Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Патриции в риме. Патриций

Первоначально, по всей видимости, главы родов, составлявших коренное население Рима ; в республиканскую эпоху привилегированное сословие римской республики, которое после уравнения в правах с плебеями , образовало вместе с верхушкой плебса нобилитет .

В эпоху ранней империи возник новый патрициат, составивший привилегированную часть сенаторского сословия (в него входили выдвинутые императором уроженцы Италии и провинций). Слово вероятнее всего связано с термином patres («отцы»), обозначавшим всех сенаторов-патрициев. Вопрос о происхождении патрициата остается дискуссионным - традиция передает, что создателем этого сословия был Ромул, однако ряд ученых полагает, что появление патрициев относится уже к республиканской эпохе, указывая на то, что сами римские цари патрициями не являлись. Некоторые патрицианские семьи (например, Клавдии) были пришлыми, но, тем не менее, не теряли своего статуса, обосновавшись в Риме.

Звание патриция приобреталось или путем рождения (agnatio), или путем натурализации (cooptatio), т. e. дарования неримским (альбанским, сабинским, этрусским) родам прав римского патрициата. Разделение патрицианских родов на «старшие» и «младшие», судя по всему, стало следствием возведения в патрициат новых родов римскими царями. В царскую и раннереспубликанскую эпоху патриции в отличие от плебеев обладали всем комплексом политических прав, а также правом пользования фондом общественной земли. Спорным остается вопрос о том, являлся ли доступ к магистратурам изначально исключительным правом патрициев или эта монополия сформировалась постепенно. В пользу второго утверждения свидетельствуют Фасты, согласно которым в первые века республики отнюдь не все консулы были патрициями.

В 445 г. до н. э. законом Канулея был отменен запрет на браки между патрицианскими и плебейскими семьями, внесенный по традиции в законы XII таблиц . В дальнейшем патриции постепенно разделили все свои исключительные права с плебеями, однако, несмотря на это, они по-прежнему сохраняли значительное влияние на римскую политическую жизнь, о чем говорит тот факт, что вплоть до 172 г. до н. э. один из двух консулов регулярно избирался из числа патрициев. Доступ в некоторые жреческие коллегии и после окончания сословной борьбы оставался открытым исключительно патрициев (фламины, салии). В эпоху поздней республики патрициат постепенно стал отмирать: к началу империи из 50 первоначальных патрицианских родов сохранилось лишь 14.

Цезарь, Август и их наследники использовали свои цензорские полномочия для того, чтобы возродить древний патрициат, даруя это звание своим преданным сторонникам. Наследственный патрициат, по всей вероятности, исчез к III в. н. э., но в эпоху поздней империи титул патриция стал использоваться императорами как личное отличие, предоставлявшееся за верную службу Империи.

Патриции

Вопрос о характере и происхождении римских сословий очень сложен. Начнем с патрициев. Слово «патриций» происходит от pater (отец) и по-русски может быть передано понятием «отцовские». Что это означает? Вероятнее всего, патрициями первоначально называли тех, кто имел за­конных отцов и сам, в свою очередь, мог иметь законных сыновей. Иначе говоря, патриции жили на основах отцовского права (патриархата), при котором наследование имени и имущества идет по мужской линии и за­конными родственными связями являются только связи по отцу. Действи­тельно, патрицианская семья была семьей резко выраженного патриархаль­ного типа. Отец семейства (pater familias) обладал абсолютной властью над всеми домочадцами: он имел право их казнить, продать в рабство и проч. Римские юристы называли это правом жизни и смерти (ius vitae necisque). Патрицианские роды (gentes, традиция насчитывает их 300) име­ли общее родовое имя. Это выступает в системе римских имен, которых у патрициев, как правило, было три: личное имя (praenomen, собственно, «предимя»), родовое имя (nomen) и семейное имя (cognomen), например Луций Корнелий Сулла, Гай Юлий Цезарь и т. п.

У патрициев долго держалось родовое наследственное право, требо­вавшее, чтобы имущество умершего оставалось в его роде. Это свидетель­ствует о былой общности имущества всех членов рода. Дольше всего со­хранялась эта общность по отношению к земле. Традиция гласит, что у патрицианских семей царского периода в частной собственности находи­лось только по 2 югера (0,5 га) земли. По-видимому, речь идет только о приусадебном участке (сад, огород). Что же касается пахотной земли, а также угодий (луга, выгоны и проч.), то они находились в собственности всей патрицианской общины. Отдельные семьи имели на них только право владения (ius possessions), а не частной собственности.

Из других признаков родового строя у патрициев можно отметить сле­ды общего родового культа и общие родовые кладбища. В традиции сохра­нились намеки на то, что патрицианские роды практиковали разные спо­собы погребения. Так, Цицерон говорит, что еще на его памяти в роде Корнелиев был обычай не сжигать своих покойников, а целиком предавать их земле. Роды патрициев были экзогамны, т. е. членам одного и того же рода нельзя было вступать в брак.

Согласно некоторым нашим источникам, патриции делились на три три­бы: Рамнов, Тициев и Люцеров. Уже древние толковали их как три пле­менных элемента: латинов, сабинов и этрусков. Такая точка зрения долго держалась в науке, но теперь она почти оставлена: если в коренном рим­ском гражданстве можно установить присутствие двух этнических образо­ваний - латинского и сабинского, то этрусский элемент как нечто целое и компактное, по-видимому, отсутствовал. Поэтому в настоящее время склонны рассматривать три римские трибы как первичное деление одного племени. Такое же тройное деление мы находим у других италийских пле­мен: умбров, сабинов. Аналогичное положение встречается в Греции у дорян (три филы) и ионян (четыре филы).

Каждая триба делилась на десять курий, каждая курия - на десять ро­дов, каждый род - на десять семейств. Таким образом, всего было 30 ку­рий, 300 родов и 3 тыс. семейств. Такое правильное числовое соотноше­ние заставляет думать, что первичному родовому делению впоследствии была придана некоторая искусственность, быть может, ради военных це­лей.

Наиболее прочно в наших источниках засвидетельствованы курии (их присутствие, в частности, отражено в древнейшем римском календаре). Судя по немногим сохранившимся названиям курий, они имели террито­риальный характер, что, конечно, не исключает того, что в основе это были родовые деления. Каждая курия возглавлялась своим старшиной (курионом) и собиралась в особом помещении. Функции собраний по куриям не вполне ясны. Во всяком случае, первоначально это были единственные правомочные собрания римского народа, в которых он выражал свою волю (ниже мы еще вернемся к этому вопросу).

Происхождение триб и курий уже для самих римлян представлялось загадочным. Чаще всего деление общины на трибы и курии припи­сывалось воле основателя Рима. Полагают, что Ромул провел эту реформу после объединения с сабинами: «Война, столь горестная, кончилась вдруг радостным миром, и оттого сабинянки стали еще дороже мужьям и родителям, а прежде всех - самому Ромулу, и когда он стал делить народ на тридцать курий, то куриям дал имена сабинских женщин. Без сомнения, их было гораздо больше тридца­ти, и по старшинству ли были выбраны из них те, кто передал кури­ям свои имена, по достоинству ли, собственному либо мужей, или по жребию, об этом преданье молчит. В ту же пору были составлены и три центурии всадников: Рамны, названные так по Ромулу, Тиции - по Титу Тацию, и Луцеры, чье имя, как и происхождение, остается темным» (Ливий, I, 13, пер. В. М. Смирина). Похожий рассказ со­держится у Плутарха (Ромул, 20): «Когда население города таким образом удвоилось, к прежним патрициям добавилось сто новых - из числа сабинян, а в легионах стало по шести тысяч пехотинцев и по шестисот всадников. Цари разделили граждан на три филы и на­звали одну Рамны - в честь Ромула, вторую - Татии, в честь Татия, а третью - Лукеры, по роще, в которой многие укрывались, пользу­ясь правом убежища, чтобы затем получить права гражданства (роща по-латыни «лукос» ). Что фил было три, явствует из самого слова, которым обозначается у римлян фила: они и сейчас зовут филы трибами, а главу филы трибуном. Каждая триба состояла из десяти курий, названных, как утверждают некоторые, по именам похищен­ных женщин, но мне кажется, это неверно: многие из них именуют­ся по различным местностям» (пер. С. П. Маркиша).

Из книги Римская республика [От семи царей до республиканского правления] автора Азимов Айзек

Патриции и плебеи Конец царской власти привел к тому, что Римом стала править олигархия, то есть «немногие», в данном случае патриции. Только они могли становиться сенаторами, только они могли быть консулами, преторами и квесторами.Патриции полагали, что лишь их можно

Из книги Великие тайны цивилизаций. 100 историй о загадках цивилизаций автора Мансурова Татьяна

Юные годы Вечного города: патриции и плебеи В течение шести лет Таций и Ромул правили вместе. За это время они совершили несколько удачных походов, в том числе в альбанскую колонию Камерию, но в городе Лавиний Таций был убит оскорбленными гражданами. Ромул стал царем

Из книги Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме автора Гуревич Даниэль

Сословия, патриции и знать Важная - возможно, самая важная - черта римского общества состояла в том, что оно было сословным, а не классовым в том смысле, как это обычно понимается: иерархия лиц определялась их юридическим статусом, определенными законом правами,

Из книги Повседневная жизнь в Венеции во времена Гольдони автора Декруазетт Франсуаза

«Трепещите, неправедные патриции!» «Роскошь, разврат и испорченные нравы» - пессимизм Нани был обоснован. В Венеции шла крупная игра, и не только в загородных домах. Играли в казини, играли в ридотти. Играли даже на баржах. Так, в юности, плывя на лодке в Феррару, Гольдони

Из книги Древний город. Религия, законы, институты Греции и Рима автора Куланж Фюстель де

Из книги История римского права автора Покровский Иосиф Алексеевич

Из книги История Рима автора Ковалев Сергей Иванович

Патриции Вопрос о характере и происхождении римских сословий очень сложен. Начнем с патрициев. Слово «патриций» происходит от pater (отец) и по-русски может быть передано понятием «отцовские». Что это означает? Вероятнее всего, патрициями первоначально называли тех, кто

Культурология. Словарь-справочник

Патриции

(лат. patricii, pater – отец) – в Древнем Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составляющее римский народ и противостоявшее плебеям; потом – родовая аристократия.

Античный мир. Словарь-справочник

Патриции

(от лат. pater - отец)

родовая аристократия в Риме. Изначально п. назывались коренные жители, входящие в родовую организацию и противостоящие плебеям. Согласно античной традиции, п. составляли сначала 100, потом 300 родов. В царскую эпоху п. противостояли зависимым клиентам, плебеям и рабам, в конце VI в. до н.э. превратились в господствующий класс-сословие Римской рабовладельческой республики.

(И.А. Лисовый, К.А. Ревяко. Античный мир в терминах, именах и названиях: Словарь-справочник по истории и культуре Древней Греции и Рима / Науч. ред. А.И. Немировский. - 3-е изд. - Мн: Беларусь, 2001)

Энциклопедический словарь

Патриции

(лат. patricii, от pater - отец), в Др. Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем - родовая аристократия.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Патриции

(Patricii) - В Риме слово П. имело в разные эпохи различное значение. В царский период под П. подразумевались граждане, имевшие отца , т. e. по рождению приобретавшие в полном объеме права, которыми обладал pater familias; а так как patres familiae могли быть только cives optimo jure, т. e. не клиенты и не плебеи, то под П. подразумевались полноправные, свободнорожденные (ingenui) дети коренных римских граждан, принадлежавших к трем исконным трибам (Ramnes, Tities и Luceres) и разделенных на роды (gentes). Как члены рода и сыновья представителей семейств, патриции относятся к patres точно так же, как dediticii, т. e. дети (потомки) покоренных, относятся к dediti, т. e. к самим покоренным. Таков взгляд Моммзена. По мнению Беккера, Чивеглера, Ланге, Клазона, patricii - то же самое, что patres. Виллемс в П. видит свободнорожденных (ingenue, потомков ста сенаторов Ромула, и предполагает, что в ту эпоху представителей родов было сто. Несомненно, во всяком случае, что П. в эпоху царей обладали полным комплексом прав, как частных (jus connubii, commercii, gentilitatis, patronatus), так и общих (jus suffragi, honorum, sacrorum, auspiciorum, sacerdotiorum, occupandi agrum publicum), и исполняли все функции общественной жизни, религиозные и гражданские. Органом их власти были куриатные комиции. Некоторые ученые (Беккер, Нибур, Ланге) утверждают, что эти комиции были исключительно патрицийские; Моммзен, Зольтау и Виллемс доказывают, что в них участвовали и плебеи, хотя последним принадлежало одно лишь право - jus suffragii. Сенат состоял из одних П. Магистратуры, с которыми были тесно связаны религиозные права, также принадлежали одним П. Звание П. приобреталось или путем рождения (agnatio), или путем натурализации (cooptatio), т. e. дарования неримским (альбанским, сабинским, этрусским) родам прав римского патрициата. Отсюда различие между чисто римскими патрицийскими родами - Ramnes, Tities, Luceres primi - и натурализованными - Ramnes, Tities, Lucer es secundi ; первые назывались gentes majores, вторые - gentes minores (Ланге, согласно древнему преданию, считает gentes minores за плебейские роды, присоединенные при Тарквинии Приске к числу патрицийских). К числу majores gentes принадлежали, между прочим, Эмилии, Корнелии, Фабии, Манлии, Валерии и др. Образование новых патрицийских родов имело место лишь в период родовой общины, т. e. в дореспубликанскую эпоху; во время республики не было создано ни одного нового патрицийского рода. В период республики, с размножением бесправной массы плебеев, государственно-правовой монополии патрициев был положен конец: путем долгой и упорной борьбы плебеи добились равноправности с П. и низвели их сословие на степень родовой аристократии, сохранившей за собой лишь некоторые магистратуры (Rex sacrorum, Flamines majores, Salii, Arvales, Titii, Fetiales, Interrex) и право избирать из своей среды princeps senatus. Созданные за этот период новые государственные органы, несмотря на стремление П. управлять ходом государственной жизни, стали доступны после долгой борьбы и плебеям. Полное уравнение в гражданских и административных правах произошло около 300 г. Поражение патрициата объясняется, между прочим, вымиранием многих патрицийских родов и замкнутостью сословия. До 300 г. не было ни одного случая усыновления патрицием плебея; затем до эпохи Суллы хотя такие факты и встречались, но очень редко. В результате число патрицианских родов к концу республики свелось к 14, с тридцатью фамилиями (имена приведены у Моммзена в его "R ömis che Forschungen", I т., 1864, стр. 122). Несмотря на уменьшение политических преимуществ, П. до конца республики сохранили гордость чистокровного происхождения от отдаленных предков. Цезарь и Август, а за ними императоры первых трех веков после Р. Х., желая поднять сословие П., свободно принимали в его состав новые роды и новых членов. О П. после Константина Великого см. Патрициат.

Литература. Mommsen, "Rö misches Staatsrecht"; его же, "R ö mische Forschungen" (1864, I т., ст. "Die R ömischen Patriciergeschlech ter" и "Der Patriziersenat der Republik"); Виллемс, "Римское государственное право"; Willems, "Le s énat de la Ré publique romaine" (1878-83, Лувен); Lange, "R ömische Altertü mer"; Lange, "De patrum auctoritate" (1877, Лейпциг); Mispoulet, "Les institutions politiques des Romains" (1882); Reuter, "De patrum patriciorumque apud antiquissimos Romanos significatione" (1849, Вюрцбург); Christensen, "Die urspr ü ngliche Bedeutung d. Patricii" (1876, Гузум); B ü dinger, "Cicero und der Patriciat" (1881, Вена); Азаревич, "П. и плебеи в Риме" (СПб., 1875).

Н. О.

Словари русского языка

Патриции Патриции - в Древнем Риме первоначально всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем патриции - родовая аристократия.

Исторический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Патриции" в других словарях:

    Родовая древне римская аристократия, первоначально составлявшая сословие, исключительно пользовавшееся политическими правами и владевшее крупной земельной собственностью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф.,… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Patricii). В Риме слово П. имело в разные эпохи различноезначение. В царский период под П. подразумевались граждане, имевшиеотца, т. е. по рождению приобретавшие в полном объеме права, которымиобладал pater familias; а так как patres familiae… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (лат. patricii, от pater отец) в Древнем Риме позднее название сословия, которое еще при родовом строе возвысилось над рядовыми его членами (плебеями) и присвоило себе различные привилегии, прежде всего ведущие политические позиции и большую… … Юридический словарь

    - (латинское patricii, от pater отец), в Древнем Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем родовая аристократия … Современная энциклопедия

    - (лат. patricii от pater отец), в Др. Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем родовая аристократия … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. patricii, pater – отец) – в Древнем Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составляющее римский народ и противостоявшее плебеям; потом – родовая аристократия. Большой толковый словарь по культурологии..… … Энциклопедия культурологии

    Патриции - (лат. patricii, от pater отец) 1) члены 300 коренных родов, составлявших привилегированную полноправную часть древнейшего населения Рима римский народ. С V в. до н.э. шла упорная борьба между П. и плебеями за уравнение в правах, завершившаяся в… … Энциклопедия права

    ПАТРИЦИИ - (лат. ед. ч. patricius, от pater отец) в Древнем Риме первоначально, по видимому, все коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ (Populus Romanus Quiritium) и противостоявшее плебеям; после выделения из рода… … Юридическая энциклопедия

    - (лат. patricii, от pater отец), в Древнем Риме первоначально всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем родовая аристократия. * * * ПАТРИЦИИ ПАТРИЦИИ (лат. patricii, от pater… … Энциклопедический словарь

    - (лат. patricii, от pater отец). 1. В древнем Риме лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли; ант. плебей. 2. В средние века в германских городах лицо,… … Википедия

Книги

  • Приют Святой Патриции , Теорин Юхан. Роман Юхана Теорина - это больше чем детектив, больше чем триллер и больше чем прекрасный образец скандинавской прозы. Эта книга способна покорить сердце самого взыскательного читателя!В…
  • Приют Святой Патриции , Теорин, Юхан. Роман Юхана Теорина - это больше чем детектив, больше чем триллер и больше чем прекрасный образец скандинавской прозы. Эта книга способна покорить сердце самого взыскательного читателя! В…

December 29th, 2017 , 11:02 pm


Когда речь идёт о мучениках первых веков христианства, то во многих историях жизни святых мы встречаем людей называемых Патриции.

Патриций - это был аристократ Древнего Рима. В Древнем Риме лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли.

Позже в средневековье сословие Патрициев было ещё и в Германии. В городах Германии в эпоху Средневековья лицо, принадлежавшее к зажиточным бюргерским родам, игравшим первенствующую роль в самоуправлении.

При этом само слово патриций пошло от латинского слова "Патрициус". А "Патер" по латыни, это Отец. Таким образом и отношение и уважение древних римлян к Патрициям было как к отцам, как к старейшинам города, которые могут всё разрешить в вопросах и всем помочь советами.

А кто не входил в сословие Патрициусов, того называли Плебеями.
Плебей в Древнем Риме — представитель низшего сословия, лично свободный, но первоначально не пользовавшийся никакими политическими и гражданскими правами.

По латыни "Плебеюс" означает "Простонародный". Плебс -это народная масса, толпа.

Сегодня "Плебеем" называют человека из простонародья которого хотят унизить, человека не аристократического происхождения, выходца из низших сословий; также человека с низким культурным или духовным уровнем.

Слово Плебей сегодня приравнивается к мужлан, быдло, чернь...

Но в Древнем Риме слово Плебей не было обидным, это был просто гражданин Рима, свободный человек, но который не мог заниматся политикой и законодательной работой.