Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Дож венеции. Достопримечательности Венеции: венецианская синьория

Предположительно первые дожи выполняли функции наместников Византийской империи. До 1032 года дожи имели практически неограниченную власть в государственных, военных и церковных делах. Со временем обязанности дожа всё больше перекладывались на венецианских чиновников. С 1268 года существовала должность вице-дожа.

Процедура выборов

Дожи избирались из самых богатых и влиятельных семей Венеции. После этого власть дожей была ограничена введением нескольких альтернативных институтов власти. После 1172 года глава государства избирается через сложную процедуру. Комитет сорока выбирал дожа из четырёх кандидатов, выбранных из состава Большого совета .

Одеяние дожа состояло из шапки-колпака особой формы, меча, пурпурной или золотой мантии, с воротником из меха горностая и красных башмаков, схожих с башмаками византийских императоров. Ежегодно в Пасху дож возглавлял процессию от Сан-Марко до женского монастыря Сан Заккариа , где настоятельница монастыря вручала ему новую шапку (corno ducale), сшитую монахинями. Шапка имела форму рога, была жёсткой, изготавливалась из парчи.

Упразднение титула

Титул был упразднён Наполеоном в 1797 году. Венеция попала в зависимость от Австрии , многие формы правления присутствовали после этого, но к институту дожей Венеция больше не вернулась.

См. также

Напишите отзыв о статье "Венецианский дож"

Отрывок, характеризующий Венецианский дож

Старик Ростов без слез не мог рассказать жене того, что было, и тут же согласился на просьбу Пети и сам поехал записывать его.
На другой день государь уехал. Все собранные дворяне сняли мундиры, опять разместились по домам и клубам и, покряхтывая, отдавали приказания управляющим об ополчении, и удивлялись тому, что они наделали.

Наполеон начал войну с Россией потому, что он не мог не приехать в Дрезден, не мог не отуманиться почестями, не мог не надеть польского мундира, не поддаться предприимчивому впечатлению июньского утра, не мог воздержаться от вспышки гнева в присутствии Куракина и потом Балашева.
Александр отказывался от всех переговоров потому, что он лично чувствовал себя оскорбленным. Барклай де Толли старался наилучшим образом управлять армией для того, чтобы исполнить свой долг и заслужить славу великого полководца. Ростов поскакал в атаку на французов потому, что он не мог удержаться от желания проскакаться по ровному полю. И так точно, вследствие своих личных свойств, привычек, условий и целей, действовали все те неперечислимые лица, участники этой войны. Они боялись, тщеславились, радовались, негодовали, рассуждали, полагая, что они знают то, что они делают, и что делают для себя, а все были непроизвольными орудиями истории и производили скрытую от них, но понятную для нас работу. Такова неизменная судьба всех практических деятелей, и тем не свободнее, чем выше они стоят в людской иерархии.
Теперь деятели 1812 го года давно сошли с своих мест, их личные интересы исчезли бесследно, и одни исторические результаты того времени перед нами.
Но допустим, что должны были люди Европы, под предводительством Наполеона, зайти в глубь России и там погибнуть, и вся противуречащая сама себе, бессмысленная, жестокая деятельность людей – участников этой войны, становится для нас понятною.
Провидение заставляло всех этих людей, стремясь к достижению своих личных целей, содействовать исполнению одного огромного результата, о котором ни один человек (ни Наполеон, ни Александр, ни еще менее кто либо из участников войны) не имел ни малейшего чаяния.
Теперь нам ясно, что было в 1812 м году причиной погибели французской армии. Никто не станет спорить, что причиной погибели французских войск Наполеона было, с одной стороны, вступление их в позднее время без приготовления к зимнему походу в глубь России, а с другой стороны, характер, который приняла война от сожжения русских городов и возбуждения ненависти к врагу в русском народе. Но тогда не только никто не предвидел того (что теперь кажется очевидным), что только этим путем могла погибнуть восьмисоттысячная, лучшая в мире и предводимая лучшим полководцем армия в столкновении с вдвое слабейшей, неопытной и предводимой неопытными полководцами – русской армией; не только никто не предвидел этого, но все усилия со стороны русских были постоянно устремляемы на то, чтобы помешать тому, что одно могло спасти Россию, и со стороны французов, несмотря на опытность и так называемый военный гений Наполеона, были устремлены все усилия к тому, чтобы растянуться в конце лета до Москвы, то есть сделать то самое, что должно было погубить их.
В исторических сочинениях о 1812 м годе авторы французы очень любят говорить о том, как Наполеон чувствовал опасность растяжения своей линии, как он искал сражения, как маршалы его советовали ему остановиться в Смоленске, и приводить другие подобные доводы, доказывающие, что тогда уже будто понята была опасность кампании; а авторы русские еще более любят говорить о том, как с начала кампании существовал план скифской войны заманивания Наполеона в глубь России, и приписывают этот план кто Пфулю, кто какому то французу, кто Толю, кто самому императору Александру, указывая на записки, проекты и письма, в которых действительно находятся намеки на этот образ действий. Но все эти намеки на предвидение того, что случилось, как со стороны французов так и со стороны русских выставляются теперь только потому, что событие оправдало их. Ежели бы событие не совершилось, то намеки эти были бы забыты, как забыты теперь тысячи и миллионы противоположных намеков и предположений, бывших в ходу тогда, но оказавшихся несправедливыми и потому забытых. Об исходе каждого совершающегося события всегда бывает так много предположений, что, чем бы оно ни кончилось, всегда найдутся люди, которые скажут: «Я тогда еще сказал, что это так будет», забывая совсем, что в числе бесчисленных предположений были делаемы и совершенно противоположные.

Интерьеры этого дворца расписывали лучшие мастера своей эпохи. И тем ярче контраст между изящными гостиными и темными пыточными камерами в подземелье. Палаццо контрастов, дворец, где были написаны темные страницы истории Венеции – Дворец Дожей.

Как все начиналось…

Нынешний дворец нисколько, ни малейшей деталью не напоминает тот, самый первый, который был построен на заре IX века . В 810 году на центральной площади Сан-Марко стал строиться шикарный дворец, окруженный со всех сторон водой и крепкими стенами.

Однако при первом же народном восстании в 976 году особняк был разрушен воинственно настроенными венецианцами. После того, как восстановительные работы были завершены, резиденцию дожей постигла новая кара – он сгорел почти полностью при разрушительном пожаре в 1106 году.

Но и на сей раз палаццо было восстановлено. А уже в том виде, в котором мы его знаем сейчас, Дворец дожей появился в середине XV века (работы вел архитектор Себастьяно Дзиани). Поскольку отпала надобность в обороне и защите от нападений, дворцу при восстановительных работах придали изящный и торжественный вид . Так как строительство шло довольно продолжительное время, в работе принимали участие мастера из разных стран. Отсюда и смешение стилей – строгий готический, округлый романский, изящный арабский.

В 1577 году случился еще один крупный пожар, который практически до основания уничтожил левое крыло здания . И это единственные помещения, которые воссозданы точно такими же, какими были и до пожара. В реставрационных работах принимали участие крупнейшие художники и архитекторы того времени – Тинторетто, Веронезе.

В соответствующие периоды своей истории Палаццо Дуккале успел побывать в роли места для заседаний сенатского комитета, совета Республики, Верховного суда, инквизиции, морского ведомства, Совета Десяти (тайная канцелярия).

Внешний фасад здания – это ряды строгих колонн на втором ярусе и ажурные арки , которые придают строению некую воздушность. И лишь в одном месте на фасаде дворца две колонны выделяются среди других; в отличие от остальных эти колонны имеют красный цвет, поскольку именно здесь, между 9-ой и 10-ой колоннами оглашались смертные приговоры.

Со стороны фасада есть затейливо украшенный балкон , с которого в дни великих празднеств венецианский правитель обращался к горожанам.

Внутренний двор – это несколько галерей . Раньше попасть во дворец можно было через «Порта дела Карте» («Бумажные ворота»). Название это дано было из-за того, что здесь писцы оформляли всевозможные бумаги и разрешения. Сегодня «Порта дела Карте» работают только на выход.

Вход же начинается с лестницы Гигантов во внутреннем дворе Палаццо . Гиганты – это статуи Марса и Нептуна. Взгляните на фото этого места во Дворце дожей в Венеции.

Дворцовые интерьеры

Палаццо Дуккале – одно из наиболее интересных в архитектурном плане зданий: оно выстроено в сочетании строгого готического стиля и восточной легкости.

На второй этаж ведет Золотая лестница . Золотой ее название из-за обилия позолоченной лепнины. Строительство велось под неусыпным контролем Сансовино (1538 год), а позже – Скарпаньино (1559 год).

Изначально эта лестница предназначалась только для высокопоставленных лиц , имена которых были занесены в специальную Золотую книгу, (хранилась под лестницей, служители сверяли – есть ли имя гостя в Золотой книге, и лишь потом пропускали).

Северное крыло – это личные покои дожей . В коридорах и залах этого крыла можно увидеть статуи знаменитых философов.

На верхнем этаже южного крыла находится знаменитый Зал Большого Совета (занимает все крыло). Длина этого зала – 55 метров, ширина – 25 метров, и это единственное в мире помещение, высокий потолок которого не поддерживается вообще никакими опорами. На стенах можно увидеть 66 портретов первых венецианских дожей.

А вот один из портретов закрашен черным – это Марино Фальеро, который был казнен за попытку государственного переворота. В историю Венеции он вошел, но в зале Большого Совета поневоле увековечен таким вот необычным способом.

Зал карт – это собрание географических карт XVI-XVIII веков, к выполнению которых привлекались лучшие итальянские мастера. Раритетом является карта Марко Поло с пройденными им маршрутами.

Зал голосований и Зал коллегии во Дворце дожей могут похвастаться собранием картин мастеров Италии (Тинторетто, Веронезе, Франческо Бассано), Зал магистрато познакомит с известными и малоизвестными работами Иеронима Босха, а в Оружейной палате представлена коллекция старинного оружия.

Секретные помещения во дворце

Есть во Дворце не только пышные вестибюли и парадные залы, в нем находится немало помещений, в которых велась своя тайная жизнь, вершились дела государственные, а также судьбы конкретных людей.

В числе таких помещений – зал Совета Десяти , где проводил заседания трибунал, выносящий приговоры преступникам, томящимся в закрытых камерах здесь же, в подвальных помещениях (тюрьма Поцци) или в камерах на самом верхнем этаже (тюрьма Пьомби). Знаменитые узники Пьомби – Джордано Бруно и Джакомо Казанова.

«Мост вздохов» – еще одна печально известная достопримечательность Палаццо Дуккале. Этот узкий мост соединял Дворец дожей с новым зданием тюрьмы (Карчери), и по этому мосту иногда проводили заключенного, который едва успевал бросить последний взгляд на город.

Узнайте о Дворец дожей больше из этих видеороликов:

1. Внешняя часть дворца и немного истории

2. Внутренние залы дворца

Экскурсии: сколько стоит и когда посмотреть

Время работы дворца зависит от туристического сезона. Во время высокого сезона (апрель – октябрь) Палаццо открывается в 8.30 и заканчивает работу в 19.30 . А в зимний период время работы дворца уменьшается на 2 часа – соответственно до 17.30.

Билет во дворец стоит 20 евро . Студентам и пенсионерам предоставляется скидка – для них цена билета будет 13-14 евро (для получения скидки нужно предъявить пенсионное удостоверение или студенческий билет). Дети до 5 лет могут посещать Дворец бесплатно, а с 6 до 14 лет – за 12 евро.

Аудиогида на русском языке нет, но экскурсию может проводить и русскоязычный гид . В основном экскурсии на английском и итальянском языках.

Архитектурный памятник Италии, выполненный в готическом стиле.

Автором проекта является Филиппо Календарио. Строительство дворца происходило на протяжении 115 лет 1309-1424. В 1577 году произошел пожар, существенно повредивший здание. Дворец восстановили в старом стиле вопреки тому, что был рассвет архитектуры ренессанса. Здание было резиденцией дожей. Дож – глава правления Венецианской республики, который избирался на пожизненный срок путем многоступенчатого голосования. Претенденты на должность дожа происходили из самых влиятельных родов Венеции. Институт дожей просуществовал более тысячи лет,его упразднил Наполеон в 1797 году.

Также во дворце заседали сенат, Большой совет, коллегия, Верховный суд, морское ведомство, тайная полиция и другие представители государственного аппарата. Дворец Дожей отличается от своих дворцов-современников тем, что он не является крепостью.

Дворец это трехэтажное здание в форме русской буквы «П», выполненное из серого, белого и розового мрамора. Здание имеет два фасада, которые образуют прямой угол. Первый этаж – это галерея заостренных кверху арок, которые опираются на колонны. Второй этаж также образован колоннами, но менее толстыми и более высокими, а в верхней части находится ряд лож, украшенных орнаментом в виде четырехлистника. Третий этаж – гладкая стена, облицованная белым мрамором, которую прорезают крупные и мелкие окна. На южном фасаде находится балкон, который являлся трибуной дожа. Над балконом установлен монумент Правосудия Алессандро Витториа.

Стена по периметру увенчана ажурными белыми мраморными зубцами. Дворец имеет два основных входа; — Порта делла Карта (бумажные ворота) – парадный вход дворца Дожей. Над воротами изображен крылатый лев и перед ним на коленях дож Франческо Фоскари. Бумажными ворота назывались из-за традиции вывешивать на них объявления. — Порта дель Фрументо (пшеничные ворота) — выходят на набережную и являются стартовой точкой экскурсий по дворцу.

Итальянский художник Франческо Гварди изобразил дворец в картинах «Дворец Дожей в Венеции» — находится в Лондонской Национальной Галерее,

а также «Аудиенция дожа в Зале Совета во Дворце дожей» находится в Парижском Лувре.

Сегодня Дворец Дожей, хранящий множество тайн и легенд, притягивает толпы туристов. Приподнять завесу неизвестного можно с помощью двухчасовой экскурсии стоимостью 10 евро с человека.

Официальный сайт: palazzoducale.visitmuve.it – тут же можно заказать билеты онлайн за 20 евро, чтобы не стоять в очередях.


Просмотреть на карте большего размера

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ

). Скорее всего слов “дож” переводится как предводитель или глава. Первый дож Венеции – — был избран в 697 году, а последний сложил свои полномочия в 1797 году, когда в Венецию вошли солдаты армии Наполеона.

К тому времени венецианские дожи (а также римские папы) являлись самыми древними чиновниками в мире. Самое интересное, что институт власти дожа в Венеции практически не претерпел изменений со времен своего основания, и его роль в государстве очень напоминает роль консулов в Риме.

Нельзя сказать, что жизнь Дожа Венеции была просто и безоблачна. Многие из них были убиты в следствии заговоров или восстаний, а двоих даже казнили за превышение их полномочий. Т.е. должность дожа была небезопасной. Правда все несчастья с дожами происходили до 1423 года; после чего все властители Венеции мирно умирали в своей постели.

Права и обязанности дожа

Все же в отличие от античного Рима осталась республикой . Поэтому как не старались дожи усилить свою власть особенных успехом на этом поприще они не достигли. Мало того, Дож Венеции по сути оставался пленником в своем доме. Этот человек, который по своему статусу был на одном уровне с королями Европы, по факту даже не имел право на свою собственную переписку. Видно венецианцы учли опыт республиканского Рима и за своими дожами старались следить тщательно.

Даже больше. Начиная с 1275 года дожу в Венеции даже запретили иметь собственность вне Венеции, а его детям было запрещено вступать в брак с иностранцами. Жена дожа не должна была заниматься коммерцией, а также ей запрещалось принимать подарки от иностранных купцов. Перед своим вступлением в должность дож приносил специальную присягу и эти ограничения вступали в силу.

В 15 веке совет Венецианской республики запретил дожу оставаться наедине с иностранными послами. Причем во время приемах он мог произносить лишь только определенный набор фраз. Даже личные увлечение ограничивались с момента вступления дожа в свою должность. Так например дожу Антонио Гримани, который был страстным охотником, было разрешено охотиться лишь четыре раза в год.

Повсюду дож был окружен шпионами венецианского совета . После смерти дожа совет избирал так называемый магистрат который должен был оценить деяния дожа. Этот же магистрат должен был придумать правила поведения для нового дожа, если видел, что действия предыдущего дожа были подозрительными.

На самом деле Венецией правил так называемый Совет Десяти . Конечно был еще и Большой Совет, этакий парламент Венецианской республики. В этот совет попадал автоматически каждый аристократ Венеции как только он достигал 21 года. Однако реальная власть была в руках Совета Десяти, куда избирались на год. Интересно, что плату члены Совета Десяти не получали.

И все же дож Венеции не был фигурой номинальной. Во многих вопросах его слово было решающим, однако за свою власть Дож Венеции платил своей свободой.

Венецианский Дож и Совет Десяти

Венеция на карте


***
Посмотрите вы на дожа -
Удивитесь, может, тоже.
На закате видит он:
По волнам гуляет челн,
Ярким золотом горит,
Молодцов к себе манит.
Тот, кто бросится к нему,
Сразу же идет ко дну!
Не стерпел и наш вельможа -
В волны бросился! И что же?
Выплыл старый лоботряс!
Шутка это, но про нас.

***
Такое шутливое стихотворение подарил мне когда-то один из моих добрых поклонников Юрий К*.

Но кто такие дожи, что мы знаем о них? Давайте познакомимся поближе - они стоят того. Заодно вспомним некоторые интересные переломные факты истории и насладимся красотой и неповторимым очарованием аристократки ВЕНЕЦИИ.




The winged lion of St. Mark stands over the Porta della Carta, the main entrance to the Doge"s Palace in Venice

ДОЖ (итал. doge, от лат. dux - «вождь, предводитель»; того же корня слова «дукс», «дукат», «дука», «дуче») - титул выборного главы Венецианской республики. Институт дожей существовал в общей сложности ровно 1100 лет (697-1797). За эти века сменилось 120 дожей.



Светлейшая Республика Венеция, Республика Святого Марка (венец. Serenìsima Republica de Venesia, итал. Serenissima Repubblica di Venezia) - с конца VII века по 1797 год государство-республика в Европе со столицей в городе Венеция. Располагалась в северо-восточной части территории современной Италии, имела колонии на территории государств, лежащих в Адриатике, бассейнах Эгейского, Мраморного и Чёрного морей. Краткая историческая справка

По легенде, первым венецианским дожем считается Паоло Лучио Анафесто. (Паолуччио Анафесто, (?-717)
Традиционно датой начала его правления считается 697 год, когда в Ираклее/Гераклее, по призыву патриарха города Градо, состоялось собрание жителей Венецианской лагуны, чтобы положить конец противоречиям и борьбе интересов кланов и скоординировать сопротивление против лангобардов и славян.

На этом собрании, вместо двенадцати трибунов, общим верховным главою был избран Павл Анафесто, на всю его жизнь. Вскоре после избрания верховный глава заключил мирный договор с королем лонгобардов Лиутпрандом, и правил до 717 года. А впоследствии эта должность получила название - дож.
Однако всё, что известно из достоверных источников, это то, что некий Паулиций (вероятно экзарх Равенны Павл) отвечал за оборону венецианской границы возле Ираклеи.

Первое же документально подтверждённое избрание дожа венецианцами произошло гораздо позже. В те времена независимость выборов правителя без одобрения византийского императора была весьма сомнительна.


В 726 году, после того как византийский император Лев III издает иконоборческого эдикт - закон, запрещающий поклонение изображениям святых, возмущенные венецианцы избирают дожем местного жителя-невизантийца.

Им становится Орсеоло (Орсо Ипато (? - 742) - 3-й венецианский дож). После разрешения конфликта, который тянулся несколько лет, он покорился экзарху и получил от императора Льва III титул hypatos - консул. Впоследствии это слово стало фамилией рода Ипато. Император утверждает его в должности дожа. В 737 году Орсо Ипато был убит согражданами в своем дворце, и должность дожа была упразднена на пять лет, но затем вновь восстановлена в связи с необходимостью иметь сильного военного вождя для обороны города.

Так избрание Орсеоло дало начало традиции, которая продержалась более 1000 лет. Предположительно первые дожи выполняли функции наместников Византийской империи.
До 1032 года дожи имели практически неограниченную власть в государственных, военных и церковных делах. Дожи избирались из самых богатых и влиятельных семей Венеции и часто получали этот пост по наследству.


Венецианская республика, искусно пользуясь своим выгодным и безопасным положением между Византийской и Франкской империей, развила своё благосостояние и стала богатым и могущественным торговым городом. Её флоты победоносно сражались против норманнов и сарацинов в Нижней Италии, равно как и против славян на восточном берегу Адриатики. К островам в лагунах восточной Адриатики была присоединена Истрия, а прибрежные города Далмации в 997 году добровольно поставили себя под венецианское покровительство.



Витторе Карпаччо. Чудо с реликвией (1494)

Политику присоединения к Республике Святого Марка восточных земель, которая продлилась более 500 лет, начал Дож Пьетро II Орсеоло (961-1009) - 26-й венецианский дож (с 991 года).

Он распространил влияние Венеции на хорватов и славян Неретвы, освободил венецианцев от 50-летней практики дани славянским пиратам. Начал расширение территории Венецианской республики, разорив пиратские базы на островах Ластово и Корчула, захватил их и покорил город Дубровник.

Победа в морском сражении с пиратами у города Задар в 1000 году, и получение контроля над всем Адриатическим морем были пышно отмечены «Праздником обручения Венеции с Адриатическим морем». Это положило начало многовековой церемониальной обязанности дожа, который каждый год в день Вознесения выходил в Адриатику на государственном корабле-галере «Бучинторо» (или Букентавр) и бросал в море золотое кольцо.




Каналетто (1697–1768) "Бучинторо" около Дворца дожей


Гварди Франческо (1712-1793) "Бучинторо" у набережной Св.Елены

«Bucintoro» использовалась лишь во время официальных церемоний. Это судно имело две палубы, было декорировано орнаментом, приводилось в движение 42 веслами. За время существования Венецианской республики имя «Bucintoro» носили несколько галер. Последняя из них была разобрана в 1824 г.

Пьетро II Орсеоло был не только успешным правителем, но и главой большого семейства.
У него было 11 детей. По некоторым данным, одна из дочерей Пьетро стала женой сына хорватского короля Светослава Суроньи, а один из сыновей был женат на дочери византийского императора Романа III Аргира. Другой - Оттоне - был женат на сестре венгерского короля Иштвана I, он же стал преемником Пьетро на посту дожа. Сын Оттоне - Пётр - позже стал королём Венгрии.
Вот такая семья!

С XI до XVIII века Венеция - самостоятельная республика с аристократическим устройством.
Будучи владычицей Адриатического моря, Венеция пользовалась полной независимостью, но ещё долгое время сохраняла формальную политическую связь с Византийской империей.


Со временем обязанности дожа всё больше перекладывались на венецианских чиновников. Власть дожей была ограничена введением нескольких альтернативных институтов власти. После 1172 года глава государства избирается через сложную процедуру.


Комитет сорока выбирал дожа из четырёх кандидатов, выбранных из состава Большого совета.

На выборах 1229 года Комитет сорока был увеличен до сорока одного, то есть нечётного количества членов. С 1268 года существовала должность вице-дожа. С того же времени и до конца существования титула действовала процедура выбора, включающего в себя одиннадцать голосований. Приготовьтесь проследидь цепочку!

Из тридцати членов Большого Совета выбиралось девять.
Девять членов совета выбирали сорок человек, а из этих сорока выбиралось двенадцать человек, которые в свою очередь выбирали двадцать пять человек.
Эти двадцать пять отсеивались до девяти человек, девять выбирали сорок пять избирателей.
После этого сорок пять человек ещё раз уменьшались до группы из одиннадцати.
И наконец, одиннадцать человек выбирали сорок одного избирателя, которые выбирали дожа.

Подобный метод голосования был призван учесть интересы всех сторон, и не допустить на высшую должность в государстве ставленника какой-либо партии или клана, человека опасного или неспособного удержать в руках бразды правления.


Когда дож был выбран, он представал перед народом со словами
«Это ваш дож, если это вас устраивает».

После этого он принимал присягу, в которой торжественно клялся действовать согласно законам и на благо государства.



Гварди Франческо (1712-1793) Коронация дожа на Лестнице гигантов во Дворце дожей. Венеция

Одеяние дожа состояло из шапки-колпака особой формы, меча, пурпурной или золотой мантии, с воротником из меха горностая и красных башмаков, схожих с башмаками византийских императоров.


Ежегодно в Пасху дож возглавлял процессию от Сан-Марко до женского монастыря Сан Заккариа, где настоятельница монастыря вручала ему новую шапку (corno ducale), сшитую монахинями. Шапка имела форму рога, была жёсткой, изготавливалась из парчи.

Власть дожа строго ограничивалась различного рода предписаниями. Он не имел права появляться на публике в одиночку, не мог в одиночку встречаться с иностранными государями или посланниками, не мог один вскрывать официальную корреспонденцию. У дожа не могло быть собственности на территории других государств.



Дворец дожей

Обычно дожи управляли страной до самой смерти, хотя имелись случаи разжалования с поста. Доходы дожа на его посту были небольшими. После 1501 года была разработана процедура посмертного возмещения ущерба, нанесённого дожем в период правления, например в результате хищений.

Во время Крестовых походов Венеция, несмотря на конкуренцию других итальянских республик (Пизы и Генуи), распространила свои торговые связи на весь Ближний и Средний Восток.

Могущество республики достигло высшей степени при правлении дожа Энрико Дандоло (итал. Enrico Dandolo, 1107 или 1108 - май 1205) - 41-го венецианского дожа.
Происходил он из влиятельной венецианской семьи и до шестидесятилетнего возраста оставался в тени своих родственников, выполняя посольские миссии в Константинополь.
Известно, что Дандоло ослеп до того, как стал дожем. Есть две версии: первая говорит о том, что его ослепили византийцы во время посольской миссии в 1171 году, другая - что слепота явилась следствием удара по голове, полученного между 1176 и 1192 годом.
Тем не менее, в 1192 году Энрико Дандоло становится дожем.

Наибольшую историческую известность принёс дожу Четвертый крестовый поход .
При содействии французских крестоносцев 13 апреля 1204 года Константинополь был взят и разграблен. В том же году была основана Латинская империя со столицей в Константинополе. Венеция получила во владение три восьмых территории Византийской империи, остров Крит и укрепила свое экономическое положение.



Эжен Делакруа "Взятие Константинополя крестоносцами",1840

В мае 1205 года Энрико Дандоло заболел и скончался в возрасте 97 лет. Дожа похоронили в Константинополе в Софийском соборе. Гробница Дандоло сохранилась до наших времен.

Венеция не смогла помешать падению в 1261 году Латинской империи, а византийские императоры после того предоставили генуэзцам очень широкие права в Константинополе, и венецианцы были оттеснены на задний план. Кроме того, с 1256 года началась продолжительная война между Венецией и Генуей, которая велась с переменным успехом. Но несмотря на перипетии, республика процветала.


В конце XV столетия Венецианская республика была богата, могущественна, внушала страх своим врагам, и среди её населения научное и художественное образование было распространено более, чем в среде всех других европейских наций.
Торговля и промышленность процветали. Интересно отметить, что уже в 1536 году венецианские купцы использовали такой современный знак @ , в те времена это была мера веса и называлась "амфора".



Простой народ Венеции неслыханно богател, так как налоги были незначительны, и правление имело мягкий характер, когда дело не касалось политических преступлений, для преследования которых назначены были в 1539 году три государственных инквизитора.


Но затем наступили перемены, которых никакое благоразумие предотвратить не могло.

В 1453 году столица Византийской империи, Константинополь, была захвачена турками-османами под предводительством султана Мехмеда II. Это повлекло за собой уничтожение Восточной Римской империи и смерть последнего византийского императора Константина XI Драгаша. Османы мало-помалу отняли у венецианцев владения, принадлежавшие им в Архипелаге и Морее, равно как Албанию и Негропонт (Эвбею)...

А в 1498 году португалец Васко да Гама открыл морской путь в Ост-Индию, и Венеция с течением времени лишилась выгод ост-индской торговли.


Итак, в VI веке Венеция являлась группой островов, которые обживали первые поселенцы, в XI веке она уже Серениссима (Светлейшая) - «королева Адриатики», контролирующая торговлю между Востоком и Западом.
К XIII веку Венеция недолго управляла Византией.
В 1508 году, чтобы победить Венецию, вынуждены были объединиться короли Франции, Испании и Священной Римской империи.
И только в 1797 году Наполеон завершил непрерывную 1376-летнюю историю венецианской независимости. Наступил закат...


В XVIII веке Венеция уже не была такой могущественной, как в прежние времена, но все еще обладала значительным капиталом и влиянием.
Кроме того, она была одним из ведущих центров итальянской культуры, книгопечатания, гуманистической образованности.

Последний век государства отмечен культурным расцветом Венеции. Здесь творят композиторы Николо Порпора и Доменико Скарлатти, пишут картины Джамбаттиста Тьеполо и Франческо Гварди, на подмостках театров ставятся пьесы Карло Гольдони и Карло Гоцци.

В 1789 году титул дожа принял Лодовико Манин (итал. Ludovico Manin;1726-1802), 120-й и последний дож Венецианской республики. Впервые был избран дожем человек, не принадлежащий к знатной венецианской семье. Его предки были из области Фриули и более 200 лет назад заплатили 100,000 дукатов, для того чтобы быть записанными в "Золотую книгу" - реестр венецианской знати.
Но благородства Манину было не занимать.



Венеция старалась сохранить нейтралитет в Первой Итальянской кампании Наполеона.

Однако захват республики австрийско-французскими войсками был вопросом времени. Два события ускорили ее судьбу.

Первое из них - уничтожение французской колонии в Вероне, после того как город был захвачен венецианскими крестьянами в апреле 1797 года. Событие получило название «Веронская Пасха».

Второе - нападение на французское судно, которое шло в венецианских водах под охраной австрийских военных кораблей. Форт острова Лидо обстрелял корабль, капитан был убит.

1 мая 1797 года Наполеон объявил войну Венеции, а 9 мая дал указания заменить органы власти новым муниципальным советом, набранным из буржуазии, и впустить в город французскую армию.

Венецианская республика не смогла оказать какого-либо сопротивления.
Когда многие из членов Совета уже сбежали из урезанного до территории города и лагуны венецианского государства, Манин всё же провёл последнее заседание, пытаясь сгладить противоречия, возникшие в обществе под давлением Наполеона.

На Большой совет, в который входили 1169 членов, 12 мая явилось только 619 членов, которые приняли решение выполнить любую волю Наполеона.

Верные далмацинские солдаты стреляли в воздух, покидая город, и Совет, напуганный выстрелами, отрекся от власти в пользу буржуазного муниципалитета, а дож Лoдовико Манин объявил об отречении от престола; только один член выступил против этого.
Несмотря на отсутствие кворума, Республика Сан-Марко 512 голосами «за» и 20 «против» прекратила существование.

Манин снял царственный головной убор корно и сказал слуге: "Убери, это мне больше не понадобится". В народе же пошла в ход злая поговорка: "Если дож из Фриули - республика мертва".

15 мая 1797 года французские войска вошли в Венецию. И Наполеон упразднил титул дожа.
Капитуляция Венеции стала не только полной, но и унизительной. Новой властью было составлено раболепное послание Наполеону, в котором его благодарили за свободу Венеции.

Слова «Мир тебе, Марк, евангелист мой» (лат.«Pax tibi, Marce, Evangelista meus») начертанные на развороте книги в лапах льва на фасаде собора Святого Марка были изменены на «Права человека и гражданина».

Оккупационные войска разграбили Венецию.
Царственные знаки дожа и все львы Св. Марка были уничтожены.
Квадрига и сокровищница Св. Марка были отправлены в Париж.
Церкви и монастыри разорены мародёрами.

Золотая Книга публично сожжена...


The Winged Lion of Saint Mark


Квадрига собора святого Марка из позолоченной бронзы

хранится в базилике Сан-Марко (Венеция). Является единственным сохранившимся образцом многофигурной конной античной скульптуры. Создание квадриги приписывают скульптору Лисиппу и датируют IV веком до н. э.
Вывезена и установлена на арке площади Каррузель в Париже. Скульптура вернулась на своё место 13 декабря 1815 года.




Джованни Беллини (Giovanni Bellini) (около 1430–1516) «Мадонна со святыми и музицирующими ангелами»

Картина крупнейшего художника венецианской школы, заложившего основы искусства Высокого Возрождения в Венеции, находится сейчас в алтаре венецианской церкви святого Захарии. Наполеон был заворожен этой картиной и в 1797 году увез её с собой в Париж, где она хранилась 20 лет.




Площадь Сан-Марко Наполеон в свое время назвал "гостиной Европы"

Французское правление было недолгим. Венеция попала в зависимость от Австрии. Затем значительная часть территории континентальной Венеции отошла к Австрии и к Цизальпинской республике (будущему Итальянскому королевству), а Ионические острова – к Франции.
Впервые, за более чем тысячелетнюю историю, республика перестала быть независимым государством, превратившись в провинцию.

Многие формы правления присутствовали после этого, но к институту дожей Венеция больше не вернулась...




Русский писатель и искусствовед Павел Муратов (1881-1950), автор трёхтомника «Образы Италии» (1911-12), писал:
«Венеция была тогда второй столицей Европы. Она делила с Парижем поровну всех знаменитостей сцены, искусства и любви, всех знатных путешественников, всех необыкновенных людей, всех авантюристов, всех любопытных, всех тонких ценителей жизни и всех её изобразителей.
Но у Венеции было то преимущество, что в ней не было резонёров, лицемерных моралистов, деловых людей и скучных насмешников».

«В венецианской живописи много любви к праздничной и красивой внешности жизни, к дорогому убранству, богатым тканям, пирам, процессиям, восточным нарядам, чернокожим слугам и златоволосым женщинам. Карпаччио и Джентиле Беллини изображали все это в XV веке, Тициан, Бонифацио и Паоло Веронезе - в XVI, Тьеполо - в XVIII.
Но наряду с этими художниками здесь были и другие: Джорджоне, Тинторетто и Джованни Беллини».
Венецианские художники , Венецианская школа живописи

«Нынешняя Венеция - только призрак былой жизни, и вечный праздник на Пьяцце - только пир чужих людей на покинутом хозяевами месте. Прежняя Венеция жива лишь в дошедших до нас произведениях ее художников...»


Венеция - родина Казановы и Марко Поло, Монтеверди и Вивальди...
каналов, гондол, потрясающей архитектуры, живописи, карнавалов и венецианской маски, - теперь туристическая «мекка», город влюбленных сердец!


























Светлая память тебе, дож, величественный призрак прошедших времен!