Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Крестный ход — победный марш веры

Великорецкий крестный ход, чья история насчитывает более 600 лет, стартовал в Вятке. Более ста тысяч участников пройдут 150 километров, пронеся чудотворную икону Николая Чудотворца до реки Великой и обратно. Шестидневное пешее шествие возглавит митрополит Вятский и Слободской Марк.

Паломники во время Великорецкого крестного хода. Фото: Сергей Ерохин / ТАСС

Одновременно крестный ход в честь 1000-летия успения святого князя Владимира идет из Севастополя в Смоленск через Керчь. Его протяженность составит около двух с половиной тысяч километров.

РП вспоминает о том, как появилась традиция крестных ходов и почему их называют «благодатью под небом, открытой для всех».

От первой общины

«Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, иконы которых в нем шествуют, приближаясь к самому Господу», - писал в XIX веке святитель Филарет Московский, наставляя участников крестных ходов - торжественных шествий мирян и священнослужителей, которые сопровождались молитвами, пением и чтением Евангелия.

История Церкви находит прообразы крестных ходов в ветхозаветных событиях. Наиболее ярким из них можно назвать эпизод из «Книги Иисуса Навина», где говорится об осаде города Иерихона. Пророк получил откровение о том, что город покорится, если шесть дней обносить вокруг его стен ковчег завета (святыня со скрижалью, где начертаны десять заповедей) - при этом святыню должны сопровождать священники, трубящие в трубы, и миряне. На седьмой день, сказано в откровении, народ во время шествия должен был издать единый крик: когда это произошло, стены Иерихона рухнули.

Предтечей крестных ходов богословы называют и евангельский эпизод входа Иисуса Христа в Иерусалим: «Множество же народа постилали свои одежды… а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову!» (Мф. 21:9).

В первые века своей истории христианская церковь, существовавшая нелегально, приняла практику тайных ночных шествий. Как правило, эти шествия имели целью перенесение мощей мучеников, сообщает историк XIX века Михаил Скабалланович.

В IV веке, когда во время правления Константина Великого христианство стало господствующей религией в империи, шествия стали открытыми и всенародными. Их проводили в дни памяти мучеников, проходя по улицам с пением гимнов, или соединяли с богослужениями суточного круга, собираясь после вечери и посещая места Страстей Христовых, как это было в Иерусалиме. Такие шествия назывались «литаниями» от греческого слова, означающего «усердное моление».

Установителем крестного хода в его современном понимании считают святителя Иоанна Златоуста, жившего на рубеже IV–V веков. Созданы они были, чтобы отвлечь народ от ереси: в то время в Константинополе распространилась ересь Ария - ее сторонники искажали догмат о Святой Троице, отрицая ее единосущие. При этом ариане, стремясь привлечь народ в свои церкви, ежевечерне устраивали шествия с песнопениями. Святитель Иоанн, бывший в то время архиепископом Константинопольским, в ответ повелел своей пастве выступить на улицы города со своим пением, сопровождая шествие несением крестов и зажженных свечей. Современник этих событий церковный историк Сократ Схоластик пишет: у паствы святителя Иоанна шествия получались торжественнее, чем у ариан, и много константинопольцев отвратили от ереси.

Русская традиция

На Русь традиция крестного хода проникла одновременно с христианством, сообщает священник и писатель XIX века Иван Аничков-Платонов.

По образцу греческой церкви были усвоены крестные ходы как часть богослужения (например, шествие вокруг храма в Пасхальную утреню), как желание верующих помолиться в тех местах, где совершали свой подвиг святые или были явлены иконы, наконец, как выражение благодарности или мольбы о чем-либо (например, о дожде во время засухи.

Так, Великорецкий крестный ход, чья традиция насчитывает более шестисот лет, возник как память о явлении Великорецкой иконы Николая Чудотворца. По преданию, икона была обретена крестьянином Семеном Агалаковым в 1383 году на берегу реки Великой. Крестьянин, идя по лесу, увидел свет между деревьев - подойдя ближе, он понял, что свет исходит от иконы святителя Николая, лежащей в траве. Агалаков принес икону в деревню, и очень быстро о ней пошла слава как о чудотворной: прикасавшиеся к ней получали исцеления от болезней.

В 1392 году икону перенесли в город Вятку (тогда - Хлынов), чтобы уберечь от языческих племен, которые щедро населяли край. Но переместив святыню, жители города пообещали ежегодно приносить ее на место обретения.

«Крестный ход - это благодать под открытым небом, и любой может к ней присоединиться, - говорит "Русской планете" Роман Потапов, участник прошлогоднего Великорецкого крестного хода. - Идут все вместе, дети, молодые, старики, несут иконы и поют - в такие моменты кажется, что Бог рядом. Потом возвращаешься в город и чувствуешь, что сил прибавилось еще на год».

Присоединиться к крестным ходам, которые сейчас находятся в пути, можно в любой точке их следования. Маршруты крестных ходов можно узнать на сайтах:

Великорецкий крестный ход -

«Это была радость Торжества Православия!» - эта мысль звучала практически из уст каждого, кто шел 27 июля с Крестным ходом улицами Киева, возносил молитвы Господу и благодарил Крестителя Руси - святого князя Владимира за избранный им путь к Богу.

«Это те минуты, когда Господь посылает "исцеление всем, с верою к Нему притекающим"!»


Юлия Владимировна, преподаватель детской воскресной школы

От дня рождения до дня преставления...
Для меня было чудом узнать, что организовывается поездка в Киев, где будет проходить Крестный ход, посвященный 1000-летию преставления князя Владимира - Крестителя Руси. 1000 лет прошло! Подумать только! А у Бога все, как один день. А чудо для меня в том, что буквально накануне я вернулась из паломнической поездки, в которой (16-18 июля) Господь сподобил меня посетить Псковскую землю, где, по преданию, в деревне Будник под Псковом и родился малыш - будущий князь Владимир-Красное Солнышко! Чудо! Не могу передать словами трепет души и осознать превеликую милость Божию! Поэтому очень хотела попасть на Киевский Крестный ход. Для меня такая взаимосвязь была очевидной и промыслительной.

Крестный ход - души полет!
Сложно передавать словами те переживания, которые испытывала душа во время Крестного хода! Радость и умиротворение, доверие и покой! Животворящий поток, где каждый из нас - та "Маленькая капелька - часть большой воды, и Ею оживляются от засухи сады". Как же хочется удержать эту благодать и вмещать все то, что Господь дарует! Удивительным для меня было то, что о телесных силах не было времени и желания беспокоиться. Дух подчинил себе плоть. Это здорово! Вот так бы научиться жить и стремиться к "единому на потребу"! Наверное, это те минуты, когда Господь и посылает "исцеление всем, с верою к Нему притекающим"!

Мужчина на костылях.
Когда мы шли Крестным ходом, рядом шел мужчина на костылях. Как он мог идти на этих костылях, не понятно?! Но он шел. И на его лице абсолютно не было никакой усталости. Одно стремление. И это было величайшим примером! Понимаешь, что Господь укрепляет. И ты идешь.

«Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас…»
Очень запомнилось и удивило то, как многократно и своевременно были услышаны слова Святого Евангелия "Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Мене, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; Ибо иго Мое благо и бремя Мое легко". За последние несколько недель я услышала это Евангелие четырежды. Куда мы не заезжали, во всех обителях читалось именно это Евангелие! Первый раз в Пскове в Псково-Печерском монастыре. Потом - Александро-Невская Лавра, Троице-Сергиева Лавра, и вот теперь, когда Крестным ходом пришли в Киево-Печерскую Лавру, на Всенощном бдении читалось именно это Евангелие! Невероятное ощущение! Как будто бы Сам Господь подкреплял душу во дни поездки!

«Много, мощно, масштабно!»


Анна, художник по свету.

Нормально и достойно!

Почему я поехала на Крестный ход? Это был душевный порыв. Иногда я люблю делать себе вызов. И для меня лично, это и был вызов самой себе. Приехать и посмотреть на огромное количество людей. Мне казалось, что это будет суета толпы, и я настроилась приехать посмотреть, как это будет, смогу ли вытерпеть? Решила поехать для собственного смирения. Но мои ожидания не подтвердились! Наоборот! От каждого чувствовалось огромное добро, учтивость! Со мной, например, был один момент на Крестном ходе. Мне надо было вернуться и пришлось идти против течения людей. Но никто не ругался, уступали место, пропускали, улыбались мне. Было все нормально и достойно. Именно так - нормально и достойно!

Кто в обычной жизни стесняются даже открыть рот – пели!

Когда начался Крестный ход, и издали я увидела монахов с хоругвями, появилось чувство волнения и трепета. Они шли, пели, и я чувствовала, что уже в этот момент я духом тоже присоединяюсь к ним. Затем шел хор. Их прекрасное, ангельское пение заставляло петь тех, кто в обычной жизни стесняются даже открыть рот!

Высматривали своих архипастырей и махали им рукой!
Потом Крестный ход продолжили наше священноначалие. Все люди стали внимательно приглядываться и высматривать своих епархиальных пастырей. И это было так удивительно, когда верующий человек громко говорит имя своего священнослужителя и машет ему рукой! Иногда наблюдался и ответный взмах руки. Люди очень обрадовались, когда увидели Блаженнейшего Онуфрия, и ринулись к нему за благословением, но потом всем стало ясно, что так продолжаться не может, иначе Крестный ход не состоится, и отступились от него.

Много, мощно, масштабно!
В целом, могу сказать о Крестном ходе так: много, мощно, масштабно. Много - людей, мощно - количество святынь и благодать, исходящая от них. Масштабно - присутствие и участие в Крестном ходе стольких священнослужителей!

«УПЦ спокойно показала обществу и государству свою силу и потенциал»


Олег Евгеньевич, преподаватель Богословских курсов

Почему поехал на Крестный ход...
Поехал потому, что, во-первых, торжество 1000-летия преставления святого князя Владимира. Ехал на торжество! Во-вторых, крестный ход – это важное православное событие, поэтому важно было поддержать своих собратьев. И в третьих – побывать в Киеве, в Лавре.

Князь Владимир «не обманул» – мы прошли второе крещение водой!
Этот праздник в честь князя Владимира – стал для нас как второе крещение (смеется), хорошо он нас облил. Но при этом без ветра и холода. Наблюдал ребенка в коляске - он лежал, как в ванне, но вовсе не плакал.

Это был настоящий Крестный ход!

Очень спокойный! Спокойно прошли. Раньше часто участвовал в крестных ходах. Обычно присутствует напряжение – и физическое, и внутреннее. На этом крестном ходе первое, что отметил для себя, – спокойствие! Без политических лозунгов. Люди пели исключительно религиозные песнопения, молились. Не было никакой политической символики. Блаженнейший говорил только о Боге, Церкви, вере. Это был настоящий церковный крестный ход, а не церковно-политическая процессия.

Небесный кондиционер.
Прохлада «шла» за Крестным ходом. Как будто кто-то кондиционер нес над нами.

Промокли все и радовались!

Обратил внимание, что промокли все! Стояли казаки, милиция в плащ-палатках. Между ними разговор был, что промокли все до последней нитки. Но никто даже не роптал! Все были радостные, ни от кого не слышал никаких возмущений. Я это особенно отметил! Все радовались!

Молитва шла легко!
Ты идешь среди людей, думаешь о своем, о сокровенном, молишься. Мне ничего, например, не мешало. Если человек не хочет молиться, он и в храме не помолится. А в Крестном ходу – он обязательно помолится. Все вокруг располагает к молитве. Отовсюду песнопения раздаются. Кто-то обгонял, кто-то отставал... Но молитва соединялась со всеми. И было спокойно!

Был опровергнут информационный миф!

О том, что якобы люди массово покидают УПЦ и переходят в другие конфессии. Несмотря на огромное давление, несмотря на попытки устроить общественный остракизм, объявить нас "врагами народа" и т.п., УПЦ упорно не "сыпется" и остается самой большой религиозной структурой страны. УПЦ спокойно показала обществу и государству свою силу и свой потенциал (не весь)!

«Мой самый первый! И мне очень понравилось»


Даниил, 12 лет

- Для тебя это был первый Крестный ход в твоей жизни?
- Да, самый первый! И мне очень понравилось! Людей было очень много! Пока мы дошли до монастыря, оттуда, откуда мы начинали, стартовала последняя пара участников крестного хода.

- Сколько ты прошел?
Много. Мы прошли километров пять, наверное. Сначала мы дошли пешком до Владимирской горки, так как маршрутки уже не ходили. А потом с Крестным ходом - до Киево-Печерской Лавры.

- Устал?
- Не очень. Почти совсем не устал. У меня не то, чтобы прямо хорошая физическая подготовка, но когда мы шли, даже не заметно было, что мы столько прошли!

- Что ты делал во время Крестного хода? Просто шел?
- Молился. То Богородицу читал, то Отче наш.

- Кто тебе рассказал, как надо себя вести?
- Так все люди делали. Мы молились. Когда хором. Потом ещё и сам.

- Что больше всего тебя впечатлило?
- Сколько много людей было! Больше всего впечатлило! Мне очень понравилось! Мне очень хотелось попасть на Крестный ход, потому что никогда не бывал. Понравилось, что мы приехали всей семьей, с сестрой, бабушкой.

«Испытываешь радость Торжества Православия! Особенно сейчас - уже после Крестного хода»


Любовь, студентка 5-го курса, химический факультет.

Батюшка благословил.

Мой духовник, к которому я с детства хожу в церковь, благословил меня ехать на Крестный ход. Потом батюшка объявлял в храме об этом Крестном ходе и говорил о его значимости для верующих, поэтому у нас на приходе собралось много людей ехать в Киев на торжества.

Я ехала целенаправленно. 1000-летие преставления князя Владимира – это почти Торжество Православия, нашего! Потому что князь Владимир принес нам эту веру - христианство - на нашу землю, а до этого мы были язычниками.
Я знаю, что когда участвуешь в Крестном ходе, молитва каждого человека усиливается, поэтому и собирается много людей. И каждый твой шаг записывается Ангелом. Это считается благим делом. Поэтому мне хотелось попасть на Крестный ход, помолиться.

- А у вас получилось помолиться? Как можно молиться при таком количестве людей?

Ну, как же! Мы идем ради этого! Ради молитвы шли! А Вечернее Богослужение?! Мы все пришли Крестным ходом в Лавру на Вечерню. Впереди монахи шли, священство. Хор. Они пели. Мы, конечно, может, что-то и не слышали. Но мы соборно молились...

Где-то мы отвлекались, но все равно возвращались, слава Богу, мыслями, молились. Намерения, как говорится, и Бог целует. И ценится намерение даже больше, порою, чем действие.

Особенные впечатления!
Настолько массовый Крестный ход! Впервые попала на такой! До этого я была на многих, но не таких массовых. У меня море впечатлений! Словами и не передать. Это было торжественно! Все рады! Забывается, кто кому на ногу наступил, кто кого толкнул, тяжесть поездки, неудобства… Все это забывается. Потом радость Торжества Православия заполняет все чувства. Испытываешь радость! И особенно уже сейчас, после поездки.

«Святыни идут, а я стою. Хотя должна я к ним ползти на коленях. Такое ощущение величия..!»


Антонина Васильевна, комендант общежития Аграрного лицея, сейчас на пенсии.

Я всю жизнь ходила в церковь.

Всегда верила в Бога. Не жила глубокой церковной жизнью, да особо и не было возможности в то время, но в храм всегда ходила. Сейчас, уйдя на пенсию, воцерковилась, а после смерти мужа – ещё больше.

Первые ощущения…
Приехали мы рано-рано. Утром, в автобусе, прочитав утренние молитвы, я уже заканчивала читать Псалтирь. Закрыла книгу - и подняла глаза. (Мы в это время выезжали на мост.) И тут… Лавра предо мной златоглавая! Легкий-легкий дождик, как туманчик... И я заплакала. Вся панорама, как в облаке. Чувство было, как пред вратами рая оказаться. Я была потрясена!

У меня своя история…
Душа давно томилась встречей с Киево-Печерской Лаврой. И я ехала в Киев первый раз.
Кода мы поженились, муж был военным и служил в Киеве. Ему Киев очень нравился, и муж все обещал меня туда повести. Но он был очень ответственным человеком, строгих правил, долг и служба для него были превыше всего. Поэтому съездить вместе так все времени и не хватило. Как-то, поехав в Киев по долгу службы, он позвонил мне и сказал, как он там счастлив. Он рассказал, что прошелся по всем местам своей службы, по Арсенальной. А вечером он неожиданно… умер… В Киеве.

Подготовлено, как для меня…
После Крестного хода и Вечерней службы в Лавре мы оставались на ночевку в Киеве, чтобы попасть ещё на праздничную Литургию, посвященную 1000-летнему торжеству князя Владимира. Такое многотысячное количество людей было сложно определить на ночевку. Но такое совпадение - как для меня устроенное. Нас разместили на ночевку в Голосеевском районе – именно в этом районе умер мой муж.

Хотелось увидеть своими глазами, а потом рассказать всем!
Мне очень хотелось поехать на этот Крестный ход. Мне хотелось оказаться среди людей и быть плечом к плечу с единомышленниками. Мне хотелось увидеть своими глазами, а потом рассказать, какой поток людей шел. И я увидела все своими глазами! Это - река! Сколько много шло священников - наша опора, благородство. Они нас опекают, вразумляют, которые несут всю нашу тяжесть на своих плечах, принимая наши исповеди и наши грехи.

Организовано на высочайшем уровне!
Какая наша церковь мощная, красивая, современная. Крестный ход был организован на высочайшем уровне! Дисциплинированно, торжественно, чинно, спокойно, без суеты. Каждый на своем месте, каждый знал, что надо делать. Очень меня впечатлил порядок и четкая организация!

Вспоминается, как дивный сон.
У меня одно сравнение, когда шел крестный ход - это текла золотая река наших батюшек. Хотя золото - ничто для нашей души. Это, может, и неверное сравнение. Лучше сказать – это была солнечная золотая река.
Когда несли раку с мощами священники - рослые, мужественные. Впечатлило, что несли раку, повернувшись лицом к мощам. Получается, они шли почти боком, что было сложно, особенно спускаясь с горы. Какое это физическое напряжение, ответственность и честь! Какие были одухотворенные лица. Это было очень трепетно наблюдать. Потом и мы присоединились к людскому потоку.

Было желание только молиться.
Базара не было в толпе. Никто не толкался. На ноги если наступали - сразу извинялись. Все просили прощение: «Простите». А в ответ все отвечали: «Да ладно…», - и вроде и не замечали этой неловкости. Это был пример взаимоотношений в миру.
Было желание только молиться. Пели «Богородица, Дево, радуйся» и «Иисусову молитву». Чувствовала духовный подъем. Была какая-то ярость – «ярость по Бозе», подъем в душе! Мне хотелось петь: «Трепещите, языци, яко с нами Бог» (знаю, что в этом стихе – «Разумейте, языци…»). А мне тогда хотелось говорить именно: «Трепещите».

Когда несли иконы, были слезы умиления. Смотрела широко раскрытыми глазами и думала: «Кто я такая? А мимо меня проплывают такие святыни!» Они идут, а я стою. Хотя должна я к ним ползти на коленях. Вот такое ощущение величия было в душе!
Когда шли монахини, сестры милосердия – тоже сердце мое было в умилении. И слезы. Их черная одежда – это символ девственности. Это именно о нас, о женщинах. Было очень трогательно.

А вернулась домой вдохновенная!
Приехала домой, все вижу, все спорится, все ладится.

— Опять эти православные все перекрыли! — возмущается женщина, выходя из вестибюля станции метро «Невский проспект».

В знак согласия ей кивает молодой человек, параллельно снимая на камеру происходящее.

— В 2017 году центр города перекрывать ради пеших прогулок с останками! — комментирует он свою видеозапись.

Недовольство петербуржцев, чей повседневный путь на работу заблокировал крестный ход, поддерживают и водители. В навигаторах то и дело появляются гневные сообщения: «Когда же закончится это шоу?», «Это оскорбляет мои чувства верующего язычника!», «Сколько можно это терпеть?»

«Святой коллапс» — так обозначили водители общегородской крестный ход. Особо петербургскими на фоне других выглядят возмущения в виде цитат классиков. «Товарищ, верь: взойдет она, звезда пленительного счастья. Россия вспрянет ото сна…» — пишет неизвестный водитель в отметке «Происшествие» на перекрытом мосту Александра Невского. Однако не все участники дорожного движения готовы цензурно выражаться в сложившихся пробках.

Вот водитель «Газели» пытается объяснить стражу порядка, что ему очень срочно нужно переехать Невский проспект:

— «Гражданин, мы всех предупреждали, в газетах писали, по телевизору говорили — будет все перекрыто. Что вы тут представление устраиваете? — почти кричит сотрудник ДПС и разводит руками.

Но водители, заблокированные на улице Рубинштейна, отказываются его понимать.

— Они ведь не помолятся моему начальнику за опоздание! — слышно из «Газели».

Тем временем верующие будто не замечают окружающий их негатив и поздравляют друг друга с праздником. «Христос Воскресе! — скандирует толпа. — Воистину Воскресе!» В колонне «Невского фронта» юный футболист стыдливо спрашивает взрослых: «Разве так не на Пасху говорят?» Мальчика неряшливо гладят по голове, но ответа он так и не услышал — вероятно, для взрослых это тоже большой вопрос.

Не обошлось на крестном ходе и без животрепещущих тем. У противников фильма Алексея Учителя о романе будущего императора Николая II с балериной Матильдой Кшесинской в шествии целая колонна — над ними гордо растянут банер c надписью «Матильда — пощечина русскому народу». Посередине идет хрупкая женщина с большой иконой в руках, рядом с ней казак в традиционном костюме и мужчина с флагом «Добровольцы Донбасса». Ведут себя «православные активисты» довольно скромно — молча несут свои плакаты и лишь иногда запевают молебны.

В рядах противников «Матильды» не так много людей, однако на протяжении всего шествия точечно встречаются «амбассадоры» — неприметные пенсионерки с яркими говорящими плакатами. Эффект от колонны впечатляет — кажется, все участники шествия в перерывах между молебнами обсуждают «Матильду».

— И правильно, что борются с этим Учителем, нечего срамоту про государя нашего снимать! — говорит пожилая участница шествия своей подруге.

— Но ведь не по-христиански это! Жгут ведь, хулиганят!

— Не понимают они, грешники, что творят. По-другому не понимают… Храни нас бог!

В соседней колонне идут подростки. Они ничего не слышали о «Матильде», поэтому обсуждают пропущенные уроки и несделанную домашку. «Как думаешь, долго нам еще идти?» — спрашивает девушка у подружки. «Не знаю, говорят, автобус приедет к самому концу…» — звучит грустный ответ. А в кругах молодых людей в это время смеются над Милоновым:

— Представляешь, говорят, он там в рясе идет!

— Да ну! Вот бы посмотреть на это.

— Давай попробуем вперед прорваться.

Но, к сожалению юношей, начало колонны особо охраняется полицией. Самые важные гости — вице-губернаторы Игорь Албин и Константин Серов, спикер ЗакСа Вячеслав Макаров и другие чиновники — хоть и идут в составе шествия, но своей отдельной колонной. От остальных верующих их отделяет не только отряд полиции и десяток охранников, но и колонна казаков.

Однако прохожие не теряются и фотографируются с «цифровыми версиями» чиновников и священнослужителей — у экранов с трансляцией даже образуется очередь из желающих сделать селфи на фоне крестного хода.

У самой площади Александра Невского начинается давка — мощи уже занесли в лавру, а поток людей все продолжает подходить. «Слава тебе, господи, дошла!» — вздыхает пенсионерка, облокотившись на свою спутницу. Часть пришедших на крестный ход методично двигается в сторону метро, где уже готовятся к столпотворению, другая же часть остается на выступление губернатора и митрополита Варсонофия.

«Опять эти мощи! И так каждый год», — вздыхает сотрудница метро, когда вестибюль «Площадь Александра Невского» наполняется людьми с иконами в руках.

ГУ МВД впоследствии сообщило, что в крестном ходе приняли участие около 100 тыс. человек.

Александра Полукеева