Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Проповедь в пятницу Светлой Седмицы. Митрополит Киевский Владимир (Сабодан). Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Троице-Сергиевой лавре

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Христос воскресе, дорогие братья и сестры! Ныне празднова­ние Воскресения Христова соединяет Святая Церковь с праздно­ванием в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Это название обращает нашу мысль прежде всего к Самому Богу, как Источнику жизни, давшему жизнь всему на земле и на небе. «Меня, источник воды живой, оставили и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды» , - говорит Господь устами Своего пророка.

Христос, Сын Божий, имея жизнь в Себе Самом, как и Отец, приблизил снова к людям Источник жизни . Это было Слово жиз­ни, полное благодати и истины , давшее людям благодать на бла­годать , из всего существа Своего источавшее благодать, как пото­ки воды живой, излучавшее свет жизни, распространявшее повсюду благоухание ее.

Изливались струи Божественной жизни из уст Христовых, как сказал Он Сам о том, обещая в беседе с самарянкой дать ей воду живую ; изливались те же струи через бесчисленные благодеяния Христовы, оживлявшие души и тела людей, изливались через рож­дение водою и духом , когда сбывалось сказанное Христом: «Как Отец, воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет» .

Однако, хотя человек во Христе приблизился лицом к лицу к Са­мому Божеству, Источнику жизни, приближение это у многих лишь внешнее, устами, а не сердцем , из которого источники жизни .

Пока не соединится этот источник жизни в человеке с Источни­ком жизни Божественной, человек остается духовно мертв. Но что­бы соединился человек с Богом сердцем, необходимо изгнать из него мертвящее душу себялюбие, препятствующее вхождению в нее Бо­жественной любви, которая есть жизнь Божественная, «вода жиз­ни». Для умерщвления себялюбия в сердцах людей, которые сами на это были не способны, не пощадил Своей жизни Сам Сын Бо­жий, соединяясь с Которым, как ветви с лозой , люди могут уме­реть в Нем для греховного себялюбия. Нужно было, чтобы «ветхий наш человек» (т. е. наше себялюбие) был распят на кресте вместе с Сыном Божиим, чтобы через смерть Его умертвились в нас страс­ти наши. Но так как Он умер лишь для того, чтобы дать людям жизнь, то гроб Его и сделался истинным «живоносным источни­ком». Об этом поем мы в дни Святой Пасхи: «Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник из гроба одождивша Христа...», т.е. будем пить питие новое, из­водимое чудесно не из камня бесплодного, но из источающего ис­точник нетления гроба Христова. И этот Источник жизни извел из Себя много других живоносных источников. Первый из них - Пречистая Богоматерь. Она - «Матерь Жизни», родившая Хрис­та - Источника жизни. Она - Живоносный Источник, потому что через молитвенное Ее ходатайство о людях Бог дарует жизнь многим душам погибающим. Помогая Своими молитвами множеству людей погибающих обрести жизнь вечную, Божия Матерь открыла людям, как потоки воды живой, источник Своих чудесных, оживля­ющих душу и тело милостей.

Так живоносным источником Своих благодеяний сделала Она с древних времен посвященный Ей источник близ Константинополя. Постепенно этот источник в роще затянуло тиной и место, где он находился, заросло кустарником. В V веке случилось проходить там воину Льву Маркеллу. Он встретил там слепца, сбившегося с пути и изнемогающего от жажды. Лев отвел слепого под тень деревьев, а сам отправился искать воду. Неожиданно он услышал голос, что вода близ. Когда Лев продолжал искать воду в гуще деревьев, он снова услышал голос, который направил его под сень рощи и пове­лел почерпнуть той воды, напоить слепца, илом же этой воды испол­нить его глаза. Воин внял велению и сделал так, как было сказано.

И совершилось чудо - слепой исцелился и отправился в путь без провожатого. И тогда Лев понял, Кто Сия, с древнего времени обитающая на сем месте.

Став, согласно предречению Божией Матери, византийским ца­рем, Лев очистил и устроил источник, назвал его Живоносным и по­строил при нем храм в честь Божией Матери. Воспоминание об этом событии и празднуем мы сегодня.

Впоследствии царь Юстиниан, по особому откровению во сне и наяву, получил повеление искать исцеление от тяжкой болезни у воды Живоносного источника Божией Матери. Он исцелился там и создал новый храм, который потом снова перестраивался.

Много исцелений совершалось от Живоносного источника. Вы­здоравливали больные раком, чахоткой, водянкой, оспой... Один житель города Солунь, желавший посетить Живоносный источник, на пути умер, а перед смертью завещал спутникам прежде погребе­ния вылить на него три ковша воды из источника. Когда это сде­лали, мертвый ожил и посвятил остальную жизнь Богу. У одного рабочего при строительстве храма у источника тяжелой мраморной плитой была придавлена нога и к удивлению всех оказалась целой, а каменотес, упавший со значительной высоты на каменную лест­ницу, также встал невредимым. При разрушении этого храма мно­жество людей, бывших в нем, безопасно вышли, и тогда лишь храм пал. И еще много чудесных милостей изливала Матерь Божия через Свой Живоносный источник, Сама будучи таким Источником.

Не забудем и мы о «Живоносном Источнике», который всегда близ нас. Да не покрывается память о нем тиной забвения и житей­ских страстей! «От многих моих грехов немощствует тело», - гово­рится в церковной песни. Усиленно тогда прибегайте к Надежде не­надежных, взывая: «Ты ми помози... Приими моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к Рождшемуся от Тебе» .

Как часто погибает душа наша и близких нам людей от неверия, пороков, страстей, а дерзновения молитвы у нас нет. К кому же при­бегнуть, как не к Той, Которая явила Себя Живоносным Источ­ником?

Впали ли мы или близкие нам в тяжкие недуги, почувствовали опасность приближающейся смерти, - где опять искать помощи, как не у Живоносного Источника? Ведь усиленные моления к Божией Матери нередко помогали и тем, кого врачи земные отказались лечить. Аминь.

Архимандрит Илия (Рейзмир). Проповеди. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра.

ПРИМЕЧАНИЯ

Иер. 2, 13.

См.: Ин. 5, 26.

Ин. 1, 14.

Ин. 1, 16.

Ин. 4, 10.

См.: Ин. 3, 5.

Ин. 5, 21.

Мф. 15, 8.

Притч. 4, 23.

См.: Ин. 15, 1-9.

Канон Святой Пасхи, глас 1, песнь 3, ирмос.

Канон молебный ко Пресвятой Богородице. Стихиры по 9-й песни, глас 2.


13 Апреля 2018

В пятницу Светлой седмицы празднуется день иконы Божией Матери Живоносный Источник. Появление этой иконы связано с чудесным событием исцеления Богоматерью слепца, в середине V века у источника недалеко от Константинополя.

Воин Лев, ставший впоследствии императором (455- 473), в роще, посвященной Пресвятой Богородице встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос Пресвятой богородицы, которая указала ему на источник и велела приложить тину из тех вод на глаза слепцу. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм - свидетельство о чудесной силе источника.

После падения Константинополя храм был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834-1835 гг.

В память этого чуда в день Иконы Божией Матери Живоносный источник совершается малое освящение воды - оно происходит в течение года неоднократно, великое освящение воды совершается только в праздник Крещения (Богоявления)

Иконографически образ Божией Матери Живоносный Источник восходит к византийским изображением типа Владычица Победодательница, который в свою очередь восходит к изображению типа Знамение. Первоначально икона Живоносный Источник передавалась в списках без изображения источника, позднее в композицию была включена чаша (фиала), а после - также и водоем и фонтан.

На Светлой Седмице богослужение наполнено радостными пасхальными песнопениями, отменяется пост в среду и пятницу, вся Литургия служится с открытыми Царскими вратами и после каждой литургии совершается крестный ход.

В этот же день на Литургии читается Евангелие об изгании торгующих из храма.

Изгнание торгующих из храма

Архиеп. Аверкий (Таушев)

Описываемое в начале Евангелия от Иоанна изгнание торгующих из храма отличается от подобного же события, о котором повествуют три первые Евангелиста. Первое изгнание произошло в начале общественного служения Господа, а последнее (поскольку, на самом деле, их могло быть и несколько) в самом конце Его общественного служения, перед четвертой Пасхой.

Из Капернаума, как видно дальше, Господь в сопровождении Своих учеников пошел в Иерусалим, но уже не просто по обязанности перед законом, а чтобы творить волю Пославшего Его, чтобы продолжать начатое в Галилее дело Мессианского служения. На празднике Пасхи в Иерусалиме собиралось до двух миллионов евреев, которые были обязаны заклать пасхальных агнцев и принести в храм жертвы Богу. По свидетельству Иосифа Флавия, в 63-м году по Р.Х. в день еврейской Пасхи было отдано на заклание священниками 256 500 пасхальных агнцев, не считая мелкого скота и птиц. С целью наибольшего удобства продажи всего этого множества животных, евреи превратили так называемый "двор язычников" в базарную площадь: согнали туда жертвенный скот, поставили клетки с птицами, устроили лавки для продажи всего необходимого при жертвоприношениях и открыли разменные кассы. В обращении в то время были римские монеты, а закон требовал, чтобы подати в храм уплачивались еврейскими циклями. Приходившим на Пасху евреям приходилось менять свои деньги, и размен этот приносил большой доход меновщикам. Стремясь к наживе, евреи торговали в храмовом дворе и другими предметами, не имевшими никакого отношения к жертвоприношению, например, волами. Сами первосвященники занимались разведением голубей для продажи их по высоким ценам.

Господь, сделав бич из веревок, которыми, вероятно, привязывали животных, выгнал из храма овец и волов, рассыпал деньги меновщиков, столы их опрокинул, и, подойдя к продавцам голубей, сказал: "Возьмите это отсюда, и дома Отца Моего не делайте домом торговли". Таким образом, называя Бога Своим Отцом, Иисус впервые всенародно объявил Себя Сыном Божьим. Никто не осмелился сопротивляться Божественной власти, с которой Он творил это, так как, очевидно, свидетельство Иоанна о Нем, как о Мессии, уже дошло до Иерусалима, да, видно, и совесть у продавцов заговорила. Только когда дошел Он до голубей, затронув тем самым интересы самих первосвященников, Ему заметили: "Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать?" На это Господь ответил: "Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его". Причем, как поясняет далее Евангелист, Христос имел в виду "храм Тела Своего", то есть этим Он хотел сказать иудеям: Вы просите знамения, - оно будет дано вам, но не теперь: когда вы разрушите храм Тела Моего, Я в три дня воздвигну его, и это послужит вам знамением той власти, которой Я творю это.

Первосвященники не поняли, что этими словами Иисус предсказал Свою смерть, разрушение тела Своего и Свое воскресение из мертвых на третий день. Они поняли Его слова буквально, отнеся их к Иерусалимскому храму, и старались восстановить против Него народ.

Между тем греческий глагол "эгэро", переведенный славянским "воздвигну", означает собственно "разбужу", и этот глагол никак нельзя отнести к разрушению здания, он гораздо больше подходит к понятию тела, погруженного в сон. Естественно, Господь говорил о Своем Теле как о храме, ибо в нем вместилось Его Божество; и находясь в храме-здании, Господу Иисусу Христу особенно естественно было говорить о Своем Теле, как о храме. И каждый раз, когда фарисеи требовали от Господа какого-нибудь знамения, Он отвечал, что не будет им никакого другого знамения кроме того, которое Он называл знамением Ионы-пророка - восстания после трехдневного погребения. В виду этого, слова Господа, обращенные к иудеям, можно понимать так: не довольно ли с вас осквернять рукотворный дом Отца Моего, делая его домом торговли? Ваша злоба ведет вас к тому, чтобы распять и умертвить тело Мое; совершите же это, и тогда вы увидите такое знамение, которое поразит ужасом всех врагов моих, - умерщвленное и погребенное тело Мое воздвигну Я в три дня.

Иудеи, однако, ухватились за внешний смысл слов Христа и попытались сделать их нелепыми и неисполнимыми. Они указывали на то, что храм этот, гордость иудеев, строился 46 лет, и как же можно восстановить его в три дня? Речь здесь идет о возобновлении строительства храма Иродом. Строительство храма, было начато в 734-м году от основания Рима, то есть за 15 лет до Рождества Христова, а 46-й год приходится на 780-й год от о. Р., то есть на год первой евангельской Пасхи. Даже сами ученики Господа поняли смысл слов Его лишь тогда, когда Господь воскрес из мертвых и "отверз им ум к разумению писания".

Далее Евангелист говорит, что в продолжении праздника Пасхи Господь творил чудеса, видя которые, многие уверовали в Него, но "Сам Иисус не вверял Себя им", то есть не полагался на них, на их веру, поскольку вера, основанная на одних чудесах, не согретая любовью к Христу, не может считаться прочной. Господь "знал всех" как всемогущий Бог, "знал, что в человеке" - что сокрыто в глубине души каждого, а потому не доверял словам тех, кто, видя Его чудо, исповедовал Ему свою веру.

Пятница Светлой седмицы. О торгующих в храме

Проповедь священника Михаила Немнонова

Почти все люди, в том числе и неверующие, знают, что Христос выгнал торговцев из храма. В Евангелии от Иоанна говорится, что приближалась Пасха Иудейская, и Иисус пришел в Иерусалим и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И тогда, сделав бич из веревок, Он выгнал из храма всех продающих, а также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. И сказал продающим голубей (а между прочим, голуби были сам мелким товаром из всего, что там продавали): возьмите это отсюда и дома Отца Моего не делайте домом торговли. При сем, - говорит евангелист Иоанн, - ученики Его вспомнили, что написано о Христе в ветхозаветных Писаниях: ревность по доме Твоем снедает Меня.

Никто не отменял буквального смысла слов Спасителя: дома Отца Моего не делайте домом торговли. Но только их смысл, как всегда, несколько шире буквального. Не только о том идет речь, чтобы мы не устраивали в храме пункт обмена валюты и не пускали сюда за плату торговцев куличами и яйцами. И не только о тех здесь говорится, кто имеет доступ к доходам храма.

Любая торговля - это извлечение прибыли для земной жизни. Если мы озабочены прибылью для Царствия Божьего, никто не назовет это торговлей. Хотя, справедливости ради нужно заметить, что торговля и духовная жизнь имеют между собой много общего. Христос сравнивает людей, хорошо Ему послуживших, с теми, кто умножил серебро, данное им их Господином. И преподобный Серафим Саровский в беседе о цели христианской жизни сравнивает стяжание благодати Божией с торговлей, предлагая выбирать для себя те дела, которые больше дают благодати. Но это - прибыль для Царствия Божьего, а не ради телесных удобств и даже не ради душевного удовлетворения.

Когда мы во время молитвы продаем и покупаем, ломаем и строим, мстим обидчикам и обличаем их - это торговля, и причем именно в храме. Какие бы житейские вопросы мы не решали, как бы важны и благовидны они не были, делая это вместо того, чтобы иметь ум обращенным к Богу, мы торгуем в храме, как те продавцы скота и меновщики денег. В свое время царь Иван грозный, еще будучи молодым, строил новую резиденцию на Воробьевых горах. Однажды он возвращался с богослужения и встретил блаженного Василия, и говорит ему: "Что-то не видел я тебя в храме". Святой Василий ему ответил: "Это я тебя не видел в храме; ты был в своем новом дворце на Воробьевых горах". То же было и с блаженной Матроной в ее детстве: когда ее мать вернулась из храма, а отец оставался дома, она сказала матери: "Ты не была в храме, ты была дома. А вот отец был в храме".

Без торговли и жизнь невозможна, но только всему свое время и место. В храме ей вовсе не место. Причем неверный в малом и во многом неверен. Откажется ли человек, торгующий во время молитвы мысленно, от того, чтобы при благоприятной возможности торговать в храме и самим делом? Ну, а внутри нас интересы житейские должны быть на втором месте после духовных. В противном случае мы сами себя наказываем и лишаем участия в Царствии Божьем, не дожидаясь, когда нас из него выгонят.

Когда Христос прекратил торговлю в храме, прогнав всех торгующих, Иудеи спросили: каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? И Он сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. Сперва иудеи не поняли, о чем идет речь, но евангелист уточняет, что Он говорил о храме тела Своего, и когда воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили, что Он говорил это.

Тело Христово - это вся Церковь, потому что в ней присутствует Его Дух - во всех вместе и в каждом в отдельности. Не только в Крещении Он в нас действует - мы должны быть причастны Духу Христову и самой жизнью. Храм, из которого нам предстоит изгонять торгующих - это мы сами. Чтобы их в нас не было, постараемся сделать так, чтобы наше сердце было всегда обращено к Богу, а во время молитвы прибавим к этому и все внимание, на которое только способны. Аминь.

http://www.pravmir.ru/article_1027.html

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Проповедь в пятницу Светлой Седмицы
Митрополит Киевский Владимир (Сабодан)

Х ристос воскресе! Всего несколько дней назад святая Церковь звала нас с вами, братья и сестры, на Голгофу, где страдал и распинался Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего мира. Мы созерцали Его муки, слышали, как надругались над Его святой невинностью. Видели мы там и Святую Деву, горце уязвляемую страданиями возлюбленного Сына.

И многие из нас страдали Ее страданием, печалились Ее печалью. А затем слышен был Его сладчайший глас: "Не рыдай Мене, Мати, зряще во гробе, восстану бо и прославлюся". Прошло время, и печаль сменилась радостью и для Божией Матери и для нас, и вот уже в нынешние дни мы слышим радостную весть Ангела: "Чистая Дево, радуйся: Твой Сын воскресе тридневен от гроба, мертвыя воздвигнувый, людие веселитеся!" .

Сегодня мы собрались в храме Богородицы, чтобы исполнить призыв Ангела, чтобы веселиться и радоваться о Ее воскресшем Сыне. И, конечно, Пресвятая Дева сейчас с нами и радуется, и молится Богу. Она так любит нас! За великое множество Божественной любви и милости, которые Она источает миру, святая Церковь называет Ее ныне "Живоносным Источником". Как естественный источник источает воду, омывающую человека, утоляющую его жажду и напояющую жаждущую землю, так и Пресвятая Дева источила миру Воду Живую-Христа Спасителя, Который омыл нашу скверну и утолил жажду всей земли и всего человечества, изнывающих под тяжестью греха, проклятия и смерти. Она послужила великому делу нашего спасения: из Нее воссияло Солнце Правды, дающее нам дыхание, жизнь и все. Вместе с Нею мы оплакивали "еже прежде солнца Солнце праведное, зашедшее во гроб иногда" , вместе с Нею и веселимся о восстании Его из гроба.

Прославим же ныне Царицу Небесную. Попросим у Нее матернего заступления, попросим милостей, которые Она щедро источает всем притекающим к Ней: Пресвятая Богородице, спадоби нас всегда причащаться от Твоего Живоносного Источника, научи нас любить Сына Твоего и творить волю Его, помоги нам навсегда сохранить радость Его Воскресения и приими нас вместе с Ангелом поющих Тебе: "Чистая Дево, радуйся, Твой Сын воскресе тридневен от гроба" , и мы, людие, все веселимся. Аминь.

Икона Божией Матери именуемая «Живоносный Источник».

П оявление этого образа связано с чудесным событием - исцелением Богоматерью слепца, происшедшим в середине V века у источника близ Константинополя. Воин Лев Маркелл, бывший свидетелем этой Богоматерней милости, став впоследствии императором (455- 473), воздвиг на месте источника храм и назвал его «Живоносный Источник», имея в виду чудодейственную силу источника. В дальнейшем этот храм неоднократно перестраивался и благоукрашался. Но после падения Константинополя он был разрушен. И только в 1834-1835 гг. над Живоносным источником вновь был воздвигнут православный храм.

Иконографически образ Божией Матери «Живоносныи Источник» связан с древним византийским изображением типа «Никопея Кириотисса» - «Владычица Победодательница».

Первоначально этот образ «Живоносный Источник» распространялся в списках без изображения источника. Затем в композицию была включена чаша (фиала). В более поздние времена стали изображать на иконе также водоем и фонтан. Образ Божией Матери «Никопеи Кириотиссы» в свою очередь восходит к одному из первоначальных Богородичных изображений - «Знамению».

Одно из древних изображений, напоминающих образ Божией Матери «Живоносный Источник», относится к концу XIII - началу XIV веков. На глиняном блюде, найденном в Крыму, Божия Матерь изображена в чаше в образе Оранты, с воздетыми в молитве руками. Изображение Богоматери «Живоносный Источник» середины XIV века описывает церковный историк Никифор Каллист, составитель службы этой иконе и синаксаря. Он повествует, что в середине фиалы, похожей на крещенскую купель, установленной над источником, была изображена Богоматерь с Младенцем Христом на лоне. Иногда такая икона называется «Живоносная Источница», иногда - «Живоприемный Источник» и даже просто «Источная». Богоматерь есть Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос, Путь, Истина, Сама Жизнь. Изображение «Живоносного Источника», относящееся к 1-й половине XV века, находится на Святой Горе Афон. Здесь, в нарфике придела во имя великомученика Георгия Победоносца в монастыре святого Павла, находится фреска письма Андроника Византийца. Образ Божией Матери с благословляющим Младенцем представлен в широкой фиале. По сторонам читается надпись по-гречески: «Живоносный Источник».

Без сомнения, не без влияния афонской духовности, начиная с XVI столетия в России утверждается обычай, подобный греческому, освящать источники, находящиеся в монастырях и вблизи них, посвящать их Божией Матери и писать иконы Божией Матери, именуемой «Живоноспый Источник». Глубоко почитал этот образ преподобный Серафим Саровский . Всех приходивших к нему он увещевал молиться и искать утешения и исцеления перед этой Богородичной, иконой. В середине прошлого столетия иеросхимонах Иоанникий принес из Константинополя в Саровскую обитель чтимую икону, изображающую Явление Богоматери на Живоносном источнике. В 1873 году в Серафимо-Понетаевском Скорбященском монастыре был устроен великолепный храм в честь иконы «Живоносный Источник». Кроме Саровской обители, известны подобные иконы в храмах многих епархий нашей Церкви.

На Руси иконы типа «Живоносный Источник» представляют собой дальнейшее усложнение композиции. Появляется деревянный кладезь, из которого бьет водная струя, по сторонам его изображаются вселенские святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг людям. На переднем плане изображены одержимые различными недугами.

Представление об источниках, как символе Богоматерней помощи и благодати Божией, достаточно древнее. На многих Богородичных иконах, например «Водительницы», Жировицкой, иконы «Благовещения Божией Матери у кладезя», неизменно присутствует изображение источника. Само название источника потеряло свое прежнее узкое значение. Оно стало употребляться в более широком смысле. Его относят и к самому источнику, у которого была засвидетельствована Богоматерняя милость, и к Богоматери - Первоисточнику Живоносному, и к храму, построенному на месте источника. Соответственно и обновление храма «Живоносного источника», которое воспоминается в светлый пяток, подобно обновлению храма Воскресения в Иерусалиме и освящению храма в честь великомученика Георгия Победоносца в Лидде, тоже вышло за рамки местного события. И каждую икону Богоматери в этом широком смысле можно назвать «Живоносный Источник», имея в виду Богоматеринскую помощь и Ее богатую милость.

Богословское содержание иконы «Живоносный Источник» догматично. Наиболее ярко проявляется оно в службе этой иконе. В каждом молитвословии центральное место занимает идея всемирного заступничества Богоматери, Её неустанного ходатайства перед Божественным Сыном. Ее всесильной и обильной помощи всем нуждающимся. Смысл иконы раскрывается двояко: подчеркивается рождение Пресвятой Девою Жизни Присносущной - Сына Божия во плоти и в отношении Ее к миру - врачевство от всяких недугов.

С древнейших времен весь христианский мир связывал с Богоматерью представление о чудесных исцелениях и помощи в болезнях. И ныне, как и прежде, к Ней припадают, Её молят, «на Нее надеются, Ею хвалятся».

Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник».

То, что композиция иконы «Живоносный Источник» представляет собой совокупность нескольких Богородичных икон, имеет свой глубокий смысл. Можно думать также, что не случайно празднование в честь этого образа совершается в пятницу. Пятница - день Крестных страданий Господа Иисуса Христа. Это день страданий и Самой Божией Матери (вспомним икону «Симеоново проречение»). В этот же день страданиями Христовыми совершалось величайшее спасительное дело Божие о человеке, и весь род человеческий чрез апостола Иоанна был усыновлён Божией Матери (Ин. 19, 26-27). Воскресением же Христовым смерть умертвилась (6-я песнь канона праздника Пасхи) и печаль Матери Божией преложилась в радость (Ин. 16. 20). Эта мысль в отношении к Богоматери особенно ярко выражена в тропаре 8-й песни канона «Живоносному Источнику»: «Вся смерти держава Тебе ради разорися внезапу, о Царице и Госпоже! Ибо Бессмертную Жизнь, и Воду, и Манну Ты источила еси - Царя Христа вовеки!»

Тропарь Иконе Божией Матери «Живоносный источник»

Почерпем, человецы, цельбы душам и телом молитвою, Река бо всем предтечет - Пречистая Царица Богородица, источающи нам чудную воду и измывающи сердец черности, греховныя струпы очищающи, души же освящающи верных Божественною благодатию.

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Троице-Сергиевой лавре

20 апреля 2012 года, в пятницу Светлой седмицы, день праздника иконы Божией Матери «Живоносный Источник», Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры.

По окончании Литургии на площади лавры Святейший Патриарх совершил водосвятный молебен, после которого обратился к верующим со словами проповеди.

Всех вас, дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно приветствую и поздравляю с великим всерадостным праздником Пасхи Христовой, Божией и спасительной. И радуюсь, что Господь дал мне возможность совершить, по сложившейся традиции, в день, когда мы прославляем икону «Живоносный Источник», водосвятный молебен на сей лаврской площади, а пред тем, вместе с братией, - Божественную литургию.

Память о великом цельбоносном источнике, что находится во граде Константинополе, запечатлена не только в традиции церковного иконописания, но и в нашем церковном календаре. На окраине Константинополя, недалеко от крепостной стены, был источник, и люди заметили, что те, кто с молитвой притекает к этому нему и почерпает воду, получает исцеление. В V веке император Лев повелел построить над источником монастырь и назвал сию обитель «Живоносным Источником». Несколько позже в честь этого события в главном храме монастыря была сооружена дивная мозаика, которая изображала Царицу Небесную в пояс, с как бы восседающим на Ее утробе Младенцем и с потоками изливающейся воды.

Именно этот образ, который производил неотразимое впечатление на жителей древнего Константинополя, и положил начало писанию особого изображения Божией Матери, именуемого «Живоносным Источником». Из самой иконы следует, что собственно Живоносным Источником является Господь Иисус Христос. Дева Мария послужила делу Его рождения, воплощению, но из Него изливаются потоки живой воды - той самой воды, о которой Сам Спаситель сказал в беседе с самарянкой у колодца Иакова: «Тот, кто пьет эту воду, не будет жаждать вовек» (Ин. 4:14). И мы знаем, что этой живоносной водой, этим источником являются словеса Божии, запечатленные в проповеди Христа Спасителя на страницах Евангелия.

В Евангелии от Иоанна находим такие слова - Господь, обращаясь к ученикам, говорит: «Вы уже очищены через слово» (Ин. 15:3). Еще не было крестной жертвы и не было Воскресения - так почему были произнесены эти слова «уже очищены через слово»? Потому что слово Божие несет в себе огромную силу. Именно поэтому слово, обращенное в мир, в том числе в мир некрещеный, неверующий, способно произвести в сознании и в душах людей такие преобразования, которые открывают перед ними возможность поверить в Бога, принять Его в свое сердце и начать путь к спасению.

Слово Божие само в себе несет великую благодать, ведь это не человеческая мудрость. Никакая человеческая мудрость не способна коренным образом изменить жизнь человека. А если и меняется жизнь людей под влиянием тех или иных философов или политических деятелей, или под влиянием общественного мнения, то все это происходит в течение короткого промежутка времени, а потом исчезает, будто бы и не было. Ну кто сегодня, кроме специалистов, помнит возвышенные слова древних философов и мыслителей? Кто, кроме историков, знает, к чему призывали политические деятели? Все ушло, потому что человеческие слова скоропреходящи, они не вечны, они временны, они только в какой-то момент могут захватить человека, даже поработить его, но они не способны повлиять на ход человеческой истории. На изгибы истории повлиять способны, на безумие человеческое повлиять способны - мы знаем, как злые слова приводили к войнам, революциям, гражданским столкновениям, как люди теряли человеческий облик, убивали братьев своих, соблазненные этими словами; а потом проходило время - и ни энтузиазма, ни желания не то что умирать за эти слова, но даже вспоминать их.

Слово Божие - живая вода, которая истекает от Самого Бога. Эти слова, западая в душу, никого не оставляют равнодушным. Многие открывают навстречу слову свой разум, свое сердце, покоряют ему свою жизнь; другие, если слово идет вразрез с их привычками, обычаями, особенно греховными страстями, начинают бороться с ним, причем с такой силой, с какой не борются ни с одним человеческим словом. Но все гонения против Христа, все восстания на слово Божие лишь свидетельствуют о том, что это Божественное слово, потому что никогда, ни при каких обстоятельствах и нигде человеческие слова не подвергались такому сопротивлению, как подвергалось ему слово Божие.

В самом деле, верующие люди, обращаясь к людям неверующим, никогда в сердце своем не имеют ненависти. Я не встречался с православными христианами, которые ненавидели бы другого человека только потому, что он не верит в Бога. Сожаление - да, молитва о таком человеке - да, спор по поводу неверия - да, но злобы-то нет. Почему же подымается такая злоба против слова Божия? Почему люди посвящают всю свою жизнь борьбе со словом Божиим - занимаясь этим профессионально, получая зарплату, отдавая этому свою жизнь? Да именно потому, что Божественное слово ранит, разделяет сознание человека и никого не может оставить равнодушным и спокойным.

Именно поэтому Господь сказал: «Я принес меч» (см. Мф. 10:34). Многие в истории неправильно понимали это слово и думали, что надо вооружаться, чтобы защищать Божие слово, и всегда посрамлялись, когда силой человеческой его защищали. Меч означает остроту и силу, способную действительно разделить человека, отделить в нем грех от святости, вооружить его огромной силой, внешним символом которой является меч.

Живоносный источник, живая вода, которую источают Господь Иисус Христос и Посредница Божественного явления в мир Пресвятая Богородица, - сегодня прославляются и Мать, и Сын, прославляется дивный образ Живоносного Источника, прославляется сила слова Божия, а одновременно и сила благодати, которая присутствует в этом слове и присутствует в Церкви через Крест и Воскресение Спасителя.

Вот почему мы в этот день освящаем святую воду - как знамение того, что слово Божие подтверждается благодатью, как знамение того, что слово Божие постоянно укрепляется и поддерживается в сознании людей силой Божественной. И сегодня наша молитва о том, чтобы современники наши открыли свои умы, сердца навстречу этому слову и, воплощая его в жизнь, могли осознать, сколь велика сила Божия, содержащаяся в этом слове. И провозглашая великую весть о Воскресении Спасителя, мы одновременно утверждаем силу слова и силу благодати Божией, которыми и спасается мир.

Христос Воскресе! Воистину Воскресе Христос!

Хотел бы поздравить всю братию Свято-Троицкой Сергиевой лавры во главе с наместником, Преосвященным владыкой архиепископом Феогностом и вручить Вам, владыка, символ Воскресения Спасителя - пасхальное яйцо, которое для всех нас является знаком и символом празднования Святой Пасхи. Хотел бы также поздравить всех учащихся и учащих Московской духовной академии во главе с владыкой архиепископом Евгением, призвать благословение на монашескую братию, на духовную школу, готовящую пастырей, дабы особым образом сила слова Божия преобразовывала жизнь тех, кто вступает и уже вступил на путь служения Христу Спасителя. Всех вас поздравляю с праздником!

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Радуйся, Источниче радости непрестаемыя!

(Кондак праздника)

В чинопоследовании Светлой седмицы служба иконе Матери Божией «Живоносный Источник» предваряется замечательной уставной заметкой: «Поем настоящее последование господина Никифора Каллиста… Не находим в Типиконе такового последования, но установлено оно ради любви Пресвятой Богородицы» (В четверток вечера). Вышнего освященное Божественное Селение — Богородица — подает радость всем, славящим Её Воскресшего Сына».

Синаксарь праздника содержит не только подробное объяснение причин установления праздника, но и список болезней, от которых исцелялись люди, прибегающие к помощи Богоматери: это онкологические заболевания («каркинския страсти»), проказа, чесотка, разного рода кровотечения, «опухоли женские», многие душевные болезни, туберкулез, болезни глазные. С именами конкретных лиц, получивших чудесное исцеление, названы и их недуги — водянка, оспа, язва, «каменозаятие», «птисная немощь», «водозадержание» и многие другие, «яже не возможно есть исчислити».

Почитание образа Божией Матери «Живоносный Источник» связано с существованием целебного источника, находившегося близ Силиврийских ворот за городской стеной Константинополя. Прославление источника и устройство на этом месте монастыря относится к V веку и началось с чудесного исцеления Богоматерью слепца. Первоначальная иконография «Живоносного Источника» остается до конца неизвестной.

Воин Лев, ставший впоследствии императором (455-473), — синаксарь называет его человеком добрым и смиренным, — в роще, посвященной Пресвятой Богородице, встретил слепца, который попросил подать ему воды. Лев долго не мог найти водного источника, как вдруг он услышал голос самой Пресвятой Богородицы, Которая назвала его царем и указала ему на источник, находящийся в лесной чаще. Пречистая Дева велела Льву приложить тину «от сея мутныя воды» к глазам слепца. После этого слепой прозрел, а воин, став императором, дивясь и радуясь о чудесном исцелении, велел очистить источник и воздвиг на его месте храм. Назван был храм — во свидетельство о чудесной силе источника — Живоносный, или Живоприемный Источник. Храм существовал до середины XV в.; после падения Константинополя он был разрушен и воздвигнут вновь только в 1834—1835 гг.

Известно относящееся к Х в. описание чуда обретения источника и исцелений, бывших от него; Никифор Каллист в начале четырнадцатого века собрал все сведения об источнике и дополнил их, в частности, сведениями о том, что чудеса прекратились в годы латинского управления Константинополем (1204-1261) и Лионской унии (1274), заключенной императором Михаилом VIII Палеологом (1259-1282). При императоре Андронике II Палеологе (1282-1328) чудеса возобновились; сохранилось описание пятнадцати чудесных исцелений.

Никифор Каллист упоминает два чудотворных образа Божией Матери. Один из них находился в главном нефе монастырского храма; по-видимому, это было «Благовещение у кладезя». Другой образ находился в крипте, рядом с источником. По преданию, именно от этого образа получила исцеление от бесплодия жена императора Льва VI Мудрого Зоя: «Отмеренный моток шелка, равный по длине образу Богоматери, что справа (от образа) Спасителя нашего в Катапиги (крипте), опоясан был вокруг (ее лона), по милости (Богоматери) она зачала славного императора Константина (VII Багрянородного)» [Шевченко].

Иконографически образ Божией Матери «Живоносный Источник», каким он предстает взорам молящихся в наше время, восходит к византийским изображениям типа Владычица Победодательница, который в свою очередь восходит к изображению типа Знамение. Видимо, ранние списки иконы Богоматери «Живоносный Источник» не имели изображения источника, позднее в композицию была включены чаша (фиала), а затем — также и водоем, и фонтан.

Три древнейших известных нам иконографических типа Богородицы — Знамение, Одигитрия и Умиление — являются в иконографии основными, ведущими. В их основе «лежат целые направления в богословском осмыслении образа Богоматери. Каждый из них представляет нам какой-то один из аспектов Ее служения, Ее роли в спасительной миссии Христа, в истории нашего спасения» [Языкова].

Четвертый тип — его можно условно назвать «Акафистным» — собирательный, к нему можно отнести все те иконографические варианты, которые по тем или иным причинам не вошли в первые три. «Иконографические схемы здесь строятся не по принципу богословского текста, а по принципу иллюстрирования того или иного эпитета, которым Богоматерь величается в Акафисте и других гимнографических произведениях. Основный смысл икон этого типа — прославление Матери Божьей. Сюда следует отнести уже упоминавшиеся изображения Богоматери с Младенцем на престоле. Основной акцент этих изображений — показать Матерь Божью как Царицу Небесную. В таком виде этот образ вошел в византийскую иконографию — особенно часто такие композиции помещали в конху [Языкова].

В иконах этого типа центральная часть — один из основных иконографических типов — снабжается дополнительными элементами. Иконографическая схема «Неопалимой Купины» состоит из изображения Богоматери Знамения или Одигитрии, окруженной символическими фигурами славы и сил небесных (аналогично тому, как образ небесной славы изображен в иконографии «Спас в силах»). Иконографическая схема иконы «Богоматерь — Живоносный Источник» включает в себя изображение Богородицы с Младенцем, восседающих на троне. Сам трон имеет вид некоего подобия купели внутри водоема, а вокруг предстоят ангелы и люди, пришедшие напиться от этого источника [Языкова].

В византийской иконографии XII столетия отдельные элементы и детали буквально воспроизводят образы, почерпнутые из богослужебных текстов и раскрывающие их смысл. Обычно это разного рода ветхозаветные аллегории и гимнографические эпитеты — более всего их мы находим в Акафисте Богородице [Лившиц, Этингоф].

Одно из древнейших сохранившихся изображений «Живоносного Источника», где Богородица (иконографический тип Знамение) изображена с предстоящими праведными Иоакимом и Анной, — фреска церкви Богородицы Одигитрии монастыря Вронтохион в Мистре, — относится к тому времени, когда составлял свое описание Никифор Каллист -1322 г.

На Синайской иконе Благовещения Пресвятой Богородице (конец XII века) есть такой элемент, как река с птицами и рыбами, — это, несомненно, тоже иллюстрация такого эпитета, как «Животворящий Источник» . У Никифора Каллиста есть описание одного, не упоминаемого ранее, мозаичного изображения в крипте, к иконографии которого, очевидно, восходят известные в настоящее время изводы иконы «Живоносный Источник»: «На картине, которая была в центре свода, где потолок храма, художник своими собственными руками изобразил в совершенстве Живоносный Источник, Который исторгает наружу из своего лона Прекраснейшего и Предвечного Младенца под видом прозрачной и жаждоутоляющей воды, живой и брызжущей… Когда задвижка, что напротив образа, поднимается, дабы остановить поток воды, и тень отражается в воде, то каждый может видеть, как в зеркале, Саму Богородицу, плывущую по живительной воде, озаренную сверхъестественным сиянием. И всякий мог дивиться, что же более правдоподобно, был ли этот образ наверху извлечен из воды, непостижимо вознесшийся к солнцу и сохраненный на потолке, или образ сверху проникает в воду, отражаясь как в зеркале» [Шевченко].

Вероятно, описанная Никифором Каллистом мозаика в центре свода крипты (в своде мраморного кивория над источником) была создана в период восстановления храма после XI в., вероятнее всего, при императоре Андронике II в. связи с возобновлением чудес [Шевченко, Тэлбот].

По мере усвоения эпитета «Живоносный Источник» Богородице [Кондаков], он становится связанным с этой иконографией, в основе которой — изображение Богоматери с Младенцем на лоне. Каким именно было изображение Богородицы в крипте, неизвестно. Сохранившиеся памятники представляют два широко распространенных в Византии типа изображения: это образ Богоматери Оранты с воздетыми в молении руками, Младенец в медальоне или без него (в русской традиции тип «Воплощение — Знамение») и образы Кириотиссы или Никопеи — Богородица держит перед Собой медальон с Младенцем Христом или Самого Младенца [Шевченко].

Самые ранние сохранившиеся изображения «Живоносного Источника», известные с XIV в., представляют Богоматерь в типе Оранты с благословляющим Младенцем на лоне [Шевченко]. В XIV в. византийским мастером была создана роспись церкви Успения Пресвятой Богородицы на Волотовом поле в Великом Новгороде (1363 или после 1380), где композиция была изображена на западной стене, над входом в храм. Впоследствии большее распространение получил извод, где Богоматерь в фиале изображена держащей обеими руками Младенца Христа (роспись сер. XVI в. в приделе вмч. Георгия Победоносца в монастыре св. Павла на Афоне) [Шевченко].

На Руси композиций на тему «Живоносного Источника» древнее XVII в. не известно. [Антонова, Мнева]. В Сийском иконописном подлиннике приводится рисунок с изображением Живоносного Источника с надписью: «Празднуется сей в пяток Светлыя недели празднику Живоносного Источника; а в новых Триодях написан синаксарь, лист 700» [Покровский].

В XVII в. сюжет был весьма популярен у иконописцев Оружейной палаты, которые создали развитую иконографическую схему (иконы конца XVII в.; конца XVII — начала XVIII вв. находятся в Третьяковской галерее). Представляют интерес объяснительные надписи следующего содержания: «Царь Лев хром и умывся от воды»; «Устиниан царь греческий исцелился от воды»; «Царица Елена неплодна роди сына Константина»; «Иоанна Патриарха от глуховения (глухоты) избави»; «Иеромонаха Марка от пухновения избави». А вот объяснение изображения стоящего у водоема царя Льва, который привел к источнику слепца: «Обрете царь Лев слепого и показа ему источник». Композиции многофигурные, с изображением множества жаждущих исцеления людей [Антонова, Мнева].

На многих иконах встречаются интересные детали. Так, на иконе из музея имени преподобного Андрея Рублева в клейме «Богоматерь спасает людей во время разрушения храма» Богородица в чаше (тип Оранты с Младенцем) представлена в рост в медальоне (клеймо 9) [Шевченко]. На иконе из Ростовского музея на полях дополнительно изображены 13 медальонов, в которых представлены Господь Саваоф (в центре верхнего поля) и 12 апостолов (на боковых полях). На иконе начала XVIII века из местного ряда иконостаса церкви Михаила Архангела в дворцовом селе Бронничи (ныне город Бронницы Московской обл.; икона в Рублевском музее), работы Кирилла Уланова и Тихона Филатьева, совмещены оба извода: Богоматерь с Младенцем в фиале представлена в центре водоема под сводами главного нефа базиликального сооружения [Шевченко].

Для Руси изображение «Живоносного Источника» в росписи волотовской церкви XIV в. осталось единичным примером. Один из первых образцов этой композиции в XVII в. представлен в росписи Иоанно-Богословского придела (диаконника) Благовещенского собора в Сольвычегодске (1600, работа московской артели Федора Савина и Стефана Арефьева; пропись XVIII—XIX вв.). Распространение этого сюжета в иконописи приходится на середину XVII в., после того как в 1654 г., при Патриархе Никоне, в состав русской Цветной Триоди была включена Служба иконе Божией Матери «Живоносный Источник» и Сказание о ней, созданные Никифором Каллистом, а несколькими годами позже в сборнике «Небо Новое» (Львов, 1665) архимандрит Иоанникий (Галятовский) привел рассказ о 16 чудесах в главе «Чуда Пресвятой Богородицы от Источника Ея» [Шевченко].

Сохранившиеся иконы 2-й половины XVII—XVIII вв. свидетельствуют об одновременном существовании двух изводов: Богородица с Младенцем на руках восседает в драгоценном фиале в виде потира, возвышающемся из водоема на фоне традиционного для русской иконы пейзажа в виде горок с лещадками (икона из Рублевского музея); Богородица с Младенцем (благословляет обеими ручками) представлена на престоле под сводами белокаменного храма у самого источника вод (икон конца XVII — начала XVIII вв., ГТГ). Существует вариант этого типа — изображение Богородицы не на престоле, а на облаках, сходящих в воды купели; по сторонам Богородицы — два ангела на облаках. Вокруг водоема, имеющего, как правило, форму квадрифолия, — фигуры людей (цариц и царей, архиереев, монашествующих, простого люда), черпающих и пьющих воду из источника; их изображения связаны со Сказанием, иногда дополнены комментирующими надписями в картушах. Чудеса в клеймах в основном следуют варианту, предложенному в сборнике «Небо Новое», чаще их 16 — по числу описанных, однако чудеса могут идти в разной последовательности, дробиться на несколько клейм, количество которых может достигать 25. Как правило, чудеса даны в следующем порядке (по иконе из Рублевского музея): обретение императором Львом I источника; исцеление слепого водой из источника; построение императором Львом I храма у источника; исцеление императора Юстиниана; исцеление царицы Елены от бесплодия; обновление храма императором Василием I Македонянином, чудеса от источника; исцеление от бесплодия царицы Зои; воскрешение жителя Фессалоники; Богоматерь спасает людей во время разрушения храма; исцеление бесноватых и спасение от темницы водой от источника; исцеление императора Льва Мудрого, его брата Стефана, царицы Феофании и Иерусалимского патриарха Иоанна; исцеление патрикия Тарасия и его матери; исцеление императора Романа и императрицы; исцеление монахов; спасение от царского гнева патрикия и протоспафария; исцеление варягов [Шевченко]

В росписи церкви пророка Божия Илии в Ярославле на южной стене придела в честь Покрова Пресвятой Богородицы (последняя четверть XVII в.) Богородица с Младенцем Христом на левой руке изображена стоящей в рост на зеленовато-голубых облаках, спускающихся с небес в купель, вокруг Нее по границе розового сияния Славы — фигуры семи парящих ангелов, два ангела вверху венчают Богородицу короной, другие касаются Ее одежд, средний ангел справа придерживает обеими руками за локоток Младенца. Композиционно такой тип изображения напоминает образ Богоматери, известный по иконам «Всех скорбящих Радость» московского извода (икона из Спасо-Преображенской церкви на Ордынке; прославилась в 1688). В остальном (образы страждущих у бассейна, огороженного кирпичными стенами) роспись соответствует иконографии известных к тому времени памятников [Шевченко].

Изображения «Живоносного Источника» получили большое распространение на Балканах. Икона, написанная мастером афонского монастыря Зограф для Петропавловской церкви (Мелник, Болгария), содержит все известные сюжеты; особенностью является резная чаша, в которой располагаются Пресвятая Богородица и Богомладенец Христос, благословляющий обеими ручками.

Почти так же богата и чаша в клейме «Живоносный Источник» на иконе работы Семена Спиридонова, но, в отличие от болгарской иконы, Богородица здесь не простирает Свои руки, а придерживает ими Младенца Христа, Который также благословляет двумя руками.

Композиция «Живоносного Источника» была столь популярна, что по ее типу изображали и другие иконы Богоматери — такова, например, икона Богоматери «Неувядаемый Цвет» из греческого триптиха середины XVIII века.

Составители сборников чудотворных Богородичных икон в XIX — начале XX вв. отмечали большое количество почитаемых в XVIII—XIX вв. в России образов «Живоносного Источника». В числе почитаемых — икона из Саровской пустыни (принесена основателем иеросхимонахом Иоанном в начале XVIII в., к ней направлял страждущих преподобный Серафим Саровский) и икона из Новодевичьего монастыря в Москве [Шевченко].

Матерь Божия, источающая воду благодатнейшую недугующим многоразлично, в дни Пасхальной радости собирала в храмах множество людей — не только нуждающихся в исцелении, но и тех, кто премудрости не ведал. Как первых, так и вторых и в наше время немало.

Протоиерей Николай Погребняк

Библиография:

Антонова В.И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII вв. (Гос. Третьяковская галерея). Т. 1-2. М., 1963.
Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Т. 1-2. Пг., 1914-1915.
Лазарев В. Н. История византийской живописи. Т. 1-2. М., 1986.
Лившиц Л.И., Сарабьянов В.Д., Царевская Т. Ю. Монументальная живопись Великого Новгорода. Конец XI — первая четверть XII века. СПб., 2004.
Масленицын С. И. Писал Семен Спиридонов. М., 1980.
Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. Вып. 1. СПб., 1895.
Шевченко Э.В. «Живоносный Источник». — Православная энциклопедия. Т. 19. М., 2008.
Этингоф О. Е. Образ Богоматери. Очерки византийской иконографии XI-XIII веков. М., 2000.
Языкова И. К. Богословие иконы. М., 1995.
Mouriki D. Icons from the 12th to the 15th century. // Sinai. Treasures of the Monastery of Saint Catherine. Athens, 1990.
Чудотворные образы в Константинопольском храме «Живоносного Источника» // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси / Сост. Лидов А.М. М., 1996.