Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Сочиво, коливо, кутья: коллекция дореволюционных рецептов. Символизм и традиции поминальной кутьи. Смотреть что такое "Коливо" в других словарях

Кутья представляет собой кашу, сваренную из цельных пшеничных зерен (иногда это может быть ячмень, перловая крупа, овес, рис или даже горох) и приправленная медом, маком, изюмом или орехами.

Само слово кутья (по-белорусски мы говорим куця или куцця) происходит от греческого слова коккос - зерно и связано с другим православным блюдом, называемым коливо. Оба блюда очень схожи между собой (коливо менее сладкое) и часто их названия путают или смешивают.

Традиция приготовления кутьи берет свое начало задолго до появления христианства у славянских народов. Кутья, по мнению большинства исследователей, является древним языческим блюдом и связано с такими обрядами, как похороны и жертвоприношения. Поскольку считалось, что умерший сохраняет обычные человеческие потребности, в том числе и потребность в пище, древние славяне варили пшеничную кашу для усопшего и оставляли ее на могиле.

Коливо также ведет свою историю с античных времен: первые упоминания о нем найдены в манускриптах времен Византийской империи и датируются V-VI веками н. э.

В настоящее время поминальная кутья
освящается в церкви

Символизм и традиции поминальной кутьи

Как и любое другое традиционное блюдо, кутья несет в себе определенное значение - прежде всего, благодаря входящим в нее ингредиентам. Зерно - в пропаренном или вареном виде - означало воскрешение из мертвых. После того, как оно попадет в землю и прорастет, из него появляется новая жизнь. Само же зерно истлевает. Примерно так происходит и телом усопшего.

Мед и изюм у наших предков считались не только символами здоровья и достатка. Они символизировали сласть блаженства вечной жизни в Царствии Небесном. Таким образом, два несложных ингредиента кутьи означали бессмертие, воскресение и блаженство вечной жизни.

Мы упомянули также о здоровье и достатке. Почему так? Дело в том, что готовилась как кутья поминальная, так и рождественская кутья. Последнюю подавали на стол трижды - на Коляды, Рождество и Крещение. Соответственно, готовилась бедная (постная) кутья, затем богатая (щедрая) и голодная (водяная). Чем гуще получалась каша, тем богаче и дружнее должна была жить семья в следующем году.

Но вернемся к тому, как готовится и подается кутья на поминки . Она всегда является первым блюдом на столе и должна освящаться в церкви после отпевания покойника или панихиды. Можно и самому окропить кутью святой водой перед тем, как подать ее на поминальный стол. После кутьи гостям предлагались постные поминальные блины и медовый кисель.

По обычаю кутья всегда заедалась специально выпеченным хлебом, который ломали руками. Ножом такой хлеб резать категорически воспрещалось.

Интересно, что в Беларуси существовал и до сих пор практикуется такой обычай: отпраздновав День поминовения или Дзяды , принято вывешивать из окна полотенце и ставить на него тарелку с кутьей или колевом и блинами. Считается, что это порадует духов наших усопших предков.

В чем заключается польза поминальной кутьи

Кутья - это не только очень вкусное, но и полезное блюдо. Основа его - это зерна пшеницы, богатые углеводами и содержащие массу полезных веществ. Это витамины группы B, укрепляющие нервную систему, и клетчатка, необходимая для вывода токсинов из организма и препятствующая превращению углеводов в жир.

Мед известен своими бактерицидными, антивирусными и противогрибковыми свойствами. Он придает силы, увеличивает работоспособность и повышает жизненный тонус.

Грецкий орех содержит йод и помогает бороться с заболеваниями щитовидной железы.

Изюм важен наличием калия, благоприятно сказывающимся на работе сердца и почек, укрепляющим нервную систему и действующим как хорошее успокоительное средство.

Мак улучшает пищеварение и является источником углеводов и полезных ненасыщенных жирных кислот.


Ингредиенты кутьи, особенно ее заправки
вкусны, полезны и питательны

Рецепт кутьи

Готовить поминальную кутью необязательно - можно сделать соответствующий заказ в столовой или кафе для поминок и самостоятельно окропить ее освященной в церкви водой. Если же вы хотите сделать все сами, рецепт приготовления кутьи несложен. Прежде всего, необходимо подготовить основу:

  1. Крупу с небольшим количеством воды необходимо истолочь в ступке, чтобы отделить питательную часть от семенной и плодовой оболочки.
  2. Полученную кашицу замочить в воде на несколько часов (лучше на ночь)
  3. Отварить зерна до мягкого состояния - в воде (постная кутья) или молоке. Для приготовления желательно использовать кастрюлю с толстым дном.

Затем переходим к заправке. Она готовится из перетертого мака или орехов. Вам снова понадобится ступка. Перетирайте в ней мак или орехи до появления белой жидкости. Дополните заправку предварительно замоченным изюмом или сухофруктами, цукатами или мармеладом.

А вот как готовится кутья из риса:

  1. Возьмите стакан риса, тщательно промойте его и отварите в двух стаканах воды до рассыпчатого состояния.
  2. Слегка подсолите кашу и добавьте в нее немного сахара.
  3. Замочите в горячей воде 50 грамм изюма на 10-12 минут. Слейте воду и соедините изюм с кашей.
  4. Выложите угощение в виде горки на широкую тарелку и украсьте его кусочками мармелада.


с маком и грецким орехом

Если кутья получилась слишком густой, ее можно развести теплой водой или компотом. Разнообразить заправку и украшение можно при помощи кусочков кураги, чернослива, цукатов и свежих фруктов. Блюда отлично дополнят и другие орехи (фундук, кешью, арахис).

Великим постом (и не только) в определенные дни в храме верующих угощают особыми блюдами. Каждое из них следует определенной традиции, имеет свою историю, символику и, конечно же, технологию приготовления. И наш рассказ будет об одном из самых распространенных кушаний, которое называется коливо.

Первый праздник

Возможность отведать колива представляется прихожанам православных храмов уже на первой седмице Великого поста. Утром в пятницу после прочтения заамвонной молитвы на Литургии Преждеосвященных Даров духовенство совершает молебен великомученику Федору Тирону, чья память празднуется на следующий день, и чин благословения колива.

Чем же так примечателен этот святой, что в его честь верующим раздают освященное, празднично украшенное, да к тому же и очень вкусное блюдо? Помимо праведной жизни и мученической смерти на счету святого Федора чудесное спасение христиан от злых козней язычников и, собственно, если не изобретение кулинарного шедевра, то его распространение по всему христианскому миру.

Святой Федор, живший в городе Амасии, в Понтийской области (Малая Азия), во время правления лютого ненавистника христиан правителя Максимилиана (286-305 годы) был воином и носил прозвище Тирон, что по латыни означает «новобранец». За отказ принести жертву идолам и отречься от Господа святой воин много претерпел: его заточили в темницу, морили голодом, страшно пытали и, наконец, убили, приговорив
к сожжению. Великомученик Федор настолько любил Бога, был крепок духом и бесстрашен, что у верующих не оставалось сомнений: на глазах у них казнили настоящего воина Христова. По преданию, его останки, не тронутые огнем, с честью похоронила в своем доме в городе Евхаит некая Евсевия, также исповедовавшая Единого Бога. Позже мощи перенесли в Константинополь, а главу — в Гаэту (Италия).

После гибели мученика прошло пятьдесят лет. Империя, которой служил святой Федор, потихоньку становилась христианской, но в высших политических кругах это устраивало не всех. Юлиан Отступник (361-363 годы), последний римский император-язычник, намеревался возродить в государстве языческие традиции, а заодно оскорбить христиан. Тем более что подвернулся удобный случай — начался Великий пост. Правитель приказал окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы на рынках и сохранить деяние втайне, особенно от верующих. «Первые христиане постились очень строго, на первой неделе практически ничего не вкушали. В воскресный день их ожидала первая серьезная трапеза. Только представьте, каким бы ударом было для них вкусить в пост оскверненные продукты», — говорит Епископ Покровский и Николаевский Пахомий.

Тогда мученик Федор в ночном видении явился Константинопольскому архиепископу Евдоксию, чтобы предостеречь и укрепить людей. Святой велел постящимся ничего не покупать на торжище и вместо этого готовить коливо или кутью. Согласно преданию, архиепископ в недоумении переспрашивал святого, что же такое коливо и как его приготовить, ведь в Константинополе о таком блюде не слышали. В ответ мученик пояснил, что в городе, где он погребен, так называют вареную пшеницу с медом и фруктами.

С тех самых пор чудесное явление святого стало праздником для Православной Церкви, а коливо — его неотъемлемым элементом. Тем не менее до нас дошли молитвы на освящение кутьи, датируемые IX-X и XII веками, что дает право утверждать — традиция приносить коливо на память является сравнительно поздней. Историки же зафиксировали обычай подавать кушанье из крупы и фруктов в Древней Греции, то есть в дохристианскую эпоху. Еще одно указание, только уже на точную дату — IV столетие, есть в толковании Вальсамона на 4-е апостольское правило, где говорится, что коливо приносят к алтарю в честь Господских праздников (Рождественский и Крещенский сочельник), в память святых и в дни поминовения усопших (родительские субботы, Радоница).

Освящение и вкушение колива в память святых подвижников и всех вообще умерших есть отголосок древних трапез или вечерей любви, которые устраивали в древней христианской Церкви в дни кончины мучеников и простых людей. «Мы празднуем день смерти потому, что не умирают те, которые кажутся умершими», — писал в своих трудах греческий христианский философ Ориген Адамант.

О жизни вечной

Так что же такое коливо или кутья? Как поясняет настоятель Свято-Андреевского храма г. Маркса протоиерей Валерий Генсицкий, это традиционное ритуальное блюдо, главный элемент святой вечери или сочельника перед Рождеством Христовым и Крещением Господним. Также по традиции с кутьи начинается поминальный обед на третий день, девятый день, сороковой день, а также в годовщину смерти человека. Обычно кутью благословляет священник во время заупокойной службы (панихиды или литии). Если родственники желают, чтобы члены церковного причта и прихожане молитвенно помянули усопшего, то они могут оставить коливо на панихидном столе (кануне).

Традиция употреблять коливо пришла на Русь из Византии, вместе с православной верой. С греческого языка «коливо» или «кутья» дословно переводится как «вареная пшеница». Зерна пшеницы — основной ингредиент блюда, без которого коливо коливом быть не может. Однако в настоящее время наиболее распространен рецепт этого же блюда, только приготовленного из риса. Объясняется это историческим фактом и народной любовью. Не секрет, что хозяйки всегда стремятся к удобству и простоте, особенно если это касается кухни. Так вот «сарацинское пшено» или рис, привезенный в Россию Петром I, всем этим требованиям соответствовал. «Рис очень мягкий, легко и быстро варится. Неудивительно, что ему отдали предпочтение», — считает отец Валерий. В результате от богатого рецепта колива, с корицей, медом, фруктами, орехами, а главное — пшеницей, осталось в прямом смысле одно только название. К столу стали подавать вареный рис с изюмом.

Между тем в Православной Церкви нет ничего пустого, все наделено глубоким смыслом и имеет значение. Это касается и колива. Приготовленное из зерен пшеницы блюдо выражает веру живых в воскресение умерших для лучшей жизни. Зерна символизируют возрождение, обновление, смерть ради воскресения. Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода (Ин. 12, 24), — говорится в Священном Писании. Кроме того, именно пшеничное зерно — один из распространенных символов в проповедях и притчах Спасителя. Мед, сладкие фрукты означают, что после воскресения праведных ожидает блаженство будущей вечной жизни в Царствии Небесном.

А украшение колива — отдельная история, в которой переплетается и художественный вкус, и выражение религиозных чувств. Например, в Греции и на Святой Горе Афон оформление традиционного кушанья возвели в ранг искусства, равно как и приготовление. По праздникам, в пост или дни поминовения усопших миряне приносят в храм огромные подносы с украшенной кутьей. С помощью цукатов, орехов и зерен умельцы легко делают надписи, «рисуют» кресты и даже лики святых. В этом тоже есть смысл. «Мы должны приносить Богу самое лучшее, что у нас есть. И, прежде всего, это нужно не Ему, а нам, чтобы приобщиться к святыне, выразить свою причастность к Церкви, почувствовать единство с братьями и сестрами, послужить друг другу», — утверждает Владыка Пахомий.

В домашних условиях

Коливо можно и нужно готовить самостоятельно. Найти рецепты не составляет труда, но сложно выбрать из такого изобилия. Впрочем, каждый раз можно готовить по-разному, а можно воспользоваться рецептом, по которому готовят коливо в Свято-Троицком кафедральном соборе г. Покровска (Энгельса). С ним нас знакомит Любовь Петровна Коробкова:

«Для приготовления 30-35 порций колива нам понадобится 500 г пшеницы, 500 г пшеничной крупы, буханка белого хлеба, 300 г изюма, 300 г фундука, миндаля и грецких орехов, 6 столовых ложек кунжута, килограмм сахарной пудры и стандартная упаковка корицы.

Пшеничную крупу варим в пропорции 1/4 из расчета — одна часть крупы на 4 части воды. Доводим до кипения и держим на медленном огне 30 минут, затем снимаем с огня, даем крупе настояться в течение 30 минут. Затем крупу тщательно промываем, откидываем через дуршлаг, выкладываем на хлопчатобумажное полотенце и даем просохнуть.

Пшеницу варим приблизительно 2 часа, до полуоткрытого зерна, соблюдая пропорции, указанные для пшеничной крупы. Выкладываем на хлопчатобумажное полотенце, даем просохнуть.

Из буханки белого хлеба сушим сухари до золотистого цвета. Кунжут и орехи обжариваем на сковороде. Орехи и сухари прокручиваем через мясорубку.

Затем смешиваем крупу с сухарями, добавляем пшеницу, изюм, кунжут, сахарную пудру и корицу. Полученную массу выкладываем на блюдо и оформляем по своему вкусу цукатами, орехами или любыми другими кондитерскими украшениями.

Вкусное и настоящее коливо готово!»

Продукты для кутьи — обдирное зерно: пшеница, ячмень, рис, и сладкие добавки: раньше сыть — мед с водой, а сегодня цукаты, орехи, изюм и мед.

Блюдо имеет языческие корни. Поминальную кутью ставили на стол как угощение для усопших, чтобы почтить предков. Считалось, что так можно привлечь в дом успех и счастье на весь год. Но несмотря не языческие корни, кутья прижилась в православной кулинарной традиции и благословляется в церкви, символизируя единство живых и умерших в общем бессмертии.

Обычаи и традиции, связанные с кутьей

Название блюда имеет греческое происхождение: этим словом в Византии называли поминальное угощение из вареной пшеницы. Вместе с другими христианскими традициями обычай готовить кутью пришел к славянам, где и прижился на многие века.

Сладкая каша с медом и орехами символизирует достаток, изобилие, плодородие, здоровье и благополучие, поэтому ее ставили на стол по большим праздникам. Считалось, что чем богаче получалось блюдо (сытнее и с большим количеством добавок), тем удачнее будет год. Именно с кутьи принято начинать рождественскую трапезу и завершать тоже ею. Согласно сложившейся традиции, блюдо должны отведать все члены семьи и, помимо них, домашние животные и скот – это убережет их от болезней и подарит крепкое здоровье.

На Сочельник готовят постную кутью, ведь в это время еще продолжается пост. Для нее нельзя использовать никаких продуктов животного происхождения – ни масла, ни молока, ни сливок. В Рождество принято угощать своей кутьей родственников, живущих отдельно, друзей, соседей. Чем больше людей попробуют ее, тем больше благ это сулит в будущем. В отдельной мисочке кутью оставляют для умерших предков, которые, согласно верованиям, оберегают дом.
Кутью носят в храм, чтобы освятить ее, но если такой возможности нет, можно и самостоятельно окропить блюдо святой водой.

Виды кутьи: сладкая и несладкая, коливо и сочиво, постная и «богатая»

Несмотря на общее название, кутья — не одно, а несколько блюд с общей основой. В Сочельник на стол ставят кутью с обилием сладких добавок, меда, орехов, изюма. Перед Рождеством, завершая пост, она больше напоминает лакомство, чем поминальное блюдо. На Крещение количество ингредиентов традиционно меньше, поэтому она не такая сладкая.
По значительным праздникам, которые не приходятся на пост, готовят щедрую кутью, в которую кладут большое количество жирных сливок, масла, молока и других добавок.

Помимо состава, разная кутья и по консистенции разная. Крутая кутья – коливо, внешне напоминает рассыпчатую сладкую кашу. Полужидкое блюдо называется сочиво, его принято есть ложками. Свое название этот вид кутьи получил благодаря тому, что одним из его компонентов является «сок» или постное молоко, получаемое из орехов, мака или конопли.

Состав кутьи: ингредиенты обязательные и дополнительные

Основа

Основа блюда – вареные цельные зерна пшеницы, ячменя, перловки, овса, риса, гречи и других. Чтобы отделить все лишнее, крупу сначала толкут в ступке, добавляя туда же немного воды. После зерна замачивают, а затем варят. Основа кутьи должна быть мягкой, поэтому лучше передержать ее на плите, чем снять раньше времени.

Пшеница — традиционная основа кутьи, но в последнее время все большей популярностью пользуется рис. Да, это заметное отступление от традиции, но он хорошо сочетается с медом, изюмом и орехами. Рисовое блюдо, как правило, подают на поминках, но его вполне можно приготовить и на Рождество. Если отваривать рис в молоке, кутья уже не будет постной, и в Сочельник ее подавать нельзя, а вот во время других праздников она станет украшением стола.

Заправка

Второй компонент классической кутьи — заправка. Для постного блюда используют молоко из орехов, мака, миндаля, а для скоромного – сливки, сливочное масло, молоко.

Ореховое или маковое молоко готовят, перетирая основу в ступке, измельчая в мясорубке или блендере до тех пор, пока не появится жидкость белого цвета. Это и будет сочиво, оно заменит в кутье молоко. Помимо сочива, практически в каждом рецепте содержится мед или сыть. В некоторых рецептах кутьи в качестве заправки используется компот из сухофруктов, морс или сахарный сироп.

Другие ингредиенты

В кутью кладут орехи, изюм, сухофрукты, цукаты, распаренный мак, мармелад, специи, варенье. Сухофрукты заранее вымачивают. Свежие фрукты используют редко, так как при длительном хранении они могут забродить в каше, испортив ее. Если уж включать фрукты, то лучше перед самым приемом пищи, чтобы они сохранили свой вкус и консистенцию.

Рецепты кутьи

Поминальная кутья

Это блюдо – неотъемлемый атрибут поминок или праздников, где принято чтить умерших предков.

Ингредиенты:

  • стакан риса;
  • 2 стакана воды;
  • соль;
  • сахар;
  • 50 граммов изюма;
  • 2 столовые ложки меда;
  • 50 граммов цукатов или мармеладных конфет.

Рис промойте, после чего сварите из него рассыпчатую, а не клейкую кашу. Добавьте сахарный песок, соль и мед. Изюм запарьте в горячей воде на 10 минут, чтобы он стал мягким, после чего обсушите. Теперь изюм и рис можно соединить. Перед тем как подать готовую кутью на стол, ее выкладывают на тарелку горкой, украшая мармеладом или цукатами.

Рождественская кутья

Готовят в Святки, носят в церковь для освящения и угощают родственников и близких людей перед Рождеством. Рождественская кутья символизирует плодородие, богатство и благополучие в течение всего года.

Ингредиенты:

  • конфеты по вкусу (лучше мармеладные);
  • 100 граммов изюма;
  • стакан предварительно очищенной пшеницы;
  • ягодный компот (можно сварить его из сухофруктов);
  • 2 столовые ложки меда;
  • 50 граммов цукатов;
  • орехи для украшения.

Если пшеницы нет, то для кутьи подойдет и рис. Крупу залейте прохладной водой, отварите до готовности. В кашу влейте компот и хорошенько перемешайте массу: она должна получиться полужидкой, как традиционное блюдо, которое ставили на стол. От количества компота зависит консистенция блюда: если кто-то хочет крутую кутью, то достаточно совсем немного – для вкуса, если требуется жидкая, вливают один-два стакана. В последнюю очередь в кутью выложите конфеты, мед, изюм, цукаты и украсьте орехами.

Богатая кутья

Ингредиенты:

  • 4 стакана пшеничной крупы;
  • ½ стакана сахара;
  • ½ стакана нарезанной кураги;
  • ½ стакана мака;
  • ½ стакана нарезанного чернослива;
  • изюм, орехи;
  • коньяк по вкусу;
  • мед по вкусу.

Сначала отварите зерна, а мак замочите в горячей воде на несколько минут. После процедите и разотрите мак с сахарным песком. В другой посуде чернослив, изюм и курагу замочите на 20 минут (также в горячей воде). Нарезанные сухофрукты смешайте с орехами, маком и пшеницей. В самом конце добавьте немного меда и любого коньяка для вкуса.

Тонкости приготовления, хранения и сервировки кутьи

Зерна, крупу лучше отваривать в посуде с толстым дном. В тонкостенной крупа может пригореть и испортить вкус блюда.

После соединения всех составляющих кутью прогревают еще 10 минут. В идеале – в горшке из глины в духовке, но можно и в кастрюле на плите, и в мультиварке.
Густую кутью разбавляют небольшим количеством компота, воды из-под зерна или теплой воды, тогда она приобретет нужную консистенцию и не потеряет вкуса.

Если надо приготовить блюдо впрок на несколько дней вперед, изюм добавляют перед подачей к столу, так как при хранении в кутье он быстро потеряет вкус. Мед и свежие фрукты могут забродить, их тоже не рекомендуется выкладывать в кашу загодя.

Центральным блюдом стола является кутья.

Колево в православии - символ рождественских праздников . У каждого народа и народностей есть свои уникальные рецепты, как готовить рождественскую кутью.

Когда и откуда появилась в России кутья

В православии коливо появилось не сразу. Его родиной является Греция, которая в каждом предмете находила смысл.

Первоначально это блюдо готовили как поминальное в странах, где существует культ поклонения усопшим.

Христианство возникло, когда мир жил по языческим законам. Множество обрядов того времени прижилось и поныне, только смысл их изменился.

В России коливо стало символом жизни и богатства, ее делают на свадьбы, крещение детей.

Вареная пшеница, приправленная маком и медом, в Греции получило название кутьи.

Как связано сочиво с рождением Бога богов, Царя царей, Спасителя человечества?

Как Иисус даровал людям вечную жизнь через веру в Него после отречения от грехов мира сего, так и зерно является символом плодородия, которое умирая весной, дает жизнь множеству колосков.

Человек, употребляющий в пищу коливо, символично приобщается к вечному круговороту жизни, возрождаясь через веру в Иисуса

  • Благо вечной жизни, сладостное пребывание в раю связано с медом.
  • Мак - символизирует достаток и плодородие, спокойствие и множество щедрот.

Каждая хозяйка старается в праздничные дни приготовить самую богатую и сытную кутью, чтобы привлечь богатство и достаток в дом.

Разновидности колива

Каждый рождественский праздник, будь то Сочельник, Рождество или Крещение, православные встречают за столом, «царицей» которого является коливо.

В зависимости от праздника, времени рождественского поста и правил Церкви есть несколько видов кутьи:

  • богатая, подается на Новый год и Сочельник;
  • щедрая отличается от богатой только способом заливки мака, в этом случае мае заливается горячим молоком;
  • голодная, как правило, готовится на вечер перед Крещением из зерен, небольшого количества изюма и подсластителя.

Читайте о Новогодних праздниках:

Коливо своей основой всегда имеет зерно.

В ночь перед Рождеством едят богатую кутью, в которую добавляют много компонентов, но при этом строго запрещено использовать скоромные блюда, такие как молоко, сливки или масло.

Рождественское главное блюдо стол поистине щедрое по количеству ингредиентов и способу приготовления сочива, это еще одно название кутьи. Сочиво от колива отличается только наличием жидкости, означает более сочное блюдо.

Важно! Несмотря на то, что пост уже закончился , ужин перед Крещением строго ограничен в выборе продуктов, коливо готовится постное, только зерно и сладости.

Рождественская кутья

Народные традиции, связанные с сочивом

Главное рождественское блюдо, наполненное символами, связано с множеством народных традиций.

  • Во время праздника хозяин дома набирал полную ложку сочива и подбрасывал его к потолку. Все члены семьи внимательно считали прилипшие вверху зернышки. Чем больше зерен осталось на потолке, тем богаче будет урожай. Каждое прилипшее к потолку зерно - символ снопа, который дарует Бог в наступающем году.
  • Оберегом дома считались колоски, подложенные под миску с коливом. Их хранили целый год, до наступления следующих праздников.
  • Некоторые хозяева настолько верили в целительную силу сочива, что кормили ним и домашних животных, чтобы те меньше болели и давали хороший приплод.
  • На ночь на столе оставляли немного кутьи в память об умерших родственниках.
  • Дети обязательно относили вечером коливо бабушкам и дедушкам, живущим отдельно, и крестным родителям.

Еще рецепты православной кухни:

Основой колева является зерно, в каждой местности используют свою составляющую:

  • пшеница;
  • перловка;
  • ячмень и другие.

Каждая крупа имеет свои секреты приготовления.

  • Рис получится рассыпчатым, если его залить водой в соотношении 1:2. 3 - 4 минуты проварить на сильном огне, который потом уменьшить до среднего. Варить кашу еще 6 минут. Последние 5 - 10 минуты доваривать на медленном. После этого огонь выключить, оставить рис «париться». Коливо из риса в основном готовится на Крещение, в него добавляется только изюм и немного меда.
  • Пшеницу, перловку и ячмень желательно замочить на ночь, чтобы уменьшить время варки, залить до готовности. Если в каше после полной готовности еще осталась вода, ее можно слить.

У каждой опытной хозяйки свой рецепт, как готовить рождественскую кутью.

Коливо получится сочным и насыщенным сладостью, если горячую кашу, сразу после приготовления, залить почти кипящим узваром так, чтобы он покрыл зернышки. Добавить немного сахара, укутать и оставить упариваться.

Если нет узвара, тогда можно развести в кипятке любое варенье, но в этом случае не кладется сахар.

Мед в горячую смесь добавлять запрещено, целебный эликсир при нагревании становится канцерогеном.

Пока каша набирается сладости и сочности, готовится заправка из таких ингредиентов:

  • промытого изюма,
  • перемолотого мака;
  • измельченных орехов;
  • мелких кусочков оставшихся от приготовления узвара сухофруктов.

Мак на Рождество разрешается залить горячим молоком, а в других случаях используется кипяток, чтобы убрать горечь.

После остывания каши до 30 - 40 градусов добавить все ингредиенты, мед и все тщательно перемешать и снова укутать до полного остывания. Тогда каждая составляющая колива наполнится вкусом «соседа».

Совет! Не готовьте сочиво впрок, это блюдо может забродить при нахождении длительное время в тепле.

Посмотрите видео о рождественской кутье

В субботу первой недели Великого поста воспоминается великомученик Феодор Тирон, во времена Юлиана Отступника избавивший постившихся христиан от оскверненной пищи. В память об этом сегодня, накануне субботы, в Церкви освящается и вкушается коливо. Мы предлагаем вам вспомнить и подвиг мученика Феодора Тирона, и рецепты колива.

Плоть покорил еси самодержцу, славне мучениче, уму,
и обоими угождаеши Создавшему

(из канона Великомученику Феодору Тирону)

Великомученик Феодор Тирон был воином в городе Аласии Понтийской области в Малой Азии, под начальством некоего Вринка. Прозвище Тирон буквально означает "новобранец" (в отличие, например, от "стратилат" — "военачальник"). Юношу принуждали принести жертву идолам, но святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник Вринк дал ему несколько дней на размышление, во время которых святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Приведенный к правителю Публию, святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру.

— Почему, когда нужно было принести богине жертву в кадило, ты принес ей огонь? - спросил игемон Публий.

Святой Феодор отвечал:

— Не стану скрывать, зачем я сделал это. Я зажег дрова, чтобы огонь опалил камень. Неужели так бессильна ваша богиня, что огонь может касаться ее и опалять ее?

После множества мучений судья еще раз спросил молодого воина:

— Чего ты хочешь: быть ли с нами или с твоим Христом?

Святой ответил с великой радостью:

— Со Христом моим я был, есмь и буду; ты же делай, что хочешь.

За это мученик Тирон был осужден на сожжение. Он без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою душу Богу.

Это произошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Не поврежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии, благочестивой женщиной Евсевией. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.

Прошло немного времени после его мученической кончины — и христианство стало дозволенной и негонимой религией, а на политической карте мира того времени появилось новое государство — Византия. Когда к власти в Константинополе пришел император Юлиан Отступник, который решил осквернить пищу, то Господь через святого мученика защитил христиан, не подозревавших об ожидавшем их коварстве.

Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора император Юлиан Отступник (361—363), желая надругаться и посмеяться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом — коливо (кутью или сочиво). Поступив так, христиане не были посрамлены Юлианом Отступником, и почитание святого мученика Тирона после этого чуда распространилось. Например, празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого поста описывал патриарх Константинопольский Нектарий (381—397).

В память явления Феодора Тирона Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели . В навечерие субботы, в пятницу, на после заамвонной молитвы читается молебный канон святому великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого приготовленное из пшеницы с медом и маком коливо благословляется и раздается верующим.

По преданию, архиепископ Евдоксий долго недоумевал и переспрашивал явившегося ему святого, что такое коливо и как его приготовить, поскольку в Константинополе такое название не было известно. Феодор Тирон пояснил, что в Евхаитах, где он погребен, так называют вареную с медом пшеницу. Для тех, кто, подобно Евдоксию, недоумевает, как приготовить коливо, приводим один из возможных рецептов :

1 стакан очищенных зерен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1—3 столовые ложки меда.

На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают. Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.

Иногда коливо готовят из риса, но рис следует приготовить особо: 1 стакан риса залить кипятком (1,5 стакана), плотно накрыть кастрюлю крышкой и варить три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для колива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно.

Можно также приготовить коливо из чечевицы или ячменя. В общем смысле — это скудная пища из зерен, которая поможет нам помнить о смысле поста — хранении себя от любой нечистоты и скверны.