневые соотношения, но и на цветность всего снимка в целом. Если при съемке преобладает теплый заполняющий свет, портрет получается в теплой тональности. Если же преобладает заполняющий голубой свет, снимок получается в холодной тональности. Если тени подсвечены более теплым светом по сравнению с рисующим, то на снимке при повороте лица к источнику рисующего света (а) преобладают в тенях теплые тона. При повороте в противоположную сторону большая часть лица освещена холодным рисующим светом (б). Когда подсветка осуществляется более холодным голубоватым светом, а рисующий направленный свет имеет теплый цветовой тон, получается иной эффект, а именно: если лицо обращено к источнику рисующего света, большую часть в снимке занимает затененный участок лица и соответственно преобладают холодные тона (в). Если же лицо обращено в противоположную сторону, снимок получается более светлым и в нем преобладают теплые тона (г). Таким образом, при цветотеневом освещении изменением поворота лица удается менять колорит портретного изображения.

На ил. 48 показано, как меняется преобладающий цветовой тон при смешанном цветном освещении в зависимости от поворота лица к источнику рисующего света. Если тени подсвечены более теплым светом по сравнению с рисующим, то на снимке при повороте лица к источнику рисующего света (а) преобладают в тенях теплые тона. При повороте в противоположную сторону большая часть лица освещена холодным рисующим светом (б). Когда подсветка осуществляется более холодным голубоватым светом, а рисующий направленный свет имеет теплый цветовой тон, получается иной эффект, а именно: если лицо обращено к источнику рисующего света, большую часть в снимке занимает затененный участок лица и соответственно преобладают холодные тона (в). Если же лицо обращено в противоположную сторону, снимок получается более светлым и в нем преобладают теплые тона (г). Таким образом, при цветотеневом освещении изменением поворота лица удается менять колорит портретного изображения.

В каждом конкретном случае при портретных съемках требуется установить, какой тип цветотеневого освещения наиболее подходит к фотографируемому лицу, какими - теплыми или холодными - должны быть тени. Соответственно меняют цветность рисующего и дополнительного, моделирующего света. При съемке с естественным дневным освещением изменение соотношения цветов в светах и тенях достигают применением цветных светоотражающих экранов, а при электрическом освещении - использованием источников с разноокрашенными лампами и светорассеивающими сетками и осветительными светофильтрами.

Хотя освещение и влияет на цветовой тон изображения, тем не менее колорит портрета в основном определяется цветом волос, костюма и деталей фона. Цвета костюма и фона, так же как и цвет светотеневого освещения, выбирают применительно к каждому конкретному лицу в соответствии с намеченным цветовым решением снимка. Рассмотрим сначала, как выбирается естественное и электрическое освещение при съемке портретов в помещениях, а затем на натуре.

Естественное освещение в помещениях. При съемках в помещениях рисующим является дневной свет (ил. 49, 1), проникающий из окон. Этим естественным светом создается основной светотеневой рисунок на лице и фигуре фотографируемого человека. В большинстве случаев этим же светом освещается задний план (2), который образует фон портретного снимка. Чем больше площадь окна и чем ближе расположен к нему человек, тем менее контрастной получается светотень и менее резкой граница светотени.

Светотеневой контраст заметно меняется, если в помещение проникает прямой солнечный свет (3). Когда он попадает на подоконник, пол или стену, то количество заполняющего света увеличивается и контраст светотени уменьшается, подсветка теней и заднего плана усиливается. В этих случаях появляется возможность в больших пределах изменять направление съемки и поворот лица без применения дополнительной подсветки.

Если же в помещение не попадает прямой солнечный свет, то снимки получаются в более темной тональности. Подсветку теней на лице и фигуре, так же как и высвечивание фона, осуществляют светоотражающими экранами, покрытыми серебристой или цветной фольгой, или просто листами светлой бумаги (4). Если рядом с фотографируемым человеком находится стол, то для подсветки теней он должен быть покрыт белой скатертью или листом белой бумаги (5).

На ил. 50 приведены схемы вариантов расположения фотографируемого человека и фотоаппарата при съемке в помещении с одним окном. Пунктиром показаны те изменения точки съемки и расположения человека по отношению к окну, при которых светотеневое соотношение не является чрезмерно контрастным и снимать можно без дополнительной подсветки.

Светотеневой рисунок и затененность большей или меньшей части лица меняется от направления съемки по отношению к источнику рисующего света, падающего из окна. Чем больше отличается направление съемки от направления рисующего света, тем больше получается затененным лицо. Когда из окна свет падает на лицо под углом 45° к направлению съемки, получается нормальное передне-боковое освещение. Когда свет от окна падает под прямым углом к линии съемки, освещение становится более контрастным. При дальнейшем изменении направления рисующего света, когда освещение становится задне-боковым, затененной оказывается большая часть лица. В этих случаях необходимы дополнительная подсветка теней и увеличение заполняющего света.

Схема а на рис. 50 соответствует расположению человека прямо против окна. В этом случае направление съемки может изменяться на 45° в одну и в другую сторону без применения подсветки. Оптимальная точка съемки - у края окна. Если в окно падает прямой солнечный свет, который отражается от пола во все стороны, появляется возможность в более широком пределе изменять направление съемки и поворот лица также без применения подсветки. Если с помощью светорассеивающих экранов прямой солнечный свет направить в глубь комнаты, снимать можно с боковым освещением (ил. 50, б, в, г). Экраны располагают ближе к окну, чтобы отраженный свет падал на лицо не под прямым углом к линии съемки, а несколько меньшим.

Схема б соответствует светотеневому освещению, при котором контраст теней усиливается.

На схемах в г показаны варианты бокового и задне-бокового освещения. При таком расположении фотоаппарата к источнику света для подсветки теней применяют два светоотражающих экрана.

При съемке в помещении с двумя окнами зона допустимого перемещения человека и фотоаппарата существенно расширяется (ил. 51). Если фотоаппарат расположен между окнами, то фотографируемому человеку можно перемещаться как по радиусу (в) в любом направлении, так и параллельно окнам (б).

На схемах, приведенных на ил. 51, в и г, показано, что при съемке в комнате с двумя окнами, расположенными под углом, зоны допустимого расположения фотоаппарата и фотографируемого человека еще более расширяются. Причем в этих случаях возможно не только радиальное и параллельное перемещение человека по отношению к фотоаппарату, но и в глубину комнаты под прямым углом.

Цветная портретная съемка с электрическим освещением. В тех случаях, когда в помещении имеются осветительные приборы с достаточно мощными лампами накаливания, для съемки портретов используют пленку типа ЛН. Когда в распоряжении фотографа имеются электронные импульсные лампы, портреты снимают на пленку типа ДС.

При цветных съемках используют те же осветительные приборы направленного и рассеянного света, которые применяют при черно-белых съемках (ил. 52). Поскольку при цветных съемках лучшие результаты получаются при менее контрастном освещении, то предпочтительными являются приборы с рефлекторами большого размера или же перед осветительными приборами устанавливают рассеивающие сетки или матированные прозрачные пластмассовые экраны.

Поиск наилучшего портретного освещения при наличии осветительных приборов с лампами накаливания начинают с выбора положения источника рисующего света 1 по отношению к выбранному направлению съемки. Затем выбирают высоту расположения этого источника и угол, под которым сверху освещается лицо фотографируемого человека. Регулируют интенсивность рисующего света до достижения заданной ключевой яркости и одновременно расширяют площадь светящейся поверхности светорассеивающей сетки, экрана или рефлектора. Источник 2 используют для подсветки теней. Его располагают ближе или дальше от лица фотографируемого человека. Источник 3 применяют для создания контрового или задне-бокового бликующего света. Заполняющий свет образуется этими же источниками или дополнительными.

При использовании одного источника света, когда его размещают около фотоаппарата (ил. 53,а), изображение получается плоским с узким тональным контуром. Если же применять второй источник света и цветные экраны, то Даже при тональном освещении (ил. 53,6 и в) удается получить пластичное, более объемное изображение. Использование разноцветных источников света позволяет менять цветовой строй снимка за счет образования цветных бликов и окраски тонального контура. Чем ближе расположен второй источник света к лицу фотографируемого человека, тем более широким получается окрашенный тональный контур.

Еще более объемным становится изображение при светотеневом освещении, когда электронно-импульсная лампа, создающая рисующий свет, расположена в стороне от фотоаппарата.

Схема г - пример нормального светотеневого освещения, когда рисующий свет создается источником, имеющим сравнительно небольшой рефлектор. Чтобы сделать собственную тень на лице менее резкой, более размытой, перед источником рисующего света, как показано на схеме д, устанавливают светорассеивающую сетку. Схема е относится к случаю, когда с помощью второго источника света создают цветную подсветку лампами накаливания.

На схемах ж, з, и показаны варианты светотеневого освещения, отличающиеся между собой направлением рисующего света: ж-пример прямого верхнего освещения; з-бокового освещения; и-задне-бокового освещения. При задне-боковом и прямом верхнем освещении рисующий свет падает на лицо примерно под углом 45° к горизонтали. При боковом освещении источник рисующего света располагают, как правило, на одной высоте с лицом.

При передне-боковом освещении, когда направление рисующего света отклоняется от линии съемки более чем на 60°, а лицо обращено к источнику света, большая часть лица оказывается затененной, изображение получается в темных тонах.

При верхнем переднем освещении представляется возможным в больших пределах изменять поворот лица без изменения тональности освещения. Однако чтобы тени не оказались излишне темными, требуется интенсивная их подсветка от фотоаппарата.

Для усиления светлой тональности на плечах и волосах фотографируемого человека создают светящиеся ореолы с помощью источника заднего и верхнего контрового света. Чтобы усилить блики и ореолы, перед объективом устанавливают светорассеивающие сетки или диффузоры.

Тональность изображения меняется не только от типа применяемого освещения, но и от экспонирования. Цветовой контраст деталей в тенях изображения при сильном уменьшении экспозиции снижается, и снимки получаются в темной тональности. При сильном увеличении экспозиции, напротив, снижается контрастность изображения в светах, и снимки получаются в светлой тональности.

Установив перед объективом цветные светоотражающие сетки красного или розового цвета, можно усилить теплые тона, если же использовать сетки зелено-голубых тонов, то на изображении усиливаются холодные тона.

Правила светотеневого освещения. Мастерство освещения заключается в выявлении характерных черт лица, в создании задуманной тональности и колорита. Причем выбор того или иного освещения не должен вызывать нежелательных эффектов, например двойных теней, появляющихся от одинаковых по яркости источников света.

Чтобы получить снимки без грубых ошибок и выявить желаемые черты лица, следует придерживаться некоторых правил.

При съемке портрета сначала выбирают участок лица, который должен быть наиболее ярко освещен. Источник рисующего света перемещают до тех пор, пока не будет наиболее ярко освещен овал лица или участок, близкий к глазам. Таким образом создается световой ключ.

Затем находят такое положение источника моделирующего света, при котором не возникает двойных теней от носа. Чтобы нос не получился излишне широким, источник света располагают недалеко от фотоаппарата, чаще всего по другую сторону от источника рисующего света.

Выявление характерных черт лица зависит прежде всего от того, под каким углом сверху падает на лицо рисующий свет. С увеличением высоты расположения источника света тени в глазных впадинах углубляются, тень от носа становится удлиненной. Поворот лица к источнику рисующего света выбирают обычно таким, чтобы тень от носа, глубокая и резкая, не достигала верхней губы и не пересекала линию губ. Вместе с тем, если длинная тень от носа пересекает лишь один угол рта и соединяется с затененной частью скулы, она воспринимается вполне естественно.

При низком расположении источника рисующего света образуется короткая тень. Широкая и короткая тень от носа, если она контрастная и границы ее резки, создает впечатление расширенного носа. Делая границы тени более мягкими, можно достичь того, что нос будет казаться на снимке более коротким и не расширенным.

Особое внимание при портретной съемке уделяют освещению глаз. Нередко можно видеть снимки, в которых выразительно изображены линии носа, овала лица и других деталей. Однако портрет оказывается неинтересным, потому что не выделены глаза, не видны белки глаз и зрачки.

В цветной фотографии такие "слепые" портреты получаются при съемках с искусственным электрическим освещением, когда на фотографируемого человека падает прямой поток направленного света. Чтобы глаза на портрете достаточно ясно выделялись, необходимо использовать верхний свет, который образует мягкие тени под глазными впадинами, а перед фотографируемым человеком следует размещать экран, от которого отраженный свет создает блики на белках глаз и соответственно выделяет темные зрачки (ил. 54).

Таким образом, при смешанном портретном освещении, когда подсветка осуществляется другим по цветности светом, появляется возможность выделять цвет глаз. Например, синим отраженным светом удается подчеркнуть синеву радужной оболочки и белизну белков.

Изменяя высоту расположения источника света и регулируя светорассеивающей сеткой площадь светящейся поверхности, можно для каждого типа лица подобрать требуемое светотеневое освещение. Одновременно применяют затенители. При верхнем освещении с их помощью затеняют волосы и часть лба, а при нижнем - часть корпуса и руки.

Особое внимание уделяют освещению волос. Сложная прическа всегда более заметна на снимке, чем в повседневной жизни, даже если фотограф специально затенит ее. Желательно, чтобы прическа была как можно проще, но волосы перед съемкой должны быть тщательно причесаны. Освещение должно выделять и подчеркивать линию прически и блеск волос. Для этого используют дополнительные источники, создающие верхнее или задне-боковое бликующее освещение. Верхний свет позволяет создать светящийся ореол вокруг головы, а задне-боковой свет - подчеркнуть бликами линию и блеск волос. Интенсивность рисующего света при задне-боковом бликующем освещении ослабляется с помощью затенителей или светорассеивающих сеток, частично перекрывающих световой пучок.

Контровое рисующее освещение используют также при съемке портретов в профиль. Снимки выполняют в темной тональности. Для выявления деталей в тенях применяют дополнительную подсветку от фотоаппарата.

Эффектное освещение. Различные источники света, такие, как лампа под абажуром, керосиновая лампа, зажженная свеча, свет от камина или печи, включенные в композицию кадра, создают эффектное освещение. Портреты при этом получаются в темной тональности. Для эффектного освещения характерна разница в цветности источника света и цветовой тональности всего изображения. Эта разница создается с помощью разноцветных осветительных светофильтров.

Интервал яркостей, который может быть получен на цветном изображении, почти всегда меньше интервала яркостей реального эффектного освещения. Поэтому приходится уменьшать светотеневые контрасты. В этом случае снижается контрастность деталей в тенях объекта, реже - в средних яркостях. Снижение светотеневого контраста зависит от экспозиции. Для естественного изображения эффектного освещения и создания соответствующего колорита необходимо снижать экспозицию настолько, чтобы уменьшение контраста в тенях соответствовало зрительному восприятию.

Если внимательно посмотреть на детали лица человека, находящегося в непосредственной близости к источнику света, можно заметить градацию тонов в тенях, а также детали самого источника света. При внимательном рассмотрении даже глубокие тени воспринимаются "прозрачными". Учитывая это явление, фотограф в процессе съемки должен перераспределять освещение так, чтобы привлечь внимание на детали лица и уменьшить яркость источника света, включенного в кадр.

Например, если при съемке портрета в кадр включена какая-либо лампа или фонарь, яркость их должна быть значительно понижена в сравнении с яркостью лица. Это же самое относится и к яркости всего фона и близлежащих яркоосвещенных участков фона. Самая глубокая тень, если она занимает на втором или третьем плане значительный по площади участок, тоже не должна быть темнее самых темных деталей на первом плане. Это требование прозрачности теней и затенения источников света относится прежде всего к эффектному освещению "под ночь", "под вечер" и т. д.

Интересные результаты получаются также при съемке портретов на фоне окна, затянутого прозрачными шторами. Подсветка таких штор естественным дневным светом позволяет снизить контраст оконных переплетов с пейзажем за окном. Основной рисунок при этом создается электрическим источником света. Если подсвечивать штору дополнительно, эффект объединения цветных деталей на фоне может быть усилен.

Примеры портретной съемки. Поясной портрет артистки театра и кино Елены Прокловой (ил. 55) выполнен в светлой тональности. Мягкое светотональное освещение хорошо выявляет глаза актрисы, платье, украшения. Но контрастирующим элементом композиции является черный кот, расположившийся на плече актрисы. Удачно выбрана поза, поворот головы артистки. Она смотрит на нас анфас, хотя плечо выдвинуто в сторону фотоаппарата. Только едва уловимая тень на стене указывает, что был использован источник рисующего света. В этом снимке отчетливо выявлено все то, что говорилось о цветовых контрастах.

Портрет киноактрисы Валентины Теличкиной (ил. 56) тоже поясной, но выполнен в темной тональности и в живописной манере. Здесь белое платье актрисы контрастирует не только с красной цветастой шалью, которой покрыто кресло, но и с темным шкафом. Светлые волосы актрисы как бы сливаются с цветом дерева. Освещение лица светотональное, как и в предыдущем портрете. Здесь нет отчетливо выраженных теней ни на лице, ни на платье.

Эти два портрета показывают, какие творческие возможности таит в себе использование светотонального освещения с применением электрических источников.

Портрет народной артистки СССР Людмилы Гурченко (ил. 57) выполнен с использованием верхнего контрового света, который хорошо освещает ее волосы и отделяет фигуру от фона. Подсвечник со свечой и резная декоративная ваза создают дополнительные рефлексы и блики на лице актрисы.

Наконец, портрет народного артиста СССР Андрея Попова (ил. 58) выполнен в довольно сложной технике - двойной экспозиции. Портрет оригинален тем, что снята только голова в светотональном ключе, что позволило хорошо выявить светом глаза, фактуру лица и волосы, подернутые сединой. Когда же портрет был готов, фотограф синим фломастером выделил лицо, что создало контрастирующий фон и усилило воздействие на зрителя. Этот прием не новый. Еще в 20-30-х годах известного фотомастера М. Наппельбаума укоряли за вмешательство кисти в негатив. Он наносил мазки на негатив и на отпечатках появлялись световые блики, которые оживляли портрет.

Съемка портретов на натуре. При фотографировании портретов на натуре в солнечную погоду прежде всего необходимо выбрать место съемки и направление освещения, чтобы свет не слепил глаза и светотень не получалась бы слишком контрастной. Для этого подбирают несколько вариантов направления съемки.

Когда небосвод затянут дымкой или покрыт легкими облаками, съемку производят при передне-боковом освещении. Чтобы уменьшить контраст светотени и подчеркнуть те или иные черты лица при боковом и задне-боковом солнечном освещении, приходится использовать дополнительную естественную или специально созданную подсветку теней. Искусственную подсветку осуществляют с помощью светотеневого экрана, электронно-импульсной лампы или света, отраженного от приближенных к лицу светлых предметов: листов бумаги, ткани. В некоторых случаях применяют светорассеивающие сетки большого размера, установленные в непосредственной близости от лица.

При съемке на натуре на фоне светлых зданий используют свет, отраженный от белых стен. В этом случае можно снимать не только с боковым и задне-боковым освещением, но даже с контровым солнечным светом. Тени, подсвечиваемые отраженным солнечным светом, имеют теплый оттенок. Если такая подсветка отсутствует, тени приобретают холодный синий оттенок света, рассеиваемого небосводом. Чем меньше облачность, тем холоднее оттенки в тенях.

На схемах ил. 59, а, б, в показаны варианты естественного портретного освещения, различающиеся направлением рисующего солнечного света. Подсветка теней при передне-боковом освещении, так же как и при расположении человека в тени, производится с помощью светоотражающих экранов, покрытых серебристой или цветной фольгой, соответственно голубой или оранжевой.

Схемы г, д, е представляют варианты задне-бокового солнечного освещения, при котором интенсивная подсветка затененных участков лица осуществляется естественными светоотражателями-белыми стенами зданий, парусами, рекламными щитами и т. д.

Схемы ж, з, и относятся к тем случаям, когда рисующим светом является не солнечный, а свет, создаваемый алюминированными отражателями (ж, з) или электронно-импульсной лампой (и).

При съемке портретов на натуре возникает вопрос: делать ли задний план резким или же нерезким? Освещенность первого плана на натуре обычно достаточна для того, чтобы можно было изменять диафрагму объектива и таким образом достигать требуемого соотношения резкости изображения первого плана и фона. Если съемка портретов ведется крупным планом, то второй план выполняет лишь вспомогательную роль и резкость его изображения не должна быть чрезмерной (ил. 60). При съемке же поясных и групповых портретов изображение заднего плана должно быть достаточно резким, чтобы видно было окружение, в котором находятся люди.

Групповые портреты подразделяют на официальные и сюжетные. К официальным групповым портретам относят те, которые снимают с целью запечатлеть людей на память, например учащихся одного класса, студентов одного курса и т. д. В таких снимках важно достоверно отобразить внешний облик всех фотографируемых. Такие снимки важны своей документальностью.

В сюжетных групповых портретах люди изображаются во время какого-либо действия или в некоторой ситуации, которая их объединяет (ил. 61). Такие портреты близки к жанровым фотографиям. Отличие состоит лишь в том, что в групповом портрете основное внимание уделяется изображению людей, в то время как в жанровых снимках первостепенное значение приобретает изображение ситуации, события, обстановки.

Групповые портреты рекомендуется снимать на широкоформатную пленку, с тем чтобы достоверно передать черты каждого человека и осветить одинаково каждое лицо. Лучшие результаты достигаются при естественном освещении на натуре или в светлом просторном помещении.

Выполнение групповых портретов затруднено прежде всего тем, что необходимо достичь естественного, непринужденного выражения лица одновременно у всех фотографируемых. Для этого приходится делать ряд снимков, каждый раз выбирая момент съемки, чтобы исключить случайное выражение того или иного лица или случайный жест.

Съемку группового портрета производят, как правило, со штатива, а экспонирование - с помощью тросика. Даже малейшие колебания фотоаппарата при съемке группового портрета заметно ухудшают резкость изображения.

Два основных технических требования, которые обязательны для групповых портретных фотографий,- высокая резкость изображения при равномерном освещении.

Точка съемки и освещение должны быть предварительно установлены и по возможности опробованы. Размещение людей в групповых портретах должно быть подчинено направлению рисующего света и по нему определено направление съемки. Только после этого выбирают точку съемки и фокусное расстояние объектива.

Наиболее равномерного освещения достигают при съемках с передним рисующим светом. Однако такие снимки изобразительно менее выразительны, чем те, в которых используют задне-боковой и фоновый свет. Снимая на натуре, лучший результат получают в тех случаях, когда задний план менее освещен, чем передний. При выполнении групповых портретов в помещении помимо переднего или передне-бокового рисующего света применяют еще и дополнительную подсветку теней с помощью электронных импульсных ламп.

При съемке группового портрета следует избегать фронтального расположения фотографируемых людей "плечо к плечу" и по возможности разнообразить их позы. Чтобы масштаб изображения этих людей не сильно различался, съемку лучше производить с некоторого возвышения (т. е. фотоаппарат располагать выше уровня глаз стоящего человека). Благодаря этому появляется возможность снимать с большим относительным отверстием объектива, что особенно важно при использовании малочувствительных цветных фотопленок. Следует также избегать нижнего ракурса, так как среди фотографируемых всегда найдутся люди, у которых нижняя часть лица крупная (тяжелая) и подбородок поднят.

Чтобы достичь непринужденности поз и естественного выражения глаз фотографируемых людей, во время съемки следует привлекать их внимание в одном направлении, но не на фотоаппарат.

В классическом портрете есть несколько вещей, которые нужно держать под контролем и думать о том, как сделать наиболее выигрышный портрет модели, показав ее с наилучшей стороны. Это соотношение освещенности, светотеневой рисунок, тип лица и угол зрения. Я предлагаю вам познакомиться с этими базовыми понятиями, так как, чтобы нарушать правила, нужно их знать. Однако, если вы хорошо изучите и будете применять эти знания на практике, это поможет вам снимать портреты людей значительно лучше. Эта статья посвящена световым схемам: что это такое и почему это важно знать и использовать. Возможно в будущем, в других статьях, если вам понравится, я расскажу и о других слагаемых хорошего фотопортрета.

Светотеневой рисунок я определяю, как игру света и тени на лице, создающую различные формы. Проще говоря, это форма теней на лице. Существует четыре основных световых схемы для портрета:

  • Боковое освещение
  • Петлевое освещение или схема "петля"
  • Схема рембрандтовского света
  • Схема "бабочка"

Есть также понятия широкого и короткого света, это скорее стиль освещения и он может комбинироваться с большинством схем, приведенных выше. Давайте рассмотрим каждую схему в отдельности

1. Боковой свет

Боковой свет разбивает лицо на две равные части, одна из которых освещена, а другая находится в тени. Он часто используется для создания драматических портретов, таких как портрет музыканта или художника. Такой свет больше подходит для мужских портретов и, как правило, для женских применяется редко. Однако, имейте ввиду, что в фотографии не существует жестких правил, поэтому я предлагаю вам использовать полученную информацию в качестве отправной точки или ориентира. Пока вы не уверены в своих знаниях, лучше действовать так, как предлагают классические руководства.

Для достижения эффекта бокового света нужно просто поставить источник света под углом 90 градусов слева или справа от модели, иногда даже чуть позади головы. Размещение и положение источника света будет зависеть от лица человека. Смотрите, как свет ложится на лицо, и передвигайте источник. При правильной постановке бокового света в глазу на теневой стороне лица должен быть блик. Если при этом не удается избавиться от попадания света на щеку, вполне возможно, что данный тип лица не подходит для бокового света.

Примечание: любая световая схема может использоваться при любом повороте головы (анфас, когда видны оба уха, лицо в ¾, или даже профиль). Просто имейте ввиду, что положение источника света должно изменяться в соответствии с поворотом головы, для поддержания нужного светотеневого рисунка.

Что же такое "блик"?


Обратите внимание, что на фотографии выше в глазах ребенка есть отражения источника света. Они имеют вид небольших белых пятнышек, но если посмотреть ближе, мы можем увидеть форму источника, который я использовал при съемке этого портрета.

Посмотрите, ведь на самом деле это яркое пятно представляет собой шестиугольник с темным центром? Это небольшой шестиугольный софтбокс на моей вспышке Canon, который я использовал для съемки.

Это и есть "блик". Без бликов глаза кажутся темными и безжизненными. Вы должны убедиться, что блик есть хотя бы в одном глазу модели, чтобы снимок оживился. Обратите внимание, что блик также осветляет радужку и в целом делает глаза ярче. Это усиливает ощущение жизни и придает им блеск.

2. Петлевое освещение

Петлевое освещение создает небольшую тень от носа на щеке. Чтобы получить такое освещение, нужно поставить источник немного выше уровня глаз и под углом 30-45 градусов от камеры (зависит от лица человека, для правильной постановки любой схемы нужно учиться читать лица людей).


Посмотрите на эту фотографию, чтобы увидеть, как падает тень, и на левой стороне вы также сможете увидеть небольшую тень от носа. В петлевой схеме тень от носа не должна слишком заходить на щеку, тем более не должна смыкаться с тенью от щеки. Старайтесь, чтобы тень была небольшая и смотрела немного вниз, но имейте ввиду, что если источник поднят слишком высоко, тени могут выглядеть странно, а также могут пропасть блики в глазах. Петлевая схема, по всей видимости, самая популярная, так как легко создается и подходит большинству людей.

На этой диаграмме черный фон представляет задний план с деревьями. Солнечный свет идет из- за деревьев сзади, но они полностью в тени. Белый отражатель, расположенный слева от камеры, отражает свет обратно на лица фотографируемых. Подбирая расположение отражателя, можно изменять освещение лиц людей. Петлевое освещение достигается его расположением примерно на 30-45 градусов от камеры. Отражатель также должен располагаться чуть выше уровня их глаз, чтобы тень от носа ложилась слегка вниз, к углу рта. Одна из распространенных ошибок у начинающих - это низкое расположение отражателя и его наклон. В результате лицо и нос подсвечиваются снизу, что выглядит некрасиво.

3. Рембрандтовский свет

Схема называется рембрандтовской, потому что на картинах Рембрандта часто встречается такой тип освещения, что можно увидеть на его автопортрете выше. Рембрандтовское освещение определяется наличием светового треугольника на щеке. В отличие от петлевого света, где тень от носа и щеки не смыкается, здесь они сливаются вместе, что и создает на теневой стороне светлый треугольник на щеке под глазом. Для создания правильной схемы следует убедиться, что в глазу на теневой стороне присутствует блик от источника света, иначе глаза будут "мертвыми", без приятного блеска. Рембрандтовское освещение более драматично, так как подобный светотеневой рисунок создает более беспокойное настроение портрета. Используйте его соответствующим образом.

Для создания рембрандтовского освещения необходимо, чтобы модель находилась немного в стороне от света. Источник должен находиться выше верхней части головы так, чтобы тень от носа падала на щеку. Не каждое лицо подходит для этой схемы. Если оно имеет высокие или выдающиеся скулы, возможно, схема будет работать. Если же у модели маленький нос или плоская переносица, такого освещения может быть трудно достичь. Опять же, помните, что вы не должны делать именно эту схему именно с этой моделью. Выбирайте то, что подчеркнет достоинства модели и представит ее наиболее выгодным образом. Тогда освещение сработает как надо. Если вы используете окно как источник света, и свет от окна падает на пол, возможно вам придется закрыть нижнюю часть окна с помощью гобо или панели, чтобы достичь этого типа освещения.

4. Схема "бабочка"

Эта схема метко названа "бабочкой" по форме тени от носа, которая создается. если источник света поместить сверху и прямо за камерой. В основном при этой схеме фотограф находится под источником света. Схема "бабочка" часто используется для съемки гламура, выгодно подчеркивая скулы модели. Также она походит для съемки людей старшего возраста, так как в отличие от других схем меньше подчеркивает морщины.

Схема "бабочка" создается источником света прямо за камерой и немного выше глаз или головы, в зависимости от типа лица. Иногда схему дополняют отражателем прямо под подбородком, модель даже может держать его сама. Эта схема подходит моделям с красивыми скулами и узким лицом. Круглое или широкое лицо будет лучше смотреться при схеме петля или даже боковом свете. Эту схему сложнее создать с помощью света от окна или отражателя. Часто, чтобы сделать тени более выраженными, необходим более мощный и направленный источник света, такой как солнце или вспышка.

5. Широкое освещение

Широкое освещение является не столько шаблоном или схемой, сколько стилем или разновидностью. Любая из следующих схем может быть выполнена с широким или коротким светом: петля, Рембрандт, боковой свет.

Широким называется освещение, когда лицо человека слегка повернуто и освещается сторона лица, которая находится ближе к камере. По площади освещенная сторона получается больше, чем теневая. Широкое освещение иногда используется для портретов в стиле высокий ключ. Этот тип освещения делает лицо человека шире (отсюда и название) и может использоваться для моделей с узким лицом, чтобы визуально сделать его шире. Большинство людей однако, хотят выглядеть стройнее, а не шире, поэтому данное освещение лучше не использовать для широких и круглых лиц.

Чтобы создать широкое освещение, лицо необходимо повернуть от источника света. Обратите внимание, что освещается ближняя к камере сторона лица, а тень падает на дальнюю сторону. Проще говоря, широкий свет освещает большую часть лица, которую мы видим.

6. Короткое освещение

Короткое освещение является противоположностью широкому. Как можно увидеть на снимке выше, при коротком свете в тени находится сторона лица, обращенная к камере (широкая), а освещается дальняя от камеры (узкая). Этот тип освещения часто используется для низкого ключа или темных портретов. Он делает лицо более объемным, скульптурным, визуально сужает широкое лицо, что нравится большинству людей.

Для этой схемы лицо должно быть обращено к источнику света. Обратите внимание, что при этом освещается сторона лица, обращенная от камеры, а тень падает на обращенную к камере сторону. Проще говоря, при коротком освещении большая часть лица, которую мы видим, находится в тени.

Собираем все вместе

Как только вы научитесь распознавать и создавать каждую из схем освещения, учитесь применять их в различных ситуациях. Изучая лица людей, вы узнаете, какая схема освещения лучше подойдет данного конкретного человека, чтобы создать в портрете настроение и показать человека наилучшим образом. Если человек имеет круглое лицо и хочет казаться стройнее, то его следует освещать иначе, чем человека, который хочет сделать драматичный снимок. Когда вы знаете все схемы, умеете управлять качеством света, его направлением и соотношением, то сможете справиться с любой задачей съемки.

Конечно, гораздо проще изменять освещение, передвигая источник. Однако, если источником является солнце или окно, их особо не подвигаешь. Здесь вместо перемещения источника нужно менять положение модели или предмета, вращать их по отношению к свету. Или изменить расположение камеры. Таким образом, если вы не можете переместить источник света, нужно перемещаться самому и перемещать объект съемки.

Практические упражнения

Выберите себе объект для съемки (лучше всего человека, а не вашу собаку) и практикуйтесь в создании каждой из схем освещения. которые мы разбирали:

  1. Бабочка
  2. Петля
  3. Рембрандт
  4. Боковой свет

Помните о том, что есть также широкое и короткое освещение и применяйте его для различных типов лиц моделей, где это необходимо. Не беспокойтесь об остальных аспектах (соотношение света и тени, заполняющий свет и т.д.), на данный момент сконцентрируйтесь на получении хорошего рисунка. Используйте свет от окна, торшер без абажура или солнце, то есть такой источник, с которым вы сможете видеть, как ложится свет и тень на лицо. Я предлагаю вам сначала не использовать вспышку, так как у вас еще недостаточно опыта, чтобы представить себе результат до того, как сделана фотография. Это может затруднить ваше обучение.

Также лучше начинать работать с лицом, обращенным прямо к камере, без поворотов (кроме практики создания широкого и короткого освещения).

Покажите нам свои результаты и пишите о проблемах, с которыми вы столкнулись. Я постараюсь помочь вам их решить, чтобы и вы, и другие не допустили подобных ошибок в следующий раз.

Читайте наш материал о том, как фотографировать используя только один источник света. Он будет полезен как начинающим фотографам, так и фотолюбителям!

Способов и видов освещения в студии крайне много. Начиная от освещения одним источником, заканчивая использованием нескольких источников вместе с рассеивающими зонтиками и экранами. Хотелось бы начать с основ, именно поэтому в этой статье мы будем говорить об освещении одним источником света.

Хотя этот способ освещения в студийной съемке мало используется фотографами, мы постарались подобрать иллюстрации, как можно более полно отражающие данные световые схемы, даже если при их создании фотографами использовался более чем один источник света.

Теоретически лучшим источником света является естественное освещение, так как само солнце - одиночный источник. Но освещение от одного источника в студии никогда не получаются таким, как при прямом солнечном свете, поскольку в студии лампы расположены всегда очень близко к объекту.

Nikon_light_1" height="466.6666666666667" src="https://ic.pics.livejournal.com/nikonofficial/39162016/599304/599304_original.png" title="Nikon_light_1" width="700">

Когда источник света расположен непосредственно над фотоаппаратом, точно над оптической осью объектива, то возникают довольно резкие тени под подбородком и на заднем плане под волосами. Глаза, однако, освещены хорошо. Заметьте, прямое освещение придает особый блеск волосам. Но есть и большое «но», в этом случае свет не моделирует форму лица, и оно получается довольно широким, с мелкими чертами.

Освещение под углом в 45 градусов

Первостепенная задача такого света осветить самые главные элементы, подчеркнуть объем и формы снимаемого объекта или модели. Самостоятельно подобный свет употребляется редко, так как он дает контрастное освещение, затрудняющее проработку деталей из-за большого интервала яркостей.

Освещение под углом 90 градусов

Чисто боковое освещение резко делит лицо на освещенную и затененную половины. В результате лицо кажется значительно более узким, но теневая сторона выглядит шире, чем освещенная. Этого можно избежать, если задний план сделать очень темным.
Имейте в виду, при таком освещении глаза освещены слабо, а нос удлиняется. Волосы отбрасывают тень на лоб. Начинает все более выделиться структура кожи по направлению к границе раздела света и тени на освещенной стороне.

Освещение сверху

При подсветке сверху источник находится прямо над головой и чуть впереди модели. Нос отбрасывает четкую тень вертикально вниз на губу, глаза оттеняются бровями и лбом, на который в свою очередь падает тень от волос. Четко выявляются скулы. Такая схема может дать хорошие результаты с некоторыми типами лица.

Прямое освещение снизу

При подсветке снизу от источника, расположенного перед моделью на уровне пола, картина производит драматическое и призрачное впечатление. Этот тип освещения никогда не является естественным, если только снимающийся не лежит. Театральное освещение с нижних точек обеспечивает такой же эффект.

Контровое освещение

При подсветке сзади, а именно при расположении источника света точно позади модели и скрытого за ее головой, создается силуэтное изображение. Поток света образует светящийся нимб или ореол на волосах и плечах. Форма позволяет безошибочно узнать портрет, но на лице не будет проработано ни одной детали.

Контровой свет называют еще контурным и акцентирующим. Он выявляет форму всего объекта фотосъемки или какой-либо его части, а также «отрывает» объект от фона. Чтобы получить линию светового контура, источник контрового освещения располагается сзади объекта на близком расстоянии от него. Регулировать толщину линии светового контура на фотографии можно, увеличивая или уменьшая интенсивность контрового освещения.

Освещение под углом 45 градусов с использованием рассеивающего зонтика

Смягченное освещение под углом 45 градусов обычно считается наилучшим для обычной съемки портретов. Чтобы создать такой свет, используют софт-боксы и светоотражающие панели, лайт-панели, лайт-диски.

Боковое освещение профиля

Перпендикулярное по отношению к фотоаппарату освещение используется для съемки в полный профиль; при этом освещение может быть прямым или рассеянным. Это определяет резкость лепки контура лица. Глаза получаются полностью освещенными. Чтобы избежать легкой тени со стороны носа, источник света должен быть расположен немного ближе к модели, чем камера. Можно добавить заполняющий свет или освещение волос, чтобы ослабить тень позади головы.

Какие можно использовать способы смягчения света?

- Рассеивание. Просвечивающий предмет, а именно зонт, софтбокс, октабокс или рассеиватель необходимо поместить между объектом съемки и источником света.

- Отражение. Расположите объект съемки таким образом, чтобы на него попадал только отраженный свет. Именно для этого фотографы, снимая в помещение, направляют вспышку в потолок. Необходимо учитывать, что при смягчении света путем рассеивания или отражения значительная часть его теряется, и освещенность объекта съемки снизится, вследствие чего необходимо вносить корректировку в параметры съемки (увеличивать мощность источника света или увеличивать выдержку, открывать диафрагму, повышать ISO).

Какими особенностями обладает мягкий свет? В противоположность жесткому, он хорошо скрывает изъяны и дефекты снимаемой поверхности, делает кожу модели более привлекательной, а границу перехода между теневым и светлым участком незаметней.
Конечно же, освещение несколькими источниками производит куда более интересное впечатление, но об этом мы поговорим в одной из следующих тем. Поэтому, если вы хотите следить за нашими публикациями, то не забывайте подписаться на наш ЖЖ.

При подготовке статьи использовались материалы книги Девида Килпатрика «Свет и освещение». Благодарим за предоставленные иллюстрации