Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Готика - архитектурные стили - дизайн и архитектура растут здесь - артишок. Готические замки


Готический стиль изумителен, он не подвластен времени и поражает своими формами. В архитектуре он считается одним из самых выразительных стилей, придуманных человечеством. Это не только классические средневековые религиозные сооружения и замки, но и современные жилые постройки. Предлагаем обзор поразительных примеров мировой архитектуры в готическом стиле.

Готический стиль имеет несколько форм, но все они прекрасны. Готику Франции, Англии и Италии нельзя сравнивать, так как она уникальна. Франция – это страна, где он зародился и приобрел свою душу. В нём построены церкви 12 столетия и современные религиозные сооружения. В этом стиле все прекрасно – от формы до деталей.





Собор святого Стефана был построен в 1147 году и является одним из самых выдающихся и красивых сооружений, выполненных в готическом стиле. Он считался церковью-матерью католицизма Австрии и резиденцией архиепископа. Собор выдержал испытание временем и пережил многие исторические события. Крыша уникального и самого узнаваемого здания в Вене покрыта разноцветной черепицей. Мало кому известно, что северная башня была зеркальным отражением южной. В 1511 году к северной башне добавили верхушку в стиле ренессанса, которую жители Вены называют «наконечник в виде водонапорной башни». Во время Второй мировой войны колокола собора, которые были на южной башне, бесследно исчезли. Колокола северной башни сохранились и до сих пор действуют. Самой старой частью собора считается Римская башня и «ворота великана».


Мирский замок является впечатляющим образцом готической архитектуры 16 столетия. Он находится в Гродненской области и является одним из самых интересных туристических объектов Беларуси. Трёхэтажный готический замок был построен графом Ильиничем в 1500-х годах, а Николай Радзивил, второй владелец замка, закончил его строительство уже в стиле ренессанса. Во дворе замка, у северных стен, разбиты итальянские сады.


Мирский замок пережил разрушение во время войны с Наполеоном. Николай Святополк-Мирский приобрел замок и начал его реконструкцию, которую закончил его сын, наняв архитектора Теодора Бурже. Семья Мирских владела замком до 1939 года. Сегодня он является национальным памятником культуры и почитается местными жителями и туристами.




Собор Антверпенской Богоматери, принадлежащий римско-католической церкви, находится в Антверпене, Бельгия. Строительство на месте бывшей часовни 9-12 веков началось в 1352 году и продолжилось до 1521 года. Сегодня собор считается самым большим и поразительно красивым сооружением в готическом стиле в Нидерландах и Бельгии. В 1533 году в нём произошел пожар, и часть собора была уничтожена. С 1559 года он являлся резиденцией архиепископа. За время военных действий с 1800-х до 1900-х годов собор несколько раз был поврежден и реставрирован, но ни огонь ни войны не смогли уничтожить это величественное сооружение, которое стало бессмертным. Последняя реставрация памятника готической архитектуры началась в 1965 году и закончилась в 1993 году.


Строительство еще одного шедевра готической архитектуры, Кельнского собора, началось в 1248 году и продлилось до 1473 года, но не было завершено, и продолжилось в 19 столетии. Собор, символ римско-католической церкви и немецкой готической архитектуры, находится в Кельне, Германия, является резиденцией архиепископа и входит в число памятников, внесенных в список мирового культурного наследия.


Это самый большой готический собор в Северной Европе и второй по высоте собор в мире. В нём очень много реликвий, на которые можно посмотреть. Собор был спланирован наподобие Собора Амьенской Богоматери. В основе – латинский крест и высокие готические своды. В можно полюбоваться витражами, высоким алтарем, оригинальной мебелью – этот собор является настоящим сокровищем.




Бургосский собор, творение 13 столетия, находится в Испании, принадлежит римско-католической церкви и посвящен Деве Марии. Строительство и реконструкция длились с 13 до 16 столетия, как раз тогда в соборе появились элементы в стиле ренессанса. В 1984 году его внесли в список всемирного культурного наследия. В соборе находится множество исторически и культурно ценных объектов – от статуй 12 апостолов до капеллы Реликвий и предметов искусства, статуй ангелов, рыцарей.




Расположенный в Праге Собор Святого Вита, величественный памятник готической архитектуры, в реальности намного красивее, чем о нем рассказывают. Его почитают не только за красоту, но и потому, что этот он считается главным культовым сооружением Чехии. Он также и самый большой в стране. В соборе находятся гробницы римских императоров и королей Богемии.




Необычно видеть такое в России. Замок требудет срочной реставрации.

По преданию, В.Храповицкий, путешествуя по Франции в 1880-е годы, был в восторге от средневековых замков. На замечание французов, что в России ничего подобного нет, В.Храповицкий нашел своеобразный ответ: он заключил пари, что построит замок. Пригласив через несколько лет французских друзей в свое имение, хозяин продемонстрировал удивленным гостям не просто замок, а "готический" дворец с парком и каскадом прудов у главного дома. Так возник этот великолепный ансамбль, поражающий и поныне своим размахом и удивительной свободой пространственного решения. Не поворачивается язык назвать это "эклектикой" (хотя этот термин прочно укоренился применительно к постойкам данной эпохи). Изощренность и даже причудливость композиции совершенно не разрушает целостность восприятия, наоборот, создает впечатление гармонии. Блестящие стилизации архитектора П.С.Бойцова, хотя формально и остаются в рамках эклектики, во многом близки только зарождавшемуся в то время модерну. В особенности это относится к стоящему чуть поодаль конному двору, или, лучше сказать, конному дворцу, поскольку по масштабу и репрезентативности это здание вполне может соперничать с главным усадебным домом.."

Если Вы видели другие творения Бойцова - Барвиху, Успенское или Васильевское, то и в Муромском узнаете его руку.
Замок, безусловно, самое масштабное из его произведений.
Посмотрите на старые фотографии в фотоальбоме, показывающие, как выглядела усадьба Храповицкого до революции. Когда-то перед главным домом располагались итальянский сад со сложным водным каскадом на террасах, регулярные партеры, фонтаны французского сада. Даже в самых богатых усадьбах такая водная феерия была редкостью.
Остатки этой водной системы можно обнаружить и сейчас. Перед главным домом виды постепенно разрушающиеся подпорные стенки бывших прудов, кое-где совсем заросшие кустиками.

Сам замок сильно обветшал и заброшен.. Еще несколько десятилетий назад картина была иной. Перед войной здесь размещался машино-тракторный техникум, а в 1950-е годы в здании поселился дом отдыха. Но в результате пожара рухнула крыша, были повреждены перекрытия


Величественный и таинственный, готический стиль стал ярким символом европейской архитектуры Средневековья. Он соединил в себе суровость камня, лёгкость стекла и яркость витражных красок.
Устремлённые ввысь остроконечные башни, невесомые полуарки, строгие вертикальные колонны и даже заострённые кверху оконные проёмы - всё это демонстрирует стремление человечества к небесному, возвышенному, запредельному.
Готический стиль в архитектуре — Шартрский собор (Франция)

Основные черты готики в архитектуре

Готическую архитектуру легко узнать по следующим признакам:

  1. стрельчатые каменные арки и полуарки (аркбутаны);
  2. устремлённые ввысь узкие башенки;
  3. кованые шпили на крыше;
  4. удлинённые витражные окна с заострённым верхом;
  5. «роза» в центре фасада;
  6. большое количество декоративных элементов (архивольты, вимперги, тимпаны);
  7. все части сооружения стремятся вверх, подчёркивая вертикаль.

История стиля

Развитие и процветание готического архитектурного направления историки относят к эпохе Средневековья (XII-XVI в). Родиной стиля считается север Франции, откуда пошло постепенное распространение его по всей Европе.
Готика пришла на смену , постепенно вытесняя его.
Сначала, новое направление демонстрирует себя в архитектуре зданий (монастырей, храмов и церквей), имеющих культовую, религиозную принадлежность. Со временем готический стиль распространяется и на гражданские постройки (дворцы, дома, административные здания).

Готика в современном строительстве

В настоящее время, на фоне тенденции создания комфортных условий загородного проживания, требования к архитектурному исполнению построек постоянно усложняются.
Одним из востребованных направлений в этой области стал готический стиль, дающий много интересных идей. Но стоит заметить, что подходит он далеко не каждому.

Коттедж в готическом стиле - это эксклюзив, выполняющийся под заказ отдельного владельца. Причём необходимо быть готовым к тому, что такая постройка всегда будет в центре внимания.

Материалы для строительства в готическом стиле

Для возведения современного дома в готическом стиле совсем необязательно строить средневековый замок в натуральную величину. Достаточно лишь придерживаться канонов, придающих нужную стилистическую направленность.
Основной материал для строительства домов в готическом стиле - природный камень. Однако, в случае необходимости, его вполне можно заменить на более доступные материалы (кирпич, блоки). А придать фасаду соответствующий вид помогут декоративная штукатурка и панели, имитирующие камень.

Первое, что привлекает внимание в сооружениях готического типа - сложная, высокая, многоскатная крыша, устремлённая к небу. Её гармонично дополняют мансардные и слуховые окна, а также шпилеобразные и купольные конструкции, напоминающие башенки (пинакли).

Учитывая значительный угол наклона, в качестве кровельного материала чаще всего применяется черепица (металлическая или битумная).
Для визуального увеличения высоты и усиления вертикальной направленности важной частью внешнего декора являются заострённые кованые элементы.

Фасад

Основными характеристиками фасада в готическом стиле являются:

Цвета готики

Ключевым цветом готического стиля традиционно считается фиолетовый, олицетворяющий единство земного (кроваво-красный) и небесного (синий). Сейчас он, в неярких, сдержанных тонах, используется в основном для оформления кровли.
Для фасадов подходят солидные, неброские оттенки светло-серого, глинисто-коричневого, камуфляжно-зелёного.
Основные цвета витражей в готическом стиле: красный, синий и желтый.
Выразительные контрасты создаются путём использования белого или чёрного цветов.

Декоративные элементы

Для готического архитектурного стиля характерно использование многочисленных элементов декора. Это могут быть барельефы, небольшие скульптуры, пилястры, балюстрады (ограждения), стилизованные кованые украшения.
Причём тяжёлые и массивные гипсовые детали, характерные для средневековых замков, сейчас с успехом заменяются более лёгкими аналогами из фасадного пенополистирола или пенопласта с соответствующим покрытием.

Дома в готическом стиле — фото

Готическая архитектура — видео

Передовые строительные технологии делают возведение зданий в готическом стиле более доступным благодаря широкому выбору облицовочных материалов и возможности замены натурального камня на более доступные аналоги.
Современные постройки в готическом стиле отличаются оригинальностью и обилием света, что лишает их средневековой мрачности и обеспечивает комфортность пребывания.

Наиболее известные архитектурные сооружения в готическом стиле

Франция:
Собор Шартре, XII-XIV вв.
Собор Реймсе, 1211-1330 гг..
Собор в Амьене, 1218-1268 гг.
Собор Парижской Богоматери, 1163-XIV в.
Собор в Бурже, 1194 г.

Германия:
Кёльнский собор, 1248-XIX в.
Мюнстерский собор в Ульме, 1377-1543 гг.

Англия:
Собор Кентерберийский XII-XIV вв.
Собор Вестминстерского аббатства XII-XIV вв., Лондон.
Собор в Солсбери 1220-1266 гг.
Собор в Экстере 1050 г.
Собор в Линкольне XVI в.
Собор в Глостере XI-XIV вв.

Чехия:
Собор святого Вита 1344-1929 гг.

Италия:
Палаццо Дожей XIV в.
Миланский собор 1386-XIX в.
Ка дОро в Венеции XV в.

Испания:
Собор в Жероне 1325-1607 гг.
Собор в Пальме на острове Мальорка 1426-1451 гг.

Норвегия:
Собор в Тронхейме 1180-1320 гг.

Дания:
Собор святого Кнуда в Оденсе XIII-XV вв.

Швеция:
Церковь в Вадстене 1369-1430 гг.

«Редчайшая дворянская усадьба», «готический замок во Владимирской области», «уникальный объект истории России» - каких только определений не давали этому месту многочисленные авторы публикаций. И что удивительно - они ни капли не преувеличили.

Усадьба Храповицкого последовала в указанном советской властью направлении...

В судьбе усадьбы поражает все, от ее создания до смерти.

Отставному гусарскому полковнику Владимиру Семеновичу Храповицкому усадьба досталась в наследство от деда в 1884 году. Была она в настолько запущенном и заросшем состоянии, что навела его на мысль заняться продажей древесины. Наняв на службу лучших лесоводов, Храповицкий настолько преуспел в этом деле, что сколотил хорошее состояние и даже удостоился медали министерства Земледелия.

Вместо ветхого помещичьего дома Владимир Семенович решает построить роскошный дворцово-замковый ансамбль. Проектирование поместья он заказал известному архитектору Петру Бойцову, который специализировался на создании усадеб в стиле «неоготики».

К 1889 году Бойцов воздвиг в Муромцево барский дом в духе средневековых замков, окружив его каскадом прудов и хозяйственными постройками - охотничьими домиками и каретным двором.

Доходы лесопромышленника были настолько высоки, что для транспортировки леса он подвёл к имению собственную железнодорожную ветку, обросшую инфраструктурой. Здесь появился дом станционного смотрителя, почта, телеграф, школа, баня и станция «Храповицкая». В 1906 году к барскому дому было пристроено ещё одно крыло с массивной башней, органично вписавшееся в первоначальный готический замысел.

Проект усадьбы был реализован с учётом всех технических достижений того времени: в замке были оборудованы водопровод и канализация, собственная телеграфная станция, проведено центральное отопление, все постройки и парк освещались электричеством, а в оранжереях росли пальмовые и самшитовые деревья.

Усадебные постройки размещались на территории огромного парка. В тени пихт, кипарисов и сосен располагались площадки для спортивных игр. Изогнутые аллеи украшали великолепные статуи, а вдоль дорожек стояла модная садовая мебель - кресла и скамейки. Мрамор, мебель, оружие, фарфор, все предметы декора Храповицкий заказывал исключительно у царских поставщиков.

Недалеко от дома Храповицкий построил усадебный храм, который украсили настенной росписью ученики школы Васнецова.

Предание гласит, что идея стилизованного средневекового поместья у Храповицкого возникла после путешествия по Франции, где Владимир Семёнович был очарован красотой древних замков.

В ответ на замечание французского чиновника, что в России ничего подобного нет, Храповицкий заключил пари, что построит собственный замок.

Чуть в стороне от барского дома Владимир Семёнович воздвиг скотный двор, который, согласно преданию, напоминал уменьшенную копию замка француза, задевшего самолюбие Храповицкого. Когда француз-обидчик приехал в Муромцево, Храповицкий повел его к скотному двору.

Выслушав восторги иностранного гостя, принявшего здание конюшен за замок, помещик посмеялся в ответ: «Благодарю вас! Но здесь живут мои лошадки, а моё поместье находится чуть дальше».

«Когда была революция Храповицкий был ранен, он полз по подземному ходу и дополз до станции, где сел на поезд и доехал до Франции, где умер в доме престарелых в нищете»

Не пугайтесь резко сменившейся стилистики рассказа. Это расшифрованная с диктофона фраза мальчишки-гида. Их там огромное количество, это своего рода местный бизнес. Я бы даже сказал почти малый рэкет. Экскурсию проведут за «сколько дадите, кто-то дает 500, кто-то тысячу».

Мы сторговались за 250 рублей и совершенно не жалеем об этом. У нас осталась потрясающая аудиозапись. Девять минут и 13 секунд отборной околесицы. Вопросы задавать бессмысленно, всю информацию рассказали «старшие ребята и еще книжка какая-то была».



Ну то есть сначала я еще пытался понять, зачем из комнаты для молитв сделан выход в псарню. И поставил под сомнение рейки из красного дерева, их же все равно потом штукатурили. Но после советской власти, захватившей усадьбу, но забывшей перед этим взять станцию с поездом во Францию, перестал искать логику в рассказе мальчишки.

Зато гид нам показал кучу моментов на которые мы не обратили внимания. Фрагменты сохранившейся плитки, ролики, по которым спускалась «хрустальная люстра из чистого хрусталя» и полы, дающие красивые блики на стенах «когда их поливали водой».

Подвал, где хранились старые книги, помещение с золотыми рыбками в полу под десятисантиметровым стеклом, камины и тот самый подземный ход к церкви и станции по которому полз раненый Храповицкий.

На самом деле нет. Пытаясь спасти усадьбу от разграбления, Храповицкий описал все свои ценности и имущество, передал их новой власти и практически с пустыми руками эмигрировал во Францию. После чего замок был разграблен.

В советское время в замке располагался лесной техникум и здание находилось в более-менее нормальном состоянии. Но после его переезда в 1977 году оно оказалось брошенным. Никакой охраны не было, заходи кто хочешь. Пара пожаров довершили свое дело.

Аллеи парка заросли, большая часть парка усадьбы была отдана под застройку частному сектору, строения разрушены практически полностью, чудом сохранились лишь некоторые их них.

Судьба хозяина замка не менее трагична - в 1928 году В. С. Храповицкий умер в доме престарелых во французском городе Ментона.

История сохранила потрясающую переписку Елизаветы Ивановны, жены Храповицкого с бывшими крестьянами. Писем в СССР было несколько, но на последнее они решили ответить.

Письмо Е.И.Храповицкой

Дорогие крестьяне!
Обращаюсь к вам с просьбою: соберите, сколько сможете денег и пришлите мне. Вы владеете землёй моего мужа Владимира Семёновича Храповицкого, который скончался в нищете. Я осталась теперь одна без всяких средств на самую бедную жизнь. Мне уже 68 лет, я больная и старая, работать не могу.
Я счастлива, что теперь вы владеете землёй, а у нас не было детей: всё равно желание мужа было оставить землю крестьянам.

Обращаюсь к доброму вашему сердцу, прошу помочь мне, Бог вас не оставит. Прилагаю конверт с моим адресом.

Да сохранит вас Бог всех.
Елизавета Ивановна Храповицкая.
Сообщите, что сталось с нашим имением Муромцево. Напишите мне подробно об этом, я всей душой с вами.


Госпоже Храповицкой во Францию:

Выписка из протокола общего собрания граждан села Ликино Судогодской волости Владимирского уезда и губернии от 26 мая 1928 г. На собрании присутствуют 120 человек, из них 27 женщин. Слушали: полученное письмо из Франции от Храповицкой Е.И. (бывшей помещицы) на имя граждан села Ликино об оказании денежной помощи. Постановили: послать нижеследующее письмо.

Письмо ваше нами получено. Обсудив его на общем собрании граждан села Ликино, даём следующий ответ «Вашему благородию».

Десять с половиной лет прошло с того момента, когда мы изгнали вас и вам подобных из нашей страны. За это время мы достаточно научились управлять государством и как строить свою жизнь. Там, где ранее царил произвол и гнёт помещиков и их прихвостней, мы имеем бывшее поместье Муромцево (к которому за версту не подпускали крестьян). Там вот уже несколько лет открыт сельскохозяйственный техникум, в котором обучаются дети рабочих и крестьян.

Да всего и не перечислишь, за что вам, госпожа Храповицкая, следует помочь. Мы не можем даже и определить и попросту скажем: «Валитесь от нас к... (ненормативная лексика)»

Только такие бессовестные люди, как вы вам подобные, способны порою лить крокодиловы слёзы.
Относительно того, что ваш покойный муж, как вы пишете, всё равно хотел завещать свои земли крестьянам, мы отвечаем: «Свежо предание, да верится с трудом».

Земли эти мы добыли себе и без вашего благословенного завещания. Немного запоздал ваш муж его написать.

Также сообщаем, что своим письмом вы воскресили воспоминания о гнёте и всех издевательствах, творимых вами и подобными вам.

К нам больше не обращайтесь.
По поручению общего собрания граждан села Ликина: Быстрова, Гуров, Гуров, Калинин, Иванова.
26.05.1928 г.

Фото советского времени и сейчас.

Как проехать: по навигатору до города Судогда, далее по табличкам. 220 км от Москвы.

Летом от машин не протолкнуться. Въезд свободный, внутри относительно чисто, шансов вляпаться в кое-что мало, но обувь все равно лучше взять ту, чо не жалко.

Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили: 1. Раннюю готику, 2. Зрелую готику (высокую), 3. Позднюю готику, 4. «Перпендикулярную готику».

Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.

Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.

Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.

Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы, узкие фасады двух-, реже трёх -этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился собор, становившийся средоточием городской жизни. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике - пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками, которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.



План собора в Реймсе (Франция). 1211-1311г.


Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.

Готика зародилась в Северной части Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в первой половине 13в. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 - нефные базилики с поперечным нефом - трансептом и полукруговым обходом хора («деамбула-торием»), к которому примыкают радиальные капеллы («венец капелл»). Их высокий и просторный интерьер озарен цветным мерцанием витражей. Впечатление неудержимого движения ввысь и к алтарю создается рядами стройных столбов, мощным взлетом остроконечных стрельчатых арок, убыстренным ритмом аркад верхней галереи (трифория). Благодаря контрасту высокого главного и полутемных боковых нефов возникает живописное богатство аспектов, ощущение беспредельности пространства.

На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали - узорные вимперги, фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанах порталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы. Лучшие произведения готической пластики - декор, статуи фасадов соборов в Шартре, Реймсе, Амьене, Страсбуре проникнуты одухотворённой красотой, искренностью и благородством.

На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351-1509).

Замки превращались в величественные дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.

Смелая и сложная каркасная конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек, облегчить стены и своды, создать динамическое единство внутреннего пространства.

В Готике происходит обогащение и усложнение синтеза искусств, расширение системы сюжетов, в которой отразились средневековое представления о мире. Основным видом изобразительного, искусства была скульптура, получившая богатое идейно-художественное содержание и развитые пластические формы. Застылость и замкнутость романских статуй сменились подвижностью фигур, их обращением друг к другу и к зрителю. Со временем возник интерес к реальным природным формам, к физической красоте и чувствам человека. Новую трактовку получили темы материнства, нравственного страдания, мученичества и жертвенной стойкости человека.

В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность, острые жизненные наблюдения. Во эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. К лучшим образцам французского готического искусства принадлежат мелкая скульптура из слоновой кости, серебряные реликварии, лиможская эмаль, шпалеры и резная мебель.

Для поздней («пламенеющей») Готики характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проёмов (ц. Сен-Маклу в Руане).


Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14-15 вв.). В миниатюрах (гл. обр. часословах) наметилось стремление к одухотворённой человечности образов, к передаче пространства и объёма. Воздвигались светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы). Скульптуру соборов (в Бамберге, Магдебурге, Наумбубге) отличают жизненная конкретность и монументальность образов, мощная пластическая экспрессия. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирич. изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Сложившаяся готическая каркасная система появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137-44).


К ранней готике относятся также соборы в Лане, Париже, Шартре, например, собор Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Богатством ритма, совершенством архитектуры композиции и скульптуры декора отличаются грандиозные соборы зрелой Готики в Реймсе и Амьене, а также часовня Сент-Шапель в Париже (1243-1248) с многочисленными витражами. С середине 13 века величественные соборы строились в других европейских странах - в Германии (в Кельне), Нидерландах (в Утрехте), Испании (в Бургосе, 1221- 1599), Великобритании (Вестминстерское аббатство в Лондоне), Швеции (в Упсале), Чехии (хор и трансепт собора св. Вита в Праге), где готич. строит, приёмы получили своеобразную местную интерпретацию. Крестоносцы донесли принципы Г. до Родоса, Кипра и Сирии.

В конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции переживало кризис: архитектурные формы стали суше, декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый З-образный изгиб и черты куртуазности.

Старые города постепенно разрастались, укреплялись, перестраивались, новые обычно возводились на регулярной основе, зачастую имели прямоугольную сетку улиц, очень плотную застройку и две главные площади - соборную и рыночную. Главным городским сооружением остался собор, господствовавший над всей застройкой и получивший во Франции свои классические формы. Это три - пять нефные базилики с трансептом и полукруглым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером, двух-башенным фасадом с тремя перспективными порталами и готической розой в центре. Произведения раннеготического зодчества (церковь аббатства Сен-Дени: соборы в Сансе, ок. 1140, в Париже, в Шартре) сохранили массивность стен, грузность нервюр, горизонтальность композиций линий фасадов, тяжёлые двух-про-лётные аркбутаны. Подчёркнутый вертикализм, обилие скульптуры и декор, деталей свойственны грандиозным соборам зрелой готики в Реймсе, Амьене, часовне Сент-Шапель в Париже. В конце 13 - 14 веков в архитектуре соборов стал преобладать обильный декор, скрывающий архитектурные членения, появились искривленные линии, пламенеющего стиля (церковь Сен - Маклу в Руане). Замки превратились в богато украшенные внутри дворцы (папский дворец в Авиньоне; замок Пьерфон, 1390–1420г.). В 15 веке возник тип богатого городского дома - отеля (дом Жака Кёра в Бурже, 1443-1451г.).

В готической скульптуре, тесно связанной с архитектурными формами, возродился интерес к физической красоте и чувствам человека, к реальным природным формам. В этот период были созданы подлинные шедевры скульптуры: рельефы и статуи северного портала собора в Шартре, глубоко человечный образ благославляющего Христа на западном фасаде собора в Амьене, высокоодухотворённые образы группы «Посещение Марией Елизаветы» на западном портале собора в Реймсе. Эти произведения оказали большое влияние на развитие всей западноевропейской скульптуры. В готической живописи главным элементом цветового оформления интерьера стал витраж, звучный и интенсивный по цвету. Особенно выделяются витражи часовни Сент-Шапель и собора в Шартре. Фресковая живопись, в которую наряду с каноническими сценами включались светские сюжеты и портреты, украшала стены дворцов и замков (росписи папского дворца в Авиньоне, 14 -15 вв.).

В готической миниатюре усилилось стремление к достоверному воспроизведению натуры, расширился круг иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика. Под влиянием нидерландского и итальянского искусства появились станковые картины и портреты. Решительный переход к правдивому и жизненно убедительному изображению реальной среды произошёл в творчестве Лимбург. Высоким мастерством, тщательностью отделки отличались произведения искусства: мелкая пластика, эмали шпалеры, резная мебель.

Стиль французской Готики проявился в удобных и вместе с тем торжественно-импозантных постройках королей и дворянских замков, функционально продуманных и прихотливо отделанных городских особняках. В них готически логичная конструкция, вертикализм и живописность композиции, живой силуэт удачно сочетаются с лёгким изящным декором и тонким членением плоскостей стен. Таковы замки Амбуаз (1492-1498), Гайон (1501-10), отель Бур-терульд и Бюро финансов в Руане.

Помимо приглашавшихся из Италии мастеров появились многосторонне образованные французские архитекторы - Н. Башелье, Ф. Делорм, П. Леско, Ж. А. Дюсерсо. Глубоко национальные произведения стали живописные, неотъемлемые от окружающего пейзажа замки-резиденции в долине Луары (Азе-ле-Ридо, 1518-1529г.; Шенонсо, 1515-1522г.; Шамбор, начат в 1519г.). Роскошная отделка парадных залов резным деревом, фресками, стуком характерна для дворца Фонтенбло, где работали итальянские мастера-маньеристы Россо Фьорентино и Приматиччо.

Жемчужиной зрелости эпохи во Франции стало здание нового Лувра (1546-74, арх. Леско, скульптор Ж. Гужон) в Париже.


Жизнерадостный и изящный стиль французского Возрождения в изобразительном искуссве наиболее ярко проявился в портрете (живописном и карандашном) таких замечатательных мастеров, как Ж. Фуке (известен также как выдающийся мастер миниатюры), Ж. и Ф. Клуэ, Корнеля де Лион.