Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Выдающиеся ученые Древнего Рима. Ученые древнего рима

Римская наука не достигла размаха греческой, потому что находилась в зависимости от конкретных потребностей растущей Римской империи. Математика, география, естествознание и прочие науки у римлян носили узкоприкладной характер. Заметный след в науке оставили труды Менелая Александрийского по сферической геометрии и тригонометрии, геоцентрическая модель мира Птолемея, труды по оптике, астрономии (составлен каталог более 1600 звезд), ставились опыты на животных по физиологии. Врач Гален вплотную подошел к открытию значений нервов для двигательных рефлексов и кровообращения. Развивалась строительная техника, позволившая создать Колизей Флавиев, полуторакило-метровый мост через Дунай при Траяне, и т. п. Усовершенствовались механика, использовались грузоподъемные механизмы. По словам Сенеки, «презренные рабы» каждый раз изобретали что-то новое: трубы, по которым шел пар для нагревания помещений, особую полировку мрамора, зеркальные черепицы для отражения солнечных лучей. Распространилась искусство мозаики: даже в домах на Рейне в окна вставлялись стекла. И Менелай, и Птолемей были греческими учеными, работающими в Риме.

Большой популярностью пользовалась астрология, которой занимались крупнейшие астрономы. В основном римские ученые постигали и комментировали греков. «Особое место в культуре древних римлян занимали философия и юриспруденция. В древнеримской философии эклектически сочетаются принципы различных учений греческих мыслителей, особенно эпохи эллинизма. Философы переняли их научный аппарат, терминологию, важнейшие направления. Важное значение для римской философии приобрели идеи морального совершенствования человека и мистические настроения, свойственные времени. Среди философских направлений наибольшее распространение в республиканском, а позже - в императорском Риме получили стоицизм и эпикуреизм.

Золотому веку римской науки присуще не столько умножение знаний, сколько энциклопедизм, стремление освоить и систематически представить уже накопленные достижения. Естественнонаучные теории греков в эклектической, как бы усредненной форме принимались как раз и навсегда данное, без обсуждения. Наряду с этим сохранялся живой интерес к научному, рациональному познанию природы, появилась целая плеяда выдающихся творческих умов, замечательных ученых. Плиний Старший на основе двух тысяч трудов греческих и римских авторов составил энциклопедическую «Естественную историю», включавшую все области тогдашней науки - от строения космоса до фауны в флоры, от описания стран и народов до минералогии.

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием политики и права. Древний Рим - родина юриспруденции.

Если в небольших греческих государствах-полисах с их разнообразными и часто менявшимися формами правления многие вопросы можно было решать на основе непосредственного волеизъявления правящей верхушки или всеобщего собраний граждан, то управление огромной Римской дермы государственных органов, четко организованной административной структуры, юридических законов, регулирующих гражданские отношения, судопроизводства и т. п. Первый юридический документ - Закон 12 книг, регулирующий уголовные, финансовые, торговые отношения. Постоянное расширение территории приводит к появлению других документов - частного права для латинян и публичного права, регулирующего отношения между латинянами и покоренными народами, живущими в провинциях.

Учёные Древнего Рима Клавдий Птолимей Клавдий Птолемей (примерно 87 – 165 годы н. э.) – математик, астроном, географ. Среди наук, к которым Клавдий Птолемей в биографии проявлял особый интерес, – астрономия, физика (в частности, оптика), география. Главная его астрономическая работа – «Великое построение» (или Альмагест). В ней ученый описал геоцентрическую модель мира. Также за свою краткую биографию Птолемей создал каталог звездного неба из 48 созвездий, которые он мог наблюдать в Александрии.

Большой известностью пользовалось и другие сочинения Птолемея – «Руководство по географии» (8 книг) (с 1475 по 1600 гг. вышло 42 издания этого сочинения). В нём дана полная, хорошо систематизированная сводка географических знаний древних.

Он дал координаты 8000 пунктов (по широте – от Скандинавии до верховьев Нила, а по долготе – от Атлантического океана до Индокитая), основанные, впрочем, почти исключительно на сведениях о маршрутах купцов и путешественников, а не на астрономических определениях. К трактату приложены одна общая и 26 специальных карт земной поверхности.

Астрономические наблюдения датировались в древности годами правления царей. В связи с этим Птолемей составил «Хронологический канон царей» , являющийся важным источником для хронологии. Написанный им пятитомный трактат по оптике считался окончательно утраченным. Но в 1801 г. был найден почти полный латинский перевод его, сделанный с арабского. Наибольший интерес в нём представляют развитая Птолемеем теория зеркал, таблицы углов преломления при переходе светового луча из воздуха в воду и в стекло, а также теория и таблица астрономической рефракции

Марин Тирский -древнегреческий географ, картограф и математик, считается основателем математической картографии Марин родился во второй половине I в. н. э. в городе Тире, принадлежавшем в то время римской провинции Сирия. Труды Марина Тирского до наших дней не дошли, о них известно по ссылкам Птолемея в его работе География

Согласно Птолемею, Марин Тирский пересмотрел подход к составлению морских карт. Его главная заслуга состоит в том, что он первым ввёл понятие широты и долготы для каждой точке на карте. В качестве нулевого меридиана он использовал долготу мифических Островов блаженных; широта острова. Родос служила нулевой широтой, или экватором. Птолемей упоминал несколько работ Марина Тирского датируемых 114 годом н. э. В этих работах Марин оценивал длину экватора в 180 000 стадиев. Если принять, что Марин оперировал греческими стадиями, то длина экватора составит 33 300 км, что примерно на 17% меньше настоящего размера.

На картах Марина впервые для Римской империи появляется изображение Китая. Марин Тирский считается основоположником до сих пор используемой в картах равнопромежуточной проекции. Часть идей Марина приводит Птолемей. Среди них - предположение, что омывающий океан делится тремя континентами: Европой, Азией и. Африкой. Марин считал, что люди населяют Землю на широтах между островом Туле на севере (ассоциируемом с. Шетландскими островами), и Южным тропиком соответственно на Юге; по долготе - от Островов блаженных до Китая. Марин Тирский впервые ввёл термин Антарктика как области противоположной Арктике.

В сфере образования римляне также выступали преемниками эллинов. В Риме еще в республиканский период сложились три ступени образования: начальная школа для детей 7 – 12 лет, грамматическая школа для юношей 12 – 16 лет и риторическая школа для молодых людей 16 – 20 лет, соответствовавшая высшему образованию. В начальной школе учили чтению, письму и счету. В грамматической школе изучали римскую литературу, латинский язык, как отдельные предметы учили греческих классиков и древнегреческий язык. В риторической школе изучали красноречие, философию, историю, право. Школы были частными, обучение было платным. Императоры оказывали финансовую поддержку риторическим школам. Кроме этого в период империи продолжали действовать Александрийский мусейон, Афинские Академия и Ликей.

Римская наука обычно оценивается как упадочная. Это справедливо только отчасти. Рим стал родиной новой науки – юриспруденции, которая продолжала совершенствоваться в период империи. Отцом юриспруденции называют Гнея Флавия. Он происходил из семьи вольноотпущенника. В 304 году до нашей эры, будучи писцом коллегии понтификов, он опубликовал свитки понтификов и фасты, сделав их объектом свободного обсуждения и толкования. В дальнейшем Гней Флавий избирался трибуном, претором и закончил карьеру сенатором. Он же в 509 году до нашей эры ввел новое летоисчисление от установления республики. Во II веке до нашей эры появляются первые трактаты по праву, например, «De iure civile» Катона Младшего и Юния Брута. В I веке нашей эры возникли правоведческие школы – Сабинианская и Прокулианская, получившие названия по именам самых выдающихся правоведов того времени – Сабина и Прокула. Во II–III веках сформировалось классическое римское право, высшими авторитетами в котором признавались Павел, Папиниан, Гай, Ульпиан, Модестин. Им принадлежит заслуга разработки частного и публичного права, основных правовых категорий и понятий. В IV веке сочинения этих правоведов были наделены нормативной силой, как законы. В 426 году был принят закон о цитировании, согласно которому нормой становятся ссылки на указанные авторитеты.

Получила развитие политическая теория. Здесь наиболее значительными представляются труды Цицерона и Полибия о республике как о смешанной форме правления, обладавшей одновременно разделением властей.
В естественных науках отмечается значительная степень заимствования эллинских знаний. Цельс обобщил достижения греческой медицины. Гален продолжил практику анатомических вскрытий. Основателем собственно римской науки нередко называют Варрона, составившего энциклопедию наук; помимо обширных естественнонаучных познаний он демонстрировал глубокое понимание римских религиозных и бытовых традиций, римских памятников древности, римского театра, латинского языка и пр. Универсальным энциклопедистом выступал Плиний Старший, автор «Естественной истории». Вергилий, пользующийся славой первого поэта Древнего Рима, обнаруживал незаурядные агрономические познания в своем сочинении «Георгики». Создавались теоретико-практические трактаты по архитектуре (Витрувий), об акведуках (Фронтин), по ботанике (Диоскордий), создавались географические сочинения (Помпоний Мела, Клавдий Птолемей), дорожные карты, например, «Таблицы Пейтингера»; геометр Паппа продолжал совершенствовать исчисления площадей и объемов; математик Диофант пользовался буквенными, а не цифровыми значениями при решении уравнений, предвосхитив появление алгебры; астроном Сосиген производил календарные вычисления, заложив основы Юлианской реформы календаря; алхимик Зосима открыл свойства серы, ртути, кислот. Вместе с тем можно отметить отступление римской науки периода империи в область эзотерии: астрономия превращалась в астрологию, медицина – в магию, математика и геометрия – в мистику чисел и фигур, химические познания становились алхимией, то есть особой символической химией.

В гуманитарных науках римляне также отталкивались от греческих идей. Сципион Эмилиан – первый римский философ – говорил и писал по-гречески, придерживался учения греческих стоиков. Лукреций, автор философской поэмы «О природе вещей», развивал доктрину Эпикура; он отвергал идею бога, выдвигал теорию прогресса, вводил трехчленную периодизацию развития человечества – каменный, медный и железный века. Значительна роль Цицерона в разработке латинской философской терминологии. Основателем римского стоицизма был Сенека, воспитатель будущего императора Нерона, которого называют «дядей христианства»; он развивал учение о внутреннем достоинстве человека, которое могло делать раба возвышающимся над свободным; учил о загробном воздаянии. Стоиком был и Марк Аврелий, император-философ; он проповедовал отказ от всего внешнего, покорность судьбе.
В период принципата возникло учение гностиков, основателем которого считается Филон Александрийский; он различал избранных, обладавших духовным знанием (гносис), и чернь, чуждую духовности. Тогда же зародилась и христианская теология, подвергшая резкой критике языческую науку за ложное многознание. Один из первых теологов – Тертуллиан – провозгласил принцип превосходства веры над знанием: «Верю, ибо абсурдно» (credo quia absurdum est). В период домината получил развитие неоплатонизм, виднейшим представителем которого был Плотин – последнее достижение умозрительного знания римской и вообще античной культуры.

Родоначальником римской исторической науки считается Энний (II век до нашей эры). Высшего расцвета римская историография достигла в период империи. Самым блестящим историком был Тит Ливий, оставивший «Историю Рима от основания города». Из представителей греческой интеллигенции, писавших на латинском языке, наибольшей известностью пользовались Дионисий Галикарнасский, написавший книгу «Римская археология» и утверждавший о родстве римлян и греков, и Плутарх, автор знаменитых «Сравнительных жизнеописаний». Вершиной римской исторической мысли стали «История» и «Анналы» Тацита; он резко отрицательно относился к империи и императорам, крайне болезненно воспринимал деградацию римского гражданского общества.

Марк Теренций Варрон (лат. Marcus Terentius Varro; 116 - 27 гг. до н. э.). Римский учёный-энциклопедист и писатель I века до н. э., по месту рождения именуемый Варрон Реатинский. Авторитет Варрона как учёного и оригинального писателя уже при жизни был неоспорим.

Философские взгляды Варрона эклектичны, он близок к киникам, стоикам, пифагорейству. Высшее благо, по его мнению, должно удовлетворять потребностям души и тела. Добродетель определяется как ведущее к благополучию искусство жизни, которому можно научиться. Варрон был поборником старых римских нравов, однако никогда не выступал в роли непреклонного защитника традиций. Он ценил подлинную культуру вне зависимости от её внешней формы.

Марк Теренций Варрон родился в 116 году до нашей эры в сабинской Реате. На государственной службе прошёл все должности до претуры. Во время гражданской войны в 49 году до н. э. воевал на стороне Помпея в Испании. По окончании войны Цезарь простил его и назначил начальником публичной библиотеки.

Поселившись в Риме, Варрон окончательно посвятил себя давно уже интересовавшим его историческим изысканиям и литературной деятельности. Однако, из личных мотивов, Марк Антоний подверг его проскрипции, причём Варрон потерял часть своей библиотеки и свою землю. С 43 г. стал заниматься только научной работой и литературной деятельностью. Работал до глубокой старости. Некоторые произведения написал в восьмидесятилетнем возрасте.

Основной литературной работой Варрона считаются философско-нравственные «Менипповы сатиры» (лат. Saturae menippeae) в 150 книгах (каждой книге соответствует одна сатира; сохранился 591 короткий фрагмент из 96 книг; ни одной целостной сатиры Варрона реконструировать не удалось). Названы по своей специфической форме, заимствованной автором у кинического писателя Мениппа, которого Варрон высоко ценил. Собственно, от Варрона идёт название соответствующего жанра - мениппова сатира. Согласно , написаны в юношеском возрасте.

Существует составленный Иеронимом неполный каталог произведений Варрона, на основании которого установлено, что Варрон написал свыше 70 произведений, общим числом свыше 600 книг. Он занимался, в частности, грамматикой, юриспруденцией, искусством, историей, историей литературы, теорией музыки.

Сохранились трактат «О сельском хозяйстве» («Res rusticae») в 3-х книгах, 5-10 книги работы «О латинском языке» («De lingua Latina»; всего было 25 книг). Это произведение основано на выводах его учителя Стилона.

Большое значение имела 9-томная энциклопедия Варрона «Disciplinae» (утеряна), отклики на которую можно найти у выдающихся учёных поздней античности и раннего Средневековья, среди которых , Марциан Капелла, Кассиодор, Исидор Севильский. По традиции считается, что энциклопедия Варрона состояла из грамматики, диалектики, риторики, геометрии, арифметики, астрономии (астрологии), музыки (т.е. теории музыки), медицины и архитектуры, из чего делается вывод, что Варрон первым описал свободные искусства в виде цикла (правда, с добавлением медицины и архитектуры).

Ныне достоверным считается, что Варрон - автор, как минимум, трактатов о музыке и землемерии (De mensuris, которое также трактуется как геометрия), следы остальных трактатов не прослеживаются. Независимо от того, входила ли «Музыка» в 9-томник или была написана как самостоятельный трактат (второе вероятней), Варрон может считаться первым римским теоретиком музыки.

Широко известны его работы под общим названием «Логисторики» («Logistorici»), состоящие из 76 книг в форме философских диалогов, основное содержание которых образуют этические рассуждения с примерами из мифологии и истории. Слово logistoricus - неологизм Варрона, его точное значение неизвестно. В одной из монографий «О философии» (De philosophia) автор представляет философию как учение о правильном образе жизни.

В исторических исследованиях выделяются «Человеческие и божественные древности» («Antiquitates rerum humanarum et divinarum») в 41 книге (труд утерян). Это энциклопедия истории римской культуры. Благодаря христианским писателям, прежде всего Августину, известно содержание второй части исследования (кн. 26 - 41), которую Варрон посвятил Цезарю. Ценные цитаты из «Древностей» и «Логисториков» также приводит Цензорин.

В книгах «О происхождении римского народа» (De gente populi Romani) и «О жизни римского народа» (De vita populi Romani) (та и другая в 4 томах) Варрон посвятил истории римлян и вкладу Рима в историю цивилизации.

В книге «Образы» («Hebdomades vel de imaginibus»; 15 книг) Варрон представил 700 портретов великих личностей Греции и Рима. В ней он доказывал равноправное положение греческой и римской культур.

Велика роль Варрона в становлении грамматики и лингвистики. Сохранились фрагменты трудов Варрона «История алфавита» («Historia litterarum»; 2 книги), «О происхождении латинского языка» («De origine linguae Latinae»; 3 книги) и некоторые другие фрагменты.