Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Кутья (Коливо): поминальное (праздничное) блюдо. Человеку нужен уже не Христос – ему хватает обряда. Голодная кутья на Крещение

В субботу первой недели Великого поста воспоминается великомученик Феодор Тирон, во времена Юлиана Отступника избавивший постившихся христиан от оскверненной пищи. В память об этом сегодня, накануне субботы, в Церкви освящается и вкушается коливо. Мы предлагаем вам вспомнить и подвиг мученика Феодора Тирона, и рецепты колива.

Плоть покорил еси самодержцу, славне мучениче, уму,
и обоими угождаеши Создавшему

(из канона Великомученику Феодору Тирону)

Великомученик Феодор Тирон был воином в городе Аласии Понтийской области в Малой Азии, под начальством некоего Вринка. Прозвище Тирон буквально означает "новобранец" (в отличие, например, от "стратилат" — "военачальник"). Юношу принуждали принести жертву идолам, но святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник Вринк дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный к правителю Публию, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру.

— Почему, когда нужно было принести богине жертву в кадило, ты принес ей огонь? - спросил игемон Публий.

Святой Феодор отвечал:

— Не стану скрывать, зачем я сделал это. Я зажег дрова, чтобы огонь опалил камень. Неужели так бессильна ваша богиня, что огонь может касаться ее и опалять ее?

После множества мучений судья еще раз спросил молодого воина:

— Чего ты хочешь: быть ли с нами или с твоим Христом?

Святой ответил с великой радостью:

— Со Христом моим я был, есмь и буду; ты же делай, что хочешь.

За это мученик Тирон был осужден на сожжение. Он без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою душу Богу.

Это произошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Не поврежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии, благочестивой женщиной Евсевией. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.

Прошло немного времени после его мученической кончины — и христианство стало дозволенной и негонимой религией, а на политической карте мира того времени появилось новое государство — Византия. Когда к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник, который решил осквернить пищу, то Господь через святого мученика защитил христиан, не подозревавших об ожидавшем их коварстве.

Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361—363), желая надругаться и посмеяться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом — коливо (кутью или сочиво). Поступив так, христиане не были посрамлены Юлианом Отступником, и почитание святого мученика Тирона после этого чуда распространилось. Например, празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал патриарх Константинопольский Нектарий (381—397).

В память явления Феодора Тирона Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели . В навечерие субботы, в пятницу, на после заамвонной молитвы читается молебный канон святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого приготовленное из пшеницы с медом и маком коливо благословляется и раздается верующим.

По преданию, архиепископ Евдоксий долго недоумевал и переспрашивал явившегося ему святого, что такое коливо и как его приготовить, поскольку в Константинополе такое название не было известно. Феодор Тирон пояснил, что в Евхаитах, где он погребен, так называют вареную с медом пшеницу. Для тех, кто, подобно Евдоксию, недоумевает, как приготовить коливо, приводим один из возможных рецептов :

1 стакан очищенных зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1—3 столовые ложки меда.

На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.

Иногда коливо готовят из риса, но рис следует приготовить особо: 1 стакан риса залить кипятком (1,5 стакана), плотно накрыть кастрюлю крышкой и варить три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для колива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.

Можно также приготовить коливо из чечевицы или ячменя. В общем смысле — это скудная пища из зерен, которая поможет нам помнить о смысле поста — хранении себя от любой нечистоты и скверны.

Великим постом (и не только) в определенные дни в храме верующих угощают особыми блюдами. Каждое из них следует определенной традиции, имеет свою историю, символику и, конечно же, технологию приготовления. И наш рассказ будет об одном из самых распространенных кушаний, которое называется коливо.

Первый праздник

Возможность отведать колива представляется прихожанам православных храмов уже на первой седмице Великого поста. Утром в пятницу после прочтения заамвонной молитвы на Литургии Преждеосвященных Даров духовенство совершает молебен великомученику Федору Тирону, чья память празднуется на следующий день, и чин благословения колива.

Чем же так примечателен этот святой, что в его честь верующим раздают освященное, празднично украшенное, да к тому же и очень вкусное блюдо? Помимо праведной жизни и мученической смерти на счету святого Федора чудесное спасение христиан от злых козней язычников и, собственно, если не изобретение кулинарного шедевра, то его распространение по всему христианскому миру.

Святой Федор, живший в городе Амасии, в Понтийской области (Малая Азия), во время правления лютого ненавистника христиан правителя Максимилиана (286-305 годы) был воином и носил прозвище Тирон, что по латыни означает «новобранец». За отказ принести жертву идолам и отречься от Господа святой воин много претерпел: его заточили в темницу, морили голодом, страшно пытали и, наконец, убили, приговорив
к сожжению. Великомученик Федор настолько любил Бога, был крепок духом и бесстрашен, что у верующих не оставалось сомнений: на глазах у них казнили настоящего воина Христова. По преданию, его останки, не тронутые огнем, с честью похоронила в своем доме в городе Евхаит некая Евсевия, также исповедовавшая Единого Бога. Позже мощи перенесли в Константинополь, а главу — в Гаэту (Италия).

После гибели мученика прошло пятьдесят лет. Империя, которой служил святой Федор, потихоньку становилась христианской, но в высших политических кругах это устраивало не всех. Юлиан Отступник (361-363 годы), последний римский император-язычник, намеревался возродить в государстве языческие традиции, а заодно оскорбить христиан. Тем более что подвернулся удобный случай — начался Великий пост. Правитель приказал окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы на рынках и сохранить деяние втайне, особенно от верующих. «Первые христиане постились очень строго, на первой неделе практически ничего не вкушали. В воскресный день их ожидала первая серьезная трапеза. Только представьте, каким бы ударом было для них вкусить в пост оскверненные продукты», — говорит Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

Тогда мученик Федор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию, чтобы предостеречь и укрепить людей. Святой велел постящимся ничего не покупать на торжище и вместо этого готовить коливо или кутью. Согласно преданию, архиепископ в недоумении переспрашивал святого, что же такое коливо и как его приготовить, ведь в Константинополе о таком блюде не слышали. В ответ мученик пояснил, что в городе, где он погребен, так называют вареную пшеницу с медом и фруктами.

С тех самых пор чудесное явление святого стало праздником для Православной Церкви, а коливо — его неотъемлемым элементом. Тем не менее до нас дошли молитвы на освящение кутьи, датируемые IX-X и XII веками, что дает право утверждать — традиция приносить коливо на память является сравнительно поздней. Историки же зафиксировали обычай подавать кушанье из крупы и фруктов в Древней Греции, то есть в дохристианскую эпоху. Еще одно указание, только уже на точную дату — IV столетие, есть в толковании Вальсамона на 4-е апостольское правило, где говорится, что коливо приносят к алтарю в честь Господских праздников (Рождественский и Крещенский сочельник), в память святых и в дни поминовения усопших (родительские субботы, Радоница).

Освящение и вкушение колива в память святых подвижников и всех вообще умерших есть отголосок древних трапез или вечерей любви, которые устраивали в древней христианской Церкви в дни кончины мучеников и простых людей. «Мы празднуем день смерти потому, что не умирают те, которые кажутся умершими», — писал в своих трудах греческий христианский философ Ориген Адамант.

О жизни вечной

Так что же такое коливо или кутья? Как поясняет настоятель Свято-Андреевского храма г. Маркса протоиерей Валерий Генсицкий, это традиционное ритуальное блюдо, главный элемент святой вечери или сочельника перед Рождеством Христовым и Крещением Господним. Также по традиции с кутьи начинается поминальный обед на третий день, девятый день, сороковой день, а также в годовщину смерти человека. Обычно кутью благословляет священник во время заупокойной службы (панихиды или литии). Если родственники желают, чтобы члены церковного причта и прихожане молитвенно помянули усопшего, то они могут оставить коливо на панихидном столе (кануне).

Традиция употреблять коливо пришла на Русь из Византии, вместе с православной верой. С греческого языка «коливо» или «кутья» дословно переводится как «вареная пшеница». Зерна пшеницы — основной ингредиент блюда, без которого коливо коливом быть не может. Однако в настоящее время наиболее распространен рецепт этого же блюда, только приготовленного из риса. Объясняется это историческим фактом и народной любовью. Не секрет, что хозяйки всегда стремятся к удобству и простоте, особенно если это касается кухни. Так вот «сарацинское пшено» или рис, привезенный в Россию Петром I, всем этим требованиям соответствовал. «Рис очень мягкий, легко и быстро варится. Неудивительно, что ему отдали предпочтение», — считает отец Валерий. В результате от богатого рецепта колива, с корицей, медом, фруктами, орехами, а главное — пшеницей, осталось в прямом смысле одно только название. К столу стали подавать вареный рис с изюмом.

Между тем в Православной Церкви нет ничего пустого, все наделено глубоким смыслом и имеет значение. Это касается и колива. Приготовленное из зерен пшеницы блюдо выражает веру живых в воскресение умерших для лучшей жизни. Зерна символизируют возрождение, обновление, смерть ради воскресения. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24), — говорится в Священном Писании. Кроме того, именно пшеничное зерно — один из распространенных символов в проповедях и притчах Спасителя. Мед, сладкие фрукты означают, что после воскресения праведных ожидает блаженство будущей вечной жизни в Царствии Небесном.

А украшение колива — отдельная история, в которой переплетается и художественный вкус, и выражение религиозных чувств. Например, в Греции и на Святой Горе Афон оформление традиционного кушанья возвели в ранг искусства, равно как и приготовление. По праздникам, в пост или дни поминовения усопших миряне приносят в храм огромные подносы с украшенной кутьей. С помощью цукатов, орехов и зерен умельцы легко делают надписи, «рисуют» кресты и даже лики святых. В этом тоже есть смысл. «Мы должны приносить Богу самое лучшее, что у нас есть. И, прежде всего, это нужно не Ему, а нам, чтобы приобщиться к святыне, выразить свою причастность к Церкви, почувствовать единство с братьями и сестрами, послужить друг другу», — утверждает Владыка Пахомий.

В домашних условиях

Коливо можно и нужно готовить самостоятельно. Найти рецепты не составляет труда, но сложно выбрать из такого изобилия. Впрочем, каждый раз можно готовить по-разному, а можно воспользоваться рецептом, по которому готовят коливо в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Покровска (Энгельса). С ним нас знакомит Любовь Петровна Коробкова:

«Для приготовления 30-35 порций колива нам понадобится 500 г пшеницы, 500 г пшеничной крупы, буханка белого хлеба, 300 г изюма, 300 г фундука, миндаля и грецких орехов, 6 столовых ложек кунжута, килограмм сахарной пудры и стандартная упаковка корицы.

Пшеничную крупу варим в пропорции 1/4 из расчета — одна часть крупы на 4 части воды. Доводим до кипения и держим на медленном огне 30 минут, затем снимаем с огня, даем крупе настояться в течение 30 минут. Затем крупу тщательно промываем, откидываем через дуршлаг, выкладываем на хлопчатобумажное полотенце и даем просохнуть.

Пшеницу варим приблизительно 2 часа, до полуоткрытого зерна, соблюдая пропорции, указанные для пшеничной крупы. Выкладываем на хлопчатобумажное полотенце, даем просохнуть.

Из буханки белого хлеба сушим сухари до золотистого цвета. Кунжут и орехи обжариваем на сковороде. Орехи и сухари прокручиваем через мясорубку.

Затем смешиваем крупу с сухарями, добавляем пшеницу, изюм, кунжут, сахарную пудру и корицу. Полученную массу выкладываем на блюдо и оформляем по своему вкусу цукатами, орехами или любыми другими кондитерскими украшениями.

Вкусное и настоящее коливо готово!»

Рождественская кутья - рецепты приготовления

Ежегодно в канун новогодних праздников и Рождества Христова принято подавать на стол традиционное русское блюдо - кутью. Но мало кто знает об истории этого блюда, его символичности, и различии традиционных рецептов приготовления на три празднования.

История традиционного блюда

Происхождение слова "кутья" берет свои корни еще с Древней Греции, (греч. Kukkia) - дословно переводится как вареное зерно. Как и в Греции, в России блюдо изначально было связано с традиционным поклонением усопшим, и подавалось на стол в канун всех религиозных праздников.

Среди множества названий этого блюда самые распространенные это: коливо, сочиво и канун. Кутья всегда присутствует на столе в Рождество , Крещение и другие православные праздники.

Слово "сочиво" буквально переводится как "пища". А одно из самых древних названий кути - "коливо" (греч. kolibo), что обозначает приношение зерна и фруктов духам предков. Таким образом, рождественские православные традиции берут своё начало с древних языческих культов.

Есть ли разница между кутьей и сочивом

Сочиво - одно из многих названий кутьи. Среди способов приготовления блюда различают:

  • сочиво - более жидкая водянистая каша (от слов "сок" и "сочиться");
  • коливо - сухая и рассыпчатая.

Многие считают, что нет никакой разницы в рецептах между кутьей, коливом и сочивом - все это одно блюдо, но название коливо - более древнее, а сочиво - современное, и произошло оно от названия кануна Рождества, Сочельника. Но это неверное мнение, так как святой вечер получил название от сочных масляных лепешек - сочников . Ранее в них делали прорези для глаз, и гадали - "рассматривали" через них судьбу человека.

Разновидности кутьи

Для каждого праздника существует отдельный способ приготовления кануна. В зависимости от используемых ингредиентов, существует 3 вида блюда.

Щедрая кутья на Новый год

Её готовят к новогоднему столу. В блюдо добавляют молочные продукты и масло, используют различные сухофрукты и орехи. Оригинальный рецепт приготовления кутьи в тыкве станет открытием для каждой хозяйки.

Богатая или постная кутья на Рождество

Готовится в Сочельник - канун Рождества, поэтому часто называется сочивом, не зависимо от рецепта приготовления. Такую кутью обычно готовят из риса или пшена. Блюдо принято приносить крестным родителям и старшим родственникам, живущим отдельно.

Голодная кутья на Крещение

Кашу готовят постной - из крупы и подсластителя. Но не запрещено использовать орехи и фрукты. Особенно вкусным получается постное коливо из булгура с медом.

Готовить блюдо можно из любой крупы (рис, гречка, пшено, булгур, перловка) с добавлением мака и подсластителя. В рецептах используются ядра орехов, изюм и различные сухофрукты.

Символизм кутьи и её ингредиентов

Главный компонент колива - зерно, является символом вечной жизни и перерождения. Вера в бессмертие души и её перевоплощение - главный символизм кануна. Как и семена, попадая в землю и перерождаясь, дух человека возрождается в новом теле после погребения.

Зерно способно долго "спать", сберегая в себе жизнь, а затем вновь воспроизводить её с приходом весны. Употребляя в пищу кутью, человек символически становится частицей нескончаемого круговорота жизни.

Маковые зерна или ядра орехов в кутье - обозначают плодородие. Добавляя эти продукты, человек программирует себя на богатство, щедрость и достаток для всей семьи. Именно поэтому коливо часто готовят на свадьбах и при рождении, или крестинах ребенка.

Мёд в сочиве символизирует удовольствия и сладкую жизнь, но не земную, а вечную, которая ждет человека в царствии небесном. Считается, что блага загробной жизни настолько велики и прекрасны, что превосходят самые смелые мечты и ожидания.

Поверья и гадания на кутье

Еще издавна считалось, что чем богаче и сытнее сочиво, тем обильнее будет урожай и семейный достаток. Под тарелку с коливом клали несколько пшеничных колосков, которые потом хранили на протяжение всего года в качестве оберега. Кашу ели не только члены семьи, ею угощали домашний скот и птицу. Считалось, что таким образом они не будут болеть, и дадут хорошее потомство.

Гаданье на урожай

Рождественские гадания на сочиве пользуются популярностью и в наше время. Глава семьи должен взять ложку колива, и подбросить её вверх. Сколько крупинок каши прилипнет к потолку, столько снопов зерна ожидают собрать в этом году.

Гаданье на суженого

Девичье гаданье на суженого: незамужняя девушка зачерпывала первую ложку кутьи, заворачивала её в мужские штаны, а затем прятала под подушкой. Считалось, что в эту ночь ей должен присниться её суженый.

Секреты приготовления вкусной кутьи

Ранее коливо готовили в основном из цельно зерновой пшеницы. Чтобы каша получилась вкусной, необходимо правильно приготовить её основу.

Основа кутьи

Для этого зерна следует слегка растолочь в ступе с добавлением небольшого объема воды, и удалить плевела. Можно предварительно вымочить пшеницу на несколько часов, это позволит сократить время приготовления блюда. Зерна необходимо разваривать до полной готовности и мягкости, тогда сочиво получится отменным.

Большинство хозяек предпочитает использовать за основу рис. Такой способ приготовления более простой и быстрый.

Как правильно сварить рис для кутьи

  • крупу хорошо промываем, пока вода не станет прозрачной, без мучнистого цвета;
  • кладем в кастрюлю 1 порцию риса и заливаем горячей кипяченой воды в соотношении 1:1,5; ставим на плиту;
  • на большом нагреве доводим кашу до кипения и варим 3 минуты, постоянно помешивая;
  • устанавливаем средний нагрев, и варим еще 6 минут;
  • в конце сбрасываем нагрев до минимального, готовим еще 3 минуты, не забываем помешивать;
  • затем убираем кастрюлю с огня, накрываем крышкой, и оставляем кашу настояться 15 минут.

Приготовленный таким образом рис получается очень нежным и рассыпчатым. В процессе варки никакие специи не используются, а вкус блюда будет зависеть от заправки. Рисовая кутья с изюмом, мёдом и миндальными орешками - самый популярный и вкусный рецепт приготовления кутьи на Рождество.

Заправка для колива

В качестве заправки чаще всего используют жидкий растопленный мёд или сладкий узвар. Сдабривать коливо можно молоком или сливками. Часто в кашу добавляют сливочное или подсолнечное масло. Также в качестве подсластителя блюда можно использовать разведенное варенье, джем или сахарный сироп.

Другие ингредиенты

Третья составляющая кутьи - это чаще всего сухофрукты, мак и орехи. Можно использовать разнообразные специи, замороженные ягоды и свежие фрукты. Мак перед добавлением в кашу необходимо хорошо перетереть до однородной массы, или пропустить через мясорубку несколько раз. Изюм в кутье быстро разбухает и теряет свой вкус, поэтому рекомендуется добавлять его перед подачей на стол.

Итог

Кутья - не просто блюдо на праздничном столе, это сочетание религиозных обычаев и традиций русского народа. Правильно приготовленная кутья является символом вечной жизни, богатства и благополучия. С этим блюдом связано много рождественских гаданий и поверий. За семейным столом коливом почитают духов предков, и заряжаются жизненной энергией на грядущий год.

Кутья – это традиционное основное рождественское блюдо, которое готовят из вареной пшеницы, добавляя мед и мак. Кутья символизирует жертву Богу, потому что пшеница с медом является сакральной частью святой вечери. Мак символизирует мученичество, невинно пролитую кровь. Мед – символ Божьего слова и чистоты.

Кутья – главное блюдо на столе, с которого принято начинать трапезу. Горшок с кутьей должна нести хозяйка. Историю, символизм кутьи и ее виды – читайте в нашем материале.

История кутьи

Происхождение слова "кутья" берет начало еще из Древней Греции и дословно переводится как "вареное зерно". В Греции и Украине блюдо изначально было связано с традиционным поклонением покойным, и подавалось на стол накануне всех религиозных праздников. Кутья всегда присутствовала на столе в Рождество, Крещение и другие православные праздники.

Символизм кутьи

Основной компонент кутьи – зерно, которое является символом вечной жизни и перерождения, вера в бессмертие души и ее перевоплощение. Как и семя, которое попадает в землю и перерождается, так и дух человека возрождается в новом теле после захоронения. Зерно способно долго "спать", сохраняя в себе жизнь, а потом снова возрождать ее с приходом весны.

Что такое кутья: история и ее виды

Употребляя в пищу кутью, человек становится частью бесконечного круговорота жизни. В кутью часто добавляют пророщенные зерна, которые являются символом вечной жизни. Маковые зерна или ядра орехов в кутьи – означают плодородие. Добавляя эти продукты, человек программирует себя на богатство, щедрость и изобилие для всей семьи. Именно из-за этого, кутью часто готовят на свадьбах и при рождении или крестинах детей. Мед в сочиве символизирует удовольствие и сладкую жизнь, но не земную, а вечную, которая ждет человека в Царстве Небесном. Говорят, что блага загробной жизни настолько велики и прекрасны, что превосходят самые смелые мечты и ожидания.

Виды кутьи

Для каждого праздника существует отдельный способ приготовления. Кутья может быть полужидкой или рассыпчатой, все зависит от количества жидкости. Есть три разновидности приготовления кутьи:

– богатая кутья (постная кутя с разными компонентами, которую готовят в Сочельник);

– щедрая кутья (перед Новым годом, скоромное блюдо с добавлением сливочного масла, сливок или молока);

– голодная кутья (на Крещение, блюдо в основном состоит из зерновой основы и подсластителя).

Секреты приготовления кутьи

Кутью варят из разнообразных круп и зерен: пшеницы, перловки, ячменя, риса, овса и даже гречки. Пшеницу или другое цельное зерно толкут в ступе с добавлением воды. После этого ее надо варить в печи. Пшеницу и крупы надо замачивать, чтобы уменьшить время приготовления. Они должны хорошо развариться и стать мягкими.


Время поста Церковь рекомендует начать с того, чтобы «помазать голову свою и умыть лицо», как перед ответственной встречей. В чистый понедельник часто можно услышать еще и поздравления: «С Великим постом!» Но это время принято считать одним из самых строгих в жизни христианина. А поздравляют обычно с чем-то радостным. Что же радостного в посте? С этим вопросом мы обратились к православным христианам самого разного рода занятий.


Максим СЫРНИКОВ, кулинар и исследователь русской кухни, рассказывает о том, чего о кашах вы еще не знаете, и предлагает эксклюзивные авторские рецепты


Про то, что православному человеку положено поститься каждую среду и пятницу, а кроме Великого в году есть еще три продолжительных поста, наши рестораторы, похоже, и не знают. Мы пытались понять: можно ли постящемуся человеку где-то быстро перекусить, а то и полноценно отобедать, выбежав из офиса на час? Да так, чтобы потом не мучила изжога и удар по кошельку не оказался слишком сильным?


Трапеза Великим Постом не должна быть скучной. Ведь это не просто еда. Собраться за общим столом - это возможность общения в любви, со своими родными, друзьями и гостями. Представляем рецепты вкусных постных блюд


Пироги из постного дрожжевого теста, картофельные пирожки с грибами, сушки к чаю, пахлава и козинаки, приготовленные по нашим рецептам, помогут хозяйке порадовать своих близких


В России есть традиционные блюда, которые готовились к определенному дню. «Жаворонки» – к дню памяти Сорока мучеников Севастийских – это 22 марта по новому стилю, «лествица» (лесенка из теста) – к дню памяти святого Иоанна Лествичника (4-я Неделя Великого поста), а на крестопоклонной неделе (третья Неделя Великого Поста) пекли кресты из теста. И жаворонков, и кресты, и лествицы освящали в храме, потом ели.


Чем хорош клюквенный кисель? Чем оттенить вкус имбиря в чае и как самим сделать лимонад? Предлагаем несколько рецептов напитков, которыми можно разнообразить стол


Из свеклы с чесночными гренками, из фасоли, из томатов и чечевицы, сушеных грибов и из моркови – каждый день можно варить новый суп, питательный, вкусный и постный


Успенский пост - счастливое время для хозяйки. Август дарит нам такое изобилие плодов, что приготовление постных блюд не составляет никакого труда. Для тех, кто не готов самостоятельно придумывать рецепты и сверять их с предписаниями устава, мы начинаем серию «кулинарных» публикаций. Предлагаем меню на каждый день Успенского поста. День первый.


Что приготовить на завтрак, обед и ужин? Для тех, кто не готов самостоятельно сверять рецепты из поваренных книг с постным календарем и предписаниями устава, мы публикуем кулинарные идеи на каждый день поста. Главная героиня сегодняшнего меню - паэлья.


Продолжаем серию «кулинарных» публикаций. Пришла пора вспомнить про такой полезный, насыщенный белком продукт, как нут. А к традиционному картофелю сегодня подается сразу несколько дипов - из огурцов и авокадо.