Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Основные феномены нарушений мышления при шизофрении. Расстройства мышления, эмоций, воли при шизофрении Для мышления детей шизофреников характерны

Прочитано - 14544 раз

В переводе с греческого shiso - расщепляю, frenio - душа. Это психическое заболевание, которое протекает с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интровертированность, эмоциональное оскудение, искажение психических процессов).

Часто прогрессирование болезни приводит к разрыву прежних социальных связей, снижению психической активности, значительной дезадаптации больных в обществе.

Современная систематика форм течения шизофрении:
. непрерывнотекущая шизофрения,
. приступообразно-прогредиентная (шубообразная);
. рекуррентная (периодическое течение - наиболее благоприятный вариант).

По темпу течения процесса выделяют:
. малопрогредиентную;
. среднепрогредиентную;
. злокачественную.

При шизофрении отмечаются различные по выраженности психических нарушений клинические симптомы (знаки) и синдромы (совокупность нескольких симптомов). Основными для диагностики являются негативные симптомы (минус-симптомы: нарушение мышления и эмоционально-волевой сферы). Позитивные симптомы (плюс-симптомы) при непрерывном течении шизофрении нарастают в определенной последовательности:

Неврозоподобные;
. аффективные;
. психопатоподобные;
. галлюцинаторные (ложное восприятие, возникающее без соответствующего внешнего раздражения);
. параноидный бред - бред преследования (психические расстройства, проявляющиеся в ложных суждениях, умозаключениях);
. онейроидные помрачения сознания (с яркими фантастическими образами, грезопо-добными переживаниями, якобы развивающимися фантастическими событиями, которые не находят отражения в поведении).
. парафренный бред - бред величия, отсутствие бредовой системы, разорванность мышления;
. гебефренные (дурашливое двигательное и речевое возбуждение, разорванность мышления, повышенное настроение);
. кататонические (психическое расстройство с преобладанием двигательных нарушений - ступор или кататоническое возбуждение);

При приступообразной шизофрении такая последовательность не соблюдается.

В зависимости от разных подходов психиатрических школ, в разных районах по эпидемиологическим исследованиям выявляется различное количество больных шизофренией. Оно колеблется от 2,5 до 10 человек на 1000 населения старше 15 лет. Болезнь может начаться в любом возрасте (чаще в 15-25 лет). Чем раньше проявляется заболевание, тем более неблагоприятен его прогноз.

Существует много форм шизофрении, например, шизофрения с навязчивостями, с астено-ипохондрическими проявлениями (психическая слабость с болезненной фиксацией на состоянии здоровья), паранойяльная шизофрения (стойкий систематизированный бред преследования, ревности, изобретательства и т.д.), галлюцинаторно-параноидная, простая, гебефреническая, кататоническая. При шизофрении выражено нарушение восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы.

У больных шизофренией отмечается снижение, притупление эмоциональности, состояние апатии (безразличие ко всем явлениям жизни). Больной становится безразличным к членам семьи, теряет интерес к окружающему, утрачивает дифференцированность эмоциональных реакций, у него появляется неадекватность в переживаниях. Имеет место нарушение волевых процессов: снижение волевого усилия от незначительного до резко выраженного, болезненного безволия (абулия). Нарастание способности к волевому усилию свидетельствует о реабилитации больного. Около 60% процентов больных нетрудоспособны.

Особенности мышления при шизофрении

Расстройства мышления при шизофрении описаны клиницистами-психиатрами и психологами. Для мышления больных шизофренией характерно то, что нарушение на уровне понятий не исключает относительной сохранности формально-логических связей. Происходит не распад понятий, а искажение процесса обобщения, когда у больных возникает множество случайных, ненаправленных ассоциаций, отражающих чрезвычайно общие связи.

Ю.Ф. Поляков у больных шизофренией отмечает нарушение актуализации сведений из прошлого опыта. По данным эксперимента, в сравнении со здоровыми больные лучше опознают те стимулы, которые являются менее ожидаемыми, и хуже - стимулы, более ожидаемые. В результате отмечается расплывчатость, причудливость мышления больных, что приводит к нарушению психической деятельности при шизофрении.

Эти больные не выделяют значимых существенных связей между предметами и явлениями, однако не оперируют, как олигофрены, второстепенными конкретно-ситуационными признаками, а актуализируют чрезмерно-общие, не отражающие реальной действительности, часто слабые, случайные, формальные признаки.

При проведении методик "исключение предметов", "классификация предметов" больные часто производят обобщение на основе личного вкуса, случайных признаков, предлагая несколько вариантов решения, при этом не отдавая предпочтения ни одному из них. В данном случае можно говорить о разноплановости мышления, когда суждение о каком-то явлении протекает в разных плоскостях.

Начальная стадия нарушений мышления раньше, чем в других методиках, выявляется в пиктограммах. Здесь обнаруживаются расстройства аналитико-синтетической деятельности (соотнесение абстрактно-смысловых и предметно-конкретных компонентов). Больные могут выбирать образ, неадекватный содержанию понятия, могут предлагать пустой, выхолощенный, бессодержательный набор предметов, псевдоабстрактные образы, сами по себе лишенные содержания, или часть, фрагмент какой-то ситуации и т.д.

При ассоциативном эксперименте отмечаются ассоциации атактические, эхололические, отказные, по созвучию.

Искажение процесса обобщения происходит в сочетании с нарушениями последовательности и критичности мышления. Например, разглядывая рисунки Х. Бидструпа, больные не понимают юмора, юмор переносится на другие, неадекватные объекты.

При проведении многих методик у больных отмечается резонерство. Резонерство при шизофрении отличается выхолощенностью ассоциаций, потерей целенаправленности, соскальзываниями, претенциозно-оценочной позицией, склонностью к большим обобщениям по поводу относительно незначительных объектов суждения.

Соскальзывание проявляется в том, что больные, адекватно рассуждая, вдруг сбиваются с правильного хода мыслей на ложную ассоциацию, затем опять могут рассуждать последовательно, не исправляя ошибок. Непоследовательность суждений не зависит от истощаемости, сложности заданий.

Таким образом, при шизофрении могут выявляться нарушения внимания и нарушения памяти. Однако при отсутствии органических изменений головного мозга эти нарушения являются следствиями нарушений мышления. Поэтому основное внимание психолог должен уделять исследованию мышления.

Психопатологические проявления шизофрении подразделяются на негативные и продуктивные. Негативные отражают извращение функций, продуктивные представляют собой выявление особой психопатологической симптоматики: галлюцинаций, бреда, аффективного напряжения и т.д. Для шизофрении, как отмечалось, наиболее значимыми являются своеобразные расстройства, характеризующие изменения личности больного. Выраженность этих изменений отражает злокачественность болезненного процесса. Эти изменения касаются всех психических свойств личности. Однако наиболее типичными являются интеллектуальные и эмоциональные. Интеллектуальные расстройства проявляются в различных вариантах нарушения мышления: больные жалуются на неуправляемый поток мыслей, их закупорку, параллелизм. Для шизофрении характерно также символическое мышление, когда больной отдельные предметы, явления объясняет по своему, только для него значимому смыслу. Например, косточку от вишни он расценивает как свое одиночество, а непогашенный окурок - как догорающую жизнь. Он теряет способность отграничивать одно понятие от другого. В словах, предложениях больной улавливает особый смысл, в речи появляются новые слова - неологизмы. Мышление нередко бывает расплывчатым, в высказываниях происходит как бы соскальзывание с одной темы на другую без видимой логической связи. Логическая непоследованность в высказываниях у ряда больных с далеко зашедшими болезненными изменениями приобретает характер речевой разорванности мышления в виде "словесной окрошки" (шизофазия). Это происходит в результате утраты единства психической деятельности. Эмоциональные нарушения начинаются с утраты моральноэтических свойств, чувства привязанности и сострадания к близким, а иногда это сопровождается неприязнью и злобностью. Снижается, а со временем и пропадает полностью интерес к любимому делу. Расстройства мышления при шизофрении делятся по нарушению связи и порядка в мыслительном процессе, по его темпу и по содержанию. Блейлер характеризовал шизофреническое мышление как аутистическое, т.е. оторванное от реальности. Темп мышления при шизофрении не просто ускорен, либо замедлен - обычно больные испытывают неуправляемый поток мыслей или его внезапные перерывы, или два параллельно текущих потока мыслей. При этом содержание мысли разрывается.

Шизофреническая разорванность мышления начинается от нерезких нарушений конкретизации понятий, когда еще нет настоящей разорванности, а разрыв между двумя-тремя предложениями выявляется не сразу. Наблюдается лишь "бестолковость" с неясными формулировками, отсутствием целенаправленности, влекущая за собой наплыв в сознании разнородных побочных случайных представлений. Речь становится недостаточно конкретной, излишне витиеватой, больные склонны чаще, чем прежде, и не по назначению пользоваться абстрактными выражениями, "пускаться" в пространное пустое бесплодное рассуждательство на отвлеченные, например философские, темы (резонерство).

Больные становятся не ряшливыми, не соблюдают элементарного гигиенического ухода за собой. Существенным признаком заболевания являются также и особенности поведения больных. Ранним признаком его могут быть появление аутизма: замкнутости, отчужденности от близких, странности в поведении (необычные поступки, манера поведения, которые ранее были не свойственны личности и мотивы которых нельзя связывать с какими-нибудь обстоятельствами). Больной уходит в себя, в мир собственных болезненных переживаний. Мышление больного при этом основывается на извращенном отражении в сознании окружающей действительности. Во время беседы с больным шизофренией, при анализе их писем, сочинений можно в ряде случаев выявить у них склонность к резонерствующим рассуждениям. Резонерство пустое мудрствование, например, бесплотные рассуждения больного о конструкции кабинетного стола, о целесообразности четырех ножек у стульев и т.д. Эмоционально - волевое оскудение развивается через определенное время после начала процесса и бывает четко выражено при обострении болезненных симптомов. Вначале заболевание может носить характер диссоциации чувственной сферы больного. Он может смеяться при печальных событиях и плакать при радостных. Такое состояние сменяется эмоциональной тупостью, аффективным безразличием ко всему окружающему и особенно эмоциональной холодностью к близким и родственникам. Эмоционально - волевое оскудение сопровождается безволием - абулией. Больных ничто не волнует, не интересует, у них отсутствует реальные планы на будущее или же они говорят о них крайне неохотно, односложно, не обнаруживая стремления осуществить их. События окружающей действительности почти не привлекают их внимания. Они целыми днями безучастно лежат в постели, ничем не интересуются, ничем не занимаются. Двигательно-волевые нарушения многообразны по своим проявлениям. Они обнаруживаются в виде расстройства произвольной деятельности и в форме патологии более сложных волевых актов. Одним из ярких видов нарушения произвольной деятельности является кататонический синдром. Он включает в себя состояния кататонического ступора и возбуждения. Сам по себе кататонический ступор может быть двух видов: люцидный и онейроидный. При люцидном ступоре у больного сохранена элементарная ориентировка в окружающем и его оценка, в то время как при онейроидном сознание больного изменено. Больные с люцидным ступором после выхода из этого состояния помнят и рассказывают о событиях, происходивших в тот период вокруг них. Больные с онейроидными состояниями сообщают о фантастических видениях и переживаниях, во власти которых они находились в период ступорозного состояния. Кататоническое возбуждение бессмысленное, нецеленаправленное, иногда принимающее характер моторного. Движения больного однообразны (стереотипия) и по сути являются подкорковыми гиперкинезами;возможны агрессивность, импульсивные действия,негативизм; выражение лица часто не соответствует позе (могут наблюдаться мимические асимметрии). В тяжелых случаях речь отсутствует, возбуждение немое или больной рычит, мычит, выкрикивает отдельные слова, слоги, произносит гласные. У некоторых больных обнаруживается неудержимое стремление говорить. При этом речь вычурная, высокопарная, отмечаются повторения одних и тех же слов (персеверация), разорванность, бессмысленное нанизывание одного слова на другое (вербигерация). Возможны переходы из кататонического возбуждения в ступорозное состояние и наоборот. Гебефренический синдром близок к кататоническому и по происхождению, и по проявлениям. Характеризуется возбуждением с манерностью, вычурностью движений и речи, дурашливостью. Веселье, кривляние и шутки не заражают окружающих. Больные дразнятся, гримасничают, коверкают слова и фразы, кувыркаются, танцуют, оголяются. Наблюдаются переходы между кататонией и гебефренией. Более сложные волевые акты, волевые процессы также подвергаются различным нарушениям под влиянием болезни. Наиболее типичным является нарастание снижения волевой активности, которая завершается апатией и вялостью. Однако у от дельных больных может наблюдаться повышение активности, связанной с теми или иными болезненно обусловленными идеями и установками. Так, например, в связи с бредовыми идеями и установками больные способны преодолевать исключительные трудности, проявлять инициативу и настойчивость, выполнять большую работуСо временем происходит видоизменение содержания психопатологических проявлений болезни. Если в прошлом в высказываниях больных часто фигурировали нечистая сила, религиозные мотивы, колдовство, то теперь новые достижения науки и техники. У больных наблюдается выраженное снижение волевой активности (целенаправленной деятельности), приводящее к полному безразличию (апатии) и вялости. Причем степень выраженности волевых расстройств, так же как и эмоциональных, коррелирует с тяжестью дефекта личности. Так называемый,апато-абулический синдром и составляет основу шизофренического дефекта.

Виды:

  1. расстройства или изменения эмоций
  2. расстройства или изменения воли
  3. расстройства или изменения мышления

Эти расстройства формируют психическую аномалию при шизофрении, которая после может перерастать в патологию, даже психоз, и становиться основанием для признания невменямости. Насколько различается та или иная степень – вопрос комиссии экспертов и врачей, решаемый в тесном взаимодействии психиатров и психологов.

Изменение мышления по шизофреническому типу .

Является очень важным симптомом. Формальный интеллект (навыки, развитые до болезни) и формальный уровень абстрагирования не снижается, но в конечном счете в бытовом плане больные начинают вести себя как слабоумные. Нарушения мышления при шизофрении заключаются в дезинтеграции мыслительных актов с отрывом мышления от конечного результата, от смысла. Ассоциации теряют направленность, начинают формироваться сами по себе. Исследованиями этого процесса занимались Блюйхер, Б.В.Зейгарник. Последняя – доказала, что внутри самого мышления есть составляющие, направляющие эти ассоциации в сторону смысла. Этот процесс она называла мотивационной составляющей мышления , сейчас же его чаще называют эмоциогенной составляющей мышления. Именно она постепенно и теряется при шизофреническом процессе, из-за чего теряется направленность и осмысленность ассоциаций.

Уровни нарушения мышления :

  • формализм – нарушение глобальной критики к ситуации (формальная логика не страдает, но начинает пропадать личностная значимость обсуждаемого: все обсуждаемые темы оказываются практически «равновесными», равнозначимыми и равноприоритетными; больной рассуждает о своей жизни как сторонний наблюдатель). На этом этапе уже может быть признана ограниченная вменяемость.
  • резонерство – ситуативно-неадекватное пустое многословное рассуждательство. Но от темы всё ещё не уходит.
  • философическая интоксикация – похожа на резонёрство, но относится к предмету, связанному с психологическими, философскими, историческими и пр. научными / околонаучными вопросами. По этому поводу исписываются тетради, создаются рефераты и пр., но от обычного изучения дилетанта эти работы отличает отсутствие какого-либо смысла, логики построения и пр. (уровень работ в наилучшем случае соответствует 5-6 классу средней школы). Предпосылка для признания невменяемости.
  • соскальзывания – в придачу к ранее перечисленному – происходит «соскальзывание» с темы на тему.
  • паралогичность – грубое расстройство логики. Вывод не следует из логической предпосылки (умозаключение не следует из суждения).
  • атактическое замыкание – смысл отсутствует уже не между фразами, а в пределах одной фразы.
  • шизофазия – отсутствуют связи даже между словами.

Используются методики, проверяющие способность оперировать понятиями: результаты показывают опоры на второстепенные, несущественные признаки при построении выводов и группировке понятий.

Изменение эмоций по шизофреническому типу

В целом все изменения выглядят как дезинтеграция деятельности со стороны эмоций с изменением эмоционального чувственного тона к стержневым жизненным интересам. Ослабляется эмоц. привязка к сущностям, которые ранее были эмоционально значимы.

Уровни:

Начало симптоматики

  • эмоц. дискордантность – присутствие в формах реагирования одновременно двух противоположных радикалов. Пациент становится одновременно и возбудимым, и тормозимым.
  • эмоц. неадекватность (как и при дискордантности, люди м.б. признаны и вменяемыми, и ограниченно вменяемыми). Теряется способность эмпатического вчувствования, резонанса. Похоже на эмоц. отгороженность шизоида, но отличие – в том, что есть проградиентность (есть момент, когда этого не было, когда оно появилось и начало нарастать).

Рассвет симптоматики

  • эмоц. уплощение (потеря интереса и эмоц. включенности в события собственной жизни).
  • эмоц. оскуднение (оба расстройства характерны для расцвета симптоматики, создают предпосылки для признания невменяемости)

Исход симптоматики

  • эмоц. Амбивалентность (двойственная направленность, противоречивость)
  • эмоц. Тупость (полная невозбудимость эмоций, апато-абулический синдром)

Расстройства воли по шизофреническому типу:

Дезинтеграция и снижение побудительных мотивов к привычным волевым стереотипам действий.

Симптомы:

  • Дискордантность волевых усилий – последовательность поступков теряет внутреннюю логику, внутреннюю понятность. Последовательность неадекватна ситуации. Аутистическое поведение, малопонятно окружающим нет ослабления волевых процессов, страдает целенаправленность. Легкое расстройство, не обуславливает психоз. Ограниченно вменяем. Больные сами не критичны, не понимают, почему окружающие волнуются. Эмоционально отстранены. Отличие от психопата: психопат дает объяснение.
  • Гипобулия – ослабление мотивов и волевых актов. Может быть уровень психоза; могут признать невменяемым
  • Амбитендентность – пытается реализовать два противоположных мотива
  • Абулия – полностью распадаются мотивы, приходится подталкивать, чтобы сходил в туалет

Стадии, темпы и типы течения шизофренического процесса

Сформирована в отечественной психиатрии с 30-х до 60-х годов. В настоящее время не занимает в диагностике основное место, но в ряде направлений, в т.ч. в различных видах экспертиз, используется до сих пор.

При шизофрении выделяют 3 стадии :

  1. стадия начальных проявлений. Расстройства – преимущественно непсихоптические, но уже могут стать основой для психических аномалий. В случае вялотекущей ш. этот начальный этап может проявлять без психотических проявлений в течение десятилетий.
  2. стадия расцвета симптоматики. Сочетаются периоды обострений и т.н. ремиссий (послабления симптоматики).
  3. стадия исхода. Тяжелая картина дефицитарных расстройств, иногда распада психики. Это уже уровень психоза, и определённо невменяемость.

Кардинальная дефицитарная симптоматика обычно не оставляет человека даже когда отступает психоз (в периоды ремиссии).

Типы течения шизофрении:

  • непрерывно-проградиентный тип течения (волна обострения сменяется волной послабления, и т.д., но все эти волны – один синдром, протекание в едином стереотипе расстройств, которые только меняют свою интенсивность);
  • приступообразно-проградиентный тип течения (характеризуется сочетанием двух слоев информации: первый слой непрерывно протекающих расстройств, второй слой – слой четко очерченных во времени качественно иных расстройств). На доске нарисована наклонная доска («непрерывно протекающие расстройства»), по которой катятся шары другого размера (видимо, «иные, очерченные по времени расстройства»). Пример: приступы острого галлюциноза на фоне тревожно-фобического расстройства. Что примечательно в этой форме: могут быть ремиссии, не являющиеся психотическими (промежутки между «шарами») .
  • приступообразный (периодический, рекуррентный). Характеризуется тем, что есть только приступы, и долгое время в ремиссиях нет никаких расстройств.

Соответственно, нас в первую очередь интересуют ремиссии и начальный непсихотический период, и, в том числе, темп проградиентности.

Виды темпов проградиентности

  1. медленно-проградиентный темп . Эти пациенты могут быть признаны вменяемыми, и тогда будут рассматриваться как носители псих. аномалии. Медленно-проградиентный темп с непрерывно-проградиентным типом течения не выходит на уровень психоза.
  2. средне-проградиентный темп. Точно непсихотические картины в ремиссии, некоторые больные м.б. признаны ограниченно вменяемыми.
  3. грубо-проградиентный (быстро-проградиентный ) темп: характерен более для подросткового и юношеского возраста.

Характеристика проявлений ш . (в первую очередь – это характеристики ремиссий).

Ремиссии в порядке значимости по психическим образованиям (по превалирующей клинической картине):

  1. астенический (неврозоподобный) тип ремиссий . Встречается в 28% случаев всех ремиссий. Самый благоприятный и мягкий тип ремиссий из всех имеющихся вариантов, характеризуется похожей на невроз симптоматикой. Эта симптоматика – не единственная, за фасадом этих неврозоподобных расстройств находятся расстройства кардинального характера. Когда расстройства не очень выражены, п. могут быть признаны ограниченно вменяемыми. При данном типе ремиссии создаются предпосылки для психической аномалии, статья 22 УКРФ. Криминогенность у этой группы не выше, чем в популяции;
  2. психопатоподобный тип ремиссий . Формируется у 20% из всех больных в ремиссии, характеризуется превалированием тех или иных поведенческих расстройств, глубокой личностной трансформацией. Развивается сплав сохранных и видоизмененных, патологических свойств темперамента, системы отношений, даже мотивационной сферы. Клинические варианты:
    1. эксплазивный вариант (на первом плане – проявления взрывчатости, аффектации, агрессивных вспышек (агрессия как верб., так и физическая), в связи с чем возникают постоянные конфликты в различных соц. группах. По большей части присутствует интровертированность, эмоц. отгороженность, дискордантность, аутизированность. Достаточно криминогенные)..
    2. эмоционально-холодный вариант (также нарастают эмоц.-волевые расстройства, но на первый план выходит эмоц. холодность, отгороженность, сглаженность. Однако энергичность деятельности не падает, формальные контакты сохраняются. Как и предыдущий вариант, достаточно криминогенный).
    3. аутистический вариант (поведенческая неадекватность есть, но нет криминогенной подоплёки. Этих пациентов ещё называют «резонёрами-читателями» и чудаками. Лица неагрессивные, занятые своими фантазиями, иногда даже достаточно адаптированы);
  3. апато-абулический тип ремиссии . Встречается у 7-9% больных. Нарастают эмоциональные и волевые расстройства, бездеятельность, безразличие к окружающих, малая подвижность, отсутствие контакта. Однако эмоциональные расстройства (аутизация, сглаженность) сопровождаются волевой мононаправленностью, негибкостью, неуклонностью. Это приводит к большей направленности и настойчивости деятельности, которая может приводить даже к повышению ее результативности. Но спустя несколько лет нарастает апатия, абулия, и вместе с тем падает продуктивность. М. признаваться ограниченно вменяемыми;
  4. параноидный тип ремиссии . Характеризуется пусть остаточными, смягченными, редуцированными, но всё-таки психотическими расстройствами. Такие п. будут признаваться невменяемыми.
  5. псевдоорганический тип ремиссии. У больного ш. есть параллельно ещё и какое-то другое органическое поражение мозга. Симптомы суммируются, п. практически всегда признаются невменяемыми: даже в ремиссии.

Пункты 4 и 5 нас практически не заинтересуют: там всегда признается невменяемость.

Расстройства мышления весьма разнообразны, в связи с чем могут быть подразделены на нарушения формы (связи, порядка), содержания и процесса мышления, его темпа, при­чем у больных шизофренией редко наблюдают только один тип нарушения.

В.М. Блейхер (1983), ссылаясь на работы 0.К. Тихомирова (1969) и др., указывает на то, что расстройства мышления при шизофрении могут быть представлены тремя звеньями.

Первое звено - нарушения мотивационной сферы (редукция энергетического по­тенциала). Если в норме мышление - волевой, целенаправленный и активный процесс, определяемый отношением человека (прежде всего эмоциональным) к предметам и явле­ниям внешнего мира, то при шизофрении подобная целенаправленность ассоциативного процесса утрачивается. При этом снижение уровня мотивации почти никогда не идет путем только количественного убывания функции.

Второе звено, выступающее как следствие первого, - нарушения личностного смысла, то есть того, что в норме создает пристрастность человеческого сознания и придает опреде­ленную значимость явлениям, изменяет в восприятии человека сущность и значение этих явлений. Известно, что у больных шизофренией личностный смысл предметов и явлений часто не совпадает с общепринятыми и обусловленными реальной ситуацией знаниями человека о них.

Третье звено, неизбежно вытекающее из первых двух, - собственно нарушения селек­тивности информации, которые проявляются нарушениями избирательности информации из хранящегося в памяти прошлого опыта и невозможностью ее использования для ве­роятностного прогнозирования будущего. По мнению исследователей этого направления, нарушения селективности информации в мышлении больных шизофренией тесно связаны с расширением круга признаков предметов и явлений, привлекаемых для решения мыс­лительных задач. В качестве актуальных больные шизофренией используют критерии, не имеющие реальной значимости. Выделение в процессе мышления необычных (или вто­ростепенных) признаков предметов и явлений и игнорирование их конкретных признаков рассматривается как проявление чрезмерной «смысловой свободы», гиперассоциативно­сти, эксцентричности в формировании понятий. Отсюда - невозможность для больного удержаться в определенных заданных смысловых границах, как результат - расширение условий мыслительной задачи.

Можно предполагать, что в зависимости от того, какое звено больше нарушено, в па­топсихологической картине шизофрении наблюдается большая выраженность того или иного вида, типа расстройств мышления. Так, например, при изменениях мотивации пре­имущественно наблюдается апатическая редукция мышления. Преобладающая выражен­ность нарушения личностного смысла вызывает расстройства мышления, в основе которых лежит изменение личностной позиции больного (аутистическое, оторванное от реальности и резонерское мышление). В связи с нарушениями селективности информации отмечается паралогическое и символическое мышление, характеризующееся сосущество­ванием прямого и переносного смысла понятий.


В результате больные жалуются на невозможность сосредоточить мысли, трудности в усвоении материала, неуправляемый поток мыслей или два параллельно текущих потока мыслей, возникает способность улавливать особый смысл в словах, предложениях, художе­ственных произведениях. Больной иногда считает, что какое-то существо извне оказывает влияние на его мысли или поведение, или, напротив, что он сам контролирует внешние со­бытия каким-либо причудливым образом (например, заставляя солнце подниматься или са­диться, или предотвращая землетрясения), нарушается способности к абстрагированию, ассоциации становятся неадекватными, «рыхлыми», избыточными, расплывчатыми, нелогичными. Утрачивается умение видеть причинно-следственные связи. Темп мышления может и ускоряться и замедляться: появляется скачка идей, остановка или блокирование процесса мышления. Со временем содержание мышления обедняется, отмечаются его не­отчетливость или обстоятельность. У некоторых больных возникают трудности в порожде­нии мыслей вообще. Э.Блейлер в целом характеризовал шизофреническое мышление как аутистическое, то есть оторванное от реальности.

Чаще всего при анализе мышления больных шизофренией рассматриваются такие его отклонения, как разноплановость (суждения о каком-то явлении находятся в разных плоско­стях), резонерство (тенденция больных к многоречивым непродуктивным рассуждениям, бесплодному мудрствованию, многоречивость, многозначительность, неуместный пафос высказываний), соскальзывания и причудливость ассоциаций. Отмечается значительное удлинение ассоциативной цепочки за счет отсутствия жестких прочных связей и большого числа однократно употребляемых ассоциаций. Большая часть ассоциаций носит характер нестандартных, несущественных, что может свидетельствовать о процессах дезорганизации, беспорядочности в их вероятностно-статической структуре. При этом основное значение придается нарушениям личностного компонента мыслительной деятельности, изменения отношения к окружающему, неадекватной самооценке.

Характерным почти для всех этапов шизофрении является бред, который может возникать как первично, путем болезненной трактовки реального факта или события, так и вторично – на основе нарушения восприятия (галлюцинаций).

Наиболее ярким внешним выражением расстройства мышления является изменение речи. У подавляющего большинства больных отмечаются тенденции к снижению спонтанности речи, коммуникативной функции и вербальной беглости. Часто речь при шизофрении описывается как разорванная (без смысловой связи между понятиями при сохранности грамматического строя речи, языковые нелепости, «абракадабра») вплоть до словесной окрошки, расплывчатая, усложненная, без установки на слушателя, монологичная.

На начальных этапах заболевания разорванность как ключевой признак может иметь довольно сглаженные формы – нечеткие формулировки, «рассеянность», излишнее и ране не свойственное использование не к месту чрезмерно абстрактных выражений. У больных отсутствует стремление к точности и конкретности описания, они склонны к формально-логическим заключениям и схоластическим построениям, полунамекам, туманным двусмысленностям и метафорам. Для них характерно бесплодное, малосодержательное, витиеватое рассуждательство на отвлеченные, например философские или теологические, темы (резонерство). Может обращать на себя внимание контраст между банальностью высказываний и пафосной, многозначительной формой их произнесения.

При наличии излишней обстоятельности отмечается тангенциальность - неспособ­ность целенаправленно закончить начатую мысль либо вообще полный ее обрыв.

По-видимому, из-за нарушения вероятностного прогнозирования в рамках лексической составляющей речи и неспособности подобрать нужное точное слово больные начинают изобретать новые, понятные только им слова (привилегированно или даже стереотип­но используемые неологизмы - например, скомбинированные из слогов разных слов, причудливо ассоциирующихся с желаемым смыслом, существующие правильные слова употребляются в другом смысле, либо новое слово образуется по фонетической модели известного и т. п.). Больные используют символику - свидетельство расширенного сосу­ществования прямого и переносного смысла понятий, спрятанного подтекста, метафоры, возможно говорение и ответы «невпопад».

В других случаях имеют место обедненность речи или содержания речевой продукции, эхолалии и мутизм.

6.1.3. Нарушение мотивационного звена мышления при шизофрении

Мотивационно-волевые расстройства в целом выражаются в снижении инициативы, утрате ранее имевшихся интересов, ослаблении энергетического потенциала, а также в целом ряде двигательных расстройств. К числу частных проявлений подобного рода мож­но отнести астению, недостаток постоянства цели, непредсказуемое реагирование, повы­шенную отвлекаемость, адинамию, аутичность, особые, сверхценные или односторонние интересы, чудаковатость, капризность, растерянность, несамостоятельность, наличие навязчивостей и персевераторных представлений.

В более сложных, опосредующих случаях волевой дефицит обнаруживается через от­сутствие ассоциативной упорядоченности в мыслительных процессах (сохранные больные сами жалуются на неспособность управлять своими мыслями), отсутствие планов на будущее, измененность эстетических и этических чувств (больные становятся неряшливыми, не со­блюдают элементарного гигиенического ухода за собой), антисоциальное поведение вплоть до садистических наклонностей, извращенную сексуальность, бродяжничество и т. п.

Расстройства мышления при шизофрении описаны клиницистами-психиатрами и психологами. Для мышления больных шизофренией характерно то, что нарушение на уровне понятий не исключает относительной сохранности формально-логических связей. Происходит не распад понятий, а искажение процесса обобщения, когда у больных возникает множество случайных, ненаправленных ассоциаций, отражающих чрезвычайно общие связи.

Ю. Ф. Поляков у больных шизофренией отмечает нарушение актуализации сведений из прошлого опыта . По данным эксперимента, в сравнении со здоровыми больные лучше опознают те стимулы, которые являются менее ожидаемыми, и хуже – стимулы, более ожидаемые. В результате отмечается расплывчатость, причудливость мышления больных, что приводит к нарушению психической деятельности при шизофрении.

Эти больные не выделяют значимых существенных связей между предметами и явлениями, однако не оперируют, как олигофрены, второстепенными конкретно-ситуационными признаками, а актуализируют чрезмерно-общие, не отражающие реальной действительности, часто слабые, случайные, формальные признаки.

При проведении методик "исключение предметов ", "классификация предметов " больные часто производят обобщение на основе личного вкуса, случайных признаков, предлагая несколько вариантов решения, при этом не отдавая предпочтения ни одному из них. В данном случае можно говорить о разноплановости мышления, когда суждение о каком-то явлении протекает в разных плоскостях.

Начальная стадия нарушений мышления раньше, чем в других методиках, выявляется в пиктограммах. Здесь обнаруживаются расстройства аналитико-синтетической деятельности (соотнесение абстрактно-смысловых и предметно-конкретных компонентов). Больные могут выбирать образ, неадекватный содержанию понятия, могут предлагать пустой, выхолощенный, бессодержательный набор предметов, псевдоабстрактные образы, сами по себе лишенные содержания, или часть, фрагмент какой-то ситуации и т.д.

При ассоциативном эксперименте отмечаются ассоциации атактические, эхололические, отказные, по созвучию.

Искажение процесса обобщения происходит в сочетании с нарушениями последовательности и критичности мышления. Например, разглядывая рисунки Х. Бидструпа, больные не понимают юмора, юмор переносится на другие, неадекватные объекты.

При проведении многих методик у больных отмечается резонерство . Резонерство при шизофрении отличается выхолощенностью ассоциаций, потерей целенаправленности, соскальзываниями, претенциозно-оценочной позицией, склонностью к большим обобщениям по поводу относительно незначительных объектов суждения.

Соскальзывание проявляется в том, что больные, адекватно рассуждая, вдруг сбиваются с правильного хода мыслей на ложную ассоциацию, затем опять могут рассуждать последовательно, не исправляя ошибок. Непоследовательность суждений не зависит от истощаемости, сложности заданий.

Таким образом, при шизофрении могут выявляться нарушения внимания и нарушения памяти. Однако при отсутствии органических изменений головного мозга эти нарушения являются следствиями нарушений мышления. Поэтому основное внимание психолог должен уделять исследованию мышления.