Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Что должен знать каждый о молитве "отче наш". Святой Дух Бог? Библия об этом

Батюшка, скажите, где в Писании можно найти строки о том, что Спаситель вывел из ада всех праведников и покаявшихся? Спаси Господи.

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

О сошествии Спасителя в ад говорит св. апостол Петр: Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению (1Пет.3:18-20). Об этом же в других словах тот же св. апостол пишет в следующей главе Соборного послания: Ибо для того и мертвым было благовествуемо, чтобы они, подвергшись суду по человеку плотию, жили по Богу духом (1Пет.4:6). Некоторые древние и новые экзегеты указание на сошествие Спасителя в ад видят и вПослании св. апостола Павла к ефесянам: Посему и сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А "восшел" что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все (Еф.4:8-10). На этих свидетельствах Священного Писания основано догматическое учение Церкви о сошествии Иисуса Христа по смерти и до воскресения в ад (преисподнюю) для проповеди Евангелия дохристианскому человечеству. Св. апостол передает состояние Спасителя по смерти на Кресте словами быв умерщвлен по плоти, но ожив духом. Этому точно соответствует пасхальное песнопение «Во гробе плотски, во аде же с душею, яко Бог, в раи же с разбойником, и на Престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». По верованию Церкви проповедь Спасителя в аде была предварена там проповедью о Нем великим Пророком и Предтечей Иоанном. Это выражено в тропаре Предтече: «…Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога, явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость».

Спрашивает: Александр

Отвечает:

Уважаемый Александр,

Мы Вам представляем небольшой очерк об иконах.

Об иконах вообще и святости их

Икона - это изображение Бога и Святых Его. На иконах Бог изображается во Святой Троице, т.е. все три лица вмес- те, а иногда особо. Бог Отец (1-е лицо св. Троицы) изобража- ется старцем, Бог Сын (2-е лицо) - молодым, а Бог Дух Свя-той (3-е лицо) - в виде голубя.

Кроме Бога на иконах изображаются Св. Дева Мария - Богородица, Св. Угодники Божий, Ангелы и события из жиз- ни Спасителя, Божией Матери и Св. Угодников. Иконы со- ставляют святыню, которой с благоговением поклонялись и поклоняются православные христиане. Кто почитает и лю- бит лицо, изображенное на картине, тот бережет эту карти- ну, дорожит ею и украшает ее. Не раз, я думаю, случалось вам видеть, как иной сын или дочь, горячо любящие своих родителей, носят на груди их изображения (портреты), ук- рашают их и целуют.

Если мы дорожим изображением своих родителей, то как же нам не дорожить изображением Бога и Святых Его! К не- счастию, у нас можно встретить, и даже нередко, что Св. Иконы покрыты пылью, паутиною, насекомыми, или от сы- рости до того испортились, что едва можно узнать, есть ли на досках какие изображения, а если и есть, то лик испорчен.

Крайнего осуждения заслуживает такая небрежность! Каждое утро мы убираем свою голову, моем свое грешное лицо, чистим пыль с платья, но не заботимся об убранстве Св. Икон. Неужели наше лицо, наши одежды дороже нам лика Божия и Святых Его. Кто нам дорог, кого мы любим и уважаем, тех изображе- ния стараемся исправить, когда они испортятся, а кто нам делает больше добра, как не Бог и Его Святые, наши хода- таи и молитвенники?

О святости икон св. Афонасий Великий рассказывает сле- дующее: «В городе Вирите, в небольшом домике, расположен- ном против еврейской синагоги, жил христианин. В доме у него на стене висела икона - распятие Спасителя на крес- те. Прошло некоторое время, христианин купил другой дом и переехал в него со всем своим имуществом, а икону-то, ви-сящую на стене, и позабыл взять. Прежний дом его достался еврею. Однажды у еврея обедал товарищ и, нечаянно взгля- нув на стену, увидел икону. Тотчас же он побежал к своим учителям и старцам и рассказал им об этом. На другой день они собрались в квартиру еврея, сняли икону и начали ру- гаться над ней. Они плевали на икону Распятия, били по го- лове и щекам изображенного на ней Господа Иисуса Христа. Потом взяли гвозди и вбили их в руки и ноги Святому Лику; вложили на трость губку, намоченную в уксусе и поднесли к устам Спасителя. Мало того- принесли копье, и один из евреев вонзил его в ребро Спасителя, изображенного на ико-не. Едва злодей ударил копьем в икону, как из нее потекла кровь и вода в таком множестве, что наполнился ею целый сосуд. Видя это чудо, евреи хотели испытать, не целитель- ны ли эти кровь и вода; для этого привели слепых, хромых, бесноватых и стали помазывать их этою кровью. Помазали одного хромого от рождения - и он вскочил и стал совершен- но здоровым; помазали слепых - и они прозрели; помазали бесноватых - и исцелились; прокаженных - и очистились.

Тогда напал на всех страх и, покаясь, они воскликнули: «Слава Тебе, Христе, Сыне Божий!» Уверовали в Него и крес- тились» (Чет. Мин., 11 октября).

Приведу другой пример: сарацинский воин пришел со сво- ими товарищами в церковь Св. Великомученика Георгия просто из любопытства. Один из них, увидев священника, молящегося на коленях пред образом Святого, с насмешкою сказал товарищам: «Вот безумец, поклоняющийся доске!» - и пустил стрелу в икону. Но стрела полетела не по данному ей направлению, а устремилась вверх и, оттуда падая, прон зила руку варвара, пустившего стрелу. Нестерпимая боль за- ставила его уйти из храма в свой дом; болезнь усиливалась, опухоль обняла всю руку. Варвар испугался. К счастью, у него были слуги из христиан. Узнав о происшествии в церкви, слуги сказали варвару, что его болезнь есть явное наказа- ние Божие за поругание св. иконы, что если он желает ис- целения, то пригласил бы к себе священника, который ска- жет ему, как получить желаемое исцеление.

Сарацин как бы ни был ожесточен против христианства, но, угрожаемый опасностью смерти, пригласил священника.

- Какую силу имеет икона, пред которой ты молился,
когда мы пришли в церковь? - спросил сарацин.

- Это образ Св. Великомученика Георгия, которому я
молился, как нашему ходатаю пред Богом - отвечал свя-
щенник.

- Кто же этот Георгий, если он не Бог ваш?

Возлюбленный слуга Божий. Он был такой же человек, как мы, но за имя Христово претерпел мучения и смерть и за это получил благодать творить чудеса. Из любви к Угод- нику Божию мы почитаем его икону и, смотря на нее как бы на самого Святого, поклоняемся ей, целуем ее. Дерзость твоя, так явно наказанная, свидетельствует, что мы с умилением припадаем не к простому дереву.

- Что же посоветуешь мне делать? Рука моя страшно бо-
лит и я опасаюсь смерти?

- Если хочешь остаться живым, то вели принести образ
св. Георгия в свой дом, поставь его над твоей постелью и заж-
ги лампаду, которая бы горела всю ночь, а поутру из этой
лампады возьми масла и помажь руку с полною верою, что
получишь исцеление.

Больной сделал все по совету священника, и тотчас про- пала опухоль, и рана закрылась.

Удивленный и признательный сарацин просил прочитать ему житие и страдания Св. Великомученика Георгия, и ког- да тот читал, сарацин, целуя икону святого, говорил со сле- зами: «О, святый Георгий! Ты был молод, но разумен и Богу любезен, а я стар, глуп и непотребен в очах Божиих: моли о мне Господа, да сделает меня рабом Своим!» Потом сарацин принял христианскую веру (Чет. Мин., 23-го апреля). Итак, христиане, почитайте священные изображения так, как св. церковь учит почитать их, и как до сих пор почитали их ваши отцы и деды правоверные, - и не смущайтесь при- мерами и упреками дурных людей!

Для убеждения в правоверии нашего чествования доволь- но и одних чудес силы Божией, которые совершаются через св. иконы в исцеление наших болезней и в утверждение на- шей веры и надежды на Бога.

Не утверждает Бог чудесами Своего Всемогущества того, что недостойно Его величия и святости. Но вы найдете под- крепление своей веры и в чувстве любви к изображаемым на иконах лицам, и в сознании душевной пользы от этих изоб- ражений (свящ. Н. Успенский).

Употребление и почитание св . икон основывается на священном писании

Сам Бог, запретивши творить кумиры, повелел однако же Моисею устроить Кивот Завета, который был видимым об- разом благодатного присутствия Бога Невидимого, повелел сделать Херувимов над Кивотом на церковной завесе, отде-лявшей Святая Святых от Святилища, и на завесах, покры-вавших Скинию и служивших для нее вместо стен.

Ангелы - существа бесплотные, а их изображения име- ли вид человеческий с крылами; но, несмотря на то, Бог по- велел устроить такие подобия Херувимов. По Божию также повелению Моисей воздвиг медного змия в пустыне для ис- целения угрызенных змиями; а змий был образом Распято- го на кресте Спасителя, уврачевавшего нас, угрызенных рай- ским змием (Иоан. 3,14-15). Соломон изобразил Херувимов на всех стенах сооруженного им храма. И этот храм, напол- ненный изображениями, посещал Сам Господь Иисус Хрис- тос со своими Апостолами, и Святые Апостолы, уже отделив- шиеся от Синагоги и Ветхозаветных обрядов, не переставали же, однако, ходить на молитву в этот храм и поклоняться ему. Итак, не сами мы изобрели достопоклоняемые иконы, но предписаны они в законе.

Сам Бог после того как запретил Израилю делать извая- ния ложных богов, образы и подобия тому, что есть на небе и на земле, Сам повелевает Моисею сделать изображения Херувимов. Также и Соломон, взяв образец из закона, испол- нил храм, который соорудил, изображениями Херувимов, и Бог не осудил его за это. Итак, если ты и меня хочешь осу- дить за иконы, то суди прежде Бога, Который повелел их нам делать, чтоб мы имели Его всегда в памяти (из слова Иоан. Дамаскина об иконах. «Хр. Чт.», ч. 30). В образе человека Сам Бог являлся Адаму в раю; в виде человека являлся Он Аврааму и принимал от него поклонение; в виде человека являлся Иакову и боролся с ним; и пророкам Исайи и Дани- илу являлся Бог то в виде Царя, то в образе Ветхого день- ми, в царском одеянии, сидящим на престоле, и Ангелы, ок- ружавшие престол Его, были в образе царских служителей (Быт. 3, 8; 32, 24; Исайи 6,1; Дан. 7,13). Иисус Навин видел Ангела в образе человека, пал лицем своим на землю и по- клонился ему (5,13-14).

«Никто не видел естества Божеского, но одно подобие и образ Того, Который имел явиться на земле».

Таким образом, все покланялись, видя одно подобие и образ имевшего прийти... Итак, ужели я не могу сделать изображения Тому, Который для меня стал видим в естестве плоти? Ужели не могу покланяться и почитать Его, почитая и поклоняясь Его образу? Видел Иисус Навин не естество Ангела, но образ; ибо естество Ангела для очей телесных невидимо, и пал лицем своим на землю и поклонился ему. Тоже сделал и Даниил (8,18), Ангел не Бог, а тварь, служа- щая и предстоящая Богу; посему он и поклонился ему, не как Богу, но как предстоятелю и служителю Божию. Почему же мне не изображать на иконах друзей Христовых, и для Него не поклоняться им, не как богам, но как изображениям дру- зей Божиих? Ибо и Иисус, и Даниил поклонялись являвшим- ся им Ангелам, не как богам: и я поклоняюсь иконе, не как Богу; но чрез поклонение иконам и изображенным на них святым приношу поклонение и честь Богу, и для Бога бла- гоговейно чту и друзей Его («Хр. Чт.», ч. 11, из Слова Иоан. Дамаскина).

Почитание икон, по учению Православной Церкви, выра- жаемое поклонением пред ними, каждением фимиама, воз- жжением свечей и елея, также основано на примере Ветхоз аветной Церкви, в которой бывшие священные изображения почитались точно таким же образом по повелению Са- мого Бога. Мы поклоняемся иконам. Иудеи также поклонялись Ки- воту Завета, служившему образом присутствия Божия; покло- нялись и храму Божию, образу и тени небесного (Евр. 8, 5), в котором на всех стенах находились изображения Херувимов. Так говорится о Моисее и Аароне: и пошел Моисей и Аарон от народа ко входу скинии собрания, и пали на лица свои, и явилась им слава Господня (Чис. 20, 6); и о Давиде: встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился (2 Цар. 12,20); и о Соломо- не, когда он в новосооруженном храме пред алтарем Гос- поднем молился Богу, - встав на колени и воздев руки к небу (3 Цар. 8, 54). Мы чествуем святые иконы каждением пред ними фими- ама. Это же чествование совершалось и в Церкви Ветхоза- ветной по повелению Бога. На нем (т.е. жертвеннике) Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить ща. И когда Аарон за- жигает лампады вечером, он будет курить им (Исх. 30,7-8). Кадили и над алтарем кадильным, находившимся против завесы, на которой были изображены Херувимы (Исх. 10,27). Мы чествуем святые иконы возжжением пред ними све- чей и елея. Возжигались светильники и в Ветхозаветной Церкви. И поставил (Моисей) светильник в скинии собрания против стола... И поставил лампады (его) пред Господом, как повелел Господь Моисею (Исх. 40, 24-25). И сказал Гос-подь Моисею: прикажи сынам Израилевым, чтобы они при- несли тебе елея чистаго, выбитаго для освещения, чтобы непрестанно горел светильник. Вне завесы ковчега откро- вения в скинии собрания Аарон (и сыны его) должны ста- вить оный пред Господом от вечера до утра всегда. Это веч- ное постановление в роды ваши. На подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда (Лев. 24,1-4; свящ. Н. Успенский).

Об употреблении и почитании св. икон в христианской Церкви с первых времен ее говорит Священное Предание

Первый образ в христианской Церкви был Нерукотворный Образ Спасителя.

Сам Господь Иисус Христос благоволил изобразить чудес- ным образом Свой Лик на плате и послал этот образ к Едес- скому царю Авгарю. Потом Евангелист Лука написал три иконы Божией Матери и Св. Ап. Петра и Павла (Чет. Мин., 16 ав., 18 окт.). О Нерукотворенном Образе Спасителя священ- ное предание рассказывает следующее.

Когда Божественная сила чудес Господа Иисуса Христа сделалась известною всем, то надежда выздоровления при-влекала ко Христу бесчисленное множество больных, даже из далеких от Иудеи стран. Так и Авгарь, царь Едесский, изнуренный тяжким недугом, узнав о чудесах Иисуса Хрис- та, смиренно просил Его письмом, чтобы он пришел к нему в Едессу и исцелил от болезни. Но не вполне уверенный, вос- хочет ли Господь прийти к нему, послал письмо с искусным живописцем Ананиею, которому поручил изобразить на дос- ке Лице Спасителя, чтобы, по крайней мере, от видения Лица Его иметь отраду болезням. Анания пришел в Иерусалим в то время, когда Иисус Христос, окруженный множеством народа, преподавал Божественное Свое учение.

Желая воспользоваться случаем изобразить Лице Спаси- теля, Анания стал на камне, который несколько возвышал- ся от поверхности земли, и, всматриваясь в Лице Спасителя, старался изобразить оное на доске. Но все усилия живопис- ца были напрасны; черты Лица Христова были неуловимы. Между тем Сердцеведец, видевший пришельца и его напрас- ный труд, приказал представить его к Себе и милостиво бе-седовал с ним о возложенном на него поручении. Среди бе- седы Спаситель потребовал воды, умылся, взял поданный Ему убрус (полотенце), отерся им, и вдруг на этом убрусе отразилось подобие Лица Его, начертался Его образ Неру-котворенный. Господь отдал плат Ананию, сказав: «Иди и вручи сие тому, кто послал тебя». Авгарь оказывал глубокое благоговение к Образу. Начертав на нем надпись: «Христе Боже, всяк уповая на Тя, не постыдится», - Авгарь прика- зал поставить его в Едессе над городскими воротами с тем. чтобы все проходящие через эти ворота воздавали поклоне- ние Образу. Это повеление соблюдалось при нем, при его сыне и внуке; но один из правнуков, преданный идолопок- лонству, хотел было снять образ и на его место поставить идола. Епископ Едесский, узнав об этом по откровению Во- жию, пришел ночью к воротам, где стоял образ, поставил пред ним зажженную лампаду и закрыл его кирпичом и из- вестью так, что место сделалось вовсе неприметным. Много после того прошло времени, и про икону Спасителя забыли.

В царствование Юстиниана, в 574 году, во время осады Едессы Хозроем Персидским, Епископу Евлавию в видении явилась Богоматерь, напомнила о скрытом Образе и указа-ла самое место, где он сокрыт. По этому указанию Евлавий открыл икону, нашел ее неповрежденною во всех чертах, лампаду не угасшею, а на кирпиче, которым был заложен Образ, другое совершенно точное изображение Первообраза.

Епископ с народом, в чувстве благоговейной радости, со-вершил по городским стенам крестный ход с Нерукотворен- ным Образом, и все персидское воинство обратилось в бегство.

В 944 году Нерукотворенный Образ перенесен в Констан- тинополь, - и это перенесение празднуется Церковью 16 ав- густа (Чет. Мин., 16 авг.).

Об иконах Божией Матери, писанных Евангелистом Лу- кою, известно следующее. Удовлетворяя желание верующих, Евангелист Лука изобразил кистью на доске лик Пресвятые Богородицы, носящей на руках Своих Предвечного Младен- ца; потом написал еще две подобные иконы, и все три при- нес к Самой Владычице Приснодеве Марии. Она, видя изобра- жение Лика Своего на иконах, вспомнила и повторила прежнее свое проречение: «Отныне ублажат Мя вси роди», - и к сему присовокупила: «Благодать родившегося от Меня и Моя с сими иконами да будет!» Скоро это благословение Пречис- тые явило мощную свою силу на самом деле: ибо, по благо- дати Ее, от этих святых икон начали происходить бесчис- ленные чудеса. Одну из них Евангелист Лука в знак апостольского благословения послал к державному Феофи лу в Антиохию, где и была она благочестно почитаема все-ми христианами с достодолжным поклонением.

По прошествии многих лет она была перенесена в Иеру- салим, а в царствование Феодосия младшего - в Констан-тинополь, и поставлена во Влахернском храме. Благочести- вые жители Константинополя, удостоившись увидеть множество чудес от этой Святой Иконы, назвали ее одигит- риею, т.е. путеводительницею (Чет. Мин., 26 июня).

Об употреблении икон в христианской церкви в после- апостольские времена свидетельствуют церковные писате- ли. Так, Тертуллиан, живший между 160-245 гг., в своих со- чинениях говорит об изображении Спасителя на церковных потирах и о почитании изображения Креста. Евсевий Еп. Кесарийский, живший между 267-338 гг., говорит в церков- ной истории, что жена кровоточивая, исцеленная Господом, в благодарность за это исцеление, с позволения Ирода, по-ставила медное изображение Спасителя в г. Панеаде близ своего дома, откуда впоследствии оно перенесено в дом мо- литвы. Он же говорит, что сам видел живописные изображе- ния Спасителя и Св. ап. Петра и Павла, сохранившееся от древних христиан, у которых, следовательно, они были в благоговейном употреблении.

Св. Григорий Богослов (331-389) упоминает об изображени- ях на сводах храма, построенного его родителем в Назианзе.

Св. Григорий, Еп. Нисский (331-400), описывая церковь Св. мучен. Феодора, говорит, что все стены этой церкви были украшены изображениями его страданий вместе с изображе- ниями Спасителя. О подобном украшении храмов, частных домов, площадей и о поклонении пред иконами свидетель- ствуют Св. Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие Све- тильники Церкви IV и V веков (Православ. Догмат. Богосло- вие преосвящ. Макария, т. 5, стр. 142-146; «Христ. Чт.», ч. 30). Седьмой Вселенский Собор (787), после жестокого и продол- жительного гонения от иконоборцев на почитателей икон, навсегда утвердил почитание Св. икон, а не почитающих предал проклятию (свящ. Н. Успенский).


Ответ на этот вопрос прочитали 2724 посетителей

«Отче наш» - главная в христианстве и самая известная, даже среди неверующих, молитва. Считается, что она способна помочь в тяжелых жизненных ситуациях, миллионы христиан читают ее ежедневно. Что же делает ее уникальной и в чем ее отличие от других, расскажем ниже.

1. «Отче наш» - это универсальная молитва, она может быть общественной и читаться в Церкви, семейной, а так же и личной, когда верующий с помощью нее общается с Богом.

2. Она единственная встречается в Евангелиях как прямое указание к действию – когда ученики Иисуса Христа попросили Спасителя «научить их молится», Христос дал им эту молитву, поэтому ее так же называют Господней молитвой.

3. Дважды встречается в Священном Писании в разных Евангелиях: от Луки и от Матфея. Строка «Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» присутствует в тексте евангелиста Матфея, где она входит в состав Нагорной проповеди, тогда как у Луки Спаситель дарит ее ученикам по их просьбе.

4. Молитва распространена не только среди католиков и православных, многие протестанты практикуют ее. Даже люди неверующие могут воспроизвести текст «Отче Наш».

5. Каждое слово в молитве имеет свой символический и сакральный смысл, однако некоторые люди, не разбирающиеся в ее толковании, проговаривают «Отче Наш» машинально, без глубокого осмысления текста. Но в любой молитве важнее глубокая вера в Господа и искренность молящегося, чем подкованность в теологии.

6. Ее толкованием занимались Отцы Церкви и многие богословы древности: Иоанн Златоуст, Кирилл Иерусалимский, Ефрем Сирин, Максим Исповедник, Иоанн Кассиан и многие другие.

7. Вся молитва носит небесный, неземной, экзистенциальный характер. Просьбы мирского характера нет – есть только упоминание о «хлебе» насущном, хотя в Евангелие от Матвея точный перевод звучит как хлеб "надсущный", то есть имеется в виду Евхаристия. Так что слово «хлебе» в молитве универсально, его можно понимать во всех смыслах. Все прочие прошения привязаны к Богу. Общая идея молитвы – это спасение души, а не тела.

8. Помимо вероучительного компонента, молитва Господня, имеет выраженный социальный и воспитательный мотивы: прощение должникам, способность контролировать свои пороки слабости – эти качества являются общечеловеческими ценностями.

9. Мотивы против гордыни читаются в первой же строчке – сразу читаем «Отче наш», не просто «Отче» и не «Отче мой». Эта молитва всех христиан и произносящий ее просит не столько за себя, сколько за спасение всякой души и мира.

10. Само обращение к Богу, не только как к Отцу сущего, но и как к своему собственному – нехарактерная особенность, присущая только христианству. Создатель через Иисуса Христа усыновляет христиан и все они имеют право обращаться к Создателю миров: «Авва Отче!». То есть через жертву Христа христиане усыновляются Богом Отцом.

11. Известный латинский палиндром SATOR AREPO TENET OPERA ROTAS при написании квадратом образует крест:

Из черных букв без труда складывается «PATER NOSTER», что в переводе с латыни значит «Отче Наш». А оставшиеся две буквы – это «А» и «О», которые символизируют Альфу и Омегу, начало и конец сущего. В Апокалипсисе Иоанна Богослова так называл себя Господь.

12. Рыцари-храмовники (тамплиеры) читали эту молитву по канонам греко-православной церкви, а не римско-католической литургии. Отличие заключается в том, что в православном варианте сохраняются заключительные слова «Ибо Твое есть Царство и сила и слава, во веки веков, аминь».

Католическая церковь исключила эти слова из богослужений, связано это с тем, что Папа Римский, с точки зрения Католической церкви, является преемником Святого Петра и наместником Бога на Земле, соответственно Царство Божие на земле уже свершившийся факт. Тамплиеры не считали притязания римских пап на Царство Божие обоснованными, что стало одной из причин для гонений со стороны инквизиции на Орден бедных рыцарей Христа.

13. «Отче Наш» - одна из пяти молитв, который должен знать каждый христианин. Так же православные выучивают наизусть Символ Веры, молитвы Святому Духу «Царю небесный», Божией Матери «Богородице, дево, радуйся» и «Достойно есть».

14. Священники рекомендуют при чтении молитвы быть вдумчивыми и искренними в своих прошениях, потому что тот, кто произносит слова «Отче наш» и не следует им (не прощает должникам, не готовится к приходу Царствия божьего) – поминает имя Господа всуе. Надо понимать, что Спаситель даровал людям возможность называть Создателя Отцом, поэтому христианам надо жить и поступать как сынам и дочерям Божиим.

15. Рекомендуется читать молитву в любым жизненных ситуациях: и в печали, и в радости, но без фанатизма и накала чувств. Иисус в Евангелиях прямо говорит: «Из сердца исходят убийства, кражи, блуд – всякая нечистота». Поэтому церковное литургическое чтение молитв бесстрастное и представляет собой своеобразный камертон. Апостол Павел объяснял такую позицию тем, что надо молится не только духом (сердцем), но и умом (осознавая, что происходит и контролируя эмоции.

Напомню, что говоря о Троице, никто не говорит о триедином теле. Отец, Иисус Христос и Дух Святой – это три личности, но действующие в единстве.

Библия нам однозначно показывает Духа Святого как личность с характером. Очень часто люди, исследуя Библию, ищут не столько изложенную в ней весть, как подтверждение собственного мнения. И конечно, тогда они это подтверждение находят. Но при этом, они закрывают себе глаза на другие тексты Писания, прямо противоречащие их взглядам. Та же ситуация и с Духом Святым. Ряд верующих, которые не хотят считать Святого Духа личностью, находят в Священном Писании тексты, где употреблено слово “дух” но в другом значении – ветра, жизни, человеческого характера, личности, в т. ч. под влиянием Бога и т.д. Тем они успокаиваются, подтвердив для себя самого собственную позицию. Однако, не сложно догадаться, что у многих слов существует несколько значений. В частности о значениях слова “дух” читайте в главе книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения». Так и другие однокоренные, похожие и даже одинаковые по написанию слова, употребляемые в Библии, имеют несколько значений: Бог Живой и языческие боги, Господь и господин и т.д. Поэтому любой библейский текст нужно разбирать исключительно с учетом контекста повествования и ни в коем случае нельзя закрывать глаза на “ненравящиеся” стихи Священного Писания.

Библия неоднократно нам четко показывает Святого Духа – как именно личность Божества.

Давайте посмотрим эти тексnы:

Дух вместе с Отцом посылают Христа на земное служение:

Моя рука основала землю, и Моя десница распростерла небеса … Приступите ко Мне, слушайте это: Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его ” (Ис. 48:13-16).

Дух является Творцом. Посмотрите, здесь не написано, что Бог летал над землей, а именно Дух носился. Сложно поверить, что слово “Дух” там оказалось случайно, учитывая то, что все Писание Боговдохновенно, а также то, что ранее писцам было не так просто прописывать каждое “лишнее” слово, по сравнению с сегодняшней печатной технологией.

Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою ” (Быт. 1:2).

Дух Святой приравнивается в Библии к Богу и называется Им. Грех Анании состоял в попытке солгать Богу – Духу Святому. В книги пророка Исаии, мы также видим Бога, который именуется то Господом, то Духом:

Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? … Ты солгал не человекам, а Богу ” (Деян. 5:3-4).

Он был для них (Израильтян) Спасителем. Во всякой скорби их Он не оставлял их... Но они возмутились и огорчили Святаго Духа Его ; поэтому Он обратился в неприятеля их : Сам воевал против них... Тогда народ Его вспомнил древние дни... Как... Дух Господень вел их к покою . Так вел Ты народ Твой... Только... Ты, Господи , Отец наш, от века имя Твое: "Искупитель наш" ” (Ис. 63:8-16).

Дух общается с людьми и помагает отбирать миссионеров:

Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал : отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их ” (Деян.13:2).

Дух принимает непосредственное участие в миссионерстве:

Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их ” (Деян.16:7).

Дух приходит, обличает, утешает, наставляет, говорит, возвещает будущее, прославляет Христа:

Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам ; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о гребе … Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня , потому что от Моего возьмет и возвестит вам ” (Ин. 16:7-14).

Дух подкрепляет нас и ходатайствует за нас перед Богом:

Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ” (Рим. 8:26).

Дух Святой мыслит:

Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией ” (Рим. 8:27).

У Духа есть Своя собственная позиция:

Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого… ” (Деян.15:28).

Дух пребывает, где хочет:

Все вышеперечисленные качества никак не подходят безвольной энергии.

Кроме этого, Библия нам описывает телесное сошествие Духа на Иисуса после крещения:

Дух Святый нисшел на Него в телесном виде , как голубь ” (Лук. 3:22).

Мы видим, что Иисус призывает крестить во ИМЯ Его, Отца и Святого Духа:

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа ” (Матф. 28:19).

Разве можно что-либо делать во ИМЯ безликой эфемерной энергии, причем в перечне с Богом Отцом и Сыном. Тем более, крещение, это завет – договор (читай раздел ) с Богом. Разве можно завет заключать с энергией?!

Также вспомните слова апостола Павла, который отдельно указывал на разумную помощь Святого Духа:

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами. Аминь ” (2 Кор. 13:13).

Таким образом, все попытки превратить Святого Духа в безликую энергию не основаны на Библии, а построены на стремлении выдать желаемое за действительное, игнорировании ряда прямых Библейских текстов и придании некоторым “спорным” стихам той вести, которую в нее не закладывал автор, что сразу видно при анализе контекста.

Итак, анализируя все приведенные выше аргументы и цитаты Библии можно сделать только ОДИН вывод: Бог Един - Отец, Сын и Дух Святой. Именно так Бог представил Себя в Библии, хотим мы этого или нет. Если же мы отвергаем прямые Слова Господа, то должны опасаться предупреждения, высказанного апостолом Павлом:

“Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою. Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им (Рим. 1:18,19).


Валерий Татаркин


Состоит храм, как правило, делится на основные части: алтарь с солеей, притвор и собственно храм.

Что такое паперть?

это, если совсем просто, крыльцо , т.е. возвышенная площадка перед входом в церковь.

Что такое притвор?

В притворе могут располагаться стеллажи с церковной литературой, свечи, иконы и другая церковная утварь, выставленная на продажу. Также там могут быть вешалки для одежды прихожан.

Основная часть храма.

После притвора, мы попадаем в собственно храм, где стоят молящиеся во время богослужения.

Как называется место перед иконостасом? Что такое солея?

Это место называется солея — возвышение перед алтарной частью храма. Солея состоит из амвона и клироса. — К На солею нельзя ступать вне особых случаев (например: Причастие).

Что такое амвон?

— это выдвинутый внутрь храма выступ в середине солеи. Амвон предназначен для чтения Священного Писания проповедей и некоторых других священнодействий.

Что такое клирос?

— это место в храме для клириков (певчих)

Что такое иконостас и царские врата в храме?

— это обычно сплошная стена, отделяющая алтарь от главного помещения православного храма и составленная из икон. Царские врата это большие центральные двери иконостаса.

Что такое алтарь в церкви?

– самое сакральное место в храме, отгороженное иконостасом от основной части храма.

Можно ли входить женщинам в алтарь?

Женщинам в алтарь вход воспрещен, а мужчины-прихожане могут заходить туда только в особых случаях и с позволения священника (например, во время крещения). Из алтаря выходят 3 двери: Царские врата (самые главные), а также северные и южные двери. Через Царские врата не дозволено никому ходить, кроме священника.

Что находится в алтаре православного храма (церкви)? ,

В середине алтаря находится Престол , который применяется для приготовления святых даров (причастия). В престоле присутствуют мощи святых, Евангелие и Крест.
В северо-восточной части алтаря, слева от престола, если смотреть на восток, у стены находится Жертвенник . Высота жертвенника равна высоте престола. Жертвенник применяется для приготовления святых даров. Возле жертвенника обычно ставится стол для положения на нем просфор, поданных верующими, и записок о здравии и о упокоении.
Что такое горнее место? Горнее — значит главное. В горнем месте в алтаре православного храме устанавливают богатое кресло для священников высокого ранга (архиереев). Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа.