Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Родительская Мясопустная суббота. Неделя мясопустная. О Страшном суде

19 февраля 2017 года, в Неделю мясопустную, о Страшнем суде, митрополит Волоколамский Иларион в сослужении клириков прихода совершил Божественную литургию.

После сугубой ектении владыка вознес молитву о мире на Украине.

По завершении богослужения митрополит Иларион обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В течение четырех недель, предшествующих Великому посту, Церковь готовит нас к пути покаяния. В преддверии Святой Четыредесятницы на воскресных богослужениях звучат специально подобранные евангельские чтения: история о Закхее, притча о мытаре и фарисее, притча о блудном сыне, которую мы слышали в прошлое воскресенье, и поучение Господа Иисуса Христа о Страшном суде, которое мы слышали сегодня.

Господь Иисус Христос говорит о том, что каждого человека ожидает суд: в конце истории Бог призовет все человечество, чтобы каждый дал перед Ним ответ за прожитую жизнь. Всех людей, как живых, так и воскрешенных из мертвых, всех, когда-либо живших на земле, Сын Божий разделит на две категории, отделив одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов. Первых Господь поставит по правую руку, а вторых по левую. И тем, которые окажутся по правую руку, Спаситель скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне» (Мф. 25. 34-36)».

Тогда праведники скажут Ему в ответ: «Господи! Когда мы видели Тебя алчущим, и накормили или жаждущим, и напоили?» (Мф. 25. 37). И услышат от Господа: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25. 40). Те же, кто окажется по левую руку Сына Человеческого, услышат от Него прямо противоположное: «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25. 42-43).

Господь научает нас, как мы должны вести себя по отношению к ближним. Если в ближних, которые нуждаются в нашей помощи, мы видим Христа, то и все благодеяния по отношению к ним мы совершаем для Христа. А если мы не замечаем людей, если проходим мимо человеческого горя и нужды, то тем самым отвергаем и Самого Господа.

Христос напоминает нам и о том, что каждый из нас ответственен за качество своей жизни. Мы не можем нести ответственность за количество прожитых дней, ибо не властны ни над часом нашего рождения, ни над часом нашей смерти. Но качество нашей жизни напрямую зависит от нас – насколько богоугодной была наша земная жизнь, которую нам отмерил Господь.

Когда законник спросил Сына Божия, какая наибольшая заповедь в законе, Спаситель ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь» (Мф. 22. 37). И хотя законник спрашивал Христа об одной заповеди, Сын Божий добавляет вторую, подобную ей : «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22. 39). Христос соединил эти две заповеди воедино, ибо одна невыполнима без другой: если мы не любим Бога, мы не можем по-настоящему любить ближних; и наоборот: мы не можем полюбить Бога, если не полюбим наших ближних. Две эти любви взаимосвязаны.

Святой апостол Иоанн Богослов напоминает нам: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4. 20). Наш ближний – это тот, кого нам посылает Господь; это тот, кому мы призваны оказывать помощь, когда он в ней нуждается. И мы имеем массу возможностей творить добро ближним, ибо Господь постоянно посылает нам на жизненном пути тех, кто нуждается в нашей поддержке.

Слова Иисуса Христа не нужно воспринимать в буквальном смысле, ибо Спаситель не требует от нас в обязательном порядке ходить по темницам и больницам, поить кого-то водой или кормить едой, ведь существует и много других способов проявить милосердие к людям. Не следует забывать, что Сын Божий всегда говорит метафорически, обобщенно, а мы уже сами должны решить, как применить Его слова на деле, какие у нас для этого есть возможности. Главное – помнить, что Господь спросит с нас за каждый прожитый день, и если наша жизнь не принесла плода, тогда Он поступит с нами, как поступил с бесплодной смоковницей. А если наша жизнь принесет плод, тогда мы услышим от Господа: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25. 34).

Обратим внимание на слова Спасителя: Царство, уготованное вам от создания мира . Это означает, что для каждого человека уготовано место в Царстве Небесном, где никому не будет тесно. Но, несмотря на то, что места уготованы всем, далеко не каждый сможет их занять, ибо, опять же, это напрямую зависит от качества нашей земной жизни.

Многие представляют Страшный суд как некое грандиозное событие, когда Сын Человеческий придет во славе, чтобы судить всех людей, и вынесет приговор каждому человеку. Все так и будет, но мы должны помнить и о том, что этот приговор, который вынесет нам Истинный Судия, мы готовим себе уже в земной жизни, и только от нас зависит, каким он в результате окажется.

Господь наш милостив, и Он создал нас не для вечной погибели, а для вечной жизни, чтобы мы унаследовали Царство Небесное. И поэтому Бог ожидает от нас, чтобы в земной жизни мы всем сердцем любили Его и своих ближних, были милосердны к каждому человеку, чтобы как можно чаще словом или делом помогали людям, и принесли Господу добрые и обильные плоды.

Почему же Церковь напоминает нам обо всем этом в преддверии Великого поста? И почему к этому евангельскому поучению Господа Иисуса Христа она прибавляет слова апостола Павла о том, что пища не приближает нас к Богу? (1 Кор.8.8)

Через эти чтения Церковь хочет разъяснить нам не только смысл нашей жизни, но и смысл предстоящего нам подвига Святой Четыредесятницы.

Когда людям говорят о посте, то они обычно спрашивают: что можно есть и чего нельзя? Перед началом Великого поста в мою передачу «Церковь и мир» от телезрителей приходят одни и те же вопросы: что можно есть в пост? Как держать пост, если болеешь, какие существуют ограничения? И создается впечатление, что слово «пост» люди воспринимают исключительно в кулинарном или диетическом смысле: нельзя есть мясо, яйца, сыр. Постясь, многие тщательно изучают состав того или иного продукта: есть ли в нем добавки, и так далее.

Возможно, именно поэтому Церковь сегодня напоминает нам устами святого апостола Павла о том, что не пища приближает нас к Богу. А что же тогда приближает? Конечно же, добрые дела. Но разве это означает, что мы можем не поститься? Нет, это говорит о том, что телесный пост – вспомогательное средство, которое дается для того, чтобы мы имели возможность уничтожить пагубные душевные проявления и подумать о своем духовном здоровье.

Зачастую многие, придя к врачу на консультацию, слышат в свой адрес: «Вам следовало бы поменьше кушать, у вас лишний вес, высокий уровень холестерина…». И люди специально садятся на диеты, ради этого ездят даже в Австрию – чтобы их там кормили одной булочкой в день и тем самым восстановили здоровье. Но нам не нужно ни в Австрию ездить, ни к диетологам ходить, ибо вся наша «диета» прописана в церковном уставе: помимо 50 дней Великого поста, нам даны еще три других поста, а также среда и пятница в течение всего года. Все это как раз позволяет держать наше тело в соответствующей форме.

Но, напомню еще раз, пост установлен не для тела, а для души. Мы постимся не для того, чтобы из организма вывести вредные элементы, а прежде всего, чтобы искоренить из своей души греховные навыки. Пост – это духовное путешествие, которое Господь каждый год, когда наступает весна, предлагает нам, чтобы мы очистили не только тело, но и душу.

Великий пост – напоминание о цели всей нашей жизни. Это тот особый период, когда Церковь предлагает нам принести покаяние за наши злые дела и упражняться в делах добрых. А все пищевые предписания, которые установила Церковь, мы выполняем по нашим силам, в соответствии с нашим состоянием здоровья, помня о том, что пост нам дан прежде всего для врачевания души.

Будем вслушиваться в евангельские и апостольские чтения, которые нам предлагает Святая Церковь. Будем готовиться духовно и телесно к Великому посту. И будем просить у Бога помощи, чтобы достойно пройти спасительное поприще Святой Четыредесятницы и вступить подготовленными в Страстную Седмицу, а затем в радости о Господе встретить светлое Христово Воскресение. Аминь».

19 февраля 2017 года. Заговенье на мясо.
Неделя мясопустная, о Страшнем суде.

Проповедь протоиерея Вячеслава Перевезенцева.
Храм Святителя и Чудотворца Николая (село Макарово).

Страшный суд.

Б ыть христианином значит быть учеником Христа. И в этом учении, как и в любом другом, что-то нам необходимо усвоить сначала для того чтобы можно было идти дальше. Подобно тому, как не выучив таблицу умножения нельзя приступать к алгебре и уж тем более к высшей математике. Хотя она, эта математика, отнюдь не сводится к таблице умножения и арифметике. И вот, сегодня Церковь напоминает нам об этих азах духовной жизни, не усвоив которые невозможно идти дальше.

«Ч еловеком положено однажды умереть, затем суд» (Евр.9:27) , то о чем говорит ап. Павел известно каждому верующему. Мы все знаем, что умрем. Мы все слышали про суд. И если это так, что может быть важнее знания о том, что на этом суде с нас спросят? За что будем отвечать? Сегодня, как и всякий раз за неделю до начала Великого Поста, мы слышим ответ на этот вопрос. Кто его не знает? Кто не знает этих слов Спасителя, где Он говорит, что накормивший голодного, напоивший жаждущего, приютивший странного, посетивший больного и заключённого, все это сделал Мне. А прошедший мимо… прошел мимо Меня.

«У готовано вам Царство от создания мира» (Мф.25:31) , но войти в него можно только если ты смог стать человеком за то время и в тех обстоятельствах, которые послал тебе Господь. Стать человеком — значит выйти за границы своего эгоизма, своей самости, в пределе научиться состраданию, милосердию и любви.

Э то азы, это то чему должен и может научится любой человек, которого Бог привёл в этот мир. И уж тем более этому должен научится верующий во Христа.

Р азве кто-то из нас этого не знает? Мы все это знаем, но вот верим ли мы в это?

В ерить ведь это не совсем тоже самое, что знать. Я знаю, что завтра будет дождь, но только тогда, когда утром, выходя из дома, я захвачу с собой зонтик, это будет означать, что я в это поверил. Вера, это такое знание, такой опыт, который влияет на меня, определяет мои поступки, слова, мысли.

А вот теперь представьте на минутку, что было бы с нашим миром, если бы мы, христиане, верили в то, что мы так хорошо знаем, что является аксиомами нашей веры? Если бы, выходя утром из дома, мы помнили о Страшном суде и о том, за что нам предстоит там отвечать. Как прекрасен был бы наш мир.

Евангелие от Матфея (глава 25 стихи 31 — 46)

Церковнославянский Синодальный
25:31 Егда же прiидетъ Сынъ человѣческiй въ славѣ сво­ей и вси святiи ангели съ нимъ, тогда сядетъ на престолѣ славы сво­ея, Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей,
25:32 и соберут­ся предъ нимъ вси языцы: и разлучитъ ихъ другъ от­ друга, якоже пастырь разлучаетъ овцы от­ козлищъ: и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов;
25:33 и поставитъ овцы одесную себе, а козлища ошуюю. и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов — по левую.
25:34 Тогда речетъ Царь сущымъ одесную его: прiидите, благословен­нiи Отца мо­его, наслѣдуйте уготован­ное вамъ цар­ст­вiе от­ сложенiя мiра: Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира:
25:35 взалкахся бо, и дасте ми ясти: воз­жадахся, и напо­исте мя: страненъ бѣхъ, и введосте мене: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня;
25:36 нагъ, и одѣясте мя: боленъ, и посѣтисте мене: въ темницѣ бѣхъ, и прiидосте ко мнѣ. был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
25:37 Тогда от­вѣщаютъ ему праведницы, глаголюще: Господи, когда тя видѣхомъ алчуща, и напитахомъ? или жаждуща, и напо­ихомъ? Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили?
25:38 когда же тя видѣхомъ стран­на, и введохомъ? или нага, и одѣяхомъ? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели?
25:39 когда же тя видѣхомъ боляща, или въ темницѣ, и прiидохомъ къ тебѣ? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе?
25:40 И от­вѣщавъ Царь речетъ имъ: аминь глаголю вамъ, понеже сотвористе единому сихъ братiй мо­ихъ меншихъ, мнѣ сотвористе. И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне.
25:41 Тогда речетъ и сущымъ ошуюю [его]: идите от­ мене, проклятiи, во огнь вѣчный, уготован­ный дiаволу и аггеломъ его: Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его:
25:42 взалкахся бо, и не дасте ми ясти: воз­жадахся, и не напо­исте мене: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня;
25:43 страненъ бѣхъ, и не введосте мене: нагъ, и не одѣясте мене: боленъ и въ темницѣ, и не посѣтисте мене. был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
25:44 Тогда от­вѣщаютъ ему и тiи, глаголюще: Господи, когда тя видѣхомъ алчуща, или жаждуща, или стран­на, или нага, или больна, или въ темницѣ, и не послужихомъ тебѣ? Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе?
25:45 Тогда от­вѣщаетъ имъ, глаголя: аминь глаголю вамъ, понеже не сотвористе единому сихъ меншихъ, ни мнѣ сотвористе. Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне.
25:46 И идутъ сiи въ муку вѣчную, праведницы же въ животъ вѣчный. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Славянское слово «мясопуст» означает прекращение вкушения мяса. В Римско-Католической Церкви этому понятию соответствует хорошо нам знакомое слово «карнавал» (от латинских слов carne и vale, буквально - «прощай, мясо»).

За этим воскресеньем следует Сырная седмица . Она называется так потому, что с этого дня по церковному Уставу не позволяется есть мясо, а только молочные продукты, яйца и рыбу. Смысл этого древнего обычая в том, чтобы постепенно приучать себя отступать от приятных яств и без печали переходить к великопостному воздержанию.

В среду и в пятницу Сырной седмицы вместо Божественной литургии совершается особое богослужение, схожее с великопостным чином. В субботу Сырной седмицы совершается память всех преподобных отцов, в подвиге просиявших.

На этой неделе, начиная с вечера вторника, в определенные моменты богослужения священник выходит из алтаря и, стоя на амвоне лицом к Царским вратам, громко произносит три прошения, сопровождая каждое из них земным поклоном. Это - великопостная «Молитва преподобного Ефрема Сирина». Поднявшись после третьего земного поклона, священник совершает двенадцать поясных (малых) поклонов, каждый со словами «Боже, очисти мя грешного». По окончании их, выпрямившись, громко произносит молитву святого Ефрема полностью, все три прошения одно за другим, без перерыва, и творит еще один земной поклон, после чего уходит в алтарь. Вслед за священником, подражая ему, поклоны со- вершают и все молящиеся в храме.

Молитва Ефрема Сирина

«Господи и Владыко жития моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не дай мне. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.»

Чтением о Страшном суде Церковь напоминает нам о том, что приобщение к «веселию вечному» будет определяться тем, насколько оправданными мы окажемся перед Христом в момент Всеобщего воскресения.

Рассказ о Страшном суде называют притчей, возможно, потому, что он находится в одном ряду с двумя другими повествованиями, которые действительно притчами являются: «о десяти девах» и «о талантах». Но когда мы слышим слова Господа: «Когда придет Сын Человеческий и все святые ангелы с ним…», то должны понимать, что это непосредственное откровение Бога о том, как все будет. Образным является только деление людей на козлищ и овец.

В чем же разница между теми, кто уподоблен овцам, и теми, кого Христос сравнил с козлищами? Первые имеют любовь к Богу, вторые имеют любовь к себе. Как на Суде это проверяется? Отношением к ближнему. Христос не случайно на Суде уравнивает Себя с ближним: что сделали ближнему, сделали Мне.

Как же связаны любовь к Богу и любовь к человеку? Почему ближний - наш «пропуск» в Рай? Еще у ветхозаветных иудеев заповеди о любви к Богу и ближнему, по сути, были неразделимы: «…возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя». Невозможно, любя Бога, не любить ближнего - образ Божий. Бог есть Любовь, и если в человеке к Богу есть ответное чувство, то оно не может замкнуться в себе. Сердце, согретое любовью, способно и стремится согревать и сердца других.

На первых ступенях восхождения к Богу человеку бывает непросто понять, истинно ли он любит Бога и какова эта любовь. Он ходит в храм, исповедуется, причащается. Бог ему помогает, откликается на молитвы. И человеку может показаться, что у него с Богом «все хорошо»: он искренне Господа любит, читая Евангелие или размышляя о Его жизни, сострадает Ему.

Но Христос предлагает человеку предельно простой критерий проверки этой любви: что ты сделал во Имя Мое, когда твой ближний нуждался? На Страшном суде Христос не спрашивает об отношении ближних к нам. Его вопросы как будто очень просты: накормил ли, посетил ли в темнице?.. И наверное, нет человека, который бы хоть раз в жизни не сделал «доброго дела». Однако весь смысл судных вопросов Христа сводится к другому, но самому главному: пожалел ли ты от сердца в своей жизни другого человека? Ведь Богу важно не само «доброе дело», которое человек сделал, раз Бог так велит, а то, насколько сердце наше стало милосердно.

В чем главная проблема отосланных в огонь вечный? Наверняка они, знавшие много о Боге, чтили день воскресный, ходили и в больницы, и в темницы, давали милостыню. Но при этом сердце их осталось холодным, незатронутым болью другого, милосердие как-то обошло его стороной, и потому оно осталось непригодным для блаженной вечности. Но если в огонь вечный пойдут наши близкие, сможем ли мы блаженствовать в Раю? Апостол Павел был готов пожертвовать своим спасением, чтобы спаслись иудеи. Моисей был готов пожертвовать собой, не входить в святую землю, только чтобы был помилован народ израильский. Действительно, какова любовь человека к Богу, такова и его жертвенность ради ближнего.

Что можно сказать о нашем уповании? Все, что за чертой Страшного суда, связано уже с тайной будущего века. Можно только сказать с верой, что Бог, который Сам есть Любовь, в Своем могуществе и силе способен разрешить и драматические рассуждения о том, спасен ли будет мой ближний «из огня вечного». Мы не знаем. Но Бог знает, и мы верим, что если мы переживаем о наших ближних, потому что любим их и желаем им спасения, то тем более Бог, ради нас восшедший на Крест.

Кондак Недели о Страшном суде

Предпоследнее воскресение перед началом Великого поста называется неделя мясопустная и неделя о Страшном Суде.

  • Читайте также

О празднике читателям "Вестей" рассказал настоятель Киево-Печерской Лавры, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Владыка Павел.

Мясопустная неделя-2017

Почему мясопустная? Потому что в этот день перед Великим постом мы заговляемся на мясо и мясопродукты, то есть мы себя подготавливаем к следующей седмице, на молочных продуктах, на рыбе. Поэтому и называется - мясопустная, то есть отпуст, окончание употребления мясных блюд и до Пасхи они не должны появляться перед нашими глазами.

Второе название - это Неделя о Страшном Суде. То, чего мы с вами часто боимся. "И действительно Суд Божий есть не что иное, как проявление абсолютной правды и абсолютной справедливости Божественной любви. Господь был бы несправедлив, если бы исполнял то, что человек сам для себя просил. Человек не может ничего сделать без Божественной воли, а если что и делает наперекор воле Господней, то и должен за это ответить", - пояснил митрополит Павел.

  • Читайте также

Он напомнил, что мы очень часто скрываем правду даже от самих себя. "Мы часто думаем, вот какой я хороший, я столько сделал хороших дел, я помог маме - а ты обязан, я помог человеку перейти через дорогу - это твоя обязанность помогать ближним, еще что-то сделал, но это твой долг, и ты тоже ждешь человеческой помощи в трудные минуты. И человек, который прожил всю свою земную жизнь, должен все же осознать свой грех, свою неправду. В нас больше неправды, чем правды. А как мы любим себе льстить. Как мы любим, когда нас хвалят. Об это свидетельствует Иоанн Златоуст, рассуждая на тему "Правда и высшая справедливость", он говорит поразительные слова, проникнув в самую суть того, что есть суд, он сказал так, что как невозможно убежать от самого себя, так невозможно скрыться от Страшного Суда, потому что Страшный Суд есть Божий Суд, а Бог вложил этот Суд в нашу душу", - подчеркнул Владыка Павел.

  • Читайте также

Страшный суд: как уберечь душу

Икона "Страшный суд с Сотворением мира и историей Адама и Евы". Конец XVIII века

По его словам, мы часто думаем, что Бог не знает, не видит, но Господь Сердцеведец, Он знает не только наши дела, но и наши помышления, насколько мы гадки, что часто мы сами не догадываемся. Поэтому те злодеяния, которые мы делаем, они будут свидетельствовать нам о нашей неправде.

  • Читайте также

"Часто мы думаем: "Я Господу скажу…" Что ты можешь сказать? Если совесть твоя обличит тебя. В беседе с одной сектанткой, я услышал такие слова, что у человека на Страшном Суде будет как бы звезда на голове и будут перечислены все грехи, и она скажет Христу, что не согрешила, потому что не делала того-то… А я спрашиваю: "А Вы не пробовали подумать и осмыслить те слова, которые Вы говорите? Можно не убить на деле, но можно убить словом, было такое?" - "Да, хотела". - "Но ты не каешься ни перед кем. Ты помогла своим родителям?" - "Нет". - "О чем ты будешь говорить и оправдываться перед Богом, разве Он не знает?" Поэтому, дорогие братья и сестры, не нужно себя расслаблять в полном смысле слова", - призвал настоятель Лавры.

Страшный суд: что нас ждет

Картина "Страшный суд". Стефан Лохнер

В Каноне читается: "Идет огненная река, книга разгибается". Какая книга? Книга вечной жизни. И по правую и по левую стороны от Христа будут стоять народы.

По правую те, которые удостоились быть наследниками Царства Небесного, которым Он сказал: "Придете ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я упокою вас. Потому что вы потрудились в земной жизни, вы понесли столько тяжести земной, заботы и злобы, поэтому Я сегодня даю вам радость, и Я буду с вами". Как Он сказал: "Что не буду пить виноградного вина, пока не буду в Царствии Небесном".

А тем, которые будут стоять по левую сторону, наверное, у них будет тоже какая-то печать как у Каина, проклятия, Он скажет: "Уйдите от меня проклятые в огнь вечный, уготованный диаволом и всем поспешникам его". "Кем же он уготован? Богом? Нет. Он уготован диаволом для своих сонаследников. Мы читаем в Евангелии: "У Отца суть обителей много". То есть Отец Небесный подготовил, как земной чадолюбивый отец, обители Царства Небесного для своих духовных чад, а денница, падший ангел, приготовил страдания и муки для своих грешников, для своих сыновей исчадия и дьяволят, иначе не назовешь. Поэтому здесь никто не будет спрашивать, что ты сделал или не сделал, ты будешь сам знать, и совесть твоя будет угрызать, и ты будешь идти туда, куда ты даже не захочешь. Не захочешь мук и страданий, но у тебя не будет выбора, у тебя будет один путь с левой стороны в тот огонь, где вечные муки, он будет, как конвейер, собирать грешников, а их несметное множество", - рассказал митрополит.

Первая, в году, Вселенская родительская суббота приходится на Мясопустную седмицу. В этот день Церковь вспоминает усопших и поминает всех умерших от времен Адама. Служба в эту субботу так и называется:

«Память совершаемая всех от века усопших православных христиан, отец и братии наших».

Всецерковное поминовение во вселенскую родительскую субботу (и в другие поминальные дни) напоминает нам о необходимости спасения всех людей — живые молятся за умерших братий и сестер. Мы своей заботой о них служим во спасение их душ, этим же поминовением мы помогаем и самим себе. Ведь мы все – братья и сестры, живем в одном мире, в одной Церкви, у нас один Отец.

Почившие люди, за которых мы молимся – мертвы, но мертвы только их тела, а не души. Души живые, а значит, время для покаяния у них еще есть.
И у всех нас, живых и мертвых, есть еще время до Страшного Суда, но правда никто не знает, хватит ли его для покаяния. Своими усердными молитвами мы можем помочь усопшим разбудить себя и успеть покаяться. Чудеса случаются и с нами, ведь молитвы потихоньку действуют на нас, мы сами незаметно очищаемся от зла и начинаем любить людей.

На поминальной трапезе существует одно обязательное блюдо – кутия.
Кутия или коливо — это сваренная пшеница, смешанная с мёдом. Это блюдо символизирует Воскресение умершего.
Для того, чтобы зерно дало колос, оно сначала должно истлеть. Также и тело человека сначала истлевает, чтобы потом восстать для Будущей жизни. (1 Кор. 15, 36-38; Ин. 12, 24). Мёд означает сладость благ в будущей жизни.

Приготовление кутии: необходимо замочить зерно пшеницы (можно рис или не дробленую перловую крупу), а потом сварить из него кашу, чтобы каждое зернышко было по отдельности. В кашу следует добавить наполнитель, обычно это мед и изюм. Также можно добавлять сухофрукты, но сначала их надо распарить и измельчить, а еще орехи, семечки, мак, фрукты, все зависит от вашего вкуса. Вместо меда можно добавить сахарный сироп. Все ингредиенты надо перемешать, положить в миску и отнести в Церковь на панихиду и там кутию освятить.

НЕДЕЛЯ МЯСОПУСТНАЯ

Неделя – это старинное название воскресения. Произошло оно от соединения слов “не” и “делать”, в этот день люди отдыхали и ничего не делали.
Последний день мясопустной седмицы – мясопустная неделя (воскресенье). В этот день перед , еще можно по Уставу употреблять в пищу мясные продукты. Мы последний раз едим мясо и «отпускаем» его. Отсюда и название — «мясопустная».
Но на следующий день строгий пост еще не начинается, всю следующую седмицу в пищу можно употреблять сыры и молочные продукты — начинается Сыропустная седмица, Масленица.

Таким образом, осуществляется постепенная подготовка человека к самому строгому Великому посту, даже в мясопустную седмицу, по средам и пятницам мясо есть уже нельзя, поэтому эту седмицу в народе раньше называли «пестрой».
По приметам, в «пеструю» седмицу нельзя было играть свадьбы, в это время начинают готовиться к Масленице, делают уборки в домах, приглашают гостей.

НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ

В мясопустную неделю (воскресенье) вспоминается Страшный суд (Мф. 25:31-46). Церковь напоминает людям об их грехах, о том, что для спасения наших душ нельзя быть беспечными, нельзя забывать, что в деле спасения нужно уповать на милость Божию. Неотвратимость наступления Страшного Суда подтвердил и Сам Спаситель:

«Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения» (Ин 5:28-29).

Все умершие люди оживут, каждый предстанет перед Господом, и обязательно ответит за свои дела, которые он совершал в течение своей земной жизни.
Если добрых дел будет больше – душу этого человека ждет слава и жизнь блаженная, а если злые – вечное осуждение.

Первое пришествие Господа на Землю прошло очень скромно. Он Своим примером показал нам то, какими должны быть люди – смиренными, кроткими и добрыми. Именно поэтому, Спаситель позволил Себя распять, чтобы никто во время Второго Пришествия, на Страшном Суде, не смог упрекнуть Господа в несправедливости и предвзятом к нему отношении.
Для каждого из людей этот день и на самом деле страшный, нет людей без грехов. Все тайные, невидимые поступки и желания станут явными, и нам не на кого будет надеяться, все получат по делам своим.

Во время Страшного Суда никто не спросит о том, как мы молились, как постились, какие книги духовные читали, как часто и искренне исповедовались и т.д. Все это будет совершенно неважно, по сравнению с тем, какими мы были людьми по отношению к окружающим нас людям.

Евангелие от Матфея, гл. 25, 31-46

Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы; и отделит одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира: ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне.
Тогда праведники скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? когда мы видели Тебя больным, или в темнице, и пришли к Тебе? И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне. Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его: ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня.
Тогда и они скажут Ему в ответ: Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не послужили Тебе? Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.