Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Кто такие египетские христиане. Копты — потомки фараонов и древних Египтян

Разворачиваю карту Каира – мне нужен Миср эль Кадим, или как его еще называют Старый Каир – старейший квартал города, где компактно проживают потомки древней «цивилизации пирамид». Попасть туда можно на метро, приобретя желтый билетик с магнитной полосой и проехав до станции Мари Гиргис (Святой Георгий), или пешком. Три центральные станции каирского метро названы в честь президентов Египта. Станция на площади Тахрир носит имя Садата, убитого исламскими экстремистами в 1981 году. Две другие наименованы в честь нынешнего главы страны Хосни Мубарака и Гамаля Насера – первого президента Египта, Героя Советского Союза и большого друга Хрущева.

Старый Каир был известен в древности как Вавилон Египетский. При фараонах это поселение имело важное стратегическое значение. Оно было основано на правом берегу Нила в том месте, где действовала переправа через на пути из административной столицы Египта, Мемфиса, в религиозный центр страны, Гелиополис. Вавилон служил и портом. Туда для обоих городов привозили товары из Верхнего Египта и из дельты Нила. Копты-христиане жили здесь задолго до прихода арабов в VII веке, и само это место тесно связано с земной жизнью Спасителя. Там, где сейчас находятся «хрущобы» Миср эль Кадим, некогда скрывались от царя Ирода Иосиф с Марией и младенцем Иисусом.

Гул улиц увлекает подобно бурлящему горному потоку. Мимо, отчаянно сигналя и предлагая подвезти, то и дело проносятся покрытые разноцветной арабской вязью желтые такси и белые микроавтобусы. Темнокожие «кондукторы» последних, свесившись из окна рядом с водителем до пояса, пытаются при этом ухватить вас чуть ли не руками. Да, это не Москва, с ее вечными очередями на автобусных остановках. Здесь не пассажир гоняется за водителем, а наоборот. Узкие улочки Старого города наполнены невообразимой смесью запахов пряностей, кальяна и жареного мяса, доносящегося из многочисленных забегаловок. Под сводами этих заведений мужская половина населения за неспешными разговорами проводит большую часть своей жизни. Ветхие кварталы, требующие капитального ремонта, наверное, последние пол тысячи лет, поражают своей откровенной убогостью.

Захожу в небольшой магазинчик. Продавщица – молодая девушка вместо батареек для фотоаппарата принесла мне фонарик. Наверное, она решила, что он мне нужен, поскольку уже стемнело. Ради батареек я бы и фонарик купил, но их там, к сожалению, не оказалось. На помощь подоспел плотный мужчина в рубашке с короткими рукавами. Он что-то быстро сказал своей напарнице. Через секунду элементы питания лежали на прилавке. Краем глаза замечаю на стене любопытную икону мученика Мины напечатанную на бумаге и закатанную в пластик. Коптский святой стоит, воздев в молении руки. На заднем плане – колоритная пустыня и два верблюда. Просьба продать икону приводит их в замешательство. Предлагаю обменяться – я им икону Богородицы, а они мне – Святого Мину. Те радостно соглашаются. Через дверь врываются оглушительные звуки вечернего намаза – благодаря мощным динамикам, установленным на сотнях минаретов, от него здесь никуда не укрыться. Оказывается хозяева лавки, это отец и дочь. Спрашиваю мужчину, как живется в таком мусульманском окружении? Тот ответил: «Все хорошо!». Однако, при этом он выглянул из лавки, подозрительно осмотрелся по сторонам и продолжил разговор за плотно закрытыми ставнями. Сообщение о том, что наш разговор, возможно, будет опубликован в прессе, вызвало еще более удивительную реакцию: «Никаких фото и имен!».

Наблюдающийся в арабском мире всплеск исламского экстремизма, к сожалению не обошел страной и Египет. 5 января прошлого года пятьсот солдат египетской армии ворвались в коптский благотворительный центр в Патмосе, что в 30 километрах от Каира. Они принялись избивать сотрудников центра, одного из них даже забили насмерть, и с помощью бульдозеров разрушили часть окружающей здание стены. Центр, зарегистрированный правительством, оказывал помощь и заботился об инвалидах и сиротах на протяжении 15 лет. Все это время против него не прекращаются провокации, сопровождающиеся как видно из этого драматического случая даже убийствами сотрудников.

Не так давно уголовный суд египетского города Сохаг вынес оправдательный приговор 96 подозреваемым в массовом убийстве христиан-коптов, произошедшем в деревне Аль-Кошех 2 января 2000 года. В результате погрома тогда погиб 21 человек. Сначала суд признал виновным только одного обвиняемого, убившего христианина, трое человек были обвинены в менее серьезных преступлениях. Другие 96 обвиняемых были оправданы тогда же, однако приговор опротестовал генеральный прокурор Египта, и Верховный суд страны направил дело на пересмотр. Решение суда вызвало негодование местной коптской общины.

Существуют также строгие ограничения на строительство новых церквей и восстановление уже существующих храмов. Отмечены случаи, когда власти под предлогом борьбы с «самостроем» сносят и легально действующие храмы, хотя Коран и категорически запрещает разрушать храмы иудеев и христиан. Вот один примеров. По сообщению международного христианского информагентства «Worthy News», в мае 2004 года, спустя тринадцать месяцев тюремного заключения и пыток в египетской тюрьме местному коптскому христианину Боулус Фарид Резек-Аллах Аваду разрешили эмигрировать из Египта в Канаду.

Причиной тюремного заключения Авада послужил его брак с бывшей мусульманкой, обратившейся в христианство. Резек-Аллах был арестован в феврале прошлого года службой безопасности Каира за нарушение египетского закона: брак с бывшей мусульманкой, принявшей христианство. В Египте действует исламский закон, запрещающий мужчинам-христианам вступать в брак с мусульманками, при этом мусульманам Египта не разрешается менять свое вероисповедание. Перед тем, как супруги смогли покинуть страну, местные полицейские чиновники получили копии удостоверения, паспорта жены Резек-Аллаха Абдель Азизы и свидетельство о заключении брака.

На протяжении нескольких недель Резек-Аллаха допрашивали и подвергали пыткам в полицейском участке Эль-Шобра, чтобы узнать о местонахождении его жены. 1 июня 2003 года он был освобожден из тюрьмы, и продолжительное время Резек-Аллах находился под наблюдением полиции. В ноябре 2003 года руководители египетской службы безопасности сообщили о том, что ему запрещено покидать Египет. Они также пообещали разыскать и подвергнуть наказанию его супругу за ее „незаконный“ брак с христианином. После того, как его жене удалось покинуть страну, правительство Канады предоставило ей статус беженки, ссылаясь на религиозное преследование, с которым она столкнулась на родине. В марте этого года Резек-Аллах вылетел из Каирского Международного Аэропорта в Канаду, незадолго до того, как истек срок его канадской иммиграционной визы. За несколько недель до этого его жена Энас Иехия Абдель Азиз совершила побег из страны для того, чтобы получить за границей статус беженки. По словам Резек-Аллаха, последний год его жизни был для него очень угнетающим. «Но сейчас я начинаю забывать все это. Бог исцелил мое сердце. Мы с Энас знаем, что Бог благ, и Он доведет до конца все хорошее, что Он делает в нас и для нас».

Несмотря на трудные периоды своей истории, терпимость в вопросах религии всегда отличала египтян. Христианство и ислам просуществовали здесь бок о бок более тысячи трехсот лет. Жизненно важно сохранить этот статус кво и в наше непростое время.

Источник: Христиане страны пирамид

Елена Кривец, Сергей Путилов. «Христианский Египет». Сборник. – М. Изд-во «Лепта-пресс», 2005, 377с.

Издательство «Лепта-пресс» выпустило сборник, посвященный описанию величайших христианских святынь, находящихся в Египте, современной общественно-политической жизни коптов – прямых потомков древних египтян и истории Коптской Церкви. Немаловажно, что авторы в своих работах опираются не только на научные труды предшественников, но и на свои личные впечатления и наблюдения.

Если кто-то думает, будто Египет это исключительно мусульманская страна, населенная лишь завоевавшими ее в VII веке арабами, то он глубоко заблуждается. Когда в ваш гостиничный номер врывается пронзительное пение муэдзина, не забудьте, что каждый десятый житель этой древней страны молится не Аллаху, а Христу. Коптская церковь – представитель восточной, православной ветви христианства, и в этом смысле копты – наши единоверцы. Однако, хотя Египет в последние годы посетили тысячи наших соотечественников, уникальная коптская культура, быт и религиозные верования потомков строителей пирамид остаются малоизвестными у нас в стране.

Со страниц сборника с читателем говорят живые наследники исчезнувшей тысячи лет великой цивилизации: торговцы, монахи, рыбаки. Большое количество содержащихся в книге малоизвестных научных фактов о коптах дополнено наблюдениями о современном непростом политическом положении в стране. Происходящий в арабском мире всплеск исламского экстремизма, к сожалению, не обошел стороной и Египет - страну, где христиане и мусульмане веками сосуществовали мирно.

О недавних взрывах в египетских отелях на Синайском полуострове, в результате которых погибли туристы из Израиля, России и других стран, хорошо известно всему миру. Нападая на туристов, террористы стремятся подорвать экономическую базу правящего режима. Однако первыми, на ком вымещают злобу египетские фундаменталисты, становятся местные христиане - копты. К сожалению, эти факты редко попадают в выпуски не только западных, но и египетских теленовостей… В Египте введены строгие ограничения на строительство новых церквей и восстановление уже существующих храмов. Отмечены случаи, когда власти, под предлогом борьбы с «самостроем», сносят легально действующие церкви, хотя Коран категорически запрещает разрушать храмы иудеев и христиан.

Сборник снабжен большим количеством практических советов и полезной информации о станциях метро, дорогах, стоимости билетов, еды, услуг, особенностях климата и местности, нравах и обычаях местного населения. Все это делает книгу незаменимой для любого человека, путешествующего по Египту.

Первая книга сборника – «Христианский Египет» обзорная работа, в которой с православной точки зрения популярно рассказывается о памятных местах, связанных с бегством Святого Семейства в Египет, о первых христианских монастырях и храмах, возникших на территории современного Египта еще в начале первых веков христианства. Подробно автор описывает особенности христианской Коптской Церкви, рассказывая о ее богослужении, обрядах, календаре и иконографии.

Вторая книга – «Неизвестный Египет, или Крест над пирамидами» – написана живым языком в жанре путевых заметок. В ее основу положены личные впечатления автора от посещения монастыря Антония Великого - древнейшей христианской обители в мире, расположенной в сердце Аравийской пустыни. Подробно рассказывается о жизни простых коптов–христиан, главной особенностью которых является то, что уже полторы тысячи лет наследники исчезнувшей цивилизации являются меньшинством в собственной стране и, несмотря на преследования мусульман, открыто исповедуют христианство.

Сборник «Христианский Египет» предназначен для всех интересующихся современным состоянием христианства на Ближнем Востоке и судьбой величайших христианских святынь. Книга может быть полезна для преподавателей и студентов гуманитарных специальностей, а также для историков, религиоведов и культурологов. Книга дополнена оригинальными цветными фотографиями из личных архивов авторов и имеет удобный «карманный» формат, благодаря чему ее можно брать в путешествие.

Формирование христианской общины в Египте восходит к давним временам. Предания связывают ее возникновение с проповеднической деятельностью евангелиста Марка, подвизавшегося в Египте после Вознесения Спасителя. После завоевания Египта арабами христианская община оказалась изолированной от основной части христианского мира и жила своей собственной замкнутой жизнью, сохраняя свою веру и образ жизни. Стойкость и мужество членов сплоченной общины помогли им на протяжении 14 веков выстоять и даже выработать нормы мирного сосуществования с окружавшим их мусульманским миром. К концу ХХ века численность христиан-коптов в Египте составляла около 10% населения страны (порядка 8-9 млн. человек). Членов христианской коптской общины отличает особое трудолюбие, братская взаимовыручка и поддержка, твердость в вере. К началу так называемых «революционных преобразований» Гамаля Абдель Насера под контролем коптов находилось почти половина национальных рукотворных богатств Египта, что было причиной открытой неприязни со стороны мусульманского большинства.

Свержение короля Фарука стало в известной степени началом непрекращающихся притеснений и гонений на коптов со стороны новой власти. Реформы Насера были направлены на сильное ограничение экономического влияния коптской общины: по распоряжению правительства часть собственности коптов была национализирована. Законодательно были урезаны и гражданские права коптов. Они не имеют права занимать посты губернаторов провинций, быть мэрами городов (даже тех, в которых большинство составляют копты), становиться начальниками полицейских отделов и управлений. Им не разрешается выдвигать свои кандидатуры на должность директоров школ и т.д.

За последние 40 лет в результате репрессивных действий властей и экстремистски настроенных мусульман в Египте погибло более 4 тыс. христиан-коптов.

Перечень дискриминационных положений, ущемляющих свободу и достоинство христиан-коптов, очень длинен. К ним относится, например, административный порядок, регулирующий ремонт и строительство культовых зданий. Мусульмане без всяких трудностей и проволочек могут возводить мечети, а для христиан предусмотрена такая длительная и мучительная процедура согласований для получения разрешения, что пройти весь бюрократический путь оказывается на практике почти невозможным. И в то же время численность христианской общины постоянно возрастает, что делает необходимым строительство новых храмов. Очень многие мусульмане сейчас в Египте стремятся перейти в веру Христову, несмотря на жесткое противодействие властей этому процессу (препятствия в замене документов на новые христианские имена, увольнение с работы и т.д.).


Трагические события, происходящие в настоящее время в Египте, уже приведшие к гибели более трех десятков человек, вызваны как раз многолетней дискриминационной политикой египетских властей по отношению к христианам. Детонатором вспышки явилась нетерпимость экстремистов-исламистов к любым попыткам христиан улучшить условия для отправления своей веры.

В далекой южной провинции Асуан, в деревне Марейнаб, местные христиане-копты решили приспособить старое полуразрушенное здание под церковь. Но как только они принялись за ремонт, их окружила толпа возбужденных фанатиков-мусульман, которые, угрожая расправой, разогнали строителей. Следом за этим нападавшие разрушили все построенное и подожгли остатки здания.

Губернатор провинции Мустафа эль-Сайед, в ответ на жалобу по поводу бесчинств мусульман, практически занял их сторону, заявив, что, дескать, христиан в деревне не так уж много и они могут посещать богослужения в соседнем селе, отстоящем от деревни за несколько километров.

Издевательская позиция властей привела к тому, что копты 4 октября 2011 года устроили сидячую забастовку в Каире перед зданием государственного телевидения, требуя равноправия для всех граждан Египта и одинаковых условий для свободы вероисповедания.

Мирный протест христиан вызвал ярость военных властей, которые приказали армейским частям и полиции силой вытеснить коптов с площади. Одновременно премьер-министр временного правительства, действующий заодно с военными и выполняющий их волю, обратился с призывом «к гражданам» помочь армии в восстановлении порядка и спокойствия. Это было в сложившейся обстановке равносильно приглашению мусульман к расправе над христианами. В воскресенье 9 октября началась «операция», в ходе которой военные грузовики и бронемашины врезались в беспомощных, сидевших на асфальте людей. Около десятка коптов погибло под колесами, на пытавшихся бежать обрушились приклады и дубинки «охранителей правопорядка».

По состоянию на утро 13 октября 2011 года число жертв этой расправы превысило 30 человек, более 300 ранено.

Формально все выразили свою «озабоченность» перед лицом такого дикого произвола: Барак Обама, министры иностранных дел ЕЭС, Генеральный секретарь ООН - все отметились соответствующими высказываниями, только вот никаких обязательных для выполнения требований для гарантии равноправия христиан в Египте почему то не сформулировали. А ведь не так трудно послать авторитетную международную комиссию для комплексного изучения положения христиан в Египте и выработки соответствующих рекомендаций для нормализации положения в этой стране. Видимо, кому-то не хочется спокойствия и мирной жизни в издерганном конфликтами Египте.

Сами копты называют в числе подстрекателей гонений на них Саудовскую Аравию, власти которой очень боятся, что волна переворотов в странах арабского мира захлестнет и их королевство, поэтому поддерживают всех исламистов-экстремистов, которые являются их опорой и надеждой.

В дестабилизации Египта заинтересован, безусловно, и Израиль, который постоянно живет в страхе перед формированием единства исламских стран. Нельзя исключать и того, что экстремистски настроенная часть вчерашней египетской «элиты» вместе с верхушкой армейского командования, не желающей терять власть и связанные с нею привилегии, хотели бы сорвать намеченные на ноябрь 2011 года парламентские выборы в стране. А для этого любые провокации хороши!

Когда в среде российских интеллигентов речь заходит о Египте и египтянах, обязательно найдется тот, кто вспомнит о коптах, демонстрируя тем самым высокий уровень своей эрудированности. Не знать о существовании загадочных коптов в приличном московском обществе сегодня уже почти неприлично.

Немного истории и фактов

Коптами называют традиционных христиан Египта, которые составляют от 8 % до 10 % населения страны и принадлежат к египетской Коптской Православной (нехалкидонской) Церкви, возглавляемой Патриархом Шенудой III. В то же время копты являются одной из самых древних христианских общин на Ближнем Востоке.

Изначально слово "копт" происходило от греческого "айгуптиос" и означало "египтянин". Постепенно, начиная с I века н.э., египтяне принимают христианство, которое становится основной конфессией страны вплоть до прихода арабов в 641 г. Таким образом, в некотором смысле все жители Египта являются потомками коптов.
Христианство на египетскую землю приносит св. апостол Марк, который и основывает одну из старейших Церквей мира - Александрийскую Церковь. И именно из Александрии новая религия распространяется по всему Египту. Началом же коптской эры сами египетские христиане считают 284 год н.э. - год, открывающий так называемый календарь коптских мучеников: в этом году императором Рима становится Диоклетиан, чье правление отмечено страшными по своей жестокости гонениями на христиан, особенно в Египте. В его правление несчетное число коптов подверглось чудовищным пытками и казням. С тех пор копты ведут свое летоисчисление, пользуясь аббревиатурой А.М., которая соответствует латинскому "Anno Martyrum" - буквально "Эра мучеников".

Однако в конце V века происходит событие, навсегда изменившее судьбу Коптской Церкви. На состоявшемся в 451 г. Халкидонском IV Вселенском Соборе был принят догмат о том, что Иисус Христос имеет две природы - Божественную и человеческую. Представители же Коптской Церкви вместе с Армянской, Эфиопской и Сирийской "Яковитской" Церквами отказались соглашаться с такой формулировкой, веруя во единую Божественную природу Христа. Вследствие теологического конфликта копты, названные монофизитами, были отлучены от семьи христианских Церквей.
Изоляция Коптской Церкви долгие века препятствовала межцерковному общению между Египтом и другими странами, но, вместе с тем, позволила египетским христианам сохранить уникальные черты раннехристианских традиций, утерянные другими христианскими конфессиями.

Когда после российских храмов, поражающих своим величием и великолепием, попадаешь в коптскую церковь, становится непонятно, а в храме ли ты вообще. Кто-то куда-то ходит, стоят скамейки, под потолком жужжат вентиляторы, на полах небрежно и криво постланы протертые коврики, а вокруг бегают дети. И это в столице. А в провинциальных церквях прихожане разуваются перед входом в храм, что явно свидетельствует об изначально общей традиции христиан и у мусульман. Причем, скорее всего, традиция оставлять обувь за порогом храма и входить в Дом Божий босиком берет свое начало в древнеегипетских обычаях, ведь известно, что в свои языческие храмы египтяне времен фараонов входили разутыми.

Есть и другие параллели в ритуалах и предписаниях египетских христиан-коптов и мусульман, что только подчеркивает общность традиций двух религий одной страны. Известно, что потребление алкоголя считается грехом в исламе. Однако же и египетские христиане негативно относятся к употреблению спиртных напитков. Более того, во время причастия копты в последние годы стали использовать не вино, а неферментированный (то есть не забродивший) виноградный сок. Коптская просфора представляет собой круглую лепешку пресного хлеба с изображением коптского креста по центру.

Также в деревенской коптской церкви можно увидеть людей, расположившихся прямо на полу под какой-нибудь иконой и спокойно перекусывающих что-то из принесенного с собой. На праздники коптские храмы превращаются для местной молодежи в место для знакомств. Именно в церкви девушки и юноши подыскивают себе женихов и невест. Копты чувствуют себя здесь свободно - как у Отца дома… В этом есть что-то настоящее, какая-то очень верная суть истинного христианства, при этом с трудом воспринимаемая русским православным сознанием, которое, как правило, приучено к золоту Византии и к покорности перед иерархией.

Продолжая "золотую" тему, хочется отметить, что в коптских храмах убранство более чем скромное, а иконы похожи на произведения примитивистов - образы святых будто нарисованы ребенком. Тема детскости и наивности прослеживается и в одеянии коптских монахов, которые носят в качестве головных уборов черные расшитые крестиками капюшончики, напоминающие шапочки, надеваемые грудничкам и символизирующие чистоту их обладателей, сравнимую с чистотой младенцев.

Служба в коптских церквях совершается на арабском и коптском языках (последний - древний язык египтян, который был вытеснен со временем арабским). Женщины и мужчины сидят в храме по разные стороны, причем женщинам можно надевать брюки и не покрывать голову.

Нередко в России приходится слышать от "знатоков" вопроса удивительнейшие рассказы про египетских христиан, порой напоминающие вымыслы средневековых путешественников. Попробуем разобраться в некоторых из них.

Пять мифов о коптах

Миф I. Копты - единственные потомки фараонской цивилизации

Большинство наших соотечественников, имеющих представление о том, кто такие копты, убеждены: именно египетские христиане являются потомками "тех самых" египтян, создавших великую цивилизацию Древнего Египта с ее пирамидами, сфинксом, Тутанхамоном и Нефертити.

Эта идея наполняет россиян неслыханным пиететом перед коптским населением Египта, на фоне которого возникает пренебрежительное отношение к египетским мусульманам, якобы ведущим свое происхождение от кочевников-арабов, пришедших в Египет с войском мусульманских завоевателей, которые чуть ли ни поработили коптов-христиан.

Конечно, противопоставление "свои - чужие" в данном контексте напрашивается само собой: "наши копты" vs. "чужие мусульмане". Однако такое представление не более чем очередная идеологема: на самом деле египетские мусульмане в большинстве своем точно такие же потомки древних египтян, как и копты. Фактически египтяне - единый народ, разделенный конфессиональной принадлежностью: предки одних остались в лоне прежней религии, тогда как предки других приняли новую веру.
Интересно, что лица многих современных египтян - как христиан, так и мусульман - поразительно схожи с изображениями на древнеегипетских фресках или папирусах, что подтверждают и ученые-египтологи, и антропологи.

Миф II. Копты имеют доступ к тайнам и владеют скрытым от человечества сакральным знанием

Этот миф особенно распространен в среде мистически ориентированных россиян, которые слышали что-то о гностической традиции и апокрифических Евангелиях, найденных в Египте в прошлом веке. Бытует мнение, что Коптская Церковь, веками отлученная от семьи мировых Церквей, сумела в тайне сохранить некое истинное христианское мистическое знание, основанное на гностической традиции.
В действительности же копты всячески избегают намеков на какие-либо тайные знания и вряд ли с ними знакомы, несмотря на безусловное наличие в коптской традиции широкого спектра символики цвета, цифр и пр.

Миф III. Копты владеют большей частью египетского капитала

Мнение о том, что египетские христиане-копты являются обладателями несметных богатств, распространено и среди некоторых радикально настроенных мусульман. Серьезных оснований для подобного утверждения нет. Пожалуй, единственным фактом, способным косвенно подтверждать этот миф, является существование коптской семьи Савирасов - одной из наиболее богатых семей страны. Савирасы владеют различными производствами и компаниями, контролируют значительный сегмент строительного бизнеса, мобильных коммуникаций и пр.

Миф IV. Копты - покорные и забитые христиане Египта

Представление о коптах как о тихом и забитом меньшинстве, мягко говоря, неоправданно. Вернее будет сказать, что копты так сами о себе думают и сами себя так позиционируют. Однако в реальности коптская молодежь сегодня в значительной степени заражена вирусом экстремизма. Может быть, даже больше, чем мусульманская молодежь Египта.

Очевидно, что подъем коптского самосознания сегодня идет по пути противопоставления себя мусульманам, при этом эскалация напряженности в отношении иноверцев считается среди многих египетских христиан чуть ли ни доблестью.

И если еще несколько лет назад среди коптов была распространена традиционная татуировка в виде маленького крестика на запястье или у фаланги большого пальца, то сегодня нередко можно видеть молодых людей с татуировкой во всю руку с изображениями Христа, Богоматери или разных святых. Демонстрация собственной религиозности в коптской среде все стремительнее понимается как обретение смысла жизни.

Миф V. Копты - угнетаемое мусульманами меньшинство

Распространенное на Западе и в России представление о коптах как о притесняемом злыми мусульманами христианском меньшинстве приходится слышать повсеместно. Даже многие российские ученые тиражируют стереотип о египетских христианах, подвергшихся жестоким гонениям со стороны пришедших в Египет арабов-завоевателей.

В действительности приход арабов-мусульман с войском мусульманского военачальника Амра Ибн Аль-Аса в Египет был воспринят египетскими христианами-коптами с огромной радостью, так как последние видели в них долгожданных освободителей от византийского ига (большая часть коптов к тому времени уже отвергла византийское Православие). Арабы же, в свою очередь, предложили египтянам необходимое покровительство. Жалеющие сохранить христианскую веру должны были платить специальный налог "джизью", в обмен на который получали защиту от византийских властей, жестоко притеснявших коптов-монофизитов, которых в Константинополе считали еретиками.

Впоследствии египетская история, конечно, знала и притеснения коптов, однако объективная информация о них обычно смешана со множеством мифов.

Сегодня Египет переживает период межрелигиозной напряженности, то и дело можно слышать о столкновениях христиан и мусульман страны. Но в этом, к сожалению, схожи многие страны современного мира.

Очевидно, что разыгрывание религиозной карты - один из самых надежных способов дестабилизировать ситуацию в любом социуме, даже в таком некогда сплоченном как египетский. Поэтому лозунг, некогда провозглашенный выдающимся египетским политиком Саадом Заглюлем "Религия для Бога, а Родина для всех", оказывается сегодня жизненно важным для сохранения национального единства страны.

Считается, что копты являются прямыми потомками древних египтян и египетских фараонов. Само слово «копт» происходит от греческого Αιγύπτιος — «айгопти ос» и означает просто «египт янин», а греческое слово: geo+copt обозначает «земля коптов» . Сами потомками древних египтян называли и себя и свою страну «хемус «- «земля»(др.-греч.: Aἷμᾰ (Haîma) — кровь; Αἷμος (Haîmos) — кровная, лат.: haema 😉 . Хемус — древнее название Балканских гор.

Коптский язык развился из древнего египетского языка, сохранив многие его особенности и элементы того языка, на котором разговаривали фараоны. Язык коптов является последней стадией развития языка древних египтян и Франсуа Шампольоном с успехом использовал современный язык коптов при расшифровке древнеегипетских иероглифов. Коптский язык сохранил в себе он сочетание элементов древнегреческого языка, существовавшего в эпоху древнеегипетских фараонов. Коптские буквы похожи на греческие, из греческого же языка заимствовано много слов.

В начале нашей эры иероглифическое письмо древнеегипетского языка сменили на греческое написание текстов, а древнеегипетский язык стали называть коптским.
К этому времени христианство в Египте уже получило широкое распространение, и священная Библия была переведена на язык египтян, которые не знали греческого. Да, и египетского иероглифического (демотического) письма простой народ Египта не знал, так как для изучения иероглифов требовалось специальное, длительное обучение. Переводчикам Библии пришлось создать алфавит из 24 греческих букв и добавить 6 новых знаков для шипящих звуков, отсутствующих в греческом языке. В начале IV века египтяне-христиане, или «копты» , знакомые с греческим алфавитом, смогли читать Святое Писание.

В последние годы исследователи обнаружили на погребальных масках египетских фараонов тексты на коптском и греческом языках , а также тексты коптского евангелия и фрагменты античных произведений классических греческих авторов.

Копты, как и были не похожи на остальных жителей Египта, они отличались светлой кожей и красивым разрезом глаз , они и сегодня сохраняют тонкие черты лица, точеный профиль фараонов. На протяжении многих веков копты строго хранят чистоту своей крови и в жены берут только женщин европейского вида, похожих на белокожих коптских женщинах. Женятся копты только один раз в жизни, гражданские браки и разводы у них не признаются.

Египетский бог Гор в римском военном костюме

Римское завоевание Египта

В 332 году до нашей эры Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию. Через Александрийский порт в страну стали проникать товары со всего Средиземноморья, вместе с торговцами греками и македонянами. Александрия в начале нашей эры была одним из центров торговли Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры.

С этого времени только греки могли занимать чиновничьи должности. Официальным языком стал греческий, которого древние египтяне не знали. Уделом коренных жителей Египта коптов, земледельцев и ремесленников оставались лишь тяжёлый труд, налоги и поборы. Количество денежных налогов и поборов, в виде сельскохозяйственных продуктов — хлеба, вина, растительного масла, доходило до 450! Не будучи в силах вынести эти налоги и поборы, египтяне поднимали восстания в 165, 181-184 годах уже нашей эры, но римляне жестоко расправлялись с восставшими.

После завоевания Египта римлянами, ограничения в правах и угнетение египтян ещё больше ужесточились. Для новых хозяев Египет был житницей, римляне стремились вывезти как можно больше зерна.

Во II веке нашей эры в Египте стало распространяться христианство. Центром распространения новой религии стала Александрия. В 213 году при подавлении очередного восстания египтян римляне разрушили даже ирригационные каналы, обрекая земледельцев на голод и мучения. Римский император Деции в 250 году решил истребить христианство, заставив всех христиан совершить при специальной комиссии римские языческие обряды. Тех, кто отказывался это делать, отправляли в темницу, морили голодом и отрубали голову, сжигали на костре или бросали на съедение диким зверям. Женщин-мучениц казнили зверским образом: привязывали к верхушкам двух пригнутых к земле финиковых пальм и, резко отпуская, разрывали их пополам.

В 258 году римский император Валериан издал указ о казни всех христианских священников, а знатных христиан за отказ от жертвоприношения лишали имущества и превращали в рабов.

Страшные мучения остались в памяти египетского народа, копты ведут счет времени по «эре мучеников» — с 28 августа 284 года, даты восшествия на престол римского императора Диоклетиана, беспощадного гонителя христиан, по указу которого, тысячи христиан мужчин и женщин с детьми, после пыток предавали мучительной смерти.

В 313 году император восточно-римской империи Константин Великий объявил себя христианином и издал указ о вероисповедании.

Арабское завоевание Египта

Копты в Египте почитались с глубокой древности, они были настоящими хранителями древнейшей культуры Египта, древнеегипетского языка и веры.

В 1970-х в Верхнем Египте была обнаружена книга заклинаний, написанная в VII-VIII веке на коптском языке. Книга заклинаний ещё не полностью расшифрована, но учёные уже обнаружили в ней любовные заклинания, заклинания для изгнания злых духов, лечебные и проклинающие заклятия.

Учёные полагают, что в не расшифрованной пока части «Египетского справочника колдовских сил» хранится еще много тайн, которые раскроют правду о верованиях древних коптов.

Коптский язык использовался в официальных документах Египта до арабского нашествия в 641 году, после вторжения арабов в Египет официальным языком государства стал арабский, а коптский язык фараонов был исключен из употребления в государственных документах.

Ритуальные заговоры, записанные на коптском языке

После 641 года египетских христиан стали называть коптами, в отличие от египтян, принявших ислам. В современном Египте численность коптов, исповедующий христианскую религию, по разным источникам, составляет от 6 до 8 млн. человек.

При арабских правителях Египта Аббасидах (750 — 1258 г.г.) жизнь коптов становится очень тяжелой. Хотя многие копты продолжают занимать ответственные посты в Египте, дискриминационные законы, принимаемые после 850 года, усложняют положение коптов, и к середине IX века копты оказались в Египте христианским меньшинством. Хотя исламское господство сопровождалось частыми преследованиями коптов, бывали и периоды относительной свободы, и тогда Церковь вновь расцветала и создавала выдающиеся богословские и духовные произведения на арабском языке.

Коптская Церковь

Коптская церковь Египта — самая ранняя христианская церковь в мире! Коптская Церковь была основана в 42 году нашей эры самим святым Марком Евангелистом, прибывшим в столицу древнего Египта Александрию с проповедью христианства.

Епископ Кесарийский Евсевий, написавший около 310 года первую «Историю Церкви» по-гречески свидетельствует о том: «Святой Марк первым отправился в Египет, чтобы проповедовать Евангелие, которое он уже записал, и сначала он организовал церковь в самой Александрии» (Евсевий, ОН 2.16.1). Эта информация дополняет «Хронику Евсевия», где Епископ Кесарийский отмечает приезд святого Марка в Александрию на третий год правления римского императора Клавдия (41 – 54 гг.) — то есть в 42 — 43 году .

Основание самой ранней христианской церкви произошло через десять лет после даты смерти Иисуса Христа, традиционно считавшейся в 33 году нашей эры.

Крылатый Лев — символ евангелиста Св. Марка

Святой Марк написал самое раннее из четырёх Новозаветных Евангелий , был основателем первой христианской церкви и первым епископом Александрийской церкви, ещё до основания Римской церкви.

Благодаря деятельности возникших в Египте первых христианских поселений египетский город Александрия оказался первым среди пяти первых христианских столиц — вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. Считается, что именно Александрийская школа богословия, основателями которой были св. Климент, Ориген, Кирилл, пыталась привить христианству философский язык.

В 69 году святой апостол Марк принял мученическую смерть от римлян-язычников. Святой Марк, крестивший коптский народ, почитается у коптов первым патриархом. Часть его мощей хранится в коптском храме в Александрии.

Приняв христианство, копты стали избирать с 536 года своего духовного отца, главу христианской церкви Александрии, который носит титул Папы. Сейчас коптский Папа вместе с синодом находится в Каире.

Коптскую христианскую традицию избрания Папы, переняли римляне, позднее принявшие христианство, как государственную религию, и церковные иерархи Рима стали избирать Папу. В отличии от Папы римского, избираемого в довольно преклонном возрасте смерти, коптский папа-патриарх избирается пожизненно на поместном соборе из самых известных монастырских духовников, много лет проживших в пустыне, он служит своему народу пожизненно, пользуется непререкаемым авторитетом и является лидером нации.

Нынешний коптский Папа Александрийский, Патриарх престола св. Марка — Шенуда III родился в 1923 году, избран в 1971 году, возглавляет Коптскую церковь и является единственным духовным лидером всего народа. Папа доступен, особенно для людей, приехавших издалека. Еженедельно он в сопровождении епископата проводит встречи с народом в соборе Св. Марка. Громадный храм заполняется народом, папа садится за стол на солее, и 40 минут произносит духовное слово к прихожанам, затем около часа без подготовки отвечает на записки, заранее опущенные в специальный сосуд, стоящий в храме.

Коптские храмы похожи на все православные храмы, особенно внутри — алтарь, ориентированный на восток, солея, иконостас, росписи, свечи, утварь, но отличаются особой скромностью и простотой своего убранства. В большинстве коптских храмов есть скамейки, фрески на стенах храма встречаются нечасто, иконопись упрощенная, без деталей, изображения плоские, пропорции не соблюдаются, как на детских рисунках. Кресты в коптских храмах ориентированы в двух направлениях, так что с любой стороны храма виден Крест.

При входе в храм копты снимают обувь. В коптской церкви мужчины и женщины разделены перегородкой, они молятся семь раз в сутки, обратившись на восток, обязательно в головных уборах. Постятся копты большую часть года, соблюдая пять постов, семь великих и пять малых праздников. Коптские священники носят шапочки-тюрбаны и кресты, сделанные из кожи, и к ним так же подходят прихожане для обязательной исповеди и благословения.

Христианские традиции копты хранят очень трепетно, они венчаются в церкви.

Официальная дата появления Коптской церкви — 451 год Халкидонский Вселенский Собор, осудивший монофизитство как ошибочное учение, и Коптская Церковь Египта откололась от ортодоксальной христианской церкви. В Александрии избирают дух патриархов - коптского и греческого, при этом копты называют себя ортодоксами, в то время как почти на всех языках Европы этим термином определяются православные христиане. год раскола, произошедшего на Халкидонском Соборе.

Копты - монофизиты (от греческого: monos — один и physis — природа, естество) — учение в христианстве, возникло в V веке. Монофизиты — армяне, эфиопы, и потомки фараонов копты, считают человеческую природу Иисуса Христа «единосущностной», поглощенной божественной природой. Согласно христианской вере коптов, Иисус Христос имеет единую божественную сущность, не разделённую на божественную и человеческую. Копты - монофизиты противопоставляли свои христианское воззрения, учению Архиепископа Константинополя Нестория (428-431 г.г.).- несторианству, подчеркивающему человеческую сущность Христа.


Из религиозных праздников копты почитают христианское Рождество, отмечая его 7 января. Праздник Пасхи очень древний, его отмечали ещё фараоны в Древнем Египте и назывался он тогда Опет. Копты отмечают праздник весны в пасхальный Понедельник, совпадающий с православной Пасхой - Жам эн-Нессим, что в переводе с арабского означает «аромат западного ветра». Копты в этот день массово выезжают за город и устраивают праздничные пикники. Александрия является древним коптским церковным центром, там находятся захоронения всех патриархов Коптской Церкви, начиная от святого апостола Евангелиста Марка.

Центр Коптской христианской Церкви коптского народа расположен в египетском Каире и включает в себя гигантский собор св. Марка, древний храм апостолов Петра и Павла, множество различных служб и зданий. В египетском Каире находится главная духовная семинария Коптской Церкви. В Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптской культуры.

Монашество

Именно у коптов в 3−4-м веке возникло монашество, которое отсюда распространилось по христианскому миру. Стало оно неотъемлемой частью и русского православия.

Первый монастырь был основан в египетской Восточной пустыне, вдали от Нила египетским христианским подвижником преподобным Антонием Великим (251- 356 г.г.). Почти одновременно с ним в Египетской пустыне возник монастырь св. Павла.

Почитаемые христианской церковью святые Мария Египетская, преподобный Макарий Египетский, св. Екатерина родились и жили на берегах Нила. В настоящее время в Коптской Церкви имеется 12 мужских монастырей с 600 монахами и шесть женских монастырей с 300 монахинями, где монахи живут, согласно монастырскому уставу, в строгости и молитвах, питаясь в основном хлебом и водой.

Египтяне не только дали христианскому миру монашество — традицию, ставшую неотъемлемой частью и русской православной культуры, но и возрождают монашество в наши дни. Немало молодых монахов, занимающихся сельским хозяйством и издательской деятельностью, вновь заселяют древние монастыри Египта. Больше всего монастырей сосредоточено в Вади-эн-Натруне, в 60 милях к северо-западу от Каира.

Египет дал миру множество святых, чтимых повсюду в христианском мире — это Святой Павел Фивейский 90 лет постился в одиночестве, святой Макарий Египетский, способный «добрым словом и худого человека сделать добрым», святая Мария Египетская , раскаявшаяся блудница, святая великомученица Екатерина , отказавшая римскому императору ради «брака с Господом».

Самыми известными в мире коптами были Св. Афанасий, Св. Василий - автор праздничной православной церковной литургии, Св. Пахом - основатель монашеского и отшельнического движения.
Сохранились руины древнего коптского христианского монастыря V века близ Саккары — города мёртвых, рядом с Мемфисом — древней столицей Египта.

Коптская культура и искусство

Коптская культура — это удивительный сплав египетских, греческих и христианских мифов. Один из крупнейших исследователей коптских древностей, Александр Каковкин, утверждает, что копты воспринимали языческие божества и героев христианскими персонажами: «Так, Иустин Философ, или Мученик (ум. ок. 165), в мифах о Дионисе, Геракле, Асклепии видел искаженные библейские пророчества о Спасителе. Особенно много общего Иустин находил между Христом и Иосифом».


Одним из самых интересных коптских искусств является изготовление тканей. Копты ткали, используя, в основном, гобеленовую технику переплетения нитей. Среди излюбленных мотивов — подвиги Геракла и история Иосифа.


В Каирском музее Коптов хранятся сокровища коптской культуры. Коптское искусство представляет собой удивительно привлекательный и очень радостный стиль, отказывающийся от правил классического Рима, но изобилует созревшим виноградом, героическими сценами сражений или охоты — все нарисовано или вышито в веселых, ярких тонах, напоминающих энергичные детские рисунки.

Коптское искусство настолько радужно красиво, что при исламе, копты продолжали исповедовать христианство, поглощая яркость красок коптского ремесла, и применяя его элементы в своём искусстве.


Копты не мумифицировали своих мертвых, но хоронили их в пустыне . В песке, предметы одежды коптов хорошо сохранились. Они дают нам представление о традициях ткачества, и особенностях одежды коптов. Это развернутое детское платье, воротник вокруг шеи и манжеты рукавов отделаны полосой цветной вышивки, в которой можно рассмотреть характерные элементы коптского орнамента.

До нашего времени дошла коптская литература, в которой большое место занимают рассказы о религиозных мучениках (мартирии) и жизнеописания первых деятелей коптской церкви. Эта литература — важный источник для изучения ранней истории христианства.

В 1517 году власть в Египте перешла в руки турок, гонения и притеснения на египетских коптов-христиан привели к тому, что в XVII веке коптский язык перестал быть разговорным языком.

Учёные-копты, опасаясь за судьбу коптского языка, издавали грамматические учебники, но и это не помогло. Богослужение в коптской церкви ведётся на коптском языке, но прихожане уже не понимают его. Иногда копты пользуются Библией, в которой текст дан параллельно на двух языках коптском и арабском, и священники читают тексты свящённой книги на двух языках.

Египет — несравненный хранитель потерянного времени: место, где прошлое никогда не умирает. Мы думаем о древнем Египте как о земле мумий и пирамид египетских фараонов, но сухая земля и песок, сохранивший древние могилы фараонов, также чудесно сохранила манускрипты, произведения искусства и предметы быта, одежда, обувь, того далёкого времени, детские игрушки, рядом с прекрасно сохранившейся туникой.

Самые старые книги в мире написаны в Египте на папирусах и пергаменте, они хранят тексты древнегреческих пьес. Найденные при археологических раскопках в Оксирхинчусе (англ. Oxyrhynchus) реалистичные портреты древних коптов завораживают своей красотой и совершенством.

Судя по найденным древним манускриптам на иврите, древнегреческом и арабском языке, в древнем Египте мирно жили бок о бок различные национальные общины на протяжении тысячелетий. В Египте сохранилась Еврейская Библия 9 — 10 века с яркими рукописными буквами на иврите, рядом Кодексом Синайтикус (Codex Sinaiticus) — самым старинным в мире христианским текстом Нового Завета, написанным в монастыре Святой Екатерины на Синае в середине 4 века н.э. , то есть во времена Римской империи. Рядом с этими рукописями лежит великолепная копия страницы из Корана 8 века н.э., созданная спустя столетие после завоевания Египта исламом.

Менее всего сохраняются сведения о самой вере, о появлении монотеизма из языческого многобожия (политеизма). Как происходил переход от боготворения языческих богов к поклонению единому богу?

Египетская галерея языческих богов была особенно экстравагантной.

Римская империя, поглотившая Египет после битвы при Ациуме в 31 году до н.э., была очарована экзотическими египетскими божествами, такими как Исида и Серапис. По своей давней традиции римляне принимали в свой пантеон новых богов, которым поклонялись завоёванные римлянами народы. Сохранилась бронзовая статуэтка римского императора с головою египетского божества шакала Анубиса, и мраморный бюст бога Сераписа на его голове.

Среди этих странных египетских богов был также бог Иегова, согласно Библии у евреев была долгая история, связанная с Египтом. Саймон Шама в своей книге «История евреев» пишет, что реальные сведения из истории евреев мы находим в документах, хорошо сохранившихся египетских папирусах. Например, письмо римского императора Клавдия, в котором он говорит местным жителям не поклоняться ему как богу и просит их терпеть евреев.

Новая христианская религия охватила Римскую империю во втором веке нашей эры.

В древнем Египте, захваченном Римом можно увидеть самые древние образцы христианского искусства, ставшие откровенным подтверждением того, как христианство принимало языческую символику и обряды.

Великолепно сохранившийся древнехристианский текстиль с необыкновенно яркими, электризующими красками вышивки, мозаикой с классическими виноградными лозами, и херувимами (putti — путти) и, что более странно, древним египетским символом «анк» — крестом с петлистым верхом, который на тысячелетия предшествовал христианству, но был принят христианами Египта, как знак вечной жизни.

Древний Египет приближает нас к решению тайны самой религии. Первоначальная религия египетских фараонов вырастает из песков предыстории, он так же стара, как и любая другая религия, основанная на стремлении человека к вечной жизни.

Египтяне использовали магию и мумификацию умерших, для обеспечения их вечной жизни после смерти — символ «анк» служил этой цели. Монотеистическая христианская религия тоже обещает вечную жизнь праведникам после смерти, поэтому не удивительно, что христиане приняли египетский анк, как один из своих знаков.

Старый Каир всё еще сохранился в лабиринтах церквей, и веры, которую сохраняют копты и называют христианством.

Существуют исламские манускрипты, которые воспроизводят старых богов древнего Египта, а также книги египетских заклинаний, повторяющих ту же магию, что и языческие римляне, ранние христиане и средневековые мусульмане. Для веры, которая действительно универсальна, используют древнюю египетскую магию, традиция её восходит к древним временам и смешивает религиозные воззрения евреев, христиан и исламские идеи. Магия проклятия, остаётся проклятием, каким бы богам ты ни верил.

Древний Египет указывает на то, что мирное сосуществование разных религий и взаимопроникновение религиозных идей, символов, обрядов и традиций вполне возможно . В древнем Египте были времена, когда христиане защищали мечети, а мусульмане защищали христианские церкви, евреи же почти полностью исчезли из современного Египта.

2017-06-12

Святая Семья пришла в Египет около двух тысяч лет назад, скрываясь от преследований безумного правителя Палестины - царя Ирода. Египет уже приютил многих пророков, таких, как Авраам, Исаак, Иаков, Моисей и Иеремия вместе с племенами израильтян, но величайшим благословением был отмечен, когда Иисус пришел сюда со своей матерью Девой Марией и оставался здесь до смерти Ирода. Спустя четверть века молодой иудейский проповедник, странствующий по Галилее, - Иисус из Назарета, - начинает произносить свои удивительные проповеди и завоевывает невиданную народную поддержку, обретая репутацию самого влиятельного пророка той поры. Некоторые последователи Иисуса называют себя его учениками и утверждают, что он тот самый долгожданный мессия, Христос.

Согласно историческим сведениям, новое учение пришло в Египет в середине I века, во времена правления императора Нерона, его принес один из апостолов Иисуса Христа - св. Марк. Христианство встретили здесь с энтузиазмом, как и везде, где античной цивилизации не удалось обеспечить людям достойную жизнь. Естественной основой для пропаганды новой веры явилось присутствие в Александрии значительной иудейской колонии. Иудейская беднота находит выражения типа «первый станет последним и последний станет первым» неотразимыми. Фактически первым в Египте крестился иудейский сапожник из Александрии.

Непросто ответить на вопрос, почему египтяне, с их неповторимой цивилизацией, приняли божественность Иисуса. Быстрое распространение новой веры было несомненно ускорено условиями, в которых находился Египет под римским правлением. Император Октавиан Август превратил Египет в римскую колонию и, разогнав Сенат в Александрии, лишил греко-македонскую правящую элиту административной власти. Институт освящения монархии - существенная характеристика египетского общества во времена фараонов, которая поддерживалась династией Птолемеев, перестал существовать. Римские наместники правили Египтом, не спрашивая благословения жрецов, и престиж египетских священников катастрофически упал. Египет стал вотчиной императора, местом отдыха и развлечений высшего римского общества. Римляне взвалили огромные налоги на население и, по сути, превратили Египет в житницу, поставляющую пшеницу в Рим. Они рекрутировали египтян в римскую армию сражаться и умирать в других странах в бесконечных войнах. Египтяне не обладали никаким влиянием в собственной стране и ощущали себя людьми второго сорта. Среди них царила атмосфера всеобщего разочарования, унижения и дискриминации. Молчание оракулов способствовало образованию духовной пустоты, где прошлое оказалось вне памяти и будущее - без надежд. Это была та пустота, которую заполнило христианство. Люди с готовностью встретили доктрину, дающую им надежду на спасение, братство и милосердие. Свод прежних языческих верований подготовил почву для христианского послания. Вера в загробную жизнь и действенность молитвы, прощение грехов, обряд крещения и очищения водой - все это было в Египте за тысячу лет до христианства. И после потери своей независимости египтяне продолжали верить во всеохватывающий космический порядок, который управляет человечеством. Христианство отвечало их религиозным традициям с культом Осириса и Исиды как прообразов Иисуса Христа и Девы Марии. Оно снова возвращало им домашний алтарь, священников, небесную иерархию ангелов и Бога как Отца и Создателя порядка.

Вначале распространение новой веры в этом регионе Римской империи воспринималось властями спокойно. Языческая религия римлян была связана с успехом, языческие боги сулили победу в войне, хорошие урожаи, удачу в любви и браке, рождение сыновей и дочерей. В Римской империи казалось естественным совершать жертвоприношения и курить фимиам божественным Цезарям, какой бы отвратительной ни была их тирания. Народный энтузиазм распространял божественные почести на таких героев, как умершие атлеты и боксеры, и даже на лошадей - чемпионов Олимпийских состязаний! Поражения, голод, неудачи, бесплодие, гражданские беспорядки считались признаком нерасположения богов. Традиционная религия античного Рима являлась общественным культом, и отказ участвовать в нем рассматривался как нелояльность со всеми вытекающими последствиями. Для египетских христиан требование обожествления императора, обладающего, как правило, сомнительными моральными качествами, было оскорбительным, и они уклонялись от жертвоприношений. Св. Марк был убит в 62 г. в Александрии, когда открыто выражал протест против языческих обрядов. Христиане, однако, делали все, чтобы убедить людей не следовать обычаям их отцов, иудеев и не иудеев, и тем самым разрушали монолитность общества. Универсальный и совершенный Бог христианской религии очень отличался от многочисленных и непредсказуемых богов Олимпа, имевших ограниченную силу и местное значение. Молодая Церковь поощряла благочестие, покаяние, равенство женщин, порицала самоубийство, проповедовала отказ от идолопоклонства, языческого эротизма и инцеста. В то время как политеизм с его вседозволенностью охватил все античное общество, моральная строгость новой религии и христианская этика значительно ограничивали участие христиан в определенных видах профессиональной деятельности, что приводило к некоторому отделению верующих от общества. Истинный христианин не мог помышлять о профессии учителя, поскольку это предполагало изучение литературы и философии, проникнутой языческими идеалами. Актерство и танцы также считались подозрительными занятиями, а любое вовлечение в магию совершенно недопустимым. Насилие рассматривалось как несовместимое с этикой Царства Божьего, и потому у христиан возникали сложности с воинской службой. «Плохое поведение» христиан, как охарактеризовал его император Адриан в 130 г., власти осознали позже: христиане отказывались поклоняться всемогущему божественному императору и молились своему единственному богу - бедному и гонимому Иисусу, более того, христианские сообщества объединились против попыток Рима навязать официальное язычество. Однако гонения на христиан в тот переходный период случались все же редко, и молодое учение успешно развивалось. Оплотом религиозной науки в период раннего христианства стал теологический колледж в Александрии. Патриарх Клемент (160-215 гг.) возглавлял его на протяжении 20 лет. «Вначале было Слово, и это слово было Бог». Вся ранняя христианская литература создавалась на греческом языке. На протяжении многих веков до Рождества Христова официальными языками в Египте были греческий и египетский, причем греческий употреблялся более широко, так как был значительно легче для изучения и чтения, чем египетские иероглифы. Около 750-656 гг. до нашей эры ученые приступили к переложению египетских фонем на греческий алфавит, и это потребовало добавления к нему восьми знаков египетского письма, чтобы передать те звуки, для обозначения которых не было греческих букв. Трансформированный таким образом язык стал называться коптским. Слово «копты» означало «египтяне» и происходило от греческого названия страны - Айгуптос, то есть Египет. При Клементе псалмы и избранные главы из Нового Завета были переведены с греческого языка на коптский, что сделало доступным Священное писание большинству египтян. Клемент написал комментарии к Библии и ряд теологических трактатов, осуждающих абсурдное поведение языческих богов Олимпа. Более актуальным, однако, стал трактат под названием «Спасение богатого человека», деликатно затрагивающий проблему, к которой деловые люди были очень чувствительны. Проблема богатства волновала состоятельных христиан, и они истолковывали буквально заповедь Иисуса Христа богатым молодым людям, искавшим спасения, «продать все, что имеешь, и раздать бедным». В ответ на эти толкования Клемент утверждал, что «Слово Божие не предписывает нам отказаться от богатства, а только распоряжаться им достойным образом». Мудрый патриарх верил в бескровный приход истинной веры. Но напрасно Клемент надеялся на мирный и спокойный переход от язычества к христианству. Новая вера уже надвигалась с обоюдоострым мечом, который разнесет античный мир на части, и здесь, в Египте, она уже нанесла удар по эллинизированной элите с ее богами-гибридами, изобретенными Птолемеями. Христианство объявило войну двум величайшим силам - государству и сексу, и старый порядок в течение этого сложного противостояния оказался на грани исчезновения. Вместе со всей Римской империей Александрия окунулась в водоворот гражданских и религиозных смут. Сам Клемент в 203 г. вынужден был бежать в Палестину, скрываясь от преследований императора Септимия Севера. Варвары атаковали границы империи, сотрясаемой внутренними беспорядками. Трудности императоров усугублялись религиозными проблемами, но Сенат в Риме продолжал провозглашать их богами.

Первые достоверные документы, свидетельствующие об официальном преследовании христиан в Египте, датированы серединой III столетия. При императоре Деции (годы правл. 249-251) от людей требовали, чтобы они участвовали в традиционных языческих ритуалах в присутствии римских офицеров и предъявляли сертификаты с клятвенными заверениями в жертвоприношениях. Тех, кто отказывался, пытали. Иные давали ложные клятвы и в доказательство бросали на языческие алтари несколько зерен. Хотя тысячи погибли по приговору суда и комитетов бдительности, были и такие, что спаслись и продолжали свое дело. Но эти погромы не шли в сравнение с Великим преследованием, развязанным Диоклетианом. В 284 г. римская армия избрала его императором, и катастрофические условия, в которых оказалась империя, обусловили необходимость проведения непопулярных реформ, напоминающих военный коммунизм. В качестве официального языка в Египте была введена латынь. Диоклетиан стремился таким образом усилить Римскую империю, но египтяне отчаянно сопротивлялись. Императов объявил христиан разрушительным элементом и счел за лучшее избавиться от них. Египетские христиане (копты) были уволены с государственных постов, их собственность конфискована, дома снесены, копии Священного писания сожжены. Многие были замучены и убиты, церкви запрещены и разрушены. Древний мартиролог насчитывает 144 тыс. мучеников за веру в течение 9 лет! Преследования были бесчеловечными, подвергаемые чудовищным пыткам гибли женщины и дети. Египетская христианская церковь не погибла в результате преследований, но стала вести свою хронологию не от рождения Христа, а от так называемой эры мучеников (284 г.).

Итогом Великого преследования стал быстрый подъем монашеского движения, идея и философия которого изначально возникла в Египте. В поисках морального совершенствования и спасения от преследований люди духовных наклонностей уходили в пустыни, где дух мученической веры возрастал. Когда св. Павел (228-343 гг.) и св. Антоний (251-356 гг.) - два первых и хорошо известных духовных лидера монашества - посвятили свою жизнь размышлениям и молитвам на пустынном побережье Красного моря, многие последовали их примеру. В III веке уже тысячи отшельников, ведущих аскетический образ жизни, жили обособленно или небольшими группами в катакомбах и пещерах Синая. Св. Антоний дал своим ученикам два простых принципа монашеской жизни: молитва и труд. Лидеры отшельников могли быть простого происхождения, как св. Павел, но могли принадлежать и к высшему классу землевладельцев, как св. Антоний, в двадцатилетнем возрасте раздавший свое имущество бедным и удалившийся в пустыню. По мере роста репутации отцов-пустынников, их последователей становилось все больше. Бесчисленные паломники навещали отшельников и подражали их духовной упорядоченной жизни. Деятельность христианской церкви привела к созданию новых социальных формирований - монастырей, предоставлявших не только духовное прибежище для тех, кто внимал божественному зову, но и физическую безопасность, мир и защиту от засилья налоговых сборщиков и беспредела римской армии. Многие монахи являлись важными общественными фигурами. Так, одним из величайших египетских духовных лидеров был св. Пахомий (292-346 гг.) При монастырях Пахомия, расположенных в Верхнем Египте, действовали пекарни, водохранилища, мастерские и торговые лавки. Пахомий ввел строгий распорядок дня, он подчеркивал, что здоровый дух обретается в здоровом теле, считал, что во всем должна быть мера, даже в молитвах. Его целью было создание благочестивых, просвещенных и экономически самодостаточных сообществ, которые явятся примером для других.

Гонения на христиан прекратились при императоре Константине (280-337 гг.). Приверженность Константина христианству целиком связана с его восхождением к вершине власти. В 312 г. император Константин - полное имя Флавий Валерий Константин - выиграл гражданскую войну. Накануне решающей битвы было ему видение сияющего креста Иисуса на фоне солнца и слов «С этим знамением победишь». Чудодейственный символ выбили на щитах солдат, битва оказалась выигранной при минимальных шансах на успех, и через всю свою жизнь император Константин пронес убежденность, что своими победами он обязан обращению в христианство и поддержке христианского Бога. Миланский эдикт 313 г. узаконил принципы религиозной терпимости и формально признал христианство как одну из религий, официально разрешенную в Римской империи. Наконец-то быть христианином стало безопасно, и многие монахи, в их числе св. Антоний, вышли из своих пещер и катакомб, чтобы строить церкви и монастыри. Собственность Церкви была восстановлена, возведение церквей за счет общественных фондов поощрялось, христианские священники освобождались от уплаты налогов, гражданской и военной службы. Константин построил великое множество церквей по всей империи, включая Храм Гроба Господня в Иерусалиме, узаконил церковную собственность и учредил бесплатные поставки продовольствия церкви. Языческие преследования прекратились, а споры о природе Христа, из-за которых прольется столько крови, еще не разгорелись. Количество верующих значительно возросло, особенно среди среднего и высшего класса. Казалось, под духовным руководством обновленной Церкви старый мир без несчастий и катастроф вступит в новый. Уже весь Египет созрел для христианства, но для какого именно? Возникли разногласия. Споры вращались вокруг понятий «Отец» и «Сын». То, что началось как академические теологические дебаты, угрожало расколом по всей империи. Первый конфликт возник между патриархами Александрии Афанасием и Арием. Несогласие между ними оказалось таким непримиримым, что Константин вынужден был вмешаться и умолял своих собратьев-христиан уподобиться греческим философам, которые умели спорить без кровопролития. Никто не внял. Арий упорно стоял на своем: Иисус был иной природы, чем Отец, он был создан во времени и, следовательно, никак не мог быть божественным. А император Константин, считал Арий, этот храбрый воин с сердцем льва, так легко давал себя запутать. И существовала серьезная опасность, что он официально утвердит неправильный тип христианства, который погрузит мир в ересь на тысячу лет!

Преподобнейший Афанасий, бескомпромиссный оппонент арианской ереси, настаивал на том, что Отец и Сын - одной божественной природы. Как все было непросто! Вселенский Собор в Никее в 325 г. в присутствии императора Константина и 310 епископов заклеймил доктрину Ария и объявил его еретиком. Почтенный старец св. Антоний тоже присутствовал и яростно полемизировал с Арием. Торжествующий Афанасий вернулся в Александрию с триумфом и обнаружил там... Ария, проповедующего свою ересь как ни в чем не бывало! Такова была воля Константина! Император опасался, что разделение Церкви оскорбит христианского Бога и божественное возмездие обрушится на Римскую империю и самого Константина. Различные попытки императора найти компромиссное решение ни к чему не привели. Непримиримый защитник христианской ортодоксии преследовал Ария с такой силой, что настал черед Афанасия быть изгнанным из Александрии. Его изгоняли пять раз, и всякий раз после очередного изгнания Арий становился патриархом Александрии и продолжал отрицать божественность Иисуса! Споры не прекращались, были изведены горы бумаги. Храм Клеопатры первым пал под натиском истины. Ариане и ортодоксы в течение шести лет так состязались за его освящение, что руины храма сгорели в огне!

Второй удар александрийская Церковь получила, когда Константин в 330 г. основал новую столицу - Константинополь - в противовес языческому Риму. Его отказ принимать участие в языческой процессии оскорбил римлян, не желавших расставаться с прежними богами, и после этого император туда никогда не возвращался. Константинополь - восточный аналог прежней столицы, «второй Рим» - идеально расположился на месте греческой колонии Византиум на Босфоре. Развод императоров с Римом продолжался почти сто лет. Рим и Александрия лишились своего престижа и политического значения. Географические перемены сопровождались религиозными: новый город превращался в настоящую христианскую столицу. Ее великолепные церкви заблистали шедеврами, гораздо более прекрасными, чем в Александрии и где-либо еще. Константинополь стал метрополией греческой науки и искусства, центром христианской учености. Авторитет Александрии был серьезно подорван. Это была эпоха, когда религиозные сановники изгоняли друг друга, а толпа грабила церкви противоборствующих сторон. При Феодосии I (годы правл. 379-395) арианская ересь была окончательно заклеймена, ортодоксальное христианство провозглашено единственной религией, а Восточная Римская империя после взятия Рима вестготами стала называться Византийской империей. Против язычников были приняты решительные меры, и их кульминацией явился приказ Феодосия, запрещающий под угрозой обвинения в государственной измене все формы языческих культов частного и публичного характера, включая Олимпийские игры. В 385 г. были закрыты языческие храмы и запрещены жертвоприношения Зевсу. Христианская церковь, поощряемая Константинополем, стала доминировать над государственными институтами и мирской жизнью, обрела невиданное политическое могущество во всех регионах Византийской империи. Глава Египетской церкви - патриарх Александрии становится наиболее влиятельной фигурой в Египте. Полномочия патриархов значительно превосходили власть византийских наместников и их гарнизонов, присылаемых из Константинополя. Реально Египет управлялся патриархом Александрии и его армией, состоящей из монахов. Христианство, принятое официально, вводилось во многих случаях принудительно, и монахи использовали любую возможность свести счеты с язычниками, атакуя их под предводительством патриархов во время богослужений и разрушая храмы Птолемеев, в которых прятались приверженцы прежней веры. По приказу императора Феодосия I в 391 г. монахами была разрушена знаменитая Александрийская библиотека, на этом месте воздвигнут христианский монастырь. Фанатизм христиан во имя торжества ортодоксии не так уж и отличался от злобных эксцессов, которым подверглось когда-то само христианство. В одном из погромов в 415 г. была убита Ипатия - философ-неоплатонист, математик и астроном. Она вызвала враждебность христиан, так как имела необыкновенное влияние на гражданского префекта Александрии. Отец Кирилл - патриарх Александрии ничего так не желал, как избавиться от Ипатии. Дикая черная армия монахов заполнила улицы Александрии в намерении совершить святые деяния перед тем, как убраться в свои монастыри, и встретила идущую с лекции Ипатию. Ее буквально разорвали фанатичные защитники Христовой веры. Но под маской религиозных страстей скрывались расовые предубеждения: монахи убили Ипатию не потому, что она была грешной, а потому, что она была гречанкой. У них было достаточно оснований ненавидеть греков еще с той поры, когда надменные Птолемеи правили Египтом. Греческая культура в Александрии стала приходить в упадок. И как только была найдена теологическая формула, через которую копты выразили себя, вспыхнуло религиозное неповиновение Константинополю. Явным предлогом была одна из доктрин. Если святые отцы IV века спорили из-за взаимоотношений между Отцом и Сыном, то в V веке они столкнулись с проблемой взаимосвязи двух субстанций - телесной и духовной - в самом Иисусе Христе. Коптские теологи из Александрии признавали только духовное воплощение Иисуса после его смерти, и их монофизическая ересь стала второй грандиозной ересью в Восточной империи. Разрыв оказался неизбежным после Собора в Халцедоне в 451 г. Вселенский Собор продемонстрировал решимость Византии оказать давление на церковные власти в Египте и равную решимость Египта не подчиняться. Патриарх Диоскур стал первым героем раннего раскола Византийской церкви, после того как отклонил все попытки компромисса. Собор в Халцедоне изгнал Диоскура и заклеймил его монофизическую доктрину. Отказ александрийских ортодоксов ратифицировать доктрину Константинополя привел к отделению египетских христиан от Византийской и Римской церкви. С этого момента греки в Египте могли вздохнуть свободно, но Александрия управлялась двумя патриархами. Один из них, греческого происхождения, назначался официально Константинополем, придерживался предписаний Халцедона и получал наибольшую часть церковных доходов. Но он не имел духовной власти над египтянами, для них он оставался ненавистным греком. Коптский патриарх был простым египетским монахом, бедным, фанатичным и популярным. Каждый из патриархов утверждал, что представляет св. Марка и истинную Церковь. Каждый из них продолжает утверждать это в Александрии и сегодня. Равновесие патриархов удерживалось с помощью греческих гарнизонов. Как следствие - Египет стал легкой добычей вражеского нашествия. После халцедонского инцидента Коптская церковь порвала с остальными Церквями и объявила себя самостоятельной. Египетские теологи начали писать в основном на коптском языке, и греческий язык перестал доминировать в церковной и мирской жизни коптов. В то время как обе Церкви Константинополя - одна с греческими приверженцами в Александрии и другая в Риме - наслаждались милостями имперского благоволения, накопили значительные богатства, построили прекрасные церкви, разработали пышные церемонии богослужений, коптские священники боролись за выживание.

Недовольство константинопольским правлением и разобщенность создали условия, позволившие старым врагам Египта - персам - вторгнуться в дельту Нила и в 619 г. захватить Александрию. Это был период исключительной враждебности к Коптской церкви. Персы не позволяли проводить богослужения и убили многих монахов в подвалах монастырей. Примерно в то же время в Аравии начали происходить события, которые принесли разительные перемены в Египет. Они были вызваны бегством Пророка Мохаммеда из Мекки в Медину в 622 г. и объявлением джихада - священной войны - Византии. 29 сентября 642 г. мусульманский полководец Амр Ибн аль-Ас вошел маршем в Александрию - так началось беспрецедентное арабское завоевание Египта. Византийская армия оказала значительное сопротивление арабским войскам, но местное население вело себя более чем двусмысленно. Копты возымели большие надежды на свое избавление от Византии и если и не поддерживали захватчиков, то и не оказывали помощи византийскому гарнизону. Арабское завоевание завершило отделение Египта от остального христианского мира и несколько лет сопровождалось злобным преследованием коптских христиан халцедонским патриархом Александрии Киром. Именно он подтолкнул Египет к исламу.

Религиозная разобщенность продолжала ослаблять Византийскую империю, что привело Восточную ортодоксальную церковь к разделению и последующему окончательному отделению от Рима. Ко времени раздела между Римом и Константинополем в 1054 г. приверженцы Восточной ортодоксальной церкви распространились на Ближнем Востоке, Балканах и в Киевской Руси. Создание славянского алфавита - кириллицы - двумя братьями-монахами Кириллом и Мефодием сделало возможным перевод Библии на славянский язык и утверждение христианства в славянских землях. Когда Византийская империя пала под натиском турок, Москва - «третий Рим» - стала центром православия.

Арабские халифы, хотя и благоволили к принявшим ислам, не вмешивались во внутренние дела христианской Церкви. При условии полного подчинения и исправной уплаты налогов коптам была гарантирована безопасность и свобода вероисповедания. Но с приходом к власти мамлюков в 1250 г. христианство в Египте быстро пошло на убыль, и в XIV веке копты оказались в меньшинстве. Только в середине XIX века под руководством великого реформатора, просветителя и государственного деятеля патриарха Кирилла IV копты снова вернули свой престиж и утраченные позиции в государстве. Несмотря на интеграцию в мусульманское общество, копты выжили. Сегодня их около 7 млн., что составляет примерно 10% населения Египта. Коптская ортодоксальная церковь вступила в экуменический диалог и принимает участие во Всемирном Совете Церквей. Коптская традиция считает святого Марка первым патриархом Александрии, и сегодняшний духовный лидер Коптской церкви отец Шенуда III является его 117-м преемником, патриархом Александрии и всей Африки. Коптская и восточная православные доктрины сходятся, если не считать монофизического вопроса. В богослужениях, правда, используется арабский язык, во время службы члены конгрегации, как мужчины, так и женщины, присутствуют в церкви вместе, но стоят отдельно, женщины справа, мужчины - слева. Женщины не обязаны покрывать головы. Самым важным религиозным праздником у коптов, как и во времена раннего христианства, является Пасха. Святая Неделя накануне Пасхи начинается с Пальмового воскресенья - это день, когда Иисус вошел в Иерусалим и народ устилал его путь пальмовыми ветвями. Великий пост накануне Пасхи, во время которого дозволяется только растительная пища - бобовые, овощи, оливковое масло, длится пятьдесят пять дней. В Пальмовое воскресенье верующие поминают своих близких на кладбищах, украшают свои жилища и церкви пальмовыми ветвями.

Патриарх и 12 епископов регулируют финансы церкви, предписывают правила бракосочетания, наследования и других дел персонального статуса христиан. Только в Каире, не считая других городов, действует около 150 коптских церквей и 150 коптских учреждений, включая школы, приюты, дома для престарелых и госпитали. Сегодня в Египте насчитывается более 25 действующих монастырей и отмечается оживление монашеского движения. Молодые люди, избравшие для себя монашескую стезю, как правило, имеют высшее образование, но только после прохождения службы в армии и завершения мирских дел могут уйти в монастыри, где трудятся по специальности, полученной в мирской жизни: библиотекарями, врачами, агрономами, строителями, инженерами. До принятия монашеского сана положен испытательный срок минимумом в три года.

Копты верят в действенность священных амулетов, предназначенных для защиты от дьявольского сглаза и всяческих наваждений, и особенно в чудодейственную силу святых покровителей. Наиболее почитаемым среди них является св. Мина, или Абу Мина, совершивший множество чудес. Утверждают, что он воскресил какого-то человека, изрубленного бедуинами на куски, а также другого, разорванного крокодилами. Согласно коптской легенде, молодой офицер Мина, египтянин по происхождению, родом из хорошей семьи, христианин и аскет, служил в римской армии и был убит в 296 г. в Ливии после чудовищных пыток во время преследования Диоклетиана. Палачи выкололи ему глаза, вывернули конечности, отрезали язык. Мина не отказался от своей веры, и император лично обезглавил его. После всевозможных превратностей с чудесным избавлением от нападений, гроб с телом мученика был возвращен на египетское побережье, и бедуины отправили его в Александрию через пустыню на верблюде, но тот, дойдя до определенной местности, отказался следовать дальше. Другой верблюд также не сдвинулся с места. На этом месте гроб и захоронили, и с той поры здесь начали происходить чудеса: безнадежные больные выздоравливали, у других посетителей благополучно решались сложные проблемы. Захоронение стало местом паломничества. После того как дочь императора Аркадия посетила могилу мученика, она исцелилась от проказы, и благодарный отец выстроил здесь посреди пустыни великолепный монастырский город (395-408 гг.). В V-VII веках монастырь св. Мины становится величайшим центром паломничества, знаменитым местом исцеления от разных недугов: благодаря целебным свойствам священного масла из лампад, горевших неугасимо у мощей святого мученика за веру, тысячи людей избавлялись от болезней. Страждущие приходили сюда со всех мест христианского мира и забирали с собой чудодейственное масло в маленьких керамических кувшинчиках с изображением юного святого, стоящего между двумя верблюдами. Многие историки оставили свидетельства о своем пребывании в монастыре, расположенном где-то под Александрией в плодородном оазисе среди виноградников. Они упоминали о колоссальных строениях, украшенных мраморными колоннами, мозаикой, фресками. После арабского завоевания монастырь св. Мины оказался в руках греческих ортодоксов. В ходе яростных споров между греческими и коптскими прихожанами по вопросу о правомочности монастырь был разграблен. В VIII веке арабский наместник издал декрет о том, что мощи Абу Мины являются собственностью Коптской церкви. Но от прежнего монастырского города не осталось ничего, кроме памяти. Многие археологи пытались его отыскать, однако, вопреки свидетельствам средневековых путешественников, не удавалось найти никаких следов. В конце концов, ученые сошлись на том, что монастырь Абу Мины - не более чем красивый миф. И только в 1905 г. в результате раскопок, произведенных немецким археологом Карлом Кауфманном, были обнаружены развалины древней базилики. Тридцать мраморных ступеней вели в склеп, и на глубине десяти метров под руинами алтаря оказалось захоронение св. Мины. В могиле была икона святого, точно такая, как она была описана средневековыми историками: молодой офицер на фоне пустыни и двух верблюдов. Постепенно археологам открылся весь древний город, с его церквями и площадями, гостиницей для пилигримов, мастерскими, пекарней и сувенирными киосками.

В 1959 г. во время патриархата Кирилла VI было начато возведение нового монастыря Абу Мины на его прежнем месте. Строительство почти завершено, к монастырю, как и в средние века, стекаются паломники, которые убеждены, что их участие во «втором рождении» св. Мины принесет им благословение. Уже отстроены главная церковь, монашеские кельи, библиотека, госпиталь, цеха для обработки мрамора, сувенирные магазины, трапезные для монахов и паломников, где уставшие путники могут бесплатно получить горячий обед. Посетители охотно покупают продукты, выращенные на монастырских угодьях и переработанные здесь же: овощи, маслины, оливковое масло, рыбу, птицу - все экологически чистое и недорогое. В церкви монастыря, у мощей св. Мины всегда можно увидеть прихожан, оставляющих записки с просьбами о помощи. Подписываться не обязательно, потому что всемогущему святому, конечно, известно, кто к нему обратился. Как и полторы тысячи лет назад, страждущие уносят с собой из часовни с мощами св. Мины ампулы со священным маслом, обладающим целительными свойствами.

В каменных рельефах монастыря, в резьбе по дереву и слоновой кости, настенной живописи, мозаике отражено все своеобразие прежнего коптского искусства, насыщенное мотивами греческой мифологии. Здесь, как и везде в коптских церквях, не увидишь картин с библейскими сюжетами на тему пыток, страданий, наказаний грешников в аду. Копты считают, что должны показывать не страдания и унижения и не грешников, а величие и святость мучеников. Экономические условия, без сомнения, сыграли важную роль в развитии стиля, и дефицит патронажной системы очевиден во многих аспектах коптского искусства, что проявляется в нехватке опытных мастеров и отсутствии дорогих материалов. Купола коптских церквей лишены золотого покрытия, но ведь Коптская церковь сильна не золотом.