Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Подвижные игры в детском саду на осеннем празднике в старшей группе. Игры осенью для детей средней группы в детском саду

Внесите разнообразие в Ваши осенние утренники, развлечения, досуги и прочие мероприятия с детьми. Используйте при подготовке к ним интересный опыт педагогов, изложенный в полезных публикациях этого раздела. Из них можно почерпнуть великое множество идей и готовых решений по организации спортивных и интеллектуальных состязаний на осеннюю тему, развивающих игр и забав-приключений для дошкольников. Некоторые педагоги пошли по пути проведения викторин об осени, созданных в формате популярных телешоу «Что? Где? Когда?», «КВН» и других. И этот расчёт вполне оправдал себя, как оправдывал и ранее.

Полистайте эти страницы, выберите то, что Вам более по вкусу! Обратите также внимание на полезные советы, как изготовить дидактические материалы и наглядные пособия об осени своими руками.

Всё для успешной организации осенних игр и весёлых затей.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 275 .
Все разделы | Осень. Игры, викторины, дидактические пособия на осеннюю тему

Изготовленный мною лэпбук "Осень " поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание лэпбука в дальнейшей работе позволит быстро вспомнить пройденные темы. Цель : закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях . Задачи : -...


Интерактивное дидактическое пособие лэпбук «Какого цвета осень ? Осень разноцветна я !» Старший дошкольный возраст. ЦЕЛЬ : Создать условия для применения интерактивной технологии (лэпбук) ; обобщить и систематизировать знания детей о разных периодах осени . ЗАДАЧИ : Обучающие : -...

Осень. Игры, викторины, дидактические пособия на осеннюю тему - Лэпбук «Осень»

Публикация «Лэпбук...»
Дорогие Коллеги!Представляю Вам Лэпбук на тему "Осень".Вместе с детьми мы решили сделать эту работу по осени.Ребята с удовольствием помогали оформлять лэпбук. Мы захватили многие разделы,которые чаще проходим осенью.Птицы: сделали кармашек в который поместили картинки...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Паспорт Лэпбука « Времена года – ОСЕН Ь» Выполнили воспитатели подготовительной группы № 9 Фоменко А.Ю. Досаева Р.П. Можайск 2018г. Цель: - создать условия для применения интерактивной технологии (лэпбук); - обобщить и систематизировать знания детей о временах года в общем и...


Лепбук предназначен для детей трех- пяти лет. Данное пособие расширяет знание детей о явлениях природы, которые характерны осеннему периоду, запоминают осенние месяцы, и благодаря картинкам, могут легко запомнить и безошибочно называть, что сентябрь это ранняя осень,...

Лэпбук «Осень» рассчитан на детей 2 младшей группы. В лэпбуке следующие задания и кармашки: Какая осень/прилагательные Игра «Четвертый лишний» Загадки – Отгадки Собери картинку Игра «Чей хвостик?» Зашумлённые картинки Осень Раскраски «Какая осень/прилагательные»...

Осень. Игры, викторины, дидактические пособия на осеннюю тему - Дидактическое пособие лэпбук «Осень»


Пособие помогает детям лучше запомнить, закрепить материал по изучаемой теме, усвоить пройденный материал, самостоятельно по своему желанию собирать, закреплять информацию об осени.Знания, полученные на занятиях,мы закрепляем и систематизируем в игре с лэпбуком в свободной...

Игра - викторина «Секреты осени!» Образовательная область «познавательное развитие» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Тальменский детский сад №9» структурное подразделение пер. Банковский 1 Тальменского района Алтайского края. Игра - викторина «Секреты осени!» Образовательная область «познавательное развитие». Воспитатель:...

Подготовительная группа (6-7 лет)

Тема «Осень»

Игры на развитие словаря

Игра «Угадай по описанию»

(Усложнение: добавляются существительные: киви, айва, персик, абрикос, авокадо, хурма, косточка)

Цель : расширение объема словаря предметов и признаков. Формирование представлений о предметах, развитие логического мышления.

Оборудование . Набор картинок по лексической теме.

1 Вариант

Перед детьми выкладывается ряд изображений предметов (лимон, слива, груша, банан, вишня, яблоко, абрикос, персик, киви, айва и др.). Взрослый дает следующее описание фрукта: «Коричневый, овальный, мохнатый, внутри зеленый». Ребенок выбирает нужную картинку и называет фрукт. В случае затруднений с ответом взрослый просит ребенка: сначала назови все овальные фрукты. (Ребенок называет, остальные картинки убирают)

2 Вариант

Ребенок дает описание предметной картинки (фрукта или овоща), остальные дети отгадывают. Нужно, как можно больше подобрать определений.

Красное, круглое, сладкое, сочное, спелое.

Зеленый, длинный, пупырчатый, продолговатый.

Игра «Кто, что делает?»

Цель: Активизация словаря предметов и действий.

1 вариант:

Подбор к предмету действий (глаголов). Педагог спрашивает: «Ветер что делает?» Ребенок отвечает: «Воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, мельничные колеса вертит, освежает, тучи гоняет». Дождь, что делает? Капает, идет, моросит, льет, брызгает. Птицы осенью, что делают? Собираются в стаи, улетают.

2 вариант:

Подбор к действиям предмета. Педагог спрашивает: «На небе сверкает, землю согревает, тьму разгоняет, освещает. Что это?» Ребенок: «Солнце».

Игра «Назови целое»

Цель: Активизация словаря, развитие умения определять целое по его частям.

Ствол, ветки, сучья, кора, листья.

Игра с мячом «Назови части».

Цель : Активизация словаря. Развитие умения называть части предметов.

Игра с мячом «Я знаю шесть названий деревьев» или «Я знаю шесть названий овощей ». (Грибов, фруктов, перелетных птиц)

Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развитие быстроты реакции, ловкости.

Игра с мячом «Четвертый лишний»

( добавляются новые слова предметы, признаки. Дети должны аргументировать свой выбор)

Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.

Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.

    Голубой, красный, спелый, фиолетовый.

    Кабачок, огурец, лимон, паттисон.

    Пасмурно, ненастно, ясно, ветрено.

    Осень, лето, суббота, зима.

    Понедельник, вторник, лето, суббота.

    День, ночь, осень, вечер

    Лопата, грабли, черенок, мотыга

    Малина, крыжовник, апельсин, смородина

    Подосиновик, опенок, мухомор, белый гриб

    Осина, береза, ель, дуб

Дети, бросая мяч обратно, называют лишнее слово, аргументируя свой выбор.

Игра «Месяцы и их последовательность»

Месяц к месяцу встает - каждый всех их назовет.

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Игра «Что за чем?»

Что за чем у нас идет каждый год и круглый год?

Цель : Закрепление временных понятий в активном словаре ребенка, развитие мышления.

Варианты вопросов : «Сколько месяцев в году?» «Назовите осенние месяцы». «Назовите первый месяц осени». «Назовите последний месяц осени». «С какого месяца начинается осень?» «Каким месяцем заканчивается осень?»

Игра «Бывает - не бывает»

Что же будет, что же нет? Поскорее дай ответ!

Цель: расширение и закрепление активного словаря ребенка, развитие логического мышления.

Варианты явлений природы и сезонных изменений: иней, ледоход, капель, листопад, метель, заморозки, дождь, снег, град, гроза и т. д.

Усложнение для детей 6-7 лет: Дети дают полные ответы, объясняя возможность или невозможность того или иного явления природы в данное время года.

Игра «Кот- наоборот»

(Усложнение для детей 6-7 лет: новые слова предметы, признаки, действия )

Цель: обогащать словарь словами –антонимами.

    Лето- (зима)

    Осень –(весна)

    Холодно –(жарко)

    Мокрый –(сухой)

    Солнечный – (пасмурный)

    Весело- (грусно)

    Вечер – (утро)

    Короткий- (длинный)

    Широкий- (узкий)

    Улыбаться –(хмурится)

    Моросить – (лить)

    Высоко- (низко)

    Сажать – (выкапывать)

    Съедобный – (ядовитый)

Игра «Весна-осень»

Цель: Обобщать словарь, развивать словарь антонимов.

Весной в огороде сажают, а осенью …..(убирают)

Весной птицы прилетают, а осенью ….(улетают)

Весной цветы распускаются, а осенью….(вянут)

Весной природа расцветает, а осенью….(увядает)

Весной дожди теплые, а осенью ….(холодные)

Весной день длиннее, а осенью…(короче)

Игра с мячом «Осенние ассоциации»

Цель. Расширение объема словаря, развитие речевых ассоциаций, общей моторики.

Оборудование . Набор картинок по лексической теме «Осень».

Игра «Скажи по-другому»

Цель: Учить детей подбирать синонимы к словосочетанию.

Содержание: Детям называют словосочетания, например: осень идет, снег идет, человек идет. Обращают их внимание на то, как неинтересно слушать, когда повторяется одно и то же слово, и предлагают его заменить. «Осень идет-как можно сказать по-другому?» Дети подбирают слова, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает). Дождь идет (моросит, льет, капает).

Игра «На что похоже?»

Цель: Развивать умение подбирать похожие слова, путем сравнения.

Полосатый арбуз похож на ….(что?)

Синий лед похож на …

Густой туман похож на …

Чистый дождь похож на …

Блестящая на солнце паутина похожа на ….

Осенние игры для детей старшего дошкольного возраста

Игра «Добрые животные»

Что дают нам домашние животные? Слушаем вопросы и стараемся на них ответить.

«Бе-бе», «му-му» и «ко-ко-ко»!

А кто даёт нам молоко?

Кто даёт нам пух и шерсть?

У кого всё это есть?

Мы животных называем.

Чем они полезны, знаем.

1. Кто даёт нам яйца? (Куры.)

2. Кто даёт нам молоко? (Коровы, козы.)

3. Кто даёт нам шерсть? (Бараны, овцы, козы, кролики.)

4. Кто даёт нам пух и перья? (Гуси, утки, куры.)

5. Кто даёт нам мёд? (Пчёлы.)

Игра «Танец пчёл»

Звучит музыка. (Для этой игры можно включить «Полёт шмеля» Н. А. Римского-Корсакова.) Дети - пчёлы. Они исполняют пчелиный танец.

Давайте подумаем, какими движениями лучше показать, как летают пчёлы и как они танцуют в воздухе, над цветами.

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель называет каждый раз по четыре предмета (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.

1. Грабли, мотыга, лопата, молоток. (Молоток. Этот инструмент - не для работы в огороде.)

2. Комбайн, троллейбус, трактор, косилка. (Троллейбус. Он нужен не для работы в поле.)

3. Кастрюля, чашка, лейка, стакан. (Лейка. Она нужна для работы в огороде, это не посуда.)

4. Яблоко, морковь, капуста, кабачок. (Яблоко. Это фрукт, а остальное - овощи.)

5. Груша, яблоко, огурец, апельсин. (Огурец. Это овощ, а остальное - фрукты.)

6. Клубника, земляника, баклажан, ежевика. (Баклажан. Это овощ, а остальное - ягоды.)

7. Гречка, перловка, горох, пшено. (Горох. Это бобы, а остальное - крупы.)

8. Свёкла, репа, морковь, помидор. (Помидор. Это плод, а остальное - корнеплоды.)

Игра «Съедобное - несъедобное»

Воспитатель бросает мяч и произносит названия того, что съедобно, и несъедобных предметов. Если названо что-то съедобное (овощ, фрукт, крупа или каша из крупы, а также то, что делают из муки), мяч нужно ловить, а если несъедобное, то ловить не надо.

Сладкие загадки

Синий мундир,

Зелёная подкладка,

В середине - сладко. (Слива.)

На деревьях меж листами

Висят птицы вверх ногами. (Груши.)

Круглое, румяное,

Я расту на ветке.

Любят меня взрослые

И маленькие детки. (Яблоко.)

Сам он красный, сахарный,

А кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз.)

Игра «Чьи семена?»

Воспитатель показывает детям семена. Дети должны определить, какому растению принадлежат эти семена, и назвать растение. Для игры можно взять семена арбуза, дыни, абрикоса, яблони, сливы, фасоли, подсолнечника, тыквы, орешника, риса, гречихи и т. д.

Игра «Репка»

Воспитатель предлагает детям провести игру по русской народной сказке. (Взять полный текст сказки.) Перед игрой распределить роли (в том числе роль репки). Дети - в шеренге. Сначала они выполняют движения все вместе. Выходит репка и садится на стульчик (может держать в руках верёвочку за которую её будут тянуть). В нужный момент выходят дед, бабка и другие персонажи. Происходит инсценировка сказки. Остальные дети помогают героям, показывая, как надо тянуть репку. Игру можно провести несколько раз, чтобы всем детям досталась какая-либо роль.

Посадил дед репку.

(Наклоняемся и показываем, как сажать репку.)

Выросла репка большая-пребольшая.

(Поднимаем руки вверх.)

Стал дед репку из земли тянуть.

Тянет-потянет, а вытянуть не может.

Позвал дед бабку.

Бабка за дедку, дедка за репку.

Позвала бабка внучку.

Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку.

Тянут-потянут, а вытянуть не могут.

Огородные загадки

Слушаем необычные загадки, в которых названы признаки огородных растений, и стараемся их отгадать.

Красный, круглый - это что? (Помидор.)

Зелёный, овальный - это что? (Огурец.)

Жёлтая, внутри белая, сладкая - это что? (Дыня.)

Длинный, белый, большой - это что? (Кабачок.)

Жёлтая, круглая, сладкая, сидит в земле - это что? (Репа.)

Игра «Придумай загадки»

Воспитатель предлагает детям придумать свои загадки про овощи. Нужно загадать какой-то овощ и назвать его признаки. Можно составить загадки про картошку, тыкву, свёклу морковь, горох и др.

Что растёт у нас на грядке?

Мы придумаем загадки.

Про горох и про картошку,

Помидоры и моркошку,

А ещё про огурцы.

Отгадали? Молодцы!

Игра «Овощи, фрукты, ягоды»

Воспитатель называет букву. Дети должны вспомнить и произнести как можно больше названий овощей, фруктов, ягод на эту букву. Победителя можно определять по каждой букве или по нескольким буквам. Примеры: а - абрикос, апельсин, арбуз, айва; б - банан, баклажан, брусника, бузина; в - вишня, виноград; и т. д.

Игра «Что мы едим?»

Воспитатель бросает игроку мяч и называет огородное растение (можно называть овощи и травы). Игрок ловит мяч и говорит, какую часть этого растения употребляют в пищу, а затем бросает мяч воспитателю. Например:

Салат. (Листья.)

Капуста. (Листья.)

Огурец. (Плод.)

Помидор. (Плод.)

Редис. (Корнеплод.)

Свёкла. (Корнеплод.)

Морковь. (Корнеплод.)

Много в нашем огороде

Есть и трав, и овощей.

Мы побудем на природе,

А потом наварим щей.

Что нам есть, мы это знаем.

Что съедобно - называем.

Игра «Отгадай овощи»

Воспитатель бросает игроку мяч и произносит первый слог в названии какого-либо овоща. Игрок ловит мяч, произносит всё название овоща и бросает мяч воспитателю. Например:

Ре... (Редис.)

Ка... (Капуста.)

Свё... (Свёкла.)

По... (Помидор.)

Мор... (Морковь.)

Игра «Соберём урожай»

Дети выстраиваются в шеренгу. У первого игрока в руках мяч. Он поворачивается ко второму игроку, громко сообщает: «Я собрал в огороде...» - и передаёт мяч. Так мяч по цепочке передаётся до конца шеренги. Называть нужно какое-либо огородное растение. Названия растений могут повторяться.

Огород у нас хорош!

Где ещё такой найдёшь?!

Что растёт, покажем.

И про всё расскажем.

Вот укроп, а вот петрушка,

Это свёкла и картошка,

Это тыква и горох.

Урожай совсем не плох!

Игра «Поварята»

Воспитатель называет какое-нибудь блюдо или напиток. Дети должны по очереди говорить, что нужно взять для приготовления этого блюда или этого напитка (овощи, фрукты, ягоды). Например: борщ (капуста, свёкла, морковь, помидор, петрушка, укроп); компот (яблоки, груши, сливы, вишни, смородина, крыжовник).

Игра «Приметы осени»

Можно объявить и провести небольшой конкурс: кто даст более точное и более полное описание осени (кто назовёт больше примет).

Послушайте стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова. О каком времени года говорится в этом стихотворении? Обоснуйте свой ответ. Какие приметы осени вы знаете? Перечислите их.

Листья в поле пожелтели,

И кружатся и летят;

Лишь в бору поникши ели

Зелень мрачную хранят.

Под нависшею скалою

Уж не любит, меж цветов,

Пахарь отдыхать порою

От полуденных трудов.

Зверь, отважный, поневоле

Скрыться где-нибудь спешит.

Ночью месяц тускл, и поле

Сквозь туман лишь серебрит

Игра «Деревья, кустарники, травы»

Когда воспитатель произносит название дерева, дети должны поднять руки вверх, когда название кустарника - должны стоять, опустив руки, а когда название травы (травянистого растения, цветочков) - приседают. Воспитатель может сопровождать слова действиями и иногда показывать неправильное действие, чтобы запутать участников игры. Примеры:

Дуб. (Поднимаем руки вверх.)

Подорожник. (Приседаем.)

Ель. (Поднимаем руки вверх.)

Шиповник. (Стоим, опустив руки.)

Берёза. (Поднимаем руки вверх.)

Игра «Что лишнее?»

Воспитатель называет каждый раз по четыре растения (или показывает картинки). Дети должны определить, что лишнее, и объяснить почему.

1. Тополь, дуб, смородина, яблоня. (Смородина. Это кустарник, а остальное - деревья.)

2. Осина, пальма, липа, клён. (Пальма. Она растёт в тёплых краях.)

3. Сирень, берёза, акация, шиповник. (Берёза. Это дерево, а остальное - кустарники.)

4. Смородина, вишня, яблоня, тополь. (Тополь. Это не плодовое и не ягодное растение.)

5. Липа, клён, сосна, берёза. (Сосна. Это хвойное дерево, а остальные - лиственные.)

Игра «Знаем, знаем!»

Воспитатель предлагает детям внимательно послушать рассказ. Условие игры: если дети услышат название дерева, они должны захлопать в ладоши и сказать: «Знаем, знаем!»

Мышонок вспомнил интересный случай, который произошёл с ним весной. Он гулял по лесу и услышал пение какой-то птицы. Сорока сидела на осине. Но сорока же не поёт, а стрекочет. Дятел сидел на сосне. Он стучал клювом по шишке. Ворона прилетела и села на берёзу. Вороны тоже не поют. Чья же в лесу песня? У лесного ручья стоит калина. Мышонок увидел маленького соловья на ветке калины. Так вот кто так красиво поёт! Ягоды калины - красные, красивые. Осенью и зимой их едят птицы. А соловьи улетели зимовать в Африку. Там тепло.

Лесные загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает. (Дерево.)

Летом вырастают,

А осенью опадают. (Листья.)

Зимой и летом

Одним цветом. (Ель, сосна.)

Зелена, а не луг.

Бела, а не снег.

Кудрява, а не человек. (Берёза.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Я кормлю свиней и белок.

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)

Золотой коробочек,

А внутри - дубочек. (Жёлудь.)

Игра «Назови дерево»

Дети по очереди произносят названия деревьев. Например: ива, тополь, рябина, берёза, дуб, осина, ясень, клён, яблоня, липа и др. Победителем станет тот, кто назовёт дерево последним.

Игра «Листочки»

Разделить детей на три команды. В первой команде водящий играет роль берёзы, во второй - роль липы, в третьей - роль клёна. Команды собирают листочки, вырезанные из цветной бумаги (каждая - свои), и отдают их своему водящему. В конце игры воспитатель определяет, какая команда справилась с заданием быстрее.

Игра «С какого дерева листочек?»

Воспитатель показывает детям листья разных деревьев. Дети должны определить и сказать, с какого дерева листочек. Победителем станет тот, кто даст больше правильных ответов.

Гербарий. До игры или после неё воспитатель объясняет детям, что такое гербарий, и предлагает им набрать во время прогулки красивых листочков, упавших с разных деревьев, а потом засушить их. Это можно сделать, положив листочки между страницами книги. Когда они высохнут, нужно приклеить их в альбом и подписать (указать деревья). Гербарий поможет лучше запомнить названия деревьев и их листья.

Ветер дует, задувает,

Ветер листики срывает.

Листья на ветру кружатся.

Листья на траву ложатся.

Листья падают, летят.

Настоящий листопад!

Скоро мы гулять пойдём

И листочков наберём.

Лесные загадки

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Не мышь, не птица -

В лесу резвится.

На деревьях живёт

И орешки грызёт. (Белка.)

Зимой беленький,

А летом серенький. (Заяц.)

Иголки лежали, лежали

И под куст убежали. (Ёж.)

Игра «Назови детёныша»

Воспитатель называет животное. Дети должны сказать, как называется детёныш этого животного. Например:

У медведя кто детёныш? - Медвежонок.

У лисы кто детёныш? - Лисёнок.

У волка кто детёныш? - Волчонок.

У ежа кто детёныш? - Ежонок.

У белки кто детёныш? - Бельчонок.

У рыси кто детёныш? - Рысёнок.

У тигра кто детёныш? - Тигрёнок.

У курицы кто детёныш? - Цыплёнок.

У утки кто детёныш? - Утёнок.

У коровы кто детёныш? - Телёнок.

У лошади кто детёныш? - Жеребёнок.

Игра «Отгадай животное»

Дети поочерёдно загадывают животное и рассказывают о нём от первого лица. Например: «Я косолапый, неуклюжий, большой. У меня тёплая шуба, она коричневая. Я люблю есть ягоды и мёд. Зимой я сплю. Просыпаюсь весной». Остальные дети должны догадаться, какое животное представлено, и назвать его. В случае затруднения можно задавать вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет».

Загадки про насекомых

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Он с друзьями под кустом

Смастерил огромный дом.

Тащит ветку он из леса

Больше собственного веса. (Муравей.)

Красная спинка,

Чёрные горошки.

Ты меня найдёшь

На любой дорожке. (Божья коровка.)

Полосатый вредный жук

Сильно портит всё вокруг.

Он картошку любит,

Растения губит. (Колорадский жук.)

Игра «Кто где живёт?»

Воспитатель называет животное. Дети должны сказать, где живёт это животное, какое жилище себе строит, где проводит зиму. Например:

Где зимой спит медведь? - В берлоге.

Где живёт лиса? - В норе.

Где живёт сова? - В дупле.

Где выводит птенцов сорока? - В гнезде.

Где зимой спит барсук? - В норе.

Где живёт муравей? - В муравейнике

Игра «Сойка»

Слушаем стихи и выполняем различные движения.

Сойка по лесу летела,

Во все стороны глядела.

(Машем руками, будто крыльями, поворачиваем голову вправо-влево.)

На траву под дубом села,

(Приседаем.)

Спелых желудей поела.

(Качаем головой, будто клюём.)

Сойка по траве пошла,

(Шагаем на месте.)

Много желудей нашла.

(Разводим руки перед собой.)

Хочется напрятать их -

И больших, и небольших.

(Пальцы правой руки складываем в щепоть и стучим по левой ладони.)

Сойка по траве поскачет,

Ловко жёлуди запрячет.

(Прыгаем на месте.)

Их засунет меж корней,

Под листву и между пней.

(Наклоняемся и опускаем руки к правой ноге, затем клевой ноге.)

И потом из каждой кочки

Быстро вырастут дубочки.

(Приседаем и встаём, поднимаем руки вверх.)

Загадки про птиц

Слушаем загадки и стараемся их отгадать.

Вёрст не считает,

По дорогам не ездит,

А за морями бывает. (Птица.)

Хоть и маленький на вид,

Но он пеньем знаменит. (Соловей.)

На шесте дворец,

Во дворце певец. (Скворец.)

Шило впереди,

Клубок посреди,

Ножницы сзади. (Ласточка.)

По поднебесью серому

Верёвка протянулась. (Журавли.)

Игра «Танец журавлей»

Звучит музыка. (Для этой игры можно включить «Времена года. Ноябрь» П. И. Чайковского.) Дети - журавли. Они исполняют журавлиный танец.

Журавли хотят лететь на юг, они прощаются с родными местами. Им грустно. Значит, каким будет их прощальный танец? (Плавным, печальным.) Давайте подумаем, какими движениями лучше показать, как летают журавли и как они танцуют в воздухе, на земле.

Нелли Михайловна Храмова
Конспект занятия «Осень золотая» для детей подготовительной группы

Государственное казённое образовательное учреждение

Саратовской области,

для детей – сирот и детей , оставшихся без попечения родителей,

.

Открытое занятие

по экологическому воспитанию

в дошкольной группе

на тему : «Золотая осень »

Выполнила воспитатель

5 группы

ГКОУ Саратовской области

для детей – сирот и детей ,

оставшихся без попечения родителей,

«Детский дом №3 г. Хвалынска» .

Храмова Нелли Михайловна

г. Хвалынск

Открытое занятие на тему : «Золотая осень »

Цель : закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях .

Задачи :

1. Учить детей называть приметы осени , изменения в природе, использую образные слова и выражения.

2. Закрепить навык образования прилагательного от существительного.

3. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

4. Воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к животным.

5. Расширять представления детей об осенних изменениях в природе, учить отвечать на вопросы по содержанию, активизировать словарь.

Предварительная работа.

– Наблюдения на участке детского сада за живой и неживой природой.

– Заучивание стихов об осени .

– Рассматривание пейзажных картин художников.

– Составление гербария из осенних листьев и др .

Оснащение : мультимидийный проектор, листья осенние , ваза сделанная руками детей из природного материала и семян.

Форма проведения : Открытое занятие .

Ход занятия

1. Организационный момент :

Добрый день! Сядьте по удобнее : спинки прямые, ноги вместе, руки на колени. Мы отправляемся в путешествие.

2. Сообщение темы :

Ребята, посмотрите вокруг. Что вы видите? Что необычного вы увидели в нашей группе ?

Да наша группа украшена листьями . А где мы взяли эти листья?

Утром мы во двор идём, листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят и летят… летят… летят…

Пролетают паутинки, с паучками в серединке,

И высоко от земли пролетают журавли.

Всё летит! Должно быть, это улетает наше лето.

А лето, это что?

Да конечно – это время года.

А какие времена года вы знаете?

А если у нас улетело, прошло лето, то какое время года наступило?

А как мы узнаем, что наступила осень ? (Ответы детей )

Да, конечно мы увидим изменения в природе.

Мы украсили нашу группу листочками , потому, что на улице осень и

наше занятие об осени и называется : «Золотая Осень » .

3. Актуализация опорных знаний :

Ребята, а сейчас я хочу узнать у вас знаете ли вы, какая погода бывает осенью .

Игра "Погода осенью "

Дети, а какая бывает погода осенью :

Когда идет дождь - дождливая.

Когда дует ветер - ветреная

Холодно - холодная

Пасмурно - пасмурная

Сыро - сырая

Хмуро - хмурая

Ясно - ясная

Воспитатель : Отлично. Вы правильно говорите, о погоде. Хочется похвалить, что говорили четко, внятно, интересно.

Игра : «Осенью » . (с мячом)

Ребята, я предлагаю вам игру с мячом, которая называется «Осенью » .

Кому я брошу мяч, тот отвечает на вопрос, а за правильный ответ я вам дам осенний лист .

Листья осенью (что делают) - Листья осенью желтеют , опадают и т. д.

Дождь осенью - Дождь осенью моросит , идет и т. д.

Урожай осенью - Урожай осенью убирают .

Птицы осенью - Птицы осенью улетают .

Деревья осенью - Деревья осенью роняют листья .

Звери осенью - Звери осенью готовятся к зиме , меняют шубки.

Молодцы, правильно ответили на вопросы, а теперь мы будем играть с нашими листочками.

Физминутка : «Осенние листочки » .

Дети с листочками в руках стоят в кругу и вместе с педагогом произносят стихотворение.

Мы, листики осенние , на веточках сидел, ветер дунул, полетели.

Мы летели, мы летели и на землю тихо сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял.

Повертел их, покружил и на землю опустил.

(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения : садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся).

Молодцы! А теперь давайте соберём наши красивые листочки в букет и поставим в нашу вазу, которую мы сделали из семян и ракушек.

4. Приобретение новых знаний

Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени .

Дети : Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель : Молодцы! Вы правильно назвали месяцы.

Ребята, давным - давно люди стали примечать, что всё в природе происходит не зря, а о чём то нас предупреждает и что то значит. И это всё стали называть приметами. Например, если птицы низко летают, значит будет дождь.

Послушайте, я расскажу вам о приметах осени .

Приметы осени

Осень подойдет неслышно , тихо встанет у ворот.

В огороде листик вишни, на дорогу упадет.

Это первая примета, что от нас уходит лето.

А вторая куст малины, в нитях белой паутины.

Чуть короче станет день, потемнеют облака,

Словно их накроет тень, станет пасмурной река -

Третья верная примета : осень бродит близко где-то

Ранним утром на поляны, лягут белые туманы.

А потом уж жди, не жди пойдут сильные дожди.

Значит, наступила осень .

– Какие приметы осени перечислены в стихотворении?

– А какой сегодня день? (Ясный, солнечный, ветреный)

Воспитатель : Умницы. Я предлагаю вам посмотреть фильм.

Презентация : «Осень золотая »

С давних времен люди складывали стихи, песни, пишут музыку.

Ребята, а как называют людей, которые пишут стихи, …. рисуют картины… музыку?

Не знаете? Тогда слушайте. Стихи пишут – поэты. Картины рисуют художники, а музыку – композиторы.

Слайды (портрет П. И. Чайковского и картины русских художников)

Сегодня, я хочу познакомить вас с композитором П. И. Чайковский. (портрет) .

Он создал музыкальный альбом о каждом времени года, который так и называется «Времена года» . А, как вы думаете, сколько произведений в этом альбоме? Да, 12. А сколько произведений об осени ? Да три. А как вы считаете, как они называются?

Сентябрь, Октябрь и Ноябрь. А сейчас у нас какой осенний месяц .

Правильно – октябрь.

И я вам предлагаю посмотреть картины русских художников под музыку П. И. Чайковского, которая называется Октябрь «Осенняя песня » .

Слушание произведения П. И. Чайковкого «Осеняя песня » .

Какие ощущения у вас возникли, когда вы слушали музыку? Как называется произведение? Кто его написал? (Ответы детей ) .

Сюрпризный момент.

Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравиться .

Воспитатель : - Да, осень бывает прекрасна . (Стук в дверь, заходит Осень )

Здравствуй, Осень золотая !

Осень : Здравствуйте, мои друзья! Веселья вам и радости!

Все кругом я нарядила, тёмный лес озолотила !

Стало в нем светло, как днем, Листья там горят огнём!

Осень : Ребята,а вы знаете игру : «Осень спросим » .

Давайте поиграем.

Дети : - Здравствуй осень , здравствуй осень ! Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы осень спросим : Что в подарок принесла?

Осень : - Принесла, я вам муки

Дети : - Значить будут пирожки.

Осень : - Принесла, я гречки.

Дети : - Каша будет в печке.

Осень : - Принесла вам овощей.

Дети : - И для каши и для щей.

Осень : Яблоки и мёд.

Дети : - На варенье и компот. Ты и яблок, ты и мёду нам в подарок принесла.

А хорошую погоду нам в подарок припасла?

Осень : - Дождику вы рады?

Дети : Не хотим - не надо.

Воспитатель : А ребята знают стихи про тебя. Ты наверное устала, сядь, отдохни и послушай стихотворения.

Ребёнок : 1-й : Осень , твой красив убор!

Золотой на нем узор .

Сарафан с цветной каймой,

Разноцветной бахромой.

2-й : Разукрашен листьями

И рябины кистями

А из ягод алых

Бусы, как кораллы!

3-й : Осенью бывают ясные деньки ,

Листики порхают, словно мотыльки.

4-й : Нити паутинки на кустах блестят,

Льется на тропинку жёлтый листопад.

Если день прозрачный, ясный

Осень , осень – ты прекрасна !

Осень : Какие вы ребята молодцы! Мне у вас очень понравилось, но мне пора в лес.

У меня ещё много дел в лесу. Обещаю всем вам я, что чудесные подарки ожидают вас, друзья! Спелых яблок вам даю и за все благодарю!

Воспитатель : Спасибо! До свидания Осень .

5. Заключительная часть

Наше занятие подходить к концу . Давайте вспомним, как называется наше занятие .

Что нового вы узнали сегодня на занятии ? С каким композитором познакомились?

Какое произведение слушали? Что вам понравилось больше всего?

Вот и закончилось наше занятие . Но мы ещё не раз будем возвращаться к временам год.

Будем наблюдать изменения в природе на экскурсиях. Будем слушать музыку П. И. Чайковского из альбома «Времена года» , рисовать картины.

Ой, ребята, а я ведь забыла про гостинцы от Осени ! Да как много, на всех хватит. (Раздаёт яблоки детям)

Детские утренники — отличный способ сдружить ребятишек, а также в игровой форме привить им новые навыки и знания. Поэтому игры на осенний праздник в детском саду стоит выбирать интересные и разнообразные. Именно игры — самая интересная часть утренника для его маленьких участников. Рассмотрим несколько вариантов игр для осеннего утренника.

Традиционная эстафета, стилизованная под осеннюю тематику. Нам понадобится по два больших осенних листа на каждую команду. Листы рисуем на картоне и вырезаем. Суть эстафеты: игрок берет два листа, на один из них становится, а другой кладет перед собой. Затем перепрыгивает на второй лист, а первый кладет перед собой. Таким образом надо пройти дистанцию от старта до финиша и наоборот, передав листы следующему игроку. Побеждает та команда, которая быстрее справится.

Осенние бусы

Атрибуты: яркие листья с деревьев, веточки рябины, шишки, несколько ниток или веревок. Этот конкурс творческий. Участников делим на команды, и каждая команда создает свои бусы из предложенного материала — на веревку нанизывают листья, шишки, рябину. На сам процесс отводится определенное время, пока звучит музыкальное сопровождение. Когда бусы готовы, зрители голосуют аплодисментами за каждое украшение. Обычно в таких развлечениях не победителей и проигравших, побеждает дружба.

Раскраска на скорость

Предварительно надо распечатать несколько раскрасок, в зависимости от того, сколько будет команд или участников. Также понадобятся карандаши или фломастеры. Дети должны раскрасить картинки за определенный промежуток времени, причем сделать это желательно аккуратно, поэтому раскраски лучше выбирать несложные, без мелких деталей. Ну и поскольку праздник у нас осенний, то тематика раскрасок должна быть осенняя.

Собираем яблоки

Это соревнование можно проводить как с открытыми, так и с завязанными глазами. Цель игрока — собрать как можно больше яблок в корзинку. Яблоки можно нарисовать на картоне и вырезать, а можно заменить их какими-то предметами — кубиками, мячиками, маленькими мягкими игрушками.

Гроздь винограда

Понадобится два листа ватмана, на каждом из которых нарисован хвостик грозди с листочком. Малыши по очереди подходят к ватману, им завязывают глаза и они рисуют одну виноградину. Каждая команда рисует свою гроздь, цель — нарисовать ее как можно точнее. Но не всегда это получается, поэтому забава получается веселой, а ее результаты непредсказуемы.

Котята

Эстафета с элементами творчества. Заранее подготавливаем два листа ватмана с нарисованными силуэтами котов, кусочки ваты, клей-карандаш. Ребята становятся на старте, первому участнику дается в руки клей-карандаш. По команде ребенок бежит к ватману и клеит кусочек ваты на кота, так чтобы получилась шерстка. Побеждает та команда, у которой котик получится самый пушистый, подготовленный к зиме.

Слови мяч

Ведущий бросает мяч детям по очереди, каждый ребенок, когда ловит мяч, должен назвать слово, которое ассоциируется с осенью. Тот, кто не смог вспомнить слово, выбывает из соревнования.

Собери яблочко

Надо подготовить несколько картинок с яблоками, разрезанных на части. Задача малышей — собрать картинку с яблоком. Кто быстрее соберет, тот и победил.

Сортировщик

В большой ящик кладутся разные предметы: кубики, игрушки, пасочки. Это могут быть и картинки на осеннюю тематику — листочки, ягоды, грибы. Детишкам даются ведерка или корзинки, их задача — выбрать из ящика как можно больше определенных предметов, например, только кубиков, или только картинок с грибочками.

Пробеги по луже

Определяем границы “лужи” (чаще всего это ковер, который лежит посреди актового зала), готовим несколько пар резиновых сапог. Ребенок должен по команде надеть сапоги и пробежать через “лужу” и вернуться обратно. Забавно проходит игра, если сапоги взять на несколько размеров больше ноги ребенка.

Угадай, что в мешке

Традиционная игра для детских праздников в детском саду, в том числе и осенних. Для нее понадобится мешок и разные предметы, связанные с осенью: яблоки, груши, морковка, картошка, листья, каштаны. Вместо настоящих даров природы можно использовать из муляжи. Каждый ребенок засовывает руку в мешок, выбирает один предмет и на ощупь угадывает, что это такое. Если угадал, получает конфетку.

Собери тыкву с огорода

Еще одна вариация эстафеты, на этот раз с тыквой. Для нее понадобятся две тыквы одинакового размера. Участник команды катит свою тыкву от старта до финиша и обратно, после чего передает ее следующему участнику. Задачу можно усложнить, если катить тыкву только ногами или толкать каким-нибудь предметом.

Грибники

Команды выстраиваются шеренгами. Первому ребенку дают корзинку с грибами(муляжами грибов) и он передает ее следующему участнику, а тот в свою очередь следующему. Так корзинку надо передать в другой конец шеренги и обратно, не потеряв при этом грибы. Если гриб выпадает, корзинка возвращается в начало шеренги. Важный нюанс: корзинку дети держат на вытянутых руках над головой.

Листопад

Понадобятся листья с деревьев или вырезанные из бумаги. Листья кладутся на стол, малыши становятся возле стола. По команде каждый участник начинает дуть на свой лист. Кто быстрее сдует его на пол, тот и победил.

Эстафета огородников

Реквизит: обручи, лейки, муляжи овощей и фруктов. Как проходит эстафета: первый ребенок раскладывает обручи — вскапывает грядки, второй участник кладет в каждый обруч по овощу — сеет семена, третий малыш “поливает” грядки из лейки, четвертый — собирает урожай — складывает овощи в корзинку. Выигрывает та команда, которая быстрее остальных справится с поставленной задачей.

Веселые паучки

Для этого развлечения понадобится несколько клубочков шерстяных ниток. Надо чтобы нитки в клубочках были одной длины. По команде участник разматывает клубочек-паутинку на полу вдоль линии, а затем сматывает обратно и передает клубок следующему участнику. Побеждает та команда, которая быстрее пройдет эстафету.

Цветные овощи

Заготавливаем несколько карточек разных цветов. Дети наугад вытягивают карточку из мешочка и называют овощ или фрукт. Если попалась красная карточка, надо назвать овощ красного цвета и т.д.

Или можно провести такой же конкурс, но не с цветами, а с буквами — вытаскивать из мешочка буквы и называть плоды, название которых начинается на эту букву.

Придумайте загадку

Это даже интереснее, чем отгадывать загадки. Показываем детям карточки с изображением фруктов и овощей или муляжи плодов, а участники должны назвать их свойства, придумав таким образом загадку к этому плоду. Также можно придумать загадки к осенним явлениям природы, к самому слову “осень”.

Кто листочек потерял?

Ведущий показывает карточки с изображением листьев, а задача детей — угадать, с какого дерева этот лист. Карточки можно заменить настоящими листьями с деревьев.

Приседалки

Дети становятся перед ведущим. ведущий по очереди называет овощи, ягоды, фрукты. Если овощ растёт на земле, дети должны присесть, а если это ягода, которая растет на дереве, дети встают и поднимают руки над головой. Кто последний присел или встал, тот выбывает. Побеждает тот, кто остался последним и не выбыл.

Надеемся вам понравились перечисленные выше игры на праздник осени в детском саду, и вы возьмете некоторые из них себе на заметку.