Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Различия общения и коммуникации. Разница между общением и коммуникацией

Общение пронизывает всю нашу материальную и духовную деятельность, поддерживает и обеспечивает ее. Общение для человека – это среда его обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, приспособление к жизни. В процессе общения происходит передача социального опыта, обмен не только своими физическими действиями, результатами труда, но и мыслями, намерениями, идеями, переживаниями. В общении формируются и черты личности: формируются способы мыслительной деятельности, усваиваются человеческие эмоции и формы поведения. В результате общения осуществляется рациональное, эмоциональное взаимодействие личностей и социальных групп, достигается взаимопонимание и согласованность действий. Поэтому очень важно знание об общении, чтобы не только познавать самого себя, но и общество в целом.

Поскольку общение представляет собой сложный и многогранный процесс, его изучением занимаются представители разных наук – философы, социологи, психологи, лингвисты. Философы изучают место общения в жизни человека и общества и роль общения в развитии человека. Социологи исследуют формы общения внутри социальных групп и между группами. Предметом изучения психологов становится форма деятельности и поведения человека, индивидуальные психотипические особенности общения. Лингвисты рассматривают языковую и речевую природу социального и межличностного общения.

Общение нельзя представить только как коммуникацию, восприятие или взаимодействие. Содержанием общения могут выступать не только научные и житейские знания, но и сам человек. Внешний вид, особенности характера, манера поведения, темперамент существенно влияют на характер речевого поведения человека. Человек как существо социальное находится в центре влияния всей совокупности проявлений и форм общения. Поэтому, рассматривая общение как коммуникацию и развитие взаимоотношений, важно определить роль человека как особую духовную и активную силу. Именно в процессе общения происходит преобразование человека и адекватное восприятие им других людей.

В качестве синонима термину общение в науке используется термин коммуникация . В науке нет единства в толковании терминов общение и коммуникация . Выделяется два подхода к этому вопросу. Сторонники первого (Л.С. Выготский, В.Н. Курбатов, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, Т. Парсонс, К. Чери и другие) склонны идентифицировать эти два термина.

Сторонники второго подхода настаивают на разведении терминов коммуникация и общение .



Вопрос о сходстве и различии двух широко употребляемых понятий общение и коммуникация далеко не праздный (Чурилов И.И., Минеева С.А. Общение или коммуникация: чему учить в риторике диалога? – М., 2009). Общение процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией и выработку единой стратегии взаимодействия взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга . Коммуникация специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания (А.Б. Звегинцев, А.П. Панфилова. Основы теории коммуникации, 2003). Коммуникация – необходимое условие жизнедеятельности человека и одна из фундаментальных основ существования общества. Общество – не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся друг с другом. Во многом именно этим и объясняется столь пристальный интерес к коммуникации со стороны представителей самых разных научных направлений.

Общими признаками общения и коммуникации является их соотнесенность с процессами обмена и передачи информации и связь с языком как средством передачи информации. Но есть и принципиальные различия , обусловленные различием в объеме содержания этих понятий: общение – всегда межсубъектное взаимодействие, а коммуникация – это передача сообщения от субъекта к объекту. Передать информацию можно вообще, не ориентируясь на какое-то конкретное лицо, безадресно. Можно передавать информацию с помощью разных носителей: книги или телефонного аппарата.

В коммуникации практически невозможен диалог. Общение – всегда диалог. В диалоге общающиеся стороны - равноправные, равноценные субъекты. Главное в диалогическом общении – установление общности, контакта, общего смысла разговора. В процессе коммуникативного акта главное – точно донести информацию. Коммуникация не обязательно предполагает духовную связь, общение – всегда приобщение к ценностям, которое мы переживаем вместе, это ещё и духовный контакт. В процессе общения обогащаются обе стороны. Следует заметить, что общение всегда индивидуально направлено: в общении человек нацелен на другого – на одного человека или совокупного субъекта; он направлен на запросы, интересы собеседника, его потребности, уровень знаний.



Таким образом, коммуникация является необходимым, но недостаточным условием общения. На этом основании общение представляет собой социально обусловленный процесс обмена мыслями и чувствами между людьми в различных сферах.

А в коммуникации специалисты различают несколько основных значений понятия «коммуникация»:

универсальное (предельно широкое), при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира;

техническое , соответствующее представлению о коммуникации как о пути сообщения, связи одного места с другим, средствах передачи информации и других материальных и идеальных объектов из одного места в другое;

биологическое , широко используемое в биологии, особенно в разделе этологии, при исследованиях сигнальных способов связи у животных, птиц, насекомых и т.д.;

социальное, используемое для обозначения и характеристики многообразных связей и отношений, возникающих в человеческом обществе.

По данным исследователей человеческое общение на две трети состоит из речевого общения, речевой коммуникации. Это самая распространенная и самая сложная деятельность. Ее особенность заключается в том, что она включается в более широкую систему деятельности: образовательную, научную, управленческую, производственную и др.

Речевая коммуникация общение людей, понимаемое в широком смысле слова не только как разговор, беседа, а как любое взаимодействие с целью обмена информацией . Коммуникация складывается из коммуникативных актов, в которых участвуют коммуниканты, порождающие высказывания (тексты) и интерпретирующие их.

Задачи речевой коммуникации :

· эффективное получение информации (зависит от уровня владения навыками чтения и слушания);

· эффективная передача информации (владение навыками письма и говорения);

· достижение поставленной цели путем убеждения собеседника и побуждения его к действию (знание основных риторических приемов);

· получение дополнительной информации о собеседнике (знание объективных закономерностей функционирования языка в обществе, умение различать оттенки интонации и голоса собеседника, умения интерпретировать содержание его высказываний и понять возможный подтекст);

· позитивная самопрезентация (способность произвести хорошее впечатление на собеседника; предполагает владение основами культуры речи).

Как соотносятся понятия «коммуникация» и «общение»? Одни ученые разводят эти понятия, другие отождествляют их, считая синонимичными.
Коммуникация (от лат. communicatio: общение, сообщение, связь) представляет собой трехтактный процесс односторонней информационной связи субъекта-коммуникатора, или адресанта (продуцента и отправителя сообщения), с объектом-реципиентом (от лат. recipiens (recipientis): получающий) - получателем, адресатом послания. Это может быть другой человек, животное или принимающее техническое устройство.
Коммуникация включает: продуцирование (создание) сообщения (послания); его передачу отправителем (адресантом) и получение адресатом.
Коммуникация — это односторонняя информационная связь между людьми, животными и/или техническими устройствами, которая носит однонаправленный, безответный и монологичный характер.
Коммуникация между людьми - это частный случай общения.
Акт коммуникации (продуцирование - передача - получение сообщения) может быть разовым или многократным, но при этом она по-прежнему остается однонаправленной и монологичной до тех пор, пока коммуникатор и реципиент не поменяются ролями, т. е. пока не будет получен осознанный ответ.
Только после этого коммуникация из однонаправленной превращается в дву- или многосторонний взаимный обмен посланиями с обратной связью в форме диалога или полилога (если участников коммуникации больше двух). Это и есть общение между людьми.
Общение — это взаимный обмен посланиями между коммуникатором (адресантом) и реципиентом (адресатом), которые меняются ролями.
Это взаимная коммуникация с обратной связью, протекающая в форме диалога или полилога между людьми, сообщающимися между собой.
Таким образом, отличие коммуникации от общения состоит в том, что первая является односторонней информационной связью, которую могут устанавливать и животные, и технические устройства, а второе - информационный обмен между людьми.
В разговорной же практике между коммуникацией и общением нет непереходимой грани. А главное, их роднит и объединяет общий для них признак - сообщение. Сам этот термин - сообщение - в русском языке имеет строение и значение взаимного, объединенного и объединяющего (со-вместного, со-вокупного) общения (со-общения).
Человек живет среди людей, и социокультурное общение является необходимым условием его личностного и общественного совершенствования. В процессе общения происходят освоение, усвоение и передача культурных ценностей, социализация человека, формируется внутренняя культура личности, без общения невозможны ни совместный труд, ни приращение культуры, ни само продолжение человеческого рода на Земле.
Общение - это специфическая форма человеческого взаимодействия, необходимое условие и универсальный способ общественного и личностного развития, процесс взаимообмена продуктами (результатами) духовного производства и психической деятельности (взглядами, представлениями, мыслями, идеями, знаниями, опытом, чувствами и переживаниями).
Необходимое условие осуществления культурной коммуникации - наличие общего языка у субъектов общения. В той мере, в какой коммуникатор и реципиент обладают общим историко-социокультурным опытом, они одинаково интерпретируют значение символов (кода), что способствует взаимопониманию между ними.
В зависимости от степени этой общности результаты культурной коммуникации могут колебаться от полного совпадения (взаимопонимания) до существенного разногласия (непонимания) между субъектами в интерпретации символов (и смысла сообщения).
Чем выше общность жизненного и социокультурного опыта адресанта и адресата, тем эффективнее их взаимопонимание в процессе общения и адекватнее интерпретация смысла послания.
В общении информация циркулирует между партнерами (соавторами) по общению, духовно обогащая их. Это процесс взаимной выработки новой информации, общей для партнеров по общению и рождающей их общность (или повышающей ее степень) и протекающий в режиме диалога (общения двух партнеров) или полилога (общения многих партнеров).
Общение есть функция человеческого сознания, оно является феноменом культуры и, как и культура, возникает с появлением человека и невозможно без него.
Животные, которые не обладают сознанием и культурой, не имеют и способности к общению. Разнообразное по формам предобщение в животном мире представляет собой генетически предопределенную сигнальную коммуникацию как разновидность биологических отношений. Схожая сигнальная коммуникация происходит и между человеком и машиной, машиной и животным, машиной и машиной. Отношения человека с животным (особенно домашним) представляют из себя общение со стороны человека и предобщение - со стороны животного.
Нередко в культурологической литературе со значением общения используется термин «культурная коммуникация».
Культурная коммуникация (общение) - процесс информационного взаимодействия между субъектами социокультурной деятельности с целью передачи (коммуникация) или обмена (общение) сообщениями (информацией, опытом, душевными состояниями) посредством тех или иных знаковых систем (естественных или искусственных языков).
Основными элементами культурной коммуникации являются: отправитель (коммуникатор) и получатель (реципиент) сообщения; средства коммуникации (код, используемый для передачи сообщения в знакомо-символической форме, и канал, по которому передается закодированное сообщение от коммуникатора к реципиенту); результат (эффект) коммуникации (изменение в поведении получателя, которое происходит вследствие приема сообщения); шум (помехи и искажения в процессе коммуникации, которые препятствуют достижению заданного результата).
Существует два типа средств коммуникации:
1) естественно возникшие (жесты, мимика, язык);
2) искусственно созданные (технические), которые подразделяются на традиционные (письменность, книгопечатание, пресса) и инновационные, или современные (телефон, радио, телевидение, Интернет, SMS-сообщения и др.).
Происхождение, сущность, формы, виды и языки общения и коммуникации изучают философия, культурология, социология, психология, лингвистика, семиотика, информатика и другие науки.

Коммуникация, или общение.

Влияние сотовой связи на подростков (методич.пособие с.240-241)

Экстралингвистика (методич.пособие с.238-240)

Потребность в новых впечатлениях является одной из важнейших человеческих потребностей. Информационный голод, духовную жажду мы обычно утоляем с помощью других людей, с помощью процесса общения. Но всегда ли мы понимаем друг друга в ходе этого общения? «Счастье – это когда тебя понимают»,- так написал в сочинении один из героев фильма «Доживем до понедельника». Как быть понятыми друг другом? Что такое «общение»? Об этом мы поговорим сегодня.

Сыграем в игру «Ассоциации». Какие ассоциации возникают у вас при слове «общение»?

(на доске выписываются опорные слова, которыми студенты будут пользоваться во время урока).

Общение - сложный процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностью в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека.

Общение предполагает использование знаковых средств (как речевых, так и невербальных).

Ученые употребляют 2 термина коммуникация и общение. Нам предстоит проанализировать сущность этих понятий. Начертите таблицу из двух колонок.

Коммуникация - адресное и целесообразное влияние на взгляды и ценности собеседника.

Коммуникация - не то же, что и общение. Общение - это обмен сообщениями, чувствами и легкое, неглубокое взаимодействие между людьми. В отличие от общения, коммуникация предполагает наличие цели как минимум у одного из участников. Коммуникатор - человек со склонностью (задачей) влиять на окружающих (партнера) адресно и целесообразно, подбирая действия, слова, интонации и формулировки, чтобы получить нужную реакцию или ответ. Реципиент- тот кто принимает инфо. Наличие и реализация целей в бытовом общении нередко называется манипуляцией. Манипуляция - психологическое воздействие, вызывающее у человека нужные чувства, намерения в обход или против его сознательного контроля.

Вопрос о сходстве и различии двух широко употребляемых понятий «общение» и «коммуникация» далеко не праздный. В английском языке, «communication» имеет несколько значений. Они базируются на различных значениях глагола communicate. В соответствии с первым значением глагола (сообщать, передавать): 1) передача, сообщение (мыслей, сведений, новостей); 2) распространение, передача; 3) общение, связь; коммуникация; в соответствии со вторым (сноситься, поддерживать связь, общаться): - сообщение, известие. Есть и перевод: 1) связь, сообщение, коммуникация; 2) средство связи; 3) сообщение, соединение. Многие используют термины как синонимы, не вдумываясь в их смысл.



Полагаем, что общение существенно отличается от коммуникации, хотя есть некоторое общее поле смыслов, связанных с сообщением, передачей какой-то информации. Но есть и принципиальное различие: коммуникация – это передача сообщения от субъекта к объекту, даже если он интересует передающего, но, скорее, как получатель, реципиент. Передать информацию можно вообще, не ориентируясь на какое-то конкретное лицо, безадресно. Можно передавать информацию с помощью разных носителей: книги или телефонного аппарата.

Коммуникация чаще ассиметрична, в ней практически невозможен диалог. Общение – всегда диалог. В диалоге общающиеся стороны - равноправные, равноценные субъекты . Главное в процессе коммуникативного акта – точно донести информацию, а в диалогическом общении – установление общности, контакта, общего смысла разговора. Коммуникация не обязательно предполагает духовную связь, общение – всегда приобщение к ценностям, которое мы переживаем вместе, это ещё и духовный контакт.В процессе общения обогащаются обе стороны (оттого, что меня поняли, что я выслушал другого, оттого, что я осмыслил другого, даже если он отрицает меня). Следует заметить, что общение всегда индивидуально направлено (в общении человек нацелен на другого: на одного человека или совокупного субъекта; он направлен на запросы, интересы собеседника, его потребности, уровень знаний).

Коммуникация может происходить не только в процессе непосредственного общения через слова, но так же с помощью дорожных знаков, телетекста, книг, фильма, и т.п. На самом деле целей коммуникации может быть несколько. Например, фильм может информировать, развлекать, предупреждать, объяснять, и т.п. Основная причина коммуникации - соответствующие потребности индивида или группы индивидов. И тогда - цели коммуникации обслуживают различные потребности индивидов.

Коммуникация - понятие, близкое к понятию общения, но более расширенное. Это процесс, в ходе которого происходит обмен информацией между системами в живой и неживой природе. Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности; включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание партнера. Общение- одна из основных психологический категорий, человек становится личностью в результате взаимодействия и общения с другими людьми. Выделяют 3 стороны общения : 1) коммуникативная; 2) интерактивная- построение общей стратегии взаимодействия; 3) перцептивная- формирование образа другого человека. Коммуникативный акт как и общение анализируется и оценивается по компонентам: !) адресант- субъект коммуникации; 2) адресат- кому направленно сообщение; 3) сообщение- передаваемое содержание; 4) код- средство передачи сообщения; 5) канал связи; 6) результат- то, что достигнуто в итоге коммуникации. Различают процесс коммуникации и его составляющие акты . В отдельных актах коммуникации реализуются управленческая, информативная, эмотивная и фактическая функции, первая из них- генетически и структурно исходная. По соотношению этих функций условно выделяются: !) сообщения побудительные- убеждение, внушение, приказ, просьба; 2) сообщения информативные- передача реальных или вымышленных сведений; 3) сообщения экспрессивные- возбуждение эмоционального переживания; 4) сообщения фатические- установление и поддержание контакта.

Кроме того, коммуникационные процессы и акты можно классифицировать и по другим основаниям: !) по типу отношений между участниками- коммуникация межличностная, публичная, массовая; 2) по средствам- коммуникация речевая (письменная и устная); 3)паралингвистическая (жест, мимика, мелодия); 4)вещественно- знаковая (продукты производства, изобразительного искусства).

Основные фазы коммуникативного процесса:

    фаза подготовки к коммуникации;

    фаза контакта (присоединение к клиенту); позволяет создать климат;

    фаза ориентации к проблеме, здесь решается вопрос как я настраиваю партнера на себя, коррекция отношений.

Важная характеристика коммуникативного процесса- намерение его участников повлиять друг на друга, воздействовать на поведение другого.

4. Понятие я-концепции; самооценка, социальная идентичность.

У каждого человека имеется система представлений о самом себе. Эта система представлений называются Я-концепцией (это относительно устойчивая, более или менее осознаваемая система представлений субъекта о самом себе). В рамках единой Я-концепции выд-т различные её составляющие: Я-физическое (представление о собственном теле, о его особенностях, пропорциях, размерах) Я-социальное (социальные, половые, этнические роли, которые мы считаем неотделимыми от самих себя) Я-экзистенциальное (представление смысла, ценности и уникальности человека перед лицом жизни и смерти)

Составляющими Я-концепции можно назвать также :

Реальное Я - представление человека о том, кем он является в настоящее время при сложившихся обстоятельствах его жизни

Идеальное Я - представление о себе, максимально улучшенное и «приукрашенное», в котором субъект доводит образ себя до предельного совершенства, соответствует всем без исключения моральным нормам и т.п.

Динамическое Я - то, каким субъект намерен стать после того, как осуществит некоторые изменения; то есть, динамическое я есть результат планирования субъектом своих изменений.

Фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, если это было бы возможным. При построении фантастического Я субъект не ограничивается принципом реальности, используя все резервы своего воображения.

Я-концепция формируется как продукт способности человека к рефлексии.

Рефлексия – это процесс самопознания субъектом своих внутренних психических актов и состояний. Самооценка - это ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим свойствам, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Самооценка может быть высокой, низкой и нормальной (адекватной). Главные функции, которые выполняются самооценкой: регуляторная , на основе которой происходит решение задач личностного выбора, защитная , обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Эриксон задает идентичность как сложное личностное образова­ние, имеющее многоуровневую структуру. Это связано с тремя основ­ными уровнями анализа человеческой природы: индивидным, личностным и социальным. На индивидном уровне анализа идентичность результат осознания человеком собственной временн­ой протяженности. С личностной т зр идентичность - ощущение человеком собственной неповторимости, уникальности своего жизненного опыта, задающее некоторую тождественность самому себе. Соц идентичность - личностный конструкт, который отражает внутреннюю солидар­ность человека с социальными, групповыми идеалами. Процесс становления социальной идентичности завершается тем, что человек приписывает себе усвоенные нормы и стереотипы своих социальных групп, они становятся внутренними регуляторами его социального поведения

Чем общение отличается от коммуникации?

В понимании сути и раскрытии природы общения нет однозначной позиции. Психологи определяют общение как многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности (Психология. Словарь / под ред. Л.В. Петровского, М. Ярошевского, 1990). Философы рассматривают общение как процесс взаимосвязи и взаимодействия обществ, групп, личностей, в ходе которого происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; это одно из необходимых условий формирования и развития общества и личности (Философский энциклопедический словарь / под ред. Л.Ф. Ильичева и др., 1983). В трактовке социальных отношений общение - это форма их реализации, обеспечиваются накопление и воспроизводство опыта, кооперацию и разделение труда, разных видов деятельности (Новая философская энциклопедия / под ред. В.С. Степина, 2001). То есть общение фактически позволяет реализовать всю систему отношений человека как на межличностном уровне (эмоциональные привязанности, предпочтения, неприязнь и др.), так и общественном, безличном по своей природе. В общественном формате общение создает определенную систему связей, условия для развития и объединения людей. Отсюда вытекает, по мнению Г.М. Андреевой (Андреева Г.М., 1997, с. 77), существование общения как реальности и общественных, и межличностных отношений, которые определяются совместной жизнедеятельностью людей.

Представители гуманистической психологии, и в частности А. Мас- лоу (A. Maslow, 1971), относят общение к аффилятивным потребностям личности. Основное содержание аффилятивной (от англ, affiliate - присоединять) потребности проявляется в желании и стремлении личности вступать в контакты с другими людьми, оказывать им помощь или принимать помощь от них, устанавливать и поддерживать хорошие межличностные отношения, забывать обиды и прощать проступки ради поддержания доброжелательных взаимоотношений. Именно общение создает условия для того, чтобы человек почувствовал эмоциональную близость с другими людьми, что его любят и принимают.

Активность и инициативность человека в общении, помощь и поддержка, включенность эмоций и чувств подчеркивают ключевую особенность человеческого общения - удовлетворение потребности человека в другом человеке, в живом контакте, в сопереживании. Как подчеркивал В.В. Знаков, общение изначально мотивируется стремлением выявить психологические качества друг друга, в ходе которого формируются межличностные отношения между людьми (Знаков В.В., 1994). Соответственно, пишут Л.Л. Реан и Я.Л. Ко- ломинский, наиболее точно общение можно описать следующим образом: «Общение - это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый широким спектром актуальных потребностей партнеров, направленный на удовлетворение этих потребностей и опосредованный межличностными отношениями» (1999, с. 269).

Нетрудно заметить, что по своей структуре общение включает как минимум три процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера) (Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева, М., 2011). Эти три процесса позволяют четко понять, чем человеческое общение отличается от взаимодействия между собой животных, по отношению к которым наиболее корректно использовать не категорию «общение», а понятие «коммуникация». В нем отсутствует процесс социальной перцепции, подразумевающий факт социальной обусловленности восприятия другого.

В 1947 году американский психолог Дж. Брунер (1977) ввел термин «социальная перцепция», обозначивший зависимость нашего (человеческого) восприятия другого объекта не только от его реальных физических характеристик, но от нашего прошлого опыта, целей и намерений воспринимающего, от значимости ситуации. Мы не пассивны и неравнодушны при восприятии других, сосредоточены не только на формировании образа как результата отражения воспринимаемой реальности, но на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия. Вплетаем в процесс познания другого свои эмоции и чувства. Следствием социальной перцепции в общении выступают различные стереотипы при восприятии других (например, приписывание определенных черт людям на основе их антропологических признаков или их принадлежности к определенной национальности/расе), предвзятое отношение, искаженные оценки, проецирование (неосознанном наделении другого человека собственными мотивами, приписывании ему переживаний и качеств, которые присущи самому оценивающему), идентификация (неосознанное отождествление себя с другим, восприятие другого человека в качестве продолжения себя) и др. Все эти феномены отсутствуют во взаимодействии животных.

Поясним сказанное примером. В животном мире довольно распространенной является ситуация, когда одно животное отзывается на зов другого. Основу их коммуникации составляет влияние на поведение друг друга через систему разных сигналов, совместным кодом которых владеет тот или иной вид животных. Сигналы могут подаваться и восприниматься через разные сенсорные каналы (например вокально-слуховой), в разных сенсорных модальностях, к которым чувствителен организм и в разных социальных контекстах, влияющих на их значение. Например, светляки коммуници- руют с использованием зрительного канала. В активное для них ночное время самки остаются на земле, а самцы летают над ними, испуская вспышки света, интенсивность, цвет, длительность и частота которых видоспецифична. Самки подают ответный сигнал, подзывая самцов для спаривания.

Наиболее широко известными сигналами в слуховой модальности являются песни животных (например, лягушек или птиц). Возможно, пишет Д.Л. Дьюсбери (2003), «самые впечатляющие сигналы такого рода подают горбатые киты. Элементы этих «песен» продолжаются от 7 до 30 минут, после чего повторяются. Эти сигналы могут передаваться на много миль по океанскому звуковому каналу» (с. 307). Химические сигналы в большей степени распространены среди млекопитающих и насекомых. Их основу составляют специальные продукты внешней или внутренней секреции (например феромоны или алломоны), обеспечивающие трансляцию важных социальных запахов. Так, самки крыс выделяют специальный феромон, помогающий детенышам обнаружить их. Кроме того, некоторые животные пользуются коммуникационными каналами, нехарактерными для человека. Науке известны ультразвуковые системы коммуникации летучих мышей или дельфинов, а также электрическая система для обнаружения объектов и коммуникации у некоторых видов рыб.

Нельзя не привести в качестве примера коммуникации животных знаменитый «язык танца» пчел. Пчелы-сборщицы, обнаружившие богатый источник корма, возвращаются в улей и описывают расположение запаса пищи пчелам в улье. Если пища находится в 100 м от улья, используется простой круговой танец. Описание отдаленного источника сопровождается танцем с покачиваниями, рисунок которого напоминает восьмерку. Между двумя петлями восьмерки располагается участок полета «по прямой», длина которого коррелирует с расстоянием до источника пищи, а направление - это направление прямого участка по отношению к вектору силы тяжести относительно солнца. Таким образом, пчела, обнаружившая источник пищи, летит по прямой вверх, когда получатель информации прямо вперед к солнцу, и вниз - если источник пищи находится в противоположном направлении (Дьюсбери Д.Л., 2003). Как и у многих животных, «язык» пчел мультимодален. Их коммуникация сопровождается подачей сигналов с использованием визуального, тактильного, слухового и химического каналов.

Социальные животные (кошки, собаки, дельфины, обезьяны и др.), обладающие сложными формами коммуникации, в своем поведении часто используют тактильные сигналы, требующие тесного контакта. Они могут передавать с помощью прикосновений довольно тонкие сигналы, свидетельствующие о заботе, потребности во внимании, защите и т.д. Иногда эти сигналы воспринимаются и интерпретируются человеком как способность животных к общению. Однако основа этих интерпретаций - особенности социальной перцепции, присущей человеку. Именно человек «очеловечивает» поведение животных, наделяя их человеческими качествами. Чтобы удостовериться в этом, достаточно попробовать ответить себе на один вопрос: «Будет ли отличаться поведение и коммуникация, например, собаки, выросшей и живущей вне дома, без заботы человека, от домашнего питомца?» Мысами приписываем домашним животным определенные чувства и потребности. Например потребность принадлежать к группе, потребность в коммуникации, в заботе и совместности (совместная защита, совместное выращивание, совместный поиск пищи) нами может восприниматься как сопереживание, ностальгия по хозяину, сопричастность как человеческое поведение. При этом только человеку присуще осознание своего поведение, способность изменять свое эмоционального состояние в процессе общения, использовать общение не только для коммуникации (обмена информацией), но и для познания другого человека, для формирования отношений между людьми с учетом предыдущего опыта, собственных взглядов и убеждений.

Общение в поведении человека удовлетворяет особую потребность - потребность в контакте с другими людьми. Стремление к общению нередко занимает значительное, а порой ведущее место среди мотивов, побуждающих людей к совместной деятельности. Потребность в контакте с другими проявляется у человека с самого рождения. После четвертой недели жизни ребенок начинает улыбаться в ответ на ласку взрослого, а на втором месяце появляется «комплекс оживления», который рассматривается как первая форма общения со взрослым. Это непосредственное эмоциональное общение лежит вне каких-либо форм сотрудничества. Оно выражает радостное отношение к значимому взрослому, обеспечивающему в том числе процессы формирования личности. В детском и взрослом возрасте нарушения общения неизбежно вызывают изменения в личности (например, формируя такие черты, как неуверенность в себе, застенчивость, тревожность, а также неадекватные мотивы и установки). Иными словами, общение - не только одна из сфер нашей жизни, но и механизм формирования и развития личности.