Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Основные реформы перестройки таблица. Перестройка — Реформы Горбачева

Реформа началась с разного рода политических и организационных мер, принятых на пленуме ЦК партии в январе 1987 г.: альтернативные выборы; тайное голосование при избрании ответственных партийных работников; выборы кандидатов на самом предприятии; введение новых форм и механизмов участия трудящихся в управлении предприятиями 6 .

28 июня -1 июля 1988 г. состоялась Всесоюзная конференция КПСС, которая положила начало конституционным реформам в стране. Здесь развернулась борьба мнений сторонников и противников "перестройки" по вопросу о задачах развития страны.

Был учреждён новый орган власти - Съезд народных депутатов СССР, из числа его участников избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. В конце 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 г. I Съезд народных депутатов (1998 г.) сформировал Верховный Совет СССР, его председателем был избран М.С. Горбачев.

Первый Съезд народных депутатов СССР завершился разделением сторонников перестройки на умеренных во главе с Горбачевым и радикалов, объединившихся в Межрегиональную группу народных депутатов, т.е. появилась оппозиция. Был избран координационный комитет группы и пять сопредседателей, ведущую роль, среди которых играли А. Д. Сахаров и Б. Н. Ельцин. Горбачев перестал быть единоличным лидером реформаторского процесса, у него появились конкуренты. Началась борьба за власть.

Гласность и многопартийность

Все эти перемены происходили в атмосфере демократизации общественной жизни, чему способствовали выработка и принятие ряда законов с целью учреждения "правового государства" и расцвет многочисленных "неформальных объединений" .

В результате подъема политической активности народа происходит рост нетрадиционных, неформальных групп, организаций и движений. В 1989 г. в стране насчитывалось уже до 30 тыс. самодеятельных общественных объединений различной направленности.

Реформы во внешней политике

Годы "перестройки" стали временем позитивных перемен во внешней политике СССР. За несколько лет М.С.Горбачев завоевал огромный личный авторитет на международной арене, как на встречах "в верхах" с руководителями иностранных государств, так и во время пресс-конференций, которые позволили ему проявить свой несомненный талант общения и способности представлять новый облик Советского Союза. 8

Основные идеи нового внешнеполитического курса были сформулированы М.С. в его книге " Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира", вышедшей в 1987 г 9 . Утверждался приоритет общечеловеческих ценностей, их защита и защита мира над разногласиями между мировыми системами социализма и капитализма.

В 1987 г. М. С. Горбачёв и Р. Рейган достигли соглашения о выводе советских войск из Афганистана и о прекращении американской помощи моджахедам, который состоялся 15 февраля 1989 г.

В декабре 1989 г. М. С. Горбачёв встретился с новым президентом США Дж. Бушем на Мальте.

В июле 1990 г. на встрече с канцлером ФРГ Г. Колем М. С. Горбачёв согласился на вхождение единой Германии в НАТО, взамен СССР получил обещание, что на территории ГДР не будут размещаться войска НАТО. В августе того же года была разрушена "берлинская стена", ГДР вошла в состав ФРГ и прекратила своё существование как суверенное государство.

Общим итогом внешнеполитической линии М. С. Горбачева стало окончание "холодной войны".

Экономическая реформа

Гласность подняла на новый уровень недовольство существующим порядком и поощрила самые разнообразные формы протеста против него, происходившие на фоне резкого ухудшения условий жизни и экономического кризиса, Именно этот процесс определял социально-политическую динамику пяти последних лет.

Попытки политических преобразований не привели к улучшению социально-экономической обстановки в стране. Наоборот, по мере углубления "перестройки", в стране нарастал хаос, нарастал дефицит самых необходимых товаров и услуг. Для преодоления этих негативных тенденций была предложена экономическая реформа, суть которой сводилась к введению свободных договорных цен. Высокие договорные цены предприятий-монополистов, за счет которых получались большие прибыли, направлялись, главным образом, на увеличение зарплаты, почти ничего не оставлялось на разработку и освоение достижений науки и техники. Это, в свою очередь, привело к нарушению пропорций роста денежной и товарной массы, к возрастающему дефициту товаров, дезорганизации потребительского рынка. Ситуация в народном хозяйстве не переставала ухудшаться.

Повседневная жизнь в период "перестройки"

Политика реформирования экономики привела к значительным социально-экономическим проблемам. Нарастающие трудности экономического характера неминуемо отразились на сфере потребления, из магазинов стали исчезать элементарные товары 11 . Резко сократилось производство как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции. Оставались нерешенными социальные проблемы. Многообразие форм собственности привело к появлению новых социальных категорий населения. Возникли социальные группы, владеющие средствами производства: члены кооперативов и лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М. С. Горбачевым с лета 1988 г. решилось - не без колебаний - на реформирование закостеневшей политической системы СССР, которую расценило как главное звено «механизма торможения». Подталкивало его к реформам и другое обстоятельство: появление альтернативных вариантов общественных преобразований, а также их «носителей» - новых политических сил, грозивших в дальнейшем взорвать монополию КПСС на власть.

На первом этапе целью политической реформы было укрепление руководящей роли КПСС в обществе через оживление Советов, подмятых в свое время под ее железную пяту, привнесение в советскую систему элементов парламентаризма и разделения властей.

В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законодательной власти - Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989-1990 гг. на альтернативной основе (лишь на союзном уровне треть депутатских мест резервировалась для прямых выдвиженцев самой партии и руководимых ею общественных организаций). Из числа народных депутатов были сформированы постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Вводился новый пост - председателя Совета (от Верховного до районного). Председателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР - Б. Н. Ельцин (май 1990 г.).

Еще раньше (с середины 1987 г.) был провозглашен курс на «гласность», т. е. на контролируемое сверху смягчение цензуры над средствами массовой информации, ликвидацию «спецхранов» в библиотеках, публикацию ранее запрещенных книг и т. п. Однако вскоре выяснилось, что партаппарат, давно утративший свою гибкость и адаптационные возможности, не способен удержать поток свободного слова в русле официально подтвержденного «социалистического выбора».

Политическая реформа нанесла сильнейший удар по партийной номенклатуре: правительственные структуры начали создаваться путем свободных выборов. Значительные полномочия предоставлялись членам местного самоуправления, в результате чего, в 1989 году была отменена 6 ст. Конституции СССР, которая закрепляла доминирующую роль партии в государственном руководстве.

В 1990 году М. Горбачев отменил должность Генерального Секретаря, учредив вместо нее президентство, что говорило о стремлении максимально приблизиться к демократическому устройству Европы. Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

3.Экономическая реформа

Экономические реформы в России (1990-е годы) - экономические реформы, реализованные в 1990-е годы в России. К ним, в частности, относятся либерализация цен, либерализация внешней торговли и приватизация.

Ключевым в стратегии реформ М.С. Горбачева являлось ускорение темпов экономического роста, научно-технического прогресса, увеличение производства средств производства, развитие социальной сферы. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль над качеством продукции (закон о госприемке).

Разработкой реформы занимались известные экономисты (Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, П.Г. Бунин и др.), она осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма.

Проект реформы предусматривал:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

Постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего путем развития кооперативного движения;

Отказ от монополии внешней торговли;

Глубокую интеграцию в мировой рынок;

Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

Однако, несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. В 1988 году были приняты Закон о кооперации иЗакон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 года более 7 млн человек были заняты в кооперативном секторе и еще один миллион - индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация «теневой экономики».

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции по-прежнему включалась в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи.

По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 года было заявлено о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 года на арендных условиях (на основе закона 1989 года об аренде и арендных отношениях) обрабатывалось лишь 2 % земель и содержалось 3 % поголовья скота. В целом в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста сельскохозяйственного производства, чему способствовали дотации и производителя (до 80 %), и потребителя (1/3 российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой справляться не мог. Не были приняты законы о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков.

Экономические реформы в России 1990-х гг. были обусловлены затяжным экономическим кризисом, имевшим место в СССР в последние годы его существования. Падение цен на нефть в условиях неэффективной жесткой государственно-плановой системы экономики и чрезвычайно высоких затрат на оборонный комплекс обусловили нарастание продовольственного и общеэкономического кризиса в стране. К 1990-му г. продовольственный кризис начал вступать в острую фазу. Все острее ощущался дефицит товаров первой необходимости, возникали громадные очереди. Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы (всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т. д.) народное хозяйство страны лишилось и административно-командных рычагов принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было.

В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны прежде всего по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней политики. впервые заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом партии и воплощен в планах XII пятилетки.

В феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС была предложена концепция «уско-рения социально-экономического развития страны». Ка-залось, что все беды экономики происходят от распыле-ния средств, от недостаточной продуманности капиталовложений. Поэтому главным стержнем ускоре-ния было изменение инвестиционной политики. Предус-матривалось перераспределение капиталовложений в от-расли, определяющие технический прогресс, в первую очередь, в машиностроение. В него планировалось вло-жить в 1,8 раз больше средств, чем в предшествующую пятилетку, и на этой основе в кратчайший срок построить новые заводы, реконструировать старые, обеспечить тех-ническое перевооружение отрасли, осуществить электро-низацию, компьютеризацию, освоение самых передовых технологий, в первую очередь ресурсосберегающих. По существу речь шла о второй индустриализации страны.

В отличие от 1930-х годов, когда индустриализация осуществлялась при опоре на собственные силы, предусматривалось широкомасштабное привлечение иностранных кредитов. Ожидаемый быстрый подъем экономики позволил бы вернуть их в кратчайшие сроки.

Программа технического перевооружения сразу же натолкнулась на инерцию системы. Перевод на 2-х – 3-х сменную работу потребовал изменения графика работы транспорта, магази-нов, столовых, детских учреждений, поэтому и не был осу-ществлен в сколько-нибудь крупных масштабах. В условиях всеобщего дефицита и монопо-лизма производителя лозунг улучшения качества выглядел просто нелепо – брали любую продукцию. Меры же, на-правленные на укрепление дисциплины, были настолько непродуманными, что кроме вреда ничего не принесли.

Особый ущерб, как экономике страны, так и авторитету власти нанесла антиалкогольная кампания, развернувшаяся с мая 1985 года. В ряде районов было введено полное запрещение продажи алкоголя, началась массовая вырубка виноградников в Армении и Крыму. Бесконечные очереди за водкой вели к унижению людей, к массовому озлоблению народа. Возросло производство самогона, употребление суррогатов. Принимаемые меры не были экономически обоснованы – доходы от продажи водки составляли значительную часть доходов бюджета (по некоторым подсчетам до 30 %). Ущерб от антиалкогольного законодательства составил около 40 млрд. рублей.

Огромный ущерб нанесла экономике Чернобыльская катастрофа. 25 апреля 1986 г. на атомной станции произошел взрыв реактора и пожар. Радиоактивное облако затронуло ряд европейских стран и, в первую очередь, Украину и Белоруссию. Было эвакуировано свыше 120 тыс. человек. С трудом удалось предотвратить радиоактивное заражение Днепра и других рек. Трагедия имела воистину планетарный масштаб, для ликвидации ее последствий потребовались огромные средства – все планы экономического роста сразу же оказались нарушенными.

Началась коренная перестройка руководства экономи-кой. Министерства должны были руководить предприя-тиями не директивно, а с помощью экономических ры-чагов: кредитов, госзаказов, системы цен.

Летом 1989 г. коллективы предприятий получили пра-во брать их в аренду и выходить из состава министерств. Заводы и фабрики различных министерств могли теперь объединяться в концерны, акционерные общества. Пред-приятиям было разрешено выпускать акции.

В сельском хозяйстве провозглашалось равноправие всех форм собственности, развитие арендных отношений на селе. Программа ускорения требовала для своего осущест-вления гигантских капиталовложений в промышленное развитие. Начали осуществляться крупные социальные программы: «Жилье до 2000 г.», повышение пенсий, стипендий студентам. Затраты на них не вели к увеличению выпуска товаров.

Падение мировых цен на нефть, составляющую основную статью экспорта, привело к сокращению валютных по-ступлений. Правительство вынуждено было резко сокра-тить импорт, но сокращение это произошло за счет пред-метов потребления, лекарств, продовольствия – импорт же машин и оборудования продолжался. Это еще более осложнило положение на потребительском рынке.

На руках населения стали скапливаться значительные денежные средства, не обеспеченные товарными ресурсами. В то же время цены, установленные государством, согласно идеологии социализма, оставались неизменными. Теперь не успевали поставлять товары в магазин – прилавки мгновенно пустели. Магазины стояли без товаров, а домашние холодильники были полны. Все большие масштабы принимала теневая экономика – на перепродаже товаров наживались огромные состояния. Чтобы удовлетворить запросы потребителей был увеличен импорт потребительских товаров на кредитной основе. Государство влезло в долги, но стабилизировать рынок не удавалось.

С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинооб-разный характер. Предприятия, стремясь избавиться от де-нег, начали вкладывать их в любые виды ресурсов. Резко возросли сверхнормативные запасы. Во взаимоотношениях друг с другом предприятия стали переходить к безденежно-му товарообороту, отказывались от госзаказа.

Рост цен, вызванный инфляцией, привел к тому, что колхозы и совхозы стали отказываться продавать государ-ству продукцию и искать пути непосредственного натурального обмена с предприятиями. При рекордных урожаях (1989 г. – 211 млрд. т., 1990 г. – 230 млрд. т. зерна) стал ощущаться недостаток продовольствия.

Стало ясно, что политика ускорения социально-эко-номического развития, провозглашенная XXVII съездом, потерпела крах, окончательно разбалансировала эконо-мику. Страна встала перед необходимостью резко ограни-чивать капиталовложения в строительство, свертывать производственный импорт и перераспределять ресурсы на выпуск и закупку потребительских товаров.

В связи с экономическим кризисом возросли сепара-тистские тенденции. Республики вводили таможенные барьеры, ограничивали вывоз со своих территорий про-мышленных товаров и продуктов питания, стали рушить-ся экономические связи.

Недовольство народа отсутствием товаров вызывало массовые забастовки, что еще более усугубило положе-ние. Началось уже не замедление темпов, а сокращение производства.

Все более утверждалось мнение, что социалистическая система не реформируема в принципе – надо менять ее в корне. Постепенно такая точка зрения все более утверждалась в общественном сознании. Единственный выход виделся в переходе к рыночной экономике.

Программа такого перехода была разработана осенью 1990 г. группой С. Ша-талина и Г. Явлинского. Она пре-дусматривала в качестве первого шага приватизацию эко-номики как путем бесплатной передачи, так и путем про-дажи. Приватизация позволила бы связать денежные накопления населения, привела бы к демонополизации, к созданию конкуренции предприятий. Следующим шагом должна была стать либерализация цен, переход к свободному ценообразованию. Это привело бы к скачку цен, но в условиях конкуренции производителей и жест-кой дефляционной политики правительства, ограничи-вающей количество денег в обращении, скачок, по мнению авторов, был бы кратковременным – цены должны были стабилизироваться и начать снижаться. Все эти меры должны были сопро-вождаться твердой социальной политикой (повышением пенсий, стипендий студентам, индексации доходов). Вся программа была рассчитана на 1,5 года и получила назва-ние «500 дней».

Этот план хорошо соответствовал стереотипу мышления, утвердившемуся в массовом сознании, обещая молниеносные изменения к лучшему. Проект Г. Явлинского был взят на вооружение Советом министров Российской Федерации и фактически превратился в орудие политической борьбы с центром, с «консерваторами, не хотевшими каких-либо преобразований».

Экономика Союза ста-новилась неуправляемой. Правительство В. Павлова, сменившего Н.А. Рыжкова, не решалось на кардинальные шаги, провело лишь ряд конфискационных мер (замораживание вкладов в сберкас-сах, введение 5 % налога с продажи, повышение цен на 50 – 70 % и т.д.).

Государственный долг СССР достиг астрономической цифры 60 млрд. долларов. Золотой запас страны за 1985 – 1991 гг. сократился в 10 раз и составлял всего 240 т. В 1991 г. по всей стране, включая Москву, были введены карточки на основные продукты питания, винно-водочные изделия, табак. Необходимы были кардинальные, решительные меры.

Перестройка: реформы в пол сфере и их результаты

Идеология реформ. Первоначально (начиная с 1985 г.) в качестве стратегии ставилась задача совершенствования социализма и ускорения социалистического развития. На январском 1987 г. Пленуме ЦК КПСС, а затем на XIX Всесоюзной партконференции (лето 1988 г.) М.С.

Горбачевым была изложена новая идеология и стратегия реформ.

Впервые признавалось наличие деформаций в политической системе и ставилась задача создания новой модели -социализма с человеческим лицом.

В идеологию перестройки были включены некоторые либерально-демократические принципы (разделения властей, представительной демократии (парламентаризма), защиты гражданских и политических права человека). На XIX партконференции впервые была провозглашена цель создания в СССР гражданского (правового) общества.

Демократизация и гласность стали сущностными выражениями новой концепции социализма.

Демократизация коснулась политической системы, но она рассматривалась также как основа для осуществления радикальных экономических реформ.

На данном этапе перестройки широкое развитие получила гласность, критика деформаций социализма в экономике, политике, духовной сфере. Советским людям стали доступны многие произведения как теоретиков и практиков большевизма, объявленных в свое время врагами народа, так и деятелей русской эмиграции различных поколений.

Демократизация политической системы.

В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма. В 1990 г. была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР.

Ее юридическое обоснование нашло отражение в Законе об общественных объединениях (1990 г.).

Осенью 1988 г. в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло, в котором роль лидеров принадлежала А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцину и др. Радикалы оспаривали власть у Горбачева и требовали демонтажа унитарного государства.

После весенних выборов 1990 г. в местные советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству КПСС — представители движения Демократическая Россия (лидер- Е.Т.Гайдар). 1989-1990 гг. стали периодом активизации деятельности неформальных движений, организации оппозиционных партий.

Горбачев и его сторонники попытались ограничить деятельность радикалов. Ельцин был изгнан из руководства. Но, создав возможность для ликвидации гегемонии КПСС, Горбачев и его соратники не осознавали невозможность возвращения к старому.

К началу 1991 г. центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.

В 1989 году состоялись выборы народных депутатов СССР - первые выборы высшего органа власти СССР при которых избирателям предоставлялся выбор между несколькими кандидатами. Обсуждение предвыборных программ (в том числе и на теледебатах) стало подлинным прорывом к свободе слова и реальной политической борьбе.

В это время формируется группа претендентов на политическое лидерство, т. н. «прорабы перестройки». Они выступали за ликвидацию монополии КПСС на власть, рыночную экономику, расширение самостоятельности республик. Среди них наибольшей известностью пользовались Г. Попов, Ю. Афанасьев, А. Собчак, Г. Старовойтова, И. Заславский, Ю. Черниченко.

В первый же день работы Съезда он избрал Горбачёва Председателем Верховного Совета СССР. В последний день Съезда, пребывая в относительном меньшинстве, радикально настроенные депутаты сформировали Межрегиональную группу народных депутатов (сопредседатели группы: А. Д. Сахаров, Б. Н. Ельцин, Ю. Н. Афанасьев, Г. Х. Попов, В. Пальм). Они выступали за дальнейшее ускорение политических и экономических преобразований в СССР, за ещё более радикальное реформирование советского общества, а по отношению к своим противникам - депутатам, голосовавшим в соответствии с линией ЦК КПСС, использовали устойчивое словосочетание «агрессивно-послушное большинство».

На нём радикальное меньшинство, которое после смерти в дни Съезда А. Сахарова возглавил Борис Ельцин, требовало отмены статьи 6 Конституции СССР (в которой указывалось, что «КПСС является руководящей и направляющей силой » в государстве).В свою очередь, консервативное большинство указывало на дестабилизирующие, дезинтеграционные процессы в СССР и, следовательно, на необходимость усиления полномочий центра (группа «Союз»).

В феврале 1990 года в Москве прошли массовые митинги с требованием отмены 6 статьи Конституции СССР.

В этих условиях Горбачёв в перерыве между II и III Съездами народных депутатов СССР согласился на отмену статьи 6 Конституции, одновременно инициируя вопрос о необходимости дополнительных полномочий исполнительной власти.

Марта 1990 года III Съезд народных депутатов отменил статью 6 - принял поправки в Конституцию СССР, допускающие многопартийность, ввёл институт президентства в СССР и избрал Президентом СССР М.

С. Горбачёва (в порядке исключения первый Президент СССР избирался Съездом народных депутатов СССР, а не всенародно).

В марте 1990 года прошли выборы народных депутатов союзных республик (выборы в Верховные Советы республик Прибалтики прошли раньше, в феврале 1990) и в местные Советы народных депутатов.

12 июня 1990 года 907 голосами «За» при всего 13 голосах «Против» I Съезд народных депутатов РСФСР принял «Декларацию о государственном суверенитете РСФСР». В ней провозглашалось, что «для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается: полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР; верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории» .

Это положило начало «войне законов» между РСФСР и союзным Центром.

12 июня 1990 года был принят Закон СССР «О печати и других средствах массовой информации». Он запрещал цензуру и гарантировал свободу для средств массовой информации.

Процесс «суверенизации России» привёл к принятию 1 ноября 1990 года «Постановления об экономическом суверенитете России».

В рассматриваемый период происходило образование различных партий.

Большинство партий действовали на территории одной союзной республики, что способствовало усилению сепаратизма союзных республик, включая РСФСР. В своём большинстве новообразованные партии находились в оппозиции к КПСС.

КПСС переживала в этот период серьёзный кризис. В ней выделились различные политические направления. XXVIII съезд КПСС (июль 1990 г.) привёл к выходу из КПСС наиболее радикальных членов во главе с Борисом Ельциным.

Численность партии в 1990 году снизилась с 20 до 15 млн человек, самостоятельными себя провозгласили компартии республик Прибалтики.

IV Съезд народных депутатов СССР объявил о проведении референдума о сохранении СССР как «обновлённой федерации равноправных суверенных республик». С этой целью был принят закон о всенародном голосовании (референдуме) СССР. Съезд утвердил конституционные изменения, наделявшие Горбачёва дополнительными полномочиями.

Произошло фактическое переподчинение Президенту Совета Министров СССР, переименованного теперь в Кабинет Министров СССР. Был введён пост Вице-Президента, на который Съезд избрал Г. И. Янаева. Вместо В. В. Бакатина министром внутренних дел становится Б. К. Пуго, Э. А. Шеварднадзе на посту министра иностранных дел был заменён на А. А. Бессмертных.

Новое политическое мышление

Приход Горбачева к власти вначале не предвещал ничего нового в области внешней политики.

Он по традиции заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой, укрепления социалистического содружества, поддержки национально-освободительных движений. Внешняя политика начала меняться после смены министра иностранных дел СССР (вместо А.

А. Громыко этот пост в июле 1985 г. занял Э. А. Шеварднадзе). Были определены основные направления внешней политики: нормализация отношений со странами Запада (в первую очередь — с США); начало двустороннего сокращения вооружений; прекращение вооруженного противостояния с США и их союзниками в Азии, Африке, Латинской Америке (разблокирование региональных конфликтов).

В 1987 г.

оформилась совершенно новая внешнеполитическая концепция советского руководства, названная "новым мышлением ". Она предполагала отказ от идеи раскола мира на две системы ; признавала целостность и неделимость мира ; отвергала использование силы для решения мировых проблем; объявляла приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими и т.п.

Эти идеи были сформулированы вкниге Горбачева "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира ", но они не были новыми: их выдвигали еще раньше видные ученые и политические деятели И. Кант, М. Ганди, А. Эйнштейн, Б. Рассел и др. Заслуга Горбачева заключалась в том, что он первым из советских лидеров положил эти идеи в основу внешней политики государства .

Советско-американские отношения. Начало ядерного разоружения.

В ноябре 1985 г. состоялась первая встреча М. С. Горбачева с президентом США Р. Рейганом. Она положила начало новому потеплению в отношениях между Востоком и Западом. Переговоры руководителей двух стран с тех пор стали ежегодными и приносили весомые результаты.

Уже в 1987 г.

СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, создававших особую опасность для европейских союзников США.
В 1988-1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику Горбачева . Не имея реальных успехов в экономике, он стремился добиться популярности внутри страны и в мире за счет "прорывов" во внешней политике.

А это вынуждало идти на серьезные односторонние уступки Западу. По заявлениям самих американцев, каждый спорный вопрос решался таким образом, что "русские уступали 80%, а американцы — лишь 20%".Это позволяло США выдвигать все новые и новые условия, с которыми Горбачев вынужден был соглашаться . Вскоре СССР выразил готовность в значительно большей мере, чем США, сократить военное присутствие в странах Европы и уничтожить большее количество обычных видов вооружений.

Летом 1991 г. СССР и США заключили Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), предусматривавший сокращение на 40% самых мощных видов наступательного оружия.
Перелом в отношениях с Западом произошел во время встречи Горбачева и нового президента США Дж.

Буша (старшего) на Мальте в конце 1989 г., где советский руководитель объявил, что "доктрина Брежнева мертва ".

Это означало, что СССР не будет военной силой препятствовать переменам в странах Восточной Европы и внутри страны по отношению к союзным республикам . США сразу же усилили действия по развалу социалистического содружества.
Летом 1991 г.

Буш выдвинул Горбачеву "шесть условий", на которых Запад был согласен дальше сотрудничать с СССР: демократия, рынок, федерация, изменение политики СССР на Ближнем Востоке, а также в Африке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Впервые американцы ставили условия не только в сфере международной политики, но и требовали перемен во внутренней политике Советского Союза. Параллельно для подталкивания Горбачева в этом направлении они стали вести прямые переговоры с руководителями союзных республик.

Осенью 1991 г. контакты Запада с лидерами союзных республик были настолько прочны и доверительны, что даже о денонсации Союзного договора 1922 г. от "беловежской тройки" первым узнал президент США Буш, а уже потом президент СССР Горбачев.
Распад социалистической системы . Перемены в социалистических странах Восточной Европы начались в 1987 году.

Под давлением Горбачева произошло частичное обновление их руководства, демократизации. В 1989 г. начался вывод советских войск из государств Варшавского договора, что вызвало в них волну не только антисоциалистических, но и антисоветских настроений .

Вскоре в ходе выборов и "бархатных революций" произошла смена руководства в Польше, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В конце 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Н. Чаушеску в Румынии.

Наиболее серьезные перемены произошли в ГДР, где после отставки Э. Хонеккера (октябрь 1989 г.) пала Берлинская стена и стали нарастать призывы к объединению Германии.
Руководство ФРГ было готово пойти на серьезные уступки для обеспечения германского единства.

США и ФРГ были согласны обсуждать вопрос о нейтралитете единой Германии (что предполагало и ее выход из НАТО).

Но от них этого никто не потребовал. Летом 1990 г. Горбачев согласился на объединение Германии и ее пребывание в НАТО. Он полагал, что, идя навстречу по желаниям Запада, укрепит и свое пошатнувшееся положение в СССР . Но "обвал" Организации Варшавского договора и Совета экономической взаимопомощи весной 1991 г. еще сильнее ударил по советским интересам и усилил критику политики Горбачева внутри страны.
Отношения со странами "третьего мира". Главной среди региональных проблем оставалась для СССР война в Афганистане .

Требовалось остановить ее любой ценой. В апреле 1988 г. было заключено соглашение о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и начале вывода оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. завершился вывод из этой страны почти 100 тыс.

советских солдат и офицеров (всего через войну в этой стране прошло 620 тыс. советских военнослужащих, из которых 14,5 тыс. было убито, 53,7 тыс. — ранено).
Прекратилось военное присутствие СССР в Эфиопии, Мозамбике, Никарагуа .

При содействии Советского Союза из Кампучии были выведены вьетнамские, а из Анголы — кубинские войска. Это сняло последние препятствия для решения вопроса об урегулировании отношений с Китаем. В 1989 г. состоялся визит Горбачева в КНР, в ходе которого было объявлено о нормализации двусторонних отношений .
Под давлением США Советский Союз был вынужден не только отказаться от поддержки режимов в Ливии и Ираке, но и одобрить военные действия стран Запада во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г., а также присоединиться к блокаде Ливии. Снятие идеологических барьеров во внешней политике способствовало налаживанию отношений СССР с ЮАР, Южной Кореей, Тайванем, Израилем .

Результаты и последствия политики "нового мышления ".

Политика "нового мышления" имела противоречивые результаты и последствия.
С одной стороны, ее главным итогом стало ослабление угрозы мировой ракетно-ядерной войны.
Не только на Востоке, но и на Западе стали говорить о завершении "холодной войны".

Участились контакты между простыми людьми. Начался процесс сокращения и уничтожения не только обычных, но и ядерных вооружений. Оздоровилась обстановка в целом ряде регионов, где долгие годы США и СССР поддерживали враждующие политические силы — в Афганистане, Индокитае, на Ближнем Востоке, в Восточной и Юго-Западной Африке, Центральной Америке.

Демократические перемены произошли в целом ряде стран, где впервые за долгие годы состоялись свободные выборы, создавалась многоукладная экономика, наступило духовное раскрепощение.

Вместе с тем "новое мышление" имело и оборотную сторону .

Из "холодной войны" вышел лишь один победитель — Запад во главе с США . Другой ее участник — СССР и "восточный блок" — не просто потерпел поражение, но и прекратил свое существование. Это привело к распаду биполярной системы международных отношений, на которой долгие годы базировалась стабильность в мире.

Искушение для США воспользоваться этой новой ситуацией для укрепления своих позиций в мире было слишком велико, чтобы они ее не использовали. Они стали меньше считаться не только с бывшими советскими республиками, но и с ООН.
В результате под угрозой оказалась сама ялтинско-потсдамская система международных отношений(главную роль в решении ключевых проблем, связанных с формированием новой модели МО играют две сверхдержавы СССР и США.) А это, в свою очередь, таило в себе угрозу нового передела мира на "сферы влияния".

Как свидетельствует история, без войны это еще никогда не происходило.

Предыдущая123456789101112Следующая

Политические преобразования в период "перестройки".

Изменения в области экономической жизни, необходимость реформирования вместе с ухудшением положения народа вызвали к жизни волну критики.

Сверхцентрализованному общественно политическому устройству противопоставлялись идеи демократизации. Демократизация затронула идеологию, культуру и политику. Поиск альтернативных решений в процессе развития приводил к критике существующих партийно-государственных устоев и прошлой истории. Обстановка гласности позволяла узнавать о трагических страницах прошлого, о коррупции и взяточничестве в верхних эшелонах власти. Впервые общественность узнала о том, что в 1985 году было совершено 2080 тыс.

преступлений,а в 1990 — 2787 тыс., при этом осуждено было в 1985 г. 1269 тыс., а в 1990 — 820 тыс. человек. 5 (*) 0 Количество осужденных оказалось сопоставимо с периодом 30-х годов, то есть годами политических репрессий.

К 1988 году явственно обозначилось обострение внутренней идеологической борьбы. В печати выдвигались непримиримые политические позиции от официально-консервативных до антисоветизма и национализма.

Широкое распространение получил антикоммунизм. Идейные шатания охватили и политическое руководство. Менялось отношение людей к религии, к западным духовным ценностям.

В условиях острой критики деформаций социализма в политическом руководстве происходит раскол.

М.С.Горбачев, А.Н.Яковлев и некоторые другие пришли к выводу о необходимости отказа от руководящей роли коммунистической партии, отмене конституционных гарантий этой роли. В июне 1988 года это положение прозвучало в докладе М.С.Горбачева на XIX партийной конференции. Впервые за историю партии доклад был сделан без предварительного обсуждения в ЦК, но конференция одобрила положения доклада.

Это событие стало рубежным. Отказ правящей партии от руководства, сохранение за ней лишь идеологической, просветительской функции означал переход к коренному изменению политической системы.

Конференция провозгласила задачу построения правового демократического государства.Были определены основные направления политической реформы: — отказ от монополии партии и переход к многопартийной системе; — формирование Советов на альтернативной демократической основе и утверждение их полновластия; — демократизация органов государственной власти; — расширение гласности и плюрализм в идеологической сфере ; — перестройка национальных отношений на демократической основе.

———————————————————— Положения конференции не были единодушно восприняты в самой партии. В январе 1989 года на Пленуме ЦК была отправлена "в отставку" третья часть Центрального Комитета, не согласная с решениями конференции. Значительно увеличился выход из рядов партии. Если в 1989 году ряды КПСС покинуло 140 тыс. человек, то в 1990 году — 2,7 млн. человек. Из КПСС вышла большая часть состава компартий Литвы, Латвии и Эстонии, организовав самостоятельные партии социал-демократической ориентации.

Компартии Грузии, Армении, Молдовы фактически прекратили свое существование. Последний XXVIII съезд КПСС (1990 г.) показал неспособность партии оказывать определяющее влияние на жизнь страны.

После XIX партконференции были приняты законы,сыгравшие решающее значение в реформировании политической системы.В их числе закон "Об изменениях и дополнениях Конституции СССР", который ликвидировал статью 6 о руководящей роли КПСС, а также закон "О выборах народных депутатов", утвердивший выборы депутатов Советов на альтернативной основе .

Подлежали изменению высшие органы государственной власти. Верховным представительным органом власти становился Съезд народных депутатов СССР, который избирал двухпалатный Верховный Совет, действующий постоянно. Вводился пост Председателя Верховного Совета СССР. Создавался Комитет конституционного надзора.

В марте 1989 года состоялись первые в истории Советской власти альтернативные выборы.

На I и II съездах народных депутатов произошло оформление депутатских фракций. III съезд (март 1990 г.) впервые в истории страны ввел должность Президента СССР как главы исполнительной власти, им был избран М.С.Горбачев. Введение президентского правления явилось мерой к укреплению расшатывающейся политической системы.

Отмена 6-ой статьи Конституции СССР способствовала активизации деятельности новых политических партий. Первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя "Демократический союз" в мае 1988 года.

С апреля 1988 года возникают Народные фронты, первые национальные организации, носившие массовый характер: "Народный фронт Эстонии", "Народный фронт Латвии", "Саюдис" (Латвия). Позже аналогичные организации возникли во всех союзных и автономных республиках. 1989 год стал годом появления многих партий. Вновь образованные партии отражали все ведущие направления политической жизни.

Ультралиберальное направление представлял "Демсоюз", выступающий за смену модели общественного развития. К этому же крылу можно отнести: "Российское христианско-демократическое движение", "Христианско-демократический союз России", "Христианско-демократическую партию России" и др.

Первыми представителями либерального направления стали "Демократическая партия Советского Союза", "Демократическая партия", "Либерально-демократическая партия" и три конституционно-демократические партии.

В мае 1990 года оформилась крупнейшая партия либерального лагеря — "Демократическая партия России", а в ноябре — "Республиканская партия Российской Федерации". В октябре 1990 года на базе движения избирателей "Демократическая Россия" (созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 года), оформилась одноименная массовая общественно-политическая организация, объединившая партии, общественные организации и движения либеральной направленности.

Социал-демократическое направление было представлено двумя основными организациями: "Социал-демократической ассоциацией" и "Социал-демократической партией России".

В июне 1990 года была основана "Социалистическая партия". Анархистское направление нашло отражение в деятельности "Конференции анархо-синдикалистов" и "Анархо-коммунистического революционного союза".

Многие из этих партий были малочисленными, не имевшими прочной организационной структуры и социальной базы и впоследствии распались.

Политический плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу- КПСС.

В 1990 — нач. 1991 г. в ней обозначились пять направлений: социал-демократическое, "Демократическое движение коммунистов", центристское, "Марксистская платформа в КПСС", традиционалистское. Каждое из них предлагало свой вариант реформ.

На базе КПСС были созданы партии социалистическое направленности (Народная партия свободной России, Социалистическая партия трудящихся), прокоммунистической ориентации (Всесоюзная коммунистическая партия большевиков, Российская коммунистическая рабочая партия).

С осени 1990 года началось формирование политических партий, выступающих с позиций праворадикального переустройства общества: Русская национал-демократическая партия и др.

Особняком держались организации российского государственного традиционализма (монархисты) и революционно-социалистического традиционализма, группа "Единство" и др.

Осенью 1991 года возникли религиозно-политические организации: Российское христианско-демократическое движение, Исламское возрождение.

При все многообразии партий и движений в центре политической борьбы оказалось два направления коммунистическое и либеральное. Либералы (демократы) выступали сторонниками коренных реформ, а коммунисты — сохранения старого строя.

Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились реакцией на углубляющийся экономический кризис и поиск выхода из создавшегося положения.

Их возникновение показывало, что прежняя однопартийная политическая система рухнула, перестали действовать рычаги власти, сложившиеся десятилетиями, общество вступило в глубокий политический кризис. Явственно обозначились три тенденции общественно-политического развития: а) реформаторско-демократическая.. Представленная партиями демократической направленности эта тенденция отражала стремление к обществу западно-европейского образца с его демократическими институтами и свободами и рыночно-капиталистической экономикой.

б) национально-патриотическая. Эта тенденция проявлялась в многонациональной стране и выражалась в образовании националистических партий и движений, в том числе русских. Этому способствовали религиозные, региональные и культурно-национальные различия между народами СССР, ставшие противоречиями в условиях экономического и политического кризиса. в) традиционно-коммунистическая. . Сформированный десятилетиями социалистический образ жизни со многими элементами коммунистического распределения, сохранения остатков почти 20 миллионной Коммунистической партии и 1,5 миллионного партийного аппарата способствовали проявлению данной тенденции.

Таким образом, пятилетка "перестройки" привела к глубоким изменениям политической надстройки на основе многопартийности, плюрализма и вызвала с неизбежностью острую политическую борьбу.

Предыдущая16171819202122232425262728293031Следующая

В марте 1985г.после смерти Черненко новым генера-льным секретарем был избран М.С.Горбачев.Он родился на Ставрополье в 1931 г.В 1955 г.Михаил Сергеевич поступил на юридический факультет МГУ,по окончании кото рого перешел на комсо-мольскую,а затем пар-тийную работу.В 1970 г. он возглавил Ставропо-льский крайком партии, а в 1978 г.стал секрета-рем ЦК по вопросам се-льского хозяйства.В 1980 г. Горбачев был избран членом Политбюро ЦК КПСС.

При Ю.В.Андропове Горба чев занимался не только сельским хозяйством,но и широком кругом воп-росов как внутренней, так и внешней политики Несмотря на сопротивле ние консерваторов он стал при К.У.Черненко вторым человеком в пар тии.

Придя к власти,М.Горба-чев провозгласил курс «Перестройки»всех сфер жизни общества и полу-чил всемерную поддерж-ку,т.к.необходимость пре образований стала оче-видной.

Почему экономические преобразования не достигли своей цели?

Основные этапы экономических реформ.

систему за счет ускорения н.т.прогресса.

1987-1988г.г. Переход от административных методов к экономи-

ческим при сохранении централизованного управле-

ния. Экономическая реформа 1987года.

1989-1990г.г. Курс на переход к рынку. Принятие правительством

«радикально-умеренного» варианта.

Непоследовательность и промедление в осуществле-

нии реформы. Углубление экономического кризиса и

обострение социальной напряженности.

Первые шаги в экономике были продолжением курса Ю.Андропова. В легкой промышленности и на же-лезнодорожном транспорте экспериментировали с хозрасчетом. Было объявлено об ускорении НТП, но финансирование в эту сферу не увеличилось. М.Горбачев делал ставку на «человеческий фактор» и призывал укрепить трудовую дисциплину. В 1985 г.

под руководством Н. Рыжкова началась разработка новой экономической стратегии.

На апрельском 1985 г.Пленуме ЦК была выдвинута задача «ускорения социально-экономического развития страны ».Решить ее М.Горбачев надеялся опираясь на «человеческий фактор».В мае 1985 г. Началась борьба с пьянством и алкоголизмом.Про-изводство спиртного сократилось в 15 раз.Но это имело и отрицательные последствия-на 67 млрд.

руб.сократились поступления в бюджет страны,бы ли вырублены виноградники,распространилось са могоноварение и,как следствие,сократились запа-сы сахара.

Курс на ускорение социально-экономического развития страны.

В ее создании участвовали крупнейшие экономисты того времени.В основу концепции было положено сохранение плановой экономики.В тоже время предполагалось:

ввести хозрасчет и самофинансирование,

возродить частный сектор

отказ от монополии внешней торговли,

интеграция в мировую экономику,

сокращение министерств и ведомств,

закрытие убыточных предприятий.

Второй этап экономической реформы 1987-1988г.г.

Июньский Пленум ЦК КПСС (1987г.) утверждены основные направления

перестройки в экономике

Закон остался на бумаге.

Началась «легализация «теневой экономики».

Ситуация в народном хозяйстве продолжала ухудшаться.

Враждебность и недоверие общественного мнения.

Перестройка ориентировалась в первую очередь на решение социальных проблем.Предполагалось сок ратить в 3 раза долю ручного труда, увеличить на 30% зарплату,повысить доходы крестьян, разви-вать социально-культурные учреждения на селе.

Но в силу нараставших экономических трудностей эти планы не были реализованы.Правда зарплата выросла в 2,5 раза,но в стране начался острейший товарный голод, даже в крупных городах были введены карточки.

По стране прокатились забастовки 1989г.

Причина кризиса- непоследовательность политики.

Варианты перехода к рыночной экономике

Курс на переход к рынку – 1990год.

Шаталин С.С.

Рыжков Н.И.

Явлинский Г.А.

Абалкин Л.И.

(500дней -1,5лет) (Поэтапный переход к рынку- 6лет)

В к.80-х в СССР резко сократилось производство про дуктов питания.На закупку продовольствия за ру-бежом было истрачено более 2000 т.золота,резко вы рос внешний долг.В этих условиях Г.Явлинский и С.Шаталин начали разработку программы перехо- да к рынку «500 дней».Центральные власти осущес твить ее не решились и тогда команду Шаталина пригласили власти РСФСР.К лету 1991 г.экономи-ческая ситуация в стране обострилась до предела.

В 1986 г.

на XVII съезде КПСС был рассмотрен проект новой редакции партийной программы. Задача построения ком-мунизма была объявле-на несвоевременной,ста-вилась цель совершенст-вования социалистичес-кого общества.Трудовые коллективы должны бы-ли стать «первичными ячейками демократии», но в условиях админист-ративной экономики это было неосуществимо. Экономику предстояло перевести на путь интен-сивного развития.Впер-вые руководство заяви-ло о необходимости «гла сности».




























3.1. Стратегия ускорения и методы ее осуществления . Ключевым понятием в стратегии реформ Горбачева являлось ускорение производства средств производства, социальной сферы, научно-технического прогресса. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль за качеством продукции (Закон о госприемке).

б) постепенное возрождение частного сектора экономики (первоначально - путем развития кооперативного движения);

в) отказ от монополии внешней торговли;

г) глубокая интеграция в мировой рынок;

д) сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

е) признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства.

Итоги:

А). Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения. Однако несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. В 1988 г. были приняты Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 г. более 7 млн. человек были заняты в кооперативном секторе и еще 1 млн. - индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация "теневой экономики". С 1990 г. началось общее сокращение производства в промышленности.

Б). Реформирование сельском хозяйстве . В аграрной политике также не удалось добиться серьезных изменений. Не было принято закона о передачи земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков. В мае 1988 г. было заявлено лишь о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 г. на арендных условиях обрабатывалось лишь 2% земель и содержалось 3% поголовья скота. С 1988 г. началось общее сокращение производства в сельском хозяйстве. В результате население столкнулось с дефицитом продовольственных товаров (в Москве было введено их нормированное распределение).


В). Программа "500 дней" . Летом 1990 г. (в постановлении Верховного Совета СССР "О концепции перехода к регулируемой экономике в СССР") вместо ускорения был провозглашен курс на переход к рыночной экономике, намеченный на 1991 г., по окончании 12 пятилетки (1985-1990). Однако в противовес горбачевским планам поэтапного (в течение нескольких лет) введения рынка был разработан план, известный как программа "500 дней", нацеленный на быстрый прорыв в рыночных отношениях (поддержанный Председателем Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельциным). Авторами очередного проекта выступили экономисты Г. Явлинский, академик С. Шаталин и др. В течение первой половины срока намечались: перевод предприятий на принудительную аренду, широкомасштабная приватизация и децентрализация экономики, введение антимонополистического законодательства. В течение второй половины предполагалось снятие в основном государственного контроля за ценами, допущение спада в базовых отраслях экономики, регулируемой безработицы и инфляции в целях резкой структурной перестройки экономики. Данный проект создавал реальную основу для экономического союза республик. Под давлением консерваторов М.С. Горбачев отказался от поддержки этой программы.

К середине 80-х годов СССР оказался в глубоком экономическом, политическом и социальном кризисе.

Производительность труда в СССР в 1986 году составляла треть от американской, в сельском хозяйстве - менее 15% к уровню США. По объему потребляемых надушу населения товаров и услуг СССР занимал 50-60 место в мире.

По официальным данным, в 1989 году 41 млн человек в СССР имели доход ниже прожиточного минимума - 78 рублей. В США, где порог бедности - годовой доход в 11,612$ на семью из 4 человек, в 1987 году насчитывалось 32,5 млн человек (Широкое хождение в это время имел анекдот - в СССР ничего нет, зато всё дешево, на Западе все есть, но очень дорого). По уровню детской смертности СССР находился на 50 месте в мире, после Маврикия и Барбадоса, по средней продолжительности жизни - на 32 месте.

В марте 1985 года, после смерти К. Черненко, Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран самый молодой член Политбюро М.С. Горбачев. В апреле 1985 года под его руководством состоялся очередной Пленум ЦК КПСС, с которого начинает отсчет период крупнейших политических, экономических, идеологических и социальных потрясений в самой большой стране мира. Этот период продлился 7 лет и вошел в историю как «Перестройка». В истории перестройки явственно различимы четыре периода.

  • 1 этап - март 1985-январь 1987 гг . Этот этап проходил под лозунгами - «ускорение» и «больше социализма».
  • 2 этап - 1987-1988 гг. Лейтмотивом этого этапа стали лозунги -»больше демократии» и «гласность».
  • 3 этап - 1989-1990 гг . Период «разброда и шатания». Для него характерен раскол в едином прежде лагере перестройки, переход к открытому политическому, национальному противостоянию.
  • 4 этап - 1990-1991 гг. Этот этап ознаменовался крахом мировой социалистической системы, политическим банкротством КПСС и распадом СССР. На апрельском Пленуме ЦК КПСС 1985 года был провозглашен курс на «ускорение социально-экономического развития» СССР на базе опережающего развития машиностроения.

В 1986 году в экономической жизни появилось новшество - государственная приемка (госприемка). Предполагалось, что прием готовой продукции предприятий будет осуществлять независимая от предприятий, государственная комиссия. Результаты были весьма плачевны (в конце 1987 г. не прошло госприемку 15-18% промышленной продукции).

В социальной сфере был дан старт нескольким кампаниям: тотальной компьютеризации школ, борьбе с пьянством и алкоголизмом и нетрудовыми доходами.

Особенно широкий резонанс вызвало вышедшее в 1985 году Постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма». Следствием его воплощения в жизнь стало резкое повышение цен на водку и сокращение времени продажи спиртных напитков в магазинах. Результаты не замедлили сказаться, в магазинах появились огромные очереди за спиртным, народ перешел на самогон (в 1987 году для изготовления самогона было истрачено 1,4 млн тонн сахара или годовой бюджет его потребления Украиной с 50 млн населением). Преступность на почве пьянства ушла с улиц и пришла в семью.

В политической области состоявшийся в 1986 году XXVII съезд КПСС ограничился призывами совершенствовать социалистическую демократию. Провал всех начинаний обнаружился уже в начале 1987 года.

В январе 1987 года состоялся Пленум ЦК КПСС, положивший начало существенным изменениям в экономической, политической жизни СССР, которые можно с полным правом назвать реформами.
Развитие экономических реформ определяли две тенденции: расширение самостоятельности государственных предприятий и расширение сферы действия частного сектора экономики. В 1986 году был принят Закон об индивидуальной трудовой деятельности, который легализовал частнопредпринимательскую деятельность в 30 видах производства товаров и услуг, преимущественно в сфере кустарно-ремесленных промыслов и бытового обслуживания. В СССР появились, впервые за многие десятилетия, официально разрешенные «частники».

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии, согласно которому госпредприятия переводились на хозрасчет, самоокупаемость и самофинансирование, могли самостоятельно заключать договоры на поставки с партнерами, некоторым крупным предприятиям был разрешен выход на внешний рынок.

В 1988 голу был принят Закон «О кооперации в СССР». Наконец, в 1989 году была разрешена аренда земли сроком на 50 лет.

Все эти уступки «капитализму» осуществлялись по принципу - шаг вперед, два шага назад. Частники и кооператоры были обложены высоким налогом (65%); к 1991 году в кооперативном секторе было занято не более 5% трудоспособного населения, на селе в руках арендаторов находилось 2% земли и 3% скота.
В политической области параллельно М. Горбачев ввел в политический лексикон новое понятие - гласность, под которой сласть понимала «здоровую» критику существующих недостатков, большую информированность населения и некоторое ослабление цензуры. Главным разрешенным объектом критики стал «сталинизм», главным идеалом - «возвращение к ленинским нормам партийной и государственной жизни». В рамках этой кампании были реабилитированы партийные деятели Н. Бухарин, А. Рыков, Г. Зиновьев, Л. Каменев.

Начали публиковаться запрещенные ранее произведения Гроссмана, Платонова, Рыбакова, Дудинцева, Приставкина, Гранина, Мандельштама, Галича, Бродского, Солженицина, Некрасова, Оруэла. Кестлера. На телевидении появились программы «Двенадцатый этаж», «Взгляд», «Пятое колесо», «До и после полуночи».
В 1987 году начались и первые политические изменения, сначала робкие и половинчатые. Январский Пленум ЦК КПСС санкционировал такие новшества в общественно-политической жизни страны, как альтернативные выборы руководителей предприятий и тайное голосование при выборах секретарей партийных комитетов.

Собственно политическим реформам положила начало XIX Всесоюзная партийная конференция (лето 1988 г.). На конференции М. Горбачев предложил распространить альтернативные выборы на партийный аппарат, совместить должность первого секретаря партийного комитета с постом председателя Совета народных депутатов. И, самое важное, на конференции была одобрена, несмотря на сопротивление части партийного аппарата, идея о создании новой, двухуровневой системы высшей представительной власти СССР и создании, поста Президента СССР. Эта реформа привела к установлению новой системы представительной власти и исполнительной власти:

Представительная власть -> Съезд народных депутатов СССР Верховный Совет СССР

Исполнительная власть -> Президент СССР

На Третьем съезде народных депутатов СССР, состоявшемся в 1990 году, первым и последним Президентом СССР был избран М. Горбачев.

В 1988-1989 гг., с принятием целого пакета законов: о прессе, об общественных организациях, о государственной безопасности в стране и т.д. был существенно либерализирован политический климат в стране, что, в свою очередь, резко активизировало политическую жизнь вообще и деятельность различного рода «неформальных» организаций, в частности. С 1989 года понятия - рынок, политический плюрализм, правовое государство, гражданское общество, новое мышление во внешней политике прочно прописались в политическом лексиконе.

Выборы депутатов на Первый съезд народных депутатов СССР в 1989 году, работа 1-3 съездов ясно показали, что страна вступила в полосу открытого противостояния между различными политическими силами, которое проходило на фоне углубляющегося экономического кризиса. Социальную напряженность усиливали систематические дефициты отдельных товаров: лето 1989 года - сахара, моющих средств, осень 1989 года - чайный кризис, лето 1990 года - табачный кризис.

Весной 1990 года правительство Н. Рыжкова предоставило на суд общественности программу перехода к рынку, которая предусматривала повышение цен на ряд товаров. Народ отреагировал на нее тем, что смел все, что еще оставалось на полках магазинов.

В противовес программе Совмина, летом 1990 года был обнародован план «500 дней», разработанный под руководством С. Шаталина - Г. Явлинского. План предусматривал за этот период создать условия для перехода к рыночной экономике.

Наконец, осенью 1990 года М. Горбачев предложил Верховному Совету свою, компромиссную, Программу перехода к рынку, которая также не работала. Кризис нарастал. Авторитет М. Горбачева в стране стал стремительно падать.

1988-1991 годы ознаменовались также коренными изменениями во внешней политике СССР. В результате трех встреч М. Горбачева с Президентом США Р. Рейганом были достигнуты договоренности об уничтожении ракет средней и малой дальности, в 1988 году начался вывод советских войск из Афганистана.

В сентябре 1991 года была достигнута договоренность о прекращении поставок советского и американского оружия в Афганистан. В этом же году СССР выступил на стороне США в осуждении агрессии Ирака (своего давнего союзника) в отношении Кувейта, установил дипломатические отношения с Израилем и ЮАР.

В конце 1989 года в течение практически одного месяца потеряли власть (преимущественно мирным путем) коммунистические партии в странах Восточной Европы. Впечатляющим доказательством отказа СССР от прежней внешней политики стал отказ советского руководства силой подавить эти революции. Благодаря поддержке СССР стало возможным объединение Германии и разрушение Берлинской стены, ставшей символом тоталитарного социализма.