Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Где жили кельты. Что известно о кельтах. Что оставили Кельты Европе и миру

Мировая история оставила человечеству немало загадок в виде необычных архитектурных сооружений, которые время от времени находят ученые. Больше всего вопросов о своем существовании оставили потомкам древние кельты. До сих пор сведения об этой цивилизации доходят до нас в виде обрывочных и не всегда достоверных легенд и мифов.

Кто такие кельты?

Европа стала родным домом для многих племен и народностей. В процессе своего развития и распространения по европейской территории они часто перемешивались и становились единым целым. Традиции и культуру одного народа в этом случае сложно было отделить от другого.

Совсем иначе выглядит история кельтов. Они появились в Европе неожиданно и быстро заполнили собой практически все территории. Варварские племена не боялись нападать на греков и римлян. Чаще всего их набеги были успешными и приносили большое количество добычи в племена.

Название народности дали греки, именно они впервые ввели в обиход слово "кельты". До сих пор неизвестно, откуда появилось это название. Историки приходят к выводу, что так могли называть всего лишь одно из многочисленных племен. Но в итоге название закрепилось за всей народностью, обосновавшейся на территории современной Британии и имевшей схожий язык. В дальнейшем племена объединились, что сказалось на расширении словарного запаса и общности культурных традиций.

История кельтов: несколько веков тайны

Следы кельтов находят на всей территории Европы, археологи связывают это с тем, что они предпочитали кочевой образ жизни и часто перемещались на большие расстояния. До сих пор неизвестно, как жили до пятого века племена кельтов, о них нет никаких сведений.

Лишь с периода их появления в Европе о них стали говорить и упоминать в письменных источниках. Удивительно, что где-то много веков обитал народ, о котором никто не знал. Ведь ни греки, ни римляне не имели представления о том, кто такой кельт. Это кажется невероятным и является причиной мифов о мистическом происхождении народа.

Ученым достоверно известно, что кельты имели четкую иерархию, основанную не на военной мощи, а на мифологии и религиозных верованиях, что существенно отличает этот народ от иных кочевых племен.

На сегодняшний момент практически все данные о культурном наследии кельтов являются фальсификатом. Все необычные находки прошлых веков на территории Европы имели одно единственное объяснение - кельт. Это привело к тому, что сейчас невероятно сложно отделить правду от вымысла.

Археологи и историки современности по крупицам собирают материал, который имеет под собой научное обоснование. Но изучение истории кельтов затруднено тем, что у них отсутствовала письменность. Это еще одна загадка кельтской цивилизации, ведь она имела достаточно высокий уровень развития. Почему кельты не признавали письменные источники? Эта тайна умерла вместе с ними.

Иерархия кельтов была представлена тремя сословиями:

  • друидами;
  • воинами;
  • крестьянами.

Каждое сословие было предельно обособленно и никогда не пересекалось. Браки между членами разных сословий пресекались.

Упадок кельтской цивилизации связывают с завоеваниями Римской империи. Она сумела захватить все территории, где жили кельты. Они были вынуждены прятаться в лесах и пещерах. В Ирландии они строили целые подземные города, как считали местные жители, посредством древней магии и волшебства.

Тогда еще ирландцев приводило в трепет одно только слово "кельт". Это было связано с огромной силой жрецов, которые обладали необыкновенными знаниями, передающимися только из уст в уста. С распространением на территории Европы христианства кельты стали исчезать, и со временем они перешли в разряд потерянных для мира цивилизаций.

Друиды - носители древних сакральных знаний

Жрец у кельтов входил в особую касту друидов. Они жили отдельно, но охотно делились своими знаниями. Обучение в школе друидов занимало двадцать лет, мальчиков отбирали с самого детства и передавали им знания в устной форме.

До сих пор никто не знает, что было доступно жрецам. Но по всей Европе ходят легенды о способностях друидов, которые могли разговаривать с деревьями и животными, сдвигать огромные камни и строить из них сооружения, а также врачевать самые страшные раны и передвигаться по воздуху.

Друиды совершали жертвоприношения в священной дубовой роще и по результатам общения с богами выносили решение по поводу важных дел в племени. Жрецы вели лунный календарь, по которому жило все племя.

Религиозные верования и боги кельтов: совокупность парадоксов

Религия друидов сложна для понимания современного человека. Она сочетала в себе высокие знания о сущем и духовном с жестокими обрядами. Анализируя данный факт, трудно представить, что такие поступки делал один и тот же кельт. Это не укладывается в голове. Ведь невозможно ратовать за равновесие и оберегать все живое от своего вмешательства, и совершать показательные убийства врагов, длящиеся несколько ночей.

Трудно сказать, как уживались в кельтских племенах верования в единого бога, представленного в трех ипостасях (что удивительно перекликается с христианством), с ночными оргиями жриц, сопровождающимися факельными шествиями.

Некоторые ученые выдвигают версию о том, что друиды и кельты - это абсолютно разные расы. Но до сих пор эта теория не нашла ни подтверждения, ни опровержения.

Влияние кельтов на культуру Европы

Несмотря на то, что в представлении многих европейцев синонимами являются слова "варвар" и "кельт", это является в корне неверным. Германские народы, например, позаимствовали для изготовления украшений и керамики кельтские технологии и мотивы. Римские завоеватели пользовались налаженными торговыми связями, а ирландцы переняли от кельтов единение с природой и умение находить в ней вдохновение.

Неизвестно, сколько всего почерпнули от кельтов современные народы Европы. Возможно, все наши достижения и культурные ценности являются всего лишь слабым отражением когда-то величественной и волшебной цивилизации кельтов.

Что известно о кельтах

К середине I тысячелетия до н. э. кельтские племена населяли бассейны Рейна, Сены, Луары и верховья Дуная. Эту территорию впоследствии римляне назовут Галлией. На протяжении VI–III столетий кельты заняли земли современной Испании, Британии, Северной Италии, Южной Германии, Чехии, частично Венгрии и Трансильвании.

Отдельные кельтские поселения были южней и восточней этих территорий в иллирийских и фракийских областях. В III столетии до н. э. кельты предприняли неудачный поход в Македонию и Грецию, а также в Малую Азию, где часть кельтов осела и со временем начала называться галатами.

В некоторых странах кельты смешались с местным населением и создали новую, смешанную культуру, к примеру культуру кельтиберов в Испании. В других областях местное население было быстро кельтизировано, как, к примеру, лигуры, жившие на юге Франции, и незначительные следы его языка и культуры сохранились только в некоторых географических названиях и пережитках религиозных верований.

Письменные упоминания о кельтах

Письменных источников о раннем периоде истории кельтов почти не дошло до нашего времени. Впервые о них упомянул Гекатей Милетский, потом Геродот, сообщивший о поселениях кельтов в Испании и на Дунае. Тит Ливий свидетельствует о походе кельтов на Италию еще во время правления римского царя Тарквиния Приска в VI столетии до н. э.

390 год — одно из кельтских племен совершило набег на Рим. В начале IV века кельты предлагали тирану Сицилии Дионисию I союз против Локр и Кротона, с которыми он тогда воевал. Позднее они появились в его войске как наемники. 335 год — кельтские племена, жившие по берегам Адриатического моря, посылали своих представителей к .

Археологические находки

Эти скудные письменные свидетельства дополняются археологическими находками. С кельтами связано распространение созданной ими так называемой латенской культуры. Название пошло от залива Ла-Тен на Невшательском озере в Швейцарии, где было найдено укрепление и большое количество характерного для этой культуры кельтского оружия.

Памятники латенской культуры, дают возможность проследить постепенное развитие кельтских племен и историю их проникновения в разные области Европы.

Во время первого этапа своего развития, в середине VI - конце V столетия, латенская культура была распространена от Франции до Чехии. Большое количество мечей, кинжалов, шлемов, бронзовых и золотых украшений могут свидетельствовать о том, что уже тогда кельтское ремесло достигло высокого уровня.

На высокой ступени было и искусство, что доказывает, к примеру, художественно украшенная посуда. В это же время в погребениях начинают появляться греческие вещи, проникавшие к кельтам через Массалию по рекам Рона и Сона. Греческое искусство заметно влияло на кельтское, хотя местные мастера не следовали слепо греческим образцам, а перерабатывали их, приспосабливая к своим вкусам и традициям.

Культура

В V–III веках в связи с расселением кельтов латенская культура с течением времени распространилась и по другим европейским регионам. Все больше начинают совершенствоваться изделия кельтских ремесленников. Все меньше чувствуется греческое влияние. На западе появляются типичные для кельтов украшенные эмалью вещи. Получило распространение изготовленная на гончарном круге керамика.

Земледелие

Кельтское земледелие выходит на высокий уровень. Именно кельтам принадлежит изобретение тяжелого плуга с резцом. Этот плуг был способен вспахивать землю на значительную большую глубину, чем тот легкий плуг, который использовали в те времена италики и греки. В земледелии кельты применяли трехпольную систему, обеспечивающую хорошие урожаи. В Италии охотно покупалась мука из кельтских областей.

Продвигаясь в новые районы, кельты раздавали земли пагам - племенам или родам. В мало связанной с внешним миром Британии родовая племенная собственность на землю сохранялась в течении долгого времени.

На континенте, где кельты вступали в торговые сношения с греческими и италийскими купцами, со временем появилась частная собственность на землю. Родовая община сменялась сельской, при этом из среды общинников выделялась знать, успевавшая захватить больше земли.

Из этой знати формировалась кельтская конница, которая составляла основную силу войска. Конница вытесняла распространенные прежде среди кельтов боевые колесницы, сохранившиеся лишь в Британии.

Строительство

О высоком мастерстве кельтов в фортификации могут свидетельствовать остатки их укреплений - огромные стены из каменных блоков, скрепленных дубовыми балками. Эти так называемые галльские стены были потом позаимствованы и другими народами.

Торговля

К концу III - началу II столетия торговля среди континентальных кельтов дошла до такого уровня, что они стали чеканить собственную золотую и серебряную монету по типу монет Массалии, Родоса и Рима, а также македонских. Вначале монета появляется у племен, которые были тесно связаны с полисами греческого и римского мира, но к I веку ее начали чеканить и более отдаленные племена, в том числе племена Британии.

Развитие торговли вело к разложению первобытнообщинных отношений, которое в особенности быстро шло у племен, непосредственно соприкасающихся с античным миром.

Прекращение экспансии кельтов

Во II столетии экспансия кельтов прекращается. Одна из причин - встреча с таким сильным противником, как германцы, продвигавшиеся к Рейну, и римляне, которые в 121 г. захватили Южную, так называемую Нарбонскую, Галлию и все более утверждали свое влияние и господство в придунайских областях.

Последнее крупное передвижение кельтских племен - приход из зарейнских областей племени белгов, утвердившихся на севере Галлии и в некоторых прирейнских областях Германии. К концу II столетия до н. э. кельты уже достигли последней стадии разложения первобытнообщинного строя. Племенная знать владела обширными землями и рабами, которых использовали в качестве слуг.

Конец первобытнообщинного строя

Множество родовых общинников оказывалось в зависимости от знати и было вынуждено обрабатывать ее земли, внося определенную плату, а также входить в дружины и сражаться за своих вождей. Отдельные паги к этому времени уже соединились в более или менее крупные племенные общины. Наиболее значительными из них стали общины эдуев и эрвернов.

Общины подчиняли себе менее сильные племена, которые попадали в зависимость от них. Стали появляться города, являвшиеся центрами ремесла и торговли, а в ряде случаев - и политическими центрами. Города были как правило хорошо укреплены.

У большинства кельтских племен возникло подобие аристократической республики, несколько сходной с ранней Римской республикой. Прежние племенные вожди, которых античные авторы именовали царями, изгонялись. Их заменял совет аристократии и выбранные из ее среды магистраты - так называемые вергобреты. Основной задачей вергобретов было введение суда.

Нередко отдельные представители знати делали попытки захватить единоличную власть. Их поддерживали дружина и народ, который надеялся, что они ограничат власть угнетавших его земельных собственников. Но подобные попытки как правило быстро пресекались.

Друиды

Наряду со знатью, которую римляне называли всадниками, большую роль играло и жречество - друиды. Они были организованы в корпорацию во главе с верховным друидом, они были освобождены от военной службы и уплаты налогов и почитались как хранители божественной мудрости и некоторых, впрочем, довольно скудных знаний. В число друидов принимались представители аристократии, овладевшие их учением.

Друиды собирались каждый год и творили суд. Решения этого суда являлись строго обязательными для всех галлов. Непокорным друиды запрещали участвовать в религиозных церемониях, что отделяло их от общества.

Учение друидов было тайным и преподавалось устно. На его усвоение уходило до 20 лет. О его содержании известно мало. Как видно, основой учения друидов была идея бессмертия души или переселения душ и представление о конце света, который будет уничтожен огнем и водой. Трудно определить, до какой степени это учение могло повлиять на религию кельтов, о которой тоже известно очень мало. Наряду с культом духов леса, гор, рек, ручьев и т. п. сложился и культ богов солнца, грома войны, жизни и смерти, ремесел, красноречия и т. д. Некоторым из этих богов приносили человеческие жертвы.

Ступени развития

Не все кельтские племена стояли на одной ступени развития. Более удаленные от Италии северные племена, в частности, белги, жили еще первобытнообщинным строем, так же как и британские кельты. Попытки римского проникновения встречали здесь резкий отпор. Наоборот, племена Южной Галлии, в особенности эдуи, уже стояли на грани перехода к классовому обществу и государству. Местная знать в борьбе со своими соплеменниками и другими племенами искала помощи Рима, что впоследствии облегчило завоевание Галлии и превращение ее в римскую провинцию.


Анна Кривошеина


Ученые давно изучают наследие кельтов, но по-прежнему вопросов больше, чем ясных, бесспорных ответов. Один из самых острых вопросов - как возник этот народ, откуда пришел? И здесь история встречается с мифом...


Взгляд археологический. Народ, завоевавший Европу


Существует много теорий относительно происхождения кельтов и их прародины. Исследователи согласны в том, что кельты были частью мощной миграционной волны индоевропейцев, но на вопрос, откуда они пришли, известно несколько ответов, из которых можно выделить два основных. Одна версия связывает прародину протокельтов с территорией нынешних Ирана, Афганистана, Северной Индии. Вторая, так называемая нордическая, теория ищет их истоки на севере, и есть несколько гипотез о том, какие именно острова стали колыбелью этой цивилизации.


По наиболее распространенному мнению, история протокельтов в Европе связана с появившейся в III тыс. до н.э. культурой шнуровой керамики и боевых топоров. Затем можно упомянуть культуру курганных погребений, для которой характерны большие курганы, имевшие сложную внутреннюю конструкцию и богатый погребальный инвентарь (золотые браслеты, покрытые орнаментом, булавки, височные кольца, спиральные перстни и многое другое). На смену этой культуре в конце бронзового века пришла культура полей погребальных урн. У ее носителей была очень высоко развита обработка металлов, позволившая создать первые в европейской цивилизации воинские доспехи.


С исторически известными кельтскими племенами связывают два последующих периода, представляющих европейский железный век, - гальштатский (по названию поселения в Австрии) и латенский (стоянка Ла Тен в Швейцарии). Прародиной кельтов в Европе считают территорию юга и запада Германии, Австрии, а некоторые исследователи - еще и юго-восток и северо-восток Франции. Гальштатский период (VIII–VI вв. до н.э.) был периодом значительного подъема цивилизации. В одном из курганов этого периода открыто знаменитое захоронение «княгини», в котором найдено большое количество украшений тончайшей работы. По мнению исследователей, это захоронение говорит о высоком положении женщины в кельтском обществе подтверждает литературные свидетельства о существовании королевы Боудики в Британии и легендарной королевы Медб в Ирландии.


Латенский период продолжался с 500 г. до н.э. по I в. до н.э., а в Ирландии - еще несколько столетий. В этот период кельты расселяются по всей Европе. Они занимают территорию нынешних Германии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Северной Италии, доходят до Рима, завоевывают Испанию и создают там знаменитую кельтско-иберийскую культуру, образуют государство Галатию в Малой Азии, заселяют Британские острова, в 279 г. до н.э. занимают Грецию. Существуют предположения, что они доходили даже до Киева. В 335 г. до н.э. на Дунае кельты встретились с Александром Македонским. Легенда рассказывает, что, когда великий полководец спросил бесстрашных кельтов, чего они боятся, те ответили: «Мы опасаемся только одного - чтобы небо не упало на нас». Кельтов, расселившихся на территории Европы (так называемых материковых), римляне называли галлами, а греки - галатами, а островных кельтов называли британцами.


Начало упадка этой культуры связывают с целым рядом военных походов римлян против галлов. После знаменитой битвы 52 г. до н.э. при Алезии Юлий Цезарь покоряет Галлию, которая становится провинцией Римской империи. В I в. римляне завоевывают Британские острова, хотя там осталась территория, которая так никогда и не стала римской. Утверждение в Ирландии христианства в V в. стало рубежом не только в ее собственной истории, но и в жизни всего кельтского мира, на огромных территориях которого не осталось больше ни одного уголка, где сохранились бы только собственные традиции.


Кельты сыграли в истории Европы большую роль. Известно, что даже в римскую эпоху в школы друидов, обладавших глубочайшими знаниями, приезжали обучаться со всей Европы, римские школы на территории Европы стали преемницами кельтских школ, которые возглавляли жрецы-друиды. Кроме того, ирландское монашество возникло на базе друидических центров и сохранило для нас древнейшие предания кельтов, записав в книги древние мифы и перенеся в новое время древнюю мудрость. Один из исследователей, А. Юбер, назвал кельтов факелоносцами древнего мира, давшими мощный цивилизаторный импульс всей Европе.


Взгляд мифологический. Ультима Тула


Невозможно по-настоящему встретиться с культурой народа, если не попытаться понять, что было важным и ценным для его представителей, самым священным, без чего они не мыслили жизни, что считали добром, что злом. А об этом могут лучше всего рассказать предания и мифы, сохранившиеся через тысячелетия, - несмотря на сменявшие друг друга бесчисленные поколения, несмотря на войны. Попробуем посмотреть, что рассказывают легенды о происхождении цивилизации кельтов, об ее истоках. Поскольку подобные мифы сохранились только в Ирландии, они повествуют о мифической истории этого острова.


В сагах так называемого мифологического цикла рассказывается о легендарных народах, которые заселяли Ирландию перед тем, как туда приплыли гойделы, или сыновья Миля, - предки современных обитателей страны.


Итак, в некую начальную эпоху Ирландия была пуста и не имела формы, а затем последовательно заселялась племенами, которые придавали ей облик, постепенно создавая тот космос, в котором со временем будут жить гойделы и их потомки. Этот миф можно сравнить с космогоническими мифами других народов: миф о племенах рассказывает о возникновении мира, о первохолме, поднявшемся из вод хаоса, об этапах сотворения космоса, о принципах, которые работают в целостном, великом мире. В этом мире есть видимая и невидимая части, и реалии земного мира лишь малая толика той целостности, которая называется «космос».


Предания рассказывают и о последовательных волнах переселений на остров, которые называют расами. Сначала сюда приплывает племя Кессар, единственное допотопное племя, затем - раса Партолона, которая создает семь озер и расчищает четыре долины. После этого появляется раса Немеда («Священного»), она зажигает первый огонь, который не потухнет уже никогда; при ней появляется первый король и произносится первая клятва. Затем приходят люди Фир Болг (люди-молнии), которые первыми разделили остров на пять провинций - четыре и одну центральную, и с тех пор это сакральное устроение мира поддерживали все последующие поколения.


Но самыми знаменитыми были племена богини Дану. Они прибыли в Ирландию не на кораблях, а по воздуху, окутанные туманом. Как говорят легенды, это были самые светлые люди, самые мужественные воины, самые тонкие мудрецы, самые великие маги и волшебники. Они пришли с загадочного острова, Великого Острова, который находится где-то далеко на севере. Там они получили познания, обучились магии, волшебству и ремеслу у величайших и таинственных друидов, магов, бардов, живших на этом острове. Эта раса сражалась с фоморами - враждебными силами пограничного мира, которые постоянно нападают на Ирландию.


Кельтские поселения


Кельты жили в оппидиумах - укрепленных местах. Это могли быть небольшие поселения или огромные «города» (хотя в кельтском языке нет слова, эквивалентного слову «город», а есть только «поселение, деревня»). Вокруг них возводили мощные стены - из бревен, камня, земли. Один из таких оппидиумов огорожен стеной в 2000 м, ширина которой 5–10 м. Археологи раскапывают великолепные «города» площадью 100–200 га.


Таков, например, Бибракт (Бибрактис), занимавший площадь в 135 га. В нем был квартал для состоятельных людей, один из жилых домов которого, например, насчитывал 1150 м 2 и состоял из 30 комнат. В другом доме найдена отопительная система, находящаяся под полом. Другой квартал был гражданским и деловым центром, третий - священной частью города. Найдено там и огромное количество мастерских - литейщиков, эмальеров, кузнецов и др. Стены, окружавшие Бибракт, поднимавшиеся в высоту на 5 м, имели 5 км в окружности. С внешней стороны находился ров шириной 11 м и глубиной 6 м. Город был уничтожен римлянами в I в. до н.э.


Ж.М. Рагон описывает его так: «Бибрактис, матерь наук, душа древних народов в Европе, город, равно знаменитый своим священным училищем друидов, своей цивилизацией, своими школами, где 40 000 студентов изучали философию, литературу, грамматику, юриспруденцию, медицину, оккультные науки и т.п. Соперник Фив, Афин и Рима, он обладал амфитеатром, окруженным колоссальными статуями, храмами Януса, Плутона, Юпитера, Кибелы, Анубиса и др., фонтаны, валы, построение которых относится к героическим векам...»


Когда на землю Ирландии пришли гойделы, то после битвы они поделили остров с племенами богини Дану: гойделам досталась земля, а племена ушли в холмы, под озера и за море. «Сиды (божественные существа, обитавшие под землей в холмах, пещерах, расщелинах скал. - А.К.) потребовали от Манананна, чтобы он нашел для них безопасные убежища. И он нашел для них в Ирландии прекрасные долины и поставил кругом невидимые стены, которые были недоступны для простого смертного, а для сидов были словно открытые двери».


Эту невидимую сторону мира кельты называли Иной мир. Благодаря сидам люди получили возможность общаться с Иным миром, в котором находится Источник Мудрости; там можно увидеть истинный смысл происходящих на земле событий. Благодаря общению с этим миром люди знали, что они бессмертны, что уйдут после смерти в Обетованную страну, где будут проходить обучение у Древнего народа, Дивного народа, как они называли сидов. Там можно было встретиться с тайной тайн этого мира - великим островом Ультима Тула. Это название дошло до нас от римлян (Вергилия, Сенеки, Тацита). Изначально это было название легендарной островной страны, находившейся, по представлению древних, на дальнем севере Европы. (Позже это выражение стало нарицательным в значении «крайний предел чего-либо».) Как называли этот остров сами кельты - сегодня точно не известно.


Путь к Центру


Есть один важный принцип в кельтской культуре, без понимания которого постичь ее невозможно. Речь идет о глубинной внутренней, сокровенной тяге к Центру. Через все мифы и через многие учения друидов проходит идея о том, что у каждого человека должен быть центр, вокруг которого он строит жизнь, к которому он все время стремится, который является критерием и точкой отсчета. Его надо искать, искать постоянно, стремиться к нему. Центр, как незримый узел, связывает все проявления этого мира в единое целое. Развяжи его - и все рассыплется на бессмысленные частички.


Центр этот может представать в разных формах. Это и сердце человека, и священные рощи, и сакральные области Уснех и Тара, это и друиды, и великие короли... И по мере того как человек продвигается по пути, он все глубже открывает для себя понятие центра, все больше проявлений его видит, видит всю глубину мира.


Но все же самое сокровенное, самое великое проявление центра - это великий остров Ультима Тула. Величественный образ, который остался в наследство Европе как архетип, как последний подарок друидов нашей цивилизации.


Воспоминание об Острове


Как говорят легенды, на севере, за гранью всего видимого, находится священный Остров, остров света, остров чистоты. На этом Острове живут все хранители мудрости, познания и тайн на Земле, божественные барды, божественные художники. Предания гласят, что все друиды и короли обучались на Туле и именно оттуда принесли свое таинственное искусство. Там находится котел Возрождения, который утоляет любую жажду и дает бессмертие. Легенды кельтов о Туле и ее поиске стали источником легенд о поиске Грааля - чаше света, благодаря которой землю не может поглотить тьма. Найти Тулу означает не только найти мудрость, познание, возродиться - это и есть Грааль, - но прикоснуться к тайне тайн, которая является основой всего человеческого существования.


Попасть на священный Остров непросто, его надо заслужить, совершая Великое плавание. Для того чтобы понять суть этого плавания, священного пути к Острову, надо знать, что в кельтском Ином мире нет времени, или, говоря иначе, течет оно совершенно по-другому. Множество мифов и легенд рассказывает, что люди, попав в мир Иной, думают, что провели там несколько дней или месяцев, а вернувшись, обнаруживают, что прошли века. День там равен столетию, а вечность - это миг. Но миг этот наполнен величайшими подвигами, испытаниями, чудесами и осознаниями. Просто надо найти корабль и совершить плавание, которое будет длиться миг - или всего лишь вечность.


У Острова есть Хранители, ибо силы хаоса, тьмы, разрушения не дремлют и всегда готовы поглотить мир. Некоторые из тех, кто добрался до Острова, остаются хранить его там, а некоторые возвращаются обратно, в наш мир, чтобы защищать его здесь. Друиды и короли - это те, кто вернулся, чтобы принести с собой Тулу на землю. Островом света, справедливости, чести, мудрости были для кельтов друиды, барды и короли, фении и великие герои, благодаря которым люди могли жить в истинном мире, освещенном светом Тулы.


Легенды говорят, что попасть на Остров может только тот, кто услышал его Зов. Зов этот звучит всегда, и в особые моменты человек способен услышать его. Вопрос лишь в том, сможет ли он на него откликнуться.


На протяжении долгих веков цепочка хранителей не прерывалась, а потом память об Острове стерлась из головы человека. Но не из сердца. И эта память заставляет нас снова и снова всматриваться в эту культуру в попытке найти что-то важное, что сделает нашу жизнь наполненной смыслом, как у того народа, у которого были друиды и короли, была Великая Тула и который помнил, откуда он пришел и куда идет.


Священные центры Ирландии


Тара - один из двух важнейших священных центров Ирландии. Традиция священной королевской власти связывалась именно с Тарой и ее правителями, вступавшими в священный брак с землей Ирландии. Устройство королевского дворца в Таре имело символическое значение, в нем обнаруживается много параллелей с космологическими традициями других народов. Окруженный семью рядами валов, дворец состоял из главного Медового покоя и четырех других, ориентированных по четырем странам света и олицетворявших четыре главных королевства страны. Устройство центрального покоя повторяло эту схему, отводя места представителям четырех королевств вокруг возвышения, предназначавшегося для правителя Тары. Важнейшее для всякой космологии понятие центра олицетворялось камнем Фаль. Лишь тот становился правителем Ирландии, под кем камень громко кричал. Возникновение Тары связывается с мифическим правителем Фир Болг - Эохайдом.


Вторым сакральным центром Ирландии был расположенный к западу от Тары Уснех , где находился знаменитый Камень Делений. По преданию, именно у этого камня друид по имени Миде из расы Немеда зажег первый священный огонь Ирландии, который, судя по археологическим данным, не гас несколько тысячелетий. Камень был пятиугольный, что символизировало пять королевств. Здесь брали свое начало 12 важнейших рек острова. Знаменитый в древности оэнах - народное собрание Уснеха - являлся параллелью Празднику Тары, связанному с утверждением королевской власти.


Дорога, соединявшая Тару с Уснехом, называлась дорогой Ассал. Копье Ассал - копье бога Луга - имело космологический смысл и соотносилось с Аксис Мунди, Осью Мира, символизируясь лучом солнца.

Термин «Celtoi» — «Кельт» впервые упомянут в рукописях античных авторов в Древней Греции в 500 году до нашей эры. Древние греки называли кельтами людей, живущих в континентальной Европе , на окраинах древнего Рима, и не были частью классического средиземноморского «цивилизованного» мира. Термин «Кельт» охватывает различные типы людей, которые не принадлежат к определенной расе или генетической группе.

Две тысячи лет различные племена и народы, объединённые общим названием кельты, привлекают внимание историков, лингвистов, политиков, националистов…
Историков интересует вклад кельтов в материальное и культурное развитие Европы, лингвисты ищут истоки кельтского языка в архаичном типе индо-европейского языка середины 1-го тысячелетия до н.э. Политики и националисты разыгрывают «кельтскую карту» в борьбе за политическую независимость так называемый «кельтский сепаратизм».

Кто такие кельты и можно ли идентифицировать их по ДНК потомков? Относились ли они «изначально» к одному роду, ставшему известным как «кельты» или это название собирательное, как скифы?
Откуда пришли кельты? Кто были их предки по Y-хромосоме? На каком языке говорили кельты к моменту их идентификации в исторической литературе?

Кельты появляются в центральной Европе 2500 лет назад, именно в то время, когда на исторической арене стали известны царские скифы, называющие себя сколоты. Сколот — кельт

Античные авторы не отвечают вопросы кто такие кельты, их определения неоднозначны, собирательны. Кельты покрывают всё древнее население Европы, массу различных племен, которые к началу нашей эры уже говорили на . Все они «кельты».

Мы знаем, что в Европе к началу нашей эры были уже множество племён гаплогруппы R1a, говоривших на индоевропейских языках. Первые «кельты» в Европе – это носители гаплогруппы R1a, которые, разумеется, говорили на ИЕ языке, и которые прибыли миграционным путем с востока, с Русской равнины, в первой половине 1-го тыс. до н.э. Кандидатами на это могут быть не менее десятка ветвей гаплогруппы R1a.
Если «исходные кельты» – гаплогруппы R1a, то « можно обосновать, связав племена R1a и их

На географических картах кельтов фиксируют на территории Гальштатской археологической культуры, в железном веке (900-400 лет до н.э., в Центральной Европе и на Балканах). Кельтов, фракийцев и иллирийцев размещают в Центральной Европе, на Балканах, относя их к Гальштатской археологической культуре. Известно, что фракийский и иллирийский языки относятся к индо-европейским языкам , и по данным древнегреческого историка Ксенофана фракийцы были русыми и голубоглазыми. История фракийцев уходит минимум на 4 тысячи лет назад. Во 2 тысячелетии до н.э. (то есть 4000-3000 от назад) часть фракийцев мигрировала с Карпат на южный берег Дуная. Все три молодые карпатские ветви R1a – северная, восточная, и западная, относящиеся к 1 тысячелетию до н.э, а также балто-карпатская ветвь R1a (4300±500 лет назад), являются ветвями субклада R1a-Z280 (4900±500 лет назад). Представители Гальштатской археологической культуры 1 тыс. до н.э., могли принадлежать носителям гаплогруппы R1a и индоевропейского языка.

На карте обозначены археологические культуры Гальштат и Ла Тене.

На карте мы видим, что кельты стремительно расширяются по территории западной Европы в 6 — 3 веках до н.э. Ясно, что это не гаплогруппа R1b в Европе – что ей расширяться, она на тех территориях жила уже две тысячи лет, с середины 3-го тыс. до н.э. То есть это расширение не самой гаплогруппы, а культуры, языка, материальных признаков – то, чем оперирует археология. Это расширение кельтов идёт в среду гаплогруппы R1b, как указывает карта во Францию (сейчас R1b), на Пиренеи (R1b), на Британские острова (R1b, R1a там появятся только через полторы тысячи лет, от викингов и их потомков с войсками Вильгельма Завоевателя).
Вот мы и получили первое довольно уверенное свидетельство, как кельты гаплогруппы R1a могли стать кельтами гаплогруппы R1b. Это, видимо, и происходило между 6 — 3 веками до н.э. Ко времени античных авторов, писавших о кельтах – в основном 2 век до н.э. – 1 век н.э., кельты уже стали R1b, и жили как указано на карте – в Перенеях (их называли кельтиберы ), во Франции (кельты) и до Альп, а также на Британских островах. Именно этих кельтов описывали античные авторы.

Hecetaeus of Miletos (Гекатей Милетский) 550- 476 гг. до н.э. (550-490 гг.)
- Геродот Галикарнасский (Herodotus), 484-425 гг. до н.э.
- Polybius (Полибий), 200-118 гг. до н.э.
- Юлий Цезарь, 102-44 гг. до н.э. (Записки о Галльской войне – 51 г. до н.э.)
- Dionysius of Halicarnassus (Дионисий Галикарнасский) 60-7 гг. до н.э.
- Strabo (Страбон), 63 г. до н.э. – 24 г. н.э.
- Livy (Ливий), 59 г. до н.э. – 17 г. н.э.
- Diodorus Siculus, 60г. до н.э. – 30г. н.э.
- Plutarch (Плутарх), 46-127 гг. н.э.
- Iordan (Иордан), 6-й век н.э.


Карта расселения кельтских племён в начале нашей эры.

По данным ряда историков, «кельтский период» в Европе начинается с 9-го века до н.э., по другим – с 6-го века до н.э., по третьим – формируется во второй половине 1-го тыс. до н.э. Многими историками признается, что до-кельтское население Европы, то есть то, что в значительной степени относится к R1b, было, скорее всего, не индоевропейским. Отмечается, что носители археологической культуры Колоколовидных кубков далеко не обязательно были предками кельтов. Это в целом согласуется с тем, что первые кельты были R1a, а не R1b, но к концу 1-го тыс. до н.э. понятие «кельты» перешло на носителей R1b, на территории, показанные на картах выше.

Само слово «кельтский» попало в английский язык только триста лет назад, для обозначения сходной групп языков Ирландии, Шотландии, Уэльса, Корнуолла и Бретани. До этого этот термин имел исключительно узкое значение, как и десятки и сотни наименований других древних племен. С тех пор этот термин – «кельты» – используется для обозначения совокупности различных этносов.

Из книги Юлия Цезаря «Записки о Галльской войне» – «… племена, которые на их собственном языке называются кельтами, а на нашем – галлами». Мы видим, что здесь галлы и кельты используются как синонимы.

В книге Плутарха «Жизнеописания», в III томе в разделе «Камилл» рассказывается о знаменитой истории с взвешиванием тысячи фунтов золота, которое побеждённые в 390 году до нашей эры римляне отдавали предводителю галлов Бренну (Brennus), как выкуп.

«Бренн и военный трибун Сульпиций и договорились, что римляне выплатят тысячу фунтов золота, а галлы , получив выкуп, немедленно покинут город и римские владения. Эти условия были подтверждены клятвой, но когда принесли золото, кельты повели себя недобросовестно, сначала потихоньку, а потом и открыто наклоняя чашу весов. Римляне негодовали, а Бренн, словно издеваясь над ними, отстегнул меч вместе с поясом и бросил на весы. «Что это?» - спросил Сульпиций. «Горе побежденным, вот что!», - откликнулся Бренн. Его ответ уже давно вошёл в пословицу.

В английском переводе этой истории Плутарха (46-127 гг. нашей эры) слова «кельты» вообще нет, только галлы. Т а же история была описана Ливием почти за сто лет до жизни Плутарха (Titus Livius Patavinus, 59 BC – 17 AD) в его труде Ab Urbe Condita Libri, Liber V — слова «кельты» нет и у Ливия. С амое племя Бренна называлось «сеноны» , и об этом писал Ливий в том же томе 5, раздел 34 (выделено мной, ААК):

Is quod eius ex populis abundabat, Bituriges, Aruernos,
Senones , Haeduos, Ambarros, Carnutes, Aulercos exciuit.

Слово «кельты» Ливию было известно, хотя в уцелевших 35 томах его сочинений оно встречается (Celtico) всего один раз. Ливий много писал о кельтиберах (Celtiberis).

Гекатей Милетский (550- 476 гг. до н.э.) . Видимо, у него самое первое упоминание о кельтах, как людях, живущих неподалеку от греческой колонии Массалия (Марсель), на юге Франции . В пересказе (труды Гекатея не сохранились), это изложение выглядит так: «Скифы живут на северном побережье Черного моря, к западу от них – кельты, по соседству с массалиотами ».

Геродот Геликарнасский (484-425 гг. до н.э.) . В своей 9-томной «Истории», в книге II («Евтерпа»), Геродот пишет: «…Река Истр (Дунай) начинается в стране кельтов у города Пирены и течёт, пересекая Европу посредине. Кельты же обитают за Геракловыми Столпам и по соседству с кинетами, живущими на самом крайнем западе Европы. Впадает же Истр в Евксинский Понт , протекая через всю Европу там, где милетские поселенцы основали город Истрию ».«Скифов-пахарей», «скифов-земледельцев», живущих на Днепре, Геродот называл «борисфенитами», то есть «днепровцами». говорит, что «достойнейшие люди, каких он только знал лично, все были Скифы» . Царские скифы-сколоты называли себя царями, антропологический .

В книге IV («Мельпомена») он повторяет – «Ведь Истр течёт через всю Европу, начинаясь в земле кельтов – самой западной народности в Европе после кинетов. Так то Истр пересекает всю Европу и впадает в море на окраине Скифии ».

Кельты у Геродота в остальных томах «Истории» не упоминаются. В этом отрывке, как мы видим, Геродот отмечает кельтов на Пиренеи и на Дунай. О языке кельтов Геродот ничего не сообщал.

Полибий (200-118 до н.э.) . О кельтах упоминал греческий историк Полибий (Polybius, The Histories), живший в 200-118 гг. до нашей эры. После него остались 39 томов его «Историй», и кельтов он упоминал в томах 1, 2, 3, 10, 11, 12, 14, 15, 18 и 34, часто по одному слову или одной фразе на том. Так, в томе 1 он упомянул про «Celts» и «Italian Celts», и всё. В томе 2 пишет, что «итальянские кельты были близкими соседями этрусков, и часто ассоциировались с ними » . Это не помешало кельтам « атаковать этрусков большой армией, вытеснить их с равнины По, и занять равнину самим ». Полибий упомянул о «кельтах, прибывших в Этрурию », и что римляне «убили примерно 50 тысяч кельтов и по меньшей мере 10 тысяч были взяты в плен ».

Начиная с тома 3 Полибий всё чаще упоминает кельтиберов, особенно в связи с пиренейскими войнами Ганнибала. Полибий был современник Ганнибала (247-183 гг. до н.э.), и потому его описания во многом должны быть достоверными. Через тома с 3 по 34 проходит описание кельтиберов как злейших врагов Рима, описание их предательств и Рима, и Ганнибала, отступлении и бегстве. В его описаниях Иберия и Кельтиберия граничат друг с другом. Термином «кельты» Полибий обычно описывает народы к северу от Кельтиберии, живущие «по обе стороны Альп». В его описаниях «кельты живут от реки Нарбо недалеко к западу от Марселя, и от устья Роны, впадающей в Сардинское море, и до цепи Пиренейских гор до Внешнего моря ». Далее, «Пиренеи отделяют кельтов от иберов ».

В томе 11 Полибий описывает войска Ганнибала, в которые «входили африканцы, испанцы, лигурийцы, кельты, финикийцы, италийцы и греки », прибавляя, что эти «люди в своих законах, обычаях, языке и вообще ни в чем не имели ничего общего ». Из этого можно условно заключить, что кельты, говорившие на индоевропейских языках, не понимали языка лигурийцев, испанцев (баскский язык?) и других. В томе 12 опять упоминаются лигурийцы, кельты и иберы, как разные народы. В томе 14 описывается гибель более 4 тысяч кельтиберов, наемников Карфагена, в бою и при бегстве, упоминается гибель 10 тысяч и 30 тысяч кельтиберов. В противоположность кельтиберам, кельты описаны Полибием как «имеющие тихий и упорядоченный характер» (том 34).

Юлий Цезарь (102-44 гг. до н.э.) . В своих «Записках о Галльской войне» Цезарь много пишет о галлах, и почти ничего о кельтах. Возможно, это потому, что в самом начале книги он фактически сделал эти названия синонимами, написав – «Галлия по всей своей совокупности разделяется на три части. В одной из них живут бельги, в другой – аквитаны, в третьей – те племена, которые на их собственном языке называются кельтами , а на нашем – галлами ». В целом в книге мало информации о кельтах.

Дионисий Галикарнасский (60-7 гг. до н.э.) . В своей книге Roman Antiquities (Римские древности) он упоминает Keltika.

Страбон (63 г. до н.э. – 24 г. н.э.) . В своем основном труде «География» Страбон указывал:Области за Рейном, обращенные на восток и лежащие за территорией кельтов , населяют германцы. Последние мало отличаются от кельтского племени : большей дикостью, рослостью и более светлыми волосами, во всем остальном они схожи: по телосложению, нравам и образу жизни они таковы, как я описал кельтов . Поэтому, мне кажется, и римляне назвали их германцами, как бы желая указать, что это «истинные» галлаты. Ведь слово «germani» на языке римлян означает «подлинные» .

Интересно высказывание Страбона в отношении смешанных названий «кельтиберы» или «кельтоскифы» : «Я утверждаю согласно с мнением древних эллинов, что, подобно тому, как известные народы северных стран назывались одним именем скифов или номадов, как называет их Гомер, а впоследствии, когда сделались известными и западные страны, их обитатели назывались кельтами и иберами или смешанно кельтоиберами и кельтоскифами , ибо вследствии неведения отдельные народы в каждой стране подводились под одно общее имя ».
Страбон считает кельтов скифами: «другими словами, кельтов сначала называли кельтоскифами, поскольку они принадлежали к уже известному скифскому народу ».

Самоназвание царских скифов СКОЛОТЫ (Skolot > Skolt > Kelt)

Диодор Сицилийский (90-30 гг. до н.э.) . В своей «Bibliotheca Historica» греческий историк Диодор Сицилийский писал, что, убив противника, кельты «отрезают их головы и вешают на шеи своих коней, а принеся их домой, прибивают ко входам своих жилищ. Они сохраняли отрезанные головы побеждённых врагов в кедровом масле… А некоторые хвалились, что не отдали бы эти головы даже за такое же по весу количество золота… ».

Плутарх (46-127 гг. н.э.) . Выше были приведены выдержки из трудов Плутарха, хотя они о галлах, а не о кельтах. Название «кельты» было безусловно знакомо Плутарху, хотя он использовал его всего несколько раз. Например, в биографии Marcus Cato Плутарх писал, что Катон «called upon his neighbours, called Celtiberians, for help» (Катон обратился к соседям, называемым кельтиберами, за помощью). В биографии Caius Marius Плутарх писал – «… the country of the Celti… to that part of Scythia which is near Pontus» (страна кельтов… [относится] к той части Скифии, которая [находится] у Черного моря ), опять, как и ряд античных авторов, связывая кельтов со скифами. И далее – «whole army was called by the common name of Celto-Scythians» (вся армия называлась обычным именем кельто-скифов ).

Иордан (6-й век н.э.) в книге Getica (другое название – De origine actibuscque Getarum, или «О происхождении и деяниях гетов») он упомянул воинов «Кельтики» в составе армии везиготов, но это уже поздние времена – Аттилы и императора Валентиниана: «И вот выводит Теодорид, король везеготов, бесчисленное множество войска; оставив дома четырех сыновей, а именно: Фридериха и Евриха, Ретемера и Химнерита , он берёт с собой для участия в битвах только старших по рождению, Торисмуда и Теодериха. Войско счастливо, подкрепление обеспечено, содружество приятно: все это налицо, когда имеешь расположение тех, кого радует совместный выход навстречу опасностям. Со стороны римлян великую предусмотрительность проявил патриций Аэций, на котором лежала забота о Гесперйской стороне империи; отовсюду собрал он воинов, чтобы не казаться неравным против свирепой и бесчисленной толпы. У него были такие вспомогательные отряды: франки, сарматы, арморицианы, литицианы, бургундионы, саксоны, рипариолы, брионы – бывшие римские воины, а тогда находившиеся уже в числе вспомогательных войск, и многие другие как из Кельтики , так и из Германии ».

Откуда появились кельты? Какой народ, а именно род, их породил? С каким предшествующим народом, родом, популяцией они генетически связаны? Откуда появился кельтский язык? Что это был за язык?

«Исходные» кельты были первые носители Галштатской археологической культуры, кладбище которых было обнаружено у Галштатта, к юго-востоку от современного Зальцбурга в Австрии, и датировано примерно 700 лет до н.э. В последующие три-четыре столетия кельты распространились по территории центральной Европы не столько физически, сколько их индоевропейский язык, культура, технологии. Это приводит к важному положению, что язык в те времена в Европе был не индоевропейским , иначе чему там распространяться в своей языковой среде. Отсутствие данных о том, что в Европе в 2 тысячелетии до н.э. были ИЕ языки, помимо ИЕ языков ранее изгнанных носителей гаплогруппы R1a, перенесших эти языки на Русскую равнину и далее в Анатолию-Митанни, Иран, Индию в середине 2-го тыс. до н.э.

Именно потому мы упомянули выше, что классические древнегреческие авторы могли уже называть кельтами не «исходных» кельтов, а тех, кто понёс дальше имя КЕЛЬТ уже столетия спустя.

Итак, говоря о происхождении «первых» кельтов, отметим, что их языком был индоевропейский язык, который в те времена был характерен для гаплогруппы R1a, но не гаплогруппы R1b. В центральной Европе, там, где вскоре распространился кельтский (ИЕ) язык, население в те времена относилось в значительной степени к гаплогруппе R1b.

Время от 7 до 4 века до н.э. – это время становления «кельтского» индоевропейского языка как лингва-франка Центральной Европы . Почему это произошло? Видимо, передовая металлургическая технология, изумительной красоты украшения, многие в традиционном скифском «зверином стиле» , что опять наводит на мысль о гаплогруппе R1a первых кельтов, как — сколоты.

Откуда у первых кельтов индоевропейский язык, и каков источник их гаплогруппы R1a? Самое простое и разумное объяснение сводится к тому, что первые кельты, носители гаплогруппы R1a, и которые, разумеется, говорили на ИЕ языке, прибыли миграционным путем с востока, с Русской равнины, в конце II тыс. или начале I тыс. до н.э.

Интересно сообщение Плутарха, что римский разведчик, отправляясь в лагерь кимвров, носителей гаплогруппы R1a, прибывшим с востока в Центральную Европу, учил кельтский язык и одевался по-кельтски, у кельтов опять виден «след R1a»

Таким образом, нами выдвинут вариант решения проблемы о происхождении индоевропейского языка первых кельтов гальштаттской археологической культуры, и механизма его распространения как лингва-франка Европы. Это совпало по времени с разрушением империи этрусков и становлением древнего Рима.