Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Освещение для портрета. Положительные стороны материала. Что же такое «блик»

Главной задачей студийного освещения является имитация естественного света. В первых фотографических павильонах до тех пор, пока не было изобретено искусственное освещение, использовался естественный свет. Вот так выглядели первые павильоны.

Студии обычно располагались на чердаках домов, как как для съемки нужно было много солнечного света. В крыше делались широкие окна и через них поступал свет. Если шел дождь или была пасмурная погода, съемку переносили.

Первые студии работали с контрастным, жестким освещением, но с развитием технологий студии начали устраивать с окнами на север для того, чтобы избежать прямых солнечных лучей. Фотограф имел возможность открывать окна или закрывать их матовым стеклом или занавесками. Для подсветки использовались отражатели из отполированных медных листов.

На рисунке вы видите классическую световую схему, которую до сих пор используют все фотографы в мире. Свет идет сверху и сбоку из окон, свет мягкий и его можно сравнить с освещением большим софтбоксом. С помощью отражателей подсвечивается теневая сторона модели, а отражатель над головой модели дает контурную подсветку волос и позволяет «отделить» фигуру от фона. Это и есть классическая схема освещения. Ее часто называют рембрандтовской, поскольку в такой манере художник писал свои портреты.

Как сегодня ставят искусственный свет в студиях.

Рисующий свет - основной световой поток, формирующий светотональный или светотеневой рисунок. Самый мощный источник света.

Рисующий свет может быть жесткий или мягкий. Если свет жесткий - тени будут резкие и контрастные. Для жесткого света используют рефлекторы небольшого размера и портретные тарелки с серебристой поверхностью. Для мягкого света нужен софтбокс или рассеивающие насадки на рефлектор или тарелку. Нельзя забывать, чем дальше от модели вы находится источник света, тем жестче будет свет.

Варианты расположения источника рисующего света:

  • Фронтальный
  • Переднедиагональный
  • Боковой
  • Заднедиагональный
  • Контровый


Вот так будет выглядеть светотеневой рисунок при разных вариантах освещения:


фронтальное освещение


передне-диагональное освещение (рисующий свет слева)


боковое освещение (рисующий свет слева)


задне-диагональное освещение (рисующий свет слева)

контровый свет

В классической схеме рисующий свет обычно располагают в переднедиагональном положении, под углом приблизительно 45 градусов относительно линии камера - модель.

Источник света ставится немного выше головы модели. Если поставить его слишком высоко, то тени будут ползти вниз, вы получите тени под глазами и длинную тень от носа. Если слишком низко - тени поползут вверх и лицо будет вылядеть широким и жутковатым.

Вот варианты верхнего и нижнего света, как пример распределения теней.


верхний свет


нижний свет

Мощность рисующего света должна быть примерно на 1-1,5 ступени ярче, чем другие источники. Для того, чтобы получит гармоничный свет, нужно уметь согласовывать действие всех осветительных приборов.

Заполняющий свет - источник рассеянного света, играющий в светотеневом освещении вспомогательную, а в светотональном основную роль. Цель - подсветка теней и смягчение светотеневого рисунка. При светотеневом освещении он уменьшает контраст изображения и дать возможность воспроизведения формы и фактуры в тенях. Не должен быть заметен, как самостоятельный световой поток.

Для заполняющего света обычно используют софтбокс или светоотражающую панель, на которую направлен источник заполняющего света. Заполняющий свет обычно ставят за камерой, фронтально или переднедиагонально.

Вот так будет меняться заполнение теней в зависимости от силы источника заполняющего света.

слабое заполнение теней

среднее заполнение теней

сильное заполнение теней

Моделирующий свет - узконаправленный, не очень интенсивный поток света, который предназначен для подчеркивания формы и фактуры в тенях (фактура волос, одежды, линия шеи, плеча и пр.). Он также необходим для отделения модели от фона.

Обычно этот источник устанавливается в заднедиагональном, иногда в контровом направлении.

Применяются светоформирующие насадки для получения узкого светового пятна: тубус (Snoot), рефлекторы со шторками (Barn Doors), иногда стрипбоксы.

Яркость световой модуляций по теням не должна превышать яркость светов, образованных источником рисующего света.

Фоновый свет - источник света, предназначенный для освещения фона.

Задача фонового света — отделить модель от фона, придать снимку объем и показать перспективу. Обычно используются насадки для фонового света - стандартные рефлекторы (иногда со шторками), тубус, ковш. Фон можно сделать цветным с помощью фильтров. Для фотонового рисунка можно применить габо, дающие какой-то рисунок (окно, листья, пятна и пр.). Габо можно сделать самим или использовать какие-по подручные средства (корзины, другие предметы с дырками). Если фон не равномерно освещен, создается дополнительное ощущение пространства. То есть, абстрактный фон освещают неравномерно, создавая тем самым иллюзию воздушной перспективы, где светлое воспринимается, как отдаленное, а темное, как приближенное.

Фоновой источник света согласовывается по возможности с направлением источника рисующего света.

Вот так будет выглядеть портрет с одним, двумя, тремя и четырьмя источниками света:

один источник света (рисующий)

два источника света (рисующий и заполняющий)

три источника света (рисующий, заполняющий и фоновый)

четыре источника света (рисующий, заполняющий, фоновый и моделирующий по волосам)

Вот так выглядит классическая схема с четырьмя источниками:

Обычно рекомендуется сначала включать источник фонового света. Затем включается рисующий свет. Как выше описывалось, характер светотени будет зависеть от интенсивности источника рисующего света, его расстоянии до модели, высоты установки и от направления источника света. Затем в зависимости от художественной задачи выставляется источник заполняющего света (сильное или слабое заполнение теней). И в самом конце источник моделирующего света.

Вариантов последовательности включения источников света много. Главное помнить, что вы снимаете потрет и человек должен быть в конечном итоге похож сам на себя.

Приветствую тебя, дорогой читатель! Сегодня я расскажу тебе о том, о чем ты давно мечтал узнать, но видимо, боялся спросить:)
Это пост о том, как сделать качественный, интересный студийный портрет, имея в распоряжении всего два источника света, белые зонты на просвет, портретную тарелку, белый и черный бумажные фоны, портретный отражатель.

Предвидя твою эйфорию, спешу предупредить – здесь нет описания некоего “универсально-волшебного” способа постановки студийного света, который сразу позволит тебе делать фотографии на уровне “великих отцов” вроде Хельмута Ньютона или Ля Шапелля.
Зато этот материал существенно расширит область применения порядком поднадоевших тебе студийных вспышек и будет хорошим стимулом к самосовершенствованию.

Почему всего два источника? Во-первых, количество не всегда равняется качеству, хоть я и люблю говорить во время съемки в студии фразу: “света много не бывает”. Во-вторых, научившись виртуозно обращаться с двумя источниками, вы с легкостью сможете перейти к съемке с тремя и более источниками света. В третьих, два источника света в студии – базовый минимум, он же зачастую и максимум. Смею предположить, что наш читатель наверняка уже оборудовал свою маленькую уютную фотостудию дома, либо задумывается над этим. Так вот, для домашней студии с небольшой площадью и, возможно, ограниченным бюджетом, вполне достаточно двух источников света.

Все эти схемы я использую в студийной работе, и они неоднократно были разобраны на составляющие на с моими учениками.

Схема первая.

Используя один источник света (моноблок + рефлектор “тарелка”) и белый бумажный фон, мы создали жесткий рисунок света и тени, с четкими переходами между ними. Модель стоит вплотную к фону, чтобы источник света, расположенный фронтально, создавал короткую, плотную тень на белом фоне. Высота расположения моноблока может варьироваться в зависимости от поставленной задачи – чем выше моноблок относительно модели, тем длиннее будет тень. В идеале нужна стойка типа “журавль”, это позволит расположить моноблок строго напротив модели и ничего не будет мешать съемке, как это может быть в случае использования обычной стойки.

Схема вторая.

Используя один источник света (моноблок + белый зонт “на просвет”) и черный бумажный фон, мы сделали портрет, где лицо модели освещено только с одной стороны. Такая схема света добавит глубины и выразительности портрету, хотя ее специфика в том, что подойдет она не любой модели. В данном случае модель располагается на некотором удалении от фона. Обычно моноблок располагается на уровне головы модели.

Схема третья.

Используя два источника света (моноблоки + белые зонты “на просвет”) и белый бумажный фон, мы располагаем их по диагонали относительно модели. Основной источник света расположен слева (см. схему) и работает как “рисующий”, создавая мягкий свето-теневой рисунок. Дополнительный источник расположен справа за моделью (см. схему) и направлен на фон позади модели. Таким образом, дополнительный источник света работает одновременно как заполняющий”, устраняя провалы в тенях справа от модели, и как “контровой”, добавляя портрету “объем”. Обратите внимание, что в данном случае модель располагается не параллельно относительно фона, а в “три четверти”. Высота расположения основоного источника света может варьироваться, обычно на уровне лица либо чуть выше. Дополнительный источник света можно расположить чуть ниже, на уровне плеч модели, чтобы более равномерно распределить свет на белом фоне. Этот снимок был сделан сквозь мокрое стекло.

Схема четвертая.

В этой схеме мы использовали два источника света (моноблоки + белые зонты “на просвет”) и белый бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа относительно модели, каждый источник светит примерно под углом в 45 градусов (см. схему). В данном случае оба источника “работают” на заполнение сцены, создавая очень мягкий свето-теневой рисунок. Глубокие тени на лице модели с такой схемой отсутствуют. Высота расположения источников света может варьироваться. Обычно они располагаются на уровне глаз модели, либо чуть выше. При такой схеме белый фон за счет “недосвеченности” приобретает оттенок серого. Можно использовать этот эффект, либо скадрировать портрет так, чтобы фона не было видно.
Кстати, при съемке портретов в стиле “beauty” мы часто используем портретный отражатель. И этот снимок наглядно демонстрирует преимущество использования этого фото-аксессуара. При съемке в студии он очень полезен – с его помощью можно более равномерно распределить свет по лицу, сделать переходы в тенях на шее и нижней части лица модели максимально мягкими. Здесь был использован маленький отражатель (на схеме не указан), диаметр-32 дюйма, рабочая поверхность – “серебро”, расположение – по центру, на уровне груди модели.

Схема пятая.

В этой схеме мы использовали два источника света (моноблоки + белые зонты “на просвет”) и черный бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа, по диагонали относительно модели. Главный источник установлен слева от модели, это наш “рисующий” свет, он образует на правой части лица модели световой треугольник (см. фото). Эту схему часто так и называют – “треугольник”. Второй источник света расположен в данном случае справа, он создает “контровой” свет, подсвечивая волосы и фигуру модели, добавляет портрету объем. Легкая “засветка” фона изменяет чисто черный цвет на градации темно-серого. В данном случае это скорее преимущество, ведь серый – более легкий, нейтральный.

Схема шестая.

Здесь нами было использовано два источника света (моноблоки + белые зонты “на просвет”) и белый бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа относительно модели, каждый источник светит примерно под углом в 90 градусов (см. схему). В данном случае оба источника “работают” на заполнение, создавая мягкий свето-теневой рисунок слева и справа, при этом по центру лица модели мы получаем зону с глубокими тенями. Такая схема света добавит выразительности портрету, хотя подойдет и не каждому. Белый фон в этом случае приобретает оттенки серого.

Схема седьмая.

В этой схеме мы использовали два источника света (моноблоки + один белый зонт “на просвет”) и черный бумажный фон. Устанавливаются оба источника слева и справа, по диагонали относительно модели (см. схему). Главный источник установлен почти фронтально относительно модели, это наш “заполняющий” свет, он образует практически равномерную освещенность сцены по всей ее площади. Второй источник света расположен справа и сзади, он создает “контровой” свет, подсвечивая фигуру модели, добавляет жесткости в общем световом ключе, благодаря ему появляется объем. В качестве рассеивателя применяется “чашка”, идущая в комплекте с моноблоком. С ее помощью можно делать очень жесткие свето-теневые переходы, практически без градаций. Заметьте, что “контровой” источник был установлен еще для одной цели – эффектного “прорисовывания” мелких водяных брызг.

Схема восьмая.


В этой схеме мы использовали два источника света (моноблоки + белые зонты “на просвет”) и белый бумажный фон. Устанавливаются оба источника позади модели, слева и справа и направляются на белый фон под углом около 45 градусов (см. схему). В данном случае оба источника “работают” на создание мягкого силуэтного портрета. За счет использования белого фона и “заполняющего”, рассеянного света получается легкая засветка модели. Мелкие детали скрываются в тени, однако общие очертания лица вполне узнаваемы. При желании можно применить легкую цветовую тонировку фона, в данном случае мы использовали розовый, чтобы снимок был более нежным, теплым и чувственным.

Схема девятая.

Используя два источника света (моноблок + рефлектор “тарелка” и моноблок + стандартная чашка) и белый бумажный фон, мы располагаем их так, как указано на схеме. “Тарелку” ставим фронтально, немного выше уровня глаз модели. В итоге получаем т.н. “бабочку” – для этой схемы света характерной особенностью является тень от носа модели в форме бабочки. Эта схема также носит название “голливудский портрет” – многие портреты в киноиндустрии сняты таким образом. Кстати, чем выше будет расположен рефлектор, тем длиннее будет тень от носа, здесь размеры тени минимальны, классическая схема предполагает чуть более длинную тень. Модель на фото стоит на расстоянии около метра от фона, тень от фигуры падает на фон, тем самым делая кадр более “плотным”. Это совсем не обязательное условие, особенно, если делать съемку лицевого портрета.
В идеале нужна стойка типа “журавль”, это позволит расположить моноблок строго напротив модели и ничего не будет мешать съемке, как это может быть в случае использования обычной стойки. Дополнительный источник света был расположен сразу за моделью, на уровне плеч, создавая “контровое” освещение. Так мы получили “прорисовывание” фактуры волос и добавили объема снимку.

Схема десятая.

Эта схема – скорее бонус, так как она очень похожа на четвертую, здесь практически такое же расположение моноблоков, также использованы белые зонты и белый бумажный фон (см. схему). Однако, существенным отличием этой схемы от предыдущих является отсутствие импульсного света – этот портрет был снят исключительно с пилотным светом. За счет гораздо меньшей мощности света можно сделать портрет с максимально короткой глубиной резкости.

Количество световых схем, которые используются при съемке портрета в студии, не ограничиваются десятью вариантами и уж конечно не стоит упираться в два источника света. Эти схемы я демонстрирую в качестве наглядных примеров, чтобы показать:
1. Все гениальное – просто.
2. Этот материал значительно облегчит жизнь тем из вас, кто только собирается сделать первый шаг к съемке в студии.
3. Эти десять схем – лишь вершина айсберга:) Мне есть что сказать, показать, и чему научить.
_________________________________________________________________________________________________________________________

Я преподаю фотомастерство – индивидуально и в небольших группах.
Можно выбрать курс по интересующему вас направлению или составить индивидуальный план занятий.
Собственная методическая база учебных материалов.

По вопросам проведения занятий в Киеве обращайтесь по телефону: 097 769 73 93

Если вы находитесь не в Киеве – для вас могу предложить .

P.S.: Хочу поблагодарить свою жену Марию за помощь при подготовке этой статьи к публикации (подбор фото и составление иллюстраций к световым схемам).

Первым делом нужно выяснить, чего вы хотите достичь в своем снимке. Это важно, потому что только так вы сможете определить, какие методы необходимо использовать для того, чтобы получить задуманные кадры. Попробуйте собрать несколько примеров изображений, которым вы хотели бы подражать. А затем уделите некоторое время на их рассмотрение и изучите характер освещения.

Обратите внимание естественный это свет или студийный. Если второе, то в каком количестве и под каким углом по отношению к объекту его использовали? Такой анализ поможет вам определить то, что необходимо для вашей собственной работы и даст гораздо больше шансов на получение желаемого результата.


Естественный свет

Использование дневного света может быть очень хорошим вариантом для достижения более тонкого, четкого и естественного вида ваших портретов. Многие профессиональные фотографы любят использовать свет из окна для портретной съемки. Прибегая к этому методу, вы можете контролировать количество света с помощью жалюзи или шторы, а также изменять дальность и угол наклона в зависимости от конфигурации окна.

При работе на открытом воздухе, вы должны быть внимательны, чтобы правильно выбрать время суток для съемки. Предпочтительно избегать периодов, когда солнце находится высоко в небе. Тогда свет работает слишком ярко и резко. Лучше выберите время с утра пораньше или поздно вечером, когда свет утратит яркость и станет теплее. Это позволит вам избежать чрезмерного воздействия и сильных контрастов.

В случае необходимости, при работе с естественным светом можно использовать отражатель прямого света. Это позволит вам избежать тени на лице, так как вы можете направлять на него свет, отраженный из угла.


Студийный свет

Использование студийного освещения не должно быть сложной наукой. Для некоторых фотографов, которые всегда снимали при дневном свете, это может показаться сложной перспективой. Но следует отметить, что использование студийных установок для освещения дает очень много преимуществ. Поэтому желательно уделить некоторое время на ознакомление с премудростями искусственного света. Оно того стоит.

Основным преимуществом студийного освещения является то, что вы можете управлять светом, его силой и углом, под которым он направлен к вашему объекту. Это открывает море творческих возможностей, которые не доступны при использовании естественного света.

Для начала, можно взять один источник постоянного искусственного света. Поэкспериментируйте с его размещением по отношению к объекту съемки и посмотрите, как это повлияет на ваши снимки. Вы все равно сможете добиться довольно естественно выглядящих кадров, так как у вас всего один источник света, так же как и при солнечном свете. Только теперь у вас больше контроля и в этом очевидное преимущество.


Углы света

Как только ваш объекты успешно расположится, вы можете перейти к использованию передвижного света для того, чтобы получить желаемое освещение. Переносите его вокруг. Таким образом, вы активно управляете углом и количеством света проливаемого на объект.

Вы обнаружите, что, казалось бы, незначительные перемены приводят к существенным изменениям в снимке. Поэтому не начинайте с резких передвижений. Просто экспериментируйте, настраивая свет и делая пробные снимки. При этом объект съемки остается статичен. Двигается лишь освещение.


Несколько источников искусственного света

Как только вы почувствуете, что можете управлять одной студийной установкой, задумайтесь об использовании несколько более сложного набора, в который входят две лампы или еще больше. Здесь действительно много возможностей для расположения огней и все зависит от вашего воображения и от того, чего вы хотите достичь.


Тона

При портретной съемке, вы стремитесь к тому, чтобы изобразить объект в лучшем виде. Это означает, что вы стремитесь объединить основные черты и характер человека в одном кадре, что требует много навыков и, возможно, немного удачи.

Тем не менее, чтобы помочь себе, убедитесь, что вы не используете слишком много света, избыток которого делает лицо плоским. Важно иметь различные тона, продиктованные особенностями лица. Из-за переизбытка света вполне может исчезнуть характерная черта, и вы потеряете естественный интерес и глубину кадра.


Хорошие и плохие тени

При использовании мощных источников света легко может возникнуть отбрасывание теней на стенах и потолках. Это не всегда плохо. Вы можете делать это намеренно, чтобы использовать в кадре. Но они также могут добавлять излишнюю мрачность и угрюмость вашему снимку. Как правило, если вы не планируете тени, то их случайное появление будет не лучшим образом работать в кадре. Поэтому просто убедитесь в том, что вы их не создаете.


Ракурс камеры

После того как ваш объект занял выгодное положение, даже если смотреть на него действительно приятно, важно, чтобы вы не зацикливались на достигнутом. Изменяя угол освещения, не забудьте об использовании также различных ракурсов. Некоторые фотографы предпочитают использовать штатив, что абсолютно нормально, но если вы используете студийный свет, то имеете доступ к достаточно сильному освещению для того, чтобы снимать с рук. Съемка сверху, снизу, сбоку или над головой – все это будет изображать объект совершенно по-другому. Так что не бойтесь бродить вокруг него, чтобы выяснить, какие ракурсы лучше подходят для конкретной фотосессии.


Контакт с глазами

Одно из золотых правил портретной фотографии состоит в том, чтобы убедиться, что у вас есть контакт глазами или, по крайней мере, с одним глазом субъекта. Конечно, случаются очень удачные исключения из правил, но это скорее везение. А для того, чтобы создать сильную связь зрителя с объектом, вы должны убедиться, что в кадре виден хотя бы один глаз фотографируемого.

Роль освещения в портрете сложно переоценить. Выразительность и правдивость фотопортрета зависит не только от его композиции, но и в значительной степени от рисунка, создаваемого светом и тенью на лице и фигуре человека.

Обратите внимание на портреты в фотоальбомах и журналах. На то, как освещены люди на них. Я думаю, что многие из вас первым делом отметят, насколько объемными выглядят эти картинки. Именно в этом состоит основная задача портретного освещения - показать объем пространства и объекта съемки на двухмерном изображении, создать для нашего взгляда «эффект 3D». Кроме того, освещение помогает придать настроение фотографии. Например, снимая портрет в так называемом «низком ключе», то есть с преобладанием темных оттенков, мы придаем ему драматичности, отчасти загадочности и таинственности:

Но функциональное назначение освещения всё же первично - показать округлость черт посредством очерчивания лица и фигуры человека. Кроме того, хорошее освещение дает возможность показать фактуру кожи. В конце концов, хорошее освещение идеализирует наш портрет, позволяя ему притягивать внимание зрителя.

Свет и тень. Понятие рисующего света

Рисующий свет является основой освещения портрета. Это свет, создающий главный светотеневой рисунок на лице и фигуре человека. Именно рисующий свет определяет объемность портрета. Источники рисующего света могут быть как естественными (солнце), так и искусственными (лампы постоянного света, вспышки). Положение рисующего источника света крайне важно при съемке портрета. Его должно быть ровно столько, сколько надо, и именно там, где надо.

Вторая по значимости характеристика света в портрете - объём и характер теней. Фотограф должен понимать, что чем больше теней в портрете, чем больше скрыты мелкие детали, тем драматичнее он выглядит. Мы можем при съемке оценивать качество падающих теней и дозировать их для получения необходимого результата. Например, в следующем портрете тень очень хорошо подчеркивает фигуру молодого человека, позволяя акцентировать внимание не только на его лице, но и мускулах:

Жесткий и мягкий свет

Перед тем как перейти к главному вопросу урока - «Как сделать хороший портрет в помещении?», давайте рассмотрим еще два понятия. Эти понятия - жесткий и мягкий (или рассеянный) свет.

Жёсткий свет порождается источником света, чья мощность значительно превосходит мощность всех остальных источников света, и чьи лучи падают на объект съемки практически параллельно друг другу. В качестве примера такого источника можно привести солнце, открыто горящую лампочку, свет от автомобильных фар, прожекторов. Поскольку мощность источника жесткого света доминирует над остальными, на фото мы получаем резкие, контрастные тени.


Жесткий свет очень фактурен и позволяет выявлять детали. За светотеневым рисунком в случае жесткого света нужно крайне внимательно следить - неправильно упавшие тени или пересветы могут легко «убить» хороший кадр.

Мягкий свет - полная противоположность жесткому. Он, наоборот, склонен скрывать детали и смягчать светотеневой рисунок. Если вы хотите сгладить неровности кожи, то мягкий свет - лучший способ для этого. В качестве примера рассеянного освещения можно привести облачное небо, свет лампочки через плафон, свет от окна, проходящий через занавеску.

Источники постоянного света при съемке в помещении

Давайте-ка оглядимся дома и посмотрим, какие источники света мы можем отметить в первую очередь. Наверняка многие сразу назовут окно. Действительно, это самый большой источник света в нашей квартире (в светлое время суток, разумеется). Также у каждого из нас в квартире можно найти массу различных осветительных приборов - люстры, бра, точечные светильники, торшеры, лампы для подсветки картин. На корпоративном мероприятии, в клубе или ресторане в помещении может использоваться свет софитов или специальных ламп.

Очевидно, нам пока что есть, на что обратить внимание, и не прибегая к помощи вспышки. Поэтому давайте разберем особенности перечисленных источников более детально.

Свет от окна

Естественный свет от окна - источник света, давно снискавший славу у многих фотографов. Как известно, великий Рембрандт очень любил использовать оконный свет при создании своих работ. Самое время почувствовать себя Рембрандтом!

Использование прямого света от окна не всегда оправдано. В первую очередь за счет того, что если вы поставите модель при таком свете возле окна, то получите очень сильный перепад яркостей и в результате ненужные пересветы и провалы в тенях. Чтобы этого избежать, нужно добиться более мягкого освещения.

Если за окном пасмурная погода, небо затянуто тучами, то думать не о чем - рассеянный свет уже есть, остается только снимать.

Но если на небе яркое солнце, то стоит смягчить его, чтобы портрет не был испорчен. Можно это сделать, завесив окно тюлем или, к примеру, белой простыней. Таким образом, вы превратите окно в подобие студийного софтбокса.

Еще один вариант смягчения резких теней - использование специального отражателя (серебристого или золотого).

Проведем небольшой эксперимент. Поставьте модель перпендикулярно окну. Вы видите, что одна сторона освещена, а вторая уходит в глубокую тень. Попробуйте к затененной стороне лица модели поднести лист плотной белой бумаги, и вы увидите как тень станет светлее. Таким же образом работает и отражатель, высветляя тени. Причем вы можете выбрать цвет отражателя - например, серебристый сохранит более естественные цвета кожи, а золотистый придаст им теплоты. При работе с отражателями вам будет сложно справиться в одиночку, поэтому зачастую может понадобиться помощник, который сможет его подержать на нужном расстоянии.

Какую точку съемки нам выбрать при съемке? Здесь все зависит от того, какого результата необходимо достичь. Если необходим боковой свет - располагайте модель боком к окну. Если нужен фронтальный - располагайте модель напротив окна.

Многие любят снимать эффектный силуэт в контровом свете от окна - для этого необходимо выстроить экспозицию по освещенности окна. Если же вы хотите снять портрет напротив окна, то вам, возможно, придётся воспользоваться накамерной вспышкой, чтобы высветлить фигуру человека или, как вариант, ввести коррекцию экспозиции в положительную сторону.

Очень эффектно расположение человек под углом 45 градусов к окну - так вы получите очень объемное освещение. Фотокамера размещается, как можно ближе к окну и обращена объективом внутрь комнаты.

Полезно знать!

  • Если в кадр попадает элемент интерьера, следите за его презентабельностью. Если к интерьеру есть неустранимые претензии, то старайтесь больше работать с крупными планами;
  • Чем больше человек смещает от центра к краю окна, тем падающий на него свет становится мягче;
  • Следите за гистограммой яркости в вашем фотоаппарате, особенно если вам кажется, что лицо пересвечено. Помните, что лучше недосветить кожу, так как убирать пересветы гораздо сложнее, а порой просто невозможно;
  • Блики в глазах - важная часть портрета, которая придает ему жизни. Пустые, черные глаза не остановят надолго ваш взгляд на портрете, поэтому постоянно обращайте внимание, чтобы в глазах отражался свет.

Комнатное освещение

У нас в квартире может быть много разных светильников - люстры, бра, торшеры. И было бы неразумно не попробовать использовать их возможности. Первое, на что стоит обратить внимание - это на цветовую температуру таких источников. Многие из них, как, например, обычные лампочки накаливания, имеют теплый свет, поэтому перед тем, как начать съемку, стоит выставить баланс белого на вашей камере в соответствии с имеющимся освещением. Впрочем, если вы снимаете в формате RAW, баланс можно также подправить и при конвертации в специальном редакторе.

Как правило, комнатные светильники не очень яркие, поэтому для получения резких снимков могут понадобятся более долгие выдержки, и, соответственно, штатив для уменьшения вибрации камеры. Очень большим плюсом будет наличие у вас светосильной оптики (хотя наличие такой оптики - априори плюс при съемке портрета). В противном случае придется снимать на больших числах ISO, а в этих случаях существует большой риск появления цифрового шума на снимке.

Ниже я привел пару примеров снимков, которые можно сделать при помощи комнатного освещения. В первом случае роль рисующего света играют лампочки освещения на стене, они матовые, поэтому свет получается не очень жесткий. Во втором примере я использовал эти же лампочки, чтобы создать контровое освещение, а также добавил света от ламп в комнате.


Каким заставить свет падать правильно?

Крайне важно понимать, в каком положении тот или иной источник дает наиболее интересный свет на лице. Наверняка многие из вас в детстве пугали бабушек, родителей, друзей и подруг, подсвечивая фонариком себе лицо снизу. Действительно, такой свет (как многие его называют - «хичкоковский» - по аналогии с фильмами известного мастера триллеров) выглядит страшновато, поэтому таким образом мы светим в случае необходимости передать подобный эффект.

Про свет «в лоб» мы уже вскользь упоминали - при таком свете на выходе вы получите достаточно плоскую картинку. Нам же нужно добиться объема!

Наиболее правильное расположение источника света - чуть выше головы модели. Попробуйте взять обычный фонарик и использовать кого-нибудь из друзей в качестве «подопытного». Как только вы начнете светить фонариком чуть выше лица и направите свет под углом приблизительно 45 градусов к нему, то увидите, как лицо станет «прорисовываться»: появятся тени под носом, глазами, нижней губой, подбородком. Если у человека выраженные скулы, то они также будут подчеркнуты тенями.

Сразу же может возникнуть еще один вопрос -

Как следить за тенями?

Если поставить человека под свет, падающий вертикально сверху, то ваш взгляд мгновенно обратит внимание на сильные тени под носом, глазами и подбородком.

Тень от носа - первое, на что мы обращаем внимание. В идеале она должна занимать максимум 2/3 области между носом и верхней губой, не касаясь последней. Особенно важно за этим наблюдать, когда вы снимаете человека с массивным или очень длинным носом. Если нет возможности поставить источник пониже (например, в случае с люстрой или торшером), можно попросить человека приподнять подбородок. Тогда длина тени под носом станет меньше.

Если свет держать над моделью, но повернуть также под углом к лицу, то тень от носа начнет сползать на щеку. За этим тоже нужно следить, чтобы мы с вами не получили длинного «носа Буратино». Если свет падает на модель сбоку, то тень от носа должна быть либо не очень выражена, либо падать таким образом, чтобы сливаться с тенью на щеке. В результате под глазом получится классический треугольник.

Падающий сверху свет создает тень от надбровных дуг на глазах. Мы с вами помним, насколько важны глаза в портрете, поэтому не стоит перебарщивать с тенями. Как правило, тень от надбровных дуг должна максимум покрывать веки и немного верхней области глаз. Если же ваши глаза целиком провалятся в тень, то мы с вами получим портрет не человека, а мишки-панды.

Использование накамерной вспышки

Если вы хотите избежать цифрового шума на фотографии и обойтись без использования штатива, то в таком случае накамерная вспышка становится настоящим спасением при недостаточном освещении. Поворотный механизм головки вспышки позволяет добиваться различных светотеневых рисунков. Об этом может свидетельствовать проведенный мной наглядный эксперимент.

На первой фотографии я направил накамерную вспышку «в лоб», в результате чего получилась низкоконтрастная, белесая картинка с жесткой тенью на стене и без всякого рисунка на лице модели.

Вторая фотография выглядит интереснее - я повернул головку вспышки в сторону стены слева и сделал снимок. Как мы видим, здесь получился объем за счет светотеневого рисунка, образованного перепадом яркостей. Стали интереснее выглядеть черты лица, тень красиво обрисовала мускулы на руках юноши.

Последний снимок был сделан при помощи вспышки в потолок. Этот результат также получился лучше изначального, но понравился мне меньше чем второй. В первую очередь это произошло из-за того, что потолок в помещении был достаточно темный и не смог в полной мере отразить свет от вспышки. Более того, цвет потолка был коричневатым, и свет, отразившись от него, подкрасил фотографию соответствующими оттенками.

Тем не менее, вы легко можете использовать свет от потолка при съемке портрета. Если свет падает вертикально, на портрете у модели получатся «глаза панды», такой эффект можно погасить, используя белый козырек на вспышке (например, во вспышке Canon Speedlite 580 EX он встроенный, в другом случае не составит труда сделать его самому из белого картона) или специальный рассеиватель. Часть света от вспышки будет уходить в потолок, а часть - отражаться на лице человека, что позволит подсветить ненужные тени.

С помощью накамерных вспышек можно добиться очень хороших результатов, как, например, на следующих фотографиях, которые я сделал на встрече ветеранов, посвященной Дню Победы:

Отраженный от потолка свет создал очень красивый рисунок на лицах. После придания необходимой фактуры в графическом редакторе я получил два очень драматичных портрета. При съемке я использовал длиннофокусный объектив, что позволило «выхватить» эти портреты, не привлекая внимания героев, а также максимально открыл диафрагму - до 2.8, что позволило размыть лишний фон и акцентировать все внимание на лицах.

Как правило, работая с накамерной вспышкой в помещениях, я не использую ее ручной режим (за исключением случаев, когда работаю со вспышкой дистанционно). Современная автоматика накамерных вспышек грамотно просчитывает экспозицию и дает в кадр столько света, сколько нужно. Если вам нужно дать больше или меньше света кадр, то в таком случае можно выставить мощность импульса вручную.

Творческий способ использования накамерной вспышки в помещении

Импульс при срабатывании останавливает движение в кадре. Если снимать при этом на длинной выдержке, то участки, не освещенные светом вспышки, будут размываться. То есть, происходит смешение импульсного и постоянного света. Этот творческий прием я нередко использую, чтобы показать движение в кадре, придать ему необходимую динамику.

В качестве примера приведу фотографии людей, танцующих на свадебном банкете. После того, как срабатывала вспышка, я начинал крутить камерой в разные стороны, качать ее, в общем, любыми средствами приводить в движение (бросать, конечно же, не рекомендую).

В результате движение героев замораживается, а неосвещенные участки сцены размываются. При этом, если в кадре есть источники постоянного света, они дадут причудливые линии, делающие кадр как минимум необычным. Кстати, этот способ называется «съемка с проводкой».

Есть еще один вариант. Ниже вы видите снимок, который я сделал в лимузине. На камере выставлена длительная выдержка. Во время срабатывания затвора я провернул кольцо зуммирования на объективе. Вспышка заморозила выражение лица главного героя, а постоянный свет от окна получился необычно лучистым.

Будьте осторожны при съемке со вспышкой при очень низком освещении, избегайте съемки «в лоб». В противном случае вы рискуете получить засвеченное глазное дно и, как результат, пресловутые красные глаза у ваших героев. В настоящее время существует много средств для устранения этой проблемы, но, согласитесь, гораздо проще перенаправить свет от вспышки, чем затем тратить свое время.

Немного о возможностях фотостудии

Фотостудия - это настоящий рай для фотографа. Лично я считаю студию настоящей кузницей экспериментов. Здесь вы можете смоделировать абсолютно любое освещение - жесткое, рассеянное; управлять мощностью источников и размерами и направлением световых потоков; экспериментировать со смешением импульсного и постоянного света, цветными фильтрами, специальными насадками, и даже выстраивать декорации. При желании можно приглашать на съемку профессиональных визажистов и стилистов, которые создадут для ваших моделей фантастические образы.


Лично я являюсь большим фанатом студии, и большинство моих образов я воплощаю именно здесь. Считаю, что фотограф, который хочет научиться снимать красивые портреты, рано или поздно все равно окажется в студии и почувствует, насколько большими возможностями она обладает.

Клубное освещение как пример использования естественного света

Мое увлечение фотографией началось со съемки концертов. Даже сейчас я иногда снимаю концертные репортажи, потому что именно в такой живой атмосфере рождаются эмоциональные, яркие портреты, которыми легко можно похвастаться и удивить друзей.

Как правило, при съемках мероприятий в хороших, больших клубах на концертах работают светотехники, настраивающие свет под каждую группу, танцевальный коллектив и пр. У многих известных артистов есть свои светотехники - они точно знают, в каком месте использовать фильтр нужного цвета, в каком - включить стробоскоп, а в каком - специально притушить. А поскольку свет на артистов направляется в большинстве случаев сверху, то мы с вами получаем прекрасный рисунок.

Именно естественный сценический свет является главной «фишкой» концертной фотографии. Лично я абсолютно не приемлю использование вспышек при съемке концертов, поскольку считаю, что они портят всю атмсоферу (и, кроме того, сильно мешают артистам). Для того, чтобы получились красивые, резкие фотографии при таком освещении, необходимо прибегать к использованию светосильных объективов. К примеру, я редко снимаю концерты на диафрагме уже, чем 2.8. Кроме того, при подобных съемках я использую высокие значения ISO - от 400 до 800, а выдержку варьирую в значениях от 1/80 до 1/200 (в зависимости от интенсивности освещения и фокусного расстояния объектива).

Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете? Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.

Сначала немного теории

Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:

  1. Блик;
  2. Свет;
  3. Полутень;
  4. Собственная тень;
  5. Рефлекс;
  6. Падающая тень.

На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.

  1. Бликом называется самая светлая часть, которая является отражением яркого света: лампы, солнца и т. д. Блик хорошо заметен на глянцевых (блестящих) поверхностях и практически не виден на матовых.
  2. Свет — как видно из названия, это освещённая часть предмета.
  3. Далее следует промежуточная область между светом и тенью — полутень .
  4. Собственная тень — это самая темная часть предмета.
  5. В конце перечисленных зон будет располагаться рефлекс . Слово «рефлекс» — происходит от лат. reflexus, что означает отражение. Т. е. в нашем случае рефлекс — это отраженный свет в теневой части предмета. Отражается он от всего, что окружает предмет с теневой стороны: от стола, потолка, стен, драпировок и т.п.. Область рефлекса всегда чуть светлее тени, но темнее полутени.
  6. Падающая тень — это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает, например, на плоскость стола или стены. Чем ближе тень к предмету, от которого она образуется, тем более темной она будет. Чем дальше от предмета — тем она светлее.

Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.

Форма границы между светом и тенью

Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.

Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.

На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму. Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти. В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.

Направленный и рассеянный свет

Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.

В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.

Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.

Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.

Заключение

Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.