Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Образование и наука в годы вов. Наука и культура в годы великой отечественной войны

Накануне войны в европейских странах были опрошены самые видные ученые, которым был задан один и тот же вопрос: «Какие научные направления станут ведущими во второй половине XX в.?» Ни один из них не назвал тогда тех научных разработок, которые стали ведущими в последующие десятилетия: лазерную и квантовую электронику, ядерную энергетику, полупроводники и т. п. В годы войны приоритетное развитие получили те научные исследования, которые могли дать результат для военных нужд.

Крупнейшие ученые-физики А. Эйнштейн (Германия), Н. Бор (Дания), Э. Ферми (Италия), Б. Понтекорво (Италия) вели в эмиграции (в США) успешные работы в области создания ядерного оружия, с помощью которого они надеялись освободить мир от угрозы фашистского рабства. Эмигрировав из нацистской Германии, оккупированной Дании, фашистской Италии, они сосредоточились в США для завершения этой огромной работы. Итальянец Энрико Ферми построил здесь первый ядерный реактор и 2 декабря 1942 г. впервые в истории осуществил в нем цепную ядерную реакцию. Над этими же проблемами в СССР успешно работали Ю. Б. Харитон, Я. Б. Зельдович, И. Е. Тамм, И. В. Курчатов, осуществившие еще до войны (1939) первые расчеты цепной реакции деления урана.

В 1942 г. в небо поднялись первые самолеты с реактивными двигателями - немецкий мессершмит-262 и советский БИ-1.

В создание отечественных радиолокаторов внесли большой вклад в годы войны А. Берг, Н. Папалекси, Ю. Кобзарев. В лаборатории А. П. Александрова была проведена работа по защите кораблей от магнитных мин. Под руководством В. П. Бармина и других ученых были созданы первые в мире реактивные системы залпового огня (катюши).

В Германии наиболее ярким научно-техническим событием в годы войны стало завершение работ в области ракетостроения под руководством ученых В. фон Брауна, В. Дорнбергера и Г. Оберта. Ими были созданы ракеты Фау-1 и Фау-2, с помощью которых немцы атаковали объекты на территории Великобритании.

Власти Германии в полной мере не понимали возможностей ядерного оружия и считали маловероятным его создание. К тому же они не желали опереться в этой работе на разработки «неарийских» ученых. Гитлер после поражения под Сталинградом практически свернул это важное научно-техническое направление, так как финансировались лишь те разработки, которые могли дать результат через 3-6 месяцев.

В Японии велись многолетние опыты по созданию химического и бактериологического оружия.

Однако не только смертоносные орудия ведения войны находились в центре внимания ученых воюющих стран. В 1939 г. французский химик М. Пере открыла щелочной металл с температурой плавления 18 градусов, названный ею францием. В том же году американский химик У. Карозерс разработал метод, с помощью которого было получено первое синтетическое волокно - нейлон.

В 1945 г. математик Д. фон Нейман сформулировал основы конструирования любого компьютера, заложив первый камень в основание будущего информационного общества.

Английские химики не только изобрели, но и начали промышленное производство полиэтилена, нашедшего широкое применение в быту в послевоенные годы.

Образование

Бесперебойно в годы войны работала лишь образовательная система США. В Англии в условиях начавшейся воздушной войны власти предпочли прекратить учебные занятия. В большинстве оккупированных стран занятия в школах не прекращались, но работа учебных заведений проходила под неусыпным контролем оккупационных властей. До последних дней войны продолжались и занятия в школах Германии, хотя обучались в них преимущественно лишь ученики младших классов; старшеклассники были мобилизованы в отряды ополчения или на оборонительные работы.

В СССР накануне войны насчитывалось 191,5 тыс. школ, в которых училось 34,8 млн школьников. Занятия в школах продолжались и в условиях начавшейся войны. Они не прекращались даже в осажденных Москве и Ленинграде, Одессе и Севастополе. Центральной задачей образовательных учреждений было обеспечение всеобуча. Летом 1942 г. СНК СССР распорядился привлечь в школы всех детей школьного возраста. Годом позже начался переход на обучение детей с 7-летнего возраста. Численность учащихся выросла в связи с этим на 4 млн человек. Для лучшего закрепления знаний вводились экзамены.

Особый акцент в обучении во всех воюющих странах был сделан на воспитание патриотизма учеников.

Художественная культура

Несмотря на начавшуюся войну, мастера художественной культуры продолжали создавать свои произведения.

В художественной культуре военной поры отразилось противостояние демократического и тоталитарного начал.

Еще в довоенные годы появились произведения, предостерегавшие мир от надвигающейся военной угрозы. Таковыми стали картины П. Пикассо «Герника», С. Дали «Предчувствие гражданской войны», американский фильм-эпопея В. Флеминга «Унесенные ветром», фильм С. Эйзенштейна «Александр Невский».

В условиях начавшейся войны Ч. Чаплин создал свой первый звуковой фильм-памфлет «Диктатор», в котором безжалостно высмеял Гитлера и нацистский режим.

В конце войны для поднятия духа солдат вермахта режиссер Г. Якоби выпустил веселую кинооперетту «Женщина моих грез» с М. Рекк в главной роли (в советском прокате этот трофейный фильм получил название «Девушка моей мечты»).

Большой резонанс получил написанный Э. Хемингуэем роман «По ком звонит колокол», посвященный граждан­ской войне в Испании и призывающий к ответственности за свою позицию в самые тяжелые моменты истории.

Немецкий писатель Герман Гессе, еще в 1912 г. поселившийся в Швейцарии, закончил в 1943 г. свою самую знаменитую книгу «Игра в бисер».

Французский военный летчик и знаменитый писатель Антуан де Сент-Экзюпери написал романтическую сказочную повесть «Маленький принц».

Начавшаяся война вызвала массовую миграцию и эмиграцию деятелей культуры. Еще до войны были вынуждены покинуть родину многие германские деятели культуры, в их числе М. Дитрих, Б. Брехт, А. Зегерс. Не все выдержали вынужденную эмиграцию. В знак протеста против «духовной деградации Европы» покончил жизнь самоубийством австрийский писатель и драматург С. Цвейг. В подавленном состоянии пребывали и другие мастера культуры.

В Англии и США представители творческой интелли­генции особенно активно вели антинацистскую пропаганду своим творчеством и публичными выступлениями.

В списках, составленных немцами на случай оккупации Британских островов, немедленному аресту подлежали выдающиеся писатели Г. Уэллс, В. Вульф, Д. Пристли, Ч. Сноу и др. (Из курсов истории России 9 класса, а также литературы вспомните, какие произведения культуры были созданы в нашей стране в годы войны. Каковы были особенности развития художественной культуры в СССР в это время?)

В Германии и Италии развитие художественной культуры проявлялось в возвеличивании национальных вождей - Гитлера и Муссолини, правящих фашистских партий, показе единства власти и народа. Наиболее наглядными примерами таких произведений служат: голова Муссолини, вырубленная в африканских горах К. ди Адуа; проекты Народного дома и триумфальной арки А. Шпеера; картины К. Хоммеля «Гитлер на поле битвы», Э. Меркера «Мрамор для рейхсканцелярии», Ф. Стегера «Политический фронт» и др. В стиле экспрессионизма создавались и музыкальные произведения немецких композиторов.

В целом же в годы войны развитие культуры в воюющих странах испытало серьезные деформации, связанные как с изменением тематики произведений, так и с сужением жанрового разнообразия.

Мастера культуры - фронту

Поддержка солдат действующей армии со стороны мастеров культуры была обычной практикой в годы войны практически во всех воюющих странах. Наиболее распространенной формой был выезд фронтовых бригад в воинские части.

В столицах и крупных городах воюющих стран организовывались выставки не столько художественного, сколько пропагандистского толка, в которых на трофейных материалах показывались либо жестокость противника, либо несовершенство политического и общественного строя во враждебной стране. Такой стала, например, выставка «Советский рай», проходившая в Берлине.

Крупнейшие деятели английской культуры Л. Оливье, М. Редгрэйв выступали перед солдатами английской армии, показывали новые театральные постановки.

Деятели американской культуры выезжали на фронт, выступали на военно-морских базах. Военно-патриотичес­кая тематика стала основной в кинематографе Голливуда и других ведущих киностудий.

Некоторые крупные представители культуры предпочли эмиграции борьбу с врагом на оккупированной территории. П. Пикассо, оставшийся во Франции, вступил в ряды французского Сопротивления, участвовал в вооруженной борьбе.

Наряду с участием в концертах и выступлениях перед солдатами деятели культуры направляли значительные материальные средства на нужды армии, формировали общественные фонды помощи семьям военнослужащих.

Большое значение имело производство кинохроник. Благодаря фронтовым кинооператорам мы имеем сегодня возможность видеть события военных лет. За годы войны только в СССР было создано почти 500 киножурналов.

В изобразительном искусстве самым оперативным видом были плакаты. К их изготовлению были привлечены лучшие художественные силы. Плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!» стал символом мобилизации всех сил на разгром врага.

В музыкальном искусстве наряду с созданием многочисленных героико-патриотических и лирических песен были написаны фундаментальные произведения. Седьмая симфония Д. Д. Шостаковича, написанная и впервые исполненная в осажденном Ленинграде, стала символом сопротивления врагу в годы войны.

Война нанесла большой урон деятелям культуры. На фронтах погибли 450 советских писателей, десятки журналистов, кинооператоров, артистов и композиторов.

Основным направлением научных разработок в годы войны стало создание эффективных видов оружия и военной техники. Главным содержанием развития культуры в предвоенные годы стало формирование антивоенных, а в годы войны - патриотических настроений в обществе.

В экономической политике правительства страны выделяются два периода. Первый: 22 июня 1941 г. – конец 1942 г. – перестройка экономики на военный лад в сложнейших условиях поражений Красной Армии и потери значительной части экономически развитой европейской части территории Советского Союза.

Второй: 1943-1945 гг. – стабильно возрастающее военно-промышленное производство, достижение экономического превосходства над Германией и ее союзниками, восстановление народного хозяйства на освобожденных территориях.

Экономике СССР периода Великой Отечественной войны был свойственен ряд черт, важнейшими из которых стали сверхцентрализованное управление, оперативность руководства, опора на собственный экономический и научно-технический потенциал, планомерность развития. Для оперативного руководства были созданы новые органы управления, в т.ч. Совет по эвакуации, Комитет по учету и распределению рабочей силы, Комитет продовольственного и вещевого снабжения Красной Армии, Транспортный комитет, два новых наркомата: танковой промышленности минометного вооружения. Перестройка шла по двум магистральным линиям: во-первых, переключение на военное производство практически всех отраслей промышленности, резкое сокращение или прекращение выпуска гражданской продукции; во-вторых, перебазирование (эвакуация) производительных сил в отдаленные от фронта районы.

Одновременно на местах была налажена работа по скорейшему пуску эвакуированных заводов. Начался массовый выпуск современных видов оружия. В 1942 г. объем валовой продукции промышленности превзошел уровень 1941 г. в 1,5 раза. Для руководства эвакуацией 24 июня 1941 г. был создан Совет по эвакуации.

В первую очередь требовалось перебазировать в Поволжье, на Урал, в Западную Сибирь и Среднюю Азию предприятия оборонного комплекса. В огромной степени возросло значение Урала. Вскоре уральская промышленность стала производить до 40 % всей военной продукции. Если в 1940 г. в народном хозяйстве СССР было занято 31,2 млн., рабочих и служащих, то в 1942 г. – всего 18,4 млн. Был увеличен рабочий день, отменялись очередные и дополнительные отпуска, вводились обязательные сверхурочные работы. Значительно возросло использование женского и подросткового труда на производстве. Из-за неразвитости отечественной автомобильной промышленности особенно ценны были поставки грузовых и легковых машин американского производства.

Ленд-лиз представлял собой форму военной помощи США союзникам по антигитлеровской коалиции: безвалютный взаимный обмен товарами и услугами с окончательным расчетом после войны с рассрочкой на несколько лет. На втором этапе (1943-1945 гг.) СССР достиг решающего превосходства над Германией в экономическом развитии, особенно в выпуске военной продукции. Было введено в строй 7500 крупных предприятий, обеспечивших устойчивый рост промышленного производства. По сравнению с предшествующим периодом объем промышленного производства возрос на 38%.

В августе 1943 г. было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации». В 1944 г. – начале 1945 г. был достигнут наивысший подъем военного производства и полное превосходство над Германией. Валовой объем продукции превысил довоенный уровень, а военной – возрос в 3 раза.

На 40-60% уменьшилось количество колхозов и совхозов, тракторов, машин, лошадей. На 38% уменьшилась численность трудоспособного населения деревни. С осени 1941 г. было введено централизованное распределение продуктов питания (карточная система), позволившее избежать массового голода.

Еще в первые месяцы Великой Отечественной войны многие научно-исследовательские институты были вынуждены эвакуироваться на восток. Тематика научных исследований была сосредоточена на трех ведущих направлениях:разработка венно-технических проблем, научная помощь промышленности, мобилизация сырьевых ресурсов, для чего создавались межотраслевые комиссии и комитеты. Благодаря ученым-геологам были разведаны новые месторождения железной руды в Кузбассе, новые источники нефти в Башкирии, месторождение молибденовых руд в Казахстане. Ученые Александров, Гаев, Регель успешно решили проблему противоминной защиты кораблей. Успехи в области биологии, сельского хозяйства и медицины. Советские ученые находили новые растительные виды сырья для промышленности, искали пути повышения урожайности. СССР превосходил Германию по объему среднегодового выпуска полевой артиллерии более чем в 2 раза, минометов - в 5 раз, противотанковых орудий - в 2,6 раза. Со второй половины 1942 г. неуклонно наращивался выпуск самолетов и авиадвигателей. С первых дней войны Пленум ЦК профсоюза работников искусства обратился к деятелям искусства с призывом принять участие в великой освободительной борьбе. Президиум Всероссийского театрального общества(ВТО) 3 июля 1941 г. принял решение начать работу по созданию оборонного и антифашистского репертуара. Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тыс. артистов, которые дали 1350 тыс. представлений, в том числе 437 тыс. непосредственно на передовой. Основными темами в репертуаре театров и бригад являлись единство и сплоченность народа перед лицом врага, героизм воинов, патриотизм, раскрытие характеров советского человека, отечественная история.

С началом ВОВ основной в советской литературе стала патриотическая тема. В июне 1941 г. в центральных газетах печатались и звучали по радио стихи Асеева, Исаковского, Суркова, публицистические статьи Толстого, Фадеева, Шолохова. В годы войны многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС. Особой популярностью пользовались песни: "Священная война"Лебедева-Кумача, "В лесу прифронтовом"Исаковского, "Шумел сурово Брянский лес"Софронова. Большой успех имели лирические стихи Симонова, Щипачова, Алигер, Ахматовой. Резко возрос спрос на историческую литературу. Основной в кинематографе была тема героической борьбы советского народа против агрессора. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. На фронтах работали фронтовые киногруппы, оперативное руководство которыми осуществляли политические управления фронтов и флотов. К концу 1941 г. во фронтовых киногруппах находилось 129 операторов. Художественные фильмы, созданные в годы войны, рассказывали о коммунистах-подпольщиках, партизанах, жизни на оккупированной территории.

Военное лихолетье нанесло удар по системе образования. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, в уцелевших часто размещали военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Школьные учебники заменял рассказ учителя. Но обучение детей не прекращалось. Оно велось даже в осажденных Москве, Севастополе, Одессе, в блокадном Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии. В оккупированных же немцами районах страны обучение детей почти полностью прекратилось.

Большой вклад в победу внесли советские ученые. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага.

Главные научные центры страны переместились на Восток - в Казань, на Урал, в Среднюю Азию. Сюда были эвакуированы ведущие научно - исследовательские институты и учреждения Академии наук. Они не только продолжали начатое дело, но и помогали в подготовке местных научных кадров. Более 2 тыс. работников АН СССР сражались в составе действующей армии.

Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию отечественной науки. Численность научных учреждений страны в годы войны пополнилась новыми институтами, научными центрами. Были созданы Западно-Сибирский филиал АН СССР в Новосибирске, Академия педагогических наук и Академия медицинских наук в Узбекистане, Азейбарджане, Армении.

Теоретические разработки в области аэродинамики С.А. Чаплыгина, М.В. Келдыша, С.А. Христиановича позволили разработать и начать выпуск новых образцов боевых самолетов. Научный коллектив под руководством академика А.Ф. Иоффе создал первые советские радиолокаторы. С 1943 г. начались работы по созданию в СССР ядерного оружия.

Деятели культуры - фронту. С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М.А. Шолохов, А.А. Фадеев, К.М. Симонов, А.Т. Твардовский и многие другие. Каждый четвертый из них не вернулся с войны. Осенью 1941 г. погиб детский писатель А.П. Гайдар, был убит во время возвращения из осажденного Севастополя один из авторов сатирических романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Е. Петров. В берлинской тюрьме Шпандау был замучен немцами татарский поэт М. Джашиль, попавший тяжелораненым в плен. Десять писателей были удостоенные высокого звания Героев Советского Союза.

Литература военного периода пользовалась большим успехом и признанием, как на фронте, так и в тылу врага. Мужество героев - блокадников Ленинграда было воспето в «Ленинградской поэме» О. Берггольц и в «Пулковском меридиане» В.Инбер.

Подвиг защитников Сталинграда увековечили «Дни и ночи» К.М. Симонова и «Направление главного удара» В.С. Гроссмана. Стойкость и мужество защитников столицы были прославлены в повести А. Бека «Волокаламское шоссе». Популярной оставалась историческая литература военной поры, отражавшая героические страницы отечественной истории («Багратион» С. Голубова, «Порт-Артур» А. Степанова и др.). Подлинно народным стал образ Василия Теркина, созданный в одноименной поэме А.Т. Твардовского.

Для выезда на линию фронта создавались фронтовые театры. Первым таким театром стал театр «Искра», созданный из актеров Театра им. Ленинградского комсомола. Более 40 тыс. деятелей искусств побывали на фронте за годы войны. В их числе были выдающиеся артисты И. Москвин, М. Жаров, И. Ильинский, А. Тарасова, А. Яблочкина, М. Царев, Н. Черкасов, Е. Гоголева и др.

Несмотря на эвакуацию ведущих киностудий в Среднюю Азию, не прекратил своей деятельности отечественный кинематограф. Деятелями кино в годы войны были выпущены около 500 киножурналов и 34 полнометражных фильма. Особой популярностью пользовались те из них, которые были посвящены борьбе с врагом («Два бойца» Л. Лукова, «Секретарь райкома» И. Пырьева, «Парень из нашего города» А. Столпера, «Нашествие» А. Роома и др.).

Самым любимым музыкальным жанром в годы войны стала лирическая песня. «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Темную ночь» Н. Богословского, «В лесу прифронтовом» М. Блантера пела вся страна.

Популярностью пользовалась и симфоническая музыка. В блокадном Ленинграде Д. Шостакович написал Седьмую (Ленинградскую) симфонию. Ее первая прямая трансляция из осажденного города была воспринята как проявление гражданского мужества во всем мире. В 1943 г. был создан новый Гимн СССР (музыка А.В. Александрова, слова С.В. Михалкова и Г. Эль-Регистана).

Особый зрительский успех имели фронтовые выступления артистов эстрады. Наиболее известными исполнителями лирических песен были К. Шульженко, Л. Русланова, Р. Бейбутов, М. Бернес.

Если до войны советская культура помогала людям «строить и жить», то теперь она помогала им выживать и побеждать.

Коренной перелом в ходе войны: Сталинградская и Курская битвы. 28 июля 1942 г. когда враг рвался к Сталинграду и Кавказу Сталин издал приказ № 227: «Ни шагу назад!». В нем говорилось о тяжелых потерях, которые несет страна, о том, что народ теряет веру в Красную Армию. Наш главный недостаток, подчеркивалось в приказе, - отсутствие дисциплины в войсках. Приказ № 227 вводил жестокие наказания за «отступательные» настроения. Командиры и комиссары, допустившие это, объявлялись предателями Родины, направлялись в штрафные батальоны, а солдаты - в штрафные роты. В тылу неустойчивых дивизий располагались хорошо вооруженные заградительные отряды (по 200 человек), которые должны были расстреливать всех отступающих без приказа. И все-таки основная идея приказа и, правда, о критическом положении сыграли свою мобилизующую роль.

Сражение за Сталинград продолжалось с 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. со стороны противника наступление вела 6-я армия под командованием генерала Ф. Паулюса. 12 июля был создан Сталинградский фронт, которым командовал генерал В.Н. Гордов. На подступах к Сталинграду были построены 4 оборонительных рубежа протяженностью 3800 км.

23 августа немцы прорвались к Волге, Сталинград был объявлен на военном положении. Начались массированные штурмы Ленинграда, в сутки отбивалось до 12 атак. 15 октября немцы захватили район Тракторного завода. Несколько раз из рук в руки переходил Мамаев курган. В начале ноября гитлеровцам в третий раз удалось пробиться к Волге в районе завода «Баррикады». Но это был последний успех немцев. Их продвижение было остановлено. Город устоял благодаря воле и героизму советских воинов.

С 19 ноября 1942 г. начался второй этап войны, который получил название «коренного перелома». Генеральный штаб, руководимый А.М. Василевским, и прибывший в город заместитель Верховного Главнокомандующего Г.К. Жуков разработали наступательную операцию «Уран». В операции были предусмотрены два этапа: на первом предполагалось нанести удары на решающих направлениях и окружить немецкие войска; на второй - уничтожить взятые в кольцо фашистские войска, если они не примут ультиматум о сдаче. К середине ноября 1942 г. было достигнуто превосходство советских войск в орудиях, самолетах, а еще ранее - в танках.

Утром 19 ноября после артподготовки войска Юго-Западного и Донского фронтов перешли в наступление и продвинулись на 35 км. 20 ноября в наступление перешел Сталинградский фронт. А 23 ноября войска Юго-Западного (генерал Н.Ф. Ватутин) и Сталинградского (генерал А.И. Еременко) фронтов соединились в районе реки Колач. В окружение попали 6-я армия генерала Ф. Паулюса и 4-я танковая генерала Г. Гота - всего 22 дивизии, 330 тысяч человек. Но 80 тысячам человек удалось вырваться из окружения.

12 декабря 1942 г. группа армий «Дон» под командованием генерала Э. Манштейна перешла в наступление с целью прорвать окруженным немецким войскам капитулировать, однако Паулюс отказался. Гитлер присвоил ему звание фельдмаршала. 10 января 1943 г. войска Донского фронта под командованием К.К. Рокоссовского начали ликвидацию немецко-фашистской группировки. Остатки ее сдались в плен 2 февраля. Сталинградская битва закончилась поражением врага, который потерял 1,5 млн. человек, 2 тысячи танков, 3 тысячи самолетов. В плен было взято 100 тысяч солдат, 2500 офицеров, 23 генерала, фельдмаршал Ф. Паулюс.

Победа под Сталинградом являлась коренным переломом в ходе войны. После Сталинграда Красная Армия наращивала свою наступательную мощь вплоть до Берлина, усилились антигитлеровская коалиция и движение Сопротивления в оккупированных странах Европы.

После Сталинградской битвы началось наступление Закавказского фронта, и к весне 1943 г. была освобождена значительная часть Северного Кавказа. В январе 1943 г. была частично прорвана блокада Ленинграда, в город вошли поезда с продовольствием и топливом (но полностью блокада была снята лишь в начале 1944 г.).

Фашистское командование надеялось летом 1943 г. взять реванш за поражение под Сталинградом. Гитлер подписал директиву о проведении на Курском выступе наступательной операции «Цитадель». Мощными танковыми ударами гитлеровцы хотели прорвать оборону советских войск, а затем окружить армию Центрального и Воронежского фронтов.

Советскому командованию стало известно, что фашисты начнут наступление на рассвете 5 июля. Поэтому было решено нанести противнику утверждающий артиллерийский удар. Это задержало наступление немцев на 3 часа. 12 июля 1943 г. в районе деревни Прохоровка состоялось самое крупное в истории войны танковое сражение, с обеих сторон в нем участвовало по 1200 танков. За один день боя немцы потеряли 400 танков, но прорвать нашу оборону не смогли. Наступление фашистских войск провалилось, оборонительная часть Курской битвы закончилась.

12 июля советские войска перешли в контрнаступление по фронту в 2 тыс. км., были освобождены города Орел, Белгород, Харьков. В ходе Курской битвы было разгромлено 30 дивизий, в том числе 7 танковых. Завершился коренной перелом в войне, были созданы условия для освобождения Украины и выхода Красной Армии к Днепру.

Заключительные операции Великой Отечественной войны: Берлинская и Пражская. Капитуляция Германии. В освобождении стран Центральной и Юго-Восточной Европы участвовало 8,5 млн. советских солдат. Еще в начале 1944 г. советское правительство заявило, что главная задача Красной Армии состоит в том, чтобы разгромить гитлеровскую Германию, наказать военных преступников, освободить народы Европы от фашизма. К сожалению, в 90-х гг. появилось много публикаций, в которых, вопреки исторической правде, утверждалось. Что СССр оккупировал страны Восточной Европы. Но истина состоит в том, что Красная Армия в отношении большинства стран осуществляла освободительную миссию. Были освобождены полностью или частично территории 10 стран Европы, за рубежом погибло более 1 млн. советских солдат и офицеров, а общие потери вместе с ранеными составили свыше 3 млн. человек. К началу апреля 1945 г. почти все оккупированные страны Европы были освобождены. Германия лишилась всех своих союзников. Но впереди еще был Берлин - логово фашизма.

Берлинская операция началась 16 апреля 1945 г. В 5 часов утра советские войска начали артподготовку. После мощного 30-минутного артиллерийского обстрела по сигналу ракеты вспыхнули 140 прожекторов, освещая и ослепляя противника. Вперед пошли пехота и танки. 18 апреля были взяты Зееловские высоты, 20 апреля дальнобойная артиллерия открыла огонь по Берлину. 24 апреля Берлин был полностью окружен. 25 апреля передовые части 1-го Украинского фронта встретились с американскими войсками на реке Эльба в районе Торгау. 26 апреля бои шли уже в Берлине, а 30 апреля сержанты Егоров и Кантария водрузили Знамя Победы над рейхстагом.

2 мая 1945 г. Берлинский гарнизон капитулировал. Но оставались еще крупные немецкие группировки в Австрии и Чехословакии. Танковые части 1-го Украинского фронта, откликнувшись на призывы о помощи из восставшей Праги, 9-11 мая освободили Прагу. В полночь на 8 мая 1945 г. был подписан акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Настал День Великой Победы!

Испытание войной советского человека и общества. Цена и источники победы Советской Армии в Великой Отечественной Войне. Значение, итоги и уроки победы над фашизмом и милитаристской Японии.

Запуск первого спутника Земли в 1957 году, полёт человека в космос в 1961-м, колоссальный подъём технического развития и великое гуманитарное наследие, оставленное нам Советским Союзом - всё это явилось результатом высокого уровня образования, которым так славился СССР. Но мало кто знает, что все лучшие черты, которым отличалось советское образование, были сформированы именно во время Великой Отечественной войны.

Война разрушила мечты выпускников, большинство из которых вместо продолжения учёбы сразу после выпускного отправились на фронт или на работу в тылу. Но с другой стороны, война послужила толчком для бурного развития советской системы образования. Руководство страны понимало, что нельзя закрывать школы и прекращать обучение. Наоборот, количество школ увеличилось. Педагогика была приспособлена к условиям военного времени.

Школа в военное время

Школьники и педагоги помогали стране как могли - строили оборонительные сооружения, работали в госпиталях и в поле, но сам образовательный процесс не останавливался в это трудное время. Перед школой стояла задача продолжить вовлечение в него всех детей. Там, где школы были разрушены, под них приспосабливали другие здания. Большое значение уделялось воспитанию патриотизма. Преподаванию естественнонаучных дисциплин придавалась практическая направленность. Были созданы учебно-производственные мастерские, чтобы школьники имели возможность практической деятельности. Труд положительно влиял на дисциплину и качество получаемых знаний.

В это время велась и экспериментальная деятельность, направленная на повышение уровня знаний. Но не всё приносило положительные плоды. Например, соревнование в учебной работе и введение раздельного обучения ухудшило результаты учебно-воспитательной работы.

В эти годы были сделаны важные нововведения, некоторыми из них мы пользуемся и сегодня:

  • Пятибалльная система оценивания;
  • Обяза-тельное семилетнее обучение;
  • Всеобщее об-учение детей с семи лет;
  • Обязательные выпускные испытания в начальной и 7-летней школе;
  • Экзамены на аттестат зрелости в средней 10-летней школе;
  • Вручение золотой и серебряной медали отличникам.

Огромное внимание уделялось здоровью детей, их питанию. Дети, оставшиеся без родителей, устраивались в интернаты или принимались в семьи.

Педагогическая наука в ВОВ

В 1943 году была основана Академия педагогических наук РСФСР, возглавляемая академиком В. П. Потёмкиным. В её задачи входило изучение проблем, теоретических вопросов педагогики и повышение качества педагогического образования. Многие учителя ушли на фронт, поэтому остро встал вопрос о новых педагогических кадров. Повышение квалификации учительского состава было необходимым условием образовательного процесса в новых военных условиях. Академия помогала педагогам, сотрудникам педагогических кафедр в вузах в создании учебников и пособий. Большое внимание уделялось изучению опыта лучших учителей и школ страны.

Деятели просвещения ВОВ

Война подарила нам много имён, которые служат примером нашему поколению и поколениям будущим, имён, которые нельзя забывать!

В большинстве своём учёные-педагоги, которые внесли большой вклад в развитие педагогики, входили в состав Академии педагогических наук РСФСР. Они представляли самые важные направления этой науки и принимали непосредственное участие в процессе просвещения в военные годы.

  • Владимир Петрович Потёмкин (1878-1946) - президент АПН РСФСР. Этот замечательный лидер-организатор успешно управлял академией. Он считал, что необходимо проводить глубокие теоретические исследования, широко использовать имеющийся опыт и достижения выдающихся педагогов, осуществлять обязательную связь теории с практикой.
  • Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) - известный советский писатель. Его творческая деятельность и любовь к Родине положительно влияла на молодёжь. Он уделял особое внимание художественному образованию детей. Книги Толстого для детей и подростков очень интересны и актуальны до сих пор, поскольку рассказывают о внутреннем мире ребёнка, особенностях становления характера.
  • Николай Михайлович Головин (1889-1954) - заслуженный учитель школы РСФСР. Н. М. Головин был директором школы, преподавателем педучилища. Он занимался вопросами методики преподавания русского языка.
  • Анна Михайловна Панкратова (1897-1957) занималась историческим образованием - руководила составлением программ по истории СССР и написанием учебников.
  • Вадим Никандрович Верховский (1873-1947) ещё в дореволюционные годы боролся за то, чтобы сделать химию отдельным предметом. Он был составителем первой в СССР программы по этому предмету и автором многократно переиздававшегося учебника.

Суровые условия войны позволили проявиться множеству талантливых педагогов. Учителя трудились в тылу, героически сражались с фашистами и получали заслуженные награды.

И сегодня, в мирное время, современные учителя продолжают трудиться столь же самоотверженно, поэтому у российского образования есть все возможности вновь завоевать позиции лучшего в мире. Стоит помнить, что будущее отечественного образования в руках каждого из нас!


Военное лихолетье нанесло удар по системе образования. Были разрушены десятки тысяч школьных зданий, в уцелевших часто размещали военные госпитали. Из-за нехватки бумаги школьники порой писали на полях старых газет. Школьные учебники заменял рассказ учителя. Но обучение детей не прекращалось. Оно велось даже в осажденных Москве, Севастополе, Одессе, в блокадном Ленинграде, в партизанских отрядах Украины и Белоруссии. В оккупированных же немцами районах страны обучение детей почти полностью прекратилось.

Большой вклад в победу внесли советские ученые. Все основные направления научных исследований были сориентированы на разгром врага.

Главные научные центры страны переместились на Восток – в Казань, на Урал, в Среднюю Азию. Сюда были эвакуированы ведущие научно – исследовательские институты и учреждения Академии наук. Они не только продолжали начатое дело, но и помогали в подготовке местных научных кадров. Более 2 тыс. работников АН СССР сражались в составе действующей армии.

Несмотря на трудности военного времени, государство уделяло большое внимание развитию отечественной науки. Численность научных учреждений страны в годы войны пополнилась новыми институтами, научными центрами. Были созданы Западно–Сибирский филиал АН СССР в Новосибирске, Академия педагогических наук и Академия медицинских наук в Узбекистане, Азейбарджане, Армении.

Теоретические разработки в области аэродинамики С. А. Чаплыгина, М. В. Келдыша, С. А. Христиановича позволили разработать и начать выпуск новых образцов боевых самолетов. Научный коллектив под руководством академика А. Ф. Иоффе создал первые советские радиолокаторы. С 1943 г. начались работы по созданию в СССР ядерного оружия.

Деятели культуры – фронту. С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М. А. Шолохов, А. А. Фадеев, К. М. Симонов, А. Т. Твардовский и многие другие. Каждый четвертый из них не вернулся с войны. Осенью 1941 г. погиб детский писатель А. П. Гайдар, был убит во время возвращения из осажденного Севастополя один из авторов сатирических романов «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок» Е. Петров. В берлинской тюрьме Шпандау был замучен немцами татарский поэт М. Джашиль, попавший тяжелораненым в плен. Десять писателей были удостоенные высокого звания Героев Советского Союза.

Литература военного периода пользовалась большим успехом и признанием, как на фронте, так и в тылу врага. Мужество героев – блокадников Ленинграда было воспето в «Ленинградской поэме» О. Берггольц и в «Пулковском меридиане» В. Инбер.

Подвиг защитников Сталинграда увековечили «Дни и ночи» К. М. Симонова и «Направление главного удара» В. С. Гроссмана. Стойкость и мужество защитников столицы были прославлены в повести А. Бека «Волокаламское шоссе». Популярной оставалась историческая литература военной поры, отражавшая героические страницы отечественной истории («Багратион» С. Голубова, «Порт-Артур» А. Степанова и др.). Подлинно народным стал образ Василия Теркина, созданный в одноименной поэме А. Т. Твардовского.

Для выезда на линию фронта создавались фронтовые театры. Первым таким театром стал театр «Искра», созданный из актеров Театра им. Ленинградского комсомола. Более 40 тыс. деятелей искусств побывали на фронте за годы войны. В их числе были выдающиеся артисты И. Москвин, М. Жаров, И. Ильинский, А. Тарасова, А. Яблочкина, М. Царев, Н. Черкасов, Е. Гоголева и др.

Несмотря на эвакуацию ведущих киностудий в Среднюю Азию, не прекратил своей деятельности отечественный кинематограф. Деятелями кино в годы войны были выпущены около 500 киножурналов и 34 полнометражных фильма. Особой популярностью пользовались те из них, которые были посвящены борьбе с врагом («Два бойца» Л. Лукова, «Секретарь райкома» И. Пырьева, «Парень из нашего города» А. Столпера, «Нашествие» А. Роома и др.).

Самым любимым музыкальным жанром в годы войны стала лирическая песня. «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого, «Темную ночь» Н. Богословского, «В лесу прифронтовом» М. Блантера пела вся страна.

Популярностью пользовалась и симфоническая музыка. В блокадном Ленинграде Д. Шостакович написал Седьмую (Ленинградскую) симфонию. Ее первая прямая трансляция из осажденного города была воспринята как проявление гражданского мужества во всем мире. В 1943 г. был создан новый Гимн СССР (музыка А. В. Александрова, слова С. В. Михалкова и Г. Эль-Регистана).