Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Виды расстройств мышления при шизофрении. Мышление при шизофрении. Нарушения мышления при шизофрении. Виды нарушений мышления

Нарушения процессов мышления при шизофрении складываются из нескольких процессов. Нарушение целенаправленности.

Нарушение целенаправленности является одной из определяющих черт всей психической жизни больных шизофренией, прослеживаясь как в эмоционально-волевой сфере, так и в сфере мышления. Основным симптомом в котором это наиболее ярко прослеживается является резонерство. Резонерство, или бесплодное мудрствование – рассуждения не имеющие окончательной цели, при которых больной нанизывает слова одни на другие, не приходя в итоге ни к чему. Эта тенденция наиболее отчетливо видна при т.н. шизофазии, когда больной строит грамматически правильную фразу из совершенно не связанных между собой по смыслу слов. Снижение волевой активности , лежащее в основе нарушения целенаправленности мышления может вести при усилении к утрате осмысления, упрощению ассоциативных процессов, вплоть до приобретения мышлением примитивного, формального, конкретного характера, утрате способности понимания абстрактного смысла высказываний, например при трактовании пословиц и поговорок. Следующая тенденция это нарушение ассоциативного процесса . При шизофрении мы имеем дело с тенденцией образовывать ассоциации, связи между понятиями на основании т.н. латентных (слабых, не очевидных, не являющихся основными) признаков. В результате мышление приобретает странный, трудно понимаемый характер. Такое мышление называют паралогическим. Таким образом, рассуждения пациента становится трудно понять не только из-за того, что он зачастую сам не знает, куда движется и движется ли куда то вообще, но и движение это осуществляется по малопонятным путям. Одним из возможных вариантов при этом является преимущественное использование в мышлении символического «переносного» смысла слов и понятий. Такое мышление называется символическим. Тенденции к образованию новых связей, ассоциаций между понятиями также находит свое выражение в слиянии нескольких понятий в одно и образовании новых слов для обозначения таких понятий. Эта тенденция ведет к образованию т.н. неологизмов. Крайнюю форму паралогического мышления при котором нарушение ассоциативного процесса носит выраженный, тотальный характер называют атактическим мышлением или шизофренической бессвязностью. Сочетание негативизма в волевой сфере, нарушений целенаправленности и паралогичности находит свое выражение в т.н. соскальзываниях или ответах не в плане вопроса, когда больной в ответ на вопрос начинает говорить о чем-то не имеющем отношения к вопросу вообще или имеющем к нему слабое отношение.

Как отмечает Б.В. Зейгарник, нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Кроме того, не существует единого принципа анализа расстройств мышления, поскольку разные исследователи базируются на разных моделях мышления. Психологические исследования шизофренического мышления идут в основном в двух направлениях. Для первого характерно изучение отдельных вариантов шизофренического мышления, нередко имеющих свои аналоги в клинической симптоматике шизофрении (соскальзывания, разорванность, резонерство), для второго – поиск общих закономерностей шизофренического мышления.

Первичные расстройства мышления характерны не для всех типов шизофрении. О. П. Росин и М. Т. Кузнецов пишут о том, что не при всякой форме шизофрении наблюдаются расстройства мышления: степень расстройств его и их динамика, считают они, непосредственно коррелируют с формой и содержанием психического процесса.

Нарушения границ между Эго и внешним миром автор связывал с трудностями разделения фигуры и фона.

Для объяснения особенностей мышления больных шизофренией выдвинуты понятия «сверхобобщенность», «сверхвключенность», которая рассматривалась как выражение невозможности удержаться в заданных смысловых границах, расширение условий задачи. Среди причин сврехвключенности выделяли: нарушения предполагаемого механизма фильтрации, не обеспечивающего дифференцирование существенных признаков от несущественных, оторванных от реальности, не значимых в данной проблемной ситуации; нарушение создания необходимых тормозящих установок и неспособность выработать установки, без которой невозможно характерное для нормального мышления дифференцирование признаков.

Л.С. Выготский высказывал предположение о распаде функций образования понятий у больных шизофренией – последние снижаются до уровня комплексов, т.е. конкретных смыслообразований – в основе которого лежит изменение значений слов. Как отмечает Б.В.Зейгарник, снижение понятийного уровня отмечается только в ряде случаев в исходном состоянии (дефект). В основе такого нарушения лежит не снижение, а неадекватность конкретным жизненным отношениям (реальным), обозначая сгущение их отдельных сторон и свойств вследствие утраты направленности на объективное содержание явлений и предметов. М. С. Лебединский считал, что при шизофрении страдает направленность и устойчивость мышления, ассоциативный процесс больных шизофренией характеризуется отсутствием направленности на конечную цель. О.К. Тихомиров проследил три звена психологического механизма нарушения мышления при шизофрении:

Первое звено – нарушение мотивационной сферы, которое приводит к нарушениям личностного смысла. Для больных шизофренией личностный смысл предметов и явлений часто не совпадает с общепринятыми и обусловленными реальной ситуацией знаниями человека о них. При этом уравниваются стандартные и нестандартные информативные признаки.

Второе звено – придание нестандартным информативным признакам большего значения, чем стандартным.

Третье звено - нарушения селективности информации, которые проявляются нарушениями избирательности информации в связи с прошлым опытом и вероятностной его дезорганизацией.

указывает В.М. Блейхер, такая структура психологического механизма расстройств мышления при шизофрении соответствует представлениям А. Р. Лурия о соотношениях между материальным субстратом и клинической симптоматикой. Нарушения мотивации, личностного смысла и селективности информации лежат в основе определенных клинических проявлений: с одной стороны, с этим механизмом (первые два звена) связано нарастающее эмоциональное снижение, с другой - изменения мышления диссоциативного типа. Можно предполагать, что в зависимости от того, какое звено больше нарушено, в клинической картине шизофрении наблюдается большая выраженность того или иного вида, типа расстройств мышления. Первую классификационную схему патологии мышления в психопатологии предложил Гресинджер. Он различал два вида аномалий мышления: болезненные представления относительно формы мышления (замедление / ускорение) и аномалии представлений относительно их ложного содержания (ложное содержание мыслей - бред). Расстройства содержания мышления (продуктивные) характеризуются неадекватным отражением существенных качеств, сторон, отношений и закономерностей объективной реальности в силу болезненного состояния головного мозга. Они делятся на навязчивые, сверхценные и бредовые идеи. Расстройства формы ассоциативного процесса представлены нарушениями темпа, подвижности, целенаправленности мышления и грамматического строя речи.

Время на чтение: 2 мин

Нарушение мышления у человека – это расстройство процессов информационной обработки, выявление отношений, связывающих разнообразные явления либо предметы окружающей действительности, отклонения в отражении существенных свойств предметов и в определении связей, которые их объединяют, что порождает возникновение ложных представлений и мнимых суждений об объективно существующей действительности. Выделяют несколько типов нарушения процесса мышления, а именно расстройство динамики мыслительных процессов, патология операционального функционирования мышления и расстройства мотивационно-личностной составляющей мыслительной деятельности. В большинстве случаев, особенности мыслительного оперирования каждого пациента, квалифицировать в рамках одного вида нарушения процесса мышления практически не представляется возможным. Зачастую в структуре патологически измененной мыслительной деятельности пациентов отмечаются сочетания различных видов отклонений, находящихся в неодинаковой степени выраженности. Так, к примеру, расстройство процесса обобщения в ряде клинических случаев сочетается с патологиями целенаправленности мыслительных операций.

Нарушение мышления являются одними из максимально часто встречаемой симптоматики психических заболеваний.

Виды нарушения мышления

Расстройство операциональной функции мыслительной деятельности. Среди основных операций мышления выделяют: абстрагирование, анализ и синтез, обобщение.
Обобщение является результатом анализа, который вскрывает основные отношения, связывающие явления и объекты. Различают несколько этапов обобщения:
- категориальный этап, заключается в причислении к виду, основываясь на существенных признаках;
- функциональный – заключается в причислении к виду, основываясь на функциональных признаках;
- конкретный – заключается в причислении к виду, основываясь на конкретных признаках;
- нулевой, то есть операции нет – заключается в перечислении объектов или их функций без намерений обобщить.

Патологии операциональной стороны мыслительного функционирования довольно многообразны, но можно выделить два крайних варианта, а именно понижение уровня обобщения и деформация процесса обобщения.

В рассуждениях больных при понижении уровня обобщения превалируют прямые представления об объектах и событиях. Взамен акцентирования обобщенных свойств пациенты употребляют конкретно-ситуационные соединения, у них наблюдаются сложности в абстрагировании от конкретных элементов. Подобные расстройства могут протекать в легкой форме, умеренно выраженной и сильно выраженной степени. Такие нарушения обычно отмечаются при умственной отсталости, тяжелом течении энцефалита, при органической патологии головного мозга с .

Можно говорить о понижении уровня обобщения исключительно в том случае, когда такой уровень у был ранее, а потом понизился.

При искажении операциональных процессов обобщения пациенты руководятся чересчур обобщенными свойствами, неадекватными действительным связям между предметами. Отмечается превалирование формальных, мимовольных ассоциаций, а также уход от содержательного аспекта задачи. Такие пациенты устанавливают исключительно формальные, словесные связи, истинное же отличие и похожесть не являются для них проверкой их суждений. Подобные расстройства мыслительной деятельности встречаются у индивидов, страдающих .

Гораздо большим клиническим значением обладает инертность мыслительных процессов с торможением осмысления, сравнительной скудостью ассоциаций, неторопливой и немногословной обедненной речью.

Инертность мыслительной деятельности ведет к затруднению усвоения больными детьми школьной программы, так как они не в состоянии обучаться в одинаковом темпе со здоровыми малышами.

Разорванность мыслительного функционирования обнаруживается в отсутствии целенаправленности умственной деятельности, нарушаются отношения, устоявшиеся между объектами или представлениями. Порядок мыслительного оперирования искажается, при этом иногда может сохраняться грамматическая структура фраз, что трансформирует речь, лишенную смысла, во внешне упорядоченное предложение. В случаях, когда теряются грамматические связи, мыслительная деятельность и речь преобразуется в бессмысленный словесный набор.

Нелогичность (непоследовательность) рассуждений проявляется в чередовании верных и неверных методов выполнения упражнений. Данную форму нарушения мыслительной деятельности легко исправить посредством акцентированного внимания.

Откликаемость умственного функционирования у детей проявляется изменчивостью способов выполнения упражнений.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Нарушения процессов мышления при шизофрении складываются из нескольких процессов. Нарушение целенаправленности.

Нарушение целенаправленности является одной из определяющих черт всей психической жизни больных шизофренией, прослеживаясь как в эмоционально-волевой сфере, так и в сфере мышления. Основным симптомом в котором это наиболее ярко прослеживается является резонерство. Резонерство, или бесплодное мудрствование – рассуждения не имеющие окончательной цели, при которых больной нанизывает слова одни на другие, не приходя в итоге ни к чему. Эта тенденция наиболее отчетливо видна при т.н. шизофазии, когда больной строит грамматически правильную фразу из совершенно не связанных между собой по смыслу слов. Снижение волевой активности , лежащее в основе нарушения целенаправленности мышления может вести при усилении к утрате осмысления, упрощению ассоциативных процессов, вплоть до приобретения мышлением примитивного, формального, конкретного характера, утрате способности понимания абстрактного смысла высказываний, например при трактовании пословиц и поговорок. Следующая тенденция это нарушение ассоциативного процесса . При шизофрении мы имеем дело с тенденцией образовывать ассоциации, связи между понятиями на основании т.н. латентных (слабых, не очевидных, не являющихся основными) признаков. В результате мышление приобретает странный, трудно понимаемый характер. Такое мышление называют паралогическим. Таким образом, рассуждения пациента становится трудно понять не только из-за того, что он зачастую сам не знает, куда движется и движется ли куда то вообще, но и движение это осуществляется по малопонятным путям. Одним из возможных вариантов при этом является преимущественное использование в мышлении символического «переносного» смысла слов и понятий. Такое мышление называется символическим. Тенденции к образованию новых связей, ассоциаций между понятиями также находит свое выражение в слиянии нескольких понятий в одно и образовании новых слов для обозначения таких понятий. Эта тенденция ведет к образованию т.н. неологизмов. Крайнюю форму паралогического мышления при котором нарушение ассоциативного процесса носит выраженный, тотальный характер называют атактическим мышлением или шизофренической бессвязностью. Сочетание негативизма в волевой сфере, нарушений целенаправленности и паралогичности находит свое выражение в т.н. соскальзываниях или ответах не в плане вопроса, когда больной в ответ на вопрос начинает говорить о чем-то не имеющем отношения к вопросу вообще или имеющем к нему слабое отношение.

Как отмечает Б.В. Зейгарник, нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Кроме того, не существует единого принципа анализа расстройств мышления, поскольку разные исследователи базируются на разных моделях мышления. Психологические исследования шизофренического мышления идут в основном в двух направлениях. Для первого характерно изучение отдельных вариантов шизофренического мышления, нередко имеющих свои аналоги в клинической симптоматике шизофрении (соскальзывания, разорванность, резонерство), для второго – поиск общих закономерностей шизофренического мышления.

Первичные расстройства мышления характерны не для всех типов шизофрении. О. П. Росин и М. Т. Кузнецов пишут о том, что не при всякой форме шизофрении наблюдаются расстройства мышления: степень расстройств его и их динамика, считают они, непосредственно коррелируют с формой и содержанием психического процесса.

Нарушения границ между Эго и внешним миром автор связывал с трудностями разделения фигуры и фона.

Для объяснения особенностей мышления больных шизофренией выдвинуты понятия «сверхобобщенность», «сверхвключенность», которая рассматривалась как выражение невозможности удержаться в заданных смысловых границах, расширение условий задачи. Среди причин сврехвключенности выделяли: нарушения предполагаемого механизма фильтрации, не обеспечивающего дифференцирование существенных признаков от несущественных, оторванных от реальности, не значимых в данной проблемной ситуации; нарушение создания необходимых тормозящих установок и неспособность выработать установки, без которой невозможно характерное для нормального мышления дифференцирование признаков.

Л.С. Выготский высказывал предположение о распаде функций образования понятий у больных шизофренией – последние снижаются до уровня комплексов, т.е. конкретных смыслообразований – в основе которого лежит изменение значений слов. Как отмечает Б.В.Зейгарник, снижение понятийного уровня отмечается только в ряде случаев в исходном состоянии (дефект). В основе такого нарушения лежит не снижение, а неадекватность конкретным жизненным отношениям (реальным), обозначая сгущение их отдельных сторон и свойств вследствие утраты направленности на объективное содержание явлений и предметов. М. С. Лебединский считал, что при шизофрении страдает направленность и устойчивость мышления, ассоциативный процесс больных шизофренией характеризуется отсутствием направленности на конечную цель. О.К. Тихомиров проследил три звена психологического механизма нарушения мышления при шизофрении:

Первое звено – нарушение мотивационной сферы, которое приводит к нарушениям личностного смысла. Для больных шизофренией личностный смысл предметов и явлений часто не совпадает с общепринятыми и обусловленными реальной ситуацией знаниями человека о них. При этом уравниваются стандартные и нестандартные информативные признаки.

Второе звено – придание нестандартным информативным признакам большего значения, чем стандартным.

Третье звено - нарушения селективности информации, которые проявляются нарушениями избирательности информации в связи с прошлым опытом и вероятностной его дезорганизацией.

указывает В.М. Блейхер, такая структура психологического механизма расстройств мышления при шизофрении соответствует представлениям А. Р. Лурия о соотношениях между материальным субстратом и клинической симптоматикой. Нарушения мотивации, личностного смысла и селективности информации лежат в основе определенных клинических проявлений: с одной стороны, с этим механизмом (первые два звена) связано нарастающее эмоциональное снижение, с другой - изменения мышления диссоциативного типа. Можно предполагать, что в зависимости от того, какое звено больше нарушено, в клинической картине шизофрении наблюдается большая выраженность того или иного вида, типа расстройств мышления. Первую классификационную схему патологии мышления в психопатологии предложил Гресинджер. Он различал два вида аномалий мышления: болезненные представления относительно формы мышления (замедление / ускорение) и аномалии представлений относительно их ложного содержания (ложное содержание мыслей - бред). Расстройства содержания мышления (продуктивные) характеризуются неадекватным отражением существенных качеств, сторон, отношений и закономерностей объективной реальности в силу болезненного состояния головного мозга. Они делятся на навязчивые, сверхценные и бредовые идеи. Расстройства формы ассоциативного процесса представлены нарушениями темпа, подвижности, целенаправленности мышления и грамматического строя речи.

Виды:

  1. расстройства или изменения эмоций
  2. расстройства или изменения воли
  3. расстройства или изменения мышления

Эти расстройства формируют психическую аномалию при шизофрении, которая после может перерастать в патологию, даже психоз, и становиться основанием для признания невменямости. Насколько различается та или иная степень – вопрос комиссии экспертов и врачей, решаемый в тесном взаимодействии психиатров и психологов.

Изменение мышления по шизофреническому типу .

Является очень важным симптомом. Формальный интеллект (навыки, развитые до болезни) и формальный уровень абстрагирования не снижается, но в конечном счете в бытовом плане больные начинают вести себя как слабоумные. Нарушения мышления при шизофрении заключаются в дезинтеграции мыслительных актов с отрывом мышления от конечного результата, от смысла. Ассоциации теряют направленность, начинают формироваться сами по себе. Исследованиями этого процесса занимались Блюйхер, Б.В.Зейгарник. Последняя – доказала, что внутри самого мышления есть составляющие, направляющие эти ассоциации в сторону смысла. Этот процесс она называла мотивационной составляющей мышления , сейчас же его чаще называют эмоциогенной составляющей мышления. Именно она постепенно и теряется при шизофреническом процессе, из-за чего теряется направленность и осмысленность ассоциаций.

Уровни нарушения мышления :

  • формализм – нарушение глобальной критики к ситуации (формальная логика не страдает, но начинает пропадать личностная значимость обсуждаемого: все обсуждаемые темы оказываются практически «равновесными», равнозначимыми и равноприоритетными; больной рассуждает о своей жизни как сторонний наблюдатель). На этом этапе уже может быть признана ограниченная вменяемость.
  • резонерство – ситуативно-неадекватное пустое многословное рассуждательство. Но от темы всё ещё не уходит.
  • философическая интоксикация – похожа на резонёрство, но относится к предмету, связанному с психологическими, философскими, историческими и пр. научными / околонаучными вопросами. По этому поводу исписываются тетради, создаются рефераты и пр., но от обычного изучения дилетанта эти работы отличает отсутствие какого-либо смысла, логики построения и пр. (уровень работ в наилучшем случае соответствует 5-6 классу средней школы). Предпосылка для признания невменяемости.
  • соскальзывания – в придачу к ранее перечисленному – происходит «соскальзывание» с темы на тему.
  • паралогичность – грубое расстройство логики. Вывод не следует из логической предпосылки (умозаключение не следует из суждения).
  • атактическое замыкание – смысл отсутствует уже не между фразами, а в пределах одной фразы.
  • шизофазия – отсутствуют связи даже между словами.

Используются методики, проверяющие способность оперировать понятиями: результаты показывают опоры на второстепенные, несущественные признаки при построении выводов и группировке понятий.

Изменение эмоций по шизофреническому типу

В целом все изменения выглядят как дезинтеграция деятельности со стороны эмоций с изменением эмоционального чувственного тона к стержневым жизненным интересам. Ослабляется эмоц. привязка к сущностям, которые ранее были эмоционально значимы.

Уровни:

Начало симптоматики

  • эмоц. дискордантность – присутствие в формах реагирования одновременно двух противоположных радикалов. Пациент становится одновременно и возбудимым, и тормозимым.
  • эмоц. неадекватность (как и при дискордантности, люди м.б. признаны и вменяемыми, и ограниченно вменяемыми). Теряется способность эмпатического вчувствования, резонанса. Похоже на эмоц. отгороженность шизоида, но отличие – в том, что есть проградиентность (есть момент, когда этого не было, когда оно появилось и начало нарастать).

Рассвет симптоматики

  • эмоц. уплощение (потеря интереса и эмоц. включенности в события собственной жизни).
  • эмоц. оскуднение (оба расстройства характерны для расцвета симптоматики, создают предпосылки для признания невменяемости)

Исход симптоматики

  • эмоц. Амбивалентность (двойственная направленность, противоречивость)
  • эмоц. Тупость (полная невозбудимость эмоций, апато-абулический синдром)

Расстройства воли по шизофреническому типу:

Дезинтеграция и снижение побудительных мотивов к привычным волевым стереотипам действий.

Симптомы:

  • Дискордантность волевых усилий – последовательность поступков теряет внутреннюю логику, внутреннюю понятность. Последовательность неадекватна ситуации. Аутистическое поведение, малопонятно окружающим нет ослабления волевых процессов, страдает целенаправленность. Легкое расстройство, не обуславливает психоз. Ограниченно вменяем. Больные сами не критичны, не понимают, почему окружающие волнуются. Эмоционально отстранены. Отличие от психопата: психопат дает объяснение.
  • Гипобулия – ослабление мотивов и волевых актов. Может быть уровень психоза; могут признать невменяемым
  • Амбитендентность – пытается реализовать два противоположных мотива
  • Абулия – полностью распадаются мотивы, приходится подталкивать, чтобы сходил в туалет

Стадии, темпы и типы течения шизофренического процесса

Сформирована в отечественной психиатрии с 30-х до 60-х годов. В настоящее время не занимает в диагностике основное место, но в ряде направлений, в т.ч. в различных видах экспертиз, используется до сих пор.

При шизофрении выделяют 3 стадии :

  1. стадия начальных проявлений. Расстройства – преимущественно непсихоптические, но уже могут стать основой для психических аномалий. В случае вялотекущей ш. этот начальный этап может проявлять без психотических проявлений в течение десятилетий.
  2. стадия расцвета симптоматики. Сочетаются периоды обострений и т.н. ремиссий (послабления симптоматики).
  3. стадия исхода. Тяжелая картина дефицитарных расстройств, иногда распада психики. Это уже уровень психоза, и определённо невменяемость.

Кардинальная дефицитарная симптоматика обычно не оставляет человека даже когда отступает психоз (в периоды ремиссии).

Типы течения шизофрении:

  • непрерывно-проградиентный тип течения (волна обострения сменяется волной послабления, и т.д., но все эти волны – один синдром, протекание в едином стереотипе расстройств, которые только меняют свою интенсивность);
  • приступообразно-проградиентный тип течения (характеризуется сочетанием двух слоев информации: первый слой непрерывно протекающих расстройств, второй слой – слой четко очерченных во времени качественно иных расстройств). На доске нарисована наклонная доска («непрерывно протекающие расстройства»), по которой катятся шары другого размера (видимо, «иные, очерченные по времени расстройства»). Пример: приступы острого галлюциноза на фоне тревожно-фобического расстройства. Что примечательно в этой форме: могут быть ремиссии, не являющиеся психотическими (промежутки между «шарами») .
  • приступообразный (периодический, рекуррентный). Характеризуется тем, что есть только приступы, и долгое время в ремиссиях нет никаких расстройств.

Соответственно, нас в первую очередь интересуют ремиссии и начальный непсихотический период, и, в том числе, темп проградиентности.

Виды темпов проградиентности

  1. медленно-проградиентный темп . Эти пациенты могут быть признаны вменяемыми, и тогда будут рассматриваться как носители псих. аномалии. Медленно-проградиентный темп с непрерывно-проградиентным типом течения не выходит на уровень психоза.
  2. средне-проградиентный темп. Точно непсихотические картины в ремиссии, некоторые больные м.б. признаны ограниченно вменяемыми.
  3. грубо-проградиентный (быстро-проградиентный ) темп: характерен более для подросткового и юношеского возраста.

Характеристика проявлений ш . (в первую очередь – это характеристики ремиссий).

Ремиссии в порядке значимости по психическим образованиям (по превалирующей клинической картине):

  1. астенический (неврозоподобный) тип ремиссий . Встречается в 28% случаев всех ремиссий. Самый благоприятный и мягкий тип ремиссий из всех имеющихся вариантов, характеризуется похожей на невроз симптоматикой. Эта симптоматика – не единственная, за фасадом этих неврозоподобных расстройств находятся расстройства кардинального характера. Когда расстройства не очень выражены, п. могут быть признаны ограниченно вменяемыми. При данном типе ремиссии создаются предпосылки для психической аномалии, статья 22 УКРФ. Криминогенность у этой группы не выше, чем в популяции;
  2. психопатоподобный тип ремиссий . Формируется у 20% из всех больных в ремиссии, характеризуется превалированием тех или иных поведенческих расстройств, глубокой личностной трансформацией. Развивается сплав сохранных и видоизмененных, патологических свойств темперамента, системы отношений, даже мотивационной сферы. Клинические варианты:
    1. эксплазивный вариант (на первом плане – проявления взрывчатости, аффектации, агрессивных вспышек (агрессия как верб., так и физическая), в связи с чем возникают постоянные конфликты в различных соц. группах. По большей части присутствует интровертированность, эмоц. отгороженность, дискордантность, аутизированность. Достаточно криминогенные)..
    2. эмоционально-холодный вариант (также нарастают эмоц.-волевые расстройства, но на первый план выходит эмоц. холодность, отгороженность, сглаженность. Однако энергичность деятельности не падает, формальные контакты сохраняются. Как и предыдущий вариант, достаточно криминогенный).
    3. аутистический вариант (поведенческая неадекватность есть, но нет криминогенной подоплёки. Этих пациентов ещё называют «резонёрами-читателями» и чудаками. Лица неагрессивные, занятые своими фантазиями, иногда даже достаточно адаптированы);
  3. апато-абулический тип ремиссии . Встречается у 7-9% больных. Нарастают эмоциональные и волевые расстройства, бездеятельность, безразличие к окружающих, малая подвижность, отсутствие контакта. Однако эмоциональные расстройства (аутизация, сглаженность) сопровождаются волевой мононаправленностью, негибкостью, неуклонностью. Это приводит к большей направленности и настойчивости деятельности, которая может приводить даже к повышению ее результативности. Но спустя несколько лет нарастает апатия, абулия, и вместе с тем падает продуктивность. М. признаваться ограниченно вменяемыми;
  4. параноидный тип ремиссии . Характеризуется пусть остаточными, смягченными, редуцированными, но всё-таки психотическими расстройствами. Такие п. будут признаваться невменяемыми.
  5. псевдоорганический тип ремиссии. У больного ш. есть параллельно ещё и какое-то другое органическое поражение мозга. Симптомы суммируются, п. практически всегда признаются невменяемыми: даже в ремиссии.

Пункты 4 и 5 нас практически не заинтересуют: там всегда признается невменяемость.

Отечественная психиатрия классифицирует шизофрению, как хроническое эндогенное заболевание, при котором проявляются негативные симптомы. Они характеризуются специфическими нарастающими изменениями личности. Для многих этот диагноз синоним финала существования, окончательной бесполезности для общества. Диагноз ставит на человеке клеймо на всю жизнь.

Такие люди воспринимаются окружающими враждебно, или люди глумятся над несчастным, хотя во всем цивилизованном обществе давно с пониманием воспринимают людей с таким диагнозом.

Но совершенно напрасно окружающие воспринимают этих людей как ничего не понимающих и не чувствующих. Среди них немало творчески одаренных личностей, а также ученых и просто близких нам людей. Они все прекрасно чувствуют и очень остро воспринимают отношение к себе. Но тогда что же собой представляет шизофрения, симптомы, лечение, какие типичные нарушения мышления при шизофрении наблюдаются? Поговорим об этом подробнее.

Симптомы шизофрении

Основные нарушения при таком диагнозе связаны с мыслительным процессом. При этом у человека нарушается адекватный ассоциативный ряд, он не может сосредоточиться на какой-либо задаче, не может сконцентрировать внимание на важной мысли. Иногда болезнь проявляется по-другому: человек жалуется на невозможность мыслить вовсе, так как мыслей не возникает, голова ощущается абсолютно пустой.

Очень часто при шизофрении наблюдается бредовые состояния. Это проявляется в неверных, но чрезвычайно настойчивых убеждениях. Эти убеждения не могут восприниматься в окружающей больного культурной и социальной среде, где признаются аномальными и бредовыми.

К таковым можно отнести бред преследования. Человек уверен, что за ним постоянно следят. Его хотят отравить соседи или завербовать сотрудники КГБ. Или его хотят похитить инопланетяне.

Не редко нарушение восприятия при шизофрении и мышления выражаются в искаженном восприятии окружающего мира. В этом случае чрезвычайно распространены слуховые галлюцинации. Например, человек слышит голоса, звуки, которых на самом деле нет. Это может происходить постоянно или возникать периодически. Это легко можно заметить.

Больной не просто прислушивается, он может вступать в диалог, комментирует сказанное ему, спорит с невидимым собеседником. Эти несуществующие голоса могут давать советы, комментировать поведение больного, его мысли, часто угрожают ему. Менее распространены зрительные галлюцинации, но они также имеют место. В большинстве случаев, нарушения при шизофрении комплексные и рассматривать их следует комплексно.

Очень распространенное нарушение - изменение эмоциональной реакции. Это выражается в полном отсутствии какой-либо реакции на происходящее, либо она совершенно неадекватная. Поэтому у одних больных наблюдается постоянно застывшее, как в маске лицо, не отражающее ничего. Другие могут весело смеяться при трагическом событии.

Лечение патологии

При лечении шизофрении чрезвычайно важно не упустить момент и начать терапию как можно раньше. По мнению психиатров, наиболее позитивный исход лечения наступит, если терапия начата не позже 1-2 лет с появления симптомов болезни.

На этом этапе, можно полностью остановить разрушения, происходящие в головном мозге больного. Но даже если лечить начали позднее, можно приостановить разрушительные процессы и значительно улучшить его состояния.

Терапия этой патологии состоит из двух одинаково важных этапов. Проводится психотерапевтическая и медикаментозная терапия. Нужно заметить, что для успешного лечения очень важно, чтобы пациент доверял лечащему врачу.

В первую очередь, доктор проведет обследование больного, при котором проанализирует состояние мышления пациента. Выяснит возможность концентрации мыслей, способность запоминания информации. После выявления особенностей нарушений, разрабатывается индивидуальная схема психотерапевтического лечения.

Помимо этого, назначаются необходимые лекарственные препараты, которые в комплексе с психотерапией, положительно воздействуют на больного. В настоящее время в терапии шизофрении широко используют лекарственные препараты - атипичные нейролептики. К ним можно отнести , квентиапин или рисперидон.

Назначается препарат, определяется доза приема индивидуально для каждого больного. Если схема лечения подобрана правильно, принятые меры существенно снижают характерные проявления шизофрении: галлюцинации и бред. Также атипичные нейролептики избавят пациента от пассивности, равнодушия к окружающему. Они способны улучшить способность пациента к концентрации.

Помимо этих препаратов, при лечении используют средства для улучшения функции головного мозга, улучшающие его кровоснабжение. К ним можно отнести современные препараты церебролизин, милдранат, берлитион.

Хорошо зарекомендовали себя эффективные биологически активные добавки (БАД), способные улучшать состояние головного мозга. Например, «Листья Гинкго» производства Тяньши. Этот препарат используют в китайской медицине для восстановления работы головного мозга и обогащения организма множеством полезных веществ.

В терапии этой патологии обязательно следует осуществлять контроль за гормональным фоном пациента, периодически проводить проверки положительных психофизиологических изменений и изменений высшей нервной деятельности