Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Общая для всех социальных норм функция. Социальное регулирование. Понятие, функции и виды социальных норм

Голландский философ XVII века Б. Спиноза сказал: «Свобода – это осознанная необходимость». В том числе и необходимость принимать те правила поведения, которые выработало общество. Наличие в группе социальных норм – это гарантия ее стабильности и безопасности всех ее членов, даже если кому-то эти нормы кажутся слишком навязчивыми или несправедливыми.

Под социальными нормами в психологии понимают принятые в обществе стандарты поведения и мировоззренческих принципов, верований и . Они предписывают людям не только что им делать и как поступать в определенной ситуации, но и что думать и даже что чувствовать. Например, в большинстве современных социумов воровство порицается, и социальные нормы предписывают людям испытывать к вору негативные чувства.

Подобная унификация поведения и только на первый взгляд кажется ограничивающей свободу человека. Социальные нормы – необходимое условие существование любого социума. Не может человек чувствовать себя свободным и в безопасности в сообществе, где отсутствуют любые правила, где каждый может творить что хочет. К счастью, такой социум если и возникает, то существует недолго – он разваливается, разрываемый на клочки людьми, не ограниченными никакими нормами и обязанностями. Или вырабатывает свои социальные нормы и правила. Анархия не только непродуктивна, но и недолговечна.

Процесс нормообразования

Пожалуй, самое важное, что надо знать о социальных нормах, это то, что они не порождение отдельных амбициозных . Эти нормы формируются в процессе естественного развития межличностных отношений и в течение довольно продолжительного времени.

Любой социум – это не просто сборище людей, а сложноорганизованная система, все элементы которой связаны общими целями, интересами, задачами и т. д. В процессе взаимодействия между людьми складываются межличностные отношения, которые, как цемент, скрепляют группу. Для ее нормального существования необходимо, чтобы все члены подчинялись единым нормам, регулирующим их отношения и поведение. Почему? Чтобы каждый человек не только был уверен в своей безопасности, но и мог предсказать вероятное поведение своего партнера, его реакцию на свои действия.

Образование социальных норм происходит в процессе взаимодействия, когда какие-то формы поведения оказываются более эффективными, способствующими успеху совместной и поддерживающими единство группы. Эти стандарты поведения закрепляются в сознании людей, обретают устойчивость и становятся социальными нормами, которые поддерживает большинство членов социума.

Те же формы поведения, которые оказались неэффективными или разрушительными для отношений, отвергаются людьми и не поддерживаются ими.

Чем дольше существует группа, тем устойчивее и прочнее социальные нормы. Особенно это заметно в социумах, которые существуют не одно поколение, например, в государствах, этносах, или профессиональных , существующих продолжительное время.

В таких группах социальные нормы продолжают существовать, даже если утрачивают свое первоначальное значение и связь с совместной деятельностью. Эти нормы превращаются в традиции, становятся частью культуры группы и ее менталитета и продолжают играть важную роль в поддержании группового единства.

Каждый новый член сообщества должен как можно быстрее узнать и принять социальные нормы, чтобы не чувствовать себя белой вороной и чужаком. Этот процесс может быть психологически довольно сложным, когда мы имеем дело с адаптацией взрослых людей, воспитанных в рамках другой групповой культуры. Речь идет не только об эмигрантах, у них сложности с адаптацией очевидны. Но схожие проблемы могут возникнуть у человека при переходе в другой коллектив или в ситуации, когда молодые супруги и строят ее каждый исходя из норм, усвоенных в собственной семьи.

А вот процесс адаптации при поступлении в ВУЗ не так чувствуется, так как группа только образовалась – чужаками являются все абитуриенты. Освоение социальных норм в этом случае будет совпадать с процессом их формирования.

Соблюдение общегрупповых правил поведения поддерживается социальным контролем, который выражается в общественном мнении и социальных санкциях – разных формах одобрения и поощрения или порицания и наказания.

Признаки социальных норм

В любом сообществе – от семьи до государства – люди придерживаются разнообразных правил, традиций, обычаев. Но далеко не все они являются социальными нормами. Например, если в кругу ваших друзей принято при встрече обсуждать своих домашних питомцев, то к социальным нормам это отношения не имеет.

У них есть свои признаки и особенности:

  • Общезначимость. Нормы имеют отношение ко всем членам социума и не могут распространяться только на одного или на нескольких. Кто-то может, конечно, игнорировать правила, но это обязательно вызовет недовольство остальных.
  • Нормы регулируются социальными санкциями. Это значит, что всегда есть система поощрений и наказаний, даже если они выражаются только в устном одобрении или порицании. Причем негативная реакция на нарушение социальных норм часто для индивида более значима, чем наказание на основании юридического закона.
  • Наличие субъективной стороны норм. Проявляется эта особенность, во-первых, в том, что у человека всегда есть выбор и он может принимать или не принимать нормы общества. Во-вторых, у людей всегда присутствует индивидуальная, эмоционально окрашенная реакция на поступки других членов социума. И она может не совпадать с общественным мнением.
  • Взаимозависимость. Ни одна норма поведения не существует сама по себе. Они все взаимосвязаны и зависимы от целей и задач группы, от ее традиций и культуры. Социальные нормы, особенно в сообществах, имеющих долгую историю, представляют собой сложную систему.

Система норм, существующих в обществе, нередко становится источником , причем не только внешних, межличностных, но и внутренних. Это связано с тем, что в группе могут существовать комплексы норм, противоречащих друг другу. Например, религиозные догмы нередко противоречат светским законам, а нормы поведения в неформальной молодежной группе часто плохо состыковываются с требованиями, предъявляемыми семьей.

Виды социальных норм

Следование общепринятым нормам еще называют социотипическим поведением. И если вдуматься, то оно составляет бóльшую часть нашей жизни. Мы просыпаемся утром по будильнику, чтобы идти на работу или на учебу – так принято, так делает большинство членов общества. Затем умываемся, чистим зубы, пьем чай или кофе. А как же иначе? К этому нас приучили еще в детстве. Одеваемся мы в соответствии с модой, дресс-кодом, общепринятыми стандартами. И так далее. Попробуйте проанализировать ваш обычный день, и вы поймете: того, что не имеет отношения к социотипическому поведению, а отражает исключительно вашу индивидуальность, не так уж много.

Во всем этом разнообразии социальных норм, регулирующих поведение людей, не так-то просто разобраться, но мы с вами попробуем. Существует два подхода к классификации социальных норм.

По степени всеобщности

По этому признаку нормы делятся на общественные и групповые. Первые обязательны для всех людей общества, например, государственного образования. Но оно состоит из отдельных групп, члены которых связаны общими целями, интересами, убеждениями, симпатиями. И в процессе существования каждая группа вырабатывает свои нормы, которые лишь частично совпадают с общественными, а бывает, даже противоречат им. Например, в асоциальных группах – бандитских формированиях, воровских группировках, наркопритонах и т. д.

Человек с рождения проходит социализацию, в процессе которой усваивает не только общественные нормы, но и правила поведения, принятые в семье, в школе, затем в ВУЗе, в трудовом коллективе. Также индивид может входить в разнообразные группы: спортивные клубы, фан-тусовки, сообщества по интересам или просто группы друзей. И везде он должен следовать групповым нормам, уметь быстро перестраиваться и адаптироваться. Это совсем непростая задача, требующая гибкости поведения.

Иногда кажется, что человеку приходится буквально изощряться, чтобы угодить людям в разных группах. Но это только кажется. В процессе социализации нормы присваиваются индивидом, становятся внутриличностными, и он не испытывает серьезных проблем, выбирая тот или иной стиль поведения. Если, конечно, социализация прошла нормально, и человек стал полноценным членом группы. Более того, когда мы вынуждены по какой-то причине нарушать групповые нормы, то испытываем дискомфорт, чувство неловкости, а то и угрызения совести. К тому же система социальных норм на всех уровнях защищает не только целостность социума, но и интересы входящих в него личностей.

По уровню формальности

Согласно второй классификации, все нормы, существующие в обществе, можно разделить на формальные и неформальные.

Формальные нормы

К ним относятся нормы права или законы. Особенность этого вида социальных норм в том, что они выработаны соответствующими органами, закреплены в законодательных актах и их нарушение преследуется государством или другой формальной организацией, например, профсоюзом или дирекцией предприятия.

Самые первые своды законов, появившиеся в глубокой древности, например, древнеегипетские законы Хаммурапи или «Русская правда» Ярослава Мудрого были нормами обычного права. То есть создавались на основе неформальных правил поведения, выработанных обществом. Они лишь закрепляли их законодательно и дополняли. Современные законы часто очень далеки от неформальных норм и даже иногда им противоречат. Но цель у формального законодательства та же, что и у неформальных норм – поддержание единства группы и обеспечение безопасности и комфорта для большинства членов социума или для правящей элиты.

Неформальные нормы

Этот вид норм имеет естественное происхождение и сформировался как результат межличностных отношений. Неформальные нормы тоже могут быть зафиксированы в каких-то официальных документах. Например, как христианские заповеди в Библии или «Моральный кодекс строителей коммунизма». Но такое формальное закрепление вторично, и оно касается в значительной степени стихийно выработанных в обществе норм.

В разнообразии неформальных норм можно выделить несколько групп:

  • Нормы морали – это наиболее многочисленная группа неформальных правил. Они основаны на представлении людей о добре и зле, о пользе и вреде, о справедливости и других этических категориях. Нормы морали регулируют отношения между людьми так, чтобы учитывались интересы всех сторон социального процесса. Они призваны свести конфликты и неприятие в обществе к минимуму.
  • Религиозные нормы – правила поведения, выработанные в рамках тех или иных культов. Они регулируют действия верующих, их отношение к объекту поклонения, друг к другу, к исполнению религиозных обрядов и взаимодействию с миром и т. д.
  • Культурные нормы связаны с регулированием особенностей поведения человека в обществе (этикета), а также с формированием эстетических вкусов, предпочтений, принципов. например: мода регулируется культурными нормами, так же как и правила поведения за столом.
  • Политические нормы – очень разнообразный спектр правил поведения, связанных с политической деятельностью. Они, например, регулируют поведение дипломатов, отношение к политическим соперникам и союзникам или взаимоотношения правящей партии и оппозиции.
  • Корпоративные нормы регулируют поведение членов трудового коллектива. Они направлены на поддержание наибольшей эффективности деятельности каждого индивида и коллектива в целом. Важное место среди этих норм также занимают те, что укрепляют единство группы и развивают чувство групповой солидарности.

Перечень видов неформальных норм вполне может быть дополнен, например, эстетическими нормами, правилами, имеющими отношение к поведению в спорте, семейными нормами и традициями.

Функции социальных норм

Думаю, тот, кто внимательно читал эту статью, и так понял, в чем значение социальных норм. Но все же, подводя итоги, обобщим сказанное. К функциям социальных норм в обществе относятся следующие:

  1. Поддержание жизнедеятельности и стабильности общества. Правда, если нормы устарели и не соответствуют новой реальности, то они могут стать катализатором распада группы или ее преобразования.
  2. Создание условий для безопасного и стабильного существования индивида.
  3. Обеспечение эффективности совместной деятельности и достижения групповой цели.
  4. Организация взаимодействия между людьми и формирования межличностных отношений.
  5. Формирование особой групповой культуры и передача социального опыта новым поколениям.
  6. Регуляция межгрупповых отношений.
  7. Обеспечение критериев эмоциональной оценки поведения членов общества.

Таким образом, социальные нормы – это необходимые условия существования группы.

И последний классический вопрос с неоднозначным ответом. Ограничивают ли социальные нормы свободу личности? Да, несомненно. Но они же и ограничивают произвол по отношению к любому члену социума. Нормы могут нам не нравиться, законы раздражать своей несправедливостью, но они все равно останутся необходимым в обществе регулятором поведения. Другого механизма пока не придумали.

Социальная норма от других видов норм отличается сферой действия, способом формирования, содержанием, функциями, способами подкрепления санкционирования, механизмом распространения и действия.

Социальная норма как регулятор поведения.

Норма конкретно указывает и представляет определенную форму поведения в определенных условиях.

Сословные нормы - взаимодействие социальных групп и классов.

Социальные нормы личной зависимости различны в обществах, относящихся к одной формации.

Социальные нормы способствуют выработке общих для данного класса или группы установок, ценностей, а в целом формируют классовое сознание представителей этих социальных классов и групп.

К социальным проблемам производственной организации относятся: упорядочивание, регуляция, унификация форм трудовой деятельности и кооперацией во всех сферах общественной практики.

“Вторичные”, “производные” социальной нормы - т.е. конкретно производственные - личной заинтересованности в общем деле, нормы взаимности и выручки, нормы равенства и активности.

Нормы отражают объективные общественные отношения групп, в том числе производственные отношения реального долженствования и зависимости социальных условий взаимодействия.

Социальные положения участников взаимодействия, ценностные представления людей - членов сообществ и групп.

Сферы общественных отношений

Политические и идеологические нормы регулируют социально-политические отношения между основными структурными группами общества, классами, прослойками.

Система политических норм оказывает влияние на социальные отношения, зависимости и взаимодействия членов общества.

Политические, религиозные, культурные, этнические, правовые, нравственные, моральные нормы формируются на основе принятой обществом той или иной группой идеологии и системы идеологических норм, глубоко укоренившихся в правах, обрядах, обычаях, культурных и этнических образцах поведения, образе жизни.

Понятие культурной нормы может быть соотнесено с регуляцией образа жизни, уклада, этикета, с использованием нормативных образований. Культурные нормы более чем все прочие виды норм, вырабатываются в соответствии с типом и характером структуры общения и для воспроизведения и поддержания этой структуры. Включение человека в культуру данной общности или группы осуществляется прежде всего за счет усвоения и реализации им норм общения.

Правовые нормы регулируют наиболее значимые для общества сферы социальных и личностных отношений. Они вырабатываются, формируются, утверждаются специальными государственными органами, устанавливаются законодательным путем, поддерживаются государством. Правовые нормы всегда вербализованы, отражены в словесных конструкциях, выверены закономерностями логики.

Нравственные нормы - складываются исторически, оформляются и регулируют отношения людей к “абсолюту”, соотносят поведение с абсолютными принципами, эталонами, идеалами.

Основные критерии нравственности тех или иных норм являются проявлением в них личности человека к другому человеку, и к самому себе.

Проблема классификации социальных норм зарубежных психологов

Буржуазная социология, начиная с классической работы У. Сомнера; современные исследователи - Моррис - работа о типологии норм и выборе оснований для их классификации. Многие (Вебер, Доркгейм) пытались выделить нормы как средства социального контроля и регуляции социального поведения, определить видовые особенности и внутреннее многообразие нормативных средств.

Моррис - вводит 2 типа норм - абсолютные и условные (конвенциональные) и предлагает 17 характеристик, позволяющих распределить любые нормы по этим типам. В работе Джиббса различаются категории нормы закона и правила. Большое значение в его классификации отводится санкциям, коллективной оценке, коллективным ожиданиям. Он вводит 20 классов социальных норм - конвенции, морали, правил и законов.

Их подход характеризуется выбором социально важных оснований для выделения типов и видов норм. В качестве оснований используется уровень социальной организации общества, типы и виды отношений, подлежащих регуляции, степень и форма обязательности нормы, способ образования и действия и т.д.

Могут быть выделены нормы по сферам ценностей - идеологические, политические, экономические, эстетические, моральные, нравственные, организационные и другие. Нормы различаются по группам носителей, по принадлежности тех или иных норм нормативно-ценностной культуры социальной группы. Нормы по целям для реализации которой они создаются и используются (нормы обслуживающие цели, перспективные и близкие, конечные и непосредственные). По способу образования возникающие спонтанно, стихийно, в процессе взаимодействия социальных групп.

По степени формализации могут быть явные, четко сформулированные или латентные, неявные, подразумеваемые.

По форме фиксации нормы по разному отражены в формальных средствах их фиксации - сводах, кодексах, уставах, правилах и т.д.

По характеру фиксации: жестко фиксированные и динамичные, гибкие, адаптируемые к условиям деятельности.

Нормативность социальной нормы, проявляющаяся в их предпросительном характере связана с типом, формой и содержанием тех социальных отношений, которой регулируются социальные нормы с их объективной основой, а также ценностным содержанием.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru

Социальные нормы - общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Каждое общество имеет свою определенную систему норм, ценностей, эталонов и т.п. Причем нормы регулируют не только поведение и обязанности членов этого общества, но и определяют, задают цели существования – как отдельных людей, так и всего общества. Система норм зависит от уровня социально-экономического, политического, духовного развития данного общества, а также от производственных и общественных отношений. Социальные нормы формируются неизбежно как следствие коммуникации и кооперации людей, они являются внутренне присущей и основополагающей составной частью любой формы социализации человека. Не существует ни одного общества или группы людей без системы норм, определяющих их поведение.

Социальные нормы выполняют многообразные функции: ориентационную, регулирующую, санкционирующую, информационную, коррекционную, воспитательную и др. В нормах заложены определенные способы действия, в соответствии с которыми индивиды направляют, организуют и оценивают свою деятельность, регулируют свое поведение. Социальные нормы ориентируют на формирование целей поведения человека, но содержат и требования относительно средств их достижения.

В отношении социальных норм возможно различное их понимание, которое влечет за собой разные направления их изучения:

Социальные нормы - как средства социальной регуляции поведения индивидов и групп; - социальные нормы - как совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам

Первое из этих пониманий носит функциональный оттенок. Иными словами, нормы рассматриваются инструментально, динамично. При этом предполагается, что они известны или, как минимум, доступны для обнаружения и фиксации. С другой стороны, представляет интерес не та или иная конкретная норма, а каков механизм их действия вообще, каковы закономерности их возникновения, существования, смены иными нормами? Как возможно практическое использование изучаемых закономерностей?

Второе понимание имеет, скорее, феноменологическую окраску. При этом представляют интерес вопросы содержательного характера в отношении конкретных норм, вопросы их качественного отличия и сходства.

Социальные нормы выполняют многие функции и охватывают все стороны нашей жизни. Благодаря нормам общество избавляется от необходимости регулировать одни и те же акты индивидуального поведения. Естественно, регулирование происходит в соответствии с господствующей системой ценностей, потребностей, интересов, идеологии. Тем самым социальные нормы оказываются инструментом целеполагания. Столь же естественно они становятся инструментом прогнозирования, социального контроля и коррекции отклоняющегося поведения в социальной среде, а также стимулирования творческой и социальной активности человека.

Следует заметить, что исследование социальных норм сопряжено с определенными трудностями, обусловленными тем, что ответа на вопрос о генезисе и механизмах возникновения нормы не могут дать ни гносеология, ни психология, ни медицина, ни социология по отдельности. Норма объективно является точкой пересечения многих социальных процессов, поэтому ее изучение имеет междисциплинарное значение.

Различают три способа возникновения и функционирования социальных норм:

  • стихийный (естественный);
  • планомерно-сознательный (целенаправленный) и
  • смешанный.

Причем при каждом из этих механизмов могут возникнуть любые виды социальных норм, и в каждом случае обнаруживаются свои, присущие конкретному механизму особенности генезиса норм.

Происхождение норм может быть вызвано естественными процессами. Можно наблюдать саморазвитие социальных норм, обычно функционирующих в виде обычаев, традиций, ритуалов и т.п. Создание и трансформация социальных норм в результате целенаправленной, упорядоченной деятельности - искусственный процесс. Их возникновение есть продукт человеческого сознания, опыта, культуры. Но хотя этот процесс и искусственный, но он не утрачивает объективности, ибо в качестве своих предпосылок имеет объективно сложившиеся условия.

Роль социальной нормы в общественном процессе состоит в том, что она является средством закрепления практического опыта людей и познания, а затем воплощения их в социальную практику на более высоком, эффективном уровне.

Выяснение сущности нормы как целостной системы станет более завершенным, когда мы выделим, из многообразия признаков различных видов норм вообще основные свойства нормы составляющие ее структуру, характеризующие диалектическую природу. Такими основными свойствами социальной нормы являются:

  • объективность отражения действительности;
  • однозначность (непротиворечивость);
  • историчность (преемственность);
  • обязательность воспроизводства;
  • относительная устойчивость (стабильность);
  • динамичность (изменчивость);
  • формальная определенность (внешняя завершенность);
  • степень распространенности, обращенность в будущее;
  • оптимальность; .
  • возможность ее измерения;
  • организующая, регулирующая способность;
  • превентивность;
  • коррекционно-воспитательная способность.

Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

  • поддерживают порядок, равновесие в обществе;
  • подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты "окультуривают" человека;
  • помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

Функции:

- Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого организма.

- Оценочная. Социальные нормы выступают в общественной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкретных субъектов (моральное – аморальное, правомерное – неправомерное).

- Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколениями культура отношений, опыт (в том числе негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются» в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т. д.).

Для того чтобы существовать в социальном мире, человеку необходимы общение и сотрудничество с другими людьми. Но существенным для реализации совместного и целенаправленного действия должно быть такое положение, при котором люди имеют общее представлен о том, как им действовать правильно, а как неправильно, в каком направлении прилагать свои усилия. При отсутствии подобного представления нельзя добиться согласованных действий. Таким образе человек, как существо социальное, должен создавать множество общепринятых шаблонов поведения, для того чтобы успешно существовать в обществе, взаимодействуя с другими индивидами. Подобные шаблоны поведения людей в обществе, регулирующие это поведение в определенном направлении, называют социальными нормами.

Главное общественное предназначение социальной нормы может быть сформулировано как регуляция социальных отношений и поведения людей. Регулирование отношений через социальные нормы обеспечивает добровольное и сознательное сотрудничество людей.

Регулятивная - это одна из главных функций социальных норм. По большому счету ее суть заключается регламентировании, упорядочивании взаимодействия людей и их объединений. Тем самым стабилизировать и организовывать общество, а также создавать основу для его существования и развития общества.
Другой не маловажной функцией является оценочная . Являясь эталонами и образцами социально необходимого или допустимого поведения. Оценочная функция является в каком-то роде критерием отношения к конкретным актам поведения людей и их объединений как аморальным либо нравственным и т.д.
Но не стоит забывать о важности трансляционной функции. Так как в социальных нормах сконцентрирована и историческая память людей и их общностей относительно оптимальных форм их взаимоотношений в рамках общества. Ведь знание о различных типа нормах передаются через систему образования, а нормы поведения, в свою очередь, передаются от поколения к поколению, таким образом, на протяжении многих лет, и закладывается возможность использования исторического опыта нормативного регулирования в новых условиях.

Социальные нормы выполняют ряд важных социальных функций:

  • Социализации - нормы являются средством приобщения людей к определенному социальному и культурному опыту.
  • Трансляции культуры - передача ее от поколения к поколению.
  • Социального контроля - нормы регламентируют поведение индивидов.
  • Социальной интеграции - с помощью норм поддерживается социальная и внутригрупповая сплоченность.
  • Сакрализации - нормы освящают различные социальные отношения и объекты, как реальные, так и вымышленные. Нормы не видны до тех пор, пока они не нарушаются. Нарушение социальных норм может быть признаком анемии в обществе.

Существуют различные классификации социальных норм. Наиболее важным является разделение социальных норм в зависимости от особенностей их возникновения и реализации. По данному основанию выделяют пять разновидностей социальных норм: нормы морали, нормы обычаев, корпоративные нормы, религиозные нормы и правовые нормы.

Нормы морали представляют собой правила поведения, которые являются производными от представ?лений людей о добре и зле, о справедливости и не?справедливости, о хорошем и плохом. Реализация этих норм обеспечивается общественным мнением и внутренним убеждением людей.

Нормы обычаев - это правила поведения, вошед?шие в привычку в результате их многократного повторения. Реализация обычных норм обеспечивается силой привычки. Обычаи морального содержания называют нравами.

Разновидностью обычаев считаются традиции, которые выражают стремление людей сохранить определенные идеи, ценности, полезные формы поведения. Другая разновидность обычаев - это ритуалы, регламентирующие поведение людей в бытовой, семейной и религиозной сферах.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Их реализация обеспечивается внутренним убеждением членов этих организаций, а также самими общественными объединениями.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах либо установленные церковью. Реализация данного вида социальных норм обеспечивается внутренними убеждениями людей и деятельностью церкви.

Правовые нормы - это правила поведения, уставленные или санкционированные государством, церкви вовые нормы это права д, у новленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:
по способу их установления (создания);
- по средствам охраны их требований от нарушений. На основе этого выделяются следующие виды социальных норм:
1. Нормы права - правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством.
2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением.
3. Нормы общественных организаций представляют собой правила поведения, которые устанавливаются самими общественными организациями и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных уставами этих организаций.
4. Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в определенной общественной среде и в результате их многократного повторения вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека.
5. Нормы традиций выступают в виде наиболее обобщенных и стабильных правил поведения, которые возникают в связи с поддержанием выверенных временем прогрессивных устоев определенной сферы жизнедеятельности человека (например, семейные, профессиональные, военные, национальные идругие традиции).
6. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются во время проведения национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей. Особенность реализации норм ритуалов - их красочность и театрализованность.
Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны от нарушений, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные нормы, нормы культуры, религии и другие.

Существует множество классификаций социальный норм, предлагаемых учеными в юридической литературе, такое многообразие классификаций можно объяснить тем, что в основу той или иной классификации положены различные классификационные критерии. Наиболее распространена их систематизация по двум критериям:

1. По сфере действия социальных норм различают экономические, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений – предмета регулирования. Экономические нормы имеют особое значение для нашей страны в условиях становления рыночной экономики и являются саморегулирующимися началами хозяйственной деятельности общества. Политические нормы призваны регулировать отношения социальных групп, граждан к государственной власти, отношения между народами, участие народа в целом и отдельно взятых социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Религиозные нормы регулируют отношения верующих людей к Богу, церкви, друг другу, строение и функции религиозных организаций. Религиозные нормы имеют большое значение. Существование различных вероисповеданий и направлений диктует необходимость выделения свода морально-этических установлений – составной части религиозных вероучений. Религиозные каноны представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с древнейших этапов развития человечества. Особую роль в возможности существования и признания религиозных норм сыграло положение «Всеобщей декларации прав человека»: «Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждение как единолично. Так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов».;

2. По механизму (или регулятивным особенностям): мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Здесь различие кроется в процессе формирования норм, формы их фиксации, характера регулятивного воздействия и способах и методах обеспечения.

Количество социальных норм огромно. По содержанию выделяют разное количество видов социальных норм в зависимости от того, каким образом различают регулируемые социальными нормами общественные отношения. Здесь нет четкой классификации.

Традиционно выделяют:

  • Политические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу осуществления политической власти, управления обществом);
  • Экономические нормы (правила, регулирующие отношения по поводу производства и распределения социальных благ);
  • Культурные нормы (правила, регулирующие поведение людей в непроизводственной сфере общества; здесь прежде всего имеются в виду нормы, регулирующие творческую, спортивную и иную деятельность по реализации интересов человека);
  • Эстетические нормы (правила, связанные с представлениями о красоте человеческих поступков, а также о внешних проявлениях красивого и безобразного);
  • Религиозные нормы (правила, регулирующие отношения верующих друг с другом, с религиозными организациями, религиозные обряды и т.п.);
  • Иные социальные нормы.

По механизму действия социальные нормы подразделяют на социальноавтономные и социальногетерономные, что отражает различные способы воздействия социальных норм на поведение личности.

Социальноавтономные нормы - это правила поведения, основанные на внутреннем убеждении личности (например, моральные нормы).
Социальногетерономные нормы - это правила поведения, внешние по отношению к личности человека, навязанные извне, их выполнение строго регламентировано и обеспечено принуждением извне (например, юридические нормы).
С точки зрения юридической науки основной классификацией социальных норм является классификация, критерием которой выступает способ формирования и способ обеспечения социальных норм. На этом основании все социальные нормы подразделяются на две группы: правовые нормы и иные социальные нормы.
Правовые нормы и по способу формирования, и по способу обеспечения связаны с государством. Они устанавливаются или санкционируются государственной властью, с одной стороны, и обеспечиваются силой государственного принуждения, с другой.
Иные социальные нормы формируются иными социальными институтами и обеспечиваются иными - негосударственными - мерами воздействия. В зависимости от особенностей формирования и обеспечения иных (неправовых) социальных норм они подразделяются на три основных вида:

Обычаи - исторически сложившиеся правила поведения общего характера, вошедшие в привычку людей в результате многократного повторения и являющиеся регулятором общественных отношений.

С точки зрения способа формирования обычаи складываются исторически, естественным путем как устоявшиеся и наиболее приемлемые варианты поведения; они формируются обществом независимо от государства. С точки зрения способа обеспечения обычаи поддерживаются прежде всего силой привычки; кроме этого, как и все социальные нормы, они обеспечены силой общественного мнения.

Нормы морали (нравственности) - общие правила поведения, основанные на представлениях людей о добре, зле, чести, долге, справедливости и т.п. категориях, поддерживаемые внутренним убеждением личности и силой общественного мнения.
С точки зрения способа формирования нормы нравственности складываются в обществе, впитываются личностью в процессе социализации, внедряются в сознание путем воспитания. С точки зрения способов обеспечения специфичной для нравственных норм является поддержка силой внутреннего убеждения личности; помимо этого нормы нравственности поддерживаются силой общественного мнения, причем для них этот способ более значим, чем для других социальных норм.

Корпоративные нормы - правила поведения, установленные тем или иным объединением людей, регулирующие отношения между членами этого объединения и поддерживаемые мерами воздействия самих этих общественных объединений.
Примерами таких норм могут быть уставы всевозможных общественных объединений, клубов по интересам, например, клуба любителей кошек, клуба филателистов, домовых комитетов и т.д.

С точки зрения и способов формирования, и способов обеспечения эти нормы связаны с различными негосударственными объединениями граждан, они устанавливаются этими объединениями самостоятельно, с целью упорядочить их взаимоотношения в процессе общения по интересам. При этом граждане самостоятельно вводят меры воздействия на тех членов объединения, которые нарушают установленные им нормы. Самой значительной мерой обеспечения корпоративных норм является исключение из членов данного общества.

Все классификации социальных норм тесно пересекаются друг с другом. Охарактеризовать отдельную группу социальных норм можно, лишь отразив ее особенности с точки зрения различных классификаций.

Законодательство -- система законодательных актов, принятых законодательным (представительным) органом или непосредственно населением и действующих на территории страны.

Социальные нормы -- общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Совокупность норм, действующих в том или ином сообществе, составляет целостную систему, различные элементы которой взаимообусловлены. законодательство социальный нормативный акт

Типы социальных норм

Групповые привычки -- нормы малых групп. Появляются и продолжают существовать только в малых группах (семьях, спортивных командах, дружеских компаниях).

Общие правила -- нормы больших групп (общества в целом). Это манеры поведения, традиции, этикет. Каждая социальная группа обладает своими обычаями, правилами поведения, традициями. Существуют манеры поведения пожилых людей, национальные обычаи.

Нормативность социального поведения напрямую связана с ролевыми функциями человека в обществе в целом, социальной группе. Эти функции определены его статусом в такой группе. Социальная норма, прививаемая человеку, группе и обществу, диктует поведение, которое будет ожидаемо. Формируются стереотипы, виденье человеком своего должного поведения.

Функции социальных норм

интегрирование индивидов в группы, а группы в общество;

регулирование общего хода социализации;

контролирование девиантного поведения;

формирование моделей, эталонов поведения.

Достижение этого при помощи социальных норм происходит следующим образом:

Социальные нормы -- это обязанности одного человека по отношению к другому или другим людям. Ограничение учеников общаться с директором школы чаще, чем со своими учителями, обязывает каждого ученика выполнять требуемые нормы поведения, определённые обязательства с другими учениками, учителями и директором школы. Следовательно, социальные нормы определяют формирование сети социальных отношений группы, общества.

Социальные нормы -- это ожидания малой группы, большой группы, общества в целом. От каждого человека, соблюдающего социальные нормы, окружающие ждут определенного поведения. Когда пассажиры общественного транспорта сначала выходят из него, а лишь затем другие входят, появляется организованное взаимодействие. При нарушении нормы возникают столкновения и беспорядок. Следовательно, социальные нормы определяют формирование системы социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, действие, ожидание, оценку и средства.

Социальные нормы выполняют собственные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют:

как стандарты поведения (правила, требования, обязанности);

как ожидания поведения (стереотипы, реакция других людей).

Социальные нормы имеют всеобщий характер. Социальная норма, фиксируя какое-либо правило поведения, влияет не на конкретного индивида, а на всех людей, находящихся в аналогичных ситуациях. Для социальных норм характерны:

неопределённость адресата (тому, кто находится в конкретном качестве, в конкретных условиях, предусмотренных социальными нормами);

универсальность применения (в актах общественных отношений, производства, обмена, взаимодействия индивидов);

многократная повторяемость (критерий исторического процесса, обозначающий закономерность развития).

Социальная норма фиксирует акт деятельности, который на практике утвердился в жизни. Следовательно, совершённые поступки становятся негласным правилом. Социальная норма, определяет формирование целенаправленной деятельности каждого индивида, которая определена объективными факторами. Эти факторы придают социальным нормам, так называемую, «объективную властность».

Социальные нормы предполагают и относительную свободу человеческого поведения, которую каждый человек ощущает, когда поступает в соответствии с социальными правилами, хотя мог бы и пренебречь ими. В то же время, когда человек нарушает правила поведения, он должен быть готов подвергнуться определенного рода санкциям, применяя которые общество обеспечивает уважительное отношение индивидов к общественным правилам.

При помощи социальных норм общество стремится обеспечить осуществление определённых общественных функций. Осуществление этих функций представляет общественный интерес. Этот общественный интерес не обязательно является, в полном смысле слова, интересом преобладающей части общества. Однако он является общественным в том смысле, что при помощи социальных норм обеспечивает координацию и согласование действий индивидов для того, чтобы успешно разворачивался, прежде всего, процесс общественного производства, обеспечивающий существование общества на данной ступени его развития.

  • - все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по двум основаниям:
    • а) способ создания;
    • б) средства охраны их требований от нарушений.

На основе этого выделяются следующие виды социальных норм. Нормы права - это общеобязательные правила поведения, которые устанавливаются или санкционируются (признаются) государством и охраняются его принудительной силой. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с моральными представлениями людей о добре и зле. справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением. Нормы общественных организаций (корпоративные) представляют собой правила поведения, содержащиеся а уставах, программах и других документах партий, профсоюзов, общественных объединений, массовых движений. Эти нормы обязательны только для членов данных общественных формирований и охраняются с помощью мер общественного воздействия, предусмотренных в уставных документах этих организаций. Нормы религии регулируют отношения между верующими людьми, их участие в отправлении культов, порядок богослужения и т.д. Религиозные нормы в течение тысячелетий регулировали отношения не только между членами религиозных общин, но использовались тж. в качестве правовых норм (в частности, при регулировании семейно-брачных отношений, землепользования, наследования и т.д.). Они содержатся в религиозных книгах (Ветхий Завет, Новый Завет, Коран, Талмуд, религиозные книги буддистов и др.). Нормы обычаев - это правила поведения, сложившиеся в обществе при определенных условиях и в результате их многократного повторения, вошедшие в привычку людей. Особенность этих норм поведения состоит в том, что они исполняются в силу привычки, ставшей естественной жизненной потребностью человека. Реализация их осуществляется, как правило, без размышлений о том, каково происхождение нормы в силу эмоционального восприятия и определенного автоматизма. Нормы традиций - это правила поведения (особый гид обычаев), выступающие в виде наиболее общих и стабильных направлений деятельности человека, связанные с определенным духовным складом личности, его мировоззрением (например, семейные, профессиональные, военные, национальные и другие традиции). Поэтому искоренить традицию можно путем идейного воздействия на людей. Напротив, обычай может быть вытеснен только другим обычаем. Нормы ритуалов представляют собой такую разновидность социальных норм, которая определяет правила поведения людей при совершении обрядов и охраняется мерами морального воздействия. Ритуальные нормы широко используются при проведении национальных праздников, бракосочетаний, официальных встреч государственных и общественных деятелей и официальных приемов (банкетов). Особенность реализации ритуальных норм - их красочность и театрализованность. Деление социальных норм проводится не только по способу их установления и охраны, но и по содержанию. По этому признаку выделяются политические, технические, трудовые, семейные, нормы культуры, религии и др. Все социальные нормы в их совокупности и взаимосвязи называются правилами человеческого общежития.

В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяю­щий социальный порядок процесс. Социальные нормы представляют собой те основные формы и средства, с помощью которых осуществляется регуляция поведения и общественных отношений индивидов и их групп. Они в концентрированном виде выражают объективную потребность любого общества в упорядочении действий и взаимоотношении его членов. Социальные нормы, несомненно, выступают в качестве мощного фактора сознательного и целенаправленного воздействия социальной общности на образ, способ и формы жизнедеятельности людей.

Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие.

1. Так называемые “стихийные” регуляторы как не­посредственное проявление естественных законов при­роды и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явле­ний экономического порядка, феноменов массового по­ведения и т. п. Это, например, увеличение продолжи­тельности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т. д. В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. Иногда же их влияние вообще не отражается общественным сознанием или отражается неадекватно.

2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей.

3. Акты индивидуального регулирования, выступаю­щие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга.

Указанные факторы могут играть в обществе как ста­билизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стаби­лизация, упорядочение общественных отношений обес­печиваются действием социальных норм и актов инди­видуального регулирования, а действие стихийных регу­ляторов выступает фактором дестабилизирующего вли­яния. Однако если в качестве основания оценки при­нять критерий устойчивого функционирования общест­ва, то все регулятивные факторы могут иметь и пози­тивное, и негативное влияние. Вместе с тем функцио­нальная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена прежде всего к социальным нормам.

Диапазон подходов к проблеме социального регулирования в гуманитарной литературе достаточно широк. Можно выделить наиболее древние религиозно-эзотерические представления, более знакомые в советской юридической мысли классовые концепции, ранее не использованные в большинстве отечественных источников кибернетические и синергетические подходы и т.д.

Например, религиозные представления о социальном регулировании варьируются от утверждений, что все в поведении человека предопределено божьей волей (роком, судьбой или волей предков и т.д.), до признания того, что человек, хотя, и создан божественным началом, тем не менее, наделен свободой воли и сам выбирает свои дороги, несет ответственность за свои действия и поступки (А. Августин).

Суть классового подхода заключается в том, что в основе социального регулирования лежат классовые интересы. Главенствующей является воля господствующего класса. В рамках данного подхода формируются соответствующие представления: оправдано все то, что полезно, выгодно для строительства коммунистического общества. Такой утилитарный подход активно пропагандировали в 20-е гг. “отцы-основатели” первого в мире социалистического государства (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин и др.). Подобная позиция, конечно же, расходилась с пониманием ценности права, морали, обычаев и традиций как социальных регуляторов, закреплявших тысячелетний общечеловеческий опыт.

В рамках кибернетического подхода социальное регулирование определяется как воздействие на общественные отношения и социальные процессы системы, которая придает объекту регулирования заданные характеристики или параметры. Кибернетический подход становится весьма полезным для понимания регулятивной роли права. Например, конкретное правовое правило, устанавливающее юридическую ответственность за нарушение трудовой дисциплины на производстве, имеет целью придать стабильность, определенный характер, определенное состояние системе трудовых отношений. Если выяснится, что соответствующий приказ руководителя предприятия или установленные правила внутреннего трудового распорядка не достигают цели и нарушения трудовой дисциплины продолжаются, то появляется необходимость, либо усилить юридическую ответственность, либо выяснить – можно ли вообще в данной ситуации укрепить трудовую дисциплину правовыми мерами или следует рассмотреть иные причины (например, низкую заработную плату, плохую работу транспорта и т.д.).

В последние годы весьма активно развивается синергетическое видение проблемы социального регулирования. Прежде всего, в его рамках речь идет о самоорганизующейся системе, в рамках которой все ее элементы находятся в определенном этой системой состоянии. К синергетическим методам регулирования, чаще всего, относят так называемые малые воздействия , переводящее систему в необходимое состояние. А.Б. Венгеров приводит такой пример: “В учебном процессе лектору-профессору достаточно сообщить студентам, что именно он – лектор – будет принимать экзамены у всего курса, чтобы резко увеличить посещаемость своих лекций” .

Изучение социального регулирования приводит к необходимости понимания того, почему один вид общественных отношений регулирует право, а другой – мораль, почему при воздействии права один вид общественных отношений регулирует закон, а другой – указ, постановление, инструкция. С другой стороны, не менее актуальна и такая проблема, как нормативный плюрализм . Известный современный правовед И.Ю. Козлихин справедливо заметил, что “нормативные системы существующие в обществе, могут носить как комплементарный, так и конкурирующий характер. Но, как правило, если общество не находится в состоянии аномии и хаоса, одна из них является ведущей той, которая обеспечивает социальную солидарность, т.е. осуществляет интегративную функцию. Таковой может являться не только правовая нормативная система, но и традиционная, моральная, религиозная, идеологическая и т.д.” .

Вообще, для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина “норма”. Во-первых, норма есть естественное состояние неко­торого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой - естественная норма. Во-вторых, норма - это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возни­кающее в процессе культурного развития и социальной организации общества - социальная норма.

Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила работы с техническими или природными объектами), стать основанием социаль­ного нормирования (например, установление срока при­знания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы - сформировать характер объекта, его качествен­ное состояние. Таким образом, в зависимости от соот­ношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуля­торов.

1. Естественные нормы, существующие в виде сфор­мулированного знания о нормальном, естественном со­стоянии объекта, определяемом его природой. Такие нормы формирует, например, наука.

2. Разработанные на основе знания естественных норм правила работы с техническими и природными объектами. Подобные правила принято называть техни­ческими нормами.

3. Правила поведения, базирующиеся на естествен­ных нормах или складывающиеся в связи с их дейст­вием. Сюда относится большинство социальных норм.

4. Правила поведения, содержание которых опреде­ляется не столько естественной нормативностью, сколь­ко целями и задачами, стоящими перед обществом, или потребностями конкретной его сферы. Это некоторые юридические процессуальные нормы, ритуалы и т. п.

Историческое развитие и смена различных форм общественной жизни неизбежно сопровождались существенными изменениями и в системе социальной регуляции. Отмирали одни и возникали другие виды социальных норм, изменялись соотношение, взаимосвязи и формы взаимодействия социальных норм (моральных, религиозных, правовых, политических и т.д.). Важную роль в системе социальной регуляции со времени его появления стало играть право . При всей своей относительной самостоятельности право, как и иные виды социальных норм, осуществляет свои регулятивные и охранительные функции в едином комплексе и тесном взаимодействии с другими социальными регуляторами.

При обсуждении роли права в системе социального нормативного регулирования значение имеют нормы третьей и четвертой группы, в литературе именно их принято квалифицировать как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регу­лируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества.

Социальным нормам присущи следующие признаки.

1. Социальность . Сказанное означает, что социальные нормы устанавливают правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может или должно быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. Они регулируют социальные сферы, которые включают в себя: а) людей, б) общественные отношения, в) поведение людей.

2. Объективность. Общество как сложный социальный организм объективно нуждается в регулировании. Социальные нормы складываются исторически, закономерно, под давлением социальной необходимости. Их возникновение конечно сопряжено с волевой и сознательной деятельностью людей. Тем не менее, одни социальные нормы создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают в многократно повторяющихся актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируют­ся в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними. Таким образом, следует учитывать значение субъективного фактора в становлении социальных норм. Они не могут возникнуть, не пройдя, не преломившись через общественное сознание: необходимость тех или иных социальных норм должна быть осознана обществом.

3. Нормативность. Социальные нормы имеют общий характер, действуют как типовые регуляторы поведения. Их адресаты определены не поименно, а путем указания на их типовые признаки (возраст, вменяемость, и др.). Нормативность проявляется и в неоднократности действия социальных норм: социальная норма вступает в действие всякий раз, когда возникает типовая ситуация, предусмотренная как условие ее вступелния в процесс регулирования. Социальные нормы всегда по содержанию определены, но в качестве общей модели поведения.

4. Социальные нормы есть мера свободы индивида , устанавливающие пределы его поведенческой активности. Способов удовлетворения интересов и потребностей.

5. Культурная обусловленность . Эти нормы соответствуют типу культуры и харак­теру социальной организации общества. По мнению М. Вебера, именно культура позволяет людям придать смысл миру, создать основу для суждения о взаимодействии людей . Культура выражается, прежде всего, в со­держании социальных норм. С этой точки зрения не­трудно заметить различия социальных норм в общест­вах, принадлежащим разным культурным традициям, например европейской и азиатской.

6. Обязательность. Социальные нормы как нормативные выражения социальной необходимости всегда в той или иной мере обязательны, имеют предписывающий характер.

7. Системность присуща как отдельным нормам, так и их массиву в масштабе общества. Общество должно стремиться к формированию такой системы социального регулирования, налаживанию взаимодействия между разными видами социальных норм.

Таким образом, социальные нормы представляют собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их социального взаимо­действия, возникающие в процессе исторического раз­вития и функционирования общества, соответствую­щие типу культуры и характеру его организации.

Из приведенного определения видно, что в юриди­ческой литературе социальные нормы преимущественно рассматриваются как регуляторы общественных отноше­ний. Но в более общем плане их роль не ограничивает­ся данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать, по меньшей мере, три функции социальных норм:

- регулятивная . Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют социальное вза­имодействие. Регулируя жизнь общества, они обеспечи­вают стабильность его функционирования, поддержание социальных процессов в необходимом состоянии, упоря­доченность общественных отношений. Словом, социаль­ные нормы поддерживают определенную системность общества, условия его существования как единого орга­низма;

- оценочная . Социальные нормы выступают в общест­венной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значи­мого поведения конкретных субъектов (моральное - аморальное, правомерное - неправомерное);

- трансляционная . Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общественной жизни, созданная поколе­ниями культура отношений, опыт (в том числе негатив­ный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и “транслируются” в будущее, передаются следующим поколениям (через образование, воспитание, просвеще­ние и т.д.).

Анализируемые нормы имеют различное содержание, зависящее от характера отношений, которые они регу­лируют. Кроме того, разные социальные нормы могут возникать различными способами и на разной основе. Некоторые нормы, будучи первоначально непосредст­венно включены в деятельность, не выделяются из поведения и являются его элементом. Устоявшиеся в практике образцы такого поведения, получая общественное осознание, оценку, могут трансформироваться в сформулированные правила, а могут сохраняться в виде привычек и стереотипов. Другие нормы формируются на основе доминирующих в общественном сознании идей об основаниях и принципах социальной организа­ции. Третьи формируются как наиболее целесообраз­ные, оптимальные для данного общества правила (на­пример, процедурные нормы). В этой связи, как для теории, так и для практики немаловажна классифика­ция социальных норм.

Классифицировать социальные нормы можно по раз­личным критериям, однако наиболее распространенной является их систематизация по основаниям сферы дей­ствия и механизма (регулятивным особенностям).

По сферам действия различают нормы экономичес­кие, политические, религиозные, экологические и др. Границы между ними проводятся в зависимости от сферы жизни общества, в которой они действуют, от характера общественных отношений, т. е. предмета регу­лирования.

По механизму (регулятивным особенностям) приня­то выделять мораль, право, обычаи и корпоративные нормы. Когда говорят о механизме, регулятивной специфике норм, то используют следующие основные критерии сравнения:

Процесс формирования норм;

Формы фиксации (существования);

Характер регулятивного воздействия;

Способы и методы обеспечения.

При таком подходе специфика норм проявляется достаточно определенно. Это достигается системным использованием критериев: некоторые нормы могут не­достаточно отчетливо различаться по одному или двум критериям, но всегда однозначно разводятся по сумме всех четырех характеристик.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12