Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Правда ли что все болезни за грехи. Заболевания органов дыхания. Перечень грехов для исповеди в православии

Болезнь в человеческом естестве является следствием первородного греха. Частные болезни случаются от физиологических причин; на здоровье человека влияет и его образ жизни, «ибо от многоядения бывает болезнь, и… от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни» (Сир. 38: 33-34). И вообще «воздержание от страстей лучше всех медикаментов, и оно дает долгоденствие» .

Но нередко подлинные причины заболеваний лежат в духовной сфере. Святитель Василий Великий пишет: «Не малая опасность впасть умом в ложную мысль, будто бы всякая болезнь требует врачебных пособий, потому что не все недуги происходят естественно и случаются с нами или от неправильного образа жизни, или от других каких-либо вещественных начал, в каких случаях, как видим, иногда бывает полезно врачебное искусство, но часто болезни являются наказанием за грехи, налагаемым на нас, чтобы побудить к обращению» .

Итак, одной из основных духовных причин болезни является грех, причем именно персональные грехи болеющих людей: «Что вопиешь ты о ранах твоих, о жестокости болезни твоей? по множеству беззаконий твоих Я сделал тебе это, потому что грехи твои умножились» (Иер. 30: 15).

Однако далеко не всегда болезни являются наказанием за грехи. Эта истина раскрывается в книге Иова и в беседе апостолов с Господом о слепорожденном (см.: Ин. 9: 1-7). Святые отцы указывали несколько духовных причин болезни человека: «Неужели, скажешь, все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают и от беспечности… Случаются болезни и для нашего испытания в добре» . «Посылает Бог иное в наказание, как эпитимью, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтобы терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтобы очистить от какой страсти, и для многих других причин» .

Смысл болезни

Для христианина телесное здоровье не является главной и самодостаточной ценностью, оно вторично по сравнению с духовным здоровьем, поэтому вполне логично восприятие телесной болезни как одного из способов достижения духовного здоровья. Согласно православному пониманию, болезнь может быть полезна для человека. Болезнь имеет смысл.

Нередко смыслом является вразумление человека: «Теперь-то, будучи сокрушен, начал он оставлять свое великое высокомерие и приходить в познание, когда по наказанию Божию страдания его усиливались с каждою минутою» (2 Мак. 9: 11).

«Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение» . Тогда недугом «поражается плоть, чтобы исцелилась душа» . Преподобный Иоанн Лествичник свидетельствует: «Видел тяжко страждущих, которые телесным недугом, как бы некоторой епитимией, избавились от страсти душевной» .

Нередко бывает, что «когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа» «Болезнь невольно заставляет помнить о будущей жизни и не увлекаться прелестями мира, да и ум после болезни бывает чище и прозрачнее, она же заменяет и недостаток дел наших», - писал преподобный Макарий Оптинский . «Болезнь многому доброму учительница; сверх того она - послание Божие взамен и пополнение наших недостаточных подвигов» ..

Вспоминая историю праведного Иова, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более тебя прославить. Итак, будь терпелив» . И болезнью можно послужить Богу, и через болезнь может Бог прославить Своего верного раба, как видно, например, из слов богослужебного величания святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову: «…и чтим болезни и труды твоя, имиже трудился еси во благовестии Христове».

«Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу… [душа] научается смирению, терпению, памяти смертной и от нее усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты… О, болезнь горькое, но целебное средство! Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы… так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям… зарождаться в нас. Для тебя болезнь твоя, а не против тебя… Если с благодарением терпишь болезнь твою, обратится она тебе во благо» .

Аскетическое отношение к болезни

В целом для больных дозволяется ослабление аскетических подвигов; в частности, смягчается строгость предписанных Церковью постов. Однако есть один нюанс, определяющий, когда послабление в болезни бывает неполезным.

Аскетический опыт православных подвижников свидетельствует о том, что болезненное состояние может насылаться не только от Бога по одной из вышеуказанных причин, но и от диавола, который делает это для того, чтобы под предлогом болезни монах ослабил свои подвиги. Преподобный Иоанн Пророк так учит различать болезнь от Бога и болезненное состояние, произведенное бесами: «Когда человек чувствует болезнь, и страсть не беспокоит его, то такая болезнь от Бога и уничтожает [духовную] брань, и тогда надобно оказывать телу некоторое снисхождение. Когда же при болезни беспокоит и страсть, то отнюдь не нужно снисходить телу, ибо эта болезнь происходит от бесов, а снисхождение умножает страсть» .

Поскольку часто болезнь имеет духовные причины, то при ней необходимы усилия со стороны больного для приведения своего душевного устроения в надлежащий порядок: «Когда кто-либо бывает болен, тогда особенно должен внимать свидетельству совести, чтобы освободить душу свою от всякого осуждения» .

Главнейшее средство для исправления духовных причин недугов - молитва и покаяние. «Сын мой! в болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу» (Сир. 39, 9-12).

Святые отцы неоднократно давали советы о том, какое духовное настроение должно быть у болеющего христианина, чтобы достойно и с пользой для души перенести болезнь.

Вот что советует преподобный Варсонофий Великий: «Желающим угодить Богу надобно пройти через небольшие скорби. Как же мы ублажим святых мучеников за страдания, которые они претерпели Бога ради, если сами не можем переносить и горячки? Скажи скорбящей душе своей: не лучше ли для тебя горячка, нежели геенна? Не будем ослабевать; мы имеем Бога милостивого, Который знает и немощь нашу более нас. Если Он, для испытания, попускает на нас болезнь, то мы имеем врачевание от апостола, который говорит: “Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил” (1 Кор. 10: 13)» .

Святой Иоанн Кронштадтский показывает высокое значение терпения: «И при сильных ударах или корчах болезни уповай, что Бог не только от болезни, но и от самой смерти силен избавить тебя, если Ему угодно; не пощади, не возлюби для Него тела своего тленного, но отдай его добровольно и всецело Господу, как Авраам сына своего Исаака во всесожжение… не падая духом, не давая и устами безумия Богу, якобы неправедно тебя наказующему, - и ты принесешь великую жертву Богу, как Авраам или как мученик» .

Также и святой Нифонт говорит: «Как золото, разжигаемое огнем, очищается от ржавчины, так и человек, терпящий болезни, очищается от своих грехов» .

Святые отцы не только призывают во время болезни проявлять терпение отсутствием ропота, но и - прежде всего - благодарением: «С одра болезни приносите благодарение Богу… Благодарением притупляется лютость болезни! Благодарением приносится болящему духовное утешение!»

Многие святые имели болезни, даже неизлечимые, в том числе и апостол Павел. В качестве примера православного отношения к болезни можно привести свидетельство святителя Григория Богослова: «Стражду от болезни и изнемогаю телом… Не знаю, следствие ли это воздержания, или следствие грехов, или какая-нибудь борьба. Впрочем, благодарение моему Правителю! Это может быть для меня же лучше. Но запрети болезни, запрети словом Своим, Твое слово для меня спасение! А если не запретишь, дай мне терпение все переносить» .

Лечение

Господь Иисус Христос ходил по Галилее, не только проповедуя, но «и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4: 23). И не только Сам исцелял, но и, «призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть… врачевать всякую болезнь» (Мф. 10: 1). И не только дал власть, но и повелел: «Исцеляйте… больных» (Лк. 10: 9), и апостолы исполняли это повеление (см.: Деян. 19: 12; 28: 9).

Сказанное относится к чудесным исцелениям, но благим делом, согласно Писанию, является и «естественное» врачевание, медицина: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего - врачевание… Господь создал из земли врачевства, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими» (Сир. 39: 1-2, 4).

Многие святые были врачами, в том числе и евангелист Лука, профессию которого апостол Павел сугубо упомянул: «Лука, врач возлюбленный» (Кол. 4: 14). Церковью были особо прославлены в лике святых врачи-бессребреники, такие как Косма и Дамиан, Кир и Иоанн, Пантелеимон, Агапит Печерский и другие, которые лечили людей бесплатно.

Итак, ни врачевать, ни прибегать к услугам врачей для христианина не возбраняется. Однако при этом надлежит избегать той опасности, чтобы всю надежду выздоровления возлагать на врачей, лекарства и лечебные процедуры. Священное Писание с порицанием отзывается об израильском царе Асе, который «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей» (2 Пар. 16: 12).

«Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем всю свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа… так, вводя к себе врача, когда позволяет это разум, не отступаемся от упования на Бога» .

Христианину надлежит помнить, что, исцеляется ли он чудесным образом или же через посредство врачей и лекарств, исцеление в любом случае подается от Господа. Поэтому «в лекарствах и лечении должно предаваться в волю Божию. Он силен и врача вразумить, и врачевству подать силу» . И приоритет при лечении, соответственно, имеют духовные средства: «В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвой» .

Чтобы избежать вышеупомянутой опасности, священномученик Арсений (Жадановский) наставляет: «Болящий, имей такое расположение сердца: все в руках Божиих - и смерть моя, и жизнь. Но ты, Господи, все дал на службу человеку: Ты даровал нам и врачебную науку и докторов. Благослови же, Господи, обратиться к такому-то доктору и умудри его помочь мне! Твердо верю, что если Ты, Господи, не благословишь, то никакой доктор мне не поможет» .

Обращаться ли за лечением к врачам или же ограничить врачевание молитвами и постом - это волен решать по своему разумению всякий христианин. При этом если он избирает второй путь, то не должен и превозноситься, о чем предупреждает преподобный Варсонофий Великий: «Те, которые прибегают к врачам и которые не прибегают к ним, поступают так в надежде на Бога. Прибегающие говорят: “Во имя Господне вверяем себя врачам, да чрез них Бог подаст нам исцеление”. А не прибегающие в надежде на имя Его не прибегают к ним, и Он врачует их. Итак, если ты употребишь [врачевание] - не согрешишь; а когда не употребишь, не высокомудрствуй. Знай же, что хотя ты и ко врачам прибегнешь, но будет лишь то, что угодно воле Божией» .

Некоторые святые отцы говорили, что прибегать к помощи врачей и лекарств могут миряне, но не монахи, которые в болезни должны лечится только теми средствами, которые дает вера. Подробно об этом писал преподобный Макарий Великий, говоря, что Бог «дал врачебные средства людям мирским и всем внешним; им дозволил пользоваться сими средствами; потому что они не в состоянии еще всецело вверить себя Богу. А ты, инок, пришедший ко Христу… должен приобрести новые некие и необычайные пред всеми мирскими людьми и веру, и понятие, и жизнь» .

Известны святые, которые в болезни так поступали, но при этом известны и такие святые из монахов, которые, однако, пользовались врачебными средствами, и преподобный Варсонофий в процитированном выше ответе оправдывает тех и других. Можно сказать поэтому, что принцип, указанный преподобным Макарием, был и остается той высшей планкой, которую себе вольны избирать и на которую равняться те монахи, кто имеет к тому достаточные дерзновение и веру, без какого-либо принуждения к ней всех остальных.

Само по себе желание человека выздороветь и избавиться от болезни вполне естественно, и грехом не является: «Позволительно искать и просить у Бога исцеления при твердом намерении употребить возвращенное здравие и силы в служение Богу, отнюдь не в служение суетности и греху» .

Однако «есть болезни, на излечение коих Господь налагает запрет, когда видит, что болезнь нужнее для спасения, чем здоровье» . Поэтому «если врачи не помогают или врач не определил правильно болезни и болезнь не прекращается, то не спеши безрассудно считать причиной безуспешности лечения то или другое обстоятельство и не изыскивай тому других причин, кроме того, что Богу неугодно, чтобы я выздоровел, или же Ему угодно продолжать мою болезнь… И когда [больной] уже, после употребления многих врачующих средств, не получит выздоровления, то может быть уверенным, что на то есть воля Божия, чтобы ему терпеть продолжительнейшую и тягчайшую болезнь» .

Есть и еще один соблазн, нередко встающий перед тяжело или неизлечимо больным - обратиться за излечением к колдунам, экстрасенсам, заговорам, амулетам и ритуалам других религий. Против такого тягчайшего греха предупреждает Писание: «И когда скажут вам: обратитесь к вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям, - тогда отвечайте: не должен ли народ обращаться к своему Богу? спрашивают ли мертвых о живых?» (Ис. 8: 19).

И святитель Иоанн Златоуст увещевает: «Когда ты подвергнешься тяжкой болезни и многие будут понуждать тебя облегчить страдание: одни - заклинаниями, другие - амулетами, третьи - какими-либо другими чародейными средствами… а ты ради страха Божия мужественно и твердо перенесешь тяжесть болезни и предпочтешь лучше все потерпеть, нежели решиться сделать что-нибудь подобное, - это доставит тебе венец мученичества» .

«Ты ищешь у демонов исцеления? Если демоны уже свиней загнали в море, когда Христос дозволил им войти в них, то пощадят ли человеческое тело?.. Это - насмешка и басни. Демоны умеют только строить козни и вредить, а не врачевать. Они не щадят души; неужели, скажи мне, пощадят тело?.. Неужели хочешь уврачевать тело, чтобы погубить душу? Не хороша твоя прибыль: просишь своего зложелателя об уврачевании тела, и раздражаешь Бога, сотворившего тело!.. Демоны не исцеляют. Если же иногда, по попущению Божию, и сделают они какое исцеление, как и люди, то такое попущение бывает для твоего испытания… чтобы ты научился не принимать от демонов и исцеления… Пусть будем мы больны: лучше остаться больным, нежели для освобождения от болезни впасть в нечестие. Демон, если и уврачует, больше повредит, нежели принесет пользы… пусть демон тысячу раз обещает избавить тебя от постигших тебя зол: не склоняйся, не уступай… решись лучше перенести болезнь, нежели потерять веру и спасение своей души. Бог часто попускает тебе впасть в болезнь не потому, чтобы Он оставил тебя, но с тем, чтобы более прославить тебя» .

Феофан Затворник , святитель. Письма. III. 477.

Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Сергиев Посад, 1901. Т. 5. C. 172.

См.: Иоанн Златоуст , святитель. Беседы на Евангелие от Иоанна. 38. 1.

БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ

Вопрос: Мы постоянно слышим, что болезни от греха. Если бы человек не грешил, то и не болел бы. Скажите, в чем же сила греха и как он влияет на наш организм, вызывая болезни. А болезни-то, между тем, бывают самые разные. И каково взаимоотношение греха и болезни.

При грехопадении наших прародителей изменились все свойства их души. И главное, по слову блаженного Августина, "как только совершилось нарушение заповеди Божией (т. е. совершился грех), тотчас оставила праотцев благодать Божия..."

С грехопадением, в силу того, что изменились свойства души первых людей, произошло и расстройство в их теле, ибо душа управляет телом. Испорченная грехом душа не смогла уже управлять чистым телом, изменилось и тело: оно стало подвержено болезням, страданиям, старению, и смерти. Св. Феофил Антиохийский так сказал про это следствие греха: "Из греха, как будто из источника, излились на человека болезни, скорби, страдания."

По мере удаления человека от Бога человечество в своем нравственном развитии доходит до беспредела: грех не имеет свойства останавливаться или уменьшаться, если с ним активно не бороться. Он имеет свойство расти до бесконечности. Господь Иисус Христос сказал: "Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный есть ". И в этих словах Господа суть нашего нравственного совершенствования и нашего богоуподоблепия. Но духовное развитие человека может пойти (и часто идет) не в сторону нравственного совершенства, а уклоняться в сторону греха. И как безграничным может быть нравственное совершенствование человека и даже достижение им святости, так безграничным может быть и его духовное падение в бездну греха.

И поскольку грех привел к появлению в мире страдания, болезни, и смерти, естественно, развитие греха и ниспадение человечества в бездну греха приводит и к развитию множества болезней, увеличивает и разнообразит наши страдания. Давайте вспомним некоторые моменты из начальных глав Библии. Каин, возревновав к тому, что жертва брата его Авеля угоднее была Богу, убил брата своего. И вот в мир вошли убийство, а с ним страдание и боль, ибо убийство всегда этим сопровождается, и смерть - первая смерть первых людей вошла в мир. С тех пор человек изощряется в методах убийства, истязаниях, пытках, разрушении среды своего обитания. Он активно трудится над своим самоуничтожением. Грех, войдя в мир, по учению святых отцов Церкви, имеет свойство развиваться от, казалось бы, незначительного своего состояния до чрезмерной, силы - страсти - высшей его степени. Настоящее человечество ушло столь далеко от своего первоисточника - Бога и зашло в такой нравственный тупик, что, если не повернется к своему Первообразу, то ему грозит физическое и нравственное самоуничтожение. Человечество в наше время стоит перед опасностью гораздо более серьезной, чем ядерная, эта опасность - распад духа, падение в бездну греха.

Древний мирный китаец придумал порох для фейерверков, мудрый европеец применил его для массового убийства людей. В 20-м веке "мудрецы века сего" изобрели атомную бомбу и, применив ее в Хиросиме и Нагасаки, одномоментно убили сотни тысяч людей и обрекли миллионы людей на мучительное умирание от лучевой болезни, рака, болезней крови. Применив специальные гербициды во вьетнамской войне, "гуманные" американцы способствовали тому, что у вьетнамцев стали рождаться тысячи уродов-младенцев. Чернобыльская катастрофа принесла славянским народам России неисчислимые беды и страдания. В настоящее время ученые способны разнести в клочья не только нашу планету Земля, но и всю Солнечную систему, уничтожив все живое, сотворенное Богом. Миллионы неродившихся младенцев ежегодно убиваются во чреве матери, миллионы людей в мире заражены вирусом СПИДа и умирают или ожидают мучительного умирания от этой страшной болезни.

Все это - от убийства Каином Авеля до СПИДа и чеченской братоубийственной бойни - разве не есть результат греха? Грех, как духовная порча, войдя в тело человека, портит и его, вызывая различные нарушения, болезни, страдания. Давайте разберем несколько простых случаев, и мы увидим, что именно наш грех или грех окружающих пас людей привел к страданию, болезни и смерти.

Одной из самых частых причин смерти является травматизм, особенно автомобильный.

Если за рулем автомобиля сидит и управляет пьяный водитель и совершает наезд на пешеходов, нескольких сбивает, двое из них погибают на месте, а двое, долго проболев, выживают и остаются калеками, разве не есть страдания и болезнь этих несчастных, да и самого водителя, результат греха?

Если автопроисшествие или автокатастрофа произошли по вине или халатности водителя автомобиля, разве не есть это результат его греховности?

Предположим, мы идем по улице, купили банан, очистили его и съели, а корку от банана бросили на тротуар. После нас проходит по этому тротуару человек, наступает на корку от банана, поскальзывается, падает, ударяется годовой об асфальт, получает тяжелую черепно-мозговую травму. Разве не есть эта болезнь и страдание человека результат нашего греха?

Таких примеров можно приводить множество - до бесконечности. Когда мы грешим, то от нашего греха, страдаем мы сами, близкие нам люди или совершенно посторонние. Грех всегда порождает отрицательное воздействие. Ребенку мать постоянно говорит: "Мой руки перед едой". Ребенок не послушался, сел обедать с грязными руками, заболел дизентерией или брюшным тифом. Грех - непослушание, результат - болезнь. Жизнь без Бога, в грехе - это несоблюдение духовных законов.

Несоблюдение законов всегда чревато тяжелыми последствиями.

Мы все в этой жизни связаны единой жизненной цепочкой. Грех одного человека порождает и грехи и последствия грехов - страдания, болезни, смерть других людей. К тому же человек уже часто рождается с болезнями - последствием грехов родителей, бабушек, дедушек, прадедушек и т. д. Совершенно очевидно, что грехи одних людей приводят к тяжелым последствиям для здоровья всей последующей жизни и других людей. Вспомните, грехи одного человека, скажем Ленина, Гитлера, Сталина, приводили к страданиям многих и многих миллионов, десятков и, может быть, сотен миллионов людей. И посмотрите, когда мы совершаем какой-то грех, от греха этого могут страдать совершенно незнакомые неизвестные нам люди порой за тысячи километров от того места, в котором мы живем. Вспомним взрыв газопровода под Уфой. Тогда недоброкачественная работа, может быть в пьяном состоянии, одного сварщика, когда им был положен недоброкачественный сварной шов, привела к тяжелым последствиям, взрыву, от которого пострадали многие сотни людей. Вот как от нашего греха могут страдать многие сотни и тысячи и миллионы людей.

Да, в этой жизни мы все связаны единой жизненной цепочкой и надо об этом помнить. Если мы ведем праведную жизнь, то это хорошо, это нам во спасение, но это не означает, что мы не будем страдать в этой жизни. Ибо, если мы ведем праведную жизнь, то кто-то другой ведет неправедную жизнь, и эта неправедная греховная жизнь другого человека может сказаться на нас. А, чтобы этого не было, надо, чтобы все люди верили в Бога, и все люди жили по закону Божьему. А возможно ли это? Нет, это невозможно, ибо в нашем мире царствует грех. И если десять, двадцать, сто миллионов человек будут жить праведно, а сто миллионов будут жить неправедно, то из-за этих неправедников будут страдать и праведники, но за счет молитвы и. хорошей добродетельной жизни этих праведников могут быть спасены и те неправедники. Итак, мы соединены в этом мире не только грехом, но и праведностью. Об этом надо помнить, и не надо пенять на других, надо пенять прежде всего на себя, ибо если мы исправимся и исправятся находящиеся рядом с нами люди, то это будет верным показателем того, что будут исправляться и многие, многие другие люди. Ибо как сказал наш великий святой преподобный Серафим Саровский: "Стяжите Духа Святого и вокруг вас тысячи спасутся". Вот, прежде всего надо думать не о здравии нашем телесном, а о стяжании Духа Святого. В этом залог того, что мы с Богом и залог того, что вокруг нас будет исправляться вся окружающая нас среда, не только люди, но и неживая природа, растительная природа. Ибо если мы не будем уничтожать своими грехами живую природу, растительность, животный мир вокруг себя, то, естественно, эта среда будет оздоровляться, как и мы.

Мы знаем, что началом всех грехов является гордость. Чрез гордость пал в грех светлейший из ангелов - Люцифер и стал дьяволом. Чрез гордость пали и первые люди на земле. Дьявол в образе змея соблазнял Еву, говоря ей, что если они с Адамом съедят запретный плод, т. е. согрешат, поступят против воли Божией, то будут "аки боги". Святой Иоанн Кассиан Римлянин так сказал о гордости и гордых:

"Кем обладает страсть гордости, тот не только не считает достойным соблюдать какое-либо правило подчинения или послушания, но и самое учение о совершенстве не допускает до своих ушей, в сердце его растет такое отвращение к духовному слову, что если бы и случилось такое собеседование, взор его не может стоять на одном месте, но насупивший взгляд обращается туда и сюда, глаза обыкновенно устремляются в другую сторону,... так что пока продолжается духовная беседа, он думает, что все говорится в укор ему ("Писания преподобного отца нашего Иоанна Кассиана Римлянина", 2 изд., М., 1892, стр. 159). Он же называет гордость "смертоносной болезнью", с основными проявлениями плотской гордости "сперва бывает в разговоре крикливость, в молчании - досада, в веселии - громкий разливающийся смех, в печальном случае - неразумная скорбь, в ответе - строптивость, в речи - легкомыслие, слова выражаются без всякого участия сердца, безрассудно. Она не имеет терпения, чужда в любви, дерзко наносит оскорбления, а терпеть их не может. Она не склонна к повиновению, если что не совпадает с ее желанием и волей. К принятию увещания она непреклонна; к отречению от своей воли - слаба, для подчинения другим - весьма упорна, всегда пытается настоять на своем мнении, а уступить другому никак не хочет; и таким образом, сделавшись неспособной принимать спасительный совет, во всем доверяет больше своему мнению, чем суждению старцев или духовных отцов" (там же, стр. 161). Читаешь эти слова великого святого, жившего в 4-м веке, и удивляешься: словно бы это писал врач-психиатр в 20-м веке. Прекрасно описана клиника психопатии или психопатического склада характера.

Но преподобный Иоанн Кассиан пишет также, что от гордости рождаются презрение, зависть, неповиновение, хула, ропот.

От гордости происходят также высокомерие, презрение других, высокое мнение о себе, крайний эгоизм. Обостренные качества эти могут проявляться уже и в психотическом виде - в форме шизофрении и мании величия.

Таким образом, гордость нередко прямо ведет к болезни. Прекрасно об этом сказал преподобный Нил Синайский (15 век): "Гордость есть опухоль души, наполненная испорченной кровью, если созреет, прорвется и причинит большую неприятность", (цит. по книге "Христианская жизнь по Добротолюбию", Московский Свято-Данилов Монастырь. 1991, стр. 55). В этих словах прекрасно показана потенциальная возможность развития тяжелой болезни на почве гордости.

Каждый из нас хорошо знает, как тяжело общаться с гордым человеком и многие, возможно, замечали, что гордые нередко становятся пациентами врачей и презираемыми людьми в коллективе.

Мы также все хорошо знаем, что гордость ведет и к другому тяжелому духовному недугу - зависти. И вот зависть, оказывается, также ведет к тяжелым психическим и телесным заболеваниям. Учеными достаточно достоверно установлено, что во многих экономически развитых странах при увеличении годового дохода люди чувствуют себя комфортнее, богаче, увереннее. Улучшается их самочувствие, снижается заболеваемость. Да это, пожалуй, понятно каждому человеку и без науки. Но вот какой странный парадокс при этом получается: если окружающие их люди становятся богаче, то начинают считать, что они сами стали беднее. Это означает, что у них развилась зависть, которая приводит к появлению своеобразного комплекса неполноценности. На этом фоне - зависти и комплекса неполноценности - довольно легко развиваются психические и другие заболевания. Это хорошо установленный врачами, психологами и социологами факт.

Следовательно, сам по себе рост материального благосостояния не дает человеку радости и ощущения счастья, ибо приводит к греху гордости, а легко и к зависти и человек ощущает себя бедным не только тогда, когда мало имеет, но и тогда, когда имеет много, но меньше, чем другие. Но это - только одно из немногих проявлений зависти. Часто мы завидуем другим, потому что они умнее нас или красивее нас, имеют более лучшую машину или более красивую жену и т. д. и т. п.

Зависть - тяжелый грех. Святой Василий Великий сказал: "Как ржавчина изъедает железо, так зависть - душу, в которой она живет" . "Из зависти, как источника, проистекает для нас смерть, лишение благ, отчуждение от Бога" . Святой Иоанн Златоуст также говорит, что "как червь, зарождающийся в дереве, прежде всего поедает самое дерево, так и зависть прежде всего сокрушает душу" . "Когда зависть овладеет душою, то не прежде оставляет ее, как доведет ее до последней степени безрассудства" .

Таким образом, святые отцы давно установили, что зависть приводит к душевным болезням, а ученые 20-го века подтвердили это своими исследованиями.

Но корень и начало зависти, как мы уже сказали, - гордость. "Гордый, поскольку хочет вознестись выше прочих, не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его, был в благополучии, потому и негодует о возвышении его".

Парадоксальное отставание удовлетворенности жизнью от экономического достатка отмечал в свое время и Шопенгауэр, который объяснял этот феномен именно духовными механизмами: "Богатство подобно соленой воде: чем больше ее пьем, тем сильнее жажда" .

И.А.Гундаров в своей замечательной монографии "Почему умирают в России, как нам выжить?" отмечает следующую цепочку зависимостей:

o рост благосостояния

o опережающее увеличение потребностей (т. е. жизненных потребностей)

o нарастание неудовлетворенности

o снижение качества жизни (т. е. психологический дискомфорт, болезни)

Таким образом, он делает вывод: улучшение материального положения может привести к ухудшению его субъективного восприятия, т. е. качества жизни и, следовательно, к росту психической и соматической (телесной) заболеваемости.

Так грех гордости и зависти приводят к "ухудшению качества жизни" и к повышенной заболеваемости.

Святые отцы Церкви давно подметили это; христианство всегда учило и учит, что гордость, зависть, тщеславие и другие виды греха, исходящие от гордости, приводят к духовному, душевному и телесным болезням, а современная наука и медицина подтверждают эти выводы святых отцов Церкви. И.А.Гундаров делает очень важный вывод: "Счастье и социальный прогресс определяются законами более высокого порядка (нежели богатство, о. А.), среди которых важную роль играет достижение духовной гармонии" .

Но экономический прогресс и богатство, приобретение денег, причем часто любыми путями, приводят часто к греху сребролюбия, страсти к наживе, лихоимству. А нам хорошо известно, что грех сребролюбия является, с христианской точки зрения, одним из наиболее тяжких грехов.

Страсть к наживе может развиться до такой степени, что захватит всю душу человека; все помышления и стремления его будут направлены на приобретение денег и обогащение любыми путями. Постепенно душа человека меняется: исчезают ранее значимые нравственные ценности: Бог, Церковь, нравственные принципы, Заповеди Божий, семья, дети, друзья и дружба. Человек черствеет душой, все его мысли направлены на добывание денег, развитие своего дела ("бизнеса") любыми честными и нечестными путями вплоть до мошеннических и бандитских методов.

Значение дружбы и друзей меняется: они имеют значение теперь только для обогащения - помогают приобрести деньги или нет, сообщники они ему в этом деле или противники. С сообщниками начинают развиваться деловые и дружеские (формальные и неформальные) отношения. С противниками начинают бороться разными методами, вплоть до их физического уничтожения - убийства. Отсюда мы видим катастрофический рост в последнее время мафиозных структур, рэкета, "разборок", заказных убийств и т. п.

Но это - крайние проявления греха сребролюбия, чаще, в обычной средней массе людей - сребролюбие, хоть и не в такой степени, но так же порабощает душу и отвращает ее от Бога и христианских принципов. Апостол Павел в Послании к Тимофею (6, 10) пишет: "Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому, предавшись; некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям". Многим скорбям... - но, ведь, мы, врачи, знаем, что скорби душевные являются причиной многих болезней. В народе часто говорят: "все болезни от нервов" (т. е. от душевных страданий, скорбей). И в этом - золотая правда. "Глас народный - глас Божий".

В любом случае сребролюбие является тем фоном, который поражает душу и, безусловно, приводит к душевным расстройствам - неврозам, срыву психологической адаптации психопатизированных личностей, способствует развитию психозов, а вторично все это ведет к соматическим заболеваниям - ишемической болезни сердца, инфаркту миокарда, нарушениям мозгового кровообращения (инсультам), инвалидизации, желудочнокишечным и другим заболеваниям. Чаще же при нервно-психических нарушениях страдает тот орган или система, которые предрасположены к более быстрому срыву своей нормальной работы по принципу: где тонко, там и рвется.

Однажды ко мне, как к священнику, обратился один молодой человек, занимающийся одним из модных ныне видов "бизнеса" . Из беседы с ним выяснилось, что его нечестные поступки, которые он вынужден был делать, защищая себя и свое дело от конкурентов и завистников, привели к тому, что у него развилось невротическое состояние: страх за себя и свою семью, нарушение сна. Затем на этом фоне появились приступы стенокардии, развилась ишемическая болезнь сердца, депрессия и мысли о самоубийстве. Он не знал, что ему делать, так как, находясь в постоянной стрессовой ситуации из-за борьбы за деньги, врачи не могли ему помочь, и он решил обратиться за помощью к священнику.

Так, страсть к деньгам и наживе повели его по цепочке грехов: обманы - мошенничество - лихоимство - честолюбие - уныние - развитие сердечно - сосудистого заболевания - мысли о самоубийстве.

Так наши грехи неуклонно ведут нас к болезням - духовным, душевным и телесным.

К сожалению, такие случаи далеко не единичны. По-моему, они стали обычным явлением нашей жизни.

Не так давно ко мне опять-таки как к священнику пришел один мафиози, убийца, убивший не одного человека, занимавшийся и рэкетом, и воровством, и бандитизмом и, не назвав своего имени, плача у меня на плече, говорил мне, что совесть его мучает. Мне сразу же вспомнились - слова из песни: "Вдруг у разбойника лютого совесть Господь пробудил".

Он мне также сказал, что по ночам ему снятся кошмары, его душат бесы, его проклинает мать, друзья детства и маленький сын, которого он оставил. На мой вопрос: "А что тебе мешает оставить эту страшную греховную жизнь?", он ответил: "Привычка и деньги. Я не могу жить, если у меня мало денег".

Вот вам крайняя степень сребролюбия. Так от гордости мы идем к страшнейшим грехам - вплоть до убийства - чрез сребролюбие. А расплата за это уже в нашей земной жизни - болезни, вначале духовные, затем душевные (психические), а затем и телесные.

Святой преподобный Иоанн Лествичник о начале греха - гордости так сказал: "Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, предтеча умоисступления, виновница падений, причина беснования, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судия, противница Богу, корень хулы. Начало гордости - тщеславие; средина же - уничижение ближнего, бесстыдное проповедование своих трудов, самохвальство в сердце, ненависть обличения; а конец - отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав.

Плененный гордостью имеет нужду в помощи от Господа, потому что человеческое спасение для него напрасно" .

Гордость и вершина ее гордыня, по учению святых отцов, есть духовная болезнь, неизлечимая человеческими методами. Вот почему св. преп. Иоанн Лествичник и сказал, что плененный гордостью имеет нужду в помощи от Господа. Но как мы увидели, гордость приводит и к тяжелым психическим заболеваниям, которые нуждаются и во врачебно-психиатрической помощи.

Таким образом, гордость является грехом, но грех этот приводит к болезням - духовным, душевным (психическим) и к телесным и незаметно разрушает дух, душу и тело.

Так грех незаметно переходит в болезни. Как это совершается? А таким образом, что именно дух управляет душой и телом и, как плохой музыкант с нарушенным слухом, играя на хорошем музыкальном инструменте, издает плохие звуки и, в конце концов, расстраивает, и сам инструмент, приводя его к порче (в нашем случае - портит организм, приводя к болезням) .

Но что же нам делать, чтобы бороться с этим грехом, а значит, и избежать тяжелых его последствий - духовных и душевных болезней - от шизофрении до тяжелой депрессии и самоубийства?

Главное в борьбе с гордостью - покаяние и выработка смирения.

Св. Иоанн Лествичник характеризует покаяние как "возобновление крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни... есть дщерь надежды и отвержения отчаяния... Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение благих дел, противных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести".

Как в святом крещении омываются все грехи и человеку открывается дверь в Царствие Божие, так и чрез покаяние человек освобождается от тех грехов, в которых он покаялся. Если покаяние является деятельным, т. е. если оно сочетается со стремлением не делать больше грехов, в которых человек покаялся, и он стремится к совершению добрых дел и начинает жить и живет по заповедям любви Христовой, то постепенно происходит преображение души человека, а затем и его тела.

Но в борьбе с грехом гордости одного покаяния мало. Необходимо выработать антидот гордости (противоядие) - смирение.

Итак, гордость, тщеславие, зависть, сребролюбие способствуют появлению болезней. Это не голословное заявление. Это давно установленный святыми отцами Православия факт, это - наблюдения врачей и многих поколений православных людей, это - научно установленные факты последних лет.

Многочисленные наблюдения и исследования психологов, социологов, экономистов показывают, чью помимо социально-экономических факторов, на здоровье людей оказывают нематериальные, т. е. духовные факторы.

С 1988 г. в нравственной ориентации двух групп республик бывшего Советского Союза - европейских и средне-азиатских - стали происходить существенные расхождения.

В европейских республиках (странах СНГ) стала доминировать либерально-рыночная идеология, в основе которой лежат конкуренция всех со всеми, выживание "поодиночке", забвение принципов морали при первоначальном накоплении капитала, разрушение патерналистских основ государства и т. д. (См. схему 1).



Н. А. Гундарев пишет: "Показатели правой части в мировых религиях оцениваются как духовное благополучие, левой - как неблагополучие. Если начало реформ совместить с серединой шкалы (1989 г.), то совершенно очевидно, что в последующие годы духовный вектор в России сместился к левому полюсу".

Высшее образование, наука, искусство перестали быть мечтой молодых людей, заниматься ими стало не престижным делом.

В области религии духовный плюрализм привел к катастрофическому взрыву числа протестантских, тоталитарных, языческих, сатанинских сект, оккультных учений. По некоторым данным, в 1995 г. в России стало около 5 млн. приверженцев сект и только такая тоталитарная секта как Свидетели Иеговы на 50% увеличила свою численность на начало 90-х г.г. А это все означает, что духовный и интеллектуальный потенциал науки снижается.

Развал СССР, как считают ученые, имел не столько экономические причины сколько духовные. Именно достигший критического предела внутренний кризис системы сделал неизбежной перестройку. Подтверждением роста духовного неблагополучия в период застоя служит динамика преступности; которая оказалась удивительным образом сцеплена с показателями смертности. Мы видим, что и бедность и богатство, если они не основаны на христианском образе жизни, не улучшают "качества жизни". "Богатые тоже плачут".

Давайте на схемах проследим как действуют богатство и бедность на духовное состояние людей и развитие болезней, на повышение смертности.

На схеме 2 представлены "Грехи и их последствия, характерные для "богатых" при их бездуховном, вернее, нехристианском образе жизни и методы избавления от них. Схема 3 - это грехи и их последствия, характерные для бедных при их нехристианском образе жизни.



"Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому войти в Царствие Божие"

Мы специально довольно пространно остановились на грехе гордости и вытекающих из него других грехов, чтобы показать на примере всего общества, государства, какое важное значение в судьбе не только одного человека, но и всего государства они имеют. И в этом нам помогли не только священное Писание, писания святых отцов, но и последние данные научных исследований.


"Бедность не порок", но становится пороком при греховном образе жизни

Но вот что оказывается для нас очень интересным. Люди вне зависимости от их бедности или богатства, живущие во Христе и по церковным канонам, оказываются в гораздо более лучшем положении, чем не живущие со Христом. "Качество" их жизни оказывается во много раз лучшим, нежели тех, кто живет бездуховной жизнью. Вернемся опять к научным исследованиям.

Исследования здоровья среди активно верующих людей показали, что "качество" их жизни лучше. Христианство учит преодолению гордости, зависти, тщеславия, злобы, гнева, раздражительности, а соблюдение многочисленных постов, т. е. борьба с чревоугодием, винопитием, курением, так регулирует обмен веществ человека, что способствует профилактике атеросклероза, болезней сердца и сосудов, желудочно-кишечного тракта и многих других.

Посещение храма, богослужений, общение с прихожанами, жизнь по любви несут в себе специальную поддержку и развивают доброту.

Активно верующие люди, как правило, не курят и не злоупотребляют алкоголем, не совершают греха детоубийства (аборта), способствуют миру в коллективе. Все это приводит к достижению более высоких показателей здоровья и качества жизни. И.А.Гундаров в своей книге отмечает, что, по данным научных наблюдений, среди людей, живущих активной религиозной жизнью по сравнению с людьми просто называющими себя верующими, но не живущими религиозной жизнью или неверующими, смертность от атеросклероза и его осложнений в 2 раза ниже, от эмфиземы легких - в 3 раза, от цирроза печени - в 18 раз! - заболеваемость туберкулезом ниже в 2 раза, раком шейки матки - в 3 раза, частота попыток к самоубийству оказалась в 5 раз ниже.

Однако, не будем забывать, что активно верующих христиан в России - небольшой процент. Верующих - много! Мы прошли большой путь безбожия, из наших душ усиленно выдворялись Бог и вера, Россию превратили в духовную пустыню, которая в последнее время активно загрязняется духовным суррогатом - сектами и оккультизмом.

Есть небольшое открытие. Похоже, наконец-то картина сложилась, и найдено объяснение одной из самых загадочных и непонятных болезней, количество страдающих которой растет в угрожающих размерах, - шизофрении.

Я вспоминаю картины популярного французского художника, репродукции которых я видел в каком-то журнале. Сюжет был один, но каждая новая картина отличалась от предыдущей, потому что постепенно распадалось сознание. Поначалу изящные, красиво очерченные предметы начали расплываться и разрушаться. Логические связи рвались. Затем разрушались связи эмоциональные и в самом конце, незадолго до смерти художника, картина превратилась в абстракцию. Внешний и внутренний смысл был утрачен. Сколько раз я ни смотрел больных шизофренией, у всех на тонком плане выходила одна и та же причина - ревность. Но у ревнивых людей бывают проблемы с глазами, ушами, суставами, сахарный диабет, в конце концов, рак.

Почему же иногда к шизофрении приводит ревность? Я пытался объяснить это следующим образом. Когда человек не только привязчивый, но и гордый, его сознание многократно усиливает ревность. А поскольку жизнь сначала возникла как полевая структура, то есть духовная составляющая первична, остановить безудержную ревность можно расщеплением сознания.

Но откуда берется эта ревность? Почему один ревнует, а другой может простить? Вероятно, образ жизни и питание могут усиливать ревность. Я вспоминаю разговор с одной женщиной. Ее младшему сыну, которому уже за тридцать, неожиданно был поставлен диагноз «шизофрения». Перед этим было перевозбуждение, какие-то навязчивые сверхценные идеи, агрессивность. Л причина шизофрении крылась во внутреннем состоянии матери и бабки. Опять я увидел здесь ту же причину - концентрацию на сексуальности, ревность, но и этот раз решил копнуть поглубже. У женщины оказалась мощная агрессия к собственной судьбе, то есть еще в юности, до появления на свет детей, она пошла против своей судьбы.

Я долго размышлял над тем, что же такое совесть. Ведь каждый человек оценивает одни и те же события по-разному. Потом понял, что все-таки есть единая точка зрения для любого живого существа. Если отрекаешься от любви или убиваешь ее в душе другого, то включается универсальный камертон, который называется совестью. Разрушение единства с другими людьми, отказ от сострадания и помощи, нанесение ущерба душе в угоду телу и его инстинктам - все это чувствует каждый человек и где-то в глубине души понимает опасность и недостойность таких действий. Религия обычно помогает поддержать правильное направление, но иногда религиозные заповеди могут войти в противоречие с любовью, потому что наше сознательное толкование великих истин всегда в какой-то степени их искажает.

Совесть - это камертон, работающий в резонансе с любовью, соединяющий нас с Творцом и Его волей. Судьба каждого живого существа имеет главное предназначение - усилить его единство с Первопричиной. Я пытаюсь понять, что же натворила эта женщина. Оба ее сына не женаты, у обоих огромная подсознательная концентрация на сексе, вплоть до гомосексуальных наклонностей. Полный развал в личной жизни, то есть фактически это вымирающий род. А вдобавок ко всему - шизофрения.

У этой женщины во времена ее молодости была тринадцатикратная, по сравнению с критическим уровнем, агрессия к любви, и это было связано с сексуальной сферой. «Может быть, муж изменял или хотели расстаться, - думаю я. - Может быть, приревновала и жить не хотела».

Мои мысли прерывает новый салют. «Странно, -думаю я, - чего-то не хватает в празднике». А потом неожиданно понимаю, что люди смотрят салют молча. В России бы кричали «ура», активно выражали бы свои радостные чувства. Все же, по сравнению с Западом, здесь, в Израиле, люди гораздо теплее, веселее и общительнее. Ощущение внутренней теплоты при общении людей присутствует. Наверное, кроме России, Израиль единственная страна, где я мог бы жить. Хотя в отличие от России внутреннее неблагополучие у этой страны достаточно сильное.

Если я собираюсь в какую-то страну и мне становится плохо, это очень неважный знак. Моя обостренная чувствительность входит в резонанс с энергетикой страны.

Весной 2008 года я вылетал в Токио. Перед отъездом в аэропорт неожиданно началась потеря сил, возникла дикая раздражительность. Я чувствовал, что происходит что-то необъяснимое. Хотелось просто лечь и умереть. В какой-то момент я понял, что это связано со страной, куда я лечу. Концентрация на судьбе и на будущем у Японии оказалась огромной, причем в ущерб божественному камертону, который находится у нас в теле. Поэтому у меня пошла программа самоуничтожения.

Как же живут японцы, если я начинаю сходить с ума даже от предварительного прикосновения к энергетике этой страны? Непонятно. Хотя есть такой феномен: если человек ест что-то невкусное и неполезное, первая его реакция - отвращение. Но если убедить себя, что это полезно, или через силу заставлять себя есть, внутренний камертон перестает работать.

Так вот, перед вылетом в Японию около полутора часов у меня было ужасное состояние. Даже появилась мысль об отмене путешествия. Но все же я полетел, и вскоре все пришло в норму. Потом целую неделю я пытался понять, почему у Японии такой невероятный страх перед будущим и неприятие судьбы?

Несколько дней я с семьей находился в двухстах километрах от Токио. За пару дней до отъезда мы вернулись в столицу, для того чтобы ее осмотреть. Остановились в гостинице «Империал». И в этот вечер произошло событие, которое подтолкнуло меня к пониманию. Это было землетрясение. Я лежал в гостинице на кровати, а жена с сыном разбирали чемоданы. Внезапно кровать стала раскачиваться. Шкаф, вделанный в стену, стал потрескивать. Это говорило о том, что стены пришли в движение. Кровать колебалась все сильнее. Жена повернулась и, поглядев на меня, строго сказала: «Перестань раскачивать кровать». «Вместе с гостиницей», - подумал я. По моему ощущению, землетрясение было силой в 4-5 баллов.

Я с любопытством продиагностировал себя и увидел те самые эмоции - страх за будущее и неприятие судьбы. Я лежал и думал, что теперь мне понятен секрет экономического рывка Японии и высокого уровня нравственности, который присущ японцам. Одна главных причин этого - землетрясения. Когда знаешь, что в любой момент может быть потеряно будущее и разрушена судьба, подсознательное устремление к Богу растет. Люди стараются сплотиться и объединиться. Понятие нравственности присуще именно коллективном сознанию. Крепкие семейные отношения, развитое коллективное сознание, готовность помогать, заботиться и жертвовать - все это делало японцев подсознательно верующими.

Поскольку в стране всегда было мало деревьев, поэтому с отоплением домов всегда были проблемы. В частном японском доме до сих пор по утрам температура всего на несколько градусов выше нуля. Плюс тайфуны ураганы и землетрясения. Чтобы выжить, нужно иметь силу духа, а она формируется верой, нравственностью и заботой друг о друге. Давным-давно я услышал историю, которая хорошо демонстрирует характер японцев. Еще в советское время приехавший туда режиссер спросил у японца-секретаря:

Мне сегодня звонили?

Да!

А кто звонил?

Никто.

Коллективное сознание - сильнейший ускоритель развития. Как, впрочем, и деградации, если общество выбрало неверную систему целей. Раньше в ответ на любой катаклизм рядовой японец испытывал не страх и сожаление, а любовь и желание помочь ближнему. Сохранение любви в болевой ситуации называется смирением. В ответ на боль не рождается ненависть, осуждение или уныние.

После Второй мировой войны японцы получили американскую экономику и культуру, Высокий уровень нравственности и единства был закреплен не столько религией, сколько традициями. И насаждаемые западные образцы общения и восприятия мира стали разрушать эти традиции очень быстро. Большинство японцев котят быть похожими на европейцев, они внутренне поклоняются им и перенимают их нравы.

Сейчас в Токио около сорока процентов одиночек. Коллективное сознание постепенно утрачивается, происходит кардинальное изменение восприятия мира. Интересы тела становятся важнее интересов души, и тобой подземный толчок рождает панический страх за свое тело и будущее. Все это накапливается в подсознании японцев.

Когда будет пройдена точка не возврата, что-то произойдет. Судя по моему состоянию перед поездкой, энергетика страны недалека от этой точки. Слабую душу несчастье убивает, сильную делает сильнее. Сила души заключается в умении любить и определяется количеством любви в ней.

Резко увеличившееся благосостояние страны и индивидуалистическая манера мышления, прививаемая европейцами, сделали японцев внутренне беззащитными перед стихией. Программа самоуничтожения в масштабах целой страны рано или поздно приводит к войне, катаклизму, эпидемиям или к медленному вымиранию народа. Мне не хочется смотреть будущее Японии. Уже несколько десятилетий все люди на земле представляют собой единый народ. Будущие проблемы Японии - это проблемы всего человечества.

Когда я летел в самолете, направлявшемся в Израиль, мне тоже стало плохо, но несколько иначе. Сначала я достаточно хорошо себя чувствовал, а потом вдруг стало тяжело дышать, появились хрипы в легких. «Через час я просто задохнусь», - подумалось мне. Почему-то концентрация на благополучной судьбе выросла у меня в десятки раз. Уровень гордыни зашкаливал. Ощущение превосходства над другими, жесткое неприятие своей судьбы полезло из всех щелей. Я понял, что настроился на энергетику Израиля. Начал молиться, и через полчаса хрипы исчезли, а еще через час я стал нормально дышать. На следующий день, на семинар мне написали такую записку: «Как преодолеть чувством - превосходства над другими, ведь этой темой - болеет вся страна».

Я летел в самолете и пытался убедить себя, что мое тяжелое состояние не связано со страной, куда я лечу. В аэропорту не удержался и продиагностировал самых ярких представителей израильского народа. Ортодоксальные евреи в шляпах, очках и с пейсами, одетые во все черное, двигались величаво и с достоинством. Я надеялся, что по сравнению с предыдущими годами что-то изменилось, но увидел ту же картину. Я посмотрел семь человек, и у всех было то, что я называю «смерть в поле». А ведь эти люди много времени тратят на изучение священных книг и молитв.

Раньше я видел у них сильнейшее неблагополучие, но не задумывался о его причинах. А сейчас я у каждого увидел внутреннее чувство превосходства по отношению к другим, поклонение своей судьбе, презрение к людям, стоящим ниже их по рангу, жесткое разделение на добро и зло. То есть эти люди молились на свое будущее и благополучие, гложет быть, даже не осознавая того. И, судя по всему, Бог был для них не целью, а средством для укрепления и защиты своего духовного благополучия.

В последнее время я придумал новую систему диагностики. Глядя на человека, я брал информацию о том, какие из десяти заповедей он нарушает, а потом пытался связать это с болезнями. Диабет, например, - это нарушение первой, второй, седьмой и десятой заповедей, это есть утрата устремления к Богу, создание себе ложных кумиров, поклонение сексу и зависть, переходящая в ревность. Псориаз - это нарушение первой, второй, третьей, седьмой и десятой заповедей. А вот, онанизм, как ни странно, - это нарушение шестой и седьмой заповедей. То есть тот, кто увлекается онанизмом, занимается убийством и прелюбодеянием, даже не подозревая об этом. Его цель - всего-навсего получить удовольствие, а его потомки могут быть убийцами и развратниками, могут иметь большие нарушения в психике, и врачи потом будут биться в догадках, почему нормальный на вид человек вдруг совершил изнасилование и убийство.

У ортодоксальных евреев, которых я диагностировал, по соблюдению заповедей было все прекрасно, кроме одной - «не сотвори себе кумира». Здесь нарушение превосходило опасный уровень в десять - пятнадцать раз. То есть происходило подсознательное смещение устремления к Творцу. Когда слабо выполняется первая заповедь, начинается нарушение второй. Для этих людей, неистово верующих и свято выполняющих заповеди Торы, целью была не любовь и единение с Творцом, а ощущение духовного величия, высшей защищенности, ожидание духовных и материальных благ за честное служение Богу.

Получается, что подсознательно они молились на свою благополучную судьбу и ожидали за это награды. «Бог меня любит, а вас - нет», - наверное, звучало в подсознании каждого из этих верующих людей. Чем больше концентрируешься на своем благополучном будущем, тем агрессивнее становишься при его возможной утрате. Видимо, поэтому в Израиле так часто случаются теракты. Страх за будущее здесь незримо витает в воздухе. И как это ни печально, он обусловлен не столько внешними, физическими событиями, сколько внутренним состоянием израильтян.

Эмоция первична по отношению к событию. С нами произойдет то, что соответствует нашему глубинному эмоциональному состоянию. Десять лет назад, когда я впервые появился здесь, я видел очень высокий уровень гордыни, связанный с недовольством своей судьбы. Но поскольку вселенная едина не только и пространстве, но и во времени, все наши поступки тоже связаны воедино. И если мы сеем семена разрушения, разрушение мы и получаем.

Когда этот процесс начинает убивать души наших детей, то мы, подсознательно спасая их, собираем урожай, посеянный нами самими. Все наши поступки, совершенные когда-то, возвращаются к нам через детей. Вы не просто были недовольны судьбой и людьми, которые были посланы судьбой, вы это недовольство передали детям, А недовольство собой и судьбой, перешедшее в подсознание, - это неприятие Божественной воли, это богохульство. По сути, это попытка уничтожить судьбу и Творца. И заканчивается она не точечным, а масштабным самоуничтожением.

Вам нужно принять свою судьбу, увидев в ней волю Всевышнего. То, что с вами происходило, соответствовало количеству любви в вашей душе. Не нравится судьба - меняйте вашу душу и через это вашу судьбу. А незаметное самоубийство через недовольство и обиды приводит к неважным результатам и у детей. Сумеете через себя привести в порядок души детей, молясь и меняясь, - ваша болезнь пройдет. Все зависит от вас.

Новый залп фейерверка отвлекает мое внимание. «Надо будет вытянуть этого мужика, - думаю я. - Достаточно яркий пример того, что бывает с человеком, долгое время недовольным своей судьбой». Мои мысли отвлекает тупая боль внизу живота. Она постепенно нарастает. Эта боль сигнализирует о том, что у меня начался отток энергии. Может быть, кто-то из пациентов «потянул на себя» или всплыли какие-то претензии? Диагностировать я могу только в совершенно отрешенном состоянии. В своем здоровье я кровно заинтересован, поэтому поставить диагноз самому себе бывает достаточно тяжело. Однако все же пытаюсь увидеть на тонком плане, почему я теряю энергию.

Для начала программа самоуничтожения в семь раз выше критического. Это или быстрая потеря иммунитета и любое заболевание, а затем быстрая смерть, или рак. Тогда смерть будет медленной и мучительной. Конечно, «лучше помучиться», как говорил герой популярного фильма, но уж очень мощная потеря энергии. Идет какое-то серьезное нарушение высших законов. Неожиданно понимаю, в чем дело.

Программа уничтожения в семь раз выше критической. Причина – семикратная концентрация на будущем, на каких-то идеалах, планах и целях. Скорее всего, это мысль о том, что я вылечу этого человека. Ведь я же не имею права лечить. Я могу только помочь пациенту создать условия для выздоровления. Боль тут же прекращается. Значит, причина проблемы нащупана, верно. Выздоровеет этот человек или нет, не мне решать, это его судьба и его личные отношения с Богом. А я, сунувшись со своей мыслью об излечении, подсознательно лишаю человека устремления к Богу и переключаю его на себя.

Налицо грубейшее нарушение первой и второй заповедей. Он забывает о Творце и делает меня кумиром. После этого позавидовал, приревновал - и получаешь диабет. То-то мне никогда не хотелось работать целителем.

Действительно, все от Бога. Бог дает нам и любовь, и жизнь, и талант, и любые возможности. Наше Божественное «я» всегда любит наше человеческое «я» и относится к нему как к ребенку - заботится, помогает, воспитывает. А если ребенок перестает уважать родителей, начинает им хамить и все их заслуги приписывает себе, он быстро попадает либо в больницу, либо в тюрьму.

Нашим родителем является чувство любви, из него создана вся вселенная. И каждый раз, когда мы от него отказываемся или относимся к нему с пренебрежением, мы за это отвечаем. Любовь - это энергия. Чем больше энергии, тем больше попыток изменить себя и окружающий мир. Чтобы преодолеть зависимость от будущего, интенсивность любви должна быть намного больше средней. Если есть обиды, недовольство и сожаление это показатель низкого уровня энергетики. При таком отношении зависимость от будущего вы преодолеть не сможете.

Первое, что нужно понять: осуждение, обида, ненависть - это все формы педагогики, воспитания других. Но это самые примитивные формы воспитания, Как воспитывается живой организм в природе? Неправильно себя повел - получай смерть. То есть главным средством воспитания является уничтожение несовершенных особей. Те, кто не хочет меняться, умирают.

В человеческом сообществе воспитание переходит на следующую ступень: в качестве воспитательного средства служит боль. Боль дает больше возможностей для изменения и развития. Поэтому основной способ воспитания, который до сих пор используют многие родители, - это наказание ребенка, причинение ему боли, если он неправильно себя ведет.

Обида, ненависть, осуждение - это прелюдия к агрессивным действиям. Но как это ни странно, агрессивная эмоция опаснее агрессивного действия. Внутренней ненавистью можно убить не только самого человека, но и его потомков, и самому понести за это наказание.

Почему у наглых и жестких людей часто бывает прекрасное здоровье, а у людей деликатных, но обидчивых, судьба и здоровье разрушаются? Потому что вторые опаснее. У первых агрессия поверхностна, она-то как раз и подталкивает к воспитанию. А когда человек воспитывает другого обидой, это уже воспитание не болью, а смертью.

Нужно не ругать за плохое, а хвалить за хорошее. Нужно не бить за ошибки, а награждать за правильное поведение. Вам не нравится этот мир - сделайте его лучше. Вам не нравится, как люди к вам относятся, - сделайте себя лучше. Вы не нравитесь себе - сделайте свою душу лучше.

Самый главный индикатор правильности вашего поведения, будь то эмоции или поступки, - чувство любви. Если у вас в душе его много, то вы всегда сможете изменить человека, находящегося рядом с вами, и общий язык с ним найдете, а любой конфликт будет развивать вас, а не убивать.

Вспомните слова Иисуса Христа: Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими (Мф. 5,9). Весь мир - это объект для приложения любим. Наша жизнь - это средство для любви. Любимый человек - это тоже средство для постижения Божественного. Если мы этого не понимаем, любимый человек становится средством для получения благополучия и денег. Не можем служить Богу, будем служить мамоне.

«Интересно устроен человек, - думаю я. - Недостаток любви не позволяет нам соединить две противоположности, новое и старое. Либо одно, либо другое. Сначала мы пытаемся вытравить, уничтожить любые обиды, ненависть, агрессивность и сразу стать другими. А когда это у нас не получается, мы заваливаемся назад. Если же есть любовь, новая форма мышления некоторое время уживается со старой, а потом старая постепенно ослабевает и отходит.

Авраам поверил в Единого Творца и готов был расстаться с жизнью. Даже своего сына Исаака он готов был принести в жертву. А его внук Иаков, сделав для себя окончательный выбор, уничтожил языческих истуканов. Когда в душе мало любви, человек не может быть терпеливым, он хочет одним махом разрушить старое и построить новое. Даже временное соединение нового и старого становится для него непреодолимой мукой.

Фейерверк закончился, и гуляющие толпы стали расходиться по улицам курортного городка. Прекрасная южная ночь. Народ кругом добродушный и веселый. Ощущение покоя и умиротворенности, но в душе у меня какое-то странное чувство, ощущение какой-недоговоренности и недосказанности. Я пытаюсь собрать мысли в единое целое, но что-то мешает. И вдруг я неожиданно вспоминаю. Шизофрения.

Я понял, почему-то, что я называл ревностью, может привести к разрушению сознания. Я попробовал посмотреть, какие заповеди нарушала мать сына-шизофреника. Оказалось, что вторую, седьмую и девятую - поклонение кумирам, прелюбодеяние и лжесвидетельство.

При выяснении деталей все оказалось очень просто. В молодости женщина была достаточно привлекательной, и сексуальность у нее превратилась в похотливость. Она вышла замуж по любви, но уже в первые месяцы изменяла мужу. А если главная цель сексуальных отношений - получение удовольствия, если тело радуется гораздо больше, чем душа, происходит отказ от будущих детей и перевод энергии будущего в сексуальную энергию, энергию страсти и желаний. Тогда включается механизм разрушения будущего. То есть внутренняя похотливость, закрепленная внешним поведением, начинает разрушать психику и сознание. Вот, вероятно, почему шизофрения передается по женской линии.

Я слышал, что в Соединенных Штатах шизофрению перестали считать болезнью из-за огромного числа страдающих ею, В материалистическом мире все просто: как только патология достигает определенного масштаба, ее автоматически начинают считать нормой. Получается, что нравственно не то, что сохраняет любовь, а то, что сумело победить и захватить большую территорию, духовную в том числе.

Скорее всего, причина невероятного роста психических заболеваний в настоящее время обусловлена так называемой сексуальной революцией, которая произошла около пятидесяти лет назад. Сейчас главным комплиментом женщине является следующий, какая ты сексуальная! Измена любимому человеку считается пустяком. Женщины, не задумываясь, делают аборты, упиваются своей похотливостью. И каждый день к ним приходит поддержка такого поведения с экранов телевизоров. Этот процесс закономерен, потому что нарушение первых заповедей неизбежно ведет к нарушению следующих.

Я вспомнил, как говорил одной пациентке: «Вам придется прикоснуться к Божественной энергии, сейчас она становится все активнее. Если вы не пройдете перетряску ваших высших духовных планов, начнется следующий, более жесткий этап - чистка на чувственном уровне. Она может идти через измену, смерть близких, предательство, расставание с любимым человеком. Это принудительное очищение. Это потеря. Но есть и добровольное очищение - когда вы сами отказываетесь ради любви от исполнения ваших желаний и инстинктов, которые тянут вас от мужа в постель к другому мужчине. Если вы ради любви сдерживаете это чувство и не даете ему реализоваться, это жертва своими желаниями и инстинктами в угоду любви. А любви без жертвы не бывает. Обуздывая свою животную энергию, мы повышаем шансы на то, чтобы направить ее на соединение с Творцом».

К энергии тоже приложимо понятие инерции. Благодаря инерции застывшая энергия становится предметами и явлениями. Если нашу энергию мы направляем в основном на животное начало, то чем сильнее оно закрепляется, тем большие страдания нам придется пройти для возвращения в состояние человеческое, не говоря уже о Божественном.

С.Н.Лазарев

● Грех и болезнь. Что может быть общего между этими двумя понятиями? Мы часто болеем, но никогда не задумываемся о том, что это связано с нашими неправильными поступками, которые обернулись грехом. Если вы верите в Бога, то непременно поймете, что все болезни от того, что мы живем во грехе.

Какие болезни бывают за грехи ● Тахикардия и гипертония. Болезни возникают на фоне страха, гнева, подавленной ярости. ● Болезни тонкого и толстого кишечника. От явной социальной неудовлетворенности пациента. ● Заболевания печени. На нашу печень разрушительно воздействуют подавленный гнев, сдерживаемая агрессивность, враждебность, тщательно скрываемая вами.Помимо печени страх сильно изматывает и систему почек. Болезни почек – не что иное, а расплата за жалость к себе, печаль и уныние. Также поражают почки ревность и жадность. ● Сахарный диабет – это не только расплата за чревоугодие и сластолюбие, но и следствие переживания неудовлетворенности отношением к вам значимых для вас и близких людей. ● Мочекаменная и желчнокаменная болезни. Это результат злопамятности и психологических обид. ● Аллергические заболевания. Возникают на фоне нарушения работы спинного мозга из-за слез, стрессов и сильных переживаний. Отрицательные эмоции и подавленная агрессивность оборачиваются бронхиальной астмой.Это заболевание провоцирует нереализованное властолюбие.

● Астматический синдром. Появляется у людей, если в душе нет светлого настроения. Бронхиальное дерево разрушается от постоянной ненависти к конкретному человеку и злопамятства. Дыхательная система дает существенный сбой, если человек перестаёт думать самостоятельно, решать свои проблемы, то есть не живет своим умом. ● Заболевания кишечника бывают у лиц, которые стремятся подчинить себе окружающих его людей (близких и знакомых). Вредная привычка видеть во всем только плохое. К заболеваниям кишечника также приводит страх перед ответственным действием. ● Варикозное расширение вен – следствие постоянных конфликтов и семейных проблем.

● Спина. Причины боли в области спины. Появляются, когда мы ждем от других удара в спину и заклинивает по центру позвоночника. Верхняя область спины до лопаток - эмоциональная поддержка друзей (это когда вы надеетесь на чью-то поддержку).Болезни позвоночника – расплата за гордость. ● Ноги болят у людей, которые втайне ходят куда-то и скрывают это. У надменных и гордых людей болят коленки. Если у вас болят ноги утром, вам следует сменить работу. А если это происходит при возвращении домой, постарайтесь что-то изменить в семейной обстановке. ● Переломы костей рук и болят руки – это означает, что человек берет то, что ему не принадлежит и «плохо» лежит.

● Атеросклероз – от нехватки психической энергии. ● Если кто-то не «переваривает» то, что говорят ему окружающие люди – информация передается в желудок. Язва желудка – неотступное фиксированное переживание, расплата за чревоугодие; к болезни желудка приводит хитрость и обман. ● Разрушаются и болят зубы – вредная привычка отзываться плохо о себе, о людях, о своей судьбе и хуже всего – о своих родителях. Пародонтоз – причина кроется в злословии в адрес отца. Болезни зубов – расплата за чревоугодие и сластолюбие. ● Любые грыжи возникают от проклятий, а опухоли (доброкачественные и злокачественные) – это обиды.

Прочная связь между болезнями и грехами утверждается в Евангелии почти на каждой странице. Достаточно вспомнить слово, сказанное при Овчей купели: Иди и больше не греши, чтобы не случилось с тобой чего хуже. Или исцеление расслабленного, которое Христос совершает не раньше, чем простив человеку грехи (См. Лк. 5. 23). Евангельская логика проста, как все, исходящее от Бога: будь мы безгрешны, мы были бы и бессмертны; будь мы бессмертны, мы бы и не болели.

Творец мира, одевшись в человеческую плоть, являл Свое доброе всемогущество, прощая грехи, исцеляя болезни, воскрешая мертвецов. Все эти три вида мессианской деятельности неразрывно связаны и равно необходимы, поскольку человечество именно грешно, смертно и болезненно.

Если бы Христос не делал хотя бы что-то одно, стройность Его дел была бы под угрозой, Божественность Его посланничества была бы под сомнением. Если бы Он только исцелял, не воскрешая, смерть сохраняла бы свою молчаливую тиранию, и всякий умеющий думать отказался бы признать в исцелении истинное благо, раз смерть по-прежнему сильна. Еще хуже было бы, если бы Христос исцелял, ни слова не говоря о грехах. Он весьма польстил бы испорченному человечеству, которое и по сей день готово сказать: «верните мне здоровье, но не спрашивайте меня о грехах». Христос не сделал этого. Его любовь не соскользнула к вседозволенности. Он научил нас на боль физическую и на нравственную грязь смотреть сразу, одним взглядом охватывая то и другое.

Человека нельзя избавить от страданий, не изменив его при этом так, чтобы он стал бессмертным. А бессмертие возможно только для безгрешного существа. Потому и отогнал Господь согрешившего человека от Древа Жизни, чтобы не стал человек злом бессмертным. Как ни странно это звучит, но для грешника смерть – объективное благо. Бог не хочет увековечить человека в его оскверненной данности, но хочет прежде исправить и очистить его, а уж затем даровать бессмертие.

Теперь окунемся в действительность, покинув высоту умозрений. Мы болеем и будем болеть, пока не отдадим рано или поздно с последним выдохом душу в руки Создателя. Болея, мы бываем раздражительны, нетерпеливы и малодушны. Весь мир тогда сжимается для нас до размеров пульсирующего зуба, раскалывающейся головы, ноющей печени. И мы ищем избавления от страданий.

Как хорошо, что в регистратуре или в приемном покое нам не напоминают о связи между грехами и болезнями. Как хорошо, что из окошечка не высовывается лицо регистратора и не обращается к нам с хитрым прищуром: «Что, милый, допрыгался?» Наша медицина лечит болезни, не рассуждая об их нравственных первопричинах. И это хорошо. Хорошо, что доктор – обычный грешник, и ему в голову не приходит вгонять пациента в краску, устраивать исповедь или читать мораль. Духовные вопросы остры. Неумелое обращение с ними способно более навредить, чем помочь. Поэтому и хорошо, что логика поликлиники не совпадает с логикой Литургии и прочитанного Евангелия.

Эта шизофрения двойных стандартов грозит превратиться (а может, уже превратилась) в приобретенное уродство, в родимое пятно нашей жизни. Узнавая правду и не умея воплотить ее в жизнь, не умножаем ли мы тем самым и без того до краев налитую чашу внутренних страданий? Стоит ли узнавать правду, причем, правду вечную, чтобы остаться при своей обычной лжи? Может об этом сказал Соломон: «кто умножает познания, умножает скорбь»? ()

Я остаюсь при той мысли, что автономность медицины от Евангелия имеет свои плюсы. Но христианскую логику я сам должен внести в историю своей болезни и своего выздоровления. Пусть доктор говорит, что «еще поживем»; пусть сестра по дороге на операцию повторяет ободрительные мантры. Я то сам прекрасно знаю, что в выздоровлении и продолжении жизни смысл есть только тогда, когда есть намерение жить лучше и стать чище. Многое зависит от врачебного искусства и качественных лекарств. Но Хозяин жизни будет решать судьбу больного еще и с той точки зрения, захочет или не захочет больной сделать из болезни нравственные выводы. «Я буду жить?», — спрашивает пациент. «Жить то будешь, но как и для чего?», — спрашивает в ответ, как мне кажется, Хозяин жизни. «Если, как прежде, или даже хуже, то зачем?»

Связь между болезнями и смертью кажется очевидной. Связь между грехом и смертью следует осознать, благодаря Евангелию и первым главам книги Бытия. Когда первые две связки станут понятны, останется выяснить теперь уже неизбежную связь между болезнями и грехом. Ну и, наконец, самое главное. Победителя этого триединого, сплетшегося до нерасторжимости змеиного клубка зовут – Господь Иисус Христос.

протоиерей Андрей Ткачев