Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Личность и общество. Отношения личности и общества. Личность как субъект социальных отношений

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, его природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется его социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – ее потребностно-мотивационная сфера – этонаправленность личности, ее отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только ее позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, его способностей, знаний и умений, его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет его анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, его природе заложены возможности его психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять его социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

То, что на первый взгляд представляется "естественными" качествами человека (например, черты характера), в действительности является закреплением в личности социальных требований к ее поведению.

Развитие личности связано с постоянным расширением ее возможностей, возвышением ее потребностей. Уровень развития личности определяется характерными для нее отношениями. При низком уровне развития отношения личности обусловлены в основном утилитарными, "деляческими", интересами. Высокий уровень характеризуется преобладанием у нее общественно значимых ценностей, ее одухотворенностью.

Регулируя свою жизнедеятельность в обществе, каждый индивид решает сложные жизненные задачи. Одни и те же трудности, коллизии преодолеваются различными людьми по-разному. Понять личность – значит понять, какие жизненные задачи и каким способом она решает, какими исходными принципами поведения она вооружена.

Будучи включенной в определенные общественные отношения и обусловленной ими, личность не является пассивным участником этих отношений. Индивидуальная жизнедеятельность является в значительной мере автономной.

Особенностью личности является и ееобособленность. Сознание своей обособленности позволяет индивиду быть свободным от произвольных преходящих социальных установлений, диктата власти, не терять самообладания в условиях социальной дестабилизации и тоталитарных репрессий. Автономия личности связана с ее высшим психическим качеством – духовностью. Духовность – высшее проявление сущности человека, его внутренняя приверженность человеческому, нравственному долгу, подчиненность высшему смыслу бытия. Духовность личности выражается в ее сверхсознании, потребности стойкого отвержения всего низменного, беззаветной преданности возвышенным идеалам, обособленности от недостойных побуждений, сиюминутной престижности и псевдосоциальной активности. Но чем примитивнее общество, тем сильнее его тенденция ко всеобщему уравнительству, тем больше в нем людей, слепо подчиняющихся требуемым стандартам. Человек, говорящий готовыми лозунгами, перестает заботиться о своем личностном самопостроении.

Качества личности обусловлены диапазоном ее практических отношений, включенностью ее в различные сферы жизнедеятельности социума. Творческая личность выходит за рамки непосредственного социального окружения, формирует себя на более широкой социальной базе. В личности может проявляться перспективность социума. Она может олицетворять будущее общество, опережать его современное состояние. Обособление личности означает ее независимость от узких рамок замкнутой группы, является показателем развитости личности.

Развитие личности – формирование системы ее социально положительных качеств – требует определенных общественных предпосылок, социального запроса, нейтрализации факторов, ведущих к отчуждению личности.

В становлении индивида как личности существенны процессыличностной идентификации (формирование у индивида отождествленности себя с другими людьми и человеческим обществом в целом) иперсонализации (сознание индивидом необходимости определенной представленности своей личности в жизнедеятельности других людей, личностной самореализации в данной социальной общности).

С другими людьми личность взаимодействует на основе "Я-концепции", личностной рефлексии – своих представлений о самом себе, своих возможностях, своей значимости. Личностная рефлексия может соответствовать реальному Я, но может и не соответствовать ему. Завышенные и заниженныеуровни личностных притязаний могут порождать различные внутриличностные конфликты.

Жизненный путь личности пролегает в конкретно-историческом социальном пространстве. Своеобразие производства материальных условий, сферы потребления, социальных отношений определяет образ жизни человека, устойчивое своеобразие его поведения и в конечном итоге – тип личности.

Каждая личность формирует собственнуюстратегию жизни – устойчивую систему обобщенных способов преобразования текущих жизненных ситуаций в соответствии с иерархией своих ценностных ориентации. Стратегия жизни – общее направление жизнеутверждения личности. Социально ценная стратегия – высоконравственная самореализация личности, выработка духовно-этнического и духовно-этического стиля жизни. При этом жизнедеятельность личности становитсявнутренне детерминированной, а не ситуативно обусловленной. Личность начинает жить своими социально осмысленными жизненными перспективами.

При отсутствии стратегии жизни индивид подчиняется лишь текущим смыслам и задачам, его жизнь не реализуется с необходимой полнотой, снижается мотивация его жизнедеятельности, сужаются его духовно-интеллектуальные запросы.

Все существенные деформации личности связаны с ее саморефлексией, дефектами ее самосознания, сдвигами в ее смыслообразовании, с личностным обесцениванием объективно значимых сфер жизнедеятельности.

Важнейшим показателем состояния личности является уровень ее психической саморегуляции, опосредованность ее поведения социально сформированными эталонами.

Личность характеризуется комплексом устойчивых свойств – чувствительностью к внешним воздействиям, устойчивой системой мотивации, установками, интересами, способностью к взаимодействию со средой, нравственными принципами саморегуляции поведения. Все эти особенности личности являются интеграцией генетических, наследственных и социально-культурных факторов.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Общая и социальная психология

Общая и социальная психология.. учебник для вузов.. рекомендован министерством общего и профессионального образования в качестве учебника для высших учебных заведений..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет, задачи и принципы психологии
Много лет назад в лесах Аверона, на юге Франции, охотники нашли мальчика, вскормленного, по-видимому, каким-то животным и полностью одичавшего. Позднее в джунглях Индии были найдены

Человек – существо социальное
Природные особенности человека видоизменялись в процессе его общественно-исторического развития, получали социально-культурную "огранку" – человек стал "вольноотпущенником природы&qu

Понятие о психике человека
Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздейст

Психические свойства личности – типичные для данного человека особенности его психики, особенности реализации его психических процессов
К психическим свойствам личности относятся: 1) темперамент; 2) направленность личности (потребности, интересы, мировоззрение, идеалы); 3) характер; 4) способности (рис. 3). Такова т

Развитие психики в процессе эволюции
Все живые организмы должны для своего выживания взаимодействовать со средой: добывать питательные вещества, избегать вредных воздействий. Для этого необходимо отражать, ощущать внеш

Антропопсихогенез – возникновение и развитие психики человека. Сознание как высшая форма психики
Древнейшие предки людей – гоминиды появились несколько миллионов лет назад. Очевидно, какие-то природные катаклизмы заставили их спуститься с деревьев и перейти к жизни на равнине,

Переход к орудийному способу взаимодействия со средой в условиях социума обусловил качественно новое развитие психики человека
Человек начинает постоянно использовать орудия труда, это требует от него вооруженности определенными операциями, накопления и передачи трудового опыта, опыта социального взаимодействия. И

З. Взаимосвязь трех уровней психической деятельности человека: бессознательного, подсознательного и сознательного
Психическая деятельность человека, его психика функционируют одновременно в трех взаимосвязанных уровнях: бессознательном, подсознательном и сознательном. Бессознат

Текущая организация сознания – внимание
Централизация в сознании того, что имеет наибольшую значимость для деятельности человека, оптимальная организация сознания, проявляющаяся в его направленности и сосредоточен

Строение и функциональная организация нервной системы человека
Психика человека – социально обусловленный феномен; а не естественный продукт мозга. Однако реализуется она естественным, физиологическим субстратом – мозгом. Функционирова

Особенно развита у человека кора больших полушарий – орган высших психических функций
Общая площадь коры мозга в среднем равна 0,25 м2. Ее толщина – 3–4 мм. Кора состоит из 6 слоев. Нервные клетки каждого слоя имеют специфическое строение и выполняют различные функции.

Принципы и законы высшей нервной деятельности
Деятельность коры головного мозга подчинена ряду принципов и законов. Основные из них впервые установлены И. П. Павловым. В настоящее время некоторые положения павловского учения ут

Закон системности в работе коры головного мозга (динамический стереотип)
Реакция организма на тот или иной раздражитель зависит от сложившейся в коресистемы связей (внешнее опосредовано внутренним). Опыты показали, что если выработать ряд рефлексов на р

Типологические особенности высшей нервной деятельности
В опытах И. П. Павлова было установлено, что действие тех или иных раздражителей зависит не только от их качества, но и от типологических особенностей высшей нервной деятельности. П

Психофизиологическая проблема – соотношение психического и физиологического
Понимание психики, с одной стороны, как явления идеального, а с другой – как "продукта" высокоорганизованной материи – мозга порождает сложную психофизиологическую проблем

Общее понятие об ощущениях
Ощущение – психический процесс непосредственного, чувственного отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности. Ощущение – чувствительность человек

Нейрофизиологические основы ощущений
Отдельные свойства предметов и явлений, воздействующие на наши органы чувств, называютсяраздражителями,процесс воздействия –раздражением, а нервный

Общие психофизиологические закономерности ощущений
Работа каждого анализатора имеет специфические закономерности. Наряду с этим все виды ощущений подчинены общим психофизиологическим закономерностям. К ним относятся:1) порог

Особенности отдельных видов ощущений
Зрительные ощущения. Для возникновения зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на1 зрительный рецептор – сетчатку глаза (скопление фоточувс

Восприятие – непосредственное, чувственное отражение предметов и явлений в целостном виде в результате осознания их опознавательных признаков*
* Восприятие иначе называется перцепцией (от лат. perceptio – воспринимаю), а процессы восприятия – перцептивными процессами. Образы восприятия построены на основе р

Нейрофизиологические основы восприятия
Физиологическим механизмом восприятия является комплексная аналитико-синтетическая деятельность анализаторов – образование комплексных условных рефлексов на комплексные раздражители

Общие закономерности восприятия
Различные виды восприятия имеют специфические закономерности. Но кроме внутривидовых существуют и общие закономерности восприятия: 1) осмысленность и обобщенность; 2) предм

Особенности восприятия пространства и времени
Пространство и время – всеобщие формы существования материи. В восприятии пространства и времени отражаются объективные пространственно-временные отношения между предметами.

Пространственные пороги различения элементов внешности человека
Элементы внешности и динамические проявления человека Пространственные пороги восприятия Выделение фигуры человека Движение р

Индивидуальные различия в восприятии
Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического развития определяют индивидуальные особенности восприятия – его избирательную направленность, полноту и точность.Синте

Восприятие человека человеком
Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью. При восприятии нового для себя человека субъект выделяет в нем т.е. особенности его внешност

Восприятие человеком окружающей его предметной среды
Окружающая человека среда воспринимается им в целостном виде, а не как набор изолированных объектов. Эта среда рассматривается человекомкакполе его жизнедеятельности.

Эстетическая и эргономическая организация окружающей человека среды – признак культуры, цивилизованности, психологической компетентности общества
Разные народы в разные времена вырабатывают свои эстетические нормы. Однако существуют и общепсихологические нормы оптимального восприятия объектов. Красиво то, что гармонично, а гармонично то, что

Жизнедеятельность человека должна осуществляться в эстетичной и функционально организованной, эргономичной среде
Завершая рассмотрение сенсорно-перцептивной сферы психики человека, мы приходим к следующим выводам: многочисленные раздражители внешней среды становятся стимулами, т. е. отражаются в

Понятие о мышлении
Познавая и преобразуя мир, человек выявляет устойчивые, закономерные связи между явлениями. Закономерности, внутренние связи явлений отражаются в нашем сознании опосредствованно – в

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) –операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений
В процессе абстрагирования человек как бы "очищает" предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действи

Виды мышления
Практически-действенное, наглядно-образное и теоретически-отвлеченное – таковы взаимосвязанные виды мышления. В процессе исторического развития интеллект человека п

Закономерности мышления
1. Мышление возникает в связи с решением проблемы; условием его возникновения являетсяпроблемная ситуация – обстоятельство, при котором человек вст

Структура мыслительной деятельности при решении нестандартных задач
Мыслительная деятельность подразделяется на воспроизводящую (репродуктивную) – решение типовых задач известными способами – и поисковую (продуктивную). Продуктивная мыслительная дея

Общим способом решения следственных задач является информационное моделирование
В процессе расследования объектами моделирования могут быть событие преступления, место и время его совершения, мотивы и способы совершения деяния, личность виновного, потерпевшего и все другие объ

Типы проблемно-поисковых следственных ситуаций
Оптимальная следственная стратегия – это адек

Совокупность следов, имеющихся на месте происшествия, должна быть систематизирована как совокупность определенных структурно объединенных подсистем
При анализе следов необходимо четко разграничивать понятия "следы преступника" и "следы преступления". Следы преступника – это все изменения в окружающей материальной среде (вкл

Творческое мышление – мышление, дающее принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям
Новая идея – всегда новый взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости явлений. Нередко новая идея возникает на основе нового "сцепления" ранее известной информации. (Так, А. Эйнштейн, как и

Интеллект человека
Интеллект (от лат. intellectus – ум, рассудок, разум) – устойчивая структура умственных способностей индивида, уровень его познавательных возможносте

Нейрофизиологические основы воображения
Нейрофизиологическая основа воображения – образование временных нервных связей в сфере первой и второй сигнальных систем, ихдиссоциация (распадение на отдельные эле

Виды воображения
Воображение подразделяется напроизвольное и непроизвольное, реконструктивное (воссоздающее) и творческое. Наиболее простой вид воображения –непроиз

Память – интегрированное психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, информационный фонд его жизнедеятельности
Способность хранить информацию и избирательно ее актуализировать, использовать для регулирования поведения – основное свойство мозга, обеспечивающее взаимодействие индивида со средой. Память интегр

Нейрофизиологические основы памяти
Физиологические механизмы памяти – образование, закрепление, возбуждение и торможение нервных связей. Этим физиологическим процессам соответствуют процессы памяти: запечатле

Закономерности памяти
Закономерности памяти (условия успешного запоминания и воспроизведения) связаны с формами памяти. Условиями успешного непроизвольного запоминания являются:

Нарушения памяти
Грубые нарушения памяти –амнезия (от а – отрицательная частица и греч. mnēmē – память, воспоминание) – происходят в двух формах:ретроградно

Понятие об эмоциях
Эмоции (от франц. émotion – чувство) – психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних возде

Эмоциональные качества личности
В процессе жизнедеятельности на основе средовых и генетических предпосылок у человека формируются устойчивые эмоциональные качества –эмоциональные особенности и свойства.

Физиологические основы эмоций и чувств
Эмоции и чувства связаны с различным функциональным состоянием головного мозга, возбуждением его определенных подкорковых областей и с изменениями в деятельности вегетативной нервно

Свойства и виды эмоций
Эмоции и чувства различаются в зависимости от ихкачества (положительные и отрицательные),глубины, интенсивности и продолжительности, влияния на деятельность

Высшие эмоции – чувства
Чувства – это эмоциональная форма отражения социально значимых явлений. Они вызываются соответствием или отклонением тех или иных обстоятельств от параметров жизнед

Общие закономерности эмоций и чувств
Возникновение и угасание эмоций и чувств подчинены всем закономерностям формирования условного рефлекса. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной

Понятие о воле
Воля – сознательная саморегуляция поведения, преднамеренная мобилизация поведенческой активности для достижения целей, осознаваемых субъектом как необходимость и возможность

Нейрофизиологические основы воли
И. П. Павлов отмечал, что волевые действия – результат суммарной работы всего мозга. Физиологические механизмы волевой регуляции деятельности не локализованы в каких-либо о

Структура волевой регуляции деятельности
Деятельность осуществляется системой действий.Действие – структурная единица деятельности. Различаются перцептивные, умственные, мнемические и практические действия

Сложные волевые действия
Рассмотренные выше действия имеют простую структуру. Они, как правило, совершаются стереотипно. Более развернутую структуру имеют сложные волевые действия. В структуре слож

Осознание возможностей удовлетворения актуализированных потребностей, борьба мотивов (стадия предрешения)
Каждая потребность допускает различные возможности ее удовлетворения. Процесс выбора одной из этих возможностей – процесс формирования цели действия. В сложных условиях поведения этот выбо

Принятие решения – выбор из ряда возможных целей такой, которая оценивается как самая оптимальная в данных условиях для данной личности
Принятие решения – выбор варианта поведения в ситуации неопределенности. Выбор варианта поведения может бытьтранзитивным– обоснованным, оптимальным, учитывающим условия ра

Обусловленность волевых психических состояний структурными этапами сложного волевого действия
ЭТАПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЛЕВЫЕ СОСТОЯНИЯ 1. Осознание ряда целей, которыми можно удовлетворить возникшую потреб

Волевые качества личности
Образ жизни человека, стиль его жизнедеятельности закрепляют у него определенные психорегуляционные качества, которые и принято называтьволевыми свойствами личности.

Общефункциональные состояния психической активности
Самое общее базовое психическое состояние –состояние бодрости – представляет собойсостояние оптимальной ясности сознания, способности индивида к со

Состояние психического напряжения в опасных ситуациях. Адаптивное поведение в экстремальных ситуациях
Состояние психического напряжения – это комплекс интеллектуальных и эмоционально-волевых проявлений в сложных условиях деятельности. При адаптации индивида к сложным внешним ситуац

Адаптивное поведение при аресте
Предвидя арест, необходимо найти адвоката и договориться с ним о совместных действиях и системе условных знаков при дальнейшем общении, проконсультироваться у него о ваших правах при различных след

Как выжить в тюрьме?
1) меньше говорить, не доверяться никому; 2) не включаться в чужой разговор; не ругаться ни с кем, не использовать нецензурных слов, никого не оскорблять, не врать, на вопрос: "За что

Кризисные состояния личности
Для многих людей отдельные житейские и служебные конфликты оборачиваются непереносимой психической травмой, острой непроходящей душевной болью. Индивидуальная психическая уязвимость

Пограничные психические состояния личности. Общая характеристика
Психические состояния, смежные между нормой и патологией, называются пограничными состояниями. К таким состояниям относятся: реактивные состояния; неврозы; психопат

Все пограничные состояния аномальны (отклоняющиеся), они связаны с нарушением какой-либо существенной стороны психической саморегуляции
Процесс психической саморегуляции осуществляется в единстве содержательно-смысловых, генетических и нейродинамических процессов. И здесь возможны как разноуровневые вариации нормы, так и различные

Биологически унаследованные качества человека должны быть поняты как подсистема развития определенных психических качеств
Некоторые психические аномалии связаны сгенетическими аномалиями – синдромом Клайнфелтера (лишняя хромосома Х – 47/XXY синдром или лишняя Y хромосома – 47/XYY синдром). Лишняя Х-хр

Реактивные состояния
Реактивные состояния – это острые аффективные реакции, шоковые расстройства психики в результате психических травм. Реактивные состояния возникают как вследствие од

Неврозы – это срывы нервно-психической деятельности: истерический невроз, неврастения и навязчивые состояния
1)Истерический невроз возникает в психотравмирующих обстоятельствах преимущественно у лиц с патологическими чертами характера, с художественным типом высшей нервной деятельности. П

Умственная отсталость
Термины "умственная отсталость" и "задержка психического развития" – синонимы. И поскольку умственные процессы неразрывно связаны со всеми психическими процессам

Агрессивное состояние
К психическим аномалиям следует отнести и повышенную агрессивность. Агрессивность – устойчивое стремление индивида нанести другому человеку физический или психотрав

Саморегуляция психических состояний
Способность человека к внушению широко используется и в психической саморегуляции: путем самовнушения, медитации человек способен значительно изменить свое психическое и физиологиче

Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии личности
Человек рождается с определенными наследственными задатками. Большинство из них многозначны: на их основе могут быть сформированы различные качества личности. При этом решающую роль

Поведение личности – это реализация ее психических регуляционных качеств в социально значимой сфере жизнедеятельности
Поведенческие акты человека взаимосвязаны, системны. Деятельность, поведение возникают на основе потребности, их реализация начинается с мотивационных побуждений. При этом сознание направляется на

Виды темперамента и соответствующие им психические свойства человека
Меланхолик отличается повышенной ранимостью, склонностью к гл

Темперамент как врожденный тип психической саморегуляции
Рассмотренные выше четыре вида темперамента обычно не бывают представлены в "чистом виде". Люди, как правило, обладают смешанными темпераментами, но тот или иной вид темпе

Понятие направленности личности
Направленность личности – ценностно-ориентационная система личности, иерархия ее базовых потребностей, ценностей и устойчивых мотивов поведения, основное системообр

Потребности личности
Предпосылкой того или иного поступка, источником деятельности человека является потребность. Люди осуществляют различные виды деятельности, не придумывая их, а нуждаясь в их результ

Все потребности обладают направленностью, напряженностью, цикличностью
Потребность с нейрофизиологической точки зрения представляет собой образование доминанты – устойчивого возбуждения определенных механизмов головного мозга, которые и организуют, регулируют необходи

Мотивация поведения личности
Мотивация – это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

Характер – система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности
Формируясь в социальных условиях, испытывая влияние требований социальной среды, характер в своих динамических проявлениях связан с генетическими особенностями индивида, типом его высшей нервной де

Типы характера
Наряду с отдельными чертами и качествами характера можно выделитьобщий способ адаптации личности к социальной среде – тип характера человека. При определении типа х

Акцентуации характера
Акцентуация – это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера гипертрофированы и проявляются в форме "слабых мест" в психике индивида – избирательной ее

Типы акцентуаций характера
Тип акцентуации характера Поведенческие проявлений Факторы, содействующие акцентуации характера

Полоролевые различия характера
Некоторые особенности характеров людей обусловлены их половой принадлежностью. Половые психические особенности связаны не только с биологическими факторами, но и с историче

Национально-психологические особенности характера
Нация, народ, этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими особенностями культуры и психического склада, созна

Возрастные особенности характера. Стратегия жизненного пути человека
Счастье первых лет жизни человека заключается в преобладании созерцания над решением жизненных проблем. Мозг ребенка, достигающий полного объема к семи годам, обеспечивает ему интен

Понятие социальной общности, общества и социума
Социальная общность – совокупность индивидов, приобретающая целостность как субъект определенного социального действия – социального, политического, производственного, культ

Общество – социум как конкретная социальная система, как целостное социальное образование, обладающее экономической и социальной структурой
В составе общества различаютсягрупповые и массовые общности. Групповые общности отличаются гомогенностью (однородностью) состава, структурно-дифференциальной организацией, деятельн

Социально-психологическая организация малой социальной группы
Реорганизация первоначальной диффузной социальной общности в объединение взаимодействующих и взаимозависимых лиц называетсягруппообразованием. Возникновение социаль

Общение как социальная связь. Средства и техника общения
Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной

Коммуникация – смысловая сторона общения. Действия, ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми, называютсякоммуникативными
В коммуникативных актах реализуются информативные, фатические (контактные) и управленческие задачи общения. Обмениваясь информацией, люди воздействуют друг на друга. В процессе общения они

Паралингвистические средства общения
Существенный коммуникативный фактор общения – использованиепаралингвистических средств общения (от греч. par – "около" и "лингвистика") –

Психология межличностных отношений
Межличностные отношения – субъективно переживаемые взаимосвязи и взаимовлияние людей. Психология межличностного взаимодействия определяется социальными позициями об

"Секретный" тест для использования мужчинами
Если вы хотите узнать правду о своей любимой, попросите ее ответить "да" или "нет" по каждому блоку вопросов. 1. Считаете ли вы себя красивой?

Можете ли вы изменить любимому?
5. Верите ли в любовь с первого взгляда? Верите ли вы в любовь вообще? Допускаете недостаток ума у мужчин? Можете встречаться с мужчиной, который вам не н

Формы межличностного психического взаимодействия
В процессе общения люди постояннопсихически взаимодействуют друг с другом. Это взаимодействие может быть целенаправленным и спонтанным, сознательным и подсознательн

Напряженное и конфликтное психическое взаимодействие в общении
Психологи отмечают, что обыкновенное переутомление людей на работе к концу смены ведет к возникновению психологического феноменамалого стресса, к "выгоранию персонала&q

Взаимодействие людей может быть кооперативным, конкурентным и конфликтным
Кооперация – основная форма организации межличностного взаимодействия, состоящая в конструктивном объединении человеческих усилий. Кооперативная деятельность характеризуется высоки

Психология конфликта
Конфликты могут быть межличностными и межгрупповыми. Острые неконструктивные конфликты часто сопровождаются нравственно осуждаемыми методами борьбы, стремлением к психологическому п

Психология делового общения
Народная мудрость гласит – глупые ссорятся, а умные договариваются. В условиях рыночных отношений переговоры между людьми становятся особой сферой их повседневной жизнедеят

Правила, которые помогают нравиться людям
Искренне интересуйтесь другими людьми. Улыбайтесь. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе.

Проверьте свои коммуникабельные способности
Тест для самоанализа коммуникативных качеств На предлагаемые вопросы следует ответить: "да", "иногда", "нет". "Цену ответа" ("д

Психология маркетинга
Маркетинг (от англ. marketing – рыночный) –система хозяйственного управления, ориентированная на закономерности рыночных отношений, адаптацию произво

Психология менеджмента
Менеджмент (от англ. manage – управлять) – современная психологизированная доктрина управления предприятиями и учреждениями, основанная на закономерностях эффективного социал

Качества руководителя (менеджера) высокий низкий
1. Компетентность 7 3 2. Коммуникабельность 7 2 3. Эмоциональная устойчивость, толерантность 6,5 2,5 4. Смелость 6 2 5. Настойчивость 6,5 2 6.

Демократический стиль руководства обеспечивает личностную самореализацию сотрудников
Однако в некоторых случаях предпочтение может быть отдано и авторитарному стилю руководства (организация работ в экстремальных ситуациях и т. п.). Авторитарный стиль руководства имеет место и в нач

Большие социальные группы и психологические механизмы их саморегуляции
Большая социальная группа – количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (парт

Социально-психологические феномены больших социальных общностей
Все микросоциальные процессы в той или иной мере определяются макросоциальными процессами.Общесоциальные нормы, ценности, потребности и установки формируются на макросоциаль

Психология массовой коммуникации
Социальное общение, организованно осуществляемое в масштабах всего общества, называетсямассовой коммуникацией (от лат. communicatio – общаюс

Психология социального управления
Социальное управление – системная деятельность социальных институтов и организаций, направленная на регуляцию социальных процессов. Социальное управление обществом

Гражданское общество и психология гражданского самосознания
Идея гражданского общества, первоначально возникшая как философская концепция, превратилась в реальную основу жизнедеятельности современного общества. Создание гражданского общества

В гражданском обществе личность выделена из массы, возможности ее самореализации ничем не ограничены
Гражданское общество контролирует структуры власти и социально-экономическую жизнь страны. Социальная структура общества определяется гражданами (всеобщие свободные выборы, референдумы), а не полит

Духовность – устойчивая ориентация человека на социокультурные ценности, подчиненность поведения человека высшему, человеческому долгу
Таинственная сила духовности человека – его способность дистанцироваться от себя, способность отдать себя на суд высшей инстанции – своей совести и чести.Утрата духовности – падение человек

Право как фактор социальной регуляции
Право, правовое регулирование – основная форма социального регулирования.Регуляция социальных процессов – направленность поведения социальных общностей и отдельных

В XVIII в. психология развивалась под влиянием возникновения новых мировоззренческих представлений
Мощное движение научного сознания против теологического мировоззрения, получившее название "просвещение", тяготело к детерминизму – первопричинному объяснению физических и духовных явлени

В структуре личности он выделил три сферы: бессознательную, предсознательную и сознательную
Структуры личности расположены, по Фрейду, в этих трех слоях.Вся бессознательная сфера личности, не доступная самосознанию, расположена в структуре ид(оно). Эта структура – энергет

Фундаментальная теория происхождения и развития высших психических функций человека была разработана Л. С. Выготским (1896–1934)
Опираясь на идеи сравнительной психологии, Л. С. Выготский начал свои исследования там, где сравнительная психология остановилась перед неразрешимыми для нее вопросами: она не могла объяснить феном

Терминологический словарь
АВТОНОМИЯ ЛИЧНОСТИ – обособленность личности, ее способность к самоопределению своих позиций. Как всеобщий принцип человеческого поведения автономия личности была п

Общая и социальная психология
Учебник для вузов Лицензия № 064250 от 6 октября 1995 г. Лицензия № 070824 от 21 января 1993 г. Подписано в печать 13.07.99. Формат 69x90/16. Усл

Личность как субъект социальных отношений, прежде всего характеризует ее автономность, в определенной степени независимость от общества. Личностная независимость связана с наличием внутреннего мира личности - потребностей, интересов, мотивов, социальных установок, ценностных ориентаций, которые определяют его поведение в обществе. Главным элементом, который определяет активность личности в обществе, необходимо, которая трактуется как необходимость в том, что нужно для жизнедеятельности организма в первую очередь, и для развития личности.

Потребности рассматривают также и как глубинные, неосознанные установки человека по самосохранения и самообеспечения собственной целостности: биологической и социальной. Потребности животных имеют более или менее стабильный характер и ограничены биологическими необходимости. Потребности человека сложнее, постоянно развиваются в течение жизни. Человеческое общество через производство и сферу услуг создает все новые и новые предметы потребностей, которые вызывают у людей новые и новые потребности.

Рассмотрим характерные особенности потребностей как состояния объективной необходимости, переживаемого человеком. Первая особенность потребностей - их конкретно-содержательный характер. Потребности человека всегда предметные по содержанию, то есть каждая потребность имеет свой четко определенный предмет. Различают предметные потребности - в еде, воде, тепле, а также функциональные - когда предметом потребности является действие, функция, условие. Вторая особенность потребностей состоит в том, что они имеют более или менее ясное осознание, которое сопровождается характерным эмоциональным состоянием (привлекательность объекта потребности, неудовлетворенность и даже страдания и т.д.). Третья особенность потребностей связана с возникновением эмоционально-волевого состояния побуждения к их удовлетворению и нахождением соответствующих путей для их реализации. Потребности как состояние объективной необходимости могут ослабляться, а иногда и вовсе исчезать, а в некоторых случаях - превращаться в противоположное состояние в случае удовлетворения потребности (например, возникновение чувства отвращения к пище, в случае чрезмерного удовлетворения этой потребности) - это четвертая особенность. Пятая особенность потребностей - их повторное возникновение или воспроизведение. Удовлетворяя ту или иную потребность в определенный промежуток времени, человек тем самым не устраняет возможности возникновения этой потребности в другое время, при других условиях, в другой ситуации. (Например, потребности организма человека имеют цикличность, которая зависит от периодических изменений в состоянии организма или в окружающей среде.)

Классификация потребностей очень разнообразна. их разделяют на материальные, или первичные, и духовные, или вторичные. Первичные потребности - это потребности в пище, одежде, жилье, теплые и др. Вторичные связанные с общественным существованием человека (потребности в общении, творчестве, самореализации, получении знаний, самоутверждении и др.). Чем разнообразнее потребности личности, тем больше у нее побуждений к деятельности, тем разнообразнее и сама деятельность. Потребности личности, их содержание и разнообразие зависят от общественных условий жизни человека, от места, которое она занимает в этой жизни, и степени ее развития как личности, его сознания и самосознания.

С потребностями личности тесно связаны интересы. Интерес личности - это избирательное отношение личности к объекту, учитывая его жизненное значение и эмоциональную привлекательность. Интерес - это особенность личности, что проявляется в ее нацеленности на определенные объекты, стремлении ближе их познать, овладеть ими. Человек переживает интерес как состояние, пронизанный положительными эмоциями. Чрезвычайно важную роль играют в интересе и волевые черты, стремление личности наладить контакт с объектом, выполнить связанную с ним деятельность. Итак интерес - это сложная форма избирательного деятельности личности, в которой своеобразно сочетаются познавательные, эмоциональные и волевые черты личности. Это относительно постоянные, устойчивые и важные особенности, которые тесно связаны с мировоззрением, жизненным и трудовым самоопределением личности. Именно этим интерес отличается от временной заинтересованности, которая имеет ситуативный характер.

Интересы личности возникают под влиянием общественных условий его жизни, в процессе деятельности, направленной на удовлетворение тех или иных его потребностей. Итак, интерес играет чрезвычайно важную роль в жизни и деятельности личности. Он побуждает ее к деятельности в определенном направлении, активизирует эту деятельность. Выделяют определенные особенности интересов ".

· Ограниченность довольно узким кругом определенных знаний и видов деятельности;

· Больше, чем в потребностей, конкретизация целей и операций деятельности с целью их удовлетворения;

· Личность расширяет и углубляет знания в определенной области и приобретает именно в этой области практических умений и навыков;

· Во время действия интереса активизируются не только познавательные процессы, но и творческие усилия личности в определенной области деятельности;

· В случае удовлетворения интересов личность получает своеобразное эмоциональное удовлетворение, которое побуждает к долговременному занятие соответствующей деятельностью.

Итак, настоящий интерес возникает в личности при наличии:

· Знаний, которыми они располагают в определенной сфере;

· Практической деятельности в этой сфере;

· Эмоционального удовлетворения, которое испытывает учитывая определенные знания и виды деятельности.

Интересы личности очень разнообразны. их классифицируют по содержанию, продолжительности, глубине и особенностями. По содержанию их разделяют на учебные, трудовые, профессиональные, научные, эстетические и др. По продолжительности - на долговременные, краткосрочные. По глубине - на глубокие и неглубокие. По особенностям воздействия - действенный интерес, побуждает к деятельности; пассивный интерес, когда личность не проявляет упорных попыток удовлетворить свой интерес, прекращает свою деятельность при наличии малейших препятствий.

Наряду с потребностями и интересами личности важное значение имеют жизненные цели. Чем больше личность осознает свои жизненные цели, тем больше они начинают влиять на формирование его потребностей и интересов. В социологической литературе определение "цели", "жизненные цели" неоднозначны. Одни ученые рассматривают цель как форму опережающего отражения, другие - как желаемый образ будущего результата деятельности. В частности, известный исследователь А. И. Яценко приводит следующее определение: "Цель - идеальный образ (наглядно-чувственный или абстрактно-мысленный) будущего результата деятельности к осознанных потребностей". Жизненные цели личности характеризуются следующими признаками:

· Являются коренными, стержневыми, конечными целями;

· Имеют абсолютный характер, в том смысле, что важных целей человек просто не может иметь;

· Учитывая то, что обычно не могут быть достигнуты сразу, ввиду отсутствия готовых средств реализации, требующих решения задач создания этих средств;

· Является итогом последовательного выполнения действий, связанных с осуществлением ближайших и промежуточных целей;

· Предоставляют содержания конкретным и отдельным целям.

Итак, жизненные цели отражают коренные, главные интересы личности, направляют ее на решение важнейших для нее задач и реализуются в течение человеческой жизни.

Цели разделяют на виды в зависимости от выбранной основы классификации. По социальному содержанию - на прогрессивные и регрессивные; гуманные и антигуманные. За соответствием объективным возможностям их осуществления - на реальные и утопические; абстрактные и конкретные. По критерию их розгорнутости в социальном времени - на ближайшие и перспективные; краткосрочные и долгосрочные; конечные и промежуточные. По критерию значимости для субъекта жизнедеятельности - существенные и несущественные; главные и второстепенные.

С жизненными целями личности тесно связаны ее идеалы. Идеал - это то, к чему стремится определенная личность, формируется, кем она хочет стать в будущем, какими чертами хочет обладать. Идеал - это также образ человека, является для определенной личности образцом жизни. Идеал формируется под влиянием общественных условий жизни, а также в процессе деятельности и общения личности, в процессе его обучения и воспитания.

Важное значение для личности как субъекта общественных отношений и собственной жизни имеют убеждения, как определенные знания, в правильности и жизненной важности которых человек глубоко уверена, и которые служат ей руководством к действиям. Преобразование знаний по убеждению - длительный и сложный процесс. Сила и твердость убеждений опирается не только на логическую обоснованность этих знаний, всестороннюю их продуманность, но и на понимание их жизненной значимости, жизненного смысла, предполагаемого опытом человека.

Среди разнообразия убеждений личности особо важное значение имеют моральные убеждения, которые направляют ее общественного поведения, в частности, отношений между людьми в обществе, их поступков, рис, норм и правил поведения. Согласно моральных убеждений личность строит свои отношения с другими людьми, следует им как обязанности, считая делом чести.

Человек является субъектом, т. е. активным деятелем социальной системы. Однако конкретный индивид не способен вступить в отношение с целым обществом, он всегда связан с другими субъектами через конкретные виды деятельности.

Социальные связи отличаются по виду, содержанию в зависимости от характера совместной деятельности людей и возникающих между ними отношений. В сфере производства складываются экономические социальные связи. В сфере политики и права социальные связи возникают на основе соблюдения законов. В сфере управления социальные связи определяются должностным положением субъектов деятельности.

Каждый человек одновременно вступает в несколько видов социальных связей и представляет собой не что иное, как «сгусток» общественных отношений (социальных связей), интегрированных в индивидуальности. Чем сложнее структура социальных связей, тем большую власть над личностью они приобретают. Иначе говоря, в многообразии социальных связей возникает опасность утраты личностной целостности и подмены ее функциональными проявлениями, когда система подавляет личность, формируя ее индивидуальные качества «под заказ».

Личность - понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Под «личностью» понимают: 1) человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности («лицо» - в широком смысле слова) или 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности. Хотя эти два понятия - лицо как целостность человека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик (лат. регsonalitas) - терминологически вполне различимы, они употребляются иногда как синонимы. Личность является в одно и то же время объектом и субъектом общественных отношений. Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и прежде всего экономических, трудовых отношений, складывающихся в процессе производства и потребления материальных благ. Личность находится также в сфере политических отношений. Личность находится также в сфере действия идеологических отношений. Идеология, или система идей об обществе, формирует психологию личности, ее мировоззрение, социальные установки. Овладение общественными науками помогает личности правильно ориентироваться в общественных событиях и осознать свое место и роль в общественном развитии. Общество оказывает идеологическое влияние на личность посредством школьного обучения и воспитания, радио и телевидения и других средств массовых коммуникаций. На психологию личности вместе с тем влияет и психология социальной группы, в которую личность входит. В процессе общения люди взаимно влияют друг на друга, вследствие чего формируется общность во взглядах, социальных установках и других видах отношений к обществу, труду, людям, собственным качествам. Следовательно, отражение личностью материальных и политических условий жизни опосредовано идеологией и психологией больших и малых социальных групп, при социализме всего общества в целом. Вполне понятно, что, чем шире круг общения личности, тем разнообразнее ее связи с различными сторонами жизни, тем глубже она проникает в мир общественных отношений и тем богаче становится ее собственный духовный мир. Личность не только объект общественных отношений, но и субъект, т. е. является деятелем общественного развития. Вступая в отношения с людьми, личности творят историю, но творят ее не по произволу, а по необходимости, под воздействием объективных общественных закономерностей. Однако историческая необходимость не исключает ни самобытности личности, ни ее ответственности за свое поведение перед обществом.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме Человек в системе социальных отношений. Личность. Личность как объект и как субъект общественных отношений:

  1. 27. Человек как биологическое, социальное и духовное существо. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».
  2. 28 Человек как биологическое, социальное и духовное существо. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».
  3. 55. Человек, индивид, личность. Понятие личности, ее формирование и развитие. Личность и история.
  4. 66. Журналистика как объект и субъект товарно-денежных отношений в Европе 19 века. Профессионализация журналистики

Наряду с понятием личность мы используем и такие термины, как человек, индивид и индивидуальность. Все эти понятия имеют специфику, но все они взаимосвязаны. Наиболее общее, интегративное понятие – понятие человек – существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, продукт общественно-трудовых процессов, нерасторжимое единство природного и социального. Но неся в себе социально-родовую сущность, каждый человек есть единичное природное существо, индивид.

Индивид – это конкретный человек как представитель рода homo sapiens, носитель предпосылок (задатков) человеческого развития.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие конкретного человека, ᴇᴦο природных и социально-приобретенных свойств.

В понятии личность на передний план выдвигается система социально значимых качеств человека. В связях человека с обществом формируется и проявляется ᴇᴦο социальная сущность.

Каждое общество формирует свой эталон личности. Социология общества определяет психологические типы данного общества.

Личность имеет многоуровневую организацию. Высший и ведущий уровень психологической организации личности – её потребностно-мотивационная сфера – этонаправленность личности, её отношение к обществу, отдельным людям, к себе и своим трудовым обязанностям. Для личности существенна не только её позиция, но и способность к реализации своих отношений. Это зависит от уровня развития деятельностных возможностей человека, ᴇᴦο способностей, знаний и умений, ᴇᴦο эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Данные свойства формируются в течение жизни, но на определенной природной основе. Наследственная основа человеческого организма (генотип) определяет ᴇᴦο анатомо-физиологические особенности, основные качества нервной системы, динамику нервных процессов. В биологической организации человека, ᴇᴦο природе заложены возможности ᴇᴦο психического развития. Но человеческое существо становится человеком только благодаря освоению опыта предшествующих поколений, закрепленного в знаниях, традициях, предметах материальной и духовной культуры. Природные стороны человека не следует противопоставлять ᴇᴦο социальной сущности. Сама природа человека является продуктом не только биологической эволюции, но и продуктом истории. Биологическое в человеке нельзя понимать как наличие в нем какой-то "животной" стороны. Все природные биологические задатки человека являются человеческими, а не животными задатками. Но становление человека как личности происходит только в конкретных общественных условиях.

Понятие личности Человек - представитель специфического биологического вида. Понятие указывает на качественное отличие людей от животных (мужчины и женщины, старики и дети, чернокожие и белые. Различия между людьми социально не обусловлены). Индивид - единичный представитель человеческого рода, обладающий психофизиологическими особенностями (темперамент, характер, специфика памяти, чувств, способности, склонности). Качества личности социально обусловлены, они формируются, развиваются и реализуются только в совместной деятельности и общении с другими людьми, во взаимодействиях с социальными институтами, организациями, культурой.

Личность - целостная система социальных качеств индивида, приобретаемых и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми Социальные качества личности – обнаруживаются только во взаимодействии с другими людьми, в определенных социальных обстоятельствах, в конкретных поступках, делах, т. е. в деятельности и продуктах этой деятельности.

Наиболее значимые социальные качества личности: Самосознание – выделение индивидом себя из окружающей среды, осознание себя как «Я» , противостоящего другим и неразрывно связанного с ними. Самооценка – оценка личностью самой себя, своих возможностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Активность – способность личности самостоятельно и интенсивно производить социально значимые действия. Интересы – побудительный механизм познания и деятельности личности.

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности; устремленность к достижению определенной цели. Убеждения – идеи и принципы, определяющие отношение индивида к действительности. Установки – готовность индивида к активной деятельности в определенной сфере социальной деятельности. Ценностные ориентации – значимые для индивида цели жизни и основные средства их достижения. Идентичность – результат самоотождествления с другими людьми, социальной общностью или иным идеалом.

Социальные качества в своей совокупности образуют сложную социальную структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится в постоянном взаимодействии. Особенности личности как системы: целостность открытость динамичность самопознание саморегуляция саморазвитие

Социализация - многогранный процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, ценностей, образцов поведения, присущих определенной социальной группе и обществу в целом, позволяющих ему функционировать в качестве активного субъекта социальных отношений.

Формы социализации направленная – специально разработанная система средств воздействия на личность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в обществе идеалами и ценностями; ненаправленная – стихийное формирование определенных социальных качеств в результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении. Эти формы социализации могут согласовываться, гармонировать или противоречить другу. В случае противоречия возможно возникновение конфликтной ситуации, осложняющей процесс социализации.

Процесс социализации Существуют разные подходы к классификации этапов социализации. По мнению Дж. Мида, социализация включает 3 стадии, связанные с принятием на себя ролей других людей: имитация; игровая; коллективная игра. З. Фрейд также анализирует этапы социализации в детстве и выделяет 4 стадии, каждая из которых связана с определенными участками тела: оральная, анальная, фаллическая и фаза половой зрелости. Э. Эриксон выделил 8 стадий социализации, в основе которых лежит специфический кризис. Переход от одной стадии к другой осуществляется путем преодоления или разрешения кризиса.

Ряд авторов неоправданно рассматривает процесс социализации, как происходящий только в детские и юношеские годы. В юные годы создается фундамент духовного развития личности, но лишь вступив во взрослую жизнь, участвуя во множестве социальных связей, личность активно формирует свои приверженности, осознает конкретно как и для чего жить В ходе социализации взрослых нередко происходит уточнение, пересмотр и даже отказ от тех установок, представлений, которые были сформулированы в предыдущие годы ресоциализация. Десоциализация - утрата индивидом социального опыта, отражающаяся на его жизнедеятельности и возможности самореализации в социальной среде.

Агенты социализации – индивиды, группы и социальные институты, воздействующие на индивида в процессе социализации: семья группа сверстников образование трудовой коллектив средства массовой информации другие социальные институты

Структура личности По основанию деятельности в структуре личности можно выделить 6 подсистем: система общего ориентирования (направляет поведение человека во времени и пространстве); система мотивации (стимулирует поведение); система целеполагания и волевого решения, (обеспечивает устойчивые ориентации личности соответствующие решениям); технологическая система (обеспечивает реализацию ориентации необходимыми способами и средствами деятельности); поведенческая система (весь потенциал субъекта в поведенческой сфере); рефлексивная система (регулирует и контролирует все стадии деятельности).

По 3. Фрейду личность состоит из 3 основных систем: Ид – оно (врожденные состояния и инстинкты человека), эго - я (исполнительный орган личности - посредник между инстинктами и условиями среды; разум, рассудок), суперэго – сверх-я (ценности, нравственность, духовность, самоконтроль). Личность, функционируя как единое целое, включает в себя ид - как биологическую, эго - как психологическую и суперэго - как социальную составляющие.

Социологическое изучение структуры личности связано с представителями ролевой и поведенческой концепций. В ролевой концепции личности (Ч. Кули, Дж. Мид, Р. Линтон) структура личности рассматривается с точки зрения строения человеческого Я. Согласно теории «зеркального Я» Ч. Кули личность состоит из 3 элементов: представления о том, как нас воспринимают другие люди; представления о том, как они реагируют на наше поведение; представления о том, как мы отвечаем на воспринятую нами реакцию других людей.

Дж. Мид характеризует личность как Я, состоящее из 2 частей: I - Я-сам (реакция личности на воздействие других людей и общества в целом) Me - Я-меня или Я-другой (осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей). На этом основании строится образ обобщенного другого, благодаря чему личность оказывается в состоянии соотносить себя и свои поступки с другими людьми.

В отечественной социологии принято рассматривать структуру личности по основанию социальных отношений или как производную от социальной структуры общества. В объективном смысле социальная структура - сеть устойчивых взаимодействий личности с другими субъектами, которые предполагают: наличие статусов, которые занимают участники взаимодействия относительно друга и всей системы в целом, соответствующие этим статусам и позициям нормативные требования и ожидания, обусловленные статусом и нормативным требованиями социально одобряемые образцы поведения (роли).

Ролевая теория личности - результат синтеза социологии и других социальных наук (культурной антропологии и социальной психологии). Ч. Кули, Дж. Мид и Р. Линтон заложили ее теоретические предпосылки и сформулировали основные положения. Понятия «социальный статус» и «социальная роль» впервые ввел в научный оборот в 30 -е гг. XX в. американский культурный антрополог Р. Линтон. Социальный статус – позиция человека в обществе или группе, наделенная определенными правами и обязанностями и связанная посредством них с другими позициями.

Каждый человек занимает несколько социальных позиций, поскольку участвует во множестве групп и организаций. Положение личности может быть обусловлено социально-экономическим состоянием, политическими возможностями, полом, происхождением, семейным положением. Статусный набор – вся совокупность статусов отдельного индивида.

В статусном наборе не все позиции одинаковы. Интегральный (главный) статус – статус, с которым индивида отождествляют окружающие; тот, который определяет основное содержание его деятельности.

Виды социальных статусов 1. Предписанный (аскриптивный) – позиция, занимаемая индивидом благодаря наследуемым признакам; задается индивиду от рождения независимо от его желания и деятельности. Можно разделить их на: прирожденные и приписываемые (величина не постоянная, но биологически определяемая, не зависящая от воли человека) 2. Достигаемый – приобретается индивидом в ходе жизни благодаря усилиям, желаниям, деятельности (или их отсутствию). 3. Смешанный – обладает чертами обоих типов; приобретается в ходе жизни, но благодаря усилиям, воле, деятельности других людей.

Социальная роль - модель поведения, в соответствии с которой должна вести себя личность, обладающая определенным социальным статусом. Человек выполняет множество ролей, связанных с его социальным статусом. Ролевой набор – совокупность ролей, характерных для индивида в определенных ситуациях.

Типы социальных ролей представляемая роль – ожидания индивидов и социальных групп, ориентированные на субъекта ролевого поведения; субъективно воспринимаемая роль – ожидания, который индивид – субъект ролевого поведения – приписывает самому себе; играемая роль – реальное воплощение поведения индивида, обладающего определенным статусом

Дж. Морено различал: психосоматические роли психодраматические роли социальные роли. Т. Шибутани выделял: конвенциальные роли межличностные роли. По мнению И. Гофмана, роли бывают: сценические закулисные.

Различие между статусом и ролью заключается в следующем: статус определяет место индивида в социальной системе, а роль выражает функциональное назначение того или иного статуса; понятие «статус» подчеркивает относительно устойчивое («статическое») положение индивида, тогда как роль характеризует динамический аспект статуса, связанный с его реализацией в конкретных условиях места и времени.

Для характеристики отношений между статусами и ролями ученые ввели целый ряд понятий: «противоречивость статуса» и «статусная кристаллизация» - разная мера согласованности между собой различных статусов личности (Ж. Ленски), «ролевая дистанция» - отдаленность индивида от исполняемой им социальной роли (И. Гоффман); «ролевые напряжения» - факты несоответствия внутренних установок личности (готовности действовать определенным образом) требованиям, предъявляемым социальным окружением к исполнению ролей. «ролевой конфликт» - ситуация, при которой человек сталкивается с противоречивыми требованиями двух или более несовместимых ролей (Р. Мертон); «ритуалы перехода» и др.

Ритуалы перехода - специальные процедуры и практики перехода от одного статуса к другому. А. Геннеп рассматривал ритуалы как средство, облегчающее сложности освоения нового статуса и комплекса ролей. В структуре ритуала он выделял 3 стадии: долиминальная (отделение), лиминальная (переход) постлиминальная (воссоединение). Эти процедуры сохранили свое значение по сей день.

Типологии личности В психологии наиболее известны типологии Э. Шпрангера, К. Хорни, К. Юнга и Э. Фромма. Э. Шпрангер - автор книги «Типы людей» , в которой описаны 6 типов личности с разным видом активности: - теоретический - экономический - эстетический - социальный - политический - религиозный. Среди отечественных авторов можно выделить типологическую модель личности К. А. Абульхановой. , которая опирается на различия в уровне активности, характере притязаний, а также характеристиках саморегуляции.

Среди представителей социальной и культурной антропологии наиболее известны типологические модели личности Р. Линтона, А. Кардинера, М. Мид. Р. Линтон (1893- 1953) - автор концепций базисной и статусной личности. Базисная личность - особый тип интеграции индивида в культурную среду на основе опыта социализации членов данной общности. Этот тип личности передается из поколения в поколение посредством культуры. Статусная личность - совокупность стандартизированных ролей, закрепленных за определенным статусом, свойственная большинству индивидов данного общества с данным статусом. Общие элементы статусных личностей того или иного общества - базисный тип личности.

По мнению А. Кардинера, изменения в социальной организации неизбежно ведут к радикальной перестройке базисного типа личности. В дальнейшем концепция базисной личности была пересмотрена. С целью эмпирического обоснования базисных характеристик было введено понятие «модальная личность» . Ее авторами считают Ф. Боаса и К. Дюбуа. Модальная личность - наиболее часто встречающийся в данной культуре тип личности, а не базисная структура, разделяемая членами данного общества.

Р. Мертон разработал собственную типологию поведения личности в зависимости от отношения к целям и средствам: 1)конформист - лояльный член общества, принимающий одобряемые культурные цели и средства; 2)новатор - член общности, достигающий своих целей неинституциональными средствами; 3)ритуалист - человек, абсолютизирующий средства и игнорирующий цели, ради которых осуществляется деятельность, 4)изолированный тип - личность, которая отходит как от культурных целей, так и от институциональных средств; 5)мятежник - личность, отступившая от целей и средств, принятых в обществе, и противопоставившая им другие ценности и нормы.

Р. Дарендорф, рассматривая личность как продукт развития культуры, выделял 4 типа: человек трудящийся (личность, создающая общественно полезные блага) человек потребляющий (личность, сформированная массовым потреблением) человек универсальный (личность, способная заниматься разными видами деятельности) человек тоталитарный (личность, зависящая от тоталитарного государства).