Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Для чего нужны упражнения с гимнастическим мячом? Портал интересных увлечений

Упражнения взяты из арсенала спортивных секций по футболу и баскетболу и подходят как мальчикам, так и девочкам 6-12 лет. Они развивают у детей ловкость, координацию, чувство равновесия. Если какие-то движения у младших детей не получаются, попробуйте их в следующем году.

Играть надо на площадке с плотным покрытием, чтобы мяч хорошо отскакивал.

Еще один совет: не объясняйте ребенку словами, что именно надо сделать, а покажите. Личный пример папы, бабушки или деда куда лучше стимулирует ребенка делать любые упражнения, чем назидательные речи!

Инфографика Фото: АиФ

1. Соколиный глаз

Нарисуйте на стене или заборе на уровне головы квадрат (чем младше ребенок, тем квадрат должен быть больше, а для детей старше 9 лет - уже небольшой, только чтобы мяч умещался). Если нарисовать нель-зя, наклейте малярный скотч. Возьмите мяч обеими руками, встаньте в 5-10 шагах от квадрата (чем ребенок старше - тем дальше). Кидайте мяч от живота и из-за головы так, чтобы он попал в квадрат, отскочил от него в площадку, а от площадки - опять в руки. Не стойте, двигайтесь, ловите. Когда начнет получаться хорошо (удастся поймать 5-6 раз подряд), увеличивайте расстояние.

Упражнение выполняется 5-8 минут.

2. Меткая нога

Квадрат опустите на уровень бедер или нарисуйте его на земле. Мяч положите на землю в 3-5 шагах. Отойдите на 5 шагов от мяча, потом подбегите и ударьте по нему ногой так, чтобы он попал в квадрат. При этом ногой надо бить не абы как, а чередуя следующие положения:

  • внутренней стороной стопы,
  • внешней стороной стопы,
  • носком (пыром). Для этого упражнения нужны кроссовки с плотной тканью на носке, а не сандалии!
  • наружной частью стопы (подъемом, почти щиколоткой).
    Отдельно попробуйте ударить пяткой, для этого подбегайте к мячу со стороны квадрата и ударяйте назад.
    Сразу делайте каждый вид удара по очереди и правой, и левой ногой. Когда начнет более-менее получаться, усложняйте: отодвигайте мяч на 8, 10 и более шагов.

3. Ведение мяча рукой

Это движение всем знакомо: стучать мячом об землю так, чтобы он никуда не улетел.

Постучите мячом и правой, и левой рукой по 1-3 минуты.

1-3 минуты стучите мячом попеременно - то правой, то левой рукой.

Теперь попробуйте двигаться, «ведя» мяч правой рукой. Повторите это же левой рукой.

Для усложнения можно поставить на земле так называемые фишки - яркие одноразовые стаканчики. И вести мяч, обходя их.

Упражнение рассчитано на 10-20 минут.

4. «Чеканка»

Итак, мы добрались до высшего пилотажа, которым в совершенстве владеют футболисты! Пришла пора подкидывать мяч ногой или, как выражаются мальчишки, «чеканить». Для девочек, кстати, это тоже полезно: улучшает координацию и укрепляет бедра, с возрастом меньше шансов на появление целлюлита. Чем дольше сможете удержать мяч в воздухе, тем лучше. Но, если он коснулся земли, не опускайте сразу руки и ноги, а постарайтесь «подхватить» мяч и продолжить без пауз. Старайтесь при этом использовать то, чему научились в упражнении 2, то есть подкидывать мяч разными сторонами стопы. Работайте поровну обеими ногами!

Упражнение рассчитано на 5-15 минут.

5. Ведение мяча ногами

Осталось соединить упражнения 2 и 4 - «провести» мяч, подталкивая его одной или двумя ногами, на некоторое расстояние. Двумя ногами, конечно, намного интереснее, это уже полноценный футбол! Умения ударить левой ногой никто не ждет, и тот, кто за лето научился ею работать, станет настоящим дворовым королем футбола.

ЛФК с гимнастическим мячом очень полезна для детей и взрослых. Специальные упражнения способствуют релаксации и укреплению всех мышечных групп. При этом комплекс ЛФК на мяче для детей и взрослых отнимает совсем немного времени.

Польза ЛФК на мяче

Утренняя гимнастика с мячом полезна для людей всех возрастов. Если у вас в семье растет ребенок, вы можете использовать мяч для укрепления его здоровья и развлечения одновременно. Главное знать, какой мяч нужен для ЛФК.

С самыми маленькими можно выполнять гимнастические упражнения, а дети постарше просто любят попрыгать на мяче. Что касается взрослых людей, они тоже могут получить пользу, если научатся выполнять упражнения, просмотрев об ЛФК на мяче видео или картинки.

Давайте разберемся, какую пользу приносит такая лечебная гимнастика:

  1. Способствует укреплению и растягиванию всех групп мышц: рук, ног, спины, пресса.
  2. Массирует тело и нормализует работу многих внутренних органов.
  3. Улучшает координацию движений и укрепляет вестибулярный аппарат.
  4. Снимает мышечное перенапряжение у детей грудного возраста.
  5. Стимулирует пищеварение и предупреждает возникновение колик.

Как делать гимнастику на мяче для детей?

ЛФК на мяче для малышей рекомендована с месячного возраста. В первое время вы и ребенок будете сильно напряжены при выполнении упражнений, но со временем все привыкнут, а малышу наверняка даже понравится новое занятие. Посмотрев про ЛФК на мяче для детей до года видео, вы можете узнать тонкости.

Начинать заниматься физкультурой на мяче с ребенком можно спустя 60 минут с момента кормления. При занятиях обязательно беседуйте с крохой и хвалите его, напевайте песни и всячески его развлекайте. Если малышу что-то не понравится или вы поймете, что он утомился, остановите тренировку.

Важные принципы, соблюдение которых требует гимнастика для грудничков с мячом, таковы:

  1. Мяч пружинит, поэтому если малыш закапризничает, попробуйте его успокоить, легонько покачав.
  2. Укладывайте кроху на мяч ногами к себе, а вокруг можете разложить детские игрушки, чтобы они попадали в поле зрения ребенка и отвлекали его.
  3. Все движения на разгибание конечностей следует выполнять при движении мяча от себя, и наоборот.
  4. Пробуйте менять амплитуду движения. Для ее сокращения уменьшайте качание мяча.
  5. Когда ребенок подрастет и научится ползать, удержать его на мяче будет непросто, поэтому будьте внимательны.


Комплекс упражнений для детей

Перед тем, как приступать к ЛФК на мяче для детей, нужно накрыть мяч пеленкой (также ребенка можно полностью раздеть, чтобы он не вспотел).

Качания на животе

Уложите ребенка на мяч животиком и положите свою руку ему на спину, а другой придерживайте ножки. Начните бережно катать мяч в разные стороны.

Качания на спине

Упражнение аналогично предыдущему, но малыш теперь лежит на мяче на спинке. Особенно внимательно необходимо контролировать, чтобы голова ребенка не запрокидывалась назад.

Отталкивания

Положите малыша на столик для пеленания или диван и поднесите к его ножкам мяч, начав слегка надавливать. Кроха начнет инстинктивно отталкивать его, но вы сильно не сопротивляйтесь.

Потягивания до пола

Уложите малыша на животик на мяч и придерживайте его за ножки, а затем медленно наклоняйте его вперед так, чтобы он доставал ручками до пола. Можете заинтересовать ребенка, разложив на полу его любимые игрушки.

Попрыгун

Сядьте на пол и сожмите мяч ногами, чтобы он не укатывался от вас. Поставьте ребенка сверху и придерживайте со стороны спины. Помогите ему попрыгать и попружинить на мяче. Вы удивитесь, сколько радости ему принесет это упражнение.

Положите ребенка на мяч животиком так, чтобы он уперся в него ручками. Возьмите свое чадо за ножки и начните катать его на мяче вперед и назад, как тачку.

Пружинки

Положите малыша на мяч животиком и начните аккуратно надавливать на попу, чтобы он пружинил на мяче. Обязательно придерживайте ножки. Также можете перевернуть кроху и повторить упражнение, обязательно придерживая головку.

Положите грудничка на мяч спиной и начните приподнимать его до сидячего положения за предплечья. Придерживайте ножки и делайте все плавно, аккуратно увеличивая амплитуду.

Упражнения для взрослых

Чем полезна и как проводится гимнастика для детей с мячом мы разобрались, а теперь перейдем ко взрослым. Рассмотрим наиболее эффективные и распространенные упражнения с мячом, позволяющие похудеть, укрепить спину и проработать мышцы пресса.

Утренняя гимнастика с мячом должна начинаться с тщательной разминки. Можно потанцевать, попрыгать со скакалкой или просто подвигать и повращать верхними и нижними конечностями, головой и верхней частью туловища. Все нижеописанные упражнения необходимо выполнять по 10-15 повторений, в зависимости от вашей тренированности.

Поднятие таза

Первое упражнение предназначено для проработки мышц пресса, то есть укрепления нижней части спины и кора. Это движение активизирует также мышцы ног и ягодиц. Положите на пол мяч и лягте на спину, закинув на него ноги. В начальной позиции стопы необходимо упереться голенями, чтобы стопы висели в воздухе. Поднимайте таз, подкатывая мяч к себе ногами и опираясь на него стопами. В пиковом положении задерживайтесь на несколько секунд.


Наклоны в стороны

Ложитесь на спину и расположите мяч между ног. Сожмите его и поднимайте вверх ногами, опираясь руками в пол для поддержания равновесия. Далее наклоните ноги в одну сторону, не отрывая плеч, а затем в другую, и после этого возвращайтесь в первичную позицию.

Скручивания

Не поднимаясь с пола, снова зажмите мяч между ног и закиньте руки за голову. Начните скручиваться, поднимая таз мяч вверх. При выполнении движения напрягайте и втягивайте живот. Упражнение отлично прорабатывает мышцы брюшного пресса.

Отжимания на трицепс

Руки уприте в мяч, приняв положение, будто вы сидите на невидимом стуле. Не упирайтесь в край мяча, чтобы не соскользнуть и не удариться копчиком. Начните медленно отжиматься, прорабатывая трехглавую мышцу плеча.

Отжимания на грудь

Приготовьтесь к традиционным отжиманиям от пола, закинув ноги на гимнастический мяч. Выполняйте медленные отжимания, прорабатывая грудные мышцы. Упражнение способствует похудению. Чем ближе ноги будут к краю мяча, тем большие усилия вам придется прикладывать.

Поднятие ног

Начальное положение такое же, как в вышеописанном упражнении, но сразу разместите ноги как можно ближе к краю шара. Начните попеременно поднимать каждую ногу вверх, напрягая ягодичные мышцы.

Все упражнения из комплекса ЛФК на мяче необходимо выполнять поочередно в том порядке, в котором мы их представили. После выполнения одного круга всех упражнений, передохните несколько минут и можете приступать к следующему кругу. В зависимости от вашей подготовки, можете сделать 3-4 круга, а также сокращайте время отдыха.

Комплексы игр и игровых упражнений с мячом.

Оборудование: мячи диаметром 20 см.
Цель: развивать ловкость, меткость, координации движений в мелких и крупных мышечных группах.
«Бросалки»- подбросить и ловить мяч двумя руками
«Отбивалки»- отбить мяч об пол двумя руками и поймать его
«Бросок-отскок»- подбросить мяч вверх и ловить его после отскока об пол
Подвижная игра «Догони мяч»-дети перебрасывают мяч через натянутый шнур на высоте1,5м. на рас.=50-60 см от них, стараясь не коснуться мячам шнура. затем бегут за мячом.
Вариант усложнений: дети догоняют мяч и ловят его, не давая коснуться пола.

Оборудование: мячи диаметром 20 см.
Цель: развивать ловкость, меткость, координацию движений, укреплять мышцы туловища и верхних конечностей.
«Хлопушки»-подбрасывать мяч вверх и ловить после одного хлопка в ладоши
«Отбивалки»- отбить мяч об пол одной рукой и поймать его двумя руками
«Хлоп-гоп» — подбросить мяч вверх и ловить после отскока об пол и хлопка в ладоши
Подвижная игра «Ударяй и догоняй»- дети ударяют по мячу ногой, бегут за ним, берут в руки и возвращаются на место.
Вариант усложнений: в вдогонку за мячом детям необходимо пролезть под натянутым шнуром на высоте 50 см. взять мяч и вернуться на место. Не задевая шнур.


Оборудование:
мячи диаметром 20 см.
Цель: тренировать вестибулярный аппарата, развивать ловкость, меткость, координацию движений, силу мышц спины, ног и плечевого пояса.
«Вертушка»- подбросить мяч вверх и ловить после отскока и кружения.
«Правый-левый»- отбивать мяч правой-левой рукой поочерёдно
«Корзинка»- подбросить мяч вверх, соединить руки перед грудью кольцом и пропустить в него падающий мяч.
Подвижная игра «Мяч в кругу»- дети располагаются по кругу, лёжа на животе лицом в круг. У одного из участников мяч, он отталкивая его руками прокатывают любому из участником. Мяч из круга не выпускать.
Вариант усложнений: дети перекатывают мяч ногами из И.п.-сед согнув ноги (мяч удерживать стопами ног), отталкивая его, разгибая ноги в коленях. В игру можно добавить ещё один или два мяча, но тогда детям придётся прокатывать мяч так, чтобы они не сталкивались друг с другом.

Комплексы игр и игровых упражнений с мячом у стены.

Комплекс№1 (для детей 3-4 лет)

Оборудование: мячи диаметром 20 см.
Цель:
«Бим-бом»- отбивать мяч от груди двумя руками о стену (рас.=50 см-1м).
«Волна»- снизу двумя руками отбивать мяч о стенку и ловить его после отскока об пол.
«Задом-наперёд»- прислонившись спиной к стене, дети поднимая руки вверх над головой стараются отбить мяч о стену, чтобы мяч отскочил от стены как можно дальше, потом дети бегут за мечом и возвращаются на место.
Подвижная игра «Мой весёлый, звонкий мяч»- со словами текста ««Мой весёлый, звонкий мяч, ты куда пустился в скач,….»-дети свободно располагаясь по залу выполняют прыжки с мячом в руках. С окончанием текста «…не угнаться за тобой»- дети подбегают к обозначенной линии на краю площадки и прокатывают мяч до стены. Как только мяч касается стены дети берут мяч и игра повторяется.
Вариант усложнений: с произношением текста дети отбивают мяч об пол, с окончанием текста, дети разбегаются по залу с мячом в руках.

Комплекс№2 (для детей 4-5лет)

Оборудование мячи диаметром 20 см.
Цель: развивать силу, ловкость, глазомер, умение регулировать силу броска, менять исходное положение для броска в зависимости от поставленной задачи.
«Тик-так»- снизу двумя руками отбивать мяч о стенку и ловить его после отскока и хлопка.
«Самолёт»- двумя руками из-за головы отбивать мяч об пол. Стараясь бросить ближе к стене, и ловить после отскока о стенку.
«Выше-ниже»- дети отбивать мяч от груди двумя руками о стену сначала стоя, затем присев.
Подвижная игра «Кто дальше»- проводятся несколько линий параллельно стене (на рас.=30 см одна от другой). Дети встают перед ближней к стене линией. Бросают мяч о стену, ловят его и отходят за следующую линию, постепенно отступая от стены всё дальше, бросают и ловят мяч. Побеждает тот, кто поймает мяч, находясь дальше всех от стены.

Комплекс №3 (для детей 5-7 лет)


Оборудование:
мячи диаметром 20 см., разметки (цели с количеством кружков в них до 5) на стене, карточки с числами до 5.
Цель: развивать быстроту, ловкость, меткость, глазомер, умение регулировать силу броска, изменять его направление, развивать элементарные математические представления.
«Цепочка»- дети поочерёдно отбивают мяч от груди двумя руками о стену и после ловли перемещаются приставным шагом вправо на один шаг, снова отбивают мяч о стену, ловят его и перемещаются. Выполняют это по цепочке друг за другом.
«Успей поймать»- прислонившись спиной к стене, дети поднимая руки вверх-назад стараются отбить мяч о стену над головой так, чтобы отойдя от стены, успеть его поймать
«Поймай за спиной»- прислонившись спиной к стене, мяч в руках в верху над головой. Отклонившись от стены, выполнить шаг правой вперёд, одновременно отпуская мяч, быстро перевести руки за спину поймать его
за спиной.
Подвижная игра «Спортивная математика»- дети строятся в две колонны 5-6 м от стены с разметками. Инструктор поднимает карточку с цифрой. Впереди стоящие подбегают к стене, находит на ней разметку (цель), где количество кружков на этой разметке соответствует числу на карточке касается её мячом. Выполнив задание, возвращаются в колонну и передают мяч следующим участникам.
Вариант усложнений: Впереди стоящие подбегают к линии на рас.=1м от стены, находят разметку (цель), где количество кружков на этой разметке соответствует числу на карточке и стараются попасть в неё, отбив мячом. (В случае когда отсутствует цель с разметками, ребёнку необходимо выполнить количество отбиваний о стену, соответствующее числу на карточке.

Комплексы игр и игровых упражнений с обручем.

Оборудование: обручи диаметром 50см.
Цель: развивать мелкие мышцы кисти рук, координации движений в мелких и крупных мышечных группах. Содействовать развитию быстроты и ловкости.
«Пропеллер»- обруч вертикально на полу, захват одной рукой. С помощью вращательного движения кисти руки привести обруч в круговое движение вокруг своей оси, успеть поймать обруч не давая ему упасть.
«Загляни в окошко»- обруч в том же положении; придерживать его двумя руками с верху. Встать на обруч двумя ногами. Присесть и покачиваться вправо- влево, пытаться продвигаться вперёд.
«Полёт в космос»- обруч лежит на полу. Встать в середину обруча. Присесть, взять его двумя руками и вставая поднимать обруч вверх. Не меняя положение захвата, поднимать обруч выше и выше до уровня поднятых рук над головой.
Подвижная игра «Скорее в обруч». На полу произвольно расположены обручи. Около каждого стоят по двое детей. Под сигналу «Беги!» дети бегают вокруг своего обруча. По сигналу «В обруч!» впрыгивают в обруч и поднимают его вверх.
Вариант усложнений: Под ритмичную музыку дети выполняют различные беговые задания, по остановки её, впрыгивают в обруч и поднимают его вверх.

Комплекс №2 (для детей 4-5 лет)

Оборудование обручи диаметром 50-70 см.
Цель: содействовать развитию ловкости, быстроты реакции, внимания, координации движений в мелких и крупных мышечных группах, умение реагировать на звуковые сигналы, развивать творческое воображение.
«По краю пропасти»-обруч на полу. Ходить по обручу ногами прямо или боком.
«Пролезь в окоп»-придерживая обруч с верху одной рукой, присесть и пройти через обруч. Встать прямо и повторить опять, но уже с другой стороны.
«Ракета»- обруч вертикально на полу, захват одной рукой. Ребёнок приподнимая обруч вверх, подбрасывает его таким образом, чтобы обруч не менял направление. Ребёнок старается поймать его любым удобным способом.
Подвижная игра «Не теряй домик» На полу в произвольном порядке лежат обручи (по количеству играющих детей). В каждом обруче стоит ребёнок. По сигналу дети выпрыгивают из обручей и выполняют произвольные движения. Дети выполняют различные двигательные задания (взрослый убирает один обруч). По команде «В укрытие» ребята должны быстро впрыгнуть в любой обруч. Тот кто не успел занять обруч, получает штрафное задание.
Вариант усложнений: дети выполняют различные И./у. с мячом стараясь не терять его из рук. По сигналу «В укрытие» дети должны занять обруч, подняв его высоко над головой.

Комплекс №3 (для детей 5-7 лет)

Оборудование обручи диаметром 50-70 см..
Цель: развивать скоростно-силовые способности, ловкость, пластику, координацию движений в крупных и мелким мышечных группах.
«Вертушка»- встать в центр обруча. Взять его двумя руками и приподнять до уровня пояса. Двигая туловищем, выполнять горизонтальные вращательные движения обруча на талии.
«Колесо»- обруч вертикально на полу, удерживать с верху выпрямленной кистью руки, подтолкнуть его кистью руки в заданном направлении (ребёнок самостоятельно выбирает вариант прокатывания обруча: на дальность, в заданную цель, с многократным подталкиванием и т.д.)
«Цапли»- ребёнок кладёт обруч на пол перед собой и начинает перепрыгивать из обруча в обруч на одной ноге разными способами (прямо, боком. спиной), стараясь как можно дольше продержаться на одной ноге.
Подвижная игра «Чья команда победит». Дети стоят в две колонны командами. Перед каждой на расстоянии 2-3 м лежат 3 обруча (раст. между обручами 40-50 см) По сигналу первые в колоннах наперегонки бегут к первому обручу. Добежав до него, поднимают обруч над головой, пролезают в него, кладут на место, выпрыгивают из обруча, направляясь прыжками на одной ноге ко второму обручу. Берут его, крутят как волчок, 2-3 раза. и направляясь прыжками на одной ноге к третьему обручу. Берут его и прыгают 2-3 прыжка на месте, как через скакалку. Положив его на место, возвращаются в конец колонны. Побеждает команда быстрее выполнившая все задания.

Комплексы игр и игровых упражнений со скакалкой.

Комплекс №1 (для детей 3-4 лет)

Оборудование скакалки.
Цель: развивать координации движений, чувства равновесия, развивать крупную и мелкую моторику, умение ориентироваться в пространстве, воспитывать, смелость и умение сохранять безопасность.
«Вертушка»- вращение скакалки сложенной вдвое вперёд-назад
«Перешагни»- дети удерживают скакалку сложенную вдвое и стараются, не выпускав её из рук перешагнуть вперёд и обратно.
«Змейка»- дети кладут скакалку на пол, и стараются пройти по ней, сохраняя равновесие
Подвижная игра «Летающие бабочки»- по сигналу «Утро!» -дети бегают с вращением скакалки сложенной вдвое, стараясь не задевать друг друга. По сигналу «Вечер!»- дети перестают вращать скакалкой, замирают.
Вариант усложнений: дети должны придумать любую фигуру со скакалкой.

Комплекс №2 (для детей 4-5 лет)

Оборудование скакалки.
Цель: развивать ловкость, быстроту реакции и внимания, развивать крупную и мелкую моторику. Учить согласованным действиям друг с другом.
«Вертолёт»- вращение скакалки сложенной вдвое над головой.
«Веничек»- вращение скакалки сложенной вдвое низко над землёй с быстрым перешагиванием через неё.
«Прыг- скок»- выполнение прыжков на двух ногах через скакалку
Подвижная игра «Конные скачки»- дети делятся на пары «лошадка» и «наездник». Лошадка впереди наездник сзади, придерживает лошадку «вожжами»- скакалкой сложенной вдвое. По сигналу «В путь!»-пары по пути огибают столбы (стойки), преодолевают препятствия (дети меняются ролями). Побеждает та пара, которая проходит весь путь, не задевая препятствий на пути.
Вариант усложнений: дети должны пройти полосу препятствий на время.

Комплекс №3 (для детей 5-7лет)

Оборудование скакалки.
Цель: развивать ловкость, меткость, быстроту реакции и внимания, укреплять мышцы груди и плечевого пояса.
«Ветерок»- вращение скакалки сложенной вдвое перед собой с про беганием по «мостику» напольной доске.
«Удочка»- вращение скакалки сложенной вдвое низко над землёй с быстрым перепрыгиванием через неё.
«Прыгалки»- прыжки с поочерёдным подскоком с ноги на ногу с чередованием ноги.
Подвижная игра «Спортивные зайчата»- дети располагаются «в доме» на одной стороне зала со скакалкой в руке. На другой стороне «логово» волка. По команде «На полянку»- дети выбегают и прыгают на скакалках. По сигналу «Волк»- дети убегают «в дом» .
Вариант усложнений: дети убегают прыжками на двух ногах.

Литература:

Яковлева Л.В., Юдина Р.А. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет /. – М.: Владос, 2003.

1-й класс

Упражнение 1. И.п. – о.с., мяч в левой руке. 1–2 – руки через стороны вверх, потянуться и передать мяч в правую руку – вдох; 3–4 – опустить руки вниз – выдох. Повторить то же самое, передавая мяч из правой руки в левую. Поднимая голову, следить за передачей мяча. Руки вверху должны быть точно над головой.

Упражнение 2 . И.п.: ноги врозь, мяч в левой руке. 1 – наклон вправо, руки за голову, передать мяч в правую руку; 2 – выпрямиться, руки вниз; 3–4 – то же в другую сторону, передавая мяч в левую руку. При передаче мяча локти отведены в стороны-назад. Вес тела все время на двух ногах. Наклон выполнять в одной плоскости. Дыхание произвольное, без задержки.

Упражнение 3. И.п.: ноги вместе, руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – глубокий присед, колени вместе, руки вниз, передать мяч в левую руку (у носков ног) – выдох; 2 – встать, руки в стороны – вдох; 3–4 – то же, передавая мяч в правую руку. Следить, чтобы, вставая, дети расправляли плечи и поднимали руки точно в стороны.

Упражнение 4 . И.п.: ноги врозь, мяч в руках внизу. 1–2 – поворот вправо, бросок мяча вверх; 3 – поймать мяч двумя руками; 4 – и.п.; 5–8 – то же в другую сторону. Подбрасывать мяч двумя руками невысоко и строго вертикально, не отрывая ступней от пола. Дыхание произвольное.

Упражнение 5 . И.п.: стоя на коленях, мяч на полу между ладонями. 1 – взять мяч правой рукой; 2–4 – сделать ею большой круг вперед-вверх (в боковой плоскости); 5 – положить мяч на место; 6 – то же левой рукой. Взглядом следить за движением мяча, колени от пола не отрывать. Начало движения – вдох, окончание – выдох.

Упражнение 6. И.п.: ноги врозь, руки на поясе, мяч на полу между ногами. 1 – прыжком левую ногу вперед, правую назад (в линию); 2 – прыжком ноги врозь; 3 – прыжком правую ногу вперед, левую назад; 4 – прыжком ноги врозь. Прыжки выполнять мягко, на носках, вытягиваясь «в струнку». Следить, чтобы мяч оставался все время между ногами. После прыжков перейти на ходьбу. Дыхание произвольное.

2-й класс

Упражнение 1. И.п.: ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – руки вперед, передать мяч в левую руку – выдох; 2 – руки в стороны и рывок назад – вдох; 3–4 – то же, передавая мяч в правую руку. Упражнение выполнять в среднем темпе, прямыми руками, не опуская их ниже уровня плеч.

Упражнение 2 . И.п.: ноги врозь, мяч вверху. 1 – наклон вперед, мяч на пол между ног – выдох; 2 – выпрямиться, руки вверх – вдох; 3 – наклон вперед, взять мяч – выдох; 4 – выпрямиться, мяч вверх – вдох. Ноги в коленях не сгибать, мяч на пол не бросать. Стойку можно изменять постепенно, уменьшая расстояние между стопами.

Упражнение 3 . И.п.: стоя на коленях, ноги слегка расставлены, руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – поворот туловища вправо, наклон назад, положить мяч на пол между стоп; 2 – и.п.; 3 – поворот влево, поднять мяч левой рукой; 4 – и.п. Движения выполнять прогнувшись, колени от пола не отрывать. Дыхание произвольное.

Упражнение 4 . И.п.: ноги вместе, правая рука на поясе, левая впереди, мяч на ладони. 1 – присед на правой, левая вперед, колено не сгибать; 2 – встать, вернуться в и.п. Дыхание произвольное.

Упражнение 5. И.п.: ноги врозь, мяч в правой руке. 1 – мах правой ногой вперед-вверх, ударить мячом о пол под ногой; опуская ногу, поймать его двумя руками с другой стороны; 2 – переложить мяч в левую руку, выполняя мах левой ногой, ударить мячом о пол под ногой. Мяч бросать под небольшим углом внутрь, чтобы он отскакивал от пола (земли), не задевая ноги. Во время маха ногой вперед не наклоняться. Дыхание произвольное.

Упражнение 6 . И.п.: мяч в руках внизу. 1 – бросок мяча вверх; 2 – хлопок за спиной, поймать мяч двумя руками. Бросок мяча строго вертикально, с места не сходить. Количество хлопков можно увеличить, делая хлопки впереди и сзади. Дыхание произвольное.

Упражнение 7. И.п. – о.с., мяч на полу справа. Прыжки влево и вправо через мяч, прыжки влево и вправо с промежуточными прыжками на месте, а затем по два, три и более прыжка через мяч, выполняемых в быстром темпе. Дыхание произвольное. После прыжков перейти на ходьбу.

3-й класс

Упражнение 1 . И.п. – о.с., мяч в левой руке. 1–2 – руки через стороны вверх, потянуться и передать мяч в правую руку – вдох; 3–4 – руки через стороны вниз, за спиной передать мяч в левую руку – выдох. Когда руки вверху, смотреть на мяч.

Усложненный вариант : 1–2 – подняться на носки.

Упражнение 2 . И.п.: ноги врозь, руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – наклон к левой ноге, руки вниз, передать мяч в левую руку под ногой – выдох; 2 – выпрямиться, руки в стороны – вдох; 3–4 – то же к другой ноге, передавая мяч в правую руку. Наклоны выполнять, не сгибая колени. Упражнение можно дополнить, делая рывок руками назад (при разведении рук в стороны).

Упражнение 3. И.п.: стойка ноги врозь, мяч в левой руке (рис. 3 ). 1–2 – поворот вправо, удар мяча о пол; 3 – поймать мяч двумя руками; 4 – мяч в правой руке; 5–8 – то же в другую сторону. Мяч бросать строго вертикально. Ноги с места не сдвигать, пятки от пола не отрывать.

Упражнение 4 . И.п.: ноги врозь, мяч в руках. 1 – бросок мяча вверх; 2 – присесть, поймать мяч двумя руками; 3 – в приседе бросок мяча вверх; 4 – встать, поймать мяч. Высота броска не более 1–1,5 м. При выполнении упражнения с места не сходить.

Сложный вариант : после броска надо присесть и встать, затем поймать мяч. Дыхание произвольное.

Упражнение 5 . И.п.: мяч в правой руке. 1 – согнуть вперед правую ногу, мяч под колено; 2 – зажать мяч под коленом, отвести согнутую ногу назад и прогнуться; 3 – правую ногу вперед и левой рукой взять мяч; 4 – ногу вниз. То же левой ногой. При отведении ноги назад для сохранения равновесия можно разводить руки в стороны или несколько назад, стараясь держать туловище прямо. Вначале проделать это упражнение без мяча. Дыхание произвольное.

Упражнение 6. И.п.: лежа на спине, руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – согнуть ноги вперед и положить мяч на голени у ступней – выдох; 2 – выпрямить ноги и аккуратно опустить на пол, руки в стороны – вдох; 3 – согнуть ноги вперед и взять мяч левой рукой – выдох; 4 – выпрямить ноги, руки в стороны, мяч в левой руке – вдох. При сгибании ног голову наклонять вперед, контролируя взглядом положение мяча. Движения ногами должны быть плавными, чтобы не упал мяч.

Упражнение 7 . И.п. – о.с., мяч на полу впереди. 1 – прыжком вперед ноги врозь, мяч между стопами; 2 – прыжком вперед ноги вместе, мяч сзади; 3–4 – два прыжка на месте, поворот кругом. Прыжки с поворотами чередовать в левую и правую сторону. Прыгать мягко, на носках. Дыхание произвольное.

Вариант : 3–4 – прыжки назад ноги врозь и вместе (спиной вперед).

Упражнение 8 . Ходьба на месте, ударяя мячом о пол поочередно левой и правой рукой и ловя двумя руками. Каждый бросок делать под определенный счет, например, на счет 1 или на счет 3.

Усложненный вариант : выполнить задание с продвижением вперед. Дыхание произвольное.

4-й класс

Упражнение 1 . И.п.: ноги врозь пошире, руки в стороны, мяч в правой руке (рис. 1 ). 1–2 – перенести центр тяжести на левую ногу, переложить мяч под коленом в левую руку; 3–4 – и.п.; 5–8 – то же в другую сторону. Упражнение делать плавно, не спеша, потягиваясь при разведении рук в стороны и разворачивая ладони вверх. Дыхание произвольное.

Упражнение 2 . И.п.: мяч в левой руке (рис. 2 ). 1–2 – руки через стороны вверх, потянуться и передать мяч в правую руку – вдох; 3–4 – руки через стороны вниз, за спиной передать мяч в левую руку – выдох. Когда руки вверху, смотреть на мяч.

Усложненный вариант : 1–2 – подняться на носки.

Упражнение 3 . И.п.: ноги врозь, мяч в левой руке. 1–2 – поворот вправо, удар мяча в пол; 3 – поймать мяч двумя руками (рис. 3 ); 4 – и.п., мяч в правой руке; 5–8 – то же в другую сторону. Мяч бросать строго вертикально. Ноги с места не сдвигать, пятки от пола не отрывать.

Упражнение 4 . И.п.: ноги врозь, мяч в руках внизу. Подбросить мяч вверх, быстро присесть и хлопнуть одной рукой о пол (рис. 4 ), встать, поймать мяч двумя руками. При выполнении упражнения с места не сходить. Приседать на полной стопе, туловище держать по возможности прямо, следя взглядом за полетом мяча. Хлопок делать поочередно правой и левой рукой.

Усложненный вариант : броски и ловля мяча одной рукой. Дыхание произвольное.

Упражнение 5 . И.п.: ноги врозь, руки вверху, мяч в левой руке (рис. 5 ). 1 – наклон туловища вправо, выпустить мяч и поймать его правой рукой; 2 – выпрямиться; 3–4 – то же в другую сторону. Наклон делать сильнее, чтобы руки были почти в горизонтальном положении и мяч падал точно на ладонь нижней руки. Руки стараться не сближать. Голова должна быть все время приподнята, смотреть на мяч. Дыхание произвольное, без задержек.

Упражнение 6 . И.п.: сед, руки в стороны, мяч в правой руке. 1 – высокий мах правой (левой) ногой вверх, руки вперед и передать под ногой мяч в левую руку – выдох; 2 – опустить ногу, руки в стороны; 3 – согнуть руки за голову и передать мяч в правую руку – вдох; 4 – руки в стороны. Махи делать поочередно правой, левой рукой. Нога прямая, носок оттянут. Разводя руки, надо выпрямлять спину. Упражнение выполнять энергично в быстром темпе. После нескольких повторений направление движения мяча нужно менять.

Упражнение 7 . И.п.: руки на поясе, мяч на полу сбоку. Прыжки боком через мяч с правой ноги на левую и обратно с двойными притопами. Эти прыжки напоминают движение, встречающееся в русском и украинском танцах: на счет «раз» выполняется прыжок с ноги на ногу, а на счет «два» – двойной притоп. Прыжок выполнять мягко, акцентируя лишь переступания. Дыхание произвольное.

Упражнение 8 . Ходьба на месте или с продвижением вперед, ударяя мячом о пол левой рукой и ловя его правой и наоборот. Мяч бросать нужно перед собой под небольшим углом, чтобы он отскакивал точно в другую руку. Когда упражнение будет освоено, его можно выполнять под счет, делая броски под определенную ногу и в заданном темпе. Дыхание произвольное.

Школа мяча для дошкольников

Автор : Бутова Юлия Викторовна, инструктор по физкультуре, воспитатель МКДОУ детский сад № 6 «Ягодка», г. Киров, Калужская область.
Описание : данный материал будет полезен воспитателям детских садов, инструкторам по физкультуре.
Предлагаю Вашему вниманию задачи физического воспитания, рекомендации педагогом и игры с мячами, методическую разработку под названием

"Школа мяча"


Цель :
Формировать у детей интерес к занятиям с мячом.
Задачи физического воспитания :
При катании мячей энергично отталкивать их руками.
Ловить мяч кистями рук, не прижимая к груди.
Развивать умение бросать мяч двумя руками.
Развивать ловкость рук.
Познакомить детей с формой, объемом, свойствами резинового мяча.
Учить спокойно и четко выполнять упражнения с мячом.
Обучать броскам маленького мяча в цель.
Учить энергично отбивать мяч кистью.
Обучать приему мяча двумя руками.
Обучать упражнениям общеразвивающего характера с большими мячами.
Развивать умения и навыки в ловле и передаче большого мяча друг другу.
Учить попадать большим мячом в висящую корзину.
Упражнять в прокатывании мяча ногами между предметами и в направлении друг другу.
Совершенствовать точность передачи мяча друг другу снизу, из-за головы, от груди.


Методические рекомендации:
Дети любят игры с мячом, поэтому им надо дать возможность почувствовать природу мяча, проявить самостоятельность во время движения с мячом. При выполнении упражнений с мячом уделять внимание каждому ребенку.
Вовремя находить слова одобрения, позволяющие ребенку непринужденно выполнять движения, в связи с большой нагрузкой во время занятия особое внимание обратить на интервалы активного отдыха: дети могут свободно поиграть с мячом, происходит как бы подготовка к выполнению последующих двигательных задач.
Упражнения, предваряющие бросок в цель, для маленьких детей необходимы. Рука ребенка постепенно привыкает к мячу, движения становятся более уверенными, особенно важна работа кистью руки.
В младших группах необходимо постоянно обыгрывать действия с мячом: «маленький мяч легкий», «мяч может убежать – это он играет с вами».
Во время выполнения упражнений педагог постоянно комментирует действия и движения детей, корректирует их, особенно если эти действия однообразны.
При выполнении броска мяча об пол желательно обратить внимание детей на движение мяча, что он делает, а затем уже на действия детей с мячом.
Не оставлять без внимания тех детей, кто не смог выполнить задание, следует поработать с ними индивидуально, помочь развитию моторной памяти.
Соблюдать прием «мяч отдыхает», что позволяет ребенку получить кратковременный перерыв, происходит смена движений, переключение внимания на другое действие.
При метании мяча вдаль следует показать детям, как занять правильную исходную позицию (ноги пошире, одна нога впереди, туловище при замахе наклонено вперед). Движение кистью – важный элемент в метании, показать, как выполняется движение, сравнить его с моментом положения руки во время прощания, когда говорим «до свидания».
При бросках мяча двумя руками обратить внимание на технику броска мяча о землю с последующей ловлей.
Очень важно научить ребенка регулировать силу отталкивания: отталкивать мяч не только с силой, но и с меньшими усилиями, не отводя его далеко от груди.
Если прокатывание мяча ногами друг другу и между предметами не получается (это трудно), можно предложить детям попробовать прокатывать мяч между предметами без передачи его друг другу.
Смену движений (заданий) в подгруппах производят после того, как все выполнят данное задание указанное количество раз.
Избегать необоснованных длительных объяснений во время выполнения заданий, упражнений.
При перебрасывани мяча друг другу напоминать детям, что они должны быть внимательными при приеме мяча - тот, кто ловит, не стоит неподвижно на месте, а правильно рассчитывает полет и выполняет ловлю мяча.
Добиваться от детей хорошего управления движением мяча, умения мягко отталкивать его пальцами рук.
Техника передачи мяча усваивается детьми постепенно, поэтому не стоит их излишне торопить; в процессе обучения передаче мяча необходимо напоминать детям, что: - локти следует опускать около туловища; - стараться бросать мяч на уровне груди партнера; - мяч сопровождать взглядом и определенным положением рук.
При обучении броску мяча в корзину с места надо обратить внимание на то, чтобы дети бросали мяч, стоя в правильной стойке, прицеливались, сопровождали мяч взглядом, не разводили локти в стороны.
Отмечать любые успехи детей.
От педагога зависит интерес детей к занятиям, важно поддерживать его на протяжении всех моментов и даже тогда, когда делаются замечания по совершенствованию движений.


При занятии с мячом и со скакалкой, педагог должен работать только с половинным составом группы. Только в этом случае дети могут получить умения и навыки, и инструктор может контролировать индивидуально каждого ребенка (семь-восемь детей); остальные дети должны работать с другим взрослым (воспитателем) и с другим содержанием заданий (повторение и закрепление ранее знакомых движений и действий).


Вот несколько интересных игр с мячом :

"Мячик кверху"

Описание игры : Считалкой выбирается водящий. Дети встают в круг близко друг к другу, водящий идет в его середину в очерченном для него кругу, и бросает мяч вверх после слов: «Мячик кверху!» Игроки в это время стараются как можно дальше отбежать от центра круга. Водящий ловит мяч и кричит: «Стой!» Все игроки должны остановиться, а водящий, не сходя с места, бросает мяч в того, кто стоит ближе всех к нему. Запятнанный игрок становиться водящим. Если же водящий промахнулся, то остается и проводит еще раз игру.
Правила игры : Водящий бросает мяч как можно выше и только после слов: «Мячик кверху!» Водящему разрешается ловить мяч и после отскока от земли. Если водящий роняет мяч или мяч уходит, то прежде, чем крикнуть «Спой!», ему нужно поймать мяч и вернуться на свое место. Если кто – то из игроков после слова «Стой!» продолжает двигаться, то он должен сделать три шага в сторону водящего. Убегая от водящего, игроки не должны прятаться за деревья и постройки.

"Летучий мяч"

Описание игры : Игроки встают в круг, водящий находится в середине круга (он выбирается считалкой). По сигналу дети перебрасывают мяч друг другу через центр круга. Водящий старается задержать мяч, поймать или коснуться его рукой. Если ему это удалось, то он встает в круг, а тот, кому был брошен мяч, становится водящим.
Правила игры : Игрокам при ловле мяча разрешается сходить с места. Игроки не должны задерживать мяч. Водящий не может коснуться мяча, когда он находится в руках игрока.

"Гонка мячей"

Материал : Для проведения игры нужны два мяча разного цвета.
Описание игры : Дети встают по кругу на расстоянии одного шага друг от друга лицом в центр, рассчитываются на первые и вторые номера. Так они делятся на две команды. В каждой группе считалкой выбирается ведущий. Они должны стоять на противоположных сторонах круга. По сигналу ведущие начинают перебрасывать мяч только игрокам своей группы, в одном направлении. Выигрывает группа, в которой мяч раньше вернулся к ведущему. Дети выбирают другого ведущего. Игра повторяется, но мячи перебрасываются в обратном направлении. По договоренности игру можно повторить от 4 до 6 раз.
Правила игры : Начинать игру ведущим нужно одновременно по сигналу. Мяч разрешается только перебрасывать. Если мяч упал, то игрок, уронивший его, поднимает и продолжает игру. Игроки должны точно перебрасывать мяч, быть внимательными при приеме мяча: тот, кто ловит, не должен стоять неподвижно ждать, когда мяч попадет в руки. Нужно следить за мячом и, если нужно, сделать шаг вперед.

"Ты катись, веселый мячик"

Описание игры: Дети выстраиваются в круг на расстоянии вытянутой руки. Игроки передают мяч по кругу со словами:
Ты катись, веселый мячик,
Быстро, быстро по рукам,
У кого остановился-
Тот бежит по сторонам!

Тот игрок, у кого мяч остался в руках, поворачивается спиной к центру. Игроки, стоящие по обе стороны от него, поворачиваются в стороны и бегут по сигналу: «Раз, два, три – беги!» Кто первый прибежит к мячу, берет его, и игра начинается сначала. Теперь, можно мяч передавать в другом направлении.
Правила игры : Игроки должны быстро и точно передавать мяч друг другу. Нельзя водящему специально задерживать мяч для другого игрока. Бежать игроки должны в разные стороны, спина к спине друг друга. Нужно оббегать круг, и нельзя забегать в центр. Описание игры: Все игроки, кроме водящего, встают в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя по имени того, кто должен его ловить. Водящий стоит в середине круга и старается ударить рукой по летящему над ним мячу. Как только задержанный таким образом мяч упадет на землю, игроки разбегаются, а водящий быстро поднимает мяч и, крикнув «Стой!», старается запятнать одного из игроков. Запятнанный игрок становится водящим. Если же водящий промахнется, то снова идет в круг водить.
Правила игры: Игроки должны быстро и точно передавать мяч друг другу. Водящий задерживает только летящий мяч. Водящий пятнает игроков с того места, где поднял мяч.

"Сторожа"

Материал: Маленькие мячи по количеству детей.
Описание игры: Участники игры встают в круг на расстоянии одного шага. У всех игроков маленькие мячи. В середине круга построен город (кегли, расставленные на расстоянии, чтобы между ними мог свободно пройти маленький мяч). Городок охраняют три сторожа (выбранные считалкой). Игроки, стоя на одном месте, ногой посылают мяч в городок. Тот, кто, прокатывая мяч, собьет кеглю, встает на место сторожа.
Правила игры: Мяч игроки должны только прокатывать. Нельзя пропускать отбитый сторожем мяч за круг; тот, кто, пропустил мяч, выходит из игры. Сторожам разрешается, защищая город, переходить с одной стороны на другую. Сторож задерживает и отбивает мяч только ногой. Описание игры: На площадке чертиться большой круг. Считалкой выбирают Зайчика, он идет в круг, а все игроки стоят за кругом. Они бросают мяч друг другу, но так, чтобы он задел игрока – зайчика. Зайчик бегает по кругу, увертывается от мяча. Тот, кто запятнает игрока – зайчика, встает на его место в кругу.
Правила игры: Игроки не должны заходить за границы круга. Прежде чем передать мяч, нужно назвать по имени того, кто его должен поймать. Передавать мяч нужно быстро, нельзя задерживать его в руках. Чем быстрее игроки передают мяч, тем интереснее проходит игра. Игрок – зайчик, по желанию, может поймать мяч. В этом случае игрок, чей мяч был пойман, встает в круг и становится зайчиком.