Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Что изображено на Голгофском кресте? У подножия креста голгофы

В христианской религии изображение креста имеет глубокое философско-нравственное значение. Он стало символом великой искупительной жертвы, принесённой Богом во избавление людей от вечной смерти, являвшейся следствием первородного греха, совершённого нашими прародителями - Адамом и Евой. Его изображения весьма разнообразны, и каждое имеет особый смысловой оттенок. Одно из них, а именно Голгофский Крест, является темой этой статьи.

Крест - картина великого события

Его очертания знакомы каждому, кто так или иначе встречался с православной символикой, и увидеть их можно на облачении монахов, предметах а также в атрибутах, связанных с освящением жилищ и транспорта. Голгофский Крест представляет собой стилизованную картину события, происшедшего более двух тысяч лет назад в Палестине, коренным образом изменившего весь ход мировой истории.

В его композицию включены изображения Креста - орудия мучения Спасителя нашего Иисуса Христа, горы Голгофы, на вершине которой произошло это событие, головы Адама, покоящейся в её недрах, традиционно изображаемой у подножия Креста. Кроме того, сюда включены надписи, имеющие как пояснительный, так и сугубо сакральный характер.

Сияние в римском небе

Центром композиции является сам Крест. Известно, что его изображение как магический символ и даже как изображение божества встречалось ещё у представителей древнейших, дохристианских культур. Лишь в Римской империи он превратился в орудие позорной и мучительной казни, которой подвергались, главным образом, рабы и особо опасные преступники. Его символы появились на стенах катакомб, где во II и III веках первые христиане совершали тайные богослужения. Они представляли собой изображения пальмовой ветви, плети и аббревиатуры имени Христа.

В обычном, «незашифрованном виде», Крест впервые появился в IV веке, когда христианство получило в Риме статус государственной религии. Согласно Священному преданию, императору Константину в ночном видении явился Спаситель и повелел украсить изображением Креста знамя, под которым его воинство готовилось вступить в бой с врагом. Утром в небе над Римом появилось сияние в виде креста, рассеявшее его последние сомнения. Исполнив повеление Иисуса Христа, Константин вскоре разгромил врагов.

Три памятных креста

Римский историк Евсевий Памфил описывает это знамя с изображением Креста в виде копья с поперечной перекладиной и начертанного сверху буквенного сокращения Несомненно, что Голгофский Крест, фото которого представлено в статье, стал результатом последующих видоизменений символа, украшавшего боевое знамя римского императора.

После победы, одержанной Константином, в знак благодарности Спасителю он приказал установить три памятных Креста и нанести на них надпись «Иисус Христос победитель». По-гречески она выглядит так: IC.XP.NIKA. Такую же надпись, но по-славянски, содержат все православные Голгофские Кресты.

В 313 году свершилось великое событие: на основании Миланского эдикта, принятого по инициативе императора Константина, в Римской империи была установлена свобода вероисповедания. Христианство после трёх веков гонений получило, наконец, официальный государственный статус, и его символике был дан мощный импульс для дальнейшего развития.

Основные элементы Креста

Несмотря на то что главный имеет различные начертания, православные Голгофские Кресты принято изображать трёхсоставными, то есть восьмиконечными. Они представляют собой сочетание вертикального столба и большой перекладины, расположенной, как правило, на уровне, составляющем две трети от их высоты. Это, собственно, и есть само орудие мучения, на котором был распят Спаситель.

Над большой горизонтальной перекладиной изображается параллельная ей малая, символизирующая дощечку, прибитую к кресту перед казнью. На ней были слова, написанные самим Понтием Пилатом: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Эти же слова, но в славянском начертании, содержат все православные Голгофские Кресты.

Символическое мерило греховности

В нижней части вертикального столба помещается небольшая наклонная перекладина - символическое подножие, укреплённое уже после того как Спасителя пригвоздили ко Кресту. Голгофский Крест, как и вообще все православные кресты, изображается с перекладиной, у которой правый край выше левого.

Эта традиция восходит к библейскому тексту, повествующему о том, что по обеим сторонам от Спасителя были распяты два разбойника, причём тот, что справа, покаялся, обрёл жизнь вечную, а тот, что слева, хулил Господа и обрёк себя на вечную смерть. Таким образом, наклонная перекладина играет роль символического мерила человеческой греховности.

Символ Лобного места

Голгофский Крест всегда изображается на некоем постаменте, олицетворяющем гору Голгофу, название которой переводится с древнееврейского языка как «череп». Это послужило основанием для другого названия, упомянутого в славянском и русском переводах Евангелия, - «Лобное место». Известно, что в древние времена оно служило местом казней особо опасных преступников. Есть свидетельства, что состоящая из серого известняка гора действительно внешне напоминала череп.

Как правило, Голгофа изображается в нескольких вариантах. Это может быть полусфера, а также пирамида с ровными или ступенчатыми краями. В последнем случае эти ступени называют «ступенями духовного восхождения», и каждая из них имеет определённое название: нижняя - Вера, средняя - Любовь, высшая - Милосердие. С обеих сторон горы, на которой изображён Голгофский Крест, помещаются две буквы - «ГГ», что значит «Гора Голгофа». Их начертание является обязательным.

Трость, копьё и череп

Кроме всего вышеперечисленного, Голгофский Крест, значение которого, прежде всего, - в олицетворении жертвенности и искупления человечества через страдания Христа, как правило, изображается с атрибутами палачей, упомянутыми в Евангелии. Это трость, на конце которой - губка с уксусом, и копьё, пронзившее тело Спасителя. Обычно они помечаются соответствующими буквами - «Т» и «К».

Важное место в общей композиции занимает и череп, изображённый внутри Голгофы. Это символическая голова прародителя нашего Адама, о чем свидетельствуют начертанные возле неё буквы «Г» и «А». Принято считать, что жертвенная кровь Христа, проникнув сквозь толщу горы, омыла её от первородного греха. По поводу того, каким образом голова Адама оказалась в недрах этой горы, существует несколько версий. Одна из них утверждает, что тело прародителя было принесено сюда ангелами, согласно другой, его захоронил тут потомок Адама Сиф, а по наиболее распространённой версии, тело принесли воды Всемирного потопа.

Прочие надписи

Согласно установившейся традиции, есть и иные символические начертания, сопровождающие Голгофский Крест. Значение надписей (выполненных всегда по-славянски) в полной мере сообразуется с евангельским сюжетом о страстях Господних. В верхней части креста обычно пишется «Сын Божий». В некоторых случаях её заменяет надпись «Царь Славы». Над большой горизонтальной перекладиной помещается надпись «IC XP» - «Иисус Христос», а внизу, как уже было упомянуто, «НИКА» - «Победа». Место свершившегося события и его главный итог обозначаются буквами «МЛ» - «Место лобное», и «РБ» - «Раю быть».

Частица Божьей Благодати

Схематическое изображение места распятия Христа - Голгофский и напрестольный - прочно вошло в число наиболее почитаемых православных символов. В наши дни оно является не только атрибутом монастырской аскезы, но и святыней, бережно хранимой благочестивыми мирянами.

Большинство россиян, иногда даже те из них, которые не причисляют себя к верующим людям, придерживаются, тем не менее, старинных традиций и носят на груди символы христианства, в том числе и Голгофский Крест. Серебро ли пошло на его изготовление, золото, или выполнен он из иных металлов, освящённый в церкви Христовой, он всегда несёт в себе частицу Божественной Благодати, столь необходимой в жизни каждого из нас.

В пасхальную ночь полагалось резать агнцев и вкушать их. Пасхальная трапеза обязательно включала жаренного ягненка. Но правила кошерной (разрешенной иудаизмом) пищи предполагают, что в мясе не должно быть крови. По свидетельству Иосифа Флавия, на Пасху в Иерусалиме резалось 265 тысяч ягнят. Ирод Агриппа, чтобы подсчитать число благочестивых семей, велел отделять жертвы к очагу – их оказалось 600 тысяч… Из этих сотен тысяч жертвенных животных надо было излить всю кровь. Если учесть, что в Иерусалиме не было канализации, можно представить, какое количество крови городские сточные канавы несли к Кедронскому потоку.

Кедрон протекает между Иерусалимской стеной и Гефсиманским садом, в котором арестовали Христа. В предпасхальные дни Кедрон наполнялся не столько водой, сколько кровью. Перед нами символ, рожденный самой реальностью: Христа, Новозаветного Агнца, ведут на казнь через реку, полную крови ветхозаветных агнцев. Он идет пролить Свою кровь – чтобы не было больше нужды ни в чьем убийстве. Вся страшная мощь ветхозаветного культа не смогла всерьез исцелить человеческую душу. “Делами закона не оправдается никакая плоть”…

В Гефсиманском саду начинаются страдания Христа. Здесь Он провел последние часы Своей земной жизни в молитве к Отцу.

Евангелист Лука, врач по образованию, описывает облик Христа в эти минуты с предельной точностью. Он говорит, что когда Христос молился, то кровь, как капли пота, стекала по лицу Его. Это явление известно медикам. Когда человек находится в состоянии крайнего нервного или психического напряжения, то иногда – (крайне редко) такое бывает. Капилляры, которые находятся ближе к коже, рвутся, и кровь проступает сквозь кожу через потовые протоки, смешиваясь с потом. В таком случае действительно образуются крупные капли крови, которые стекают по лицу человека. В таком состоянии человек теряет очень много сил. Именно в этот момент Христа арестовывают. Апостолы пытаются сопротивляться. Апостол Петр, который носил с собою “меч” (возможно, это был просто большой нож) готов воспользоваться этим оружием, чтобы защитить Христа, но слышит от Спасителя: “возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечем погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?” Апостолы разбегаются. Спросонок никто не был готов следовать за Христом. И только один из них, скрываясь за кустами, следует какое-то время за храмовой стражей, ведущей Христа в город. Это – евангелист Марк, который позднее в своем Евангелии расскажет об этом эпизоде. Пока Христос молился в Гефсиманском саду, апостолы вопреки просьбам Христа спали. В те времена было принято спать нагими, и на Марке не было одежды. Вскочив, юноша набросил на себя что-то наспех, и в таком виде последовал за Христом. Мелькание этого пятна за кустами все-таки заметили, стражники попытались поймать его и Марк, оставив накидку в руках храмовой стражи, убежал нагим (Мк. 14.51). Этот эпизод достоин упоминания потому, что за несколько веков до этого он был по сути предсказан уже в Ветхом Завете. В книге пророка Амоса (2.16) было сказано о дне пришествия Мессии: “И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день”. Марк действительно оказался самым отважным, он единственный пробует следовать за Христом, но все-таки и он вынужден нагим бежать от стражи…

Иисуса, преданного Иудой, схватили стражники Синедриона – высшего органа управления иудейской религиозной общины. Его привели в дом первосвященника и на скорую руку судили, прибегая и к лжесвидетельствам, и к клевете. Успокаивая совесть собравшихся, первосвященник говорит: “… лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб”. Синедрион стремится показать римским властям, что он сам в состоянии укрощать “возмутителей спокойствия” и не давать повода римлянам для репрессий.

Дальнейшие события в Евангелии описаны достаточно подробно. Последовал суд первосвященников. Римский прокуратор (наместник) Понтий Пилат не находит за Иисусом вины, которую на Него возлагает Синедрион: “Развращение народа, призыв к отказу платить подать кесарю – императору Рима, претензии на власть над иудейским народом”. Однако первосвященник Каиафа настаивал на казни, и в конце концов Пилат дает свое согласие.

Обратим внимание только на ту часть приговора, где Синедрион говорит: “Он делает себя Богом”. Значит, даже те, кто отнюдь не симпатизировал проповеди Христа, считали, что Он приравнивал Себя к Богу, т.е. утверждал Свое богоравное достоинство. Поэтому, естественно, в глазах правоверных иудеев, исповедующих сугубое единство Бога, это действительно было кощунство, именно это, а отнюдь не претензия на мессианское достоинство. Скажем, Бар Кааба, который приблизительно в это же время претендовал на мессианский титул, не был распят и его судьба гораздо более благополучна. Итак, суд позади, начинается ночь перед казнью.

Голгофа – невысокий холм за городскими стенами Иерусалима – была традиционным местом публичных казней. Именно для этих целей на вершине холма постоянно стояло несколько столбов. По обычаю, приговоренный к распятию должен был на себе нести из города тяжелую балку, служившую поперечиной. Такую балку нес на себе и Христос, но, как говорит Евангелие, не сумел донести ее до Голгофы. Он был слишком обессилен. Перед этим Христа уже один раз подвергли казни: его бичевали.

Сегодня, основываясь на данных Туринской плащаницы, мы можем сказать, что такое бичевание – это тридцать девять ударов пятихвостым бичом со свинцовыми шариками, которые привязаны к концам каждого из ремней. При ударе бич обвивался вокруг всего тела и рассекал кожу до кости. Иисус получил их тридцать девять, потому что иудейский закон запрещал наносить больше сорока ударов. Это считалось смертельной нормой.

Впрочем, закон уже был нарушен. Христа подвергли наказанию дважды, в то время как любое право, в том числе и римское, запрещает наказывать человека дважды за одно и то деяние. Бичевание – первое, и само по себе тяжелейшее наказание. После него выживал не каждый. И все же за первой карой следует вторая – распятие. Видимо Понтий Пилат действительно пытался отстоять жизнь Иисуса и надеялся, что вид окровавленного проповедника, избитого до полусмерти, удовлетворит кровожадные инстинкты толпы.

Однако этого не произошло. Толпа требовала казни, и Иисуса повели на Голгофу. Избитый и обессилевший, Он несколько раз падал по дороге, и в конце стража заставляет стоявшего рядом крестьянина по имени Симон взять крест и донести его до Голгофы. А на Голгофе Господа прибивают к кресту. Ноги прибивают к тому столбу, который был вкопан, а руки – к той перекладине, которую Он нес на Себе, и затем перекладину водружают на вертикальный столб и прибивают.

За две тысячи лет слово “распятие” повторялось так часто, что смысл его в некоторой степени утратился, потускнел. Потускнела в сознании ныне живущих и громадность той жертвы, которую принес Иисус за всех людей, бывших и будущих.

Что же такое распятие? Цицерон эту казнь называл самой ужасной из всех казней, которые придумали люди. Суть ее состоит в том, что человеческое тело повисает на кресте таким образом, что точка опоры оказывается в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч, и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса, и застаивается там. Мышцы постепенно начинают деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья. Такая казнь иногда длилась несколько суток. Чтобы ускорить ее, человека не просто привязывали к кресту, как в большинстве случаев, а прибивали. Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к кисти руки и управляют ей. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву – страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того, чтобы дышать в таком положении, у него остается только один выход – надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна – это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но поскольку при этом руки его также прибиты, то рука начинает вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, а сплошь покрытого зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

Евангелие говорит, что страдания Христа длились около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи нередко мечом перебивали голени распятому. Человек терял последнюю точку опоры и быстро задыхался. Стражники, охранявшие Голгофу в день распятия Христа, торопились, им нужно было закончить свое страшное дело до заката солнца по той причине, что после заката иудейский закон запрещал прикасаться к мертвому телу, а оставлять эти тела до завтра было нельзя, потому что наступал великий праздник – иудейская Пасха, и три трупа не должны были нависать над городом. Поэтому команда палачей торопится. И вот, св. Иоанн специально отмечает, что воины перебили голени двум разбойникам, распятым вместе со Христом, но самого Христа не коснулись, потому что видели, что Он был мертв. На кресте заметить это не трудно. Как только человек перестает без конца двигаться вверх-вниз, значит, он не дышит, значит, он умер…

Евангелист Лука сообщает, что когда римский сотник пронзил копьем грудь Иисуса, то из раны излились кровь и вода. По заключению медиков, речь идет о жидкости из околосердечной сумки. Копье пронзило грудь с правой стороны дошло до околосердечной сумки и сердца – это профессиональный удар солдата, который целится в незагражденную щитом сторону тела и бьет таким образом, чтобы сразу достать до сердца. Из уже мертвого тела кровь истекать не будет. То, что кровь и вода излились, означает, что сердечная кровь еще раньше, еще до последней раны перемешалась с жидкостью околосердечной сумки. Сердце не выдержало мук. Христос умер от разрыва сердца раньше.

Иисуса успевают снять с креста до захода солнца, успевают наскоро обвить в погребальные пелены и уложить в гробницу. Это каменная пещера, высеченная в скале недалеко от Голгофы. Его кладут в гробницу, заваливают вход в небольшую пещерку тяжелым камнем и ставят стражу, чтобы ученики не украли тело. Проходит две ночи и один день, и на третий день, когда ученицы Христа, полные скорби, потому что они лишились любимого Учителя, идут к гробнице, чтобы наконец обмыть Его тело и совершить полностью все погребальные обряды, они обнаруживают, что камень отвален, стражи нет, гробница пуста. Но не успевают их сердца исполниться нового горя: мало того, что Учителя убили, а теперь даже нет возможности похоронить Его по-человечески – как в этот момент является им Ангел, возвещающий величайшую весть: Христос воскрес!

Евангелие описывает ряд встреч с воскресшим Христом. Удивительно, что Христос по Своем воскресении не является ни Понтию Пилату, ни Каиафе. Он не идет убеждать чудом своего воскресения людей, которые не признавали Его при жизни. Он является только тем, кто уверовал и успел принять Его раньше. Это – чудо уважения Бога к человеческой свободе. Когда же мы читаем свидетельства апостолов о воскресении Христа, мы поражаемся одной вещи: они рассказывают о воскресении не как о событии, происшедшем где-то с каким-то посторонним человеком, но как о событии в их личной жизни. “И это не просто: Воскрес дорогой мне человек”. Нет. Апостолы говорят: “И мы воскресли вместе со Христом”. С тех пор каждый христианин может сказать, что самое важное событие в его жизни произошло во времена Понтия Пилата, когда камень у входа в гробницу оказался отвален, и оттуда вышел Победитель смерти.

Крест – основной символ христианства. Крест – средоточие скорби. И крест же – защита и источник радости для христианина. Почему нужен был Крест? Почему недостаточно было ни проповедей Христа, ни Его чудес? Почему для нашего спасения и соединения с Богом оказалось недостаточно того, что Бог-Творец стал человеком-тварью? Почему, говоря словами святителя Григория Богослова, мы возымели нужду в Боге не только воплотившемся, но и закланном? Итак – что значит Крест Сына Божия в отношениях человека и Бога? Что произошло на Кресте и вслед за распятием?

Христос неоднократно говорил, что именно ради этого момента Он пришел в мир. Последний враг, древний враг, с которым сражается Христос – это смерть. Бог есть жизнь. Все, что существует, все, что живет – по убеждениям христиан и по опыту любой развитой религиозной философской мысли – существует и живет в силу своей причастности к Богу, своей взаимосвязи с Ним. Но когда человек совершает грех, он разрушает эту связь. И тогда божественная жизнь перестает струиться в нем, перестает омывать его сердце. Человек начинает “задыхаться”. Человека, каким видит его Библия, можно сравнить с водолазом, который работает на дне моря. Вдруг, в результате неосторожного движения, шланг, по которому сверху поступает воздух, оказывается пережатым. Человек начинает умирать. Спасти его можно только восстановив возможность воздухообмена с поверхностью. Этот процесс и есть суть христианства.

Таким неосторожным движением, нарушившим связь между человеком и Богом, был первородный грех и все последующие грехи людей. Люди воздвигли преграду между собою и Богом — преграду не пространственную, а в своем сердце. Люди оказались отрезанными от Бога. Эту преграду необходимо было убрать. Чтобы люди могли быть спасены, могли обрести бессмертие, следовало восстановить связь с Тем, Кто только Один бессмертен. По слову апостола Павла, один только Бог имеет бессмертие. Люди отпали от Бога, от жизни. Их необходимо было “спасти”, надо было помочь им обрести именно Бога – не какого-то посредника, не пророка, не миссионера, не учителя, не ангела, а самого Бога.

Могли ли люди сами построить такую лестницу из своих заслуг, своих добродетелей, по которой они, как по ступеням Вавилонской башни, поднялись бы до неба? Библия дает ясный ответ – нет. И тогда, поскольку Земля сама не может вознестись до Неба, Небо склоняется к Земле. Тогда Бог становится человеком. “Слово стало плотью”. Бог пришел к людям. Он пришел не для того, чтобы узнать, как мы здесь живем, не для того, чтобы дать нам несколько советов о том, как себя вести. Он пришел для того, чтобы человеческая жизнь могла вливаться в жизнь Божественную, могла с ней сообщаться. И вот Христос вбирает в себя все, что есть в человеческой жизни, кроме греха. Он берет человеческое тело, человеческую душу, человеческую волю, человеческие взаимоотношения, чтобы Собою согреть, отогреть человека и изменить его.

Но есть еще одно свойство, неотделимое от понятия “человек”. За эпохи, прошедшие со времени изгнания из рая, человек обрел еще одно умение – он научился умирать. И этот опыт смерти Бог тоже решил вобрать в Себя.

Тайну страданий Христа на Голгофе люди пытались объяснить по-разному. Одна из самых простых схем говорит, что Христос принес Себя в жертву вместо нас. Сын решил умилостивить Небесного Отца, чтобы тот, ввиду безмерной жертвы, принесенной Сыном, простил всех людей. Так считали западные средневековые богословы, нередко так говорят сегодня популярные протестантские проповедники, такие соображения можно встретить даже у апостола Павла. Эта схема исходит из представлений средневекового человека. Дело в том, что в архаичном и в средневековом обществе тяжесть проступка зависела от того, против кого этот проступок направлен. Например, если человек убивает крестьянина – положено одно наказание. Но если он убивает слугу князя, его ждет иное, более серьезное наказание. Именно так средневековые богословы нередко пытались объяснить и смысл библейских событий. Сам по себе проступок Адама, может быть, и невелик – подумаешь, яблоко взял, – но дело в том, что это был поступок, направленный против величайшего властителя, против Бога.

Маленькая, сама по себе ничтожная величина, помноженная на бесконечность, против которой она была направлена, сама стала бесконечной. И, соответственно, для того, чтобы оплатить этот бесконечный долг, необходима была бесконечно огромная жертва. Такую жертву человек не мог принести сам за себя, и, поэтому, за него ее выплачивает сам Бог. Такое объяснение полностью соответствовало средневековому мышлению.

Но сегодня мы не можем признать эту схему достаточно вразумительной. В конце концов, возникает вопрос: справедливо ли, что вместо действительного преступника страдает безвинный? Справедливо ли будет, если некий человек поругается со своим соседом, а затем, когда на него найдет приступ человеколюбия, он вдруг решит: ладно, я на своего соседа гневаться не буду, но, чтобы все было по закону, пойду зарежу своего сына, и после этого будем считать, что мы помирились.

Впрочем, вопросы к такого рода популярному богословию возникали еще у св. Отцов Православной Церкви. Вот, например, рассуждение св. Григория Богослова: “Остается исследовать вопрос и догмат, оставляемый без внимания многими, но для меня весьма требующий исследования. Кому и для чего пролита излиянная за нас кровь – кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не иному кому, как содержащему во власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как сие оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но самого Бога, за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить и нас! А если Отцу, то, во-первых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Или из сего видно, что приемлет Отец, не потому что требовал или имел нужду, но по домостроительству и по тому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе чрез Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим? Таковы дела Христовы, а большее да почтено будет молчанием”*.

Были и другие попытки объяснить тайну Голгофы. Одна из этих схем, в некотором смысле более глубокая и довольно дерзкая, говорит об обманувшемся обманщике. Христос уподобляется охотнику*. Когда охотник желает поймать какого-нибудь зверя или рыбу, он рассыпает приманку или маскирует крючок наживкой. Рыба хватает то, что видит – и натыкается на то, с чем встретиться никак не желала.

По мысли некоторых восточных богословов, Бог приходит на землю для того, чтобы разрушить царство сатаны. Что такое царство смерти? Смерть – это пустота, небытие. Поэтому смерть нельзя просто прогнать. Смерть можно только заполнить изнутри. Разрушение жизни нельзя преодолеть ничем иным, кроме как созиданием. Для того, чтобы войти в эту пустоту и изнутри заполнить ее, Бог принимает человеческий облик. Сатана не узнал тайну Христа – тайну Сына Божьего, ставшего человеком. Он считал Его просто праведником, святым, пророком, и полагал, что, как любой сын Адама, Христос подвластен смерти. И вот, в ту минуту, когда силы смерти возликовали, что им удалось победить Христа, предвкушая встречу с очередной человеческой душой в аду, они встретились с силой Самого Бога. И эта божественная молния, низойдя в ад, начинает разворачиваться там и разносит весь адский склеп. Таков один из образов, довольно популярный в древней христианской литературе*.

Третий образ уподобляет Христа врачу. Святой Василий Великий так и говорит: Бог, прежде чем послать Сына Своего на землю, отпустил грехи всем нам. Христос же приходит для того, чтобы подобно опытному врачу, связать воедино распавшуюся человеческую природу. Человек должен сам, изнутри своей собственной природы, снять все преграды, отделяющие его от Бога. То есть человек должен научиться любви, а любовь — это очень опасный подвиг. В любви человек теряет самого себя. В некотором смысле, всякая серьезная любовь близка к самоубийству. Человек перестает жить для себя, он начинает жить для того человека, которого любит, иначе это не любовь. Он выходит за свои собственные пределы.

Однако в каждом человеке есть частица, не желающая выходить за свои пределы. Она не хочет умирать в любви, она предпочитает на все смотреть с точки зрения своей собственной маленькой пользы. С этой частицы и начинается умирание человеческой души. Мог ли Бог просто удалить неким ангельским скальпелем эту раковую опухоль, гнездящуюся в человеческой душе? Нет, не мог. Он создал людей свободными (по Своему образу и подобию) и, потому, не стал бы уродовать собственный образ, который Он вложил в человека. Бог действует только изнутри, только через человека. Сын Предвечного Отца две тысячи лет назад стал сыном Марии, чтобы здесь, в человеческом мире, появилась хотя бы одна душа, способная сказать Богу: “Да, возьми меня, я ничего своего не хочу иметь. Воля не моя, но Твоя да будет”.

Но дальше начинается таинство обожения человеческой природы Христа. Он с самого рождения своего Бог. Он располагает, с одной стороны, божественным сознанием, божественным “Я”, а с другой стороны, человеческой душой, которая развивалась, как у каждого ребенка, юноши, молодого человека. Естественно, в каждое живое существо Бог вложил боязнь перед смертью. Смерть – это то, что не есть Бог. Бог есть жизнь. Каждой человеческой душе, каждой живой душе вообще свойственно бояться того, что очевиднейшим образом не есть Бог. Смерть – очевиднейшим образом не есть Бог. И человеческая душа Христа боится смерти – не трусит, а противится ей. Поэтому в Гефсиманском саду человеческая воля и душа Христа обращаются к Отцу со словами: “Душа моя скорбит смертельно… Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты…” (Мф. 26, 38-39).

В этот момент переступается последняя грань, которая могла отъединить человека от Бога – опыт смерти. В результате, когда смерть подступает к жизни Христа, пробует ее раздробить и уничтожить, то не находит в ней для себя никакого материала. По определению святого Иринея Лионского, с которым были согласны не только христиане II века, когда жил святой, но и верующие во все времена, смерть – это раскол. Прежде всего раскол души и тела, а также вторая смерть, которая по христианской терминологии есть раскол души и Бога. Вечная смерть. Так вот, когда этот раскол, этот клин, пробует утвердится, найти свое место во Христе, оказывается, что ему там нет места. Он там застревает, потому что человеческая воля Христа через Гефсиманское моление подчинилась божественной воле, всецело соединилась с ней. Клин смерти не смог отделить душу Христа от Божественной природы Сына Божия, и, как следствие, человеческая душа Христа оказалась до самого конца неотделима от Его тела. И поэтому и происходит почти немедленное воскресение Христа.

Для нас это означает, что отныне смерть человека становится не более, чем эпизодом его жизни. Поскольку Христос нашел путь выхода из смерти, это означает, что если человек последует за ним, образно говоря, “вцепится в его одежды”, то Христос протащит его через коридоры смерти. И смерть окажется не тупиком, а просто дверью. Именно поэтому апостолы говорят о том, что смерть Иисуса Христа – важнейшее событие в их личной жизни.

Таким образом, спасение мы обретаем не смертью Христа, но Его воскресением. Смерть изгоняется натиском жизни. Христос не просто “претерпевает” муки. Нет. Он вторгается в область смерти и присозидает человечество к источнику бессмертной жизни – к Богу.

Есть и четвертый образ, объясняющий события Голгофы. Землю, где живут люди, можно уподобить оккупированной планете. Так получилось, что в мире небесном в некие времена, о которых мы ничего не знаем, произошло событие Богоотступничества…

Мы не знаем его мотивов, не знаем, как оно протекало, но зато знаем его последствия. Мы знаем, что в ангельском мире произошло разделение. Часть небесных духовных сил отказалась служить Творцу. С человеческой точки зрения это можно понять. Любое существо, осознающее себя как личность, рано или поздно оказывается перед дилеммой: любить Бога больше, чем себя, или любить себя больше, чем Бога. Некогда и ангельский мир встал перед этим выбором. Большинство ангелов, как полагает и библейский, и церковный опыт, “устояли” в чистоте и “устояли” в Боге, но некоторая часть откололась. Среди них был ангел, созданный наиболее прекрасным, наиболее мудрым, наиболее сильным. Ему было дано дивное имя – Светоносец (лат. “Люцифер”, слав. “Денница”). Он был не просто одним из певцов славы Божией. Богом Ему было вверено управление всей Вселенной.

По христианским воззрениям, у каждого человека, у каждого народа есть свой ангел-хранитель. Люцифер был ангелом-хранителем всей Земли, всего человеческого мира. Люцифер был “князем Земли”, князем мира сего.

Библия с первых страниц указывает, что самые страшные события космической летописи происходят из-за человека. С точки зрения геологии, человек – не более, чем плесень на поверхности незначительного небесного тела, расположенного на окраине Галактики. С точки зрения теологии, человек настолько важен, что именно из-за него вспыхнула война между Богом и Люцифером. Последний считал, что во вверенном ему хозяйстве люди должны служить тому, кто этим хозяйством управляет. То есть ему, Люциферу.

Через грехопадение человек, к сожалению, впустил в свой мир зло, и мир оказался отъединен от Бога. Бог мог обращаться к людям, мог напоминать им о Своем существовании. Всю трагедию до-христианского мира можно выразить простой фразой: “был Бог – и были люди”, и они были порознь, и между ними была некая тонкая, невидимая, но очень упругая стена, не позволявшая человеческому сердцу по-настоящему соединиться с Богом, не позволявшая Богу навсегда остаться с людьми. И вот Христос приходит “в зраке раба” (в образе раба) как сын плотника. Бог приходит к людям, чтобы в некотором смысле “изнутри” поднять восстание против узурпатора.

Если внимательно читать Евангелие, то становится понятно, что Христос – вовсе не такой сентиментальный проповедник, каким кажется в наше время. Христос – воин, и Он прямо говорит, что Он ведет войну против врага, которого называет “князь мира сего” (Ин. 12,31) – “arhon tou kosmou”. Если мы всмотримся в Библию, то увидим, что Крест, Голгофа – это цена, которую пришлось уплатить за увлечение людей оккультизмом, “космическими откровениями”.

А дальше внимательное чтение Библии открывает еще одну удивительную загадку. С точки зрения обыденного мифологического мышления, место обитания демонов – это подземелье, подземье. Народное представление помещает ад под землю, туда, где кипит магма. Но в Библии речь скорее идет о том, что “духи злобы” обитают в небесном мире. Они так и называются – “духи злобы поднебесной”, а отнюдь не “подземной”. Оказывается, что тот мир, который люди привыкли называть “видимым небом”, отнюдь не безопасен, он стремится подчинить себе человеческое сердце. “Забудь о Боге, мне молись, мои верней награды!”, – как говорил об этом демон в балладе Жуковского “Громобой”. Именно эту небесную блокаду и желает прорвать Христос. Для этого он приходит сюда неузнанным, и для этого умирает.

Преподобный Максим Исповедник спрашивает: а почему Христос избрал такой странный вид казни?” и сам же отвечает: “чтобы очистить воздушное естество”. По пояснению преп. Максима Исповедника, Христос принимает смерть не на земле, а в воздухе, чтобы упразднить “враждебные силы, наполняющие среднее место между небом и землей”. Крестом освящается “воздушное пространство” – то есть то пространство, которое и отделяет людей от Того, Кто “превыше небес”. И вот, после Пятидесятницы, первомученик Стефан видит небеса отверстые – через которые зрим “Иисус, стоящий одесную Бога” (Деян. 7,56). Голгофский Крест – это тоннель, пробитый сквозь толщу демонических сил, которые норовят представить себя человеку как последнюю религиозную реальность.

Следовательно, если человек сможет подойти к той зоне, которую Христос очистил от засилья духов зла, если сможет предложить свою душу и свое тело для исцеления Христу как врачу, который в Себе и через Себя исцеляет природу человеческую – в этом случае он сможет обрести ту свободу, что принес Христос, тот дар бессмертия, который Он в Себе имел. Смысл пришествия Христа в том, чтобы жизнь Бога, оказалась отныне доступна людям.

Человек создан, чтобы быть с Богом, а не с космическими самозванцами. Созданный по образу Творца – к Творцу и призван идти. Сам Бог свой шаг навстречу человеку уже сделал. Чтобы освободить людей от космической блокады, от мутных откровений “планетных логосов”, астральных “махатм” и “владык космоса”, Бог прорвался к нам. Прорвался сквозь весь космический мусор – ибо Дева Мария была чиста. И вырвал нас из под власти космических “пришельцев” своим Крестом. Крест связал небо и землю. Крест соединил Бога и человека. Крест – знак и орудие нашего спасения. Потому и поется в этот день в храмах: “Крест – хранитель всея вселенныя”. Крест воздвигнут. Встань же и ты, человек, не дремли! Не пьяней от суррогатов духовности! Да не бесплодно будет Распятие Творца для твоей судьбы!

Наш крест вопроизводит широко бытующий в старообрядческой Церкви тип нательного креста, возникший на Руси в XVII веке.

Его характерными признаками являются простая четырехконечная форма с прямыми балками, где вертикальная балка длинней горизонтальной, и неподвижное округлое оглавие с двухярусной пирамидкой.

Центральным и главным элементом композиции лицевой стороны является восьмиконечный крест - образ Честного и Животворящего Креста Господня, установленного на горе Голгофе. Внутри горы изображен череп, обозначающий главу Адама, т.к. по преданию останки Адама были захоронены в этом месте. Кроме того, таким образом отмечается связь Христа и Адама. Отцы Церкви называют Христа Новым Адамом, искупившим первородный грех и открывшим человеку путь к жизни вечной. По бокам Голгофского Креста изображены орудия страстей - копие и трость с губкой. Им наряду с Крестом оказывается поклонение, поэтому копие и трость неизменно присутствуют на всех нательных старообрядческих крестах, составляя единую ком­позицию с восьми­конечным крестом и Голгофой. По мнению, бытующему в старообрядческой среде, образ Спасителя нельзя изображать на нательных крестах, т.к. крест не дозволяется снимать никогда, а в то же время человеку приходится бывать в таких местах, куда образ Спасителя вносить непристойно.

На свободном поле креста имеются традиционные надписи, носящие вероучительный и прославляющий характер. В верхней части креста - Црь слвы (Царь Славы), надпись, появившаяся на византийских крестах не позднее XII в. (ΒΑΣΙΛΥΣ ΤΗΕ ΔΟΞΗΣ), антоним ироничной Пилатовой надписи, говорящая о Вознесении Господа во Славе. На краях горизонтальной балки – I&С Х&С (Исус* Христос), утверждающая обетованное Ветхим Заветом мессианство Спасителя. Вдоль горизонтальной балки – НИКА (Победитель), напоминающая о победе Христа над адом и смертью.

Надпись I&С Х&С НИКА была впервые написана на крестах, изготовленных по приказу императора Константина сразу после обретения Честного и Животворящего Креста Господня царицей Еленой.

Стоит отдельно остановиться на значении восьмиконечного креста, о котором в истории послереформенной Церкви было столько споров, и который сегодня не только особо почитаем у старообрядцев, но и является символом всей Русской Православной Церкви.

Восьмиконечный крест как изображение орудия казни Спасителя встречается в церковном искусстве с IX в. А к XVI в. на Руси образ Голгофского Креста стал преимущественно восьмиконечным. Такая графическая форма, сложившаяся на протяжении веков, является наилучшим духовным образом истинного креста Господня - символом Жертвы и Победы Спасителя. Восьмиконечная форма в свою очередь состоит из трех частей - непосредственно четырехконечного креста и двух дополнительных горизонтальных перекладин вверху и внизу.

Четырехконечный крест графически повторяет фигуру распятого Спасителя, «Который сотворил и содержит все горнее и дольнее, Который соединил горнее с земным, свыше нисшел на землю, и потом с земли вознесся на небо; в Себе Самом все соединил и к Себе призвал все концы земли».

Верхняя перекладина обозначает Пилатову титлу, упомянутую во всех четырех Евангелиях. Но сама Пилатова надпись мнимой вины Спасителя «Исус Назарянин – Царь Иудейский» до XVI в. на крестах не употреблялась, т.к. ее ложное содержание и глумливый характер были не совместимы с поклонением Кресту. Вместо нее писалась истинная титла Спасителя «Исус Христос Царь Славы», а чаще просто сокращенное имя Господа I&С Х&С. Ведь титлами (titulus - лат.) в римской традиции называли «платы, означавшие царскую власть с изображением императоров или написанием их имени».

На русских крестах Пилатова надпись на титле в виде славянской аббревиатуры I.Н.Ц.I. появляется с XVII в. и обычно присутствует только совместно с фигурой распятого Христа. Впрочем, на самих восьмиконечных крестах без Распятия надписи не изображаются, а пишутся рядом.

Таким образом, верхняя перекладина, венчая крест, обозначает истинное достоинство Спасителя в соответствии с находящимися рядом надписями.

Нижняя перекладина обозначает подножие. Несмотря на то, что в Евангелии о подножии не говорится и достоверных археологических данных о его существовании нет, оно упоминается многими отцами Церкви и имеется на византийских и русских изображениях Распятии с древних времен.

Большинство исследователей считает, что подножие, согласно византийскому церемониалу, означает величие изображаемого лица. Оно показывает Крест как престол Христа, как царя, Царя Славы. Кроме того Крест воспринимается и как жертвенник, непременным атрибутом которого является подножие. Таким образом, подножие на кресте показывает распятого Христа не только как жертву, но и как Первосвященника, ее приносящего. Подтверждения этих значений подножия мы находим во многих книгах Священного Писания (Ис.60.13; Пс.98,5; Пс.131,7; Мф.22,44; Евр.10,12 - 13). Учитывая такое важное значение подножия, часто подножием называется и сам Крест, а не только его отдельная часть.

В контексте этих значений подножие на древних крестах имело объемную кубическую форму, иногда украшалось орнаментом и было сходно с подножием, изображаемым на иконах у престола Вседержителя. Напомним, что и фигура распятого Христа в те времена имела черты царского достоинства. Со временем (c IX в.) объемное подножие в византийском и русском искусстве превратилось в широкую доску. В русских крестах XVI–XVII вв. она стала изображаться скошенной правым концом вверх. Подножие такой формы полюбилось и утвердилось в русском иконописании и приобрело новое символическое значение – «мерило праведное». Скошенное подножие на кресте напоминает нам о двух разбойниках, распятых по сторонам Христа, и обозначает коромысло весов Страшного Суда. Один конец опущен вниз под тяжестью грехов нераскаявшегося, низводя его в ад, а другой, освобожденный покаянием благоразумного разбойника, поднят вверх, вознося его, согласно обетованию Спасителя, в рай. Тем самым символически выделяется значение покаяния как пути к спасению.

Кроме того напоминание о распятых разбойниках воссоздает полную картину Распятия с тремя крестами, важное символическое значение такой композиции - показ восстановления утраченного рая с двумя деревьями в центре. И тогда Крест Христов - образ Древа Жизни, а кресты разбойников олицетворяют дуализм древа познания добра и зла. Возможно, что, объединяя в себе символизм райских древ, восьмиконечный крест с косым подножием и становится «Трисоставным честным древом», воспетым в каноне Честному и Животворящему Кресту (песнь 8-я).

На оборотной стороне нашего креста помещен текст молитвы Честному и Животворящему Кресту в дореформенном написании: Да воскреснетъ богъ, и разыдутся врази его, и да бежaтъ от лица его ненавидящіи его: яко исчезaетъ дымъ, да исчeзнутъ, яко тaетъ воскъ от лица огня, тaко да погибнутъ беси от лица любящихъ бога и знa...

*Такое написание имени Христова исполь­зовалось до церковной ре­фор­мы 1651-1685 гг., а по сей день принято в Старообрядческой Церкви.

Наш крест может исполняться в серебре с чернением и фрагментар­ным золочением (Арт. КС109) или украшаться горячей эмалью различных цветов (Арт. КС109/1).

Серебро, позолота

Размер: 36,5×16,6 мм

Вес ~4,6 гр

Голгофа означает холм, гору, которая круглая, словно череп. В христианской традиции Голгофа связывалась с черепом Адама, который был похоронен именно там. Крест Голгофа - это основной символ христиан во всем мире. Богатство его изготовления и обрамления, украшательство в большинстве произведений церковного искусства указывает на историческую достоверность, а символизирует трепетное отношение к нему верующих людей, сложившееся в Христианской Церкви.

Для Церкви Крест и Гологофа являются самыми драгоценными сокровищами, с которыми не сравнятся никакие богатства всего мира.

Особую запоминающуюся красоту убранству русских церквей придает церковная мебель: это и иконостасы, и аналои, киоты, гробницы, а также столики для благословения хлебов, свечные лавки, ограждения клироса, голгофа (крест с распятием), облачения на престол и прочая церковная утварь.

Чёрная круглая пещера с точкой, которая располагается внизу - это символ горы Голгофы, на которой римляне распяли Христа, и где, по сохранившимся преданиям, появился череп Адама, чтобы омыться Божественной кровью от грехов.

Могут быть и надписи: словоНИКА, что означает победил и буквы МЛБР, которые можно расшифровать так - Место Лобное Распят Бысть (то есть лобное место, на котором был распят Иисус Христос).

Голго́фа или Кальва́рия (лобное место букв. череп; лат. Calvaria ) - небольшая скала или холм, где был распят Иисус Христос. Наряду с Гробом Господним является одной из двух главных святынь христианства.

Согласно традиции, в начале I века Голгофа находилась за городскими стенами Иерусалима, на северо-запад от города. В настоящее время она является частью Храма Гроба Господня. Начиная с конца XIX века некоторые исследователи выдвигали другие версии о её местоположении.

Крест шестиконечный Русский-православный

Вопрос о причине начертания нижней перекладины наклоненной достаточно убедительно разъясняется литургическим текстом 9-го часа службы Кресту Господню: Посреде двою разбойнику мерило праведное обретеся Крест Твой: овому убо низводиму во ад тяготою хуления, другому же легчашуся от прегрешений к познанию богословия. Иными словами, как на Голгофе для двоих разбойников, так и в жизни для каждого человека крест служит мерилом, как бы весами его внутреннего состояния.

Одному разбойнику низводимому во ад тяготою хуления , произнесенного им на Христа, он стал как бы перекладиной весов, склонившейся вниз под этой страшной тяжестью; другого разбойника, освобожденного покаянием и словами Спасителя: днесь со Мною будеши в раю (Лк. 23; 43), крест возносит в Царство Небесное.

Эта форма креста на Руси употреблялась издревле: к примеру, поклонный крест, устроенный в 1161 году преподобной Ефросинией княжной Полоцкой, был шестиконечным.

Шестиконечный православный крест наряду с другими использовался в Русской геральдике: например, на гербе Херсонской губернии, как поясняется в Российском гербовнике (стр. 193), изображается серебряный Русский крест (рис. 26).

Крест осмиконечный православный

Восьмиконечие - наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос, как свидетельствуют Тертуллиан, святой Ириней Лионский, святой Иустин Философ и другие. А когда Христос Господь на плечах Своих носил крест, тогда крест был еще четырехконечном; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. (...) Не было подножия, потому что еще не поднят был Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе, - обличал раскольников Святитель Димитрий Ростовский (Розыск, кн. 2, гл. 24). Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала распяли Его (Ин. 19; 18), а потом только Пилат написал надпись и поставил (своим распоряжением) на кресте (Ин. 19; 19). Именно сначала по жребию поделили одежды Его воины распявшие же Его (Мф. 27; 35), а уж только потом поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский Мф. 27; 37

Итак, четвероконечный Крест Христов, несомый на Голгофу, который все, впавшие в беснование раскола, называют печатью антихриста, именуется в Святом Евнгелии все же крестом Его (Мф. 27; 32, Мк. 15; 21, Лк. 23; 26, Ин. 19; 17),то есть также, как и с табличкой и подножием после распятия (Ин. 19; 25). На Руси крест этой формы (рис. 27) употреблялся чаще других.

Крест терновый венец

Изображение креста с терновым венцом (рис. 29) употребляется на протяжении многих веков у разных принявших христианство народов. Но вместо многочисленных примеров из древней Греко-Римской традиции приведем несколько случаев его применения в позднейшие времена по источникам, что оказались под рукой. Крест с терновым венцом можно увидеть на страницах древней армянской рукописной книги периода Киликийского царства (Матенадаран, М., 1991, стр. 100); на иконе Прославление Креста XII-го века из Третьяковки (В.Н.Лазарев, Новгородская иконопись, М., 1976, стр. 11); на Старицком меднолитом кресте-тельнике XIV-го века; на покровце Голгофа - монастырском вкладе царицы Анастасии Романовой 1557 года; на серебряном блюде XVI-го века (Новодевичий монастырь, М., 1968, илл. 37) и т.д.

Бог сказал согрешившему Адаму, что проклята земля за тебя. Терния и волчцы произрастит она тебе (Быт. 3; 17-18). А новый безгрешный Адам - Иисус Христос - добровольно взял на себя и чужие грехи, и смерть как последствие их, и терновые страдания, к ней ведущие по тернистому пути.

Христовы Апостолы Матфей (27; 29), Марк (15; 17) и Иоанн (19; 2) повествуют о том, что воины, сплетши венец из терна, возложили Ему на голову, и ранами Его мы исцелились (Ис. 53; 5). Отсюда ясно, почему с тех пор венок символизирует победу и награду, начиная с книг Нового Завета: венец правды (2 Тим. 4; 8), венец славы (1 Пет. 5; 4), венец жизни (Иак. 1; 12 и Апок, 2; 10).

Крест схимнический или Голгофа

Надписи и криптограммы на Русских крестах всегда были гораздо разнообразнее, чем на Греческих.

С XI-го века под нижней косой перекладиной восьмиконечного креста появляется символическое изображение головы Адама, погребенного по преданию на Голгофе (по-евр. - лобное место), где и был распят Христос. На том месте, где я буду погребен, будет распято Слово Божие и оросит Своею кровию мой череп, - пророчествовал Адам. Эти его слова проясняют сложившуюся на Руси к XVI-му веку традицию производить около изображения Голгофы следующие обозначения: М.Л.Р.Б. - место лобное распят бысть, Г.Г . - гора Голгофа, Г.А . - глава Адамова; причем кости рук, лежащие перед головой, изображаются: правая на левой, как при погребении или причащении.

Буквы К и Т означают копие сотника Лонгина и трость с губкой, изображаемые вдоль креста.

Над средней перекладиной помещаются надписи: ХС - имя Иисуса Христа; а под ней: НИКА -Победитель; на титле или около нее надпись: СНЪ БЖIЙ - Сын Божий или аббревиатура I.Н.Ц.И. - Иисус Назорей Царь Иудейский; надписание же над титлой: ЦРЬ СЛВЫ - Царь Славы.

Такие кресты положено вышивать на облачении великой и ангельской схимы; три креста на парамане и пять на кукуле: на челе, на груди, на обоих плечах и на спине.

Крест Голгофа (рис. 55) также изображается на погребальном саване, который знаменует сохранение обетов, данных при крещении, подобно белому савану новокрещаемых, означающему очищение от греха.

В отличие от образа креста, изображающего непосредственно Самого Распятого Христа, знамение креста передает его духовное значение, изображает его реальный смысл, но не являет сам Крест.

Крест хранитель всей вселенной, Крест красота Церкви, Крест, царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва, - утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

К пониманию христианства можно прийти путем расшифровки его символов. По ним можно проследить и его историю, и развитие духовной мысли.


Восьмиконечный крест еще называют православным крестом или крестом святого Лазаря. Самая маленькая перекладина обозначает титло, где было написано «Иисус Назорей, Царь Иудейский», верхний конец креста — путь в Небесное царство, который показал Христос.
Семиконечный крест является вариацией православного креста, где титло прикреплена не поперек креста, а сверху.

2. Корабль


Корабль является древним христианским символом, который символизировал церковь и каждого отдельно взятого верующего.
Кресты с полумесяцем, которые можно увидеть на многих церквях, как раз изображают такой корабль, где крест является парусом.

3. Голгофский крест

Крест-Голгофа является монашеским (или схимническим). Он символизирует жертву Христа.

Имевший в древности широкое распространение, сейчас крест-Голгофа вышивается лишь на парамане и аналаве.

4. Виноградная лоза

Виноградная лоза является евангельским образом Христа. Свое значение этот символ имеет и для Церкви: ее члены являются ветвями, а виноградные грозди — символом Причащения. В Новом Завете виноградная лоза является символом Рая.

5. Ихтис

Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букс слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.

6. Голубь

Голубь является символом Святого Духа, третьей ипостаси Троицы. Также — символом мира, правды и невинности. Часто 12 голубей символизируют 12 апостолов. Семь даров Святого Духа тоже часто изображаются в виде голубей. Голубь, принесший Ною оливковую ветвь, ознаменовал окончание Всемирного потопа.

7. Агнец

Агнец – ветхозаветный символ жертвы Христа. Также Агнец является символом самого Спасителя, это отсылает верующих к тайне Крестной Жертвы.

8. Якорь

Якорь – скрытое изображение Креста. Он же является символом надежды на будущее Воскресение. Поэтому изображение якоря часто встречается в местах захоронения древних христиан.

9. Хризма

Хризма – это монограмма имени Христа. Монограмма состоит из начальных букв Х и Р, по бокам от которых часто пишут буквы α и ω. Хризма получила большое распространение еще в апостольские времена и была изображена на военном штандарте императора Константина Великого.

10. Терновый венец

Терновый венец – символ страдания Христа, часто изображается на распятьях.

11. IHS

IHS – еще одна популярная монограмма имени Христа. Это три буквы греческого имени Иисуса. Но с упадком Греции начали появляться другие, латинские, монограммы с именем Спасителя, часто – в сочетании с крестом.

12. Треугольник

Треугольник – символ Святой Троицы. Каждая из сторон олицетворяет Ипостась Бога – Отец, Сын и Святой Дух. Все стороны равны, и вместе образуют единое целое.

13. Cтрелы

Стрелы или луч, пронзающий сердце – аллюзия на высказывание св. Августина в «Исповеди». Три стрелы, пронзающие сердце, символизируют пророчество Симеона.

14. Череп

Череп или Адамова голова в равной степени является как символом смерти, так и символом победы над ней. Согласно Священному Преданию, прах Адама находился на Голгофе, когда распяли Христа. Кровь спасителя, омыв череп Адама, символически омыла все человечество и даровала ему шанс на спасение.

15. Орёл

Орел – символ вознесения. Он является символом души, которая ищет Бога. Часто — символом новой жизни, справедливости, храбрости и веры. Также орел символизирует евангелиста Иаонна.

16. Всевидящее око

Око Господне – символ всезнания, всеведения и мудрости. Обычно оно изображается вписанным в треугольник – символ Троицы. Может также символизировать надежду.

17. Серафим

Серафим – ангелы, наиболее близкие к Богу. Они шестикрылы и носят огненные мечи, могут иметь от одного до 16 ликов. Как символ, они означают очищающий огонь духа, божественный жар и любовь.

18. Восьмиконечная звезда

Восьмиконечная или Вифлеемская звезда – символ рождения Христа. В разные века число лучей менялось, пока, наконец, не достигло восьми. Также ее называют Богородичной звездой.

19. Девятиконечная звезда

Символ возник приблизительно в V веке н.э. Девять лучей звезды символизируют Дары и Плоды Святого Духа.

20. Хлеб

Хлеб – это отсылка к библейскому эпизоду, когда пять тысяч человек насытились пятью хлебами. Хлеб изображают в виде колосьев (снопы символизируют собрание апостолов) или в виде хлебов для причащения.

21. Добрый пастырь

Добрый пастырь является символическим изображением Иисуса. Источник этого образа – евангельская притча, где Христос сам называет себя пастырем. Христа изображают в виде античного пастуха, иногда несущего ягненка (агнца) на плечах.
Этот символ глубоко проник и закрепился в христианстве, прихожан часто называют паствой, а священников – пастырями.

22. Неопалимая купина

В Пятикнижии Неопалимая купина – это терновый куст, который горит, но не сгорает. В его образе Моисею явился Бог, призвав его вывести народ Израиля из Египта. Неопалимая купина также является символом Божией Матери, которой коснулся Святой Дух.

23. Лев

Лес — символ бдительности и Воскресения, и один из символов Христа. Также он является символом евангелиста Марка, и ассоциируется с могуществом и царственным достоинством Христа.

24. Телец

Телец (бык или вол) — символ евангелиста Луки. Телец означает жертвенное служение Спасителя, его Крестную жертву. Также вол считается символом всех мучеников.

25. Ангел

Ангел символизирует человеческую природу Христа, его земное воплощение. Также является символом евангелиста Матфея.