Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Что такое синагога? Московская хоральная синагога

Синагога - главная составляющая Еврейской жизни.

По-русски - синагога , на иврите бейт кнессет (Дом собрания), на английском (из идиш) - shul .

Синагога - больше, чем просто дом молитвы. Здесь делают бриты и говорят поминальную речь, здесь устраивают шидухи и делают Хупот, и здесь люди днем и ночью учат Тору.

Дома молитвы существовали уже во времена Храма . В них собирались для обсуждения общественных дел, вознесения молитв во время постов, в них выступали пророки, а также учителя Торы, дававшие уроки для всех желающих. Слово «синагога» - греческого происхождения, означает «собрание людей»; в древнем Израиле употреблялось другое название, арамейское - Бе-кеништа . Синагога представляла собой как бы Малый Храм, со всеми его функциями, кроме жертвоприношений и связанных с ними другими элементами ритуала. В рассеянии синагога стала центром духовной и общественной жизни евреев.

По закону, нельзя начинать строительство нового поселения, пока не будет закончено здание синагоги. Она принадлежит всем жителям, которые обязаны за свой счет покупать свитки Торы, книги для учения и молитвы, поддерживать в ней порядок, ремонтировать здание. Синагогу нельзя переделать для других нужд или продать. Ее святость не исчезает даже если она разрушена.

Главным в синагоге является зал (улам ), где молятся или учатся. У стены, направленной в сторону Иерусалима (а в Иерусалиме - в сторону Стены плача), расположен специальный шкаф для свитков Торы - Арон Акодеш . В эту же сторону поворачиваются молящиеся в час молитвы. В Талмуде написано: «Находясь вне Эрец Исраэль , обрати свое сердце (когда молишься) к Эрец Исраэль. Находясь в Эрец Исраэль, обрати свое сердце к Иерусалиму. Находясь в Иерусалиме, обрати свое сердце к Храму».

Ближе к центру зала молитв стоит Бима - возвышение, на стол которого кладут свитки Торы при их чтении. Молитву ведет хазан , которого называют «шалиах цибур» , посланец общины.

За порядком в синагоге, а также за ведением денежных расходов, включая нужды на помощь беднякам, следят служители, «габаим» , избираемые членами общины.

Часто в одном комплексе вместе с синагогой размещают микву (ритуальный бассейн) и помещение для занятий с детьми - хедер .

«Русская» синагога

Необходимое условие и самое эффективное средство как в приближении нерелигиозных евреев к Традиции, так и для тех, кто уже соблюдает - быть членом общины.

Естественно, что выходцы одной общины стремятся молиться в одной синагоге. Так возникает «русская» синагога, горская синагога, бухарская синагога.

Неве Яаков - русскоязычная синагога.
Руководитель рав Шалом Каплан 054-8415124,
с воскресенья по четверг в 22:00 проходят вечерние молитвы (Маарив) в синагоге Маген Авраам на ул. Шаули. А также в «Хедер Камениц » на ул. Шаули проходят молитва Минха перед шабатом (время зажигания субботних свечей), урок по Недельной Главе и Маарив шабат.

Хайфа - Синагога «Толдот Ицхак», адрес: ул. Трумпельдор 37, Неве Шеанан. Руководителя общины - рав Шрага Боер - 052-432-77-70 Община русскоязычных религиозных евреев, центр изучения Торы, ежедневные молитвы, утренние и вечерние хавруты, женские уроки, шаббатоны, детские программы и др. Открытие нового центра изучения Торы

Модиин - русскоязычная синагога.
Руководитель рав Йосеф Овадья Зарудинский 054-8421101
Вечерняя молитва (Маарив) в воскресенье и вторник в 22:15 после вечернего колеля, в синагоге «Киподан », ул. Киподан 22.

Ашдод - Синагога «Зехер Ицхак», адрес: ул. Маво аШарвитан 7 (район Хет). Руководитель рав Борух Шейнин - 053-820-57-70. Индивидуальные занятия для мужчин, женские уроки, программы для семей, шаббатоны и др. мероприятия. Каждый день вечерние молитвы в 20:45.

Горские синагоги:

Тель-Авив - синагога «Ор Овадья».
Руководитель рав Шмуэль Йуда Давид Симантов пел 054-5401707
р-н Неве Элиэзер, ул. Ацира 3, синагога Ор Овадья при Торговом Центре.
Каждый день проходят молитвы Минха в 16:00 и Маарив в 20:00 (в зимнее время).
В канун Шабата собирается миньян на Минху (время зажигания свечей), Кабалат Шабат и Маарив. Короткое время после Маарива в синагоге есть занятия для молодых ребят Онег Шабат .
В Шабат в 8:00 есть Шахарит, в 11:00 Хеврат Теилим для детей с викторинами и призами, в 13:00 - Минха и после нее начинается третья трапеза, которая обычно затягивается до выхода Шабата и молитвы Маарив.

Московская хоральная синагога расположена в Большом Спасоглинищевском переулке, ближайшее метро — Китай-город.

Всего в Москве пять синагог, хоральная – самая большая и старая из них. Здесь находится Главный раввинат России, а также высшее духовное училище Иешива. Хоральной синагога называется потому, что богослужение здесь ведет группа канторов – небольшой хор, который поет молитву.

Место для постройки было выбрано неслучайно – в этих местах с 30-х годов 19-го века, с разрешения московского генерал-губернатора, в дешевой и непрезентабельной гостинице начали селиться еврейские купцы. Позже к ним присоединились ремесленники, бежавшие из Польши и Белоруссии от голода и нищеты. Со временем встал вопрос о строительстве молельного дома, и в 1891 году здание в стиле эклектика по проекту архитектора Семена Эйбушитца было построено.

По легенде, во время строительства случилось вот что: великий князь Сергей Александрович, проезжая мимо, перекрестился, думая, что строят православную церковь. Позже, осознав свою оплошность, повелел снести красивый серебристый купол, венчающий крышу, а здание — опечатать. В Москве возобновились гонения на евреев – тысячи были выдворены, а общая численность еврейского населения сократилась в 10 раз. Открылась для моления синагога только в 1906 году после манифеста царя Николая Второго о свободе вероисповеданий.

За годы советской власти здание изрядно пострадало и, в 2001 году под патронажем Юрия Лужкова и при участии еврейских общин, в том числе израильских и американских, была проведена его масштабная реконструкция, воссозданы исторические интерьеры. Вновь возведен серебристый купол со Звездой Давида.

В этом же году была построена каменная Стена Плача – в память о разрушенном иерусалимском Храме.

Рядом – скульптура «Птица счастья» работы Бурганова, символизирующая дружбу между народами.

В самом молельном доме и около него много надписей на иврите.

Внутри — четыре молельных зала. Я побывала только в главном – самом красивом. Богослужения здесь проводятся по праздникам и субботам.

Внутреннее убранство поначалу напоминает католический храм – высокие своды, колонны, ряды скамеек.

На фото виден второй этаж. Неиудеям можно поприсутствовать на богослужении, но только тут — на втором этаже. Фотографировать во время молитв запрещено.

Каких-то строгих канонов, по которым должны строиться синагоги, нет. Единственное — в иудаизме запрещаются изображения людей и животных, поэтому интерьер украшают только геометрическими и растительными орнаментами.

Необыкновенной красоты потолок.

Древо жизни и древо познания — деревья, растущие в Эдемском саду.

У главной стены находится Ковчег Святыни Арон Кодеш – специальное хранилище-шкаф со свитками Торы. Он закрыт бархатной завесой Парохет , расшитой золотыми нитями. По бокам Ковчега – колонны, напоминающие о колоннах при входе в святилище Храма Соломона. На переднем плане видна трибуна, с которой произносит речи раввин.

Еще детали интерьера:

Строго говоря, синагога не является храмом – это молельный дом, в котором сообща молятся и читают Тору. Также здесь проводят Брит Мила (обрезание), Бар Мицва (празднование совершеннолетия) и другие обряды.

Всегда можно взять нужную книгу — есть большая библиотека. На одном из книжных шкафов увидела вот такую табличку:

Забытая книга.

Как доехать до Московской Хоральной синагоги

На общественном транспорте: м.Китай-город, Большой Спасоглинищевский переулок, дом 10 (от метро 3-5 минут пешком).

Синагога не только оказала решающее влияние на формирование иудаизма. Традиция придает синагоге огромное значение в еврейской жизни.

Евреи, изгнанные в Вавилон, стали собираться в домах друг друга, чтобы вместе молиться и учить .

Позднее были построены специальные здания для молитвы - первые синагоги.

В начале периода Второго Храма еврейские законоучители постановили, что молиться следует в общине.

Каждая община должна построить «дом собрания» (бейт-кнессет или синагога по-гречески), где бы евреи собирались на молитву в , праздники и будни.

Устройство синагоги

Хотя внешне синагоги отличаются друг от друга, в основе их внутреннего устройства лежит конструкция Храма, который в свою очередь повторял устройство Скинии, построенной евреями в пустыне.

Это было огороженное прямоугольное пространство.

Внутри находился умывальник, где священнослужители омывали руки и ноги перед началом службы, и .

Вслед за этим располагалось нечто вроде шатра, называемого Святилищем. Туда могли входить только священнослужители.

В глубине Святилища, скрытая особым занавесом (парохет), находилась .

Там стоял Ковчег Завета, содержавший с высеченными на них .

Когда построил Храм, он воспроизвел устройство Скинии, добавив прилегающий двор, где могли молиться женщины.

Синагоги строятся так, что их фасад всегда обращён к Израилю, по возможности, к Иерусалиму, где стоял Храм (для европейских синагог это означает ориентацию на восток).

Во всяком случае, стена, у которой стоит арон кодеш (шкаф, в котором хранятся свитки Торы), всегда направлена в сторону , и в любом месте земного шара еврей молится, обратясь лицом к нему.

По правилам необходимо стремиться к тому, чтобы синагога располагалась на самом высоком месте в городе.

Синагога имеет обычно прямоугольную форму, для мужчин и женщин есть раздельные помещения (это может быть балкон, боковой или задний придел).

У входа помещается раковина, где можно помыть руки перед молитвой.

В той части синагоги, которая соответствует местоположению Святилища в Храме, устанавливается большой шкаф (иногда в нише), покрытый занавесом, называемым парохет.

Такой шкаф называется синагогальным ковчегом (арон кодеш) и соответствует Ковчегу Завета в Храме, в котором хранились скрижали с Десятью Заповедями. В шкафу находятся свитки Торы - самое священное достояние синагоги.

В центре синагоги находится возвышение, называемое бима или алмемар.

С этого возвышения читается Тора, на нём установлен стол для свитка. Это напоминает помост, с которого в Храме читали Тору.

Над ковчегом располагается нер тамид - «неугасимый светильник». Он горит всегда, символизируя Менору, масляный светильник Храма.

В меноре было семь фитилей, один из которых горел постоянно, как сказано:

«возжигать вечный огонь перед скрижалями…»

Рядом с нер тамид помещается обычно каменная плита или бронзовая доска, с выгравированными на ней Десятью заповедями.

Функции синагоги

Время молитв в синагоге совпадает со временем ежедневных жертвоприношений в Храме, тем не менее, молитва не является заменой жертвоприношения.

В отличие от православной церкви, синагога не является храмом, а лишь помещением для общественной молитвы.

Еврейский Храм может быть построен только на одном месте - на Храмовой горе в Иерусалиме.

В эпоху Второго Храма функцией синагоги было поддержание тесной связи между евреями, где бы они ни жили, и Храмом в Иерусалиме, никак, разумеется, с Храмом не конкурируя.

Функции синагоги очень широки. Часто при синагогах имеются школы, в которых дети и подростки изучают Тору.

Талмуд рассказывает, что в Иерусалиме было 480 синагог и при каждой две школы - начальная (бет-сефер) и средняя (бет-талмуд). В бет-сефер преподавали Писание, а в бет-талмуд - Мишну.

По традиции синагоги обеспечивают общину библиотекой. Считается весьма благочестивым делом купить для такой библиотеки книги.

В любой синагоге можно найти Пятикнижие с комментариями, Мишну, Талмуд, сотни, а иногда и тысячи других книг. Любой член общины вправе пользоваться ими.

В синагоге проводят празднование обрезания (Брит Мила), совершеннолетия (Бар Мицва), выкуп первенца и другие религиозные обряды. Также в синагоге может заседать бейт-дин - местный религиозный суд.

Синагоги абсолютно независимы. Любая группа верующих может организовать синагогу.

Для управления синагогой верующие сами выбирают руководителей. Правление синагоги распоряжается средствами для помощи нуждающимся, устраивает на ночлег приезжих и т. д.

Синагогальная служба

Новые формы богослужения в синагогах основывались на концепциях, развившихся из храмовой службы и благодаря Храму они стали частью религиозной жизни еврейского народа.

Синагога находилась в храмовом дворе, а молитвы и чтение Торы были частью храмовой службы.

Многие храмовые ритуалы, как например, биркат-коханим, помахивание лулавом в праздник Суккот, трубление в и другие, пришли в синагогальную службу из храмового ритуала и получили распространение в синагогах в и в диаспоре ещё в период существования Храма.

С течением времени к изучению Торы было добавлено также чтение Торы в Храме.

В субботу и в праздники собирался в Храме в качестве бет-мидраша; в храмовом дворе законоучители преподавали народу законы Торы.

Хранившиеся в Храме древние списки Священного Писания и произведения национальной исторической литературы были эталоном канонического текста, и по просьбе общин диаспоры храмовые писцы делали для них копии с этих книг.

Несмотря на развитие новых форм богопочитания, в народном сознании Храм продолжал оставаться местопребыванием Шхины и единственным местом жертвоприношения Богу.

Путём храмового жертвоприношения и сопровождающего его очищения искуплялись прегрешения как частных лиц, так и всего народа, что способствовало духовному очищению и моральному совершенствованию Израиля.

Храмовый культ рассматривался как источник благословения не только для евреев, но и для всех народов мира.

После разрушения Храма синагога призвана возрождать во всех еврейских общинах дух Храма.

Слово синагога греческое (synagoge; от syn - вместе, ago - веду). В еврейском языке ему соответствует слово kenesset (собрание). Место собрания называется beth ha kenesset (дом собрания). В Святом Евангелии и других новозаветных книгах на церковнославянском языке слово синагога переводится как «сонмище» (см.: Мф. 4: 23; 12: 9; Мк. 1: 21)

Ни в Законе Моисея, ни в других ветхозаветных книгах нет указаний о необходимости сооружать особые здания религиозных собраний. Предположение, что синагоги возникли во время вавилонского плена, не находят фактического подтверждения. Самый ранний документ, в котором упоминается синагога, - надпись времен фараона Птолемея III Эвергета (247-221 до Р.Х.). За последние два с половиной века ветхозаветной истории синагоги получают распространение не только в диаспоре, но и в самой Палестине. Особенно много их было в Галилее.

Предписания об устройстве синагог содержатся в галахе (нормативной части иудаизма). Синагоги должны были располагаться так, чтобы стена, противоположная входу, была обращена на Иерусалим, а в Иерусалиме - на храм (после разрушения - на место, где он стоял). Поэтому галилейские синагоги были ориентированы на юг, а в Хевроне - на север. Согласно Талмуду, синагога должна быть самым высоким зданием в городе. Так как в рассеянии евреи это исполнить не могли, то на крышах синагог устанавливали длинные шесты. Таким странным образом выходили из затруднения.

Синагоги предназначались для молитвы, чтения Писания, толкования прочитанного и назидания. Они устраивались в образ скинии и храма, но принципиальное отличие было в том, что там отсутствовал жертвенник. Жертвоприношения не совершались. Поэтому середину прямоугольного помещения занимало возвышение (бима ), а на нем - стол или кафедра для чтения свитков Торы. Главную значимость имел шкаф, в котором хранились свитки закона. По аналогии с храмом он назывался арон х(г)а-кодеш (святой ковчег). Место у шкафа считалось самым почетным. Большую часть внутреннего пространства синагоги занимали сиденья.

Синагоги не были делом богоустановленным. В них отсутствовало священство. Должностные лица были из мирян и не имели специальных одежд. Главным лицом был начальник синагоги (по-славянски: архисинагог, старейшина собору, начальник сонмища), который упоминается в Святом Евангелии (см.: Мк. 5: 22, 35-36; Лк. 8: 49). Он руководил советом старейшин. Был еще служитель (см.: Лк. 4: 20) или наблюдатель (евр.: хазан ). В его обязанности входило поддержание порядка, открытие и закрытие помещения, возжигание светильников и др.

Религиозная жизнь требует от человека внимания к себе, нравственной чуткости, смирения и чистых намерений. Если этого нет, постепенно наступает отвердение сердца. Неизбежно происходит подмена. Это мы наблюдаем на примере той духовной атмосферы, которая была в сонмищах времен земной жизни Спасителя. В синагоге Назарета Иисус Христос прочел мессианское место из пророка Исайи и дал ему толкование. «Услышав это, все в синагоге исполнились ярости и, встав, выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его» (Лк. 4: 28-29). Когда Господь в субботу в синагоге исцелил сухорукого, фарисеи, «выйдя, имели совещание против Него, как бы погубить Его» (Мф. 12: 14). После того как Спаситель освободил согбенную женщину, которую 18 лет мучил сатана, начальник синагоги, негодуя, сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходите исцеляться, а не в день субботний» (Лк. 13: 14). Однако человек не находится в полной зависимости от духовных недугов той среды, в которой живет. Начальник синагоги Иаир имел веру в Иисуса и просил исцелить свою дочь: «Приди, возложи на нее руку Твою, и она будет жива» (Мф. 9: 18).

История синагог явственно разделяется на два периода: до и после искупительной Смерти Иисуса Христа. Пока еще не была принесена Жертва за грехи мира, продолжалась ветхозаветная история, весь смысл которой заключался в ожидании и приготовлении к встречи грядущего Избавителя. Особенно обострились мессианские чаяния в последние десятилетия перед приходом в мир Спасителя, ибо исполнились сроки. Хотя представления иудеев о Мессии были искажены земными интересами, но ожидание Его оставалось средоточием их религии. После того как пришедший спасти мир Мессия-Христос был оклеветан, поруган и казнен, то наступила духовная смерть. Господь Иисус Христос прямо сказал иудеям: «Ненавидящий Меня ненавидит и Отца моего» (Ин. 15: 23). В литературе нередко смешивают ветхозаветную религию, которая кончилась с заключением Нового Завета, и иудаизм. Отождествление это совершенно неверно. То ожидание Мессии, которым проникнута была многовековая история религии потомков пророка Моисея, кончилось. «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет, а такие [ветви] собирают и бросают в огонь, и они сгорают. <…> Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха; а теперь не имеют извинения во грехе своем» (Ин. 15: 6, 22).

Либеральные авторы, пишущие на тему об отношении христианства к иудаизму, чтобы затушевать сущность проблемы, пытаются представить неприятие иудаизма как вражду к евреям. Это неправда. Ученики Спасителя были в основном евреями. Были евреи и среди святых отцов (например, святитель Епифаний Кипрский). Среди наших новомучеников евреем был архимандрит Неофит (Осипов; 1875-1937), личный секретарь Святейшего Патриарха Тихона. Как исповедник, он решительно отвергал Декларацию митрополита Сергия. Его очень ценили священномученик митрополит Кирилл (Смирнов) и святитель Афанасий (Сахаров), которые вместе с ним были в ссылке.

Причина здесь религиозная. Это ясно выразил апостол Иоанн Богослов: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына» (1 Ин. 2: 22). Тот же апостол был тайнозрителем и получил откровение от Господа: «И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» (Откр. 2: 8-9).

В средневековом церковном европейском искусстве противопоставление христианства и иудаизма аллегорически представлено в виде двух женских фигур - Церкви и Синагоги. Такими скульптурами оформлен южный портал трансепта (поперечного нефа) собора в Страсбурге (ок. 1230). Женщина, олицетворяющая Церковь, прямо и уверенно держит правой рукой крест, словно опираясь на него. Прямые, ниспадающие до земли складки плаща делают фигуру твердой и устойчивой. Голова увенчана короной. Взгляд устремлен в даль. Синагога прижимает к телу сломанное в нескольких местах копье. Изгиб фигуры повторяет эту ломаную линию. Из левой руки выпадают скрижали. Голова опущена. На глазах повязка - символ духовной слепоты.