Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Основные этапы развития организации производства и управления предприятием опиуп. Теоретические основы организации и управления производством

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Казанский государственный технический университет им. А.Н.ТУПОЛЕВА
Зеленодольский институт машиностроения и информационных технологий

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Организация производства на предприятиях отрасли»
тема: «ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ТЕОРИИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА. НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА»

Зеленодольск 2012

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… …………….3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА……………………………………………… ……………….5
1.1. Предмет и сущность организации производства………...…..….5
1.2.Организация производства как система научных знаний и область практической деятельности…………..……………………...8
1.3.История развития науки об организации производства….……14
1.4. Организация производства как вид деятельности……………..16
ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РАСЧЕТ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ОАО "МАГМА"………….…22
2.1. Характеристика предприятия ОАО "МАГМА"……………….…..24
2.2. Расчет технико-экономических показателей………………..….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… …………….41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………..43

ВВЕДЕНИЕ
Рыночная экономика ориентирует предприятия на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства только тех видов продукции, которые пользуются спросом и могут принести предприятию необходимую для развития прибыль. Рынок характерен постоянным стремлением к повышению эффективности производства, предполагает свободу принятия решений теми, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия и ее подразделений; требует постоянных корректировок целей и плановых программ предприятия в зависимости от состояния рынка. Для этого нужна особая система управления, характерная для рыночных условий.
Для машиностроительных предприятий, работающих в рыночных условиях, необходим непрерывный процесс модернизации и обновление выпускаемой продукции, а это требует соответствующей организации производства, научно-исследовательской, конструкторской, технологической и организационной подготовки и освоения выпуска новой продукции. Большее значение имеет для предприятия сокращение цикла создания и освоения новых изделий – это одна из основных задач, которая может быть решена только с помощью современных методов организации системы создания и освоения новой техники.
Промышленное производство является наиболее крупной и ведущей областью сферы материального производства. Оно представляет собой систему взаимосвязанных процессов, связанных с добычей и переработкой промышленного и сельскохозяйственного сырья в готовую продукцию, необходимую для общественного производства и личного потребления. Следовательно, предприятие – это, прежде всего товаропроизводитель, который выпускает продукцию, необходимую потребителю.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что под организацией машиностроительного производства понимается процесс координации и оптимизации использования ресурсов предприятия с целью выпуска конкурентоспособной продукции, что является непременным условием нынешних рыночных условий.
Оптимальные количественные и качественные зависимости производственных процессов, параметры и показатели производства продукций являются исходной информацией для разработки планов работы предприятий и их подразделений. Поэтому вопросы организации производства рассматриваются в непосредственной связи с внутризаводским планированием, а решения, зафиксированные в плановых заданиях, проводятся в жизнь с помощью управления.
Предметом в курсовой работе служит теоретические аспекты организации производства, объектом же служит ООО "МАГМА".


Целью исследования в курсовой работе является рассмотрение вопросов касающихся организации производства, этапов его становления и истории развития его как науки.
Задачи, стоящие перед курсовой работой:
1) рассмотреть предмет и сущность организации производства;
2) изучить историю развития организации производства как науки;
3) проанализировать организацию производства как вид деятельности;
4) рассчитать технико- экономические показатели на примере ООО "МАГМА";
5) сделать соответствующие выводы о проделанной работе.

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА
1.1. Предмет и сущность организации производства

Развитие человеческого общества не стоит на месте. И подтверждение тому – смена общественно- экономических формаций. Каждой ступени развития общества соответствует определенная организация процесса производства. Но и стадия развития производства не остается неизменной в рамках определенного строя. Развитие техники, технологии изменяет техническую роль труда, его кооперацию, существенно влияет на организацию производства в пределах одной и той же общественно-политической формации.
На протяжении нескольких веков ученые разных стран изучали и продолжают изучать данный вопрос, опровергая теории одних и защищая теории других, дополняя труды и учения своих предшественников и современников, открывая все новые и новые страницы в науке об организации производства. И вместе с тем, до настоящего времени предмет и сущность ОП всесторонне не обоснованы. Трудности в их определении возникли, с одной стороны, в связи с естественным процессом становления науки об ОП, с другой – в связи с различными смысловыми нагрузками как термина «организация», так и термина «производство».
Термин «организация» (франц. organisation, от позднелат. organizo – сообщать стройный вид, устраивать) обозначает внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие частей целого как средство достижения желаемого результата.
Категория «организация» многозначна. В широком смысле это свойство систем, в узком – действие, направленное на создание чего-либо (например, организация собственного «дела»). В то же время организацией можно назвать группу людей, объединившихся для достижения общих целей. Если целью, объединившей людей, является бизнес, то их совместное «дело» можно назвать бизнес-организацией. Такого рода организациями могут быть предприятия, фирмы, корпорации, товарищества, акционерные общества и т.п. независимо от их формы собственности.
После принятия Гражданского кодекса РФ (часть 1), введенного в действие с 1 января 1995 года, все юридические лица получили название организаций, кроме группы предприятий, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При различных смысловых значениях и оттенках слов «организация» и «производство» очевидно, что ОП имеет своим объектом производство (или предприятие в целом) как сложную производственную систему. Объектами ОП на предприятии являются производственные системы различных уровней, в которые входят люди и подчиненные им средства труда.
Производство – это процесс создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества. Известно, что производство включает три составные части:
1. Труд человека, т.е. его целенаправленную производственную деятельность. Люди приводят в движение средства производства, создают орудия и предметы труда, совершенствуют их.
2. Предметы труда – объект приложения сил человека; все то, на что направлена его деятельность, из чего получается готовый продукт. В сфере материального производства – это основные и вспомогательные материалы, топливо, полуфабрикаты, заготовки, детали, сборочные единицы, изделия, топливо.
3. Средства труда – это технологическое оборудование, инструмент, приспособления, с помощью которых человек воздействует на вещество природы, на предмет труда.
Человек – личный фактор производства, орудия и предметы труда – вещественные факторы. Для того чтобы все составные части производства слились в единый процесс материального производства, их необходимо объединить и обеспечить рациональное сочетание и взаимодействие в пространстве и во времени. Здесь ОП и выполняет свою первую, системообразующую функцию, соединяя личные и вещественные факторы производства в единый производственный процесс.
В материальном производстве выделяют, кроме производительных сил, и вторую сторону - производственные отношения. Производственные отношения – это отношения между людьми в процессе производства и распределения материальных благ. Они образуют сложную систему, включающую производственно-технические и социально-экономические отношения.
Производственно-технические отношения выступают как отношения по поводу совместного труда участников процесса производства. Основой этих отношений являются разделение и кооперация труда, которые ведут к обособлению отдельных работ, бригад, участков, цехов и обусловливают необходимость налаживания между ними производственных связей.
Следующая, вторая функция организации производства – установление между отдельными исполнителями и производственными подразделениями разнообразных связей, обеспечивающих совместную деятельность людей, участвующих в едином процессе производства.
Социально-экономические отношения выражают отношения между людьми, определяемые характером и формой общественного присвоения средств производства, отношениями собственности. Социально- экономические отношения являются важным элементом создания единства экономических интересов общества, коллектива и отдельных работников и достижения наивысшей эффективности производства.
При этом ОП реализует свою третью функцию – создание организационных условий, обеспечивающих взаимодействие на экономической основе всех производственных звеньев как единой производственно-технической системы.
Наконец, можно выделить и четвертую функцию ОП, которая призвана решать задачи создания условий для повышения качества трудовой жизни работников, постоянного профессионального и социально-культурного саморазвития и самосовершенствования трудовых ресурсов предприятия.
Таким образом, сущность организации производства состоит в объединении и обеспечении взаимодействия личных и вещественных элементов производства, установлении существенных количественных и качественных связей и согласованных действий участников производственного процесса, создании организационных условий для реализации экономических интересов и социальных потребностей работников на производственном предприятии.

1.2. Организация производства как система научных знаний и область практической деятельности
Самостоятельность теории ОП как науки обусловлена тем, что эта область знаний имеет свой предмет и объекты исследования, теорию и особый понятийный аппарат, изучает совершенно определенный, присущий данной науке круг закономерностей и принципов.
Предметом ОП как науки является изучение организационных отношений в сфере непосредственного производства материальных благ, т.е. в низовом звене народного хозяйства - на предприятии. К таким отношениям ОП относятся:

    чисто технические отношения, выражающие объективные формы объединения людей и вещественных факторов производства;
    отношения между людьми, возникающие по поводу совместного труда участников производственного процесса;
    отношения, обеспечивающие связи между технической стороной производства и отношениями собственности;
    отношения, характеризующие взаимозависимость вещественных, энергетических и трудовых ресурсов предприятия.
Теория выявляет причинно-следственные связи и устанавливает законы и закономерности протекания процессов или развития явлений, изучаемых конкретной наукой. Современная теория ОП – это система идей, законов, закономерностей, принципов и нормативов, позволяющая осуществлять на практике наиболее эффективные организационные формы и методы и создавать условия для рациональной ОП.
В схематической форме круг теоретических проблем, раскрывающих содержание дисциплины, включает в себя законы, закономерности, принципы, процедуры, формы и методы ОП, обеспечивающие развитие и повышение эффективности процессов производства.
Всякая теория строится на определенных законах, т.е. необходимых, существенных, устойчивых, повторяющихся отношениях и связях между явлениями. Закономерностью обычно называют устойчивую причинно- следственную повторяемость и последовательность в явлениях. Закономерности отвечают и соответствуют законам.
Под законами ОП понимаются необходимые, существенные, устойчивые отношения или причинно- следственные связи между элементами производственной системы, а также между этой системой и внешней средой.
Положения теории ОП базируются на экономических законах, законах отдельных технических и естественных наук – теории систем, теории управления, кибернетики и др. Вместе с тем наука ОП опирается и на имманентные, т.е. присущие только ей законы и закономерности.
В настоящее время в теории ОП можно выделить две группы закономерностей: (1) закономерности организации производственных систем (ПС) и (2) закономерности организации производственных процессов.
Усилиями наших научных работников удалось создать систему законов организации производственных систем. Эта система включает три группы законов:
    создания;
    функционирования;
    развития ПС.
К законам создания ПС относятся закон резервов и законы соответствия. Закон резервов устанавливает, что ПС не может функционировать без наличия резервных (не используемых в данный момент) ресурсов (материальных и информационных).
Законы соответствия широко распространены в природе и обществе. В ПС действие этих законов означает необходимость соответствия организации ПС экономическим и юридическим законам, а также целям создания и функционирования предприятий. Необходимо также соответствие друг другу всех элементов ПС, ее частей (принцип пропорциональности) и т.д.
Из специфических законов функционирования в настоящее время сформулирован лишь один закон – согласования ритмов. Этот закон базируется на признании ритмичности всех процессов и ритмичности развития всех элементов ПС. Отдельные аспекты этого закона признаны давно:
    организация массового производства обусловливает ритмичное продвижение деталей, серийного – партий и серий;
    система планово-предупредительного ремонта оборудования базируется на признании ритмичности ремонтных работ и пытается увязать эти ритмы;
    всегда принимался во внимание биологический ритм человека.
Биологические ритмы, по которым функционирует человеческий организм, изучает относительно молодая наука – хронобиология. Оказывается, в каждом из нас работают внутренние часы, которые день и ночь управляют всеми процессами нашего организма. Как именно функционируют эти часы, хронобиология и изучает вот уже около 30 лет.
Период около 10 часов идеален для умственной работы. В это время мозг оптимально снабжен кровью и находится на пике активности, поэтому даже самые сложные задачи решаются легче, чем обычно, а творческий потенциал особенно высок. Но уже через два часа после утреннего апогея наступает предобеденный спад. Организм требует свежей энергии. Однако в то же время возрастает производство гормонов счастья – эндорфинов, и человек становится менее восприимчивым к физической боли. Ходить к зубным врачам лучше всего около 2 часов дня. В это время боль при сверлении зубов кажется не такой острой. Учиться легче всего в послеобеденное время, когда наиболее мобилизована долговременная память. Физические нагрузки приносят максимальную пользу организму в период между 17 и 19 часами.
Развитие ПС подчинено законам инерции, эластичности и непрерывности совершенствования системы. Закон инерции констатирует невозможность быстрого изменения направлений и объемов функционирования ПС. Следствиями этого являются необходимость прогнозирования динамики внешней среды, целей и самой ПС, а также необходимость управления как способа преодоления противоречий.
Закон эластичности (гибкости) означает, что ПС должна обладать свойством приспособляемости к изменяющимся внешним условиям и целям, а также к изменениям элементов системы и их связей.
Закон непрерывности совершенствования системы устанавливает необходимость систематических усилий по улучшению производственного процесса.
Принципы ОП представляют собой исходные, фундаментальные положения теории, на основе которых осуществляются построение, функционирование и развитие ПС и их отдельных подсистем.
Сравнительно недавно сформулированы основные (базовые) принципы организации производственных процессов: специализации, конструктивной и технологической стандартизации, непрерывности, прямоточности, параллельности, пропорциональности, надежности, ритмичности и автоматичности. Анализ этих принципов показал, что они применимы не только к организации производственных процессов, но и к организации производства в целом.
Выявлено свойство парности этих принципов (рис.1). Некоторым основным принципам ОП соответствуют парные принципы. Если принять, например, за основной принцип специализации, то ему будет противостоять парный принцип диверсификации производства.

Рис.1. Основные принципы организации производства
(базовые и противоположные базовым)
Аналогичным образом для основных принципов: конструктивной стандартизации, технологической стандартизации, параллельности, непрерывности – можно выделить парные принципы соответственно конструктивной универсальности, технологической универсальности, последовательности, прерывности.
Принципы ОП возникают при реализации законов и закономерностей. Так, принцип специализации вытекает из требований закона неуклонного роста производительности труда, той его стороны, которая направлена на совершенствование разделения труда. Принцип автоматичности также определен требованиями упомянутого выше закона, но связан с той его стороной, которая требует роста технической вооруженности труда.
Для различных форм ОП необязательно полное и всестороннее следование положениям отдельных принципов. Часто доминирующим становится не основной, а парный принцип ОП. Так, в единичном производстве преобладает универсальность, а не стандартизация. В других случаях реализация основного и парного принципов идет на паритетных началах.
ОП использует категории, т.е. фундаментальные, повторяющиеся понятия, отражающие свойства и отношения явлений производства. К таким известным из экономической теории категориям можно отнести товар, стоимость, себестоимость, хозрасчет, заработную плату и т.п.
Категории могут объединять несколько второстепенных, нефундаментальных понятий, отражающих различные стороны данного явления или объекта. Например, категория «заработная плата» включает понятия: расценок, основная и дополнительная заработная плата различных рабочих, фонд оплаты труда и т.п.
ОП имеет совершенно определенный набор понятий такого рода, которых можно было бы назвать категориями второго порядка. Иногда последних объединяют термином «понятийный аппарат». К числу терминов (являющихся названиями понятий) ОП, используемых в научной и практической деятельности, относятся: аттестация рабочих мест, брак производственный, бригадная форма труда, виды движения партии деталей, групповое производство, диспетчеризация, задел, комплексная подготовка производства, метод организации производства, незавершенное производство, оперативное планирование, производственная система, производственный цикл, поточное производство, партия деталей, производственная структура, ритм, такт, тип производства и др.
Наука организации производства имеет определенный круг объектов изучения. Схематично в перечень изучаемых ею теоретических проблем входят:

    предмет науки организации производства;
    место организации производства в системе наук;
    система законов, закономерностей и принципов организации производства;
    системная концепция организации производства;
    формы и методы организации производства;
    развитие организации производства;
    теория и методы определения экономической эффективности организации производства;
    формы и методы реализации научных разработок в производстве.
1.3.История развития науки об организации производства
Научная организация производства зародилась во второй половине 19 века. Основоположник этой науки Фредрик Уинслоу Тейлор (1856-1915). Его труд “Принципы научного управления ” гласил, что главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя. Тейлор осуществил организацию элементов производства внутри предприятия:
- отделил подготовку к выполнению производственных операций от их исполнения;
- дифференцировал процесс труда, закрепив за каждым рабочим, как правило, одну повторяющуюся операцию;
- ввел хронометраж как средство устранения лишних, неловких приемов работы;
- разработал системы учета и контроля;
- предложил аппарат функциональных руководителей – мастеров и инструкторов, каждый из которых ведал одной стороной трудовой деятельности рабочего;
- разработал сдельно- дифференциальную систему зарплаты, суть которой заключалась в двойном тарифе: оплата по “низкой шкале” при невыполнении нормы и по “высокой шкале – при его выполнении, сама же норма устанавливалась с помощью хронометража самых лучших, специально тренированных рабочих”.
Генри Форд (1863-1947) ввел в 1913 году на своем автозаводе ленточный конвейер, позволивший сократить цикл сборки с полутора дней до 93 минут. Человек превращался в придаток машины.
Технические, технологические и организационные новшества Форда:
- разработка организации массового поточного производства;
- высокий уровень стандартизации элементов производства;
- организация системы внутризаводского транспорта и другие.;
Системы Тейлора и Форда используются в мире в настоящее время.
Г. Эмерсон (1853-1931) – выдвинул 12 принципов, соблюдение которых обеспечивает повышение производительности труда в любой сфере деятельности.
Анри Файоль (1841-1925) – создатель системы управления производством, основанной на выделении шести групп функций:
-технических;
- коммерческих;
- финансовых;
- охраны;
- счетных;
- административных;
К. Адамецки (1866-1933) – создатель теории построения производственных процессов во времени, разработчик графиков движения деталей по операциям и формул для расчета производственного цикла.
М. Уолкер, Д. Келли – создали системы сетевого планирования и управления.
В России в 1918-1919 годах были начаты и получили развитие научные работы в области совершенствования организации труда, управления на предприятиях. В 1920 году был создан Центральный институт труда (ЦИТ) – директор Гастеев А.К. (1882-1941). Он провел огромную работу в области НОТ в нашей стране. Проблемами организации и управления занимались у нас более 10 НИИ.
В.И. Иоффе (1886-1947) – разработал теорию организации производственного цикла во времени.
Л.В. Конторович (1912-1986)- провел первые работы по методическим методам оптимального планирования, заложившие основы линейного программирования.
В 50-60-е годы на Новочеркасском электровозостроительном заводе была впервые внедрена система непрерывного оперативного планирования производства, получившая в последствии широкое распространение на заводах серийного производства. Система называлась “Р-Г”. В Уфе эта система нашла широкое применение на заводах военно-промышленного комплекса (ВПК). В 70-х годах эта система была усовершенствована работниками Уфимского приборостроительного завода под руководством его легендарного директора Ковалева Н.Г. и получила название “Ритм”.
В 60-80-х годах совершенствовались методы организации конструкторской и технологической подготовки производства, методы оценки эффективности новой техники по фазам жизненного цикла. Эти работы связаны с именами профессоров М.И. Ипатова (1923-1996), А.В. Проскурякова (1918-2001), создавших новые направления в этих областях науки об организации производства.

1.4. Организация производства как вид деятельности
Организация производства – это особый вид человеческой деятельности по проектированию, осуществлению или совершенствованию производственных систем. Как вид деятельности организация производства осуществляется на всех уровнях управления: на уровне всей экономики, отрасли, региона, а также на уровне низового звена – предприятия.
Организация производства непосредственно на предприятиях (в объединениях) охватывает весьма значительный комплекс задач организационного, технического и экономического характера, который можно распределить по нескольким важнейшим направлениям:
1. Выбор и обоснование производственной структуры объединения или предприятия, т.е. определение состава и специализации входящих в них подразделений и установление рациональных взаимосвязей между ними.
2.Проектирование и обеспечение взаимоувязанного функционирования всех составляющих единого производственного процесса: подготовки производства, основных производственных процессов, контроля качества продукции, технического обслуживания процессов производства.
3. Проектирование и осуществление на практике организации подразделений производственной инфраструктуры объединения или предприятия: ремонтного хозяйства, инструментального производства, транспортного и складского хозяйства и т.п.
Без своевременного обеспечения инструментом, ремонтом, материалами, энергией невозможна организация основных процессов, т.е. не будет «питания». Более того, в условиях автоматизации производства инфраструктура, как объект ОП, становится доминирующей областью приложения. Прямые затраты труда в промышленности развитых стран (основные материалы и основная заработная плата) составляют от 2 до 10% стоимости продукции. Поэтому сколько-нибудь существенная экономия на этом практически невозможна. Недаром возникла новая (в прикладном смысле) наука – логистика.
4. Сочетание элементов производственного процесса во времени на основе разработки и внедрения систем оперативного планирования с учетом типа и технико-экономических особенностей производства. Нормальное функционирование производственного процесса во времени предполагает решение следующих задач:

    установление порядка выполнения отдельных видов работ, рациональное совмещение времени их выполнения;
    обеспечение непрерывного движения предметов труда в процессе производства;
    установление порядка запуска изделий в работу;
    создание необходимых производственных заделов;
    организация бесперебойного снабжения рабочих мест сырьем, материалами и полуфабрикатами.
В области стратегического планирования от весьма громоздкого техпромфинплана, всецело подчиненного централизованной системе управления и планирования, осуществляется переход на бизнес-планирование, ориентированное на выживание предприятия в условиях рыночной экономики.
В области же оперативного планирования, в условиях четкой работы внешних поставщиков необходимо осваивать системы типа японской just in time, KANBAN (“вытягивание”); по примеру японцев больше уделять внимания не вертикальным, а горизонтальным связям подразделений, гибкому маневрированию рабочей силой, использованию в планировании творческих и новаторских идей.
Такие современные системы оперативного планирования производства, как just in time или KANBAN, увеличивают фондоотдачу и приводят практически к полному отсутствию заделов, ликвидации большинства складских помещений, к работе, как иногда говорят, «с колес».
5. Организация труда работающих как конкретная форма реализации процесса соединения рабочей силы со средствами производства. Методы организации труда в значительной мере определяются формами и методами организации производства. В центр внимания данного направления деятельности по организации производства выдвигаются следующие задачи:
    рациональное разделение и кооперация труда и выявление на этой основе профессионально-квалификационн ого состава работающих;
    научная организация и обслуживание рабочих мест;
    улучшение и оздоровление условий труда;
    организация материального и морального стимулирования работников.
Необходимо подтянуть условия труда и отдыха до уровня лучших западных фирм. Миф об усиленной эксплуатации – это «фордовское» прошлое. На Volkswagen отпуск у рабочих составляет 32 дня, а фактически – все 50, т.к. 37-часовая рабочая неделя неудобна и работают по 40-часовой (7 часов в день). Так «набегает» дополнительно еще 18 дней отпуска.
И еще один вопрос, входящий в систему НОТ, - это вопрос мотивации труда, морального и материального поощрения. Японцы, например, переняли у нас грамоты, кубки и т.д., но не для дома, а для размещения на стендах на предприятиях.
Конечно, трудно говорить о материальном поощрении, если средняя зарплата в России, например, в 1995 году составляла 5% от уровня заработной платы в развитых странах. Но даже в таких условиях можно многое сделать выбором «правильной» системы заработной платы.
6. Сочетание рациональных организационных форм и экономических методов ведения производства. Тем или иным формам организации должны соответствовать адекватные им методы создания экономической заинтересованности работников в повышении эффективности производства. Важным направлением деятельности здесь является усиление экономической самостоятельности структурных подразделений предприятия.
В условиях становления рыночного хозяйства важной задачей организации производства является дальнейшее развитие взаимосвязанных организационных форм и экономических методов.
7. Разработка системы взаимодействия производственных подразделений и формирование структуры управления предприятием / объединением.
Следует отметить, что ОП не остается неизменной с течением времени. Задача ОП как практической деятельности состоит в творческом синтезе данных всех наук о производстве и разработке путей и методов наилучшего использования орудий и предметов труда и самого труда на основе теории ОП. Кроме того, курс ОП формируется на основе опыта организации производства на отечественных и зарубежных предприятиях, анализа как достижений передовых предприятий и их подразделений, так и причин и недостатков отстающих предприятий, цехов и участков.
Развитие науки и техники изменяет техническую основу производства, характер кооперации труда и через это влияет на формы и методы организации производства. Определенное воздействие на организацию производства оказывает и расширение масштабов производства, рост культурно - технического уровня работающих, степень обобществления производства и разделения труда, методы хозяйствования.
Так, внедрение комплексной автоматизации производственных процессов требует существенных изменений в составе работающих и организации их труда, создания новых технических и производственных подразделений, усиления роли технического и организационного обслуживания производства.
Высокий уровень применяемой в современном производстве техники в сочетании с ростом образованности и общей культуры трудящихся поставил задачу отказа от чрезмерно узкой специализации рабочего и перехода к более универсальному характеру труда.
В условиях НТП усложняются изделия и технология, возрастает потребность во все большем количестве машин, приборов, аппаратов разного назначения и, следовательно, различающейся номенклатуры; из разных изделий формируются все более сложные комплексы, системы машин.
Если первые автомобили начала ХХ века имели около 2 тыс. деталей, то современный автомобиль – более 30 тыс. деталей и при этом 60-80 тыс. сопрягаемых поверхностей. Самолет «Боинг-747» имеет 1 млн деталей, американский космический корабль многоразового использования «Шатл» - 10 млн деталей. Сложность производства отражается в росте номенклатуры выпускаемой продукции. Например, компания Вестингауз (США) выпускает 50 тыс. различных типов турбинных лопаток. Компания IBM из 2700 различных деталей собирает 55 тыс. видов пишущих машинок.
Это сказывается на ОП. Необходимо дополнительное развертывание мелкосерийного производства, а оно и более материалоемко, и более трудоемко, чем массовое или крупносерийное, отсюда, обходится дороже. Увеличение удельного веса мелкосерийного производства неизбежно снижает производительность труда, а это недопустимо для развивающегося общества.
Возникает противоречие между быстро меняющимся содержанием и застывшей формой ОП. Оно преодолимо в рамках существующего способа производства. Для этого используются известные формы ОП, например, построение предметно-замкнутых участков, где высокий уровень типизации технологических процессов, использование специальной переналаживаемой оснастки, групповой технологии и принципа предметного построения пространственной структуры обеспечивает приближение результатов мелкосерийного производства, в частности производительности труда, к показателям крупносерийного производства.
Преодолеть указанное противоречие позволяет и образование новой формы ОП – гибких производственных систем (ГПС), где соединяются маневренность мелкосерийного производства с высоким, свойственным массовому производству уровнем механизации и автоматизации.
В обычной практике высокая степень специализации рабочих мест и связанная с этим разделением труда большая производительность труда сочетается с малой универсальностью, гибкостью этих рабочих мест, столь необходимых для мелкосерийного производства. Иначе обстоит дело в ГПС, где высоки и специализация, и универсальность.

ГЛАВА II ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. РАСЧЕТ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ОАО "МАГМА"
2.1. Характеристика предприятия ОАО "МАГМА"

Машиностроительное предприятие ООО "МАГМА" представляет собой современный производственный комплекс, созданный 20 августа 2001 года, имеющий в своем составе специализированные производства и выпускающий сложную техническую продукцию.
На протяжении ряда лет предприятие изготавливает нестандартное оборудование и запчасти для металлургического и кранового оборудования, ГОКов, морских и речных портов.
За сравнительно небольшой период времени предприятию удалось успешно наладить прочные партнерские отношения с крупнейшими предприятиями СНГ.
Располагая современным металлообрабатывающим и механосборочным производством, высококвалифицированными кадрами, предприятие изготавливает уникальное по своим характеристикам нестандартное оборудование и детали различных классов точности и типоразмеров, массой от нескольких килограммов до 120 тонн.
Наличие инженеров высокой квалификации в конструкторских и технологических службах в сочетании с универсальной производственной базой и финансовыми возможностями позволяет предприятию быстро перестраиваться на освоение новых видов продукции, в том числе, и модернизированной, без значительной внешней кооперации.
Развитие собственного складского хозяйства позволяет постоянно поддерживать на складе самый широкий ассортимент заготовок, поковок, литья и др. металлопроката.
На предприятии внедрена и применяется система менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта DIN EN ISO 9001:2008, это позволило организовать четко налаженную связь коммерческих и технических служб на всех этапах от закупки сырья, материалов и комплектующих до отгрузки потребителю конечной продукции. Сертификат на систему менеджмента качества является документальным подтверждением способности предприятия производить продукцию, удовлетворяющую требования заказчика.
Документация системы менеджмента качества, разработанная на предприятии, четко определяет взаимосвязь между подразделениями в вопросах планирования, контроля технологии производства, обеспечения качества продукции и формирования основных показателей деятельности предприятия.
Проводится аккредитация аналитической лаборатории по контролю производства (ЛКП), оснащенная оборудованием, приборами и методиками необходимыми для выполнения требуемого объема входного контроля и сопровождения технологического процесса, приемо-сдаточных испытаний готовой продукции.
Отдел технического контроля (ОТК) взаимодействуя с лабораторией по контролю производства (ЛКП), в рамках подготовки производства, допускает к использованию только те исходные материалы, которые прошли полный входной контроль. Такая связь позволяет исключать приобретение недоброкачественного сырья, материалов, комплектующих, что существенно влияет на качество готовой продукции.
Организация и проведение ремонтов механического и энергетического оборудования выполняются непосредственно персоналом предприятия в строгом соответствии с технической документацией.
Используя разработанную документацию для ведения технологических процессов, контролируя продукцию на всех стадиях ее производства, позволяет при выявлении несоответствий определять причины и устранять их, а главное разрабатывать и внедрять корректирующие, предупреждающие меры с целью исключения их в дальнейшем.
Положительная динамика в работе нашего предприятия объясняется: расширением технологических возможностей, внедрением новых технологий, обучением производственного персонала, увеличением производственных мощностей.
Согласно плану стратегического развития предприятия, в декабре 2010 года сдан в эксплуатацию новый корпус ЦМК общей площадью 3024 кв.м., предназначенный для производства стальных металлоконструкций промышленного назначения. Производственная мощность цеха - до 3000 тонн в год.
2.2. Расчет технико-экономических показателей
На данном предприятии было осуществлено реализация инвестиционной программы, в которой было запланировано приобретение машины плазменной резки, с рабочей зоной 2500х12000 мм;
Данное решение потребовало капитальных вложений в размере 35 млн руб., которое привело к увеличению выпуска продукции до 80 тыс. шт. и улучшению ее качества. Данные предприятия представлены в таблице 1.
Таблица 1
Исходные данные предприятия


и т.д.................
Показатели
измерения
1
2
3
4
5
I. До внедрения мероприятий по техническому перевооружению производства
1.1
Годовой выпуск изделий

тыс.шт.
57
1.2
Затраты на производство и реализацию продукции на 1 изделие
Змо
руб.
7500
    ЗП основная и дополнительная

руб.
850
    отчисления с ЗП

%
26
    прочие расходы

руб.
180
    косвенные расходы

%
28
    расходы, связанные с реализацией
Р
%
5
1.3
Рентабельность изделия

%
20

1.4
Стоимость остатков незавершенного производства
    на начало года

тыс. руб.
960
    на конец года

тыс. руб.
830
Продолжение таблицы 1

1.5
Стоимость остатков готовой нереализованной продукции на складе и товаров отгруженных, но не оплаченных
    на начало года

тыс. руб.
570
    на конец года

тыс. руб.
450
1.6
Балансовая стоимость ОПФ на начало года

тыс. руб.
60000
1.7
Поступление (+), выбытие (-) ОПФ по балансовой стоимости в течение года
    с 1 февраля

тыс. руб.

    с 1 июня

тыс. руб.
+ 13 000
    с 1 сентября

тыс. руб.
– 7 000
    с 1 декабря

тыс. руб.
– 3 000
1.8
Стоимость остатков нормируемых ОС
    на 1 января (нач. года)

тыс. руб.
55000
    на 1 марта

тыс. руб.
53 000
    на 1 июля

тыс. руб.
50 000
    на 1 октября

тыс. руб.
57 000
    на 31 декабря

тыс. руб.
58 500
1.9
Среднегодовая списочная численность ППП

чел.
400
1.10
В том числе рабочих

чел.
300
II. После внедрения мероприятий по техническому перевооружению производства
2.1
кретных ситуаций. Практическое применение в теории организации системного подхода затруднялось тем, что системы в данном подходе представляют собой застывшие, зачастую абстрактные модели, которые трудно приспособить к изменениям как внутри организации, так и в ее внешнем окружении; кроме того, возникали сложности при использовании конкретных знаний о специфике организаций и их развитии. Это обстоятельство послужило толчком для возникновения ситуационной теории, или ситуационного подхода, к изучению организаций и процессов управления.

В 1940-1950-х гг. развивалась эмпирическая школа в теории управления. Представители этой школы П. Друкер, А. Чандлер, Р. Дэйвис особое значение придавали распространению конкретного опыта управления фирмами. При этом существующие организационные структуры корректировались на основании эмпирических исследований в зависимости от области деятельности, географического положения фирмы, состояния рынка и т.д.

Толчком к созданию ситуационной теории послужили исследования Т. Бернса и Г. Сталкера, проведенные ими в 1960-1961 гг. на 20 машиностроительных, электронных и текстильных фирмах Англии и Шотландии . Основным результатом их исследований стало предположение о том, что в зависимости от вида внешней среды (стабильной или изменчивой) наиболее эффективными организационными структурами могут быть «механистическая» или «органическая».


Основные положения структурно-функционального подхода. Структурно-функциональный анализ - один из важнейших исследовательских подходов к изучению социальных явлений. Наибольшее теоретическое и практическое значение данный подход получил именно в теории организаций. Основателем концепции функционализма считают Э. Д ю р к г е й м а, который первым сформулировал проблему, связанную с функциональным разделением труда в организации, и проблему взаимосвязанности функций отдельных системных единиц. В дальнейшем проблемы функционализма разрабатывались антропологами Б.Малиновским и А. Редклифф-Брауном, которые рассматривали социальный объект (в частности, общество) как адаптивную систему, в которой все части служат удовлетворению потребностям системы как целого, обеспечивая ее существование во внешней среде.

Отправной точкой структурно-функционального анализа является понятие функции каждой системной единицы по отношению к системе как целому. Здесь не имеется в виду математическое понимание функции, скорее «функция» ближе к биологическим наукам, где она означает «жизненный или органический процесс, рассматриваемый с точки зрения того, какой вклад она вносит в сохранение организма» .


Основы общей теории систем. Во многих областях знания объект исследования представляют в виде системы, а последующее его изучение проводят на основе базовых принципов системного подхода. Существуют биологические, технические, информационные и другие системы. Однако ни в одной области системный подход не получил столь широкого распространения и не использовался с таким эффектом, как в теории организаций.

Концептуальные модели системного подхода к объяснению сложных явлений современной жизни или системного анализа появились в виде общей теории, которой приписывалась способность объяснить все явления современного материального и нематериального мира. Одним из основоположников системного подхода считают Г. Спенсера, английского естествоиспытателя и исследователя социальных явлений. По Спенсеру, весь социальный мир представляет собой некое целое или организм, который можно представить как совокупность взаимодействующих частей - сердца, почек, мозга и других органов, которые в целом выполняют функцию жизнеобеспечения или, иными словами, выживаемости данной системы. Перенося проблемы биологического организма на социальный уровень, Спенсер не смог выявить чисто социальных явлений, присущих исключительно человеческому обществу. Вместе с тем отдельные элементы его «организмической» теории и в настоящее время актуальны и способствуют проведению всестороннего анализа социальных общностей, в частности социальных организаций. Однако истинными творцами общей теории систем признаются А.А. Богданов и Л. фон Берталанфи. Особенно весомый вклад в теорию сделан Богдановым. Он разработал ряд основных положений общей теории систем: принцип обратной связи, феномен открытой системы (т.е. системы, взаимодействующей с окружающей средой посредством обмена энергией и веществом) . Берталанфи разработал базовые принципы функционирования системы, баланса между входом и выходом, определил принцип «изоморфизма», согласно которому все системы (биологические, технические, социальные, информационные и др.) обладают общими чертами, определяемыми как системные черты .

В соответствии с общей теорией систем под системой понимается некоторое сложное целое, обладающее ярко выраженными границами и относительно независимыми составляющими, связанными между собой так, что изменение положения или состояния одной части с неизбежностью приводит к изменению состояния других частей.


Значение человеческого фактора в организации. Еще Ф.Тейлор в своих работах писал о необходимости изучения человеческого фактора в организации. Он указывал, что организация только тогда будет работать эффективно, когда учитываются все самые важные потребности работников, когда организация является не только механизмом для производства прибыли, но и сплоченным коллективом, члены которого благожелательно относятся друг к другу.

Но представители школы научного управления практически не рассматривали отношения между членами организации. Более того, они фактически отрицали значимость горизонтальных связей, рассматривая исключительно вертикальные, властные связи в направлении только сверху вниз - от руководителей к подчиненным. Невнимание к человеческому фактору самым отрицательным образом сказывалось на работе «рациональных организаций», которым не удавалось повышать эффективность деятельности несмотря на наличие ресурсов. Вновь актуализировалась проблема отчуждения и аномии.


Предпосылки появления теории научного управления. Ранний период развития теории организаций характеризуется в первую очередь слабостью системы управления организацией, неопределенностью функций управления. Это обусловлено в основном тем, что в одном лице соединялись собственник и управляющий, следствием чего была незначительная численность управляющих и отсутствие специализации в осуществлении управленческих задач.

В результате отделения собственника предприятия от процесса управления производством, произошедшего после распада фабричной системы организации труда и возникновения крупного машинного производства, появился специализированный аппарат управления, в задачи которого входили контроль за деятельностью рядовых членов организации и проведение мероприятий, способствующих повышению эффективности их работы.

Одной из первых теоретических школ, рассматривающих проблемы теории организаций, стала так называемая классическая школа научного управления. Основу организационных теорий этой школы составляет идея рационализации всех компонентов организации, другими словами, ориентация всех структурных единиц организации на ее цели, всеобщая целесообразность. Достижению всеобщей целесообразности рациональности служит прежде всего жесткая иерархия управления всех органов и должностей организации, которая содействует осуществлению возможно более жесткого всеобъемлющего формального контроля. Очевидно, что создание системы такого контроля возможно только при условии четкого распределения функций (прав и обязанностей) между членами организации, а следовательно, требует разработки взаимосвязанных ролевых требований, отсечения ненужных действий, упрощения и максимальной рационализации существующих технологий.


Социально-экономические условия возникновения теории организа ций. Довольно долго сложившиеся формы организационного устройства некоторых сторон социальной жизни не изменялись. Это во многом объясняется отсутствием потребностей в организованных объединениях в сфере материального производства. В тот период единичные, уникальные товары и услуги производили ремесленные гильдии, а прочую необходимую продукцию производили на основе принудительного труда с помощью прямого экономического, физического или другого вида принуждения. Но в обоих случаях не удовлетворяются главные требования к массовому производству продуктов и услуг: высокая производительность и высокое качество. Если в случае ремесленного производства можно создавать качественные продукты, но нельзя достичь высокой производительности, то в производстве на основе принудительного труда невозможно добиться высокого качества продукции (принуждаемый работник может перетаскивать камни или рыть каналы, но он является принципиальным тормозом повышения качества).

Только возникшая конкуренция и желание наладить более прибыльное производство породили стремление создавать наиболее совершенные организационные структуры.

Предмет и содержание курса

Сущность и задачи организации производства

Организация производства и управления предприятием ОПиУП (экзамен)

Предмет, содержание и задачи курса

1) Организация производства представляет собой совокупность форм, методов и приёмов научно обоснованного соединения рабочей силы со средствами производства, а так же установлением взаимосвязи и взаимодействия элементов, образующих конкретную производственную систему в определённых условиях пространства и времени исходя из заданных целей системы и единства функций её элементов.

Основной целью организации производства является: координация и оптимизация во времени и в пространстве как материальных, так и трудовых элементов производственного процесса (ПП) с целью получения наиболее эффективного результата при минимальных затратах.

Основными задачами организации производства являются:

Обеспечение выпуска конкурентоспособной качественной продукции;

Выбор основных производственных процессов и их эффективная организация в пространстве и времени;

Сокращение времени от запуска до выпуска продукции (снижение длительности выпуска продукции);

Снижение материала и энергоёмкости продукции.

Т.к. многие задачи производства решают технологии, важно различать функции технологии и функции организации.

Функции технологии определяют способы и варианты изготовления продукции. Функции организации определяют конкретные значения параметров производственного процесса и выбора наиболее эффективного согласно целям и условиям производства.

Решение задач возможно только на основе системного подхода, который предполагает комплексное изучение объекта курса (промышленного предприятия).

Системный подход к изучению курса предусматривает оптимизацию работы всей производственной системы в совокупности как целого, а не отдельных её частей.

2) Курс ОПиУП изучает производственные отношения, которые складываются между людьми в процессе производства. Предметом изучения является изучение методов и средств наиболее рациональной организации производства. Объектом является промышленной предприятие, которое рассматривается как производственная система. Производственная система состоит как минимум из трёх блоков:

Ресурсы пр-е производства продукции результат

Производственная система обладает способностью к саморегулированию.

Основные принципы системного анализа, используемые при системном подходе:

Принятие управленческих решений должно начинаться с чёткой формулировки конечных целей и задач предприятия;

Всю проблему рассматривают как единую систему и выявляют влияние каждого входящего элемента и возможные альтернативные варианты;



Задачи отдельных элементов системы не должны вступать в противоречие с целями всей системы.

3) Этапы:

1 Этап возникновения (до 30х годов 20века)

Отцом науки ОПиУП является американский инженер Фредерико Тейлор (1856-1915) – начал исследование проблем рационализации производства с 1885 года. Путём практических опытов и экспериментов на предприятиях ему удалось решить ряд важнейших вопросов управления, связанных с повышением производительности и интенсивности труда. Основные его публикации: «Научное управление» 1902г, «Принципы научного управления (менеджмента)» 1911г. В них он сформулировал основные научные принципы организации производства:

Анализ – разложение производственного процесса на операции с последующим их изучением;

Измерение – количественное определение параметров операции;

Проектирование – разработка технологического процесса, выполнение операций и привязка его выполнения к рабочим местам на планируемый период;

Стимулирование – вознаграждение исполнителей за уровень выполнения планового задания.

К тому же периоду относятся работы американских учёных Ливии и Фрэнка Гилбертов, Генри Гандта. Анри Файоль (фр.) – главная заслуга – рассматривал управление как непрерывный универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных видов деятельности: техническая, коммерческая, финансовая, деятельность по защите собственности и жизни людей, анализ статистических данных и административная деятельность. Генри Форд (1863-1947) – пооперационную детализацию производственного процесса изготовления автомобиля в 1913 году реализовал на конвейере и на основе поточной формы организации труда добился значительного повышения производительности.

Рационализация труда и управления требовала технических средств измерения и контроля. Был изобретён метод хронометрирования движения рабочего во время выполнения трудовых операций, применена кинокамера и другие приборы, позволившие наблюдать и анализировать ход работы и отыскивать самые рациональные приёмы и способы труда. Шёл поиск наиболее рациональных методов управления, возможности материального вознаграждения за наиболее интенсивный и производительный труд.

2 Этап становления (30-60 годы 20 века)

После глубокого и продолжительного финансового кризиса 1929-1933 годов прежние научные и классические подходы к управлению производством были не в состоянии обеспечить рост производительности труда. Требовались новые способы руководства предприятием, которые бы учитывали инициативу работников. Возникло новое направление «Школа человеческих отношений». Возглавил её Элтон Мэйо (1880-1949). Он повернул человеческую мысль в сторону ориентации на человека и социальные стороны производственного процесса, а так же на роль всего коллектива в успешной работе всего предприятия.

Абрахам Маслоу (1908-1970) разработал теорию, известную как «Пирамида потребностей»

Дуглас Маг-грегар (1906-1964) разработал теорию двух типов поведения человека на работе, и в соответствии с этим двух способов управления работниками. «Теория Х» была разработана для исполнителей, которые изначально ленивы, безынициативны и стремятся избегать лишней работы, работают только по принуждению и желают, чтобы ими управляли. «Теория У» исходила из того, что для творчески мыслящих исполнителей необходимо обеспечить достаточную свободу в рамках выполняемых ими функций.

Основной заслугой этого этапа является доказательство того, что разработанные операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к высокой производительности труда. Не менее важным фактором является сила взаимопонимания между людьми, их потребности, которые лишь косвенно могут быть удовлетворены при помощи денег. Главным шагом к эффективной организации является применение эффективных приёмов управления человеческими отношениями.

3 Этап дальнейшего развития или системного подхода (60г 20 века по настоящее время)

На этом этапе ОПиУП стало объектом моделирования с использованием современных средств связи и математических способов обработки информации. Управленческая мысль постоянно развивается, выдвигаются всё новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. В современном менеджменте преобладают три тенденции:

Осознание значения материально-технической базы современного производства и услуг;

Усиление внимания к организационной культуре и к демократизации управления;

Усиление международного характера управления.

В системе современного менеджмента важное место занимает менталитет каждой страны.

Развитие науки «Организация производства» начинается с XVIII века. А. Смит (1776г.) в книге «Богатство народов» описал экономические выгоды от разделения труда. Это явление известно также как специализация труда.

Разделение труда – разбивка производственного процесса на ряд отдельных операций, так чтобы каждый рабочий выполнял лишь некоторую небольшую часть общей работы.

В 1790г. Э. Уитни разработал концепцию взаимозаменяемых частей. Взаимозаменяемые части – детали изделия, изготовленные с такой степенью точности, что их не надо подгонять вручную. Уитни разработал сборочную линию по производству мушкетов с такой системой допусков, что любая часть могла подойти к любому изделию.

В 1911 году Ф. Тейлор в книгах «Принципы научного управления» и «Управление фабрикой» изложил подходы к организации производства: отделил подготовку производственных операций от их исполнения, дифференцировал процесс труда, ввел хронометраж, разработал систему учета и контроля, разработал сдельно – дифференцированную систему заработной платы.

Разработкой проблем совершенствования трудовых процессов занимались супруги Фрэнк и Лилиан Гилбреты. Они осуществили классификацию микродвижений, выделив 18 микроэлементов, и назвали их терблигами. Работа Гилбертов положила начало микроэлементному нормированию труда.

Г. Эмерсон в книге «Двенадцать принципов производительности труда» доказал возможность рациональной организации труда целого коллектива, используя следующие принципы:

Отчетливо поставленные идеалы или цели;

Здравый смысл;

Компетентная консультация;

Дисциплина;

Справедливое отношение к персоналу;

Быстрый, надежный, полный, точный и постоянный учет;

Диспетчирование;

Нормы и расписания;

Нормализация условий;

Нормирование операций;

Стандартные инструкции;

Вознаграждение за производительность.

В 1913 г. Г.Форд внедрил на автомобильных заводах поточные методы организации производства, в основе которых лежали следующие положения:

Максимальное разделение труда;

Детальная разработка технологических процессов;

Механизация и автоматизация процессов производства;

Полная стандартизация производства.

Значительный вклад в развитие теории и практики организации производства внес К. Адамецки. Он создал теорию построения производственных процессов во времени, разработал графики движения деталей по операциям и формулы для расчета производственного цикла.

Следует также отметить работы Э. Мейо, в которых он сделал вывод о примате психологических и социальных факторов в производительности труда и необходимости глубокого исследования «человеческих отношений».



Среди наших соотечественников можно отметить А.К. Гастева (1882 - 1941). Он опубликовал такие известные работы, как «Трудовые установки» и «Как надо работать», в которых были заложены принципы программированного обучения трудовым движениям.

О.Е. Ерманский (1866 - 1941) в книге «Теория и практика рационализации» впервые ввел понятие о физиологическом оптимуме в работе.

О.И. Непорент (1886 - 1966) разработал в 30 х годах теорию организации производственного процесса во времени (виды движения деталей).

Л.В. Конторович (1912 - 1986) разработал основы линейного программирования и применил их в планировании производства.

Б.Я. Каценбоген (1897 - 1956) разработал теорию и методику использования поточных методов производства в серийном производстве.

Э.А. Сатель (1885 - 1968) первым указал на необходимость комплексно решать конструкционные, технологические, организационные, эксплуатационные и экономические проблемы современного производства.

С.П. Митрофанов разработал научные принципы групповых методов обработки деталей, которые позволили внедрить поточное производство в серийном и мелкосерийном производствах.

Значительный вклад в развитие системы оперативного планирования внес А.С. Родов. Он в 1963 г. разработал и внедрил систему непрерывного оперативно – производственного планирования.

Современные тенденции развития организации производства следующие:

1) Глобализация экономики. Рынки и компании становятся все более и более глобальными по своей природе. Многочисленные производственные компании США имеют предприятия в Европе или планируют их создание. Европейские и азиатские компании размещают свое производство в США. В результате значительно усиливается конкуренция по всему миру.

2) Тотальное управление качеством, подход, когда все работники предприятия от генерального директора до рабочего вовлекаются в непрерывный процесс улучшения качества товаров и услуг.

3) Гибкость производства – способность предприятия быстро приспосабливаться к изменениям в общем объеме спроса, в ассортименте и в дизайне изделий. В современных условиях это является главным фактором конкурентоспособности предприятия.

4) Компьютерные технологии. Развитие новых компьютерных технологий привело к появлению новых изделий и производственных процессов. Они оказывают огромное воздействие на организацию производства. Сфера применения компьютерных технологий включает в себя проектирование изделий, технологию обработки, информационную обработку и связь. Новые технологии имеют огромное значение для производственных систем, воздействия на конкурентоспособность и качество.

5) Вовлечение рабочих в решении производственных задач. Все большее число компаний спускают ответственность за разрешения производственных проблем на нижние уровни организационной структуры. Руководство компаниями признает компетентность рабочих в вопросах производственного процесса и их способность внести вклад в совершенствование системы производства.

6) Особое внимание вопросам экологии. Законы и постановления, регулирующие вопросы экологии, становятся все более жесткими, а штрафы и наказания суровыми. Контроль над загрязнением окружающей среды и переработка отходов становятся главными проблемами предприятий.

1)Донаучный этап развития теории организации.

2)Научный этап развития теории организации.

3)Основные школы теории организации.

4)Тектология А.А.Богданова.

1) Можно выделить три стадии в развитии теории организации.

I. До 18 века. Главная дисциплина, в рамках которой обобщались знания об организации ― это философия.

II. 18-19 века. Появление первых теорий, основанных на научных знаниях. Основную роль на этом этапе играло обобщение опыта индустриально-хозяйственных организаций, а главной наукой стала экономика.

III. Начало 20 века. Считается, чо ее начало связано с появлением первой научной теории менеджмента ― школы научного управления. Первоначально главной наукой был менеджмент (теория управления). Но в 20-40е годы ХХ века огромную роль в развитии теории организации сыграла философия, теория систем и кибернетика. Достижения этих наук были соединены с достижениями экономики, менеджмента и общей теории управления. В результате оформилась новая научная дисциплина ― теория организации.

2) Человечество накапливало опыт управленческой и организационной деятельности в течении тысячелетий. Однако в течении длительного времени процесс организации и ее изучения осуществлялись не в рамках науки, а в рамках искусства. Искусство ― это умение работать с уникальным, наука работает с типичным; науку можно преподавать без участия человека, разработавшего ее, искусство ― нельзя.

Появление крупных организаций связано с переходом от присваивающего хозяйства к произвоящему. Появляется первое государство, первая крупная организация. Важную роль в обобщении опыта управления сыграли классики древнегреческой философии. Платон указал роль разделения труда. Аристотель заложил основы учения о домохозяйстве «экономике». Он указал на необходимость создания особой господской науки для обучения тех, кто должен управлять рабами.

Теория организации развивалась менее успешно в эпоху феодализма. Для этого были 2 причины:

  • единственной крупной организацией была церковь, все хозяйственные функции выполнялись в рамках мелких ремесленных хозяйств;
  • не поощрялось развитие ненормативного (научного) знания по этическим (религиозным) положениям.

Особый интерес к проблемам управления и организации возник в XVIII веке в связи с развитием индустриального капитализма. Можно выделить 2 важных открытия:

1. Открытие А.Смитом роли горизонтального разделения труда в развитии горизонтальных организаций.

2. Открытие Ч.Беббиджа, согласно которому разделение труда эффективнее в сфере умственного труда.

Большую роль в развитии психологических аспектов теории организации сыграл Р.Оуэн. Он показал роль обучения сотрудников в развитии организации, а ткаже впервые проанализировал эффективность нематериальной мотивации персонала.



3) К классическим теориям организации относят:

  1. Теория научного управления
  2. Административная теория
  3. Бюрократическая теория

В менеджменте вторую и третью теории объединяют и называют классической.

I. Представителями были основоположники менеджмента ― Тейлор, Гилберты, Г.Форд.Главная особенность ― стремление на научной основе организовать труд рабочих. Главное ― организация труда на рабочем месте. Основные принципы:

v отделение планирования труда от его выполения;

v научный подход к организации труда;

v исследование трудовых операций при помощи научных методов: определение наиболее рационального способа выполнения операций, внедрение и контроль, нормирование труда определяется научно-обоснованными критериями. Оплата труда (сдельная) опирается на научный критерий, что обеспечивает оптимальную эффективность труда;

v функциональное руководство. Деятельностью рабочего управляли сразу несколько специалистов. Планированием должны заниматься ответственные за порядок, инструкции, время, стоимость, дисциплину. Оперативное управление в рамках цеха ― начальник смены, приёмщики, руководители ремонта и руководители по нормированию. Сама идея функционального управления имеет очень важное значение в современной теории организации, но в той форме, которую предлагал Тейлор, она оказалась громоздкой и неэффективной;

v внимание к человеческому фактору. Оно проявлялось в стремлении заинтересовать рабочих при помощи материальных стимулов (премиальная система, сдельщина). Стремление максимально сильно использовать рабочую силу. Внимание к отдыху, рациональному питанию, гигиеническим условиям труда (температура, освещённость, вентиляция, борьба с вибрацией);

v внимание к обучению и подбору рабочих.

II. Административная школа. А.Файоль, в рамках данной школы была попытка создать научную концепцию построения организации в целом. Заслуги: Файолем были выдвинуты принципы построения организации в целом на всех уровнях вне зависимости от типа организации. В рамках этой теории была разработана универсальная организационная структура. Идеальная структура может быть найдена ― считали представители школы. Файоль был сторонником линейно-функциональной структуры управления, где единоначалие дополнялось большим количеством функциональных специалистов, главная задача которых ― помощь линейным руководителям соответствующего уровня. Представителями школы ВПЕРВЫЕ была выдвинута идея о том, что существуют общие функции управления. Файоль старался в своих работах опираться на все, что было изобретено и открыто до него. Положения теории:

v единоначалие. Работник на любом уровне должен получать указания только от одного человека;

v единство полномочий и ответственности. Человек, получивший определенное задание, должен иметь достаточно полномочий, чтобы выполнить его и нести ответственность;

v единство направления. Каждая организация, имеющая особую цель, должна иметь особый план и одного руководителя;

v иерархия (скалярная цепь);

v централизация;

v корпоративный дух (чувство общности);

v единство рабочего места. Организация заинтересована больше в стабильных работниках, чем в текучих, но хороших.

III. Бюрократическая теория организации. Макс Вебер. Данная теория примыкает к административной школе. Вебер считал, что в эпоху машин организация также должна быть подобна машине. Идеальная управленческая машина ― бюрократия. «Она во многом подавляет индивидуальность человека, но альтернативы ей все время нет». Принципы школы:

v господство формальных процедур, а не отдельных руководителей;

v данные процедуры являются легитимными, то есть они признаются членами организации, а не просто навязываются силой;

v служебные обязанности ― четкие, постоянные и узаконенные;

v четкое разделение труда;

v имеется четкая иерархия;

v работник нанимается исходя только из уровня компетентности;

v зарплата зависит от места в иерархии;

v должность служащего является единственным источником его заработка;

v работа на основании контракта;

v продвижение по службе по четким правилам, в соответствии с выслугой, а не по произволу;

v личное отношение в максимальной степени устранено.

Принципы бюрократии действуют в большинстве современных организаций, особенно в крупных. Наиболее актуальны эти принципы для системы государственной службы. Проблема бюрократических структур в недостаточной активности и адаптивности, поэтому Вебер считал, что руководители таких структур не должны являться частью бюрократической системы, должны обладать другими качествами и давать бюрократические цели, отсюда частичное противопоставление государственной службы политике.

4) Тектология Богданова:

I. Любое явление можно изучать с организационной точки зрения. Законы организации систем характерны для любых объектов.

II. Организационные отношения можно исследовать при помощи формализации, используя количественные методы.

III. С точки зрения тектологии, объекты ― организационные комплексы. Главный признак комплекса ― целое больше суммы частей, чем больше разница, тем более организован объект, комплекс.

IV. Существуют 2 типа систем: централистский и скелетный. Централистские системы включают в себя центральны комплекс по отношению к которому все низшие элементы играют роль периферии.

V. Выделил основные механизмы организации:

1. коньюгация ― соединение комплексов;

2. ингрессия ― один комплекс входит в состав другого;

3. дезингрессия ― разделение или распад комплекса.

VI. Все комплексы в природе развиваются благодаря механизму подбора (отбора): положительный (ситуация отбирает комплекс по принципу усложнения и увеличения неоднородности) и отрицательный (отбор по принципу упрощения комплексов, устраняется все лишнее, несостоятельное). Эти два процесса взаимно дополняют друг друга и одинаково важны для развития.

VII. Сформулировал «закон наименьше», согласно которому «сила цепи определяется прочностью самого слабого звена».