Головная боль, сотрясение мозга, энцефалопатия
Поиск по сайту

Можайское благочиние. Последняя заповедь Спасителя – диакон Георгий Максимов


Накануне Своего вознесения Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их исполнять всё, что Я заповедал вам» (); «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» ().

Эта заповедь - одна из самых малоисполняемых в Православной Церкви. Ещё святитель Николай Японский писал: «Шедше, научите вся языки - как будто и в Евангелии нет. Хотя слышат это все и знают наизусть. И нет у нас иностранных миссий! В Китае, Индии, Корее, здесь - моря и океаны язычества, все лежит во мраке и сени смертной, но нам что же? Мы - собака на сене! Не моги-де коснуться - “свято оно”! Но почему же вы не являете его миру?» (Дневник, запись от 12 июня 1896 года).

И действительно, стоит заговорить о внешней, подлинной миссии даже с воцерковлённым человеком, как тот, поморщившись, непременно ответит, что, мол, конечно, проповедовать Слово Божие всяким папуасам и китайцам - дело неплохое, но вот нам бы сначала «своих» обратить всех ко Христу, а потом уже можно подумать и о «чужих».

К сожалению, говорящие так, не понимают или не хотят понять две вещи.

Во-первых, это означает, что мы сознательно отказываемся исполнять заповедь Господа нашего Иисуса Христа о проповеди ВСЕМ народам. Слыша заповедь Спасителя, мы думаем не о том, как её исполнить, а о том, как обосновать наше нежелание её исполнять. Со всеми вытекающими для нашей духовной жизни последствиями.

Как известно, дорога под названием «сделаю завтра» ведёт на дорогу под названием «никогда». Говоря, что проповедью Евангелия иным народам мы займёмся лишь после того, как обратим всех русских, мы тем самым говорим, что не займёмся ею никогда - ибо совершенно ясно, что как бы хорошо мы ни проповедовали «своим», они никогда все поголовно не станут православными, поскольку в большинстве случаев причиной их неверия является не недостаток сведений о вере или должных православных примеров, а сознательный выбор. Точно так же и во времена апостолов обстояло дело в еврейском народе. Если бы апостолы решили тогда «обратить сначала своих, а потом уже идти к чужим», то и до сих пор еврейский народ не был бы поголовно православным, а все остальные народы, включая и наш, русский, погибали бы в язычестве.

Во-вторых, внутренняя миссия никогда не будет успешной без внешней. Любой «наш» невер, которому станут проповедовать Православие может с полным основанием сказать: «Вы меня призываете жить по заповедям Христовым? Так почему же сами их не исполняете? Христос говорит: «проповедуйте Евангелие всей твари», а вы не проповедуете». Конечно, так сказать сможет лишь один из сотни, но остальные девяносто девять, хотя не смогут выразить это в словах, но почувствуют то же самое на духовном уровне. Ибо кого могут обратить к Богу те, кто сами сознательно не желают исполнять Его заповеди?

И напротив, если мы станем проповедовать неправославным народам, как тем, которые живут в России, так и тем, которые живут вне её, то станет результативнее и внутренняя миссия. И подвижническое служение миссионеров, и подвиги веры среди новообращённых иноплеменников зажгут огонь благочестивой ревности во многих «номинально православных». Так что акивная проповедь Русской Православной Церкви среди иных народов причинит не ущерб, а большую пользу для распространения веры в русском народе.

Сюда же нужно отнести и такой «аргумент», что, будто бы, у нас сейчас столько внутренних проблем, что не до миссии, а вот когда проблемы разрешатся, тогда уже и подумаем… На самом деле здесь перепутана причина со следствием. Наши проблемы являются следствием того, что мы не живём по заповедям Христовым, одна из которых - «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа». Единственный путь к преодолению проблем - начать жить по заповедям, в том числе и по этой. Заповеди даны не для тех, у кого нет проблем, а для всех, кто называет себя православными христианами.

Наконец, с темой соблюдения последней заповеди Спасителя связан ещё один важный вопрос, непосредственного касающийся участи нашего земного отечества и нашего народа.

Из-за этого ещё сто лет назад Православие было ограничено ареалом компактного расселения традиционно православных народов. Во всём остальном мире о православной вере не знали вообще ничего. Это касалось даже самых образованных людей Западной Европы, не говоря уже про жителей Азии, Африки, Южной Америки и Австралии.

И в ХХ веке для членов абсолютно всех Поместных Церквей возникли такие условия, что им невольно пришлось покинуть обжитые места и расселиться по всем тем странам, куда они не хотели ехать добровольно. В России это были революция, гражданская война и великая отечественная, в Сербии, Болгарии и Румынии - приход коммунизма, в Греции - гражданская война и экономические проблемы, для Антиохийского и Иерусалимского патриархата - усиление давления со стороны иноверного окружения.

Таким образом минувший ХХ век стал веком широчайшего распрострнения Православия по планете. Православные диаспоры появились на всех континентах и в подавляющем большинстве стран. И везде, где они появлялись, - возникали православные храмы, а в них священники и епископы, производились переводы литургии на местные языки, издавалась православная литература на языках неправославных народов.

Так возникли условия для того, чтобы местные жители начали узнавать о Православии, а узнав, многие стали обращаться в истинную Церковь Христову, и обращать других. Благодаря этому в Западной Европе и Азии православными стали тысячи, в Америке - десятки тысяч, а в Африке - сотни тысяч человек.

В древнем варианте жития апостола Фомы рассказывается, что он, получив в удел для проповеди Индию, никак не хотел отправляться в такую далёкую страну. И Господь ему помог - продав в рабство капитану корабля, отправлявшегося в Индию. Глядя на вышеприведённые факты под этим же углом, складывается впечатление, будто Господь посредством скорбей выгнал православных на проповедь иным народам, куда они не хотели идти добровольно. Мы сами вынудили Его к тому своей ленью и бездействием.

И сейчас, после падения безбожной власти и обретения Церковью полной свободы в своей деятельности, мы имеем столько возможностей для успешной и эффективной внешней миссии, скольких, наверное, не было ни в одно из предыдущих столетий. И, однако же, мы почти ничего не делаем для внешней миссии. Есть лишь несколько энтузиастов, которые не имеют никакой поддержки ни со стороны Церкви, ни со стороны государства. Стыдно сознавать, что Русская Православной Церковь, самая многочисленная из всех Поместных Церквей, уделяет внимание внешней миссии едва ли не меньше всех остальных.

Ещё более полутора веков назад святитель Филарет Московский писал: «Святая Церковь имеет нужду в проповедниках веры для возвещения ее в соседних странах - Китае, Японии, Америке, Тибете, Бухаре, Хиве, Кохане, Персии, Турции и во всех европейских государствах латинского, лютеранского и реформаторского исповедания» (Доклад государю о причинах бедственного положения Православной Церкви в России).

Этот императив нашей Церкви был выражен ещё в позапрошлом веке, и, однако же, в некоторых из перечисленных святителем Филаретом странах по сей день не ступала нога православного миссионера.

Последняя заповедь Спасителя по-прежнему остаётся в небрежении. Как знать, не готовим ли мы тем самым на свою голову новые кары, которые заставят нас отправиться туда, куда мы не хотим ехать по своей воле?

Конечно, не каждый может оставить всё и поехать в Африку или Азию, чтобы проповедовать там Православие. Это особое служение, на которое может решиться лишь подлинно великий духом и преданный Богу человек. Но абсолютно каждый православный христианин может в меру своих сил оказать посильную помощь тем нашим миссионерам, которые уже трудятся в иных странах.

Примером в этом является святой праведный Иоанн Кронштадтский, который, служа в России, всемерно поддерживал миссию, жертвуя и для строительства православного храма в Германии, и для первого православного храма в Южной Америке, и на Японскую православную миссию, и миссионерам в других странах.

Уже сейчас наши русские миссионеры самоотвеженно трудятся в Таиланде, Гонконге, Монголии, других местах. Они нуждаются в нашей поддержке - как духовной, так и материальной. А мы нуждаемся в том, чтобы эту поддержку им оказать, ибо так мы исполним последнюю заповедь Спасителя и сможем стать соучастниками того, что Он обещал, говоря: «Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей» ().

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

О детском крещении

Что написано в Священном Писании о крещении? Посмотрим основные места. 1) Мф.28:19-20 "Итак идите, научите ВСЕ НАРОДЫ, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами до скончания века. Аминь."

2) Рим.6:3-5 "Неужели вы не знаете, что все мы, во Христа крестившиеся, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения."

3) 1 Пет. 3:21 "Так и ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа."

Каждый из этих текстов говорит о том или ином аспекте таинства крещения. В Евангелии от Матфея Господь говорит прежде всего о миссии - Он посылает апостолов на проповедь "всем народам" (в противовес тому, что до Своих страданий Он посылал их только к "погибшим овцам дома Израилева" - см. Мф.10:5-6). И здесь говорится не столько о крешении данного конкретного человека, сколько именно о свидетельстве "перед многими". Интересно также обратить внимание на то, что сказано "НАУЧИТЕ, КРЕСТЯ во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам", т.е. не сказано "научите и крестите". "Научите" не предшествует "крестите", а как бы параллельно. Само научение невозможно без крещения - это надо отметить. Апостол Павел говорит о глубинной сути крещения (вспомним, что со словом "крест" это понятие связано только в русском языке, а в греческом стоит "баптизо" - т.е. "погружать"). Эта суть - в "погружении" в смерть и воскресение Христово, в установлении связи с ними. Это соединение со смертью и воскресением Христа имеет характер таинственный (ударение на 1-м слоге). Апостол Петр говорит о психологических следствиях крещения - последствиях его для духовной жизни человека. Человек, приняв крешение, соединившись со смертью и воскресением Христа, дает Богу "обещание доброй совести". Впрочем, смысл греческого оригинала можно передать и немного иначе. В церковно-славянском переводе (а этот перевод представляет собой фактически подстрочник греческого текста, поэтому он полезен, если не знаешь греческого сам) этот стих переведен так: "Егоже воображение ныне и нас спасает крещение, не плотския отложение скверны, но совести благи вопрошение у Бога воскресением Иисус Христовым". ("Воображение" - не имеет смысл "фантазия", как в русском, а есть производное от "образ") Т.е. смысл - в том, что крешение испрашивает у Бога "благую совесть". Мне кажется, что этот смысл глубже и ближе к истине, чем те слова, которые стоят в русском переводе, т.к. здесь возникают интересные параллели с учением ап.Павла об оправдании верой и.т.д. В любом случае, у ап. Петра речь идет о плодах таинства крещения, которые приносит человек, уверовавший и крестившийся. Я, конечно, рассмотрел не все, что говорится в Новом Завете о крешении, но для нашего вопроса этого достаточно.

Почему мы, православные, считаем, что детей крестить можно? Именно в связи с тем, что говорил апостол Павел: крешение - это мистическая связь со смертью и воскресеним Христовым, и таковая связь может быть установлена и тогда, когда человеческое сознание еще мало развито, т.е. и у ребенка. В любом случае, мы спасены не делами, а благодатию Божией. Благодать - дословно "добрый дар", а дар зависит только от дающего, т.е. от Бога. И от нас зависит не то, даст нам Бог или нет (Он даст, т.к. Отец простил нас во Христе), а то, как мы примем Его дар. Так вот, главное, что должен делать крестившийся человек в течение всей своей жизни - это усваиивать данную в крещении благодать. Тут и научение требуется, чтобы знать волю Божию, изложенную в Священном Писании и исполнять ее. Поэтому, когда взрослый человек желает креститься, его сначала надо НАУЧИТЬ - иначе он не сможет воспринять благодать. А если крещен ребенок? По мере его роста надо научать его вере, т.е. делать то же, что и со взрослым, но как бы в обратном порядке. Если ребенок растет после крешения в христианской семье - то есть определенные надежды, что семья его воспитает в вере. Так, собственно, оно на протяжении многого времени и было - ребенка и грамоте в старину учили по Псалтыри (т.е. первые слова, которые он читал, были слова из Библии), и в церковно-приходской школе могли учить, как это было в конце прошлого и начале этого века в благочестивых крестьянских или купеческих семьях. Словом, ребенок рос в обстановке веры. В древности (до 5-6 века от Рождества Христова) крестили в основном взрослых. Как это было при апостолах - можно прочесть в Библии: проповедовали, потом уверовавших и наученных крестили. Где-то примерно с середины 2-го века научение желающих креститься развилось в Церкви в целую систему. Это называлось "катихизация" (от того же корня, что и слово "катихизис"), или по-русски еще "оглашение" (от слова "глас", т.е. "голос"). Людей учили понимать Священное Писание и жить в соответствии с ним. А потом, когда человек готов - крестили. И обычно ко крещению готовили по 2-3 года, а то и более. Сами люди, которые готовились принять крещение, назывались "оглашаемыми" (это по-русски, а по-славянски-"оглашенными"). Постепенно где-то с 5-6 века стали все более и более переходить ко крещению детей. Сначала крестили подростков, потом стали крестить детей все более и более маленьких, а к концу 11 века окончательно перешли на крещение младенцев. Покуда крестили детей "словесных" - какое-то оглашение существовало: их сначала учили, а только потом крестили. Ну, а как начали крестить "бессловестных младенцев" - учить, конечно, перед крещением перестали. Учили, как я говорил, уже после крещения, в заведениях типа церковно-приходской школы. В прочем, в одной из поместных Церквей - а именно в Карфагенской Церкви младенцев крестили и в более древнее время. Если в 3-4 веках в других Церквах крестили в основном взрослы, то есть свидетельства о том, что в Карфагенской Церкви начиная со 2-го века была распространена и практика младенческого крещения. Здесь практика Карфагенской Церкви стояла несколько особняком от практики других Церквей. Почему стали крестить детей - вопрос отдельный. Наверное, сказалось и то, что в христианских семьях дети росли обычно кристианами - ну так почему бы не покрестить пораньше. Постепенно стал развиваться страх того, что ребенок умрет некрещеным. В общем, возраст крещения все снижали и снижали, пока не дошли до крещения младенцев. Как ко всему этому относится? Вообще-то в Евангелии предложен хороший способ - "по плодам". Многие века в русской, например, церкви крестили практически только младенцев. В младенчестве были крещены и Сергий Радонежский, и Серафим Саровский, и такой выдающийся христианин нашего времени, как о.Александр Мень. Всякий, кто знает что-либо об этих столь различных ладях, не будет отрицать, что семя, которое Бог засеял в них, принесло обильный плод. И их не приходилось перекрещивать уже взрослыми - значит, их младенческого крещения хватило. Другое дело, что во всех этих случаях дети росли в семье верующих. Вера родителей - необходимое условие для того, чтобы можно было крестить маленького ребенка. Сейчас беда не просто в том, что крестят детей, а в том, что часто родители не имеют настоящей веры. Крестят "потому, что быбушка просила", "потому, что так принято", "чтобы не болел" и.т.д. В общем, по любой причине, кроме желания того, чтобы ребенок был соединен со Христом. Плоды понятны... Вообще, в какой-то степени вопрос о детском крещении - это вопрос целесообразности. Принципиально это допустимо, и плоды могут быть очень хорошие (см. выше). Другое дело - сейчас, в данной конкретной обстановки, для конкретных родителей: будет толк из этого или нет. Я выскажу свое мнение, если скажу, что детей из христианских семей, там, где родители по-настоящему воцерковлены, необходимо крестить как можно скорее, а если крещения своего ребенка просят люди маловерующие, то надо сначала стараться воцерковить родителей, а потом уже крестить детей. Но тут уже, как говорится, "возможны варианты". Я, например, знаю людей, которые были крещены в детстве, росли вне веры, а потом узнали, что являются крещеными - и пришли именно после этого к настоящей и крепкой вере. Все очень по-разному бывает... Михаил Зеленый

От Матфея Святое Благовествование. На утрене читается зачало 116 (28:16-20).

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,

и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,

уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Толкование блаж. Феофилакта Болгарского.

Мф.28:16. Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус,

По Иоанну, сначала явился ученикам Иисус в самый день воскресения, когда двери были заперты; потом – по прошествии восьми дней, когда и Фома уверовал. Затем, когда они думали идти в Галилею и еще не все были собраны вместе, но некоторые из них ловили рыбу на Тивериадском море, тогда явился Господь одним ловившим рыбу, семи. То, о чем говорит Матфей, случилось после, тогда именно, когда прежде случилось то, о чем повествует Иоанн, ибо часто являлся им в продолжение сорока дней то приходя, то опять уходя, но не всегда и не везде присутствуя с ними. Итак, одиннадцать верховных учеников со всеми прочими последователями поклонились Христу.

Мф.28:17. и увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились.

«А иные усомнились» вместо: некоторые усомнились. Это так должно быть понимаемо: одиннадцать учеников отправились в Галилею, эти одиннадцать и поклонились Ему; «другие же» (вместо «некоторые»), вероятно, из семидесяти, усомнились относительно Христа. Впрочем, в конце концов, укрепились и эти в вере. Некоторые, однако, понимают так: Матфей не постарался сказать, кто были сомневающиеся, но о чем он не постарался, о том сказал Иоанн, – что сомневающимся был Фома. Впрочем, могло и то случиться, что все сомневались, как действительно говорит о том Лука. Следовательно, так ты должен понимать, что, пришедши в Галилею, ученики поклонились Христу, но эти же, поклонившиеся в Галилее, прежде в Иерусалиме сомневались, как говорит Лука.

Мф.28:18. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле.

Иисус сказал им, что – «дана Мне всякая власть на небе и на земле». Это сводится к следующему: как Бог и Творец, Я всегда имел власть над всем, – ибо «всё служит Тебе», – говорит Давид Богу (Псал. 118, 91), – но добровольного подчинения Я не имел; теперь же Я думаю иметь и его, ибо теперь Мне все покорится, когда крестом Своим Я победил имеющего державу смерти. Подчинение бывает двоякое: одно невольное, по которому все мы – рабы у Бога по неволе, как и демоны; но есть подчинение произвольное, по которому Павел был раб Христов. Прежде, когда все имели только непроизвольное подчинение, Спаситель имел власть над всем как бы вполовину, но после креста, когда богопознание стало доступно всем и когда все покорились добровольным подчинением, прилично говорит Христос, что «ныне Я получил всякую власть». Прежде у Меня была власть только отчасти, ибо служили Мне только невольно, так как Я – Творец; ныне же, когда люди служат Мне разумно, Мне дана уже всякая и полная власть. От кого же она дана Ему? Принял от Себя Самого и от Своего смирения, ибо если бы Он не смирился и не сразился с противником чрез крест, то и не спас бы нас; так что «дана Мне власть» так понимай: собственными Моими подвигами и трудами Я спас людей, и они соделались Моим уделом, избранным народом. Стало быть, на земле Господь имеет власть, поскольку вся земля познала Его, а на небе потому, что награда верующим в Него и жительство находятся на небесах. С другой стороны, так как человеческая природа, прежде осужденная, а затем ипостасно соединенная с Богом Словом, сидит на небе, приемля поклонение от ангелов, то прилично говорит; «дана Мне всякая власть на небе», ибо и человеческая природа, прежде служащая, теперь во Христе властвует над всем. Коротко сказать, так понимай: «дана Мне всякая власть» – если ты принимаешь это, как говоримое Богом Словом, – что дана Мне всякая власть, так как ныне и по неволе, и вместе по воле признают Меня Богом те, которые прежде служили Мне по способу только невольного подчинения. Если же говоримое есть от человеческой природы, то так понимай,– что я, прежде осужденная природа, теперь же по неслиянному соединению с Сыном Божиим ставшая Богом, я, эта природа, получила власть над всем, так что и на небе поклоняются мне ангелы, и на земле я прославляюсь всеми концами.

Мф.28:19. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,

Мф.28:20. уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Поэтому Господь посылает учеников Своих уже не к одним иудеям, но так как Он получил власть над всеми, освятив в Себе все человеческое естество, то прилично посылает их ко всем языкам, поручая крестить «во имя Отца и Сына, и Святаго Духа». Итак, да посрамятся Арий и Савеллий! Арий – так как Господь сказал крестить не во имена, но во имя; имя же у трех одно – Божество. Савеллий же – так как Господь упомянул о трех лицах, а не об одном лице (как оный Савеллий суесловит), будто бы имеющем три имени и называющемся иногда Отцом, иногда Сыном, а иногда Духом; упомянул Господь о трех лицах, имеющих одно имя – Бог. Далее, так как недостаточно креститься только, но должно и делать доброе после крещения, то говорит: «уча их соблюдать все, что Я повелел вам», не одну или две, но все Мои заповеди. Убоимся же, братие, ведая, что если бы и одно осталось у нас несоблюденным, то не будем совершенными рабами Христовыми, ибо от нас требуется хранить все. Смотри речь Господа, как она обнимает обе главы христианства: богословие и деятельную добродетель. Ибо, сказавши, что крестить должно во имя Троицы, Он преподал нам богословие, а говоря, что должно учить и соблюдать заповеди, привел нам и деятельную добродетель. Ободряя же учеников Своих (так как посылал их к язычникам на заклания и опасности), говорит, что «не бойтесь, потому что Я буду с вами до скончания века». Смотри и это, как он напомнил о кончине, чтобы побудить их еще более презирать опасности. Не бойтесь, говорит, все будет иметь конец, будет ли то мирское горе или благополучие; поэтому ни в горестях не отпадайте, ибо они проходят, ни благами не обольщайтесь, ибо они окончатся. Впрочем, не к одним апостолам относилось это: пребыть с ними, – но и ко всем вообще ученикам Его, ибо, несомненно, апостолы не имели жить до кончины мира. Итак, и нам, и тем, которые будут после нас, обещается это; однако не так, что до скончания Он будет, а после скончания отойдет. Нет! Тогда-то особенно и будет пребывать с нами и притом яснейшим и очевиднейшим образом, ибо слово «до», где ни встречается употребленным в Писании, не исключает того, что будет после.

О первом евангельском чтении на утрене - священник Феодор Людоговский.

1-е воскресное евангелие на утрене - Мф 28:16–20 (зач. 116):

В те дни одиннадцать учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И, приблизившись, Иисус сказал им:

дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.

Евангельские чтения на воскресной утрене расположены в том же порядке, в каком они идут в Четвероевангелии: сначала - из Евангелия от Матфея, затем - от Марка, Луки и Иоанна. Казалось бы, это очевидно - но литургийные чтения имеют иной порядок: от Пасхи до Пятидесятницы - Иоанн, затем Матфей, Марк, Лука и снова Марк (другие зачала).

Как было сказано во , 28-я глава Евангелия от Матфея целиком читается на литургии Великой субботы. Напомним, Великая суббота - один из дней, когда в древней Церкви совершалось крещение оглашаемых. Многое в службе этого дня - и в ее композиции, и в содержании - связано с таинством крещения. Одно из наиболее ярких и очевидных напоминаний об этой связи - замена на литургии обычного Трисвятого перед чтением Писания на «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуия».

Почему мы говорим о службе Великой субботы , в то время как наша тема - воскресные евангелия? Во-первых, потому, что эта служба во многом именно воскресная: на утрене, совершаемой обычно вечером в Великую пятницу, мы слышим воскресные тропари «Ангельский собор…» и пророчество Иезекииля о всеобщем воскресении; вечерня Великой субботы - это вечерня накануне Пасхи (другой вечерни в этот день уже не будет - дальше только полунощница и пасхальная утреня). Во-вторых, Великая суббота, как мы только что отметили, тесно связана с крещением; но в наше время крещение совершается в самые разные дни года - и при этом всякий раз мы слышим одни и те же слова из Евангелия, а именно-то самое первое воскресное евангельское чтение на утрене, о котором и ведем сегодня речь.

Итак, каково содержание этих пяти стихов, завершающих первое из четырех Евангелий? Евангелист Матфей описывает одно-единственное явление Христа апостолам; таким образом, согласно его замыслу, согласно композиции его Евангелия (а композиция у Матфея продумана достаточно тщательно), перед нами встреча - и одновременно прощание. Тем важнее и значимее каждое слово Учителя.

Ст. 16. Одиннадцать учеников идут в Галилею, т. е. на родину большинства из них. Как мы знаем, галилеянином называли и самого Христа как жителя Назарета (о Его рождении в Вифлееме мало кому было известно). Зачем они идут туда? В надежде увидеть воскресшего Учителя, поскольку перед своими страданиями Иисус сказал апостолам: по воскресении Моем предварю вас в Галилее (см. Мф 26:32). Об этом же мироносицам (а они - апостолам) напомнил ангел, отваливший камень от входа в гробницу: Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите (Мф 28:7).

Ст. 17: и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. Усомнились, конечно, не ближайшие ученики, но некоторые из тех, кто вместе с ними увидел воскресшего Иисуса. Их сомнение вполне понятно: ведь даже один из Двенадцати, Фома, не спешил поначалу верить свидетельству своих собратьев о явлении им воскресшего Христа (Ин 20:24–25).

Ст. 18: И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Казалось бы, что же тут нового и неожиданного? Мы, живущие две тысячи лет спустя после описываемых событий, слишком хорошо знаем, что Иисус - это Бог. Вполне естественно думать, что Ему как Богу и Сыну Божию действительно принадлежит господство над всем миром. Это верно, но смысловой акцент здесь, конечно, иной. Пришествие Христа на землю - этой мыслью пронизано всё Евангелие - было не в славе и не во внешнем могуществе. Царь Иудейский, к разочарованию иудейской революционной партии, не составил конкуренции Ироду, не сбросил иго римлян, не воссел на престол Давида. Вместо этого Он предпочёл умереть. Но теперь, после Креста, «Бог… прославил Сына Своего Иисуса» (Деян 3:13) - время уничижения прошло, настало время славы, время радости.

А дальше идут крайне важные слова, которые нам - мирянам, священникам, архиереям - хорошо бы вспоминать почаще. В протестантской литературе для этой фразы есть даже специальный термин: великое поручение. Вот оно, это поручение, данное Спасителям апостолам и всем нам:

Стт. 19-20а: Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам.

Новостью - возможно, несколько неприятной и смутительной - для апостолов здесь было то, что крестить нужно не одних лишь уверовавших представителей избранного народа (вспомним, что сам Иисус проповедовал лишь среди своих соплеменников, да и учеников посылал только по городам Иудеи - см. Мф 10:5–6, 15:24), но и чужаков, язычников - «гойим». Пройдет время - и проповедь среди язычников станет чем-то очевидным (начнется это, как мы знаем, с апостола Петра - см. Деян 10). А еще позже всё перевернётся: христиане - вчерашние язычники, идолопоклонники - будут с превозношением и презрением смотреть на народ, избранный и созданный самим Богом - да, народ, отступивший от своего Создателя, но не отвергнутый Им до конца и по-прежнему призванный ко спасению (об этом подробно говорит апостол Павел в 11-й главе своего послания римлянам). Но это уже совсем другая история…

В повелении Христа есть, думаю, новости и для нас. Обратим внимание на то, в каком контексте дано повеление крестить: научите… крестя… уча. Само по себе крещение - дело совершенно недостаточное; да и не с него надо начинать. Апостол Павел, как мы помним, едва ли не с обидой говорил: Христос послал меня не крестить, а благовествовать (1 Кор 1:17; по-церковнославянски, пожалуй, даже выразительнее: Не посла… мене Христос крестити, но благовeстити).

К сожалению, ни церковнославянский, ни русский переводы не способны в точности передать значение слов греческого оригинала Евангелия от Матфея. Первое из двух слов - «научите» - буквально означает «делать учеником». Ученичество предполагает определенную устойчивость отношений, их длительности и постоянство. Сначала человек должен стать учеником апостолов и их преемников, а затем в течение довольно продолжительного времени его будут учить. И только потом совершится крещение. Ибо, как прекрасно говорит блж. Иероним Стридонский, «тело не способно принять таинство крещения, покуда душа не приняла истину веры». Излишне говорить, что на протяжении большей части истории Церкви дело обстояло совершенно иначе. Результат - налицо.

Ст. 20б.: и се, Я с вами во все дни до скончания века. Эти слова Спасителя, конечно, не могут оставить христианина равнодушным: Христос с нами, с каждым человеком! Каждую минуту и секунду нашей жизни - Он рядом! Но если вчитаться внимательнее, мы увидим здесь отсылку к самому началу евангельской истории, рассказанной нам евангелистом Матфеем. Описав события, последовавшие за зачатием Марией Сына Божия, евангелист резюмирует: А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Во время земной жизни Иисуса из Назарета не называли Еммануилом. Но теперь Иисус обещает быть с нами всегда. И если мы вместе с апостолами верим, что Иисус есть Христос, Сын Божий и Бог, то значит - поистине с нами Бог, как говорил еще Исаия (Ис 8:10).

Конечное Аминь («истинно», «так») имеется далеко не во всех рукописях Нового Завета. Возможно, это слово было добавлено позже - как ответ Церкви своему Учителю, как ответ христиан на Благую весть, возвещенную евангелистом Матфеем.

Предлагаемый цикл публикаций о воскресных евангелиях на утрене было бы логично начать летом, после праздника Пятидесятницы, когда открывается первый цикл евангельский чтений - так называемый первый евангельский столп. Но летом не получилось, получилось лишь сейчас - осенью, почти уже зимой. Однако прошу заметить вот что: сегодня мы говорили о первом воскресном евангельском чтении, которое - единственное - взято из Евангелия от Матфея. Если вы заглянете в календарь, то увидите, что 16/29 ноября - память апостола и евангелиста Матфея. Вот так неожиданно получилось. Я не подгадывал специально - честно.

В качестве приложения приведем те богослужебные тексты, которые зависят от евангельского чтения на утрене. Это ексапостиларий, его богородичен и евангельская стихира. Эти песнопения раскрывают и дополняют содержание прочитанного эпизода из Евангелия.

Мы приводим обычный церковнославянский текст (не будем забывать, что это отнюдь не оригинал, а перевод с греческого языка), а также перевод на русский язык иером. Амвросия (Тимрота).

Ексапостиларий:
Со ученики взыдем на гору Галилейскую,
верою Христа видети
глаголюща власть прияти вышних и нижних, научимся:
како учит крещати во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, языки вся,
и пребывати с таинники, якоже обещася, до скончания века.

Перевод:
С учениками соберемся на горе Галилейской,
чтобы верою увидеть Христа,
о получении Им власти над горним и дольним возвещающего;
узнаем, как Он учит крестить все народы
во имя Отца, и Сына, и Святого Духа,
и как обещал с посвященными в Его тайны пребыть
до скончания века.

Богородичен:
Со ученики радовалася еси, Богородице Дево,
яко Христа видела еси воскресшаго от гроба тридневна, якоже рече:
имже и явися, научая и являя лучшая,
и крещати во Отце, и Сыне, и Дусе повелевая,
еже веровати нам Того востанию, и славити Тя, Отроковице.

Перевод:
С учениками Ты радовалась, Богородица Дева,
ибо увидела Христа, воскресшего из гроба
на третий день, как Он сказал.
Им и явился Он, уча и открывая высшие тайны,
и крестить во имя Отца, и Сына, и Святого Духа повелевая,
чтобы мы веровали воскресению Его
и славили Тебя, Отроковица.

Утренняя стихира:
На гору учеником идущим за земное вознесение,
предста Господь, и поклонившеся Ему,
и данныя власти везде научившеся,
в поднебесную посылахуся
проповедати еже из мертвых воскресение,
и еже на небеса возшествие:
имже и во веки спребывати неложный обещася Христос Бог,
и Спас душ наших.

Перевод:
Ученикам, на гору восходившим,
пред Своим вознесением от земли предстал Господь.
И они, поклонившись Ему
и узнав о данной Ему повсюду власти,
были посланы в поднебесную провозгласить
о воскресении Его из мертвых и восхождении на небеса.
С ними и пребывать во веки обещал
чуждый лжи Христос Бог
и Спаситель душ наших.

Свт. Иоанн Златоуст

Свт. Кирилл Александрийский

Мы оправдываемся, веруя в Бога Отца и в Сына Единородного и в Святого Духа, почему и Сам Спаситель заповедует Своим ученикам, говоря: «шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» . Если, поэтому, совсем ничего в наше мышление не вносит различие имен, но Отцем можно назвать Сына и, назвав Сына Его, можно указать на Отца, то какая же была надобность давать повеление креститься верующим не в единицу, но в Троицу? Поелику же речь о Божественной природе достигает до тройственного числа, то для всех, конечно, очевидно, что каждое из исчисляемых существует в особой своей ипостаси, так что, нисколько не изменяясь по природе, восходит к единому Божеству и имеет одинаковое поклонение.

Толкование на Евангелие от Иоанна. Книга I.

Свт. Григорий Палама

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Отвергнутость Иудеев стала примирением мира, и мы были помилованы благодаря их противлению; потому что Говоривший Своим Ученикам ранее: «На путь язык не идите, и во град Самарийский не внидите. Идите же паче ко овцам погибшим дому Исраилева» (Мф.10:5–6) , ныне Он же говорит: «Шедше научите вся языки» ; ибо когда и мы ранее были неверными, и сущего в мире и чрез красоту и порядок вселенной возвещаемого Бога не желали познать, тогда (оставив нас) справедливо Господь обращался и Сам непосредственно и чрез Своих Пророков к тем, которые покорно познавали Его; ныне же, когда они стали неверными, ничто не препятствовало праведному суду Божиему и нам оказать милость и чрез священных Апостолов научить нас о Себе. И посему сразу же следовало это: «Дадеся Ми всяка власть на небеси, и на земли» , так чтобы нас, которым праведный суд Божий не допускал ранее, как неверным, быть наравне с верными, помиловать и призвать (ныне) к небесным (благам).

Итак, идите, – говорит, – научите все народы, крестя и уча их, – и это принадлежит к власти, которую Он принял; ибо Он не сказал: «уча» только, но и – «научая [«Μαθητεύσατε» т.е. – как бы учениками делая все народы.] все народы» . «Учить» только – относилось к Апостолам, исполняющим Его заповедь; но приобретать учеников и крещать, и то из всех народов и родов в массе собранных, является делом уже не только учащих, но – и послушествующих, а более того – божественной благодати и силы Давшего такое повеление; что показывая, и Павел сказал: «Дадеся ми благодать и послушание веры во всех языцех» (Еф.3 и Рим.1:5) . «Крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» . Видите ли, что та же природа и то же достоинство у Трех покланяемых (Божественных) Лиц здесь ясно возвещается? Потому что единое Имя у Троих; единое освящение, бывающее от Них; единая вера в Них.

Часто же в Евангелии говорилось о Них, но не столь отчетливо. И во время Крещения Господня, ясно была показана триипостасность, но единая природа и единое достоинство Их – не столь ясно. Ныне же Господь заповедует всем проповедывать это и запечатлеть с самого начала в сердце верующих: потому что без сего основного догмата и веры в сию истину не возможно, отнюдь, положить основание благочестию.

Омилия 38. На 1-е утреннее воскресное Евангелие.

Сщмч. Онуфрий (Гагалюк)

Ст. 19-20 Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь

Назначение православных святителей и пастырей – всемирное – приводить все народы земли к Богу чрез Церковь Христову. Для этой великой цели недостаточно одной лишь великой ревности проповедников – необходима еще помощь благодатная, которая дается лишь посланникам Церкви. Кто решается проповедовать христианскую веру без благословения Церкви Православной – тот самочинник и лишается благодатной помощи Божией в своем деле. Как проповедовать, если не будут посланы? (Рим. 10:15) . Вот почему не ведут к спасению души усилия ревностных сектантских проповедников, а также и труды прежних наших интеллигентов – самозванных богословов – В.В. Розанова, Мережковского и других. Игнорируя руководство Православной Церкви, полагаясь на свои лишь человеческие силы, они, естественно, впадают в разные ереси, из которых никак не выпутаться. И вместо добра они усердно работают в сторону зла. Иное дело – труды наших православных профессоров, прежних Духовных Академий и университетов, научно раскрывавших истины богословские во вселенском масштабе с благословения Церкви (к сожалению, впрочем, не все исключительно профессора, хотя подавляющее большинство было православными)… Но главными апостолами для всего христианского мира являлись продолжатели апостолов – православные святители и пастыри. При осуществлении этой всемирной миссии у служителей Христовых не должно быть уныния, когда они видят озлобление со стороны окружающих. Как бы ни был враждебно настроен против святой веры невер или еретик – и он может поддаться действию благодати Божией, лишь бы только у проповедника Христова была крепкая любовь к заблуждающимся и неустанность в труде. Разве только не поддадутся действию благодати Божией сознательные богоборцы, вроде книжников и фарисеев – современников Спасителя, видевших чудеса Господа, например – воскрешение Лазаря, и не только не уверовавших во Христа Бога, но еще более озлобившихся; или нынешних наших богоборцев – обновленцев главарей: Александра Введенского, Александра Сеченюка (Боярского), Владимира Красницкого, Николая Платонова и других сознательных разрушителей дела Божия на земле.

Все эти и им подобные – хулители Духа Святого (Мф. 12:31–32) . Не о них речь, они слепые вожди – и Господь советует апостолам оставить таких: оставьте их: они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15:14) . К погибшим овцам современного народа избранного – народа русского, увлеченного в неверие врагами, наш долг – идти и немолчно возвещать Царство Божие. Кто знает, быть может, многие из них и вообще из других народов, пребывающих в ересях, язычестве и неверии, обратятся на путь истины. «Народ, что земля, – говорит один православный пастырь-миссионер, – земля таит зачатки жизни и в холодную жесткую зиму, но нужно, чтобы к ней весной приблизилось солнце с неба своим теплом и светом: тогда все растет, цветет и приносит плод. Восток свыше, Солнце правды – есть Христос с неба: приблизьте Его через Церковь к духовной жизни всякого народа, всякого племени, и там, как на земле весною и летом, завьется, зацветет дивная жизнь и уплодоносятся духовные нивы» (Прот. И. И. Восторгов. «Церковность». М., 1910. С. 17–18).

В защиту христианской веры. Размышления на избранные места Священного Писания.

Прп. Симеон Новый Богослов

Тот, кто говорит кому-либо: «сделай это» или «не делай этого», конечно говорит ему так потому что он может или сделать, или не делать. Ведь тот, кто говорил бы это не могущему, разве не говорил бы впустую? Сказал Господь Своим ученикам: «Идите научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа ». То есть сначала - очищение и сила через святое Крещение. А что после этого? «Уча их соблюдать все, что Я повелел вам ». Итак, всякий, кто не был прежде укреплен этой силой, напрасно трудится, пытаясь исполнять заповеди Христовы, а тот, кто ему приказывает, - безумен и слеп, потому что нужно [его] сначала укрепить разумной благодатью Христовой, которая очищает принимающую ее душу, и только так [можно ему] приказывать. Иначе как возможно земле, полной терний и волчцев, принять чистое пшеничное семя и не заглушить посеянное?

По этой причине никогда не принесут плода те, кто берется за невозможное, не по естеству и порядку и не в соответствии с относящимися [к ним] словами, потому что словом все создано, и содержится, и завершается. А божественное Крещение Христово имеет могущественную силу, которой оно некрещенных и прежде склонных ко злу, когда они крестятся, делает неподвижными на зло. Но если и не так, все же на время делает их устойчивыми против настоящего, и это есть признак его силы. И оно располагает их быть склонными к добру, подобно Ангелам, крепкими силой, исполняющими волю Божию (Пс. 102:20) . И для того Христос дал Свою божественную Кровь верующим в Него, чтобы через приобщение и Причастие ее верующие в Него стали сначала причастниками Божеского естества (2 Пет. 1:4) , - ибо это кровь Бога, - [а затем,] как божественные и имеющие крепость божественной силы, жили по совершенному закону Евангелия Христова, творя Его волю как крепкие силой .

Слово 1 из корпуса «33 слов».

Прп. Иустин (Попович)

Прп. Максим Исповедник

Сам Господь после Воскресения сказал Апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам . Поэтому все, что заповедано, должен соблюдать всякий человек, крестившийся во имя Животворящей и Богоначальной Троицы. Ради этого Господь сочетал соблюдение всех заповедей с правой верой, поскольку Он ведал, что невозможно спасти человека одной только верой, отделенной от соблюдения заповедей. Поэтому и Давид, обладающий правой верой, обращается к Богу: Сего ради ко всем заповедем Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех (Пс. 118:128) . Ибо против всякого неправедного пути даны нам Господом заповеди, и если хоть одна [из них] останется в небрежении, то непременно вместо нее будет проложен противоположный ей путь зла”.

Слово о подвижнической жизни.

Блж. Иероним Стридонский

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа

Сначала они учат все народы, потом поят наученных водой. Ибо не может быть, чтобы тело приняло таинство крещения, если душа прежде не восприняла истины веры. А принимают крещение они во Имя Отца и Сына и Святого Духа, чтобы один дар был от Тех, божество Которых едино: и имя Троицы - один Бог.

Блж. Феофилакт Болгарский

Евфимий Зигабен

Шедше убо научите вся языки

вполне полагаясь на данную Мне власть. Сказав: вся языки, разумели народ еврейский. Марк (16, 15) сказал яснее: шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари ; а Лука (24, 47) еще подробнее: и проповедатися во имя Его покаянию и отпущению грехов во всех языцех, наченше от Иерусалима . Незлопамятен был Господь по отношению к кающимся. Когда Он воскрес и являлся ученикам, то не только не упомянул о том, что претерпел от иудеев, но даже не упрекнул ни Петра в отречении, ни остальных учеников в бегстве.

Крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

Вот наставление относительно Крещения и обучения. Одно имя у трех Лиц указывает на одно естество Святой Троицы. Имя разумей или Сый, или Бог, или другое какое-либо неизреченное; поэтому крестящие говорят только во имя…, ничего другого не присоединяя.

Экумений

Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа

В седьмой главе книги Исход Бог говорит божественному Моисею: Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им (Исх 6:2 -3). Он показывает, что оно больше, чем может вместить челове­ческий слух. Поэтому, давая апосто­лам наставление о том, как должно совершать крещение обратившихся к познанию Бога, Господь сказал: крестя их во имя , а сказав: имя , Он не сообщил имена в подлинном звучании. Ведь не было возможности для Него сделать их звучание доступным, но вместо подлинных Он сообщил имена, указывающие на отношения и личные. Первые Он употребил, произнеся: во имя Отца и Сына , а личное - прибав­ляя: и Святого Духа . Вслед­ствие этого, что наиболее основатель­но, и в книге Откровения Он не допускает, чтобы всем было известно истинное имя Единородного.