Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Катарсис: определение понятия в психологии, философии и по Фрейду. Катарсис - что это с точки зрения психологии

Единственное, что можно сказать о катарсисе уверенно: он благо для человека. Это проявление психики можно рассматривать хоть с медицинской, хоть с эстетической точек зрения, – результат один. Катарсис – это движение души вверх.

Слово «катарсис» появилось в Древней Греции, его русский эквивалент – «очищение» как результат переживания. Понятие, у которого практически полторы тысячи толкований в философской литературе, имеет богатую историю.

Немного истории

Греческое религиозное врачевание катарсисом называло очищение тела или души от проявлений болезни (вредной материи).

Став категорией философской, катарсис в трудах античной философии приобрел множество значений, его употребляли в связи с магией, религией, физиологией, медициной, мистерией, этикой, эстетикой, философией. Но основной оставалась трактовка об эстетическом переживании, связанным с очищением души.

Платон видел в переживании катарсиса освобождение духа от телесного бремени. Аристотель на понятии катарсиса «построил» свою «Поэтику».

В эпоху Возрождения идея великого грека о воспитательном воздействии трагедии получила дальнейшее развитие, но к этому добавилось и понимание катарсиса как эстетического наслаждения ради удовольствия.

К концу XIX века, благодаря практической деятельности немецких ученых и австрийца З. Фрейда, катарсис проник в психологию и психотерапию.

До сих пор некоторые психотерапевтические методики и приемы основаны на состоянии катарсиса: остром негативном переживании, которое, дойдя до крайней точки, резко становится позитивным.

Катарсис как самосовершенствование

О катарсисе можно говорить и как об импульсе к дальнейшему развитию личности, если сравнивать его с бурей и шквалом эмоций, переживаемых человеком при соприкосновении с культурой.

Воспринимая произведение искусства, индивид способен пропустить через себя все его события и эмоции, а значит – получить новый опыт. В данном случае катарсис становится кульминационной точкой в бескорыстном, солидарном и познающем сопереживании чувствам и делам других людей.

Эти очистительные эмоции раздвигают индивидуальные границы личности, и человек готов к восприятию новых чувств и знаний. Он преображается: он уже мудрее, свободнее, восприимчивей. Внутренний рост неизбежен.

Любая созидательная интеллектуальная деятельность обязательно содержит элементы катарсиса. Самая высокая степень их в познании.

Всякое познание ведет к самообразованию, то есть к сознательному строительству себя самого, к самосовершенствованию через постижение общечеловеческой культуры. Ведя эмоциональный диалог с культурой, человек самосозидает себя, а отсюда совершенствуется интеллект и меняется структура личности.

Психология

В современной психологии катарсис – это очищение через воображение и создание иллюзии. Психоанализ интерпретирует его как удовольствие, которое индивид получает от своих эмоций во время передачи ему эмоций других людей.

Психотерапия термином «катарсис» называет снятие напряжения, то есть эмоциональное высвобождение.

Негативные переживания, которые сидят в человеке, обязательно должны найти выход, иначе они будут угнетать и вызывать на бессознательном уровне психосоматические симптомы. Как считают психоаналитики, чтобы освободиться от болезни, нужно пройти через эмоции.

Воскрешение негативных эмоций с целью освобождения от них – в этом заключается психотерапевтическое лечение катарсисом.

Человеку для освобождения негативной психической энергии приходится неоднократно воскрешать болезненные воспоминания, вновь и вновь переживать травмирующую ситуацию. Это очень сильное напряжение для психики, так как эмоции давно загнаны глубоко внутрь.

Такой катарсис похож на подъем в рай через нестерпимые (но необходимые) муки преисподней переживаний.

По Фрейду

Зигмунд Фрейд, отталкиваясь от результатов лечения гипнозом в психотерапии, связал явление катарсиса с проявлениями истерии.

Он считал, что симптомы этой болезни формируются по причине направления психической энергии, связанной с негативными переживаниями, на уровень бессознательного.

В своих исследованиях Фрейд применил гипноз с целью вызова катарсиса для излечения от истерии. Но раз за разом он убеждался, что гипноз не может быть панацеей, так как, несмотря на очевидные положительные результаты, устойчивого эффекта от лечения не получалось: слишком большим оказался процент повторных обращений.

Отказаться от гипноза заставило ученого и то обстоятельство, что достаточная большая часть пациентов поддавалась воздействию гипноза лишь частично, или не поддавалась вовсе.

Прекратив практику лечения гипнозом, он преуспел в новой психологической технике: Фрейд разработал метод, основанный на свободных ассоциациях (так называется техника в психологии, когда пациент называет первые пришедшие в голову образы).

Термину «катарсис», несмотря на длительную историю и широкое применение, на сегодняшний день так и не дано четкого и ясного определения.

До сих пор границы его понимания колеблются от медицинского «облегчения» до общекультурного «очищения» и «просветления» души человека.

Видео: На что направлены психотерапевтические тренинги Катарсис

Психотерапевтический смысл понятия К. заключается в эмоциональном потрясении, испытываемом человеком под воздействием вторичного переживания личных патогенных и (или) стрессогенных аффектов, послуживших источником психической травмы, и в последующем адекватном отреагировании, т. е. освобождении от болезнетворных симптомов. К. является как целенаправленным процессом организованного лечебного воздействия, так и достигнутым состоянием очищения страдающего субъекта. Латинским синонимом К. является абреакция.Понятие К. (очищение) в описание переживаемых человеком состояний ввел Аристотель (384-322 гг. до н. э.), характеризуя воздействие трагедии на зрителя, совершающее посредством сострадания и страха внутреннее очищение. Древнегреческая трагедия имеет мифо-теологическое основание, таким образом, переживание сакрального действия, сопричастность к которому обусловлена личностной значимостью происходящего, вызывает отреагирование. Античный театр следует ритуальным акциям мистерий, которые, как позже литургическая практика христианства, способствуют переживаниям катарсического типа. Визуальное восприятие и вербальное выражение (и самовыражение) - деятельные механизмы К.Архитектоника религиозной жизни во все времена строилась с учетом организации возможности транквилизировать общинную и (или) персональную ситуацию; этому служили и древние инициации, и христианские таинства, прежде всего исповедь.К. - исповедальный подход к лечению душевных травм, использующий абреакцию эмоций, с ними связанных. "Благодаря Брейеру (Breuer J.) и особенно Фрейду (Freud S.) эта разновидность психоаналитической терапии была развита до уровня специального метода. ...Мы позволяем больному выговориться, помогаем ему выбрать соответствующее направление в тех случаях, когда, как кажется, он умалчивает о чем-то существенном, демонстрируем полное понимание того, что он говорит, и убеждаем его в собственной моральной толерантности. Такие "исповеди" часто приносят облегчение" (Jaspers K., 1997). По Юнгу (Jung С. G.), речь идет не об интеллектуальной констатации травмирующих переживаний, необходимым является "подтверждение такого признания сердцем" (Юнг, 1988). В психотерапевтических методах различных школ использован светский вариант института религиозной исповеди. Аналогами являются также задушевные утешительные беседы, т. е. простой непринужденный разговор с доброжелательным человеком о своих проблемах и тревогах, но чем слабее связь с традиционным регламентом межличностного общения (ученика с наставником, младшего со старшим и пр.), тем более поверхностен эффект очищения.Иное объяснение механизмов К. предлагается Атанасовым с позиций учения И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. К. - это физиологический (соответственно патофизиологический) процесс снижения и нормализации возбуждения в патодинамической структуре инертного сверхвозбуждения, возникающего под действием психотравмы. Он может быть предметом исследования как нормальной, так и патологической физиологии. В первом случае это касается незначительных психотравм, почти ежедневно переживаемых, но не вызывающих невроза. Сверхвозбуждение функциональной структуры быстро выравнивается и исчезает. Этот ежедневный К. - явление осознанное и хорошо известное. Сверхсильный для определенных индивидов раздражитель может стать поводом для возникновения патодинамических очагов с высоким инертным возбуждением, которые сохраняются длительное время и являются предметом патофизиологии. Не все в процессе снижения возбуждения может быть осознанно, к тому же не все осознанное адекватно (Атанасов Ат., 1969).При тяжелых психических травмах у людей, предрасположенных к невротическим расстройствам, спонтанный К. не наступает, и именно поэтому требуется психотерапевтическое вмешательство. Как лечебная техника или, точнее, как принцип любой техники К. используется во многих психотерапевтических методах, объединяемых понятием "катарсическая психотерапия". В качестве одного из механизмов лечебного воздействия К. входит в такие методы психотерапии, как психоанализ, аналитическая психология, психодрама, групповая психотерапия и многие другие.См. также Автологокатарсис Атанасова, Гипнотическая абреакция, Декапсуляция Чолакова, Искусственная репродукция аффективных переживаний по Крестникову, Методика репродуктивных переживаний Асатиани, Психокатарсический метод Брейера, Фармакологическая абреакция.

Определения, значения слова в других словарях:

Клиническая психология. Словарь под ред. Н.Д. Твороговой

Катарсис (греч. katharsis - очищение) - связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего, облегчающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и эффекты. Понятие К., по-видимому, впервые...

Большой словарь эзотерических терминов - редакция д.м.н. Степанов А.М

(греч. очищение), своеобразное внутреннее состояние, которое посредством переживания высокой радости или иных форм высокой бытийности очищает душу человека, способствует проникновению духа на более тонкие планы мироздания, в более тонкие космические структуры Вселенной, включая...

Философский словарь

(греч. katharsis - очищение) - связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего, облегчающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и эффекты. Понятие К. впервые использовалось в древнегреческой...

Философский словарь

(гр. слово, означающееочищение): душевное состояние, вызванное произведением искусства, которое, как указывает само слово, очищает душу от ее страстей. Так, согласно Аристотелю, зритель, наблюдающий за трагедией, выплескивает наружу свои животные или преступные наклонности,...

Новейший философский словарь

КАТАРСИС (греч katharsis - очищение) - связанные с получением удовольствия, процесс и результат очищающего, облегчающего и облагораживающего воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и эффекты Понятие К впервые использовалось в...

Психологический словарь

В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души [от аффектов].

Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис - освобождение тела от какой-либо вредной материи, души - от «скверны» и болезненных аффектов .

Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств ещё до Аристотеля . Гераклит , по свидетельству стоиков , говорил об очищении огнём. В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству , которое рекомендовало музыку для очищения души. Пифагорейское учение о катарсисе оказало влияние на Платона и Аристотеля . Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела (вар. - очищение духа от тела ), от страстей или от наслаждений.

Катарсис у Аристотеля

Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость».

По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, так как Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» (κάθαρσις τῶν παθημάτων ) имеет двоякий смысл и может обозначать: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них.

Однако системный анализ применения термина «катарсис [души]» (κάθαρσις [τῆς ψυχῆς] ) у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать не в этическом смысле, как нравственное очищение [от] аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс и др.). Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души.

Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании энтузиастические (кликушеские) состояния излечивались посредством исполнения перед больными энтузиастических мелодий, которые вызывали повышение аффекта и последующий катарсис в его области.

По некоторому утверждению, связь понятия катарсиса с трагедией у Аристотеля является частью его определения трагедии, вызывающей наибольшее количество споров .

Толкования нового времени

Новый импульс в своём развитии идея аристотелевского катарсиса получила в эпоху Возрождения . Идея воспитательного воздействия трагедии развивалась как средство очищения страстей человека. В то же время получило развитие так называемое гедонистическое понимание катарсиса, то есть восприятие высшего эстетического переживания непосредственно ради удовольствия.

Позже Г. Лессинг истолковывал понятие катарсиса этически, немецкие учёные XIX в. Я. Бернайс - по образцу медицинского очищения (то есть облегчения), Э. Целлер - чисто эстетически и т. д., тем самым продолжая полемику о толковании аристотелевского катарсиса либо как просто устранения каких-либо аффектов, либо как их гармонизации. В. Шадевальдт толковал понятие катарсиса как потрясение, а А. Ничев - как освобождение от ложных мнений.

С конца XIX века понятие катарсиса получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда . Суть метода заключается во введении пациента в гипнотическое состояние , в котором возможно получение информации о патологических воспоминаниях и различных травмирующих переживаниях. В результате реакции пациента на возникшие воспоминания происходит освобождение от патогенных эффектов, а также возможно устранение истерических симптомов. В учении Фрейда термин «катарсис» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии (а именно отреагирования), приводящего к очищению психики от глубинных конфликтов и к облегчению страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приёмов ориентированы на достижение катарсиса.

Влияние на культуру

В 1981 году кинодраматург Владимир Карев в сценарии «Катарсис » впервые в русской и мировой литературе показал связь катарсиса в театральной драматургии русского классицизма с катарсисом в повседневной жизни просвещённых современников XVIII века .

См. также

Примечания

    • Ка тарсис // Словарь иностранных слов. - 15-е изд., испр. - М. : Русский язык , 1988. - С. 220. - 608 с. - 200 000 экз. - ISBN 5-200-00317-2 .
    • Ка тарсис, Ката рсис // Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С. А. Кузнецов . - СПб.: Норинт, 1998
    • Ка та рсис // Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. - 2-е изд., доп. - М. : Русский язык , 2000. - С. 312. - 856 с. - (Библиотека словарей русского языка). - 5000 экз. - ISBN 5-200-02699-7 .
    • Ка та рсис // Научно-информационный «Орфографический академический ресурс АКАДЕМОС» Института русского языка им. В. В. Виноградова РАН.
    • Зарва М. В . Ката рсис // Русское словесное ударение. Словарь. - М. : НЦ ЭНАС, 2001. - 600 с. - 6000 экз. - ISBN 5-93196-084-8 .
  1. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков. - М., 1999.
  2. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб., 1999.
  3. Долгов К. М. Катарсис // Новая философская энциклопедия / ; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин , заместители предс.: А. А. Гусейнов , Г. Ю. Семигин , уч. секр. А. П. Огурцов . - 2-е изд., испр. и допол. - М. : Мысль , 2010. - ISBN 978-5-244-01115-9 .
  4. http://www.ksu.ru/uni/sank/db/filebase/files/733.doc
  5. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия. Сост. Н. Д. Тамарченко
  6. Владимир Карев. "Катарсис" // Альманах "Киносценарии" : Москва, Госкино СССР. - 1988. - № 3 . - С. 41-64 . - ISSN 0206-8680 .

Как известно (а может быть, и неизвестно), великий философ древности Аристотель считал, что не только человек, но и растения и животные наделены душой. Очень может быть, что это так и есть, ведь замечено, например, благотворное влияние музыкальных произведений на рост и развитие растений и животных. Но только человек может испытывать катарсис — очищение души под влиянием музыки, или сценической трагедии, или литературного произведения, и т. д. Аристотель связывал катарсис с очищением человеческой души от накопившейся в ней скверны в виде отрицательной информации, ощущений и эмоций, вызывающих аффекты — взрывные неконтролируемые отрицательные эмоциональные реакции людей, которые под влиянием катарсиса безопасно разрешались, не переходя к агрессивным и другим негативным действиям.

Вообще-то КАТАРСИС (греч. katharsis — очищение) — это термин древнегреческой философии и этики, который служил для обозначения сущности эстетического переживания как процесса и результатов облагораживающего воздействия на людей, связанного, под влиянием сценической драматургии или музыки, с «очищением души» (очищением от аффектов"). Понятие катарсиса использовали в своей философии Пифагор, Гераклит, Платон, Аристотель и др., которые обратили внимание на «очищающее» действие музыки (Пифагор), сценической трагедии (Аристотель) и других искусств. В новейшее время понятие катарсиса получило распространение в психологии и психотерапии как очищение психики от патогенной информации, приносящее облегчение от психических страданий (шоковая терапия и др.).

Древние считали эмоциональную разгрузку, «очищение души» одной из целей и главным следствием постановки сценической трагедии, собирающей в те времена сотни и тысячи людей (кино и телевидения в те поры ведь не было!). А Аристотель вообще считал, что единственная цель трагедии — совершать катарсис души, «очищение от страстей» при помощи возбуждения сострадания и страха, так как древнегреческие трагедии заканчивались обычно гибелью главного героя. И похоже, он был прав. Так, не испытав ожидаемого катарсиса, зрители одной из трагедий Эсхила забросали его камнями. А недавно уже в нашу Госдуму поступило предложение принять закон, по которому, если после просмотра разрекламированного кинофильма или спектакля большинство зрителей не испытали катарсис, это должно быть основанием возврата денег за билеты, которые стоят ой как недешево.

Ближе нашему читателю понятие аффекта, известное из судебной хроники: состояние аффекта служит смягчающим обстоятельством при совершении уголовного преступления. Так, недавно по телевидению передавали судебное заседание: два подростка напали на прохожего, вооружившись обрезками труб. Он сумел вырвать кусок трубы у одного из нападавших. Второй, видя это, убежал, а прохожий избил своего противника. Его за это судили, но дали 2 года условно за превышение необходимой обороны в состоянии аффекта. Таким образом, АФФЕКТ (от лат. affectus — душевное волнение, сильная страсть) — это сильная, взрывного характера, но относительно кратковременная эмоциональная реакция человека, развивающаяся в критических обстоятельствах и навязывающая стереотипный (из-за отсутствия времени на обдумывание) способ разрешения ситуации — агрессию, бегство, оцепенение и др. Так вот, катарсис и есть очищение от негативных аффектов, направление их в другое русло, мирное разрешение.

Понятие катарсиса — трагического очищения вызвало и продолжает вызывать в истории философии, эстетики и искусства многочисленные споры вследствие различного толкования его сущности, функций и значения. Однако никто не спорит о том, что, начиная с древнегреческих трагедий, все истинные произведения искусства обладают удивительным свойством вызывать очищение души — катарсис. И этим они отличаются от продуктов массовой культуры, которые лишь вульгарно имитируют подлинную культуру, но пробуждают, при их потреблении, в большинстве своем не высокие чувства, эмоции, а низменные ощущения.

Однако, используя рыночные механизмы, проявления масскультуры душат, забивают, затеняют подлинное искусство. Скажите, а много ли сейчас современных произведений литературы, музыки, изобразительного искусства и др., способных вызвать катарсис — очищающее потрясение? Однако не все так плохо. Увлечение боевиками, детективами, чернухой, порнухой и т. д. постепенно проходит, рассеивается, как дым. Уже появляются кинофильмы, способные пробудить и положительные эмоции. Проводятся музыкальные конкурсы, театральные фестивали и т. д. Молодые литераторы вновь обращают свои взоры от человеческого тела к человеческой душе. Ну и классика, конечно, как всегда, выручает.

Хотелось бы все же, чтобы наши «деятели культуры» преодолели, наконец, свой снобизм (ведь, в сущности, они далеко не аристократы чистых кровей) и снова, как когда-то, понесли культуру в массы. И что-то уже делается. Появились радиостанции соответствующего профиля. Планируется открытие культурных и детских телеканалов. Выделяются средства для съемок кинофильмов некоммерческого, культурного характера. В общем, глядишь — и прорвемся!

κάθαρσις - возвышение, очищение, оздоровление).

Катарсис в традиции

В философской литературе понятие катарсиса имеет более полутора тысяч различных толкований. Традиционно трактуется как категория древнегреческой философии и эстетики, обозначающая сущность и эффект эстетического переживания, связанного с очищением души [от аффектов].

Понятие катарсиса впервые использовалось в древнегреческой культуре для характеристики некоторых элементов мистерий и религиозных праздников. В греческом религиозном врачевании катарсис - освобождение тела от какой-либо вредной материи, души - от «скверны» и болезненных аффектов .

Было унаследовано древнегреческой философией и употреблялось в ней в различных значениях (магическом, мистериальном, религиозном, физиологическом, медицинском, этическом, философском и др.). Представления о катарсисе были перенесены из религиозно-медицинской сферы в область теории искусств еще до Аристотеля . В традиционном понимании термин восходит к древнему пифагорейству , которое рекомендовало музыку для очищения души. Гераклит , по свидетельству стоиков , говорил об очищении огнем. Платон выдвинул учение о катарсисе как об освобождении души от тела, от страстей или от наслаждений.

Катарсис у Аристотеля

Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость». (У Аристотеля учение о катарсисе является уже скрытой полемикой против Платона, отрицавшего социально-педагогическую полезность музыки, в частности трагедии .)

По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (то есть сострадания, страха и родственных им) аффектов» («Поэтика», VI). Истолкование этих слов представляет значительные трудности, так как Аристотель не объясняет, как он понимает это «очищение», а греческое выражение «катарсис аффектов» (κάθαρσις τῶν παθημάτων ) имеет двоякий смысл и может обозначать: 1) очищение аффектов от какой-либо скверны; 2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них.

Однако системный анализ применения термина «катарсис [души]» (κάθαρσις [τῆς ψυχῆς] ) у Аристотеля и других античных теоретиков убеждает в том, что катарсис следует понимать не в этическом смысле, как нравственное очищение [от] аффектов (Лессинг и др.), а в вышеупомянутом медицинском (Бернайс и др.). Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, то есть к разряжению, в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души.

Трагедия, возбуждая в зрителе сострадание и страх, производит разряжение этих аффектов, направляя их при этом по безвредному руслу эстетической эмоции, и создает чувство облегчения, подобно тому как в греческом религиозном врачевании энтузиастические (кликушеские) состояния излечивались посредством исполнения перед больными энтузиастических мелодий, которые вызывали повышение аффекта и последующий катарсис в его области.

Толкования нового времени

Новый импульс в своём развитии идея аристотелевского катарсиса получила в эпоху Возрождения . Идея воспитательного воздействия трагедии развивалась как средство очищения страстей человека. В то же время получило развитие так называемое гедонистическое понимание катарсиса, то есть восприятие высшего эстетического переживания непосредственно ради удовольствия.

Позже Г. Лессинг истолковывал понятие катарсиса этически, немецкие учёные XIX в. Я. Бернайс - по образцу медицинского очищения (то есть облегчения), Э. Целлер - чисто эстетически и т. д., тем самым продолжая полемику о толковании аристотелевского катарсиса либо как просто устранения каких-либо аффектов, либо как их гармонизации.

С конца XIX века понятие катарсиса получило значительное распространение в психологии и психотерапии. В решающей мере это было обусловлено использованием его в теории и психотерапевтической практике И. Брейера и З. Фрейда . Суть метода заключается в введении пациента в гипнотическое состояние , в котором возможно получение информации о патологических воспоминаниях и различных травмирующих переживаниях. В результате реакции пациента на возникшие воспоминания происходит освобождение от патогенных эффектов, а также возможно устранение истерических симптомов. В учении Фрейда термин «катарсис» употреблялся для обозначения одного из методов психотерапии (а именно отреагирования), приводящего к очищению психики от глубинных конфликтов и к облегчению страданий пациентов. Ряд современных психотерапевтических методик и приёмов ориентированы на достижение катарсиса.

См. также

Примечания

Литература

  • Катарсис: метаморфозы трагического сознания / Сост. и общ. ред. В. П. Шестакова. - СПб.: Алетейя, 2007.
  • Иванов В. Дионис и прадионисийство. Баку, 1923.
  • Аристотель. Поэтика; перев. Н. И. Новосадского. Л., 1927, стр. 111-113.
  • Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии, т. 1. М., 1930, с. 728-734.
  • Ахманов А. С., Петровский Ф. А. Вступ. ст. в кн.: Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957.
  • Бычков В. В. Эстетика. М., Гардарики, 2005.
  • Фрейд 3. О клиническом психоанализе. М., 1991.

Ссылки

  • Катарсис в Литературной энциклопедии Литературная энциклопедия: В 11 т. - М., 1929-1939.]
  • Рабинович Е. Г. «Безвредная радость»: О трагическом катарсисе у Аристотеля. // В кн.: Mathesis. Из истории античной науки и философии. М., 1991.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства
  • Крушинский, Леонид Викторович

Смотреть что такое "Катарсис" в других словарях:

    катарсис - В гештальте проявление эмоции, иногда бурное (гнев, крики, рыдания), обычно приводящие к исчезновению чувства подавленности и разрядке напряжения или к дедраматизации. В гештальте специально не стремятся к катарсису, но он нередко может… … Большая психологическая энциклопедия

    КАТАРСИС - (от греч. katharsis очищение) категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно высший духовно эмоциональный результат эстетического опыта, эстетического восприятия, эстетического воздействия искусства на человека … Философская энциклопедия

    Катарсис - Катарсис ♦ Catharsis В переводе с греческого катарсис означает очищение, освобождение путем удаления всего, что мешает или загрязняет. Так, по Аристотелю, трагедия есть катарсис страстей; по Мольеру, комедия есть катарсис наших слабостей,… … Философский словарь Спонвиля

    Катарсис - (греч. кatharsis очищение) Категория эстетики, раскрывающая один из сущностных моментов эстетического, именно высший духовно эмоциональный результат эстетического отношения, эстетического восприятия в целом, эстетического воздействия искусства на … Энциклопедия культурологии

    Катарсис - «очищение», в греческом религиозном врачевании освобождение тела от какой нибудь вредной материи, а «души» от «скверны» и болезненных аффектов. По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит К. подобных (т. е.… … Литературная энциклопедия

    КАТАРСИС - [гр. katharsis очищение] 1) введенный Аристотелем термин, обозначающий возвышенное удовлетворение и просветление зрителя, который пережил вместе с героем сценического произведения страдание и таким путем освободился от него; 2) психол. в… … Словарь иностранных слов русского языка

    КАТАРСИС - (греческое katharsis очищение), 1) термин Поэтики Аристотеля, очищение духа при помощи страха и сострадания как цель трагедии. Понятие катарсис имело многочисленные толкования. 2) В психоанализе З. Фрейда один из методов психотерапии … Современная энциклопедия