Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Примеры аллитерации в русском языке. Аллитерация или Какие образы рисуют нам волшебные гномы

Аллитерация это повтор согласных или совокупности согласных звуков, придающий особую звуковую выразительность и образность художественной речи, преимущественно стихотворения; главный элемент фоники.

При аллитерации частотность согласных звуков на конкретном отрывке или во всем сочинении является большей в сравнении со среднеязыковой, например: «Лет до ста расти нам без старости…» (В. В. Маяковский, поэма «Хорошо!», 1927 г.).

Использование аллитерации в поэзии

Аллитерация в стихосложении применяется как оригинальное стилистическое средство увеличения фонетической выразительности речи. Гений рифмы и автор уникальных стихотворных форм В. В. Маяковский писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

Аллитерациями богата литература всех периодов и стран мира. Намеренное созвучие согласных присутствует в стихах легендарных античных авторов, в частности Гомера, Гезиода, Горация, Вергилия, а также в произведениях многих великих европейских поэтов – Д. Алигьери, Ф. Петрарки, П. де Ронсара, У. Шекспира.

Аллитерация также значительно распространена в народном поэтическом творчестве. Многие изречения, среди которых пословицы, поговорки, скороговорки, зачастую содержат аллитерации: «Тише едешь – дальше будешь», «Мели, Емеля, твоя неделя», «Купи кипу пик» и др.

Аллитерация в русской поэзии

Аллитерация в русской поэзии, в отличие от германского, английского, финского, тюркского стихосложений, где она является основным техническим приемом, используется авторами в меру их художественной манеры весьма сдержанно. Построенные на аллитерации стихи впервые появились в России в ХVІІІ веке в качестве творческого эксперимента знаменитого русского поэта и ученого М. В. Ломоносова. Аллитерационную традицию продолжили великие русские мастера слова Г. В. Державин, А. П. Сумароков, А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов и др.

Наивысшего апогея аллитерация достигла в эпоху символизма, поэты которой стремились к фонической образности художественной речи. Яркими представителями культивирования аллитерации в русской литературе являются К. Д. Бальмонт, Игорь Северянин, Велимир Хлебников и др.

Особенный поэтический эффект стихотворения достигается при сочетании аллитерации с повторами гласных звуков – ассонансами. Такие созвучия тонко, изысканно применял классик русской литературы А. С. Пушкин, как, например, в стихотворении «Осень» (1833 г.):
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…

Слово аллитерация произошло от средневек. лат. alliteratio, что в переводе означает – «созвучие».

Аллитерация

Аллитерация

АЛЛИТЕРАЦИЯ - в узком (лингвистическом) смысле - особый, канонизованный в некоторых (особенно «народных») литературах, прием поэтической техники (или - фонетической организации стиха); иначе говоря - один из видов «звукового повтора», отличающийся от прочих видов, в частности от рифмы (см.),

1) тем, что тождественные (повторяющиеся) звуки локализуются не в конце, а в начале стиха и слова (тогда как в рифме повторяются или корреспондируют концы стихов, а следовательно и слов);

2) тем, что материалом повтора, т. е. повторяющимися или корреспондирующими звуками, оказываются в большинстве случаев и гл. обр., согласные.
Последнее обстоятельство дало повод к упрощенному пониманию термина А. как всякого повтора согласных (в отличие от ассонанса (см.) - повтора или созвучия гласных). Т. к. большинство яз., в поэтике к-рых канонизована (т. е. принята в качестве обязательного приема - наподобие напр. рифмы в русском стихе) А., в частности яз. финские (напр. суоми - в эпосе Калевала (см.), эстонский в эпосе Калеви - поэт) и германские (ср. древнегерманский аллитерационный стих (см.)), обладают законом начального ударения (на первом слоге), то выбор А. в качестве основного технического приема поэзии можно поставить в связь именно с этим законом. До известной степени это применимо и к якутскому яз., также канонизовавшему А. в своей народной, а за последнее время и искусственной поэзии, и др. алтайским яз. В русской поэзии А. ограничивается ролью факультативного (не канонизованного) приема; подчеркнуто ею пользуются лишь некоторые поэты (Бальмонт (см.) (чуждый чарам черный челн), Маяковский (см.)), и то в большинстве относимых к А. случаев мы видим на самом деле не А. в узком смысле, а лишь насыщенные случаи согласных повторов, напр. «Где роща ржуща ружей ржет».

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Аллитера́ция

(лат. alliteratio – созвучие), средство звукописи ; повтор опорного согласного, т. е. непосредственно предшествующего ударному гласному. Иногда к ней относят и повтор начального согласного в разных словах одного и того же речевого отрезка. Этот отдельный вид аллитерации был распространён в поэтической практике тех европейских народов, которые в период раннего Средневековья пользовались общей формой т. н. «аллитерационного стиха» (см. ст. Тоника ) и в языках которых слова имели фиксированное ударение на первом слоге. Оба указанных типа согласных звуков – и начальные, и опорные – рус. лингвист О. М. Брик отнёс к числу «нажимных», а затем определил аллитерацию как повтор «нажимных» согласных. Повтор этих согласных можно наблюдать в следующих строках «Медного всадника» А. С. Пушкина :

Нев а вздув алась и рев ела,


Котл ом кл окоча и кл убясь…


К видам аллитерации также относят повтор различных опорных согласных одной группы (напр., губных или сонорных): «М илых лад ни м ыслию см ыслити…» («Слово о полку Игореве»).

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Аллитерация

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое повторение согласных придает речи эти качества. Неблагозвучен, несмотря на наличие одних и тех же согласных стих: «Не тлит ли тля сребро и злато». Аллитерация представляется художественным приемом лишь в тех случаях, когда повторение одинаковых согласных усиливает впечатление, получаемое от известного сочетания слов, когда своим звучанием это повторение подчеркивает то или иное настроение, как, например, в стихе Лермонтова «Русалка плыла по реке голубой», где повторяющееся «л» создает впечатление текучести и плавности. Подбор тех или иных согласных может иногда прямо соответствовать изображаемому явлению. Так, повторные «ш» в стихе Бальмонта «Шорох стеблей, еле слышно шуршащих» - буквально передают шорох. Но такое звукоподражание, достижимое, конечно, в очень редких случаях, вовсе и не должно являться пределом устремлений художника слова. Подбирая определенные звуки, художник руководится пригодностью их к воплощению определенного поэтического замысла, вследствие чего значение аллитерации лишь как сродства «музыкальности», благозвучия или звукоподражания не исчерпывается только этими моментами. Так, напр., в стихах Брюсова «Встаньте, вызову волхва послушны... Вы, чья плоть давно - обман воздушный», аллитерирующее «в», но имеет значения гармонизующего, но, не придавая музыкальности стиху, оно оправдывается замыслом стихотворения заклинания, ибо заклинание и строилось на гювториости (слов, звуков и т. п.), которая должна была повышать его действенность. Точно также в каламбурной (см. каламбур), например, игре, которая может быть использована, как поэтический прием (Гоголь), аллитерация и ассонанс (см. это слово) служат средствами обострения этой игры, давая одинаковое звучание различным по смыслу словам; здесь, таким образом, аллитерирующие звуки имеют самодовлеющее значение (безотносительно к сообщаемой ими музыкальности или усилению значимости слова), наблюдаемое, напр., и при выборе художниками имен и фамилий героев, хотя и здесь порой аллитерация эмоционально окрашивает смысловую направленность (Чичиков, Акакий Акакиевич).

Я. Зунделович. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Аллитерация" в других словарях:

    - (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Напр., Бога браней благодатью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Аллитерация - АЛЛИТЕРАЦИЯ повторение одинаковых согласных. Такого рода повторение одинаковых согласных или групп их является в поэтическом языке одним из важнейших средств для сообщения стихотворной речи благозвучия и «музыкальности». Конечно, не всякое… … Словарь литературных терминов

    Происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Это встречается весьмачасто в немецкой литературе, что даже является основанием древненемецкойверсификации, а также встречается и в некоторых … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    аллитерация - и, ж. allitération <лат. ad littera. 1751. Лексис. В художественной литературе повтор согласного или группы согласных, отчетливо выявляющих звуковой облик слова, напр.: Подобна лилии крылатой, Колеблясь входит Лалла Рук. Пушкин. СИС 1985. Он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    - (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит (А.С. Пушкин) … Современная энциклопедия

    - (от лат. ad к при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Напр., Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой (А. С. Пушкин) … Большой Энциклопедический словарь

    АЛЛИТЕРАЦИЯ, аллитерации, жен. (от лат. littera буква) (лит.). В древнегерманском стихосложении созвучие, образуемое повторением одинаковых согласных в начале слов. || Поэтический прием, состоящий в повторении одинаковых согласных, напр. «Чуждый… … Толковый словарь Ушакова

    Сущ., кол во синонимов: 1 парономазия (5) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Аллитерация - (от латинского ad к, при и littera буква), повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность. Например, “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит” (А.С. Пушкин). … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Подразумевается большая по сравнению со среднерусской частотность этих звуков на определённом отрезке текста или на… … Википедия

Существует множество литературных и языковых терминов, значение которых нам в полной степени не знакомо. Поэтому в данной статье мы попробуем разобраться с аллитерация, где ее можно встретить, чем она интересна. Для многих читателей будет открытием то, что данное явление встречается в нашей жизни более чем часто. Нередко строки с аллитерацией сочиняются на ходу теми людьми, которые имеют склонности к поэзии.

Различная трактовка термина

Итак, аллитерация - это некое созвучие, которое образуется благодаря повторению одинаковых или похожих по своему звучанию согласных, употребляемых в начале слова. Если говорить шире о том, что такое аллитерация, то можно отметить, что это канонизированный литературный прием, который хоть и основывается на сочетании подобных звуков, но не имеет ничего общего с рифмой. Если же рассматривать трактовку этого термина еще проще, то аллитерация имеет отдаленное сходство с рифмой. Однако в таком случае созвучия будут иметь место не в конце каждой строчки, а в ее начале.

Несколько примеров

Чтобы понять, что такое аллитерация, достаточно окунуться в мир народных присказок и поговорок. Именно в тех коротких строчках, которые как бы учат нас правильно жить, очень четко прописан этот загадочный литературный термин. В качестве примера можно продекламировать пословицу «Щи да каша - пища наша». Тут мы видим и аллитерацию, находящуюся в начале первых слов, и рифму, которая делает эту поговорку еще более мелодичной. Подобным примером могут также служить слова «Шила в мешке не утаишь», «Проще пареной репы» и другие.

Красивейший мир поэзии

Также понять, что такое аллитерация, нам помогут стихотворения известных российских поэтов. Как ни удивительно, но лидерами в использовании этого приема на практике были самые знаменитые гении Золотого века - Пушкин и Лермонтов. Михаилу Юрьевичу, например, принадлежали следующие слова: «Уж не жду от жизни ничего я. И не жаль мне прошлого ничуть». Ну а знаменитый стих Пушкина со словами «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», является примером этого канонического приема, который у каждого на слуху.

Прошлое и настоящее аллитерации

Стихи с аллитерацией можно найти у А. Блока, а также у некоторых других Подобный имеет место в древнейшем русском летописном произведении - «Слове о полку Игореве», в стихах Некрасова, Северянина и Маяковского. Нередко в таких произведениях аллитерация чередуется с рифмой, благодаря чему стихотворение воспринимается слухом как нечто нестандартное, неожиданное, очень интересное.

Восприятие этого приема

Принято полагать, что из всех приемов в литературе на слух лучше всего определяется аллитерация. Примеры подобных звуковых сочетаний были представлены выше, поэтому вы можете, прочитав их еще раз, уловить, что звуковая связь между сказанными словами может быть замечена только в случае, если вы их слышите. На письме же уловить эти созвучия невозможно. Возможно, именно поэтому аллитерация так прочно прижилась именно в

Писательский талант необъятен и прекрасен. Ведь не каждой живой натуре свойственно творить. Каждая строчка любого произведения несет в себе необычайный смысл и выражает особые переживания автора. Для придания особой выразительности творению, писатели нередко пользуются фонетическими приемами. Самым распространенным из них, используемым как в стихотворной форме, так и в прозе, считается применение аллитерации.

Аллитерацией принято толковать повтор или переплетение согласных звуковых форм и выражений для того, чтобы усилить выразительность художественных повествований. Очень часто писатели сочиняют аллитерационные произведения на свободном дыхании.

Как определяют аллитерацию?

Фонетическое украшение речи свойственно любому языку. Методы, с помощью которых повышается выразительность речи, используя звуковой словесный состав, принято отображать как звукопись или фонику. и как она определяется?

Различают такие литературные приемы, как аллитерационное и ассонансное звуковые выражения:

  1. Первый случай характеризуется организованным повторением звуков в согласной форме.
  2. Второй случай характеризует переплетение гласных звуков.

Другие стилистические приёмы, которые базируются на различных звуковых словесных повторах: рифмах или диссонансах, аллитерационные выражения имеют свойственность нерегулярного расположения одинаковых согласных звуковых форм. Чем больше в тексте подобных выражений, тем сильнее эмоциональное воздействие, особенно когда изменяется смысл произведения. Фразы с аллитерацией могут быть расположены в любой части стихотворения или выражения, причем в произвольном течении.

Откуда появилась аллитерация и ее примеры в фольклоре?

Живое слово всегда включало в себя народные высказывания. Выходцы из народа зачастую пополняли запас устной речи различными выражениями. При создании былин и легенд, конечно же, использовались и аллитерационные приемы, которые придавали сказаниям особую выразительность. Звуковые повторы настолько многогранны в народном фольклоре, что поражают своим многообразием. Пословицы и поговорки отличаются особым ритмом и звуковыми пометками, которые улучшают произношение и легко запоминаются.

Примерами могут служить такие поговорки:

  1. «Шила в мешке не утаишь».
  2. «Тише едешь – дальше будешь».
  3. «Твоя неделя – Меля, Емеля».
  4. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Скороговорки содержат дополнительную игровую аллитерационную функцию. Согласные расположены в таком порядке, при котором звучание происходит в затрудненном произношении для того, чтобы был стимул для быстроты и четкости произношения.

  1. «Едет грека через реку, видит грека в реке рак».
  2. «За домом трава, на траве лежат дрова».
  3. «Чук чуки чук».

Проявление аллитерации в художественной литературе

Аллитерационные приемы обладают изобразительной функцией. Примерами такого ее проявления можно считать звукоподражание. Такие подходы в своих произведениях использовали известные литераторы и писатели.

Аллитерационные примеры в стихотворном жанре:

  1. «Перестукивали стыки: на восток, восток, восток». (отрывок из произведения П. Антокольского).
  2. «Шипенье пенистых бокалов, и пунша пламень золотой». (фраза А. Пушкина).
  3. «Мело, мело по всей Земле»… (отрывок из стихотворения Б. Пастернака).

Аллитерационные приемы неплохо применимы и в прозаических творениях, например:

  1. «В белом плаще / с кровавыми подбоямим, с шаркающей / кавалерийской походкой, ранним утром / в четырнадцатом числе / весеннего месяца / нисана в крытую колоннаду / между двумя / крыльями дворца Ирода / Великого / вышел прокуратор Иудеи / Понтий Пилат». (М. Булгаков).
  2. Акакий Акакиевич или Раскольников Родион Романович в произведении «Преступление и наказание» Достоевского наполняют выразительностью звуковую форму особым смыслом.

Звуковые повторы в русском языке встречаются в любом словотворческом виде. Отображая классическую прозу и стихи, аллитерация стала популярной и для современных произведений, где очень широко используется. Аллитерацию широко применяют рекламодатели для создания различных лозунгов. Правильно подобранные выражения позволяют людям лучше запоминать торговые марки. Мастерство в подборе звуковых повторов позволяет легко произноситься девизам и наименованиям.

Примером могут служить такие лозунги:

  • Чупа-Чупс»;
  • «Кока-кола»;
  • «Брук-Бонд».
  • Елки-Палки».

Аллитерационные приемы между гласными и согласными, звонкими и глухими позволяют повысить выразительность любой формы речи. Замечено, что аллитерационные выражения чаще всего содержат звуки: -н, -р, -л, -м. Кроме того, в русском языке можно безгранично использовать аллитерацию в выражениях.

Как трактуется термин аллитерация?

Аллитерация википедия обозначает некий повтор сходных по звучанию согласных, связующих стихотворение, что придает особое звучание произведению. Причем повторы могут встречаться как на протяжении определенного отрезка в тексте, так и во всем тексте. Аллитерационные приемы не считаются актуальными, когда повторяются морфемы. Синонимом аллитерационных повторов принято считать тавтограмму.

В русской литературе очень часто встречаются приемы аллитерации. Благодаря им автору удается ярче выразить свою мысль и сделать акцент на определенных чертах. Аллитерацию применяли в своих произведениях самые известные русские классики-литераторы, такие как А. Блок, С. Есенин, А. Пушкин и др.

Итак, аллитерационные приемы являются одними из распространенных в литературных творениях. Особенно заметно используются такие повторы в народном творчестве, потому что способны передать все точность высказываний и подчеркнуть главную мысль сказанного.

АЛЛИТЕРАЦИЯ - повторение одинаковых согласных. Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность (в стихосложении). Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

Об аллитерации не принято говорить в тех случаях, когда звуковой повтор является следствием повтора морфем. Слововым видом аллитерации является тавтограмма. Аллитерация - это стилистический приём повтора согласных звуков в художественной речи, усиливающий её образность и выразительность. Аллитерация рождает особые фонетические эффекты в художественном тексте, что усиливает его образность и создаёт яркое впечатление у читателя от нарисованной поэтической картины.

Аллитерация подчеркивает звучание отдельных слов в творчестве классика русской литературы А.С. Пушкина. Прием аллитерации часто использовал в своем творчестве В.В. Маяковский, что придавало поэтическому тексту особенное выразительное значение.

АЛЛИТЕРА́ЦИЯ (от лат. ad - к, при, со и littera - буква; собуквие) - древнейший стилистический прием усиления выразительности художественной речи, в особенности стиха, повторами согласных звуков. В поэзии народов Средней Азии и бурятов наиболее популярной является «вертикальная» аллитерация стиха и чаще всего на начальных слогах стиха (анафорическая аллитерация).

2) тем, что материалом повтора, т. е. повторяющимися или корреспондирующими звуками, оказываются в большинстве случаев и гл. обр., согласные. Иногда к ней относят и повтор начального согласного в разных словах одного и того же речевого отрезка. К видам аллитерации также относят повтор различных опорных согласных одной группы (напр., губных или сонорных): «Милых лад ни мыслию смыслити…» («Слово о полку Игореве»).

АЛЛИТЕРАЦИЯ - (лат. alliteratio, от ad при, и littera буква). Стилистический прием, состоящий в повторении одних и тех же букв или слогов в начале стиха или периода. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand.

В тех случаях, когда безударные гласные не подвергаются изменениям, они могут усиливать ассонанс. Вернемся к итогам конкурса лета 2011г — «Мастер класс» и разберем стихи, написанные с использованием приема аллитерации. По приему аллитерации и не только о нем – на сегодня всё. Впереди вас ждет еще одна (максимум – две) статьи, посвященных оригинальным формам написания стихотворений.

Аллитерация. Примеры из художественной литературы

Основной принцип усиления фонетической выразительности речи состоит в подборе слов определенной звуковой окраски, в своеобразной перекличке звуков. Обычно стих бывает инструментован (как в нашем примере) повторением сразу нескольких звуков. Вместо термина «звуковая инструментовка» иногда употребляют другие: говорят «инструментовка согласных» и «гармония гласных».

Смотреть что такое «Аллитерация» в других словарях:

В зависимости от качества повторяющихся звуков различают аллитерацию и ассонанс. Аллитерация — древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. Этот прием встречается в народной поэзии и в литературе всех народов мира. Им богаты стихи Гомера, Гесиода, Горация, Вергилия и многих позднейших поэтов Европы - Данте, Петрарки, Ронсара, Шекспира.

В иных случаях образная символика звукописи более отвлеченна. В то же время значения звуков речи воспринимаются носителями языка интуитивно и поэтому носят довольно общий, расплывчатый характер. Установление такого «звукосмыслового подобия» может опираться на довольно сложные ассоциации. В стихотворении Маршака «Словарь» изобразительна такая строка: В его столбцах мерцают искры чувства. Независимо от образного осмысления звукописи, ее использование в поэтической речи всегда усиливает эмоциональность и яркость стиха, создавая красоту его звучания.

Однако шесть гласных в этом отношении значительно уступают тридцати семи согласным. Сравним «запись» одних и тех же слов, сделанную при помощи только гласных и только согласных. Вряд ли можно угадать за сочетаниями еаи, аюо, уи, еао какие-либо слова, но стоит передать те же слова согласными, и мы без труда «прочитаем» фамилии русских поэтов: «Држвн, Бтшкв, Пшкн, Нкрсв».

Другим, также распространенным, видом звукового повтора является ассонанс. В основе ассонанса обычно оказываются только ударные звуки, так как в безударном положении гласные часто изменяются. Так, в строках из «Полтавы» Пушкина ассонансы на а и на о создают лишь выделенные гласные: Тиха украинская ночь. Прозрачно небо. Звёзды блещут.

И хотя во многих безударных слогах повторяются варианты этих фонем, переданные буквами о, а, их звучание не влияет на ассонанс. В одном и том же тексте различные звуковые повторы часто используются параллельно.

Научная статьяпо специальности «Языкознание» из научного журнала «Армия и общество», Фомушкина Ольга Викторовна

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание. И хотя такое звукоподражание считается элементарным видом аллитерации, но нельзя не признать, что в приведенном отрывке прекрасно передано рычанье фашистских самолетов над осажденным Ленинградом. Таким образом, развитие темы находит последовательное отражение в аллитерациях и ассонансах.

Основные функции звукописи

1. Грамматическая эпифора — приём повтора одних и тех же звуков на концах смежных слов в строках. Оно такое,Что лучше и легче быть ОДНОМУ. В статье предпринята попытка рассмотреть аллитерацию как один из стилистических приемов, характерных для английской поэзии, особенно древнеи среднеанглийского периодов.

Понятие фигуры включает в себя синтаксические и стилистические конструкции, основанные на повторении отдельных звуков, слов, союзов, несущих основную смысловую нагрузку в художественном тексте. Такой способ выделения слов называется повтором. Поэт намеренно подбирает слова с одинаковыми согласными, этим выделяя их и создавая особый эффект.

Последнее обстоятельство дало повод к упрощенному пониманию термина А. как всякого повтора согласных (в отличие от ассонанса (см.) - повтора или созвучия гласных). В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Конечно, не всякое повторение согласных придает речи эти качества.

Так, напр., в стихах Брюсова «Встаньте, вызову волхва послушны… Подбор тех или иных согласных может иногда прямо соответствовать изображаемому явлению. Женская рифма в концовке – это всегда незавершенность рассказа, приглашение читателя к сопереживанию, это действие, которое все еще длится и ничего не решило.

Аннотация научной статьипо языкознанию, автор научной работы - Фомушкина Ольга Викторовна

В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей. Мы живем в мире звуков. В этом – одна из причин того, почему содержание стихов не допускает «пересказа в прозе». Главным способом усиления фонетической выразительности художественной речи являетсязвуковая инструментовка - стилистический прием, состоящий в подборе слов близкого звучания. И чем больше их вовлекается в такую «перекличку», чем яснее слышится их повторение, тем большее эстетическое наслаждение приносит звучание текста.

Аллитерация - самый распространенный тип звукового повтора. Аллитерация - происходит тогда, когда в известном ряду слов несколькоиз них начинаются одинаковыми согласными звуками. Пример ясной аллитерации в моем есенинском стихе - строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань…“. Такая «весомость» согласных способствует установлению разнообразных предметно-смысловых ассоциаций, поэтому выразительно-изобразительные возможности аллитераций очень значительны.