Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Александр матросов. Подвиг под псевдонимом

У каждого поколения есть свои кумиры и герои. Сегодня, когда на пьедестал почета ставят кино- и поп-звезд, а примерами для подражания являются скандальные представители богемы, самое время вспомнить о тех, кто действительно заслужил вечную память в нашей . Речь пойдет об Александре Матросове, с именем которого шли в мясорубку Великой отечественной советские бойцы, стремясь повторить его героический подвиг, жертвуя своими жизнями во имя независимости Отчизны. С течением времени память стирает мелкие подробности событий и делает краски более блеклыми, внося свои коррективы и объяснения произошедшему. Лишь спустя много лет стало возможным раскрыть некоторые таинственные и недосказанные моменты в биографии этого юноши, оставившего столь значимый след в славных анналах нашей Родины.


Предвидя гневные реакции тех, кто склонен оставлять факты в том виде, в каком они были изложены советскими средствами массовой информации, необходимо сразу оговориться, что проведенные историками и мемуаристами исследования ни в коей мере не умаляют заслуг человека, имя которого уже больше полувека носят улицы многих городов. Никто и не ставил своей целью его очернение, но Истина требует установления справедливости и раскрытия подлинных фактов и имен, которые в свое время были искажены или просто остались без внимания.

Согласно официально версии Александр был родом из Днепропетровска, прошедшим Ивановский и Мелекесский детские дома Ульяновской области и Уфимскую трудовую колонию для детей. 23 февраля 1943-го года его батальон получил задачу уничтожить опорный пункт фашистов возле деревни Чернушки, что в Псковской области. Однако подступы к населенному пункту прикрывали три пулемётных расчета, укрытые в дзотах. Для их подавления были отправлены специальные штурмовые группы. Два пулемёта были уничтожены совместными силами автоматчиков и бронебойщиков, но попытки заставить замолчать третий не увенчались успехом. В конце концов, к нему поползли рядовые Пётр Огурцов и Александр Матросов. Вскоре Огурцова тяжело ранило, и Матросов подобрался к амбразуре уже один. Он бросил пару гранат, и пулемёт умолк. Но стоило красногвардейцам подняться в атаку, как снова раздалась стрельба. Спасая своих товарищей, Матросов одним стремительным броском оказался у дзота и закрыл амбразуру телом. Полученных мгновений хватило, чтобы бойцы смогли подойти поближе и уничтожить противника. О подвиге советского солдата было рассказано в газетах, журналах и кино, его имя стало фразеологизмом в русском языке.

После длительных поисков и исследовательских работ людей, занимавшихся изучением биографии Александра Матросова, очевидным стало то, что доверия заслуживает лишь дата рождения будущего героя СССР, а также место его гибели. Вся остальная информация была достаточно противоречива, а потому заслуживала более пристального рассмотрения.

Первые вопросы возникли тогда, когда на официальный запрос по указанному самим героем месту рождения в городе Днепропетровске, пришел четкий ответ, что рождение ребенка с таким именем и фамилией в 1924-ом году не было зарегистрировано ни одним Загсом. Дальнейшие поиски в советское время главным исследователем жизни Матросова Рауфа Хаевича Насырова привели к общественному порицанию писателя и обвинению его в ревизионизме героических страниц военного времени. Лишь много позднее он смог продолжить расследование, результатом которого стал ряд интереснейших открытий.
Следуя по едва заметным «хлебным крошкам», библиограф изначально на основе свидетельств очевидцев предположил, а затем и практически доказал, что настоящее имя героя – Шакирьян, а подлинным местом его рождения является небольшая деревушка Кунакбаево, которая расположена в Учалинском районе Башкирии. Изучение документов в Учалинском горсовете позволило найти запись о рождении некоего Мухамедьянова Шакирьяна Юнусовича в тот самый день, на который указывает официальная биографическая версия жизни Александра Матросова, 5 февраля 1924-го года. Подобное несовпадение данных о месте рождения знаменитого героя навело на мысль о проверке подлинности остальных биографических данных.

Никого из близких родственников Шахирьяна на тот момент времени уже не было в живых. Однако в ходе дальнейших поисков были найдены детские фотографии мальчика, которые чудом сохранились у бывших односельчан. Подробное рассмотрение этих снимков и сопоставление их с более поздними фотографиями Александра Матросова, позволило ученым из НИИ судебных экспертиз в Москве дать окончательное заключение об идентичности изображенных на них людей.

Мало кому известно, что существует еще один Александр Матросов, тезка главного лица статьи, также ставший Героем Советского Союза. Родившись 22 июня 1918-го года в городе Иваново, в годы Великой Отечественной войны он дослужился до старшего сержанта, командира взвода разведывательной роты. Летом 1944-го года Матросов вместе с другими разведчиками захватил мост на белорусской реке Свислочь, являвшейся притоком Березины. Более суток небольшая группа удерживала его, отражая атаки фашистов, до подхода основных сил наших войск. В том памятном бою Александр уцелел, благополучно закончил войну и скончался в родном Иваново 5 февраля 1992-го года в возрасте семидесяти трех лет.

Во время бесед с однополчанами Александра Матросова, а также жителями села, где он родился, и бывшими воспитанниками детских домов, постепенно стала складываться картина жизни этого известного человека. Отец Шакирьяна Мухамедьянова вернулся с Гражданской войны инвалидом и не мог найти себе постоянную работу. В связи с этим его семья испытывала большие материальные трудности. Когда мальчику было всего семь лет, у него умерла мать. Выживать стало еще труднее, и зачастую отец вместе с маленьким сыном просил милостыню, бродя по соседским дворам. Совсем скоро в доме появилась мачеха, с которой юный Шахирьян так и не смог сойтись характерами, сбежав из дому.

Недолгие скитания закончились тем, что мальчишка попал в приемник-распределитель для детей по линии НКВД, а оттуда и был направлен в современный Димитровград, который тогда назывался Мелекессом. Именно в этом детском доме он впервые фигурирует как Александр Матросов. Но в официальных документах под данным именем он был записан, когда поступил в колонию, расположенную в поселке Ивановка, 7 февраля 1938-го года. Там же парнишка назвал выдуманное место рождения и город, в котором он, по его собственным словам, никогда не был. На основании выданных ему документов во всех источниках впоследствии была указана именно эта информация о месте и дате рождения мальчика.

Почему же Шакирьяна записали именно под таким именем? Его односельчане вспоминали, что в пятнадцать лет, летом 1939-го, он приезжал к себе на малую родину. На подростке была надета бескозырка и полосатая тельняшка под рубашкой. Уже тогда он называл себя Александром Матросовым. Видимо указывать свое настоящее имя в колонии он не захотел потому, что знал о всеобщем недоброжелательном отношении к нацменам. А при его симпатии к морской символике придумать себе соответствующее понравившееся имя, как делали в то время многие беспризорники, не составило труда. Однако в приюте еще помнили, что Сашку называли не только Шуриком-матросом, но и Шуриком-Шакирьяном, а также «башкиром» – из-за смуглой кожи подростка, что опять же подтверждает идентичность двух рассматриваемых личностей.

Как односельчане, так и воспитанники приюта отзывались о Сашке как о бойком и веселом парне, который любил побренчать на гитаре и балалайке, умел отбивать чечетку и лучше всех играл «в бабки». Вспомнили даже слова его родной матери, говорившей в свое время, что из-за своей ловкости и излишней активности он станет либо справным молодцом, либо преступником.

В общепринятой версии биографии героя говорится о том, что Матросов некоторое время работал столяром на мебельной фабрике в Уфе, но как он попал в трудовую колонию, к которой было прикреплено данное предприятие, нигде не сказано. Зато этот отрезок его биографии содержит красочные упоминания о том, каким прекрасным примером для сверстников был Александр в то время, как он стал одним из лучших боксеров и лыжников города, какие прекрасные писал стихи. Для создания пущего эффекта в вымышленной истории много говорится и об активной работе Матросова в качестве политинформатора, а также о том, что отец героя, будучи коммунистом, погиб от пули кулака.

Интересным фактом, связанным с совершившим подвиг бойцом, является наличие как минимум двух практически идентичных комсомольских билетов на имя Александра Матросова. Билеты хранятся в разных музеях: один – в Москве, другой – в Великих Луках. Который из документов является подлинным, так и осталось невыясненным.

В действительности, в 1939-ом году Матросова отправили на работу на Куйбышевский вагоноремонтный завод. Однако вскоре он оттуда сбежал из-за невыносимых условий труда. Позднее за несоблюдение режима Саша вместе с другом был арестован. Следующее документальное свидетельство о жизни парня появляется почти через год. За нарушение условий подписки о том, что он покинет Саратов в течение суток, согласно архивным данным, 8 октября 1940-го года Александр Матросов был приговорен Фрунзенским районным народным судом к двум годам заключения по статье 192 УК РСФСР. Интересен тот факт, что 5 мая 1967-го Верховный суд СССР вернулся к кассационному рассмотрению дела Матросова и отменил приговор, видимо, чтобы не очернять имя героя нелицеприятными подробностями его жизни.

Собственно после решения суда молодой человек и попал в трудовую колонию Уфы, где полностью отбыл свой срок. Еще в самом начале войны семнадцатилетний Александр, как и тысячи его сверстников, посылал письмо на имя наркома обороны с просьбой отправить его на фронт, выразив свое страстное желание защищать Родину. Но на передовую он попал только в конце февраля 1943-го года вместе с другими курсантами Краснохолмского училища, куда Матросов был зачислен в октябре 1942-го после колонии. В связи со сложной обстановкой на всех фронтах выпустившиеся необстрелянные курсанты в полном составе были направлены в качестве подкрепления на Калининский фронт.

Здесь следует новая нестыковка реальных фактов с официально принятой биографией этого человека. В соответствии с документами Александр Матросов был зачислен в стрелковый батальон, входивший в 91-ую отдельную Сибирскую добровольческую бригаду, носящую имя Иосифа Сталина, 25 февраля. Но в советской прессе указывается, что свой подвиг Александр Матросов совершил 23 февраля. Прочитав об этом позднее в газетах, однополчане Матросова были крайне удивлены данной информации, ведь в действительности памятный бой на Псковщине, неподалеку от деревни Чернушки, которую батальон в соответствии с приказом командования должен был отбить у немцев, произошел 27-го февраля 1943-го года.

Почему столь важная дата была изменена не только в газетах, но и во многих исторических документах, описывающих великий подвиг? Всем, кто рос в советское время, хорошо известно, как правительство и многие другие официальные органы любили приурочивать разные, даже самые незначительные события к памятным юбилеям и датам. Так произошло и в данном случае. Приближающийся юбилей, двадцатипятилетие со дня основания Красной Армии, требовал «реального подтверждения» для воодушевления и поднятия морального духа советских воинов. Очевидно, было принято решение приурочить подвиг бойца Александра Матросова к памятной дате.

Подробности того, как именно развивались события в тот страшный февральский день, когда погиб мужественный девятнадцатилетний юноша, детально описаны во многих статьях и учебниках. Не останавливаясь на этом, стоит отметить лишь, что подвиг Александра Матросова в официальной интерпретации явно противоречит законам физики. Даже одна выпущенная из винтовки пуля, попав в человека, обязательно собьёт его с ног. Что уж тут говорить о пулеметной очереди в упор. К тому тело человека вообще не может служить хоть какой-нибудь серьёзной преградой для пулемётных пуль. Даже первые заметки фронтовых газет гласили, что труп Александра нашли не на амбразуре, а перед ним в снегу. Вряд ли Матросов бросался на нее грудью, это был бы самый абсурдный способ одолеть вражеский дзот. Пытаясь реконструировать события того дня исследователи остановились на следующей версии. Поскольку имелись очевидцы, видевшие Матросова на крыше дзота, скорее всего он пытался расстрелять или закидать гранатами пулеметный расчет через окошко для вентиляции. Его застрелили, и тело упало на отдушину, перекрыв возможность отвода пороховых газов. Сбрасывая труп, немцы замешкались и прекратили огонь, а товарищи Матросова получили возможность преодолеть простреливаемое пространство. Таким образом, подвиг действительно имел место, ценой жизни Матросов обеспечил успех штурма своего отряда.

Также существует ошибочное мнение, что подвиг Александра был первым в своем роде. Однако это не так. Сохранилось множество документально засвидетельствованных фактов, как уже в первые годы войны советские солдаты бросались на огневые точки противника. Самыми первыми из них стали Александр Панкратов – политрук танковой роты, пожертвовавший собой 24 августа 1941-го года при атаке Кириллова монастыря под Новгородом и Яков Падерин, погибший 27 декабря 1941-го года у деревни Рябиниха в Тверской области. А в «Балладе о трёх коммунистах» Николая Семеновича Тихонова (автора известной фразы: «Гвозди б делать из этих людей…») описывается сражение под Новгородом 29 января 1942-го года, в котором на вражеские доты бросилось сразу три бойца – Герасименко, Черемнов и Красилов.

Требует упоминания и то обстоятельство, что еще до конца марта 1943-го года как минимум тринадцать человек – бойцов Красной Армии, воодушевленных примером Александра Матросова, осуществили подобное деяние. Всего за годы войны аналогичный подвиг совершили более четырехсот человек. Многие из них были посмертно награждены и получили звание Героев СССР, но их имена знакомы разве что дотошным историкам, а также любителям исторических статей военного времени. Большинство же храбрых героев так и остались неизвестными, а впоследствии вообще выпали из официальных хроник. В их число попали и погибшие бойцы штурмовых групп, сражавшиеся в тот самый день рядом с Матросовым и сумевшие не только подавить дзоты неприятеля, но и, развернув фашистские пулеметы, открыть ответный огонь по врагу. В этом контексте очень важно понимать, что образ Александра, в честь которого построены памятники и названы улицы в городах по всей России, как раз и олицетворяет собой всех безымянных солдат, наших предков, отдавших жизни ради победы.

Изначально героя похоронили там, где он пал, в деревне Чернушки, но в 1948-ом году его останки были перезахоронены на кладбище города Великие Луки, расположенном на берегу реки Ловать. Имя Александра Матросова было увековечено приказом Сталина от 8 сентября 1943-го года. В соответствии с этим документом оно было впервые навечно занесено в список первой роты 254-го гвардейского полка, где служил Саша. К сожалению, руководство Красной Армии, создавая эпический образ бойца, презревшего смерть во имя спасения своих товарищей, преследовало еще одну довольно неприятную цель. Пренебрегая артподготовкой, начальство побуждало красноармейцев идти в смертельные лобовые атаки на пулеметы противника, оправдывая бессмысленную гибель людей примером отважного солдата.

Даже при выяснении настоящей истории героя, которого многие поколения жителей нашей страны знают как Александра Матросова, после уточнения его личности, места рождения, отдельных страниц биографии и сути самого героического поступка, его подвиг по-прежнему неоспорим и остается редким образцом небывалого мужества и доблести! Подвиг совсем молодого юноши, который пробыл на фронте всего три дня. Безумству храбрых поем мы песню…

Источники информации:
-http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=597
-http://izvestia.ru/news/286596
-http://ru.wikipedia.org/wiki/
-http://www.pulter.ru/docs/Alexander_Matrosov/Alexander_Matrosov

Ctrl Enter

Заметили ошЫ бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Cо школьной скамьи все знакомы с легендой об Александре Матросове - легендой о том, как храбрый советский боец грудью бросился на амбразуру дзота (деревянно-земляная огневая точка), чем заставил замолчать пулемет гитлеровцев, и обеспечил успех атаки. Но все мы растем и начинают появляться сомнения: зачем бросаться на амбразуру дзота, если есть авиация, танки, артиллерия. Да и что может остаться от человека, попавшего под прицельный огонь пулемета?

Согласно версии советской пропаганды, рядовой Александр Матросов будто бы совершил свой подвиг 23 февраля 1943 года в бою близ деревни Чернушки под Великими Луками. Посмертно Александру Матвеевичу Матросову было присвоено звание Героя Советского Союза. Подвиг был якобы совершен в день 25-й годовщины Красной Армии, а Матросов был бойцом элитного Шестого добровольческого стрелкового корпуса имени Сталина, — эти два обстоятельства сыграли важную роль в создании государственного мифа. Но на самом деле Александр Матросов погиб 27 февраля...


Согласно официальной версии, Александр Матвеевич Матросов родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе, воспитывался в Ивановском (Майнский район) и Мелекесском детских домах Ульяновской области и в Уфимской детской трудовой колонии. После окончания 7 классов работал в этой же колонии помощником воспитателя.
По другой версии, настоящее имя Матросова — Шакирьян Юнусович Мухамедьянов, а место рождения — деревня Кунакбаево Тамьян-Катайского кантона Башкирской АССР (ныне Учалинского района Башкортостана). При этом сам Матросов называл себя именно Матросовым.
Вопреки распространенному мнению, Матросов не был бойцом штрафного батальона. Подобные слухи возникли, потому что он был воспитанником детской колонии для малолетних уголовников в Уфе, а в начале войны работал там же воспитателем.

Согласно официальной версии, 27 февраля 1943 года 2-й батальон получил приказ атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки Локнянского района Калининской области (со 2 октября 1957 года — Псковской области). Как только советские солдаты прошли в лес и вышли на опушку, они попали под сильный огонь противника — три пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. На подавление огневых точек были высланы штурмовые группы по два человека. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков; второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков, но пулемёт из третьего дзота продолжал простреливать всю лощину перед деревней. Попытки подавить его не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота поползли красноармейцы Пётр Огурцов и Александр Матросов. На подступах к дзоту Огурцов был тяжело ранен, и Матросов принял решение завершить операцию в одиночку. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, из дзота вновь был открыт огонь. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценой своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделения.

В первом донесении о подвиге Матросова сообщалось: "В бою за деревню Чернушки комсомолец Матросов, 1924 года рождения, совершил героический поступок — закрыл амбразуру дзота своим телом, чем и обеспечил продвижение наших стрелков вперед. Чернушки взяты. Наступление продолжается". Этот рассказ с небольшими изменениями воспроизводился и во всех последующих агитках. На протяжении десятилетий никто не задумывался, что подвиг Александра Матросова противоречил законам природы. Ведь закрыть своим телом пулеметную амбразуру невозможно. Даже одна винтовочная пуля, попавшая в руку, неизбежно сбивает человека с ног. А пулеметная очередь в упор сбросит с амбразуры любое, даже самое грузное тело. Фронтовики вспоминают, как очереди из немецкого пулемета MG перерубали пополам деревца...

Возникает вопрос рациональности попытки закрыть амбразуру своим телом при наличии других способов подавления вражеского огня. Человеческое тело не могло послужить сколько-нибудь серьёзным препятствием для пуль немецкого пулемёта.

Пропагандистский миф, разумеется, не в состоянии отменить законы физики, но он способен заставить народ забыть об этих законах. На протяжении войны свыше 400 красноармейцев совершили тот же подвиг, что и Александр Матросов, причем некоторые — раньше его.
Нескольким "матросовцам" повезло — они остались в живых. Будучи ранеными, эти бойцы забрасывали неприятельские дзоты гранатами. Можно сказать, проходило своеобразное жуткое соревнование частей и соединений, каждое из которых считало за честь иметь своего Матросова. Благо, что записать человека в "матросовы" было очень несложно. Для этого годился любой красноармеец, погибший поблизости от неприятельского дзота. В действительности события развивались не так, как сообщалось в газетных и журнальных публикациях.
Как писала по горячим следам фронтовая газета, труп Матросова обнаружили не на амбразуре, а в снегу перед дзотом. Что же могло происходить на самом деле?

Лишь в постсоветское время стали рассматривать и другие версии события.
Согласно одной из версий, Матросов был убит на крыше дзота, когда пытался закидать его гранатами. Упав, он закрыл вентиляционное отверстие для отвода пороховых газов, что и дало возможность бойцам его взвода совершить бросок, пока пулемётчики пытались сбросить его тело.
В ряде публикаций высказывалось утверждение о непреднамеренности подвига Александра Матросова. Согласно одной из таких версий, Матросов действительно пробрался к пулемётному гнезду и пытался расстрелять пулемётчика или хотя бы помешать его стрельбе, но по какой-то причине упал на амбразуру (оступился или был ранен), тем самым временно загородив обзор пулемётчику. Воспользовавшись этой заминкой, батальон смог продолжить атаку.
Есть версия, что Матросов был сражён пулемётной очередью в момент, когда он приподнялся, чтобы бросить гранату, что для находившихся позади него бойцов выглядело как попытка прикрыть их от огня собственным телом.

Возможно, Матросов смог взобраться на дзот (очевидцы видели его на крыше дзота), и он попытался расстрелять немецкий пулеметный расчет через вентиляционное отверстие, но был убит. Сбрасывая труп, чтобы освободить отдушину, немцы вынуждены были прекратить огонь, и товарищи Матросова за это время преодолели простреливаемое пространство. Немецкие пулеметчики вынуждены были спасаться бегством. Матросов действительно ценой жизни обеспечив успех атаки своего подразделения. Но грудью на амбразуру не бросался — такой способ борьбы с вражескими дзотами абсурден. Однако для пропагандистского мифа фанатичный образ бойца, презревшего смерть и грудью бросившегося на пулемет, был необходим. Красноармейцев побуждали идти в лобовые атаки на неприятельские пулеметы, которые даже не пытались подавить в ходе артподготовки. Примером Матросова оправдывалась бессмысленная гибель людей. Похоже, что сталинские пропагандисты мечтали превратить советских людей в подобие японских камикадзе, чтобы фанатично погибали, ни о чем не думая.

Гибель Матросова ловкие писаки из ГлавПура и фронтовых агиток приурочили к 23 февраля — к круглой дате 25-летию Красной Армии, а то что "подвиг Матросова" до этого был уже совершен другими более 70 раз — их не волновало... В именном списке безвозвратных потерь 2-го отдельного стрелкового батальона Александр Матросов записан 27 февраля 1943 года вместе с ещё пятью красноармейцами и двумя младшими сержантами. Да и на фронт Матросов попал только 25 февраля...

Александр Матвеевич

Матросов Александр Матвеевич - стрелок-автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И.В. Сталина 6-го Сталинского Сибирского добровольческого стрелкового корпуса 22-й армии Калининского фронта, красноармеец. 8 сентября 1943 г. приказом народного комиссара обороны СССР И.В. Сталина, имя Матросова было присвоено 254-му гвардейскому стрелковому полку, а сам он навечно зачислен в списки 1-й роты этой части. Это был первый приказ НКО СССР в годы Великой Отечественной войны о зачислении павшего Героя навечно в списки воинской части.

Родился 5 февраля 1924 г. в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск - административный центр Днепропетровской области Украины). Русский. Член ВЛКСМ. Рано лишился родителей. 5 лет воспитывался в Ивановском режимном детском доме (Ульяновская область). В 1939 г. был направлен на вагоноремонтный завод в городе Куйбышеве (ныне Самара), но вскоре оттуда сбежал. Приговором народного суда 3-го участка Фрунзенского района города Саратова от 8 октября 1940 г. Александр Матросов осужден по статье 192 УК РСФСР к двум годам лишения свободы за нарушение паспортного режима (Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР 5 мая 1967 г. этот приговор отменила). Отбывал срок в Уфимской детской трудовой колонии. С началом Великой Отечественной войны неоднократно обращался с письменными просьбами отправить его на фронт.

В Красную Армию призван Кировским райвоенкоматом города Уфы Башкирской АССР в сентябре 1942 г. и направлен в Краснохолмское пехотное училище (октябрь 1942 г.), но вскоре большую часть курсантов направили на Калининский фронт.

В действующей армии с ноября 1942 г. Служил в составе 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирсккой добровольческой бригады имени (позже 254-й гвардейский стрелковый полк 56-й гвардейской стрелковой дивизии, Калининский фронт). Некоторое время бригада находилась в резерве. Затем ее перебросили под Псков в район Большого Ломоватого бора. Прямо с марша бригада вступила в бой.
27 февраля 1943 г. 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Плетень, западнее деревни Чернушки, Локнянского района Псковской области. Как только наши солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника - три вражеских пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемет подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемет из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Александр Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемет замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемет снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.

Был похоронен в деревне Чернушки Локнянского района, а в 1948 г. прах А.М. Матросова был перезахоронен в городе Великие Луки Псковской области на левом берегу реки Ловать на пересечении улицы Розы Люксембург и набережной имени Александра Матросова.

Через несколько дней имя Александра Матросова стало известным всей стране. Подвиг Матросова был использован находившимся случайно при части журналистом для патриотической статьи. При этом дату смерти Героя перенесли на 23 февраля, приурочив подвиг ко дню рождения Красной Армии. Несмотря на то, что Александр Матросов был не первым, кто совершил подобный акт самопожертвования, именно его имя было использовано для прославления героизма советских солдат. Впоследствии свыше трехсот человек совершили подобный героический поступок. Подвиг Александра Матросова стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм красноармейцу Матросову Александру Матвеевичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Награждён орденом Ленина (посмертно).

В.Е. Панфилов «Александр Матросов»

27 февраля 1943 года девятнадцатилетний Саша Матросов, чтобы спасти боевых товарищей, грудью закрыл огневую точку противника.

Имя Александра Матросова знакомо практически каждому человеку. Подвиг, который он совершил, закрыв своим телом вражескую амбразуру, стал символом самопожертвования и мужества.

Героизм автоматчика 6-го Сталинского Сибирского добровольческого стрелкового корпуса с яркой фамилией Матросов вдохновлял советских воинов во время войны и во все последующие годы. Для молодежи он был образцом для подражания, на подвигах таких героев воспитывалось не одно подрастающее поколение.

Однако в середине 1980-х мощное течение, начавшее размывать советскую идеологию, зацепило целый пласт истории священной войны. То, что казалось незыблемым, стало подвергаться сомнению. В лучшем случае возникали альтернативные версии героических поступков, да, историки обязаны критически подходить к предмету изучения, но должны это делать крайне аккуратно, особенно когда речь идет о людях, положивших свою жизнь на защиту Родины. В худшем случае подвиги советских воинов объявлялись фальсификацией и выдумкой советской пропаганды.

Не избежал дегероизации и Александр Матвеевич Матросов. Действительно, его официальная биография выглядит довольно гладкой. Согласное ей, отец Матросова был коммунистом, погибшим от кулацкой пули, осиротев, мальчик оказался на улице, а потом в детдоме. Окончив семилетку, он трудился помощником воспитателя в детском доме, а когда пришла война, отправился на фронт.

По другой, более поздней версии, сирота Матросов за совершенные правонарушения был отправлен в детскую трудовую колонию города Уфы, из которой хотел бежать в составе большой группы. Видимо, отношение администрации к малолетним «преступникам» и условия проживания в колонии, были далеки от приемлемых. Однако начавшая война разрядила конфликтную ситуацию, Саша взял в руки слесарные инструменты, - фабрика колонии по заказу Государственного Комитета Обороны выпускала спецукупорку для боеприпасов, и принялся работать на оборонку.

Забыв свои, вероятно, небезосновательные обиды к советской власти, из Гулага, напомним, что Уфимская детская трудовая колонию № 2 при НКВД СССР входила в систему Главного управления лагерей и мест заключения, Матросов неоднократно направлял письменные заявления с просьбой направить его на фронт.

Отклик последовал лишь в сентябре 1942 года, Матросов, пройдя обучение в Краснохолмском пехотном училище под Чкаловым, в январе 1943 года в составе 2-го отдельного стрелкового батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени Сталина отправился на Калининский фронт. Поскольку он состоял в комсомольской организации, был назначен групкомсоргом и агитатором взвода.

Некоторое время бригада находилась в резерве, затем была переброшена под Псков в район Большого Ломоватого бора. Еще необстрелянные солдаты вступили в бой за населенные пункты Бутово и Черное. 26 февраля 1943 года 91-я бригада частью сил 2-го батальона вышла в район деревни Плетень, задачей было выбить противника из деревень Чернушки и Черная.

На следующий день 2-й батальон продолжил наступление на Чернушки, продвижению мешали три вражеских дзота в опорном пункте близ деревни. Два дзота были уничтожены, но третий продолжал простреливать пространство перед деревней.

Для подавления огневой точки отправили двух красноармейцев Александра Матросова и Петра Огурцова. Огурцов был тяжело ранен, и задачу пришлось выполнять одному Матросову. Подобравшись к дзоту, он бросил в его сторону две гранаты, пулемет замолчал, но когда советские бойцы пошли в наступление, заговорил вновь. Для спасения жизни боевых товарищей Матросов кинулся на амбразуру и грудью закрыл ее.

Официальные документы довольно скупо говорят об этом поступке.

«Закрыл своим телом амбразуру, чем дал возможность преодолеть пункт обороны противника» (Наградной лист присвоения звания Героя Советского Союза).

Свидетели этого подвига, прежде всего Петр Огурцов который был рядом, полностью подтверждают, что Матросов ринулся на амбразуру осознанно. Об этом говорит старший лейтенант Петр Волков, сделавший запись в своем дневнике в день боя. О подвиге Матросова свидетельствуют однополчане.

Да, официальной пропагандой дата подвига была перенесена на 23 февраля – ко Дню Красной армии и Флота, но это нисколько не умаляет его ценность. Да, может быть не меньшего внимания заслуживают действия каждого из советских военнослужащих, по ряду обстоятельств, не получивших широкой известности. Но в то же время подвиг Александра Матросова ставший эпическим, имел большое нравственное значение, как в годы войны, так и после.

Без подвигов подобных подвигу Александра Матросова той страшной войны мы бы не выиграли.

КАК БАШКИРСКИЙ БЕСПРИЗОРНИК ШАКИРЬЯН МУХАМЕДЬЯНОВ СТАЛ ГЕРОЕМ АЛЕКСАНДРОМ МАТРОСОВЫМ

27 февраля 1943 совершил свой подвиг Александр Матросов. Долгие годы официальные идеологи замалчивали настоящее имя и происхождение героя. Чем они их так не устраивали, разбирался корреспондент «Совершенно секретно».

Идеология любой империи всегда нуждалась в мифах, для которых подлинность фамилий или точность дат - дело десятое. Имя одного из таких героев - Александр Матросов, автоматчик 2-го отдельного батальона 91-й отдельной Сибирской добровольческой бригады имени И. В. Сталина. Каноническая легенда на этот счет гласит: 23 февраля 1943 года под-

Разделение, где служил боец, получило задачу атаковать опорный пункт противника в районе деревни Плетень, западнее деревни Чернушки, Локнянского района Псковской области.

Путь ему преградили три вражеских дзота. Первый подавила штурмовая группа автоматчиков. Второй дзот был уничтожен бронебойщиками. Но пулемет из третьего продолжал обстреливать лощину, и атака захлебнулась. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз красноармеец Матросов. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Обстрел прекратился. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемет снова ожил. Тогда Матросов бросился к амбразуре, закрыв ее своим телом.

Ну а дальше реальная история начала обрастать удивительными и не совсем достоверными подробностями. Начнем с того, что путаница произошла с датой подвига. В некоторых официальных изданиях говорится, что Матросов (будем пока называть его так. - Прим. ред.) погиб 23 февраля. Однако в краеведческом музее уточняют: реальная дата подвига - 27 февраля. Откуда взялась разница в четыре дня?

Оказывается, к части был прикомандирован корреспондент одной из дивизионных газет (первой о подвиге А. Матросова рассказала газета Калининского фронта «За Родину!», автором публикации был И. Шкадаревич. - Прим. ред.). Подробно описав случившееся, он перепутал (?) дату события. Сразу стал очевиден новый смысл происшедшего: подвиг, цена которому жизнь, оказывается, был посвящен 25-й годовщине со дня рождения Красной Армии. Такое вот жертвоприношение…

Дальше - больше. Начал гулять слух, что Матросов до армии был отпетым уголовником. Когда Сталину доложили о поступке рядового, великий вождь, попыхивая трубкой, глубокомысленно заметил: такой человек не мог не быть комсомольцем. И более того, якобы главнокомандующий поперек газетного листа, где был опубликован рассказ о подвиге, написал следующее: «Пример, достойный подражания!»

В тот же день в ЦК ВЛКСМ на имя Матросова задним числом выписали комсомольский билет. Откуда появилась эта история - тоже непонятно. Может быть, потому, что в Центральном музее Советской армии на самом деле хранились два комсомольских билета, в которых была указана одна и та же фамилия - Матросов. Отличались они тем, что в одном было написано «лег на боевую точку противника», а во втором - «лег на огневую точку противника». Какой из этих документов можно считать подлинным? Выяснить это в музее, увы, не представляется возможным - опасаясь за сохранность экспонатов, здесь неизменно пользуются копиями.

Между тем народное заблуждение в том, что Матросов не был комсомольцем, осталось. На самом деле в Коммунистический союз молодежи Александр вступил, еще будучи курсантом Краснохолмского пехотного училища (Оренбургская область), куда был направлен, когда его призвали на военную службу - уголовника не послали бы учиться. Удалось отыскать воспоминания Аркадия Григорьянца, помощника начальника политчасти учебного заведения, который уверял, что «именно из его рук Александр Матросов получил комсомольский билет, страницы которого потом войдут в историю написанными на них словами - «лег на огневую точку противника». Он же уточнял, что легендарную надпись сделала Людмила Викторовна Попова, которая в годы войны служила инструктором политотдела бригады.

Все эти нестыковки и откровенные недоразумения и послужили поводом для самых различных версий о происхождении и судьбе героя. Среди них есть рабоче-крестьянская, романтическая, патриотическая и т.д. Какая же из них наиболее правдоподобная? Об этом чуть позже, но единственное, на чем, кажется, сходились все составители официальных биографий - это то, что Матросов был русским. Но так ли это?

КАКИМ ОН ПАРНЕМ БЫЛ?

Было принято считать, что Александр Матросов родился в 1924 году в Днепропетровске. Отец - рабочий, был убит кулаками. Как следствие ребенок остался без надзора, а потом оказался в Ивановском детском доме (Ульяновская область). Следующей «остановкой» стала Уфимская детская колония. Между тем не удалось найти ни одного документа, подтверждающего именно это место рождения будущего героя. Есть и другое толкование: его отец был зажиточным крестьянином, которого после раскулачивания отправили в Казахстан, где он и пропал.

Сын сбежал, беспризорничал. Во время своих скитаний оказался в Уфе. В колонии он быстро стал примером для остальных воспитанников: отличным производственником, спортсменом, политинформатором, самодеятельным поэтом и даже знатоком классики. Дескать, заслушивался музыкой из балета «Лебединое озеро», восхищался арией Германа из «Пиковой дамы» и т.д.

Но… оставим в стороне эти байки, потому что самой убедительной, скорее всего, можно считать «национальную версию», которую высказал, а потом и сумел доказать башкирский журналист Рауф Насыров. Во время одной из командировок он случайно услышал от Даута Хидиятова, председателя Кунакбаевского сельсовета, историю о том, что настоящее имя Матросова - Шакирьян, что он был башкиром по национальности, а родом из села Кунакбаево.

Как напишет позднее Рауф Хаевич в своей книге (сегодня это раритетное издание, найти которое оказалось довольно сложно. - Прим. ред.), этот рассказ и стал отправной точкой для долгого и кропотливого журналистского расследования. Найти какие-либо серьезные документы, касающиеся происхождения героя, ему, к сожалению, не удалось. Однако этот недостаток он с лихвой восполнил многочисленными воспоминаниями земляков Матросова.

В ходе встреч удалось, в частности, установить, что парень родился в 1923 году, а его отцом был Юнус-агай - человек, как описывают его современники, с большим если не чувством юмора, то воображением - точно. В частности, один из односельчан, с улыбкой рассказывал, что Юнус-агай был мастер придумывать разные небылицы. Например, байку о том, как спасал Ленина в пустыне. Будто бы за это вождь одарил его богатством, которое Юнус зарыл в огороде, но потом забыл где. Другой его рассказ касался того, как он летел с Лениным и Сталиным на самолете, а керосин кончился. Приземлились, и пошел тогда Юнус на охоту, набил зверя, устроил ужин, а вдобавок еще и притащил бочонок с горючим.

«Вот так я спас вождей!» - хвалился агай, а дети верили. Шакирьян пошел в отца: был таким же выдумщиком и фантазером. Кто-то даже припомнил слова матери, которая повторяла, что ее сын «вырастет либо молодцом, либо, напротив, вором…».

Удалось также выяснить, что отец Матросова был женат несколько раз. Со своей первой супругой (ее звали Муслима) он даже побывал в Сибири, где их якобы избили кулаки, отчего он всю оставшуюся жизнь хромал. По другой версии, его травмированная нога - результат ранения на Гражданской войне. Ко всему прочему с годами Юнус начал плохо видеть. Его жена часто болела, а вскоре умерла. От нее в наследство остался сын Шакирьян. После этого Юнус еще два раза женился. В последний раз это произошло в 1929 году. В 1932 году мальчик пошел в школу, а вскоре мачеха решила избавиться от пасынка - семья тогда по-настоящему голодала. Она-то и отвезла мальчика в детский дом, где просто оставила в коридоре. О каком приюте идет речь - теперь сказать сложно. Говорили, правда, что паренек сам ушел из дома.

В дальнейшем его следы обнаружились в Ивановском (!) детском доме Ульяновского района - в ходе расследования удалось даже найти фотографа, который вспомнил, как однажды, заехав туда, запечатлел мальчика с голубем. Этот снимок потом был опубликован в районной газете, и многие из жителей Кунакбаево узнали на нем Шакирьяна. Нашлись свидетели, которые встречали Матросова в трудовой колонии, которая располагалась в Старой Уфе. Здесь он уже был помощником воспитателя, командиром группы.

Тут же надо заметить, что краски, которыми живописали пребывание Матросова в спецучреждении, оказались отнюдь не розовыми. С другой стороны, жизнь в колонии была не сахар и весьма далека от той, которую рисуют на экранах идеологически выдержанных кинофильмов советских времен. Приходилось отстаивать не только собственное достоинство, но и жизнь. По словам бывшего колониста Петра Халтурина, которого зачислили в команду Матросова, от будущего героя ему тоже доставалось. И вот характерный диалог, который приводится в книге:

«- И Саша дрался?

Конечно, куда деваться… Бандит был по кличке Белый, который, говорили, сбежал из Бирска, чтобы наказать Сашку, да не сумел…»

Попутно прояснилось и происхождение фамилии Шакирьяна - «он все время ходил в тельняшке». По словам другого источника, многие из колонистов в те времена записывались под чужими фамилиями, не говоря уже об именах. Скорее всего, в русскоязычной среде имя Шакирьян легко трансформировалось в Шурку, а дальше уже - Сашка или Александр.

«СОВСЕМ УРУС СТАЛ»

Вспомнили люди, как он, уже колонистом, приезжал в деревню. При этом подросток уже хорошо разговаривал по-русски - «совсем урус стал», но не забывал и родной язык. Однако неизменно просил называть его Матросовым. Кто-то из селян даже приводил такую подробность: на теле юноши была татуировка в виде тельняшки. В последний раз Шакирьян побывал в родном селе накануне войны, в июне 1941 года. Был одет по-городскому: в тельняшке, поверх нее рубашка с закатанными рукавами, в черных брюках, ботинках.

Когда пришел на речку, где купались дети, то его встретили радостными криками: «О, Шакирьян вернулся!»

На что он спокойно сказал: «Ребята, ваш агай теперь не Шакирьян, а Саша. Так и зовите…»

«- Каким ветром тебя занесло?

Эх, ребята, где я только не бывал. А сейчас прибыл с Украины.

Ты же вроде в детском доме жил?

По этим словам можно было недвусмысленно понять: Шакирьян не понаслышке был знаком с бытом беспризорника. Этот факт обыграли в начале 60-х годов XX века в своих книгах П. Журба (повесть «Александр Матросов») и А. Бикчентаев («Орел умирает на лету»), за что бдительная общественность нещадно высекла писателей на страницах газет. По мнению этой самой «общественности», подлинный герой должен иметь безукоризненную анкету, «наслаждаясь арией из «Лебединого озера».

И все-таки, несмотря на то что Насыров начал свои поиски в конце 80-х годов прошлого века, для русскоязычного читателя его публикации оставались по большей части неизвестными. Причина, полагаю, кроется в том, что многочисленные статьи и расследования публиковались в газете на… башкирском языке. Отсюда и главное - недоверие к «национальной версии» о происхождении батыра Шакирьяна. Более того, по словам людей, знавших Насырова и знавших о его поисках, «старшие товарищи» не раз призывали его одуматься и не ворошить прошлое.

Дескать, есть канонический образ «светловолосого, голубоглазого русского парня» с родины известного Генерального секретаря, поэтому не надо разрушать, а тем более бросать националистический отблеск на биографию героя. Неудачей окончилась и попытка Насырова найти понимание в Москве. При этом авторитетные эксперты (в том числе и старший научный сотрудник Института военной истории МО СССР Н. Борисов) единодушно соглашались, что «вся биография Матросова - выдумка».

Как писал потом Борисов, «дата подвига была умышленно приурочена к 25-летию Красной Армии в целях пропаганды. На самом деле в политдонесениях, в списке безвозвратных потерь и других документах подвиг датируется 27 февраля 1943 года, а в наградном листе сказано, что на Калининский фронт А. Матросов прибыл 25 (!) февраля». Но откуда тогда взялся «светловолосый, голубоглазый, русский парень»?

И этому есть объяснение: дело в том, что при множестве фотографий - самое малое четырех-пяти, найденных в различных детдомах, тиражировался только один тщательно отретушированный снимок, где были подведены глаза, губы. Понятно, что «корректировка» ни сколько не умаляет значения поступка солдата, прикрывшего своим сердцем Отечество. Но в данном случае речь идет не о стремлении принизить подвиг, а о желании вернуть народу подлинное имя героя, чтобы, кроме имени Салавата Юлаева, вспоминали в Башкортостане еще и своего Шакирьяна.

Вдогонку следует сказать, что в сентябре 1942 года колонист Мухамедьянов (к тому времени уже А. Матросов) был призван в армию и направлен в Краснохолмское пехотное училище. Службу проходил в 5-й стрелковой роте второго батальона. Курс военных наук был рассчитан на полгода, и уже в марте молодые лейтенанты должны был отправиться в войска, но этого не случилось. В январе 1943 года было официально объявлено, что училище закрывается, а половина его личного состава рядовыми будет отправлена эшелоном на Калининский фронт. Матросов с товарищами попал в 91-ю Тихоокеанскую (!) комсомольскую добровольческую бригаду имени Сталина. Сначала Александр был направлен в комендантский взвод, а потом продолжил службу в строевом подразделении. В ходе поисков удалось даже найти свидетеля последнего боя Матросова.

«Мы, разведчики, возвращались с боевого задания. Когда подошли к переднему краю - «языка» мы брали в деревне Чернушки, - слышим крик наших солдат «ура!» - вспоминает Пётр Александрович Огурцов (1920 г.р., г. Балаково Саратовской области). - Немцы продолжали вести огонь, не давали двигаться вперед. Я решил узнать, в чем дело, и наши разведчики приготовились к бою.

Ребята, немецкий пулемет не дает поднять головы?

Сашка говорит:

Прикрой меня. Я подползу ближе и брошу гранату.

Я говорю:

Сашка, он ведь скосит.

… Мы подползли ближе. Другой немецкий пулемет бьет, рвутся снаряды. И тут меня ранило - от Сашки метров за десять. Саша бросился на амбразуру. Пулемет замолчал. Ну, ребята поднялись в рост - и вперед. Меня оттащили, перевязали и утром отправили в госпиталь в Москву». (Рауф Насыров, «Откуда ты родом, Матросов?» (Уфа, 1994). - Прим. ред.)

Таково подлинное описание боя, которого нет (!) ни в одной официальной книге. И еще одну важную деталь называет Насыров: в воспоминаниях ветерана есть упоминание о том, что «по ходатайству комсомольцев и командования было написано письмо на имя Сталина о присвоении Матросову звания Героя Советского Союза».

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

После всего случившегося выражение «подвиг Матросова» стало поистине крылатым, хотя справедливости ради следует отметить, что Шакирьян не был первым, кто ценой жизни заставил замолчать вражеский пулемет. Согласно архивным документам, в этом скорбном списке под номером один стоит имя Александра Панкратова, политрука танковой роты 125-го танкового полка 28-й танковой дивизии. А за всю историю войны подобный подвиг совершили свыше 300 человек. Были вообще уникальные случаи, когда люди оставались живыми, но это уже мало кого интересовало. Для тогдашней идеологической машины гораздо важнее был герой погибший, нежели живой.

Короче, вся официальная слава досталось Матросову. К слову, через год такой же подвиг на территории Великолукского района, совершил рядовой, татарин Газинур Гафиатулин - его фотографию и сегодня можно увидеть в городском краеведческом музее. И еще одно имя - на этот раз Ильи Коровина, который тоже повторил подвиг Матросова. Это произошло 8 марта 1944 года, во время прорыва оборонительной линии «Пантера». За свой подвиг сержант был удостоен (посмертно) звания Героя Советского Союза, и его останки сейчас покоятся в братском захоронении в деревне Жидилов Бор, что почти на самом берегу Псковско-Чудского озера.

Впрочем, это уже история и, увы, наша короткая историческая память. Именно во время поездки в Великие Луки автор этих строк с удивлением узнал, что в этом городе на мемориальном воинском кладбище захоронен и Матвей Кузьмич Кузьмин - самый старший по возрасту Герой Советского Союза. На момент совершения подвига ему было 84 (!) года. Как гласит короткая биографическая справка, родился Матвей Кузьмич 3 августа 1858 года в деревне Куракино ныне Великолукского района Псковской области, в семье крепостного крестьянина.

Так и оставшись крестьянином-единоличником, что удивительно, до войны он жил охотой и рыбалкой, а прославился тем, что 14 февраля 1942 года повторил подвиг Ивана Сусанина, выведя отряд гитлеровцев под пулеметный огонь наших войск. Очерк о случившемся принадлежит перу известного писателя Бориса Полевого, автора «Повести о настоящем человеке». Правда, злые (очень злые!) языки утверждают, что все было не так, однако в самом музее решительно отвергают подобные домыслы и придерживаются канонической версии.

Тем не менее Музей боевой комсомольской славы имени А. Матросова, который находился на балансе ЦК ВЛКСМ, был посвящен именно Матросову. Сооруженный рядом со старинной крепостью, в самом центре Великих Лук, этот бетонный куб, чем-то напоминавший мавзолей, вполне справлялся с задачами того времени: вдохновлять и направлять. Здесь принимали в пионеры, комсомольцы, напутствовали на дальнейшие трудовые подвиги стройотряды. Но пришли иные времена, и с 1992 года главный Музей боевой комсомольской славы перестал существовать, благополучно… влившись в муниципальную структуру.

Сейчас это городское учреждение культуры насчитывает в фондах хранения более 30 тысяч единиц артефактов. Как и прежде, сюда приходят ветераны, что вполне объяснимо: на войну пришлась их молодость. Как ее не вспомнить? По своему статусу музей также является центром патриотического воспитания молодежи, поэтому в канун дня рождения Матросова сюда приходят те, кому еще нет 18. Во всяком случае, им теперь доподлинно будет известно, почему в центре города, над самой Ловатью, высится монумент рядовому по фамилии Матросов, которого в родной Башкирии звали просто - Шакирьян.

МНЕНИЕ

Юрий Алексеев, директор фонда «Достоверная история»:

«Подобных секретов, увы, в нашей истории остается немало. Не многие, например, знают подлинные имена тех, кто водрузил Знамя Победы над Рейхстагом. Среди них был, в частности, и уроженец Псковской области. Специалистами Института военной истории Министерства обороны РФ документально подтверждено, что первыми Знамя Победы над Рейхстагом установили бойцы группы капитана Макова.

Это случилось 30 апреля 1945 года. В ее состав входил и наш земляк - Михаил Минин. За этот подвиг и другие военные заслуги он был представлен к званию Героя Советского Союза. Наградной лист был датирован 7 мая 1945 года, однако командование ограничилось орденом Боевого Красного Знамени (18.05.1945). Уроженец Палкинского района, он ушел на фронт в июле 1941 года. Прошел путь от Ленинграда до Берлина.