Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Системная организация управления. функциональные системы и их взаимодействие. Сущность системного подхода к организации

Системные свойства организации

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Системные свойства организации
Рубрика (тематическая категория) Образование

Рассматривая организацию с точ­ки зрения системного подхода, можно сказать, что основополагающим и системообразующим ее проявлением являются ее свойства и призна­ки. Отсюда вытекает ряд задач теории организации - выявление этих системных свойств и признаков организации, их классификация как системных образований, роль функции организации в системе управления и другие. Рассмотрим эти особенности.

Под системными признаками организации будем понимать предметно-практические характеристики любого целостного обра­зования, системы. Наиболее значимыми из них являются:

ü наличие составляющих элементов или частей, образующих внутреннюю структуру целого (к примеру, детали и узлы станков, компьютеров, отрасли промышленности или транс­ порта и т. д.);

ü наличие устойчивых взаимосвязей между элементами, которые упорядочивают их в целœесообразное единство, систему. В корне признака лежит соотношение частей и целого (на­пример, взаимосвязи между кафедрами, деканатами, учебно-методическими и другими подразделœениями вуза, объединяющие их в единую образовательную систему);

ü факт реального существования организации в объективной действительности как автономной системы в установленных границах ее функционирования (к примеру, планетарная система, предприятие, технологический процесс и т. д.).

Рассмотрим системные свойства организации, характерные для организаций любой сферы. Под свойством принято понимать кон­кретная количественная или качественная характеристика (пара­метр), отражающая специфическую особенность исследуемого предмета. Свойство должно подчеркивать либо сходство, либо отли­чие исследуемого предмета от других.

Представление организации как системы позволяет выделить ряд присущих ей общих системных свойств, наблюдаемых в органи­зациях любой природы: целостность, эмерджентность, эквифинальность, гомеостазис.

Целостность характеризует способность организации к объе­динœению, связыванию элементов или частей в единое целое. Каж­дый элемент в целостном образовании занимает определœенное место и выполняет конкретную функцию, направленную на достижение общей цели организации. Свойство целостности проявляется во взаимосвязи и взаимодействии элементов системы. Организацию можно рассматривать как интегрированное целое, в котором каждый структурный элемент занимает строго определœен­ное место и выполняет конкретную функцию.

Свойство эмерджентносги подразумевает наличие качествен­но новых свойств целого, отсутствующих у его составных частей. Свойства целого не являются простой суммой свойств составляющих его элементов, хотя и зависят от них.

Эквифинальность - свойство организации как системы, харак­теризующее ее внутреннюю предрасположенность к достижению не­которого предельного состояния, не зависящего от внешних условий.

Свойство гомеостазиса проявляется в том, что организация всœегда стремится восстановить нарушенное равновесие, компенси­руя возникающие под влиянием внешних факторов изменения. Ор­ганизация, находящаяся в равновесии в процессе развития, посто­янно утрачивает это качество и переживает новое состояние, назы­ваемое ʼʼкризисʼʼ, а преодолевая его, приходит к новому равновесию, но уже на другом уровне развития.

Американский ученый Дж. Миллер определил следующие главные элементы системной модели организации:

ü организация представляется как упорядоченность подсистем и компонентов в трехмерном пространстве в данный момент времени.

ü организация может рассматриваться как сложный процесс, основой которого являются всœе изменения материальных объектов и информации.

ü в организациях присутствуют подсистемы, которые являются составными частями системы (управленческая, экономиче­ская, технологическая)

ü в организациях возникают организационные отношения (по поводу целœей, межличностные, властные, информационные)

ü в организациях протекают системные подпроцессы (властные, материально-энергетические).

Основными отличиями организации от других систем Мил­лер считает наличие самостоятельных целœей системы и сложной управленческой подсистемы, которая представляется как много­уровневая и организованная по иерархическому признаку.

Системные свойства организации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Системные свойства организации" 2017, 2018.

Системная методология в менеджменте получила признание и широкое распространение уже во второй половине XX в. Научно-технический прогресс, давший мощный толчок автоматизации производственных процессов, стал влиять и и на процессы управления требуется постоянная кибернетика - теория, которая объясняла некоторые закономерности авторегулирования в биологии, физике и технике. Открылись возможности применения этих закономерностей в теории и практике управления социально-экономическими организациями. В Украине это нашло применение вначале в проектировании автоматизированных систем управления (АСУ), а затем и в формировании системного подхода ко всем процессам организации и управления в социально-экономических структурах. Среди работ зарубежных авторов, которые признавали системный подход как один из универсальных инструментов менеджмента, в Украины получили известность работы. Р. Джонсона,. Ф. Каста,. Д. Розенцвейла,. С. Оптнера,. С. Янга,. Дж. Риггс,. МХ. Мескон. М.Х.. Мескона.

Системный подход вошел в теории организации как особая методология научного анализа и мышления. Способность к системному мышлению стала одним из требований, предъявляемых к современному руководителя сущность во системного подхода в менеджменте заключается в представлении об организации как о системе. Система, по определению многих авторов, - это совокупность взаимосвязанных элементов. Характерной особенностью такой совокупности является то, что ее свойства как системы не сводятся к простой сумме свойств входящих элементентів.

Качество организации системы обычно выражается в эффекте синергии. Он проявляется в том, что результат функционирования системы в целом выше, чем сумма одноименных результатов отдельных элементов, с собой совокупность. На практике это означает, что у одних элементов мы можем получить системы различных или одинаковых свойств, но разной эффективности, в зависимости от того, как эти элементы будут взаимно связанные, т.е. как будет организована сама системма.

Организация, есть в наиболее общей абстрактной форме организованным целым, составляет предельное расширением любой системы. Понятие"организация"как упорядоченное состояние целого тождественно понятию"систе ема"Понятием противоположным"системе"является понятие"несистематемі" є поняття "несистема".

Система - это определенная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, характеризуется целостностью, эмерджентность и стойкостью. С этой позиции понятие"организация"соответствует понятию"система"П. Однако понятие"организация"несколько шире понятия"система", поскольку отражает не только состояние порядка, но и процессы упорядочения. Именно эта двойственность природы понятия"организация"делает его тракт ування гораздо содержательнее. Любая система может рассматриваться как результат организационных преобразований, сменяющих друг ее состояние равновесия дру перетворень, що змінюють один її стан рівноваги іншим.

Система - это не что иное, как организация в статике, т.е. зафиксированный на определенный момент состояние упорядоченности

Рассмотрение организации как системы является продуктивным, поскольку это позволяет систематизировать и классифицировать организации по ряду общих признаков. Так, по уровню сложности выделяют девять уровней иерархи ее:

Уровень статического организации, отражающий статические взаимоотношения между элементами целого;

Уровень простой динамической системы с заранее запрограммированными обязательными действиями;

Уровень информационной организации или уровень"термостата";

Организация, же сохраняется, - открытая система, или уровень клетки;

Генетические общественные организации;

Организация типа"животных", которая характеризуется наличием подвижности, целенаправленным поведением и осведомленностью;

Уровень индивидуального человеческого организма -"человеческий"уровень;

Социальная организация, являющаяся разнообразием общественных институтов;

Трансцендентальные системы, т.е. организации, которые существуют в виде различных структур и взаимосвязей

В основу системного подхода к изучению организации, дал возможность рассматривать ее в единстве всех составляющих подсистем и процессов, положена общая теория систем (В. Афанасьев,. И. Блауберг,. В. Жен нин,. П. Лоуренс,. Б. Юдин). Сначала организация исследовалась как закрытая система, однако впоследствии оказалось, что в природе таких организаций нет. Поэтому сегодня определяющим является подход к организации как к е. Открытая системы, характеризуется следующими чертамирисами:

Наличие компонентов (система состоит из определенного количества частей, которые называются компонентами или элементами. Они являются необходимыми для достижения целей системы);

Наличие связей (между компонентами системы, с внешней средой);

Наличие структуры (форма связей организационно закреплена в структуре, что обеспечивает устойчивость и придает системе стабильности);

Наличие взаимодействия (компоненты влияют друг на друга и только во взаимодействии всех элементов и связей возможны процессы, с помощью которых достигается результат);

Ход процессов (в системе одновременно осуществляется ряд процессов, каждый из которых связан с определенными изменениями. Процессы меняют ресурсы, входящие в систему, превращая их в организационный продукт));

Целостность и эмерджентность (свойства, которые возникают лишь в результате взаимодействия компонентов организации);

Возможность идентификации (свойства, на основе которых одну организацию можно отличить от других организаций);

Наличие внешней среды (явлений и факторов, которые не являются частью системы, но существенно влияют на нее);

Наличие концепции (отражает миссию, цели и ценности организации)

Применение системного подхода для изучения организации позволяет значительно расширить представление о ее сущности и тенденции развития, более глубоко и всесторонне раскрыть содержание процессов, происходящих в выявить объективные закономерности формирования этой многоаспектной систем.

время в литературе существует множество определений системного подхода. Наиболее полной и лаконичной по содержанию дефиниция. В. Садовского, который отмечал, что системный подход, или системный метод, является эксплицитным (оче евидним, открытым) описанием процедур определения объектов как систем и способов их специфического системного исследования (описания, объяснения, прогнозыи).

Системный подход при исследовании свойств организации помогает установить ее целостность, системность и организованность. При системном подходе внимание исследователей направлена??на склад организации, вла астивости элементов, проявляющихся во взаимодействии. Установка в системе устойчивых взаимосвязей элементов на всех уровнях, т.е. установление закона связей элементов, является выявлением структурной системы я к следующую ступень конкретизации целогого.

Структура как внутренняя организация системы, отражение ее внутреннего содержания проявляется в упорядоченности взаимосвязей ее частей. Это позволяет определить ряд существенных проявлений организации как си истема. Структура системы, выражая ее сущность, составляет совокупность законов определенной сферы объявленияищ.

Исследование структуры организации - важный этап познания разнообразия связей, имеющих место внутри исследуемого объекта. Это одно из проявлений системности. Другое проявление заключается в выявлении вну утришньо-организационных отношений и отношений объекта с другими составляющими системы высшего уровня. В связи с этим необходимо, во-первых, рассматривать отдельные свойства исследуемого объекта в их соотношениях ни с объектом как целым, а во-вторых, раскрыть законы поведениянки.

Системный подход к исследованию организации в современном его толковании тесно связан с самоуправляемыми процессами систем. Социально-экономические системы в большинстве случаев неравновесные, спонтанно обеспечивает развитие эффекта самоорганизации человеческого фактора и соответственно самоуправленияя.

Организационная наука, применяя системную методологию, предполагает изучение и учет опыта организационной деятельности в различных типах организации - экономических, государственных, военных. Рассмотрение орган низации как системы позволяет обогатить и разнообразить методологический инструментарий исследования организационных относин.

На основе понимания организации как системы можно выделить ряд общих свойств, присущих организациям любой природы

Известно аристотелевское положение -"целое больше суммы его частей"- до сих пор остается важнейшей характеристикой организованной целостности. Создание целого осуществляется посредством интеграции. Инт теграция - это объединение частей в единое целое. Любую организацию можно рассматривать как интегрированное целое, в котором каждый структурный элемент занимает свое местоає своє місце.

Понятие целостности неразрывно связано с понятием эмерджентности эмерджентность называется наличие качественно новых свойств целого, отсутствующих в его составных частей. Это означает, что свойства целого не является простой суммой свойств составляющих его элементов, хотя и зависят от них. Однако объединяемые в систему (целое) элементы могут терять свойства, присущие им вне системы, или. Набу ваты новывих.

Организация, будучи целостным, системным образованием, характеризуется устойчивостью, т.е. всегда стремится восстановить нарушенное равновесие, компенсируя изменения, возникающие под влиянием внешних факторов

В основе теории организаций лежит теория систем.

Система – это 1) целое, созданное из частей и элементов целенаправленной деятельности и обладающее новыми свойствами, отсутствующими у элементов и частей, его образующих; 2) объективная часть мироздания, включающая схожие и совместимые элементы, образующие особое целое, которое взаимодействует с внешней средой. Допустимы и многие другие определения. Общим в них является то, что система есть некоторое правильное сочетание наиболее важных, существенных свойств изучаемого объекта.

Признаками системы являются множество составляющих ее элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, наличие структуры и иерархичности, относительная самостоятельность и наличие управления этими элементами. Термин «организация» в одном из своих лексических значений означает также «систему», но не любую систему, а в определенной мере упорядоченную, организованную.

Система может включать большой перечень элементов и ее целесообразно разделить на ряд подсистем.

Подсистема – набор элементов, представляющих автономную внутри системы область (экономическая, организационная, техническая подсистемы).

Большие системы (БС) – системы, представляемые совокупностью подсистем постоянно уменьшающегося уровня сложности вплоть до элементарных подсистем, выполняющих в рамках данной большой системы базовые элементарные функции.

Система обладает рядом свойств.

Свойства системы – это качества элементов, дающие возможность количественного описания системы, выражения ее в определенных величинах.

Базовые свойства систем сводятся к следующему:

  • – система стремится сохранить свою структуру (это свойство основано на объективном законе организации – законе самосохранения);
  • – система имеет потребность в управлении (существует набор потребностей человека, животного, общества, стада животных и большого социума);
  • – в системе формируется сложная зависимость от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов). Например, при коллективной работе у людей может возникнуть идея, которая бы не пришла в голову при индивидуальной работе; коллектив, созданный педагогом Макаренко из беспризорных детей, не воспринял воровства, матерщины, беспорядка, свойственных почти всем его членам.

Помимо перечисленных свойств большие системы обладают свойствами эмерджентности, синергичности и мультипликативности.

Свойство эмерджентности – это 1) одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что целевые функции отдельных подсистем, как правило, не совпадают с целевой функцией самой БС; 2) появление качественно новых свойств у организованной системы, отсутствующих у ее элементов и не характерных для них.

Свойство синергичности – одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее однонаправленность действий в системе, которое приводит к усилению (умножению) конечного результата.

Свойство мультипликативности – одно из первично-фундаментальных свойств больших систем, означающее, что эффекты, как положительные, так и отрицательные, в БС обладают свойством умножения.

Каждая система имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь

Классификация систем может быть проведена по различным признакам, однако основной является группировка их в трех подсистемах: технической, биологической и социальной.

Техническая подсистема включает станки, оборудование, компьютеры и другие работоспособные изделия, имеющие инструкции для пользователя. Набор решений в технической системе ограничен и последствия решений обычно предопределены. Например, порядок включения и работы с компьютером, порядок управления автомобилем, методика расчета мачтовых опор для ЛЭП, решение задач по математике и др. Такие решения носят формализованный характер и выполняются в строго определенном порядке. Профессионализм специалиста, принимающего решения в технической системе, определяет качество принятого и выполненного решения. Например, хороший программист может эффективно использовать ресурсы компьютера и создавать качественный программный продукт, а неквалифицированный может испортить информационную и техническую базу компьютера.

Биологическая подсистема включает флору и фауну планеты, в том числе относительно замкнутые биологические подсистемы, например муравейник, человеческий организм и др. Эта подсистема обладает большим разнообразием функционирования, чем техническая. Набор решений в биологической системе также ограничен из-за медленного эволюционного развития животного и растительного мира. Тем не менее последствия решений в биологических подсистемах часто оказываются непредсказуемыми. Например, решения врача, связанные с методами и средствами лечения пациентов, решения агронома о применении тех или иных химикатов в качестве удобрений. Решения в таких подсистемах предполагают разработку нескольких альтернативных вариантов и выбор лучшего из них по каким-либо признакам. Профессионализм специалиста определяется его способностью находить лучшее из альтернативных решений, т.е. он должен правильно ответить на вопрос: что будет, если..?

Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека в совокупности взаимосвязанных элементов. В качестве характерных примеров социальных подсистем можно привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию, водителя, управляющего автомобилем, и даже одного отдельного человека (самого по себе). Эти подсистемы существенно опережают биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом, как в количестве, так и в средствах и методах реализации. Это объясняется высоким темпом изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые однотипные ситуации.

Перечисленные виды подсистем обладают различным уровнем неопределенности (непредсказуемости) в результатах реализации решений


Соотношение неопределенностей в деятельности различных подсистем

Не случайно в мировой практике легче получить статус профессионала в технической подсистеме, значительно труднее – в биологической и чрезвычайно трудно – в социальной!

Можно привести очень большой список выдающихся конструкторов, изобретателей, рабочих, физиков и других специалистов-техников; значительно меньше – выдающихся врачей, ветеринаров, биологов и т.д.; на пальцах можно перечислить выдающихся руководителей государств, организаций, глав семей и т.д.

Среди выдающихся личностей, работавших с технической подсистемой, достойное место занимают: И. Кеплер (1571–1630) – немецкий астроном; И. Ньютон (1643–1727) – английский математик, механик, астроном и физик; М.В. Ломоносов (1711–1765) – российский естествоиспытатель; П.С. Лаплас (1749–1827) – французский математик, астроном, физик; А. Эйнштейн (1879–1955) – физик-теоретик, один из основателей современной физики; С.П. Королев (1906/07–1966) – советский конструктор и др.

Среди выдающихся ученых, работавших с биологической подсистемой, можно назвать следующих: Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 до н. э.) – древнегреческий врач, материалист; К. Линней (1707–1778) – шведский естествоиспытатель; Ч. Дарвин (1809–1882) – английский естествоиспытатель; В.И. Вернадский (1863–1945) – естествоиспытатель, гео- и биохимик и др.

Среди персоналий, работавших в социальной подсистеме, нет общепризнанных лидеров. Хотя по ряду признаков к ним относят российского императора Петра I, американского бизнесмена Г . Форда и других личностей.

Социальная система может включать биологическую и техническую подсистемы, а биологическая – техническую


Социальные, биологические и технические системы могут быть: искусственными и естественными, открытыми и закрытыми, полностью и частично предсказуемыми (детерминированные и стохастические), жесткими и мягкими. В дальнейшем классификация систем будет рассматриваться на примере социальных систем.

Искусственные системы создаются по желанию человека или какого-либо общества для реализации намеченных программ или целей. Например, семья, конструкторское бюро, студенческий профсоюз, предвыборное объединение.

Естественные системы создаются природой или обществом. Например, система мироздания, циклическая система землепользования, стратегия устойчивого развития мировой экономики.

Открытые системы характеризуются широким набором связей с внешней средой, сильной зависимостью от нее. Например, коммерческие фирмы, средства массовой информации, органы местной власти.

Закрытые системы характеризуются главным образом внутренними связями и создаются людьми или компаниями для удовлетворения потребностей и интересов преимущественно своего персонала, компании или учредителей. Например, профсоюзы, политические партии, масонские общества, семья на Востоке.

Детерминированные (предсказуемые) системы функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определенным результатом. Например, обучение студентов в институте, производство типовой продукции.

Стохастические (вероятностные) системы характеризуются трудно предсказуемыми входными воздействиями внешней и (или) внутренней среды и выходными результатами. Например, исследовательские подразделения, предпринимательские компании, игра в русское лото.

Мягкие системы характеризуются высокой чувствительностью к внешним воздействиям, а вследствие этого – слабой устойчивостью. Например, система котировок ценных бумаг, новые организации, человек при отсутствии твердых жизненных целей.

Жесткие системы – это обычно авторитарные, основанные на высоком профессионализме небольшой группы руководителей организации. Такие системы обладают большой устойчивостью к внешним воздействиям, слабо реагируют на небольшие воздействия. Например, церковь, авторитарные государственные режимы.

Кроме того, системы могут быть простыми и сложными, активными и пассивными.

Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации. Таким образом, системный характер организации – это необходимое условие ее деятельности.


Организация как система.

План урока:

Понятие системы и классификация систем.

Системные свойства организации.

Организация и управление.

1. Системный подход к исследованию организаций строится на использовании категории «система».

Система- это набор направленных к достижению общей цели и функционирующих как единое целое взаимосвязанных элементов.

Система- это единство взаимосвязанных и взаимовлияющих элементов, расположенных в определенной закономерности в пространстве и во времени,совместно действующих для достижения общей цели.

Примерами систем могут быть система отношений, представлений, социальная система-как коллектив работников и т.д.

Системы классифицируют по ряду признаков.

По иерархии уровня сложности:

1-й уровень-уровень статической организации или уровень оснований, который отражает взаимодействия между элементами целого. Примеры: строение прибора или единицы любого оборудования, строение живого организма, любой фирмы и т.д;

2-й уровень-уровень простой динамической системы заранее запланированными обязательными движениями, иначе называемый уровнем часового механизма. Примеры: Солнечная система, смена времен года и т.д;

3-й уровень- уровень информационной системы с управляемым циклом обратной связи,иначе называемый уровнем термостата. Примеры: холодильник, термостат, гибкие производственные системы и т.д;

4-й уровень-уровень живого одноклеточного организма с самосохраняемой структурой. Примерами могут служить любые одноклеточные организмы;

5-й уровень-уровень растений. Эти системы отличает довольно низкая способность восприятия информации;

6-й уровень-уровень животных, которые характеризуются подвижностью, целенаправленным поведением, наличием нервной системы и мозга, но не обладают «самосознанием»;

7-й уровень-уровень индивидуального человеческого организма, который отличается самосознанием, наличием языка как средства общения, способностью создавать и воспринимать сложные символы;

8-й уровень-уровень социальной системы, под которой понимают группу людей, целенаправленно объединяющих свою деятельность;

9-й уровень-уровень трансцендентальных систем, которыми называют организации во Вселенной, существующие в виде различных структур, которые пока не познаны и врят ли могут быть познаны. Их познание-дело будущего.

Эта классификация отражает единство организационных начал в природе и человеческом обществе.

По степени восприятия влияния внешних факторов:

-открытые системы, которые обмениваются с окружающей средой информацией, энергией или материалами;

-замкнутые (закрытые) системы-это системы внутреннее состояние которых не зависит от внешней среды.

Основными частями открытой системы являются входы и выходы.

Входами называют потоки информации, энергии и материалов, ведущие из внешней среды в систему, а также совокупность факторов и явлений, воздействующих на процессы в системе.

Выходами считают продукты деятельности системы. По выходам можно судить о степени достижения целей, поставленных перед системой.

-технические,включающие станки, оборудование, компьютеры и другие устройства. Набор решений в таких системах органичен, и последствия решений обычно предопределены;

-биологические,включающие флору и фауну планеты. Набор решений в них также ограничен, однако последствия решений часто оказываются непредсказуемыми;

-социальные,включающие различные группы людей. Набор решений в них значительно шире, а последствия решений малопредсказуемы. Примеры: системы государств, общества, образования, системы оплаты, торговли, досуга и т.д.

По происхождению:

- естественные,возникшие в результате протекания природных процессов без целенаправленного участия человека, в т.ч. растения, животные;

-искусственные, включающие созданные людьми организации, в т.ч. фирмы, предприятия, органы власти, продукцию промышленных предприятий.

По предсказуемости поведения:

-детерминированные, которые функционируют по заранее заданным правилам, с заранее определённым результатом, например технические системы;

-стохастические,поведение которых носит вероятностный характер, например биологические или социальные системы.

По сложности:

-простые, у которых одна цель и отсутствует внешнее действие. Простые системы являются неживыми;

-сложные-имеют совокупность целей и выполняют заданную функцию. Сложные системы-это живые системы или созданные живыми системами: вирус, бактерия, сообщество организмов, биосфера, человек и произведенные им материальные системы (машины, механизмы, хозяйственные системы и различные социальные организации).

Сложные системы в отличии от простых способны к поиску, выбору и реализации решения, кроме того, они обладают памятью.

Системы, в которых наблюдается перенос вещества, энергии и информации между элементами внутренней среды, между внутренней и внешней средой и которые могут изменятся во времени, называются динамическими.

По уровню организованности:

-хорошо организованные-это системы в которых исследователь может выделить все элементы, связи и зависимости между элементами и целями системы. К таким системам относят технические системы;

-плохо организованные (диффузные системы)- это системы, в которых сложно чётко выделить элементы, связи и зависимости между элементами и целями системы.

По неустойчивости:

-равновесные системы-это системы, которые находятся в состоянии покоя под действием противоположно направленных сил;

-слабо равновесные системы-это системы, которые под действием небольших изменений внешней среды способны достичь состояния нового равновесия в новых условиях;

-сильно неравновесные системы-это системы, очень чувствительные к внешним воздействиям, системы, которые под действием даже небольших внешних сигналов могут перестраиваться непредсказуемым образом.

По материальности:

- материальные – это совокупность материальных объектов, объединенных некоторой формой регулярного взаимодействия или взаимозависимости для выполнения заданной функции (живые организмы, любые технические системы);

- абстрактные – это информационные, знаковые системы, являющиеся продуктами познавательной деятельности (планы, гипотезы, теории, системы химических элементов и т.д.).

Системные свойства организации

Организации как системы обладают следующими свойствами: целенаправленностью, целостностью, эмерджентностью, гомеостазисом, структурностью.

Целенаправленность предполагает наличие общей цели функционирования или развития элементов системы.

Цель технических систем состоит в удовлетворении определённых потребностей людей. Целью любой биологической системы является выживание. Цели социальных систем различны и более подробно рассмотрены в следующих темах.

Целостность – э то внутреннее единство системы.

Это свойство предполагает следующие следствия:

Целое первично, а части вторичны;

Части образуют неразрывное целое так, что воздействие на любую из частей влияет и на все остальные;

Каждая часть имеет своё определённое назначение с точки зрения цели функционирования целого;

Целое ведёт себя как нечто единое, независимо от уровня сложности.

Например, целостностью обладает организм любого живого существа, несмотря на сложность и многокомпонентный состав.

Целостной считают эффективно функционирующую фирму, состоящую из совокупности подразделений, каждое из которых выполняет определённый перечень функций; при этом деятельность каждого подразделения направлена на достижение общих целей организации. Целостность фирмы обеспечивается связями между подразделениями или другими выделенными компонентами.

Целостностью обладает семья как социальная группа, которую отличает общий бюджет, общее хозяйство, распределение функций, культура, при этом каждый человек обладает своей индивидуальностью. Аналогичным образом целостностью обладает неформальная группа, коллектив работников, где поведение личности зависит от сложившихся в группе социальных норм.

Эмерджентность – это наличие у системы качественно новых свойств, которые отсутствуют у её составных частей.

Например, вода обладает принципиально другими свойствами, чем водород и кислород в отдельности. Семья как целостное образование способна к воспроизводству потомства, что невозможно для каждого её члена в отдельности. Коллектив работников, состоящий из специалистов разного профиля, способен производить сложную продукцию, разрабатывать и реализовывать стратегию развития фирмы.

Гомеостазис – это свойство устойчивости, благодаря которому система всегда стремиться восстановить нарушенное равновесие, компенсируя изменения, возникающие под влиянием внешних факторов.

Примером гомеостазиса является механизм поддержания постоянной температуры тела человека независимо от температуры внешней среды; проявлением гомеостазиса можно назвать также борьбу живого организма с болезнью, что обычно называется иммунитетом. Сопротивление неформальных групп переменам в организации также есть проявление гомеостазиса, и представляет большую проблему для руководства организации.

Формой выражения гомеостазиса социальной системы может быть также следующая ситуация. Если сотрудник организации не выполняет правила внутреннего трудового распорядка, он выводит организацию из состояния равновесия. Руководство пытается воздействовать на него путём разъяснительной беседы или наказания. Если, несмотря на это, сотрудник продолжает нарушать установленные правила, организация освобождается от такого работника, восстанавливая, таким образом, нарушенное равновесие.

Структурность, т.е. прерывность, возможность выделения составляющих системы.

Это означает, что любая система состоит из более мелких систем (подсистем) и сама является частью более крупной системы.

Подсистема – это автономная часть системы, которая в определённых условиях рассматривается как неделимая. Например, в живом организме выделяют пищеварительную, нервную системы, системы дыхания и т.д. Каждая из этих систем состоит из совокупности органов. Аналогично в структуре фирмы можно выделить финансовую, коммерческую, производственную службы, службу управления персоналом и т.д. В свою очередь каждая служба состоит из ряда подразделений. В финансовой службе можно выделить финансовый отдел, бухгалтерию, планово-экономический отдел и т.д.

Организация и управление

Управление – это элемент и функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определённой структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Согласно этому определению, в системах любого уровня можно выделить управляющую ми управляемую подсистемы. Каждая из них имеет определенную самостоятельность и собственное предназначение.

Управляющая часть, или иначе субъект управления – это орган, вырабатывающий и осуществляющий управляющее воздействие.

Орган – это структурная часть организации, наделённая самостоятельными функциями. Он поддерживает выходы системы на уровне, удовлетворяющем заданным условиям её функционирования.

В фирмах субъектами управления являются общее собрание акционеров, наблюдательный совет, правление, генеральный директор, руководители подразделений.

Объект управления – это часть системы, на которую направлено управляющее воздействие.

Объект управления выполняет основную ролевую функцию организации. Объектами управления могут быть организации в целом, подразделение, отдельный работник, производственный процесс и т.д.

Совокупность субъекта, объекта управления, связей между ними, а также процессов, обеспечивающих их заданное функционирование, называется системой управления.

Системный подход в теории организации используется как особая методология научного анализа и мышления. Суть системного подхода заключается в представлении об организации как о системе. Система — это некоторая целостность единства, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Система, по определению многих авторов , — это совокупность взаимосвязанных элементов. Характерной особенностью такой совокупности является то, что ее свойства как системы не сводятся к простой сумме свойств, входящих в нее элементов.

Система (от древнегреч. сочетание) — множество взаимосвязанных элементов, обособленное от среды и взаимодействующее с ней, как целое. Слово греческого происхождения имеет много значений: сочетание, организм, устройство, организация союз, строй, руководящий орган. В античной философии этот термин связывали с упорядоченностью и целостностью объектов природы.

В современной литературе приводится множество определений понятия «система». Так, Л. Фон Берталанфи определял систему как комплекс взаимодействующих элементов. «Все состоящее из связанных друг с другом частей будем называть системой». Можно выделить несколько основных подходов к определению понятия «система».

В соответствии с первым подходом система определяется как комплекс элементов, упорядоченных между собой и находящихся во взаимодействии. «Система — это «множество элементов вместе с их отношениями» (И. Миллер), «ансамбль взаимосвязанных элементов» (Г. Е. Зборовский и Г. П. Орлов), «множество предметов вместе со связями между ними и между их признаками» (У. Эшби и Дж. Клир), «целое, составленное из многих частей. Ансамбль признаков» (К. Черри); «Система — размещение физических компонентов, связанных или соотносящихся между собой таким образом, что они образуют или действуют как целостность» (Дистефано). По определению Ст. Вира система это «все, состоящее из связанных друг с другом частей». Система — это «множество объектов вместе с отношениями между объектами и между их атрибутами». Система — это «совокупная связь тел»".

Данная группа определений обобщенно характеризует систему как совокупность множества частей (элементов, подсистем), связанных между собой. Эта группа определений относится к философскому пониманию системы. Ключевыми здесь являются такие понятия, как «элемент», «связь», «взаимодействие», «отношение».

Однако этот подход имеет и ограничения. Если рассматривать систему как любую совокупность элементов, имеющих взаимосвязи, то системой могут оказаться два любых произвольно выбранных объекта с очень слабыми связями. В соответствии с кибернетическим подходом такие объекты не могут быть признаны системами, поскольку кибернетический подход к системам не признает «слабые» связи. Так, с позиций кибернетики удлинение связей во Вселенной (тем более до бесконечности) должно ослаблять взаимодействие между частями (в предельном случае до нуля), а ослабление связей разрушает систему, превращает ее в конгломерат, поэтому Вселенную нельзя признавать системой. А в соответствии с первым подходом (система как совокупность элементов, связанных между собой) достаточно существования любой связи (взаимодействия) между ее частями, чтобы признать Вселенную системой. Иными словами, для философии важен сам факт взаимосвязи (даже на бесконечно малом уровне), а для кибернетики интерес представляют только функционально значимые связи.

Итак, первый недостаток этого подхода: он дает слишком широкое определение, в соответствии с которым системой может быть признана практически любая совокупность элементов. Однако парадокс заключается в том, что одновременно это определение является и слишком «узким». Значительное количество объектов не подпадает под данное определение системы, поскольку невозможно или затруднено описание их внутренней структуры (элементов). Система представляет собой именно целостность, нечто большее, чем набор исходных элементов. Набор элементов и описание — всего лишь один из возможных способов описания, представления системы.

Кроме того, указанные определения системы обладают еще одним недостатком, заключающимся в недостаточной ясности имеющихся определений понятий «взаимодействие», «связь», «отношение». Различные авторы трактуют их по-разному, считая связь одним из видов отношения и, наоборот, взаимодействие и отношение — видами связи. Только после четкого определения этих понятий можно добиться ясного понимания понятия «система».

Вторая группа определений отражает точку зрения кибернетики, согласно которой выделяются входы и выходы системы. Входы и выходы связывают кибернетическую систему с окружающей средой. Через входы действуют стимулы внешней среды. Реакции системы осуществляются через выходы. При этом используется концепция «черного ящика», т.е. не раскрывается внутреннее, структурное содержание системы (ящика). «Черный ящик» является вещью в себе, его нельзя представить совокупностью элементов, так как неизвестно его устройство. Представление о системах в кибернетике ограничивается совокупностью абстрактных функций. Достаточно знания функциональной связи входов и выходов. Приведем примеры «кибернетических» определений системы:

«Система — любая совокупность переменных, которую наблюдатель выбирает из переменных, свойственных реальной «машине».

«Теория систем исходит из предположения, что внешнее поведение любого физического устройства может быть описано соответствующей математической моделью, которая идентифицирует все критические свойства, влияющие на операции устройства. Получающаяся в результате этого математическая модель называется системой» (Т. Бус);

«Система — в современном языке — есть устройство, которое принимает один или более входов и генерирует один или более выходов» (Дреник).

С. Бир отмечал, что многие системы в силу своей чрезвычайной сложности не имеют конкретного определения. Они изучаются путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией: система в этом случае рассматривается в качестве «черного ящика».

Г. X. Гуд и Р. Э. Макол понимают вход и выход как внешние процессы, действующие на систему, и как выходные процессы системы, действующие на среду. Под входом и выходом они также понимают точку воздействия на систему и точку воздействия системы на среду.

Очевидно, что кибернетическое понятие «система» максимально формализовано и символично (совокупность переменных, математическая модель, функции входа и выхода). Кибернетиков не интересует, что находится внутри «черного ящика», важно, как связаны функции на входе системы с функциями выхода. Именно это обобщение позволило увидеть сходство управления в машине и в организме. Однако любое упрощение неизбежно становится тормозом развития, к чему и привела концепция «черного ящика».

Третью группу составляют определения системы, связывающие ее с целенаправленной активностью. Цель — это состояние, которое система должна достичь в процессе своего функционирования. Цель — это направленность поведения открытой нелинейной системы, наличие «конечного состояния» (завершающего лишь некоторый этап ее развития). Система — это сложное единство, сформированное многими, как правило, различными факторами и имеющее общий план или служащее для достижения общей цели.

И. М. Верещагин определяет систему как «организованный комплекс средств достижения общей цели». А. А. Ухтомский ввел понятие функционального органа — временного сочетания функционально различных элементов. Это направление было развито П. К. Анохиным, исследовавшим нейронные системы мозга. «Система — это функциональная совокупность материальных образований, взаимосодействующих достижению определенного результата (цели), необходимого для удовлетворения исходной потребности»^.

С точки зрения роли исследователя, определения «системы» можно разделить на три группы:

  • система как комплекс процессов, явлений и связей между ними, которые существуют объективно, независимо от наблюдателя;
  • система как инструмент, способ исследования процессов и явлений (абстрактное отображение реальных объектов);
  • система — искусственно создаваемый комплекс элементов, предназначенный для решения сложной организационной, технической, экономической задачи.

Четвертый подход к определению понятия системы основан на выделении признаков, которые позволяют отнести объект к категории «системы».

С. Бир выделяет такие свойства системы, как комплексность, вероятностность, способность к саморегуляции, целенаправленность, наличие обратной связи и управления. И. В. Блауберг и Э. Г. Юдин выделяют следующие признаки системы: целостность, наличие двух и более типов связей, наличие структуры, уровней иерархии, цели, процессов самоорганизации, функционирования и развития.

Выделим и проанализируем наиболее общие свойства систем.

1. Целостность. Система рассматривается как единое целое, состоящее из взаимодействующих частей, часто разнокачественных, но одновременно совместимых.

2. Наличие элементов, которые могут быть описаны атрибутами (свойствами самих элементов). Система должна состоять из неидентичных друг другу элементов. Минимальное количество элементов — два (субъект и объект, болт и гайка), максимальное — бесконечность. Неодинаковость частей системы определяет ее гетерогенность.

3. Наличие связей между элементами. Наличие устойчивых связей между элементами системы, превосходящих по силе (мощности) связи элементов системы с элементами, не входящими в систему.

4. Иерархичность (свойство соотношения). Элементы системы находятся в различных отношениях между собой, и каждый из них находится на определенном месте на иерархической лестнице системы. В каждой системе можно выделить подсистемы. Деление подсистем на подсистемы более низкого уровня называется иерархией и означает подчинение более низкого уровня системы более высокому.

5. Наличие структуры. Система имеет определенную структуру, обусловленную формой связей или взаимодействий между элементами системы.

6. Наличие цели существования системы. Цель — это «желаемое» состояние системы, т.е. состояние, которого система должна достичь в процессе своего функционирования.

7. Эмерджентность (от англ. emergence — возникновение, появление нового) — наличие у какой-либо системы особых свойств, не присущих ее подсистемам и блокам, а также сумме элементов, не связанных особыми системообразующими связями; несводимость свойств системы к сумме свойств ее компонентов.

8. Наличие внешней по отношению к системе более крупной системы, называемой средой. По характеру взаимодействия со средой и возможности обмена веществом и энергией выделяют: закрытые (изолированные) системы (никакой обмен невозможен); замкнутые системы (невозможен обмен веществом); открытые системы (возможен обмен и веществом, и энергией). В природе существуют и в теории организации рассматриваются только открытые системы.

9. Адаптивность. Стремление к состоянию устойчивого равновесия, которое предполагает адаптацию параметров системы к изменяющимся параметрам внешней среды (однако «неустойчивость» не во всех случаях является дисфункциональной для системы, она может выступать и в качестве условия динамического развития).

10. Устойчивость. Преобладание внутренних взаимодействий в системе над внешними и гибкость к воздействию внешних факторов, выносливость и устойчивость определяют способность системы к самосохранению, постоянству важных параметров системы, ее гомеостазу. Вероятность достижения главной цели системы — самосохранения (в том числе путем самовоспроизведения) — определяется как ее потенциальная эффективность .

11. Возможность представления в виде модели. Любая реальная система может быть представлена в виде некоторого материального подобия или знакового образа, т.е. соответственно аналоговой или знаковой модели. Моделирование неизбежно сопровождается некоторым упрощением и формализацией взаимосвязей в системе. Эта формализация может быть осуществлена в виде логических (причинно-следственных) и (или)математических (функциональных) отношений.

12. Наличие языка описания состояния и функционального поведения системы (свойство изоморфизма).

Система, функционируя во внешней среде, находится в постоянном изменении и развитии. Действие системы во времени называют поведением системы. Под воздействием внешних факторов поведение системы изменяется, это изменение поведения системы обозначают как реакцию системы.

Адаптация системы — это качественное изменение реакции системы, связанное с изменениями структуры и направленное на стабилизацию поведения.

Эволюция, или развитие, системы — это закрепление адаптивных изменений структуры и связей системы во времени, при котором ее потенциальная эффективность увеличивается. Развитие всех материальных систем обусловлено эволюцией. Важной особенностью эволюции систем является неравномерность, отсутствие монотонности. Периоды постепенного накопления незначительных изменений иногда прерываются резкими качественными скачками, существенно меняющими свойства системы. Обычно они связаны с так называемыми точками бифуркации — раздвоением, расщеплением прежнего пути эволюции.

Классификация систем

Можно выделить различные виды систем в зависимости от признаков классификации (рис. 6.1).

1. По происхождению:

  • естественные — системы, объективно существующие в живой и неживой природе и обществе , возникшие без участия человека . Например, молекула, клетка, организм, популяция, общество. Вселенная;
  • искусственные — системы, созданные человеком. Например, автомобиль, предприятие , партия;
  • смешанные (социотехнологические, организационно-технические).

2. По объективности существования:

  • реальные (материальные, которые состоят из реальных объектов). Реальные системы делятся на естественные (природные системы) и искусственные (антропогенные).
  • абстрактные (символические) — системы, которые, по сути, являются моделями реальных объектов. Это языки, системы счисления, математические модели, системы наук.

3. По характеру связей параметров системы с окружающей средой:

  • закрытые — какой-либо обмен энергией, веществом и информацией с окружающей средой отсутствует. Любой элемент закрытой системы имеет связи только с элементами самой системы;
  • открытые — обменивающиеся энергией, веществом и информацией с окружающей средой. В открытых системах могут происходить явления самоорганизации, усложнения или спонтанного возникновения порядка. Все реальные системы являются открытыми;
  • комбинированные — содержат открытые и закрытые подсистемы.

4. По структуре:

  • простые — системы, не имеющие разветвленных структур, состоящие из небольшого количества взаимосвязей и небольшого количества элементов;
  • сложные — характеризуются большим числом элементов и внутренних связей, их неоднородностью и разнокачественностью, структурным разнообразием, выполняют сложную функцию или ряд функций.

Заметим, что существует и другой подход к оценке сложности. Например, признаком простой системы считают сравнительно небольшой объем информации, требуемый для ее успешного управления . Системы, в которых не хватает информации для эффективного управления, считают сложными.

Выделяют различные виды сложности. Структурная сложность — это сложность системы, отличающейся разветвленной структурой и большим разнообразием, внутренних связей. Функциональная (вычислительная) сложность определяется количеством арифметико-логических операций, требуемых для реализации функции системы преобразования входных значений в выходные, или объем ресурсов (время счета или используемая память), используемых в системе при решении некоторого класса задач. Кроме того, выделяют такой тип сложности, как динамическая сложность — она возникает тогда, когда меняются связи между элементами системы.

5. По характеру функций:

  • специализированные — для таких систем характерна единственность назначения;
  • многофункционалыше (универсальные) — позволяют реализовать на одной и той же структуре несколько функций.

6. По характеру развития:

  • стабильные — системы, у которых структура и функции практически не изменяются в течение всего периода существования;
  • развиваюищеся — системы, структура и функции которых с течением времени претерпевают существенные изменения.

7. По степени организованности:

  • хорошо организованные. Представить анализируемый объект или процесс в виде хорошо организованной системы означает определить элементы системы, их взаимосвязь, правила объединения в более крупные компоненты;
  • плохо организованные (диффузные). При представлении объекта в виде плохо организованной, или диффузной, системы не ставится задача определить все учитываемые компоненты, их свойства и связи между ними и целями системы.

8. По сложности поведения:

  • автоматические — однозначно реагируют на ограниченный набор внешних воздействий;
  • решающие — имеют постоянные критерии различения реакции на широкие классы внешних воздействий;
  • самоорганизующиеся — имеют гибкие критерии различения и гибкие реакции на внешние воздействия, приспосабливающиеся к различным типам воздействия;
  • предвидящие — могут предвидеть дальнейший ход развития внешней среды;
  • превращающиеся — воображаемые системы на высшем уровне сложности, не связанные постоянством существующих носителей. Они могут менять вещественные носители, сохраняя свою индивидуальность. Науке примеры таких систем пока не известны.

9. По характеру связей между элементами:

  • детерминированные — системы, для которых их состояние однозначно определяется начальными значениями и может быть предсказано для любого последующего момента времени;
  • стохастические — системы, изменения в которых носят случайный характер. При случайных воздействиях данных о состоянии системы недостаточно для предсказания в последующий момент времени.

10. По структуре управления:

  • централизованные — системы, в которых один из элементов играет главную, доминирующую роль;
  • децентрализованные — системы, в которых все составляющие их компоненты примерно одинаково значимы.

11. По размерности:

  • одномерные — системы, имеющие один вход и один выход;
  • многомерные — системы, у которой входов или выходов больше одного.

Необходимо понимать условность одномерности системы — в реальности любой объект имеет бесчисленное число входов и выходов.

12. По однородности и разнообразию структурных элементов системы бывают гомогенными, или однородными, и гетерогенными, или разнородными, а также смешанного типа:

  • в гомогенных системах структурные элементы системы однородны, т.е. обладают одинаковыми свойствами. В связи с этим в гомогенных системах элементы взаимозаменяемы;
  • гетерогенные системы состоят из разнородных элементов, не обладающих свойством взаимозаменяемости.

13. По способности ставить себе цель:

  • каузальные — системы, которым цель внутренне не присуща. Если такая система и имеет целевую функцию (например, автопилот), то эта функция задана извне пользователем;
  • целенаправленные (целеустремленные) — цель формируется внутри системы.

Системный подход и его развитие

Системный подход — направление философии и методологии научного познания, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Особенность системного подхода в том, что он ориентирован на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.

Понятие «системный подход» (от англ. — systems approach) стало широко употребляться в 1960 — 1970 гг., хотя само стремление к рассмотрению объекта исследования как целостной системы возникло еще в античной философии и науке (Платон, Аристотель). Идея системной организации знания, возникшая в античные времена, формируется в средние века и получает наибольшее развитие в немецкой классической философии (Кант, Шеллинг). Классический образец системного исследования — «Капитал » К. Маркса. Воплощенные в нем принципы изучения органичного целого (восхождение от абстрактного к конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического, выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия, синтез структурно-функциональных и генетических представлений об объекте и т.п.) явились важнейшим компонентом диалектико-материалистической методологии научного познания. Теория эволюции Ч. Дарвина служит ярким образцом применения системного подхода в биологии.

В XX в. системный подход занимает одно из ведущих мест в научном познании. Это связано в первую очередь с изменением типа научных и практических задач. В целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы изучения организации и функционирования сложных саморазвивающихся объектов, границы и состав которых не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Исследование таких объектов — многоуровневых, иерархических, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных, технических — потребовало рассмотрения этих объектов как систем.

Возникает целый ряд научных концепций, для которых характерно использование основных идей системного подхода. Так, в учении В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере научному познанию предложен новый тип объектов — глобальные системы. А. А. Богданов и ряд других исследователей начинают разработку теории организации. Выделение особого класса систем — информационных и управляющих — послужило фундаментом возникновения кибернетики. В биологии системные идеи используются в экологических исследованиях, при изучении высшей нервной деятельности, в анализе биологической организации, в систематике. В экономической науке принципы системного подхода применяются при постановке и решении задач оптимального экономического планирования , которые требуют построения многокомпонентных моделей социальных систем разного уровня. В практике управления идеи системного подхода кристаллизуются в методологических средствах системного анализа.

Таким образом, принципы системного подхода распространяются практически на все сферы научного знания и практики. Параллельно начинается систематическая разработка этих принципов в методологическом плане. Первоначально методологические исследования группировались вокруг задач построения общей теории систем (первая программа ее построения и сам термин были предложены Л. Берталанфи). В начале 1920-х гг. молодой биолог Людвиг фон Берталанфи начал изучать организмы как определенные системы, обобщив свои взгляды в книге «Современная теория развития» (1929). Он разработал системный подход к изучению биологических организмов. В книге «Роботы, люди и сознание» (1967) ученый перенес общую теорию систем на анализ процессов и явлений общественной жизни. В 1969 г. вышла очередная книга Берталанфи «Общая теория систем». Исследователь превращает свою теорию систем в общедисциплинарную науку. Предназначение этой науки он видел в поиске структурного сходства законов , установленных в различных дисциплинах, исходя из которых можно вывести общесистемные закономерности.

Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно превосходит рамки задач общей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и применяют термин «системный подход», который с 1970-х гг. прочно вошел в научный обиход (в научной литературе разных стран для обозначения этого понятия используют и другие термины — «системный анализ», «системные методы», «системно-структурный подход», «общая теория систем»; при этом за понятиями системного анализа и общей теории систем закреплено еще и специфическое, более узкое значение; с учетом этого термин «системный подход» следует считать более точным, к тому же он наиболее распространен в литературе на русском языке).

Можно выделить следующие этапы в развитии системного подхода в XX в. (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Основные этапы в развитии системного подхода
Период Исследователи Содержание
1920-е гг. А. А. Богданов Всеобщая организационная наука (тектология) — общая теория организации (дезорганизации), наука об универсальных типах структурного преобразования систем
1930-1940-е гг. Л. фон Берталанфи Общая теория систем (как совокупность принципов исследования систем и набор отдельных эмпирически выявленных изоморфизмов в строении и функционировании разнородных системных объектов). Система — комплекс взаимодействующих элементов, совокупность элементов, находящихся в определенных соотношениях друг с другом и со средой
1950-е гг. Н. Винер Развитие кибернетики и проектирование автоматизированных систем управления. Винер открыл законы информационного взаимодействия элементов в процессе управления системой
1960-1980-е гг. М. Месарович, В. Глушков Концепции общей теории систем, обеспеченные собственным математическим аппаратом, например, модели многоуровневых многоцелевых систем

Системный подход не существует в виде строгой методологической концепции, являясь скорее совокупностью принципов исследования. Системный подход — это подход, при котором исследуемый объект рассматривается как система, т.е. совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. В соответствии с общей теорией систем объект рассматривается как система и одновременно как элемент более крупной системы.

Изучение объекта с позиции системного подхода включает следующие аспекты:

  • системно-элементный (выявление элементов, составляющих данную систему);
  • системно-структурный (изучение внутренних связей между элементами системы);
  • системно-функциональный (выявление функций системы);
  • системно-целевой (выявление целей и подцелей системы);
  • системно-ресурсный (анализ ресурсов, требуемых для функционирования системы);
  • системно-интеграционный (определение совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих ее целостность и отличных от свойств ее элементов);
  • системно-коммуникационный (анализ внешних связей системы со внешней средой и другими системами);
  • системно-исторический (изучения возникновения системы, этапов ее развития и перспектив).

Таким образом, системный подход — это методологическое направление в науке, основная задача которого состоит в разработке методов исследования и конструирования сложноорганизованных объектов — систем разных типов и классов.

Можно встретить двоякое понимание системного подхода: с одной стороны, это рассмотрение, анализ существующих систем, с другой — создание, конструирование, синтез систем для достижения целей.

Применительно к организациям под системным подходом чаще всего понимают комплексное изучение объекта как единого целого с позиций системного анализа, т.е. уточнение сложной проблемы и ее структуризация в серию задач, решаемых с помощью экономико-математических методов, нахождение критериев их решения, детализация целей, конструирование эффективной организации для достижения целей.

Системный анализ используется как один из важнейших методов в системном подходе, как эффективное средство решения сложных, обычно недостаточно четко сформулированных проблем. Системный анализ можно считать дальнейшим развитием идей кибернетики: он исследует общие закономерности, относящиеся к сложным системам, которые изучаются любой наукой.

Системотехника — прикладная наука, исследующая задачи реального создания сложных управляющих систем.

Процесс построения системы состоит из шести этапов:

  1. системный анализ;
  2. системное программирование, которое включает определение текущих целей: составление графиков и планов работы;
  3. системное проектирование — реальное проектирование системы, ее подсистем и компонентов для достижения оптимальной эффективности ;
  4. создание программ математического обеспечения;
  5. ввод системы в действие и ее проверка;
  6. обслуживание системы.

Качество организации системы обычно выражается в эффекте синергии. Он проявляется в том, что результат функционирования системы в целом получается выше, чем сумма одноименных результатов отдельных элементов, составляющих совокупность. На практике это означает, что из одних и тех же элементов мы можем получить системы разного или одинакового свойства, но различной эффективности в зависимости от того, как эти элементы будут взаимосвязаны, т.е. как будет организована сама система.

Организация, представляющая собой в наиболее общей абстрактной форме организованное целое, является предельным расширением любой системы. Понятие «организация» как упорядоченное состояние целого тождественно понятию «система». Понятием же, противоположным «системе», является понятие «несистема».

Система — это не что иное, как организация в статике, т.е. некоторое зафиксированное на данный момент состояние упорядоченности.

Рассмотрение организации как системы позволяет систематизировать и классифицировать организации по ряду общих признаков. Так, по степени сложности выделяют девять уровней иерархии:

  1. уровень статической организации, отражающий статические взаимоотношения между элементами целого;
  2. уровень простой динамической системы с заранее запрограммированными обязательными движениями;
  3. уровень информационной организации, или уровень «термостата»;
  4. самосохраняющаяся организация — открытая система, или уровень клетки;
  5. генетически общественная организация;
  6. организация типа «животных», характеризующаяся наличием подвижности, целенаправленным поведением и осведомленностью;
  7. уровень индивидуального человеческого организма — «человеческий» уровень;
  8. социальная организация, представляющая собой разнообразие общественных институтов;
  9. трансцендентальные системы, т.е. организации, которые существуют в виде различных структур и взаимосвязей.

Применение системного подхода для изучения организации позволяет значительно расширить представление о ее сущности и тенденциях развития, более глубоко и всесторонне раскрыть содержание происходящих процессов, выявить объективные закономерности формирования этой многоаспектной системы.

Системный подход, или системный метод, представляет собой эксплицитное (явно, открыто выраженное) описание процедур определения объектов как систем и способов их специфического системного исследования (описания, объяснения, предсказания и т.д.).

Системный подход при исследовании свойств организации позволяет установить ее целостность, системность и организованность. При системном подходе внимание исследователей направлено на его состав, на свойства элементов, проявляющиеся во взаимодействии. Установление в системе устойчивых взаимосвязи элементов на всех уровнях и ступенях, т.е. установление закона связей элементов, есть обнаружение структурности системы как следующая ступень конкретизации целого.

Структура как внутренняя организация системы, отражение ее внутреннего содержания проявляется в упорядоченности взаимосвязей ее частей. Это позволяет выразить ряд существенных сторон организации как системы. Структура системы, выражая ее сущность, проявляется в совокупности законов данной области явлений.

Исследование структуры организации — важный этап познаний многообразия связей, имеющих место внутри исследуемого объекта. Это одна из сторон системности. Другая сторона состоит в выявлении внутриорганизационных отношений и взаимоотношений рассматриваемого объекта с иными составляющими систему более высокого уровня. В связи с этим необходимо, во-первых, рассматривать отдельные свойства исследуемого объекта в их соотношении с объектом как целым, а во-вторых, раскрыть законы поведения.

Процессы самоорганизации системы

Системный подход к исследованию организации в современном его толковании тесно связан с самоуправляемыми процессами систем. Социально-экономические системы в большинстве случаев неравновесны, что спонтанно обеспечивает развитие эффекта самоорганизации человеческого фактора и соответственно самоуправления.

Самоорганизация — это процесс, в ходе которого создается, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы. Процессы самоорганизации могут иметь место только в системах, обладающих высоким уровнем сложности и большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер. Свойства самоорганизации обнаруживают объекты различной природы: клетка, организм, биологическая популяция, биогеоценоз, человеческий коллектив и т.д. Процессы самоорганизации выражаются в перестройке существующих и образовании новых связей между элементами системы. Отличительная особенность процессов самоорганизации — их целенаправленный, но вместе с тем и естественный, спонтанный характер: эти процессы, протекающие при взаимодействии системы с окружающей средой, в той или иной мере автономны, относительно независимы от среды.

Различают три типа процессов самоорганизации.

Первый — это самозарождение организации, т.е. возникновение из некоторой совокупности целостных объектов определенного уровня новой целостной системы со своими специфическими закономерностями.

Второй тип — процессы, благодаря которым система поддерживает определенный уровень организации при изменении внешних и внутренних условий ее функционирования.

Третий тип процессов самоорганизации связан с развитием систем, которые способны накапливать и использовать прошлый опыт.

Организационная наука, использующая системную методологию, предполагает изучение и учет опыта организационной деятельности в различных типах организации — экономических, государственных, военных и т.п.

Рассмотрение организации как системы позволяет существенно обогатить и разнообразить методологический инструментарий исследования организационных отношений.

Пользуясь этим методом, можно посмотреть на одну и ту же организацию одновременно с трех сторон:

Организация создается как инструмент решения общественных задач, средство достижения целей. С этой точки зрения на первый план выступают организационные цели и функции, эффективность результатов, мотивы и стимулы персонала и т.д.;

Организация складывается как человеческая общность, специфическая социальная среда. С такой позиции организация выглядит как совокупность социальных групп, статусов, норм, отношений лидерства, сплоченности — конфликтности и т.д.;

Организация может быть рассмотрена в качестве безличной структуры связей и норм. Предметом анализа организации в этом смысле выступают ее организационные связи, построенные иерархически, а также ее связи с внешней средой. Основные проблемы здесь — равновесие, самоуправление, разделение труда, управляемость и т.д.

Разумеется, все эти свойства организации имеют лишь относительную самостоятельность, между ними нет резких граней, они постоянно переходят одно в другое. Более того, любые элементы, процессы и проблемы организации должны быть рассмотрены в каждом из этих трех измерений, так как они выступают здесь в различных качествах. Например, индивид в организации есть одновременно работник, личность и элемент системы. Организационное подразделение есть функциональная единица, малая группа и подсистема.

Очевидно, что перечисленные роли организации задают ей неодинаковые, во многом противоречивые ориентации. Однако пока организация нормально функционирует, она остается в равновесии. Это равновесие между ролями организации подвижно за счет постоянных смещений в сторону одной из них, причем новое равновесие достигается через изменения, развитие организации как целого, как системы. Именно противоречивое соотношение этих ориентации и составляет суть и основу организационных проблем.