Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Нарушение мышления при шизофрении примеры. Кардинальные расстройства при шизофрении (изменение психических процессов по шизофреническому типу). Изменения мышления, разновидности, подходы к экспериментально-психологической оценке, значимость при формирован

В истории изучения шизофрении отмечался особый интерес к особенностям познавательной деятельности больных. Процессы мышления здесь всегда были в центре внимания и учитывались как при дифференциальной этого заболевания с другими психическими расстройствами, так и при исследованиях, проводимых в рамках изучения патогенеза шизофрении (Поляков Ю.Ф., 1972).

Несмотря на то что традиционно с точки зрения психопатологии многие симптомы нарушения мышления при шизофрении рассматриваются в круге позитивной симптоматики, мы описываем в данном разделе часть этих расстройств, полагая, что они имеют прямое отношение к когнитивному дефициту и граница здесь отчасти носит условный характер.

Психопатологические синдромы, в частности дезорганизация мышления и речи, не равнозначны патопсихологическим и нейропсихологическим феноменам, хотя бы на том основании, что они находятся в разном «понятийном пространстве», относящемся к разным дисциплинам: медицина и клиническая психология. Для иллюстрации вышесказанного отметим, что остро возникающие дезорганизация мышления и речи могут быть обратимы по мере купирования психотического состояния, проявления когнитивного дефицита, напротив, отличаются своей стойкостью.

На протяжении ХХ века произошла определенная эволюция взглядов и даже терминов, касающихся нарушения мышления при шизофрении. Такие образные выражения и слова, как «разноплановость», «соскальзывания», «разрывы», «расщепление», «атаксия» мышления, постепенно уступали свое место более четким понятиям клинической психологии. Попытки же вывести из анализа клинических проявлений суть нарушений познавательной деятельности при шизофрении с методологической точки зрения были ошибочны.

Специфичные для шизофрении нарушения мышления заметны как во время рецидива, так и в ремиссии заболевания, они необычны и трудно объяснимы, иногда оставаясь в тени, иногда заметно отражаясь на поведении больного.

Нарушение мышления при шизофрении

  • Нарушение образного и абстрактного мышления
  • Актуализация «латентного фона» (акцент на второстепенных деталях)
  • Символизм
  • Неологизмы
  • Персеверации
  • Бесмысленные рифмы
  • Агглютинация понятий

Е.А. Шевалев еще в 1930 г. предложил выделять при шизофрении прелогическое (архаическое) мышление, символическое и идентифицирующее мышление, типологически близкие к магическому. Автор полагал, что подобное мышление является результатом недифференцированного объединения восприятия и мифологической поэтики, преобладания защитной силы формул и символов, замены естественных явлений сверхъестественными и доминирующего значения веры. Е.А. Шевалев считал, что мышление, лежащее в основе бреда воображения и острого чувственного бреда при шизофрении, сходно с прелогическим мышлением настолько, что сложно дифференцировать формальные расстройства мышления с расстройствами мышления по содержанию.

В разное время, в зависимости от доминирующих в научном сообществе идей, изменение мышления при шизофрении объясняли по-разному. Beringer (1936) писал о «недостаточности интенциональной дуги», при которой свои суждения больной каждый раз вынужден выстраивать заново, хотя и решая текущие задачи, но не используя при этом предыдущий опыт; Kleist (1942) пытался найти взаимосвязь патологии мышления с органическим поражением определенных областей мозга, R. Payne (1955) говорил о «нарушении коркового торможения», T. Weckowicz (1959) - об изменении «фильтрующей функции ретикулярной формации».

В отечественной клинической психологии получили известность работы Л.С. Выготского (1936) (концепция нарушения понятийного мышления при шизофрении) и Б.В. Зейгарник (1962) (патология мышления), посвященные изучению особенностей познавательного процессе при шизофрении.

Б.Ф. Зейгарник (1962) писала, что при явном патологическом характере мышления больных шизофренией для него не характерно «снижение» уровня понятийного мышления.

Ю.Ф. Поляков (1966, 1969, 1972) - руководитель лаборатории патопсихологии Института психиатрии АМН СССР в центр внимания своих экспериментально-психологических исследований поставил анализ структуры познавательных процессов при шизофрении (процессы сравнения, классификации, обобщения, решения проблемных задач и др.). Познавательные процессы при этом сопоставлялись с особенностями зрительного и слухового восприятия.

Психологический уровень для Ю.Ф. Полякова был промежуточным, связующим звеном между психопатологическим и патофизиологическим методами исследованиями.

Особенно детально в лаборатории патопсихологии Инстиута психиатрии АМН СССР была изучена юношеская шизофрения, характеризующаяся вялым (непрерывным, а у части больных шубообразным) (наличие четких негативных симптомов на фоне стертой позитивной симптоматики), на взгляд сотрудников лаборатории (Мелешко Т.К., Богданова Е.И., Абрамян Л.А. и др), рельефно демонстрирующая основные нарушения мышления при этом заболевании.

Ю.Ф. Поляков отмечал (1972), что некоторые исследователи, на основе своих экспериментально-психологических и литературных данных, стремятся определить роль нарушений познавательных процессов при шизофрении и ошибочно сопоставить ее с механизмов ее развития.

С психодинамической точки зрения патология мышления при шизофрении объяснялась нарушением социальных связей, регрессом к предущим стадиям развития либидо. В последнем случае просматривалась и связь с идеями J. Jackson, писавшего о том, что душевные болезни возвращают человека на более раннний онто- и филогенетический уровень.

Для мышления больного шизофренией характерна актуализация «латентного фона», второстепенных деталей, использование при обобщении малозначимых признаков понятий.

Незначительные черты общей концепции, фрагменты, детали которые не актуальны для нормальной целенаправленной психической деятельности, занимают доминирующее место, становятся преобладающими.

Больной шизофренией может оперировать неологизмами - словами с особым сочетанием (смешением) слогов, имеющими для него особый и только ему понятный смысл.

Он придумывает слова, склонен к повторению одних и тех же слов и высказываний (персеверация), может бессмысленно рифмовать слова, исходя из звуковых ассоциаций.

Границы между понятиями как бы стираются, а сами понятия утрачивают свой первоначальный смысл. В ряде случаев отмечается агглютинация (контаминация) образов и понятий . Последний симптом можно встретить в творчестве некоторых художников (И. Босх, С. Дали) или поэтов и писателей (Д. Хармс, К. Бальмонт).

Проективные методики клинической психологии, в частности тест Роршаха, использовались достаточно активно при исследовании больных шизофренией. С помощью подобных методов анализировали мотивы и тенденции личности в процессе познавательной деятельности.

При интерпретации пятен Роршаха больной шизофренией может одновременно видеть в одном фрагменте несколько образов.

Опосредование понятий с помощью графических образов при шизофрении недостаточно способствует запоминанию и воспроизведению. Наряду с адекватными во многих случаях используются отдаленные, стереотипно повторяющиеся графические образы.

Прерывистость мыслей и инородные мысли, как и переживание отнятия мыслей, представляют собой сравнительно частое явление при шизофрении.

При шизофрении нарушено образное мышление . Эксперименты, в которых на фоне проведения фМРТ, требовалось создать определенные образы, показали, что больные шизофренией демонстрируют функциональную гипофронтальность и снижение активности префронтального дорсолатерального кортекса.

В литературе встречаются указания на то, что эти результаты, возможно, обусловлены нарушением процессов мотивации при шизофрении . Дефицит мотивации - почти обязательный симптом шизофрении, заметно осложняющий изучение когнитивных нарушений. Интересно отметить, что при предоставлении финансовых стимулов, мотивация выполнения каких-либо действий при шизофрении усиливается. С усилением мотивации действительно повышается активность префронтального дорсолатерального кортекса.

При шизофрении пациенты, даже на протяжении длительного времени страдающие этим психическим расстройством, могут демонстрировать возможность выполнения определенных мыслительных операций, требующих кратковременной концентрации внимания, например, сложные цифровые операции или игра в шахматы. Этот факт некоторые авторы начала ХХ века объясняли тем, что при шизофрении нарушен процесс мышления, но сохранены предпосылки интеллекта (Gruhle H., 1922). Об отрыве мышления от опыта вследствие «разрыхления ассоциаций» при шизофрении писал E. Bleuler (1911), подчеркивая что это ведет к формированию ложных, не соотвествующих прошлому опыту связей.

Мы уже отмечали, что лица, предрасположенные к шизофрении, так же как и родственники больных, иногда обнаруживают сходные особенности процессов мышления.

У многих талантливых математиков или игроков в шахматы среди родственников часто встречаются больные шизофренией.

Нарушения процессов мышления при шизофрении складываются из нескольких процессов. Нарушение целенаправленности.

Нарушение целенаправленности является одной из определяющих черт всей психической жизни больных шизофренией, прослеживаясь как в эмоционально-волевой сфере, так и в сфере мышления. Основным симптомом в котором это наиболее ярко прослеживается является резонерство. Резонерство, или бесплодное мудрствование – рассуждения не имеющие окончательной цели, при которых больной нанизывает слова одни на другие, не приходя в итоге ни к чему. Эта тенденция наиболее отчетливо видна при т.н. шизофазии, когда больной строит грамматически правильную фразу из совершенно не связанных между собой по смыслу слов. Снижение волевой активности , лежащее в основе нарушения целенаправленности мышления может вести при усилении к утрате осмысления, упрощению ассоциативных процессов, вплоть до приобретения мышлением примитивного, формального, конкретного характера, утрате способности понимания абстрактного смысла высказываний, например при трактовании пословиц и поговорок. Следующая тенденция это нарушение ассоциативного процесса . При шизофрении мы имеем дело с тенденцией образовывать ассоциации, связи между понятиями на основании т.н. латентных (слабых, не очевидных, не являющихся основными) признаков. В результате мышление приобретает странный, трудно понимаемый характер. Такое мышление называют паралогическим. Таким образом, рассуждения пациента становится трудно понять не только из-за того, что он зачастую сам не знает, куда движется и движется ли куда то вообще, но и движение это осуществляется по малопонятным путям. Одним из возможных вариантов при этом является преимущественное использование в мышлении символического «переносного» смысла слов и понятий. Такое мышление называется символическим. Тенденции к образованию новых связей, ассоциаций между понятиями также находит свое выражение в слиянии нескольких понятий в одно и образовании новых слов для обозначения таких понятий. Эта тенденция ведет к образованию т.н. неологизмов. Крайнюю форму паралогического мышления при котором нарушение ассоциативного процесса носит выраженный, тотальный характер называют атактическим мышлением или шизофренической бессвязностью. Сочетание негативизма в волевой сфере, нарушений целенаправленности и паралогичности находит свое выражение в т.н. соскальзываниях или ответах не в плане вопроса, когда больной в ответ на вопрос начинает говорить о чем-то не имеющем отношения к вопросу вообще или имеющем к нему слабое отношение.

Как отмечает Б.В. Зейгарник, нарушения мышления являются одним из наиболее часто встречающихся симптомов при психических заболеваниях. Кроме того, не существует единого принципа анализа расстройств мышления, поскольку разные исследователи базируются на разных моделях мышления. Психологические исследования шизофренического мышления идут в основном в двух направлениях. Для первого характерно изучение отдельных вариантов шизофренического мышления, нередко имеющих свои аналоги в клинической симптоматике шизофрении (соскальзывания, разорванность, резонерство), для второго – поиск общих закономерностей шизофренического мышления.

Первичные расстройства мышления характерны не для всех типов шизофрении. О. П. Росин и М. Т. Кузнецов пишут о том, что не при всякой форме шизофрении наблюдаются расстройства мышления: степень расстройств его и их динамика, считают они, непосредственно коррелируют с формой и содержанием психического процесса.

Нарушения границ между Эго и внешним миром автор связывал с трудностями разделения фигуры и фона.

Для объяснения особенностей мышления больных шизофренией выдвинуты понятия «сверхобобщенность», «сверхвключенность», которая рассматривалась как выражение невозможности удержаться в заданных смысловых границах, расширение условий задачи. Среди причин сврехвключенности выделяли: нарушения предполагаемого механизма фильтрации, не обеспечивающего дифференцирование существенных признаков от несущественных, оторванных от реальности, не значимых в данной проблемной ситуации; нарушение создания необходимых тормозящих установок и неспособность выработать установки, без которой невозможно характерное для нормального мышления дифференцирование признаков.

Л.С. Выготский высказывал предположение о распаде функций образования понятий у больных шизофренией – последние снижаются до уровня комплексов, т.е. конкретных смыслообразований – в основе которого лежит изменение значений слов. Как отмечает Б.В.Зейгарник, снижение понятийного уровня отмечается только в ряде случаев в исходном состоянии (дефект). В основе такого нарушения лежит не снижение, а неадекватность конкретным жизненным отношениям (реальным), обозначая сгущение их отдельных сторон и свойств вследствие утраты направленности на объективное содержание явлений и предметов. М. С. Лебединский считал, что при шизофрении страдает направленность и устойчивость мышления, ассоциативный процесс больных шизофренией характеризуется отсутствием направленности на конечную цель. О.К. Тихомиров проследил три звена психологического механизма нарушения мышления при шизофрении:

Первое звено – нарушение мотивационной сферы, которое приводит к нарушениям личностного смысла. Для больных шизофренией личностный смысл предметов и явлений часто не совпадает с общепринятыми и обусловленными реальной ситуацией знаниями человека о них. При этом уравниваются стандартные и нестандартные информативные признаки.

Второе звено – придание нестандартным информативным признакам большего значения, чем стандартным.

Третье звено - нарушения селективности информации, которые проявляются нарушениями избирательности информации в связи с прошлым опытом и вероятностной его дезорганизацией.

указывает В.М. Блейхер, такая структура психологического механизма расстройств мышления при шизофрении соответствует представлениям А. Р. Лурия о соотношениях между материальным субстратом и клинической симптоматикой. Нарушения мотивации, личностного смысла и селективности информации лежат в основе определенных клинических проявлений: с одной стороны, с этим механизмом (первые два звена) связано нарастающее эмоциональное снижение, с другой - изменения мышления диссоциативного типа. Можно предполагать, что в зависимости от того, какое звено больше нарушено, в клинической картине шизофрении наблюдается большая выраженность того или иного вида, типа расстройств мышления. Первую классификационную схему патологии мышления в психопатологии предложил Гресинджер. Он различал два вида аномалий мышления: болезненные представления относительно формы мышления (замедление / ускорение) и аномалии представлений относительно их ложного содержания (ложное содержание мыслей - бред). Расстройства содержания мышления (продуктивные) характеризуются неадекватным отражением существенных качеств, сторон, отношений и закономерностей объективной реальности в силу болезненного состояния головного мозга. Они делятся на навязчивые, сверхценные и бредовые идеи. Расстройства формы ассоциативного процесса представлены нарушениями темпа, подвижности, целенаправленности мышления и грамматического строя речи.

Среди психических заболеваний входит в группу психозов, то есть, является психическим расстройством, для которого характерно грубое нарушение контакта с окружающей действительностью. При этом, состояние может сопровождаться неадекватным поведением, различными галлюцинациями и бредом. При распадается внутреннее единство между чувствами, волей, в том числе, происходит и нарушение мышления. В связи с этим больной не может адаптироваться к социальной среде. Известно, что расстройства мышления, а также эмоциональной и волевой сферы делают поведение больного особенным, хотя память пациента сохранена, формальные интеллектуальные функции функционируют.

Имеется немало научных взглядов на нарушения мышления, вызванные шизофренией. Этиология и патогенез отличаются тем, что симптомы имеют высокую вариативность, различные виды течения, проявления заболеваний очень индивидуальны. Что касается нарушений мышления, то с учетом имеющейся формы шизофрении картина существенно различается. Сейчас известно немало работ, которые направлены на изучение различных нарушений мышления при данном заболевании, тем не менее, это феномен полностью не изучен, и психическая деятельность больных во многом представляет собой загадку. Существует ряд особенностей в применении различных методик диагностики, которые дают возможность более точно определить наличие нарушения мышления.

Ученые провели исследования, целью которых являлось выявление специфики нарушения мышления, которая выявлена на основании нейропсихологического и патопсихологического исследования пациентов, страдающих простой шизофренией и параноидной формой. Кроме главной цели, ученые интересовались, каким образом негативные и позитивные симптомы проявляются в нарушении мышления при шизофрении различной формы. Требовалось выяснить наличие особенностей мозговой организации и узнать, имеются ли отличия правополушарной и левополушарной симптоматики, обусловленные различными формами шизофрении. Исследование выявило закономерности, свойственные различным степеням нарушения мышления.

В ходе исследований ученые установили, что нарушения мышления в больше выражены у тех пациентов, которые страдают параноидной формой, и в первую очередь это касается нарушений, имеющих отношение к мотивационной сфере. Например, если при простой форме чаще наблюдаются псевдоабстрактные ответы, которые можно отнести к нарушениям обобщения, то при параноидной форме неадекватные ответы состоят из резонерских и разноплановых суждений. В том числе, больные параноидной шизофренией имеют больше нарушений, относящихся к логическому ходу мышления. При тестировании выявилось следующее: больные с параноидной формой давали двадцать пять процентов неадекватных ответов, а при простой форме этот показатель увеличивался до сорока пяти процентов.

К тому же, было выявлено статистически значимое отличие, касающееся как левосторонней симптоматики, так и нейропсихологической правосторонней симптоматики. Например, пациенты с простой формой испытывали сложности с заданиями, в которых требовалось пространственное мышление, необходимость понимания эмоционального содержания. Современными авторами данные функции приписываются деятельности именно правого полушария. На основании этого можно делать вывод, что функции правого полушария у таких пациентов находились в угнетенном состоянии, если произвести сравнение с левополушарными. У пациентов, страдающих параноидной шизофренией, нарушенное мышление свидетельствовало в основном о находящемся в гиперактивном состоянии правом полушарии, и об этом свидетельствовали пробы на пространственное мышление, синтез, продуцирование образов и ассоциаций.

В настоящее время считается, что психические процессы страдают в том случае, когда поражены конвекситальные отделы лобных долей. Возникает нарушение мышления и страдает произвольное подчинение поведения и психических процессов различным программам. В этом случае левое полушарие в наибольшей степени связано с произвольным контролем, это объясняется связью с процессами речи. Правое полушарие в данном случае ответственно за эмоциональные формы, регулирующие поведение. Подобная регуляция бывает у пациентов, находящихся в состоянии декомпенсации, и поведение объясняется структурой бреда а также галлюцинаторным синдромом.

Нарушения мышления, которые считаются типичными при шизофрении, имеют многократное описание, и выражаются в различных терминах. Но основное, на что требуется обратить внимание, это утрата ассоциативных связей. В связи с этим пациент лишается способности сосредоточиться на определенной умственной задаче. Посторонние мысли, являющиеся совершенно ненужными, являются препятствием для концентрации больным внимания, мышление становится расплывчатым, в результате образовывается поток сугубо личностного мыслительного материала, который представляет собой источник большого количества странных и необычных мыслей. Следует отметить, что некоторые больные испытывают трудности в порождении мыслительного процесса.

Они утверждают, что их разум абсолютно не продуктивен и пуст. Имеется и ряд других вариантов нарушенного мышления, когда больной отмечает присутствие мыслей, препятствующих нормальной мыслительной активности, а некоторых случаях и полностью его блокирующих. В том числе, на содержание мышления оказывает влияние и феномен, типичный для шизофрении, то есть, бред. При наличии очень стойких и ошибочных убеждений состояние пациента усложняется, и лечение бывает более длительным. Чтобы правильно оценить убеждения и понять, имеются ли нарушения мышления, необходимо иметь представление о реальной жизненной ситуации больного.

Нарушения мышления при шизофрении – ведущий симптом , особенности которого во многом определяют течение, прогноз и исход болезни.

Расстройства мыслительных процессов подразделяют на несколько больших групп:

Тот, кто хоть однажды общался с шизофреником, не спутает это расстройство ни с каким другим. Впечатления от общения тягостные, как будто между пациентом и всем остальным миром стоит непреодолимая стена. Внешне человек ничем от остальных не отличается, но стоит ему начать двигаться и особенно говорить, и сразу понимаешь, насколько глубока и непоправима болезнь.

Расстройства мышления при шизофрении затрагивают все стороны жизни пациента, разрушая логику и эмоции. Дисфункция мозга настолько выражена, что практически всегда пациенты психиатрических клиник теряют все социальные связи, перестают контактировать с внешним миром и живут внутри собственных болезненных переживаний.

Причины душевного расстройства

Ментальные расстройства имеют много причин, но исчерпывающая теория, которая охватывала бы все стороны этого вопроса, пока не создана.

ВОЗ утверждает, что каждый пятый человек в мире живет с тем или иным душевным расстройством. Эти данные получены по результатам официальной статистики.

Международная организация здравоохранения считает психическим здоровьем состояние, при котором человек может приспособиться к изменяющимся условиям жизни и разрешить тем или иным способом все свои проблемы. В противоположность этому душевное расстройство препятствует решению задач в личной, семейной или общественной жизни.

Основных причин возникновения патологии несколько:


Особенности нарушений мышления во время шизофрении

Этот вопрос досконально исследовала основательница советской школы патопсихологии Блюма Вольфовна Зейгарник. Согласно ее работам, мыслительный процесс имеет такие нарушения:

  • операционной стороны;
  • динамики;
  • мотивационного компонента;
  • критичности.

Операционная возможность мышления – это обобщение и исключение. Обобщение – это выделение общих признаков. Так, для обобщения дивана, стула и стола мы пользуемся одним словом – мебель. Психически больные не могут этого сделать, они начинают подробно описывать детали, но что это такое в целом, не осознают.

Нарушения динамики – это невозможность найти начало, середину и конец мысли. Так, нормальный человек при взгляде на картинку или комикс может описать все действия, которые изображены. Например – солнце всходит на востоке, в полдень стоит в зените, а к вечеру заходит на западе.

Для шизофреника последовательное изложение мысли – непосильная задача, он описывает массу второстепенных признаков, но упускает главное. Все нарушения проявляются в речи. Это приводит к непоследовательности мышления, его лабильности (чрезмерной подвижности) и инертности.

Мотивационный компонент – это цели и задачи, которые обслуживает мышление. Шизофреники теряют целенаправленность, из-за чего действия человека становятся нерегулируемыми. Это приводит к разноплановости мышления, а также к резонерству или бесплодному мудрствованию. Так, пациент может часами рассуждать о проблемах общества в целом, но теряет свою собственную квартиру из-за того, что «знакомый дал что-то подписать».

Нарушение критичности – это невозможность осознать свое истинное место в жизни и сам факт болезни. Так, если после алкогольного психоза сознание мало-помалу возвращается и человек понимает, что «все из-за пьянки, и того, что казалось, на самом деле не было», то шизофреник не может отделить реальность от вымысла. Бредовые и галлюцинаторные переживания для него так же реальны, как сосед по палате.

Часто годами не изменяется, пациент продолжает в течение десятилетий утверждать, что он великий военачальник или дизайнер с мировым именем.

Содержание мышления больных шизофренией

В классическом случае у пациентов имеются:

Эмоциональный компонент мышления становится все менее важным, пациент с течением лет становится похожим на робота – так однообразны и монотонны все его действия и речь.

Ведущую роль в продуктивной симптоматике больных шизофренией играет бред. Это представления, рассуждения и выводы, которые не соответствуют реальности и носят болезненный характер. Эти суждения и выводы никакой коррекции не поддаются, разубедить больного человека или объяснить ему, что его выводы неверны, невозможно.

Отношения между событиями, связь между ними устанавливаются безо всякого на то основания, имею патологическую природу. Так, пациентам, утверждающим, что они имеют знатное происхождение, никакие доказательства не нужны в принципе. Они это «знают» — и все, этого достаточно.

Разновидностей бреда множество.

Первичный – при котором поражено логическое познание мира, а все остальные функции сохранены. Попросту говоря, у человека есть «пунктик», которого лучше не касаться. Такие пациенты иногда вовсе проходят мимо внимания психиатра. Система убеждений выстраивается постепенно, все несоответствующее ей игнорируется, но во всем прочем жизнь человека не нарушается.

Если бред приводит к необходимости убийства, нарушения общественного порядка, членовредительства, то все произошедшее кажется окружающим внезапным и невероятным, хотя на самом деле бредовая система складывалась годами. Лечение такого расстройства затруднено, медикаментозные возможности ограничены.

Вторичный или чувственный бред основан на расстройстве восприятия. Здесь всегда имеются иллюзии и галлюцинации. Человека внезапно «озаряет» какая-то мысль, возникшая на фоне обмана восприятия.

Детский и подростковый бред имеет – преобладание страхов, патологических фантазий, двигательной расторможенности.

Шизофрения – тяжелейшая психическая болезнь, которая навсегда изменяет жизнь человека.

Виды:

  1. расстройства или изменения эмоций
  2. расстройства или изменения воли
  3. расстройства или изменения мышления

Эти расстройства формируют психическую аномалию при шизофрении, которая после может перерастать в патологию, даже психоз, и становиться основанием для признания невменямости. Насколько различается та или иная степень – вопрос комиссии экспертов и врачей, решаемый в тесном взаимодействии психиатров и психологов.

Изменение мышления по шизофреническому типу .

Является очень важным симптомом. Формальный интеллект (навыки, развитые до болезни) и формальный уровень абстрагирования не снижается, но в конечном счете в бытовом плане больные начинают вести себя как слабоумные. Нарушения мышления при шизофрении заключаются в дезинтеграции мыслительных актов с отрывом мышления от конечного результата, от смысла. Ассоциации теряют направленность, начинают формироваться сами по себе. Исследованиями этого процесса занимались Блюйхер, Б.В.Зейгарник. Последняя – доказала, что внутри самого мышления есть составляющие, направляющие эти ассоциации в сторону смысла. Этот процесс она называла мотивационной составляющей мышления , сейчас же его чаще называют эмоциогенной составляющей мышления. Именно она постепенно и теряется при шизофреническом процессе, из-за чего теряется направленность и осмысленность ассоциаций.

Уровни нарушения мышления :

  • формализм – нарушение глобальной критики к ситуации (формальная логика не страдает, но начинает пропадать личностная значимость обсуждаемого: все обсуждаемые темы оказываются практически «равновесными», равнозначимыми и равноприоритетными; больной рассуждает о своей жизни как сторонний наблюдатель). На этом этапе уже может быть признана ограниченная вменяемость.
  • резонерство – ситуативно-неадекватное пустое многословное рассуждательство. Но от темы всё ещё не уходит.
  • философическая интоксикация – похожа на резонёрство, но относится к предмету, связанному с психологическими, философскими, историческими и пр. научными / околонаучными вопросами. По этому поводу исписываются тетради, создаются рефераты и пр., но от обычного изучения дилетанта эти работы отличает отсутствие какого-либо смысла, логики построения и пр. (уровень работ в наилучшем случае соответствует 5-6 классу средней школы). Предпосылка для признания невменяемости.
  • соскальзывания – в придачу к ранее перечисленному – происходит «соскальзывание» с темы на тему.
  • паралогичность – грубое расстройство логики. Вывод не следует из логической предпосылки (умозаключение не следует из суждения).
  • атактическое замыкание – смысл отсутствует уже не между фразами, а в пределах одной фразы.
  • шизофазия – отсутствуют связи даже между словами.

Используются методики, проверяющие способность оперировать понятиями: результаты показывают опоры на второстепенные, несущественные признаки при построении выводов и группировке понятий.

Изменение эмоций по шизофреническому типу

В целом все изменения выглядят как дезинтеграция деятельности со стороны эмоций с изменением эмоционального чувственного тона к стержневым жизненным интересам. Ослабляется эмоц. привязка к сущностям, которые ранее были эмоционально значимы.

Уровни:

Начало симптоматики

  • эмоц. дискордантность – присутствие в формах реагирования одновременно двух противоположных радикалов. Пациент становится одновременно и возбудимым, и тормозимым.
  • эмоц. неадекватность (как и при дискордантности, люди м.б. признаны и вменяемыми, и ограниченно вменяемыми). Теряется способность эмпатического вчувствования, резонанса. Похоже на эмоц. отгороженность шизоида, но отличие – в том, что есть проградиентность (есть момент, когда этого не было, когда оно появилось и начало нарастать).

Рассвет симптоматики

  • эмоц. уплощение (потеря интереса и эмоц. включенности в события собственной жизни).
  • эмоц. оскуднение (оба расстройства характерны для расцвета симптоматики, создают предпосылки для признания невменяемости)

Исход симптоматики

  • эмоц. Амбивалентность (двойственная направленность, противоречивость)
  • эмоц. Тупость (полная невозбудимость эмоций, апато-абулический синдром)

Расстройства воли по шизофреническому типу:

Дезинтеграция и снижение побудительных мотивов к привычным волевым стереотипам действий.

Симптомы:

  • Дискордантность волевых усилий – последовательность поступков теряет внутреннюю логику, внутреннюю понятность. Последовательность неадекватна ситуации. Аутистическое поведение, малопонятно окружающим нет ослабления волевых процессов, страдает целенаправленность. Легкое расстройство, не обуславливает психоз. Ограниченно вменяем. Больные сами не критичны, не понимают, почему окружающие волнуются. Эмоционально отстранены. Отличие от психопата: психопат дает объяснение.
  • Гипобулия – ослабление мотивов и волевых актов. Может быть уровень психоза; могут признать невменяемым
  • Амбитендентность – пытается реализовать два противоположных мотива
  • Абулия – полностью распадаются мотивы, приходится подталкивать, чтобы сходил в туалет

Стадии, темпы и типы течения шизофренического процесса

Сформирована в отечественной психиатрии с 30-х до 60-х годов. В настоящее время не занимает в диагностике основное место, но в ряде направлений, в т.ч. в различных видах экспертиз, используется до сих пор.

При шизофрении выделяют 3 стадии :

  1. стадия начальных проявлений. Расстройства – преимущественно непсихоптические, но уже могут стать основой для психических аномалий. В случае вялотекущей ш. этот начальный этап может проявлять без психотических проявлений в течение десятилетий.
  2. стадия расцвета симптоматики. Сочетаются периоды обострений и т.н. ремиссий (послабления симптоматики).
  3. стадия исхода. Тяжелая картина дефицитарных расстройств, иногда распада психики. Это уже уровень психоза, и определённо невменяемость.

Кардинальная дефицитарная симптоматика обычно не оставляет человека даже когда отступает психоз (в периоды ремиссии).

Типы течения шизофрении:

  • непрерывно-проградиентный тип течения (волна обострения сменяется волной послабления, и т.д., но все эти волны – один синдром, протекание в едином стереотипе расстройств, которые только меняют свою интенсивность);
  • приступообразно-проградиентный тип течения (характеризуется сочетанием двух слоев информации: первый слой непрерывно протекающих расстройств, второй слой – слой четко очерченных во времени качественно иных расстройств). На доске нарисована наклонная доска («непрерывно протекающие расстройства»), по которой катятся шары другого размера (видимо, «иные, очерченные по времени расстройства»). Пример: приступы острого галлюциноза на фоне тревожно-фобического расстройства. Что примечательно в этой форме: могут быть ремиссии, не являющиеся психотическими (промежутки между «шарами») .
  • приступообразный (периодический, рекуррентный). Характеризуется тем, что есть только приступы, и долгое время в ремиссиях нет никаких расстройств.

Соответственно, нас в первую очередь интересуют ремиссии и начальный непсихотический период, и, в том числе, темп проградиентности.

Виды темпов проградиентности

  1. медленно-проградиентный темп . Эти пациенты могут быть признаны вменяемыми, и тогда будут рассматриваться как носители псих. аномалии. Медленно-проградиентный темп с непрерывно-проградиентным типом течения не выходит на уровень психоза.
  2. средне-проградиентный темп. Точно непсихотические картины в ремиссии, некоторые больные м.б. признаны ограниченно вменяемыми.
  3. грубо-проградиентный (быстро-проградиентный ) темп: характерен более для подросткового и юношеского возраста.

Характеристика проявлений ш . (в первую очередь – это характеристики ремиссий).

Ремиссии в порядке значимости по психическим образованиям (по превалирующей клинической картине):

  1. астенический (неврозоподобный) тип ремиссий . Встречается в 28% случаев всех ремиссий. Самый благоприятный и мягкий тип ремиссий из всех имеющихся вариантов, характеризуется похожей на невроз симптоматикой. Эта симптоматика – не единственная, за фасадом этих неврозоподобных расстройств находятся расстройства кардинального характера. Когда расстройства не очень выражены, п. могут быть признаны ограниченно вменяемыми. При данном типе ремиссии создаются предпосылки для психической аномалии, статья 22 УКРФ. Криминогенность у этой группы не выше, чем в популяции;
  2. психопатоподобный тип ремиссий . Формируется у 20% из всех больных в ремиссии, характеризуется превалированием тех или иных поведенческих расстройств, глубокой личностной трансформацией. Развивается сплав сохранных и видоизмененных, патологических свойств темперамента, системы отношений, даже мотивационной сферы. Клинические варианты:
    1. эксплазивный вариант (на первом плане – проявления взрывчатости, аффектации, агрессивных вспышек (агрессия как верб., так и физическая), в связи с чем возникают постоянные конфликты в различных соц. группах. По большей части присутствует интровертированность, эмоц. отгороженность, дискордантность, аутизированность. Достаточно криминогенные)..
    2. эмоционально-холодный вариант (также нарастают эмоц.-волевые расстройства, но на первый план выходит эмоц. холодность, отгороженность, сглаженность. Однако энергичность деятельности не падает, формальные контакты сохраняются. Как и предыдущий вариант, достаточно криминогенный).
    3. аутистический вариант (поведенческая неадекватность есть, но нет криминогенной подоплёки. Этих пациентов ещё называют «резонёрами-читателями» и чудаками. Лица неагрессивные, занятые своими фантазиями, иногда даже достаточно адаптированы);
  3. апато-абулический тип ремиссии . Встречается у 7-9% больных. Нарастают эмоциональные и волевые расстройства, бездеятельность, безразличие к окружающих, малая подвижность, отсутствие контакта. Однако эмоциональные расстройства (аутизация, сглаженность) сопровождаются волевой мононаправленностью, негибкостью, неуклонностью. Это приводит к большей направленности и настойчивости деятельности, которая может приводить даже к повышению ее результативности. Но спустя несколько лет нарастает апатия, абулия, и вместе с тем падает продуктивность. М. признаваться ограниченно вменяемыми;
  4. параноидный тип ремиссии . Характеризуется пусть остаточными, смягченными, редуцированными, но всё-таки психотическими расстройствами. Такие п. будут признаваться невменяемыми.
  5. псевдоорганический тип ремиссии. У больного ш. есть параллельно ещё и какое-то другое органическое поражение мозга. Симптомы суммируются, п. практически всегда признаются невменяемыми: даже в ремиссии.

Пункты 4 и 5 нас практически не заинтересуют: там всегда признается невменяемость.