Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

В обществе правил и норм. Для молодых девушек: не перегибать палку с желанием выглядеть эффектно. Культура поведения и личность

В любом обществе, будь то коллектив профессионалов, молодежная тусовка, или семья, существуют определенные правила поведения, они же правила этикета, или правила хорошего тона. Сформировались они еще в древние времена, и в процессе эволюции совершенствовались и видоизменялись. Они не имеют никаких формальных подкреплений, но существуют для того, чтобы люди лучше понимали друг друга, и не допускали неприятных ситуаций. В современном обществе нет четких границ, разделяющих правила поведения различных групп людей, и существует ряд общих правил поведения, касающихся любого общества.

Слово этикет впервые употребил король Франции Людовик XIV, раздав своим гостям карточки – «этикетки», в которых были изложены правила, как следует держаться.

К сожалению, многие люди не знают всех правил хорошего тона, и совершают множество ошибок в поведении. Далее будут изложены некоторые из малоизвестных правил поведения, о существовании которых было бы полезно узнать каждому из нас.

1. Не наносите визит без предупреждения.

Мало приятного, когда в личное пространство врывается случайный гость. Вы можете застать человека врасплох, что вам самим доставит мало удовольствия. В этот момент человек может ходить по дому в халате и бигудях, или планировать часовую ванну с пузырьками, и будет совершенно прав, ведь он вас совсем не ждал.

2. Домашняя одежда должна быть такой же опрятной, как выходная.

Многие люди считают, что дома можно носить что попало. Если вы ожидаете гостей, не стоит встречать их в халате или растянутых «трениках». Да и в общем, халат нужен для того, чтобы посетить ванную, а пижама – для сна.

3. Перебор с украшениями – дурной тон.

По международным правилам этикета гардероба, считается, что нельзя надевать одновременно более 13 предметов украшений, включая ювелирное декорирование одежды. В давние времена считалось, что дорогие украшения могли надевать только замужние женщины на вечерние выходы, однако сейчас допустимо надевать драгоценности и молодым девушкам, даже днем. Но все же, неизменным остается правило, что дорогие украшения обычно надевают вечернее время суток, и молодым девушкам не стоит надевать слишком крупные и дорогие изделия.

4. Женщина должна снимать шапку в помещении.

К сожалению, многие русские женщины очень любят нарушать это правило. Шапка не считается декорированной частью гардероба, в отличие от шляпки, и не стоит путать эти разные вещи. Когда-то, шляпка считалась частью женской прически, поскольку крепилась к волосам с помощью шпилек, и по сей день женщина может оставаться в помещении в шляпе, но не в шапке.

5. Проходить к своим местам в театре, кино, нужно только лицом к уже сидящим.

Неприлично пробираться сквозь ряды задней частью тела. Первым проходит мужчина, женщина следует за ним. Если женщина пришла в шляпе, она может оставаться в ней, но только если она не мешает сидящим позади. В таком случае шляпу лучше снять.

6. Женщина всегда носит свою сумочку сама.

Мужчина может только в случае необходимости, подержать ее какое-то время. Так же и с женской верхней одеждой – мужчина может взять женское пальто только для того, чтобы донести его до гардероба, либо помочь женщине надеть его.

7. Мужчина первым входит в лифт.

Выходит первым тот, кто стоит ближе к выходу. Спускаясь по лестнице, мужчина идет впереди, поднимаясь – позади женщины.

8. В ресторане не всегда платит мужчина.

Все зависит от формулировки приглашения. Если женщина приглашает мужчину в ресторан, сопровождая это фразой: «я приглашаю вас», то платит она. Если сопровождает фразой: «давайте сходим в ресторан», то каждый платит сам за себя, если мужчина сам не предложит заплатить за обоих.

9. Находясь в ресторане, сумку не принято ставить на стул или на колени.

В некоторых ресторанах предусмотрены специальные места, предназначенные для сумок. Если таковых не имеется, то небольшую сумочку положите на стол, а большую повесьте на спинку стула. Портфель или чемодан можно поставить на пол.

10. Не использовать целлофановые и фирменные пакеты из бутиков в качестве сумки.

Это крохоборство и отсутствие стиля. Данные пакеты служат вам только по дороге из магазина или бутика, и далее больше не используются в качестве сумки.

11. Не сушите зон в распахнутом виде в гостях или в офисе.

Лучше сложить его и повесить в подходящее место, либо поместить в специальную подставку, если таковая предусмотрена в помещении.

12. В автомобиле женщина садится на заднее сиденье автомобиля.

Если мужчина сопровождающий, то он занимает место рядом с вами, если водитель – все равно предпочтительнее будет сесть позади него. Но какое бы место ни занимал мужчина, по прибытию на место он должен помочь женщине выйти из машины, открыв дверцу и подав руку. В наше время не все мужчины придерживаются этого правила, пользуясь девизом женщин – феминисток: «В бизнесе все равны ». На самом деле, правила этикета между мужчинами и женщинами в сфере бизнеса никто не отменял.

13. Неприлично «тыкать» малознакомым людям.

Неприятно слышать, когда «тыкают» обслуживающему персоналу, или панибратствуют в коллективе. Неважно, какая разница в возрасте, и какое положение в обществе по – отношению к вам занимает человек. Если собеседник достиг 12 лет, к нему полагается обращаться на «вы». Исключение составляют родственники и близкие друзья, но даже с ними, в присутствии других коллег, все же, лучше соблюдать официальные обращения. Если к вам упорно обращается на «ты» малознакомый человек, переспросите: «Извините, вы обращаетесь ко мне?». Если собеседник не понял вас, то вполне уместно будет сообщить ему, что вы еще не переходили на «ты».

14. Прежде чем войти в личную комнату ребенка, нужно постучать в дверь.

Личная комната, это личное пространство, даже если это комната семилетнего ребенка. Тем самым, вы приучите и его проявлять уважение к чужому личному пространству.

15. Неприлично обсуждать людей в их отсутствие.

Это не придает вам никакой привлекательности, к тому же, может привлечь за собой множество проблем. Особенно некрасиво говорить плохо о близких людях, обсуждать мужей, жен, и поносить родную страну. Ведь ваши близкие – это ваш личный выбор, ваше отражение, а к стране, в которой вы живете, вы непосредственно относитесь сами.

16. Если вы сидите на диете, оставьте это в тайне.

К сожалению, наши барышни совсем не знают этого правила. Это тоже самое, что жаловаться на то, что вы несовершенны. Тем более, не стоит по этой причине отказываться от угощений, приготовленных гостеприимной хозяйкой. Попробуйте, и похвалите угощения, при этом не обязательно нарушать свою диету и съедать все, что вам предлагают. Так же можно поступить с алкоголем – вовсе не обязательно отказываться и озвучивать причину. Вы можете попросить белого сухого вина, и немного пригубить его, что называется, «за компанию».

17. Темы, которые лучше обходить стороной на светской беседе:

Политика и религия - в наше время каждый человек имеет право на собственное личное мнение по данным темам, и их обсуждение может привести к конфликтам и личным оскорблениям. Здоровье – это очень личное, и некрасиво выставлять напоказ собственные, или не дай бог, чужие недуги. Деньги – первое и второе вместе взятое. Например, неприлично будет задать вопрос: «Какое красивое платье! Сколько вы заплатили за него?». В таком случае, можно сказать, что это подарок. Если собеседник настаивает, прямо скажите, что не хотите это обсуждать.

18. Список некоторых вещей, которые лучше держать втайне:

Возраст, благосостояние, вероисповедание, состояние здоровья, личные любовные связи, семейные проблемы, подарки, почетные достижения, и бесчестные поступки. Эти темы можно воспринимать как дополнение к темам – табу из предыдущего пункта.

А также, предлагаем вашему вниманию дополнительный список «банальных» правил поведения для современной молодежи, несоблюдение которых приносят дискомфорт окружающим.

1. Не шуметь на улице и в квартире после 23 часов.

Часто можно услышать посреди ночи под окнами громкий смех, музыку из автомобиля, молодежные тусовки «под гитару», или ссоры и драки вполне себе взрослых и адекватных людей. Тоже самое касается и собственного дома. Подобные действия нарушают покой проживающих по - соседству людей, и, кстати говоря, за подобные шалости можно получить административное наказание.

2. Не слушать музыку через динамик телефона в общественных местах.

Это ваша музыка, и она может не нравиться окружающим. Если хотите послушать любимую музыку в общественном месте, используйте для этого наушники.

3. Не разговаривать громко в кинотеатрах, и других подобных местах.

Кинотеатры предполагают общественный просмотр, а значит, каждый сидящий в зале, так же как и вы заплатил за билет, и имеет одинаковое право видеть и слышать то, что доносится с экрана без помех, и получать от этого удовольствие.

4. Проявлять уважение к старости.

Современная молодежь пренебрежительно относится к людям пожилого возраста. Да, в силу возраста они становятся немного странными, но это не повод испытывать чувство превосходства и насмешки. Такими их сделала жизнь, вдвое или втрое длиннее той, которую успели прожить вы сами. На самом деле, они очень интересные люди, которым есть что рассказать. Хорошим тоном будет уступать пожилым людям сидячее место и оберегать от лишних физических нагрузок, а также не отказывать им в беседе.

5. Для молодых девушек: не перегибать палку с желанием выглядеть эффектно.

Очень нелепо смотрится яркий макияж на лице молодой девушки – подростка. Также нелепо смотрится одежда не по возрасту или не по сезону, и дорогой «взрослый» парфюм. Весь этот арсенал ничуть не красит молодую девушку, а скорее наоборот. Всему свое время и место, и это тоже одно из золотых правил хорошего тона.

6. Исключить нецензурную речь в общественных местах.

Нецензурная речь считается неприличной, хамской, грубой, и соответственно, употребление ее в общественных местах является дурным тоном. В идеале, лучше вообще исключить ее из своего лексикона.

7. Избавиться от привычки опаздывать к назначенному времени.

У некоторых людей, действительно, это входит в привычку. Они опаздывают всегда и везде. Это считается неприличным, поскольку показывает отсутствие вашего уважения и интереса к намеченному мероприятию, или человеку, ожидающему вас. Можно быть очень хорошим профессионалом в какой-либо области, но из-за привычки опаздывать можно никогда не найти хорошую работу.

8. Проявлять правила поведения в кафе, ресторанах, и за общим столом.

Находясь в гостях, или в любом другом общественном месте, нужно использовать правила гигиены в туалетных комнатах. Если вам необходимо вымыть руки – спросить у хозяина квартиры, каким полотенцем можно воспользоваться. Находясь за общим столом, принимать пищу аккуратно. Не раскладывать по столу отходы пищи, пользоваться личными приборами и салфетками, не опускать их в общие блюда, не пить «из горла» напитки в бутылках и графинах, не садиться за стол в верхней одежде. Это допустимо только в узком кругу семьи, где ни у кого из присутствующих это не вызовет чувство брезгливости.

9. Не разбрасывать мусор и использованные жвачки на улице.

Также, все мы любим отдых на свежем воздухе, прогулки, особенно отдых на природе с шашлыками и костром. Чистоплотность нужно соблюдать даже на улице, стараться не оставлять после себя мусор, и в целом, относиться бережно к окружающей среде. Птицы находят использованные жевательные резинки на улице, и у них забиваются дыхательные пути при попытках их съесть. Они погибают.

10. Если вы мужчина, проявляйте учтивость к женщинам, даже незнакомым.

Если девушка несет тяжелую сумку, предложите ей свою помощь. Подайте руку при выходе из транспорта, пропустите вперед в дверях.

11. В дверях принято вначале пропускать выходящих.

Это касается всех, и мужчин, и женщин, и детей. В любом столкновении встречных потоков вначале проходят выходящие.

Многие из этих правил, действительно, кажутся банальными, но, тем не менее, мы очень часто забываем о них. Представьте себе, насколько изменилось бы наше общество, если бы каждый из нас соблюдал правила хорошего тона. Было бы намного меньше конфликтов, и даже нежелательных жизненных поворотов. К сожалению, весь мир не изменить, но себя можно изменить всегда. А в какую сторону будут эти перемены, во многом зависит от такой мелочи, как умение правильно себя подать.

Этикет является довольно сложной наукой, которая таит в себе ряд особенностей. Главная тонкость заключается в том, что правила этикета не всегда несут абсолютный смысл. Всё зависит от места, времени и обстоятельств. Постигнув эти правила, каждый человек сможет избежать неловких ситуаций. Обзорная статья на тему "Правила этикета" даст общее представление об этом понятии. Мы поможем сориентироваться в разных жизненных обстоятельствах, когда необходимо проявить свои лучшие качества в общении и поведении.

  • Содержание:

Понятие этикета

Исторические корни самого понятия «этикет» ведут к Франции. В общем смысле данный термин обозначает совокупность закрепленных за определенной культурой требований, которые в каждой отдельной ситуации предъявляются к поведению человека.

Согласно словарному толкованию, этикет - это общепринятые правила поведения в обществе, установленные формы обхождения. Практическая сущность этикета заключается в том, что он позволяет людям пользоваться готовыми правилами поведения , манерами и формами общения с разными людьми.

Первое правило этикета


На протяжении более 40 лет ежегодно отмечается Всемирный День приветствий. Данному событию неспроста уделяется такое внимание. Дело в том, что приветствие - это первое правило этикета.

Если общение проходит с глазу на глаз, то без улыбки не обойтись. Первое впечатление оставляет глубокий след, а другого раза может уже и не быть для исправления мнения о себе. С давних времён уклонение от приветствия считается ярким примером невоспитанности.

Этикет общения

Этикет - это инструмент, который позволяет добиться желаемого от общения с близкими, друзьями или коллегами. Для этого нужно уяснить определенные правила и пользоваться ими на практике.

Любое общение должно начинаться с вежливого приветствия и грамотного обращения. Даже если беседа утомительна или не вызывает интереса, нужно проявить внимание к собеседнику. В этом случае вы обретёте его расположение и сохраните приятное впечатление о себе.

Детали мы подробно изложили в соответствующей статье, добавим лишь ещё пару слов об актуальном сегодня понятии - правилах разговора по телефону.

Телефонный этикет

Даже самый короткий разговор по телефону должен вестись в соответствии с общепринятыми правилами этикета, будь он делового или бытового характера. Сегодня практически у каждого в кармане есть мобильный телефон. Поэтому культура общения по телефону живёт и развивается в ногу со временем.

Общение всегда сближало людей, даже если это просто разговор по телефону. Такая беседа должна вписываться в рамки телефонного этикета . Важно не забывать слова приветствия и прощания, уметь чётко излагать мысли и вовремя останавливаться, давая слово собеседнику.

Нормы этикета изучаются со школьной скамьи и на протяжении жизни. Компании, заботящиеся о своей репутации, проводят даже специальное обучение сотрудников, посвящённое общению по телефону. При осуществлении деловых переговоров на карту выносится не только личный авторитет говорящего, но и имидж организации.

Человек не выходит за рамки социокультурного пространства на протяжении всей жизни. Благодаря установленным правилам поведения , он поддерживает нормальные отношения с окружающими. Это важно для каждого воспитанного человека.

Взаимное уважение можно заслужить, придерживаясь правил вежливости. Неконфликтные люди проявляют сдержанность, не допускают резкости и грубости в своём поведении. Они стараются избегать даже малейших конфликтов и нелепых ситуаций, ежедневно используя азы этикетной науки.

Истинная доброжелательность, бескорыстие, чуткость, вежливость и тактичность - главные качества человека, на которых строится хорошее поведение. Они важны на всех этапах общения и отношений. Такие качества позволят утешить душевную боль, сгладить обиду и вовсе не допустить огорчения.

Хорошие манеры

Овладение хорошими манерами обогащает душевную красоту человека. Они напрямую связаны с правильным воспитанием. Такие манеры проявляются в походке, одежде, мимике, интонации, поступках, обращении с людьми.

Культурный человек должен уметь вести себя сдержанно, скромно, тактично и внимательно по отношению к окружающим. Он должен нести ответственность за свои слова и поступки. Это ключевые качества, на которых строятся хорошие манеры. А они, в свою очередь, регулируются этикетом. В этом и заключается их тонкая связь.

В своё время Гёте сравнивал манеры человека с зеркалом, отражающим его портрет. Эти слова не потеряли смысл и актуальность в современном мире. Окружающие люди всё замечают, они судят о человеке по поведению, которое иногда выдаёт больше, чем хотелось бы. Чтобы быть на высоте, нужно не переставать следить за своими манерами.

Этикет за столом

Собираясь на торжественное мероприятие или званый семейный ужин, на романтическое свидание в кафе или деловую встречу в ресторан, важно не забыть про хорошие манеры и правила этикета за столом . Культурный человек должен их знать, чтобы не ударить в грязь лицом.

Столовый этикет обусловлен рядом особенностей и национальными традициями, но надо помнить хотя бы общепринятые правила. Культура поведения за столом серьёзным образом влияет на впечатление о человеке. Неумение правильно есть, брать еду или пить способно отвернуть от общения с таким человеком.

Современные правила этикета за столом доступны для каждого. Они раскрывают назначение и использование сервировочных предметов, регламентируют нормы поведения во время еды. Владение этой непростой наукой позволит чувствовать себя гораздо увереннее за любым столом.

Этикет в гостях


Может показаться, что гостем быть легко и весело. На самом деле, чтобы стать желанным гостем, нужно уметь красиво себя вести, то есть соблюдать гостевой этикет . Его предписания и тонкости должен усвоить каждый воспитанный человек. Недаром широко распространён термин «персона нон-грата», что в буквальном переводе означает нежеланный гость.

Нужно уметь приходить в званый час, с хорошим настроением, непустыми руками. Уходить также надо вовремя, с благодарностью за приглашение и тёплый приём. Важно уметь вести себя достойно в любой обстановке и компании.

Нормы и правила этикета

Нормы и правила этикета оттачиваются на протяжении столетий. В них вносятся изменения разными народами, которые чтят свои национально-культурные традиции. Несмотря на это, есть и общепринятые установки поведения и общения между людьми.

Каждый воспитанный человек ставит перед собой задачу не только ознакомиться с правилами и нормами этикета, но старается также следовать им. Это важная составляющая внутренней культуры индивидуума.

Основные правила этикета

Сокровищница правил этикета с развитием общества не перестаёт наполняться. В ней можно найти нормы и правила поведения на все случаи жизни. Каждый уважающий себя человек, должен знать хотя бы основные из них. В этой статье мы даём лишь обзор понятия «правила этикета», конкретные примеры вы без труда найдёте в сети.

Следование ключевым этическим правилам упрощает взаимодействие и в целом облегчает жизнь в социуме. Их соблюдение позволяет человеку показать свою воспитанность и образованность.

Правила хорошего этикета

Следовать правилам приличия совершенно не означает, что кто-то должен плясать под чужую дудку. Человек, который по-настоящему уважает себя и окружающих, будет в любой ситуации стараться придерживаться правил хорошего этикета , чтобы не причинить себе и другим людям неудобства. Для этого достаточно освоить простые и полезные правила хорошего тона. Тогда не только личная жизнь, но и окружающая действительность станет краше, добрее.

Применение правил хорошего этикета - это гарантированный успех. Они помогут быстро установить хороший контакт, вызвать правильную реакцию и в целом чувствовать себя уверенно.

Правила этикета в обществе

Человек, являясь социальным существом, должен вести себя в обществе достойно, руководствуясь правилами этикета. Они направлены на то, чтобы поведение было естественным, а не наигранным.

Искренние чувства всегда были ценны. Для их выражения каждый член общества должен стремиться к самосовершенствованию. Внутренняя гармония человека достигается при соединении высокой нравственности с образцовыми манерами, которые вытекают из правил этикета в обществе.

Этикет для девушек, мужчин, детей

Сегодня нечасто вспоминают о временах рыцарства, как благородно настоящие герои относились к женщинам. Где сейчас найти таких джентльменов? Их можно увидеть разве только на киноэкране, чем повстречать в реальной жизни. Настоящие леди тоже встречаются сегодня не часто. Девушка с утонченными манерами редкий гость в наших краях.

Дело в том, что слабый пол сегодня на равных общается с мужчинами. А представители сильного пола боятся или не умеют демонстрировать свою галантность. Гендерные различия стираются, но правила этикета для сегодняшних девушек и мужчин актуальны не меньше, чем в стародавние времена.

Тонкости изящных манер важны не только для взрослых, но и для детей. Они помогут донести правильную модель поведения в обществе. Ребёнок сможет без затруднения общаться со сверстниками, родными и незнакомыми людьми. Овладев правилами хорошего тона, дети научатся вести себя в школе, за столом, в кинотеатре. Их социальная адаптация к взрослой жизни будет происходить безболезненно.

Служебный этикет - это набор целесообразных правил, устанавливаемых в трудовых коллективах, с целью определения поведения сотрудников. Данные правила соответствуют нравственным и моральным принципам. Следование предписанным требованиям должно быть обязательным как для руководящих лиц, так и для подчинённых.


Правила служебного этикета имеют важное значение для поддержания нормального рабочего климата и увеличения производительности труда. Их выполнение имеет фундаментальное значение для стабильного и плодотворного сотрудничества с клиентами и партнёрами.

Служебный этикет предписывает требования к поведению не только внутри своего коллектива, но и при сотрудничестве с внешними субъектами. Поддерживая деловое общение с иностранными партнёрами, нужно знать их правила этикета, традиции и обычаи. Только такие взаимоотношения могут стать долгосрочными выгодными для обеих сторон.

Мы рассказали в общих чертах о правилах этикета и составляющих этого понятия для разных сторон жизни человека. Детали хороших манер в разных обстоятельствах уместно рассматривать раздельно, в подробностях, для каждой ситуации. Невозможно во всех тонкостях отразить правила поведения в одном материале. Поэтому данную статью мы считаем отправной точкой в мир этикета и будем использовать её в качестве содержания для последующих статей на эту тему.

Что такое этикет, для чего он придуман и зачем нужна культура поведения - эти вопросы довольно часто можно услышать от расшалившегося ребенка, которого родители стараются утихомирить. Или от подростков, когда у них начинается период своеобразного бунта против установленных норм, правил и требований. Да и, чего уж греха таить, многие взрослые временами сетуют на рамки для правил поведения. Для чего все это нужно? Почему нельзя вести себя так, как хочется в данную минуту? Давайте разберемся!

Этикет

Слово «этикет» позаимствовано из французского языка . Означает оно манеру поведения, правила поведения и обходительности, принятые в обществе.

Но зачем в обществе существуют правила этикета? - спросите вы. А затем, что именно этикет дает людям возможность использовать уже готовый порядок поведения в той или иной ситуации:

  1. В домашней обстановке;
  2. В общественных местах;
  3. На работе или службе;
  4. В гостях;
  5. Во время делового общения;
  6. На официальных приемах и церемониях.

Поведенческие нормы для той или иной ситуации создавались и принимались на протяжении многих лет, даже веков. Первые правила поведения человека среди себе подобных появились еще в глубокой древности. Уже тогда люди стали стараться придерживаться определенных обычаев, чтобы мирно сосуществовать друг с другом.

К большому сожалению, в наши дни многие принципы этикета стали считаться устаревшими, отжившими свое. Но что плохого в том, например, если молодые люди будут уступать место в транспорте пожилым людям? Или в том, что мужчина откроет дверь и вежливо пропустит даму вперед? Что же такое стало происходить с людьми, если простые правила вежливого общения стали вдруг неактуальными? И когда нужно начинать их соблюдать?

С раннего возраста

Именно с младенческого возраста начинают формироваться поведенческие привычки, с которыми потом индивидуум может провести всю свою жизнь. Культура общения закладывается ребенку с самого его рождения, а за основу малыш возьмет поведение взрослых - своих родителей. Поэтому глупо требовать от детей придерживаться каких-то рамок в общении, если сами мы этих рамок не соблюдаем. Недаром говорят, что воспитывать надо не детей, а начинать с себя.

Как было принято у наших бабушек и дедушек:

  1. Дети обращались ко всем взрослым на «вы», даже к собственным родителям;
  2. С детства малышам внушали, что перебивать разговор взрослых нельзя;
  3. Ребенка с детства приучали к тому, что старость нужно уважать и т. д.

В подростковый период

Что происходит сейча с: дети чувствуют вседозволенность, они стараются быть наравне со взрослыми и даже берут на себя смелость за взрослых что-то решать. А уж про поведение молодежи в общественных местах и упоминать не стоит: нередки случаи, когда в общественном транспорте сидя будут ехать именно молодые люди, а пожилые граждане, мамочки с малышами и беременные женщины будут «болтаться» стоя. А попытка сделать замечание чревата потоком нецензурной брани, которую юнцы радостно вывалят на того, кто «посмел» призвать их к порядку.

Вряд ли все эти люди задумываются над тем, что молодыми, крепкими и здоровыми они будут не всегда, и наступит то время, когда именно им придется выслушивать гадости от таких же вот юных и «продвинутых» сограждан.

По большому счету вины молодежи в таких ситуациях нет - им просто в свое время не объяснили, как правильно нужно себя вести.

Мы зачастую настолько сильно стремимся оградить своих детей от всего, что ставим их выше всех остальных людей:

  1. Именно мы сами подаем пример поведения, когда стараемся усадить своего уже подросшего ребенка в общественном транспорте в кресло и не объясняем ему, что иногда удобное место нужно уступать тем, кто более нуждается: беременным, пожилым или людям с ограниченными возможностями;
  2. Именно мы на неприятное замечание реагируем либо потоком негатива на голову «воспитателя», либо же делаем вид, что нас это не касается;
  3. Именно мы своим примером показываем своим детям, что наши желания приоритетны.

Но мы забываем о том, что нашим детям все равно надо будет учиться жить в социуме и мириться с окружающими людьми.

Взрослые люди

И вот малыши становятся взрослыми . И теперь уже они начинают недоумевать, для чего нужны правила поведения в обществе: ведь они уже взрослые, они могут делать все, что им хочется. И начинается:

  1. Один любит слушать музыку ночами: ну, а что, это его квартира, он «имеет право». И он предпочитает не думать о том, что права соседей на тишину он грубо нарушает. Они пришли сделать замечание? Безобразие! Еще учить тут будут!
  2. Другому нужно делать ремонт. И делать он его хочет именно в выходные, с утра пораньше, или в будние дни допоздна. Что? Договариваться с соседями? Вот еще! И что, если кому-то там утром рано вставать, и что, если чьего-то ребенка он разбудит и т. п.
  3. А третий, заняв высокую должность, напрочь забывает о том, как нужно вежливо общаться с окружающими - хамство и самодурство стало уже почти неотъемлемой частью общения с подчиненными.

А где культура общения, тактичность, понимание, что вокруг тоже люди?

Заключение

Можно долго и занудно перечислять правила и нормы поведения, которые были раньше. Можно оправдывать нынешнее отсутствие культуры у людей тем, что мир изменился - и правила тоже нужно менять. Зачем нужно знать правила поведения , которые были актуальны сто лет назад? Затем, что все эти нормы учат нас уважать друг друга: разговаривать корректно и тактично, не использовать нецензурную лексику, быть добрее к окружающим, сострадательнее.

Именно этикет прививает нам первые понятия о взаимопомощи, умении держать данное слово, с заботой относиться к тем, кто слабее нас, ценить своих родителей и уважать друг друга.

Этикет - это не архаичные правила поведения людей в обществе. Этикет - это разумно выстроенное общение порядочных, тактичных и культурных людей в цивилизованном социуме. Поэтому давайте всегда будем об этом помнить.

Нормы поведения

В современных обществах не существует четко закрепленных границ между людьми (как это было в Древней Индии). По этой причине считается, что мораль и нормы поведения должны быть одинаковы для всех людей.

Отклонения от этого правила, конечно, всеми замечаются и признаются, но считаются чем-то нежелательным, чего можно было бы избежать, будь люди лучше. На самом деле нормы и правила поведения людей, действующих в разных сферах деятельности, должны различаться, или люди не смогут вести себя адекватно. Более того, эти нормы еще и не вполне совместимы друг с другом.

Речь идет даже не о морали и этике, а о чем-то гораздо более примитивном - то есть о том, чего вообще люди ожидают друг от друга. Никто, как правило, не думает, что все люди будут вести себя по отношению к нему высокоморально. Но все ожидают, что поведение других по крайней мере разумно. Оно может быть хорошим или плохим, но не бессмысленным. В этом случае говорят, что человек ведет себя «нормально».

Итак, нормальное поведение - это поведение, соответствующее ожидаемому. В таком случае, норма - это совокупность общественных ожиданий по поводу поведения людей в той или иной сфере деятельности.

Нормы распространяются на все стороны поведения (например, существуют нормы сотрудничества, но есть и нормы ведения конфликта).

Определение нормального поведения

В общем случае, нормальным поведением в какой-либо сфере деятельности можно считать любое поведение, которое не разрушает общественных отношений, образующих данную сферу деятельности.

Так, в любом обществе порча или несанкционированное использование чужого имущества считается нарушением норм поведения, поскольку подобное поведение нарушает (и тем самым разрушает) отношения собственности, принятые в данном обществе. В то же время такие же действия по отношению к членам других обществ иногда рассматриваются как нормальные и допустимые, поскольку они не нарушают общественных отношений в данном обществе.

Разумеется, такое определение может быть слишком широким: в любом конкретном обществе существует множество обязанностей и запретов, образовавшихся в силу достаточно случайных обстоятельств. Но все необходимые нормы, имеющие место в любом обществе, одинаковы, поскольку одинаково мотивированы. Совокупность подобных норм составляет то, что иногда называют "естественным правом".

Следует отметить, что нормы поведения не обязательно согласуются между собой. Часто бывает так, что поведение, не нарушающее общественных отношений в одной сфере (и в этом смысле нормальное), нарушает их в другой сфере. Противоречия между нормами поведения можно назвать общественными противоречиями. Судя по всему, они (в той или иной мере) имели место во всех известных нам обществах.

Ценности

Ценностью мы будем называть единство норм поведения, принятых в некоторой сфере деятельности. Или, по-другому: ценность есть то, чему не может противоречить ни одна из норм данной сферы.

Ценности обычно не столько понимаются, сколько переживаются людьми - как нечто, вызывающее легко узнаваемые эмоции. Наболее заметное свойство ценностей с этой точки зрения состоит в том, что они являются объектами стремлений: люди хотят, чтобы общественные отношения соответствовали этим ценностям, и не хотят противоположного.

Это не значит, что ценности являются чем-то непостижимым. Напротив, все они могут быть описаны рациональным образом, что и будет сделано ниже.

Отступление: индивидуализм и коллективизм

В дальнейшем изложении мы будем использовать слова "индивидуалистические ценности" и "коллективистские ценности". Во властной сфере и сфере коммунальных отношениях поведение человека является коллективистскими, а в сфере собственности и культурной сфере - индивидуалистическими. Соответственно, человек, чье поведение в большей мере относится к первым двум сферам деятельности, может быть назван «коллективистом», а в противоположном случае - «индивидуалистом». Кроме того, «коллективизмом» и «индивидуализмом» называют эмоциональное отношение к собственному поведению.

Здесь под «коллективизмом» понимается не столько привязанность к обществу других людей, сколько тот факт, что в некоторых ситуациях человек вообще принимает во внимание других людей, ставит свое поведение в зависимость от их поведения. Это поведение может быть нравственно осуждаемым, но оно продолжает оставаться коллективистским, пока оно ориентировано на других людей.

Индивидуализм, в свою очередь, совершенно не предполагает мизантропии, ненависти или презрения к окружающим. Человек может думать про себя, что он любит людей, и действительно их любить, но это не мешает ему оставаться индивидуалистом. Индивидуализм здесь понимается как такое поведение, при котором человек не учитывает поведение других, не считает нужным думать о них и вообще не связывает свое поведение с чужим, а действует, исходя из каких-то своих соображений. Это не значит, что он игнорирует мнения других людей, не слушает никаких советов и т. п. Индивидуалист готов прислушаться к чужому мнению - но только если оно обосновано чем-то безличным, например логикой. Но это значит, что он «слушает» не другого человека, а его логику. Чужое мнение становится значимым для него только в этом случае. Он может поступить согласно чужому мнению и по другим причинам - например, потому что его вынуждают так поступить. Но и в этом случае он считается с силой, а не с людьми. Условности и правила приличия он может тщательно соблюдать, но только потому, что не хочет неприятностей. Все это не мешает ему быть индивидуалистом.

С другой стороны, коллективист может быть куда более неудобным и неприятным человеком. Существуют многие разновидности "дурного коллективизма", чему примером может стать любая коммунальная квартира. Но когда мы видим, что человек делает что-то только потому, что другим людям (или другому человеку) это будет приятно (или неприятно ), мы сталкиваемся с коллективистским поведением. Индивидуалист во всех случаях сочтет это бессмыслицей, поскольку ему действительно нет дела до других.

Основные ценности

Существует всего пять основных ценностей, четыре из которых соответствуют сферам деятельности, а одна - деятельности вообще. Соответствено, четыре ценности связаны с нормами поведения в каждой из сфер, а одна - с необходимым условием всякой деятельности вообще.

Сфера коммунальных отношений: справедливость

В сфере коммунального поведения отношения между людьми имеют первостепенное значение. Следует напомнить, что основные отношения в сфере коммунальных отношений симметричны. Понятие справедливости сводится к требованию, чтобы симметричные отношения между людьми были равносимметричными, то есть чтобы все люди могли принимать равное участие в общих делах. При этом, поскольку справедливыми или несправедливыми бывают отношения, а не действия, справедливость - это скорее равенство возможностей действовать, но отнюдь не тождественность результатов действий.

Идея справедливости не эквивалентна идее «равенства» в смысле «одинаковости». «Одинаковость», безусловно, удовлетворяет критерию симметрии, но является ее простейшим случаем, чем-то вроде "тривиального решения" в математике, к тому же оно нереализуемо и нежелательно для самих людей, даже остающихся в рамках чисто коммуниальных отношений. При более внимательном рассмотрении самой идеи справедливости она принимает формулировку "каждому свое" и сводится к той мысли, что все отношения в обществе должны иметь свою обратную сторону, действие должно быть равно противодействию, и т. д. и т. п. Разумеется, отношения собственности и власти воспринимаются с этой точки зрения как нечто несправедливое само по себе (и как источник всяческих несправедливостей), и совершенно правильно, поскольку эти отношения по сути своей несимметричны.

Идея справедливости имеет смысл только по отношению ко многим людям, к коллективу. Она основана на сравнении людей. Понятие справедливости относительно одного человека не имеет смысла. (Робинзон на своем острове, пока оставался один, просто не имел возможности поступать справедливо или несправедливо). С другой стороны, эта идея не является чем-то «положительным». У справедливости нет своего содержания. Справедливость не требует, чтобы "всем было хорошо". Она требует, чтобы всем было в каком-то смысле одинаково хорошо или одинаково плохо - чаще даже последнее, поскольку это легче устроить. Главное - чтобы это было всем и одинаково (то есть симметрично). Что именно будет одинаково всем - не столь важно.

Когда речь идет об "идее справедливости", может создаться впечатление, что обсуждаются теории или концепции относительно того, что такое справедливость. Такие теории действительно есть, их довольно много и они очень по-разному трактуют этот вопрос. Но мы говорим не о теориях, а о фактах поведения. В данном случае справедливость можно определить так: справедливость - это то, чего люди ждут от коммунальных отношений, от поведения других людей в данной сфере. Эти ожидания вызваны не размышлениями относительно добра и зла, а свойствами самих коммунальных отношений.

Идея справедливости заключается в том, чтобы все отношения между людьми были бы симметричны - непосредственно или "в итоге".

И еще одно. Было сказано, что идея справедливости бессодержательна. Это не попытка осудить саму эту идею. Мы не осуждаем само существование общества - а идея справедливости является естественным следствием его существования. Кроме того, она действительно необходима обществу, хотя, может быть, и не достаточна для его нормального функционирования. Справедливость, для того, чтобы она имела смысл, надо еще чем-то наполнить.

Бессодержательна эта идея вот по какой причине. Само понятие «симметрии» достаточно неопределенно. Особенно это касается сложных форм симметрии - когда не "у всех все одинаково", а "одно компенсирует другое". Возьмем, к примеру, семью. Если муж сам зарабатывает деньги, сам готовит еду и моет посуду, вообще все делает сам, а жена только живет на его средства и пользуется им как бесплатной прислугой, это никто не назовет справедливым положением вещей. Но, допустим, она сидит с грудным ребенком. Интуитивно понятно, что "одно другого стоит", и ситуация представляется более справедливой.

В реальной жизни вопрос "что чего стоит" является фундаментальной проблемой, причем именно проблемой справедливости. Это касается и цены в самом прямом, денежном смысле слова. Всем понятно, что существует понятие "справедливая цена". Кстати говоря, понятие это не из сферы собственности - полностью справедливые цены сделали бы "экономическую жизнь" совершенно невозможной.

Ситуацию, в которой отношения между людьми в большинстве случаев справедливы, можно называть по-разному, но обратную ситуацию в большинстве случаев называют неравенством (хотя это не очень точное слово).

Сфера собственности: польза

Вполне очевидно, что отношение обладания асимметрично, точнее - антисимметрично, то есть исключает симметрию. Разница между собственником и всеми остальными очень велика: он может делать со своей собственностью то, чего все остальные делать не вправе.

В сфере собственности тоже существуют свои нормы отношений, и, соответственно, своя ценность. Ее можно назвать идеей пользы. Если коммунальные отношения должны быть справедливы, то отношения собственности должны быть полезны для тех, кто в них вступает (прежде всего для собственника).

Опять-таки напомним, что речь идет не о теориях. Возьмем самое примитивное понимание пользы - той пользы, которой каждый желает самому себе. Она сводится к тому, чтобы "стало лучше, чем было раньше". Под «лучшим» понимается обычно приумножение богатства, здоровья, вообще предметов обладания.

Итак, идея пользы состоит в том, что отношения собственности должны способствовать приумножению объектов собственности (как материальных, так и любых других), а не порче или уничтожению их.

Своеобразным вариантом такой ценности, как польза, является добро. Добро можно определить как "пользу для другого". "Сделать добро" значит "сделать что-то полезное для другого человека", "дать ему что-то" или "сделать что-то за него". (Кстати, само слово «добро» во многих языках первоначально имело значение «имущество», что сохранилось в русской бытовой речи до сих пор). Впрочем, слово «добро» имеет и некоторые дополнительные значения, которые будут рассмотрены ниже.

Разумеется, пользы можно желать и себе, и другим. Заметим только, что сама по себе польза (и, соответственно, добро) никак не связана со справедливостью - прежде всего потому, что не предполагает сравнения с другими людьми. Здесь человек сравнивает себя (или другого) с собой же (или с ним же), а не с другими. Идея добра, кроме того, не есть идея превосходства над другими. Человек, желающий себе добра, хочет не того, чтобы ему стало лучше, чем другим , а именно того, чтобы ему стало лучше, чем ему было раньше, или чем есть сейчас. Человек сравнивает свое положение не с другими людьми (о них он может и не думать), а со своим же прошлым (или настоящим) положением.

Особенно это заметно, когда пользу приносят не себе, а другому - скажем, своему ребенку или любимой женщине. В таких случаях добро делают несмотря на то, справедливо это или нет. "Я подарил любимой норковую шубу, потому что хотел видеть ее счастливой", говорит вор, укравший эту вещь. Сделал ли он добро? Объективно говоря, да. Ей он безусловно хотел "сделать добро", неважно за чей счет. В менее драматичной ситуации отец, желая помочь сыну, устраивает его в престижный вуз "по блату", хотя по отношению ко всем остальным поступающим это крайне несправедливо. Он просто не думает о них.

Следует заметить, что идея пользы не только асимметрична, но и асинхронна. Она предполагает сравнение двух разных моментов времени (прошлого и настоящего, или настоящего и будущего). "Сделать что-то хорошее" всегда значит "сделать лучше, чем было ".

Польза - не более содержательная идея, нежели справедливость. Как уже было сказано, желать добра (себе или другому) значит желать обладания чем-то, чего сейчас не имеется. «Лучше» здесь понимается именно в этом смысле. Но представления о том, что именно следует иметь и стоит ли иметь это вообще, в самой идее пользы нет. Эти представления должны взяться откуда-то еще. На бытовом уровне все просто: «лучше» для себя означает "как мне хочется ", или "как я считаю полезным для себя ", а для другого - смесь "как ему хочется" (по моим представлениям) и "как ему будет лучше " (опять-таки по моим представлениям). Эти представления могут быть неправильными как в том, так и в другом случае. Представим себе две ситуации. В первой родители запретили ребенку есть шоколад, потому что у него от шоколада сыпь на коже. Любящая бабушка тайком дает внуку шоколадную конфету, потому что внук ее выпросил у нее. Сделала ли бабушка добро? Да, - по своим представлениям. Возьмем другой, противоположный случай. Дочка хочет выйти замуж, а мать ей запрещает это, поскольку считает молодого человека неподходящей парой. Мать при этом говорит: "Я делаю это для твоего же блага". Более того, она действительно так думает. Делает ли она добро? Да, - по своим представлениям. Права ли она в своих представлениях? И если да, то в каком смысле?

Нормы поведения возникают, когда пустые понятия пользы и справедливости начинают чем-то наполняться. Общественная (но бессодержательная) идея справедливости и индивидуальная (но опять-таки бессодержательная) идея пользы должны превратиться в свод представлений о том, что чего стоит (справедливость) и что вообще имеет стоимость (польза). Эти представления меняются от общества к обществу и являются в значительной мере исторически обусловленными.

Общество, в котором большинство отношений между людьми полезны, обычно считает себя процветающим (или хотя бы стремящимся к процветанию). В противоположной ситуации отношения между людьми становятся разрушительными, или истощающими общество в целом.

Властная сфера: превосходство

Отдельной проблемой является совмещение пользы и справедливости. Как уже было сказано, полезное - не обязательно справедливо, а справедливость сама по себе не связана с пользой.

Более того, простейшие формы пользы и справедливости просто отрицают друг друга. Нет ничего более справедливого (и менее полезного), чем большое кладбище. Но предельное пожелание добра ("пусть все будет, как ты хочешь"), если бы оно осуществилось, привело бы к крайней несправедливости (в конце концов, Нерон и Калигула именно "делали что хотели", и не следует думать, что другие на их месте не захотели бы чего-то подобного).

Тем не менее существует ценность, некоторым образом сводящая вместе пользу и справедливость. Интересно, что она не похожа ни на ту, ни на другую. Это идея превосходства, доминирующая в сфере властных отношений.

Ее двойственная природа тесно связана с двойственной природой власти - как обладания тем, частью чего является сам обладающий, то есть отношения PS . Если справедливость - ценность общественная, а польза - индивидуалистическая, то превосходство некоторым образом является и тем, и другим. Вспомним определение справедливости - "пусть всем будет одинаково ", и определение пользы (или добра) - "пусть мне (или кому-то) будет лучше ".

Превосходство можно определить так: "пусть мне (или кому-то) будет лучше, чем всем остальным", что обычно звучит как "Я лучше (сильнее, могущественней, значительней) других".

Несовместимость справедливости и превосходства всегда волновала людей, пытающихся прийти к какой-то непротиворечивой жизненной позиции. При более-менее последовательном рассмотрении вопроса каждый раз получалось, что желание превосходства нелепо и бессмысленно, если мерять это желание критериями пользы или справедливости. На этом месте возникали целые философские системы и научные теории, сочинялись гипотезы об "инстинкте власти", о "воле к власти", якобы врожденной для человека и вообще для всех живых существ. Лев Гумилев в своих книгах называл то же самое явление «пассионарностью» и определял его как нечто противоположное "здоровым инстинктам" человека, в том числе и инстинкту выживания. Задолго до этого Ницше различал "волю к жизни", основанную на инстинкте самосохранения, и "волю к власти", которая (и только она одна!) может подвигать на действия против этого инстинкта.

Идея превосходства наиболее сильно выражает самую суть силы, соединяющей людей. Это и неудивительно, поскольку именно властные отношения и властное поведение реализует в себе обе компоненты этой силы (P S ). Тут она проявляется наиболее отчетливо. "Руководитель прежде всего объединяет людей вокруг себя ", говорят о властном поведении. Но это и значит, что в его распоряжении оказывается какое-то количество силы, соединяющей людей вместе, сколько-то энергии, обычно рассеянной в обществе. Это обычно вызывается тем, что в самом обществе этой силы остается меньше. Великие вожди и императоры обычно возникают в эпохи общественного хаоса и беспорядка, когда сила, соединявшая людей в общество, казалось бы, ослабевает. Но на самом деле она никуда исчезнуть не может - она просто переходит в свободное состояние, и ей оказывается возможным завладеть. Желание иметь власть - это желание иметь эту силу в своем распоряжении, больше ничего. Это и есть превосходство. В пределе можно пожелать превосходства не над какими-то конкретными людьми, а над обществом в целом.

Превосходство - такая же бессодержательная идея, как и первые две. В ней нет никаких указаний на то, каким образом и во имя чего один человек стремится возвыситься над всеми остальными, зачем он пытается объединить их и куда он их поведет. Конкретные виды превосходства в разных культурах различаются особенно сильно.

* Кстати, это «лучше», как правило, не похоже только тяжела,

Замечание. Добро как проявление превосходства

Одной из традиционных проблем, связанных с человеческим поведением, является "проблема благотворительности". Легко объяснить прагматическими причинами склонность человека к причинению вреда ближнему (просто во многих ситуациях это приносит пользу тому, кто это делает: отнять хлеб у голодного, чтобы съесть его самому). Труднее объяснить не столь уж редкие случаи прямо противоположного поведения (отдать свой хлеб голодному), особенно если благодарности ждать не приходится.

Тем не менее существует одна веская причина для благотворительности, а именно - достижение и демонстрация собственного превосходства. В этом смысле индейский потлач - чистое выражение такого добра-превосходства, когда раздаваемые материальные блага «впрямую» меняются на престиж.

Сфера культуры: свобода

Наконец, есть и нечто противоположное идее превосходства. Это идея свободы, возникающая в сфере культуры. Она возникает из соответствующего поведения людей и сводится к идее независимости от отношений участия, собственности и особенно власти.

Пятая ценность: жизнь

Общественные отношения возможны только в том случае, если существуют люди, вступающие в них. Поэтому само существование участников общественных отношений тоже можно определить как особую ценность.

Следует заметить, что жизнь является такой же общественной ценностью, как и все остальные, точнее говоря - их условием. Жизнь как ценность не следует смешивать с "инстинктом самосохранения", и тем более сводить первое к последнему. Не является она и предельной ценностью, "по определению" более ценной, чем все остальные. Люди могут жертвовать своей (и тем более чужой) жизнью ради реализации какой-то другой ценности.

Другие ценности

Других ценностей, связанных с поведением людей в обществе, не существует. Разумеется, такие понятия, как истина, красота, и т. п., тоже можно называть ценностями, поскольку они являются нормативными объектами. Но это не социальные ценности; они не могут рассматриваться все вместе.

Отступление: происхождение ценностей

Все четыре основные ценности имеют дочеловеческое происхождение. Они порождены обществом, а не людьми - а подобие общества существует уже у стайных животных.

Это не значит, что у собаки или крысы имеется какое-то понятие, скажем, о справедливости (или какой-либо иной ценности), но они иногда демонстрируют поведение, которое можно считать справедливым, причем с полным на то основанием. Волк, таскающий еду своей волчице, вместо того, чтобы съесть ее самому, делает ей добро. Что он при этом думает и думает ли он вообще, здесь не существенно. Тот же самый волк, дерущийся с другим волком, не будет убивать соперника после того, как тот поджал хвост. Убивать того, кто сдался и отступил, несправедливо. Что касается стремления к превосходству, тут, наверное, не надо даже приводить примеров. Большая часть времени, свободного от поисков пищи, у животных уходит на то, чтобы установить, как это называют зоологи, "порядок клевания". Столь же очевидно и стремление к независимости (свободе) - достаточно попробовать запереть дикого зверя в клетку, чтобы в этом убедиться.

Иерархия ценностей и отношения сфер поведения у животных заданы биологически и зависят от видовой принадлежности. Хорошим примером может служить «кошачье» и «собачье» поведение. Все кошачьи - более или менее индивидуалисты, собачьи могут образовывать огромные стаи с очень сложной иерархией внутри них. Нельзя же сказать, будто тигр сознательно «исповедует» какие-то «ценности». Он ведет себя определенным образом, не думая о том, как называются его действия. Тем не менее его поведение вполне укладывается в определенную классификацию, ту же самую, в которую укладывается и поведение человека.

Отношения между ценностями

Все пять ценностей пытаются реализоваться в одном обществе. На практике между ними всегда есть трения, поскольку достичь реализации всех ценностей сразу обычно бывает затруднительно.

Особенно острые конфликты возникают между противоположными ценностями. Классическим примером можно считать конфликт между идеями справедливости и превосходства. Само существование власти явно противоречит идее справедливости - а, с другой стороны, власть необходима для того, чтобы в обществе была хоть какая-то справедливость. Идея превосходства и идея справедливости должны как-то совместиться. Самым простым является совмещение по схеме: "справедливость для себя, превосходство над другими". Такого рода общества нуждаются в чем-то внешнем, в каких-то врагах, которых можно превзойти. Это как-то оправдывает существование властных и силовых структур.

Существуют и много других, гораздо более сложных и изощренных вариантов решения тех же проблем. Это касается как общества в целом, так и его частей, вплоть до любого (сколь угодно маленького) устойчивого объединения людей. В любом коллективе, в любой организации, вообще везде и всюду людям приходится как-то решать все те же самые проблемы.

Иерархия ценностей

Одним из самых простых и широко распространенных способов упорядочить ценности является установление их иерархии. Это значит, что какие-то ценности считаются "более важными", нежели другие. Как правило, в результате выстраивается своего рода шкала, где какая-нибудь одна ценность выходит на первое место, далее следует другая, и так далее. Соответственно, какие-то сферы деятельности начинают считаться более важными, чем другие.

При этом большинство наиболее существенных признаков, разделяющих общество на так называемые «классы» или «страты», обычно связаны именно с господствующими ценностями. Общество, в котором какая-то одна сфера поведения доминирует, будет поддерживать преимущественно те нормы поведения, которые характерны для этой доминирующей сферы. Так оно и есть. При этом возникает своеобразная иерархия норм поведения: несмотря на то, что всеми признается необходимость и неизбежность разных способов поведения, какой-то один из них начинает считаться лучшим, наиболее достойным, а остальные - более или менее низменными и подлыми. Поскольку оценка - это некоторая идея, то ее можно навязать даже тем, кто сам ведет себя по-другому и даже не может позволить себе совершать одобряемые этой идеей поступки.

При этом ведущей ценностью может быть любая из вышеперечисленных. Какая именно из них станет главной в каждом конкретном случае, зависит от исторических причин. Нельзя сказать, что какой-то вариант имеет фундаментальные преимущества перед другими. Деление людей на «благородных» и «подлых» в военизированных обществах, одержимых идеей превосходства, ничем не лучше и не хуже деления на «богатых» и «бедных» там, где принято "наживать добро", а это, в свою очередь, не лучше и не хуже замкнутых общин, поделенные на «своих» и «чужих» (где самым лучшим признается спокойная жизнь и добрые отношения с соседями), или «свободных» и «несвободных». В самом примитивном случае (когда доминирующей ценностью признается жизнь) общество делится просто на сильных ("здоровых") и слабых.

Казалось бы, при таком положении вещей могут существовать всего пять типов общественного устройства. На самом деле это не так. Даже если первая и главная ценность уже определена, очень важно, какой именно способ поведения будет признан вторым по значимости. Третье место тоже чего-то стоит, хотя оно уже и не столь существенно, как первые два. Только когда все четыре ступеньки пьедестала заняты, можно говорить о типе данного общества. Например, в упомянутом выше Средневековье вторыми по значимости ценностями были религиозные идеи, поддерживаемые тогдашними интеллектуалами. Это определяло специфику средневекового мира. Если бы второе почетное место принадлежало ценностям из другой сферы, мы имели бы совершенно другое общество.

Кроме того, существенно расстояние между признаваемыми ценностями. Оно не является постоянным: по мере усиления или ослабления значимости разных сфер поведения оно меняется, как расстояние между лошадьми на ипподроме. Бывает, что два "общественных идеала" идут, так сказать, корпус к корпусу, а иногда один так сильно обгоняет все остальные, что на фоне его успеха различия между ними кажутся малозначительными. В этом отношении история возвышения буржуазной этики (то есть навязывания ее всему обществу как образца) весьма примечательна. Например, в "героический период" первоначального накопления второй главной ценностью после богатства было превосходство. Когда время акул капитализма и концентрации капитала прошло и наступила пора "общества потребления", на второе место в иерархическом списке выдвинулись сфера коммунальных отношений.

Нормы отношений внутри сфер деятельности

Внутри сфер деятельности (то есть между людьми, ведущими себя одинаковым образом) существуют какие-то нормы отношений. Как правило, они гораздо более устойчивы и определенны, нежели между людьми, чьи основные интересы находятся в различных сферах деятельности.

Нормы отношений включают в себя нормы сотрудничества и нормы конфликта. В любой сфере деятельности всегда случается и то, и другое. Более того, нормы конфликта, как правило, более четко определены, поскольку конфликтов всегда больше.

Конфликтное поведение

Конфликт - это ситуация, в которой одни люди сознательно и целенаправленно пытаются нанести ущерб другим. Слово «ущерб» не является синонимом выражения "неприятные переживания". Переживает человек или нет, и что именно он переживает - это психология. Ущерб - это лишение, которое сводится к тому, что потерпевший лишается каких-то возможностей.

Четыре вида ущерба, который может быть причинен человеку в соответствующих сферах деятельности, таковы. Во-первых, человека можно лишить его собственности, или права самостоятельно заниматься какими-то делами. Все это можно выразить словом "отнять".

Во-вторых, человека можно лишить возможности участвовать в какой-то совместной деятельности, то есть быть членом некоторого коллектива или общности. Это можно выразить словом "изолировать", или, проще, "выгнать".

Далее, человека можно лишить достигнутого превосходства, что воспринимается как унижение. Наконец, его можно поставить в такие условия, когда ему придется делать что-то, чего он раньше мог не делать - что является потерей свободы.

Нужно различать ущерб и средства его нанесения. Например, убийство - не отдельный вид ущерба, а предельно сильное средство нанесения такового. Оно всегда преследует одну из упомянутых выше целей - например, завладеть собственностью человека, или удалить его из общества ("убрать").

Конфликт в сфере собственности

Очевидно, что в сфере отношений собственности основной причиной конфликта является намерение отнять. Это связано с тем, что «естественные» конфликты в этой сфере безличны, это конфликты интересов, а не людей. Наиболее приемлемым видом конфликта в сфере собственности ("нормальным положением дел") считается конкуренция.

Свободная конкуренция безлична - противники не борются друг с другом лично и непосредственно. Они могут даже не знать о существовании друг друга или не интересоваться этим. Фактически, это борьба одного результата с другим. Это напоминает спортивные состязания в беге. Бегуны - каждый на своей дорожке, и не могут мешать друг другу, толкаться или ставить подножки. Они изолированы друг от друга. Судит их третья сторона. В конце концов, возможно соревноваться даже не с другим бегуном, а с «результатом», которым мог быть достигнут год назад; это не меняет дела.

Конкуренция - это и есть ситуация, когда конкуренты не могут мешать друг другу непосредственно. Взорвать чужой завод - это уже не конкуренция, а уголовно наказуемое деяние. Короче говоря, основное правило конкуренции таково: человек может делать все что угодно со своей собственностью (в том числе задевая интересы других людей), но не может нарушать чужие права собственности.

Конфликт в сфере коммунальных отношений

Если в сфере собственности имеются конфликты интересов, а не людей, то в сфере коммунальных отношений люди могут мешать друг другу, ставить подножки и хватать за ноги, и это считается нормальным. Если продолжить спортивные сравнения, то это напоминает уже не бег, а борьбу.

В сфере коммунальных отношений тоже существуют свои нормы ведения конфликтов. Прежде всего надо иметь в виду, что в этой сфере вообще не принято чего-то достигать, добиваться и так далее. Достижение - это понятие из сфер власти и собственности. Сфера коммунальных отношений - это сфера симметричных отношений. Из всего сказанного следует, что наиболее приемлемый повод для конфликта в сфере коммунальных отношений - это не столько намерение что-то получить или сделать самому, сколько не дать этого получить или сделать другому. Это может быть желание осадить, не позволить, не дать, не пустить, не разрешить, или - если уж все вышеперечисленное не помогло - хотя бы отомстить.

Конфликты в сфере коммунальных отношений, таким образом, приводят к тому, что люди мешают друг другу делать определенные вещи.

Конфликт в сфере коммунальных отношений обычно направлен на то, чтобы поставить на место выделяющегося человека - при этом не столь важно, в какую сторону он выделяется. Человек, скверно обращающийся с окружающими, что-то выгадывающий себе за счет других, обманывающий их, не держащий своего слова и вообще как-либо нарушающий справедливость, очень быстро вызывает соответствующую реакцию окружающих, даже тех, которых лично это никак не задевает. Эта реакция может пониматься людьми по-разному. В тех случаях, когда человек выделяется нарушением нравственных норм, принятых в данном обществе, такую реакцию называют "нравственным негодованием" и признают допустимой и правильной. Но точно такая же реакция возникает вообще на все выделяющееся, даже в лучшую сторону. Талантливый, умный, сильный, способный человек вызывает в сфере коммуниальных отношений точно такую же неприязнь и желание поставить на место. Люди пытаются объяснить себе свое поведение по-разному, например, приписав выделяющемуся человеку какие-то пороки (чаще всего высокомерие), или объясняя свою неприязнь завистью, или как-нибудь еще. На самом деле это просто нормальная реакция в рамках данной сферы на явление, которое нарушает ее гармонию. Заметим, что в те моменты, когда люди начинают действовать в других сферах, отношение резко меняется - до тех пор, пока отношения снова не перейдут в социальную сферу, где все начинается сначала.

Эмоции типа "пусть не достанется ни мне, ни ему", "спалю свою хату, лишь бы соседские хоромы подпалить" и т. д. и т. п. является оборотной стороной таких хороших человеческих качеств, как стремление к справедливости и готовности идти на жертвы ради нее. По меркам сферы коммунальных отношений высокий рост и хорошее здоровье могут казаться такой же несправедливостью, как и наворованные деньги или блатные связи. И люди будут вести себя по отношению к ни в чем не повинному рослому здоровяку так же, как и к явному жулику, то есть недолюбливать и всячески стремиться унизить, нагадить, сделать пакость - в общем, чем-то компенсировать явную асимметрию. В крайнем случае - если для такого поведения совсем уж нету никаких извинительных причин - это проявится в том, что выделяющемуся человеку не простят того, что простят и извинят не выделяющемуся.

Эти свойства сферы коммунальных отношений с давних времен вызывали к себе двойственное отношение. Со времен седой древности произносились гневные слова о "низости толпы", ненавидящей все высокое. Но с того же времени именно эта самая толпа (на сей раз уважительно именуемая народом ) считалась источником и эталоном нравственных норм и противопоставлялась «растленной» знати, «заевшимся» собственникам и «зазнавшимся» интеллектуалам. Все эти бессмысленные рассуждения связаны с употреблением слов типа народ или толпа. Произнося эти слова, никто не задумывается над тем, о чем он, собственно, говорит. Что такое, например, народ? Все жители данной страны? Очевидно, нет - иначе в «народ» попадает и правительство, и богатые люди, и местные интеллектуальные светила. Тогда что же? Все, кто не относится к вышеперечисленным категориям людей? Вроде бы да. Но тогда границы понятия «народ» совпадают с границами сферы коммунальных отношений, и обозначает совокупность людей, которые относятся (по своему поведению) в основном к этой сфере (нечто вроде касты шудр в Древней Индии). Но это совсем не то, что имеют в виду, когда говорят о народе как нации .

Конфликт в сфере власти

Правила ведения конфликта в сфере властных отношений являются, как всегда, чем-то вроде суммы первого и второго правил. В этой сфере поведения нормальным способом ведения конфликта можно считать демонстрацию своего превосходства: сделать то, чего не делают другие . Вполне допустимым считается делать и то, чего тот же самый человек не дает делать другим.

Для конфликтов в этой сфере характерно, что в них имеет место как конкуренция, так и создание помех для чужой деятельности.

Конфликт в сфере властных отношений тесно связан с демонстрацией своего превосходства. Если в сфере коммунальных отношений "быть не таким, как все" плохо (таких людей принимают за глупцов или преступников), то в сфере власти плохо быть заурядным , "таким как все", а не значительнее других. Ограничений на демонстрацию превосходства тут нет никаких, важно только одно - превосходство должно быть подлинным.

Интересно, что те же самые люди, истово ратующие за справедливость в своей среде и не терпящие выделяющихся, внутренне убеждены, что руководители и вообще «власть» должна состоять из выдающихся личностей, круг полномочий которых должен быть очень велик (вплоть до диктаторских), и здесь чувство справедливости почему-то молчит. В голове такого человека возникает смутный образ общества, состоящего из народа, у которого ничего нет, кроме товарищества и хороших отношений, и когорты вождей, у которых нет ничего, кроме власти.

За этим скрывается интуитивное представление об обществе, в котором есть только две сферы, а именно, сферы властных и коммунальных отношений, при отсутствии отношений собственности, а также людей, свободных от общества, например, интеллектуалов. В современной социологической литературе подобный набор представлений называют "проявлением авторитарного сознания". На самом деле это вполне нормальный способ восприятия общества, хотя и слишком радикальный и неполный. Трудно доказать, что подобное общество должно быть обязательно «хуже» (или "лучше") другого столь же радикального и неполного варианта, согласно которому в обществе должны остаться только собственники и интеллектуалы, а все остальное должно ужаться до минимума или исчезнуть.

Конфликт в сфере культуры

Осталось рассмотреть конфликты в сфере культуры. Если правило ведения конфликта в сфере властных отношений получилось как своего рода сумма правил из сферы отношений собственности и сферы коммунальных отношений, то в духовной сфере это правило получается, так сказать, путем вычитания, или взаимного отрицания этих правил. В случае конфликта в сфере культуры единственно приемлемой его формой является отказ делать то, что делают другие. В случае человек говорит примерно так: "Вы как хотите, но я не буду этого делать" (слушать собеседника, подчиняться приказам, и т. д. и т. п.). Ему, разумеется, могут ответить тем же. Далее развертывается своего рода соревнование в "непослушании".

Примечания:

И полная темнота, и слишком яркий свет не позволяет ничего видеть. Так и "слишком ясное" понимание чего-то ничего не позволяет различить.

См. сказанное выше о простых действиях.

Не следует при этом смешивать ценностные суждения (типа вышеприведенного) с этическими (которые будут подробно рассмотрены ниже).

Эта формулировка имеется, например, у Платона ("Государство", 433a-b). Впрочем, интерпретация, даваемая Платоном этому принципу, ошибочна: он рассматривал справедливость как ситуацию, когда каждый занимается своим делом и не вмешивается в чужие дела (433d), то есть как стабильные отношения собственности (^PS а не P^S ). Надо сказать, что эта ошибка Платона.

Известный лозунг Французской революции "Свобода, равенство, братство или смерть!" демонстрирует это, хотя и в абсурдной форме. Смерть действительно является чем-то вполне справедливым, поскольку наступает одинаково и для всех. (Кстати, существование бессмертных людей показалось бы остальным людям верхом несправедивости, - если бы, конечно, бессмертные жили бы в одном обществе со смертными).

Если это не вполне так, это не вполне его собственность (что может легко ощутить всякий, берущий вещь напрокат).

Кстати, это «лучше», как правило, не похоже на «лучше» с точки зрения пользы. Очень часто оно выглядит как «хуже». Для того, чтобы добиться превосходства над другими, люди пускаются в такие предприятия, на которые ни за что бы не согласились, желай они себе пользы (и только ее). Жизнь человека, стремящегося к превосходству, тяжела, и чем большего он достиг, тем, как правило, тяжелее эта жизнь.

Термин образован в результате наблюдений над голубями. Самый сильный голубь имеет право клевать всех, а его не смеет клевать никто. Следующего по значимости может клевать только вожак, зато он отыгрывается на тех, кто слабее - и так далее до самого низа.

Например, средневековая Европа была иерархически организованной структурой, в которой главной ценностью признавалось превосходство, понимаемое как обладание силой и властью. Соответственно, наиболее замечательным и достойным восхищения выглядело поведение рыцаря, воина. В буржуазной Европе Нового Времени основной ценностью становится богатство (сначала, как водится, имущество, позже деньги), а образцом для подражания - делец.

"Главное - победа, но нельзя забывать и о спасении души".

Всего можно выделить сто двадцать возможных вариантов иерархии ценностей. Трудно сказать, все ли они реализуемы. Подобрать исторические примеры для многих вариантов, скорее всего, возможно.

Когда эти два значения слова «народ» смешиваются, возникает путаница. Классическим примером такого недоразумения являются бесконечные разговоры о врожденных свойствах русского народа. Если их послушать, то русскому народу свойственны обостренное чувство справедливости, готовность ее защищать, высокая нравственность - и, с другой стороны, безынициативность, зависть к чужому успеху, стремление "все поделить", уравниловка и т. д. и т. п. Но ведь все вышеперечисленное - свойства поведения человека в сфере коммунальных отношений, и ничего больше. Тот факт, что все это приписывается именно русским, означает лишь то, что в жизни данного народа социальная сфера играет большую роль. Это, в свою очередь, связано не с самим народом, его историей, географией или чем-нибудь еще, а просто с тем положением дел, которое имеет место в настоящий момент. Кстати говоря, стоит сфере коммунальных отношений несколько сдать позиции (скажем, возрастает влияние сферы собственности или сферы власти), как поведение тех же самых людей меняется, причем моментально . При этом сильнее всего меняется поведение как раз тех людей. от которых этого меньше всего ожидали. Причина тому проста: наиболее предсказуемыми являются как раз те люди, которые следуют правилам поведения в каждой сфере, так сказать, автоматически, не задумываясь. Но как только они оказываются в другой сфере поведения, они столь же автоматически начинают вести себя так, как там принято.

Несмотря на то, что непослушание - вещь, казалось бы, чисто отрицательная, оно может быть выражено в явной форме, демонстративно. Например, все соблюдают нормы вежливости относительно какого-то человека, но кто-то не здоровается с ним и не подает руки. Такое поведение выглядит весьма красноречиво.

Когда-то этикет, то есть правила поведения в обществе, преподавался как предмет в школах. Детей этому учили дотошные гувернеры. Сегодня это слово потеряло популярность, между тем никому не мешает выучить хотя бы элементарные правила поведения за столом, в театре, в обществе. В конце концов, этим вы во многом облегчите ситуацию для себя.

Некоторые правила хорошего тона

Давайте рассмотрим некоторые ситуации, которые помогут вам чувствовать себя "в своей тарелке".

1. Этикет за столом

Пригласив даму в ресторан (или другое подобное место), джентльмен берет на себя заботу о ее верхней одежде, помогает снять пальто, сдает его в гардероб, номерок хранит у себя, а не отдает его даме. (Кстати, это же касается билета в театре, кино, в транспорте. Купив билет даме, например, в автобусе, джентльмен сохраняет его до конца поездки и отдает даме только в том случае, если не провожает ее до конца, а выходит раньше.)

Если столик не заказан заранее, то все переговоры с метрдотелем ведет мужчина. Проводив девушку к столику, мужчина подвигает ей стул, после чего занимает свое место. Если бокалы наполняет не официант, то это делает мужчина, предварительно спросив разрешения. Наливая вино, бутылку поворачивают, так, чтобы капли не попали на скатерть.

Если за столом несколько человек, то первой вино наливают самой старшей из женщин. Если пьют шампанское, то мужчина, разливающий его, начинает с себя, налив себе в бокал несколько капель, потом самой старшей леди, затем можно просто идти по кругу, закончив своим бокалом.

Если вы находитесь в очень фешенебельном ресторане, где подают много приборов, например, возле тарелки лежит несколько вилок и ножей, то вы начинаете с тех, что лежат дальше от тарелки. Если назначение некоторых приборов вам непонятно, то нет ничего страшного в том, чтобы спросить у официанта.

Если за столом находятся малознакомые люди, то разговоры лучше вести на общие темы и не обсуждать общих друзей. Доедать все, что лежит на тарелке необязательно, также как и необязательно оставлять куски. Чтобы показать официанту, что тарелку можно уносить, положите приборы на тарелке "на пять часов", то есть примерно там, где на циферблате стоит в пять часов маленькая стрелка.

2. Этикет в общении

Представляясь в компании, называйте свое имя внятно и четко, если вас никто не представил. Пожимать руки необязательно, если народу много, однако, если сделали одно рукопожатие, то придется обойти всех присутствующих.

Руку в перчатке подавать может только женщина и только, если перчатка тонкая, а не, например, вязаная варежка.

Бывает, что рука у человека занята или, к примеру, вымазана, если его застали за работой, и он ее протягивает для того, чтобы ему пожали запястье. Это на самом деле недопустимо.

Здороваясь, первым произносит приветствие тот, кто младше. Если речь идет о мужчине и женщине, то первым здоровается мужчина. Если вас приветствуют словами "добрый день", то некрасиво отвечать словом "добрый", надо ответить полным словосочетанием "добрый день".

Теперь давайте представим такую картину: стоит группа мужчин, к ним подходит или (проходит мимо) знакомая (или незнакомая) дама. Кто первый должен приветствовать, мужчины или женщина? Первым слова приветствия произносит тот, кто подходит, независимо от того, один это человек или группа, мужчина или женщина. Тот или те, кто находится на месте, отвечают на приветствие.

"Hush!" James Tissot, 1875 г.

3. Основы хорошего тона на каждый день

К правилам хорошего тона в повседневной жизни относится обычная любезность в общении, отсутствие брюзжания, бесконечных жалоб, умение поздороваться без излишних демонстраций, выразить сочувствие, поздравить с праздником, пожелать доброго здоровья, поблагодарить и ответить на благодарность.

Такие правила предполагают, входящий и выходящий придерживает дверь, независимо от того, идет он один или с кем-то. Если мужчина следует с девушкой, то он ее пропускает вперед всегда за исключением выхода из лифта, схождения по трапу с корабля, выхода из самолета или городского транспорта.

Л. Афремов

Некоторые чопорные манеры сегодня себя изжили. Например, раньше считалось правильным, что мужчина, посадив женщину в машину, закрывает за ней дверь автомобиля, только после этого проходит на свое место. Прибыв на место, водитель встает, обходит машину, открывает дверцу, помогает даме выйти. В наше время, заполненное автомобилями и насыщенное спешкой, трудно представить себе людей, которые хотели бы и могли выполнять эти требования.

4. Как правила этикета касаются детей

Еще несколько лет назад книжки по воспитанию учили молодых родителей тому, что дети не должны вступать в разговоры со взрослыми без разрешения, не должны перебивать, заговарить с гостями пока их не спросят. Сегодня многие педагоги полагают, что это мешает развитию ребенка как личности, что он имеет в разговоре те же права, что и взрослый. Это можно принять, если ребенок, даже маленький, общается на правах взрослого. Но если он канючит", плачет, пытается манипулировать, то это очень раздражает. Поэтому родителям стоит ограничить - не столько свободу ребенка, сколько свою - занимаясь собственным чадом так, чтобы оно не было в тягость окружающим.

Все это касается и тех моментов, когда родители вместе со своим малышом посещают рестораны, кафе, музеи, пользуются общественным транспортом. Умение занять свое дитя так, чтобы он чувствовал себя хорошо и при этом не докучал остальным, - это и есть хороший тон, в отличие от попыток объяснить: "Это ж ребенок, что я могу с ним сделать".

Стоит ли делать замечания чужому ребенку? Нет! Если вам совсем невтерпеж, то замечание в очень вежливой форме можно сделать родителям ребенка. Но при этом вы должны помнить и о том, что делать замечание не является хорошим тоном.

И главное, не забывайте про то, что ребенок в первую очередь видит и повторяет поведение своих родителей. Не забывайте про золотые слова "Спасибо", "Пожалуйста" и будьте вежливы!