Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Литературная игра-викторина «Кто умнее всех? Литературная игра-путешествие для старших дошкольников в библиотеке. Творчество Маршака

Интерактивные формы

Массовых мероприятий

Для молодежи

работе массовых библиотек

Краснодар

И73 Интерактивные формы массовых мероприятий для моло­дежи: метод. материал в помощь работе библиотек / ИМО ЦГБ им. Н. А. Некрасова; сост. М. А. Кузнецова. – Краснодар: МУК ЦБС города Краснодара, 2015. – 19 с.

© МУК ЦБС города Краснодара, 2015

Интерактивные формы массовых мероприятий для молодежи. 4

Интеллектуальные игры для молодежи. 5

Литературные дебаты.. 5

Брейн-ринг. 9

Игра-викторина «Хаос, или Ищи пару». 10

Эрудит-лото. 11

Анти-эрудит-лото. 11

Викторина «Веришь – не веришь, или Блеф-клуб». 12

Сценарий игры «Игры Разума». 12

Сценарий игры «Что? Где? Когда?». 20

Список использованной литературы.. 25

Интерактивные формы массовых мероприятий

Для молодежи

Методический материал в помощь

Работе массовых библиотек

Молодежь – особая группа читателей. Она является существен­ной и наиболее перспективной пользовательской категорией массовых библиотек и требует особого отношения к своим потребностям. Разнооб­разны и формы массовой работы с ней. Сотрудники библиотеки призваны сделать все возможное, чтобы она стала для юных читателей источником интересной и жизненно важной информации. При этом необходимо создать условия, располагающие молодежь к откровенному разговору. На смену догматическим методическим схемам должна прийти вдумчивая, увлекательная, творческая массовая работа, связан­ная с реальными запросами и интересами юных читателей.

Эффективность мероприятия в большой степени зависит от креа­тивного решения. Изобретательность будет уместна в любом фор­мате – будь то литературно-музыкальная гостиная, викторина или пол­номасштабная акция. Более действенны: интерактивные и диалоговые формы: при таком общении с читателями реакция видна сразу, и выводы можно сделать немедленно.

Сейчас идет смещение интереса в сторону нестандартных форм мероприятий и сценариев взаимодействия с пользователем. Но нельзя рассматривать формат проводимых акций в отрыве от задач, которые призвана решать библиотека. Нельзя проводить исключительно развлекательные игры и конкурсы, забывая о своей роли – рекламировать и популяризировать книгу и чтение.

Сегодня в работе с молодежью все чаще используются интерактивные формы и методы работы. Они обогащают традиционные, хорошо известные приемы, побуждают к активной мыслительной деятельности, развивают аналитическое мышление, дают простор для собственной инициативы.

Суть интерактивных форм работы заключается в обмене знания­ми, идеями, в совместной деятельности, которая предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, а также стимулирует развитие творческих навыков. Вызвать на разговор – очень сложная задача, особенно в молодежной аудитории. Но от того, насколько им будет интересно, зависит, придут ли они в библиотеку в следующий раз, раскроют ли дома книгу. Интерактивные формы общения приближают библиотеку к юным читателям, в какой-то степени делают ее «своей».

Цель нашего издания – познакомить библиотекарей с особенностями проведения литературных дебатов и интеллектуальных игровых форм в рамках массовых мероприятий, учитывая новые актуальные приемы и методы работы.

Надеемся, что предлагаемый методический материал будет интересен и полезен коллегам при составлении сценариев и проведении массовых мероприятий для молодежи.

Интеллектуальные игры для молодежи

Интеллектуальные игры в настоящее время очень популярны среди молодежи. Нет ни одного телевизионного канала или радиостан­ции, где не проводятся викторины и конкурсы для эрудитов. Библио­тека помимо создания условий общения читателя с книгой решает воп­росы организации досуга молодежи. Интеллектуальные игры могут в этом помочь. Приведем примеры некоторых из них.

Литературные дебаты

Литературные дебаты – это интеллектуальная игра, в которой две команды (утверждающая и отрицающая), обсуждая заданную тему, сформулированную в виде тезиса, выдвигают свои аргументы и контраргументы, пытаясь убедить жюри в своей правоте.

Спор, дискуссия, диалог, дебаты, обсуждение какого-либо во­проса на собрании, в печати, в беседе – одна из наиболее распространенных форм выяснения истины. Причин для дискуссий великое множество. Цель данного искусства – это формирование нового поколения молодых людей, способных критически мыслить и активно жить.

Выделяют несколько форм дебатов: текстовые, дебаты на основе литературоведческого анализа, литературно-критические дебаты, проб­лемные (ценностные) дебаты.

Текстовые дебаты рекомендуются на ранних этапах обучения игре. Аудитория делится на две группы. Каждая половина должна отстоять правильность или ложность сформулированного в теме утвер­ждения, используя только цитаты из изучаемого произведения.

· Онегин – лишний человек (по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин»);

· И один в поле воин, если он Чацкий! (по комедии А. С. Грибое­дова «Горе от ума»).

Урок в форме дебатов на основе литературоведческого анализа позволит продемонстрировать хорошую ориентацию учащихся в художественном тексте, умение самостоятельно анализировать отдель­ные сцены, сопоставлять образы, знание контекста эпохи, в которую было создано произведение. Пример: Татьяна Ларина – «вер­ный идеал» Пушкина. Цель – в ходе выступлений понять пушкинскую концепцию образа Татьяны.

Литературно-критические дебаты проводятся на основе ранее изу­ченных статей известных русских критиков. Участники защищают здесь точку зрения того или иного критика, их задача – отстоять ее в борьбе с оппонентами. Пример: Добролюбов прав в оценке характера Катерины (драма А. Н. Островского «Гроза»). Цель – учащиеся должны сопоставить понимание драмы Н. А. Добролюбовым с пози­цией Д. И. Писарева, сформулированной им в статье «Мотивы русской драмы». Возможен другой тип дебатов данного типа: сопоставление точки зрения критика с точкой зрения команды учащихся. Пример: «Обломов – последний в ряду лишних людей» (Добролюбов). Утвер­ждающая команда отстаивает мнение Добролюбова, а отрицающая опровергает его с помощью своих собственных доказательств.

В проблемных дебатах предполагается, что охватываемый объем материала не ограничивается каким-либо одним произведением. Участники дебатов должны привлечь все известные им источники, в которых поднимается заявленная в теме проблема. Примеры: «Ге­рой, не выдержавший испытание любовью, не состоятелен как лич­ность», «Что лучше: истина или сострадание? Горькая правда или сладкая ложь?» (М. Горький «На дне»). Цель – дать учащимся понимание того, что в русской литературе существуют вечные (сквоз­ные) темы, выработать навык аналитического мышления, упорядочить представления о различных этапах литературного процесса, продемонстрировать особенности авторского видения проблемы. Данный вид дебатов является самым сложным, ибо предполагает хорошее владение текстами достаточно большого количества источников, требует долговременной подготовки. Поэтому для учащихся проводятся дополнительные консультации, иногда допускается досрочный выбор позиции «за» и «против».

Основными условиями для проведения дебатов являются:

I. Выбор темы. Она должна быть, во-первых, актуальной, затрагивать значимые проблемы. Во-вторых, должна быть пригодной для вынесения на дебаты, формулироваться в виде утверждения и не давать преимуществ ни одной из сторон, т. е. чтобы сторона «за» и сторона «против» могли одинаково эффективно развивать свои аргу­менты.

Примеры тем:

· Изучение классических произведений необходимо сократить.

· «Двенадцать» А. Блока – оправдание революции.

· Базаровы нужны России.

· Н. В. Гоголь считает, что Чичиков – человек будущего.

· Роман «Обломов» – произведение устаревшее.

· Ф. М. Достоевский – «жестокий художник».

· Вся литература – только про любовь и про войну.

· Всякий ли футляр для человека вреден (полезен)? (По А. П. Чехову).

· Григорий Мелехов уступает князю Андрею Болконскому в нрав­ственных качествах.

· Женской поэзии не существует.

· Современная литература: засилье пошлости (новое слово).

· Чацкий – победитель или побежденный?

II. Утверждающая сторона. Спикеры утверждающей стороны пытаются убедить судей в правильности своих позиций.

III. Отрицающая сторона. Спикеры отрицающей стороны хотят доказать судьям, что позиция утверждающей стороны неверна или что интерпретация темы и аргументация своей позиции спикерами утверж­дающей стороны имеет недостатки.

IV. Аргументы. Каждая команда для доказательства своей позиции создает систему аргументации, т. е. совокупность доводов и фактов в защиту своей точки зрения, представленных в организованной форме. С помощью аргументации команда пытается убедить судью, что ее позиция по поводу темы наилучшая, т. е. правильная.

V. Свидетельства и доказательства.

VI. Вопросы (для разъяснения позиции и выявления потенциаль­ных позиций противника).

VII. Решение судей. У судьи есть три основные цели:

Обучать;

Поддерживать справедливое течение дебатов;

Сохранять позитивную рабочую атмосферу игры.

Дебаты проходят по заранее составленному сценарию. Сценарный план может быть следующим:

1. Вступительное слово ведущего.

2. Разминка (вопрос ведущего участникам и ответ на него экспромтом).

3. Выступление участников – заявление позиций.

4. Перекрестные вопросы, т. е. вопросы участников друг другу (время на подготовку ответа не дается).

5. Вопросы зрителей (время на подготовку ответа не дается).

6. Оппонирование, т. е. оспаривание аргументов оппонента.

7. Заключительное слово участников.

8. Объявление решения судей.

9. Заключительное слово ведущего.

Дебаты представляют собой не просто увлекательную игру, но и эффективное средство развития критического мышления учащихся, способствуют формированию навыков системного анализа, искусства ведения споров с разными оппонентами (аргументации и формулирования собственной позиции) – тех качеств, которые необходимы каждому человеку для плодотворной деятельности в условиях современного общества.

Брейн-ринг

Одновременно друг против друга играют две команды. Им задается вопрос, на обдумывание которого дается 30 секунд. Отвечает та ко­манда, которая первая подала сигнал. Другая получает право ответа только в случае неверной версии соперника, при этом у нее есть 20 секунд на обдумывание. Проблематика задаваемых вопросов разнообразна.

Например, тема Великой Отечественной войны . Задача – определить автора и название произведения:

· – Ну, что вы в самом деле! У меня мама – медицинский работник...

– Нету мамы. Война есть, немцы есть, я есть, старшина Васков. А мамы нету. Мамы у тех будут, кто войну переживет. Ясно говорю?

Ответ: Б. Васильев «А зори здесь тихие».

· Поначалу, когда что-то толкнуло Сашку и сразу вдруг ничего не стало видно, кроме неба, он ничего не понял. Только потом, ког­да вырвавшийся из рук котелок со звоном поскакал вдоль ручья, а левую руку в двух местах ожгло болью, до него дошло – ранило.

Ответ: В. Кондратьев «Сашка».

· Вот и все кончено. Напоследок он отыскал взглядом застыв­ший стебелек мальчишки в буденовке. Тот стоял, как и прежде, на пол­шага впереди других, с широко раскрытыми на бледном лице глазами. Полный боли и страха, его взгляд следовал за кем-то под висели­цей и вел так, все ближе и ближе к нему. Сотников не знал, кто там шел, но по лицу мальчишки понял все до конца.

Ответ: В. Быков «Сотников».

Тема здорового образа жизни:

· Назовите родину табака и имя европейца, впервые открыв­шего его.

Ответ: Америка, Христофор Колумб.

· Как зовут европейца, который первым начал культивировать табак в Европе и чьим назван один из ядовитых компонентов, содержащихся в табаке?

Ответ: Португалец Жан Нико, никотин.

· Назовите вредные вещества, входящие в состав табака.

Ответ: Около 600 токсичных веществ, среди них: никотин, аммиак, окись углерода; радиоактивные вещества: полоний, свинец, висмут, мышьяк; канцероген бензопирен.

· Докажите, что табак является наркотиком.

Ответ: Как от любого наркотического вещества от курения возникает зависи­мость, психологическая и физическая.

· Назовите преимущества отказа от курения. Какие альтернатив­ные занятия можно предложить вместо него?

Ответ: Сохранение здоровья, построение карьеры, возможность иметь здо­ровых детей, стать спортсменом. Общение с друзь­ями, хобби, спорт, творчество и др.

Игра-викторина «Хаос, или Ищи пару»

Делается подборка устойчивых словосочетаний (пары слов, идиомы, фразеологизмы, высказывания и так далее);

Подобранные словосочетания делятся на две части: начало выпи­сывается в один столбик, парные слова или концы идиом в произвольном порядке записыва­ются в другой (все элементы нумеруются);

К каждому началу фразы нужно найти собственную пару, устра­нив таким образом «хаос»;

Результаты поиска следует записать в виде пары номеров из первого и второго столбиков.

Ответы: 1-В, 2-Б, 3-А, 4-Г, 5-Д.

Эрудит-лото

На заданный вопрос дается 4 варианта ответа, из которых только один правильный. От обычного текста отличается игровой формой подачи материала.

Примеры вопросов:

· В одной из стран, в которых введен «сухой закон», некое иностранное судно, зашедшее в порт, было оштрафовано за то, что в неопечатанном ящике в одном из помещений таможенники обнаружили:

а) спиртовую настойку валерианы;

б) бутылочку одеколона «Ночной Париж»;

в) коробку конфет с ликером (верный ответ) ;

г) таблетки сухого спирта.

· В Средние века пошлину за торговлю на острове Мальта с купцов брали:

а) специями;

б) древесиной;

в) рабами;

г) черноземом (верный ответ) .

Самое интересное, что в этой викторине не всегда нужно знать от­вет наверняка, можно просто угадать. Знания, полученные в игровой форме, запоминаются надолго.

Анти-эрудит-лото

В этом случае 3 варианта ответа являются верными. Участникам следует опре­делить неправильный ответ.

Например, вопрос – новеллой не являются:

а) женское имя;

б) развернутый рассказ;

в) дополнения к своду законов;

г) музыкальная пьеса лирико-повествовательного характера (неверный ответ) .

Викторина «Веришь – не веришь, или Блеф-клуб»

Принцип ответа здесь только «да» или «нет». Следует выбирать, ве­ришь ли ты той информации, что сообщил ведущий, или нет.

Примеры вопросов:

· Верите ли вы, что в Луисвилле, штат Кентукки, запрещено ло­вить рыбу с помощью лука и стрел? (Да).

· В трамвай города Гери, штат Индиана, запрещено входить, если прошло менее суток с того момента, как пассажир ел чеснок? (Нет, можно входить уже через 4 часа).

· Если муж из Саудовской Аравии не подал жене кофе, она вправе требовать развод? (Да).

· В Финляндии запрещены комиксы с утенком Даком – т. к. изображения противоречат нормам их морали? (Да, ведь у него не нарисованы штанишки).

· В американском штате Канзас есть специальное постановле­ние, разрешающее ловить рыбу голыми руками? (Нет, наоборот, это противозаконное действие).

Сценарий игры «Игры Разума»

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята!

Мы рады видеть вас в нашей библиотеке! Сегодня вы сможете не только проверить свои знания, но и узнать что-то новое.

Предлагаем сыграть вам в интеллектуальную игру «Игры разума» . Ее правила очень просты.

Делимся на две команды, придумываем названия, каждая команда выбирает капитана.

Ход игры

Ведущий: Начнем нашу игру, прошу игроков занять свои места. Правила очень просты. Перед вами на экране 8 рубрик, в каждой из которых по 5 вопросов. Команды по очереди будут выбирать рубрику и номер вопроса. Если вы не ответите на вопрос, то это сможет сделать соперник. Вот эти рубрики:

· В мире животных;

· Мифы и легенды;

· Загадочный космос;

· Магия кино;

· От древности до наших дней;

· Книжная полка;

· В ритме музыки;

· По странам и континентам.

Вопросы оцениваются в очках от 1 до 3. Победит тот, кто наберет наибольшее количество очков.

В каждой рубрике спрятан «Кот в мешке», т. е. вопрос, не относящийся к ее теме. Команда, которой достался «Кот в мешке», сама оценит вопрос на столько очков, сколько желает получить, но не более 3.

Побеждает та команда, которая набирает наибольшее количество очков, которые суммирует наше жюри (перечисляет имена, фамилии членов жюри).

В конце мероприятия мы подведем итоги и выявим победителей.

Вопросы:

· Какое вымершее животное считается прародителем слона? (1 очко).

Ответ: Мамонт.

· «Кот в мешке»:

Русское название этого очень известного овоща произошло от итальянского названия гриба (по-итальянски «тартуфолли» – трюфель). А когда этот овощ впервые появился в России, крестьяне назвали его «чертовым яблоком». О чем идет речь?

Ответ: Картофель.

Подсказка: Слово «картофель» произошло от итальянского «трюфель». Трюфели – съедобные грибы, чьи плодовые тела, развивающиеся в земле, общими очертаниями действительно напоминают клубень картофеля. Появление в России картофеля связывали с именем Петра I, но его широкое распространение началось в период правления Екатерины II. Поначалу население не приняло новую культуру (из-за множества отравлений от употребления плодов), поэтому крестьяне долгое время называли картофель «чертовым яблоком» и считали большим грехом употребление его в пищу.

· Какая птица считается самой крупной в мире? Место ее обитания. (3 очка).

Ответ: Страус. Весит 90 кг, высота – 2,5 метра; обитает в Южной Америке, Африке, Австралии.

· Каких животных считают священными в Индии? (2 очка).

Ответ: Корова, слон, змея, обезьяна, тигр.

· Что у кошки считают своеобразными отпечатками пальцев, как у человека? (3 очка).

Ответ: Рисунок поверхности носа кошки уникален, как отпечаток пальца у человека.

· В какой стране возникла популярная в 70–80-е годы группа «ABBA»? (2 очка).

Ответ: Швеция.

Подсказка: Шестого апреля 1974 года песня шведской группы ABBA «Waterloo» с абсолютным перевесом победила на конкурсе Евровидение в английском городе Брайтоне.

· Эта страна считается родиной оперы. (1 очко).

Ответ: Италия.

· Именно эта музыкальная группа назвалась «Жуками» по аналогии с популярными в то время в Англии группами «Сверчки» и «Муравьи». (3 очка).

Ответ: Битлз.

Подсказка: Группа Битлз (The Beatles) в окончательном составе сформировалась в 1962 году и существовала 7 лет – до 1970 года. Идея названия группы пришла в голову Джону Леннону во сне, и является игрой слов «beetle» (жук) и «beat» (бит, удар, ритм).

· «Кот в мешке»:

Длинная, глубокая и относительно узкая долина реки, окаймленная крутыми склонами или даже отвесными скалами.

Ответ: Каньон.

· Как называли странствующих певцов-поэтов в средневековой Европе? (2 очка).

Ответ: Менестрели.

· «Кот в мешке»:

Французы отзываются о ней так: «Это наша железная леди. Она нас вдохновляет». О чем идет речь?

Ответ: Эйфелева башня. Построена в 1889 году. Названа в честь конструктора Густава Эйфеля.

· Кто из женщин первой полетела в космос? (1 очко).

Ответ: Валентина Терешкова.

· Сколько планет в Солнечной системе? Назовите их по порядку. (2 очка).

Ответ: Девять. Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

· Главной звездой именно этого созвездия является «Регул», название которой переводится как «царь». (3 очка).

Ответ: Лев.

· Что такое галактика? Как называется Галактика, в которой мы живем? (2 очка).

Ответ: Галактика – это система звезд и планет, собранных вместе и удерживаемых силой тяготения. Наша Галактика – Млечный путь.

· Назовите фамилию одного из самых известных писателей, представителя деревенской прозы, родившегося в Иркутской области. (2 очка).

Ответ: Валентин Распутин.

· Прототипом этого литературного героя стал валашский князь, состоявший в ордене Дракона, ставившего своей целью покорение неверных и их обращение в христианство. (3 очка).

Ответ: Валашский, или румынский, князь Влад Цепеш стал прототипом графа Дракулы. «Дракул» по-румынски означает «дракон». Знаменитая книга Брэма Стокера «Дракула» была опубликована в 1987 году.

· Именно этот меховой предмет роскоши оставила себе маленькая разбойница из сказки «Снежная королева». (2 очка).

Ответ: Муфта.

· Перу именно этого драматурга принадлежат пьесы «Тень» и «Обыкновенное чудо». (3 очка).

Ответ: Евгений Шварц.

· «Кот в мешке»:

Два дня в году день и ночь имеют одинаковую длительность, каким астрономическим термином называется это явление?

Ответ: Равноденствие.

Подсказка: Весеннее – 20 или 21 марта. Осеннее – 22 или 23 сентября. Есть и другое явление – солнцестояние. Зимнее – 21 или 22 декабря, летнее – 21 или 22 июня.

· Кто изобрел кинематограф? (3 очка).

Ответ: Братья Люмьер.

Подсказка: 22 марта 1895 года в Париже братья Луи и Огюст Люмьер организовали первый в мире закрытый просмотр кино. Собравшимся была показана коротенькая лента под названием «Выход рабочих с фабрики», занявшая около 40 секунд. Но именно эти секунды стали историческими, ознаменовав, что в наш мир пришел кинематограф, который с легкой руки братьев еще долго называли синематографом. Но миру наиболее известен другой короткометражный фильм братьев Люмьер – «Прибытие поезда».

· Назовите клички гайдаевской троицы (если не знают, кто такой Гайдай, то сказать о режиссере). (3 очка).

Подсказка: Леонид Гайдай – советский кинорежиссер, сценарист, актер. Создатель популярнейших кинокомедий своей эпохи, таких как «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Операция "Ы" и другие приключения Шурика», «Иван Васильевич меняет профессию» и др.

Ответ: Трус, Балбес, Бывалый.

· Кому раньше принадлежали 666 проклятых золотых дублонов, о которых рассказывается в первой части«Пиратов Карибского моря»? (2 очка).

Ответ: Золото принадлежало ацтекам – индейской народности в центральной Мексике.

· Назовите режиссера «Терминатора», «Титаника» и «Аватара». (1 очко).

Ответ: Джеймс Кэмерон.

· «Кот в мешке»:

Семь чудес античного мира: мавзолей в Галикарнасе, статуя Зевса в Олимпии, Александрийский маяк, храм Артемиды Эфесской, висячие сады Вавилона, Колосс Родосский... Чего не хватает?

Ответ: Египетские пирамиды.

· Из какой мифологии пришло к нам слово «кикимора»? (1 очко).

Ответ: Из славянской.

Подсказка: Кикимора, в русских народных поверьях, – злой дух, малютка-невидимка женского пола, живущая в доме за печкой и занимающаяся прядением и ткачеством.

· «Кот в мешке»:

Летательный аппарат, как правило, вытянутой формы, наполненный гелием. Снизу к нему крепятся кабина и двигатели. В отличие от других подобных аппаратов у него имеется двигатель, благодаря которому он может двигаться независимо от направления воздушных потоков.

Ответ: Дирижабль.

· Именно это небесное тело возвестило о рождении Христа. (2 очка).

Ответ: Вифлеемская звезда.

· Появление этого древнегреческого бога должно было вызывать панический ужас. (3 очка).

Ответ: Пан.

Подсказка: Древнегреческий бог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы. Он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами. Роскошные долины и рощи Аркадии в Греции – царство Пана, где он резвится в кругу нимф. Под его флейту устраиваются веселые, шумные хороводы, пугающие смертных. Если кто-то слышал в лесу дикие звуки, смутный шум, чей-то хохот и свист, он был уверен, что это Пан. Бедные люди пугались, испытывали паничес­кий страх, среди них возникала паника.

· Этот скромный герой был искусным целителем и тайно венчал влюбленных, за что был осужден на казнь римским императором. За день до казни он написал прощальное письмо любимой девушке и подписал его так: «Твой...» Как же было его имя? (2 очка).

Ответ: Святой Валентин.

· «Кот в мешке»:

Территория для обособленного поселения коренного населения (в США и некоторых других странах).

Ответ: Резервация.

· Кто был первым президентом России? (2 очка).

Ответ: Борис Ельцин.

· В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (1 очко).

Ответ: Китай.

· Провожая мужа на войну, спартанская женщина подавала ему щит со словами: «С ним или на нем». Что означает это выражение? (2 очка).

Ответ: «Вернись с победой или умри».

· Сын Рюрика, великий князь Киевский с 912 года. В 941 и 944 го­дах совершил походы в Византию, с которой заключил договор. Убит в 945 г. древлянами, восставшими во время сбора дани. О ком идет речь? (2 очка).

Ответ: Князь Игорь.

· Назовите столицу Румынии. (2 очка).

Ответ: Бухарест.

· Через какой штат США проходит Северный полярный круг (показать штат)? (2 очка).

Ответ: Через штат Аляска.

· «Кот в мешке»

Объясните значение выражения «ахиллесова пята».

Ответ: Слабое, уязвимое место человека.

Подсказка: Величайший герой Древней Греции, легендарный Ахиллес был, как рассказывает предание, сыном морской богини Фетиды и простого смертного Пелея. Сыновьям смертных грозят всякие опасности. Боясь за сына, мать решила искупать его в водах священной реки Стикс, делавших человека неуязвимым. Но, окуная младенца в воду, мать держала его за пятку, и Стикс не коснулся ее своей струей. И, когда стрела троянца Париса вонзилась в пятку Ахиллеса, он погиб. Эта легенда давно занимала умы людей. Благодаря ей сухожилие, расположенное на ноге над пяточной костью, анатомы именуют «ахиллесовым», а выражение «ахиллесова пята» издавна служит для обозначения слабого, уязвимого места человека.

· Назовите имя и фамилию известного путешественника, совершившего первое кругосветное путешествие. (3 очка).

Ответ: Фернандо Магеллан.

Подсказка: Выдающийся португальский мореплаватель, совершивший первое кругосветное путешествие (ок. 1480–1521 гг.)

· В каком городе расположена Трафальгарская площадь? (1 очко).

Ответ: Лондон.

(Подведение итогов игры, награждение победителей).

Ведущий: Вот и подошло к концу наше мероприятие. А пока жюри подсчитывает результаты, мы предлагаем вам отдохнуть и посмотреть музыкальное видео.

Сценарий игры «Что? Где? Когда?»

Цель: расширить знания молодежи по литературе.

Вырабатывать умение интегрировать знания по разным литературным жанрам;

Развивать слуховое и зрительное восприятие, коммуникативную речь молодежи;

Воспитывать интерес к литературе;

Формировать личностные качества учащихся: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые гости! (Звучит фоновая музыка).

Мы рады приветствовать вас в клубе «Что? Где? Когда?»! Сегодня играет команда знатоков – наших читателей. Позвольте представить команду (перечисляет имена, фамилии 6 участников ).

Условия игры: знатоки должны ответить на 12 вопросов. За каждый правиль­ный ответ им начисляется 1 очко. Игрокам дается минута на размышление. По истечении этого времени вы можете получить одну подсказку, и у вас будет еще полминуты на размышление.

Итак, мы начинаем игру! (Гонг).

Сначала игрокам предстоит выбрать капитана и дать название ко­манде. (Гонг).

1-й раунд.

Вопрос: Ф. Достоевский однажды сказал: «Если бы нам с Тургене­вым пришлось бы жить рядом, мы бы жили как Матрос с Астро­номом». Кто эти легендарные мореплаватель и ученый? (Гонг).

Подсказка: Матрос и Астроном написаны с прописной буквы. По­нятно, что это клички. Ну а кто в животном мире не ладит так же, как Достоевский с Тургеневым? (Гонг).

Ответ: Кот и собака.

2-й раунд.

Вопрос: Назовите русского литератора – поэта, прозаика и драма­турга, в Собрании сочинений которого непременно печатаются произведения его родственников. (Гонг).

Подсказка: Этот литератор от своих родственников просто неотделим. Что-то тут не то. Может быть, речь идет о ком-то вымышленном? Получается, вымышленный российский литера­тор, да еще и с родственниками. (Гонг).

Ответ: Козьма Прутков.

3-й раунд.

Вопрос: «Максиму Горькому в Сорренто» – так обычно отвечали в 1920-е годы на некий сакраментальный вопрос. Что это за вопрос? (Гонг).

Подсказка: Раз вопрос сакраментальный, значит, он известен всем. Правда, у него имеется конкретный автор. Вопрос начинается со слова «кому». Ответ явно ироничный, в нем должен быть парадокс. Почему подчеркивается, что в Сорренто? Может потому, что вопрос исконно русский, а Горький как раз жил вне России? И жил, надо сказать, хорошо… Ну, конечно же… (Гонг).

Ответ: «Кому на Руси жить хорошо?».

4-й раунд.

Вопрос: Все мы знаем книжку «Муха-Цокотуха» К. Чуковского. А вот книжку «Правда о Мухе-Цокотухе», изданную в Ташкенте, читали не все. А как вы думаете, кто выпустил в печать эту книгу? Какая органи­зация? (Гонг).

Подсказка : Когда именно была выпущена эта книга – непонятно. Может, отвлечься от Чуковского? Может, его героиня вынесена в заголо­вок ради образности, а не для смысла? Но ведь если речь идет о мухе вообще, то организация, борющаяся с ней, абсолютно понятна! (Гонг).

Ответ: Санитарно-эпидемиологическая служба.

5-й раунд.

Вопрос: Двадцать два года алма-атинский пушкинист Данилов пы­тался установить девичью фамилию некоей Яковлевой. В итоге оказа­лось, что ее девичья фамилия была Матвеева. А как звучат ее имя и отчество? (Гонг).

Подсказка: Яковлева, Матвеева… Фамилии, конечно, известные, но применительно к Пушкину не говорящие ничего. Но какое имя и отчество, да еще и без фамилии, приходят на ум при упоминании А. С. Пушкина? По-моему, есть только один вариант… (Гонг).

Ответ: Арина Родионовна.

6-й раунд.

Вопрос: Ее ввел в 1797 году Карамзин, в свое время нововведение писателя поддержал Сталин, но до сих пор она не является обязательной, хотя может помочь отличить всё от всех и сохраняет функции смыслоразличения. Какой у нее номер? (Гонг).

Подсказка: На вопрос можно ответить, опираясь на информацию о Карамзине. Итак, речь идет о чем-то:

а) русском;

б) временном;

в) легко поддающемся счету.

Давайте напишем эти слова в именительном падеже и все сразу станет понятно! (Гонг).

Ответ: Семь (речь идет о букве «Ё»)

7-й раунд.

Вопрос: Однажды заболевший Чехов отправил посыльного в ап­теку за касторкой. Аптекарь выдал две огромные капсулы. Рассердив­шийся писатель отослал посыльного обратно с гневной запиской «Я не лошадь». В ответ аптекарь выдал шесть маленьких капсул в коро­бочке. Почему же он не поступил так сразу? (Гонг).

Подсказка: на первый взгляд, в действиях аптекаря нет никакой ло­гики. Разве он узнал, что Чехов не лошадь, только поле его записки? Конечно, нет. Значит, плясать надо не от текста письма, а от самого факта переписки? Естественно, ведь переписка-то с самим Чеховым! (Гонг).

Ответ: Аптекарь хотел получить автограф Чехова.

8-й раунд.

Вопрос: В XVIII веке в петербургских литературных кругах хо­дила такая шутка: «Отчего Кантемира читаешь с удовольствием? Оттого, что он пишет о себе. Отчего Шаликова читаешь с досадою?» Кстати, отчего же? (Гонг).

Подсказка: Кантемир – известнейшая личность. Он интересен и нам, его далеким потомкам. А кто такой Шаликов? Я лично ничего о нем не знаю. Может, здесь и кроется разгадка? (Гонг).

Ответ: Оттого, что он пишет о себе.

9-й раунд.

Вопрос: Папа в одном романе восклицает: «Дети бдят, пока мы дрем­лем!». Назовите роман. (Гонг).

Подсказка: Почему нам сказали папа без упоминания того, чей он? А у слова «папа» есть еще одно значение. И этот папа из города Рим, говоря о детях и опасности, имел в виду совершенно конкретное событие. (Гонг).

Ответ: «Бойня номер пять, или Крестовый поход детей».

10-й раунд.

Вопрос: Том Сойер был не силен в Священном Писании. Так, он считал, что первыми апостолами были Давид и Голиаф. А еще он счи­тал, что Ноев ковчег остановился… Где? (Гонг).

Подсказка: Продолжим тему ковчега. Понятно, что Том перепу­тал вещи очевидные. Ковчег на самом деле остановился на Арарате. С чем мог спутать его Том? Наверное, с другой горой. Что за гора упоми­нается в Библии, да такая, что даже необразованный мальчишка о ней знает? (Гонг).

Ответ: Гора Синай.

11-й раунд.

Вопрос: В городе Бердянске, возле парка, открыта статуя, изобра­жающая Остапа Бендера и Шуру Балаганова. Хотя никаких упомина­ний о том, что эти персонажи были в Бердянске, у Ильфа и Петрова нет, зато там был тот, чьим именем назван парк. Кто же? (Гонг).

Подсказка: Совершенно очевидно, что парк должен быть назван име­нем того, кто как-то с обозначенными персонажами связан. Да к тому же это реальный парк в реальном городе, поэтому он дол­жен быть назван реальным именем. (Гонг).

Ответ: Петр Шмидт (лейтенант Шмидт).

12-й раунд

Вопрос: В 1979 году люди, уверенные в том, что в искусстве все можно просчитать, издали во Фрунзе книгу под названием «Математические методы анализа и оценки поэтических произведений». В ней

эталоном художественности было признано стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье...». Как авторы предлагали именовать единицу художественности? (Гонг).

Подсказка: Если эталон художественности – «Я помню чудное мгновенье», то и единица художественности связана именно с этим произведением. (Гонг).

Ответ: один Керн.

Ведущий: Подведем итоги. Наша игра закончилась со счетом… Поздравляем победителей! Спасибо всем за участие, до скорых встреч!

Список использованной литературы

1. Брейн-ринг «Книжный шкаф» // Учительский портал. – Режим доступа: http://www.uchportal.ru/load/262-1-0-6553

2. Диспут «Легко ли быть молодым» // Сценаристика.ру. – Режим дос­тупа: http://scenaristika.ru/raznie_scanarii/1192-disput-legko-li-byt-molodym.html

3. Досмаханова, Р. А. Дебатная технология на уроках русской литера­туры [Текст] / Р. А. Досмаханова, К. О. Ажиев, А. Х. Файзулла­ева // Молодой ученый. – 2015. – № 7.2. – С. 71–73.

4. Игры разума: интеллектуальная игра для юношества // Централизо­ванная библиотечная система г. Ангарска. – Режим дос­тупа: http://cbs-angarsk.ru/kollegam/sczenarii/igri_razuma_intellektualnaya_igra_dlya_yunoshestva.html

5. Идеи, практика, проекты // Методобъединение. – Режим дос­тупа: http://vmo.rgub.ru/lib_activity/practice/belgorod_2.php

6. Интерактивные формы работы педагогов дополнительного образо­вания с родителями по реализации профилактических мероприя­тий // Тюменская область. Официальный портал органов государ­ствен-

ной власти. – Режим доступа:

http://vmo.rgub.ru/lib_activity/practice/belgorod_2.phphttp://admtyumen.ru /ogv_ru/society/drug_prevention/more.htm?id=10818266@cmsArticle

7. Интерактивные формы работы с читателями в муниципальных библиотеках: метод. рекомендации / сост. : М. В. Лунева, Л. Л. Лео­нова; ГУК «ТОУНБ», сектор науч.-метод. работы. – Тула, 2013. – 19 с.

8. Левин, Б. Е. Что? Где? Когда? Энциклопедия головоломок / Б. Е. Левин. – Москва: Олимп: Астрель. – 2010. – 574 с.

9. Мирошниченко, И. А. Знатоки литературы / И. А. Мирошни­ченко // Читаем, учимся, играем. – 2013. – № 2. – С. 6–8.

10. Образовательная программа и педагогическая технология «Де­баты» // МАОУ СОШ № 11. – Режим доступа:

http://school11.tomsk.ru/uio/mac/di/deb

11. Помощь организации массовой работы библиотек: дайджест ин­тер­нет-ресурсов. – Режим доступа: http://bibliobgdn.org.ru/professionalam/

«Мой ребёнок совсем не любит читать» - жалуются некоторые родители. «А играть он любит?» - спрашиваем мы. Родители удивляются, мол, какая здесь связь? Где игра, а где книга… Совсем рядом, и об этом знают все маленькие читатели Центральной детской библиотеки. Самые младшие, совсем ещё малыши, вместе с мамами, папами и бабушками впервые попадают в библиотечное королевство игр на занятиях Громкие чтения , которые проводятся каждую среду в 12.00 в игровой комнате Растишка. Занятия пользуются огромным успехом у родителей, как из-за своей бесплатности, так и из-за интереса, который они вызывают у их детей. Каждое занятие начинается с увлекательного чтения небольшой, но захватывающей истории, а затем детки рисуют пальчиками, лепят из пластилина персонажей книг, делают простые поделки. А тех, кто пришел в Растишку в любой другой день, ждут говорящие книжки, книжки-малышки, говорилки, шуршалки, а любители активно ползать будут в восторге от тоннеля, сквозь который можно проползти и встретиться с мамой, ждущей с улыбкой у выхода. Также малышей ждет сухой бассейн с горкой и шариками. Стоит добавить, что игровая комната работает с 10 часов утра до 18 вечера, каждый день, кроме воскресенья и понедельника.

А что же ребята постарше? Разве им не во что поиграть? Если вы так думаете, то ошибаетесь! Прямо скажем, для школьников в библиотеке придумано столько игр, что только успевай выбирать! Наверняка вы смотрели зрелищные приключенческие фильмы с лихо закрученными сюжетами и таинственными происшествиями. Если вашему ребенку от 10 до 12 лет, предлагаем ему ненадолго оказаться в роли секретного агента и попробовать себя в нелёгком деле дешифровки. Только у нас в этом нет ничего опасного, а лишь захватывающее и интересное. Игра «Кот в мешке» поможет узнать, какую книгу вам предстоит прочесть в ближайшее время, для этого надо расшифровать текст. Прочитав книгу, можно стать обладателем уникального свидетельства «Читателя-дешифровщика»!

Каждую среду в 15.00 ждем детей на игре «Поле чудес в литературной стране» . У каждого ребенка есть шанс пережить незабываемые минуты своего триумфа, а кто же откажется от возможности крутить барабан, угадывать буквы, слова и получить заветный приз! Не пропустите ближайшие игры, их тематику вы можете посмотреть на Детских страницах «Как стать Великим» сайта МБУК ЦБС в разделе Афиша.

Ну а если вы до сих пор считаете библиотеку тихим и скучным местом, то наверняка ничего не слышали об игре «Литературные фанты» , в которую дети играют в любое время, когда захотят. Достаточно достать заветную коробку, вытянуть свой фант и выполнить задание, которое выпало. Мы играем каждый день, даже если в игре участвуют всего два человека. Нам не помеха дождь, ветер и ненастье - ведь мы играем в Зале энциклопедической и справочной литературы! Мы рисуем, сочиняем, поём и читаем скороговорки, прыгаем на одной ножке и смешим друг друга. Найдётся незабываемое задание и для вашего ребенка и его друзей!

Совсем скоро, в июле, в Центральной детской библиотеке стартует новая игра - «Фабрика историй» . Дети смогут попробовать себя в роли сочинителей историй и собрать из случайных слов предложения, а из них - невероятную, увлекательную историю, уникальную, которой еще никогда на свете не существовало. В игру можно играть как командами, так и вдвоем, можно соревноваться, чья история интереснее, забавнее, необычнее, а можно просто посмеяться и получить удовольствие от общения.

А теперь порадуем подростков, самую капризную и взыскательную категорию читателей. Ничем-то им не угодишь. Это - скучно, это - слишком по-детски, мы уже не маленькие, еще чего - играть предлагают. А мы предлагаем вспомнить знаменитую игру «Мафия». Слышали о такой? Если нет - «погуглите». А потом приходите, лучше всего с компанией друзей, на игру «Магический турнир» , которая проходит в библиотеке каждую пятницу в 15.00. Вам предстоит разоблачить таинственного недруга, властителя темных сил, злодея - Дракона. Каждый игрок окажется в мире, где по сей день царствует магия, а рыцари сражаются с драконами. Какая карта выпадет Вам? Станете ли вы веселым Сатиром, мудрым Сфинксом или быстрым Пегасом? Возможно в ходе игры вас сразит Минотавр или спасет добрый Единорог… В «Магический турнир» можно играть до бесконечности, потому что каждая игра - это новая увлекательная «жизнь» персонажа. Давайте сыграем и узнаем, каков будет исход в вашей игре!

Как все это многообразие игр связано с книгами и чтением? - спросите вы. Тем, кто знает - напомним, а кто не знает - расскажем, что привлечение к чтению через игру - беспроигрышный ход. Ребенок играет в игры, где ему нужно вспоминать литературных героев, а сюжетные ходы и тематика игр заимствуются из художественных произведений. Чтобы победить, например, на «Поле чудес», нужно хорошо знать произведение, которому посвящена игра, или хотя бы в общих чертах помнить его содержание. Игры и викторины сопровождаются ненавязчивыми обзорами книг, увлекательными рассказами и мультфильмами. Мероприятия, посвященные Году кино, позволяют задействовать такой мощный ресурс, как экранизации книг. Игра «Кинорандеву» - яркий тому пример, в нее играют и дети, и взрослые, вспоминая старую добрую советскую киноклассику.

Библиотечная игротека неисчерпаема и многообразна. Любители компьютерных игр попадают в виртуальную «Таинственную паутину» в зале Медиатека. Сторонники игр-бродилок и квестов могут поучаствовать в реальном квесте «Ужасно интересно все то, что неизвестно» , выполнить самые хитроумные задания и найти спрятанный Сундук книжных сокровищ. А какую игру выбираете вы?

Раз, два, три, четыре, пять - выходи играть

Сценарий литературной игры «Поле чудес» с интерактивной презентацией


Данное мероприятие предназначено для учащихся 4-го класса (УМК «Школа 2100»). Может быть использовано при работе с детьми младшего школьного возраста на уроке внеклассного чтения, на библиотечном часе, в качестве итогового мероприятия во время проведения декады русского языка и литературы, в группе продлённого дня, при организации летнего отдыха детей и т.д.
Материал будет полезен учителям начальной школы, воспитателям ГПД, работникам библиотеки, организаторам детского досуга.
Сценарий рассчитан на 45 минут.
Цель игры: поднять престиж знаний, полученных на уроках литературного чтения, через их применение в нестандартной ситуации.
Задачи: способствовать расширению кругозора учащихся, содействовать развитию умения строить простейшие умозаключения и обосновывать свои убеждения.
Оборудование: компьютер, мультимедиа проектор, звуковые колонки, экран, барабан для игры в «Поле чудес»; призы победителям.
К сценарию прилагается интерактивная презентация, в которой нужные буквы загаданного слова на слайде открываются по щелчку.

Ход игры:

(Звучит музыкальная заставка к игре «Поле чудес»)
Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на литературном капитал-шоу «Поле чудес». Сегодняшняя игра будет посвящена вашим любимым литературным героям, а точнее памятникам, которые этим героям поставлены в разных уголках мира.
Я очень надеюсь на ваше активное участие, так как только при этом условии наша встреча будет яркой, содержательной и запоминающейся. Участвовать в сегодняшней игре могут все, без исключения. А определить тех ребят, которые будут крутить барабан, помогут вопросы трёх отборочных туров. В каждом отборочном туре по три задания. Тот, кто первым назовёт ответ на вопрос, войдёт в тройку основных участников.
Болельщики смогут проявить свои литературные познания в «Игре для зрителей».

I отборочный тур «Литературные омонимы»

(В первом отборочном туре принимают участие все желающие, в остальных отборочных турах - только те, кто ещё не участвовал в основной игре.)
Омонимы – это слова, имеющие одинаковое звучание, но различные по значению. Например, ручка (дверная) и ручка (шариковая).
Задание 1 . Это не только результат умножения, но и плод труда писателя или поэта. (Произведение)
Задание 2 . Первое – это имя мальчишки, ну а второе – читается в книжке. (Роман)
Задание 3 . Не только книжная единица собрания сочинений какого-либо автора, но и имя юного героя Марка Твена. (Том)


Резервное задание:
На церкви первая блестит,
И крест резной на ней стоит.
У государства есть вторая,
Народ её весь выбирает.
А третью в книжке вы найдёте
И за полчасика прочтёте. (Глава)


Первый раунд

Давайте поддержим аплодисментами игроков первой тройки! Представьтесь, пожалуйста, ребята.
Давайте вспомним основные правила капитал-шоу «Поле чудес». Вы знаете, что вашей целью является отгадать спрятанное слово, называя поочерёдно буквы. Если буква названа верно, вы можете крутить барабан дальше, если ошиблись – происходит переход хода.
За каждую верно угаданную букву вы получаете очки. В конце игры приз, кроме финалиста, получит тот игрок, который заработает большее количество очков.
У нашего барабана есть особенные сектора:
1. П – сектор приз, игрок имеет право выбрать: взять приз из чёрного ящика и выбыть из игры, либо продолжить игру, отказавшись от приза.
2. + - сектор плюс, игрок может попросить открыть любую букву на табло. Если эта буква встречается несколько раз, то открываются все.
3. Б – сектор банкрот, все набранные очки сгорают, ход передаётся другому игроку.

4. 0 – сектор ноль, переход хода.
5. X2 – очки, набранные игроком, удваиваются, если он правильно назовёт букву.

Победители каждого тура выходят в финал. В «Поле чудес» побеждает тот игрок, который отгадает финальное слово. Для победителя, как известно, проводится суперигра.
Зрителей во время отгадывания слова мы попросим не называть вслух, даже шёпотом, свои версии ответов.
Правила понятны? Тогда слушаем задание для первой тройки игроков: Памятник какому сказочному герою стоит в итальянском городе Коллоди? (Игроки крутят барабан, отгадывают слово Пиноккио. Отгадавший обязательно должен прокомментировать свой ответ до открытия слова, объяснить зрителям, какая подсказка присутствует в самом задании.)


Кто не знает историю про деревянного мальчугана Пиноккио, мечтавшего стать настоящим человеком! Эту сказку написал итальянский писатель Карло Коллоди. Кстати, мало кто знает, что настоящая фамилия писателя – Лоренцини. Псевдоним Коллоди для своих произведений он выбрал в честь полюбившегося итальянского городка, в котором провёл свои юношеские годы.


Рассмотрите памятник Пиноккио. Здесь он изображён не один, а со своими друзьями. Мы видим сокола, который однажды спас его от гибели, а также Фею с лазурными волосами, благодаря которой в груди деревянной беспечной куклы забилось настоящее человеческое сердце.

II отборочный тур «Инициалы русских поэтов»

Инициалами называют первые буквы имени, отчества и фамилии человека, или фамилии, имени и отчества.
1. Инициалы какого знаменитого русского поэта складываются в спортивный термин ПАС? (Пушкин Александр Сергеевич)


2. Инициалы какой всем известной детской поэтессы складываются в название большого танцевального вечера: БАЛ? (Барто Агния Львовна)


3. Инициалы какого детского писателя можно сложить в слово СЯМ? (Самуил Яковлевич Маршак)


Резервное задание:
Инициалы какого детского писателя состоят из трёх букв ННН? (Николай Николаевич Носов)

Второй раунд

Итак, поприветствуем игроков второй тройки! Как вас зовут, дорогие друзья, представьтесь, пожалуйста!
Ваше задание : Памятник какой сказочной героине уже больше века является всемирно известной достопримечательностью Копенгагена (Дания)? (Игроки крутят барабан, открывают буквы в слове Русалочка. Отгадавший комментирует свой ответ.)


Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен много лет назад создал творение, которое прославило его на весь мир. Это трогательная история о том, как юная русалочка самоотверженно пожертвовала своей жизнью во имя чистой и светлой любви.
В настоящее время крошечная леди, так называют её датчане, сидит на набережной в Копенгагене и с тоской смотрит на проплывающие мимо неё суда.
Существует такое поверье: если прикоснуться к Русалочке и загадать желание, то оно обязательно сбудется. Также говорят, что памятник приносит удачу всем, кто его увидит. Поэтому если захочешь сфотографироваться с Русалочкой, обязательно приходи на набережную рано утром, опоздаешь – памятник будет окружён толпой туристов.

III отборочный тур «Русские народные сказки»

1.В какой известнейшей сказке говорится о четырёх дерзких побегах и одном злодейском убийстве? («Колобок»)


2. Назовите сказочный персонаж, лезущий вон из кожи. (Царевна-лягушка)


3. Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапка-невидимка)
Резервное задание:
Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно. (Жучка)

Третий раунд

Поприветствуем игроков третьей тройки! Представьтесь, пожалуйста, дорогие участники!
Ваше задание : Посещая Стокгольм (Швеция), вы обретаете уникальную возможность воочию увидеть персонажа, который поселился на крыше дома своей создательницы. Кто этот персонаж? (Игроки крутят барабан, отгадывают слово Карлсон. Отгадавший рассказывает болельщикам о логике своих рассуждений.)


В столице Швеции, городе Стокгольме, есть сказочный мир-музей Юнибакен, придуманный и созданный при участии Астрид Линдгрен. В этом центре развлечений вы побываете на Площади Сказок, где встретитесь с Муми-троллями и другими героями шведских сказок, покатаетесь на маленьком Сказочном поезде, посидите на лошади Пеппи Длинныйчулок и даже побываете в комнате у Карлсона. Сам же любимец всех детей планеты будет наблюдать за происходящим «летая» над крышами музея.

Задание : В 2009 году в селе Мячково (Подмосковье) был открыт памятник овощу, который прославил родной край. В образе какого сказочного персонажа увековечен этот овощ?


Старинное подмосковное село Мячково славу свою завоевало в XIX веке, когда один из местных жителей, вернувшись с Русско-Турецкой войны, привёз домой болгарский лук. Лук это пришёлся по душе жителям села: сладкий, крупный, ароматный. Через некоторое время в каждом дворе стали возделывать этот овощ. Сборы от его продажи стали основным доходом местного населения. В благодарность своему кормильцу жители воздвигли ему памятник в образе Чиполлино с трогательной надписью «Счастье наше луковое».

Игра со зрителями

Задание : Чтобы прочитать имя известного литературного персонажа, вам необходимо вспомнить фамилии детских писателей.
(Призы получают зрители, первыми назвавшие фамилии писателей, а также зритель, угадавший слово Маугли.)


(Щёлчок по звезде под третьей буквой, открывается слайд.)


(Когда дети назовут автора книг Э. Успенского, щёлкаем по звёздочке, возвращаемся к слайду с заданием и открываем третью букву У.)


(Далее действуем аналогично до тех пор, пока зрители не угадают слово. На красные звёздочки можно нажимать в любом порядке, синюю оставляем напоследок.)


С. Лагерлёф - открывается пятая буква Л.


А. Ишимова - открывается шестая буква И.


А. Гайдар - открывается четвёртая буква Г.


Г.-Х. Андерсен - открывается вторая буква А.


В. Маяковский - открывается слово Маугли

Суперигра


Задание : Этот милый зверёк из известной сказки Эдуарда Успенского является только частью скульптурной композиции, расположенной в подмосковном городе Раменское. Назовите имена двух хороших друзей из этой же сказки, которых не хватает на фотографии. (Финалисту можно назвать 5 любых букв, при совпадении эти буквы открываются. На угадывание слова игроку отводится 1 минута.)

Цели:

Формировать представление у детей об окружающей нас природе, о животном и растительном мире, птицах и насекомых;

Углубить и расширить знания по экологическому состоянию нашей планеты, охране природы,

Формировать навыки экологически грамотного поведения.

Ход мероприятия:

В рамках экологического клуба «Аревик» 20 июня в Детской библиотеке МБУК Мясниковского района «МЦБ» состоялась квест-игра под названием «Экоэрудит» .

Участниками игры стали дети пришкольного лагеря дневного пребывания школы №1 и преподаватели (всего 40 детей и 9 взрослых ).

Детей у входа в библиотеку радушно встретили библиотекари Е.Л.Андонян и О.А.Папазоглуян . Со слов береги, защищай, охраняй, началась увлекательная игра. Изначально заведующая Детской библиотекой Хачкинаян Мария Николаевна рассказала ребятам о ходе игры и правилах поведения в квесте. Дети узнали о том, что квест - это приключенческая, спортивная игра, в которой необходимо решать интеллектуальные задания для продвижения по станциям, проявить смекалку и принцип командных соревнований.

За определенное время участники должны были выполнять задания, отражающие примеры решения экологических проблем. Самое интересное, что команды проходили одни и те же станции, но шли к ним разными путями. Чтоб команда победила, она должна была первой пройти все станции, выполнить все задания и быстрее добраться до конечной станции, получив одну букву из ключевого слова, на которой проставлены баллы.

Участники квеста обязаны были придерживаться правил игры и правил поведения в общественных местах.

В игре принимали участие 3 команды. Приветствие команд:

Команда «Радуга»

«Дерево, трава, цветок и птица не всегда сумеют защититься.

Если будут уничтожены они, на планете мы останемся одни!».

«Юные экологи»

«Береги свою планету - ведь другой на свете нету!»

«Хозяева планеты»

Мы не хотим стоять в стороне.

Мы - за порядок на нашей земле!»

По правилам игры, последняя прибежавшая команда собирала таинственные буквы, из которых дети должны были составить ключевое слово.

Вот команды весело разбежались по центральной площади села Чалтырь и парку отдыха, где происходила и игра.

1-й маршрут: «Литературная» - Арзуманян М.С. (Библиотека у «Вини Пуха»);

Дети вспоминали сказки, героями которых являются растения или животные. Такие, как

Чиполлино - это мальчик? (Луковка);

Кто одолел Тараканище? (Воробей);

На какой птице летала Дюймовочка? (На ласточке).

2 маршрут: «Птичья» - Закарян С.А. (Парк «Мандаринка навес»);

Название говорит само за себя. Здесь ребята отвечали на не хитрые вопросы, касающиеся птиц, их повадка, размера, происхождения. Также вспоминали пословицы и загадки о птицах.

Например: руки птицы (крылья); кого называют царём птиц? (орла) и другие.

«Зелёный патруль» - Папазоглуян О.А. (Парк «Карусели»);

Эта станция о том, что наносит вред природе. Ребята должны были вспоминать по картинкам о тех правилах на природе, которые существуют. Неправильные ответы зачеркнуть, а затем дать правильную формулировку правилы. Например: Не шумите в лесу!

Послушав стихотворение С.Михалкова «Прогулка», дети сделали себе выводы, что нельзя мусорить, нельзя обижать животных и растения в лесу и т.д.

«Эрудиты» - Мец-Баян С.А. (Кинотеатр «Раздан»);

На этой станции ребят ждало распределение растений и животных согласно условиям обитания. Например: какие из данных животных и растений живут или обитают в водоёмах, на лугу, в лесах? Задание не из лёгких, но и с ним дети быстро справились.

«Целительная сила» - Андонян Е.Л. (Центральная площадь «У колодца»).

Эта станция, где требовалась смекалка и знание загадок. Детям требовалось отгадать загадки о лекарственных растениях. После чего библиотекарь показывала картинку с данным растением. Это: зверобой, мята, крапива, липа, рябина, шиповник, ландыш и др.

На всех станциях, детей встречали ответственные люди - ведущие, которые фиксировали правильное выполнение заданий по бальной системе. Каждая команда во главе с командиром активно отвечали на вопросы, разгадывали загадки и постигали знания по экологии, и на каждой станции за правильные ответы получали буквы волшебного экологического слова. Пройдя все станции, ребята, снова встретились в библиотеке, и та команда, которая пришла последней, разгадала это волшебное слово «ЗЕМЛЯ».

Так как все три команды набрали по 68 баллов, главный приз энциклопедия Е.Г. Ананьевой «Жизнь Земли» достался школе № 1, а точнее школьной библиотеке.

Каждая команда получила поощрительные призы. Капитанов команд наградили блокнотами и ручкой с логотипом природы. А участники были награждены красочными памятками «Как прекрасен этот мир» о правилах поведения на природе, подготовленный сотрудниками Детской библиотеки.

В конце дети смогли познакомиться и взять домой почитать книги с книжной выставки под названием «Книжки умные читаем и природу уважаем!».

Выводы: Мероприятие прошло с огромной пользой для ребят. Они не только активно и с интересом прошли все станции, но и узнали много интересного и полезного о птицах, лечебных травах, правилах поведения на природе.

Мы надеемся, что не только участники сегодняшней квест-игры, но и взрослые на нашей планете Земля будут жить, соблюдая законы природы!

Помогайте природе, живите в стиле «ЭКО»!