Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Церковь непорочного зачатия пресвятой девы марии. Католический собор на малой грузинской, мессы, концерты

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии May 10th, 2012

В Москве находятся два действующих католических храма. Первый и самый большой католический собор в России - это собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, построенный в 1901-1911 годах в неоготическом стиле. Сейчас собор относится к памятникам архитектуры федерального значения. О нем и пойдет рассказ. О втором московском католическом храме - храме святого Людовика Французского, речь пойдет в следующий раз. А сейчас пройдемся вокруг собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, заглянем внутрь и, конечно же, вкратце узнаем основные исторические события, связанные с ним.


Расположен собор по адресу: Малая Грузинская улица, дом 27/13. Ближайшие станции метро - "Краснопресненская", "Улица 1905 года" и "Белорусская".


Как уже говорилось, основной объём храма был построен в 1901-1911 годах. Деньги на строительство были собраны польской общиной, численность которой в Москве в конце XIX века достигала 30 тысяч человек, и католиками других национальностей по всей России. Ограда собора сооружена в 1911 году по проекту архитектора Л.Ф.Даукша.


Храм был освящен 21 декабря 1911 года. Строительство храма обошлось в 300 тысяч рублей золотом, дополнительные суммы были собраны в 1911-1917 годах на отделку и приобретение церковных принадлежностей. Отделочные работы внутри храма продолжались до 1917 года.

На территории собора есть скамейки, много зелени и поэтому здесь часто можно встретить родителей, гуляющих с детьми. А это скульптура "Иисус - добрый пастырь":

За оградой собора виднеется довольно большой особняк газохимической компании "ЕврАз Капитал". Но это новодел, построенный в начале 2000-х годов.


В 1938 году храм был закрыт, церковное имущество разграблено, а внутри было организовано общежитие. Во время войны здание пострадало от бомбардировок, были уничтожены несколько башенок и шпилей.

Здание курии Архиепархии Божией Матери, к которой и относится собор:


Главный вход в курию:


В 1956 году в храме расположился НИИ "Мосспецпромпроект". Была произведена перепланировка здания, полностью изменившая интерьер церкви, в частности, основной объём внутреннего пространства был поделён на 4 этажа.


В 1989 году культурная ассоциация "Дом Польский", объединяющая московских поляков, поставила вопрос о необходимости возвращения здания храма его естественному владельцу - Католической Церкви.

Вновь постоянные богослужения стали проводиться с 7 июня 1991 года.


В 1996 году, после длительного выселения НИИ "Мосспецпромпроект", храм был передан Католической Церкви.

На протяжении нескольких лет в храме были проведены масштабные реставрационные и восстановительные работы и 12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный собор.


26 сентября 2011 года на территории собора был открыт памятник Матери Терезе.

Попалась мне на территории собора и вот такая живность:


Вообще, в теплое время года здесь очень хорошо и чисто.




Парковка располагается также на территории собора.


Нагулявшись снаружи, зайдем внутрь собора.

Вид в сторону алтаря от входа в собор:


Один из витражей храма:





Часовня Божьего Милосердия, дарохранительница и алтарь Святых Даров:

Центральное место собора занимает алтарь. На нем можно заметить изображение букв альфа и омега, первой и последней букв греческого алфавита, символ начала и конца.

Вид от алтаря в сторону выхода из собора:




Орган собора является одним из самых больших органов в России и позволяет стилистически безупречно исполнять органную музыку различных эпох.

Мемориальная доска, посвященная Папе Римскому Иоанну Павлу II:




На этом прогулка по одному из двух московских католических соборов заканчивается.

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - католический собор архиепархии Матери Божией в Москве, который возглавляет архиепископом Паоло Пецци. Собор, построенный в неоготическом стиле, является самым большим Римско-католическим храмом в России, а также является одним из двух католических храмов, действующих в Москве. Собор расположен по адресу: Российская Федерация, г. Москва, ул. Малая Грузинская, 27/13.

Богослужения в Церкви проходят на многих зыках: русском, английском, французском, испанском польском, корейском, вьетнамском и даже на латыни. Кроме того, проводятся тридентские св. Мессы и богослужения по армянскому обряду.

В храме организовали молодежные встречи, катехизацию, музыкальные концерты в рамках благотворительных мероприятий и много другое. В ведении Собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии находится библиотека, церковная лавка, редакция журнала «Католический вестник - Свет Евангелия», офис российского филиала благотворительной христианской организации и благотворительный фонд «Искусство добра». В соборе проводят обучение григорианскому хоралу и импровизации на органе.

История католического собора на Малой Грузинской

История собора начинается с 1894 году, когда совет Римско-католической церкви св. Петра и Павла попросил московского губернатора соответствующее разрешение на возведение церкви. Губернатор разрешил строительство вдалеке от центра Москвы и значимых православных церквей, при этом не позволив возводить башни и скульптуры снаружи церкви (позже последнее условие). Строительство собора велось по проекту Ф. О. Богдановича-Дворжецкого. Согласно проекту, церковь должна быть построена в неоготическом стиле и вмещать пять тысяч прихожан.

Основное строительство велось с 1901 по 1911 год, а в 1917 году закончились работы по внутренней отделке. Деньги на строительные работы собрали представители польской общины и верующие со всей России. Всего на возведение собора понадобилось 300 тыс. рублей золотом.

21 декабря 1911 года церковь, которая была в статусе филиальной, освятили и назвали «Беспорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии». А в 1919 году церковь стала самостоятельным приходом, настоятелем которого стал тридцатичетырехлетний отец Михал Цакуль.

В 1938 году московские власти закрывают храм: его имущество расхищают и делают из церкви общежитие. Вторая мировая война также не прошла мимо церкви: бомбардировки разрушили несколько башенок и шпилей.

В послевоенное время в 1956 году в церкви разместился НИИ «Мосспецпромпроект», из-за чего здание перепланировали, разделив его на четыре этажа, и изменили его интерьер.

В 1989 году диаспора московских поляков «Дом Польский» начала активно добиваться возвращения здания храма Католической Церкви. В начале 1990 года католики организовали приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. А восьмого декабря 1990 года, в честь праздника Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, отец Тадеуш Пикус провел св.Мессу у входа в храм с разрешения властей.

Периодическое проведение богослужений началось с седьмого июня 1991 года, а в 1996 году, после долгих разбирательств с руководством института, занимавшего помещение храма, здание передали Католической Церкви.

Несколько лет храм реставрировали и восстанавливали. И двенадцатого декабря 1999 года госсекретарь освятил обновленный Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.

Весной 2002 года собор участвовал в молитве на Розарии с ныне блаженным папой Иоанном Павлом II и католиками из разных стран благодаря организованному телемосту

Двенадцатого декабря 2009 года Собор отпраздновал десятилетие обновления, а двадцать четвертого сентября 2011 года тожественно было отмечено 100-летие Храма.

Расписание Богослужений католического собора на Малой Грузинской

ВОКРЕСНЫЕ МЕССЫ БУДНИЕ ДНИ
Суббота, Мессы навечерия:
18:00 на латинском (Novus Ordo), 19:00 на русском
Воскресенье:
8:30 на польском языке
10:00 - Св. Месса на русском языке. Сумма.
по первым воскресеньям месяца - поклонение Пресвятым Дарам и Евхаристическая Процессия
10:00 - Божественная Литургия восточного обряда на украинском языке (часовня рядом с Собором)
10:00 - Св. Месса на корейском языке (часовня в крипте)
11:45 - Св. Месса на русском языке. для детей. (Во время летних каникул Месса не служится)
12:15 - Св. Месса на французском и английском языках (часовня в крипте)
13:00 - Св. Месса на польском языке
14:30 - Св. Месса на испанском языке
15:00 - Св. Месса на английском языке (часовня в крипте)
15:30 – Литургия армянского обряда
17:00 - Святая Месса по экстраординарной форме Римского обряда (часовня в крипте)
17:30 - Св. Месса на русском языке
Понедельник:

.
Вторник:
7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди)
8:30 - Св. Месса на русском языке
18:00 - Св. Месса на польском языке
19:00 - Св. Месса на русском языке, после Мессы - поклонение Пресвятым Дарам.
Среда:
7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди)
8:30 - Св. Месса на русском языке
18:00 - Св. Месса на русском языке
Четверг:
7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди)
8:30 - Св. Месса на русском языке
18:00 - Св. Месса на польском языке
19:00 - Св. Месса на русском языке
Пятница:
7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди)
8:30 - Св. Месса на русском языке
19:00 - Св. Месса на русском языке
Суббота:
7:30 - Св. Месса на русском языке (без проповеди)
8:30 - Св. Месса на русском языке
11:00 - Божественная Литургия синодального обряда на церковно-славянском языке (Часовня рядом с Собором)

ИНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ

ПОКЛОНЕНИЕ ПРЕСВЯТЫМ ДАРАМ
Понедельник–суббота
С 8:45 до 11:00.
Вторник
С 8.45 до 18.00 и с 20.00 до 21.00
Пятница
В 18.00 или после общей Вечерни

НОВЕННА К МАТЕРИ БОЖЬЕЙ ПОМОЩНИЦЕ ХРИСТИАН
Среда 17:30

Если гулять по Малой Грузинской улице, то непременно пройдешь мимо здания в неоготическом стиле.Это и есть Кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии - главный католический храм России.


Глядя на стреловидные шпили с серебряными крестами, стремящиеся в голубое небо, трудно представить, что так было не всегда. Но у нашего храма была очень сложная и трагическая история.
Построен он был в начале двадцатого века для российской католической общины, в которую входили преимущественно поляки. Освящен в 1911 году во имя Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, но, в целом, служил филиалом ныне закрытой церкви св. Петра и Павла, которая уже не справлялась с таким количеством прихожан (более 30 000). Пожертвования на строительство собирались со всей страны и даже из-за границы. Храм строился с 1899 по 1911 год, но отделка велась вплоть до 1917 года.
Проект храма разработал прихожанин церкви свв. апостолов Петра и Павла, известный московский архитектор, поляк по происхождению, Томаш (Фома) Иосифович Богданович-Дворжецкий, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Здание было спроектировано в неоготическом стиле (т.е. стиле «новой готики», отличительные особенности которой: кладка из красного кирпича, высокие черные крыши, стрельчатые окна). Прообразом фасада послужил готический Собор в Вестминстре (Англия).


Это фасад в год освящения, а справа алтарь старого образца, который был утерян.
Грянула революция, а с ней и годы гонения на любую религию. Храм действовал до 1937 года, потом он был закрыт, а после в 1938 году и вовсе отобран у католиков. Но наступление на храм началось еще раньше. В 1935 году у него отторгли часть территории для строительства школы.
После закрытия началось постепенное разрушение собора. Было расхищено и уничтожено церковное имущество, включая алтарь и орган, был обезображен фасад. Храм отдали под различные организации, которые изуродовали его до неузнаваемости, разделив его перекрытиями на 4 этажа. Храм продолжали разрушать - во время войны снесли шпили, якобы чтобы убрать опасную мишень для бомбардировок, после снесли шпиль с купола и отобрали оставшуюся территорию под жилой дом.


К концу двадцатого века, в 1976 году, про храм вспомнили и решили передать главному управлению культуры для реконструкции и организации там зала органной музыки. Но не получилось из-за сопротивления разместившихся там организаций.
А в 1989 году московские католики потребовали вернуть храм Католической Церкви - законным хозяевам. Так начался медленный процесс возрождения храма.
В 1990 году была отслужена первая месса на ступеньках храма. Был учрежден приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, и началась борьба за возвращение храма верующим.


С июня 1991 года во дворе храма каждое воскресение стали служить Мессу. В июле 1991 года настоятелем храма был назначен салезианец отец Иосиф Заневский, который занимает этот пост и поныне. В этом же году началась благотворительная деятельность, катехизация по подготовке к таинствам. В 1993-1995 году в здании располагалась Высшая Духовная семинария - Мария Царица Апостолов, а так же какое-то время размещался там католический колледж св. Фомы Аквинского. Помнится, его выпускники рассказывали, как в перерыве бегали поклониться Святым Дарам в подвале, а потом вновь неслись на занятия. Сейчас оба заведения имеют свои здания. Католическая семинария переехала в Санкт-Петербург, а теперь уже университет располагается где-то на Бауманке, кажется.
В начале 1992 года мэр Москвы подписал распоряжение о передаче храма верующим. Но выселить занимающего Храм с 1956 года НИИ «Мосспецпромпроект» не удалось. Прихожане собственными силами расчистили от мусора несколько комнат в подвале и стали совершать богослужения там.


В тесноте, темноте, но выхода не было.
9 мая 1995 года архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился с открытым письмом к президенту России Б.Н.Ельцину по поводу ситуации вокруг Храма. В результате мэр Москвы Ю.М.Лужков подписал постановление о переводе «Мосспецпромпроекта» в новое помещение и передаче Храма верующим к концу 1995 г.
Однако не было никаких гарантий, что это решение будет выполнено. Настоятель прихода о.Иосиф Заневский призвал верующих к молитве о возврате храма и посту. По четвергам и пятницам в храме стали совершаться адорации Пресвятым Дарам и молитвенные процессии вокруг Храма – по воскресеньям. Верующим приходилось даже заниматься самозахватом помещений, что приводило к столкновениям с милицией. Наконец, 13 января 1996 года объединение «Мосспецпромпроект» выехало из здания Храма. А 2 февраля 1996 года приход Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии получил документы на бессрочное пользование зданием. Но это скорее было воспоминание о том соборе, который был когда-то, а не сам собор.

От него остались только полуразрушенные стены. Не подобает в таком месте совершать Евхаристию.


Началось постепенное восстановление здания, пожертвования опять собирались со всего мира как и при строительстве.


12 декабря 1999 года Государственный секретарь Ватикана, Легат Папы Иоанна Павла II, кардинал Анджело Содано торжественно освятил отреставрированный Храм, который с тех пор является Кафедральным Собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии.


Не так давно мы отмечали одиннадцатилетие с повторного освящения собора. А в этом году будем отмечать его столетие. "И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мф. 16:18.) Храм возродился как феникс из пепла. И надеюсь простоит еще много-много столетий.
Фотографии в этой части, кроме современных, естественно, не мои. В сети найдено да с приходского сайта catedra.ru взяты. Впрочем, и они по всей сети болтаются. Так что трудно сказать, что и откуда взято, но главное суть.
После восстановления храм и приход зажили полнокровной жизнью.


Собор превратился в настоящий культурный центр, где проводятся занятия по основам христианского вероучения, ведется благотворительная деятельность (работает детский приют, центр Каритас, собираются пожертвования на различные нужды), проводятся концерты духовной музыки и различные встречи.
Порой мне наш собор напоминает густонаселенный город. :)

Входишь в эти чугунные ворота, увенчанные латинским крестом и попадаешь в место прохлады, тишины и покоя.


Да, там всегда спокойно, даже не смотря на то, что по территории носится масса детей из окрестных домов, а по воскресениям это вообще многонациональный детский сад. Местные жители любят сюда приходить, потому что их точно никто не прогонит и здесь нет никакой опасности. Разве что детской площадки нет, но детское население всегда находит чем заняться.


На месте строительного вагончика возвели статую Доброго Пастыря с овцами. Можно бесконечно спорить о ее художественной ценности, но вот дети ее просто обожают.
Обычно она выглядит именно так. Дети устраивают скачки на овцах и пытаются вскарабкаться по посоху на руки к Иисусу. В этом году решили обломать их и все кругом засадили цветами и огородили, а по мне так зря. Пусть бы себе играли.
Я люблю наблюдать за детьми, за раскормленными голубями, во множестве бродящими по территории и просто любоваться башенками, уходящими ввысь.


А еще я смотрю на витражи снаружи, пытаясь угадать, где какой.

Но это не так просто. Внутри стекло выглядит совсем по-другому.
Мне все это никогда не надоедает, потому что во всякое время года и дня собор всегда разный.


В сгущающихся сумерках угадывается лишь черный контур, а в темноте включается подсветка, от чего все здание горит оранжевым, как бы светится изнутри.
Мне очень нравится и гулять по территории, которая выглядит вполне ухоженной и облагороженной. Там растут ели, которые перед Рождеством украшают, а отец настоятель завел теплицы и насадил кучу цветов.


Порой выходишь во двор, а он там расхаживает с садовым шлангом и поливает свой цветник.

В прошлом году возле церковного киоска цвели роскошные красные розы.


Грот Девы Марии Лурдской возле здания Курии нынче тоже утопает в цветах.

Да и сама администрация не отстает.

В цветах почти каждый квадратный сантиметр. :)


Что ни говори, а зимой куда скучнее.


Хотя это как посмотреть. Удивительные встречи случаются круглый год. На этой фотографии неожиданно материализовались два монаха-францисканца. Я потом их только на дисплее увидела. Нарочно не придумаешь. А так это наш церковный киоск, где неплохой выбор христианской литературы, можно приобрести свечи, иконы, распятия, нательные кресты и все что необходимо для внешнего выражения веры.


Это роза собора. Там есть латинские буквы VMIC (Virgo Maria Immaculata Concepta – Дева Мария Непорочно Зачатая). Одиннадцать ступенек символизируют 10 заповедей + заповедь послушания, необходимые для вхождения во врата небесные, которые в данном случае символизируют двери храма.


Христос вчера, сегодня и всегда... Только следование этому девизу приведет нас в Отчий дом.
Войдя в двери храма, оказываешься в притворе или в нартексе, как его еще иногда называют.
Здесь есть доски объявлений прихода, концертная программа и объявления оратория - молодежного центра. Есть и столы, куда кладут программу концертов, Живое слово (размышления над Евангельскими чтениями на неделю), различные газеты и журналы (например, Свет Евангелия или Салезианский бюллетень). Впрочем, не только это. Массу интересного можно найти, если регулярно проверять.

А еще там есть четыре двери. Правая дверь возле входа ведет к запасному выходу из храма, где на лестничной площадке располагается туалет, а еще именно там расположена лестница, ведущая на хоры. Утром в воскресенье именно оттуда спускаются наши хористы.
Левая дверь возле входа ведет в цокольный этаж, где тоже много разных полезных помещений, но о них позже. Дверь возле доски объявлений ведет в зал Марии Помощницы Христиан - один из учебных классов, где я, собственно, почти целый год и получала, так сказать, начальное теологическое образование, иными словами, проходила катехизацию перед Причастием. Сам по себе зал почти ничем не отличается от школьного класса или университетской аудитории - парты, доска, окно. Разве что тесновато там и на стене висит распятие. Куда ж без него?
Между двумя дверями располагается Распятие. По обе стороны от него ящики для пожертвований - левый предназначен на ремонт храма, а правый для нуждающихся.

В последние дни Великого Поста Распятие и вообще все кресты в храме покрывают фиолетовой тканью. Это символ того, что Бог порой закрывает от нас свое лицо, но Он все равно здесь, страдает ради нас.

С весны прошлого года там долгое время стоял флаг Польши с траурной лентой - в память о погибшей польской делегации. Приход исторически всегда объединял поляков, хотя сейчас и много русских появилось. Но священники и монахини многие из Польши, потому это их непосредственно касается.


Так выглядел притвор в день гибели самолета с польской делегацией.


И, наконец, четвертая дверь ведет в главное помещение - зал для богослужений. По обе стороны от двери - чаши с освященной водой или кропильницы.


Чтобы войти внутрь, нужно опустить руку в воду и осенить себя крестным знаменем. Католики латинского обряда и просто живущие по латинскому обряду совершают его следующим образом: пальцы складываются лодочкой (символ пяти ран Христа), потом рука на лоб, после на грудь где-то в районе солнечного сплетения, на левое плечо, на правое плечо. Завершают все по-разному. Я кладу руку на область сердца, кто-то делает жест, будто собирается сжать в руке крест на груди, кто-то просто руку опускает, как-то видела, что кто-то приближал пальцы к губам. Этот жест вроде имитирует целование перстня с крестом, если не ошибаюсь. Впрочем, складывать пальцы могут немного по-другому. Есть аж пять вариантов вроде как, но в России наиболее употребителен тот, что я описала. Кстати, не возбраняется креститься как православные. Никто не побьет, потому что во-первых, так же крестятся католики византийского обряда, а во-вторых, нет разницы как креститься - самое главное символ креста Господня. Католики армянского обряда вообще как-то подмышками крестятся, и никто на них косо не смотрит.
После того как перекрестились, можно входить.


Войдя, попадаем в центральный неф, который заканчивается алтарем, где и совершается самое главное - Евхаристия, за ним Распятие (9 метров высотой).
При входе обычно нужно совершить поклон головой Кресту, но большая часть прихожан встает на правое колено. Вообще этот жест предписано совершать, когда проходишь мимо Дарохранительницы. Раньше она находилась в алтаре, во многих старых храмах до сих пор так, но после Второго Ватиканского Собора появилась тенденция переносить ее куда-то в сторону. У нас Святые Дары хранятся в часовне Божьего Милосердия, поэтому на колено вставать при входе необязательно, но все равно большинство так делает.
Слева стоит стол привратницы, где по очереди дежурят наши бабушки. За порядком смотрят, за ящиком пожертвований наблюдают и на вопросы могут ответить. С двух сторон от входа стоят исповедальни, где во время каждой мессы есть священник. Там отпускают кающимся грехи.


Выглядят они примерно так, но на фото закрытая, которые ближе к ризнице располагаются. Их почти никогда не используют, разве что в дни больших праздников, когда очередь большая, потому мне ее устройство не шибко знакомо - я там ни разу не была. Понятно, что в центре место для священника, а по бокам для исповедующегося, но на том все. Открытая почти такая же, только там нет дверей. Священник садится в кабинку в центре, а ты должен подойти сбоку, опуститься коленями на специальную доску и, собственно, через решетку сказать все, что надо, и выслушать наставления. Для особо нервных или несведущих специально на уровне глаз приклеена бумажка с обрядом исповеди, который все же имеет определенную литургическую форму. Хотя его рекомендуется знать наизусть, так как не везде приклеено.


Пока гуляешь по храму, можно полюбоваться цветными витражами. Они у нас очень красивые.


Везде превалирует фиолетовый, потому что фотография во время Поста сделана, а фиолетовый - цвет покаяния.
Обычно я сворачиваю в левый проход, так как привыкла сидеть именно по левую сторону да и любимое место для молитвы именно там.


По стенам собора развешаны барельефы, изображающие сцены Страстей Христа. Во время Великого Поста по пятницам проводится особое богослужение Крестного Пути, во время которого верующие ходят процессией с крестом и свечами, останавливаются возле каждого из четырнадцати изображений (или стояний) и размышляют над этими эпизодами с молитвой. Это двенадцатое - Распятие.


А это самое святое место храма - Дарохранительница. Слева придел девы Марии Фатимской, а впереди как раз часовня Божьего Милосердия. Желтый круг и есть дверь, за которой Святые Дары. Возле них всегда горит лампада - единственный огонек, который не гасят на ночь. Когда пересекаешь этот проход или хочешь войти или выйти из часовни, то нужно преклонить правое колено и можно перекреститься, сказав про себя или вслух 3 раза: "Да пребудут в прославлении Пресвятые Дары - истинные Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа". Но обязательный для католика минимум - коленопреклонение и полное, а не книксен какой, как некоторые делают. Уж лучше тогда совсем ничего не делать, чем для галочки имитировать.

В левом приделе стоит статуя Девы Марии Фатимской, в честь которой он и назван. Тут стоят скамейки с генофлекториями - можно сесть, можно преклонить колени. Возле самой статуи тоже есть генофлектория. Обычно там возносят самые личные интенции, по крайней мере мне видится так. Возле статуи свечники, где можно оставить горящую свечу. Вообще в латинском обряде нет такой масштабной традиции везде ставить свечи, но, в принципе, можно оставить как знак молитвы или как жертву храму. Можно это сделать именно здесь. Свечи покупают в лавке, но можно и принести с собой.

Рядом стоит ящик для записок с просьбами к Деве Марии, которые зачитываются каждую среду во время Новенны к Матери Божьей Помощнице Христиан.
Здесь же раньше стоял бюст блаженного Папы Иоанна Павла Второго и статуя Иуды Фаддея - одного из апостолов. Сбоку от бюста Папы объявление об интенциях Бенедикта XVI на текущий месяц. На июль они звучат следующим образом:
· чтобы в каждой стране мира выборы в органы государственной власти осуществлялись справедливо, открыто и честно, с уважением к свободному решению каждого гражданина;
· чтобы везде, особенно в крупных городах, христиане стремились к плодотворному содействию делам образования, справедливости, солидарности и мира.
Есть благочестивая обязанность всякого католика молиться как можно чаще в интенциях Папы Римского. Чтобы было проще, их оглашают.
А сейчас бюст переставили на небольшую полочку возле алтаря.
В этом же приделе находится еще одна исповедальня и еще один запасной выход, который используют в дни когда вечерней мессе дышит в затылок музыкальный концерт. Тогда прихожан выпускают через эту дверь, чтобы толкучки не было.
Так же совсем рядом стоит электроорган, который используют в будние дни.


А большой орган, подаренный лютеранским собором в Германии, стоит на хорах. На нем играют только утром в воскресение, по праздникам и во время концертов.
Если собираешься в правый придел святого Иосифа, то, проходя мимо алтаря, нужно поклониться Кресту.

Здесь располагается статуя св. Иосифа с Младенцем Иисусом. Раньше эти приделы предназначались для раздельной молитвы мужчин и женщин. Справа были мужчины, а слева женщины, но сейчас эта традиция давно уж отмерла.


Еще здесь располагается частица мощей св. Терезы из Лизье, юной монахини-кармелитки, которая считается покровительницей миссионеров. Здесь тоже есть генофлектория, так что можно помолиться у мощей.

Тут же стоит еще один ящик для пожертвований, а так же статуя салезианских святых - св. Иоанна Боско и св. Доминика Савио, его ученика.


Чуть дальше слева дверь в ризницу, где сидит дежурная сестра-монахиня, которая записывает сведения в приходскую книгу, принимает пожертвования на мессы в личных интенциях, а так же здесь помещение для священников и министрантов, которые надевают здесь литургическое облачение. Здесь так же можно поговорить со священником, попросить об исповеди в неурочное время или же освятить какие-то предметы.
Рядом своего рода склад церковной утвари - купель, которую выносят к алтарю только во время крещений, крест, который носят во время торжественных процессий, ковровая дорожка, которую используют лишь в особых случаях (например, во время венчаний), переносные генофлектории для брачующихся и еще особо почитаемая российскими католиками икона Девы Марии Фатимской, которую носят в торжественной процессии по храму каждое 13 число месяца в воспоминание об явлениях Богородицы в португальском местечке Фатима, которые непосредственно касались России.
Еще тут стоит бак с освященной водой, которую можно пить или унести домой.

Правый придел порой используют для реконструкции Евангельских событий. На пасху тут Гроб Господень, а в Рождественское время - вертеп.
На Рождество, по-моему, храм выглядит красивее всего.

Всюду елки и гирлянды.


И алтарь, и амвон выглядят празднично.


После утренней мессы в первый день Нового года тихо и спокойно.

И солнце, бьющее сквозь стекла витражей.

Чтобы выйти из зала, нужно совершить те же действия, что и при входе, но в обратном порядке.
Теперь можно прогуляться в цокольный этаж или в крипту. Для этого нужно нырнуть в дверь слева от главного входа в храм. Там будет лестница в подвал.


На первой лестничной площадке будет вот такая стена памяти, где перечислены имена католиков, пострадавших за свои религиозные убеждения в годы гонений.


История Католической Церкви в России была непростой, порой там были весьма трагические страницы, но это тема отдельного поста. От старушек наслушалась ледянящих душу историй.


Лестница заканчивается прихожей со стойкой, где продают билеты на концерт. Некоторые не обращают внимания, что там и дальше что-то есть.


Если пройти вглубь, то попадаешь в зал, где стоит диван, а еще есть стенгазеты об истории салезианского ордена и его деятельности в России. И еще тут есть настольный футбол, в который очень часто играют дети или молодежь.
Если подняться по ступенькам, то попадаешь в довольно длинный коридор с множеством дверей. Первая дверь налево - это библиотека, где можно взять почитать книгу или покопаться в подшивке старых газет.


Первая дверь направо - это ораторий, молодежный центр, где проводят много времени некоторые ребята из прихода. Там можно пообщаться, совместно помолиться, выпить чаю и посмотреть душеполезный фильм, например.

Рядом большая статуя Девы Марии почти в человеческий рост. Она мне очень нравится.


После оратория располагается зал. блаженной Лауры Викуньи. Точное его предназначение мне неизвестно, но там внутри есть что-то типа алтаря и там иногда проводятся какие-то встречи. Например, розыгрыш призов Миссионерской лотереи.


Вторая дверь слева - зал св. Марии Доминики Мадзарелло. Это учебный класс. Там проводится катехизация, встречи, кружки, собрание молитвенных групп.
Дальше зал Святых Ангелов, тоже учебный и для разных встреч, а справа зал св. Иосифа для масштабных встреч - например, для Живого Розария раз в месяц или для записи на катехизацию, куда традиционно притаскивается масса народа. Этот зал самый большой, поэтому как нельзя лучше годится для таких мероприятий.


На стене есть распятие и есть изображения Тайн Розария, одной из самых популярных католических молитв, - все четыре части, всего 20 тайн.

Без доски объявлений тоже не обойтись.
Дальше идет дверь, за которой коридор продолжается. Справа будет хоровой класс, где хористы проводят репетиции, а слева Каритас - благотворительное учреждение. После коридор расширяется и можно увидеть несколько дверей. Если пойти направо, то попадешь в предбанник, где дверь в помещение Школы Катехизаторов и Школы Изучения Библии, а дальняя дверь ведет в часовню, которую традиционно оккупирует корейская община.


Во время прошлогоднего ремонта там проводились мессы по будням. В часовне два алтаря.


В этом располагается Дарохранительница и на нем же служат Тридентскую мессу два раза в месяц.

Я в этом старом чине совсем не разбираюсь. Знаю только, что он намного длинее нового, все на латыни и священник спиной к народу служит.
Сама часовня мне не очень нравится. Уж больно ярко выражен азиатский колорит - даже образы с азиатским типом лица, это очень отвлекает.
У часовни есть еще один алтарь, на котором служат мессу по обычному чину. Есть и еще одна дверь, в которую священники входят и выходят. Она полностью прозрачная, поэтому видно все, что творится в коридоре, а это не шибко уютно, потому что там располагается походная исповедальня. Там перекрытий нет, поэтому все прекрасно видно. Тут же есть мини-ризница и еще один выход из храма. Такая вот небольшая прогулка по собору, приоткрывающая завесу таинственности. :)

twinpigs отзывы: 99 оценок: 50 рейтинг: 23

Самый большой католический собор в Москве

В православной Москве католические соборы смотрятся необычно и сразу привлекают к себе взгляды. Данный собор, расположенный в самом центре города, особенно красиво смотрится вечером, когда включают подсветку. Внутри убранство более, чем скромное. Проводятся мессы на различных языках. Также проводятся концерты органной музыки. Орган -- настоящий, духовой (не электро, как в некоторых других местах).

Sangryl отзывы: 770 оценок: 868 рейтинг: 1888

Больше всего, пожалуй, мне понравилась публика - как посетители концерта, так и выходящие со службы прихожане. Еще понравился выходящий со службы священник - с ним так и тянет побеседовать.
Не очень поняла, почему над входом в основное помещение храма висит православная икона Богородицы.
Не очень поняла, почему люди перед концертом набились, словно селедки, в наружный придел/сени/преддверие храма - можно было дать им пройти и сесть.
Не очень поняла, почему стульчики такие шаткие и тонкие - как из спичечных коробков.
Не услышала хорошей акустики.
Не увидела хорошей организации концерта.
Засомневалась в органе - то ли из-за акустики, то ли из-за того, что сидя в боковом нефе 1,5 часа смотришь на колонну (она намертво загораживает оркестр, но смотришь по направлению музыки), полное ощущение, что орган - электрический и звук идет со сцены.
Собор очень хорошо смотрится снаружи в подсветке.

Марк Иванов отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 1

Прочитав отзыв о том, что в храме на Грузинской проходят концерты в не совсем церковном формате, пошел удовлетворить свой интерес, и взял билет на 13 января, на концерт Зинчука с органом. На самом концерте не звучал большой орган, а исполнительница играла на электрическом, причем, не очень чисто. Использование звуковоспроизводящей техники также вносило некоторый дискомфорт в восприятие музыки, поскольку слушатели ходят на концерты в храм прежде всего для того, чтобы услышать большой духовой орган. Засилье техники в «зале» выражалось не только в звуковоспроизводящем оборудовании, но и в постановочном свете, мультимедийниках, проецирующих видео концерта на экране в алтаре. Нужно заметить, что алтарь является местом богослужения, а не дискотекой или клубом…Действительно, завесили алтарь экраном, можно было подумать, что находишься в кинотеатре, а исполнитель на гитаре, Виктор Зинчук вообще находился на смонтированной перед алтарем сцене! Час назад была служба, а сейчас быстренько сцену поставили и исполнители в наполовину расстегнутой рубашке, (а говорят о дресс-коде в соборе) с джаз-гитарами, где о том, что находишься в церкви, напоминают немного звуки электрического органа, а общее ощущение и правда, что в клубе. Как сами католики одобрили такое? или это дань моде и погоня за деньгами? С интересом жду теперь такого же, только в православном храме. В Елоховском соборе, к примеру. Или в Христа Спасителя. Могу предложить организаторам на следующий концерт пригласить С. Трофимова и устроить вечер шансона. Ну или попсовое. Уверен, сборы будут колоссальные, и наконец-то организаторы смогут собрать деньги на ремонт органа, о котором там говорят везде, на проекциях экрана, афишах и т.п. И задействовать его на концертах. А судя по другим отзывам тут, на Афише, там играют еще и Калинку и Подмосковные вечера на церковном органе. Кто подскажет, когда они стали церковной или духовной музыкой? Или у организаторов концертов подход тут что "пипл и так схавает"? Куда катиться мир... Никого обидеть не хочу, просто это мое личное мнение.
А вот как это выглядит наглядно http://www.youtube.com/watch?v=ozoXFlNuoa0

Мария Соловьёва отзывы: 1 оценок: 1 рейтинг: 4

Была вчера на концерте Баха "Музыка, слово, время". Никогда раньше не бывала на концертах в соборах - всё как-то не очень серьёзно к ним относилась, т.к. воспитана в советской традиции. Но вчера меня пригласили и я не смогла отказать.
Опыт органных концертов у меня огромный. Родители ещё за руку почти каждый месяц водили в БЗК, а взрослой я часто бывала в Доме Музыки. Но в этом Соборе органный концерт - это что-то невероятное!!! Одновременно и восторг, и желание плакать от счастья - настолько сильные эмоции. Даже до сих пор, когда пишу этот отзыв, мурашки по коже. Всё просто и одновременно возвышенно там!
Идеальная акустика, превосходная атмосфера, очень вежливые люди обслуживают концерт - никакого пафоса, всё с душой! А орган там, однозначно, - для меня теперь самый лучший в Москве.
Концерт проходит прямо в главном здании Собора. Во время того, как звучит музыка, своды красиво подсвечивают, что дополняет естественный отблеск многоцветных витражей - непередаваемо красиво. Приятно, что можно наблюдать за исполнителем со всех сторон: во время трансляции на специальных экранах даже показывают, как органист играет ногами. Это очень впечатляет! Такого нигде не видела!
И ещё приятно, что деньги, которые я оставила за билет - пошли на благотворительность и на содержание этого потрясающего органа.
Посмотрела потом афишу. Программа невероятная, каждый может выбрать что-то для себя (есть и детские концерты, и для молодёжи, и для людей в моём возрасте), и исполнители превосходные. Так как собор католический, там часто играют иностранцы - титулярные органисты, которые ещё и импровизируют (обязательно схожу на ближайший такой концерт!). Ещё там уникальные вещи проходят: недавно выступал Виктор Зинчук и я себя виню, что не обратила свой взор на эту церковь раньше. Но скоро пойду на концерт для двух органов - первый для меня такой опыт будет.
В общем, я всем рекомендую побывать там хоть раз и пережить всё самим!
Я агностик, но католическая церковь вызвала у меня огромное уважение.

Руслан Джафаров отзывы: 25 оценок: 59 рейтинг: 19

Просьба строго не судить, это мой первый отзыв, но написать его придется.
Давно знал о существовании этого красивого храма в Москве, друзья рассказывали, что ходили, и были сильно удивлены тем, что в церкви проводятся концерты, не совсем подобающие этому месту. Но слухи слухами, и решил самостоятельно сходить и посмотреть.
Первый раз перед Новым Годом пришел в Собор на концерт, как раз попал на открытие Рождественского фестиваля. Уже изначально удивило, что концерт хоть и органной музыки, но имеет сопровождение в виде видеоряда и световых эффектов. Когда начался сам концерт, началось световое шоу. Вы были в клубах? Ну вот там можно сказать, что очень похожая ситуация и атмосфера, разве что свет более смягченный. Было дико увидеть, как Распятие Христа в алтаре завешивают экраном, на котором показывают видеотрансляцию самого концерта в реальном времени. Пропадает сразу элемент сакральности, таинства и вслед за этим пропадает желание в тишине без бликов и прочих отвлекающих факторов слушать музыку. Это очень грустно, что в стенах действующего храма происходит такое. Хотя, слышал раньше, что проходили концерты в темноте при зажженных свечах, и очень жалею, что не застал этого, и сложно об этом судить. Но на мой взгляд, это больше соответствовало самой атмосфере таинства, к которому предлагают прикоснуться через орган. Сейчас ощущение просто клуба на "Красном Октябре", где DJ по недоразумению включил органную музыку. На мой взгляд, нельзя превращать действующий храм крупной мировой Католической церкви в такую шоу-площадку. Ведь для концертов такого плана есть тот же Дом Музыки, где это будет смотреться вполне уместно.

Цены тоже необоснованно завышены, как мне показалось, а сервис оставляет желать лучшего.

Я, глубоковерующий человек, мусульманин, уважающий Христианство, и мне обидно, что организация, которая проводит концерты в этом храме ставит храм на уровень не Дома Господнего, а банального концертного зала. Чем-то напомнило выпад Pussy riot в Храме Христа Спасителя. В будущем там ожидаются концерты с гитарой, терменвоксом и многими другими явно не церковными инструментами.

Читал сейчас отзывы тут об этом, и очень жалею, что не попал на концерты раньше, когда они вероятно были действительно храмовыми концертами, а не светошоу.

Мысль композитора Альфреда Шнитке о том, что любой из готических соборов является определенной моделью мира, касается как католического, так и протестантского течения. Любой из них необходимо осознавать как большой город. Ведь само строительство храмов предусматривало вмещение всего населения города. Иначе говоря, каждый храм должен быть огромным. Такую задачу помогло решить гениальное решение касаемо строительства сводов.

Искусство католического собора

Каждый католический собор своим внутренним объемом казался гораздо больше, чем снаружи. Еще одно достижение в строительстве готических соборов - единство в архитектуре, в интерьере, в декоре. Но с другой стороны, готический собор всегда совмещает искусство разного вида и времени.

В самом готическом стиле необыкновенно развились такие виды искусств, как скульптура, цветные витражи, декоративное оформление в виде резьбы по дереву, камню, кости, и все это в музыкальном сопровождении. Католический украшается скульптурными произведениями и композициями из них, разнообразного вида орнаментами, фигурами реальных и фантастических зверей. Специальная иконография христианских святых всегда украшает западные порталы собора. А главный вход украшен скульптурами святых. Их бывает до восьми десятков. Оформление внутреннего пространства католического собора- витражи. Льющийся из них свет с переливающимися оттенками и разнообразием цветовой гаммы создает ощущение бесконечной реальности неба. Иногда общая площадь витражей храма достигала двух с половиной тысяч квадратных метров. Отдельно следует обратить внимание на музыку в соборе. Изначально в соборах образовывались школы музыки. И эти школы вырастили многих знаменитых органистов. Их звучащие произведения в сочетании со светом, проходящим через витражи, создают ощущение неземной реальности, подтверждая, что собор действительно есть прообраз целого мира.

Первый из трех храмов

Католические храмы в Москве мирно сосуществуют с православными церквями и храмами других верований. Первым из существовавших трех костелов стал костел Петра и Павла.

Он был основан в Немецкой слободе по решению царя Петра I в начале восемнадцатого века. Но судьба его не была долговременной. Построенный на деньги польской общины в Милютинском переулке, он просуществовал до Октябрьской революции. Потом костел закрыли и перестроили. Снятие купола, постановка межэтажных перекрытий превратила храмовое здание в обычный трехэтажный дом. Впоследствии там стали размещать разные государственные учреждения. В современности там находится научно-исследовательский институт. Трудно узнать в этом простом здании величественный когда-то костел. Лишь табличка на стене напоминает, что здесь был римско-католический собор.

Второй собор города

Вторым католическим Московским собором стал костел поселенцев Москвы - французов. Святого Людовика. Построен на Малой Лубянке в конце восемнадцатого века.

Он многократно перестраивался, но действует и сегодня. Современное здание строилось в середине девятнадцатого века. А в начале двадцатого века при нем открыли французский лицей. Следует отметить тот факт, что этот католический собор не закрыли в семнадцатом году, как большинство храмов, и в нем с небольшими перерывами всегда шла церковная служба. Уже в девяностых годах прошлого столетия костелу передали все принадлежавшие ему до революции здания.

Коротко о самом известном соборе

Нет сомнения, что самым главным среди московских соборов является католический Непорочного зачатия Девы Марии. Его строительство шло с конца девятнадцатого до начала двадцатого века по Малой Грузинской улице города Москвы. Красота и монументальность строения поражают.

Тридцатые годы двадцатого столетия костел закрыли. Отечественную войну помещение костела пережило без особых разрушений. Поэтому впоследствии помещение использовали под склады. А в 1990 году костел передали католикам.

Необходимость открытия

В середине девятнадцатого века в канцелярию московской губернии пришло прошение о еще одного храма для католиков. В прошении описывалось значительное увеличение поселенцев польской национальности в городе. Вскоре община получила разрешение, но при соблюдении некоторых условий. Предписывалось строить храм далеко от центральных построек города, а также больших православных святынь. Над храмом не должно быть башенных построек и разных скульптур. Скульптор Богданович разработал и утвердил проект. Католический собор вмещал пять тысяч верующих и имел наружные скульптурные украшения.

История строения

Основные строения возведены в начале двадцатого столетия за счет обитателей польской национальности города и всей России. Следует сказать, что в Москве на то время уже было около тридцати тысяч католиков. Само строение стоило полякам до двухсот семидесяти тысяч, а на ограду и оформление собирались дополнительные деньги. Отделка длилась еще долго.

При первых же гонениях на церковь, еще до войны, его закрыли и преобразовали в общежитие. Война уничтожила несколько храмовых башен. В шестидесятых годах двадцатого столетия в помещении храма разместился научно-исследовательский институт. Для этого кардинально изменили внутренний объем помещения. Образовано четыре этажа. Девяностый год двадцатого столетия вернул католический собор в Москве церкви. После шести десятков лет перерыва была отслужена первая служба. Сотни верующих слушали службу стоя на ступеньках. Лишь к 1996 г., пройдя долгие переговоры и выселение научно-исследовательского института, католический собор был передан по назначению и освящен. Прославилась Малая Грузинская, католический собор после мировой молитвенной католической службы через телемост и торжеств по поводу столетия храма в 2011 г.

Описание храма

Легенда гласит, что прообразом данного собора стал Вестминстерский. Шпиль центральной башни ославляет крест, а шпили боковых башен - гербы основателей. При входе в собор стоит скульптура с изображением В центральном зале размещены в двух секторах скамейки с проходом между ними. Сбоку расположены помещения для исповедания. В зале органично расположены массивные колонны. Потолки сделаны в виде арок с диагональной симметрией, образующих своды в виде креста. Окна с острыми верхними углами и витражами. Под окнами - настенные барельефы. На определенной высоте находятся хоры, рассчитанные на пятьдесят певчих. Там же стоит и орган. Все здание собора издали напоминает форму креста. Очевидна идея архитектора отобразить церковь как тело Христово. Похожая планировка есть и в других церквях, и ее называют крестообразием. Алтарь из темно-зеленого мрамора.

Слева в храме закреплены массивные колокола. Их всего пять, от самого большого до маленького. Масса колоколов начинается от девятисот килограмм с тенденцией постепенного уменьшения веса последующего колокола. Колокола приводит в движение электроника.

Соборная органная музыка

Третий католический собор в Москве обладает органным инструментом, который стал наибольшим в стране. На нем без проблем исполняются произведения разных исторических эпох. Сложен из семидесяти трех регистров, четырех мануалов и пяти тысяч пятисот шестидесяти трех труб.Орган является подарком из Швейцарии. Создан мастерами в 1955 г. Перевозился в Москву частями и устанавливался мастерами германской фирмы "Кауфбойрен" бесплатно. В 2005 году орган был освящен.

Фестивали и концерты

На улице Малая Грузинская католический собор, как уникальный памятник архитектуры, является одновременно концертным залом Москвы. Его стены наполнены музыкой фестивалей и концертов. Акустика здания создает особое звучание духовной органной музыки. Здесь становится мягче сердце даже самого черствого человека.

Соблюдая старинные европейские культурные традиции, католический собор концертыдает регулярно и принимает каждого желающего получить наслаждение от возвышенной музыки. Здесь все своды собора наполняются звучанием композиций различных музыкальных гениев со всех точек планеты. Посещение храма дает возможность услышать одновременно со средневековым современную джазовую музыку в органном исполнении. Посетителям всегда предлагается большой выбор выступлений и концертных программ. Всей семьей можно пойти на концерт днем, насладиться праздничными фестивалями, вечерами духовной музыки и средневековых мистерий. Важно и то, что все деньги за приобретенные билеты используются на ремонтные и реставрационные работы в костеле.