Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Как на иконах изображают апостолов. Иконы апостолов

Изображения апостолов известны с III–IV веков. В ранний период развития существовало несколько типов иконографии: юные и безбородые, как и характерный для этого времени образ юного Христа (катакомбы Домитиллы, кон. III – сер. IV в.), и с бородами (гробница Аврелиев, сер. III в., катакомбы Джордани, IV в.); некоторые с ярко выраженными портретными чертами: апостол Петр – с короткими седыми волосами и бородой, апостол Павел – с высоким лбом и длинной темной бородой (катакомбы Петра и Марцеллина, 2-я пол. III – 1-я пол. IV в.; Претекстата, Комодиллы, IV в.; церковь Сан-Лоренцо в Милане, IV в.), апостол Андрей – с седыми взъерошенными волосами и короткой бородой (церковь Санта-Пуденциана в Риме, 400 г.; ораторий Архиепископской капеллы в Равенне, 494–519 гг.). Облачены в белые туники с клавами и паллиумы, нижние углы которых часто украшены литерами I, Z, N, H, Г, ноги босые или в сандалиях. С VI в. апостолы стали изображаться с нимбами (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, ок. 520 г.).

В период Средневековья индивидуальные особенности облика становятся характерными для каждого из апостолов: апостолы Филипп и Фома представлены юными, безбородыми (мозаики кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае, 550-565 гг.), апостол Иоанн Богослов в евангельских сюжетах – юным, в композиции Успения Божией Матери, в изображениях с учеником, сщмч. Прохором на острове Патмос, в единоличных иконах – старцем. Как правило, цвета одеяний апостолов традиционны, например, синий хитон и охристый гиматий у апостола Петра, вишневый гиматий у апостола Павла.

Атрибутами апостолов являются свитки как образ христианского учения, у евангелистов – кодексы (иногда у всех апостолов, как в капелле св. Аполлона в Бауите (Египет), VI в.); в ранний период – крест как орудие победы (у апостолов Петра и Андрея обычно кресты на длинных древках), венок – символ победы (мозаики баптистерия Православных в Равенне, сер. V в., Арианского баптистерия в Равенне, ок. 500 г.), крест и венок (рельеф саркофага «Ринальдо», V в., Равенна). Отличительный атрибут а апостола Петра, согласно евангельскому тексту,– ключи (Мф 16. 19), появился с сер. IV в. (мозаика Санта-Констанца в Риме, IV в.). Известны изображения апостолов с предметами, которые упоминаются в евангельских чудесах, напр., с корзиной хлеба и рыбой (саркофаг, IV в. (Музей Лапидарий. Арль)).

До запрещения символических изображений 82-м правилом Всел. V–VI Собора (692) были широко распространены образы апостолов-агнцев: перед вратами или выходящими из врат Вифлеема и Иерусалима (церковь Санта-Мария Маджоре в Риме, 432–440 гг., церковь святых Космы и Дамиана в Риме, 526–530 гг., церковь Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, 549 г., рельеф саркофага из мавзолея Галлы Плацидии в Равенне, V в.).

Наиболее распространенным сюжетом, восходящим к античным изображениям философа в окружении учеников (напр., «Плотин с учениками» – рельеф саркофага, 270 г., (Музеи Ватикана)), является композиция Иисус Христос с 12 А. (катакомбы Домитиллы, кон. III – сер. IV в., рельеф серебряного реликвария из Сант-Назаро в Милане, IV в., рельеф реликвария, сер. IV в. (Музей в Брешии) – представлено 6 А.). С IV в. эта композиция известна в росписи алтаря (конха апсиды церкви Сан-Лоренцо в Милане, IV в., церковь Санта-Пуденциана в Риме, 400 г.). Фигуры 12 Апостолов, в частности в рельефах саркофагов, могут располагаться по сторонам стоящего или сидящего на престоле Иисуса Христа: каждая под отдельной аркой (саркофаг, IV в., Арль), попарно (саркофаг Проба из собора апостола Петра в Риме, 395 г.), группами по 3, 4, 5 (саркофаг из церкви св. Иоанна Студийского в Константинополе, V в.). В центре апостольского ряда также может изображаться Богоматерь с Младенцем (капелла св. Аполлона в Бауите (Каппадокия), VI в.) и как свидетельство эсхатологического содержания композиции Этимасия (Престол уготованный (мозаика купола Арианского баптистерия в Равенне, ок. 520 г.).

С середины IV в. получает распространение композиция «Даяние Закона», символизирующая Божественную полноту учения Церкви, получаемого от Иисуса Христа. В центре – стоящий на горе с 4 райскими реками (Быт 2. 10) Спаситель с поднятой правой рукой (жест триумфа) и развернутым свитком в левой, слева – апостол Павел, справа – апостол Петр (мозаика церкви Санта-Констанца в Риме, сер. IV в., роспись золотом на донышке стеклянной евхаристической чаши, IV в. (Музеи Ватикана)). Иконография может включать изображения 12 Апостолов (саркофаг, ок. 400 г. (церковь Сант-Амброджо в Милане)). Др. вариант представляет Иисуса Христа на престоле передающим свиток апостолу Павлу (саркофаг из церкви Сант-Аполлинаре ин Классе в Равенне, VI в.). Близким сюжетом является вручение ключей ап. Петру (наряду с «Traditio Legis» представлен в росписи церкви Санта-Констанца в Риме, сер. IV в.).

В кон. V–VI в. изображения 12 Апостолов в медальонах помещались в пространстве алтаря (Архиепископская капелла в Равенне; церковь Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г.,– на своде алтарной арки; кафоликона монастыря вмц. Екатерины на Синае, 550–565 гг.,– в апсиде; церковь Панагии Канакарии в Литранкоми (Кипр), 2-я четв. VI в.,– на триумфальной арке). В VI в. появляется иконография «Причащение апостолов» (см. Евхаристия), где также изображены 12 Апостолов.

В послеиконоборческий период в византийском искусстве складывается система храмовой декорации, в которой определенное место занимают изображения Апостолов. Фигуры в рост помещаются в простенках барабана, в парусах – евангелисты (напр., мозаики собора Св. Софии Киевской, 30-е гг. XI в.). 12 Апостолов. входили в состав т. н. апостольского деисиса (икона, XII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае), а также представлены в композициях «Собор двенадцати апостолов» (икона, XIV в. (ГМИИ.)), «Отослание апостолов на проповедь» (Токаликилисе, 900–950 гг., церковь в Тимотесубани (Грузия), XIII в., клеймо иконы «Похвала Богоматери с Акафистом», XIV в. (ГММК)). Апостольский ряд представлен в церкви Св. Троицы монастыря Сопочаны (Сербия), ок. 1265 г. На Руси в XV–XVII вв. получил распространение вариант композиции «Собор двенадцати апостолов» в виде лозы, в верхней части которой представлен поясной деисис, а в завитках – полуфигуры Апостолов. (икона-таблетка, XV в. (НГОМЗ), икона, XVI в. (ГРМ), фреска Благовещенского собора Московского Кремля, сер. XVI в., икона, XVII в., из Успенского собора Троице-Сергиевой лавры). Этот иконографический извод, имеющий сходство с композициями «Древо Иессеево» и «Лоза Христова», вошел в русские иконописные подлинники, напр. Большаковский, XVIII в.

12 Апостолов., среди которых главенствующее положение занимают первоверховные апостолы Петр и не входящий в круг евангельских учеников Иисуса Христа Павел, а также евангелисты Лука и Марк, относящиеся к апостолам из числа 70, изображаются в сценах евангельского цикла (Вознесение, Сошествие Св. Духа), в композициях Успение Богоматери, Страшный Суд, Евхаристия. Число 12 в этих изображениях сохраняется неизменным, т. к. символизирует полноту Церкви (Л. А. Успенский.) Состав Апостолов в этих композициях может варьироваться. Помимо 12 Апостолов традиционны и изображения апостолов Петра и Павла, образ которых также являет собой Св. Соборную Церковь (апсида церкви святых Космы и Дамиана, 526–530 гг., триумфальная арка церкви Сан-Лоренцо фуори ле мура в Риме, IV в.), и 4 евангелистов (саркофаг, VI в. (Археологический музей. Стамбул), миниатюры Евангелия Раввулы (Laurent. Plut. I. Сod. 56 F. 10, 586 г.)).

В миниатюрах некоторых рукописей помимо евангелистов имеются соответствующие изображения А. перед каждым из Посланий (Апостол. МГУ. Греч. 2, 1072 г., ГИМ. Син. 275, XII в.; ГИМ. Муз. 3648, XIII в.).

Помимо единоличных изображений и иллюстраций евангельских эпизодов с VIII–IX вв. появляются циклы деяний и страданий апостолов. Согласно описанию Николая Месарита (Descr. 1–11, 13, 37–42), еще в VI в. в купольной мозаике церкви Святых апостолов в Константинополе эпохи имп. Юстиниана существовали изображения проповеди апостолов Матфея, Луки, Симона, Варфоломея и Марка. В Хлудовской Псалтири (ГИМ. Греч. 129. Л. 17, сер. IX в.) представлены 12 апостолов, проповедующие народам. Сцены страданий апостолов имеются в миниатюрах Слов Григория Назианзина (Paris. Gr. 510) в мозаиках собора церкви Сан-Марко в Венеции, после 1200 г.). История апостола Павла представлена в мозаиках Палатинской капеллы в Палермо, ок. 1146–1151 гг., деяния апостолов Петра и Павла – в росписи Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря в Пскове, 40-е гг. XII в., цикл деяний апостолов находится в росписи церкви Христа Пантократора монастыря Дечаны (Югославия, Косово и Метохия), 1348 г. В стенописи, миниатюрах рукописей и иконах известны житийные циклы, в значительной мере опирающиеся на апокрифическую литературу. Таковы росписи церкви Богоматери монастыря Матейче, близ Скопье (Македония), 1355–1360 гг., рус. житийные иконы кон. XV–XVII в. («Св. Иоанн Богослов в житии», кон. XV–XVI в. (ЦМиАР), «Апостолы Петр и Павел с житием», XVI в. (НГОМЗ), «Апостол Матфей в житии», кон. XVII – нач. XVIII в. (ЯХМ)).

В XVII в. под влиянием западноевроп. традиции создаются образы на тему апостольских страданий (икона, XVII в. (ГММК)).

В XVI–XVII вв. в программу храмовой росписи помимо 12 Апостолов включались изображения 70 апостолов, помещавшиеся на склонах арок под сводами (Архангельский собор Московского Кремля, церковь Св. Троицы в Вяземах (Московская обл.), ок. 1600 г., Успенский собор Троице-Сергиевой лавры, 1669 г.) или на своде паперти (Спасо-Преображенский собор московского Новоспасского монастыря, 1689). Поверх хитона и гиматия на апостолах от 70 надет омофор – знак их епископского служения. В росписи Благовещенского собора в Сольвычегодске, 1601 г., представлен Собор 70 апостолов.

Почитание апостолов выразилось в посвящении им многочисленных храмов, как общих соборных (Св. апостолов в Константинополе, VI в., Фессалонике, 1312–1315 гг.), так и тех, где находились их мощи и святыни, с ними связанные (соборы апостола Петра в Риме, III в., Сан-Марко в Венеции, XII – нач. ХIII в.).

Эта тема родилась из вопроса читателя нашей рубрики и звучал он так: "Есть четверо евангелистов. У каждого из них свое изображение, причем обязательно с какими-то природными знаками. Матфей изображен в виде ангела, Марк - это лев, Лука - крылатый бык, а Иоанн - орел. Объясните, почему именно эти символы? Откуда они взялись и что конкретно обозначают?"

Вопрос этот показался нам настолько интересным и объемным, что мы решили сделать его главной темой этого номера. Вместе с пресс-секретарем Блаженнейшего митрополита Онуфрия архимандритом Пафнутием мы вооружились Священным Писанием, книгами о Жизни святых апостолов, чтобы разобраться в символизме изображения икон Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

ЛЕВ: АПОСТОЛ МАРК

"О крылатом мифическом существе, олицетворяющем разные качества восприятия человеком Божества, известно еще из Ветхого Завета, - говорит архимандрит Пафнутий. - В видении пророка Иезекииля находим свидетельство о существе с четырьмя лицами - человека, льва, быка и орла. В более позднем Откровении Иоанна Богослова высшее существо уже представлено в образе отдельных четырех апокалиптических существ, которые стали символами древней иконографической традиции. Они раскрывают четыре стороны искупительного подвига и учения Иисуса Христа в изложении евангелистов - мессианское посланничество, любовь Господа к человеку, могущество и достоинство Христа и Его искупительную жертву. Чаще всего в росписи православного храма они помещаются по четырем сторонам на так называемых "парусах", поддерживающих купол, внутри которого обычно – Господь Вседержитель. Также образы четырех евангелистов с четырьмя "животными" Апокалипсиса, по традиции, находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.

Евангелист Марк по преданиям был юношей, который следовал за Христом в ночь, когда его предали и оставили даже ученики (кроме Иоанна). Его же позднее апостол Петр называл своим духовным сыном. На иконах Марк символизируется со львом, что показывает могущество и царственное достоинство Христа.

Евангелие от Марка - вторая по времени написания и месту книга Нового Завета. В своем Евангелии Марк не столько излагает учение Христа, сколько изображает чудесные божественные Его действия, ясно доказывающие в Нем Владыку всех тварей, видимых и невидимых, всемогущего Бога, что особенно убедительно для язычников. Повествование евангельское Марк начинает рассказом о явлении Иоанна Крестителя, который своей проповедью огласил пустыню иудейскую, был "гласом вопиющего в пустыне" и уподобился льву, живущему и рыскающему в пустыне. Поэтому на иконах святой евангелист Марк изображается вместе со львом.

Святой Марк. Как рыкающий лев в пустыне.

АНГЕЛ: МЫТАРЬ МАТФЕЙ

Как пояснил "Сегодня" архимандрит Пафнутий, на иконах евангелиста Матфея изображают Ангела, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия.

Во времена пришествия Христа Иудея была римской провинцией и облагала податью все завоеванные области. Подать эту собирали мытари, которых римляне выбирали исключительно из местных жителей. За всеобщее презрение мытарь получал "преференции" от римлян - им позволялось всякое злоупотребление и притеснение ради наживы.

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный тур, IX класс, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:


1. Кто автор слов: «Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нём никогда не может быть отчуждения» ?

А. Александра Федоровна Романова

Б. Елизавета Федоровна Романова

В. Император Николай II

Г. Святой Иоанн Кронштадтский

2. У А.А. Ахматовой есть такие сроки: «Я в этой церкви слушала Канон Андрея Критского в день строгий и печальный» . Каким постом читается канон, о котором написано в стихотворении?

А. Великий В. Рождественский

Б. Петровский Г. Успенский

3. Излюбленным местом летнего отдыха царской семьи Романовых был…

А. Дальний Восток

Б. Кавказ

В. Краснодарский край

4. Кому принадлежат строки «Целому морю - нужно все небо, Целому сердцу - нужен весь Бог» ?

А. Ахматова А.А. Г. Мандельштам О.Э.

Б. Гумилев Н.С. Д. Цветаева М.И.

В закладке первого камня собора святого Александра Невского 1 марта 1891 участвовала императрица Мария Феодоровна. Освящение собора происходило 4 декабря 1902 года в присутствии императора Николая II и его семьи. В память какого события был заложен этот храм?

А. В память десятой годовщины с момента гибели Александра II

Б. В честь вступления на трон Александра III

В. В честь наступления нового столетия

Г. В честь чудесного спасения императорской семьи во время крушения поезда

В чем особенность Владимирского собора на Центральном городском холме в Севастополе?

А. В том, что он является усыпальницей адмиралов

Б. В том, что сам император участвовал в строительстве

В. В том, что это единственный храм в городе

Г. В том, что этот храм построен в честь князя Владимира и является единственным в Крыму храмом этого святого

«Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем»?

А. А.К. Толстой

Б. А.С. Пушкин

В. Вел.князь К.К. Романов (К.Р.)

Г. М.Ю. Лермонтов

Какое другое название имеет храм Василия Блаженного, расположенный недалеко от московского Кремля?

А. Вознесенский собор

Б. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву

В. Спас на Крови

Г. Храм Всех святых, в Земле Российской просиявших

Какое из понятий не относится к типу иконографии Пресвятой Богородицы?

А. Елеуса

Б. Одигитрия

В. Оранта

Церемония освящения основания Большого Ливадийского дворца была приурочена к 23 апреля (по старому стилю) - дню тезоименитства императрицы Александры Федоровны». Как по-другому можно назвать этот день?

А. Именины

Б. День венчания на царство

В. День рождения

Г. День рождения первого наследника


ЗАДАНИЕ 2.Рассмотрите иконы святых Апостолов.

Каждый из них изображен пишущим Евангелие.

В Новом Завете на первом месте обычно располагают Евангелие того Апостола, рядом с которым на данных иконах изображен Ангел. В других случаях вместо Ангела изображен человек - в ознаменование того, что в этом Евангелии повествуется о происхождении Спасителя по человечеству.

На втором месте располагают Евангелие того Апостола, рядом с которым изображен лев, т.к. это Евангелие начинается словами о «гласе вопиющего в пустыне».

Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.

Святые пророки

К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе.

Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).

В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах - пророческие шапочки (например у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Пророки одеты в хитон (нижнюю одежду в виде рубахи до пят) и гиматий (верхнюю одежду в виде плаща), на плечах некоторых (пророк Илия) милоть - накидка из овчины.

Последний из пророков, возвестивший: «…покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.3,2) и воочию узревший свершение всех пророчеств о Спасителе, - Иоанн Предтеча, иконография которого весьма разнообразна.

Его изображают в одежде из верблюжьего волоса или в хитоне и гиматии; распространена икона «Ангел пустыни», где Иоанн Креститель имеет крылья за спиной - символ чистоты его жизни как пустынножителя. На этой иконе святой пророк Иоанн Предтеча держит в руке собственную отсеченную голову, что является особенностью иконописи, когда события, отстоящие по времени далеко друг от друга, изображаются одновременно, а также подобно тому, как св. мученики изображаются с орудиями своих страданий за Господа, а девственники - с пальмовой или цветочной ветвью как символом чистоты. Фигуры пророков чаще всего изображаются по пояс и в полный рост.

Святые апостолы

Апостолы (по-гречески - посланники) - ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.

Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов - хитон и гиматий.

На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).

Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн - среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.





Святые равноапостольные

Равноапостольные - это святые, подобно апостолам потрудившиеся в обращении ко Христу стран и народов. Таковы, например, цари Константин и Елена (3 июня), креститель Руси князь Владимир (28 июля) и великая княгиня Ольга (24 июля).


Изображения святых равноапостольных имеют, в основном, ту же иконографическую символику; отличия могут быть в изображениях одежды, которая характерна для своего времени и народа. Часто в иконографии равноапостольных святых появляется изображение креста - символа крещения и спасения от вечной смерти.


Святители

Святители - патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы , достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).

К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.

На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у них может быть митра - особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос - верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах - омофор - длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.


Святители чаше всего изображаются с книгой в левой руке; правая рука - в благословляющем жесте. Иногда святители держат в руках крест, потир или жезл. Фигуры святителей могут быть в полный рост и по пояс.

Святые мученики

Мученики - к которым относится большинство святых - те, кто претерпел страдания и смерть за имя Христово, за правую веру, за отказ от служения идолам.

Претерпевшие особо жестокие муки называются великомучениками . В их числе целитель Пантелеимон (9 августа), Георгий Победоносец (6 мая), святые Варвара (17 декабря) и Екатерина (7 декабря).


Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики - в монашеском постриге.



Отдельно на Руси почитают страстотерпцев , погибших от рук убийц и злодеев. Первыми русскими святыми были князья-страстотерпцы Борис и Глеб (6 августа).


Первообраз мученичества - Сам Христос, засвидетельствовавший собственной кровью спасение рода человеческого.

Мученики (от святого первомученика Стефана (Деян.7) до новомучеников нашего времени) - продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. Он изображается в руках святого и является символом и апостольского благовествования, и символом жертвенности. С радостью отдавая земное бытие взамен бытия небесного, мученики становятся соработниками Самому Христу.

В иконографии мучеников используется красный цвет как образное выражение страданий за веру, и красные одежды мучеников - символ пролитой крови.

Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.


Преподобные

Преподобные (уподобившиеся Господу) - святые, прославившиеся в монашеском подвиге. Постом, молитвой, трудами созидали они в своих душах великие добродетели - смирение, целомудрие, кротость. Едва ли не каждый монастырь прославлен пред Богом святым угодником. На Руси особой любовью пользуются преподобные Сергий Радонежский (18 июля и 8 октября) и Серафим Саровский (15 января и 1 августа). Среди преподобных жен более всех известна святая Мария Египетская (14 апреля).

Монашеская аскеза - особый вид следования за Христом, предполагающий полный отказ от всех мирских привязанностей. Основа монашеского подвига - пост и молитва как путь богопознания и стремления к жизни в Боге. Но монашество не средство только личного спасения. «Спасайся сам, и вокруг тебя спасутся тысячи», - эти слова преподобного Серафима Саровского указывают на то, что многотрудный монашеский подвиг бывает отмечен особыми дарами Божиими, пользуясь которыми, подвижник ведет ко спасению всех своих духовных чад.

Преподобные изображаются в полный рост и по пояс, в монашеском облачении; правая рука - в именном благословляющем перстосложении; в левой - может быть развернутый или, чаще всего, скрученный свиток; характерная деталь иконографии преподобных - четки - символ монашеского молитвенного труда.

Фоном для икон преподобных может служить панорамное изображение обители, в которой подвизался святой.

Стоящими на столбах изображаются святые преподобные столпники, избравшие для себя этот вид крайней аскезы как способ удаления от мира и сосредоточения на непрестанной молитве.

Часто на иконах (это относится ко всей иконографии святых) встречается изображение благословляющей десницы Господней, Самого Господа Иисуса Христа, Божией Матери, ангелов и архангелов.

Фигуры могут быть одиночными, а бывают и многофигурные композиции, называемые «икона с избранными святыми». Одиночные фигуры изображаются в окружении житийных клейм - отдельных сюжетов из жития святого.


Бессребреники

Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Таковыми врачами были, например, святые Косма и Дамиан (14 июля), великомученик и целитель Пантелеймон (9 авг.) и др.


Блаженные (юродивые)

Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них (2 авг.), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.

Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее невзирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, - вот основные черты подвига юродства.

Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.

Обязательный элемент иконографии святых юродивых - нимб .


Святые праведные

Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.

Праотцы - первые праведники в человеческой истории.

Это ветхозаветные патриархи (праотцы Адам, Ной, Авраам и др.), а также праведные Иоаким и Анна (22 сентября) - родители Божией Матери (которым Церковь усвоила еще высокий титул Богоотец), праведные Захария и Елизавета (8 июля) - родители св. Иоанна Предтечи, и обручник Богородицы - праведный Иосиф . Праотцы прообразовательно участвуют в истории спасения человечества, являясь по плоти предками Иисуса Христа, а в плане духовном - они пример соединения праведности жизни с предвидением грядущего освобождения от вечной смерти. На иконах патриархи изображаются со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотец Ной иногда изображается с ковчегом в руках.

К лику святых праведных относится и великий русский святой - праведный Иоанн, Кронштадтский Чудотворец (2 января), который был священником - представителем белого (женатого) духовенства.


Фигуры святых изображаются как в полный рост, так и по пояс. Фоном часто служит панорама города, где жил святой, обители или церкви.

Святые благоверные

Святые благоверные - это цари и князья, которые употребляли полученное от Бога величие и богатство для дел милосердия, просвещения, сохранения народных святынь. Среди них - (12 сентября и 6 декабря) и Димитрий Донской (1 июня).


Основной богословский смысл всей иконографии святых - победа над грехом, а следовательно, и над вечной смертью, спасение и вхождение в Царство Небесное. По словам св. Иоанна Дамаскина, «святые и при жизни были исполнены Святого Духа, когда же скончались, благодать Святого Духа присутствует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами, и со святыми иконами их - не по существу, но по благодати и действию».

Двенадцать апостолов Иисуса Христа были основой Его церкви, не говоря уже о том, что некоторые из них даже написали Евангелия как свидетельства очевидцев. Поэтому неудивительно, что восточно-православные иконы, изображающие этих героев веры, настолько популярны среди христианских верующих и коллекционеров религиозных икон. Мы уже писали о том, как распознать некоторых на рукописных иконах, но позвольте нам предоставить дополнительную информацию, которая поможет вам в вашем поиске!

Святой Иаков Алфеев

Святой Иаков Алфеев, известный как Иаков Младший, обычно изображается с каштановой остроконечной бородой и вьющимися или волнистыми волосами. Как известно, в восточно-православной иконографии существуют несколько Иаковов. Вы уже знакомы со Св. Иаковом Старшим, сыном Зеведея, так что теперь вы знаете, как их различить. Однако Св. Иакова Алфеева можно также спутать со Св. Иаковом Праведным, «братом Господним». Последний был первым епископом Иерусалимским, и поэтому его обычно изображают в епископских одеяниях.

Святой Иуда

Не путать с Иудой Искариотом! Св. Иуда был братом Св. Иакова Алфеева и одним из двенадцати апостолов. Он также известен как Иуда Леввей, Иуда Фаддей, Иуда Иаковлев и даже «брат Господень». На православных иконах Св. Иуда показан как зрелый мужчина с кудрявыми каштановыми или седыми волосами и бородой. Кроме того, на некоторых известных религиозных иконах он держит свиток с цитатой из своего Библейского Послания.

Святой Филипп

Св. Филипп славится своим теплым сердцем, миссионерским инстинктом и простой верой в Господа. Он был одним из первых апостолов, которые признали Иисуса Христа Мессией и немедленно откликнулись на Его призыв. Более того, именно благодаря ему крест стал символом Христианства. По этим причинам восточно-православные иконы с изображением Св. Филиппа являются одними из самых популярных и любимых. Выдающегося апостола обычно изображают как безбородого молодого человека, иногда держащего свиток.

Иуда Искариот

Предатель Иуда Искариот, конечно, не является святым, но он был одним из первых двенадцати апостолов, и поэтому изображен на некоторых известных религиозных иконах. Например, на старинной иконе «Тайная Вечеря» Иуда Искариот показан как темноволосый мужчина с бородой, опустивший свою руку в блюдо. Однако на других православных иконах он обычно изображается безбородым молодым человеком, таким как Св. Фома, Св. Филипп или Св. Иоанн. Кроме того, Иуда Искариот – единственный апостол, который всегда изображен без нимба над головой.

Святой Матфий

Св. Матфий был выбран верующими как замена Иуде Искариоту после его предательства Иисуса Христа и самоубийства. На восточно-православных иконах святых его обычно изображают как седовласого пожилого мужчину. Считается, что задолго до того, как стать учеником Христа, Св. Матфий уже был зрелым человеком, что делает его самым старшим среди двенадцати апостолов.

Это самая важная информация, которая может помочь вам распознать святых апостолов на знаменитых религиозных иконах. Однако не забывайте, что в каждом правиле всегда есть исключения. Поэтому, если у вас возникли какие-либо сомнения, не стесняйтесь связаться с нашими экспертами по православной иконографии.