Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Пропорциональная избирательная система применяется на выборах. Пропорциональная избирательная система: азы политологического понимания

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система – способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест выборных органов пропорционально полученному каждой партией или списком кандидатов количеству голосов.

Впервые пропорциональная система была применена в Бельгии в 1884 г. В настоящее время используется в 57 странах: Израиль, Австрия, Дания, Швеция, Нидерланды.

Отличительные черты пропорциональной системы:

1. Строгое соответствие между количеством голосов на выборах и представительством в парламенте.

2. Акцент на представленности различных групп населения в органах власти.

3. Наличие многомандатных округов.

5. Справедливый характер, т.к. отсутствуют проигравшие или потерянные голоса.

Существует 2 основных типа пропорциональной системы:

1. Пропорциональная система партийных списков
2. Пропорциональная система передачи голосов.

Пропорциональная система партийных списков. Ее особенность заключается в наличии многомандатных округов (в роли округа может выступать вся территория государства) и формировании партийных списков как способа выдвижения кандидатов. В результате конкурентами на выборах являются не отдельные кандидаты, а политические партии. Избиратели же голосуют за партию, т.е. за ее партийный список и весь сразу, притом, что он создавался без их участия. Мандаты распределяются между партиями в соответствии с общим количеством голосов, полученных по всему избирательному округу. Технически механизм распределения мандатов следующий: сумма голосов отданных за все партии делиться на количество мест в парламенте. Полученный результат является «избирательным метром», т.е. числом голосов, необходимым для получения одного места в парламенте. Сколько раз этот метр уложится в число голосов полученных партией, столько мест она получит в парламенте. Чтобы не допустить в парламент экстремистские партии, а также избежать партийной раздробленности и неэффективной парламентской деятельности, устанавливается процентный порог. Преодолевшие его партии допускаются к распределению мест, остальные исключаются. В Украине барьер 4%, в России – 5%, в Турции – 10%. Пропорциональная система передачи голосов (Ирландия, Австралия). В отличии от системы партсписков, где голосование осуществляется за партии, данная система дает возможность избирателю выбирать еще и между кандидатами от партии, которую он поддерживает. Кандидаты, набравшие достаточное количество голосов, объявляются избранными; лишние голоса, отданные за них, передаются кандидатам, недобравшим голоса. Такая система справедлива по отношению к избирателям, учитывая мнение всех.

2. Способствует становлению многопартийной системы;

3. Стимулирует коалиционные действия и коалиционное парламентское большинство;

4. Защищает интересы политических меньшинств;

5. Более или менее четкие партийные идентификации избирателей.

Недостатки

1. Сложность определения результатов;

2. Передача партиям права назначать депутатов;

3. Не существует связи депутатов с избирательными округами;

4. Слабое влияние избирателей на правительственные решения;

5. Тенденция к установлению партийной олигархии;

6. Предоставление преимуществ мелким партиям, что может привести к разрушению крупных.

Пропорциональная система налогообложения

При пропорциональной системе налогообложения человек, которые зарабатывает 100 000, должен платить такой же процент от своих доходов, как и тот, кто зарабатывает 25 000.

При (например) 26% пропорциональном налоге, человек с доходом 25 000 заплатит 6500 (25 000 х 0,26 = 6500), а с доходом 100 000 - 26 000 (100 000 х 0,26 = 26 000).

В этом случае, как доход, так и налоговая нагрузка в четыре раза больше у человека с более высокими доходами, чем с низкими. При увеличении дохода увеличивается и сумма налога.

На фоне проходящих постоянно выборов у большинства людей возникает вопрос о том, что такое пропорциональная избирательная система? Эта проблема давно перестала носить чисто энциклопедический характер, перейдя в плоскость в большей степени практическую. Поэтому имеет смысл дать характеристику обозначенного выборного процесса и выявить его достоинства, а также недостатки.

Пропорциональная отличительные характеристики

Если просто сформулировать сущность данного то она может выглядеть следующим образом: избиратель голосует за имидж той или иной политической силы. И именно это отличает данный вид от мажоритарной модели. Но такое определение требует расшифровки. Итак, основными признаками пропорционального вида являются:

  1. Отсутствие неучтенных голосов.
  2. Прямое соотношение между процентом отданных на выборах голосов и процентом мест в избираемом органе.

Эти два признака обуславливают сам Фактически определенный участок страны или все государство представляет собой многомандатный округ, в котором каждый волен избрать понравившуюся ему политическую силу. При этом избираемыми выступают партии, движения, объединения, блоки, но в орган проходят лишь представленные в зарегистрированных списках физические лица. Стоит отметить, что в странах развитой демократии в пропорциональной системе выборов могут выставляться «соединенные списки» и «независимые списки». В первом случае объединяющиеся политические силы идут на выборы единым фронтом, при этом не уточняя, кто именно будет представлять их в органе. Во втором - пропорциональная избирательная система позволяет выставлять кандидатуру единственного физического лица (такое положение характерно для Бельгии или Швейцарии).

В целом избирательный процесс по данной системе выглядит следующим образом: придя на участок для голосования, избиратель отдает свой единственный голос за конкретную партию. После подсчета голосов политическая сила получает такое количество мест в органе, которое соответствует проценту, полученному на выборах. Далее количество мандатов распределяется согласно списку, зарегистрированному заранее, между членами политической силы. Ротация мест происходит только в тех случаях, когда не в состоянии в силу физических или законодательных причин осуществлять полномочия.

Из всего этого можно сделать вывод, что пропорциональная избирательная система - это особый вид процесса выборов, при котором представитель электората голосует не за конкретных лиц, а за политические силы. Также стоит помнить, что территория, на которой происходят выборы, представляет собой один крупный многомандатный округ.

Пропорциональная избирательная система: достоинства и недостатки

Как и любой тип избирательного процесса, эта система обладает как достоинствами, так и недостатками. К числу преимуществ следует отнести тот факт, что пропорциональная избирательная система способствует учету предпочтений всего электората, который решил огласить свою волю. В данном случае она выгодно отличается от мажоритарной, учитывающей только волю большинства.

А вот к существенному недостатку данной системы относится то, что избирателю фактически дают право голосовать за имидж той или иной политической силы, а не за конкретную личность. Стоит отметить, что в данном случае облик может строиться на харизме лидера (как это случилось, например, в Германии в 1933). При этом пришедшие к власти иные физические лица могут быть и вовсе незнакомы электорату. Таким образом, пропорциональная избирательная система способствует развитию «культа личности» и, как следствие, возможному переходу от демократического строя к автократии. Однако такое положение встречается не так часто вследствие имплементации норм сдерживания.

Следовательно, пропорциональная избирательная система - это удобный механизм учета мнения всего общества, проживающего в конкретной части страны или во всем государстве.

Выберите верные суждения о выборах и избирательных системах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Пропорциональная избирательная система применяется на выборах в представительные органы власти.

2) Выборы в демократическом обществе предполагают равенство возможностей политических партий и кандидатов.

3) Достоинством пропорциональной избирательной системы является примерно равное представительство политических сил в парламенте.

4) При проведении выборов по мажоритарной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов в соответствии с голосами, поданными за эти списки.

5) Мажоритарная система предполагает, что для избрания кандидат должен получить большинство голосов избирателей округа.

Пояснение.

В юридическом смысле узкое понимание избирательной системы предпочтительнее увязывать с совокупностью норм, закрепляющих правила: образования избирательных округов; выдвижения кандидатов (списков кандидатов); определения роли политических партий (избирательных объединений) в выборах; утверждения формы избирательного бюллетеня; определения результатов выборов и установления победителей, включая распределение депутатских мандатов между политическими партиями (избирательными объединениями); проведения в случае необходимости повторного голосования (второго тура выборов); замещения вакантных мандатов.

Суть мажоритарной системы заключается в разделении территории, на которой проводятся выборы, на избирательные округа, в которых избиратели голосуют персонально за тех или иных кандидатов. Для избрания кандидату (кандидатам, если выборы проводятся по многомандатным избирательным округам) необходимо набрать большинство голосов избирателей, принявших участие в голосовании. С юридической точки зрения мажоритарную избирательную систему отличает универсальность применения, позволяющая использовать ее для выборов как коллегиальных органов, так и отдельных должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов при этой избирательной системе наделяются как граждане в порядке самовыдвижения, так и политические партии (избирательные объединения). При образовании вакантных мандатов, обусловленном в числе прочего досрочным прекращением полномочий депутатов (выборных должностных лиц), обязательным является проведение новых (дополнительных, досрочных или повторных) выборов.

Для пропорциональной избирательной системы характерны следующие черты. Ее применение ограничено выборами депутатов законодательных (представительных) органов; она не применяется на выборах должностных лиц. Правом выдвижения кандидатов обладают исключительно политические партии (избирательные объединения). Избиратели при такой системе голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов (партийные списки), а к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие заградительный барьер, т. е. набравшие установленное в законе минимально необходимое число голосов, которое не может превышать 1% от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Образовавшиеся вакансии замешаются следующими в порядке очередности кандидатами из списков кандидатов (партийных списков), допущенных к распределению мандатов, вследствие чего проведение дополнительных выборов не предусматривается.

1) Пропорциональная избирательная система применяется на выборах в представительные органы власти - да, верно.

2) Выборы в демократическом обществе предполагают равенство возможностей политических партий и кандидатов - да, верно.

3) Достоинством пропорциональной избирательной системы является примерно равное представительство политических сил в парламенте - нет, неверно.

4) При проведении выборов по мажоритарной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов в соответствии с голосами, поданными за эти списки - нет, неверно.

5) Мажоритарная система предполагает, что для избрания кандидат должен получить большинство голосов избирателей округа - да, верно.

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 / 4 мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы -- в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы -- представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Достоинства:

  • · Система пропорционального представительства позволяет каждой политической партии получить число мест пропорционально числу голосов. Вот почему эта система может показаться более справедливой, чем мажоритарная система.
  • · Если квота достаточно низкая, то мелкие партии тоже получают места.
  • · Самые различные группы избирателей могут обеспечить места для своих представителей, и поэтому результат выборов рассматривается населением как справедливый.
  • · При этой системе избиратели более склонны голосовать за кандидатов, близких к их собственной позиции, а не за кандидатов, которые имеют больше шансов быть избранными.
  • · Система пропорционального представительства при открытых списках позволяет избирателям выбирать и кандидата, и политическую партию, и таким образом уменьшается влияние партий на персональный состав своих представителей в парламенте.
  • · Пропорциональная система с низким проходным барьером позволяет наиболее адекватно отразить в парламенте весь спектр политических сил страны согласно их реальному влиянию на массы.
  • · В этой системе меньше вероятность попадания в парламент представителей криминальных структур или теневого бизнеса, которые способны не вполне легальными методами обеспечить себе победу на выборах в регионах.

Недостатки:

  • · При закрытых списках возможно использование «технологии паровоза», когда во главу избирательного списка ставятся популярные личности, которые затем отказываются от своих мандатов, в результате чего в парламент попадают никому не известные личности из конца списка («вагоны»).
  • · При парламентской республике (а также, как правило, при конституционной монархии) правительство формирует та партия, которая преобладает в парламенте. При пропорциональной системе выборов более, чем при мажоритарной, вероятно, что ни у одной из партий не будет абсолютного большинства и потребуется сформировать коалиционное правительство. Коалиционное же правительство, если оно состоит из идеологических противников, будет неустойчивым и будет не в состоянии провести какие-либо крупные реформы.
  • · В регионах, где имеются многочисленные разнородные группы избирателей, может появиться большое число мелких партий, и таким образом будет затруднено создание работоспособной коалиции. Однако использование избирательных квот может уменьшить эту проблему.
  • · Если партийные списки «закрытые» и избиратели голосуют за весь список, то ослабевает связь между избирателями и их выборными представителями. Эта проблема не возникает в случае «открытых» партийных списков.
  • · Закрытые партийные списки дают большую власть партийным лидерам, которые определяют очередность кандидатов в списке партии, и это может привести к диктатуре внутри партии. Хотя, вероятно, разные партии решают этот вопрос по-разному.
  • · Система распределения голосов зачастую непонятна плохо информированным избирателям, и это может сделать систему пропорционального представительства непопулярной.

Пропорциональная избирательная система действует в полиноминальных (многомандатных) избирательных округах, и голосование ведется по партийным спискам. Каждая партия, участвующая в выборах, получает количество депутатских мест, пропорциональное числу полученных ею голосов избирателей.

Пропорциональное распределение мест может осуществляться различными способами, и прежде всего на основе избирательной квоты , которая вычисляется путем деления общего числа голо­сов избирателей, поданных в округе, на число мандатов, подле­жащих распределению.

Иными словами, определяется минимальное число голосов избирателей, которое необходимо набрать партии, чтобы получить один мандат (т. е. удельный вес мандата).

Предположим, в многомандатном округе за 6 депутатских мест вели борьбу 5 партий, и голоса избирателей между ними распре­делились следующим образом:

А-20.000; Б-16.000; В-34.000; Г-43.000; Д-37.000.

В соответствии с полученной квотой распределяем мандаты между партиями. Для этого число голосов избирателей, получен­ных каждой партией, делим на избирательную квоту:

А 20.000: 25.000 = 0 (20.000 в остатке)

Б 16.000: 25.000 = 0 (16.000 в остатке)

В 34.000: 25.000 = 1 (9.000 в остатке)

Г 43.000: 25.000 = 1 (18.000 в остатке)

Д 37.000: 25.000 = 1 (12.000 в остатке)

Из 6 мандатов сразу распределить удалось лишь 3. Распреде­ление оставшихся мандатов может быть проведено одним из двух способов: по правилу наибольшего остатка или наибольшей сред­ней.

По методу наибольшего остатка нераспределенные мандаты отдаются партиям, имеющим наибольшие остатки голосов изби­рателей. В рассматриваемом примере по 1 мандату получат пар­тии А, Г и Б. Окончательные результаты будут следующие:

А-1; Б-1; В-1; Г-2; Д-1.

Несколько сложнее идет распределение мандатов по методу наибольшей средней , когда оставшиеся мандаты распределяются между партиями, имеющими наибольшую среднюю. Чтобы вы­числить среднюю каждого списка, необходимо число голосов из­бирателей, поданных за партию, разделить на число полученных ею мандатов плюс 1. В нашем примере это будет выглядеть так:

А 20.000: 1 (0 мандатов + 1) = 20.000

Б 16.000: 1 (0 мандатов + 1) = 16.000

В 34.000: 2 (1 мандат + 1) = 17.000

Г 43.000: 2 (1 мандат + 1) = 21.500

Д 37.000: 2 (1 мандат + 1) = 18.500

По одному мандату получат партии Г, А и Д, имеющие наи­большую среднюю. Окончательные результаты будут иными, чем при использовании правила наибольшего остатка:

А-1; Б-0; В-1; Г-2; Д-2.

Следовательно, при одном и том же распределении голосов избирателей между политическими партиями окончательная кар­тина выборов будет различной в зависимости от применяемого способа распределения мандатов, выбор которого обусловлен, в частности, тем, на какие партии - крупные или небольшие - ори­ентирована избирательная система в данной стране.

Пропорциональная система имеет и другие способы определе­ния пропорциональности депутатских мест числу полученных го­лосов. Так, довольно широкое распространение (Бельгия, Австрия, Португалия, Франция-выборы в Национальное собрание 1986 г., и др.) получил метод д"0ндта. Суть его заключается в том, что число полученных каждой партией голосов делится последова­тельно на ряд натуральных чисел (1,2,3,4...). Частные от деления располагаются в убывающем порядке: 43.000; 37.000; 34.000; 21.500; 20.000; 18.500; 17.000; 16.000... Избирательной квотой (избирательным частным) будет число, по­рядковый номер которого соответствует числу мандатов, распре­деляемых в округе (в нашем примере-6 мандатов). В данном случае таким избирательным частным будет 18.500. Разделив го­лоса, полученные партиями, на избирательное частное, получим такое распределение мандатов:

А-1; Б-0; В-1; Г-2; Д-2.

Сразу распределить все мандаты, не прибегая к другим спо­собам, позволяет также метод Генри Друпа. Суть его состоит в том, что при определении квоты по формуле:Q = X: Y (где Х – общее число голосов избирателей, а Y - число мандатов) знаменатель последовательно увеличивается на 1, 2, и 3 и т. д. до тех пор, пока не получится частное, позволяющее распределить все мандаты.

Все вышесказанное касается общих принципиальных подходов при выявлении существа пропорциональной системы, а именно способов определения окружной избирательной квоты и распре­деления мандатов. Полная пропорциональная система предполагает, что вся страна должна представлять собою единый многомандатный округ, или, по крайней мере, образуются большие многомандатные округа, в которых проводится первичное распреде­ление мандатов, а оставшиеся мандаты распределяются без учёта границ округов в соответствии с общенациональной избиратель­ной квотой.

Так, например, в Индонезии распределение мандатов между организациями, участвующими в выборах, проводится в три этапа. На первом этапе вычисляется окружная избирательная квота и на ее основе проводится распределение мандатов между органи­зациями в каждом округе (количество полученных организацией мандатов не должно превышать числа, кандидатов в Представ­ленном списке). Если организация получила голосов меньше, чем избирательная квота, она остается без мандатов.

Наиболее удачным примером полной пропорциональной сис­темы может служить порядок выборов в Палату депутатов парламента Италии. Распределение мандатов происходит в два эта­па: по избирательному округу и по Единому общенациональному округу. После подсчета голосов, полученных каждым партийным списком, и общего числа голосов по округу выводится окружная избирательная квота по формуле: Q = X: (Y + 2) - (возможные остатки при делении не учитываются). Каждому списку предоставляется столь­ко мандатов, сколько раз избирательная квота уложится в изби­рательной цифре данного списка. Мандаты, оставшиеся незамещенными, не перераспределяются в округе, а передаются в Еди­ный общенациональный округ и распределяются уже по общена­циональной квоте.

Но не все партийные (списки будут допущены до второго эта­па, а только те, которые провели хотя бы одного депутата по от­дельному округу (т. е. набрали число голосов, равное не менее одной квоты) или набрали в целом по стране не менее 300 тысяч голосов. Суммируются оставшиеся неиспользованными по всем округам голоса, полученные допущенными ко вторичному распре­делению мандатов списками, и делятся на число нераспределен­ных, мандатов - полученный результат составляет общенацио­нальную избирательную квоту. Сумма оставшихся неиспользован­ными по каждому списку голосов делится на эту квоту, тем самым определяется число мандатов, выделяемых каждому списку.

Но встает вопрос: в какие округа пойдут полученные мандаты? Ведь партия, получившая по Единому общенациональному окру­гу дополнительно 2-3 мандата, может иметь «излишки» голосов в 5-6 округах. Для этого в каждом избирательном округе составляется таблица оставшихся неиспользованными в нем голо­сов, которые выражены в процентном отношении к окружной кво­те и располагаются в убывающем порядке. Отведенные списку мандаты распределяются в округах в соответствии с таблицей. Если в избирательном округе все кандидаты списка, получившего дополнительные мандаты, уже избраны, эти мандаты в соответ­ствии с таблицей передаются в другой округ.

Приведенный пример избирательной практики Италии демон­стрирует наиболее четкий механизм функционирования полной пропорциональной системы, но одновременно показывает и действие одного из наиболее распространенных способов искажения пропорциональных систем - «заградительного барьера» («загра­дительной оговорки»). В странах, где действует «заградительный барьер», к распределению мандатов не допускаются партии, чьи списки получили в общегосударственном масштабе или в округе меньше голосов, чем предусмотрено законом. Требование мини­мального числа голосов может быть выражено как в процентном, так и в количественном отношении. Применяться ограничение мо­жет как на первой стадии, так и на стадии вторичного распреде­ления мандатов. Так, в ФРГ действует 5%-й барьер, в Египте - 8%-й, в Турции -10%. В Швеции, чтобы участвовать в распреде­лении мандатов, партия должна получить не менее 4% голосов по стране или 12% в избирательном округе; во вторичном же рас­пределении участвуют лишь списки, которые преодолели 12%-й барьер. В Италии к распределению остаточных мандатов не до­пускаются партии, набравшие менее 300.000 голосов по стране, в Австрии - не получившие ни одного прямого мандата на первой стадии.

В России на выборах депутатов в Государственную Думу по единому федеральному округу действие заградительного барьера начинается с первичного распределения мандатов - еще с момента вычисления избирательной квоты (избирательного частного). При определении избирательного частного, с помощью которого будут распределяться мандаты между списками кандидатов, Центральная избирательная комиссия подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по федеральному избирательному округу только за те списки кандидатов избирательных объединений, избирательных блоков, которые получили не менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и делит полученную сумму голосов избирателей на 225 (число депутатских мест, распределяемых по данному федеральному округу). Затем число голосов, полученных каждым списком, делится на полученное избирательное частное, а нераспределенные таким образом мандаты (если таковые окажутся) передаются по одному тем спискам кандидатов, у которых оказывается наибольший остаток (т.е. по методу наибольшего остатка).

Способом искажения чистоты пропорциональности можно считать допускаемое в некоторых странах блокирование , или соединение списков. На любом этапе выборов партии могут объединить свои списки, тогда голоса, поданные за каждый из этих списков, суммируются и считаются поданными за один список. Объединенный список участвует в распределении мандатов, а полученные мандаты перераспределяются внутри блока по правилу наибольшей средней. Такая система широко практиковалась на парламентских выборах во Франции в 50-е го­ды.

Поскольку пропорциональная избирательная система дейст­вует в многомандатных округах, и партии и иные организации выдвигают не отдельных кандидатов, а целые списки (как пра­вило, включающие столько кандидатов, сколько мандатов выде­лено на округ), то немаловажным является вопрос о распределении мандатов внутри списков.

Здесь возможны различные вари­анты.

При системе «жестких» списков проблемы с распределением мандатов, как правило, не возникают. Кандидаты в списке распо­лагаются не в алфавитном порядке и не произвольно, а в зависи­мости от «веса» кандидата, его положения в партии. Голосуя за список в целом, избиратели не высказывают отношение к отдель­ным кандидатам. Выигранные списком мандаты отдаются канди­датам в соответствии с очередностью их расположения в списке.

Иной порядок распределения мандатов при системе «гибких» списков: голосуя за список в целом, избиратель указывает кан­дидата, которому отдает предпочтение. Соответственно, ман­дат получит кандидат, имеющий наибольшее число знаков пред­почтения.

Более сложной является система преференцированного голосования: избиратель голосует не просто за список, а проставляет кандидатам в бюллетене преференции 1, 2, 3..., указывая, тем самым, в какой последовательности избрание кандидатов для не­го наиболее желательно. Такая система применяется, в частности, в Италии на выборах в Палату депутатов: избиратель может вы­разить преференции только кандидатам того списка, за который он голосует; число преференций равно трем, если избирается до 15 депутатов, и четырем, если избирается 16 и более депутатов. На основе выраженных преференций определяется индивидуаль­ная цифра каждого кандидата, и в соответствии с индивидуаль­ными цифрами составляется таблица кандидатов каждого списка. При равенстве индивидуальных цифр учитывается очередность кандидата в избирательном списке.

По каждому списку, получившему мандат, избранным счита­ется кандидат, имеющий наибольшую индивидуальную цифру.

Очень сложной с точки зрения механизма распределения ман­датов внутри списков является система передаваемых голосов (действует в Ирландии, Австралии, Мальте). Учитываются не только первые, но и вторые, и третьи преференции. Кроме того, при данной системе применяются, как правило, панашированные бюллетени, т. е. по одному списку проходят кандидаты от раз­личных партий. Таким образом, избирателю предоставляется воз­можность одновременно голосовать и за партию, и за конкретного кандидата. 8

Думается, все вышеизложенное дает общее представление о сущности пропорциональной избирательной системы и различных вариантах ее применения.

Несомненно, в условиях многопартийности пропорциональная система более демократична по сравнению с мажоритарными, a потому более целесообразна, исходя, по крайней мере, из двух моментов:

Во-первых, пропорциональная система не дает такого числа неучтенных голосов избирателей, максимально уравнивает удель­ный вес мандатов;

Во-вторых, она дает более адекватную картину политической ситуации в стране на момент выборов, реальной расстановки сил политических партий и иных организаций. Пропорциональная сис­тема дает возможность всем политическим организациям, поль­зующимся поддержкой избирателей, провести своих депутатов в представительные учреждения, обеспечивая тем самым учет мне­ний различных слоев населения при принятии решений.

Однако следует учитывать, что демократизм, заложенный в пропорциональной системе, может быть существенно снижен. Так, установление большой избирательной квоты в округе может зара­нее обеспечивать победу более крупным партиям, лишая, факти­чески, небольшие партии шансов на получение мандатов. В дан­ном случае большая избирательная квота выполняет роль «за­градительного барьера».

Против небольших партий может быть направлена и практика образования небольших полиноминальных округов, от которых избирается малое число депутатов. Тем самым число партий, ре­ально ведущих борьбу за мандаты, ограничивается небольшим числом этих мандатов. И опять в выигрышном положении оказы­ваются крупные партии.

Поэтому максимальное использование демократического по­тенциала пропорциональной системы возможно лишь при макси­мальном укрупнении избирательных округов и выборе оптималь­ной системы определения пропорциональности при распределении мандатов.

Признавая преимущества пропорциональных систем перед мажоритарными, нельзя, вместе с тем, не обратить внимание на еще один важный момент. Наиболее демократично пропорциональная система действует в условиях сложившейся, оформившейся мно­гопартийной системы. Вся процедура выборов ориентирована на многопартийность, в частности, партии владеют монополией на выдвижение кандидатов. Поэтому в странах, где идет лишь фор­мирование многопартийности, более целесообразным может стать использование смешанных избирательных систем.