Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Макиавелли Никколо: философия, политика, идеи, взгляды. Никколо макиавелли биография кратко

Библиографическое описание:

Нестерова И.А. Никколо Макиавелли [Электронный ресурс] // Образовательная энциклопедия сайт

Изучение трудов Макиавелли очень важно на современном этапе развития истории и политологии. Оно позволит глубже понять современные исторические процессы.

Макиавелли и Эпоха Возрождения

Никколо Макиавелли был одним из самых известных мыслителей Эпохи Возрождения. В то время человек еще не превратился в раба потребления. В эпоху Возрождения над людьми тяготели императивы прибыли и безжалостной конкуренции.

Никколо Макиавелли жил в необычайный век, век перемен и сложных кофликтов. Недаром рубеж XV – XVI веков считается одним из первых европейских кризисных времен. Именно тогда Италия теряя четырехсотлетнее господство замерла в своем развитии поглощаемая общественным и социальным кризисом.

Эпоха Возрождения характеризуется тем, что появляется новая отрасль культуры, а именно наука, амбивалентная по отношению к морали. Нужно отметить, что первым именно Николо Макиавелли отделил политику от морали. Под политикой он понимал технологию власти. Макиавелли заменил этику ценностно нейтральным познанием структуры власти. "Тем самым он заложил основание политологии как инструментального знания, построенного по модели точных наук... Смелый прецедент Макиавелли по-прежнему увлекает тех, кто развивает политическую теорию в ее инструментально-прикладном измерении" . Макиавелли сделал удержание власти главной темой своих исследований.

Особенности взгляда Макиавелли на историю

Взглядам Макиавелли на исторический процесс была присуща идея цикличности, закономерной смены государственных форм. По его убеждению, не абстрактные теоретические выкладки, а сам реальный опыт истории выявляет определенные правила, принципы чередования этих форм. Монархия, как он показывает на многих примерах, сменяется олигархией, та – республикой, которая в свою очередь уступает место единоличному правлению, – таков цикл государственной эволюции у большинства народов. В основе этой цикличности лежит постоянно присущая жизни общества борьба противоречий и интересов, конфликты малых и больших групп, "непреложный ход событий". Макиавелли впервые обратил внимание на важность постижения диалектики исторического процесса .

Особый интерес вызывает труд Николо Маккиавели "Государь". Именно его он посвятил спорной и знаковой исторической фигуре Эпохи Возрождения Лоренцо Медичи. На примере "Государя" можно проследить тенденцию к использованию истории для того, чтобы с помощью примеров подкрепить максимы политического действия, которые он сформулировал, опираясь на собственный опыт.

В своей философии Николо Макиавелли создает следующий порядок "исторической ритмики".

  1. В начале мира, когда жители были малочисленны, они жили рассеянно, подобно животным; впоследствии, когда поколение их размножилось, они соединились, чтобы лучше защищаться, избрали из своей среды самого сильного и самого храброго, сделали его своим начальником и стали повиноваться ему. Отсюда возникло познание разницы между полезным и добрым, вредным и подлым.
  2. Но так как вожди сделались наследственными, а не избираемыми, то тотчас же начали вырождаться государи сделались ненавистны и трусливы, и от страха перешли к угнетению, и возникла тирания.
  3. Отсюда явились падения государей, замыслы и заговоры против них.
  4. Вожди ведут толпу, управление идет в соответствии с общей выгодой, но когда власть переходит к сыновьям, "не знавшим превратностей судьбы, не испытавшим несчастья и не желавшим довольствоваться гражданским равенством", то "они обращали аристократическое правление в Олигархию, попирая права граждан.
  5. С новым вождем вводилось "Народное правление", которое доводило граждан до "полной распущенности" .

По мнению Никколо Макиавелли люди, которые в истории остаются верны себе и своим идеалам соотносимы с "Божьими Созданиями" и к ним не применимы общие моральные критерии. У таких людей оценке подлежат их отдельные поступки. Макиавелли отделяет поступок от личности, политику отделяет от морали, полностью освобождая её. Если рассматривать труды Маккиавели под призмой истории, то в глаза бросается то, что обстоятельства могут создаваться личностью, однако поступок есть топос благоразумной корреляции "поведения" и "времени": "причина счастья или несчастья людей состоит в том, соответствует ли их поведение времени или нет".

По мнению Никколо Макиавелли ряд факторов обусловливают исторический процесс. Они отражены на рисунке ниже.

Факторы исторического процесса в концепции циклизма Макиавелли

По мнению Макиавелли, любое историческое событие не уникально, по ряду причин. Прежде всего, по причине того, что движение истории – это не прямая, а синусоида "все дела человеческие... идут либо вверх, либо вниз" (Рассуждения. 1. IV). Второй причиной философ называет тот факт, что человеческая природа – это неизменная константа. "Изучая события настоящего и прошедших времен, – пишет Макиавелли, – мы находим, что во всех государствах и у всех народов существовали и существуют одни и те же стремления и страсти. Нетрудно поэтому выводить из внимательного исследования прошедших событий заключение о том, что предстоит в будущем, или прибегать к тем средствам, которые употреблялись древними. В случаях, если в прошлом не находится примеров нужных средств, можно изобретать новые, руководствуясь сходством обстоятельств. Однако во все времена повторяются одни и те же смуты, потому что историческими соображениями пренебрегают, читающие историю не умеют делать из нее выводов или выводы остаются неизвестными правителям" (Рассуждения. 1.XXIX).

Будучи человеком, ценящим историю, Макиавелли отмечал, что между современностью и историей нет границ. Одно плавно перетекает в другое при этом давая возможность познать законы политики. Однако история отраженная на бумаге, тогда ценна, когда правдива. Не приукрашивать истину, а искать "настоящую, а не воображаемую правду вещей" (Государь. XV) – вот задача, которую поставил перед собой Никколо Макиавелли. Исходя из этого можно утверждать, что истина для Макиавелли цена сама по себе и привлекает его не радость познания а именно истина.

Никколо Макиавелли о проблеме создания единого национального государства

Политика и мораль крайне важны для общественной жизни и являются её регулятором. Они оказывают непосредственное влияние на формирование социальной среды, которая в свою очередь, влияет на уровень нравственного развития человека.

Никколо Макиавелли воспринимал государство, в качестве реализатора государственной политики. Он ввел в политическую практику следующий тезис: "Цель оправдывает средства". Данная фраза Никколо Макиавелли подразумевает, что любое деяние может быть оправдано благой целью. Философ писал о том, что поступки любого правителя должны оцениваться не с точки зрения морали, а с точки зрения результатов, направленных на благо государства. А так как последнее представляет собой, по мнению Никколо Макиавелли, объединение людей для достижения конкретных целей, неважно, каким путем они достигаются.

Политика и мораль пересекаются. Мораль характеризуется следующим образом: "совокупность норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям…" .

Изучая прошлое и настоящее, Никколо Макиавелли отмечал, что столетиями политика и мораль ведут беспощадный спор, который и показывает место этих понятий в эволюции общества и человека.

В настоящее время труд "Государь" Николло Макиавелли активно изучается современными политологами и философами. Современники Макиавелли не считали труд философа "Государь" монументальным, наполненным тезисами и аксиомами. Для них он был скорее выражением личного мнения автора.

В когда жил Николло Макиавелли, он мог привести лишь некоторое число примеров из политической жизни, подтверждающих свой тезис. Никколо Макиавелли мечтал увидеть Италию объединенной. В главе своей знаменитой книги "Государь" он пишет: "Каким образом избегать ненависти и презрения" Макиавелли, разбирая образ действия римских императоров, приходит к выводу, что императоров "мягких и милосердных" и отличающихся "крайней жестокостью" постигла одинаковая участь. Исключений всего два: из милосердных своей смертью умер Марк Аврелий, а из жестоких – Север, все остальные погибли насильственной смертью. Это произошло потому, что действия Марка и Севера, будучи различными, совпадали с требованиями времени, образ действий остальных им противоречил. Идеальный государь-реформатор не должен подражать кому-то одному, но должен уметь действовать и как Марк, и как Север. Вот что пишет Макиавелли: "...новый государь в новом государстве не должен ни подражать Марку, ни уподобляться Северу, но должен у Севера позаимствовать то, без чего нельзя основать новое государство, а у Марка – то наилучшее и наиболее достойное, что нужно для сохранения государства, уже обретшего и устойчивость, и прочность" . Отсюда можно сделать вывод, что идеал Макиавелли – это Север, превращающийся в Марка одновременно с ростом добродетели в народе.

Но поскольку в Италии лишь предстоит создать новые порядки, постольку рассчитывать стоит, прежде всего, на силу. И в этом Макиавелли не видел ничего страшного – так поступали все основатели новых государств. Для итальянской действительности сказанное Макиавелли имело особое значение, ибо народ был развращен до такой степени, что уже не мог отличить зло от добра, а поэтому государь должен был опираться на страх и жестокость. На страх – потому что "любят государя по собственному усмотрению, а боятся по усмотрению государя, поэтому мудрому правителю лучше рассчитывать на то, что зависит от него, а не от кого-то другого" .

Одним из важных положений труда "Государь" является мысль о том, что государю необходимо умение быть жестоким, потому что нередко правильно проведенные жестокие меры приносят больше пользы для народа, чем кажущиеся милосердными.

Единственное, чего должен избегать государь, так это ненависти и презрения народа. Ненависть к государю возбуждается "хищничеством и посягательством на добро и женщин своих подданных", а презрение – "непостоянством, легкомыслием, изменчивостью, малодушием и нерешительностью".

Нельзя согласиться с тем, что Италию должен объединить жестокий человек. Это не совсем верно. Однако обстоятельства слишком сильны. В условиях того времени жестокий правитель – это хорошо. Ведь "расстояние между тем, как люди живут и как должны бы жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует скорее во вред себе, нежели во благо, так как, желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь со множеством людей, чуждых добру" . Но государь обязан выжить, выжить ради спасения отечества, а для этого он должен уметь быть одновременно и человеком, и зверем. Как человек он опирается на законы, а как зверь – совмещает в себе качества лисы и льва: хитрость и силу .

Объединяя выше сказанное важно отметить, что согласно труду Макиавелли "Государь", идеальный правитель-реформатор – это лицедей. Он играет ту роль, которая задается обстоятельствами, но никогда не уклоняете" от основной цели – создания единого государства.

Описывая деяния герцога Борджа, Макиавелли не нашел ничего, в чем можно было бы его упрекнуть. Дело в том, что Борджа был блестящий тактик политической борьбы. Он умел обезопасить себя от врагов, приобретать друзей, использовать силу и хитрость, внушать народу и страх, и любовь, являть и суровость, и милость, великодушие и щедрость. Но самое главное достоинство Борджа состояло в том, что его действия объективно вели к объединению страны и в конечном счете к благу народа, ведь до его завоевания Романья "находилась под властью ничтожных правителей, которые не столько пеклись о своих подданных, сколько обирали их и направляли не к согласию, а к раздорам, так, что весь край изнемогал от грабежей, усобиц и беззаконий" .

В завершении важно отметить, что теория государства Никколо Макиавелли базируется на многовековом опыте существования института государства и на анализе исторических фактов, исторических судеб государств древности.

В результате его труды определили ведущую роль Макиавелли в ренессансной науке о государстве. Как политический мыслитель, он произвел переворот в устоявшейся традиции, сделав учение о государстве последовательно светским, освободив его от официальной церковной морали. Он сближал политику с наукой и искусством на основе изучения самой действительности и отказа от ее идеализации. Макиавелли строил теорию, обобщающую не воображаемый, а реальный конкретный государственный опыт.

Оценка исторических событий в Италии Никколо Макиавелли

Труды Макиавелли являют собой отражения той эпохи, в которую жил философ. Никколо Макиавелли жил во время серьезных конфликтах основанных на следующих противоречиях:

  1. необходимость развития города-государства Флоренция,
  2. внутри междоусобная борьба итальянских государств и папства
  3. в рамках Европы процветала торговая конкуренция, кроме того, мешало разрозненное участие итальянских республик в большой европейской политике.

Важно отметить, что Макиавелли писал свой труд то тяжелое для Италии время, когда она перестала быть государством. Внутри страны шла непримиримая борьба между всеми суверенными частями. Италия перестала быть единой, а стала слабым единением грызущихся между собой мини-государств, в которых установились монархии.

Николо Макиавелли очень переживал за судьбу Италии. Все его переживания нашли отражение в его литературных трудах. Так, главные темы "Истории Флоренции":

  1. необходимость общего согласия для укрепления государства
  2. неизбежное разложение государства при нарастании политических распрей.

Макиавелли приводит факты, описанные в исторических хрониках, однако стремится выявить подлинные причины исторических событий, коренящиеся в психологии конкретных людей и конфликте классовых интересов; история нужна ему для того, чтобы извлечь уроки, которые, как он считал, будут полезны для всех времен. Макиавелли, по-видимому, первым предложил понятие исторических циклов.

"История Флоренции", отличающаяся драматизмом повествования, рассказывает историю города-государства от зарождения итальянской средневековой цивилизации до начала французских вторжений в конце 15 в. Этот труд проникнут духом патриотизма и решимостью найти рациональные, а не сверхъестественные причины исторических событий. Однако автор принадлежит своему времени, и в этом труде можно найти ссылки на знамения и чудеса.

Чрезвычайную ценность представляет переписка Макиавелли; особенно интересны письма, которые он писал своему другу Франческо Веттори, главным образом в 1513–1514, когда тот был в Риме. В этих письмах можно найти все – от описания мелочей домашней жизни до непристойных анекдотов и политического анализа. Наиболее известно письмо от 10 декабря 1513, в котором изображен обычный день в жизни Макиавелли и дается бесценное объяснение того, как появилась идея Государя. В письмах отражаются тревоги автора о судьбе Италии. Макиавелли часто испытывал чувство горечи, и не столько из-за знакомства с оборотной стороной внешней политики, сколько из-за разногласий в самой Флоренции и ее нерешительной политики в отношении могущественных держав .

В завершении необходимо подчеркнуть, что итальянец Никколо Макиавелли был талантливым, и, без сомнения, великим теоретиком и ученым, который сделал существенный шаг к созданию идеологии и науки Нового времени, оказавший глубокое влияние на развитие политико-правовой мысли и современной политологии.

В культуру Высокого Возрождения Макиавелли вошел не только как блестящий историк и политический мыслитель, но и еще одной гранью своего дарования – как талантливый писатель. Он был драматургом, автором ярких комедий "Мандрагора" и "Клиция", писал стихи и прозу, был мастером эпистолярного жанра. Все свои сочинения Макиавелли создавал на итальянском языке, достоинства которого высоко ценил и славил в своем полемическом "Диалоге о нашем языке". Одна из крупнейших фигур в культуре Возрождения, Макиавелли искал сближения ее разных сфер друг с другом и всем своим творчеством показал плодотворность их единения.

Литература

  1. Горелов А. А.. Политология в вопросах и ответах: учебное пособие. – М.: Эксмо. 2012.
  2. Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений- Спб.: Издательство СпбГУ, 2009
  3. Макиавелли Н. Государь.- М.: Планета, 1990
  4. Политика: Толковый словарь: Русско-английский. – М.: ИНФРА-М, 2009
  5. Чиколини Л. С. Идеи "смешанного правления" в итальянской публицистике XVI века // Культура Возрождения и общество. М.: Наука, 1986

Писатель, дипломат. Родился 3 мая 1469 во Флоренции, второй сын в семье нотариуса. Родители Макиавелли, хотя и принадлежали к древнему тосканскому роду, были людьми весьма скромного достатка. Мальчик рос в атмосфере «золотого века» Флоренции при режиме Лоренцо Медичи. Немного известно о детстве Макиавелли. Из его сочинений явствует, что он был проницательным наблюдателем политических событий своего времени; наиболее значительными из них было вторжение в Италию в 1494 короля Франции Карла VIII , изгнание семейства Медичи из Флоренции и установление республики, вначале под управлением Джироламо Савонаролы.

В 1498 Макиавелли был принят на службу секретарем во вторую канцелярию, Коллегию Десяти и магистратуру Синьории – посты, на которые он с неизменным успехом избирался вплоть до 1512. Макиавелли посвятил всего себя неблагодарной и плохо оплачиваемой службе. В 1506 добавил к множеству своих обязанностей работу по организации флорентийской милиции (Ordinanza) и контролирующего ее деятельность Совета Девяти, учрежденным в немалой степени по его настоянию. Макиавелли считал, что следует создать гражданскую армию, способную заменить наемников, в которых крылась одна из причин военной слабости итальянских государств. На всем протяжении службы Макиавелли использовали для дипломатических и военных поручений на флорентийских землях и сбора информации во время зарубежных поездок. Для Флоренции, продолжавшей профранцузскую политику Савонаролы, то было время постоянных кризисов: Италия раздиралась внутренними распрями и страдала от иностранных вторжений.

Макиавелли был близок к главе республики, великому гонфалоньеру Флоренции Пьеро Содерини, и хотя не имел полномочий вести переговоры и принимать решения, миссии, которые ему поручались, часто носили деликатный характер и были весьма важными. Среди них следует отметить посольства к нескольких королевским дворам. В 1500 Макиавелли прибыл ко двору короля Франции Людовика XII , чтобы обсудить условия помощи в продолжении войны с отпавшей от Флоренции мятежной Пизой. Дважды находился при дворе Чезаре Борджа, в Урбино и Имоле (1502), чтобы оставаться в курсе действий герцога Романьи, возросшая власть которого беспокоила флорентийцев. В Риме в 1503 наблюдал за выборами нового папы (Юлия II), а находясь при дворе императора Священной Римской империи Максимилиана I в 1507, обсуждал размеры флорентийской дани. Активно участвовал и во многих других событиях того времени.

В этот «дипломатический» период жизни Макиавелли приобрел опыт и знание политических институтов и человеческой психологии, на которых – как и на изучении истории Флоренции и Древнего Рима – основываются его сочинения. В его докладах и письмах того времени можно обнаружить большинство идей, которые он впоследствии развивал и которым придал более отточенную форму. Макиавелли часто испытывал чувство горечи, и не столько из-за знакомства с оборотной стороной внешней политики, сколько из-за разногласий в самой Флоренции и ее нерешительной политики в отношении могущественных держав.

Его собственная карьера пошатнулась в 1512, когда Флоренция потерпела поражение от Священной лиги, образованной Юлием II против французов в союзе с Испанией. Медичи вернулись к власти, и Макиавелли был вынужден покинуть государственную службу. За ним следили, он был заключен в тюрьму по обвинению в заговоре против Медичи в 1513, его пытали. В конце концов Макиавелли удалился в унаследованное от отца скромное поместье Альбергаччо в Перкуссине близ Сан-Кашано по дороге в Рим. Спустя некоторое время, когда Юлий II умер и его место занял Лев X, гнев Медичи смягчился. Макиавелли стал посещать друзей в городе; он принимал активное участие в литературных собраниях и даже лелеял надежду вернуться на службу (в 1520 получил должность государственного историографа, на которую был назначен университетом Флоренции).

Потрясение, испытанное Макиавелли после своего увольнения и крушения республики, которой он служил столь верно и ревностно, побудило его взяться за перо. Характер не позволял долго оставаться в бездействии; лишенный возможности заниматься любимым делом – политикой, Макиавелли написал в этот период работы значительной литературной и исторической ценности. Главный шедевр – "Государь" (Il Principe), блестящий и широко известный трактат, написанный в основном в 1513 (издан посмертно в 1532). Первоначально автор озаглавил книгу О княжествах (De Principatibus) и посвятил ее Джулиано Медичи, брату Льва X, однако в 1516 тот умер, и посвящение было обращено к Лоренцо Медичи (1492–1519). Исторический труд Макиавелли "Рассуждения о первой декаде Тита Ливия" (Discorsi sopra la prima deca di Tito Livio) был написан в период 1513–1517. Среди других произведений – "Искусство войны" (Dell"arte della guerra, 1521, написано в 1519–1520), "История Флоренции" (Istorie fiorentine, 1520–1525), две театральные пьесы – "Мандрагора" (Mandragola, 1518) и "Клиция" (в 1524–1525), а также новелла "Бельфагор" (в рукописи – Сказка, написана до 1520). Его перу также принадлежат стихотворные произведения. Хотя споры о личности Макиавелли и его мотивах продолжаются по сей день, он безусловно является одним из величайших итальянских писателей.

Трудно дать оценку произведениям Макиавелли, прежде всего из-за сложности его личности и неоднозначности идей, до сих пор вызывающих самые разноречивые толкования. Перед нами интеллектуально одаренный человек, необычайно проницательный наблюдатель, обладавший редкой интуицией. Он был способен к глубокому чувству и преданности, исключительно честен и трудолюбив, а его сочинения обнаруживают любовь к радостям жизни и живое чувство юмора, впрочем обычно горькое. И все же имя Макиавелли часто употребляется как синоним предательства, коварства и политического аморализма.

Отчасти такие оценки вызваны религиозными причинами, осуждением его трудов как протестантами, так и католиками. Поводом послужила критика христианства в целом и папства в частности; по мнению Макиавелли, папство подрывало воинскую доблесть и сыграло отрицательную роль, став причиной раздробленности и унижения Италии. Вдобавок ко всему его взгляды часто извращались комментаторами, а его фразы об установлении и защите государственности вырывались из контекста и цитировались с целью закрепить расхожий образ Макиавелли – злонамеренного советника государей.

Кроме того, "Государь" считался его наиболее характерным, если не единственным сочинением; из этой книги очень легко отобрать отрывки, явственно доказывающие одобрительное отношение автора к деспотизму и находящиеся в разительном противоречии с традиционными моральными нормами. В какой-то степени это можно объяснить тем, что в "Государе" предлагаются чрезвычайные меры в чрезвычайной ситуации; однако сыграло роль и отвращение Макиавелли к полумерам, а также тяга к эффектной подаче идей; его противопоставления приводят к смелым и неожиданным обобщениям. В то же время он действительно считал политику искусством, которое не зависит от морали и религии, по крайней мере когда речь идет о средствах, а не о целях, и сделал себя уязвимым для обвинений в цинизме, пытаясь найти универсальные правила политического действия, которые были бы основаны на наблюдении фактического поведения людей, а не рассуждениях о том, каким оно должно быть.

Макиавелли утверждал, что такие правила обнаруживаются в истории и подтверждаются современными политическими событиями. В посвящении Лоренцо Медичи в начале "Государя" Макиавелли пишет, что самым ценным даром, который мог бы поднести, является постижение деяний великих людей, приобретенное «многолетним опытом в делах настоящих и непрестанным изучением дел минувших». Макиавелли использует историю, чтобы с помощью тщательно отобранных примеров подкрепить максимы политического действия, которые он сформулировал, опираясь на собственный опыт, а не на исторические штудии.

"Государь" – труд догматика, а не эмпирика; еще менее это сочинение человека, претендующего на получение должности (как часто полагали). Это не холодный призыв к деспотизму, но книга, проникнутая высоким чувством (несмотря на рассудочность изложения), негодованием и страстью. Макиавелли стремится показать различие между авторитарным и деспотическим способами правления. Эмоции достигают апогея в конце трактата; автор взывает к сильной руке, спасителю Италии, новому государю, способному создать мощное государство и освободить Италию от иноземного господства «варваров».

Замечания Макиавелли о необходимости беспощадных решений, если и кажутся продиктованными политической ситуацией той эпохи, остаются актуальными и широко дебатируемыми и в наше время. В остальном его прямой вклад в политическую теорию незначителен, хотя многие из идей мыслителя стимулировали развитие позднейших теорий. Сомнительно также практическое влияние его сочинений на государственных деятелей, несмотря на то что последние часто опирались на идеи Макиавелли (нередко их искажая) о приоритете интересов государства и методов, которые должен использовать правитель в завоевании (acquista) и удержании (mantiene) власти. По сути дела, Макиавелли читали и цитировали адепты автократии; впрочем, на практике автократы обходились и без идей итальянского мыслителя.

Большее значение эти идеи имели для итальянских националистов в эпоху Рисорджименто (политического возрождения – от первых вспышек карбонарства в 20-х годах 19 в. до объединения в 1870) и в период фашистского правления. В Макиавелли ошибочно видели предтечу централизованного итальянского государства. Однако, как и большинство итальянцев того времени, он был патриотом не нации, а своего города-государства.

В любом случае опасно приписывать Макиавелли идеи других эпох и мыслителей. Исследование его трудов должно начинаться с понимания того, что они возникли в контексте истории Италии, конкретнее – истории Флоренции в эпоху захватнических войн. "Государь" был задуман как учебник для самодержцев, значимый для любых времен. Однако при критическом его рассмотрении не следует забывать о конкретном времени написания и личности автора. Чтение трактата в этом свете поможет понять некоторые неясные места. Остается, однако, фактом, что рассуждения Макиавелли не всегда отличаются последовательностью, и многие из кажущихся его противоречий следует признать действительными. Макиавелли признает как свободу человека, так и его «фортуну», судьбу, с которой энергичный и сильный человек все же может как-то бороться. С одной стороны, мыслитель видит в человеке безнадежно испорченное существо, а с другой – страстно верит в способность правителя, наделенного virtu (совершенной личностью, доблестью, полнотой силы, ума и воли), освободить Италию от иноземного господства; защищая человеческое достоинство, он вместе с тем приводит свидетельства глубочайшей развращенности человека.

Следует также кратко упомянуть о "Рассуждениях", в которых Макиавелли сосредоточивает внимание на республиканских формах правления. Сочинение претендует на формулировку вечных законов политической науки, полученных в результате изучения истории, однако его невозможно понять, не принимая во внимание то негодование, которое вызывали у Макиавелли политическая коррупция во Флоренции и неспособность к правлению итальянских деспотов, выставлявших себя в качестве наилучшей альтернативы хаосу, созданному их предшественниками во власти. В основе всех работ Макиавелли – мечта о сильном государстве, не обязательно республиканском, но опирающемся на поддержку народа и способном оказать сопротивление иноземному вторжению.

Главные темы "Истории Флоренции" (восемь книг которой были преподнесены папе Клименту VII Медичи в 1525): необходимость общего согласия для укрепления государства и неизбежное его разложение при нарастании политических распрей. Макиавелли приводит факты, описанные в исторических хрониках, однако стремится выявить подлинные причины исторических событий, коренящиеся в психологии конкретных людей и конфликте классовых интересов; история нужна ему для того, чтобы извлечь уроки, которые, как он считал, будут полезны для всех времен. Макиавелли, по-видимому, первым предложил понятие исторических циклов.

"История Флоренции", отличающаяся драматизмом повествования, рассказывает историю города-государства от зарождения итальянской средневековой цивилизации до начала французских вторжений в конце 15 в. Этот труд проникнут духом патриотизма и решимостью найти рациональные, а не сверхъестественные причины исторических событий. Однако автор принадлежит своему времени, и в этом труде можно найти ссылки на знамения и чудеса.

Чрезвычайную ценность представляет переписка Макиавелли; особенно интересны письма, которые он писал своему другу Франческо Веттори, главным образом в 1513–1514, когда тот был в Риме. В этих письмах можно найти все – от описания мелочей домашней жизни до непристойных анекдотов и политического анализа. Наиболее известно письмо от 10 декабря 1513, в котором изображен обычный день в жизни Макиавелли и дается бесценное объяснение того, как появилась идея "Государя". В письмах отражаются не только амбиции и тревоги автора, но также живость, юмор и острота его мышления.

Эти качества присутствуют во всех его сочинениях, серьезных и комедийных (например, в "Мандрагоре"). В оценке сценических достоинств этой пьесы (ее все еще иногда играют, и не без успеха) и содержащейся в ней злой сатиры мнения расходятся. Однако Макиавелли проводит здесь и некоторые свои идеи – об успехе, сопровождающем целеустремленность, и неизбежном крахе, ожидающем колеблющихся и тех, кто принимает желаемое за действительное. Ее персонажи – включая одного из самых известных в литературе простаков, обманутого мессера Нича, – узнаваемы как типические характеры, хотя и создают впечатление результатов оригинального творчества. В основе комедии – живая флорентийская жизнь, ее нравы и обычаи.

Гением Макиавелли было создано и беллетристическое "Жизнеописание Каструччо Кастракани из Лукки", составленное в 1520 и живописующее восхождение к власти знаменитого кондотьера в начале 14 в. В 1520 Макиавелли посещал Лукку как торговый представитель по поручению кардинала Лоренцо Строцци (которому он посвятил диалог "Об искусстве войны") и, по своему обыкновению, изучал политические институты и историю города. Одним из плодов его пребывания в Лукке стало "Жизнеописание", изображающее беспощадного правителя и известное романтическим изложением идей об искусстве войны. В этой небольшой работе авторский стиль столь же отточен и ярок, как и в других сочинениях писателя.

К тому времени, когда Макиавелли создал главные произведения, гуманизм в Италии уже прошел пик своего расцвета. Влияние гуманистов заметно в стилистике "Государя"; в этом политическом труде мы можем видеть характерный для всей эпохи Возрождения интерес не к Богу, но к человеку, личности. Однако интеллектуально и эмоционально Макиавелли был далек от философских и религиозных интересов гуманистов, их абстрактного, по существу средневекового подхода к политике. Язык Макиавелли отличается от языка гуманистов; проблемы, которые он обсуждает, почти не занимали гуманистическую мысль.

Макиавелли часто сравнивают с его современником Франческо Гвиччардини (1483–1540), также дипломатом и историком, погруженным в вопросы политической теории и практики. Далеко не столь аристократичный по рождению и темпераменту, Макиавелли разделял многие основные идеи и эмоции философа-гуманиста. Для них обоих характерны ощущение катастрофы в итальянской истории из-за французского вторжения и возмущение состоянием раздробленности, не позволявшей Италии противостоять порабощению. Однако различия и расхождения между ними также значительны. Гвиччардини критиковал Макиавелли за его настойчивые призывы к современным властителям следовать античным образцам; он верил в роль компромисса в политике. По существу, его взгляды более реалистичны и циничны, чем взгляды Макиавелли.

Надежды Макиавелли на расцвет Флоренции и собственную карьеру оказались обманутыми. В 1527, после того как Рим был отдан испанцам на разграбление, что еще раз показало всю степень падения Италии, во Флоренции было восстановлено республиканское правление, продолжавшееся три года. Мечта вернувшегося с фронта Макиавелли получить место секретаря Коллегии Десяти не сбылась. Новая власть его более не замечала. Дух Макиавелли был сломлен, здоровье подорвано, и жизнь мыслителя оборвалась во Флоренции 22 июня 1527.



Никколо Макиавелли – видный итальянский политический деятель, историк, военный теоретик и философ, основоположник «учения политического реализма».

Макиавелли родился во Флоренции. С 1498 по 1512 гг. был на государственной службе в должности секретаря второй канцелярии Флорентийской республики. В этот период Макиавелли приобрел опыт и знание политических институтов, человеческих нравов, что нашло отражение в его сочинениях.

Важнейшими проблемами философии Макиавелли были причины возвышения и гибели государств, условия создания сильного государства, роли правителя в нем, влияние личности на ход исторических событий, мотивы человеческих поступков. Основные сочинения Макиавелли «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Диалог о военном искусстве».

Теория государства Макиавелли

Макиавелли одним из первых философов эпохи Возрождения отверг теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как высшей власти на Земле. Он полагал, что политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. не зависят от божественного предопределения. Государство и природу царящих в нем законов, считает Макиавелли, необходимо понимать, опираясь на разум и опыт.

Макиавелли утверждает, что социально-правовые взгляды, гражданские добродетели людей, может воспитать только государство, а не церковь. Напротив, церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государству. Государство же – это высшее проявление человеческого духа; в служении ему Макиавелли видит цель и счастье человеческой жизни.

Лучшей формой государства Макиавелли считает республику, однако ее установление возможно лишь при определенных конкретно-исторических условиях. Критически оценивая политическое положение своей страны, характер граждан, совершенно лишенных гражданских добродетелей, Макиавелли приходит к выводу о невозможности объединения Италии под единой республиканской властью. Он убеждён, что итальянская действительность требует установления единовластия и создания сильного независимого национального государства.

В трактате «Государь» Макиавелли рассматривает способы создания сильного государства. Он полагает, что для достижения этой цели можно использовать любые средства, в том числе насилие, убийство, обман, предательство. Таким образом, Макиавелли принадлежит обоснование принципа: цель оправдывает средства, согласно которому используемые политиком средства оправдываются теми целями, которые он ставит перед собой.

Утверждению сильного государства Макиавелли приносит в жертву мораль и благо отдельной личности. Нравственные принципы применимы только к частной жизни людей, но не к политике. Государственный интерес превыше всего. Макиавелли писал, что всегда, когда приходиться обсуждать вопрос, от которого единственно зависит спасение государства, не следует останавливаться ни перед какими соображениями справедливости или несправедливости, человечности или жестокости, славы или позора. Впоследствии появился термин «макиавеллизм», обозначающий политику, которая пренебрегает законами морали и при достижении политических целей использует антигуманные средства.

При таком видении государства особая роль в нем принадлежит правителю.

Учение о политической власти и качествах, которыми должен обладать правитель

Власть правителя в понимании Макиавелли отличается неограниченным характером. Основой же правления и права является сила, которая разрушает все то, что противоречит государственным интересам (идеал сильной власти). Именно поэтому правитель в своей деятельности может игнорировать законы морали.

Также государь должен учитывать злую природу человека. Философ считает, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм и материальный интерес. Люди, по Макиавелли, «неблагодарны, непостоянны притворщики, бегут от опасностей, алчны» и скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества.

Макиавелли считает, что «всякий признает, что было бы лучше всего, если бы нашелся Князь со всеми качествами, признаваемыми за хорошие, но так как иметь их все и неуклонно проводить не позволяют сами условия человеческого существования, то Князь должен быть настолько благоразумен, чтобы уметь избегать позора тех пороков, которые могли бы лишить его государства… И он может также не бояться осуждения за те пороки, без которых трудно удержать государство».

Глава государства «не должен считаться с упреками в жестокости, если только такая слава необходима для того, чтобы удержать подданных в единении и повиновении. Ведь ограничивающийся весьма немногими примерными наказаниями будет милосерднее тех, которые, вследствие неуместного милосердия, допускают разрастись беспорядкам, порождающим убийства и грабежи, ибо последние составляют бедствие для всего общества в совокупности, кары же, исходящие от Князя, касаются лишь отдельных лиц».

А что лучше для правителя – быть любимым или внушать страх? Конечно, было бы хорошо, чтобы его и любили, и боялись. Однако поскольку сочетать эти два чувства очень трудно, просто невозможно, то лучше, чтобы боялись. «Любовь поддерживается лишь отношением обязанности, которое порывается вследствие порочности людей при всяком столкновении с личным интересом, страх же держится боязнью наказания, которая никогда не прекращает своего действия». Вместе с тем государь должен внушать страх, не навлекая на себя ненависти.

Как огня государь должен беречься прослыть легкомысленным, малодушным, нерешительным. Он должен приложить все старания к тому, чтобы его решение было бесповоротно, и чтобы общее мнение о нем было таково, что никому и в голову не придет обмануть его. Что же касается верности своим обещаниям, то правитель может пренебречь ими, если такое соблюдение может обратиться против него самого и интересов государства.

Подводя итог, необходимо отметить неоднозначность социально-философских взглядов Макиавелли. С одной стороны, важным вкладом в историю развития теории государства и власти стал его подход к проблеме государства со светских позиций, исходя из данных истории и с учетом реальной политической обстановки. С другой стороны, Макиавелли выступает сторонником идеи того, что для достижения политических целей допустимы любые средства. Благо государства, по его мнению, может быть связано с насилием, убийством, обманом, пренебрежением моральными принципами. Однако это невозможно, поскольку благо государства может быть достигнуто только на нравственных и правовых ценностях.

(1469-1527) итальянский политический деятель

Никколо Макиавелли вошел в историю прежде всего как автор двух известных политических трактатов. Но на самом деле его перу принадлежат несколько десятков сочинений, охватывающих самые разные области знания, а также художественные сочинения - комедии «Мандрагора» (1518), «Клиция» (1525) и стихотворения. Сам Макиавелли считал себя историком, а современники называли его душой Флоренции.

Никколо происходил из древнего тосканского рода, первые упоминания о котором относятся к раннему Средневековью. В IX веке Макиавелли являлись одними из самых богатых землевладельцев. Предки Никколо по отцу владели обширными поместьями и замками, расположенными в долине реки Арно.

Однако к моменту рождения сына род Макиавелли обеднел, от обширных поместий осталось только небольшое имение, так что его отец мог похвастаться лишь громким титулом. Мать Никколо принадлежала к известному купеческому роду. Во Флоренции подобный брак отпрыска древнего рода и дочери состоятельного торговца считался обычным. Никколо был младшим ребенком в многодетной семье, состоявшей из двух сыновей и двух дочерей.

Когда ему исполнилось семь лет, с ним начал заниматься домашний педагог, научивший мальчика бегло читать и писать по-латыни. Через четыре года Никколо отдали в известную флорентийскую школу П. Рончильони. Все годы учебы Макиавелли считался лучшим учеником, и учителя прочили ему блестящую карьеру в одном из университетов.

Юность Никколо пришлась на время правления Лоренцо Медичи, прозванного Великолепным. Отец служил при дворе герцога, и в доме Макиавелли почти ежедневно собиралась флорентийская знать. Но денег у семьи было мало, и об учебе Никколо в университете не могло быть и речи. Чтобы дать сыну профессию, отец начал заниматься с ним юриспруденцией. Никколо оказался на редкость способным учеником и уже через несколько месяцев становится помощником отца. После внезапной смерти старшего Макиавелли, Никколо становится единственным кормильцем семьи. С помощью друзей он поступает на государственную службу.

Блестящее знание латыни и флорентийского законодательства помогло ему выдержать конкурс на должность секретаря Большого Совета. Его дальнейшая карьера была стремительной. Всего через несколько месяцев он получает должность канцлера-секретаря Совета Десяти - так назывался основной государственный орган управления всеми делами Флорентийской республики. Таким образом, в руках Макиавелли оказываются все нити как внутренней, так и внешней политики республики.

Он был канцлером более четырнадцати лет, ведал военными и дипломатическими делами республики, много раз выезжал в ответственнейшие поездки - в Ватикан к папскому престолу, в различные города Италии.

Никколо Макиавелли проявил себя и как искусный дипломат, умевший найти выход из самых неразрешимых ситуаций. По поручению французского короля, германского императора, Папы Римского он решал вопросы войны и мира, улаживал спорные территориальные проблемы, финансовые конфликты.

Казалось, что Макиавелли вошел в число известнейших политических и дипломатических деятелей начала XVI века и ничто не может помешать его дальнейшей карьере.

Но активная политическая борьба во Флоренции привела к тому, что симпатизировавший ему П. Содерини был свергнут, к власти в городе пришли представители семьи Медичи, изгнавшие со службы всех сторонников Флорентийской республики. Никколо Макиавелли схватили и бросили в тюрьму, где подвергли пыткам, но через год освободили и отправили в ссылку в родовое поместье Сант-Андреа, расположенное близ Сан-Кашано. Лишь в 1525 году он снова смог вернуться во Флоренцию.

Оказавшись в тиши и уединении, Макиавелли берется за перо и начинает работать над двумя книгами: «Рассуждением о первой декаде Тита Ливия» (1513-1521) и трактатом «Государь» (1513).

В первой из них Никколо Макиавелли формально анализирует историю Рима, но на самом деле не столько разбирает сочинение известного историка, сколько излагает собственные взгляды на проблемы государственного устройства современного ему общества. Книга стала итогом многолетних наблюдений и раздумий. Макиавелли объявляет Флоренцию наследницей Римской республики. Он считает республиканский Рим идеальным образцом государства, в котором должны быть противники и сторонники существующей системы.

Весьма своеобразны его взгляды на место религии в обществе. Он считает, что древнеримская религия лучше соответствует республиканской системе правления, чем громоздкая бюрократическая машина, существовавшая в Ватикане. Правда, он не сомневается в самих основах католицизма, его критике подвергаются лишь люди, которые служат церкви. Макиавелли впервые открыто пишет о том, что именно политика папского престола способствует усилению раздробленности Италии. Конечно, такую книгу он не мог напечатать на родине, поэтому посылает рукопись друзьям во Флоренцию и продолжает работать над трактатом «Государь».

Исследователь анализирует роль и место главы государства в системе управления, рассматривает различные формы правления, от авторитарных до демократических, и приходит к выводу, что в любом случае ключевую роль играют личность и поведение правителя.

Впервые в европейской истории Никколо Макиавелли показывает, что самой жизнеспособной формой является так называемая «стата», большое независимое централизованное государство. Он рассматривает поведение правителя и приходит к выводу, что любая власть неизбежно связана с теми или иными проявлениями жестокости. Макиавелли считает подобные проявления закономерными, но одновременно предостерегает правителей от чрезмерно больших жертв. Он убежден в том, что любой правитель обязан уважать сограждан и заботиться об их процветании. Интересно, что Макиавелли впервые проанализировал личные качества, которыми должен обладать правитель. В частности, он считал,

что правитель должен быть двуличен, чтобы скрывать ненависть к врагам под маской радушного хозяина своей страны.

Правитель должен всегда проявлять решительность. Чтобы народ сплотился вокруг него, необходимо поставить простую и реалистическую цель. При этом отнюдь не важно, чтобы она была реально достижима. Во имя ее достижения не следует останавливаться ни перед какими средствами. Если цель «исторически прогрессивна, национально оправданна, решает основную проблему эпохи, устанавливая порядок, то народ забывает средства ее достижения».

Никколо Макиавелли придавал большое значение связи политического состояния общества с методами осуществления государственной власти. Он показал, что для устойчивости системы важно соблюдать складывающиеся в народном сознании представления, традиции, стереотипы. Другими словами, сила любого государства - в опоре на массы.

Интересны рассуждения Макиавелли о так называемой политической элите. Он выделяет два типа - «элиту львов» и «элиту лис». Для первой характерно жесткое авторитарное движение к цели. Для второго - компромиссное лавирование. Основные конфликты, пишет Макиавелли, разворачиваются между элитой имеющей власть и элитой рвущейся к власти.

Одновременно как историк Никколо Макиавелли дает аналитическую картину существования тоталитарных режимов, указывая на возможность их появления в той или иной ситуации. По сути, в книге Макиавелли были заложены основы политологии - науки, появившейся лишь много веков спустя. Трактат «Государь» был настольной книгой многих политических деятелей. Известно, что его читали и Наполеон, и Черчилль, и Сталин.

Как и предыдущая книга, трактат стал расходиться в многочисленных рукописях. Вскоре с ним знакомятся при дворе Медичи. Официальная реакция оказалась неожиданной: Макиавелли пригласили во Флоренцию и предложили государственный пост. Он становится советником при дворе герцога.

Почти еженедельно Никколо Макиавелли выступает в знаменитой «Академии Медичи», где делает доклады на темы возможного политического и общественного устройства Флоренции. Он старается пропагандировать свои взгляды и пишет «Записку о государственном строе во Флоренции», где пытается убедить политического и духовного правителей предоставить больше власти торгово-промышленным группам. Работа попадает сначала к герцогу, а затем к Папе Льву X. Папа благосклонно отнесся к труду Макиавелли и даже пригласил его в Ватикан, чтобы прояснить, что же тот конкретно собирается делать.

Ученый становится советником Папы. Он проводит в Ватикане чуть более года, а затем возвращается на родину, поскольку флорентийские власти поручают ему написать историю Флоренции.

Одновременно он занимается дипломатической работой. Его назначают представителем Флоренции на выборах генерала ордена миноритов. Макиавелли блестяще справляется с поручением, но отказывается от последовавшего вскоре предложения. Он больше не хочет занимать должность секретаря правительства, считая, что только независимость позволит ему сохранить беспристрастную позицию историка.

Работа над «Историей Флоренции» потребовала от Макиавелли трех лет напряженного труда. Только в середине 1525 года он посылает первые восемь книг Папе Римскому Клименту VII. Получив его одобрение, Никколо Макиавелли продолжает работу, но в это время флорентийское правительство начинает войну с миланским герцогством, мечтавшим подчинить Флоренцию своей власти.

Макиавелли принимает активное участие в организации обороны города: занимается набором ополченцев, разрабатывает план обороны городских стен. По его рекомендации в городе учреждается специальная милиция, охраняющая порядок.

Однако вскоре междоусобная война между Миланом и Флоренцией затихает - на территорию Италии вторгаются союзные испано-немецкие войска.

В ноябре 1526 года в качестве военного советника Дж. Медичи, Никколо Макиавелли присутствует на битве при Говерноло. Разгром римских войск и гибель Дж. Медичи вызывают подъем республиканских настроений во Флоренции.

Тем временем Макиавелли продолжает выполнять обязанности военного советника и переезжает в городок Чиви-та-Веккиа, где поступает в распоряжение адмирала Дориа, командовавшего итальянским флотом. Когда Макиавелли узнает, что во Флоренции началось восстание, он бросает все дела и спешит назад.

Он полагал, что только своим присутствием он может принести максимальную пользу республике. Однако после приезда Макиавелли неожиданно заболевает и через несколько дней умирает от желудочного кровотечения.

Его похороны собрали практически всех жителей города. По их требованию прах Никколо Макиавелли был погребен во флорентийском соборе Санта-Кроче рядом с другими выдающимися земляками - Боккаччо, Петраркой.

Сочинения Макиавелли не были забыты, в 1531 году в Италии выходят из печати оба трактата ученого и сборник его литературных произведений. Так постепенно они становятся достоянием научной и широкой общественности.

Традиционно сложилось два восприятия творческого наследия Макиавелли. С одной стороны, в нем видят сторонника тоталитарного режима, искавшего выход из сложившейся ситуации в сильной коллективной воле, которую и мог бы сформировать волевой и сильный государь. Другие видят в Никколо Макиавелли опасного бунтовщика, способного возражать властителям мира сего, не принимать условия их игры и в то же время верно служащего тем, кого он почитал. Не случайно в царской России его книги неоднократно запрещали к изданию, и в СССР он практически не издавался.

С течением времени имя Макиавелли стало восприниматься как символ - настолько масштабными оказались проблемы, поставленные им. В XVI-XVII веках к нему обращались за помощью в политическом и дипломатическом искусстве, в XVIII веке - за разъяснением методов и приемов государственного управления. Для историков XIX века Никколо Макиавелли был авторитетным хронистом, а в XX веке к нему обращались как к классику политической социологии. Но никто не оспаривал значение Макиавелли как первого из плеяды выдающихся мыслителей рубежа Нового времени - Жана Бодена, Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Вико, которые в разных странах создали науку политологию.