Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Великомученица варвара в чем помогает. Всеобщее почитание святой Варвары. Темница и мучения святой


Святая великомученица Варвара родилась в г. Илиополе (нынешней Сирии) при императоре Максимине (305-311 гг.) в знатной языческой семье. Отец Варвары Диоскор, рано лишившись своей супруги, был страстно привязан к своей единственной дочери. Чтобы уберечь красивую девушку от посторонних взоров и вместе с тем лишить ее общения с христианами, он построил для дочери специальный замок, откуда она выходила только с разрешения отца (кондак 2). Созерцая с высоты башни красоту Божиего мира, Варвара часто испытывала желание узнать его истинного Творца.


Варвара великомученица. Галерея икон Щигры .

Когда приставленные к ней воспитательницы говорили, что мир создан богами, которых почитает ее отец, то она мысленно говорила: «Боги, которых почитает мой отец, сделаны руками человеческими. Как эти боги могли создать такое пресветлое небо и такую красоту земную? Един должен быть такой Бог, Которого создала не рука человеческая, но Сам Он, имеющий собственное бытие». Так святая Варвара училась от творений видимого мира познавать Творца, и на ней сбывались слова пророка «Поучихся во всех делех твоих, в творении руку твоею поучахся» (Пс. 142, 5) (икос 2).

Со временем к Диоскору все чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от нее решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он разрешил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нем, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. Просвещенная благодатью Крещения, Варвара еще с большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь.

Храм великомученицы Екатерины на Всполье. Москва.

За время отсутствия Диоскора при его доме велось строительство каменной башни, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно - во образ Троичного Света (икос 3). Когда же вернулся отец, то он потребовал у дочери отчета о сделанном, «Три лучше чем два, - говорила Варвара, - ибо у неприступного, неизреченного Света, Троичного, Три Окна (Ипостаси или Лица)». Услышав от Варвары христианские веро-учительные наставления, Диоскор пришел в ярость. Он бросился на нее с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха все же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвел Варвару к городскому правителю и сказал: «Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай ее, державный правитель, как будет угодно твоей воле». Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда ее начали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.


Вмц. Варвара. Из статьи Шамордино, вышитые иконы монастыря .

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда ее ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: «Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару, - на ее теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания, открыто исповедала свою веру и объявила желание пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнаженными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, если бы мучениц не укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя, мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Мощи святой великомученицы Варвары в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке дочь византийского императора Алексея Комнина (1081-1118 гг.), княжна Варвара, вступая в брак с русским князем Михаилом Изяславичем, привезла их с собой в Киев, где они находятся и теперь - в кафедральном соборе

Варвара Илиопольская (+ ок. ), великомученица

Со временем к Диоскору всё чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от неё решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он позволил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нём, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил её. Просвещённая благодатью Крещения, Варвара с ещё большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь .

В отсутствие Диоскора при его доме велось строительство каменной бани, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно - во образ Троичного Света (икос 3). В купальне, при которой велась постройка бани, она рукой начертала на мраморных плитах крест (этот рисунок, вместе с отпечатком стопы Варвары, был чётко виден и долгое время сохранялся на полу бани; из следа ноги после кончины Варвары истекала целебная вода). Когда же вернулся отец и потребовал у дочери объяснений, Варвара ответила, что три окна, через которые льётся свет, символизируют Святую Троицу. Диоскор пришел в ярость. Он бросился на дочь с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудесным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха всё же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвёл её к городскому правителю и сказал: "Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай её, державный правитель, как будет угодно твоей воле". Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда её стали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда её ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: "Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моём". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару: на её теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания , открыто исповедала свою веру и изъявила желание таже пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнажёнными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, однако мучениц укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Источники

Сведения о времени и месте мученичества Варвары имеют значительные расхождения. Некоторые источники утверждают, что Варвара пострадала в г. при императоре Максимине (235-238); возможно, что под Максимином подразумевается Максимин Дайя (Даза) (309-313). Однако на основании свидетельства большинства текстов, наиболее вероятна дата год, т. е. скорее всего Варвара пострадала при императоре Галерии Максимиане (284-305, ум.311), соправителе императора Диоклетиана . В большинстве греческих текстов, в том числе у Симеона Метафраста , а также в латинском житии (изданном Б. Момбрицием) местом кончины Варвары назван Илиополь (Гелиополь) (город с этим названием известен в Малой Азии , Египте и Финикии (см. Баальбек)); в древнейших актах, приписываемых Иоанну Дамаскину , упоминается Никомидия (это мнение разделял историк Узуарда и Адона, архиепископа Вьеннского , и других указана Тоскана , в поздних приписках к Мартирологам Блаженного Иеронима и Беды Достопочтенного - Рим или Антиохия .

Неясными остаются обстоятельства обращения Варвары в христианство. В поздних редакциях её жития говорится, что в отсутствие отца Варвара познакомилась с некими христианками и приняла крещение от пришедшего в Илиополь пресвитера. По преданию, не нашедшему отражения в древнейших житиях Варвары, её учителем был Ориген .

Варвара не упомянута в одном из древнейших источников - Мартирологе Блаженного Иеронима ( в.). Наиболее ранние редакции текстов жития Варвары восходят к VII в. Известны акты Варвары, приписываемые преподобному Иоанну Дамаскину и похвальное слово того же автора, анонимные жития. Сохранилось житие Варвары, написанное Иоанном, архиепископом Сардским . Её житие включено в собрание Симеона Метафраста и другие минологии, начиная с в. Сохранилось армянское житие Варвары и два сирийских жития. Варваре посвящены похвальные слова Арсения , архиепископа Керкирского, Георгия Грамматика , Феодора Патрикия (или Петра , епископа Аргосского), Никиты Протасикрета (или Космы Веститора), Феодора Продрома и др.

На Руси получило распространение житие Варвары , которое дошло в списках XIV в., но было известно уже в в.: автор Сказания о Борисе и Глебе (около ) сравнивает гибель Бориса по приказу брата со смертью Варвары от руки отца . Это житие вошло в состав Великих Четьих Миней . Студийско-Алексиевский Типикон предписывал на утрене чтение жития («мучения») В. . Судя по другим сохранившимся редакциям Студийского устава - Мессинскому Типикону г. и Евергетидскому Типикону 1-й половины XII в. , имелось в виду житие, написанное Симеоном Метафрастом . В Мессинском Типиконе также указано чтение похвального слова Георгия Грамматика , которое отсутствует в русских списках.

Мощи и почитание

Некий благочестивый муж Валентиниан (Галентиан, Валентин) взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии , находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии . На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь, посвящённый Варваре, находился в Едессе (Месопотамия), где, вероятно, хранилась часть её мощей. В Константинополе , в квартале Василиска, Вириной, вдовой византийского императора Льва Великого, была был построен в её честь великолепный храм, давший целому кварталу название έν τη Βαρβαρά (т. е. часть города, где находится св. Варвара). В в. при византийском императоре Юстине (по другой версии, еще в в.) мощи Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование её памяти. По свидетельству Анны Комнен , в храме св. Варвары спасались как в месте убежища обличённые в преступлениях и подлежавшие каре закона. Может быть, этим объясняется существующее в народе убеждение, что св. Варваре дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти. Этот храм упоминается в латинском описании Константинополя XII в. ("Аноним Меркати") и в Хождении Антония Новгородца (1200), где говорится также о хранившейся там окаменевшей груди Варвары, из которой сочились кровь и молоко .

Из "Хроникона" Андреа Дандоло известно, что бо́льшая часть мощей Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей византийского императора Василия II Болгаробойцы и сестрой императора Романа III Аргира . Раньше этот брак и, следовательно, перенесение мощей относили к различным датам в пределах конца - начала века; в настоящее время это событие датируют - годом.

Согласно западной традиции, мощи, представляющие нетленное тело Варвары без головы, были положены в храме св. Иоанна Евангелиста на острове Торчелло близ Венеции. Они описаны в "Хожении на Флорентийский Собор" анонимного суздальского книжника - гг. . Другая часть мощей, принесённая из Константинополя в Венецию в г. неким Рафаэлем, хранилась в церкви Санта-Мария дель Кроче. Оставшуюся в Константинополе главу Варвары видел в её церкви в - гг. Стефан Новгородец .

Согласно русской традиции, мощи святой были привезены из Константинополя в Киев Варварой Комниной , дочерью византийского императора Алексея I , вышедшей около года замуж за князя Святополка Изяславича . Они были положены в киевском Михайловском Златоверхом монастыре (построенном в ). Во время монголо-татарского нашествия мощи были сокрыты церковнослужителями под ступенями каменной лестницы, и впоследствии об этом забыли. Они были обретены спустя несколько столетий, положены с почестями в храме и прославились многочисленными исцелениями. Об этих событиях известно из повести, написанной в году Феодосием Сафоновичем, игуменом Михайловского Златоверхаго монастыря. Гипотеза о браке Святополка с Варварой, дочерью императора Алексея I Комнина, получившая распространение благодаря этой повести, опровергается новейшими исследованиями, которые считают Варвару Комнину вымышленным лицом и относят составление рассказа о ней к XVII веку в связи с прославлением мощей Варвары. Посетивший Киев в году Антиохийский патриарх Макарий слышал другое предание о перенесении мощей в Киев в связи с браком принцессы Анны с князем Владимиром Святославичем , Крестителем Руси . Однако наиболее вероятным представляется, что перенесение мощей Варвары в Киев состоялось уже после монголо-татарского нашествия и в период ослабления Византийской империи .

Почитание св. Варвары очень скоро сделалось всеобщим по всей России: уже в половине XII века св. Герасим переносит из Киева в северный Вологодский край икону св. Варвары вместе с другими особенно чтимыми иконами.

Левая рука Варвары, привезенная в XVII в. на Западную Украину греком Александром Музелем, происходившим из императорского рода Кантакузинов, была похищена иудеями, раздроблена и сожжена. Пепел и коралловый перстень хранились в соборной церкви апостола Иоанна Богослова города Луцка , а затем были перенесены митрополитом Гедеоном (Четвертинским) в храм Святой Софии Киевской . В 30-х гг. в. они были вывезены из СССР липковцами и теперь находятся в Эдмонтоне (Канада, провинция Альберта).

О руке Варвары в монастыре Святого Креста в Иерусалиме упоминается в Хожении гостя Василия 1465-1466 гг. . Частица её мощей также была в Хальберштадте. В настоящее время часть честной главы Варвары находится в церкви Агиа Епискепси в Трикале (Фессалия), часть руки - в Афонском монастыре Симонопетра , другие частицы хранятся в разных монастырях Греции и Кипра (в частности, в Афонской обители Хиландар).

В Москве в церкви Иоанна Воина на Якиманке чтится часть перста Варвары с перстнем, перенесённая из церкви вмц. Варвары на Варварке . В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (подворье Иерусалимского Патриархата) хранится частица мощей Варвары, подаренная подворью Иерусалимским Патриархом Иерофеем (1875-1882).

Вмц. Варвара

Иконография

Варвара принадлежит к числу особо почитаемых святых жён, изображения которых были распространены в византийском искусстве. Один из первых сохранившихся её образов представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 г.: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат. В византийском искусстве иконография Варвары складывается к в. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих её знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Встречаются изображения без плата, только с диадемой (роспись Боянской церкви свт. Николая Мирликийского (Болгария), 1259 г.; гравюра 1837 г. "Святые Спиридон, Модест, Игнатий и четверо святых" (монастырь Хиландар, Афон)) или без венца и плата, с покрытой головой (гравюра 1868 г., "Святые Параскева, Екатерина, Варвара и трое святых" (частная коллекция, Афины)). В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон Варвара может быть представлена, как и другие святые жёны, в мафории (на серебряном кратере, Вел. Новгород, XII в. (НГОМЗ); на эмалевом ожерелье из Ст. Рязани, кон. XII в. (ГММК); на поле иконы "Богоматерь Знамение", 1-я половина XIII в. (дом-музей П. Д. Корина)), а иногда с непокрытой головой (в клеймах 2 житийных икон начала XIX в. (ЦМиАР)).

Изображения: в каппадокийских храмах - в церкви Иоанна Крестителя в Чавушине, между 913 и 920 гг.; в Новой церкви Токалыкилисе в Гёреме, конец X в.; в Чанлыкилисе в Акхисаре, XI в.; в церкви Варвары в Соганлы, 2-я половина. XI в.; а также в нартексе кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; предположительно в соборе Святой Софии Киевской, 1037-1045 гг.; в церкви св. Николая Касницис в Кастории, XII в.; в церкви вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г.; в церкви вмц. Варвары в Киприотианика на острове Китира, конец XIII в.; церкви св. Апостолов [Спаса], Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия) середина XIII в.; в церкви Панагии в Пурко на острове Китира, конец XIII в.; в церкви свт. Иоанна Златоуста в Гераки, конец XIII - начало XIV в.; в церкви св. Димитрия в Пурко на острове Китира, начало XIV в.; на юго-западном столпе в церкви Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг.; на северной стене церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), около 1320 г.; на миниатюрах Минология и в греко-грузинской рукописи.

Сцена мучения: в миниатюрах Минология Василия II и минология Служебного Евангелия; в росписи нартекса церкви Вознесения монастыря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. и церкви Святой Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), около 1386 г.

В древнерусском искусстве иконография следует сложившимся византийским образцам: церковь Спаса на Нередице в Новгороде, 1198 г.; икона 2-й пол. XIV в., Средняя Русь или начало XV в., Тверь (?) (ГТГ); в Троицком приделе церкви Спаса на Ильине, Феофан Грек, 1378 г.

В западно-христианском искусстве Варвара изображалась с длинными распущенными волосами, в короне или без неё. Основными атрибутами святой являются башня, факел, кубок (особенно с XV в.), страусиное перо, книга, фигура Диоскора, иногда пушка (напр., "Мадонна с Варварой и Лаврентием", художник Дж. Морини. Музей города Брера). Были распространены сцены её мучений.

Изображения: миниатюра в Passionale (Stuggart. Fol. 57, 114b, около 1200); "Полиптих", художник С. ди Пьетро, 1368 г. (Музей Пизы); "Страсти Варвары", 1-я. половина XV в. (Нац. музей Финляндии. Хельсинки); "Дева Мария в платье с колосьями", на обороте "Чудо святого Бенедикта, Себастьян и Варвара", австрийский мастер, около 1440–1450 г. (ГМИИ); "Святая Варвара", вестфальский мастер, около 1470/1480 (ГМИИ); "Варвара с башней, кубком, пером", гравюра, около 1470/1480 (Гравюрный кабинет. Берлин); "Варвара с Иоанном и Матфеем", художник К. Роселли (Галерея Академии. Венеция); "Бегство Варвары", художник П. Рубенс, около 1620 (Галерея Далидж-колледжа. Лондон) и многие другие.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Варва́ру святу́ю почти́м:/ вра́жия бо се́ти сокруши́/ и, я́ко пти́ца, изба́вися от ни́х// по́мощию и ору́жием Креста́, всечестна́я.

Ин тропарь, глас 4

А́гнице всеблаже́нная Варва́ро,/ Боже́ственне озари́вшися све́том Святы́я Тро́ицы Трисо́лнечным/ и в купе́ли утверди́вшися/ в побежде́ние ле́сти оте́ческия,/ ве́ру испове́дала еси́ Христо́ву./ Те́м, всечестна́я, свы́ше благода́ть тебе́ дарова́ Бо́г,/ исцеля́ти неду́ги и боле́зни вся́./ Его́же моли́, великому́ченице,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

В Тро́ице благоче́стно пева́емому,/ после́довавши Бо́гу, страстоте́рпице,/ и́дольская притупи́ла еси чти́лища;/ посреде́ же по́двига страда́льчествующи, Варва́ро,/ мучи́телей преще́ния не устраши́лася еси́, мужему́дренная,/ велегла́сно пою́щи при́сно:// Тро́ицу чту́, Еди́но Божество́. .

Описи Новгородского Софийского собора. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 39, 48

Книга хожений. С. 174

На фото: Икона святой великомученицы Варвары работы (конец XV века).

Великомученица Варвара Илиопольская пребывает в пантеоне и православных и католических святых. Ее лик украшает гербы многих городов и населенных пунктов. Великомученица Варвара изображена справа от Пресвятой Богородицы на знаменитом полотне Рафаэля в Сикстинской капелле.

День Великомученицы Варвары

Варвара Илиопольская приняла смерть за христианскую веру. Православные христиане вспоминают святую Варвару ежегодно 17 декабря. Дата рождения великомученицы теряется в пучине лет, известен лишь предполагаемый год ее смерти - 306-й.

Житие великомученицы Варвары

Родилась великомученица Варвара в городе Илиополе, ныне находящемся в Сирии, при жестоком гонителе христиан римском императоре Максимине II, правившем в начале IV века, в семье богатого вельможи и аристократа Диоскора.

После смерти жены Диоскор, будучи убежденным язычником и противником христианства, окончательно решил воспитать дочь Варвару отъявленной идолопоклонницей. Он стремился оградить ее от истинной веры и для этого даже воздвиг высокую башню, он заключил святую в замок, который стал для Варвары домашней тюрьмой.

В 16 лет девушка расцвела, став красавицей, проявляя при этом удивительную ясность и твердость суждений. Множество женихов, претендентов на ее руку и богатства Диоскора, было ею отвергнуто, поскольку она не видела в них бескорыстия и духовной чистоты. Ее больше волновали тайны бытия, ведь окружающий мир она могла видеть только из маленького башенного окна.

Пришло время, и к Диоскору зачастили женихи с предложениями руки и сердца, на которые Варвара отвечала решительным отказом. Тогда Диоскор разрешил Варваре покидать ее невольное убежище в башне, рассудительно решив, что, разговаривая с подругами, та рано или поздно захочет создать семью. Он ошибся.

Во время его длительного отсутствия в городе Варвара встретила местных христиан и крестилась, обещав Богу посвятить свою жизнь только Ему.

Варвара поверила в Единого Творца и отвергла греховное многобожие, к которому ее всячески склоняли. Неизбежно должен был настать тот день, когда ей откроется истина. Сердца ее коснулась благодать Божия, Варвара почувствовала незримое присутствие Господа.

Ему она решила посвятить свою жизнь и известила отца, что отказывается от замужества.

Мучения святой Варвары

Раздосадованный Диоскор, чтобы отвратить дочь от истинной веры, пошел на все, даже разрешив ей общаться с другими девушками. Но это только привело к дальнейшему крушению его замыслов: среди подруг Варвары тотчас появились девы, поведавшие ей об Иисусе Христе.

Великим событием для Варвары стало Таинство Крещения, которое она приняла тайком от отца. Обряд совершил александрийский священник, приезжавший в Илиополь под видом торговца. Он же изложил девушке главные постулаты христианского вероучения.

Разъяренный Диоскор отрекся от дочери и отвел ее к городскому правителю, предложив ему предать святую Варвару мучительным пыткам и смерти, если та не отречется от Христа. Варвара между тем громко исповедовала веру в Господа и обличала язычников.

Отец потребовал для дочери самого жестокого наказания, что весьма удивило правителя, никогда прежде не видевшего столь совершенной женской красоты. Но и ему не удалось отвратить Варвару от принятой ею истинной веры, и тогда было решено добиться ее отречения жестокими пытками.

Великомученица Варвара стойко перенесла мучительные истязания, тело ее покрылось кровоточащими ранами, но она стояла на своем. После учиненных над нею жестоких побоев мученицу бросили в темницу, где в ту же ночь ей явился Господь со словами:

«Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моем».

Он вылечил ее раны, следы истязаний после этого на теле великомученицы Варвары мгновенно исчезли, и наутро палачи и изумленная толпа зевак увидели девушку в полном здравии. Вдохновленная ее примером, еще одна христианка по имени Иулания призналась во всеуслышание в своей вере и также была подвергнута пыткам.

На другой день Варвару вместе с Иулианией водили городу и истязали, в какой-то момент с обеих христианок были сорваны одежды, но по молитве Варвары они тотчас были одеты светящимися покровами, дарованными явившимся к месту казни Ангелом, потом, повесив на суке дерева, предали пыткам: жгли кожу огнем, рвали крючьями. Очевидцы страстей Варвары были убеждены, что сам Господь поддерживал душевные и физические силы мучениц, укрепляя их дух и стойкость.

В конце концов обе мученицы были обезглавлены, причем Варвару собственноручно казнил ее отец, Диоскор.

Однако преступления Диоскора не сошли ему с рук: убийца собственной дочери был буквально испепелен угодившей в него молнией, что даже закоренелыми язычниками было воспринято как Божия кара.

Мощи Святой Великомученицы Варвары

Мощи великомученицы Варвары с VI века пребывали в Константинополе, а в XII столетии, согласно отечественной версии (у Западной Церкви на сей счет иное мнение), были принесены в Киев дочерью византийского императора Алексея I Комнина, вышедшей замуж за киевского князя Святополка II (Михаила) Изяславича. С тех пор и до самого большевистского погрома они хранились в Михайловском Златоверхом монастыре. Ныне мощи обретаются в киевском Владимирском соборе.

В 1651 году литовский гетман Януш Радзивилл, захвативший Киев, взял две частицы от мощей великомученицы Варвары. Одну из них, от персей ее, Радзивилл передал своей жене Марии; по ее кончине эта частица, по благословению митрополита Киевского Иосифа (Тукальского), попала в Канев, а уже оттуда была передана в Батуринскую казенную палату.

В 1691 году, по ходатайству святителя Димитрия Ростовского, бывшего тогда настоятелем Батуринского Николаевского монастыря, повелел передать эту частицу в Николаевскю обитель.

В 1764 году от этой частицы отделили еще частицу, которая, стараниями ходивших в Киев на богомолье нерехтчан, была перенесена в Нерехту, в Воскресенский храм, в котором в первом этаже была освящена Варваринская церковь. Богоборческой эпохи частица мощей великомученицы Варвары не пережила, исчезнув в водовороте тех страшных лет.

О глубоком почитании здесь великомученицы Варвары ныне напоминает лишь открытая в 1990-х годах реставраторами на своде трапезной верхней церкви фреска с образом святой Варвары, изображенной в окружении ангелов.

В IV веке воссияла из далёкого города Илиополя (нынешняя Сирия) исповедница истинного учения церкви Христовой — великомученица Варвара, святая, день памяти которой православная церковь отмечает 17 декабря. Семнадцать столетий вдохновляет нас её образ, подавая пример истинной веры и любви к Богу. Молитва святой Варваре помогает огромному числу верующих. Что же мы знаем о ее земной жизни?

В те времена, когда появилась на свет будущая святая, жители Илиополя, одного из крупнейших городов Месопотамии, утопали во мраке язычества. Рукотворным богам поклонялись и знатные горожане, и городская беднота. Среди наиболее состоятельных и уважаемых горожан был некий Диоскор. Щедро наградила его судьба. Были у него дома, виноградники и множество слуг. Одно только несчастье посетило его дом — умерла любимая жена Диоскора. Он глубоко скорбел о ней и утешение находил только в своей единственной дочери. Это была будущая святая Варвара.

Отец нежно любил ребёнка и делал всё от него зависящее, чтобы отгородить её от неприглядных сторон жизни. Кроме того, он мечтал выдать Варвару замуж за богатого жениха, обеспечив ей таким образом счастье и достаток. Желая избавить красавицу дочь от посторонних взглядов, а кроме того, и от возможного общения с тайными христианами, которые стали появляться в городе, Диоскор построил для неё замок, в котором она жила со своими служанками и воспитательницами. Выходить из него девушка могла лишь изредка, в сопровождении отца.

Созерцание творения Божьего

Долгие часы одиночества проводила она у окна своей комнаты, погружённая в созерцание живописной природы, окружавшей замок. Однажды святая Варвара захотела узнать у своих наставниц, кто создал всё это великолепие, поражающее взор. Её воспитательницы были язычницами и поэтому творение мира приписывали тем деревянным и глиняным богам, которым поклонялись. В этом они попытались убедить и юную затворницу.

Но таким объяснением не удовлетворена была Варвара. Она им возразила, заявив, что их божества ничего создать не могли, так как сами изготовлены руками людей. Должен быть высший Творец, единый и всемогущий, имеющий собственное бытие. Только он способен, сотворив мир, принести в него подобную красоту. Так она являла пример постижения Творца через его творения.

Предложения замужества

Со временем к Диоскору стали наведываться богатые женихи, которые слышали о красоте его дочери и желали с ней брачных уз. Отец не хотел ничего решать, не узнав мнение дочери, но, обратившись к ней с подобными разговорами, встретил её решительный отказ вступать с кем-либо в брак. Это его огорчило, но Диоскор приписал подобное решение молодости и своенравному характеру дочери.

Чтобы дать ей возможность свести знакомство с другими девушками и, общаясь с ними, изменить своё решение, он позволил дочери покидать замок, когда ей будет угодно. Это было как раз то, чего так желала Варвара. Она стала часто бывать в городе, и однажды, когда отец находился в длительном отъезде, познакомилась с тайными христианами, проживавшими в Илиополе. Они поведали ей о Триедином Боге, о воплощении Иисуса Христа от Пречистой Девы, о его искупительной жертве и ещё очень о многом, чего раньше она не знала. Это учение глубоко запало в её сердце.

Крещение Варвары

Через некоторое время в городе оказался христианский священник, который под видом купца направлялся в Александрию. По просьбе девушки, он совершил над ней таинство крещения. Кроме того, он более полно изложил ей христианское учение, которое сразу и безоговорочно приняла Варвара. Она дала обет посвятить всю свою жизнь Богу.

Желая запечатлеть образ Святой Троицы, она приказала в новой башне, строительство которой, уезжая, начал её отец, сделать не два окна, как было намечено в проекте, а три. Когда отец, вернувшись домой, спросил дочь о причине её поступка, то она, не лукавя, поведала ему учение об Отце, Сыне и Святом Духе. Услышав такие речи, язычник-отец был настолько взбешён, что бросился на дочь, обнажив меч. Спастись ей удалось только бегством, укрывшись в расщелине скалы, которая перед ней чудесным образом расступилась.

Темница и мучения святой

Диоскор был до такой степени ослеплён языческим фанатизмом, что он заглушил в нём все отцовские чувства. К концу того дня ему всё же удалось поймать беглянку. Он передал её правителю города, с тем чтобы тот бросил её в темницу. Бедная девушка оказалась в руках безжалостных палачей. Но не дрогнула перед ними Варвара, так как во всём уповала на помощь Божию. Ночью, когда она усердно молилась, ей явился Господь, утешивший её и вселивший надежду на скорое обретение Царства Небесного.

Мужество Варвары удвоилось. Глядя на неё, одна тайная христианка открыто заявила о своей вере во Христа и выразила желание пострадать вместе с ней. Приняв мученический венец, обе они были обезглавлены.

Почитание святой Варвары в России

Спустя триста лет мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь, а в XII веке они оказались в Киеве. Их привезла с собой дочь византийского императора, вступив в брак с русским князем Михаилом Изяславичем. Там они хранятся и поныне. Со дня Крещения Руси почитается у нас великомученица Варвара. Святая помогает всем, кто с верой обращается к ней. Особенную помощь оказывает она тем, кто просит избавить от внезапной смерти и боится уйти из земной жизни без покаяния. Кроме того, и в других случаях помогает Варвара: святая спасает от нечаянной беды. С древних времён замечено, что эпидемии чумы, которые нередко случались в России, всегда обходили стороной те храмы, в которых находились её мощи. Святая Варвара, икона которой находится почти в каждом православном храме, — одна из самых почитаемых и любимых святых в нашей стране. Очень многие, не зная историю её земной жизни, считают её русской. Кстати, и само это имя в прошлые годы было очень распространённым в России.

Много в христианском мире воздвигнуто в её честь храмов и монастырей. Есть церковь святой Варвары и в Москве. Она очень древняя. Её создание относят к XVI веку. Находится она не далеко от Кремля, на улице, которая так и называется — Варварка (от имени Варвара). Святая эта в давние времена считалась одной из покровительниц торговли. Поэтому место для её церкви выбрали именно там, где были многочисленные торговые ряды.

Святая Варвара Илиопольская - одна из христианских великомучениц, защищающая православных людей от возможной внезапной смерти, являющейся наказанием Свыше. Человек уже не может раскаяться во грехах и причаститься, поэтому и предстает пред Христом в грешном состоянии.

Варварино заступничество оберегает человека от страшной небесной кары. Ее почитают и православные, и католики .

Жизнеописание великомученицы

Житие святой Варвары великомученицы гласит, что девушка претерпела множество страшных пыток за Христа по злобе своего отца-язычника.

Варвара Илиопольская

Именно она, единственная, была удостоена чести быть изображенной на иконе, держа в руках Потир - Чашу Причастия, касаться которой может только священник.

Отрочество

Девочка появилась на свет на территории нынешней Сирии в граде Илиополе в знатной семье язычников. Ее отец Диоскор, рано овдовев, очень берег любимую дочь. Повзрослев, Варвара становилась очень красивой девушкой. Именно поэтому отец соорудил для нее высокое и со вкусом обустроенное жилище - высокую башню с великолепными палатами. К девушке были приставлены воспитательницы и служанки. Диоскор запрещал дочери покидать замок без его позволения, дабы недостойные люди не видели ее прекрасное лицо. Единственным развлечением Варвары было созерцание красоты земного мира с высоты своего жилища.

Святая великомученица Варвара Илиопольская. Икона, XIV век.

Девушка мечтала познать истинного Творца мира. Но отец желал выдать дочь замуж и для этого приглашал для знакомства с Варварой богатых женихов. Она отказалась исполнить отцовскую волю. Расстроенный Диоскор решил позволить дочери выходить из стен башни и позволил общаться с подругами в надежде, что те все же склонят ее к выбору супруга.

Читайте о других женщинах-подвижницах:

Однажды он отправился в дальние земли по делам и приказал во время своего отсутствия построить роскошную баню при купальне. В бане он указал сделать всего два окна с южной стороны. Но Варвара уговорила строителей сделать третье, восточное, во имя Святой Троицы. На мраморном камне, которым была обложена купальня, девушка начертила Святой Крест. Чудо, но он отпечатался на камне, как будто был специально выбит. Здесь же остался отпечаток девичьей стопы, а впоследствии из него стала истекать вода и совершалось множество чудесных исцелений.

Во время длительного странствия отца Варвара подружилась с городскими христианками, которые рассказали ей о Христе, о Его жизни, страданиях, воскресении, о Его Пречистой Матери. В те дни в городе находился под видом приезжего купца православный священник, которого Варвара уговорила совершить над ней Таинство Святого Крещения . Она дала обет посвятить свою жизнь Христу.

Страдания за Христа

По возвращении домой отец услышал от любимой дочери наставления христианского вероучения. В ярости он набросился на девушку с мечом, но она успела убежать и спрятаться в горной расщелине, которая чудесным образом раскрылась пред ней. Но место ее нахождения выдал Диоскору местный пастух и к вечеру отец привел дочь домой, сильно избив. На утро он отвел ее к правителю города и отрекся от отцовства по причине отвержения ею языческого божества. Градоначальник долго уговаривал красавицу отречься от веры Христовой и не отступать от издавна принятых языческих законов. Но святая твердо стояла на своем и обличала идолопоклонническую ересь. Она открыто исповедовала Богом и Женихом Небесным Иисуса Христа.

Великомученица Варвара

По приказу градоустроителя Варвара подверглась жестоким мукам и пыткам. Ее жестоко избивали, растирали власяницей глубокие раны, подвешивали к дереву, строгали нежное тело железными крюками, разбивали молотком череп. Обычный человек не смог бы остаться в живых после неимоверных страданий, но Варвара их мужественно претерпела. Ее укрепляла вера и Сила Божия.

В том же городе жила девушка Иулиания. Была она истинно верующей и богобоязненной горожанкой. С тех пор, как Варвара была схвачена мучителями-язычниками, она издалека следила за ней. Когда ее бросили в темницу после пыток, Иулиания заглядывала в тюремное окошко и не переставала удивляться силе веры молодой красавицы, ее великой воле не пощадив своей жизни положить ее за Христа. Видя, что Отец Небесный излечил деву от страшных ран, Иулиания приняла решение так же пострадать за Творца и умоляла Его послать терпения в предстоящих страданиях.

Утром наступившего дня стражники вывели святую из тюрьмы и повели навстречу новым мучительным истязаниям. Иулиания издали следовала за мученицей. Взирая на страшные страдания девушки, она сильно плакала. Набравшись сил и смелости, она громко из толпы начала обвинять городского владыку в бесчеловечности и хулить языческое божество. Тут же ее схватили стражники, а градоначальник задал вопрос о ее вероисповедании. Иулиания не побоялась и во всеуслышание назвала себя христианкой.

Теперь вместе с Варварой девушек водили голыми по городским улицам, а после подвесили к дереву и стали строгать их тела гребнями из железа. После истязаний мученицам были отсечены головы. Причем Диоскор собственноручно казнил свою любимую дочь. Но его постигло Божие возмездие: в мужчину ударила молния и его тело превратилось в горстку пепла.

Упокоение

Останки Варвары и Иулиании захоронил в селении Геласии благочестивый муж Валентиниан. Позже на месте захоронения был возведен храм, внутри которого покоились святые мощи.

Икона «Святая великомученица Варвара Илиопольская»

В Месопотамии также была построена церковь в честь Варвары, в его стенах хранилась часть мощей девственицы и ее окаменевшая грудь, из которой сочились молоко и кровь.

Внимание! Святые мощи великомученицы в VI веке были перенесены в Константинополь, а в XII веке княжна Варвара, супруга русского князя Михаила Изяславича, забрала их с собой в Киев, где и по сей день они почивают в стенах кафедрального Владимирского собора.

Молитва Варваре Великомученице

Угодница Божия способна разрешить любые проблемы верующих христиан, среди них:

  • покровительство шахтерам и артиллеристам;
  • спасение от внезапной смерти без покаяния;
  • предохранение от несчастий и бед, душевных мучений и уныния;
  • спасение от пожара, морской бури;
  • исцеление от различных, даже не поддающихся лечению недугов;
  • благостный исход тяжелых родов;

Святые мощи великомученицы обладают чудотворными свойствами, заряжают божественной энергией притекающих к ним. Вещи, освященные на раке с мощами, православные люди носят на теле в качестве неких «талисманов». Известно, что русские императрицы взамен своих дорогих перстней надевали на пальцы скромные колечки, освященные на мощах Варвары.

Иконография

Взгляд красавицы девы Варвары устремлен с полотна иконы на зрителя. Девушка одета в зеленую тунику, поверх нее надет коричневого цвета мафорий. Голову святой увенчивает корона. В деснице Варвара удерживает Святое Распятие, призванное к напоминанию о страданиях Всевышнего. Левая ладонь мученицы раскрыта и обращена к молитвенникам, символизируя праведность и открытость честной безгрешной души.

Черты лица юной девы чистые, открытые, но строгие, олицетворяют красоту небожительницы. Образ девы не выражает эмоций и являет собой отрешенность от мирского, приверженность в служении Спасителю.

Видео о житии и страдании великомученицы Варвары.